Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии: Конец XVIII-начало XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Алагова, Лариса Черменовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алагова, Лариса Черменовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Предпосылки появления женского образования в Осетии.
1. Осетия в российском социокультурном и образовательном пространстве.
2. Тендерные нормы традиционного осетинского общества как фактор возникновения женского образования.
ГЛАВА 2. Православие и женское образование.
1. Женские начальные школы.
2. Женские средние учебные заведения.
ГЛАВА 3. Женское светское образование.
1. Общественно-политическая мысль Осетии о проблемах женского образования. (II половина 19 - начало 20 вв.).
2. Женские светские учебные заведения.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Церковная интеллигенция в Осетии во второй половине XIX - начале XX вв.2003 год, кандидат исторических наук Бирагова, Фатима Ростиславовна
Осетинская интеллигенция в эпоху пореформенной модернизации: вторая пол. XIX - начало XX вв.2009 год, кандидат исторических наук Гутиева, Эльвира Шамильевна
Аксо Колиев и проблемы женского образования в Осетии во второй половине XIX - начале XX веков2000 год, кандидат педагогических наук Кайтукова, Зарина Маирбековна
Конфессиональная политика России в горских обществах Центрального Кавказа: середина XVIII - нач. XX вв.2011 год, кандидат исторических наук Наскидаева, Елена Хазбиевна
Становление и развитие школьного образования в Южной Осетии: Середина XIX - начало XX вв.2004 год, кандидат педагогических наук Сиукаева, Елена Гурамовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии: Конец XVIII-начало XX вв.»
Актуальность проблемы исследования. Актуальность изучения проблемы женского образования определяется несколькими факторами.
В процессе глубоких общественных трансформаций становится очевидной потребность в преобразовании системы образования, в формировании новой парадигмы обучения и воспитания: Разрушение социальных устоев неизбежно сопровождается кризисными явлениями, появлением идей духовного обновления, поисками в социальном опыте прошлого ответов на вопросы современности.
Создание новой парадигмы образования актуализирует необходимость изучения исторического опыта создания и развития системы школьного образования в отдельных регионах России, в том числе национальных.
Образовательные процессы в Осетии стали формироваться после добровольного присоединения к Российской империи. Первоначально они были связаны с распространением миссионерских христианских школ, а затем - с деятельностью российской администрации и интеллигенции в области развития образования. Образовательная политика Российской империи на Северном Кавказе преследовала, прежде всего, общегосударственные интересы - интеграцию народов в состав империи, формирование чиновничества из представителей коренных народов. В ней доминировала установка на унификацию региональной и имперской учебных систем.
В истории Осетии конец XVIII — начало XIX веков. считается эпохой национального возрождения, которое сопровождалось широким культурно-просветительским движением. Особое место в нем занимало народное образование. Уже в начале XIX века появились ростки женского образования. Феномен его раннего появления и успешного развития отличал Осетию от других окраин России. Известный кавказовед Е. Марков отмечал:
Осетинские женские школы, заводимые ревнителями православия в горах дикого Кавказа, должны пристыдить многих из наших официальных русских просветителей, который до последнего времени упирались против женского образования в нашем цивилизованном обществе, как против опасного новшества, посягающего и на первобытную чистоту женских нравов и едва ли не на самые догматы религии» [66, 16].
В последние годы в научной литературе и в прессе активно обсуждается проблема раздельного обучения мальчиков и девочек, высказываются полярные мнения, ставятся такие важные вопросы как необходимость учитывать в учебно-воспитательном процессе тендерные различия, возрастную специфику взаимоотношений, обусловленную физиологическими, психологическими и социальными особенностями учащихся разного пола; формирование адекватного отношения к противоположному полу, влияние превалирующего женского воспитания в семье и в школе на детей мужского пола и др.
Как известно, история народного образования в России начиналась с раздельного обучения, которое сохранялось до конца 50-х годов XX века. Однако опыт совместного обучения вызывает тревогу педагогической общественности. Некоторые российские педагога сходятся во мнении, что оно приводит к нивелированию ролей мужчины и женщины в обществе. Западные исследователи видят в совместном обучении причину массовой феминизации и маскулинизации. В наши дни высказываются предложения об организации в рамках одной школы мужских и женских классов. Такие школы уже есть в Москве, в Республике Коми их уже около 500 [167, 147154]. В этой связи изучение опыта женского образования в прошлом может оказаться весьма полезным в современном образовательном процессе.
Обращение к указанной проблеме оправдано и тем, что гуманизация как парадигма современного образования предполагает и возрождение утраченной духовности. Осмысление исторических, духовных истоков образования в России приводит к выводу, что они лежат в религиозной культуре христианского православия. Эта многовековая традиция всегда оказывала непосредственное влияние на формирование национального сознания и духовного стержня российской системы образования, что подтверждает и современный российский религиозный ренессанс. Религиозное образование существует в современной России как внегосударственная институциональная структура и как общественное явление. Всего в стране почти; 1550 воскресных, церковно-приходских и монастырских школ, где обучается 72 тысячи детей и 5 тысяч взрослых [119, 192]. Роль религии в российском образовательном пространстве возрастает, она становится органической составляющей духовного обновления общества. Учитывая большую религиозность, женского населения, организаторы этой новой системы могут использовать опыт жизнедеятельности женских церковно-приходских школ, епархиальных училищ и других женских учебных заведений.
В дореволюционной Осетии были основаны и действовали национальные (осетинская, армянская, грузинская и др.) женские школы и училища, опыт деятельности которых может и должен быть учтен при разработке концепции национальной школы.
В Южном федеральном округе, в частности в Северо-Кавказском регионе тендерные исследования пока, не сложились в самостоятельное научное направление, а женское образование представляется одним* из перспективных аспектов тендерной проблематики.
Необходимость изучения женского образования обусловлена не только теоретической и практической значимостью, но и недостаточной разработанностью этой проблемы. В этой связи, цель исследования заключается в изучении истории становления > и развития системы женского образования в Осетии.
Объектом исследования^ является система женского образования в Осетии конца XVIII — начале XX вв., включавшая учебные заведения различной ведомственной подчиненности: начальные и средние учебные заведения Владикавказской епархии, дирекции народных училищ Терской области, частные школы и начальные училища, основанные профессиональными сообществами и национальными общинами.
Предметом исследования; являются педагогические и социокультурные факторы развития женского образования, женские учебные заведения: история их основания, материальная и кадровая обеспеченность, национальный и социальный состав педагогов и учащихся, содержание учебных программ, внеклассная работа, востребованность выпускниц.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XVIII до начала XX века. Для Осетии это было время интеграции/ в российское экономическое и социокультурное пространство, модернизации традиционного общества, мощного культурно-демократического подъема;. В этот, период стали складываться предпосылки появления женского образования и факторы, способствовавшие его развитию.
Методологической основой диссертации стали диалектическая концепция антропологии и достижения историко-педагогической науки. В процессе исследования применялись следующие методологические принципы:
- историзма, позволивший воспроизвести реальную социокультурную и педагогическую среду, в которой появилось и развивалось женское образование;
- системности, позволивший рассматривать женское образование как целостную систему, ее членение на отдельные компоненты, взаимодействовавшие в едином пространстве;
- социально-педагогический, обосновывавший феномен женского образования как социального явления;
- принцип объективности в подборе и оценке исследуемых фактов и явлений.
Использован также метод контент-анализа, позволивший целенаправленно изучить массив архивных источников, периодической печати, монографической литературы и выявить информацию о женских учебных заведениях.
Степень изученности проблемы. Женское образование в Осетии, выявление его определяющих факторов не становились предметом специального исследования ни в дореволюционной, ни в советской историографии. В монографических исследованиях, посвященных народному образованию, истории и; культуре, затрагивались лишь отдельные аспекты женского образования.
Воинствующий атеизм отечественной науки в; советский период стал одной из причин недостаточной изученности женского образования, особенно церковно-приходских школ и епархиальных училищ.
В постперестроечное время, когда: в периодической печати обозначилось движение по возвращению незаслуженно забытых имен, появились очерки об осетинских священниках. В этих публикациях содержатся фрагментарные сведения о деятельности женских школ, но они рассматривались вне системы, как проявление отдельных эпизодов благотворительной деятельности тех или иных подвижников образования.
В наши дни требуют серьезного изучения вопросы, связанные с общественно-культурной средой, в которой появилось женское образование. Выявлены не все исторические, социальные и культурные факторы и условия развития этого феномена. Нуждаются в уточнении тендерные характеристики традиционного осетинского общества. Необходима и переоценка роли православия в женском образовании. Неизученным остается женское светское образование.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ архивных источников; анализ и сопоставление исгорико-педагогических, этнографических, исторических, литературных, публицистических и фольклорных материалов; изучение первоисточников, их сравнительно-сопоставительный анализ и синтез; изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов, посвященных истории школы и просветительского движения г северокавказских народов:
Источниковую базу исследования составляют архивные документы; опубликованные источники, периодическая печать, публицистика.
Обширный материал содержится в ЦГА РСО-А о состоянии Владикавказской епархии, ее приходах, церквях, монастырях и школах. Интересны документы фондов Терского областного правления, канцелярии начальника . Терской области, Владикавказской * духовной консистории, дирекции народных училищ Терской области, Владикавказского духовного училища, Ардонской Александровской духовной семинарии, церквей Терской области: В них заключена ценная информация о деятельности представителей осетинской? церковной? интеллигенции, биографические данные, сведения об учителях церковно-приходских школ, Ардонской духовной семинарии, осетинского женского приюта; о перемещениях по службе первых представителей осетинской духовной интеллигенции. Ценнейшие сведения о деятельности осетинской интеллигенции содержатся в отчетах Благочинных церквей 10, 11 и 12 округов; представленных во Владикавказскую духовную консисторию. В фонде Владикавказской духовной консистории имеются личные дела осетинского духовенства, сведения: об их перемещениях по службе, переписка с Владикавказской духовной консисторией, из которой мы узнаем об их вкладе в дело просвещения своего народа и их культурно-просветительской деятельности, материалы о священниках, преподававших в женских школах Закон Божий;
В фонде Владикавказского духовного училища были обнаружены обширные сведения о педагогической» деятельности осетинской церковной интеллигенции, содержащиеся в формулярных списках училища —
А.Колиеве, Т.Моргоеве, Кантемирове, священнике Николае Харебове, М.Коцоеве и др.
Были обнаружены сведения о ранее неизвестных и мало известных священниках и учителях: Александре Бацазове, Георгии Бекоеве, Развдене Битиеве, Борисе Гатиеве, Николае Дигурове. Сведения о деятельности учителей женских школ извлечены из переписки сельских приходов с духовной консисторией; из отчетов о приходских школах. В фонде Дирекции, народных училищ обнаружены сведения о женских учебных заведениях г. Владикавказа — женском бесплатном училище, владикавказском первом женском одноклассном училище, о высшем женском пятом начальном училище, о третьем женском одноклассном, о женском училище Владикавказского общества ремесленников, о женском училище общества мещан, о владикавказском двухклассном женском училище. Указанные источники впервые вводятся в научный оборот.
В работе использованы и опубликованные источники. Особую значимость для нашего исследования имеют отчеты «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» за разные годы, отчеты правления «Общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области», где есть сведения о благотворительной помощи, оказываемой женским школам и их ученицам. Необходимый материал был извлечен из сборников документов «Материалы по истории Осетии», «Материалы по истории осетинского народа», «Первое двадцатипятилетие в истории просвещения города Владикавказа (1836 -1861)», «Русско-осетинские отношения в XVIII веке», «Сборник документов по истории народного образования в Осетии», из статистических справочников.
Одним из самых информативных источников стали «Владикавказские епархиальные ведомости», где публиковались отчеты Владикавказской духовной консистории, рапорты благочинных различных округов, отчеты настоятелей отдельных церквей, в которых содержится материал о женских школах.
Особую группу источников составляют публикации представителей осетинской интеллигенции, учителей о женском образовании, собранные в «Антологии педагогической мысли Северной Осетии», в сборнике «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах» (Т.5). В них содержатся и статьи, извлеченные из дореволюционной периодики, имеющей высокий источниковедческий потенциал. В диссертации использованы материалы из газет «Кавказ», «Терские ведомости», «Казбек», «Северный Кавказ», «Терская жизнь».
Теоретическую основу диссертации составили: труды представителей общественно-политической мысли Осетии (Г.Баев, А.Гассиев, Г.Дзасохов, И.Кануков, КХетагуров, Г.Цаголов и др.); исследования по теории общественно-политической мысли и в области истории развития народного образования (ЛС.Гатагова, И.А.Сланов, М.С.Тотоев, Е.Е.Хатаев, С.Р.Чеджемов, Х.С.Черджиев, А.Ю.Белогуров, С.А.Айларова, Н.О.Блейх, З.М.Кайтукова, Е.Е.Хатаев, Р.А.Хатаева и др.); церковно-исторические (И.Г.Беляев, Ф.Р.Бирагова, А.Б.Гатуев, Гедеон и др.), тендерные (З.В.Канукова, А.Х.Хадикова, С.А.Хубулова и др.) и этнологические исследования (М.М.Ковалевский, М.О.Косвен, А.Х.Магометов и др.).
Задачи исследования:
- определить социокультурные и педагогические предпосылки развития женского образования в Осетии (кон. XVIII - нач. XX вв.);
- обосновать тендерные особенности осетинского общества как фактора развития женского образования;
- определить роль православия в становлении; и развитии начальных женских школ;
- проанализировать деятельность женских средних учебных заведений епархиального ведомства;
- изучить вклад осетинской общественно-политической и педагогической мысли в процесс становления системы женского образования;
- раскрыть деятельность женских светских учебных заведений, их роль в подготовке высокообразованных кадров для народного хозяйства.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
1999 — 2001 годы - предварительное ознакомление с проблемой, определение основных направлений научного поиска, теоретико-методологических подходов; анализировались теоретические, историко-этнографические и этнопедагогические источники с целью установления степени научной разработанности проблемы;
2001 - 2003 годы - обзор и обработка научной литературы по теме исследования, анализ состояния изученности, выявление актуальности, определение методологии, методов работы, ее научного аппарата
2003 - 2004 годы - систематизация и обобщение материалов, их апробация и внедрение в практику, литературное оформление диссертационного исследования, издание тезисов докладов и статей по результатам исследования.
Научная новизна исследования. В результате проведенного исследования впервые:
- предпринята попытка комплексного рассмотрения системы женского образования в Осетии;
- определена роль традиционных тендерных отношений в развитии женского образования;
- выявлено значение православных миссий в создании женских учебных заведений;
- обнаружены имена неизвестных и малоизвестных священников и учителей, факты их деятельности по развитию женского образования; и
- рассмотрена история становления и развития женских национальных школ;
- изучена история становления светских учебных заведений.
Теоретическая значимость исследования. Выводы и положения работы, впервые вводимые в; научный оборот архивные материалы, обобщение и переосмысление опыта женского образования дают возможность более обстоятельного исследования новой истории Осетии, становления и развития народного образования, культурно-просветительского движения, а также проблем, связанных с пореформенной модернизацией Осетии.
Результаты исследования могут стать, основой разработки теоретических и прикладных аспектов тендерной проблематики, социокультурных и конфессиональных изысканий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в учебном процессе, при разработке общих и специальных курсов по истории педагогики и народного образования, по культуре Осетии. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении проектов создания школ с раздельным обучением.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретической и широкой источниковой базой, соответствием методов исследования целям и задачам работы, научной апробацией.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Женское образование в Осетии было представлено учебными заведениями различного типа и разной ведомственной подчиненности: начальные школы и училища епархиального ведомства, школы дирекции народных училищ Терской области, национальные и религиозные (армяно-григорианские, римско-католическое, лютеранское училище, грузинская, осетинская, еврейская школы), женские училища ремесленников и мещан, частные школы, а также средние учебные заведения - епархиальные и светские.
2. Гендерные особенности традиционного осетинского общества стали одним из факторов раннего появления и развития женского образования. В современной этнологии Осетии пересмотрена диспозиция полов и определено подчиненное положение женщины в семье, но высокий статус в обществе, зафиксированный в обычно-правовых и этикетных нормах. Эта специфика осетинской культуры, отличавшая ее от соседних народов, стала одной из причин развития женского образования в Осетии.
3. Православное российское духовенство и осетинская церковная интеллигенция сыграли основную роль в организации женского образования. Принимая тезис о политических целях православного миссионерства,
Ш следует объективно оценить, содержание его* культурно-просветительской деятельности и значимости в развитии женского образования.
4. Развитие женских учебных заведений и рост их популярности в значительной степени были результатом пореформенной модернизации осетинского общества. Реальная динамика общественного развития привела к интенсивной интеграции в российское культурное пространство и стимулировала образовательные процессы, в том числе и расширение женской школьной сети.
5. Важным условием развития женского образования было отношение к нему осетинского общества. В Осетии стремление к образованию стало общенациональным движением, в котором участвовали все слои общества. Ценности; образования, в том числе женского, вошли в общественное сознание осетин;
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались на научной конференции «Религия в современном обществе» (Владикавказ, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, февраль 2003 г.), на V Конгрессе этнографов и антропологов России (Москва, июнь 2003 г.), на международной научно-практической конференции «Нравственность и религия» (Пенза, апрель 2004 г.), а также опубликованы в печатных научных работах [1,4; 1,5; 1,6].
Материалы диссертации составили основу исследовательского проекта «Гендерные отношения в Осетии: традиции и современность», получившего грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в 2002 году.
Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
История Русской Православной Церкви в Северной Осетии: 1917-1924 гг.2004 год, кандидат исторических наук Горобец, Артур Алексеевич
Народное образование в Терской области в 60-х гг. XIX в. - 1917 г.2009 год, кандидат исторических наук Созаев, Аслан Борисович
Русская Православная церковь в истории Северной Осетии: XX - нач. XXI в.2005 год, кандидат исторических наук Гиоева, Ирина Алихановна
Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало ХХ вв.2003 год, кандидат педагогических наук Дзанагова, Лариса Владимировна
Реализация государственной политики Российской Империи в сфере образования на Ставрополье во второй половине XIX века2008 год, кандидат исторических наук Неженцева, Ольга Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Алагова, Лариса Черменовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Присоединение Осетии к России стало самым крупным политическим: событием: в истории осетинского народам Оно знаменовало новый этап: в; его развитии, начало модернизации традиционного общества и интеграции в российское экономическое и социокультурное пространство. Установление русско-осетинских отношений; сопровождалось активной: деятельностью православных миссий, в которой были тесно переплетены политические и миссионерско-просветительские задачи. Основным направлением миссионерской практики было основание школ и подготовка; священнослужителей из числа осетин, что стало реальным» источником» формирования осетинской духовной интеллигенции. В Осетии начался планомерный рост количества школ, открываемых не только на равнине, но и в горах. К середине XIX века в крупных селах Осетии — Христиановском, Алагире, Кадгароне, Дарг-Кохе, Батакоюрте и некоторых других были открыты приходские школы.
Представители осетинской церковной интеллигенции способствовали распространению грамотности, духовному развитию осетинского народа, его приобщению к русской и мировой культуре. Они выдвинули идею объединения народа на христианской основе и отстаивали ее в публичных выступлениях. Они призывали народ ориентироваться на» Россию, на ее культуру. Установившиеся тесные контакты между российской и осетинской интеллигенцией; способствовали развитию общественно-культурной среды. Их усилиями школьное дело в Осетии развивалось быстрыми темпами. При личном участии этих просветителей или по их инициативе в 50-60 годах ХЕХ века открывались школы. Они старались привлечь к учебе как можно больше представителей простых сословий.
Благодаря женской школе Аксо Колиева осетинки получили доступ к образованию значительно раньше, чем женщины; в других регионах Северного Кавказа и Российской империи в целом; «Школа эта; — писал
К.Л.Хетагуров, - находясь во Владикавказе, в умственном и административном центре Осетии, оказала самое благотворное влияние на положение женщин в Осетии. Из стен этого заведения, одного из лучших светочей христианского просвещения среди горских племен Кавказа, вышли десятки интеллигентных осетинок, примерных тружениц — матерей семейств и народных учительниц, в которых все сильней и сильней ощущается потребность для духовно-нравственного воспитания как мужского, так и женского населения» [127, 49].
Культурное и нравственное воздействие школы Аксо Колиева на осетинское общество тех времен было действительно огромным: Общественность осознала необходимость и пользу женского образования. Во многом этому способствовали тендерные особенности традиционного осетинского общества. Женщина имела высокий общественный статус, закрепленный в традиционном этикете. Это отличало осетинку от женщин северо-кавказского культурного мира. Ее половозрастная подчиненность в семье диссонировала с этико-социальными нормами. Поэтому осетины проявили демократичность по отношению к женскому образованию.
Деятельность Аксо Колиева и других представителей раннего просветительства предвосхитила культурно-демократический подъем в Осетии, наступивший после проведения модернизирующих реформ.
Основными факторами пореформенной модернизации Осетии были размежевание земель на плоскости, освобождение зависимых сословий, проникновение и развитие новых экономических отношений, вовлечение региона в систему всероссийского рынка. Эти явления несли в себе реальную динамику общественного развития и привели к глубокой трансформации традиционной жизнедеятельности осетин.
Вторая половина XIX - начало XX века стали для Осетии временем интенсивного экономического и социокультурного развития. Новый этап приобщения осетин к российским формам хозяйственной, социальной и культурной жизни был связан с развитием Владикавказа, с обретением им статуса областного города. Ценности образования широко вошли в сознание осетинского народа. Стремление к образованию стало в; Осетии общенациональным движением, в котором участвовали все слои осетинского общества. Даже официальная газета «Терские ведомости» вынуждена была признать, что осетинский народ «в стремлении к образованию опередил русское население» [112].
Мощным фактором дальнейшего развития женского образования было православное миссионерство. Общество восстановления православного христианства на Кавказе, Владикавказский Епархиальный училищный совет поддерживали церковно-приходские школы, оказывали им методическую» помощь, частично брали на свое содержание.
В 1870-х годах были открыты Алагиро-Салугарданская. женская школа (1870г.), Ардонская, Дарг-Кохская, Ольгинская (1871г.), Гизельская и Хумалагская (1872г.). Все они были церковно-приходскими и основывались при поддержке «Общества восстановления православного христианства на Кавказе». Большую роль в строительстве женских школ сыграли выпускницы школы Аксо Колиева, которая после его смерти была передана «Обществу.» Только за 50 лет существования осетинской Ольгинской школы ее окончило 500 учениц. Большинство из них стало инициаторами ■ открытия новых женских школ и преподавали в них. Первое время- эти школы были немногочисленны. В указанных школах к 1 января 1877 года обучалось всего 115 девочек, а к 1 января 1880 года — 196 [69, 145]. Эти. школы испытывали массу трудностей. «Общество.» поддерживало их по остаточному принципу, отдавая предпочтение мужским школам. Женщины-учителя получали жалованье вдвое меньше чем мужчины. Большой проблемой было отсутствие школьных помещений.
Но женское образование становилось все более престижным. Администрация Владикавказского округа признавала, что «.девичье образование идет лучше. Девочки охотно приходят в школу и родители им в том не препятствуют, напротив, отсылают их учиться с полным желанием» [65, 145].
Серьезным ударом по женскому образованию стала политика военно-чиновничьего произвола и борьба с просвещением, которую) возглавил начальник Терской области Каханов. Все женские школы в селениях были закрыты. Но в 1890-ых годах во всех регионах России наметился демократический подъем. По инициативе местной интеллигенции во Владикавказе и в- Моздоке, стали возникать различные культурно-просветительские общества с целью развития грамотности и образования. Стали восстанавливаться женские школы. В 1887 году была вновь открыта Салугарданская женская школа, в 1891 году — Христиановская и Хумалагская, в 1892 году - сельская Ольгинская, в 1894 году - Кадгаронская, Дарг-Кохская и Алагирская.
Все они были одноклассными, но численность учащихся по сравнению с начальным периодом их существования значительно возросла. К середине 1890-х годов в начальных женских школах обучалось 406 девочек [65, 244].
Опыт женского образования; оказался настолько положительным, что по всей Осетии женские школы стали возникать одна за другой. К концу XIX века в Осетии практически не осталось ни одного населенного пункта, где бы не была открыта женская школ. Благодаря деятельности осетинских священников подобные школы появились даже в горных районах Осетии.
В октябре 1902 года в селении Кадгарон была открыта учебная ткацкая мастерская. В то время подобные мастерские открывались по всей России и -оказывали положительное влияние на развитие кустарной промышленности. В Осетии учебно-ткацкая мастерская появилась благодаря: церковноприходскому братству во имя святого Архистратига Михаила, созданному священником М.Коцоевым. Братство имело целью религиозно-нравственное просвещение прихожан, попечение о народном образовании и' обучение детей полезным ремеслам. Оно оказывало мастерской всяческое содействие. Известно, что ее ученицы участвовали в выставке «Детский мир» в Санкт-Петербурге, где были награждены медалями и дипломом.
Усилиями духовенства Владикавказской епархии в Осетии появилось среднее женское образование. Владикавказское епархиальное училище давало возможность продолжить образование дочерям и родственницам духовных лиц. К среднему учебному заведению был приближен по своей программе Осетинский девичий: приют. Третьим, и? самым престижным из средних учебных заведений была Ольгинская гимназия, возникшая в 1874 году на базе благотворительного училища.
Таким образом, к концу XIX века в Осетии в целом была сформирована система начального женского образования. Большая часть начальных и средних женских учебных заведений, как и по всей России, содержалась при участии православного духовенства.
Выработанная православием система образования и воспитания была хорошо продумана и максимально подчинена* поставленной цели — христианизации населения, подготовке кадров миссионеров среди осетинского народа. Этот вопрос был предметом активного обсуждения и осетинской интеллигенции позапрошлого века, и советскими-исследователями. Однако следует признать, что эта цель была обеспечена средствами, методами, критериями оценки; результатов своей деятельности. Анализ содержательной стороны учебного процесса женских начальных и; средних учебных заведений позволяет предполагать достаточный уровень преподавания.
Представляется, что религиозное воспитание, основанное на христианских заповедях и направленное на формирование высоконравственной личности, достойно уважительно отношения. Сегодня, в условиях возрождения религии в российском обществе, многие исследователи и педагоги сходятся во мнении о необходимости переоценки сложившихся взглядов на религиозное образование и воспитание.
Мощным фактором развития женского образования была общественно-политическая мысль, отстаивавшая европейские идеалы свободы и развития. Самым действенным средством борьбы за прогрессивное развитие народа осетинские просветители считали образование, в том числе и женское. Лучшие представители общественно-политической и педагогической мысли К.Л.Хетагуров, Х.Уруймагов, Г.Дзасохов, А.Гассиев, Г.Баев и другие призывали к расширению женского образования с использованием последних достижений педагогики, убеждали современников в необходимости пересмотреть взгляды на роль женщины в обществе.
Под влиянием российской общественно-политической мысли и российского опыта школьного строительства осетинская интеллигенция повела борьбу за светскую школу, убеждая учителей и народ в преимуществах светского образования как более современного и соответствующего требованиям экономического и общественно-культурного развития буржуазного общества.
Светская интеллигенция остро ставила' вопросы школьного образования и культурного просвещения, не оставляя в них места церкви. Церковно-приходская школа объявлялась не соответствующей требованиям нового времени, а учителя-священники обвинялись в невежестве. Впрочем, была, заметна» и другая тенденция. Осетинские просветители, упрекая светскую интеллигенцию в оторванности от народа, ностальгически вспоминали «самоотверженных тружеников. семинаристов, питомцев Тифлисской духовной семинарии», которые «оставили по себе след. След этот - осетинская церковная служба, след этот - грамотная Осетия» [98].
Появление в конце XIX - начале XX века светских школ системы министерства народного просвещения стало важным событием в истории народного образования Осетии. Первые школы создавались в магометанских селениях, где не было церковно-приходских. Светские школы стали пользоваться большей популярностью. Осетинские сельские общества составляли «приговоры» об их открытии, оказывали им всяческое содействие. Строительство школьных зданий для светских школ продвигалось более быстрыми темпами, так как дирекция народных училищ отпу скала на эти цели больше средств, чем епархиальное ведомство.
В начале XX века осетинское учительство повело борьбу за демократизацию учебно-воспитательного процесса. Были проведены съезды учителей (1905г., 1917г.). Анализ материалов этих съездов позволяет сделать вывод об упрочении позиций светского образования. Среди решений съезда особого внимания заслуживают введение в учебные программы таких предметов как естественная история, основы сельского хозяйства, рукоделие, домоводство, гимнастика, пение, а также разработка концепции развития осетинской школы. В работе съездов активно участвовали и женщины-учителя.
Женская часть, осетинской интеллигенции внесла неоценимый вклад в развитие женского образования. С трудом добиваясь открытия школ, учительницы нередко брали на себя материальные расходы, приобретая на свои средства учебники и учебные пособия, письменные принадлежности для девочек, зачастую работали без оплаты, предоставляли под школу свои дома.
Таким образом, система начального и среднего женского образования в Осетии сложилась из различных типов школ и училищ с различной ведомственной подчиненностью. Большая часть женских школ относилась к ведомствам Владикавказской епархии и дирекции народных училищ Терской области. Свои женские школы и училища имели национальные общества, ремесленная управа (общество мещан г.Владикавказа). Открывались и частные женские школы.
Факторами, способствовавшими появлению и развитию женского образования в Осетии следует считать присоединение Осетии к России и ее интеграцию в культурное российское пространство, деятельность православных миссий по созданию системы образования, появление: осетинской церковной интеллигенции, развитие общественно-политической мысли, общий культурный подъем в условиях пореформенной модернизации, гендерные особенности осетинского традиционного общества, а также стремление к образованию, ставшему для осетин духовной ценностью.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алагова, Лариса Черменовна, 2004 год
1. Абаев В.И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. Влад.: Ир, 1990.
2. Айларова СЛ. Обновляющийся Северный Кавказ: Общественно-политическая мысль 60-90 гг. XIX в. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002.-213 с.
3. Аксо Колиев /Сост. Л.А.Чибиров. Владикавказ: Алания, 1999. -128 с.
4. Алагова Л. Ч. Православие и женское образование в Осетии //Религии в современном обществе: Материалы научной конференции. Влад. изд-во СОГУ, 2003. 76 с.
5. Алагова Л. Ч. Женское образование в осетинском обществе: тендерный аспект //V Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. М. 2003. 379 с.
6. Алагова Л. Ч. Женские церковно-приходские школы в Осетии (вторая пол. ХЕХ начало XX века) //Северная Осетия: история и современность. Сборник научных трудов. Вып. 5. Влад: изд-во СОГУ, 2004. — 340 с.
7. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К.Каргиев, С.Р.Чеджемов Владикавказ: Ир, 1993. -416с.
8. Ардасенов ХЛ. Очерки развития осетинской литературы. Ордж.: Севосиздат, 1959. -282 с.
9. Астраханские епархиальные ведомости, 1886. №2.
10. Баев Г. Кадгаронская учебно-ткацкая и рукодельная мастерская /ЛВ, 1904. №225.
11. Баев Г. Письма Осетина //Казбек, 1905. №2163.
12. Баев Г. Владикавказская осетинская женская трехклассная школа имени ее императорского высочества Великой княгини Ольги Федоровны //Т.В. 1908. №59-61.13: Баев Г, Отрадное движение //Т.В. 1896. №44.
13. Беляев И. Русские миссии на окраинах. Спб, 1900.15: Берозов Б.П. Из истории народного образования в Осетии (6090 гг. Х1Хв.) // Некоторые вопросы истории и практики воспитания. Вып. III. Ордж.: изд-во СОГУ, 1975.
14. Берозов Б.П. Подвижник. Просветитель. Педагог. Поэт //Социалистическая Осетия, 1990. №213.
15. Бирагова Ф.Б, Церковная интеллигенция в Осетии во второй половине XIX нач. XX в. Автореферат кандидатской диссертации. Владикавказ: изд-во СОГУ, 20031
16. БлейхН.О., Хатаев Е.Е. Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Г.И. Дзасохова.
17. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения (40-е годы XVIII -30-е годы XIX века). Ордж.: Ир, 1970. 380с.
18. Блиев М.М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX века. Владикавказ: Ир, 2000. 351с.
19. Бутков П.Г. Материалы по новой истории Кавказа с 1722 по 1803 годы. Спб., 1869. 4.II.24; ВЕВ. 1896. №4.25. ВЕВ: 1905. №1.26. ВЕВ. 1906. №1.27. ВЕВ. 1907. №13.28. ВЕВ; 1910. №20.29. ВЕВ. 1915. №4j
20. Габоева Л,Р. Из истории женского образования в Осетии //Эхо Кавказа, 1994. №2(5).
21. Ерофеева Н. В классе мальчики и девочки. Как их учить? //Народное образование. 2001. №2.
22. ГассиевАЛ. Школьное даю среди горцев //Антология. С.31 -33.
23. Гассиев А.А. Школа женская — больное место здешнего общества //Там же. С.34,35.
24. Гатагова Л. С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX веке. М.: «АИРО-ХХ», 1994. 143 с.35: Гатуев А. Христианство в Осетии. Владикавказ, 1901.
25. Гатуев Л*. Осетинский женский приют //Терек, 1913. №4698.
26. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.-Пятигорск, 1992 192с.
27. Город Моздок: Исторический очерк. Владикавказ: РИПП им.Гассиева. 1995. -279с.
28. Гобеев А. Владикавказское осетинское духовное училище //Ученые записки СОГПИ им.К.Л.Хетагурова. Ордж., 1940.
29. Гуманитарий: Альманах о человеке, гуманитарной науке и образовании. Научный ежегодник. Саранск, 2001. №2.
30. Дзасохов Г.И. Статьи и очерки. Ордж.: Ир, 1970.
31. Дзатцеева Н.А. Время возвращает имена. Харлампий Цомаев — просветитель, деятель культуры //Вопросы осетинской литературы и фольклора. Владикавказ, 1993.
32. Женщины России в XX столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы. Иваново, 1993-136с.
33. Знаменский 77. Учебное руководство по истории русской церкви. Изд. П. Спб, 1904:45: История Владикавказа (1781-1990 гг.) Сборник документов и материалов. Владикавказ, 1991: — 1013с.
34. История грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е января 1895 г. М. 1853;
35. История Северо-Осетинской АССР. М.: изд-во АН СССР, 1959. С. 182.48. Кавказ. 1846. №3.
36. Кавказский календарь, 1890. отд. II.
37. Кайтукова З.М., Хатаев Е.Е. Аксо Колиев и проблемы женского образования в Осетии во 2 пол. XIX — начале ХХвв. Владикавказ: изд-во СОГУ, 2001 — 129с.
38. Канукова З.В. Этнография осетинского пореформенного села. Владикавказ: изд-во СОГУ, 1992. — 115с.
39. Канукова З.В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. Владикавказ, 2002. 316с.
40. Карги ев Э.К. Женское образование в Северной Осетии //Социалистическая Осетия, 1990. №242:5 8. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М. 1886. Т.1. 340с.
41. Котряхов Н.В. Ручной труд в образовательных учреждениях России //Педагогика. Научно-теоретический журнал. М.: Педагогика, 2003. №10. С.73-80.
42. Косвен М. О. Семейная община и патрономия. М.: изд-во АН СССР. 1963. -219с.
43. Кудзоев Б. Священник Цопанов Николай из Верхнего ущелья //Ираф, 1999, 19 апреля.
44. Лавров Д.Я. Заметки об Осетии и осетинах //ТВ, 1874. №28.
45. Ларина В.И. Очерк истории городов Северной Осетии, Ордж.: Северо-Осетинское книжное издательство, 1960. — 217 с.
46. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVIII-XIX вв.) Ордж.: Ир, 1974. 367 с.
47. Магометова В.Дз. к истории женского образования в Северной Осетии // вопросы истории и полиэкономии. Ордж. 1974.
48. Марков Е. Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории. Изд. 3-е. Спб.-М., Вольф. 1913. 591 с.
49. Маленкова Л. В одном классе два разных мира//Народное образование 2001. №2. С. 154-158.
50. Материалы по истории Осетии. Т.У. Дзауджикау: Госиздат. Северо-Осет. АССР, 1950. 360с.
51. Материалы по истории осетинского народа. Ордж: Госиздат, 1942.-362с.
52. МиллерКФ, Осетинские эпода Ч. Ш. Владикавказ, 1992. -714с.
53. Мисиков М.А. Материалы для антропологии осетин. Одесса: Изд-во императорского Новороссийского университета. 1916. 208 с.
54. Народное образование в Северной Осетии. Ордж. 1957.
55. Народное образование. Спб. 2002. № 1.
56. Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1888г. Тифлис, 1910.
57. Ольдерогге Д.А. Иерархия родовых структур и типы болынесемейных домашних общин //Социальная организация народов Азии и Африки. М.: Наука, 1975.
58. Осетия в русской литературе. Орджоникидзе: книгоиздат, 1963. -160 с.
59. Осетия и осетины. Владикавказ: Ир, 1994;
60. Осоков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917) М: Просвещение, 1982.-208 с.
61. От века к веку: страницы истории образования и воспитания в Северной Осетии/Под ред. А.В.Черджиева, А.Ю.Белогурова. М.: Арт-Бизнес-Ценгр, 20011 336 с.
62. Отчет общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1888 г. Тифлис, 1889.81; Отчет общества восстановления православного христианства наКавказеза 1912-1913 гг. Тифлис, 1914.
63. Отчет правления общества распространения образования итехнических сведений среди горцев Терской области. Владикавказ, 1886, 1889.
64. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897г. Под ред. Н.А.Тройницкого, Терская область. ЬХУП1. Т.68. Спб.: Центр, стат. Комитет, 1905.
65. Первое двадцатипятилетие в истории просвещения города Владикавказа (1836-1861). Приложение к циркуляру по Управлению Кавказским Учебным округом за 1900г. №1. Тифлис, 1900.
66. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Научно-популярный сборник/Сост. Чибиров Л.А. Цхинвал: Ирыстон, 1991. Т. 5. -410с.
67. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. М., 1991.
68. Очерки русской культуры XIX века. Т. 1. М.: Наука, 1998.516с.
69. Петрищев А. Церковь и школа. Спб. 1906. 96 с.
70. Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский (1821-1890). Киев: Б.Н. 1902. 79 с.
71. Потто В.А. Два века терского казачества. Очерк. (1577-1801). Т. II. Владикавказ: Б.Н. 1912.
72. Россия и Кавказ: Проблемы историко-культурного единства. Грозный, 1990. -144 с.
73. Русско-Осетинские отношения в XVIII веке. Сборник документов: в 2 томах. /Сост. проф. ММ.Блиев. Т.1. Ордж.: Ир, 1894. 470с. Т.2. Ордж.: Ир, 1984. -456с.
74. Русское православие. Веки истории. М: Политиздат, 1989. —720с.
75. Санкт-Петербургские Высшие женские (бестужевские) курсы (1878-1918). Сборник статей. Л: Изд-во ЛГУ, 1965. -288с.
76. Сборник документов по истории народного образования в1. Осетии. Ордж. 1962.
77. Северная Осетия: история и современность. Сборник научных трудов. Вып. 5. Владикавказ: 2004. 340с.
78. Северный Кавказ. 1883. №23.
79. Северный Кавказ. 1901. №69.
80. Семенов Л.П. Из истории города Дзауджикау, Дзауджикау: ГИЗ, 1947. -23 с.
81. Сланов И.А. Ардонская духовная семинария. Владикавказ: Проект-Пресс, 1999. 174 с.
82. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1983. 262 с.
83. Среда и культура в условиях общественных трансформаций. М. 1996.
84. Статистический справочник Северо-Осетинской автономной области. Владикавказ, 1927.
85. Статьи неофициальной части «Терских ведомостей». Владикавказ, 1874.105. Терская жизнь. 1914. №94.
86. Терские ведомости. 1874. №28.107. ТВ. 1887. №132.108. ТВ. 1898. №79.109. ТВ. 1899. №120.110. ТВ. 1904. №225.111. ТВ. 1911. №71.112. ТВ. 1911. №75.113. ТВ. 1911. №201.
87. Тогошвили Г.Д., Цховребов И.Н. История Осетии в документах и материалах /с древнейших времен до конца XVIII века. Т. 1. Цхинвали, 1962.
88. Толстой B.C. Сказание о Северной Осетии. Владикавказ: Иристон, 1997.
89. Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе: книгоиздат, 1957. 364 с.
90. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. Орджоникидзе: Ир, 1968. — 288 с.
91. Тотоев М.С. История русско-осетинских культурных связей. Орджоникидзе, 1977. 74 с.
92. Традиции и обычаи народов России. Вторая российская конференциях международным участием. Т. II. Спб; АКМЕ, 2000. — 199 с.
93. Уварова П.С. Кавказ. Путевые заметки. М. 1904. Т. 1. 326с.
94. Уруймагов X Женские школы в Осетии //Казбек, 1903. №1695.
95. Уруймагов X Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии// Казбек, 1900. №875.
96. Ушаков A.B. Демократическая интеллигенция периода буржуазно-демократических революций в России. М. 1985.
97. Хадикова A.A. Традиционный этикет осетин. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. 204 с.
98. Хатаев КЕ. Просветители горских народов (XIX в.) Орджоникидзе. 1985. 86 с. Орджоникидзе. 1985. - 86 с.
99. Хатаева Р*А. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х.А.Уруймагова (1864-1919). Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. -152 с.
100. Хетагуров K.JI. Собр.соч. в 3-х томах. Т. 3. М.: Художественная литература, 1974. 396 с.
101. Хицунов П. О духовной осетинской школе в Моздоке //Кавказ, 1S46, №13.
102. Цаголов Г. Культурное движение среди осетин //Северный Кавказ. Ставрополь, 1900. №11.
103. ЦГАРСО-А. ф.11. оп.62. Д.308.
104. ЦГАРСО-А. ф.12. оп.1. Д.459.
105. ЦГА РСО-А. ф.12. оп.1. Д.464.
106. ЦГАРСО-А. ф.12. оп.2. Д. 130.
107. ЦГАРСО-А. ф.12. оп.5. Д.118.
108. ЦГАРСО-А. ф.12. оп.7. Д.247.
109. ЦГАРСО-А. ф. 123. оп.1. Д.229.
110. ЦГА РСО-А. ф.123. оп.1. Д.452.
111. ЦГАРСО-А. ф.123. оп.1. Д. 1054.
112. ЦГАРСО-А. ф.123. оп.1. Д. 1227.
113. ЦГАРСО-А. ф.123. оп.2. Д.194.
114. ЦГАРСО-А. ф.123. оп.2. Д.982.
115. ЦГАРСО-А. ф.127. оп.2. Д.2.
116. ЦГАРСО-А. ф.143. оп.2. Д.4.
117. ЦГА РСО-А. ф.143. оп.2. Д.27.
118. ЦГА РСО-А. ф.143. оп.2. Д. 130.
119. ЦГА РСО-А. ф.147. оп.1. Д. 14.
120. ЦГАРСО-А. ф.147. оп.1. Д.17.
121. ЦГАРСО-А. ф.147. оп.1. Д.23.
122. ЦГАРСО-А. ф.147. оп.1. Д.23
123. ЦГАРСО-А. ф.147. оп.1. Д.26.
124. ЦГА РСО-А. ф.147. оп.1. Д.30:
125. ЦГА РСО-А. ф.147. оп.1. Д.46.
126. ЦГА РСО-А. ф.147. оп.1. Д.57:
127. ЦГА РСО-А. ф.147. оп.1. Д.124.
128. ЦГАРСО-А. ф.147. оп.2. Д.25.
129. ЦГАРСО-А. ф.150. оп.1. Д.2.
130. ЦГА РСО-А. ф.150. оп.1. Д.З.
131. ЦГАРСО-А. ф.224. оп.2: Д.131.
132. ЦГА РСО-А. ф.269. оп.1. Д.З.
133. ЦГА РСО-А. ф.781. оп.1. Д43.
134. ЦГАРСО-А. ф.781. оп.1. Д.45.
135. Чеджемов С.Р. Педагогическая мысль Северной Осетииконца XIX нач. ХХв. Владикавказ, 1992.
136. Чеджемов С.Р. Интеллигенция и просвещение в Северной Осетии в конце XIX нач. XX вв. Автореферат кандидатской диссертации. Владикавказ: 1992.
137. Черджиев X.С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Ордж.: Севоскнигоиздат, 1958.
138. Цивилизации и культуры. Вып III. Россия и Восток. Геополитика и цивилизационные отношения. М. 1996. 316 с.
139. Шитова Т. Совместное обучение привело к нивелировке послов//Народное образование, 2002. №1. С.147-154.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.