Влияние секулярных и антисекулярных аспектов «нового религиозного сознания» на становление метафизики Н.А. Бердяева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Павлов Илья Ильич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 425
Оглавление диссертации кандидат наук Павлов Илья Ильич
Введение
Актуальность исследования
Степень научной разработанности проблемы
Объект, предмет и границы исследования
Цель и задачи исследования
Теоретико-методологическая основа исследования
Научная новизна исследования
Положения, выносимые на защиту
Апробация работы
Часть I. Диалектика секуляризации в «новом религиозном сознании»
Глава 1. Интеллектуальная история и теории секуляризации
в контекстуальном изучении истории метафизики Бердяева
1.1. Методологические проблемы исследований религиозной
метафизики Бердяева
1.2. «Секулярный век» Ч. Тейлора как исследовательская программа
1.3. Традиция исследований диалектики секуляризации в истории русской мысли. «История русской философии» В. В. Зеньковского и ее кембриджское прочтение
1.4. Проблемы методологии Тейлора. От имманентной рамки
к имманентным логикам
1.5. Методологическая программа К. М. Антонова.
Историософское уб структурное понимание постсекулярности
Глава 2. «Новоерелигиозное сознание»: интеллектуально-исторический контекст
2.1. Исторические предпосылки
2.2. «Новое религиозное сознание»: проблема происхождения понятия
Глава 3. «Новое религиозное сознание» как теория и практика
семьи Мережковских
3.1. «Новое религиозное сознание» как концепция Мережковского: предыстория
3.2. Идеи «нового религиозного сознания» в работе «Л. Толстой и Достоевский»
3.3. Мережковские в поисках «нового религиозного действия»:
«троебратство» и Религиозно-философские собрания
3.4. Мережковский после 1905 г.: политическая радикализация
3.5. Секулярные и антисекулярные аспекты концепции Мережковского
Глава 4. «Новое религиозное сознание» против Христа: стратегия Розанова
4.1. Философская методология Розанова. Концепция «светлых» и «темных» «религиозных лучей». Пол и власть
4.2. Христос и насилие: доклад на Религиозно-философских собраниях
4.3. Вокруг «сладчайшего Иисуса»: доклады в Петербургском
Религиозно-философском обществе
4.4. Диалектика секуляризации в проекте Розанова
Выводы из первой части
Часть II. Диалектика «нового религиозного сознания»
в становлении метафизики Бердяева
Глава 1. Идейная эволюция Бердяева в период общения с кругом Мережковского
1.1. Бердяев до соприкосновения с кругом Мережковского: основные черты
1.2. Интерес Бердяева к темам «нового религиозного сознания» в 1903 г
1.3. Бердяев и круг Мережковского. «О новом религиозном сознании»
1.4. «Sub specie aeternitatis» как памятник идейной эволюции Бердяева
1.5. «Новое религиозное сознание и общественность»:
развитие идей Мережковского
1.6. «Христос и мир»: полемика с Розановым
Глава 2. Развитие идей «нового религиозного сознания»
в работах Бердяева 1909-1916 гг
2.1. Православие как «новое религиозное сознание»:
«Духовный кризис интеллигенции»
2.2. Новое «новое религиозное сознание»: «Философия свободы»
2.3. От «нового религиозного сознания» к «белой магии»: «Смысл творчества»
Глава 3. 1916 год: подведение итогов
3.1. «Новое христианство»: Бердяев подводит итоги
«нового религиозного сознания» как концепции Мережковского
3.2. Критика «Смысла творчества»: круг Мережковского подводит итоги
«нового религиозного сознания» как учения Бердяева
3.3. Итоги диалектики «нового религиозного сознания»
в становлении метафизики Бердяева
Глава 4. Векторы «нового религиозного сознания»
в постреволюционной метафизике Бердяева
4.1. Семантика «нового религиозного сознания» и стратегия умолчания
4.2. Историософская модель «нового религиозного сознания»
в метафизике истории Бердяева
4.3. Политическая метафизика «нового религиозного сознания»
в поздних работах Бердяева
Выводы из второй части
Заключение
Список литературы
Введение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Творческий феномен В.В. Розанова и "новое религиозное сознание"2008 год, доктор филологических наук Сарычев, Ярослав Владимирович
Философско-культурологические основания генеалогии секулярного дискурса в постсекулярном контексте2023 год, доктор наук Щипков Василий Александрович
Философия религии в русской метафизике XIX - начала XX века2008 год, доктор философских наук Антонов, Константин Михайлович
Философия и вера в религиозной метафизике С.Н. Булгакова2022 год, кандидат наук Ильин Иван Юрьевич
Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - нач. XX вв.2010 год, доктор философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние секулярных и антисекулярных аспектов «нового религиозного сознания» на становление метафизики Н.А. Бердяева»
Актуальность исследования
Одной из важных проблем, встающих перед исследователем метафизики отечественного философа Н. А. Бердяева, является вопрос об актуальности ее научного изучения. Каким образом метафизика — первая философия, philosophia perennis, рассматриваемая философами начиная с Аристотеля как абсолютно свободная от какого бы то ни было практического интереса — может обладать актуальностью? Более того: если практическая значимость современных версий западной метафизики, обсуждающих текущие проблемы онтологических предпосылок наших повседневных верований, — например, решающие вопрос о согласовании нашего опыта жизни от первого лица, в котором мы выступаем свободными агентами наших действий, с исследованиями когнитивных наук и нейрофизиологии, помещающих сознание в каузальные цепи материального мира, — в целом может быть обоснована, то в чем заключается актуальность религиозной метафизики русского философа, писавшего в прошлом веке и в такой стилистике, которая заставляет отдельных исследователей трактовать ее как безвозвратно устаревшую1?
На мой взгляд, практическая и теоретическая значимость историко-философского исследования религиозной метафизики Бердяева становится более очевидной, если мы обратим внимание на те процессы в современной интеллектуальной жизни, которые связываются с понятиями постсекулярного общества, характеризующегося возрастанием публичной роли религии2 и
1 Подобную оценку русской философии в целом можно встретить в статье: Бикбов А. Т. Как нужно изучать российскую и советскую философию, чтобы не умереть от скуки? // Финиковый компот. 2015. № 9. С. 63-65.
2 Подробнее см.: Хабермас Ю. Вера и знание // Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.,
2002. С. 129. Хабермас Ю. Постсекулярное общество — что это? Часть 1 // Российская философская газета. 2008, № 4 (18). Хабермас Ю. Постсекулярное общество — что это? Часть 2 // Российская философская газета. 2008, № 5 (19). О повороте Хабермаса к теме постсекулярного общества см.: Логинов А. В. Диалектика секулярного и постсекулярного в социальной теории Ю. Хабермаса //
4
необходимостью поиска рационального основания для диалога верующих и неверующих граждан, а также дискуссиями о возможной роли философии — в том числе метафизики — в решении интеллектуальных проблем постсекулярного общества3. Поскольку теоретическое осмысление феномена постсекулярного происходит преимущественно в западной академической жизни, оно чаще всего посвящено западным моделям христианства, а также исламу4, оказавшемуся своеобразным вызовом для западных либеральных демократий. Российский же материал в рамках современных дискуссий о постсекулярном не является изученным в достаточной мере. Данная проблема часто не замечается западными теоретиками, однако все чаще раздаются голоса исследователей, которые видят в данном пробеле упущение,
Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2010. №13 (56). С. 34-44. Общий обзор постсекулярной проблематики см.: Узланер Д. А. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. О десекуляризации см.: The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics / P. L. Berger (ed.). Washington, DC: Ethic and Public Policy Center, 1999. Возрастание публичной роли религии исторически связывается социальными теоретиками с такими процессами, как как Исламская революция в Иране в 1979 году, в результате которой на смену секулярному политическому устройству пришел режим, основанный на шариате, крушение СССР, провозглашавшего научный атеизм в качестве своей господствующей идеологии, и рост публичной роли православия на постсоветском пространстве, а также теракт 11 сентября 2001 года. Данные события заставили социальных теоретиков и религиоведов пересмотреть свое отношение к религии, ее роли в жизни общества и изменения этой роли с ходом истории и, в частности, отказаться от моделей, описывающих секуляризацию как однонаправленный и исторически детерминированный процесс снижения роли религии в обществе. См. об этом: Узланер Д. А. Конец религии? История теории секуляризации. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. Об истории самого понятия «секуляризация» и его значениях см.: Latre S., Vanheeswijck G. Secularization: History of the Concept // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences: Second Edition. 2015. P. 388-394.
3 См.: Узланер Д. А. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2011. № 3 (82). С. 3-32. Bengtson J. Explorations in Post-Secular Metaphysics. Palgrave Macmillan, 2015.
4 Наиболее интересную стратегию осмысления исламской версии секуляризации для построения общей антропологии секуляризма и модерна предлагает Т. Асад. Асад Т. Возникновение секулярного. Христианство, ислам, модерность. М.: Новое литературное обозрение, 2020. Также см. интересную работу, посвященную Турции. Erit V. Secularization of Alevis in Turkey. An Extension of Steve Bruce's Secularization Paradigm and Its Application to Alevi Communities in Turkey. Nijmegen, 2017.
представляющее собой одну из трудностей, с которыми сталкиваются современные западные исследования5.
При этом обращение к российскому контексту позволило бы не только восполнить пробел в наших представлениях об исторически наличных движениях секуляризации и десекуляризации — что не является собственной целью настоящей историко-философской диссертации, — но также обнаружить в истории стратегии философского мышления, которые могут быть продуктивно использованы в рамках поставленной Ю. Хабермасом проблемы поиска возможных рациональных оснований для диалога между верующими и неверующими гражданами. По мысли Хабермаса, подобный диалог требует разработки верующими перевода положений религиозной традиции на язык секулярной рациональности6. И одним из ярких примеров решения философами подобной задачи выступает традиция русской религиозной философии и конкретно — метафизика Бердяева.
Традиция русской религиозной философии, началом которой можно, следуя В. Ф. Эрну7 и В. В. Зеньковскому8, считать наследие украинского философа Г. С. Сковороды, пришла к наибольшему развитию в XIX веке под явным влиянием немецкого идеализма, а затем в XX веке привела к тому, что,
5 В частности, в качестве трудности игнорирование российского опыта рассматривает Э. ван дер Звеерде. Звеерде Э. ван дер. Осмысливая «секулярность» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012, № 2 (30). С. 107.
6 Оставаясь на позициях секулярного модерна, Хабермас подчеркивает, что констатация возникновения постсекулярного общества не должна приводить к полной отмене секулярных достижений — в частности, идеи свободы совести и фундаментального для современных государств принципа секулярной рациональности в публичной сфере (включая сферы судебной власти, законодательства и администрации). В связи с такой постановкой проблемы, философ и социальный теоретик разрабатывает свою идею необходимости рационального перевода, обеспечивающего возможности публичной дискуссии религиозных и секулярных граждан на общей почве. По мысли Хабермаса, верующие, чтобы быть услышанными, должны учиться переводить свои религиозные ценности на язык секулярного рационального обоснования. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. М.: Весь мир, 2011. С. 109-141. Жест Хабермаса необходимо понимать в рамках его теории модерна как незавершенного проекта. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Хабермас Ю. Политические работы / сост. А. В. Денежкина; пер. с нем. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2005. С. 7-31.
7 Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода: жизнь и учение. М.: Путь, 1912.
8 Зеньковский В. В. История русской философии. Харьков: Фолио; М.: Эксмо-пресс, 2001.
6
пользуясь словами Н. М. Зёрнова9, традиционно называют русским религиозным возрождением. На протяжении всей этой традиции мы видим, как русские религиозные философы пытались соединить достижения секулярной культуры и рациональности, которые для многих религиозных философов (например, П. Я. Чаадаева и Вл. С. Соловьева) включали в себя и социальные и политические ценности просвещенного Запада, с христианским вероучением.
Большинство русских религиозных мыслителей понимали, что осмысление религиозной традиции в понятиях современности не может касаться лишь уровня языка. Недостаточно просто найти новые рациональные доказательства для традиционных религиозных истин, поскольку перевод религиозной традиции на язык современности с необходимостью означал бы новую интерпретацию традиции — подобно тому, как всякий перевод текста всегда предполагает его интерпретацию. Задача осмысления христианства в свете произошедших к концу XIX - началу XX века процессов секуляризации и модернизации вскрывала множество проблем. Одними из тех философов, которые понимали необходимость не только поверхностного перевода, но и критического осмысления религиозной традиции, были представители движения «нового религиозного сознания» — Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев и другие примкнувшие к движению интеллектуалы.
В историческом контексте «нового религиозного сознания» мы видим явные параллели с современной постсекулярной ситуацией. Если сегодня Хабермас размышляет о проблеме дополитических оснований демократии10, то и в начале XX века многие религиозные философы ставили вопрос о философских основаниях политического действия, ориентированного на поиск идеала «религиозной общественности». Именно в период наиболее активных споров вокруг идеи «нового религиозного сознания» эти
9 Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Paris: YMCA-press, 1974.
10Хабермас. Между натурализмом и религией. С. 97-108.
7
размышления стали уделом не только уединенных философов-метафизиков, но оказывали реальное влияние на российскую публичную сферу, которая в то время, как подчеркивает американский русист К. Струп, «была насыщена дискуссиями о модернизации, секуляризации и отношениях между религией, государством и народом», причем «русская религиозная философия, которая не настолько экзотична, как ее порой изображают, была глубоко вовлечена в эти дискуссии», проходящие в постоянной связи с европейской интеллектуальной жизнью11. Разрабатывая интеллектуальные альтернативы атеистическим политическим движениям, религиозные философы стремились одновременно и оказать религиозное влияние на политику, и привнести в религию достижения секулярной свободы. Тенденции «нового религиозного сознания» отчетливо прослеживаются в философии Николая Бердяева, что делает актуальным обращение к его творчеству в контексте дискуссий о постсекулярном.
Более того, наследие Бердяева заслуживает отдельного внимания, поскольку, в отличие от большинства других представителей движения, Бердяев не только старался сформулировать религиозную доктрину и выразить ее на языке художественных образов (как это преимущественно делали Д. С. Мережковский и В. В. Розанов), но и разрабатывал идеи «нового религиозного сознания» в последовательной философской рефлексии, а также более критически, чем другие теоретики, размышлял о том, каким образом метафизика «нового религиозного сознания» может выражаться в тех или иных реальных политических действиях и разработке общественно-политической программы.
Также следует отметить, что перепрочтение Бердяевым традиционной христианской метафизики и теологии в его экзистенциалистской философии, ищущей альтернативные по отношению к властному дискурсу церковного
11 Струп ^.Российские истоки так называемого «постсекулярного момента». Некоторые предварительные наблюдения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014, №1 (32). С. 22.
догматического богословия способы мышления о Боге, приобретает особый интерес в контексте разрабатываемых в современной континентальной философии стратегий «слабой мысли» (например, у Д. Ваттимо12) и теологии после метафизики13. Данные подходы, развивая характерную для постструктуралистской философии критику метафизики как связанной с властью и насилием14 и отталкиваясь от критики традиционной метафизики и теологии в работах Хайдеггера15, ставят своей задачей переосмысление христианской теологии через отказ от метафизического дискурса о Боге. При этом, разделяя вместе с данными стратегиями философскую подозрительность по отношению к властному метафизическому дискурсу о религии, в истории часто действительно связанного с отношениями насилия, — достаточно вспомнить инквизицию, — Бердяев отнюдь не отказывается от возможности критически относящегося к религиозному насилию философа рассматривать и развивать христианскую метафизику, что еще более актуализирует его размышления в контексте современных дискуссий о месте метафизики в постсекулярной философии.
Следует отметить, что мои размышления об актуальности русской религиозной мысли в целом и идей Бердяева в частности для текущей постсекулярной ситуации не являются моим исключительным ноу-хау. Об этой перспективе в последние годы все чаще и чаще говорят историки русской философии. В качестве наиболее значимого события в процессе актуализации
12 Ваттимо Д. После христианства. М.: Три квадрата, 2007.
13 Яркий пример поиска способов мышления Бога «после метафизики» представляет книга Мануссакиса «Бог после метафизики», написанная в духе феноменологической традиции и с опорой на идеи Ж.-Л. Мариона. Мануссакис Дж. П. Бог после метафизики. Богословская эстетика. К.: Дух i лтера, 2014. Обзор и анализ этих и других стратегий см.: Коначева С. А. Бог после Бога. Пути постметафизического мышления. М.: РГГУ, 2019. О русской религиозной философии в контексте мышления «после метафизики» см.: Антонов К. М. Постметафизическое мышление. Теология и русская религиозная мысль // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. № 93. С. 133-138.
14 Об этой критике и ее философских основаниях см.: Гаспарян Д. Э. Введение в неклассическую философию. М.: РОССПЭН, 2011
15 См.: Хайдеггер М. Онто-тео-логическое строение метафизики // Хайдеггер М. Тождество и различие. М.: Логос, 1997. С. 29-59.
русской религиозной мысли для постсекулярных дискуссий, вне сомнения, необходимо выделить выход в 2016 году сборника статей ведущих историков русской религиозной мысли (преимущественно — зарубежных) под общим названием «За пределами модерна. Русская религиозная философия и пост-секуляризм»16. В это издание вошло и несколько статей, посвященных непосредственно Бердяеву, что еще раз демонстрирует актуальность обращения к его мысли в современном контексте.
Степень научной разработанности проблемы
Необходимо отметить, что сама по себе метафизика Бердяева является достаточно хорошо изученной. В качестве ключевых работ можно выделить исследования А. А. Ермичева17, П. П. Гайденко18, Н. В. Мотрошиловой19, М. В. Силантьевой20, С. А. Титаренко21, И. И. Евлампиева22, Ф. Линде23, Н. К.
16 Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism / A. Mrówczynski-Van Allen, T. Obolevitch, and P. Rojek (eds.). Eugene (Oregon): Pickwick Publications, 201б. Я предпочитаю переводить английские и немецкие понятия, обозначающие эпоху модерна / современности, словом «модерн»; прилагательное — «модерный». В отечественной литературе это наиболее принятый перевод. В то же время существуют и тексты, в которых это понятие переводится как «Современность» и пишется с большой буквы, чтобы отделить научное понятие от обыденного слова, — что, на мой взгляд, стилистически не лучшее решение.
17 Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. М.: Знание, 1990. Критику реконструкции Ермичева см.: Казаченко К. Ю. К вопросу о трансцендентной свободе в философии Н. А. Бердяева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2019. №2. С. 12-23. О свободе в метафизике Бердяева также см.: BodeaR.-O. Nikolai Berdyaev's Dialectics of Freedom: In Search for Spiritual Freedom // Open Theology. 2019. № 5. P. 299-308.
18 Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 301-322. Гайденко П. П. Мистический революционаризм Н. А. Бердяева // Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 5-18.
19МотрошиловаН. В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). М.: Республика, Культурная революция, 200б. С. 229-320.
20 Силантьева М. В. Экзистенциальная диалектика Николая Бердяева как философский метод // дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. М.: 2005.
21 Титаренко С. А. Специфика религиозной философии Николая Бердяева // дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.03. Ростов-на-Дону: 200б.
22 Евлампиев И. И. Абсолют как свобода: Н. Бердяев // Николай Александрович Бердяев. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. С. 37-85.
23 Linde F. The Spirit of Revolt. Nikolai Berdiaev's Existential Gnosticism. Stockholm, 2010.
10
Бонецкой24, а также ряд других25. Тем не менее, большинство исследователей ставят в первую очередь вопрос о трактовке концептуального содержания метафизики Бердяева в целом, не задаваясь целью осуществить ее последовательную историко-философскую генеалогию в связи с дискуссиями о «новом религиозном сознании», а также секулярными и антисекулярными аспектами данного феномена. Хотя исследователи философии Бердяева и признают влияние на нее «нового религиозного сознания»26, однако анализ данного влияния, как правило, сводится к утверждению, что период общения с представителями «нового религиозного сознания» оказал воздействие лишь на общие интенции Бердяева (в частности, на его критику исторического христианства) и на использование в его текстах слов о «религии Святого Духа» и, реже, о «Третьем Завете». До сих пор не проводилось такое историко-философское исследование, которое ставило бы эксплицитной целью подробно реконструировать развитие метафизики Бердяева в контексте влияния на него идей «нового религиозного сознания» на основании комплексной методологии, объединяющей и привлечение интеллектуально-исторического контекста дискуссий о «новом религиозном сознании», и концептуальный анализ теоретического содержания метафизики Бердяева в ее историческом развитии.
На мой взгляд, данный пробел в исследовательской литературе связан с той философской недооценкой значения феномена «нового религиозного сознания», которую выявляет А. В. Черняев27. На мой взгляд, данная недооценка обычно связана с привнесением историками философии в свою работу собственных представлений о философии, не всегда адекватных действительному историко-философскому материалу, — например, идеи, что
24 Бонецкая Н. К. Русский экзистенциализм. СПб: Алетейя, 2021.
25 Более подробный обзор существующих в актуальной исследовательской литературе подходов к метафизике Бердяева будет представлен в первой главе первой части диссертации.
26 В частности, см.: Половинкин С. М. Н. А. Бердяев и православие // Вестник РХГА. 2017. Т. 18. №3. С.143.
27 Черняев А. В. Николай Бердяев. Реформатор без Реформации // Вопросы философии. 2014. № 11. С. 79-80.
философией par excellence являются лишь отвлеченные метафизические концепции, а философская публицистика, реагирующая на злободневные общественно-политические проблемы, заслуживает в историко-философском каноне лишь периферийное место. Парадигмальным примером здесь выступает В. В. Зеньковский, который строит свою «Историю русской философии» исходя из предпочтения глобальных метафизических систем философской публицистике28, из-за чего «новому религиозному сознанию» в его работе посвящается лишь несколько страниц.
Наследие подхода Зеньковского мы обнаруживаем и в классических работах П. П. Гайденко. Как и в случае Зеньковского, здесь философские предпочтения автора находят свое выражение уже в самом способе структурирования историко-философского материала, делающем невозможной постановку исследовательской задачи последовательного (а не ограничивающегося общими фразами) анализа влияния «нового религиозного сознания» на метафизику Бердяева. Дело в том, что в книге Гайденко раздел, посвященный Бердяеву29, стоит перед разделом, в котором исследовательница
30
говорит о «новом религиозном сознании»30, причем сделано это в духе Зеньковского, задающего структуру своей книги исходя из особого предпочтения метафизическим системам: в исследовании Гайденко глава о Бердяеве помещена в раздел, посвященный повороту к метафизике в русской философии, и именно поэтому она выносится вперед анализа «нового религиозного сознания». Очевидно, что на структуру книги Гайденко повлияло традиционное для канона истории русской мысли восприятие Бердяева как в первую очередь философа, развивающего высокую религиозную метафизику, а «нового религиозного сознания» — как периферийного для истории философии культурного, общественного и
28 См. об этом: Павлов И. И. Диалектика секуляризации в России: к оценке «Истории русской философии» Василия Зеньковского // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. № 3. С. 253-276.
29 Гайденко. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. С. 301-322.
30 Там же. С. 323-355.
религиозного явления, чуждого теоретическим проблемам серьезной философии31. Такое априорное тематическое структурирование материала попросту блокирует постановку той исследовательской задачи, которой посвящена данная диссертация.
Среди существующей литературы по теме исследования наиболее подробное освещение связи Бердяева с «новым религиозным сознанием» предлагает И. В. Воронцова32. Однако анализ влияния «нового религиозного сознания» на метафизику Бердяева, представленный исследовательницей, не может быть признан достаточным: Воронцова скорее сопоставляет отдельные высказывания Бердяева с таковыми Мережковского, чем ставит задачу выявить влияние дискуссий о «новом религиозном сознании» на внутреннюю логику развития метафизики Бердяева. Также следует отметить, что Воронцова, как и другие исследователи, не ставит эксплицитно вопроса о научном анализе «нового религиозного сознания» в контексте культурных, социальных и политических процессов секуляризации и реакции на последнюю со стороны религиозных институтов.
Следует отметить, что недостаточная проработка влияния «нового религиозного сознания» на Бердяева находит свое отражение и в современных исследованиях наследия русского философа в контексте темы секуляризации. В частности, К. Й. Мьёр, вкратце анализируя мысль Бердяева как пример «русской религиозной философии в секулярном веке», в качестве одной из ключевых идей Бердяева рассматривает тезис о неполноте христианства и ожидании новой религии Святого Духа33. Это положение, как будет показано в диссертации, было позаимствовано Бердяевым у Мережковского, и
31 Именно идейный выпад против «нового религиозного сознания» из названной работы Гайденко цитирует Черняев, когда критикует пренебрежительное отношение историков русской философии к «новому религиозному сознанию». Черняев. Николай Бердяев. С. 79.
32 Воронцова И. В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. М.: ПСТГУ, 2008.
33 Мьёр К. Й. Русская религиозная философия в секулярный век // Историко-философский ежегодник. 2020. Т. 35. С. 276-277.
правильное понимание его философского смысла невозможно без реконструкции внутренней логики «нового религиозного сознания» в целом.
Но несмотря на тот факт, что в историко-философских исследованиях, посвященных метафизике Бердяева, влияние секулярных и антисекулярных аспектов «нового религиозного сознания» реконструируется в недостаточной мере, сам по себе феномен «нового религиозного сознания» изучен в научной литературе достаточно подробно34 и с разных сторон — в первую очередь, в работах не философов, а представителей смежных дисциплин, что еще раз подтверждает наблюдение А. В. Черняева. Собственно теоретическую философию «нового религиозного сознания» наиболее подробно реконструирует филолог Я. В. Сарычев35; другой вариант ее прочтения
34 В частности, см. библиографию основных (!) работ о Дмитрии Мережковском — главной фигуре «нового религиозного сознания», — занявшую более пятидесяти страниц. Холиков А. А. Основные научные работы о Мережковском: материалы к библиографии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 2 (24). С. 107-167. После публикации данного списка новые исследования, разумеется, отнюдь не переставали выходить. Давая общую оценку состоянию исследований, посвященных «новому религиозному сознанию», нельзя не отметить ряд публикаций, которые практически не опираются на предшествующую литературу и начинают свой анализ как бы с нуля. Яркий пример см.: Рожков В. П. Методологические основания «нового религиозного сознания» в философии В. С. Соловьева // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 4. С. 26-31. Но и более глубокие работы вряд ли в достаточной мере учитывают предшествующую научную литературу. См.: Перевозчикова Л. С., Черников М. В. «Новое религиозное сознание» как идейное течение русской культуры // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. № 9 (180). Выпуск 28. С. 100-104. Нижников С. А. Метафизические истоки «Нового религиозного сознания» в культуре Серебряного века и его политические последствия // Пространство и время. 2010. № 2. С. 117-126. Нижников С. А. Творчество Н. Бердяева в контексте «нового религиозного сознания» и его политические последствия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. Вып. 4 (8). С. 44-54. На мой взгляд, одной из причин такого явления служит уже отмеченная выше чрезвычайная дисциплинарная и методологическая разрозненность исследований «нового религиозного сознания», не позволяющая выработке в академической среде какого-либо консенсуса, результат которого мог бы стать общей почвой для дальнейших исследований.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Религиозная метафизика В.В. Розанова в контексте европейской философской культуры2006 год, кандидат философских наук Акимов, Олег Юрьевич
Христианская антропологическая традиция и проблема тела в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков2006 год, кандидат философских наук Соколова, Марина Геннадьевна
Специфика религиозной философии Николая Бердяева0 год, доктор философских наук Титаренко, Сергей Анатольевич
Метафизика личности в наследии Ф.М. Достоевского: философско-антропологический аспект2011 год, кандидат философских наук Корнева, Светлана Алексеевна
Религиозное образование в постсекулярном обществе2018 год, кандидат наук Демидов, Герман Васильевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Павлов Илья Ильич, 2021 год
Список литературы
1. A History of Russian Thought / W. Leatherbarrow and D. Offord (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2010.
2. Antonov K. "Secularization" and "Post-Secular" in Russian Religious Thought: Main Features // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 25-38.
3. Bengtson J. Explorations in Post-Secular Metaphysics. Palgrave Macmillan, 2015.
4. Besschetnova E. The Idea of Christian Unity at the End of the Nineteenth Century (the Case of Vl. S. Solovyov) // Church History and Religious Culture. 2019. No. 99. P. 46-63.
5. Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism / A. Mrowczynski-Van Allen, T. Obolevitch, and P. Rojek (eds.). Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016.
6. Bodea R.-O. Nikolai Berdyaev's Dialectics of Freedom: In Search for Spiritual Freedom // Open Theology. 2019. № 5. P. 299-308.
7. Breckner K. A. Christianity in the Times of Postmodernism? A Reconstruction of Answers by Sergey Bulgakov and Nikolai Berdyaev // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 168-174.
8. Brown W. Walled States, Waning Sovereignty. New York: Zone Books, 2010.
9. Coates R. Religious Renaissance in the Silver Age // A History of Russian Thought / W. Leatherbarrow and D. Offord (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 169-193.
10. Cocksworth A. "Soborny" Spirituality: Spirit and Spirituality in Berdyaev and Barth // Correlating Sobornost: Conversations between Karl Barth and
the Russian Orthodox Tradition. Minneapolis: Augsburg Fortress Publishers, 2016. P. 213-240.
11. Copleston F. C. Philosophy in Russia. From Herzen to Lenin and Berdyaev. Notre Dame (Ind.): Search Press, 1986.
12. Crone A. L. Eros and Creativity in Russian Religious Renewal. The Philosophers and the Freudians. Leiden, Boston: Brill, 2010.
13. Dobieszewski J. Post-Secularism. A Preliminary Outline of the Issue with a Certain Ancient Russian Context // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 49-56.
14. Eisenstadt S. Multiple Modernities // Daedalus. 2000. Vol. 129. No. 1. P. 1-29.
15. Erit V. Secularization of Alevis in Turkey. An Extension of Steve Bruce's Secularization Paradigm and Its Application to Alevi Communities in Turkey. Nijmegen, 2017.
16. Gillespie G. The Theological Origins of Modernity. Chicago: University of Chicago Press, 2009.
17. Giordan G. Spirituality // Handbook of Religion and Society / D. Yamane (ed.). Switzerland: Springer, 2016 P. 197-216.
18. Green M. Speech Acts // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL:
https://plato.stanford.edu/entries/speech-acts/
19. Gutner G. Post-Secularity vs. All-Unity // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 39-48.
20. Ilyushenko N. The Reception of Berdyaev's Philosophical Ideas in Mounier's Personalism // Russian Thought in Europe: Reception, Polemics, Development. Krakow: Akademia Ignatianum, 2013. P. 319-326.
21. Kessel J. H. V. van. Sophiology and Modern Society. Sergei Bulgakov's Conceptualization of an Alternative Modern Society. Nijmegen, 2020.
22. Latré S., Vanheeswijck G. Secularization: History of the Concept // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences: Second Edition. 2015. P. 388-394.
23. Linde F. The Spirit of Revolt. Nikolai Berdiaev's Existential Gnosticism. Stockholm, 2010.
24. Marchenkov V. L. Nikolai Berdyaev's Philosophy of Creativity as a Revolt Against the Modern Worldview // The Palgrave Handbook of Russian Thought / M. F. Bykova, M. N. Forster, and L. Steiner (eds.). Palgrave Macmillan, 2021. P. 217-238.
25. McKinlay B. Revelation in Nicolas Berdyaev's Religious Philosophy // Open Theology. 2017. № 3. P. 117-133.
26. Milbank J. Theology and Social Theory. Beyond Secular Reason. Oxford: Blackwell Publishing, 2006.
27. Mj0r K. J. A Russian Thinker or a Thinker in Russia? Some Tendencies in the Post-Soviet Reception of Nikolaj Berdjaev // Scando-Slavica. 2011. №2 57 (1). P. 25-47.
28. Mrówczynski-Van Allen A., Montiel Gómez S. Aspects of the Russian Tradition of Philosophical-Theological Synthesis in the Post-Secular Context. Georges Florovsky, Sergey Bulgakov, Alain Badiou, and the "Theology Dwarf" // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 13-24.
29. Mrówczynski-Van Allen A., Obolevitch T., Rojek P. "Abel, Where Is Your Brother Cain?" The Russian Way of Overcoming Modernity // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 1-9.
30. Obolevitch T. The Philosophy of Culture of Semen Frank and its Significance for the Post-Secular World // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 210-224.
31. Pavlov V. Personalism of Nikolai Berdyaev's Philosophy and French Personalism // Russian Thought in Europe: Reception, Polemics, Development. Krakow: Akademia Ignatianum, 2013. P. 307-317.
32. Rarot H. Religion in Public Life according to Nikolai Berdyaev // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 186-198.
33. Richardson D. B. Berdyaev's Philosophy of History. An Existentialist Theory of Social Creativity and Eschatology. The Hague: Martinus Nijhoff, 1968.
34. Rojek P. Post-Secular Metaphysics. Georges Florovsky's Project of Theological Philosophy // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 97-135.
35. Rosenthal B. G. D. S. Merezhkovskii Versus the Vekhi Authors // Landmarks Revisited. The Vekhi Symposium One Hundred Years On / Robin Aizlewood and Ruth Coates, eds. Boston MA: Academic Studies Press, 2013. P. 263-286.
36. Scherrer J. Die Petersburger Religiös-Philosophischen Vereinigungen: Die Entwicklung des religiösen Selbstverständnisses ihrer Intelligencija-Mitglieder (1901-1917). Berlin: Osteuropa-Institut an der Freien Universität Berlin, 1973.
37. Schrooyen P. W. Vladimir Solov'ev in the Rising Public Sphere. A Reconstruction and Analysis of the Concept of Christian Politics in the Publitsistika of Vladimir Solov'ev. Nijmegen, 2006.
38. Searle J. R. A Taxonomy of Illocutionary Acts // Language, Mind, and Knowledge (Minnesota Studies in the Philosophy of Science 7). Minneapolis: University of Minnesota Press. 1975. P. 344-369.
39. Shapiro I. Realism in the Study of the History of Ideas // History of Political Thought. 1982. Vol. 3. No. 3. P. 535-578.
40. Sisto W. Sergey Bulgakov's Trinitarian Anthropology. Meaning, Hope, and Evangelizing in a Post-Secular Society // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 136-144.
41. Stark K. The Idea of God-Man in Nicolas Berdyaev's Existentialism // Phenomenology and Existentialism in the Twentieth Century. Book One: New Waves of Philosophical Inspiration (Analecta Husserliana, vol. 103). Dordrecht: Springer, 2009. P. 217-229.
42. Stark M. W. The Philosophy of Time and History in the Thought of Sergei Bulgakov and Nikolai Berdiaev. London: University College London, 2013.
43. Stroop C. 'A Christian Solution to International Tension': Nikolai Berdyaev, the American YMCA, and Russian Orthodox Influence on Western Christian Anti-Communism, c. 1905-60 // Journal of Global History. 2018. Vol. 13. P. 188-208.
44. Stroop C. Nationalist War Commentary as Russian Religious Thought: The Religious Intelligentsia's Politics of Providentialism // The Russian Review. 2014. 72. P. 94-115.
45. Stroop C. Thinking the Nation through Times of Trial: Russian Philosophy in War and Revolution // Russian Culture in War and Revolution, 191422. Book 2: Political Culture, Identities, Mentalities, and Memory / M. Frame, B. Kolonitskii, S. G. Marks, and M. K. Stockdale (eds.). Bloomington (IN): Slavica Publishers, 2014 P. 199-220.
46. Tabatadze O. The Way Journal (1925-1941) and the Question of Freedom in the Context of European Post-Secular Culture // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 225-237.
47. Taylor C. A Secular Age. Cambridge (Mass.) and London: The Belknap Press of Harvard University Press. 2007.
48. Terpstra M. "God's Case on Earth". Notes on Theocracy and the Political Theology of Vladimir Soloviov // Soloviev, Reconciler and Polemist. Leuven: Peeters, 2000. P. 411-429.
49. The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics / P. L. Berger (ed.). Washington, DC: Ethic and Public Policy Center, 1999.
50. Vaganova N. Russian Sophiology and the Problem of the Subject in Modern Philosophy // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 86-96.
51. Voytsel K. Comparison of the Ontology of the "Humanity of God" in Nikolai Berdyaev's and Karl Barth's Thought // Russian Thought in Europe: Reception, Polemics, Development. Krakow: Akademia Ignatianum, 2013. P. 327346.
52. Wozniak M. Towards a New Understanding of Immanence and Transcendence. The Concept of Kairos in the Writings of Nikolai Berdyaev and Paul Tillich // Beyond Modernity. Russian Religious Philosophy and Post-Secularism. Eugene (Origon): Pickwick Publications, 2016. P. 175-185.
53. Zweerde E. van der. On the Political (Pre-)Conditions of Philosophical Culture // Transcultural Studies. 2014. Vol. 10 (1). P. 63-92.
54. Zweerde E. van der. Russian Political Philosophy: Between Autocracy and Revolution // The Palgrave Handbook of Russian Thought / M. F. Bykova, M. N. Forster, and L. Steiner (eds.). Palgrave Macmillan, 2021. P. 73-93.
55. Агаджанян А. С. «Множественные современности», российские «проклятые вопросы» и незыблемость секулярного Модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 1 (30). С. 124-147.
56. Аляев Г. Е. Русская философия вокруг С. Л. Франка. Избранные статьи. М.: Модест Колеров, 2020.
57. Антонов К. М. «Как возможна религия?»: Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX-XX веков. В 2 ч. М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
58. Антонов К. М. Политическое измерение русской религиозной философии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 264-294.
59. Антонов К. М. Постметафизическое мышление. Теология и русская религиозная мысль // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие.
Философия. Религиоведение. 2021. № 93. С. 133-138.
408
60. Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике XIX -начала XX века. М.: ПСТГУ, 2008.
61. Антонов К. М., Кырлежев А. И. Новая интерпретация истории русской религиозной мысли: философия религии как значимый аспект религиозной философии // Вопросы теологии. 2020. Том 2. № 2. С. 368-383.
62. Асад Т. Возникновение секулярного. Христианство, ислам, модерность. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
63. Асколъдов С. А. О старом и новом религиозном сознании // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): история в материалах и документах. В 3 т. Т. 1. 1907-1909. М.: Русский путь, 2009. С. 33-72.
64. Атнашев Т. М., Велижев М. Б. История политических языков в России: к методологии исследовательской программы // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. II. № 3. С. 107-137.
65. Атнашев Т. М., Велижев М. Б. Кембриджская школа: история и метод // Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 7-50.
66. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 384-391.
67. Бердяев Н. А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 гг.). М.: Канон+, 2002.
68. Бердяев Н. А. Ветхий и Новый завет в религиозном сознании Л. Толстого // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 2. М.: Искусство, Лига, 1994. С. 461-483.
69. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 363-462.
70. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон+, 2009.
71. Бердяев Н. А. Из этюдов о Я. Беме. Этюд I. Учение об Ungrund // Путь. 1930. № 20. С. 47-79.
72. Бердяев Н. А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб.: РХГИ, 1996.
73. Бердяев Н. А. Истина православия // Православие: pro et contra / под ред. В. Федорова. СПб: РХГА, 2001. С. 386-394. Комментарий. С. 572574.
74. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж: YMCA-Press, 1955.
75. Бердяев Н. А. Марксизм и религия. Религия как орудие господства и эксплуатации. Париж: YMCA-Press, 1928.
76. Бердяев Н. А. Мутные лики. Типы религиозной мысли в России. М.: Канон+, 2004.
77. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+, 1999.
78. БердяевН. А. Новое средневековье: размышление о судьбе Европы и России // Смысл истории. Новое средневековье. М.: Канон+, 2002. С. 219310.
79. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 19-252.
80. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 3-162.
81. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 163286.
82. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Париж: YMCA-Press, 1971.
83. Бердяев Н. А. Русская религиозная идея // Проблемы русского религиозного сознания. Берлин, YMCA-Press, 1924. С. 52-138.
84. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Книга, 1991.
85. Бердяев Н. А. Смысл истории. Париж: YMCA-Press, 1969.
410
86. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 251-580.
87. Бердяев Н. А. Субъективизм и идеализм в общественной философии. М.: Астрель, 2008.
88. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 317-362.
89. Бердяев Н. А. Философия неравенства. Берлин: Обелиск, 1923.
90. Бердяев Н. А. Философия свободного духа: проблематика и апология христианства // Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 13-228.
91. Бердяев Н. А. Философия свободы // Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 9-250.
92. Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. С. 11-30.
93. Бердяев Н. А. Христианство и активность человека. Париж: УМСЛ-РгеББ, 1929.
94. Бердяев Н. А. Христианство и классовая борьба. Париж: ТМСА-РгеББ, 1931.
95. Бердяев Н. А. Христос и мир // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): история в материалах и документах. В 3 т. Т. 1. 1907-1909. М.: Русский путь, 2009. С. 183-222.
96. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря // Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 287-356.
97. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 253-357.
98. Бердяев Н. А. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма [1902]. М.: Модест Колеров, 2018. С. 113164.
99. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж: УМСЛ-РгеББ, 1934.
100. Берлин И. История свободы. Россия. М.: НЛО, 2001.
101. Берлин И. Русские мыслители. М.: Энциклопедия-ру, 2017.
102. Бибихин В. В. Другое начало. М.: Наука, 2003.
103. Бикбов А. Т. Как нужно изучать российскую и советскую философию, чтобы не умереть от скуки? // Финиковый компот. 2015. № 9. С. 63-65.
104. Бисеров А. Ю. Новое религиозное сознание в творчестве З. Н. Гиппиус / дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М.: 2003.
105. Богданов А. А. Новое средневековье. О «Проблемах идеализма» // Н. А. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1994. С. 120-145.
106. Бонецкая Н. К. В поисках Неведомого Бога. Мережковский — мыслитель. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
107. Бонецкая Н. К. Русский экзистенциализм. СПб: Алетейя, 2021.
108. Бонецкая Н. К. Серебряный век как критика языка // Вестник культурологии. 2019. №1 (88). С. 129-146.
109. Валицкий А. В кругу консервативной утопии. Структура и метаморфозы русского славянофильства. М.: НЛО, 2019.
110. Валицкий А. История русской мысли от просвещения до марксизма. М.: Канон+, 2013.
111. Валицкий А. Философия права русского либерализма. М.: Мысль,
2012.
112. Ваттимо Д. После христианства. М.: Три квадрата, 2007.
113. Вебер М. Основные социологические понятия // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 2. С. 89-127.
114. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.
115. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии / под ред. Л. Г. Ионина. В 4 т. Т. 1. Социология. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.
116. Велижев М. Б. Язык и контекст в русской интеллектуальной истории: первое «Философическое письмо» Чаадаева // Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 500-521.
117. Витгенштейн Л. Философские исследования / пер. с нем. Л. Добросельского. М.: АСТ, 2010.
118. Воеводина А. А. Социальная доктрина и общественно-политическая деятельность З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского в контексте развития русского христианского либерализма / дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Казань, 2010.
119. Волков В. В. Общественность: забытая практика гражданского общества // Pro et Contra. 1997. Т. 2. № 4. С. 77-91.
120. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб.: ЕУ СПб, 2008.
121. Воронцова И. В. Новое религиозное сознание и «неохристианство» (дискуссия в Петербургском религиозно-философском обществе в 1907-1909 гг.) // Христианское чтение. 2017. №2. С. 307-324.
122. Воронцова И. В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. М.: ПСТГУ, 2008.
123. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
124. Гайденко П. П. Мистический революционаризм Н. А. Бердяева // Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 5-18.
125. Галъцева Р. А. Николай Бердяев — философ творчества и теоретик культуры // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. М.: Искусство, Лига, 1994. С. 7-36.
126. Гаспарян Д. Э. Введение в неклассическую философию. М.: РОССПЭН, 2011.
127. Гегелъ Г. Ф. В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974.
128. Гелдерен М. ван. Между Кембриджем и Гейдельбергом: Понятия, языки и образы в интеллектуальной истории // Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 381-405.
129. Глухов А. А. Фуко как сверхавтор // Логос. 2019. Т. 29. №2 2. С. 104125.
130. Головушкин Д. А. Религиозное обновление в русском религиозно-философском дискурсе начала XX века // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т. 17. Вып. 4. С. 254-262.
131. Гончарова Е. И. «Революционное христовство» // «Революционное христовство»: письма Мережковских к Борису Савинкову. СПб.: Пушкинский дом, 2009. С. 5-88.
132. Гудилина Е. Н. В поисках Пути: Христианское братство борьбы и его программа // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 74-91.
133. Гутнер Г. Б. Секулярность, постсекулярность и русская религиозная философия // Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2015. Вып. 16. С. 63-82.
134. Гутнер Г. Б. Секулярность, постсекулярность и универсализм. Замечания к диалогу Хабермаса и Ратцингера // Хабермас Ю., Ратцингер Й. Диалектика секуляризации: о разуме и религии. М.: ББИ, 2006. С. 7-23.
135. Джохадзе И. Д. Ричард Рорти как историк философии // История философии. 2012. № 17. С. 3-24.
136. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эпилогом. В 2-х т. Т. I. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1881.
137. Евлампиев И. И. Абсолют как свобода: Н. Бердяев // Николай Александрович Бердяев. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. С. 37-85.
138. Евлампиев И. И. Евангелие Истины и рождение христианской
философии // История философии. 2017. Т. 22. № 1. С. 15-26.
414
139. Жукова О. А. Творчество Чаадаева и его интерпретация в интеллектуальной культуре Серебряного века // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 1. С. 68-83.
140. Жукова О. А. Философия новой духовности: творческий манифест Николая Бердяева // Философские науки. 2014. № 4. С. 37-51.
141. Жукова О. А. Философия русской культуры. Метафизическая перспектива человека и истории. М.: Согласие, 2017.
142. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (19011903 гг.) / под ред. С. М. Половинкина. М.: Республика, 2005.
143. Захаров Д. В. Эволюция киновестерна в русле циклических процессов (1980-е - 2010-е годы) / дисс. ... канд. искусствовед.: 17.00.03. М.: 2018.
144. Захваткин А. В. Д. С. Мережковский и Н. А. Бердяев: размышления о церкви // Вестник РХГА. 2012. Т. 13. Вып. 2. С. 124-131.
145. Звеерде Э. ван дер. Осмысливая «секулярность» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 69-113.
146. Звейрде Э. ван дер. Деконструкция и нормализация: к оценке философского наследия Владимира Соловьева // Взгляд со стороны на историю русской и советской философии. СПб.: Алетейя, 2017. С. 214-233.
147. Звейрде Э. ван дер. Народный подъем и политическая философия «веховцев» // Взгляд со стороны на историю русской и советской философии. СПб.: Алетейя, 2017. С. 512-539.
148. Звейрде Э. ван дер. Новый взгляд на советскую философию: почему Йозеф Бохеньский оказался прав, в то время как ошибался // Взгляд со стороны на историю русской и советской философии. СПб.: Алетейя, 2017. С. 266-285.
149. Зеньковский В. В. История русской философии. Харьков: Фолио; М.: Эксмо-пресс, 2001.
150. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М.: Канон+,
151. Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Paris: YMCA-press, 1974.
152. Зобнин Ю. В. Дмитрий Мережковский. Жизнь и деяния. М.: Молодая гвардия, 2008.
153. Казаченко К. Ю. К вопросу о трансцендентной свободе в философии Н. А. Бердяева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2019. .№2. С. 12-23.
154. Камнев В. М., Камнева Л. С. Религиозное и секулярное в русской философии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. N° 1 (32). С. 13-20.
155. Кантор В. К. Мережковский, или Актуализация религиозно-философских смыслов европейской культуры // Вопросы философии. 2019. N 8. С. 124-133.
156. Кантор В. К. Русская мысль, или «Самостоянье человека». Философические эссе. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020.
157. Кантор В. К. Трагедия и правда русского европеизма // Либеральные ценности и консервативный тренд в европейской политике и обществе. М.: РОДП «Яблоко», 2015. С. 53-64.
158. Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
159. Колеров М. А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902-1909. СПб.: Алетейя, 1996.
160. Коначева С. А. Бог после Бога. Пути постметафизического мышления. М.: РГГУ, 2019.
161. Кувакин В. А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М.: Мысль, 1980.
162. Куренной В. А. История философской истории понятий: предисловие к переводу Г. Люббе // Социология власти. 2017. Т. 29. N 4. С. 197-239.
163. ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. М., СПб.: Алетейя, 1998.
164. Логинов А. В. Диалектика секулярного и постсекулярного в социальной теории Ю. Хабермаса // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2010. №13 (56). С. 34-44.
165. Лосев А. Ф. Русская философия // Философия. Мифология. Культура. М.: Полииздат, 1991. С. 209-236.
166. Лукач Г. Овеществление и сознание пролетариата // Лукач Г. История и классовое сознание. М.: Логос-Альтера, 2003. С. 179-302.
167. Лучков Н. А., Аношкин П. П. Государство и политическое насилие в философии политики Н. А. Бердяева // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 3 (54). С. 110-117.
168. Люббе Г. Быть и именоваться. История значения как поле политического языкового действия // Социология власти. 2017. Т. 29. № 4. С. 240-256.
169. Лямцев Е. В. Экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли // дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03. М.: 2007.
170. Мамардашвили М. К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1968. № 6. С. 14-25.
171. Мануссакис Дж. П. Бог после метафизики. Богословская эстетика. К.: Дух i лггера, 2014.
172. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т. Т. 42. М.: Политиздат, 1974. С. 41174.
173. Матич О. Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fin de siècle в России. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
174. Мейер А. А. Новое религиозное сознание // Н. А. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1994. С. 280-283.
175. Мейер А. А. Новое религиозное сознание и творчество Н. А.
Бердяева // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге
417
(Петрограде): история в материалах и документах. В 3 т. Т. 3. 1914-1917. М.: Русский путь, 2009. С. 409-440.
176. Менъ А. В. Русская религиозная философия. М: Жизнь с Богом,
2008.
177. Мережковский Д. С. В тихом омуте // Не мир, но меч. Харьков, М.: Фолио, АСТ, 2000. С. 573-717.
178. Мережковский Д. С. Гоголь и черт. М.: Скорпион, 1906.
179. Мережковский Д. С. Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев. Пг.: Т-во И. Д. Сытина, 2015.
180. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. М.: Наука, 2000.
181. Мережковский Д. С. Лица святых от Иисуса к нам. М.: Республика,
1997.
182. Мережковский Д. С. Не мир, но меч // Не мир, но меч. Харьков, М.: Фолио, АСТ, 2000. С. 5-482.
183. Мережковский Д. С. Опять о интеллигенции и народе // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): история в материалах и документах. В 3 т. Т. 1. 1907-1909. М.: Русский путь, 2009. С. 567-602.
184. Мережковский Д. С. Тайна Трех. Египет и Вавилон. Прага: Пламя,
1925.
185. Мережковский Д. С., Гиппиус З. Н., Философов Д. В. Царь и революция [Париж, 1907] / под ред. М. А. Колерова. М.: ОГИ, 1999.
186. Михайловский А. В. Макс Шелер о политическом православии Ф. М. Достоевского и русской любви к страданию // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5. № 1. С. 201-215.
187. Михайловский А. В. Онтология фандрайзинга // Сократ. 2016. Сентябрь. С. 86-91.
188. Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). М.: Республика, Культурная революция, 2006.
189. Мьёр К. Й. Русская религиозная философия в секулярный век // Историко-философский ежегодник. 2020. Т. 35. С. 263-282.
190. Нижников С. А. Метафизические истоки «Нового религиозного сознания» в культуре Серебряного века и его политические последствия // Пространство и время. 2010. № 2. С. 117-126.
191. Нижников С. А. Творчество Н. Бердяева в контексте «нового религиозного сознания» и его политические последствия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. Вып. 4 (8). С. 44-54.
192. Николюкин А. Н. Возвращенная книга // Розанов В. В. В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. С. 439-442.
193. Остин Дж. Как совершать действия при помощи слов // Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 13-135.
194. Павлов А. В. Приключения метода: Кембриджская школа (политической мысли) в контекстах // Логос. 2018. Т. 28. № 4. С. 261-302.
195. Павлов А. В. Философия культуры в постпостмодернизме: критический анализ / дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. М.: 2019.
196. Павлов И. И. «Христос и мир»: метафизическая аргументация в полемике В. Розанова и Н. Бердяева // Вопросы философии. 2019. № 10. С. 122-131.
197. Павлов И. И. Диалектика секуляризации в России: к оценке «Истории русской философии» Василия Зеньковского // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. № 3. С. 253-276.
198. Пайман А. Интеллигенция и церковь. К вопросу о возникновении Религиозно-философских собраний // Вестник РХГА. 2006. № 2. С. 111-114.
199. Перевозчикова Л. С., Черников М. В. «Новое религиозное сознание» как идейное течение русской культуры // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. № 9 (180). Выпуск 28. С. 100-104.
200. Половинкин С. М. Н. А. Бердяев и православие // Вестник РХГА. 2017. Т. 18. №3. С. 142-148.
201. Половинкин С. М. На изломе веков. О религиозно-философских собраниях 1901-1903 годов // Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903 гг.). М.: Республика, 2005. С. 490-510.
202. Поляков Л. В. Философия творчества Николая Бердяева // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 3-8.
203. Порус В. Н. Вступительная статья. О современных исследованиях творчества Н. Бердяева // Николай Александрович Бердяев. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. С. 5-12.
204. Порус В. Н. Н. А. Бердяев: эсхатология свободы // Николай Александрович Бердяев. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. С. 86-128.
205. Рихтер М. Покок, Скиннер и BegriffsgescЫchte // Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 347-380.
206. Рожков В. П. Методологические основания «нового религиозного сознания» в философии В. С. Соловьева // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 4. С. 26-31.
207. Розанов В. В. «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф. М. Достоевского // Сочинения. Т. 3. «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф. М. Достоевского и другие статьи: 1891-1892. М.: Прогресс-Плеяда, 2013. С. 30229.
208. Розанов В. В. В темных религиозных лучах // В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. С. 95-435.
209. Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., 1911.
210. Розанов В. В. О нужде и неизбежности нового религиозного
сознания // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге
420
(Петрограде): история в материалах и документах. В 3 т. Т. 1. 1907-1909. М.: Русский путь, 2009. С. 73-112.
211. Розанов В. В. О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира (по поводу статьи Д. С. Мережковского «Гоголь и о. Матвей») // Религиозно -философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): история в материалах и документах. В 3 т. Т. 1. 1907-1909. М.: Русский путь, 2009. С. 139-182.
212. Розанов В. В. О типах религиозной мысли в России // Бердяев Н. А. Мутные лики. М.: Канон+, 2004. С. 352-358.
213. Розанов В. В. О христианском аскетизме // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): история в материалах и документах. В 3 т. Т. 1. 1907-1909. М.: Русский путь, 2009. С. 283-290.
214. Розанов В. В. Около церковных стен. М.: Республика, 1995.
215. Розанов Н. П. О «новом религиозном сознании» (Мережковский и Бердяев) // Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+, 1999. С. 320-354.
216. Рорти Р. Историография философии: четыре жанра // Рассел Б. История западной философии. Т. 2. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1994. С. 305-330.
217. Сапов В. В. Вокруг «Вех» (Полемика 1909-1910 годов) // Вопросы литературы. 1994. № 4. С. 120-172.
218. Сарычев Я. В. В. В. Розанов: логика творческого становления (1880-1890-е годы). Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006.
219. Сарычев Я. В. Религия Дмитрия Мережковского: «неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение. М.: Флинта, 2017.
220. Сарычев Я. В. Творческий феномен В. В. Розанова и «новое религиозное сознание» / дисс. ... док. филол. наук: 10.01.01. М.: 2008.
221. Сарычев Я. В. Творчество В. В. Розанова 1900-1910-х годов: феноменология религиозных и художественно-эстетических исканий. М.: Флинта, 2017.
222. Семигин В. Л. Д. С. Мережковский в общественно-культурной жизни России конца XIX века: 1880-1893 // дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М.: 2004.
223. Сидорина Т. Ю. Культурные трансформации XX века: кризис культуры в оценке западноевропейских и отечественных мыслителей. М.: Проспект, 2018.
224. Силантьева М. В. Экзистенциальная диалектика Николая Бердяева как философский метод // дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. М.: 2005.
225. Скиннер К. Значение и понимание в истории идей // Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 53-122.
226. Скиннер К. Мотивы, намерения и интерпретация текстов // Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 123-141.
227. Соболева М. Е. Онтология времени: Бердяев и Хайдеггер // Вопросы философии. 2020. № 3. С. 137-148.
228. Соловьев В. С. Смысл любви // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 493-547.
229. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 635-762.
230. Степун Ф. А. Мистическое мировидение. Пять образов русского символизма. СПб.: Владимир Даль, 2012.
231. Струп К. Российские истоки так называемого «постсекулярного момента». Некоторые предварительные наблюдения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. №1 (32). С. 9-39.
232. Тейлор Ч. Секулярный век. М.: ББИ, 2017.
422
233. Тейлор Ч. Структуры закрытого мира // Логос. 2011. № 3 (82). С. 33-55.
234. Терлецкий В. Хилиастические чаяния в «новом религиозном сознании» // Христианское чтение. 1912. № 12. С. 1411-1419
235. Титаренко С. А. Специфика религиозной философии Николая Бердяева // дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.03. Ростов-на-Дону: 2006.
236. Узланер Д. А. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2011, № 3 (82). С. 3-32.
237. Узланер Д. А. Конец религии? История теории секуляризации. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.
238. Узланер Д. А. От секулярной современности к «множественным»: социальная теория о соотношении религии и современности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 1 (30). С. 8-32.
239. Узланер Д. А. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Изд-во Института Гайдара, 2020.
240. Филиппов А. Ф. Элементарная социология. Введение в историю дисциплины. М.: Рипол-классик, Панглосс, 2019.
241. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж: 1937.
242. Фриз Г. Вся власть приходам? Проблемы церковной реформы в пореформенной России // «Губительное благочестие»: Российская церковь и падение империи. СПб.: ЕУ СПб, 2019. С. 90-131.
243. Фриз Г. Служанка государства? Переоценка роли Церкви в императорской России // «Губительное благочестие»: Российская церковь и падение империи. СПб.: ЕУ СПб, 2019. С. 17-44.
244. Фриз Г. Церковь и политика на закате императорской России: кризис и радикализация православного духовенства // «Губительное благочестие»: Российская церковь и падение империи. СПб.: ЕУ СПб, 2019. С. 55-89.
245. Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания,
власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996. С. 47-96.
423
246. Фуко М. Технологии себя // Логос. 2008. № 2 (65) С. 96-122.
247. Хабермас Ю. Вера и знание // Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.
248. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. М.: Весь мир, 2011.
249. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Хабермас Ю. Политические работы / сост. А. В. Денежкина; пер. с нем. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2005. С. 7-31.
250. Хабермас Ю. Постсекулярное общество — что это? Часть 1 // Российская философская газета. 2008, № 4 (18).
251. Хабермас Ю. Постсекулярное общество — что это? Часть 2 // Российская философская газета. 2008, № 5 (19).
252. Хабермас Ю., Ратцингер Й. Диалектика секуляризации: о разуме и религии. М.: ББИ, 2006.
253. Хайдеггер М. Онто-тео-логическое строение метафизики // Хайдеггер М. Тождество и различие. М.: Логос, 1997. С. 29-59.
254. ХайдеггерМ. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. СПб.: Наука, 2006.
255. Холиков А. А. Дмитрий Мережковский. Из жизни до эмиграции: 1865-1919. СПб.: Алетейя, 2010.
256. Холиков А. А. Основные научные работы о Мережковском: материалы к библиографии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 2 (24). С. 107-167.
257. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997.
258. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.
259. Чаадаев П. Я. Философические письма // Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. М.: Наука, 1991. С. 320-440.
260. Чернусь В. К. «Онтологизация сознания» в философии С. Л. Франка и Н. А. Бердяева / дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.01. М.: 2020.
261. Черняев А. В. Николай Бердяев. Реформатор без Реформации // Вопросы философии. 2014. № 11. С. 79-87.
262. Черняев A. В., Бердникова A. Ю. Теологическая рецепция идей Н. А. Бердяева на Западе // Христианское чтение. 2020. № 6. С. 166-173.
263. Шеллинг Ф. В. Й. Система мировых эпох: мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста Ласо. Томск: Водолей, 1999.
264. Шеллинг Ф. В. Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1989. С. 86-158.
265. Шестов Л. И. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия // Н. А. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб: РХГИ, 1994. С. 411-436.
266. Эйзенштадт Ш. Новые религиозные констелляции в структурах современной глобализации и цивилизационная трансформация // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 1 (30). С. 33-56.
267. Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода: жизнь и учение. М.: Путь, 1912.
268. Эрн В. Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991.
269. Эткинд А. М. Хлыст. Секты, литература и революция. М.: Новое литературное обозрение, 1998.
270. Ямпольская А. В. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода. М.: РГГУ, 2013.
271. Янишевская И. В. Религиозная общественность и Церковь Грядущего: поиск Мережковских // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 2. № 1. С. 79-88.
272. Янишевская И. В. Религиозные искания Д. Мережковского и З. Гиппиус: от символизма к религии Третьего Завета // Соловьевские исследования. 2010. № 3 (27). С. 64-77.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.