Фортепианная музыка Н.П. Ракова для детей: истоки, жанрово-стилевые черты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Поризко Ольга Ипполитовна

  • Поризко Ольга Ипполитовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 186
Поризко Ольга Ипполитовна. Фортепианная музыка Н.П. Ракова для детей: истоки, жанрово-стилевые черты: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки». 2022. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Поризко Ольга Ипполитовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Роль фольклора в фортепианной музыке Н. П. Ракова

для детей

1.1. Влияние народной музыкальной культуры

на становление стиля Н. П. Ракова

1.2. Стилевые особенности фортепианных сочинений,

исходящие из русской народной песенности

1.3. Влияние народной инструментальной музыки

на фортепианное творчество Н. П. Ракова

Глава II. Академические истоки творчества Н. П. Ракова

2.1. Влияние творчества русских композиторов

на фортепианный стиль Н. П. Ракова

2.2. Влияние европейской музыкальной культуры

на фортепианный стиль Н. П. Ракова

Глава III. Фортепианные циклы для детей Н. П. Ракова

3.1. Особенности фортепианного письма Н. П. Ракова для детей

3.2. «Новеллетты» как образец раннего крупного

фортепианного цикла

3.3. «Восемь пьес на тему русской народной песни»

пример зрелого периода творчества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1. Нотные примеры

2. Список нотных источников

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианная музыка Н.П. Ракова для детей: истоки, жанрово-стилевые черты»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Одним из важных направлений современного российского музыкознания является изучение отечественной музыкальной культуры XX века. Среди ее представителей особое место занимает Николай Петрович Раков (1908-1990) - композитор, фольклорист, дирижер, педагог, создатель обширного педагогического репертуара для детей и юношества.

При жизни Н. П. Ракова его сочинения широко популяризировались: они активно издавались, звучали в концертных залах, по радио, постоянно входили в репертуар детских музыкальных школ и музыкальных училищ. Композитор и сам вел интенсивную концертную жизнь, выступал в качестве дирижера, встречался с педагогами и учащимися. Педагоги музыкальных школ его родного города Калуги, где ДМШ № 1 носит имя композитора, ДМШ № 19 Москвы бережно хранят память о Н. П. Ракове, его творчестве для детей1. В 1995 году московской ДМШ № 19 было присвоено имя Н. П. Ракова. В школе проводятся фестивали, поддерживаются творческие связи с педагогами ДМШ им. Н. П. Ракова г. Калуги [115, с. 121-138]. К 100-летию со дня рождения композитора (2008) издательством «Кифара» по инициативе школьного коллектива был выпущен сборник избранных сочинений композитора для фортепиано, что, безусловно, способствует сохранению памяти о нем, пропаганде его музыки. Но этого явно недостаточно для того, чтобы дети большой страны знакомились с его музыкой, которая учит внимательному и бережному отношению к миру, окружающей природе, развивает гармоничное мироощущение.

Сегодня явно намечается негативный процесс забывания великого наследия, а вместе с этим и сокращения (и обеднения) детского фортепианно-

1 За 30 лет сотрудничества с ДМШ № 19 г. Москвы, где при жизни Н. П. Ракова директором была М. Я. Яковенко, активно поддерживающая творческие связи с композитором, им было написано около 120 произведений для учащихся разных специальностей. Н. П. Раков, прекрасно владевший фортепиано и скрипкой, приходил на репетиции, давал рекомендации, а также осваивал в общении с педагогами школы и другие инструменты [115, с. 121-138]. Эти данные приводятся по монографии известного калужского историка и краеведа Юрия Васильевича Холопова.

го репертуара. После ухода из жизни композитора ноты его произведений практически перестали издаваться, молодые педагоги потеряли возможность знакомиться с его произведениями и включать их в программы учащихся. Это постоянно приходится наблюдать на семинарах и методических мероприятиях, посвященных детскому фортепианному репертуару.

Между тем уникальность музыки Н. П. Ракова, адресованной подрастающему поколению, обусловлена тем, что она наполнена народными интонациями, обращенными к культуре многих этносов нашей страны. Сегодня, в период торжества глобализма, когда отечественная культура подвергается опасности потерять национальную идентичность и традиционные ценности, изучение произведений Н. П. Ракова и приобщение к ним детей приобретает особую актуальность.

Практика подтверждает, с каким интересом обучающиеся относятся к пьесам композитора, которые рассказывают о жизни детей прошедшей эпохи XX века. Музыка Н. П. Ракова может помочь современным детям сохранить память о прошлом истории и культуры страны.

Музыка Н. П. Ракова исподволь приобщает детей XXI столетия к истокам родного искусства. Связанная с народным творчеством, она требует глубокого проникновения в музыкальное содержание произведений, раскрывающееся через совокупность ладогармонического, интонационного языка, особенности фактурного изложения.

Таким образом, актуальность изучения фортепианного творчества Н. П. Ракова для детей обусловлена, во-первых, тем, что оно является высоким художественным достоянием отечественной фортепианной культуры. Во-вторых, оно представляет несомненный интерес как педагогический материал в нравственно-воспитательном, техническом и аналитическом развитии юных музыкантов.

Степень изученности темы. Детская фортепианная музыка Н. П. Ракова еще не являлась объектом специального изучения. Однако отдельные ценные аналитические наблюдения о творчестве композитора, в том числе о

его фортепианной музыке стали появляться более 60 лет назад. В 1958 году (к 50-летию композитора) был издан научно-популярный очерк А. А. Соловцова «Н. П. Раков»2, где сделан обзор жизненного, творческого пути композитора, наиболее крупных произведений за четверть века творческой деятельности, а также дан список изданных к тому времени сочинений. В IV главе данного очерка автор отмечает, что опорой творчества композитора являются традиции русских классиков. Истоки фортепианного стиля Н. П. Ракова А. А. Со-ловцов связывает прежде всего с наследием А. К. Лядова [100, с. 33].

Через два десятилетия (к 70-летию Н. П. Ракова) А. М. Цукером был написан более объемный очерк жизни и творчества композитора, включающий поэтапный обзор жизненного и творческого пути, материалы, собранные при общении с коллегами и учениками композитора, сделан анализ основных произведений разных жанров, составлен подробный перечень изданий, а также представлен список учеников класса специальной инструментовки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, профессором которой с 1943 года являлся Н. П. Раков [121].

В контексте означенной темы важно то, что, уделяя большое внимание симфоническому творчеству, А. М. Цукер подробно освещает и крупные фортепианные сочинения Н. П. Ракова (являющиеся педагогическим репертуаром музыкальных училищ). Впервые исследователем поднимается вопрос и о детской музыке композитора (в главе «Посвящается детям»). А. М. Цукер констатирует развитие Н. П. Раковым традиций детской фортепианной программной миниатюры, исходящих из творчества Р. Шумана, П. И. Чайковского.

В 2004 году издается книга Ю. В. Холопова «Из рода Раковых», где глубоко и всесторонне освещена история семьи композитора, ведущая свою летопись из старинного калужского купеческого рода [114].

2 Работы всех отмеченных авторов даются в списке литературы.

В 2011 году выходит в свет расширенное исследование Ю. В. Холопова «Симфония щедрой души», в котором на основании архивных документов, изысканий калужских краеведов, воспоминаний племянницы композитора И. Н. Кубрановой, а также коллег и учеников Н. П. Ракова был глубоко и разносторонне освещен жизненный и творческий путь композитора. Привлечены и дневниковые записи- путевые заметки художника [115].

К 110-летию со дня рождения Н. П. Ракова вышла статья А. М. Цукера «Скромное обаяние мастера» [122], в которой автор не только раскрывает творческое кредо композитора - «убежденного и последовательного традиционалиста», но и поднимает вопрос о том, что музыка нашего выдающегося соотечественника, попавшего в число композиторов «второго ряда», незаслуженно забывается.

Работы отечественных ученых заложили основу для дальнейших исследований в области истоков творчества Н. П. Ракова, формирования его фортепианного стиля. Однако всестороннего анализа детской фортепианной музыки композитора, полного освещения ее роли в музыкальной культуре нигде не дается. Вне зоны исследовательского внимания оказались многие фортепианные сочинения для детей, такие, например, как сонатины № 6 «Сказка», № 7 «Весенняя», № 9 «Романтическая», № 10 «Баллада», № 11 «Для маленьких», № 12 «Маленькая», многочисленные фортепианные миниатюры. Исключение составляют две небольшие монографии3 и статьи автора данной диссертации [79-91].

Между тем фортепианные сочинения Н. П. Ракова, как уже подчеркивалось, являются ценным педагогическим материалом по освоению будущими музыкантами малых и больших форм. Глубоко содержателен и их образный мир, в котором особенно ценным является его гуманистическая направленность, убедительно раскрываемая словами из романса «Молодость» Н. П.

3 См., например, Поризко О. И. Н. П. Раков. Сонатины для фортепиано. Анализ, методические рекомендации. Монография. Новосибирск, 2018 [88].

Ракова: «Сто лет на свете проживу и славить буду жизнь» [цит. по: 121, с. 96]. Светлое начало музыки Н. П. Ракова приобретает сегодня особую актуальность для поколения, растущего в мире, полном стрессов и катаклизмов.

Все в совокупности определяет актуальность избранной темы. Поэтому объектом исследования является творчество Н. П. Ракова как отражение его эстетики и художественных взглядов.

Предмет исследования: фортепианные произведения Н. П. Ракова для детей в аспекте традиционных основ музыкального искусства и авторского стиля.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей стиля фортепианных сочинений Н. П. Ракова для детей, их связи с творчеством композиторов-классиков и современным художественным миром.

Задачи исследования:

1. воссоздать знаковые черты авторского стиля Н. П. Ракова на основе анализа его творчества;

2. определить традиции, воспринятые от предшественников в становлении стиля фортепианных сочинений Н. П. Ракова для детей;

3. раскрыть проявление фольклорных истоков на материале детских фортепианных произведений Н. П. Ракова как важнейшей основы его мировоззрения, эстетических взглядов и стилевых констант;

4. исследовать роль жанра инструментальной песни в творчестве Н. П. Ракова в аспекте истории ее зарождения и эволюции;

5. вовлечь в аналитический процесс значительную часть фортепианных произведений для детей Н. П. Ракова для выявления особенностей авторского стиля и их развивающего и воспитательного значения в музыкальной педагогике;

6. провести сравнительный анализ фортепианных циклов «Новеллетты» и «Восемь пьес на тему русской народной песни» с целью обобщения стилевой эволюции в фортепианном творчестве композитора.

Теоретико-методологические основы исследования. Методология исследования базируется на суждении, что, вобрав близкие своему мировосприятию черты творчества русских и зарубежных композиторов-классиков (Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Й. Гайдна, Р. Шумана, Э. Грига, К. Дебюсси и др.), Н. П. Раков создал свой самобытный стиль с ярким национальным колоритом. В нем ведущую роль играет светлое мироощущение автора, особенно значимое для детской музыки.

Основной теоретической базой исследования стали ранее указанные труды А. А. Соловцова, А. М. Цукера, Ю. В. Холопова [100, 121, 115], а также монографические работы соискателя за почти десятилетний период [79-91].

При организации аналитического подхода были задействованы общетеоретические исследования, посвященные проблемам жанра (М. Г. Аранов-ского, В. Н. Холоповой [7, 119], С. Космали, А. Невкомба, [C. Kossmaly, 155, A. Newcomb, 158]), строения музыкальной формы (Б. В. Асафьева, Л. В. Александровой, В. П. Бобровского, Е. А. Ручьевской, И. В. Способина [9, 2, 11, 96, 104], П. М. Каминского [P. M. Kaminsky, 153]), гармонии (Л. А. Мазе-ля, Ю. Н. Холопова [61, 117]), фактуры (В. В. Задерацкого [31] и др.), тема-тизма (В. Б. Вальковой, Е. А. Ручьевской [15, 97]), вопросам анализа (Л. А. Мазеля, Г. Р. Консона [61, 45, 46] , Т. Шмидта [T. Schmidt, 161)] и др., характеристики отечественного фольклора (Г. Л. Головинского, И. И. Земцовского, Ф. А. Рубцова [23, 32, 94]).

В вопросах анализа музыкального содержания и музыкальной семантики в произведениях Н. П. Ракова большую помощь оказали труды М. Ш. Бонфельда, Л. П. Казанцевой, М. Г. Карпычева, А. Ю. Кудряшова, И. С. Стогний, В. Н. Холоповой, Л. Н. Шаймухаметовой, С. А. Давыдовой, Г. В. Денисенко, Г. Р. Тараевой и др. [12, 37-39, 40, 51, 105, 118, 125-126, 26, 29, 106, 65-67].

Для характеристики музыкальной образности, связанной с культурой древнерусской традиции колокольного звона, были полезны труды отечественных исследователей Е. А. Климина, А. Б. Никанорова, С. Г. Тосина,

А. С. Ярешко [43, 69, 110, 129].

Для воссоздания эволюционного процесса в фортепианной музыке, роли творчества композиторов, в той или иной степени оказавших влияние на самоопределение Н. П. Ракова, - Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Ф. Куперена, Ж. Ф. Рамо, Й. Гайдна, Ф. Мендельсона, Р. Шумана. Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля - был задействован большой корпус классических и новейших исследований российских и зарубежных авторов, в том числе электронных ресурсов. Прежде всего следует назвать труды А. Д. Алексеева, Ф. Бенестада, Д. Шельдеруп-Эббе, В. Быкова, В. Г. Вальтера, В. С. Галацкой, М. А. Ганиной, С. В. Грохотова, А. П. Зориной, М. Ильина, Е. Сегала, Ю. В. Келдыша, Т. В. Корженьянц, Е. М. Левашева, О. Е. Левашевой, В. Д. Конен, М. Ю. Кустова, П. Печерского, Е. А. Ручьевской, В. В. Смирнова [3-5, 10, 14, 16, 19, 21, 24, 33, 35, 41-42, 44, 53, 75, 98, 99], Б. Р. Аппеля [B. R. Appel, 130131], Й. Драйхайма [J. Draheim, 140-141], В. Фриша [W. Frisch, 145] и др., сборники «Воспоминание о Роберте Шумане», «Дебюсси и музыка XX века», коллективную монографию «Две легенды русской музыки. А. К. Глазунов и А. Н. Скрябин сегодня» [18, 28, 27] и др.

Нельзя не отметить значение работ, в которых в разных аспектах изучаются вопросы детской фортепианной музыки и воплощения темы детства: С. А. Айзенштадта, А. С. Воскобойниковой, А. М. Лесовиченко, Е. А. Толстой, И. А. Немировской [1, 17, 58-59, 107-109, 70-71] и других4.

Для достоверности исторической картины, связанной с жизнью и творчеством Н. П. Ракова, мы задействовали мемуарные, эпистолярные и публицистические издания известных музыкантов, многие из которых окружали композитора, и воспоминаний о них: Р. М. Глиэра, З. К. Гулинской, Л. З. Ко-рабельниковой, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, В. Н. Чембер-

4 Вопросы о понятиях детская музыка и музыка для детей достаточно широко освещены в литературе (С. А. Айзенштадт, А. М. Лесовиченко, И. А. Немировская, Е. А. Толстая [1, 57-58, 70, 71, 107-109]). Поэтому мы ограничиваемся только наиболее необходимыми для данного исследования работами.

джи, материалы сайтов «О музыке и музыкальном образовании» [22, 25, 47, 94, 123, 124, 103] и т. д.

В совокупности весь корпус перечисленных работ позволил провести исследование по историческим и музыкально-теоретическим аспектам.

Методы исследования. Диссертация написана на основе комплексного подхода, позволяющего рассматривать детскую музыку Н. П. Ракова как знаковое для отечественной культуры явление в музыке XX века. В работе задействованы методы исторического, целостного музыковедческого, жанрово-стилистического, интонационного, семантического анализа. Исключительно важным был метод сравнительного анализа, направленный на сопоставление творчества Н. П. Ракова, современных ему композиторов и композиторов-предшественников.

Материал исследования. В качестве материала исследования задействована значительная часть педагогического репертуара Н. П. Ракова: сонатины № 1, 3-12, фортепианные циклы «24 пьесы для фортепиано во всех тональностях», «Новеллетты», «Из юных дней», «Восемь пьес на тему русской народной песни». Детские пьесы из циклов «60 легких пьес для начинающих» А. Ф. Гедике (их издания см. в Приложении 2), Д. Б. Кабалевского [68]. Немаловажную роль сыграли классические детские пьесы и сочинения о детях Р. Шумана («Альбом для юношества»), Э. Грига («Лирические пьесы»), М. П. Мусоргского (вокальный цикл «Детская»), А. К. Лядова («Бирюльки», П. И. Чайковского («Детский альбом»), К. Дебюсси («Детский уголок»), а также «Песни без слов» Ф. Мендельсона, созданные в рамках бидермейера. Нельзя не отметить оперное, симфоническое и камерно-вокальное творчество Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, А. К. Глазунова, А. К. Лядова. Значительным подспорьем стало обобщение личной педагогической практики соискателя, его рефлексии детских сочинений Н. П. Ракова на протяжении 20 лет.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. объектом исследования становится значительная часть фортепианных произведений для детей Н. П. Ракова как воплощение авторского стиля и как отражение достижений русской советской композиторской школы;

2. исследованы и обобщены традиции, в том числе отечественного фольклора, повлиявшие на становление стиля детской фортепианной музыки Н. П. Ракова;

3. раскрыта содержательная и композиционно-драматургическая роль элементов колокольного звона и звукообразов русских народных инструментов как важных черт национального стиля фортепианной музыки Н. П. Рако-ва;

4. изучена значимость жанра инструментальной песни, ее развитие и новизна трактовки в фортепианном творчестве для детей Н. П. Ракова;

5. проанализированы фортепианные циклы «Новеллетты», «Восемь пьес на тему русской народной песни» и другие сочинения, как воплощение знаковых черт стиля композитора.

Положения, выносимые на защиту:

1. фортепианное творчество для детей Н. П. Ракова опирается на народную музыкальную культуру России, многообразие ее песенных и инструментальных жанров, ставших для композитора выразителями его светлого гуманистического взгляда на мир, определивших образно-семантическую и структурную роль;

2. опираясь на русские народно-песенные истоки, западноевропейскую и русскую академическую традицию, Н. П. Раков развивает жанр инструментальной песни, обладающей в его творчестве национальной характерностью и современными для его эпохи художественными чертами;

3. Н. П. Раков, будучи верным принципам классической музыки, привносит в фортепианные произведения современную интонацию и новое музыкальное содержание;

4. фортепианной музыке Н. П. Ракова свойственны самобытные черты

стиля, определяемые органичным сочетанием диатоники с хроматикой, использованием внутренних резервов драматургии, выразительной ролью ритмики на основе включения синкоп и гемиол, применением пространственных эффектов, приема иллюзии «удаления» и «приближения» при минимальном использовании громкой звучности, разноплановой семантики прощания, а также пианистических приемов, ориентированных на детский исполнительский аппарат.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертация соответствует п. 3 «История русской музыки», п. 9 «История и теория музыкальных жанров», п. 10 «Теория и история музыкального языка (выразительных средств музыки)», п. 15. «История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах» паспорта научной специальности 17.00.02 - Музыкальное искусство (искусствоведение).

Достоверность исследования подтверждается:

• опорой на обширный круг материалов по творчеству Н. П. Рако-

ва;

• исполнительским и музыковедческим анализом фортепианных пьес Н. П. Ракова, сравнительным анализом его фортепианных сочинений композитора с произведениями русских и зарубежных композиторов-предшественников;

• практическим освоением детской музыки Н. П. Ракова в классе фортепиано в процессе многолетней педагогической работы соискателя;

• опытом анализа воспитательного и развивающего потенциала музыки Н. П. Ракова.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• подтверждается большое значение отечественного фольклора в произведениях Н. П. Ракова для детей, что усиливает их художественную и нравственную ценность как материала педагогического репертуара, особенно в эпоху глобализации;

• обосновывается также благотворная роль связей с предшественниками русской композиторской школы и зарубежными мастерами;

• выявляются новаторские черты в творчестве Н. П. Ракова для детей и обобщаются наблюдения за его композиторским стилем;

• материалы диссертации дают импульс для дальнейшего многовекторного изучения фортепианных произведений Н. П. Ракова для детей и их активного внедрения в педагогическую практику;

• диссертация также стимулирует исследовательскую работу по выявлению знаковых качеств в современном детском педагогическом репертуаре.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в вузовских курсах «Истории русской музыки XX века», «Истории детской музыки», «Истории и теории фортепианного искусства», в курсе музыкальных училищ и колледжей «Методики преподавания игры на фортепиано», на занятиях в классе фортепиано ДМШ, ДШИ и лицеях.

Апробация диссертации проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А. И. Герцена. Основные положения опубликованы в тринадцати работах: двух монографиях и одиннадцати статьях; в том числе три статьи изданы в рецензируемых ВАК научных журналах: «Вестник музыкальной науки», «Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение». Также положения исследования отражены в докладах, прочитанных в РГПУ им. А. И. Герцена на международных научно-практических конференциях: XXV «Ребенок в современном мире. Экология детства» (2018), XXVI «Ребенок в современном мире. Формирование исторического сознания» (2019), «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (2019), Международный форум «Проблемы Российской музыкальной культуры, искусства и образования на рубеже XX-XXI вв.» (2019). Положения дис-

сертационного исследования использовались при проведении практических занятий в институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена (2019).

Материалы диссертации задействовались в многолетней преподавательской работе автора, а также при проведении открытых уроков и ежегодных методических семинаров в ГДМШ им. М. М. Ипполитова-Иванова (2007-2018), на курсах повышения квалификации преподавателей ДМШ и ДШИ в Великом Новгороде (2012), на методических мероприятиях для преподавателей ДШИ Красносельского района г. Санкт-Петербурга (2013, 2020).

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (163 наименования - 129 на русском и 34 на английском и немецком языках), двух приложений.

Глава I.

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ Н. П. РАКОВА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.1. Влияние народной музыкальной культуры на становление стиля Н. П. Ракова

Ю. В. Холопов в исследовании «Симфония щедрой души» высказал очень убедительную мысль: «Не поняв души семьи Раковых, оставшейся дружной, терпеливой в испытаниях и не потерявшей чуткого и доброго отношения к людям, нельзя понять характера самого яркого ее представителя, ставшего выдающимся композитором и педагогом» [115, с. 5].

Николай Петрович Раков (1908-1990) родился в семье преуспевающего калужского купца Петра Степановича Ракова. В год рождения сына (будущего композитора), пятого, младшего ребенка в семье, Петр Степанович осуществил строительство Торгового дома в центре Калуги - большого двухэтажного здания в стиле модерн, в котором на 1 этаже разместились торговые помещения, а на 2-ом - жилые комнаты. Рядом с новым торговым домом на средства П. С. Ракова была открыта бесплатная публичная библиотека. Петр Степанович заботился о повышении культурного уровня своих служащих.

П. С. Ракова отличали большой природный ум, жизненная энергия, мудрость, широта души, готовность прийти на помощь ближнему в трудные времена. Так, в годы неурожая он был одним из попечителей организованного в 1899 году «Работного дома» в Калуге, где оставшиеся без средств к существованию люди могли найти работу, кров и питание, вложил немало средств в его функционирование [там же, с. 13].

Мать композитора, Надежда Васильевна Ракова (урожденная Заверина), дочь потомственного калужского купца, вышла замуж за Петра Степановича в 25 лет по любви, дождавшись своего жениха после четырехгодичной воинской службы. Надежда Васильевна, обладавшая спокойным, уравновешенным характером и хорошо дополнявшая своего супруга, была надежным

спутником жизни как в благополучные, так и в трудные для семьи годы. Воспитание детей было разумным. Детей приучали к труду (родители были достойным примером тому). Внимательным было отношение к образованию детей. Две старшие дочери занимались музыкой. Не остался незамеченным родителями и большой интерес к музыке младшего ребенка.

Семья Раковых пережила события Первой мировой войны, революции, Гражданской войны, вследствие чего многое изменилось. «Экспроприация экспроприаторов» [там же, с. 39] коснулась семьи Раковых не единожды.

В годы революции Петр Степанович, горячо любивший Родину, не покинул родной город, которому отдал все свое состояние, оставшись работать рядовым служащим. Но в 30-е годы, когда началась новая волна репрессий, Петр Степанович был выслан с женой и старшей дочерью в Архангельск, где провел оставшиеся годы жизни. Умер Петр Степанович на 74-том году жизни, в годы войны (в 1943). Однако, несмотря на перипетии судьбы и лишения, он не держал обиды на советскую власть, говоря: «А все-таки это общество более справедливо устроено. Оно дает всем одинаковую возможность учиться» [114, с. 77].

Внимание родителей к образованию детей, поддержка большого музыкального дарования сына, который с 6 лет брал уроки игры на фортепиано, а с 8 лет и на полюбившейся ему скрипке - все способствовало быстрому развитию музыкального таланта будущего композитора.

По воспоминаниям калужанки В. В. Немировой, Николай Раков в детские годы поражал всех увлеченностью и одержимостью в занятиях музыкой, умением аккомпанировать певцам, играть в ансамбле, способностью импровизировать [115, с. 90]. В городе его нередко называли маленьким Моцартом за его безграничную преданность музыке <...>. «Была еще одна моцартов-ская черта у Коли Ракова - веселый нрав и отсутствие всякой зависти» [там же, с. 100]. Это бесценное качество позволило Н. П. Ракову сохранить свет и гармонию души, ярко проявившиеся в его творчестве.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Поризко Ольга Ипполитовна, 2022 год

- 9

38

Н. П. Раков. Мерцающие огоньки

(т. 1-17)

* «А * ал - *

( 24 пьесы во всех тональностях, т. 1-

19)

40

А. К. Лядов. Баллада Про старину (т. 1-11)

41

Н. П. Раков. Легенда (Новеллетты) (т. 1-8)

42

Легенда (Акварели, т. 1-8)

43

Осень (Шесть пьес, т. 1-22)

44 Летним утром (24 пьесы во всех тональностях, т. 1-10)

45

На прогулку! (24 пьесы во всех тональностях, т. 1-18)

46 Памяти героя (24 пьесы во всех тональностях, т. 1-13)

47

Шарманочка (т. 1-17)

48

Сонатина № 9 Романтическая (экспозиция, связующая, побочная темы, т. 27-38)

49

Сонатина № 9 Романтическая (разработка, т. 78-89)

50

А. П. Бородин. Симфония №2 (1 часть. т. 1-7)

51 Н. П. Раков Юмореска (Новеллетты, т. 1-18)

52

М. П. Мусоргский. С куклой (Детская, т. 20-27)

53 Н. П. Раков. Колыбельная (8 пьес на тему русской народной песни, т. 27-

33)

54

М. П. Мусоргский. Ргошепаёе (Картинки с выставки, т. 1-6)

55

Н. П. Раков. Песня (Восемь пьес на тему русской народной песни, т. 1-9)

56 Марш (8 пьес на тему русской народной песни, т. 1-4)

57 М. П. Мусоргский. Прогулка (между пьесами «Гном» и «Старый замок», т. 1-6)

58. М. П. Мусоргский. Богатырские ворота (Картинки с выставки, т. 153-173)

59. Н. П. Раков. Заключение (Восемь пьес на тему русской народной песни, т. 16-27)

60.

Менуэт (Классическая сюита, т. 1-13)

61.

Гавот (Классическая сюита, т. 1-11)

б2. Менуэт (Акварели, т. 1-9)

б3.

Сонатина № 8 Рондо (рефрен, т. 1-б)

б4. Сонатина № 12 Маленькая (т. 1—i3)

(tenu г.)

65.

Утренний урок (24 пьесы во всех тональностях, т. 1-8)

66. Снежинки (24 пьесы для фортепиано во всех тональностях, т. 25-30)

67.

Э. Григ. Бабочка

(т. 3-4)

68.

Тоска по Родине (тема второго раздела, т. 28-29)

69.

Сонатина № 1 (3 часть, побочная тема, т. 39-44)

70

Белая лилия (24 пьесы во всех тональностях, т. 1-8)

71

Белая лилия (24 пьесы во всех тональностях, т. 17-25)

72

Белая лилия (24 пьесы во всех тональностях, т. 9-12)

73

Ласточка (24 пьесы во всех тональностях, т. 1-12)

74

Ласточка (24 пьесы во всех тональностях, т. 33-49)

75

Снежинки (24 пьесы во всех тональностях, т. 15-20)

76 .

К. Дебюсси. Кукольный кек-уок (Детский уголок, т. 10-25)

77 Кукольный кек-уок

(Детский уголок,

т. 47-52)

78

Веселый клоун

(т. 1-6)

79

Арабеска (Новеллетты, тема 1 части, т. 1-6)

80

Баллада рыцаря (24 пьесы во всех тональностях, т. 24-36)

81

Задира (24 пьесы во всех тональностях, т. 6-10)

82

Баллада рыцаря (24 пьесы во всех тональностях, т. 1-12)

83

Сонатина №1 (1 часть, экспозиция, тема главной партии, т. 1-8)

84

Сонатина № 1 (2 часть, 1 тема, т. 1-9)

85

Сонатина № 1 (3 часть, разработка, фрагмент 2 эпизода, т. 100-118)

86 Сонатина № 9 (экспозиция, тема побочной партии, т. 32-63)

87

Арабеска (Новеллетты, 2 часть, т. 25-30)

88

Марш (Новеллетты, т. 1—ii)

89

Новеллетта (Новеллетты, 1 часть, 1 тема, т. 1—8)

90

Новеллетта (Новеллетты, 1 часть, 2 тема, т. 9-16)

91

Вальс (Новеллетты, 1 часть, 1 тема, т. 1-15)

92

Вальс (Новеллетты, 1часть 2 тема, т. 16-25)

93 Скерцо (Новеллетты, первый элемент темы, т. 1-10)

94

Скерцо (Новеллетты, второй и третий элементы темы, т. 11-25)

95

Мазурка (Новеллетты, 1 часть, т. 1-15)

96

Мазурка (Новеллетты, 2 часть, т. 41-50)

97

Мазурка (Новеллетты, 2 часть, средний раздел, т. 36-40)

98

Тарантелла (Новеллетты, т. 1-15)

99

Тарантелла (Новеллетты, 2 часть, т. 25-40)

100

Тарантелла (Новеллетты, реприза, т. 41-55)

101 Сказка (8 пьес на тему русской народной песни, т. 1-9)

102

ж- *

Вальс (8 пьес на тему русской народной песни, т. 1-12)

103

Вальс (8 пьес на тему русской народной песни, т. 20-23)

104

Вальс (8 пьес на тему русской народной песни, т. 61-67)

105

Мазурка (8 пьес на тему русской народной песни, т. 1-18)

106

Полька (8 пьес на тему русской народной песни, т. 1-4)

2. Список нотных источников

1. Гедике, А. 60 легких фортепианных пьес для начинающих. Соч. 36. Тетрадь 1. - М.-Л.: Гос. муз. изд-во, 1951. - 23 с.

2. Гедике, А. 60 легких фортепианных пьес для начинающих. Соч. 36. Тетрадь 2. - М.: Музсектор госиздата, 1927. - 27 с.

3. Глазунов, А. К. Сонатина ля минор / Альбом сонатин для фортепиано. Средние классы ДМШ. Выпуск 2. - М.: Музыка, 1971. - 160 с.

4. Григ, Э. Избранные произведения для фортепиано в 2 томах Т. 1. / Э. Григ. - Л.: Музыка, 1976. - 144 с.

5. Григ, Э. Сочинения для фортепиано в 2 томах Т. 2. / Э. Григ. -Л.: Музыка, 1967. - 176 с.

6. Раков, Н. П. Библиотека юного пианиста. Старшие классы ДМШ / Н. П. Раков. - М.: Музыка, 1966. - 63 с.

7. Раков, Н. П. Детские пьесы «Из юных дней» / Н. П. Раков. - М.: Музыка, 1976. - 65 с. Песня §-шо11 с. 7-8; «Рожь колосится» с. 20-21.

8. Раков, Н. П. 24 пьесы для фортепиано во всех тональностях / Н. П. Раков. - М.: Музгиз, 1963. - 43 с.

9. Раков, Н. П. Избранные произведения для фортепиано. / Н. П. Раков. - М.: Сов. композитор, 1973. - 64 с.

10. Раков, Н. П. Новеллетты Десять маленьких пьес для фортепиано / Н. П. Раков. - М.: Союз Сов. композиторов, 1948. - 29 с.

11. Раков, Н. П. Пьесы для детей. Библиотека юного пианиста / Н. П. Раков. - М.: Сов. композитор, 1961. - 44 с.

12. Раков, Н. П. Русская песня. Концертный репертуар пианиста / Н. П. Раков. - М.: Сов. композитор, 1972. - 30 с.

13. Раков, Н. П. Сонатины. Библиотека юного пианиста / Н. П. Раков. - М.: Сов. композитор, 1975. - 77 с.

14. Чайковский, П. И. Детский альбом / П. И. Чайковский. - М.: Скорпион, 1994. - 136 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.