Русская Православная церковь в истории Северной Осетии: XX - нач. XXI в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Гиоева, Ирина Алихановна

  • Гиоева, Ирина Алихановна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 172
Гиоева, Ирина Алихановна. Русская Православная церковь в истории Северной Осетии: XX - нач. XXI в.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Владикавказ. 2005. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Гиоева, Ирина Алихановна

Введение.3

Гласа I. Деятельность Русской Православной церкви в Северной Осетии в начале н первой четверти XX века

§ 1. Русская Православная церковь накануне и в годы революций и

Гражданской войны (1905 - 1920 гг.).13

§ 2. Антицерковная политика властных структур.

Репрессии священнослужителей (1921 - 1940 гг.).36

Глава II. Укрепление положении Русской Православной церкви в политической жизни республики (1941 —2005 гг.)

§ 1. Деятельность Русской Православной церкви в атеистических реалиях советского общества (1941 — 1990 гг.).61

§ 2. Формы и методы активизации Русской Православной церкви в постсоветский период (1991 -2005 гг.).114

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская Православная церковь в истории Северной Осетии: XX - нач. XXI в.»

Актуальность исследовании. На рубеже XIX — XX веков в Северной Осетии, как и во всей России, происходили важные социально-экономические, политические и идеологические процессы. Социальные сдвиги в мире, бурное развитие научно-технической революции, качественные изменения структуры личности привели к возрастанию значения диалектико-материалистического мировоззрения1. Стремительно распространившийся как в России, так и в Северной Осетии марксизм, объявил религию частным делом по отношению к государству, но не частным делом по отношению к своей партии. Пропаганда атеизма, стала одним из неотъемлемых атрибутов советского общества. История православия и его института - Русской Православной церкви (в дальнейшем РПЦ) тесно взаимосвязана с гражданской историей Северной Осетии. Утверждение православия шло одновременно с процессом формирования древне-аланского государства, восстановления политического единства в послемон-гольский период, развития русско-осетинских связей, демократическими преобразованиями в постсоветскую эпоху.

Актуальность настоящего исследования состоит в изучении роли и функций РПЦ в истории Северной Осетии в XX - начале XXI века.

Современная Северная Осетия - полиэтническая и поликонфессиональная республика: в состав населения входят более 100 национальностей, в ней действует 70 религиозных организаций. Христианство, ислам и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия республики. Наряду с возрастанием количества традиционных религиозных культов, наблюдается интерес к различным ветвям тайного знания: знахарству, астрологии, сатанизму, экстрасенсорике. Обострение социальных противоречий современного общества: отсутствие личной безопасности, проблемы духовной опустошенности, социального одиночества, безработица, ущемление прав человека вызывает резкий всплеск религиозной активности населения. В условиях, когда у человека отсутствует вера в гуманистические идеалы и ценности, в образовавшийся вакуум проникают религиозно-мистические идеалы и ценности, ибо человек без них не может существовать2.

В сложившихся обстоятельствах значительно возрастает роль РПЦ как гаранта духовной составляющей российской государственности. Для России, так же как и для Северной Осетии, в период посткоммунизма начался поиск нового исторического лица в политической, экономической и духовной сферах.

Новейшая история РПЦ в Северной Осетии остается до сих пор одной из наименее разработанных областей отечественной историографии. Деятельность РПЦ в этот период не была однозначной, она изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути.

Цели н задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является историческая реконструкция и научный анализ роли РПЦ в поступательном ходе общественного развития Северной Осетии в советский и постсоветский периоды. В XX веке государственно-церковные взаимоотношения претерпевали разительную эволюцию.

Реализации основной цели научного исследования способствует решение ряда теоретических и практических задач. Во-первых, показать на основе проделанной работы внутренние противоречия, обстоятельства и условия жизни РПЦ в исследуемый период. Во-вторых, охарактеризовать региональную политику государства в церковном вопросе.

В-третьих, выявить значимость деятельности РПЦ в условиях политической нестабильности. В четвертых, сформулировать аргументированную авторскую концепцию о современном состоянии государственно-церковных взаимоотношений и их дальнейшей эволюции.

Научная новизна работы заключается в том, что:

1. Проведен объективный, всесторонний анализ характера, специфики, государственно-церковных взаимоотношений в советский и постсоветский периоды 1900 - 2005 гг.

2. Проведен анализ деятельности уполномоченного Совета по делам Русской Православной церкви и Совета по делам религий при Совмине Северной Осетии.

3. Автор ввел в научный оборот ряд уникальных архивных документов, позволяющих понять сложность и противоречивость государственно-церковных взаимоотношений не только в Северной Осетии, но и в целом, в России.

4. Была создана хронологическая схема государственно-церковных взаимоотношений и выявлены проблемы периодизации.

5. Автор впервые попытался проследить эволюцию государственно-церковных взаимоотношений в РСО-А в современный период.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование позволяет аргументировано выяснить роль и место РПЦ в истории Северной Осетии за последние 105 лет, взаимодействие между институтами государства и институциональными структурами религиозных объединений, которые представляют собой специфическую сферу внутренней политики Российской Федерации.

Практическая значимость исследования определяется, прежде всего, результатами исторического, политического и правового анализа религиозной политики в Северной Осетии в XX - начале XXI в. Они представляют практический интерес для историков, политологов, социологов, религиоведов, преподавателей истории Северной Осетии и новейшей истории Русской Православной церкви.

Выводы диссертационного исследования дают возможность для более глубокого понимания роли и места религиозного фактора в истории России, в общественно-политической и духовной жизни народов Северного Кавказа.

Результаты исследования могут быть использованы для осуществления сбалансированного подхода в решении современных проблем между государством и конфессиями, построении четкой законодательной базы в религиозном вопросе, анализа местными органами власти современной религиозной ситуации в республики.

На основе диссертационного исследования планируется создание образовательной программы «Школа этнокультурных коммуникаций», пропагандирующая национальную и межконфессиональную толерантность. Результаты исследования могут быть использованы для написания специальных обобщающих научных работ по новейшей истории Русской Православной церкви.

Объектом исследовании выступает история религиозной организации (РПЦ) в Северной Осетии.

Предметом исследовании является изучение различных аспектов государственно-церковных взаимоотношений в периоды от активного противостояния до сотрудничества в нравственно-духовном оздоровлении общества.

Хронологические рамки исследования охватывают 105 лет ( весь XX век и первые пять лет XXI века). л

Начало XX века - важный рубеж в жизни осетинского народа . В этот период наблюдалось активное движение Северной Осетии по пути мирового империализма. Социально-экономические и политико-правовые условия, созданные царизмом в Северной Осетии, и в целом в Терской области, в начале XX века были очень тяжелыми и создавали почву для революционной борьбы трудящихся горцев4.

В начале XX века Русская Православная церковь испытывала острую необходимость в модернизации социально-этического аспекта православной идеологии.

Нерешенные национальные и земельные вопросы, распространение социально-демократических идей, непомерные налоги, например, за содержание почты, церквей, мечетей, медицинской части, караулов и т.д. вызывали в Северной Осетии массовые протесты против властей, часто направленные и против служителей культа.

Таким образом, еще до установления советской власти, в начале XX века, характерным явлением стало «несущееся отовсюду отрицание церкви со всеми ее догматами и установлениями.»5.

Территориальные и хронологические рамки исследования ограничиваются Северной Осетией, так как именно на ее территории располагались местные органы церковной власти: Владикавказская Духовная консистория (18941917 гг.); Епархиальный совет (1917-1921 гг.); Временное Церковное Управление (15 августа 1922 - 26 октября 1922); Церковное Управление Владикавказской Епархии (26 октября 1922 - февраль 1923); Северо-Осетинское благочиние (1933 -2005 гг.).

Хронологические рамки исследования заканчиваются 2005 г., что обусловлено происходящими переменами в национальной и религиозной политике современной Российской Федерации. На смену господствовавшим идеям «антирелигиозной борьбы» происходит расширение участия РПЦ в разных сферах жизни нашего общества. Засилье деструктивных сект послужило толчком к переоценке религиозной ситуации и обращению к нравственному потенциалу традиционных конфессий.

Методологическую основу диссертации составляет принцип научного историзма, рассматривающий явления и события во взаимосвязи и взаимообусловленности в конкретно-исторической обстановке.

Для сопоставления противоречивых научных данных был использован метод сравнительного изучения источников. Комплексно использовались методы анализа и синтеза. В основу исследований был положен и междисциплинарный подход. В работе привлекался материал из различных дисциплин - истории, социологии, культурологии, философии, правоведения.

Источннковую базу псслсдованш1 составили документы и материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия - Алания (ЦГА РСО-А), Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА ИПД РСО-А), в архиве Управления Федеральной службы безопасности по Республике Северная Осетия - Алания (УФСБ РСО-А), Отделе рукописных фондов Се-веро-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А (ОРФ СОИГСИ имени В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А), Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике РСО-А.

Впервые были использованы архивные материалы уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Северо-Осетинской АССР, собранные старшим научным сотрудником СОИГСИ С.Р. Бираговым.

Круг использованных источников пополнили также семейный архив священнослужителя Калоева Александра Бибоевича (1887-1971), материалы личного архива, полученные в результате встреч и бесед с общественными деятелями и представителями духовенства.

Активно привлекались многие документы центральных и местных архивов, опубликованные в сборниках: «История Владикавказа (1781-1990 гг.)»6; у

Культурное строительство в Северной Осетии (1917-1941 гг.)» ; «Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922-1925»8; «О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства»9; «Северная Осетия в революции 1905-1907г.»10; «Антология педагогической мысли Северной Осетии»11.

Значительное место среди источников занимает периодическая печать дореволюционного, советского и постсоветского периодов: «Терские ведомости», «Терский календарь», «Владикавказские Епархиальные ведомости», «Терский вестник», «Вольный горец», «Северная Осетия», «Православный Владикавказ», «Православная Осетия», «Журнал Московской патриархии», «Наука и религия».

Историография исследования. Исследователь истории РПЦХХ-нач. XXI века сталкивается с весьма значительным кругом источников. Условно их можно разделить на несколько групп. В первую группу входит литературно-философское наследие современников Серебряного века. Вторую группу представляют труды авторов советского периода опиравшихся на атеистическое учение основоположников марксизма-ленинизма. К третьей группе относятся работы современных светских и церковных исследователей проблемы.

Во второй половине XIX века в Северной Осетии в области культуры и духовного состояния общества произошли столь разительные перемены, что подобный прогресс по праву следует назвать эпохой Национального Возрожде-12 ния . Этот период характеризуется появлением в Северной Осетии национальной интеллигенции, состоявшей преимущественно из духовных лиц и учителей церковно-приходских школ. А.Г. Гатуев13, А.Б. Колиев14, А.Н. Кодзаев15, С.В.

1/ 1»? to

Жускаев, М.Сухиев , К.Г. Токаев , М.З. Коцоев занимаются просветительской деятельностью: переводят на осетинский язык и издают церковные книги, проповеди, журналы, открывают церковпо-приходские школы.

В конце XIX- нач. XX века гуманитарная революция в Северной Осетии выдвинула большую группу ученых, публицистов, поэтов и прозаиков (K.JI Хе-тагуров, А.А. Гассиев, Б.Т. Гатиев, Г.А. Кокиев, И.Г. Тхостов, Г.М. Цаголов и др.),19 уделявших значительное внимание образованию и духовной культуре осетин.

Немало интересного историко-этнографического материала содержится

20 в трудах офицеров царской армии- Н.Ф. Дубровина, Л.Л. Штедера и др., проходивших службу на Северном Кавказе.

Большой вклад в изучение религиозных верований осетин внесли работы известных ученых XIX - нач. XX века: Г.- 10. Клапрота, М.М. Ковалевского, В.Ф. Миллера, В.Б. Пфафа, A.M. Шегрена, Г.Ф. Чурсина и др21.

За истекшие десятилетия изучение истории Русской Православной церкви ушло далеко вперед. Вышедшие за последние годы научные работы стали возможны благодаря снятию ограничений на доступ к богатейшим материалам российских архивов, хранящихся под грифом «секретно» и «совершено секретно».

В многочисленных научных работах советского периода роль религиозных институтов и церковнослужителей преподносилась как антигосударственпая, в них преобладали партийно-советские штампы и идеологические стереотипы. С позиции внедрения социалистической идеологии, пропаганды атеизма написаны монографии: Н.К. Крупской, В.Д. Бонч-Бруевича, Р.Ю. Плаксина, И.И. Скворцова-Степанова, Е.М. Ярославского, JI.H. Великовича, Н.С.Гордиенко, В.А. Куроедова и др22.

Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М.С. Горбачевым, привела с середины 80-х годов XX в. к громадному интересу общества к белым пятнам истории, оживленным дискуссиям о роли РПЦ в истории России и путях ее возрождения.

Переломным периодом в отношении советского государства к церкви стал 1988 год, когда Русская Православная церковь официально отмечала 1000-летие принятия христианства на Руси.

В 1989 году вышел в свет коллективный труд «Русское православие: вехи истории» . Опираясь на огромный фактический материал и документы, авторы критически анализируют прошлое русского православия, современное его положение, взаимоотношения с государством, пытаясь определить его роль и место в культурно-историческом процессе.

В 80-90-х годах XX века переиздаются и выходят новые работы светских и церковных авторов - В.Л. Алексеева, М.И. Одинцова, М.В. Шкаровско-го, Д.В. Поспеловского, В. Цыпина, Т.А. Чумаченко, О.Ю. Васильевой, М.Ф. Антонова, Н.А. Струве, В. Мосса, А. Левитина-Краснова, В. Шаврова и многих других24.

Современные проблемы РПЦ, историография вопроса, результаты социологических исследований современного состояния религиозности страны освещены в коллективных работах: «Аналитический обзор религиозной периодики, издающейся в СССР»; «Религия и демократия: На пути к свободе совести»; «Современная религиозная жизнь России»; «История религий»; «Религия и глобализация на просторах Евразии» и др25.

Бесспорно, приведенный список авторов далеко не исчерпывающий, но он наглядно свидетельствует о серьезном внимании общественности к истории религиозных организаций в России.

В советский период в Северной Осетии деятельность РПЦ освещалась фрагментарно, не являясь предметом глубокого самостоятельного исследования. В монографиях В.И. Абаева, Б.А. Алборова, М.С. Тотоева, Б.А. Калоева, у/г

Г.И. Цибирова, В.Д. Кучиева, В.Д. Дзидзоева и др. отрывочно рассматриваются и анализируются религиозные процессы в Осетии с древнейшего периода до начала XX столетия.

Более детально рассматривается интересующая нас проблема в работах Б.В.Скитского, J1.A. Чибирова, B.C. Уарзиати, В.А. Кузнецова, Б.Х. Биджелова, JI.K. Лемешко В.Х. Тменова, Е.Б. Бесоловой, Е.Н. Гонобоблева, И.А. Сланова, З.В. Кануковой и С.А. Хубуловой, Н.М. Емельяновой, Р.Г. Дзаттиаты, М.Р. Ра-мазанова27.

Атеистической пропаганде посвящались многочисленные статьи местоо ных авторов X.J1. Табакова, А.В. Исаенко, С.Т. Меликова и др .

Новую страницу в освещении непосредственно истории РПЦ до 1900 года открыла вышедшая в 1992 году работа митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России 29.

Значительной источниковой базой, детальным восстановлением условий жизни РПЦ отличается работа иеромонаха Андрея Мороза «История Владикавказской епархии»30. Автор впервые, на основе не опубликованных ранее документов УФСБ РСО-А, ЦГА РСО-А, рассматривает историю РПЦ в первые годы советской власти в Северной Осетии, охватывая огромный исторический промежуток: 1793-1922 г.

Интерес к истории религиозных организаций Северной Осетии вызвал появление диссертационных исследований, отличающихся широкой докумен

31 талыюй базой и глубиной анализа .

Насыщена конкретным материалом работа Х.Ю. Мерденова «История религии и церкви Северной Осетии советского периода»32.

Отдельные аспекты деятельности РПЦ в РСО-А, в ХХ-ХХ1 вв. рассматриваются в статьях С.Л. Хубуловой, Е.М. Трусовой «Некоторые аспекты деятельности РПЦ г. Владикавказа в 20 гг. XX века»33, А.А. Горобца «Вехи истории православной церкви в Осетии в XX веке», «История одного ограбления, или как один большевик целую страну накормил», «Из истории воинствующего безбожия в Северной Осетии» , Ф.С. Киреева «Северо-Осетинское благочиние. Век XXI»35, O.JI. Олейниковой «Современная религиозная ситуация в Северной Осетии»36, С.Р. Бирагова «Каждому свое»37, И.А. Гиоевой «Русская православная церковь в годы революции 1905-1907 гг.»38.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в семи опубликованных статьях, двух докладах на научно-теоретических конференциях, включая международную (Владикавказ, сентябрь 2003, апрель 2005).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и авторских комментариев.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Гиоева, Ирина Алихановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе человеческой истории религия и ее институты занимают особое место, будучи закономерным социальным явлением. Игнорируя роль религиозных верований, невозможно с достаточной глубиной разобраться в сущности многих исторических процессов. На протяжении многих веков очевидна и исторически наглядна значительная роль христианства, в частности православия, в консолидации государств, в развитии культурных, социально-экономических связей с окружающим миром.

Официальное принятие Аланией православия вывело ее на орбиту новых международных отношений; оставило плодотворный след как в духовной, так и в материальной культуре. Однако христианизация осетин не принесла глубокого духовного переворота. Приобретя характер так называемого «народного» христианства, она стала актом формальным, за которым, в разные периоды истории, стояли политические интересы Византии, Грузии, России. Деятельность РПЦ в Осетии является следствием как внешних, так и внутренних причин, обусловливающих ее современное состояние и положение.

В начале XX века Осетия являлась национальной окраиной России, совмещавшей функции сырьевой базы, рынка сбыта для промышленного центра с укрепленным военным пунктом. Развитие капитализма в Северной Осетии, активная пропагандистская деятельность большевиков и других революционных партий привели к ломке старых мировоззренческих основ. Начиная со второй половины XIX века традиционная религиозно-социальная позиция церкви перестает удовлетворять не только внецерковные группы, но и верующих. Действовавшие с 1745 года в Осетии миссии РПЦ не справлялись с возложенными на них государственно-охранительными функциями. Ситуацию усложняло поверхностное усвоение осетинами евангельских истин и национально-освободительное движение. Падение престижа светской власти нанесло ощутимый урон и по престижу РПЦ. Острая нехватка земли, бюрократизация духовенства привели к стихийным выступлениям крестьян в ряде сел Северной Осетии. Они требовали передачи причтовых участков и отмены оплаты за содержание священников и православных церквей. В начале века падение авторитета РПЦ совпало с острым аграрным и национально-освободительным движением.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1905 года дала надежду самым различным слоям общества на уничтожение сословных, национальных, религиозных ограничений самодержавия.

Большевики, апеллируя к массам с почти религиозным жаром, утверждали, что они осуществят подлинную демократизацию и перестроят общество на более справедливых для граждан началах. Владикавказское духовенство встретило революцию с воодушевлением. Демократизация церкви, открытие Осетинской епархии - эти лозунги совсем не случайно звучали лейтмотивом в выступлениях участников Ардонского съезда осетинских церковных старост. РПЦ, а в ее лице и Владикавказская епархия ощутила себя свободной от самодержавия. Несмотря на внутренний кризис ее мощь была очевидна. Она обладала духовным и материальным потенциалом, являясь сильным противником на идеологическом поле битвы. Марксистские идеи и лозунги большевиков о построении коммунистического общества не сочетались с существованием в нем верующих граждан.

В первые годы советской власти положение РПЦ было тесно связано с социально-экономическими и политическими факторами развития молодого Советского государства. Неудачи в строительстве «светлого будущего» очень часто приписывались «контрреволюционному духовенству». Естественно, что в годы советской власти среди антисоветски настроенных лиц были и представители духовенства. Некоторые из священнослужителей участвовали в отдельных враждебных советской власти акциях. Однако из этих разрозненных фактов, которыми пестрели местные периодические издания того времени, никоим образом не следовало, что в Северной Осетии существовали и активно действовали «религиозно-террористические центры и формации» ставящие целью реставрировать капитализм. К террористическим группам — «Тихоновцам» - причисляли священнослужителей, не желавших вступать в сформированную ГПУ обновленческую «Живую Церковь», выполнявших свои прямые обязанности - обряды крещения, венчание и т.д.

Таким образом, Советское государство в церковном вопросе руководствовалось «двойными стандартами». С одной стороны, действовал фиктивный декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, а с другой стороны, под грифом «Совершенно секретно» распространялись инструкции об «агитационном и организационном расколе духовенства».

Исходным пунктом, с которого началась планомерная борьба с РПЦ в Северной Осетии, явилась компания по борьбе с духовными центрами — монастырями. В 1920-1923 годах были закрыты монастыри на Реданте и во Владикавказе, а их насельники арестованы или расстреляны. Следующим этапом стало изъятие из храмов и мечетей церковных ценностей, в том числе необходимых предметов богослужебного культа, закрытие, а затем и разрушение исторических памятников Северной Осетии - храмов, часовен, мечетей, синагог, кирхи. Варварскому уничтожению подверглись и предметы церковного искусства: иконы, богослужебные книги, фрески. В условиях активного наступления советской власти на церковь смелым решением Владикавказского духовенства стал созыв Общеепархиального съезда духовенства и мирян Владикавказской епархии. Важным итогом съезда стало образование Церковного Управления Владикавказской епархии и избрание Владикавказского епископа. В этот ответственный момент все усилия духовенства были направлены на сохранение жизнедеятельности церкви. Опасаясь за ее будущее, в один из критических моментов епископ А.П. Малиновский принял компромиссное решение «об образовании кружков ревнителей обновленческого движения среди мирян по выработанной в ВЦУ программе». Под давлением властей в 1923 году во Владикавказе был организован комитет «Живой церкви». В условиях «воинствующего атеизма» 1923-1933 годах жизнь в РПЦ на время замирает. Одни священнослужители скрывались в подполье, другие были арестованы или расстреляны, а третьи объявили о снятии сана или признали обновленчество.

В эти годы республику лихорадил антирелигиозный бунт. В 1924 году активно работала Антирелигиозная комиссия при агитационно-пропагандистском отделе обкома, общества друзей газеты «Безбожник», «Юный безбожник».

Духовным центром верующих в 30-х годах прошлого столетия являлась часовня пророка Божьего Илии (преобразованная в 1949 году в храм). Обязанности настоятеля и благочинного церквей Северо-Осетинской АССР, подчинявшихся Ставропольской епархии, с 1933 по 1967 год (с перерывами) исполнял Г.И. Гончаров, несомненно, отличавшийся организаторскими способностями. Создав доверительные отношения с назначенным в 1943 году уполномоченным Совета по делам РПЦ при Совмине СОАССР, Г.С. Филоненко он преобразует небольшую часовню в храм, собирает церковный причт, активно помогает фронту. Патриотическая помощь верующих Северной Осетии была настолько эффективной, что ее советской властью предписывалось усилить. Многие духовные лица были награждены благодарственными грамотами, орденами и медалями. Таким образом, в 19411953 годах благодаря патриотической позиции верующих между государством и РПЦ сложились доверительные отношения. Северо-Осетинское благочиние укрепило свои позиции.

Ухудшение религиозной ситуации в 1954 году было вызвано идеями пришедшего к власти Н.С. Хрущева о скорейшем построении коммунистического общества, в котором не должно было быть ни одного священнослужителя. Повсеместные злоупотребления чиновниками, распространившимися постановлениями об усилении атеистической пропаганды обострили государственно-церковные взаимоотношения. Ситуацию омрачало повышение подоходного налога, ущемление гражданских прав и свобод служителей культа.

В осуществлении нормальной жизнедеятельности Северо-Осетинского благочиния немалая заслуга принадлежала конторе уполномоченного Совета по делам РПЦ по СОЛССР, преобразованная позднее в 1965 году вместе с Советом по делам религиозных культов в Совет по делам религий. При решении этой задачи, защищая интересы верующих, уполномоченный нередко входил в конфликт с представителями власти на местах. По-видимому, это было связано с установкой советской номенклатуры на ненужность, бесполезность и бесперспективность существующих религиозных организаций в обществе.

В целом, несмотря на командно-административный характер деятельности уполномоченных, положительно решались такие вопросы, как предоставление религиозным объединениям прав юридического лица, допущение определенных форм социальной активности. Была налажена система учета кадров, духовенства, уменьшалось число случаев самозванства, пресекались произвол и бюрократизм отдельных чиновников.

Вторая половина 60-х и 70-е годы XX века были отмечены постепенной стабилизацией положения Северо-Осетинского благочиния. Значительно возросли такие показатели, как: количество верующих, религиозная обрядность, денежные доходы.

Переломным моментом в отношении Советского государства к РПЦ, да и в целом к религии, стал 1988 год, когда РПЦ официально отметило 1000-летие принятия христианства на Руси. Православным верующим были возвращены храмы Рождества Пресвятой Богородицы в Орджоникидзе, Вознесения Господня в Алагире. В 1990-1991 годы возродились церковные приходы в станицах Терской, Павлодольской, Змейской, селении Кадгарон. Широкую миссионерскую и просветительскую работу вело организованное в 1993 году Православное молодежное братство имени святого праведного Иоанна Кронштадского.

Снятие идеологических основ вызвало больший интерес к закрытой в прежние годы сфере - религии. В Северной Осетии появилось множество приверженцев как традиционного, так и нетрадиционного вероисповеданий. Рост религиозности был вызван распадом существовавшей системы ценностей коммунистической идеологии. Хотя основная масса населения перестала разделять коммунистические идеалы еще с конца 60-х годов, это не приводило к формированию идеологических альтернатив, так как старая система контролировала и подавляла свободные идейные поиски.

Наряду с возрастанием процесса религиозности наблюдалось и возрастание национального самосознания Осетии. Объединяющей концепцией нации в этот период становится народная религия осетин, посещение культовых мест которой в советскую эпоху преследовалось законом. Наблюдался значительный рост количества паломников к местночтимым христианским святыням, впитавшим элементы кавказского религиозного субстрата и декора: священной Роще Хетага, Дзвгис-дзуару, церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Харисджин и другим.

Символом возрождающегося православия в 80-90-е годы стала реконструированная церковь Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе (Осетинская, большинство прихожан которой - осетины). Знаковым явлением синкретического характера православия осетин является возрождение культовых памятников народной религии одновременно с православным храмостроительством в отдаленных районах Северной Осетии.

В последние годы большое значение в деле утверждения православия среди осетин имела проповедь Владикавказским духовенством идей о глубоких православных корнях осетинского народа, тесной взаимосвязи национальных осетинских праздников с христианством. Национальная черта осетин исключительная терпимость к представителям различных национальностей довольно успешно используется представителями различных религиозных организаций протестантского толка: на осетинском языке ведется проповедь и выпускается христианская литература в отдаленных от центра городах и селах республики.

В 90-х годах XX века, одной из самых сложных проблем для СевероОсетинского благочиния являлась проблема взаимоотношения с представителями других религий. На фоне засилья деструктивных сект, благочиние выступало за ограничение их деятельности и поддержания традиционных конфессий.

Нынешние глобальные изменения в общественных отношениях по новому ставят вопрос об отношении и православия, и других конфессий к государству и обществу. Перестройка, демократизация оказали влияние на понимание церковью своего места и роли в общественной жизни, в решении ее проблем. Если раньше церковь ограничивала свое участие в общественных делах, учитывая ограничения со стороны Совета по делам религий, то теперь она постепенно переходит к более активной социальной деятельности, исходя из возможностей, которые предлагает законодательство о культах. Получив возможность участвовать в решении проблем общества, церковь подходит к этому весьма серьезно. В августе 2000 года был принят официальный церковный документ, в котором сформулирован принципиальный богословский ответ на проблемы современного социального развития и роли церкви в решении этих проблем.

Подводя итоги, можно отметить, что роль РПЦ в истории Северной Осетии XX — начала XXI века наиболее отчетливо выражена в культурных, нравственных и социальных аспектах осетинского общества. Несмотря на слабое развитие института церкви осетины остались верны православным мировоззренческим установкам, развивающимся и совершенствующимся до настоящего времени.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Гиоева, Ирина Алихановна, 2005 год

1. КОММЕНТАРИИ1. Введение

2. Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в XX веке.- М., 1990.-С.З.2. Там же-С. 13.

3. Дзидзоев В.Д. Экономическое и общественно-политическое состояние Северной Осетии в начале XX века (1900-1917).-2-изд.,испр.н доп.-Владикавказ, 2002.- С.11.4. Там же С.39.

4. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988.-С.17.

5. История Владикавказа (1781-1990 г.). Сборник документов и материалов / Под ред. М.Д. Бетоевой и др. Владикавказ, 1991.

6. Культурное строительство в Северной Осетии (1917-1941 г.). Сборник документов и материалов. Т.1. Орджоникидзе, 1974.

7. Архивы Кремля: В 2-х кн. Кн.1. Политбюро и церковь. 1922-1925. М.Новосибирск, 1997; Кн.2. Политбюро и церковь. 1922-1925.-Новосибирск. -М., 1998.

8. О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и советского государства. -М., 1981.

9. Северная Осетия в революции 1905-1907 годов: Документы и материалы / Под ред. М.С. Тотоева. Орджоникидзе, 1955.

10. Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ, 1993.

11. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в.: Учебник для старших классов средней школы. Владикавказ, 2000. - С. 332.

12. Гатуев А.Г. Христианство в Осетии. Исторический очерк. Владикавказ, 1901.

13. Асратян Д., Сагкати 3. Идите по всему миру и проповедуйте (к 180 летию протоиерея А. Колиева // Православная Осетия. — 2003. № 12(30);

14. Аксо Колиев /Сост. JI.A. Чибиров.- Владикавказ,— 1999.

15. Кодзаев А.Н. Древние осетины и Осетия. Владикавказ, 1903.

16. Гатуев А. Г. Христианство в Осетии//Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах: В 5 кн. Кн 3 / Сост. JI.A. Чибиров. Владикавказ, 1987. - С. 287 - 289.

17. Токаев С.А. Просветитель протоиерей Козьма Токаев // Православная Осетия. 2005. - №2 (46).

18. Каргиева Р. Моисей Коцоев // Православная Осетия. 2005. - №4 (48).

19. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. — М., 1989.

20. Гедеон, митрополит Ставропольский и Владикавказский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М. - Пятигорск, 1992.30. www/ive 1875/narod/ru.

21. История религии и церкви Северной Осетии советского периода / Личный архив X. Ю. Мерденова. Владикавказ, 1994.

22. Северная Осетия: история и современность: Сб. науч. статей / СевероОсетинский государственный университет / Под ред. Н.Д. Малиева. — Владикавказ, 2003.- Вып.; 3-4.- С. 120-128.

23. Киреев Ф.С. Северо-Осетинское благочиние. Век XXI. // Православная Осетия.-2004-№1(32).

24. Вопросы политологии, истории и социологии. Сб. науч. тр. / Министерствообразования и науки РФ; Северо-Осетинский государственный университет / Под ред. Л.Л. Магометова, В.Д. Дзидзоева. Владикавказ, 2004-Вып. 4-С. 116-121.

25. Бирагов С.Р. Каждому свое // Социал-демократ Алании. 2004.- №4 (39).

26. Вопросы политологии, истории и социологии. Вып. 4. С. 93-99.1.. Глава I. Деятельность Русской Православной церкви в Северной Осетин в начале п первой четверти XX века.

27. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. -Владикавказ, 2002 — С. 27.

28. Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций. — М., 2003.-С. 47.

29. Кузнецов В.А. Указ. соч.- С. 28.4. Там же С. 445. Там же.

30. Дзеранов Т.Е. Русская культура и духовно-религиозные процессы в Осетии: Дис. канд. филос. наук. Владикавказ, 2001. С. 144.

31. Терский календарь на 1906 год. Владикавказ, 1906.— С. 14-15.

32. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории Русской церковной смуты-М., 1996.-С. 4.

33. Поспеловский В.Д. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. -М., 1995-С. 214.

34. Антонов М.Ф. Взлет и падение «Русского социального христианства». Об идейных спорах в церкви 20-х годов // Дуэль. 2000.- №41 (184).

35. Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч.- С. 17.

36. Октябрьская революция и гражданская война в Северной Осетии / Под ред. А.И. Мельчина. Орджоникидзе, 1973.- С. 23.13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,2324,25,26,2728,29

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.