Русские предания об исчезнувших народах: Система мифологических мотивов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Феоктистова, Ирина Константиновна

  • Феоктистова, Ирина Константиновна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Омск
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 204
Феоктистова, Ирина Константиновна. Русские предания об исчезнувших народах: Система мифологических мотивов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Омск. 1998. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Феоктистова, Ирина Константиновна

ВВЕДЕНИЕ

Примечания

01. ПРЕДАНИЯ ОБ ИСЧЕЗНУВШИХ НАРОДАХ

01.01. К изучению преданий об исчезнувших народах. Вопрос о терминологическом обозначении—

01.02. Образ исчезнувших аборигенов

01.03. Сюжетообразущие мотивы

01.04. Доминирующий мотив и доминирующий сюжет

01.05. Предания о белой березе

01.05.01. Бытование:—

01.05.02. Мифологемы как основные сюжетообразующие элементы

01.05.03. Семантика оппозиции "Белое дерево"/"черные ЛЮДИ"

01.06. выводы:из

Примечания

02. ПРЕДАНИЯ, СЕМАНТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДАНИЯМИ

ОБ ИСЧЕЗНУВШИХ НАРОДАХ

02.01.Предания об исчезновении ныне существующих исторических этносов:■

02.01.01. Русские предания об исчезновении татар и обских угров•

02.01.02. Предания сибирских народов об исчезновении киргизов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Феоктистова, Ирина Константиновна

02.03. ВЫВОДЫ

1. В данной главе были проанализированы семантические связи двух групп преданий с преданиями об исчезнувших народах. Было бы неверным считать, что только эти группы имеют между собой самую тесную связь, образуя некую изолированную область внутри общего массива преданий, а остальные сюжетно-тематичес-кие группы и циклы вполне автономны. Исследование Н.А.Кринич-ной, посвященное персонажам преданий, позволяет установить подобные семантические связи с группами повествований о родоначальниках (116). Кроме того материалы, собранные и классифицировании е этой выдающейся исследовательницей, показывают наличие непосредственных связей между преданиями о чуди и о панах. Достаточно указать на установленное Н. А. Криничной полное совпадение комплекса мотивов преданий о чуди и о панах (117). Детальному изучению подобных связей можно было бы посвятить отдельное исследование.

2. Рассмотрение преданий, семантически связанных с преданиями об исчезнувших народах, в частности, преданий о мамонте, позволяет на основе анализа их Формы показать отсутствие непреодолимых границ между текстами, . традиционно рассматривавшимися в науке как предания, и повествованиями, относимыми в настоящее время к легендам. Это оказалось возможным потому, что в отдельных текстах сочетается формулировка общего представления с рассказом о конкретном случае, произошедшем сравнительно недавно, при жизни одного поколения. Социально-у- \/ топические легенды, по К.В.Чистову, мыслятся как рассказы, воспринимающиеся исполнителями "как продолжающиеся в современности", в отличие от преданий, являющихся "рассказами о прошлом" (118). Но если "избавители" сменяют друг друга в ходе истории, то представления, лежащие в основе их образов, неизменны. На наш взгляд, появление очередного избавителя есть случай активизации архетипа при возникновении необходимой для того ситуации (119). С течением времени энергия активизации угасает, ведь человек смертен. Но возникает необходимость в новой активизации, появляется очередной "избавитель", тождественный по функции с предыдущим, но имеющий другое имя.

В преданиях о мамонте и полозе проявляется неистребимая вера в существование необычных животных. В отличие от персонажей-людей они безличны: рассказывают о множестве животных определенного типа, не имеющих определенного имени.

Функционально тексты рассматриваемых типов тождественны, главная - функция - информативная, точное квазиинформативная. Это позволяет объединить данные типы повествований в один вид - предания, потому что любые рассказы все-таки повествуют о "прошлом", пусть недавнем, даже если сами события "продолжаются". Затем они могут плавно перейти в рассказы о "далеком прошлом" или прекратить бытование в случае полной потери интереса к событиям, отдаленным от современности веками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование семантики мотивов преданий об исчезнувшим народам и семантически связанным с ними групп С о ныне живущим этносам; о мамонте) показало; что эти предания в целом сом-раняют мифологическую семантику как в статическим, так и в динамическим компонентам сюжетов. Мифологические мотивы в ним образуют устойчивую систему, что проявляется в совокупности текстов. Определяющими являются представления об ином, в частности, нижнем, мире, связь с которым обусловливает образность главным персонажей преданий. То, что "следы пребывания" персонажей обнаруживаются в земле, обусловливает им мифологизацию. В то же время, следует отметить, предания разным групп (то есть с разными персонажами) проявляют неодинаковую способность к явно выраженной мифологизации. Наиболее слабо выражается эта способность в преданиям, где объектом повествования являются исчезнувшие аборигены, поскольку они осознаются носителями русской Фольклорной традиции как люди, мотя в иноэтническим традициям аборигены могут проявлять более выраженные мифологические свойства. Еще слабее мифологизация в преданиям о ныне существующим этносам, в которые включены мотивы, марактерные для преданий об исчезнувшим народам.

Персонажи преданий о животным (полоз-змей и мамонт) проявляют свои мифологические свойства неодинаково. Более сильное проявление связано с образом змея в мифологии и Фольклоре народов мира, в том числе русского народа. Однако в народной традиции полоз описывается как реально существующая змея.

Мамонт в устной сибирской традиции русского населения больше напоминает неуклюжее вполне безопасное животное, чем мифологического творца. Как мы видели, есть основания думать, что это связано с появлением рассказов о мамонте в русской традиции уже после того, как система мифологических персонажей была сформирована. Сюжеты преданий всем рассмотренных групп имеют преобладающую этиологическую семантику, понимаемую достаточно широко, то есть речь идет не о первотворении, а скорее о причинах трансформации и исчезновении некоторых элементов мира, хотя, в принципе, любое изменение отдельного элемента порождает нечто новое.

Таким образом, в преданиях имеются мифологические мотивы (архетипы), как в образности, так и в сюжете. Внешнее правдоподобие является мнимым, поскольку именно мифологема определяет интерпретацию каких-либо реалий. То есть ИСТОРИЧЕСКОЕ в повествованиях является ОСОБЕННЫМ, а МИФОЛОГИЧЕСКОЕ - ОБЩИМ. Следовательно, информативную функцию точнее было бы называть квазиинформативной или понимать ее условно, поскольку текст предания прежде всего "информирует" о наличии архетипа. Линейность времени в преданиях тоже не может играть решающую роль для признания повествований "историческими", поскольку мифологична причинно-следственная связь в текстах: "следы" деятельности или существования того или иного персонажа влекут за собой ряд толкований, построенных по архетипическим моделям.

Показанная в исследовании системность мифологических мотивов преданий означает, что какой-либо текст может стать преданием (войти в традицию) только при наличии в нем мифологического мотива (мотивов).

Таким образом, можно было бы определить предание как соз

170 данный в народе и достоверный, по его мнению, устный рассказ о прошлом, включающий в структуру мифологический мотив или совокупность таких мотивов.

Единый подход к текстам, имеющим ярко выраженную мифологическую семантику (например, с мотивом оборотничества), и к повествованиям, в которых мифологизм может быть выявлен только в результате анализа, позволяет устранить сложившиеся к настоящему времени противоречия в отнесении каждого конкретного текста то к "преданиям", то к "легендам". Это возможно, поскольку те и другие группы текстов сходны по функциям, семантике, структуре и как единый вид народной несказочной прозы (предания) противостоят другим видам - религиозным легендам и мифологическим рассказам (быличкам и бывальщинам).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Феоктистова, Ирина Константиновна, 1998 год

1. Алексеев М.П. Сибирь в известняк западно-европейских путешественников и писателей XIII-XVII вв. Иркутск: крайгиз, 1932. - 368 С.

2. Арефьев B.C. Материалы по этнографии Енисейского уезда Енисейской губернии // Известия Вост.-Сибирского отдела ИРГО. Т. XXXII, 1902 Г. - NN 1-2. - ИРКУТСК, 1902. - С. 65-140.

3. Байкальские предания и легенды / Фолькл. записи Л. Е. Элиасова. Изд. 2, доп. и перераб. - Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1984. - 256 с. с илл.

4. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового завета канонические. В рус. переводе. Chicago, 1990.

5. Богораз В. Чукчи. 4.1. Авторизов. пер. с англ. Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1934. - 192 с.

6. Богораз В. Чукчи. Ч. II. Религия. Авторизов. пер. с англ. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939. - 196 с.

7. Берк В. Путешествие в Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей. СПб., 1821. - 234 с.

8. Городцов П.А. Мамонт (Западно-Сибирское сказание) // Ежегодник Тобольского губернского музея, 1908. Вып. XVIII. -1910.

9. Городцов П.А. Чудь // Этнографическое обозрение. Кн. LXVIII-LXIX. - 1906. - NN 1-2. - С. 112-114.

10. Григоровский Н.П. Описание васюганской тундры //

11. Записки Зап.-Сибирского отд. ИРГО. 1884. - Кн. VI. - Ч. 1.- С. 1-68.

12. Дневник В.Н.Латкина, во время путешествия на Печору, в 1840 и 1843 гадах. СПб., 1853. - 4.1,2.

13. Дорога Мгера: Армянские легенды и предания / Сост., перевод, предисл. и комм. Г. 0. Карапетян. М. : Наука, 1990. -167 с.

14. Ефименко П. заволоцкая чудь. Архангельск, 1869. -Ст. 1. - 44 с.

15. Исторические предания и рассказы якутов / Изд. подг. Г.У. Эргис, под ред. А.А.Попова: В 2 ч. М.: Л.: Изд-во

16. АН СССР, 1960. 4.1. - 322 с.

17. Калеки перехожие / Сб. стихов и исслед. П.Бессонова.- М., 1861. 4.1. - Вып. 1-3. - 824 с.

18. Краткое описание о народе остяцком, соч-ое Гр. Новицким В 1715 г. / ИЗД. Л.Майков. СПб., 1884. - 116 с.

19. Крашенинников С. Описание земли Камчатки. М. : ОГИЗ "Географгиз", 1948. - 292 с.

20. Максимов C.B. Год на Севере. Кн.2. Поездка по северным рекам. СПб., 1859. - 252 с.

21. Максимов C.B. Край крещеного света II. Дремучие леса, или рассказ о народах, населящих русские леса. СПб.: Изд. тов-ва "Общественная польза", 1866. - 75 с.

22. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П.С.Ефименко. 4.1. Описание внешнего и внутреннего быта // Труды 30 ИОЛЕАиЭ при Московском ун-те. Кн.V. Вып. Первый / Под ред. Н.А.Попова. М., 1877. -С. 160-196.

23. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В.П.Зиновьев. Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1987. - 401 с.

24. Мифы индейцев Южной Америки: Книга для взрослых / Сост. Ю.Е.Березкин. СПб., 1994. - 319 с.

25. Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и комм. С. Н. Азбелева. М.: Русская книга, 1992. - 608 с., 24 л. илл.

26. Палашенков А. Ф. Материалы к археологической карте Омской области // История, археология и этнография Сибири. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. С. 85-94.

27. Палашенков А.Ф. Материалы к археологической карте Омской области // Археология Прииртышья. Томск: Изд-во ТГУ, 1979. - NN 48-226.

28. Палашенков А.Ф. Материалы к археологической карте Омской области // Источники по истории Западной Сибири: История и археология. Омск: Изд-во ОмГУ, 1987. - NN 327-364.

29. Парилов И. Г. Русский фольклор Нарыма. Новосибирск: ОГИЗ - Новосибгиз., 1948. - 232 с.

30. Песни и сказания о Разине и Пугачеве / Вступ. ст., ред. и прим. А.Лозановой. М.: "Academia", 1935.

31. Повесть временных лет / Пер. Д.Лихачева и Б.Романова. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.: Л.: Изд-во АН СССР,1950. 4.1. - 40б с.

32. Попов Т. Слобода Такмыцкая // Тобольские губернские ведомости. 1866. - N 16. - С. 20.

33. Потанин Г. Н. Очерки северо-западной Монголии: Результаты путешествия, исполненного в 1876-77 гг. по поручению ИР-ГО. СПб., 1881. - Вып. II.

34. Потанин Г.Н. Юго-западная часть Томской губернии в этнографическом отношении // Этнографический сборник. Изд. ИР-ГО. - Вып. VI С с приложением карты европейской Турции). -СПб., 1864. - С.1-154.

35. Предания и легенды Урала / Сост. В. П. Кругляшова. -Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1991. 286 е., с илл.

36. Предания реки Чусовой / Сост. В. П. Кругляшова. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1961.

37. Предания Русского Севера / Сост. Н.А.Криничная. -СПб.: Наука, С.-Петербургское отд., 1991. 327 с.

38. Рерик Н.К. Алтай Гималаи. - М.: Мысль, 1974. - 350 е., с карт.: 16 л. илл.

39. Рычков К. Медный змий, с тунгузкаго // Записки Западно-Сибирского отдела ИРГО. Т. XXXVIII, посвящается Г.Н.Потанину. - Омск, 1916.

40. Сборник материалов по эвенкийскому С тунгусскому) фольклору // Сост. Г. М. Василевич. Л., 1936.

41. Северные предания: Беломорско-Обонежский регион / Изд. подг. H.A. Криничная. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1978. - 254 с.

42. Северные сказки / Собраны и обработаны М. Ошаровым. -Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1958. 79 с.17*;1 г

43. Северные сказки (Архангельская и Олонецкая губернии) / Сборник н. Е.Ончукова. Записки ИРГО по отд. этнографии. -Т.XXXIII.- СПб., 1908. - 643 С.

44. Сибирские летописи: Издание Императорской археологической комиссии. СПб., 1907. - 418 С.

45. Татищев В.Н. Сказание о звере мамонте // Татищев В.Н. Избранные произведения. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1970. -С. 39-50.

46. Фольклор на родине Д.Н.Мамина-Сибиряка: В уральском горнозаводском поселке Висим / Сост. В. П. Кругляшова. Свердловск, 1967.

47. Чернецов В. Вогульские сказки: Сборник фольклора народа манси (вогулов).- Л.: Художественная литература, 1935. -143 с.

48. Шорский фольклор / Записи, перевод, вступ. статья и примеч. Н. П. Дыренковой. м.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. - 448 с.

49. Материалы Фольклорного архива кафедры русской и зарубежной литературы Омского государственного педагогического университета.

50. Материалы личного архива автора.1. ИССЛЕДОВАНИЯ

51. Аверинцев С.С. "Аналитическая пеикология" К. Г. Юнга и закономерности творческой Фантазии // О современной буржуазной эстетике: Сборник статей. м.: Искусство, 1972. - Вып. 3. -С. 110 1о5.

52. Автамонов Я. А. Символика растений в великорусских песнях // Журнал Министерства народного просвещения. 4.344. -1902. Ноябрь. - С. 46-101.

53. Агапкина Т.А. Чужой среди своих // Миф и культура: человек не-человек. Тезисы конференции. Ноябрь 1994 г. - М., 1994. - С. 15-18.

54. Агеева P.A. Об этнониме чудь С чухна, чухарь) // Этнонимы. М., 1970. - С. 194-203.

55. Азбелев С.Н. О подразделениях несказочной прозы // Фольклор народов РСФСР: Межвузовский научный сборник. Уфа, 1978. - ВЫП. 5. - С. 28-37.

56. Азбелев С.Н. Предание // Восточнославянский фольклор:

57. Словарь научной и народной терминологии / Редколл. К.П.Кабаш-ников (отв. ред.) и др. Минск: Навука 1 тзхн1ка, 1993. - С. 275.

58. Азбелев С. Н. Предание историческое // Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии / Редколл. К. П. Кабашников С отв. ред.) и др. Минск: навука 1 ТЭХН1ка, 1993. - С.275-276.

59. Азбелев С.Н. Предание местное // Восточнославянский Фольклор: Словарь научной и народной терминологии / Редколл. К.П.Кабашников (отв. ред.) и др. Минск: Навука 1 тэшка, 1993. - С. 276-277.

60. Азбелев С.Н. Предание мифологическое // Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии / Редколл. К.П.Кабашников (отв. ред.) и др. Минск: Навука 1 тэхн1ка, 1993. - С. 277.

61. Азбелев С.Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд // Русский фольклор. Т.Х. Специфика фольклорный жанров. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1966. • - С. 176-195.

62. Азбелев С.Н. Рецензия на книги В.К.Соколовой "Русские исторические предания" и А.И.Лазарева "Предания рабочих Урала как художественное явление" // Русский фольклор. Т.XIII. Русская народная проза. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1972. - С. 291-293.

63. Азбелев С.Н. Русская народная проза // Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и комм. С.Н.Азбелева. -М.: Русская книга, 1992. С. 5-28.

64. Айвазян С. Указатель сюжетов русских быличек и бувальщин о мифологических персонажах // Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. С. 162-182.

65. Андреев Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. л.: ГСоОРГО, - 1929. - 120 с.

66. Аникин В. П. Художественное творчество в жанрах несказочной прозы: к обшей постановке проблемы // Русский фольклор: Русская народная проза. Т.XIII. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1972. - С. 6-19.

67. Анучин Д.Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака // Древности, изданные Московским Археологическим обществом. Т. 16, М., 1887.

68. Арутюнова Н.Д. Сказуемое // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 455.

69. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Индрик, 1994. (Репринт издания 1865-1869 гг.)

70. Базилишина М.Р. Устный народный рассказ: функциональная природа жанра. Автореферат дисс. . к. филол.н. Улан-Удэ, 1997. - 24 с.

71. Байбурин А.К. Ритуал. Свое и чужое // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л.: Наука, 1990.

72. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей в мифологии // Материальная культура и мифология: Сборник МАЗ., XXXVII. -Л., 1981.

73. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К проблеме "У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов" // Фольклор иэтнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1984. - С.229-245.

74. Баландин А. И. Мифологическая теория и проблема поэтики // Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. - С. 125-131.

75. Бараг Л. Г. "Асшг белорусских сказок и преданий С К вопросу о формировании восточнославянского эпоса) // Русский Фольклор. Т.VIII. Народная поэзия славян. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1963.- С.29-40.

76. Вараг Л.Г. Легенда // Восточнославянский Фольклор: Словарь научной и народной терминологии / Редколл. К.П.Кабаш-ников (отв. ред.) и др. Минск: Навука 1 тэхнхка, 1993. - С. 128-129.

77. Бардаханова с.С. Система жанров бурятского фольклора. Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1992. - 240 с.

78. Барсов Н.П. Очерки русской исторической географии: География Начальной (Несторовой) летописи. Изд. 2, испр. и доп. - Варшава, 1885. - 372 с.

79. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 616 с.

80. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

81. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.

82. Бедюров Б. Я. Слово об Алтае: История. Фольклор. Культура. Горно-Алтайск: Алтайское книжное изд-во, Г.-Алтайское отд., 1990. - 400 с.

83. Блажес В.В. Народная проза о Ермаке (уральский вариант

84. XVI-XX вв.). Дисс. .к.филол.н. - Свердловск, 1970.

85. Влажес В.В. Рабочие предания родины П.П.Бажова // Фольклор Урала: Бытование Фольклора в современности С на материале экспедиций 1980-80 гг.): Сборник научных трудов. -Свердловск: Изд-во УрГУ, 1983. С. 5-22.

86. Богатырев. П.Г. Магические действия, обряды и верования Закарпатья // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Изд-во "Искусство", 1971. - С. 167-296.

87. Богораз-Тан В. Г. Миф об умирающем и воскресающем звере // Художественный Фольклор. М., 1926. - N 1. - С.67-76.

88. Бутанаев В. Я. Историческая судьба енисейских киргизов по данным Фольклора народов Южной Сибири // Вопросы этнической истории киргизского народа / Отв. ред. О.Караев, И.Молдобаев. Фрунзе: "Илим", 1989. - С. 66-77.

89. Василевич Г.М. Ранние представления о мире у эвенков // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Труды института этнографии. Т.51. - М., 1959.

90. Веселовский А.Н. Заметки по литературе и народной словесности. VI. Из местных преданий: Анты и Чудь // Приложение к XIV т. Записок Академии наук. N 3. м., 1883. - С.80-86.

91. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: ГИХЛ, 1940. - С.493-596.

92. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. / Отв. ред. Н. И. Толстой. М.: Наука, 1994. - С. 16-44.

93. Виноградова Л. Н., Усачева В. В. Береза// Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5 т. / Под. ред.1Я11. S-s* J-.

94. H. И. Толстого. M.: Международные отношения, 1995. - Т.1. А-Г.- С. 156-160.

95. Власова м. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. СПб.: Северо-Запад, 1995.

96. Волков C.B. Семантическая структура былички // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. М., 1992. - N

97. Ворошилова В. П. О русско-мансийских Фольклорных связях в современной несказочной прозе Урала // Фольклор и историческая действительность. Свердловск, 1980.

98. Воскобойников М.Г. О космогонических преданиях эвенков // Языки и Фольклор народов Севера. Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1981. - С. 221-228.

99. Гагулашвили И.Ш. О символике цвета в грузинских заговорах // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1984. - С.ici ¿с fCfC^L *

100. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем.- М.: Искусство, 1991. 367 с.

101. ЮО.Гарутт В.Е. Мамонт в изображении человека Верхнего палеолита /7 Материалы и исследования по археологии СССР. N 79. - М. ; Л. : Наука, 1960.

102. Гачев Г.Л. Национальный миф и культура // Миф и культура: человек не-человек: Тезисы конференции. Ноябрь, 1994 г. Институт славяноведения и балканистики. - м., 1994. - с. 79-80.

103. Гельгардт P.P. Фантастические образы горняцких сказок и легенд (К типологической характеристике старого рабочего

104. Фольклора) // Гельгардт P.P. Избранные статьи: Языкознание. Фольклористика / Вступ. ст. и ред. чл-корр. АН СССР С. Г. Бархударова. Калинин, 1966. - С.474-524.

105. Ю4.Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 218с.

106. Греймас А. К теории интерпретации мифологического нарратива // Зарубежные исследования по семиотике фольклора: Сборник статей. М.: Наука, 1985. - С. 109-145.

107. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль: Проблемы семантики. М.: Наука, Московское отд., 1975. - 148 с.

108. Ю7.Гриднева Л.Н. Дореволюционные сказы рабочих Урала. Дисс. к. Филол. н. М., 1966.

109. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Изд-во "Индрик", 1997. - 912 с.

110. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. - 350 е., илл.

111. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1967. - 319 с.

112. Ш.Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М.: Русская книга, 1993.

113. Дмитриева С. И. Мифологические представления русского народа в прошлом и настоящем (Былички и рассказы об НЛО).

114. Этнографическое обозрение, 1994. N 6. - с. 97-110.

115. Ш.Дуткин X. И. Легенды об оймяконском чудовище // мифология народов Якутии: сборник научный трудов. Посвящен памяти Г. У. Эргиса / Отв. ред. В. Т. Попов. Якутск, 1980. - С. 69-70.

116. Елистратов B.C. Словарь московского арго (материалы 1980-1994 гг.): Около 8000 слов, 3000 идиомат. выражений. -М.: Русские словари, 1994.

117. И5.ЕФименко П. Заволоцкая чудь. Архангельск, 1869. -Ст. 2. - 147 с.

118. Жирмунский В.М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. М.; Л.: Гослитиздат, Ленингр. отд., 1962. - 435 с.

119. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1979. - 493 с.

120. Зеленин Д.К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов / Труды ИААЗ. м.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - Т. XV. - ВЫП. 2. - Этногр. серия 5. - 79 С.

121. Ш.Зухба с. Л. Типология абхазской несказочной прозы. -Майкоп: Изд-во "Меоты", 1995. 336 с.

122. Иванов Вяч.Вс. Названия слона в языках Евразии. 1-3 //

123. Этимология: 1375. M.: Наука, 1977. - С. 148-161.

124. Иванов Вяч.Вс. Цветовая символика в географических названиях в свете данных типологии (К названию Белоруссии) // Валто-славянские исследования. 1980. М.: Наука, 1981. -С. 163-177.

125. Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Инвариант и трансформация в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору: Сборник статей памяти В.Я.Проппа С1895-1970). М.: Наука, 1975. - С. 44-76.

126. Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М. : Наука, 1974. - 344 с.

127. Иванов М. С. Предания о роде кыргыс // Мифология народов Якутии: Сборник научных трудов. Посвящен памяти Г.У.Зргиса / Отв. ред. В.Т.Петров. Якутск, 1980. - С.63-68.

128. Иванов C.B. Мамонт в искусстве народов Сибири // Сборник Музея антропологии и этнографии. М.:Л., 1949. - Вып. И. - С. 133-161.

129. Иванов C.B. Скульптура народов севера Сибири XIX -первой половины XX вв. Л. : Наука, Ленингр. отд., 1970. - 296 с.

130. Ильина И. В. Ребенок в традиционной культуре салымских хантов // Аборигены Сибири: Проблемы изучения исчезающих язы-коа и культур. Тезисы Международной научной конференции. T.II. Археология. Этнография. Новосибирск: Наука, 1995. - С. 122-124.

131. Кербелите Б. П. Сравнение структурно-семантических элементов повествований разных народов // Фольклор: Проблемытезауруса / Отв. ред. В.М.Гацак. М.: "Наследие", 1994. -С. 7-18.

132. Керлот Х.Э. Словарь символов. Пер. с исп. / Отв. ред. С.В.Пролеев. м.: "REFL-book", 1994. - 603 с.

133. Козлова Н.К. 0 "чуди", татарах, Ермаке и сибирских курганах // Капля. Омск, 1995. - N 2. - С. 119-133.

134. Колесницкая И. М. Русские предания и легенды в публикациях 1860-1870-х годов // Русский фольклор. Т.XIII. Русская народная проза. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1972. - С.20-39.

135. Костюхин Е. А. Типы и Формы животного эпоса. М.: Наука, 1987. - 269 с.

136. Костюхин Е. А. Миф // Восточно-славянский Фольклор: Словарь научной и народной терминологии / Редколл. К. П. Кабашников (отв. ред.) и др. Минск: Навука i тэхн1ка, 1993. -С. 150-152.

137. Кошелев Я. Р. Вопросы русского фольклора Сибири. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1963. 216 с.

138. Криничная Н. А. О жанровой специфике преданий и принципах их систематизации // Русский фольклор: Проблемы "Свода русского фольклора". Т.XVII. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1977. - С. 75-84.

139. Криничная H.A. О принципах отбора и систематизации преданий // Северные предания / Изд. подг. Н.А.Криничная. -Л.: Наука, Ленингр. отд., 1978. С. 12-23.

140. Криничная H.A. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1988. - 192 с.

141. Криничная H.A. Предания об аборигенах края (к вопросу о мифологизме раннеисторических представлений) // Русский

142. Фольклор. Т.XX. Фольклор и историческая действительность. -Л.: Наука, Ленингр. отд., 1981. С.45-61.

143. Ш.Криничная H.A. Предания Русского Севера: Реальность и традиции // Предания Русского Севера / Сост. Н. А. Криничная. -СПб.: Наука, С.-Петербургское отд., 1991. С. 10-26.

144. Криничная H.A. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1987. - 227 с.

145. Кругляшова В. П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора: Учебное пособие. Свердловск, 1974. - 168 с.

146. Кругляшова В. П. Материалы к историографии уральской несказочной прозы о пугачевском восстании // Наш край. -Свердловск, 1971. С.252-260.

147. Кругляшова В.П. Народное поэтическое творчество Виси-ма // Фольклор на родине Д. Н. Мамина-Сибиряка / Сост. В. П. Кругляшова. Свердловск, 1967.

148. Кругляшова В. П. О некоторый проблемах собирания и изучения преданий // Предания реки Чусовой / Сост. В. П. Кругляшова. Свердловск, 1961.

149. Кругляшова В. П. Основные итоги и проблемы изучения уральского фольклора // Вопросы литературы. Материалы научной Филологической конференции, посвященной 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Свердловск, 1969. -С. 75-96.

150. Лазарев А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление. Челябинск, 1970.

151. Ларичев В.Е. Мамонт в искусстве поселения Малая Сыя иопыт реконструкции представлений верхнепалеолитического человека 'Сибири о возникновении Вселенной // Звери в камне (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1979. - С. 159-198.

152. Лаушкин К.Л. Баба-Яга и одноногие боги (к вопросу о происхождении образа) // Фольклор и этнография. Л. : Наука, Ленингр. отд., 1970. - С. 181-186.

153. Лашук Л. П. Чудь историческая и чудь легендарная // вопросы истории. n 10. - 1969. - с.208-216.

154. Леви-Строс К. Структурная антропология. Пер. с франц. / Под ред. и с примеч. Вяч. Вс. Иванова. М. : Наука, 1985. -535 е., с илл.

155. Левинтон Г.А. К мотиву гибели великанов // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. I (5). / Отв. ред. Ю.М.Лотман. Тарту: Изд-во ТГУ. - С.64-68.

156. Левинтон Г.А. Предания и мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М. : Сов. энциклопедия, 1992. Т. 2. -к-я. - Ч/. оок'" -333.

157. Леонова Т. Г. Свидетельство З.Андреоли о бытовании сказок и преданий в Сибири в середине XIX в. // Фольклор и литература Сибири. Омск: изд-во ОГПИ, 1980. - С. 12-24.

158. Лимеров П.Ф. Генезис и динамика мифологических образов (По материалам несказочной прозы народов Европейского Северо-Востока) . Дисс. . к.филол. н. - Сыктывкар, 1996. - 189 с.

159. Литвин З.С. Образ полководца Суворова в русском народном творчестве // Русский фольклор. T.IV. М.; Л.: Наука, 1959. - С. 33-53.

160. Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (Речевой и графический портрет советской тюрьмы) / Авторы-составители Д.С.Валдаев, В.К.Белко, и. Юсупов. М.: Края Москвы, 1992. - С. 354-398.

161. Лосев Л.Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность / Сост. А. А. Тахо-Годи: Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И.Маханькова. м.: Мысль, 1994. - С. 5-216.

162. Лотман Ю.М. О проблеме значений во вторичных моделирующих системах // Труды по знаковым системам. 2. / Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 181. -Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1965. С.22-37.

163. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф имя - культура // Труды по знаковым системам.6: Сборник посвящен 75-летию М.М.Бахтина / Ученые записки ТГУ. Вып.308. - Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1973.

164. Маранда П., Кенгас-Маранда 3. Структурные модели в Фольклоре // Зарубежные исследования по семиотике фольклора: Сборник статей. М.: Наука, 1985. - С. 194-260.

165. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблемы происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. -1991. N 10. - С. 40-48.

166. Мелетинский Е.М. К вопросу о применении структур но-семантического метода в фольклористике // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977. - С. 152-170.

167. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Российский государственный гуманитарный университет. М., 1994. - 136 с.

168. Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. -С. 149-190.

169. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 2-е изд., репринтное. М.: Издательская Фирма "Восточная литература" РАН, Школа "Языки русской культуры", 1995. - 408 с.

170. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние Формы и архаические памятники. М., 1963. - 464 с.

171. Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Прогресс, 1994. - С. 39-104.

172. Миллер В.Ф. О лютом звере народных песен древности // Труды Московского Археологического общества. М., 1877. -Т. VII. - ВЫП. 1. - С. 1-18.

173. Молдобаев И. Б. Устные рассказы о кыргызах у народов Сибири: К вопросу об этногенезе киргизов // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1993. - С. 292-297.

174. Молдобаев И. Б. Этническая и культурная общность киргизов с народами Саяно-Алтая // Вопросы этнической истории киргизского народа / Отв. ред. О.Караев, И.Молдобаев. Фрунзе: "Илим", 1989. - С. 90-113.

175. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994. - N 2. - С. 45-53.

176. Наконечная О.Л. Устные рассказы золотодобытчиков Урала. Дисс. . к.филол.н. Свердловск, 1991.

177. Неклюдов С. Ю. О кривом оборотне: К исследованию мифологической семантики фольклорного мотива // Проблемы славянской этнографии: К столетию со дня рождения Д.К.Зеленина. -Л.: Наука, Ленингр. отд., 1979.

178. Неклюдов С.Ю. О некоторый аспектах Фольклорных мотивов // Фольклор и этнография: У этнографических истоков Фольклорных сюжетов и образов. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1984.1. Г 99199Q

179. Неклюдов С.Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977. - с. 193-228.

180. Неклюдов с.Ю. Особенности изобразительной системы в долитературном повествовательном искусстве // Ранние Формы искусства: Сборник статей. М.: Искусство, 1972. - С. 191-220.

181. Неклюдов С. Ю. Статические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного Фольклора // Типологические исследования по фольклору: Сборник статей памяти В. Я. Проппа (1895-1979). М.: Наука, 1975. -С. 182-190.

182. Никифоров А. И. Предания // Литературная энциклопедия. Т. 9. - М: ОГИЗ РСФСР, 1935. - Стб. 238-240.

183. Никифоров В.М. Якутские народные предания: Художественные особенности и историческое развитие жанра. Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1994. - 120 с.

184. Нимаев Д. Д. О средневековых хори и баргутах // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1993. - С. 144-166.

185. Новик Е. С. Дябдар // Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М.: Сове, энциклопедия, 1991. - С. 203.

186. Новиков А. И. Некоторые аналогии к мамонту из области алтайской этнографии // Сборник Музея антропологии и этнографии. М.: Л., 1949. - Вып.И. - С. 160-161.

187. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57000 слов / Под ред. чл. -корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1986.

188. Парилов И.Г. О русском фольклоре Нарыма // Парилов И. Г. -Русский фольклор Нарыма. Новосибирск: ОГИЗ - Новосиб-гиз, 1948. - С.5-26.

189. Пиз А. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей. Пер. с англ. Воронеж: НПО "МОДЗК", 1992. - 218 е.: с илл.

190. Пименов В.В. Вепсы: Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.: Л.: Наука, 1965. - 264 е., с илл. и картами.

191. Померанцева З.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. - 183 с.

192. Померанцева Э.В. Соотношение эстетической и информационной функций в разных жанрах устной прозы // Проблемы фольгСЛира. 1 i* • Наука, 1975. С. 75-81.

193. Попов А.И. Названия народов СССР. Введение в этнонимику. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1973. - С.68-72.

194. Потапов Л. П. Шаманский бубен качинцев как уникальный предмет этнографическим коллекций // Сборник Музея антропологии и этнографии. XXXVII. Материальная культура и мифология. -Л.: Наука, Ленингр. отд., 1981. С. 124-137.

195. Потебня A.A. Слово и миф / Сост-е А.Л.Топоркова. -М.: Правда, 1 989.

196. Прокофьева Е.Д. Мамонт по представлениям селькупов // Сборник Музея антропологии и этнографии. м.; Л., 1949. -ВЫП. И. - С. 159-161.

197. Пропп В. Я. Жанровый состав русского Фольклора // Русская литература, 1964. N 4.

198. Пропп в. Я. Исторические корни волшебной сказки. -2-е изд. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1986. - 473 с.

199. Пропп В.Я. К.В.Чистов "Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв." // Советская этнография. 1969. - N 2. - С. 141-143.

200. Пропп В.Я. Легенда // Пропп В. Я. Поэтика фольклора С Собрание трудов В. Я. Проппа) / Сост., предисл. и комм. А. Н. Мартыновой. М.: Изд-во "Лабиринт", 1998. - с. 269-300.

201. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: "Academla", 1928.

202. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорным жанров // Пропп В.Я. Поэтика фольклора (Собрание трудов В.Я.Проппа) / Сост., предисл. и комм. А.Н.Мартыновой. м.: Изд-во "Лабиринт", 1998. - С. 173-184.

203. Пропп В. Я. Русский героический эпос. Изд. 2-е, испр.- М.: Гослитиздат, Ленингр. отд., 1958. 603 с.

204. Пропп В. Я. Фольклор и действительность // Пропп В. Я. Поэтика, фольклора (Собрание трудов В.Я.Проппа) / Сост., пре-дисл. и комм. А. Н.Мартыновой. М.: Изд-во "Лабиринт", 1998. -С.301-334.

205. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения Фольклора. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1986. - 315 с.

206. Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно-типологическое исследование. М.: Наука, 1971. - • 315 с.

207. Путилов Б.Н. Современные проблемы исторической поэтики фольклора в свете историко типологической теории // Всесоюзная научная конференция "Проблемы исторической поэтики Фольклора". М., 1977. - С. 1-11.

208. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, С.-Петербургское отделение, 1994. - 240 с.

209. Пфиценмайер Е.В. В Сибирь за мамонтом: Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь / Под ред. и с доп. Н. Могучего, пер с нем. Н. Нейман. М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. -131 с.

210. Раденкович Л. Символика цвета в славянским заговорам /7 Славянский и балканский Фольклор: реконструкция древней славянской духовной культуры: Источники и методы. М.: Наука, 1989. - С. 122-148.

211. Раевский Д.С. О генезисе повествовательной мифологии как средства моделирования мира // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов / Под. ред. Б.Н.Путилова. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1984. - 63-69.

212. Ревуненкова Е.В. Представление о волосак (опыт сравнительно-типологического анализа) // Фольклор и этнографическая действительность. СПб.: Наука, С-Петербургское отделение, 1992. - С. 108-113.

213. Рочев Ю.Г. Национальная специфика коми преданий о чуди. Серия препринтов "Научные доклады". - Коми Фил. АН СССР, 1985. - вып. 124. - 28 с.

214. Русский демонологический словарь / Автор-составитель Т.А.Новичкова. СПб.: Пб. писатель, 1995. - 640 с.

215. Савинов Д.Г. Археологические данные о связи енисейских и тянь-шанских кыргызов в к.I нач.II тыс. н.э. // Вопросы этнической истории киргизского народа / Отв. ред. 0. Караев, И. Молдобаев. - Фрунзе: илим, 1989. - С. 77-90.

216. Савушкина Н.И. Легенда о граде Китеже в старых и новых записях // Русский Фольклор. Т.XIII. Русская народная проза. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1972. - С. 58-76.

217. Седова Л.В. Предания мордвы. Дисс. . к.филол.н. -М., 1978.

218. Семака Е.С. Антропоморфные и зооморфные символы в четырех- и восьмичленных моделях мира // Труды по знаковым системам. 5. / Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 284. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1971. -С* 11.9*

219. Сенкевич-Гудкова В. В. Мамонт в фольклоре и изобразительном искусстве казымских хантов // Сборник Музея антропологии и этнографии. М.:Л., 1949. - Вып. 11. - С. 156-159.

220. Слащев В. В. Змей // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. - С. 196-197.

221. Словарь жаргона преступников (Блатная музыка) / Сост. по новейшим данным С. М. Потапов. М.: НКВД, 1927.

222. Словарь русского языка: в 4 т. Изд. 2, испр. и доп. -М.: Русский язык, 1984. Т. IV. - С-Я.

223. Смирнов Ю. И. Предания Европейского Севера о чуди // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972. - С. 55-62.

224. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.: Учпедгиз, 1941.

225. Соколова В.К. О некоторых типах исторических преданий (к проблеме их жанрового своеобразия) // История, культура, Фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. М., 1968. - С. 248-273.

226. Соколова В.К. Примерные схемы классификации русских исторических преданий // Соколова В. К. Русские исторические предания. М.: Наука, 1970. - С. 275-287.

227. Соколова В.К. Русские исторические предания. М.: Наука, 1970. 288 с.

228. Соколова B.K. Связи преданий и им образов с мифами // Фольклор и этнография: У этнографическим истоков Фольклорным сюжетов и образов / Под ред. Б.Н.Путилова. Л.: Наука, Ле~ нингр. отд., 1984. - С. 132-137.

229. Соколова В. К. Северные предания СБеломорско-Обо-нежский регион) // Русский фольклор. Т. XXI. Поэтика русского фолькло- Л.: Наука, Ленингр. отд., 1981. С. 188-190.

230. Соколова В. К. Соотношение национальным и общим элементов в преданиям // Проблемы фольклора. М., 1975.

231. Софронова Л. А. Миф в культуре: человек не-человек // Миф и культура: человек - не-человек. Тезисы конференции. Ноябрь 1994 г. - М., 1994. - С. 3-5.

232. Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / Сост. Л.Г.Бараг, М.П.Березовский, К.П.Кабашников, Н. В. Новиков. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1979. - 437 с.

233. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1976. - 104 с.

234. Степанов Ю.С. Семантика // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 438.

235. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

236. Титовец A.B. Белорусские народные предания (Генезис и специфика жанра). Дисс. . к. филол. н. Минск, 1986.

237. Тимонова Е. Л. Сибирские предания о баргутам и чуди // Русский Фольклор и Фольклористика Сибири: Тезисы докладов конференции, поев, памяти Л.Е.Элиасова. 1-2 июня 1994 г. -Улан-Уде, 1994. С. 14-16.

238. Толстой Н.И. Белый цвет // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под ред. Н.И.Толстого. -М.: "Международные отношения", 1995. -Т.1. А-Г. - С. 151-154.

239. Толстой Н.И. Болото // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под ред. Н.И.Толстого. -М.:"Международные отношения", 1995. Т.1. - А-Г. - С.228-229.

240. Толстой Н. И. К реконструкции семантики и функции некоторый славянским изобразительным и словесным символов и мотивов // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990.

241. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. - 512 с.

242. Топоров В.Н. К проблеме жанра в фольклоре // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам I (5). Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1974. - С. 5-16.

243. Топоров В.Н. К происмождению некоторым поэтическим символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. -м.: искусство, 1972. с. 77-109.

244. Топоров В.Н. Лось // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. Изд. второе / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1992. - Т. 2. - К-Я. - С. 69-70.

245. Топоров В.Н. Мамонт // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. Изд. второе / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1992. - Т. 2. - К-Я. - С. 96-97.

246. Топоров В.Н. Модель мира (мифопозтическая) // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. Изд. второе / Гл. ред. С.А.Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1992. - Т.2. - К-Я.Г

247. Топоров В.H. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в Фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988. - С. 7-60.

248. Труды VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук. Т. 6. Москва. 3-10 августа 1964 г. -M.: наука, Главная редакция восточной литературы, 1969. 472 с.

249. Тумилевич Т. И. Донские исторические предания о Ермаке. Дисс. . к.Филол.н. Ростов-на-Дону, 1980.

250. Тзрнер В. Цветовая классификация в ритуале ндембу // Тзрнер В. Символ и ритуал. M.: Наука, 1983. - С. 71-103.

251. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей: Реликты язычества в культе Николая Мир-ликийского. M.: Изд-во МГУ, 1382. - 245 с.

252. ФасмерМ. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / Пер. с нем. и доп. 0. Н. Трубачева. Под ред. и с пред. Б.А.Ларина.- Издание 2-е, стереотипное. М.: Прогресс,1QpR-1QR7л. ijijy Xíj'O I .

253. Феоктистова И. К. Локальные особенности преданий о чуди // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков икультур. Тезисы Международной научной конференции. Т.1. Филология. Новосибирск, 1995. - С.335-33?.

254. Феоктистова И.К.Мифологемы как основные сюжетообразу-ющие элементы преданий о самопогребении аборигенов // Народная культура: Материалы V Всероссийского научно-практического семинара по фольклору. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - С. 69-77.

255. Феоктистова И. К. Мифологическая основа преданий о белой березе // Русский вопрос: история и современность: Материалы Третьей всероссийской конференции С17-18 декабря 1996 г., г. ОМСК). Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - С. 265-269.

256. Феоктистова И. К. Мифологические мотивы русского сибирского предания о мамонте // Филологический ежегодник / Под ред. Н. Н. Мисюрова. Омск: Омск. гос. ун-т, 1998. - С. 34-39.

257. Феоктистова И. К. Образ исчезнувших аборигенов в русских преданиях // Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Новосибирск, 1997. - С. 35-37.

258. Феоктистова и.К. Предания об исчезновении татар и обских угров // Народная культура Сибири: Материалы VII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - С.147-152.

259. Феоктистова И.К. Предания с этиологической семантикой как особая жанровая разновидность: К постановке вопроса // Материалы IV научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.

260. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. - 135 с.

261. Фойт В. Семиотика и Фольклор // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977. - С. 171-192.

262. Фразеологический словарь русских говоров Сибири / Под ред. А.И.Федорова. Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1982.

263. Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей / Сост. Л.А.Войнова, В.П.Жуков, А.И.Молотков, А.И.Федоров. Под ред. А.И.Молоткова. Изд.4-е, стереотипное. -М.: "Русский язык", 1986.

264. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.,1978.

265. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / Подготовкатекста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н.

266. B. Брагинской. М.: Изд-во "Лабиринт", 1997. - 448 с.

267. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. 2-е изд. / Ред., послесл. и комм.

268. C. А. Токарева. М.: Политиздат, 1984. - 703 с.

269. Хелимский Е.А. Нуми-Торум // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. 2-е изд. / Гл. ред. С.А.Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1991. - Т. 2. - К-Я. - С. 227.

270. Хелимский Е.А. Пугос // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. 2-е изд. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1991. - Т. 2. - К-Я. - С. 349.

271. Храпченко М.Б. Природа эстетического знака // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977. - С. 7-41.

272. Хроленко А. Т. Семантическая структура фольклорного слова // Русский фольклор. Т. XIX. Вопросы теории фольклора. -Л.: Наука, Ленингр. отд., 1980. С. 147-156.

273. Хроленко А. Т. Фольклорная картина мира этносов и словарь языка фольклора // I Международная конференция "Традиционная культура и среда обитания": Тезисы. М., 1993.

274. Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира // Семиотика культуры. Труды по знаковым системам. X. Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 463. Тарту:

275. Моп-рп Тprwwnwnrn уц-тй 1Q7p „ ГмоД DO 1 LH.^ Х ¿> L'ivU i w ¿П iUj J- w1 i" O* v^* *

276. Цивьян Т.В. 0 лингвистическим основам модели мира С на материале балканским языков и традиций) // Славянский и балканский фольклор: Реконструкция древней славянской духовной культуры: Источники и методы. М., 1989. - С. 192-206.

277. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М.: Наука, 1990. - 203 с.

278. Цивьян Т. В. Оппозиция мифологическое / реальное в поздним мифопозтическим текстам //' Малые формы фольклора: Сборник статей памяти Г. Л. Пермякова / Сост. Т. Н. Свешникова. -М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1995. С.•1 ¿П

279. Червинский П.П. Семантический язык фольклорной традиции. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1989. - 224 с.

280. Чередникова м.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск: лаборатория культурологии, 1995. - 255 с. с илл.

281. Чистов К. В. Прозаические жанры в системе Фольклора // Прозаические жанры фольклора народов СССР. Тезисы докладов на Всесоюзной научной конференции "Прозаические жанры Фольклоранародов СССР". 21-32 мая 1974 г., г.Минск. Минск, 1974. - С. 6-31.

282. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды ХУП-Х1Х вв. // История, фольклор, искусство славянским народов. Доклады советской делегации. V Международный съезд славистов. София, сентябрь 1963 г. М., 1963. - С. 486-503.

283. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М.: Наука, 1967. - 344 с.

284. Шеппинг Д.О. Русская народность-в ее поверьям, образам и сказкам. М., 1862. - 211 с.

285. Шеппинг Д.О. Обозрение звериного зпоса Западной Европы: Материалы для сравнительного изучения русской символики животным. Воронеж, 1868. - 15 с.

286. Шеппинг Д.О. Домристианские воззрения человека на смерть и загробную жизнь. М., 1889. - 28 с.

287. Элиасов Л.Е. Русский фольклор Восточной Сибири.II. Народные предания. Улан-Удэ, 1960.

288. Юдин ю. И. Об эстетической природе русского народного поэтического творчества в связи с вопросами изучения народной прозы // Сказка и несказочная проза: Межвузовский сборник научным трудов. М.: Прометей, МГПУ им. Ленина, 1992.

289. Юнг К.Г. Добро и зло в аналитической психологии // Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / Сост. В. Зелинский и А. Руткевич. М.: Мартис, 1995. - С. 99-112.

290. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. -Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. 384 с.

291. Юнг К. Г. Настоящее и будущее. Пер. с нем. А. Руткеви-ча // Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / Сост. В. Зелинский и А. Руткевич. М.: Мартис, 1995. С. 113-166.

292. Юнг К. Г. О современных мифах / Пер. с нем., предисл. и примеч. Л.0.Акопяна. Под ред. М.О.Оганесяна и проф. Д.Г.Ла-хути. М.: Практика, 1994. - 251 с.

293. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. Пер. с нем. А. Руткевича // Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / Сост. В.Зелинский и А.Руткевич. М.: Мартис, 1995. - С.71-79.

294. Яковлева A.M. Мифологические корни фольклорного мышления: пространство, время, существование // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. М., 1981. - N 6. - С. 56-65.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.