Русское фортепианное скерцо второй половины XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Белаш, Елена Викторовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 216
Оглавление диссертации кандидат наук Белаш, Елена Викторовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Феномен скерцо в музыке: форма, жанр, стиль
1.1. Учебные пособия и музыкальные руководства форме
скерцо
1.2. Скерцо как жанровая форма
1.3. Скерцо как жанровый стиль
Глава 2. Русское фортепианного скерцо: черты национальной стилистики
2.1.Вопросы стилистики в изучении музыкально-художественных явлений. Стилистика скерцо
2.2. Скерцо в аспекте русской национальной стилистики
2.3. Фортепианная составляющая русского скерцо
Глава 3. Скерцо-миниатюры в фортепианных циклах П. Чайковского и А. Аренского
3.1. Скерцо как разновидность фортепианной миниатюры: общие и национальные черты
3.2. Скерцо-миниатюра в фортепианном стиле П. Чайковского
3.3. Скерцо и скерцино в фортепианном стиле А. Аренского (на примере
«Скерцино» из «Двадцати четырех характеристических пьес» ор. 36)
Глава 4. Концертные скерцо в фортепианных стилях П. Чайковского и А. Бородина
4.1. Концертность и камерность в жанре фортепианного скерцо
4.2. Концертные скерцо П. Чайковского
4.2.1. «Русское скерцо» ор. 1 №1: концертно-симфонический виртуозный стиль
4.2.2. «Вальс-скерцо» ор. 7: салонно-камерная стилистика в концертном преломлении
2
4.2.3. «Скерцо-фантазия» (№10, op. 72): стилевой синтез миниатюры и
концертной формы
4.3. А. Бородин «Скерцо» As-dur: синтез «танцевальной» и «фантастической»
стилистики жанра
Заключение
Список используемой литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Фортепианная миниатюра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI вв.: проблемы стиля и интерпретации2013 год, кандидат искусствоведения Говар, Наталья Алексеевна
Фортепианная миниатюра отечественных композиторов XX – первой четверти XXI веков как историко-культурный и художественный феномен2024 год, доктор наук Говар Наталья Алексеевна
Концерты П. И. Чайковского в контексте позднеромантического фортепианного искусства2022 год, кандидат наук Беляк Дмитрий Владимирович
Жанрово-стилевые особенности фортепианных сочинений А. В. Самонова2022 год, кандидат наук Бачковский Станислав Анатольевич
Фортепианное творчество Александра Черепнина в контексте его артистической карьеры2017 год, кандидат наук Рубан Наталья Леонидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русское фортепианное скерцо второй половины XIX века»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Музыкальный жанр, как и жанр в искусстве вообще, - «магический кристалл», через который «анализируется жизнь» (В. Шкловский [159]).
Это относится и к жанру скерцо - музыкально-художественному феномену, прошедшему интереснейший и «извилистый» путь эволюции. Границы «семантического поля», доступного скерцо, простираются от музыкальной пьесы-шутки до онтологической концепции Homo ludens -«Человека играющего» - одной из ипостасей отражения в искусстве образа человека как «меры всех вещей».
Фортепианное скерцо было генетически одним из первых инструментальных воплощений «темы» скерцо (JT. Казанцева [50]) в практике общественного музицирования. Автономные инструментальные жанры, формировавшиеся в эпоху «поздний Ренессанс - Барокко», а также «соната» как общее название всех инструментальных жанров в их отличии от вокальных («кантата»), в обязательном порядке включали моторно-игровые разновидности, связанные в истоках с танцем, но не сводимые к нему.
Общая линия дальнейшего бытия скерцо обычно связывается с симфоническим жанром, на основе чего делается вывод о его производности от менуэта (Т. Щербо [161]). Однако, несмотря на наличие прочной связи скерцо с «песне-пляской» (Ю. Холопов [137]), следует более дифференцированно подходить к жанровому стилю скерцо, выделяя его эпохальные, национальные и индивидуально-авторские черты.
Это относится и к русскому фортепианному скерцо, возникшему на основе «европеизмов» (Б. Асафьев [20]), но обнаружившему целый комплекс самобытных черт в трактовке жанра. Само понятие «русское фортепианное скерцо» предполагает изучение его трех составляющих - «русское», «фортепианное» и «скерцо» - в комплексе, что в имеющихся работах - о скерцо, русской музыке, фортепианной музыке - в концентрированном виде не отражено.
Попыткой восполнить эту лакуну в музыковедческом дискурсе и является данное исследование. Его актуальность определяется не только значимостью скерцо в музыкально-исторической практике, но и той особой ролью, которую играет скерцозность в ее «полипараметрах» - от шутки до гротеска - в музыкальном творчестве Новейшего времени.
Существуя как самостоятельный полноценный жанр и как «жанр второго плана» (Е. Зинькевич [174]), как бы растворенный в других формах моторно-игрового музицирования, скерцо постоянно дает о себе знать в практике композиторского и исполнительского творчества. Оно проникает не только в академическую фортепианную музыку разных стилей и техник письма, но и в джаз, рок-музыку, другие формы неакадемического музицирования.
Центральным инструментальным «образом» скерцо в его камерном и камерно-концертном воплощении по-прежнему остается фортепиано. В этом плане русское фортепианное скерцо, сформировавшееся в своем самобытном облике в творчестве таких композиторов, как П. Чайковский, А. Бородин, А. Аренский, открывает новые пути развития жанра, является органической частью мировой фортепианной культуры, даже ее своеобразным «компендиумом» накануне коренного переворота музыкальной стилистики и техники, произошедшего в XX веке.
Преемственность, предыстория, формирование национальных традиций в трактовке жанра скерцо, комплексное рассмотрение этого жанра в свете трех составляющих понятия «русское фортепианное скерцо» — актуальные аспекты заявленной темы, раскрываемой в теоретическом плане. Это помогает понять, в частности, связь таких семантических значений феномена скерцо, как скерцо-форма, скерцо-жанр и скерцо-стиль, скерцо-миниатюра и концертное скерцо. В этих аспектах и рассмотрены русские фортепианные скерцо указанного периода как знаменательные вехи в эволюции жанра.
Объектом настоящего исследования является жанр фортепианного скерцо в его истоках и стилистической эволюции.
Предмет изучения - характерные тенденции претворения жанра скерцо в миниатюрах и концертных пьесах русских композиторов второй половины XIX в.: музыкально-языковые концепции, стилевые ориентации, особенности композиции.
Цель исследования заключается в изучении русского фортепианного
скерцо с точки зрения его языковой основы, особенностей инструментальной реализации, испытанных влияний и перспектив дальнейших модификаций жанра.
Задачи исследования связаны со стремлением:
- раскрыть содержание феномена скерцо как формы, жанра и стиля;
- охарактеризовать особенности русского фортепианного скерцо с
точки зрения соотношения традиций и национальной стилистики;
- рассмотреть скерцо-миниатюры как части фортепианных циклов;
- проанализировать отличительные особенности концертных скерцо;
- определить особенности синтеза скерцо и других жанров.
Цель и задачи работы определили ее методологическую основу. Она выстраивается комплексно на базе общенаучных и специальных музыковедческих подходов к изучению рассматриваемого явления. В диссертации использованы методы культурно-исторического, структурно-функционального, аксиологического, сравнительного видов анализа.
Материалом исследования послужили фортепианные скерцо П.Чайковского, А. Аренского, А.Бородина, созданные в период 1860-х -1890-х гг.. Упоминания об этих скерцо, а иногда и их аналитические описания, даны в работах по русской фортепианной музыке (А. Алексеев [4, 5, 6], Б. Асафьев [15, 16, 17, 19, 20, 21], К. Зенкин [48], И. Покровская [105]) а также в монографиях об этих композиторах (А. Николаев [97], Е. Браудо [29]). Однако как отдельный предмет исследования русское фортепианное скерцо в его стилистической семантике в этих работах не выделяется, хотя
наблюдения авторов над общими процессами формирования русской фортепианной музыки как явления мировой музыкальной культуры дают возможность очертить источниковедческую базу для раскрытия заявленной в данной работе темы.
Источниковедческую базу диссертации составили научные разработки отечественных и зарубежных ученых. Изучению теории и истории скерцо и особенностей его претворения в фортепианной музыке русских композиторов способствовали исследования: А. Алексеева [4, 5, 6], М. Арановского [8, 9, 10, 11, 12], А. Аренского [13], Б.Асафьева [15, 16, 17, 18, 19, 20, 21], Т.Барановой [23], Л. Березовчук [25, 26], Е. Браудо [29], Л. Б. Бусслера [30], Л. Гаккеля [34], Г. Головинского [41], К. Зенкина [48], Л. Казанцевой [50], Г. Катуара [51, 52], Ю. Келдыша [53, 54], Г. Когана [55], Г. Конюса [59, 61], А. Корто [64], Т. Кюрегян [69, 70, 71], Г. Лароша [73, 74], Е. Марковой [83], А. Маркса [84], Я. Милыитейна [88, 89], Е. Назайкинского [93, 94, 95, 96], А.Николаева [97], И.Покровской [105], Э. Праута [106], Г. Римана [107], Е.Семенова [114], С. Скребкова [115], О.Соколова [117, 118, 119], И. Способина [123], Ю. Тюлина [128, 131], Ю. Холопова [137, 139, 140, 142, 143, 144, 145, 146, 1487], В. Холоповой [133, 134, 135, 136], Г.Хубова [149], В. Цуккермана [150, 151, 152, 154], Т. Щербо [161], Е. Антонец [169, 170].
Анализ жанрово-стилевых и фактурно-тематических комплексов в фортепианных скерцо русских композиторов осуществлялся на основе теоретических положений, разработанных в трудах и статьях А. Альшванга [7], Т. Бершадской [27], А. Бобровского [28], Г. Дауноравичене [43], В. Задерацкого [47, 92], М.Лобановой [75], Л. Мазеля [78, 79, 80, 81], Е.Марковой [83], В. Медушевского [86, 87], М.Михайлова [91], Пак Ги Хвана [103], М. Ройтерштейна [109], С. Тышко [127], 10. Тюлина [129, 130], А. Хасаншина [132], Ю. Холопова [133, 134, 135, 136], Г. Цыпина [155], Т.Чередниченко [157], Н. Besseler [165], Н. Daffner [166], С. Dalhaus [167],
Z. Lissa [168], Е. Зинькевича [174], Г. Игнатченко [175, 176], С. Шипа [181].
7
При исследовании проблем претворения жанра скерцо в русской фортепианной музыке были задействованы работы по вопросам музыкальной эстетики, литературоведения, социологии и психологии музыки, культурологии и семиотики Т. Адорно [1, 2, 3], М.Бахтина [24], J1. Выготского [33], М. Кагана [49], В. Конен [57], А. Лосева [76], Ю. Лотмана [77], А.Михайлова [90], Б.Старостина [124], М. Шинкаревой [158], У. Эко [163].
В работе использованы материалы из статей, воспоминаний vi эпистолярного наследия выдающихся музыкантов - А. Бородина [104], С. Василенко [32], Р. Генике [35], М. Глинки [39], В. Коломийцева [56], Г. Конюса [60], Ц. Кюи [68], Г. Лароша [72], Н. Римского-Корсакова [108], С. Танеева [126], П. Чайковского [156], Р. Шумана [160].
Степень научной разработанности темы. Специальной работы, посвященной русскому фортепианному скерцо, насколько известно, не написано. Отдельные сведения о трактовке русскими композиторами этого жанра в целом и его фортепианном преломлении можно найти в монографиях и статьях Б. Асафьева («Русская музыка XIX и начала XX века»), А. Алексеева («Русская фортепианная музыка от истоков до времени творчества», «Русская фортепианная музыка конец XIX - начало XX века»), А. Браудо («А. П. Бородин»), Р. Генике («Фортепианное творчество Чайковского»), К. Зенкина («Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма»), А. Николаева («Фортепианное наследие П. И. Чайковского»), Е. Назайкинского («Поэтика музыкальной миниатюры», «Стиль и жанр в музыке»; «Логика музыкальной композиции»), Пак Ги Хвана («П. И. Чайковский как мастер фортепианной миниатюры (к проблеме исполнительской интерпретации)»), И. Покровской («Особенности фортепианного стиля А. С. Аренского в контексте взаимодействия композиторского и исполнительского творчества»), А. Сохора («Александр Порфирьевич Бородин»), Г. Цыпина («А. С. Аренский»), Т. Щербо («От
менуэта к скерцо»), Е. Антонец («П. И. Чайковский и салон его времени»).
8
В перечисленных работах вопрос о русском фортепианном скерцо не ставился как задача комплексного и системного изучения жанра скерцо в рамках заданной темы. Тем самым позволяет сделать вывод о том, что заявленная тема диссертации исследована не достаточно.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые:
- русское фортепианное скерцо исследовано комплексно, с трех основоположных для характеристики жанра позиций: формы, жанра и стиля;
- жанр скерцо в творчестве русских композиторов изучен с точки зрения преемственности западноевропейских традиций и их творческого претворения на национальной основе;
- обозначены и разносторонне охарактеризованы две разновидности русского фортепианного скерцо - скерцо-миниатюра и концертное скерцо;
- выявлена специфика трактовки жанра скерцо в контексте индивидуальных творческих стилей: у А. Аренского - скерцо-миниатюра, у А. Бородина - концертное скерцо, у П. Чайковского - синтез скерцо с другими жанровыми видами музыкального искусства.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Феномен скерцо есть триединство «скерцо-формы», «скерцо-жанра» и «скерцо-стиля». Эти компоненты «скерцозной триады» сложно взаимодействуют и проявляются по-разному на различных этапах эволюции музыкального мышления.
2. Русское фортепианное скерцо - стилистический результат претворения традиций развития жанра в практике общественного музицирования второй половины XIX века. В основе создаваемого русскими авторами модуса скерцо лежит соединение европейских традиций и национальной основы музыкального языка.
3. Фортепианные скерцо русских композиторов второй половины XIX в. классифицируются по двум типам моделей - скерцо-миниатюра и концертное скерцо.
4. В фортепианных стилях П. Чайковского, А. Аренского и А. Бородина представлены индивидуализированные трактовки скерцо: П. Чайковский отличается универсальным подходом к трактовке жанра, использует синтез его моделей, соединяет скерцо с другими жанрами - вальсом, фантазией, менуэтом и др.; А. Аренский, как композитор-пианист, ориентируется на скерцо-миниатюру, тщательно разрабатывает пианистические элементы в фактурно-артикуляционном комплексе произведения; А. Бородин в рамках камерного жанра тяготеет к концертной, оркестрово-сонатной трактовке скерцо.
Теоретическая значимость исследования. Диссертационная работа дополняет существующие историко-теоретические представления о развитии жанра фортепианного скерцо в русской композиторской школе романтического и постромантического периодов (60-е - 90-е годы XIX в.). Положения этого исследования и выводы могут стать основой для дальнейшего изучения стилистики русского фортепианного скерцо и скерцозности в творчестве композиторов Новейшего времени (С. Рахманинов, С. Прокофьев, Н. Метнер, Н. Мясковский), для которых характерен нео-стиль в трактовке жанра, но с опорой на национальные традиции.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут расширить проблематику учебных курсов истории русской музыки, анализа музыкальных произведений в высших и средних учебных заведениях, а также быть востребованными музыкантами, обращающимися к фортепианным сочинениям П. Чайковского, А. Аренского, А. Бородина, в частности, написанным в жанре скерцо.
Апробация работы. Диссертация проходила на заседаниях кафедры интерпретологии и анализа музыки ХНУИ им. И. П. Котляревского, выполнена на кафедре теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, обсуждалась на
заседании кафедры 9 апреля 2015 года и была рекомендована к защите.
10
Главные идеи исследования отражены в 5 публикациях, среди них 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации соответствует задачам исследования и содержит Введение, Основную часть, состоящую из четырех глав, в каждой из которых по три раздела, Заключение и Список литературы из 183 наименований (на русском, английском, украинском языках). Общий объем диссертации - 216 с.
ГЛАВА 1.
ФЕНОМЕН СКЕРЦО В МУЗЫКЕ: ФОРМА, ЖАНР, СТИЛЬ
1.1. Учебные пособия и музыкальные руководства о форме скерцо
Русская фортепианная музыка интересующего нас периода во всем ее жанровом многообразии всегда находилась в центре внимания музыковедов прошлого столетия и ей посвящены отдельные специальные исследования, такие как «Русская фортепианная музыка. От истоков до времени творчества» и «Русская фортепианная музыка. Конец XIX - начало XX века» А. Алексеева [5, 6], а также сфокусированная на фортепианном творчестве П. Чайковского монография А. Николаева «Фортепианное наследие П. Чайковского» [97].
В своем двухтомном труде А. Алексеев дает общую характеристику фортепианного творчества таких композиторов, как А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, А. Бородин и Ц. Кюи, П. Чайковский, А. Рубинштейн, А. Аренский, специально не останавливаясь на специфических особенностях отдельных жанров русской фортепианной музыки. В то же время, А. Николаев в своей монографии особо отмечает роль скерцо у П. Чайковского как одного из самостоятельных, значимых для его фортепианного стиля жанров. При классификации фортепианного творчества композитора, наряду с четырьмя основными группами (лирические миниатюры, пьесы в русском народном духе, фортепианные циклы и картины природы, крупные произведения концертного плана), исследователь отмечает, «что скерцо могут быть выделены в особую группу, так как они обладают своими специфическими чертами» [97, 32]. Таким образом, А. Николаев усматривает нечто общее, объединяющее пьесы данного жанра в творчестве П. Чайковского, хотя они относятся к различным группам согласно его классификации.
Немало проницательных наблюдений об индивидуальных авторских
стилях, касающихся нашей проблемы, содержат капитальные исследования
12
«История русской музыки» Ю. Келдыша [53, 54], «Очерки истории музыкальной критики и эстетики в XIX веке» Ю. Кремлева [65, 66, 67]. Однако при всей несомненной важности перечисленных работ, ни в одной из них не поднимается вопрос о специфике русского, в частности, фортепианного скерцо. Таким образом, подлинное значение этого жанра в русской фортепианной музыке второй половины XIX века до сих пор остается нераскрытым, и эта проблема еще подлежит серьезному осмыслению.
Многочисленные аналитические находки, ценные в аспекте темы данной работы, имеются также в исследованиях теоретиков XX века -А. Должанского [45], Ф. Арзаманова [14], И. Драч [171]. В этих работах затрагиваются разные аспекты развития русской фортепианной школы (А. Должанский), проблемы фортепианного письма разных авторов, техника в индивидуальных композиторских стилях (И. Драч), отражение теории тех лет в практике фортепианного сочинительства и исполнительства (Ф. Арзаманов).
В частности, как отмечает Ф. Арзаманов, С. Танеев, изучив труды западноевропейских теоретиков И. Лобе, А. Маркса, перевел совместно с Н. Кашкиным «Учебник форм инструментальной музыки, изложенный в 33-х задачах» Л. Бусслера [14, 11]. Также он создал программу по классу форм, в соответствии с которой «в течение года учащийся должен был написать упражнения во всех указанных формах. В число упражнений в песенных формах должны входить старинные танцы, как-то: гавот, менуэт, сарабанда и современные: вальс, мазурка и пр.» [там же, /5].
В статье «Д. Д. Шостакович в лоне Петербургской композиторской
школы» И. Драч отмечает, что «в период обучения в консерватории все
начинающие авторы в обязательном порядке пробовали перо в жанре
оркестрового скерцо» [171, 294]. Так, «раннее скерцо Д.Шостаковича,
сочиненное в тринадцатилетнем возрасте, написанное в традициях русской
школы, отмечено такими характерными чертами, как полифоничность,
13
монотематизм, колористичность. Форма скерцо Д. Шостаковича также демонстрирует полное соответствие традициям Петербургской композиторской школы» [171, 294].
Особого внимания заслуживают труды Ю. Холопова. В статье «Принцип классификации музыкальных форм», при рассмотрении «Камаринской» М. Глинки, Ю. Холопов отмечает, что форма этого сочинения «сложная трехчастная с трио, с типичным образным, тональным, масштабным контрастом трио» [146, 83], что во многом связано с его первоначальным замыслом, отраженном в подзаголовке «русское скерцо».
Эти скрытые глубинные истоки жанра скерцо в «Камаринской» ученый характеризует следующим образом: «Назвав сочинение "Фантазией на темы песен свадебной и плясовой", Глинка более точно обозначил его жанр и форму, но одновременно скрыл фундамент и его формы, и его жанра. Ведь "русское скерцо"- абсолютно точное определение основы произведения: скерцо оно потому, что его главная часть, быстрая музыка, по соотношению логических, структурных и гармонических функций, а также - (...) - по соотношению жанровых оттенков - построена в соответствии с формой классического скерцо; а русское оно потому, что по своему материалу и по методу его развития (вариации) произведение это исходит от русской народной музыки» [146, 53].
Развернутая характеристика формы симфонического скерцо у П. Чайковского дана также в статье Ю. Холопова «О системе музыкальных форм в симфониях П.Чайковского» [145], где музыковед, в соответствии с руководством А. Аренского, вводит новое понятие «подтемы» или «субтемы»1 скерцо [123, 43].
Обратившись к наиболее авторитетным учебным пособиям XIX века, посвященным теории музыкальной формы, мы обнаружим тот факт, что форма скерцо включалась почти всеми авторами в общую систематику
1 В учебнике А. Аренского «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» для обозначения субтемы применяется термин «вводное предложение» [13, 62],
музыкальных форм. Поэтому для выяснения специфики скерцо как категории не только жанра, но и формы, представляется необходимым воссоздать обобщенную описательную модель формы скерцо в соответствии с учением о композиции того времени. Последовательно сопоставив теоретические положения основных русскоязычных (или переводных) учебников и руководств по композиции второй половины XIX века таких авторов, как А. Маркс, JI. Бусслер, Э. Праут, А. Аренский и др., мы получим результаты, необходимые для дальнейшего музыкально-теоретического анализа.
В частности, следует отметить значение четырехтомного «Учения о композиции» А. Маркса, которое надолго стало основным классическим пособием при изучении музыкальных произведений. На нем, в частности, учились русские композиторы, начиная от М. Глинки. Исходной структурной ячейкой теории формы А. Маркса (а вслед за ним и других крупнейших теоретиков XIX века) является категория «песни». Под формой песни ученый понимал структуру музыкального сочинения с одной главной мыслью, которая представляется или в виде вполне законченного предложения, или периода (с первым и вторым предложениями), или также в виде двух или трех периодов - частей (в последнем случае третья часть есть повторение первой).
Как указывает А. Маркс, «В сочинение в форме песни могут входить даже 2, 3 подобных периода, но в таком случае они следуют друг за другом без особенной связи или соотношения, в виде двух или трех пар частей; вторая пара частей называется в этом случае трио, а третья 2-м трио», причем между ними возможен ладовый контраст (minore, maggiore) [84, 283]. Исследователь отмечает, что подобным образом может строиться менуэт или скерцо в крупной циклической форме, т.е. «форма песни и состоит из четырех или шести частей (именно из трио и повторения главной партии)» [там же, 290].
«Учебник музыкальных форм в тридцати трех задачах» JI. Бусслера,
переведенный на русский язык Н. Кашкиным и С. Танеевым, в течение
15
долгого времени служивший руководством в русских консерваториях, носит прикладной, практический характер и поэтому не ставит глобальных теоретических проблем. Как отмечает Л. Бусслер, «Важнейшая из форм идеализированных танцев - форма, происшедшая из старинного менуэта, занимающая постоянное место в больших инструментальных произведениях наших классиков под именем менуэт или скерцо» [30, 85].
Л. Бусслер указывает на то, что форма этого рода больше песни двух -или трехколенного2 склада, разнообразно модифицированная расширениями и сокращениями то одной, то другой части: «Трио в исключительных лишь случаях пишется в тоне доминанты, большею же частью - в том же тоне, в минорных пьесах - в одноименном мажорном тоне» [там же, 85]. Л. Бусслер также отмечает, что форма сложной трехчастной песни с трио обнаруживает большое сходство со второй формой рондо3 (т. н. малое рондо). Их отличие, по Л. Бусслеру, с одной стороны, в том, что «состоит в метрической и ритмической не связности конструкции и сочинения. Тут совершенно исключается ритмическое единообразие» [30, 96]. Показательно, что из числа сложных песенных форм Л. Бусслер при этом особо выделяет группу форм танцевальной музыки (т.е. и скерцо в том числе), так что все сказанное им по поводу различий между 2-й формой рондо и сложной песней является в контексте нашей работы весьма актуальным. С другой стороны, как отмечает исследователь, «в рондо второй формы противопоставляются друг другу две темы, при чем вторая большею частью относится к тональности, как в сложных формах песни трио относится к главной партии, т. е. она бывает на доминанте только в виде исключения, большею же частью в параллельном или одноименном тонах (в последнем случае Maggiore (мажор)
2 Т.е. песни, состоящей из двух или трех периодов.
3 Всего существует пять форм рондо (низшие и высшие). К низшим относятся - 1я (однотомная), 2я (двухтемная) и 3-я (трехтомная), а к высшим - 4-ая и 5-ая форма рондо, связанные с принципами сонатности.
противополагается Minore (минор), в тон медианты или иногда случайно в отдаленных тонах)» [30, 103].
Э. Праут в учебнике «Прикладные формы» указывает, что Scherzo является результатом развития старинного танца - менуэта. «Это название применялось к менуэту и Й. Гайдном, который в ряде своих шести квартетов, ор. 33, - называл менуэты, то "Scherzo", то "Scherzando", но этот термин был здесь употреблен только для указания характера музыки, по существу шутливой. Но эти менуэты - Scherzando не отличаются, кроме названия, от предыдущих соответствующих частей, которые в других сочинениях Гайдн называл просто "менуэтами"» [106, 44].
Как отмечает Э. Праут, «Со времени же Бетховена характер таких сочинений изменяется. Его скерцо более фантастичны, более причудливы, (...) чем менуэты» [там же, 44]. Сравнивая скерцо в первых двух фортепианных трио JI. ван Бетховена, op. 1 с менуэтом в третьем трио того же периода, Э. Праут отмечает, что «...форма его менуэтов значительно расширяется; наиболее яркие примеры этого представляют скерцо в трио, В-dur, op. 97 и в девятой симфонии, где последнее (скерцо) близко подходит к полной сонатной форме» [там же, 44].
Обозревая исторический путь развития жанра скерцо, Э. Праут указывает на то, что «в дальнейшем своем развитии скерцо совершенно теряет свою принадлежность к танцевальным формам» [106, 44]. Исследователь также отмечает, что «...другим нововведением Бетховена было сочинение скерцо в ином размере, чем менуэт (3/4), из которого это скерцо развилось. В струнном трио c-moll, op. 9, № 3 - скерцо написано в размере 6/8; в то же время в фортепианных сонатах Es, op. 31, №3 и As, op. 110 - скерцо написаны в размере 2/4, а в квартетах, В, ор. 130, и cis-moll, op. 131 - два Prestos С (alla breve) представляют собой собственно скерцо, в обыкновенном размере. В скерцо пасторальной и IX симфоний, написанных в 3/4 размере, Бетховен написал трио в двухдольном размере» [там же, 4445].
Как отмечает Э. Праут, «в старинные менуэты иногда вводилось более одного трио» [106, 45]. «Моцарт, никогда не писавший более одного трио в менуэтах своих квартетов или симфоний - часто вводил по два трио в свои серенады, Divertimenti. (...) Бетховен только дважды написал два трио в менуэте, и оба раза в своих замечательных сочинен 1вяхструн ном
квинтете ор. 4 и в трио, ор. 25 для флейты, скрипки и виолы. С другой стороны, он (Моцарт. - Е. Б.) иногда после менуэта (или скерцо) и следующего за ним трио, повторял последнее и заканчивал вторым повторением менуэта, как например в его четвертой и седьмой симфониях, в трио Es-dur, op. 70, № 2, и в квартете e-moll, op. 59, № 2. Первым ввел два трио в скерцо симфонии - Шуман; (...) в его симфонии B-dur и C-dur, а также в фортепианном квинтете Es-dur. Если в сочинение вводится более одного трио, то следует для разнообразия, чтобы последнее из них было бы написано в ином размере, чем само скерцо» [106, 45].
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Фортепианная музыка Н.П. Ракова для детей: истоки, жанрово-стилевые черты2022 год, кандидат наук Поризко Ольга Ипполитовна
Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля2013 год, доктор искусствоведения Синельникова, Ольга Владимировна
Творчество Б. А. Диева в контексте духовой музыки России второй половины XX века2021 год, кандидат наук Кашкаров Денис Сергеевич
Стилистические трансформации жанра фортепианного ноктюрна в процессе его исторической эволюции (XIX - первая половина XX века)2022 год, кандидат наук Глазунова Регина Вячеславовна
А.С. Аренский: личность, творчество, стиль2022 год, кандидат наук Горшкова Анна Михайловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Белаш, Елена Викторовна, 2015 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адорно, Т. В. Камерная музыка [Текст] / Т. В. Адорно // Избранное: Социология музыки / пер. А. В. Михайлова, М. И. Левиной; гл.ред. и авт.проекта С. Я. Левит ; сост. С. Я. Левит, С. Ю. Хурумов. - СПб., 1998. -С. 78-94.
2. Адорно, Т. В. Философия новой музыки [Текст] / Т. В. Адорно // пер. с нем. Б. Скуратова; вст. сл. К. Чукрукидзе. - М.: Логос, 2001. - 352 с.
3. Адорно, Т. В. Шуберт / Избранное: Социология музыки [Текст] / Т. В. Адорно // пер. и ст. А. В. Михайлов. - М. : СПб., 1998. - С. 211 -221.
4. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства [Текст] / А.Д.Алексеев// В 3-х ч. - Ч. 1-2 : учеб. для фортепиан. фак. музык. вузов. - М.: Музыка, 1988. - 415 с.
5. Алексеев, А. Д. Русская фортепианная музыка от истоков до времени творчества [Текст] / А.Д.Алексеев. - М. : Изд-во АН. СССР, 1963.272 с.
6. Алексеев, А. Д. Русская фортепианная музыка конец XIX - начало XX века [Текст] / А. Д. Алексеев. - М. : Наука, 1969. - 391 с.
7. Альшванг, А. А. Проблемы жанрового реализма (К 70-летию со дня смерти А. С. Даргомыжского) [Текст] / А. А. Альшванг // Избранные сочинения : в 2 т. / ред. кол : Г. Б. Бернандт и др. - М., 1964. - Т. 1. - С. 97103.
8. Арановский, М. Г. Заметки о творчестве. О типе творчества [Текст] / М. Г. Арановский // Сов. музыка. - 1981. - №9. - С. 16-22.
9. Арановский, М. Г. Интонация, отношение, процесс [Текст] М. Г. Арановский // Сов. музыка. - 1984. - №12. - С. 80-87.
10. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства [Текст] / М. Г. Арановский. -М.: Композитор, 1998. - 343 с.
11. Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика [Текст] / М. Г. Арановсакий // Проблемы музыкального мышления : сб. ст. / сост. и ред. М. Г. Арановского. - М., 1974. - С. 90-128.
12. Арановский, М. Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов : Исследовательские очерки [Текст] / М. Г. Арановский. - Л. : Сов. композитор, 1979. - 287 с.
13. Аренский, А. С. Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной [Текст] / А. С. Аренский. - изд. 6-е - М. : 1930. - 114 с.
14. Арзаманов, Ф. Г. С. И. Танеев - преподаватель курса музыкальных форм [Текст] / Ф. Г. Арзаманов. - изд. 2-е, доп. - М. : Музыка, 1984. - 97 с.
15. Асафьев, Б. В. /Игорь Глебов/ Глинка [Текст] / Б. В.Асафьев. - Музгиз, 1950.-311 с.
16. Асафьев, Б. В. Книга о Стравинском [Текст] / Б. В. Асафьев. - изд. 2-е -Л. : Музыка, 1971.-376 с.
17. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев // Кн. 1 и 2, ред., вступ. ст. и коммент. Е. М. Орловой. - изд. 2-е - Л. : Музыка, 1971.-376 с.
18. Асафьев, Б. В. О Бородине [Текст] /Б.В.Асафьев // Муз. академия наук, избранные труды - Т. 3, 1974. - С. 302-306.
19. Асафьев, Б. В. О симфонической и камерной музыке [Текст] / Б. В. Асафьев.-Л. : Музыка, 1981.-216 с.
20. Асафьев, Б. В.Русская музыка XIX и начала XX века [Текст] / Б. В. Асафьев // общ. ред. Е. М. Орловой. - изд. 2-е. Л. : Музыка, 1979. -341 с.
21. Асафьев, Б. В. Симфония [Текст] / Б. В. Асафьев // Избр. труды. - М., Изд-во АН СССР, 1952. - Т.5. - С. 78-94.
22. Балонов, Л. Я., Деглин, В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий [Текст] / Л. Я. Баланов, В. Л. Деглин. - Л. : Наука, 1976. -220 с.
23. Баранова, Т. Б. О космологической и религиозной концепции танца в культуре Средневековья, Ренессанса и Барокко [Текст] / Т. Б. Баранова // Традиция в истории музыкальной культуры (Античность. Средневековье. Новое время.) : сб. науч. труд. / Проблемы музыкознания, Вып. 3 ; отв.
ред. В. Г. Карцовник. - Ленинград, 1989. - С. 73-83.
24. Бахтин, M. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / M. М. Бахтин. -М. : Искусство, 1986. - 422 с.
25. Березовчук, Л. Н. Музыкальный жанр как система функций (психологические и семиотические аспекты) [Текст] / Л. Н. Березовчук // Аспекты теоретического музыкознания : сб. науч. тр. / ЛГИТМиК ; отв. ред. и сост. Ю. В. Кудряшов. - Л., 1989. - С. 95-122. - (Серия «Проблемы музыкознания» ; Вып. 2).
26. Березовчук, Л. Н. О специфике периодов изменения системы музыкального языка (к постановке проблемы) [Текст] / Л. Н. Березовчук // Эволюционные процессы музыкального мышления : сб. науч. труд. //отв. ред. А. Л. Порфирьева; ред. Ю. С. Габай, Д. Д. Воробьев, Е. И. Чигарева, А. С. Белоненко. - Ленинград, 1986. - С. 3-20.
27. Бершадская, Т. О гармонии Рахманинова [Текст] / Т. Бершадская // Русская музыка на рубеже XX в. Статьи, сообщения, публикации / Ленингр. гос. коне. им. Н. А. Римского-Корсакова ; под общ. ред. М. К. Михайлова, Е. М. Орловой. - М. : Ленинград, 1966. - С. 150-175.
28. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы. Исследование [Текст] / В. П. Бобровский. - М. : Музыка, 1978. - 332 с.
29. Браудо, Е. М. А. П. Бородин. Его жизнь и творчество [Текст] / Е. М. Браудо. - Петроград, 1922. - 151 с.
30. Бусслер, Л. Б. Учебник музыкальных форм в тридцати задачах с многочисленными примерами, упражнениями и отрывками классических произведений, напечатанными в тексте для преподавания и самообучения [Текст] / Л. Б. Бусслер // пер. Ю. А. Пухальской; под ред. А. И. Юскевича-Красковского. - СПб. : В. Бессел и К ., 1883. - 244 с.
31. Вагнер, Р. О применении музыки к драме [Текст] / Р. Вагнер // избр. статьи. - М., 1935. - С. 94-107.
32. Василенко, С. Н. Воспоминания [Текст] / С. Н. Василенко. - М. : Музгиз, 1979.- 188 с.
33. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - изд. 5-е, испр. - М. : «Лабиринт», 1999. - 352 с.
34. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка XX в. Очерки [Текст] / Л. Е. Гаккель. - Л., 1990. - 287 с.
35. Генике, Р. Фортепианное творчество Чайковского [Текст] / Р. Генике. -СПб. : изд. ред. «Русская музыкальная газета», 1908, - №5. - С. 9-15.
36. Гервер, Л. Полифонические этюды [Текст] / Л. Гервер // Муз. академия. -2002. -№1.- С. 123-130.
37. Гизекинг, В. Мысли художника [Текст] / В. Гизекинг // Сов. музыка. -1970. -№10. -С. 108-112.
38. Гинзбург, Л. Я. О старом и новом [Текст] / Л. Я. Гинзбург. - Л. : Сов. писатель, 1982.-422 с.
39. Глинка, М. И. Литературные произведения и переписка [Текст] / М. И. Глинка. - В 3-х т. - М., 1973 - 1077. - Т. 2Б. - С. 180.
40. Голдобин, Г. Ю. Интабуляция вокальной полифонии в инструментальной музыке Возрождения и раннего Барокко [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Г. Ю. Голдобин. - Музыкальное искусство / Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского. - М., 2008. - 30 с.
41. Головинский, Г. Камерные ансамбли А.Бородина [Текст] / Г. Головинский. - М. : Музыка, 1972. - 310 с.
42. Дауноравичене, Г. Л. Некоторые аспекты жанровой ситуации современной музыки [Текст] / Г. Л. Дауноравичене // ЬаисЗаггшБ. К 60-летию Ю. Н. Холопова : сб. ст. // Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского ; отв. ред. В. С. Ценова; ред. А. В. Власов, М. Л. Сторожко; сост. В. С. Ценова, М. Л. Сторожко - М.: Композитор, 1992. - С. 99-106.
43. Дауноравичене, Г. Л. Проблема жанра и жанрового взаимодействия в современной музыке (на материале творчества литовских композиторов 1975-1985 годов) [Текст] : автореф. дис ... канд. искусствоведения: 17.00.02. / Г. Л. Дауноравичене. - Вильнюс, 1990. - 11 с.
44. Дранникова, О. О. Об игровой природе скерцо в симфониях XIX в.:
203
историко-культурологический аспект [Текст] / О. О. Дранникова // Проблемы Музыкальной Науки. - 2012. - № 1 (10). - С. 32-36.
45. Должанский, А. Н. Избранные статьи [Текст] / А.Н. Должанский. - Л. : Музгиз, 1973.-212 с.
46. Дубровская, Т. Н. Канцона [Текст] / Т. Н. Дубровская // Музыкальный энциклопедический словарь : гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М., Сов. энциклопедия, 1990. - Стб. 235.
47. Задерацкий, В. В. Полифоническое мышление Стравинского [Текст] / В. В. Задерацкий. - М. : Музыка., 1980. - 287 с.
48. Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма [Текст] : автореф. дис. ... на соискание ученой степени доктора искусствоведения : 17.00.02. / К. В. Зенкин // Моск. гос. коне, им. П. И. Чайковского. - М., 1996. - 54 с.
49. Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры [Текст] / М. С. Каган // Кн. Первая. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2003. - 368 с.
50. Казанцева, Л. Тема как категория музыкального содержания [Текст] / Л. Казанцева//Муз. академия. - 2002. - №1. - С. 131-139.
51. Катуар, Г. Музыкальная форма [Текст] / Г. Катуар // Ч. 1. Метрика, ред. Д. Кабалевского, Л. Мазель. - М. : Музгиз, 1934. - 106 с.
52. Катуар, Г. Музыкальная форма [Текст] / Г. Катуар// Ч. 2., ред. Д. Кабалевского, Л. Мазеля - М. : Музгиз, 1936. - 52 с.
53. Келдыш, Ю. В. История русской музыки [Текст] / Ю. В. Келдыш. - в 10 Т. - Л. : Музгиз, 1947. - Т. 1.- 472 с.
54. Келдыш, Ю. В. История русской музыки [Текст] / Ю. В. Келдыш. - в 10 Т. - Л. : Музгиз, 1948. - Т. 2. - 3 89 с.
55. Коган, Г. М. Заметки об интерпретации Шопена [Текст] / Г. М. Коган // Сов. музыка. - 1959. - № 6. - С. 128-135.
56. Коломийцев, В. П. Статьи и письма [Текст] / В. П. Коломийцев. - Л. : Музыка, 1971.-244 с.
57. Конен, В. Д. История зарубежной музыки [Текст] / В. Д. Конен. - М. :
Музыка, 1972. - Вып. 3 - 527 с.
58. Конен, В. Д. Третий пласт [Текст] / В. Д. Конен // Сов. музыка. - 1990. -№4.-С. 75-83.
59. Конюс, Г. Критика традиционной теории в области музыкальной формы с 32-мя нотными примерами и графическими схемами [Текст] / Г. Конюс. -М. : Музгиз, 1932.-25 с.
60. Конюс, Г. Материалы, воспоминания, письма (1862-1933) [Текст] / Г. Конюс. - М. : Сов. композитор, 1988. - 400 с.
61. Конюс, Г. Метротектоническое исследование музыкальной формы [Текст] / Г. Конюс. - М. : Музгиз, 1933. - 35 с.
62. Коробова, А. Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность [Текст] : научный сборник / А. Г. Коробова. - М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2007. - 173 с.
63. Коровин, А. В. Жанровое своеобразие историй Х.К.Андерсена (1859-70 гг.) [Текст] : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.05./A.B. Коровин.-М., 1998.-С. 16.
64. Корто, А. О фортепианном искусстве [Текст] : ст., материалы, документы / А. Корто. - М. : Музыка, 1965. - 364 с.
65. Кремлев, Ю. А. Русская мысль о музыке. Очерк истории рус. муз. критики и эстетики в XIX веке [Текст] / Ю. А. Кремлев // в 3 т. - 1825-1860. - JT. : Музгиз, 1954.-Т. 1.-288 с.
66. Кремлев, Ю. А. Русская мысль о музыке. Очерки истории музыкальной критики и эстетики в XIX веке[Текст] / Ю. А. Кремлев // в 3 т. - 1861-1880.-Л. : Музгиз, 1958. - Т. 2. - 614 с.
67. Кремлев, Ю. А. Русская мысль о музыке. Очерки истории музыкальной критики и эстетики в XIX веке [Текст] / Ю. А. Кремлев // в 3 т. - 18811894. - Л. : Музгиз, 1960. - Т. 3. - 368 с.
68. Кюи, Ц. А. Избранные письма [Текст] / Ц. А. Кюи. - Л. : Музгиз, 1955. -754 с.
69. Кюрегян, Т. С. Музыкально-теоретическая система Ю. Н. Холопова
205
[Текст] / Т. С. Кюрегян // ЬашЗатш. К 60-летию Ю. Н. Холопова : сб. ст. / Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского ; отв. ред. В. С. Ценова ; ред. А. В. Власов, М. Л. Сторожко ; сост. В. С. Ценова, М. Л. Сторожко. - М., 1992.-С. 17-40.
70. Кюрегян, Т. С. Фантазия [Текст] /Т. С. Кюрегян // Муз. энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. -М., 1974. - Т. 5. - Стб. 767-771.
71. Кюрегян, Т. С. Форма в музыке XVII - XX веков [Текст] / Т. С. Кюрегян. -изд. 2-е. - М. Композитор, 2003 .-312 с.
72. Ларош, Г. А. Избранные статьи. Симфоническая и камерно-инструментальная музыка [Текст] / Г. А. Ларош. - вып. 4. - Л. : Музыка, 1977.-300 с.
73. Ларош, Г. А. Собрание музыкально-критических статей [Текст] / Г. А. Ларош. - М. : Л., 1924. - Т. II. - Ч. 2. - С. 22.
74. Ларош, Г. А. П. И. Чайковский [Текст] / Г. А. Ларош. - Л. : Музыка, 1975.-365 с.
75. Лобанова, М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики [Текст] / М. Н. Лобанова. - М.: Музыка, 1994. - 320 с.
76. Лосев, А. Ф. Форма. Стиль. Выражение [Текст] / А. Ф. Лосев // сост. А. А. Тахо-Годи. - М. : Мысль, 1965. - 944 с.
77. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров [Текст] / Ю. М. Лотман // Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Замети. - СПб., 2000. - С. 150-319.
78. Мазель, Л. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм: учебник [Текст] / Л. А. Мазель. - М. : Музыка, 1967.-752 с.
79. Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки [Текст] / Л. А. Мазель. - изд.2-е доп. - М.: Сов. композитор, 1991. - 375 с.
80. Мазель, Л. А. О двух типах творческого замысла [Текст] / Л. А. Мазель // Сов. музыка. - 1976. -№4. -С. 132-135.
81. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие
206
[Текст] / Л. А. Мазель. - изд. 2-е доп. - М. : Музыка, 1979. - 536 с.
82. Малышев, Ю. В. Принципы образного синтеза музыки и поэзии в современном романсе [Текст] : автореферат дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02./ Ю.В.Малышев // Ин-т искусствовед, фольклорного и этнографии им. М. Ф. Рыльского. - К., 1977. - 26 с.
83. Маркова, Е. Интонационная концепция истории музыки [Текст] / Е. Маркова. - К. : Муз. Украина, 1980. - 180 с.
84. Маркс, А. Б. Всеобщий учебник музыки [Текст] / А. Б. Маркс // ред.
A. С. Фаминцына, пер. с 8 нем. изд.. - СПб. : Юргенсон, 1872. - 421 с.
85. Мартинсен, К. А. К методике фортепианного обучения [Текст] / К. А. Мартинсен // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. -М.-Л. : Музыка, 1966.-С. 184-207.
86. Медушевский, В. В. Динамические возможности вариационного принципа в современной музыке [Текст] / В. В. Медушевский // Вопросы музыкальной формы : сб. статей / под. ред. Вл Протопопова. - М., 1966. -Вып. 1.-С. 151-180.
87. Медушевский, В. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы [Текст] : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения /
B. В. Медушевский. - М., 1983. - 46 с.
88. Милыитейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства [Текст] / Я. И. Милыитейн. - М. : Сов. композитор, 1983. - 262 с.
89. Милыитейн, Я. И. Ф. Лист [Текст] / Я. И. Милыитейн. - в 2 т. - М. : Музыка, 1970. - Т. 1. - 864 с.
90. Михайлов, А. В. Концепция произведения искусства у Теодора В. Адорно [Текст] / А. В. Михайлов // Избранное: Социология музыки / пер. А. В. Михайлова, М. И. Левиной ; гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит ; сост. С. Я. Левит, С. Ю. Хурумов. - СПб., 1998. - С. 339.
91. Михайлов, М. К. Стиль в музыке: исследование [Текст] / М. К. Михайлов. - Л. : Музыка, 1981,- 264 с.
92. Музыкальная форма: учебник [Текст] / общ. ред. В. Задерацкий - М. :
207
Музыка, 1995.-544 с.
93. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир в музыки [Текст] Е. В. Назайкинский. -М. : Музыка, 1988. - 254 с.
94. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е. В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1982. - 319 с.
95. Назайкинский, Е. В. Поэтика музыкальной миниатюры [Текст] / Е. В. Назайкинский // История в музыке: Избранные исследования; ред. О. В. Лосева. - М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. - С. 371-391.
96. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке [Текст] / Е. В. Назайкинский //учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. :.ВЛАДОС, 2003. -248 с.
97. Николаев, А. А. Фортепианное наследие П. И. Чайковского [Текст] / А. А. Николаев. - изд. 2-е, перераб. - М. : Музгиз, 1958. - 285 с.
98. Орлова, Е. М. Асафьев Б. В. Путь исследователя и публициста [Текст] / Е. М. Орлова. - Л. : Музыка, 1964. - 461 с.
99. Орлова, Е. М. Динамичная статика» как черта образно-драматургического содержания [Текст] / Е. М. Орлова // Вопросы драматургии и стиля в русской музыке : сб.трудов / Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского ; отв. ред. А. И. Кандинский; ред. Н. П. Савкина. - М., 1980. - С. 73-86.
100. Орлова, Е. М. Очерки о русских композиторах XIX - начало XX века [Текст] / Е. М. Орлова. - М. : Музыка, 1982. - 223 с.
101. Основы теоретического музыкознания [Текст] / Учеб. пособие для студ. высш. муз. пед. учеб. заведений // А. И. Волков, Л. Р. Подъяблонская, Т. Б. Родина, М. И. Ройтерштейн; Под ред. М. И. Ройтерштейна. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.
102. Пак, Ги Хван Фортепианный цикл П. И. Чайковского ор. 72 (к проблеме исполнительской интерпретации) [Текст] / Ги Хван Пак // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - М., 2011. - С. 311 -316.
103. Пак, Ги Хван П. И.Чайковский как мастер фортепианной миниатюры (к
проблеме исполнительской интерпретации) [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. / Ги Хван Пак. - Санкт-Петербург, 2012,- 10 с.
104. Письма А.П.Бородина с примечанием [Текст] /ред. В.Киселев M.-JL, 1950. - Выпуск IV. 1883 - 1887. - 478 с.
105. Покровская, И. Е. Особенности фортепианного стиля А. С. Аренского в контексте взаимодействия композиторского и исполнительского творчества [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. / И. Е. Покровская // Российский гос. педагог, унив. им. А. И. Герцена. - М., 2007.-24 с.
106. Праут, Э. Прикладные формы [Текст] / Э. Праут // Продолжение «Музыкальные формы» / пер. с 2-го анг. изд. Ю. М. Славинского. - СПб. : Юргенсон, 1934.-282 с.
107. Риман, Г. Музыкальный словарь [Текст] / Г. Риман. - в 3 ч. - изд. 12-е, полностью перераб. -Майнц, 1967. -Ч. 1. - 1087 с.
108. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни [Текст] / Н. А. Римский-Корсаков. -М. : Музгиз, 1935.-401 с.
109. Ройтерштейн, М. И. Основы музыкального анализа [Текст] / М. И. Ройтерштейн // Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 112 с.
110. Ручьевская, Е. А. Интонационный кризис и проблема переинтонирования [Текст] / Е. А. Ручьевская // Сов. музыка. - 1975. - №5. - С. 129-134.
111. Савшинский, С. А. Пианист и его работа [Текст] / С. А. Савшинский. - Л. : Сов. композитор, 1961.-271 с.
112. Самвелян, Т. Э. Полижанровость в фортепианных произведениях Шопена [Текст] : автореф. дис. ... канд..искусствоведения : 17.00.02. / Т. Э. Самвелян. - Москва, 2000. - 24 с.
113. Сапонов, М. Неологизмы Иоанна де Грокейо [Текст] / М. Сапонов //
Laudamus. К 60-летию Ю. Н. Холопова : сб. ст. / Моск. гос. коне.
им. П. И. Чайковского ; отв. ред. В. С. Ценова; ред. А. В. Власов,
209
М. Л. Сторожко; сост. В. С. Ценова, М. Л. Сторожко. - М.: Композитор, 1992.-С. 229-235.
114. Семенов, Е. Ю. Скерцо [Текст] / Е. Ю. Семенов // Музыкальный энциклопедический словарь : гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М., Сов. энциклопедия, 1990. - Стб. 502.
115. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей [Текст] / С. С. Скребков. - М. : Музыка, 1073. - 448 с.
116. Современный словарь иностранных слов [Текст] / Около 20 000 слов -М. : Русский язык. - 1993.-741 с.
117. Соколов, О. В. К проблеме типологии музыкальных жанров [Текст] / О. В. Соколов // Проблемы музыки XX века : сборник / ред. кол.: В. М. Цендровский (гл. ред.) и др. - Горький, 1977. - С. 12-58.
118. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки ее художественные жанры [Текст] / О. В. Соколов // монография. - Н. Новгород : Изд-во Нижегород. ун-та, 1994. - 220 с.
119. Соколов, О. В. О принципах структурного мышления в музыке [Текст] / О. В. Соколов // Проблемы музыкального мышления : сб. статей / сост. и ред. М. Арановского. - М., 1974. - С. 153-176.
120. Сохор, А. Н. Александр Порфирьевич Бородин: Жизнь, деятельность, музыкальное творчество [Текст] / А. Н. Сохор. - Л. : Музыка, 1965.882 с.
121. Сохор, А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия [Текст] / А. Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления: сб. статей // сост. и ред. М. Арановского. - М., 1974. - С. 59-74.
122. Сохор, А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст] / А. Н. Сохор. - М., 1968. - 103 с.
123. Способин, И. В. Музыкальная форма [Текст] / И. В. Способин // учебник. - М.: Музгиз, 1947. - 376 с.
124. Старостин, Б. А. Параметры развития науки [Текст] / Б.А.Старостин. -М. -.Наука, 1980.-280 с.
125. Суханцева, В. К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной - к философии музыки [Текст] / В. К. Суханцева. - К. : Факт, 2000. - 176 с.
126. Танеев, С. И. Материалы и документы [Текст] / С.И. Танеев // Переписка и воспоминания. - Академия наук СССР. : Москва, 1952. - С. 310-311.
127. Тышко, С. Проблема национального стиля в русской опере. Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков [Текст] / С. Тышко // исследования. - К. : Музинформ, 1993.- 120 с.
128. Тюлин, Ю. Н. Музыкальная форма [Текст] / Ю. П. Тюлин // учебник. -М. : Музыка, 1965. - 395 с.
129. Тюлин, Ю. Н. Произведения П.И.Чайковского [Текст] / Ю. Н. Тюлин // Структурный анализ. - М.: Музыка, 1973. - 274 с.
130. Тюлин, Ю. Н. Строение музыкальной речи [Текст] / Ю. Н. Тюлин. - М. : Музгиз, 1962.-205 с.
131. Тюлин, Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура [Текст] / Ю. Н. Тюлин // учеб. пособие. - М. : Музыка, 1976. - 167 с.
132. Хасаншин, А. Вопросы стиля в музыке: суждение, феномен, ноумен [Текст] / А. Хасаншин // Муз. академия. - 2000. - №4. - С. 135-143.
133. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства [Текст] / В. Н. Холопова // учеб. пособие. - СПБ. : Лань, 2000. - 320 с.
134. Холопова, В. Н. Музыкальный ритм [Текст] / В. Н. Холопова. - М. : Музыка, 1983.-71 с.
135. Холопова, В. Н. Музыкальное содержание [Текст] / В. Н. Холопова // зов культуры - наука - педагогика / Муз. академия. - 2001. - № 2. - С. 34-41.
136. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений : учеб. пособие [Текст] / В. Н. Холопова // Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского. - Спб. : Лань, 1999.-489 с.
137. Холопов, Ю. Н Введение в музыкальную форму [Текст] / Ю. Н. Холопов // ред. Т. С. Кюрегян и В. С. Ценовой. - М. : Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006 - 432 с.
138. Холопов, Ю. Н. Выразительность тональных структур у П. И. Чайковского [Текст] / Ю. Н. Холопов // Проблемы музыкальной науки.-М. : Музыка, 1973.-Вып. 2.-С. 89-102.
139. Холопов, Ю. Н. Гармония. Теоретический курс [Текст] / Ю. Н. Холопов // учеб. для инс.-теорет. отд-ний муз. вузов / Моск. гос. коне, им. П. И. Чайковского. - М. : Музыка. - 1988. - 510 с.
140. Холопов, Ю. Н. Гомофония [Текст] / Ю. Н. Холопов // Муз. энциклопедия : в 6 т. // гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Сов. энциклопедия, 1973. - Т.1. - Стб. 1047-1055.
141. Холопов, Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления [Текст] / Ю. Н. Холопов // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке : сборник / сост. А. М. Гольцман ; общ. ред. М. Е. Тараканова.-М., 1982.-С. 52-104.
142. Холопов, Ю. Н. Метод анализа музыкальной формы (песенные формы классико-романтического типа) [Текст] / Ю. Н. Холопов. - М. : Минск, 1982.-320 с.
143. Холопов, Ю. Н. Мировое признание [Текст] / Ю. Н. Холопов // Сов. музыка. - 1978.-№10.-С. 107-110.
144. Холопов, Ю. Н. Об общих логических принципах современной гар4монии [Текст] / Ю. Н. Холопов // Музыка и современность : сб. статей / ред.-сост. Д. В. Фишман. - М., 1974. - Вып. 8. - С. 229-277.
145. Холопов, Ю. Н. О системе музыкальных форм в симфониях П. И. Чайковского [Текст] / Ю. Н. Холопов // Сов. музыка. - 1990. - № 6. -С. 38-45.
146. Холопов, Ю. Н Принцип классификации музыкальных форм / Теоретические проблемы форм и жанров [Текст] / Ю. Н. Холопов. - М. : Музыка, 1967.-С. 65-94.
147. Холопов, Ю. Н. Что же делать с музыкальными формами [Текст] / Ю. Н. Холопов // П. И. Чайковский К 100-летию со дня смерти / Научные труды Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского. - М., 1995.- Вып. 12.-
С. 54-64.
148. Холопов, Ю. Н. Форма музыкальная [Текст] / Ю. Н. Холопов // Музыкальный энциклопедический словарь // гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Сов. энциклопедия, 1990. - Стб. 581-583.
149. Хубов, Г. А.П. Бородин 1833-1887 [Текст] / Г. Хубов. - Музгиз, 1933. -124 с.
150. Цуккерман, В. А. Выразительные средства лирики Чайковского [Текст]/ В. А. Цуккерман. -М. : Музыка, 1971. - 245 с.
151. Цуккерман, В. А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке [Текст] / В. А. Цуккерман. - М. : Музыка, 1957. - 497 с.
152. Цуккерман, В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм [Текст] /В. А. Цуккерман. - М. : Музыка, 1964. - 158 с.
153. Цуккерман, В. А Тембр и фактура [Текст] / В. А. Цуккерман // Сов. музыка. - 1969. - №3. - С. 45-52.
154. Цуккерман, В. А Тембр и фактура [Текст] / В. А. Цуккерман //• Сов. музыка, - 1969.-№5.-С. 97-103.
155. Цыпин, Г. М. А. С. Аренский [Текст] / Г. М. Цыпин. - М. : Музыка, 1966. -179 с.
156. Чайковский, П. И. Литературные произведения и переписка [Текст] / П. И. Чайковский // том подготовлен Е. Д. Гершовским и И. Г. Соколинской. - в 16 т. - М. : 1962 - Т. 7. - 644 с.
157. Чередниченко, Т. В. Идеи Ю. Н. Холопова к философии музыки [Текст] / Т. В. Чередниченко // Laudamus. К 60-летию Ю. Н. Холопова : сб. ст. / Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского ; отв. ред. В. С. Ценова; ред. А. В. Власов, М. Л. Сторожко; сост. В. С. Ценова, М. Л. Сторожко. -М.: Композитор, 1992. - С. 40-47.
158. Шинкарева, М. И.Христианство как культурнообразующий фактор и его влияние на развитие музыки [Текст] / М. И. Шинкарева // Музыкальная культура христианского мира: материалы междунар. науч. конф. // Ростов, гос. коне. ; Ин-т «Открытое общество» (фонд Сороса). - Ростов н/Д.,
2001.-С. 94-103.
159. Шкловский, В. Б. О Маяковском. За и против. Достоевский. Из повестей о прозе. Тетива [Текст] / В. Б. Шкловский // Собрание сочинений, в 3 т. -М. : Худож. лит., 1974. - Т. 3. - 816 с.
160. Шуман, Р. О музыке и музыкантах [Текст] / Р. Шуман // в 2-х т. - М. : Музыка. - Т. 1. - 1975. - 407 с.
161. Щербо, Т. А. От менуэта к скерцо [Текст] / автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. / Т. А. Щербо // Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского. - М., 1978. - 20 с.
162. Эстетика. Словарь. [Текст]. - М., 1989. - С. 114.
163. Эко, У. Отсутствующая структура [Текст] / У. Эко // Введение в семиологию / пер. А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник. - СПб. : Петрополис, 1998.-365 с.
164. Яницкий, JI. Циклизация как коммуникативная стратегия в современной культуре [Текст] / J1. Яницкий // Критика и семиотика. - 2000. - Вып. 1-2.-С. 170-174.
165. Besseler, Н. Crundfragen des musikalisch en Hörens u Crundfragen der Musikästhetik [Tekst] / H. Besseler // Aufsatze zur Muzikasthetik und Muzikgeschichte /- Leipzig, 1978. - S. 15-29.
166. Daffner, H. Concerto [Tekst] / H. Daffner // The New Grove Dictionery of Music and Musicians : in.29 vol. / Ed by Stanley Sadie / - Vol. 6. - Claudel Dante. - S. 240-257.
167. Dahlhaus, C. Zur Problematik der musikalishen Gattungen im 19. Jahrundert [Tekst] / C. Dahlhaus // Gattungen der Musik in Einzeldarztellungen. - Bern ; München ; Francke, 1973. - 852 s.
168. Lissa, Z. Hegel und das problem der Formintegration in der Musik [Tekst] // Z. Lissa / Festschrift Walter Wiora. - Kassel, 1967.-S. 112-119.
169. Антонець, О. А. Еволющя салонноУ музикшрвпейсько1 культур'1 [Текст] : автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства : 17.00.03. /
О. А. Антонець. - Харюв, 2006. - 20 с.
214
170. Антонец, Е. А. П.И.Чайковский и салон его времени [Текст] / Е. А. Антонец // Проблеми взаемоди мистецтва, педагопки та теор1'1 I практики осв1ти : зб. наук, праць / Харк. держ. ун-т мистецтв ¡м. I. П. Котляревського ; ред. та упоряд. В. I. Доценко. - Харюв, 2004. -Вип. 14 : Спадщина П. I. Чайковського на шляху у XXI столптя. - С. 248261.
171. Драч, И. С. Д.Д.Шостакович в лоне Петербургской композиторской школы [Текст] / И. С. Драч // Науковий В1сник : зб. наук. пр. // Нац. муз. акад. УкраГни ¡м. П. I. Чайковського. - К., 2007. - Вип. 6. - С. 292-299.
172. Говорухша, М. О. Еволющя вокального циклу та законом1рност! циклоутворення (на приклад1 твор1в Р. Шумана, X. Вольфа, А. Шенберга) [Текст] : автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства : 17.00.03.0. М. Говорухша // Хар. муз. держ. ушв. мист. ¡м. I. П. Котляреського. - Харк1в, 2009. - 18 с.
173. Жайворонок, Н. Б. Музичне виконавство як феномен музичноТ культури [Текст] : автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства : 17.00.01. / Н. Б. Жайворонок // Нац. муз. акад. Укра'ши ¡м. П. I. Чайковського. - К., 2006.- 19 с.
174. Зинькевич, Е. С. Динамика обновления. Украинская симфония на современном этапе в свете диалектики традиции и новаторства (1970-е -начало 80-х годов) [Текст] / Е. С. Зинькевич. - К. : Муз. Украина, 1986. -184 с.
175. 1гнатченко, Г. I. Творчий процес художника [Текст] / Г. 1.1гнатченко // Укра'шське музикознавство : (респуб. м!жвщ. наук.-метод. зб.) / ред. кол.: Котляревський I. А. та ш. - К., 1995. - Вип. 25. - С. 108-115.
176. 1гнатченко, ГЛ. Про взшозв'язок фактурного розвитку \ форми [Текст] / Г. 1.1гнатченко // Укра'шське музикознавство : респуб. м1ж. вщ. наук.-метод. щор1чник) / ред. кол. : ... ГорюхшаН. О. (голов, ред) та ш. - К., 1981.-Вип. 15. - С. 131-141.
177. Москаленко, В. До визначення поняття «музичне мислення» [Текст] /
215
В. Москаленко // УкраУнське музикознавствс (респуб. м1ж вщ. наук.-метод. зб.). - К., 1998. - Вин. 28. - С. 48-53.
178. Рощина, Т. А. Исполнительская расшифровка авторской концепции фактурообразования: на примере фортепианного творчества К. Дебюсси, М. Равеля, О. Мессиана [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. / Т. А. Рощина - К., 1991. - 20 с.
179. Тукова, И. Г. «Жанровотворчество» и творчество в «жанре» [Текст] / И. Г. Тукова // Музичний TBip як творчий процес : зб. статей / упоряд. В. Г. Москаленко. - (Науковий вюник // Нац. муз. акад.. УкраУни т. П. I. Чайковського : вип..21). - К., 2002.-С. 31-38.
180. Тукова, I. Г. Функцюнування шструментальних жанрових моделей захщно-европейського барокко в украУнськоУ музици другой половини XX столптя [Текст] : автореф. дис. ... канд. мистецтвознав. : 17.00.03. I. Г. Тукова. - К., 2003. - 19 с.
181. Шип, С. В. Знакова функщя та мовна оргашзащя музичного мовлення [Текст] : автореф. дис. ... д-ра мистецтвознавства : 17.00.03. / С. В. Шип // Нац. муз. акад. УкраУни îm. П. I. Чайковського. - К., 2002. - 42 с.
182. Шевляков, Е. Г. Музыкальный неоклассицизм XX века [Текст] / Е. Г. Шевляков. - М. : Вузовская книга, 2004. - 188 с.
183. Шевченко, А. Формирование гитары в контексте общего процесса развития музыкальной культуры [Текст] / А. Шеченко // Проблеми взаемод1У мистецтва, педагогжи та Teopiï i практики ocbîth : зб. наук, праць // Харк. держ. ун-т мистецтв îm. I. П. Котляревського ; ред. та упоряд. В. I. Доценко. - Харк1в, 2008. - Вип. 23 : Птара як звуковий образ св1ту : виконавське мистецтво та наука. - С. 5-9.
À
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.