Русская социокультурная утопия XIX века: Философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Бахарева, Елена Павловна

  • Бахарева, Елена Павловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 143
Бахарева, Елена Павловна. Русская социокультурная утопия XIX века: Философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2004. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бахарева, Елена Павловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РУССКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ УТОПИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

1.1. Утопия как феномен социально-философской мысли.

1.2. Просветительские утопии конца XVIII — начала XIX века.

1.3. Утопизм декабристского движения.

1.4. Утопизм западничества и славянофильства.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РУССКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ УТОПИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

2.1. Утопический социализм.

2.2. Консервативный утопизм.

2.3. Религиозный утопизм.

2.4. Утопия и социально-историческое творчество.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская социокультурная утопия XIX века: Философский анализ»

Утопические произведения играют в развитии социальной мысли непреходящую роль, служа формой осознания, оценки будущего. Вырастая, как правило, из критики настоящего, утопия высвечивает перспективы.

Возникновение и становление утопии должно анализироваться в историческом контексте. Развитие материального производства, смена производственных отношений как экономической основы общественного прогресса и опосредованно связанная с этим эволюция форм социально-политической организации общественной жизни, сохранение старых социальных структур в изменившихся исторических условиях, зарождение новых типов социальной организации, которые порой на несколько веков опережали реальный уровень социального прогрессивного развития человечества, - все это находит отражение в утопических проектах.

Утопия как специфическая форма освоения социальной реальности является перспективным объектом философского исследования, в том числе и как составляющая общественного сознания, взаимодействующая с остальными его формами.

Общественное и индивидуальное сознание включает утопические установки. Анализ последних, их возникновения, сущности, функционирования актуален для понимания идеологического состояния общества, потенциала его преображения, прогнозирования развития.

Активизацию утопического сознания стимулирует реформационный период. Представляется созвучным современным задачам изучение исторической традиции отражения социально-философских проблем в ткани утопических произведений, анализ элементов утопизма, содержащихся в социально-философской литературе XIX в.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования утопического сознания занимают прочное место в отечественной социальной философии: утопическое сознание изучали Т.В. Артемьева, А.С. Ахиезер, М.А. Барг,

Э.Я. Баталов, Д.В. Бугров, А.И. Володин, Р.А. Гальцева, В.А. Гуторов, П.Е. За-стенкер, Г.С. Кучеренко, М.И. Новинская, Г.А. Павлова, Е.М. Прошина, Б.С. Со-лодкий, А.С. Ципко, К.В. Чистов, В.П. Шестаков, А.Э. Штекли и другие. Утопическое сознание тесно связано с социальным прогнозированием, анализом, критикой футурологических концепций, культурологическими теориями. Данные аспекты темы исследуются такими учеными, как Э.А. Араб-оглы, A.M. Гендин, Ю.Н. Давыдов, Ю.А. Замошкин, Г.И. Иконникова, М.И. Лапицкий, М.К. Мамар-дашвили, В.Н. Назаров, А.И. Новиков, Ю.П. Ожегов, С.Н. Попов, Г.М. Румянцева, С.С. Сизов, Э.Ю. Соловьев, В.И. Супрун, Г.М. Тавризян, В.Г. Федотова, Г.Х. Шахназаров, А.Г. Щелкин и другие.

Актуальной темой в комплексном исследовании утопического сознания является систематизация и историографический анализ утопий — периодизация утопических текстов, которая приводится в работах Г.Г. Володина, А.И. Водола-зова, Р.А. Гальцевой, В.А. Малинина, И.К. Пантина, В.А. Гуторова, A.M. Ушко-ва, М.М. Дейнеко, JI.C. Чиколини и других.

В работе рассматриваются утопические идеи, нашедшие отражение в трудах русских мыслителей XIX в.: А.Н. Радищева, М.М. Щербатова, А.Д. Улыбы-шева (просветительская утопия); П.И. Пестеля, Н.С. Муравьева (социально-политическая утопия); П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова (этатистско-религиозные утопии); М.Н. Каткова (монархическая утопия); Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева (личностно-религиозная утопия < экзистенциального толка); С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского (русская религиозная утопия). Приведенная типология утопий служит вспомогательным инструментарием для уяснения качественных изменений в ориентации утопической мысли на социальные реалии. Изменение содержания утопических текстов представляет интерес с историко-философской, религиоведческой, социологической граней исследования.

Объект исследования: русская социальная утопия XIX в.

Предмет исследования: динамика утопизма в русской социально-политической и социально-философской мысли XIX в.

Целью исследования является социально-философский анализ русской социальной утопии XIX в.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1) определить значение и функции утопии как феномена социально-философской и социально-политической мысли;

2) раскрыть утопические стороны основных направлений русской социально-политической и социально-философской мысли XIX в.;

3) выявить культурно-исторические и социально-психологические генетические причины русского социального утопизма XIX в.

Научная новизна исследования состоит в следующих полученных автором результатах:

1) Определены значение и функции утопии как феномена социально-философской и социально-политической мысли. Благодаря утопиям становится возможным осмысленно критическое восприятие наличного социального мира. Утопия выглядит как реальность, имеет богатую фактуру, поскольку строится на использовании полидисциплинарных ресурсов позитивного знания. Утопическая теория представляет сложную конфигурацию, включающую фактуальный образ современности, общую теорию, объясняющую процесс социальной жизни, историческую концепцию, связывающую эту теорию с наличным положением дел, проективную (собственно утопическую) составляющую, придающую ей смысл. В утопической теории конститутивная для философии оппозиция «мира мнимого» и «мира истинного» принимает вид оппозиции наличного социального мира и его утопического измерения («светлое будущее»), в котором обретается единство действительного бытия и социального идеала. Реальная практическая действенность утопической теории состоит в радикальной постановке вопроса легитимности тех или иных аспектов социальной бытия. Утопическая перспектива восприятия лишает законной силы, дезавуирует конформистские представления о нормальном, необходимом, естественном. В конечном итоге легитимность социальной действительности содержательно определяется в зависимости от содержания той или иной утопии; достижения утопического идеала не происходит, но он мотивирует, стимулирует, действия.

2) Раскрыты утопические стороны основных направлений русской социально-политической и социально-философской мысли XIX в. Русской просветительской мысли рубежа XVIII - XIX вв. свойственна утопическая вера в возможность безграничного наращивания научно-технологической мощи человечества, трансформации общества на основе просветительских идей как единственно надежного способа вывода человечества из ситуации несвободы, превращая его в центр власти над миром. Творцы просветительского проекта не сомневались, что его практическая реализация позволит человечеству не просто воспроизводить бытие, а производить его свободно, творчески, по законам красоты. Утопизм построений декабристов проявился в идее построения такого идеального общества, целью которого становится воспитание «естественного человека» усилиями справедливой власти, обращенной к обществу церкви. Утопизм западничества состоял в представлении Запада совершенным тройственным единством религии, культуры, нравственности, понимании его как единственно правильной формы цивилизации, где основная цель исторического развития — идеалы Царства Божия на земле - в основном достигнута (Чаадаев), идее возврата России на путь цивилизации путем ценностной переориентации, отречения от национальной самобытности, перенесения на отечественную почву западноевропейской модели общественного развития. Утопизм славянофилов состоял в идеализации черт русского национального характера, образа жизни, верований, попытке вывести будущее России из ее прошлого, а не из настоящего. Утопические социалисты в России опирались на науку и материалистическую философию, однако основной формой социализма полагали крестьянский социализм, основанный на общине как готовом образце социалистического устроения. Утопизм русского консерватизма XIX в. заключался в акценте своеобразия, самобытности политического, духовно-нравственного пути развития России; доминирующей роли государства, самодержавной власти; православия как единственной «незамутненной» разновидности христианства, богоизбранности России, ее особого предначертания; сохранения сложившейся общественной иерархии в виде сословного строя. Утопизм русской религиозной философии — в ставке на религиозность и веру как факторы формирования идеальной личности, которая, в свою очередь, создает идеальное общество, воплощая принципы собственной духовной организации.

3) Выявлены культурно-исторические и социально-психологические генетические причины русского социального утопизма XIX в. Проекты социальных преобразований создавались в России на основе присущих русскому мышлению максимализма, радикализма, нигилизма, нетерпимости, насильственности — при страстной преданности idee fixe, любви к дальнему, служении не конкретному, а абстрактному народному благу, отрицании наличного бытия.

Источником русского утопизма являются также бытующие в русском сознании стихийность, радикализм, отчаянность, всеядность, всеохватность, податливость, жертвенность. В России всегда стремились к трагическим высотам, историческому иночничеству, отшельничеству, пустынности под влиянием травматических разрывов течения неустанно подправляемой жизни, социально и нравственно неоправданной экзальтации.

Теоретическая значимость исследования заключается в концептуализации сюжетов русской утопии XIX в., раскрытии факторов становления, развития русского утопизма, разработке теоретических подходов к анализу утопизма в контексте современной ему социально-политической и социально-философской мысли, определении ключевых социально-психологических и интеллектуальных комплексов, оказывающих наиболее сильное влияние на подпитку утопической традиции в российском духовном пространстве.

Практическая ценность работы. Материалы диссертации можно использовать при чтении общих и специальных учебных курсов по социальной философии, истории философии. Выводы, рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при подготовке социальных философов в высших учебных заведениях, переподготовке кадров в послевузовском образовании.

Методологическая основа исследования. Методология исследования обусловлена направленностью поиска. Основу изысканий определяют принципы сравнительного анализа, историзма, системного подхода, структурно-функциональный метод, принципы научной классификации, экспертных оценок, систематизации, анализа, прогнозирования, установки деятельностного подхода. Автор использовал общенаучные методы индукции, дедукции, сравнения, генерализации, восхождения от абстрактного к конкретному.

Теоретические источники исследования — оригинальные труды российских и зарубежных ученых, специалистов в области социальной философии, теоретической политологии, истории философии, социологии.

Эмпирическая база исследования. Исследование основано на литературе по истории утопий и утопического движения, научных публикациях, периодических изданиях. Основой работы явились труды отечественных мыслителей в области социальной и религиозной философии XIX в. Учтен аналитический опыт, накопленный отечественной философской школой в области исследования проблем утопий и утопического знания.

Апробация работы. Различные аспекты темы диссертации раскрывались в докладах автора на международной конференции «Ломоносовские чтения» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003 г.), международной конференции «Рождественские религиозно-философские чтения» (Нижний Новгород, 2003 г.). По теме диссертации опубликовано две статьи.

Структура работы. Структура диссертации обусловлена целями, задачами, принятым способом исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Бахарева, Елена Павловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Утопические построения создаются как альтернативные варианты наличествующих общественных структур, поэтому любой кризис — социальный, политический, экономический, экологический - придает импульс, активизирует его к созданию принципиально новых утопических проектов.

Развитие, трансформация утопизма в определенной мере связана с эволюцией социальной философии, в то же время отражает изменения в общественном укладе. Поскольку изменение социальной философии как формы общественного сознания зависит от изменений общества, то в этом контексте можно говорить не только об определенной зависимости форм утопической мысли от общественного сознания и общества в целом, но и об обратной связи: возможно проследить влияние утопических теорий и проектов на общественное сознание, развитие общества. Данное влияние осуществляется в опосредованной форме: через политику, искусство, религию.

Специфическими особенностями утопического сознания как формы общественного сознания являются: внеисторичность предмета утопических произведений, их обособленность от реально существующего общества, сознательный уход от нерешенных проблем, описание непротиворечивого общества, принципиальная непреодолимость различий между утопическим идеалом и реально существующими общественными структурами.

Исследование утопического сознания с точки зрения взаимосвязи с религиозной философией и эволюции утопического сознания в результате этого взаимодействия приводят к необходимости введения антропологического метода исследования в методологическую структуру анализа утопического сознания. Возможно провести дихотомию утопического теоретизирования по признаку эволюционного утопизма. Исследования личности как решающего фактора в возникновении и восприятии пространственно-временной структуры утопической теории предполагает отношения активности и пассивности в продуцировании и восприятии утопий.

Субъект утопического творчества формирует ценностную структуру утопии, обусловленную конкретной исторической эпохой создания утопического текста, личностью автора, сформировавшей его социальной средой, что обусловливает социальную программу утопической теории.

Утопическое знание как фактор влияет на общественное развитие. Имеет место взаимообусловленность: утопические произведения обусловлены уровнем и особенностями общественного развития; общество, осуществляя переход на новый уровень развития, ощущает потребность в новых социальных идеалах и ориентирах, которые способствуют оптимизации продвижения общества по пути прогресса. Социальный идеал часто продукт утопического творчества.

Утопизм неизживаем: с каждым новым этапом общественного развития с необходимостью возникают утопии разной степени инспирированности.

Установки утопического сознания во многом характерны для таких областей социологической, политической, экономической науки, как социальное моделирование, социальное прогнозирование: конструирование социальной модели предполагает ограничения, сходные установками утопического сознания. Однако область научного знания решает конкретные научные задачи, а не моделирует идеальное общество, существуют особенности, присущие исключительно утопическому сознанию. Умозрительная аксиоматичность принципов построения утопического общества, предзаданность законов, функционирующих в нем, подменяют обоснованность социальных перемен, необходимых для осуществления утопического проектов. Общественное благо предстает как абсолютная ценность, а не категория, которая может быть подвергнута научному анализу.

Помимо характеристик, общих для утопического сознания в целом, выделяются специфические черты русского утопизма: связь с народной утопической традицией; появление принципиально новой формы утопии - авторской; эволюция утопического сознания в тесной связи с зарождением собственно русской философии.

Утопизм как специфическая форма освоения социальной реальности и прогнозирования, утопические проекты и теории осмысливают будущее как реализацию должного. Еще в «Государстве» Платона социальная ткань утопии воспринимается как реализовывавшаяся идеальная общественная структура, где каждый индивидуум выполняет отведенную ему социальную роль. Последующее историческое изменение форм, методов управления обществом наложило отпечаток на утопические проекты, которые часто воспринимаются как воплощение идеала соответствующих периодов человеческой истории.

Обзор основных этапов становления русского утопизма XIX в. в рамках отечественной философской традиции выявил взаимосвязь между изменением проблематики социальной философии и трансформацией русского утопизма. Эта взаимосвязь характеризуется соответствием задач, решаемых русской социальной философией, решениям, которые предлагает утопия.

Русской просветительской мысли рубежа XVIII - XIX вв. свойственна утопическая вера в возможность безграничного наращивания научно-технологической мощи человечества, трансформации общества на основе просветительских идей как единственно надежного способа вывода человечества из ситуации несвободы, превращения его в центр власти над миром, его несметными ресурсами. Творцы просветительского проекта не сомневались, что его практическая реализация позволит человечеству не просто воспроизводить бытие под гнетом биологических законов, а производить его свободно, творчески, по законам красоты.

Утопической в построениях декабристов является идея построения такого идеального общества, целью которого становится воспитание «естественного человека» усилиями справедливой власти, обращенной к обществу церкви, всей системой идеального общественного устройства. Воспитание должно происходить в соответствии с законами, данными «Высшим существом» (так называется в некоторых проектах декабристов Бог).

Утопизм западничества состоял в представлении о Западе как совершенном тройственном единстве религии, культуры, нравственности, понимании Западной Европы как единственно правильной формы цивилизации, где основная цель исторического развития — идеалы Царства Божия на земле — в основном достигнута (Чаадаев), идее возврата России на путь цивилизации путем ее циви-лизационной переориентации, отречения от национальной самобытности, перенесения на отечественную почву западноевропейской модели общественного устройства.

Славянофилы идеализировали черты русского национального характера, образ жизни, верования, сравнивали романтизированные идеалы Древней Руси с фактическими грехами Запада, пытались вывести будущее России из ее прошлого, а не из настоящего, являя утопический «революционизм» религиозно-мистического свойства.

Утопические социалисты в России опирались на науку и материалистическую философию, однако противоречие состояло в том, что основной формой социализма полагался идеализированный крестьянский социализм («русский», общинный, народнический).

Утопизм русского консерватизма XIX в. заключался в акценте на своеобразие, самобытность политического, духовно-нравственного пути развития России; доминирующую роль государства, самодержавной власти, скрепляющей инстинкты разрушения в человеке и тем самым приближающей государство к идеалу; православие как единственную «незамутненную» разновидность христианства, богоизбранность России, ее особое предначертание; сохранение сложившейся общественной иерархии в виде сословного строя.

Утопичность русской религиозной философии — в ставке на религиозность и веру как факторы формирования идеальной личности, которая, в свою очередь, создает идеальное общество, воплощая принципы собственной духовной организации. Поиски в рамках русской религиозной утопии способствовали утверждению экзистенциальной проблематики в философии: проблемы выбора личностью гуманистических ценностей, опоры на религиозную этику православного всеединства, сознательное смирение. Специфика русского религиозного утопизма выражается в переориентации индивида и общества на пути достижения общественного блага. Наблюдается перенос ценностных акцентов в направлении, обратном принятому в классической утопии: не достижение идеального строя народом, а внутреннее совершенствование личности как основа идеального государства. Русская религиозная утопия - утопия экзистенциализма, вне религии подобная форма утопизма обращается в антиутопию; при игнорировании личности как значимого фактора - в технократическую утопию, где государство замыкается на самое себя и его принципы становятся религией его граждан.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бахарева, Елена Павловна, 2004 год

1. «О повреждении нравов в России» князя М.Щербатова и «Путешествие» А.Радищева: Факсимильное издание. М., 1984.

2. Артемьева Т.В. Идея истории в России XVIII века. СПб., 1998.

3. Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб., 1996.

4. Артемьева Т.В. Михаил Щербатов. СПб., 1994.

5. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: (Социокультурная динамика России): В 3 т. Т. 2. Теория и методология: Словарь. 2-е изд, пе-рераб. и доп. Новосибирск, 1998.

6. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М., 1989.

7. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1982.

8. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. III. М., 1953.

9. Бердяев Н.А. Марксизм и религия. Париж, 1940.

10. Ю.Бердяев Н.А. Мировоззрение Достоевского. Париж, 1968.

11. П.Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века. М.,1986.

12. Бугров Д.В. Германизм в зеркале русской идеи: исторические перспективы Германии в отражении русского утопического традиционализма рубежа XIX XX веков. 2001. (http://virlib.eunnet.net/proceedings/N210 l/win/08.html)

13. Бугров Д.В. Социально-политические идеалы русского консерватизма конца XIX начала XX века в творческом наследии С.Ф. Шарапова (источниковедческий аспект) //Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. тр. Вып. 1. Екатеринбург, 2001.

14. Булгаков С. Автобиографические заметки. Париж, 1946.

15. Булгаков С. Венец терновый. СПб., 1907.

16. Булгаков С. Воскресение Христа и современное сознание. М., 1908.

17. Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Париж, 1946.

18. Буташевич-Петрашевский М.В. Объяснение о системе Фурье и о социализме //Философия и социально-политические произведения петрашевцев. М., 1953.

19. Взгляд сквозь столетия: Русская фантастика XVIII и первой половины XIX века. М., 1972.

20. Восстание декабристов. И. M.-JL, 1925.

21. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М. 1992.

22. Геллер JI. Вселенная за пределами догмы. Размышления о советской фантастике. London, 1985.

23. Герцен А.И. Собрание сочинений. Т. XIII. М., 1936.

24. Герцен А.И. Сочинения в 2-х тт. М., 1986. Т. 2.

25. Гуминский В. О русской фантастике //Взгляд сквозь столетия: Русская фантастика XVIII и первой половины XIX в. М., 1977.

26. Данилевский Г. Сочинения. Т. 19. СПб., 1901.

27. Достоевский Ф.М. Собр. Соч. в 15-ти томах. Л., 1990. Т. 8.

28. Жданов Л.Г. Конец войны: Последние дни мировой борьбы. Пг, 1915.

29. Жданов Л.Г. Последний день Гогенцоллернов. Пг., 1915.

30. ЗО.Западов В.А. Я зрю сквозь целое столетие //Радищев А. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1981.31 .Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

31. Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996.

32. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т.1. М., 1961.

33. Избранные сочинения русских мыслителей второй половины XVIII века. М., 1952.

34. Исаев И.А. Утописты или провидцы? //Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.

35. История философии в СССР в 5-ти томах. М., 1968.

36. Калмыков С.Д. В поисках «зеленой палочки» //Вечное солнце: Русская социальная утопия и научная фантастика второй половины XIX — начала XX века. М., 1979.

37. Карева В.В. Судьба «Утопии» Т. Мора во Франции (XVI XVIII вв.). М., 1996.

38. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. XIX век. М., 1978.

39. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М., 1977.

40. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. T.l. М., 1978.

41. Колесников Н.В. Тевтоны: Секрет военного министерства. Казань, 1916.

42. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

43. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

44. Муравьев Н. Обозрение проявлений политической жизни в России. М., 1907.

45. Николаев Н.И. Православный фундаментализм как филологическая утопия //Русские утопии. СПб., 1995.

46. Новинская М.И. Поиск «новой социальности» и утопическая традиция //Полис. 1998. № 5.

47. Плеханов Г.В. Сочинения в 24-х тт. М.-П., 1925. Т. 10.

48. Пономарева Г.М. Русский утопизм: история и перспективы. М., 1994.

49. Пруцков Н.И. Достоевский и христианский социализм //Достоевский Материалы и исследования. ТI. Л., 1974.

50. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1941.

51. Рахшмир П.Ю. Диагнозы и рецепты Карла Мангейма //Рахшмир П.Ю. Идеи и люди: Политическая мысль первой половины XX века. Пермь, 1999. С. 199-221.

52. Рахшмир П.Ю. Три консервативные традиции: Общее и особенное //Исследования по консерватизму. Вып. 2. Консерватизм в политическом и духовном измерениях. Пермь, 1995.

53. Русская литературная утопия. М., 1986.

54. Русские просветители (от Радищева до декабристов). В 2-х тт. М., 1966.

55. Русский Вестник. 1881. № 114 Б.

56. Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения //Отечественная история. 2001. №3.

57. Р-цкий П. Война «Кольца» с «Союзом»: Повесть грядущих событий. СПб., 1913.

58. Сакулин П. Русская Икария //Современник. СПб., 1912. Кн. 19.

59. Свентоховский А. История утопии. М., 1910.

60. Святловский В.В. Каталог утопий. М.; Пг., 1925.

61. Святловский В.В. Русский утопический роман. Пг., 1922.

62. Семенкин Н.С. Философия богоискательства. М., 1986.

63. Семенов В.И. Страшное слово. СПб., 1910.

64. Семенов В.И. Цари воздуха: Роман-фантазия. СПб., 1909.

65. Семенов В.И. Царица мира: Роман-фантазия. СПб., 1908.

66. Семеновский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1909.

67. Снигирева Т.А., Подчиненов А.В. Русская идея как художественный феномен. Екатеринбург, 2001.

68. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. М., 1989.

69. Солодкий Б.С. Русская утопия XVIII века и нравственный идеал человека //Философские науки. 1975. № 5.

70. Сочинения графа Соллогуба. СПб., 1856.

71. Тотомианц В.Ф., Устинов В.М. Утопии: Социальный рай на земле. М., 1917.73 .Тынянов Ю. Пушкин и его современники. М., 1969.

72. Улыбышев А.Д. Сон //Избранные социально-политические и философские концепции декабристов. Т. 1. М., 1951.

73. Утопический социализм в России. Хрестоматия. М., 1985.

74. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. М., 1991.

75. Философские и социально-политические произведения петрашевцев. М., 1953.

76. Флоренский П.А. Сочинения в 2-х томах. М., 1992.

77. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма //Вопросы философии, 1990. № Ю. С. 80 98.

78. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. //Вопросы философии, 1990. № ю. С. 80 98.

79. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937.

80. Фойгт А. Социальные утопии. СПб., 1906.

81. Фриче В. Германский империализм в литературе. М., 1916.

82. Хомяков А.С. Сочинения. Прага, 1867.

83. Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (конец XVIII первая треть XIX вв.). - М., 1995. - 232 с.

84. Цехновицер О. В. Литература и мировая война. М., 1938.

85. Чаадаев П.Я. Сочинения и письма. М., 1989.

86. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989.

87. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений.

88. Чечулин Н.Д. Русский социальный роман XVIII века. («Путешествие в землю Офирскую г-на С. швецкаго дворянина». Сочинение князя М.М. Щербатова). СПб, 1900.

89. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII — XIX вв. М., 1967.

90. Чистов К.В. Утопии и современность //Русские утопии. СПб., 1995.

91. Чистяков К.В. Русские народные социально-утопические легенды. М., 1987.

92. Шарапов С.Ф. Через полвека: Фантастический политико-социальный роман //Шарапов С.Ф. Сочинения. Т. 8. М., 1902.95 .Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

93. Шелонский Н.Н. В мире будущего. М., 1892.

94. Шестаков В.П. Социальная утопия Олдоса Хаксли: миф и реальность ПО современной буржуазной эстетике. Вып. 4. Современная социальная утопия и искусство. М., 1976.

95. Шестаков В.П. Эволюция русской литературной утопии //Русская литературная утопия. М., 1986.

96. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия (Очерки русской философии и культуры). М., 1995.

97. Щербатов М.М. Соч. в 2-х томах. СПб., 1898.

98. Энгхольм А. Литературная война (пер. Д. В. Бугрова) //Урал, следопыт. 1991. №3.

99. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма /Г.В.Флоровский //Путь. 1926. - № 4. - С. 27 - 53.

100. Флоровский Г.В. Пути русского богословия /Г.В.Флоровский. — Вильнюс: Вильчис, 1991. 599 с.

101. Флоровский Г.В. Эволюция и эпигенезис /Г.В.Флоровский //Ступени. -1994.-№2.-С. 163- 179.

102. Baehr S-L. The paradise myth in eighteenth-century Russia: Utopian patterns in early secular Russian literature and culture. Stanford, CA., 1991.

103. Doxiadis C. Between Dystopia and Utopia. Harford, 1966.

104. Heller L., Niqueux M. Histoire de L'Utopie en Russie. Paris, 1995

105. Hofmann W. Karl Mannheim zur Einfuhrung. Hamburg, 1996. S.

106. Huntington S.P. Conservatism as an Ideology //The American Political Science Review. 1957. Vol. 51.

107. Kleinwachter F. Die Staatsromane. Wien, 1891.

108. Le collectivisme. Bruxelles, 1906.

109. Sargent L. Introduction //British and American Utopian Literature. Boston, 1979.

110. Trahair R. Utopias and Utopians. A Historical Dictionary. Connecticut, 1999.

111. Utopia in Russian History, Culture, and Thought: a Symposium //Russian History. Special issue. Summer-Fall 1984, Vol. 11, N. 2 3.

112. Utopieforschung: Interdisziplinare Studien zur neuzeitlichen Utopie /Hrsg. von Vosskamp W. Stuttgart, 1982. Bd. 3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.