Утопические идеи в философии русского космизма: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Введенская, Елена Валерьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат философских наук Введенская, Елена Валерьевна
Введенне
Глава I. Русский космизм и утопизм
1.1. Своеобразие русского космизма
1.2. Понятие утопии. Утопизм в русской философии
1.3. Критический анализ утопии
Глава П. Религиозно-философская утопия
Н.Ф. Федорова
2.1. Философские основания учения Н.Ф. Федорова
2.2. "Религиозный материализм" Н.Ф. Федорова
2.3. "Супраморализм" Общего дела
2.4. Идеальное "психократическое общество"
2.5. Жизнь как дерзновение и творчество.
Прометеизм концепции Федорова
Глава Ш. Технократическая утопия
К.Э. Циолковского
3.1. Идеальный "общественный дом"
3.2. Человек как "мера сущего" во Вселенной
3.3. Воля Вселенной и ее жертва ("узаконенный дарвинизм")
3.4. "Сверхновый человек" К.Э. Циолковского и аморализм воли Вселенной
Глава IV. Научные и утопические аспекты учения
В.И. Вернадского о ноосфере
4.1. Неизбежность эволюции биосферы и возникновения ноосферы
4.2. Концепция ноосферы у В.И. Вернадского и
Т. Шардена
4.3. Многогранность и противоречивость концепции ноосферы В.И. Вернадского
4.4. Утопичность концепции В.И. Вернадского а) "оразумление" биосферы, а не "панразумность" б) неразграниченность аксиологического и онтологического подходов. Техносфера и социальная гармония в) автотрофность и бессмертие
4.5. Научность концепции В.И. Вернадского 137 Заключение 139 Источники и литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция2006 год, кандидат философских наук Волошина, Марина Андреевна
Проблема человека в социально-философских построениях русского космизма, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского2000 год, кандидат философских наук Бернюкевич, Татьяна Владимировна
Экологические идеи в русском космизме2004 год, кандидат культурологии Платонова, Дарья Викторовна
Философско-антропологические идеи русского космизма ХХ века: Историко-философский анализ1999 год, кандидат философских наук Ионова, Татьяна Анатольевна
Русский космизм о природе жизни и смерти: Н. Федоров, К. Циолковский, А. Платонов1996 год, кандидат философских наук Ефимова, Наталья Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Утопические идеи в философии русского космизма: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский»
Актуальность темы исследования
Диссертационная работа посвящена активно обсуждаемой в отечественной философской литературе теме русского космизма. Ее актуальность определена потребностью дальнейшего осмысления в историко-философском и мировоззренческом плане комплекса идей и построений, свойственных русскому космизму.
В конце 80-х годов XX столетия, в период трансформации российского общества, идеи основоположника «русского космизма» Н.Ф. Федорова становятся предметом философских и мировоззренческих дискуссий. Эти идеи, также как и воззрения К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, рассматриваются в качестве важнейшего элемента отечественной интеллектуальной традиции. Повышенный интерес к философии Федорова уже второй раз проявляется в период, когда Россия переживает социально-политические катаклизмы. Это вызвано, в первую очередь, тем, что в Федоровском учении не только явно присутствует прогностический элемент и направленность в будущее, но это будущее представляет собой идеал. Философию Федорова отличает то, что, как отметил Н.А. Устрялов, «ее несравненный, головокружительный оптимизм пригоден для уловления душ. Есть в ней нечто современное, от эпохи масс. Она словно просится на трибуны и в микрофоны». Его философия выходит за рамки рациональной философии, она «мифоносна, и потому многообещающа, особенно в наш век, когда человечество явно тоскует по новому или обновленному мифу».1 Идеи Федорова были актуальны в тридцатые годы прошлого века, когда писал Устрялов, в период революционных преобразований в России, и продолжают привлекать мыслителей в наше время. Начатый Федоровым и продолженный его
1 Устрялов Н. А. Очерки философии эпохи. Фрагменты// Наше время. Шанхай. 1934, с. 197. последователями поиск обновления человеческого общества с перспективой распространения человеческого управления на Космос, безусловно, сохраняет актуальность в условиях современной глобальной цивилизации.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных русскому космизму и его ключевой фигуре Н.Ф. Федорову, до сих пор нет однозначности как в понимании самого явления русского космизма, так и в определении принадлежности учения Федорова к какому-либо философскому направлению. В.В. Зеньковский характеризует философию Федорова как «христианскую», «всецело погруженную в схемы христианства»1. А.В. Гулыга решительно утверждает, что взгляды Федорова «насквозь пронизаны материалистическими основаниями»2. Г.В. Флоровский определяет философские положения Федорова как л своеобразную форму религиозного позитивизма», а Бердяев - как «радикальный прагматизм»4. Современные исследователи творчества Федорова называют его философию «космизмом», «христианским материализмом», «прометеизмом». Такие расхождения в оценке концепции Федорова свидетельствуют о необходимости глубокого и тщательного ее анализа с целью более точного определения ее места в историко-философском контексте и ее влияния на последующие учения в русле русского космизма. В существенной мере все вышесказанное относится и к более позднему этапу «русского космизма» и, в частности, к творческому наследию К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.
Актуальность данного исследования состоит в том, чтобы раскрыть утопические идеи в русском космизме. С этой целью автор
1 Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 2. ч.1. Л., 1991, с. 141-142.
2 Гулыга А.В. Философское наследие: 80 т.//ЛГ.№ 39.26.09.1979, с. 13.
3 Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991, с. 329.
4 Бердяев Н.А. Религия воскрешения: «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова// Русская мысль. 1915, №7. последовательно анализирует концепции Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского. Выбор персоналий определен тем, что на основе рассмотрения их учений можно проследить динамику развития утопических идей в космизме от религиозной утопии к научно-технической.
Степень научной разработанности проблемы
Первые аналитические работы о русском космизме появились в 20-е годы XX века и были связаны с выходом в свет статей Н.Ф. Федорова1, раскрывающих идею «общего дела». Авторы работ, посвященных статьям Н.Ф. Федорова (А.К. Горский, Н.А. Сетницкий2 и др.) не ограничивались интерпретацией идей «общего дела», а стремились развить и уточнить мировоззренческую направленность взглядов Н.Ф. Федорова.
Сам термин «русский космизм» ввел в научный оборот Н.К. Гаврюшин в 70-е годы XX века, опубликовав работу «Из истории русского космизма»3. Однако, как отмечает А.И. Алешин, космизм как одна из ведущих традиций самобытной философской мысли России, «рассмотренная в полноте представляющих ее обычно имен, обнаруживает исключительное внутреннее разнообразие, полярные по самому их существу концепции»4.
Начиная с 80-х годов прошлого столетия в отечественной философии заметно активизировался интерес к изучению русского космизма. Такой интерес был вызван изданием трудов A.J1. Чижевского (1976), Н.Ф. Федорова (1982), К.Э. Циолковского (1986) и В.И. Вернадского (1988).
1 Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Н.Ф. Федорова, изданные под редакцией В.А Кожевникова и Н.П. Петерсона. Т. I. Верный, 1906, Т. II. Москва, 1913.
2 Горский А.К., Сетницкий Н.А. Соч., М., 1995.
3 Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма// Труды V и VI чтений, посвященных творчеству К.Э. Циолковского. М., 1972.
4 Алешин А.И. Русский космизм// Малый энциклопедический словарь. Русская философия. М.,
1995.
В следующее десятилетие был опубликован целый ряд историко-философских работ, посвященных русскому космизму, отечественных авторов: С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой, Н.Н. Моисеева, Ф.И. Гиренка, А.В. Гулыги, В.В. Казютинского, О.Д. Куракиной, Ю.В. Олейникова, А.А. Оносова, В.А. Кутырева, JI.B. Фесенковой, А.И. Алешина, С.С. Хоружего. В этих работах внимание акцентируется на отдельных сторонах русского космизма: идеях активной антропологической и социальной эволюции, взаимосвязанности природы и общества, социокультурном значении русского космизма, утопических чертах в философии русских космистов, а также исследуется творчество отдельных представителей русского космизма. Наметилась тенденция комплексного исследования русского космизма, отраженная в работах С.Г. Семеновой и А.Г. Гачевой "Русский космизм": Антология философской мысли (1993)1, в сборниках «Грезы о Земле и Небе: Антология русского космизма» (1995)2, «Философия русского космизма» (1996)3 и «Русский космизм: традиции и современность» (1997)4.
В начале XXI вышли сборники, посвященные научному наследию В.И. Вернадского: «Реалии ноосферного развития: материалы межгосударственной научно-практической конференции. Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу и реалии третьего тысячелетия» (2001) и «Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке» (2003).
Поскольку философия русского космизма в диссертации рассматривается в связи с утопизмом, то следует отметить, что в нашей стране издано большое количество научных трудов, посвященных этой
1 Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.
2 Сб.: Грезы о Земле и Небе: Антология русского космизма. М., 1995.
3 Философия русского космизма». М., 1996.
4 Русский космизм: традиции и современность, М., 1997. проблематике. Еще в 20-е годы прошлого века В. Святловским был создан каталог утопий, представляющий собой синтез аннотированного указателя и библиографического обзора изданий утопических произведений преимущественно зарубежных авторов. Анализу и критике некоторых сторон утопии посвящены статьи Г.В. Флоровского1, C.J1. Франка2, Н.А. л
Бердяева и других видных философов.
Применительно к советскому периоду следует особо выделить заслуги академика В.П. Волгина и представителей его школы, издававших и популяризировавших с конца 20-х годов и до начала 90-х прошлого столетия наследие утопистов с древности до начала XX века.
Изучению западноевропейского утопического социализма Нового времени и творчеству его отдельных представителей посвящены работы отечественных философов J1.M. Баткина4, А.Х. Горфункеля5, А.Я. Штекли6 и других.
Важным направлением исследований в 70-80-е годы XIX века стали теоретические разработки проблемы природы и сущности утопического сознания (Э.А. Араб-Оглы, В.А. Чаликова, В.П. Шестаков и другие).
В конце 80-х - начале 90-х гг. появились первые антологии отечественной и европейской утопической мысли: «Русская литературная утопия: Антология» (1986), «Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы» (1991). Переведена с польского языка и издана фундаментальная работа Е. Шацкого «Утопия и традиция» (1991).
В последние годы написано большое количество кандидатских и докторских диссертаций по утопической проблематике. Следует назвать
1 Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991, с. 327.
2 Франк С. Л. Ересь утопизма// Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1992.
3 Бердяев Н.А. Новое средневековье, Берлин, 1924.
4 Баткин Л.М. Ренессанс и утопия// Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
3 Горфункель А.Х. Гуманизм, христианство и утопия. Л., 1966.
6 Штекли А.Я. Город Солнца: утопия и наука. М., 1975.
1 *) -j работы О.Ю. Яценко, Г.М. Понамаревой , В.П. Кондратьева , Р.Е.
Селеверстова4, наиболее интересной из которых представляется работа
Г.М. Понамаревой, в которой на высоком теоретическом уровне дан глубокий анализ утопического сознания в России. В отличие от нашего исследования автор акцентирует внимание на анализе утопического сознания в художественной литературе.
Фундаментальный вклад в разработку проблем утопии и утопического мышления внесли работы зарубежных философов (К. Мангейм, Э. Блох, М. Ласки, Х.А. Маравалль5, Е. Шацкий6, П. Тиллих7 и ДР-)
Объектом исследования является философия русского космизма, основополагающие принципы которой были обоснованы в учении Н.Ф. Федорова, а в дальнейшем развиты и существенно скорректированы в концепциях К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.
Предмет исследования - утопические идеи в философии русского космизма, различные типы и формы утопического проектирования в генезисе философских, научных и мировоззренческих позиций русских мыслителей.
1 Яценко О.Ю. Социально-философские аспекты русского утопизма XIX века. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, к.ф.н. М., 1994.
2 Пономарева Г.М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX - начала XX в.в. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. д.ф.н. М., 1996.
3 Кондратьев В.П. Утопия и утопическое сознание: опыт социокультурного анализа. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, к.ф.н. М., 1998.
4 Селеверстов Р.Е. Социальный идеал и утопия: опыт русской философии. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, к.ф.н. М., 2000.
5 Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
6 Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.
7 Paul Tillih. Critique and Justification of Utopia// Utopias and Utopian thought, Edited by Frank E. Manuel, 1955.
Цель кандидатской диссертации
Целью диссертации является сравнительный и философско-критический анализ утопических идей русских философов-космистов Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, определение основных типологических характеристик опыта философской утопии, представленного в данном направлении русской мысли.
В соответствие с целью определены основные задачи:
1. Рассмотреть предпосылки возникновения философии русского космизма, связь этого течения с отечественной и европейской философскими традициями.
2. Опираясь на философскую методологию исследования утопического сознания, определить роль и специфику утопических идей в истории русской мысли и, непосредственно, в направлении русского космизма.
3. Исследовать диалектику утопических идей в философских воззрениях Н.Ф Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.
4. Определить типологические различия религиозно-философского утопизма Н.Ф. Федорова и научно-утопических проектов К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.
Методологическая основа исследования
Методология диссертации имеет комплексный характер - автор опирался на теоретический опыт различных историко-философских направлений. В исследовании использованы методы критического анализа, компаративистского анализа и историзма. Был применен и герменевтический метод интерпретации текстов оригиналов без привнесения в них дедуктивно-понятийных конструкций. Автор использовал общенаучные методы индукции, дедукции, сравнения и генерализации.
Источниковедческая база
В основном работа построена на анализе философских трудов Н.Ф. Федорова ("Философия общего дела", а также множество статей), К.Э.Циолковского ("Горе и гений", "Наука и вера", "Мысли о лучшем государственном устройстве", "Идеальный строй жизни", "Устройство людей на Земле", "Радость без расплаты", "Радость и страдание", "Горе человечества", "Жизнь человечества", "Радость смерти", "Нирвана", "Монизм Вселенной, "Грезы о Земле и Небе", "Растение будущего" и другие работы), В.И. Вернадского ("Биосфера в космосе", "Область жизни", "О научном мировоззрении", "Научная мысль как планетное явление", "Несколько слов о ноосфере", "Автотрофность человечества", "Живое вещество", "Философские мысли натуралиста", "Проблемы биогеохимии" и другие работы).
При анализе феномена русского космизма использовались работы: Ф.И. Гиренка, А.В. Гулыги, С.Г Семеновой, А.Г. Гачевой, B.C. Степина, Л.Ф. Кузнецовой, А.И. Алешина, Н.И. Гаврюшина, М. Хагемайстера, J1.B. Фесенковой и другие.
В диссертации рассмотрены концептуальные подходы к утопии отечественных мыслителей (Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Г.В. Флоровский, Н.А. Бердяев, C.JI. Франк и другие) и зарубежных ученых (Е. Шацкий, Э. Блох, К. Мангейм, М. Ласки, П. Тиллих, Сиоран).
Научная новизна исследования определяется тем, что в данной диссертации:
1. Осуществлено систематическое исследование утопической проблематики в философии русского космизма, определены основные этапы и направление эволюции утопических идей в этом течении русской мысли.
2. В плане историко-философской критики рассмотрена связь сциентистско-просветительских элементов в учении Н.Ф. Федорова с утопизмом его религиозно-философского проекта.
3. Раскрыта специфика утопизма К.Э. Циолковского («узаконенного дарвинизма»), связанного, прежде всего, с утопической задачей «тотального технократизма», универсальной преобразовательной деятельности человека в масштабах Вселенной.
4. Определены утопические элементы в научной концепции ноосферы В.И. Вернадского, связанные, преимущественно, с идеей автотрофности.
5. На основе анализа выявленных у русских космистов характерных утопических идей и концепций прослежена динамика их развития от религиозного утопизма к научной теоретической футурологии.
Положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Русский космизм рассматривает мир не только в его данности, но и с позиции долженствующего быть, что непосредственно связывает его с утопизмом. Кроме этого, он выходит за рамки классического определения утопии. В то время как традиционные утопии в большей степени ориентированы на создание идеального общественного устройства на Земле, утопии Федорова, Циолковского и Вернадского направлены на коренное преобразование всего природно-мирового порядка.
2. Утопические идеи Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского могут быть определены как прометеизм, поскольку власть над пространством и временем, покорение природы, бессмертие мыслятся ими с позиции человека, обладающего этими идеями, а также человека, подобного богам, «овладевающего огнем» и способного одним поступком изменить ход истории и культуры. Прометеизму свойственна вера в безграничную творческую силу и власть человека над природой.
3. Своеобразие взглядов Федорова, Циолковского и Вернадского состоит в том, что они стремились достичь симбиоза утопических и научных идей. Идеал будущего состояния социоприродного универсума дается ими в единстве со стратегией его достижения, то есть проективно, с присущими им верой в неограниченную мощь научного знания и культивированием науки.
4. Утопические идеи в философии русского космизма имеют определенную динамику развития в сторону научной концепции и технократической реальности. В религиозно-философской утопии Федорова намечена лишь тенденция к научному осмыслению реальности и будущего развития человечества, и его проект в целом является утопическим. В технократический утопии Циолковского содержится научно-обоснованная аргументация развития универсума, хотя его учение об обществе будущего и носит утопический характер. Учение о ноосфере Вернадского представляет собой уже не утопический проект, а научно сформулированную материалистическую концепцию, хотя и не лишенную утопических черт.
Теоретическая и практическая значимость диссертации
Представленное в диссертации содержание и проблематика призваны прояснить роль утопических идей в философии русского космизма. Определение утопических идей Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского как прометеизм и выявление динамики их развития от религиозно-философской утопии к научной концепции является важным моментом в изучении развития русской философско-утопической мысли.
Выводы диссертационного исследования могут служить основой для дальнейшей разработки проблем, связанных с понятием утопии и утопического сознания, с прояснением роли утопических идей русских космистов в развитии современных течений в отечественной философии, науке и общественной жизни.
Материалы диссертации могут быть использованы при чтении общих и специальных лекционных курсов по следующим дисциплинам: история русской философии, социальная философия, концепции современного естествознания.
Апробация работы
Различные аспекты темы диссертации апробировались автором на межвузовских конференциях: «Философия Канта и современность» (Москва, РГГУ, 7-8 декабря 2004 г.), «Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук» (Москва-Долгопрудный, МФТИ, 25-26 ноября 2005 г.), «Взаимодействие традиций отечественной и западноевропейской философии» (Москва, РГТУ, 6-7 декабря 2005 г.). Диссертация была обсуждена на заседании кафедры отечественной философии РГГУ. Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в четырех научных публикациях.
Структура и объем диссертации
Структура диссертации обусловлена целями, задачами и принятой методологией исследования. Работа состоит из введения, четырех глав (включающих 17 параграфов), заключения и библиографии, содержащей 152 наименования. Общий объем диссертации - 155 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Мировоззренческая парадигма русского космизма :социально-философский анализ: социально-философский анализ2011 год, доктор философских наук Хабибуллина, Зиля Наиловна
Философско-педагогические идеи представителей русского космизма в становлении ноосферного образования2004 год, кандидат педагогических наук Панкрушина, Анна Михайловна
Космистская антропология единства мира в отечественной культурной и философской традиции: конец XIX - середина XX вв.2007 год, кандидат философских наук Авдеева, Елена Владимировна
Феномен глобальности в философии русского космизма2004 год, кандидат философских наук Исакова, Наталья Владимировна
Природное и культурное в философии человека Н.Ф. Федорова2004 год, кандидат философских наук Риц, Евгения Семеновна
Заключение диссертации по теме «История философии», Введенская, Елена Валерьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выделенные и проанализированные в диссертации утопические идеи в русском космизме на примере творчества Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского позволяют сделать определенные выводы.
Рассмотренная критика утопий позволяет утверждать, что односторонняя критика утопий недопустима. Утопия, по сути, имеет двойственный характер, выражающийся в том, что часто ее изначально положительные характеристики в процессе реализации переходят в свою противоположность и, наоборот, или, как справедливо замечает Ласки, "односторонняя критика утопий. упускает из виду "двойственность метафоры", амбивалентный и зачастую диалектический характер утопического вдохновения. Утопии создаются одновременно и от отчаяния, и от надежды. Это модели стабильности, рожденные в атмосфере противоречий"1.
Основные идеи философии русского космизма (регуляции, автотрофности, научного понимания вселенной, долголетия и бессмертия и т.д.) были впервые разработаны его родоначальником Н.Ф. Федоровым в плане «общего дела» и впоследствии были развиты К.Э. Циолковским и В.И. Вернадским. Можно сказать, что план «общего дела» представляет собой идейный каркас «космической философии» К.Э. Циолковского и учения о ноосфере В.И. Вернадского.
Неродственность", определенная Федоровым как "ненавистная раздельность мира", требует регуляции, и основанием «общего дела» регуляции у родоначальника русского космизма является этический принцип единства человечества, стремящегося к своей высшей форме -"родственности". К этическому принципу единства человечества затем пришел научным путем Вернадский.
1 Ласки М. Утопия и революция// Утопия и утопическое мышление. М., 1991, с.174.
Идея регуляции, как внесение в природу воли и разума, введенная в научный оборот Федоровым, центрирует все учения, развиваемые в русле философии русского космизма. В процессе развертывания всемирной регуляции человек становится реальным соучастником продолжающегося творения мира. Русские космисты стремились расширить границы понимания социального прогресса от узко социальных до онтологических и космических, поскольку, по их мнению, только с преобразованием натуральной основы мира возможно настоящее совершенствование человека и общества. Регуляция воспринималась как сознательно-деятельное участие человечества в развертывании мирового эволюционного процесса. Русские космисты дали представление о трех видах регуляции: природная регуляция, обращенная на окружающую человека среду -как планетную, так и космическую данность; психофизическая регуляция - регуляция природы человека; социальная регуляция - целенаправленная перестройка общества и общественных отношений, включающая и нравственную регуляцию.
Проведенный анализ философских работ Федорова, Циолковского, Вернадского позволяет прийти к заключению, что всем им принадлежит обоснование и описание результатов, к которым приведет природная регуляция, психофизическая регуляция и социальная регуляция.
Философские построения русских космистов выполняют одну из функций, присущих утопии, - оценочно-критическую. В соответствии со своим идеалом, они критикуют наличную действительность и предлагают модель будущего развития человека и Вселенной. Идеалом «общего дела» Федорова является построение психократического общества, направляющего человека к труду воскрешения предков; идеальным же образом будущего в философии Циолковского является «лучистое человечество», а для Вернадского идеалом является ноосфера. Идеал в русском космизме мыслится проективно. Можно сказать, что идеал будущего состояния социоприродного универсума дается Федоровым, Циолковским и Вернадским в единстве со стратегией его достижения. Для достижения утопического идеала русские космисты используют всю мощь научного знания и культивируют науку. Своеобразие русского космизма в связи с этим состоит в симбиозе утопических и научных идей.
Анализируя динамику развития философии русского космизма, можно отметить следующее. В религиозно-философской утопии Федорова прослеживается лишь тенденция к научному осмыслению реальности и будущего развития человечества, и его проект в целом является утопическим. В технократической утопии Циолковского видна более научно-обоснованная аргументация развития универсума, хотя его учение и носит характер проекта с определенной утопической составляющей. Учение о ноосфере Вернадского представляет собой уже не утопический проект, а научно сформулированную материалистическую концепцию, хотя и не лишенную некоторых указанных в диссертации утопических черт. Таким образом, у русских космистов прослеживается тенденция развития от утопического проектирования в сторону научной концепции и технократической реальности, от религиозно-философской утопии к научной утопии. В наше время продолжателями "общего дела" Федорова, образовавшими международную общественную организацию, называющуюся Академией Наследия Общего Дела (АНОД/ANOD) развивается именно научно-технический потенциал философии Федорова. Целями деятельности АНОД являются естественнонаучное и материально-техническое обеспечение программы "общего дела". В поле ее деятельности - разработка таких тем как конструкция "полижизнь" -многократность жизни бытия субъекта, достигаемая техническими приемами и организационными мерами, а также пересадка сознания в биологический субстрат, сохранение сознания.
Существует в настоящее время и международное философское движение "трансгуманизм", в основе концепции которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции и, следовательно, может совершенствоваться до бесконечности. В своих деятельности участники трансгуманистического движения опираются на новейшие научные достижения в области нанотехнологии и генной инженерии и разрабатывают возможности значительного повышения умственных и физических способностей человека, а также возможности ликвидации старения и смерти.
Трансформация учения Федорова в научную утопию связана со своеобразием утопических идей русских космистов, заключающимся, в частности, в том, что свои основные идеи: власти над пространством и временем, воскрешения мертвых (у Федорова), вседозволенности в отношении к природе (особенно у Циолковского) они мыслят не с позиции их познания как проникновения в мир идей через метафизику или прозрение мысли Бога через откровение, а с позиции человека, обладающего этими идеями, и во владении этими идеями, переосмысливая их, уподобляющегося Богу. И в этом смысле к их утопическим идеям применимо понятие "прометеизм", так как именно Прометей делает людей обладателями огня и тем самым подобными Богу, превращая их из homo sapiens (человека разумного) в homo faber (человека производящего), способного изменить ход человеческой цивилизации.
Многие утопические идеи русских космистов являются утопическими лишь на определенных стадиях развития общества. Так, космические полеты, о которых грезили Федоров, Циолковский и Вернадский, уже давно перестали быть утопией. Наука в настоящее время достигла таких высот, которые дают уверенность в значительном продлении в ближайшем будущем индивидуальной жизни человека и позволяют говорить о конкретных научных подходах к проблеме бессмертия. Новые точные методы исследования в области биологии и медицины, расшифровка генетических кодов человека позволяют ожидать значительного увеличения продолжительности жизни.
Следует отметить большую эвристическую значимость наследия Федорова, Циолковского и Вернадского. В создании своих учений русские космисты исходили не только из точно установленных наукой законов и фактов, но из предвидений еще только зарождающихся и незаметных для других зачатков тенденций будущего развития науки, потребностей материального пространства, развития общества и связанных с их осуществлением проблем.
Конечно, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский могли ошибаться в некоторых своих предвидениях (например, в предвидении автотрофного человечества), но они способны видеть то, что не дано видеть большинству, и в этом состоит их ценность. «Философ не может не лететь, он должен подняться в эфир, но его крылья неизбежно растаивают от солнечной жары, и он падает и разбивается. Однако при этом взлете он нечто видит, и об этом своем видении и рассказывает в своей философии»1.
Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский еще раз доказали простую истину, что человек не может жить без мечты. И в этом смысле утопия как попытка преодоления разрыва между сущим и должным, идеальным и реальным, постулируемым и воплощенным, как попытка воссоздания целостного непротиворечивого существования всегда сопутствует человеку в его поисках абсолютного.
Утопист может ошибаться как в оценке настоящего, так и в прогнозе на будущее, но его усилия из-за этого не обессмысливаются, ведь ему прежде всего надо показать, что нельзя примириться с дурной действительностью, нужно искать желаемый идеал. Без утопии нет прогресса, движения и действия.
Как было сказано ранее, самым важным в утопии является идея утопии, которая преодолевает утопию в ее негативных чертах: лживости, неплодотворности и бессилии. Идея утопии, реализуемая в утопических
1 Булгаков С.Н. Трагедия философии// Русские философы, М., 1993, Т. 1, с. 86. построениях русских космистов, утверждает тот или иной выбор будущего, тип развития, внося предопределение в процесс дальнейшего развития и преображения человечества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Введенская, Елена Валерьевна, 2007 год
1. Вернадский В.И. Биосфера в космосе// Биосфера и ноосфера. М,2003.
2. Вернадский В.И. Живое вещество в земной коре// АР АН. Ф. 518, on. 1, ед. хр. 50, л. 3.
3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление// Биосфера и ноосфера. М, 2003.
4. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере// Биосфера и ноосфера. М, 2003.
5. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. Труды биогеохимической лаборатории. М, 1980, Т. 16.
6. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. M.-JL, 1940.
7. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М, 1965.
8. Вернадский В.И. Очерки и речи, Петроград, 1922. Вып. 1.
9. Вернадский В.И. Автотрофность человечества в кн. Русский космизм: антология философской мысли. М, 1993.
10. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М, 1988.
11. Вернадский В.И. Письма И.Е. Вернадской. 1889-1892. М, 1991.
12. Одоевский В.Ф. 4338 год в кн. Русская литературная утопия. М,1986.
13. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М, 2002.
14. Федоров Н.Ф. Сочинения. М, 1994.
15. Федоров Н.Ф. Сочинения. М, 1982.
16. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. М, 2003.
17. Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Н.Ф. Федорова,изданные под редакцией В. А. Кожевникова и Н.П. Петерсона. Т. I. Верный, 1906, Т. И. Москва, 1913.
18. Русский космизм: антология философской мысли. М, 1993.
19. Циолковский К.Э. Горе и гений// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
20. Циолковский К.Э. Наука и вераУ/ К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
21. Циолковский К.Э. Мысли о лучшем общественном устройстве// К.Э. Циолковский. Космическая философия Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
22. Циолковский К.Э. Утописты// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
23. Циолковский К.Э. Этика или естественные законы нравственности// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
24. Циолковский К.Э. Идеальный строй жизни// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
25. Циолковский К.Э. Устройство людей на Земле// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
26. Циолковский К.Э. Начало организации общества// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
27. Циолковский К.Э. Общечеловеческие меры// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
28. Циолковский К.Э. Радость без расплаты// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
29. Циолковский К.Э. Радость и страдание// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
30. Циолковский К.Э. Горе человечества// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
31. Циолковский К.Э. Жизнь человечества// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
32. Циолковский К.Э. Радость смерти// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
33. Циолковский К.Э. Права и обязанности человека// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
34. Циолковский К.Э. Нирвана// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
35. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
36. Циолковский К.Э. Свойства человека// К.Э. Циолковский. Космическая философия. Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М, 2001.
37. Циолковский К.Э. Воля Вселенной, Неизвестные и разумные силы// Три, два, один! М, 1989.
38. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Научно-фантастические произведения. Тула, 1986.
39. Циолковский К.Э. Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. Калуга, 1929.
40. Циолковский К.Э. Причины Космоса. Калуга, 1925.
41. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.
42. Paul Tillih. Critique and Justification of Utopia// Utopias and Utopian thought, Edited by Frank E. Manuel, 1955.1. ЛИТЕРАТУРА
43. Алешин А.И. О феномене русского космизма// Философия русского космизма. М,, 1996.
44. Алешин А.И. Русский космизм// Малый энциклопедический словарь. Русская философия. М., 1995.
45. Баталов Э.Я. В мире утопий: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М., 1989.
46. Баткин JI. Ренессанс и утопия// Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976.
47. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2006.
48. Бердяев Н.А. О России и духовной культуре// Русская идея. М.,1990.
49. Бердяев Н.А. Новое средневековье, Берлин, 1924.
50. Бердяев Н.А. Религия воскрешения: «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова// Мутные лики. М., 2004.
51. Бердяев Н.А. Три юбилея (JI. Толстой, Ген, Ибсен, Н.Ф. Федоров)//Путь. 1928.
52. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
53. Э. Блох. Принцип надежды// Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
54. Булгаков С.Н. Загадочный мыслитель (Н.Ф. Федоров)// Два града. М., 1995.
55. Булгаков С.Н. Трагедия философии// Русские философы. М., 1993, Т. 1.
56. Булгаков С.Н. Душа социализма// Новый град. 1931, № 1.
57. Вестник РСХД, 1979, № 128.
58. Воскрешение чаемое или восхищаемое?// Богословские труды. Вып. 24. М., 1983.
59. Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма// Труды V и VI чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского, ИИЕТ РАН. М.Ю 1972.
60. Гаврюшин Н.К. Космический путь к "вечному блаженству" (К.Э. Циолковский (мифология технократии)// Вопросы философии, 1995, № 6).
61. Газенко О.Г. Человек в космосе// Космическая биология и авиакосмическая медицина. М., 1984.
62. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М.,1991.
63. Гачева А.Г., Семенова С.Г. Смерть, бессмертие и воскрешение в "Философии общего дела// Философия бессмертия и воскрешения: по материалам VII Федоровских чтений, 8-10 декабря 1995 г. Вып. 1. М., 1996.
64. Гачева А.Г. Народ и интеллигенция в учении Н.Ф. Федорова// Народ и интеллигенция. М., 1990.
65. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.
66. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М., 1990.
67. Гиренок Ф.И. Русский космизм: поворот к новому язычеству// Труды XXVI чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. М., ИИЕТ РАН, 1992.
68. Голованенко С.А. Статьи об учении Н.Ф. Федорова// Богословский вестник. 1913. № 12; 1914. № 4; №5; №7-8; 1915. №3; №6.
69. Горский А.К. Перед лицом смерти. JI.H. Толстой и Н.Ф. Федоров. М., 1928.
70. Горский А.К. Николай Федорович Федоров и современность, вып. 1-4. Харбин, 1928-1933.
71. Горский А.К. Рай на земле: К идеологии творчества Ф.М. Достоевского и Н.Ф. Федорова. Харбин, 1929.
72. Горский А.К. Огромный очерк. Путь, 1993, № 4.
73. Горский А.К., Сетницкий Н.А. Соч., М., 1995.
74. Горфункель А.Х. Гуманизм, христианство и утопия. JL, 1966.
75. Гулыга А.В. "Русская идея" и ее творцы. М., 1995.
76. Гулыга А. Философское наследие: 80 томов//ЛГ №39. 26.9.1979.
77. Достоевский Ф.М. Записки из подполья// Полное собрание сочинений. J1,1973, Т.5.
78. Достоевский Ф.М. в воспоминаниях современников. В 2т. Т. 1. М.,1990.
79. Егоров Б.Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель. СПб, 2007.
80. Забелин И.М. Помпеи гениального ума// Новый мир, 1979, № 4.
81. Зеньковский В.В. История русской философии. JI, 1991, Т. 2, ч. 1.
82. Иванов А.В. Запад Россия - Восток. М., 1993.
83. Ильин В.Н. О религиозном и философском мировоззрении Н.Ф. Федорова// Евразийский сборник. Прага, 1929.
84. Кантор К.М. Правда о дизайне. М., 1996.
85. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск, 1989.
86. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского// Философия русского космизма. М., 1996.
87. Карпинская Р.С. Натуралистическое сознание и космос// Философия русского космизма. М., 1996.
88. Карсавин JI. П. Евразийство и монизм. //Евразия 26 января 1929,
89. Картер Б. Совпадение больших чисел и антропный принцип в космологии// Космология: теория и наблюдения. М., 1978.
90. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
91. Кузнецов И.В. Естествознание, философия и становление ноосферы// Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI в. Спб - 2003.
92. Кутырев В.А. Ноосфера как утопия// Становление ноосферы: надежды и угрозы. М., 1996.
93. Ласки М. Утопия и революция// Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
94. Лосев А.Ф. Основные особенности русской философии// А.Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
95. Малый энциклопедический словарь, Сп-б, Изд. Брокгауза -Эфрона, 1909, Т.4.
96. Мангейм К. Идеология и утопия// Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
97. Маравалль Х.А. Утопия и реформизм// Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
98. Михайловский Н.К. Письма о правде и неправде// Соч. в 6 т. Т.4. СПб, 1897.
99. Никитин В.А. Н.Ф. Федоров и православие// Начала. 1991, № 3.
100. Огурцов А.П. Знание и космос: гносеология космизма// Философия русского космизма. М., 1996.
101. Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М., 1999.
102. Остромиров А. (Горский А.К.) Н.Ф. Федоров и современность. Проективизм и борьба со смертью. Богословие общего дела. Вып. 2, Харбин, 1928.
103. Пазилова В.П. Критический анализ религиозно-философского учения Н.Ф. Федорова. М., 1985.
104. Платон. Государство. Собр. соч. в 4-х т. Философское наследие. Т. 2, М., 1993.
105. Петерсон Н.П. О религиозном характере учения Н.Ф. Федорова. М., 1915.
106. Пономарева С.Г. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX начала XX вв., М., 1996.
107. Романовский С.Н. От мессианской идей до социальной утопии// Новый часовой. Русский военно-исторический журнал. Сп-б, 1996, № 4.
108. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.,1995.
109. Русский космизм: традиция и современность. М., 1997.
110. В.Н. Сагатовский. Антропокосмизм системообразующий принцип научного мировоззрения// Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего человечества в XIX веке. Спб., 2003.
111. Сакулин П.Н. князь В.Ф. Одоевский. Из истории русского идеализма. М., 1913.
112. Седов JI.A. К истокам авторитарного сознания// Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.
113. Семенова С.Г. Николай Федоров, творчество жизни. М., 1990.
114. Семенова С.Г. Тайны царствия небесного. М., 1994.
115. Семенова С.Г. Этика «общего дела» Н.Ф. Федорова. М: Знание. Серия Этика. 1989, № 7.
116. Семенова С.Г. Оправдание России: эскиз национальной метафизики// Вопросы литературы. 1990, № 1.
117. Семенова С.Г. Любовь это стремление к бессмертию// Философия любви. М., 1990.
118. Семенова С.Г. Метаморфоза пола// Московский вестник. 1991,1.
119. Семенова С.Г. Активное христианство Н. Ф. Федорова в контексте нашего времени// Философия русского космизма. М., 1996.
120. Семенова С.Г. Философ «будущего века»// Молодая гвардия. 1997, № 1.
121. Сен-Симон А. Сочинения. Киев. 1897.
122. Сербиненко В.В. Диалектика утопических жанров в философской прозе В.Ф. Одоевского "4338 год" (Обзор)// Социокультурные утопи XX века. Реферативный сб. Вып. 4. М., ИНИОН, 1987.
123. Сетницкий Н.А. Капиталистический строй в изображении Н.Ф. Федорова. Харбин, 1926.
124. Сетницкий Н.А. Целостный идеал// о конечном идеале. Харбин,1932.
125. Сетницкий Н. А. Письмо из России.// Из истории философско-эстетической мысли 1920-1930-х годов. М., 2003.
126. Сиоран. Механизм утопии// Искушение существованием. М.,2003.
127. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Современная научная картина мира, русский космизм и диалог культур «Восток-Запад»// Философия русского космизма. М., 1996.
128. Соловьев B.C. Мнимая критика: ответы В.Н. Чичерину// Философские науки. М., 1990, № 3.
129. Струве П.Б. Спор о прагматизме//Русская мысль №5,1910.
130. Сувчинский П. П. О революционном монизме//Евразия, Париж №5. 22 декабря 1928.
131. Суслова Л.И., Суслов А. В. Естественнонаучный космизм// Гуманитарные науки и современность. Ежегодный сборник научных трудов. Вып. 3, Пенза.
132. Устрялов Н. В. Очерки философии эпохи. Фрагменты.//Наше время. Шанхай 1934.
133. Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
134. Федотов Г.П. Эсхатология и культура// Новый град, № 12,1938.
135. Н.Ф. Федоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. СПб, 2004.
136. Фесенкова JI.B. Русский космизм сегодня// Философия русского космизма. М., 1996.
137. Философская энциклопедия. М., 1965, Т.5.
138. Философский энциклопедический словарь. М., 1987.
139. Флоренский П.А. Сочинения в 4-х тт. Т. 3, ч. 1. М., 1999.
140. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.
141. Франк СЛ. Ересь утопизма// Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1992.
142. Хагемайстер М. Русский космизм анахронизм или "философия будущего"// Россия и современный мир, 1994, № 3.
143. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
144. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т.2, соч. Богословские. М., 1907.
145. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии// Г.Г. Шпет. Сочинения. М., 1989.
146. Штекли Э.Я. «Город Солнца»: утопия и наука. М., 1978.
147. Чижевский А.Л. Теория космических эр. М., 1996.
148. Чхеидзе К.А. Н. А. Сетницкому 7.декабря 1932. Прага.//Н. А. Сетницкий. Из истории философско-эстетической мысли 1920-1930-х годов. М., 2003.
149. Barrow D.J., Tipler F.J. The Antropic cosmological Principal. Oxford. 1986.
150. Kline G.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. The Weil Lectures. Chicago&London. 1968
151. Hagemeister M. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Munchen 1989.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.