Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Рупакова, Лидия Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат философских наук Рупакова, Лидия Николаевна
Введение.
1 глава. Русская музыкальная культура: специфика философско-антропологическаго анализа.
§1. Музыкальная культура в структуре культуры.
§2. Особенности и исторические традиции русской музыкальной культуры в контексте философской антропологии
§3.Антиномии национальной и массовой культуры как проявление противоречий культуры и цивилизации.
2 глава. Русская музыкальная культура: возрождение или унификация?.
§1. Современные противоречия музыкальной культуры
§2. Преемственность культурных традиций в системе музыкального образования и воспитания.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков2004 год, кандидат философских наук Ноздрина, Ангелина Петровна
Феномен человека в отечественной музыкальной культуре2008 год, доктор философских наук Самсонова, Татьяна Петровна
Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века2004 год, доктор педагогических наук Юдин, Алексей Петрович
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры2010 год, кандидат философских наук Шарипова, Альфия Рафисовна
Взаимодействие музыкальных культур: принципы, механизмы, результаты2011 год, доктор культурологии Каяк, Аннета Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ»
Актуальность темы исследования:
Сегодняшняя ситуация в отечественной культуре не может не вызывать глубокой озабоченности у любого человека, ощущающего свою принадлежность к русской культуре, воспитанного на ее традициях. Суть этой ситуации может быть обозначена как кризис национальной культуры, национального самосознания на фоне взрывного роста феноменов антикультуры, которые представляют собой характерные составляющие современной цивилизации. Проблемы и противоречия человеческого бытия (индивида и общества в целом) ярко и зримо проявляются в сфере музыкальной культуры. Ведь музыкальная культура по своей сущности традиционно связана с чувственно-эмоциональным человеческим началом, и все духовные проблемы человека оказываются выраженными в музыкальной культуре наиболее видимым, конкретно-чувственным образом.
Философско-антропологический анализ русской музыкальной культуры позволяет выявить духовные основы человеческого бытия, специфику русской национальной культуры, процессы гибельного воздействия цивилизации на культуру. А это в свою очередь может дать пищу для раздумий о судьбе русской культуры на рубеже тысячелетий, и несмотря на сегодняшний кризис - может помочь найти пути выхода из него, найти возможности сохранения национальной идентичности, благодаря не просто сохранению (т.е. как бы некоей консервации), но и развитию, возрождению собственной национальной культуры.
Между тем, несмотря на множество научных, критических, публицистических и прочих работ, посвященных судьбе русской культуры и анализу сегодняшней культурно-исторической ситуации, обращает на себя внимание следующее: собственно философских работ о русской музыкальной культуре, анализирующих различные аспекты ее истории и современного состояния - оказывается совсем немного. В основном, существуют либо специальные музыковедческие исследования о русской музыке, либо исследования о русской культуре в целом, общекультурологического плана.
Определенного же системного, философско-антропологического исследования русской музыкальной культуры покуда не существует, что обуславливает актуальность и перспективность разностороннего изучения данной темы: с одной стороны - как обобщения и систематизации музыковедческих и культурологических работ, с другой - как применение к данному материалу существующих философских парадигм, в частности - при анализе проблем взаимодействия (взаимоотношения) культуры и цивилизации.
Изучаемые в диссертации проблемы актуальны не только в философском, музыковедческом, либо общекультурном плане. Современный переломный период исторического пути России требует от нас осознания собственных национальных корней, защиты собственной культуры от антикультурных феноменов. Это требует конкретной работы, в том числе и в области музыкального воспитания и образования. Разработка данной темы дает для этой области немало полезного материала.
Рассматриваемая в данной работе проблематика имеет множество малоисследованных аспектов и, разумеется, требует дальнейшего исследования на стыке музыковедения, культурологии и философской антропологии.
Степень разработанности проблемы:
В работах отечественных и зарубежных авторов музыкальная культура, как правило, исследуется на стыке социологических и музыковедческих наук. При этом в зависимости от специализации и интересов исследователей, подход к музыкальной культуре, изучение ее составных частей и отличительных признаков существенным образом различаются. Можно выделить четыре направления исследования музыкальной культуры, которые сложились на сегодняшний день:
1) "Музыковедческое направление" - этот подход сложился в среде музыковедов, рассматривающих помимо чисто музыкальных вопросов те социальные проблемы истории и теории музыки, которые являются своеобразным дополнением традиционной области музыкознания. В этом отношении характерны работы Б.В. Асафьева, В.М. Беляева, М.В. Бражникова, В.Л. Васиной-Гроссман, Б.Л. Вольмана, С.Л. Гинсбурга, Б.В. Доброхотова, М.С. Друскина, O.E. Левашевой, В.Металлова, В.И. Музалевского, Ю.Д. Холопова И др.
2) "Эмпирическое" или "чисто-социологическое" направление -это направление исследует характер распространения и потребления музыки в обществе и отношение к ней различных общественных слоев, при этом - теми же самыми социологическими методами, которыми исследуются, скажем, потребительский рынок. Можно отметить в этом направлении работы, все-таки выходящие за рамки только эмпирического, отмечающие и фиксирующие специфику музыкальной культуры, в частности работы А.Н. Сохора, Р.И. Грубера, B.C. Цуккермана, М. Юдкина и др.
3) "Историко-культурологическое" направление - может быть охарактеризовано подходом к музыкальной культуре как составной части культуры в целом, исследующее взаимодействие музыки с другими видами искусств и общественной жизнью в целом. Для этого направления характерны работы В.Днепрова, Э.А. Орлова, Т.В. Чередниченко, И.Л. Набока и др.
4) "Философско-эстетическое и методологическое" направление представлено не столь широко. Среди философских работ о музыкальной культуре, музыке вообще, онтологии и сущности музыки нужно особо выделить труды патриарха отечественной философии А.Ф. Лосева, который еще в начале нашего столетия осуществил фундаментальные исследования музыки в логико-онтологическом аспекте.
В последние годы появились работы М.С. Кагана, A.C. Клюева, М.С. Уварова, в которых дается философский анализ музыкальной культуры. В исследованиях М.С. Кагана рассматривается место музыки в развитии мировой художественной культуры, связи и отношение музыки с другими видами искусств и человеческой жизнедеятельностью в целом. A.C. Клюев разрабатывает онтологию музыки как целостного системно-эволюционирующего явления в общем процессе эволюционного развертывания мира. М.С. Уваров исследует интересную проблему диалогического взаимодействия музыки и философии, которое представляется как диалектический процесс синтеза противоположностей.
Значительное количество работ, в том числе философских, посвящено исследованиям отечественной духовной культуры, в которых прямо или косвенно идет речь и о музыкальной культуре. В них исследованы важнейшие составляющие, на которых базируется русская культура, сформулированы теоретические основы таких исследований, выявлены специфика и различные аспекты духовной культуры. В числе этих работ труды отечественных философов H.A. Бердяева, И.А. Ильина, В.Н. Ильина,
Jl.П. Карсавина, B.C. Соловьева, С.Н. Трубецкого, Н.С.Трубецкого, C.J1. Франка и многих других.
Следует особо выделить работы по философии культуры, которые представляют собой базис для исследования музыкальной культуры. Это, прежде всего, труды С.С. Аверинцева, М.М.Бахтина, И.А. Ильина, М.С. Кагана, A.A. Королькова, А.Ф. Лосева, а среди зарубежных исследователей - Т. Адорно, М. Вебера, X. Ортеги-и-Гассета и др.
Теоретический базис диссертации составили также философско-антропологические исследования Фихте, Шеллинга, О.Шпенглера, X.Ортеги-и-Гассета, М. Бубера, М. Шелера, Н. Бердяева и др.
Вместе с тем, в качестве темы отдельного исследования русская музыкальная культура в философско-антропологическом аспекте еще не рассматривалась, не стала предметом специального философского исследования. Эта диссертация представляет собой попытку начать работу именно над этой проблемой.
Цель и задачи исследования:
Основная цель работы - рассмотрение конфликта традиционной русской музыкальной культуры с современной массовой культурой, философско-антропологический анализ различных аспектов этого феномена, а также попытка выявить основания русской музыкальной культуры, принципы музыкального воспитания и образования, которые могут быть использованы в современной педагогической практике для нейтрализации разрушающего влияния массовой культуры.
В соответствии с этой основной целью решаются следующие задачи:
1. Предпринимается попытка исследовать с позиций философской антропологии исторические сдвиги в духовном развитии личности. Анализируется феномен музыкальной культуры и его связь с национальной духовной культурой в целом. Исследуются различные дефиниции музыкальной культуры, выделяется базовое определение музыкальной культуры.
2. Выявляются основные составляющие и особенности русской музыкальной культуры.
3. Рассматривается взаимоотношение категорий «культуры» и «цивилизации».
4. Выделяются характерные черты массовой и национальной культуры
5. Исследуются современные противоречия музыкальной культуры и их проявление в развитии человека.
6. Раскрываются некоторые философские аспекты музыкального воспитания и образования в традициях национальной музыкальной культуры.
Методологическая основа исследования:
В качестве основных принципов и методов данного исследования использовались цивилизационный подход к человеческой истории и культуре (точнее сказать, теория локальных культур), а также системно-исторический подход к анализу культурных феноменов.
Ценной методологической основой для исследования сущности музыки и музыкальной культуры остаются работы Платона, Г.Гегеля, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.
При рассмотрении различных аспектов взаимоотношения культуры и цивилизации были использованы научные положения и методологические принципы, почерпнутые из работ Н.Я. Данилевского, Л.Н. Гумилева, О. Шпенглера, А. Тойнби.
Помимо этого использовались различные теоретические положения, содержащиеся в работах философов, социологов, культурологов, педагогов и музыковедов.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. В диссертации обосновано философско-антропологическое понимание музыкальной культуры как проявления не только внутреннего духовного мира отдельного человека, но народа в целом как «симфонической личности» (термин Л.П.Карсавина, Н.С.Трубецкого). Среди многочисленных определений музыкальной культуры автор выделяет в качестве ключевого понятие национальной музыкальной культуры. В отличие от различных псевдомузыкальных феноменов подлинная музыка связана с глубинной музыкальной традицией народа.
2. Выявляются особенности русской музыкальной культуры и ее связь с национальной духовной культурой в целом. Отмечается, что основой русской народной музыки является специфическая вокальная народно-хоровая музыка. Подчеркивается, что в русской музыкальной культуре народная, церковная и светская музыка не были обособлены, а влияли и обогащали друг Друга.
3. Рассматриваются отношения национальной и массовой культуры как проявление фундаментального противостояния культуры и цивилизации. Выделяются противоположные качественные характеристики национальной и массовой культуры. Массовая культура ориентирована только на развлекательность, пассивность потребителя массовой культуры уничтожает в нем творческое начало, минимизирует духовные запросы личности. Национальная музыкальная традиция включает в себя не только традиции музыкального творчества, но и традиции восприятия музыки, что предполагает воспитание музыкального вкуса как важнейшего компонента становления человека в культуре.
4. Исследуются противоречия музыкальной культуры, обусловленные влиянием современной цивилизации. В числе таких противоречий отмечаются противоречия между культурой и техникой, между традициями и новациями, между национальным и общечеловеческим в культуре. К числу таких противоречий относится разорванность культуры на элитарную и массовую, а также противоборство между "реалистическим и "чистым" искусством. Доказывается необходимость нового, плодотворного синтеза различных составляющих данных противоречий.
5. Рассматриваются философско-антропологические аспекты традиций русского музыкального воспитания и образования и возможность их применения в сегодняшних условиях. Обоснована методология музыкального воспитания и образования, необходимых изменений для преодоления существующего кризиса национальной музыкальной культуры, в том числе использован опыт собственной работы автора на музыкально-педагогическом факультете Бийского государственного педагогического института.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основанием музыкальной культуры является национальная музыкальная культура как проявление духовного мира народа в целом.
2. Музыкальные феномены подразделяются на музыку подлинную и псевдомузыку в зависимости от их связи с национальной музыкальной культурой.
3. В основе антиномий национальной и массовой культуры лежит конфликт между феноменами культуры и цивилизации.
4. Целью музыкального воспитания должно стать приобщение к национальной музыкальной культуре.
Теоретическая и практическая значимостьработы:
Идеи, материалы и результаты диссертации могут быть и использованы для дальнейшего теоретического поиска в сфере духовной культуры вообще и музыкальной культуры в частности.
Исследование русской музыкальной культуры в контексте ее взаимодействия с современной цивилизацией способствует осознанию собственных национальных духовных основ, которые необходимо сохранить в сегодняшних быстро из меняющихся исторических условиях.
Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах по философской антропологии и философии культуры, при подготовке к занятиям и в проведении уроков в различных учебных заведениях, в том числе и общеобразовательных школах.
Апробация работы:
Основные выводы и положения диссертации нашли отражение в следующих работах автора:
1. Музыка в системе образования: мировоззренческая трактовка музыкальных феноменов (студенту 030, изучающему дисциплины социокультурного цикла)// Реализация государственного стандарта высшего профессионального образования в заочном обучении педвузов России: Материалы семинара-совещания 8-9 февраля 1996 г. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. - С. 74-77.
2. Беспочвенность - это погибель культуры// Русская культура и образование: Материалы и разработки по философии и педагогике культуры. - СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 1997. - Вып. VII. -С. 25-26. (в соавторстве с A.A. Корольковым).
3. Музыка в культуре XX века// История мировых цивилизаций. Проблемы исследования и изложения: Материалы всероссийской межвузовской конференции (г. Бийск, 26-28 мая 1997 г.). - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. - С. 92-94.
4. О роли музыки в передаче и сохранении культурной традиции// Культура на защите детства: Тезисы докладов и сообщений V
Международной конференции «Ребенок в современном мире: права ребенка». (Санкт-Петербург, 27-29 мая 1998 г.). - СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - С. 234-236.
5. О духовном содержании музыки// Личность и музыка: Материалы научно-практической конференции (Минск, 1-3 октября 1998 г.). - Минск, 1998. - С. 81-84.
Структура работы:
В соответствии с содержанием и логикой материала текст диссертации подразделяется помимо введения и заключения на две главы. В первой главе, состоящей из 3 параграфов, рассматривается место музыкальной культуры в системе культуры, особенности и исторические традиции русской музыкальной культуры в контексте философской антропологии, а также фундаментальное противоречие культуры и цивилизации в аспекте взаимоотношения национальной и массовой культуры. Во второй главе, содержащей 2 параграфа, исследуются противоречия современной музыкальной культуры, а затем ведется поиск путей выхода из кризиса сегодняшней отечественной музыкальной культуры через определенные изменения в системе музыкального воспитания и образования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Традиции и новации в русской духовной музыкальной культуре2010 год, кандидат культурологии Цыплакова, Светлана Михайловна
Русская музыка Золотого и Серебряного веков как социально-философский феномен2012 год, кандидат наук Чупахина, Татьяна Ивановна
Баянно-аккордеонная культура Внутренней Монголии Китая: философско-культурологическая интерпретация2024 год, кандидат наук И Лань
Религиозный смысл творчества в истории художественной культуры России: проблема преемственности творческого опыта2007 год, доктор философских наук Жукова, Ольга Анатольевна
Анализ творческого наследия композитора в контексте теории социально-исторической обусловленности развития искусства: На примере произведений А.В. Анохина2004 год, кандидат философских наук Виницкая, Наталья Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рупакова, Лидия Николаевна, 2000 год
1.Адорно Т.В. Введение в социологию музыки: 12 теоретических лекций. - М., 1973. - Вып.1. - 144 с.
2. Александров H.H. Концепция системогенезиса общества: цивилизация и культура сквозь прйзму искусства: Автореф. дис. канд. философ, наук. Нижний Новгород, 1995. - 25 с.
3. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. 255 с.
4. Ансерме Э. Беседы о музыке. JI.: Музыка, 1985. - 104 с.
5. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: Советский композитор, 1986. - 223 с.
6. Апраксина О.В. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. M.-JI., 1948. - 235 с.
7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. JI.: Музыка, 1973. - 144 с.
8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
9. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л., Музыка, 1987. - 248 с.Ю.Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. Л.:Музыка, 1971. 344 с.П.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. -504 с.
10. Белоненко Л.С. В долгу перед ' наследием // Советская музыка. 1987. - № 8. - С. 53-57.
11. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. - 174 с.
12. Буева Л.И. Культура и образование. Проблемы взаимодействия // Вопросы философии. 1997. - № 2. - С. 13-14.
13. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. М.: Рос.полит, энциклопедия, 1998. - 325 с.
14. Высоцкий Ю.Д. О школьном музее народных музыкальных инструментов// Воспитание музыкой. М., 1991. - С. 125-147.
15. Гегель Г. Сочинения. Т. 12: Лекции по эстетике. Кн. 1. М.: Соцэгиз, 1938. - 468 с.
16. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Исследование. Л.: Музыка, 1986. - 223 с.
17. Гершкович З.И. Массовая культура и фальсификация мирового художественного наследия. М.: Знание, 1986. - 64 с.
18. Гессе Г. Игра в бисер. Новосибирск, 1991. - 464 с.
19. Голубева Т.Л. Музыка и молодежь// Некоторые актуальные проблемы музыкальной культуры и эстетического воспитания. М., 1988. - С. 124-139.
20. Горюнова Л.В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младших школьников: Автореф. дис. док. пед. наук. М., НИИ дошкольного воспитания АН СССР, 1991. - 34 с.
21. Грубер Р. Всеобщая история музыки. М., 1965. - 484 с.
22. Грубер Р. История музыкальной культуры. М., 1953. - Т. 2. Ч. 1. - 414 с.
23. Груздева В.В. Основы теории и истории культуры. Нижний Новгород: Из-во Нижегородского университета, 1999. - 195 с.
24. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. -574 с.
25. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
26. Днепров В. О музыкальных эмоциях. Эстетические размышления// Кризис буржуазной культуры и музыки. М., 1972. - Вып. 1. - С. 98-136.
27. Ермакова Г.А. Музыка в системе культуры // Искусство в системе культуры; под ред. М.С. Кагана. Л., 1987. - С. 148-156.
28. О.Закс JI .М. Музыка в контексте духовной культуры// Критика и музыкознание. Л., 1987. - Вып. 3. - С. 42-65.31 .Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991-4.1. -231 с.
29. Из истории музыкального воспитания/ Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.
30. История русской музыки/ под ред. Кандинского. М.: Музыка, 1972. -Т.1.- 585 с.
31. История русской музыки/ под ред. Келдыша. М.: Музыка, 1954. - Т. 1. - 383 с.
32. История русской музыки/ под ред. Туманиной. М., 1957. -Т. 1. - 345 с.3 6.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М,: Просвещение, 1989. - 187 с.
33. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: 1-3 кл. М.: Просвещение, 1985. - 1 12 с.
34. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996. - 232 с.
35. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
36. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. -415 с.
37. Каган М.С. Искусство как феномен культуры// Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. - С. 6-22.42 .Кара-Мурза A.A. "Новое варварство" как проблема российской цивилизации. М., 1998. - 21 1 с.
38. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея// Русская идея: Сборник/ Сост. М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. - С. 3 13-323.
39. Кастальский А. Особенности народно-русской музыкальной системы. М., 1961. - 91 с.
40. Келле В. Ж. О методологии исследования национальной природы музыки // Музыка народов СССР (50-70 гг.). М., 1984.
41. Кириллов Н.П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики. Томск, 1995. - Кн. 2. - 228 с.
42. Клюев A.C. Музыка и жизнь. О месте музыкального искусства в развивающемся мире. СПб., 1997. - 159 с.
43. Клюев A.C. Онтология музыки. Автореф. дис. док. философ, наук. СПб., 1999. - 41 с.
44. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. - 239 с.
45. Корольков A.A. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998. - 575 с.
46. Культура и цивилизация/ под ред. И.С. Савкина. Саранск, 1989. - 120 с.
47. Культурология. XX век: Дайджест. Диалог культур и духовное развитие человека/ РАН Институт научной информации по общественным наукам. М.,1998. - Вып. IV (8). - 230 с.
48. Лазарева Н. Проблема индивидуального в композиторском творчестве// Философия. Эстетика. Культурология. М., 1995. - С. 89
49. Ланглебен М.М. О некоторых музыкальных системах и нотациях древности // Ранние формы искусства. Сб. ст. под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1972. - С. 429-445.
50. Левашев Е. Духовная музыка Отечества от Глинки до Рахманинова// Советская музыка. 1992. - № 2. - С. 2-13.С. 5-39.105.56.ЛиневаВеликорусские песнивнароднойгармонизации. СПб., 1904. - 214 с.
51. Линкин А.И. Духовный кризис и национальное возрождение. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - 56 с.
52. Лихачев Г.Д. Философский анализ взаимодействия эстетического сознания и художественной культуры. Автореф. дис. док. философ, наук. Томск, 1996. - 35 с.
53. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики// Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - С. 195-369.
54. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки// Философия. Мифология. Культура. М.: Политическая литература, 1991. - С. 3 1 5-336.
55. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. -559 с.
56. Лукьянов В.О. Критика основных направлений современной буржуазной философии музыки. Л., 1978. - 73 с.
57. Мазель Л. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1991. - 80 с.
58. Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 160 с.68 .Музыкальные культуры народов. Традиции исовременность. VII Международный музыкальный конгресс. М.: Советский композитор, 1973. - 374 с.
59. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы VI конгресса международного общества по музыкальному воспитанию. М.: Советский композитор, 1973. - 416 с.
60. Музыкальное воспитание в школе/ Сост. О.А. Апраксина. М.: Музыка, 1982. - Вып. 15. - 158 с.71 .Музыкальное искусство и наука: Сб. ст./ под ред. Назайкинского Е. М.: Музыка, 1978. - Вып.З. - 230 с.
61. Музыкальный мир Георгия Свиридова. Сб. ст. М.: Советский композитор, 1990. - 224 с.
62. Набок И.Л. Традиции русской духовности и массовая культура. СПб., 1993. - 107 с.
63. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. 383 с.
64. Ницше Ф. О музыке и слове// Философия в трагическую эпоху. М.: Изд-во «Пор-Рояль», 1994. - С. 81-93.
65. Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. Калининград, 1994. - 87 с.
66. Ольховская Е.В. Специфика духовности культуры русского зарубежья: философско-социологический анализ. Автореф. дис. канд. философ, наук. Томск, 1995. - 15 с.78 .Опыты православной педагогики// Литературная учеба. М., 1993. Кн. 5 и 6. - 315 с.
67. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. М.: Музыка, 1985. - 368 с.
68. Панкевич Г.И. Искусство музыки. М.: Знание, 1987. - 1 10 с.
69. Петров Ю.В. Антропологический образ философии. Томск: Из-во научно-технической литературы, 1987 - 448 с.
70. Попов B.C. Русская песня в детском хоре. М., 1985. -197 с.
71. Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. Т. 2. М.: Музыка, 1964. - 344 с.8 7.Праслова Г.А. Музыкальное образование как фактор развития человека в творческом наследии В.Ф. Одоевского. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2000. - 22 с.
72. Проблемы культурного наследования в философской теории и практике современного Запада: Сб. ст. М.: АН СССР, 1989. -139 с.8 9.Проблемы традиций и новаторства в современной музыке/ под ред. М.Е. Тараканова. М.:Советский композитор, 1982. - 232 с.
73. Пьянзин Э.П. Взаимодействие культур в условиях современной цивилизации. Автореф. дис. канд. философ, наук. -Саранск, 1995. 19 с.
74. Религия в истории и культуре/ под ред. М.Г. Писманик. -Пермь, 1995. 304 с.
75. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: Международный центр Рерихов, 1994. - 148 с.
76. Решетникова Т.К. Российская массовая культура в аспекте этико-философского анализа. Автореф. дис. канд. философ, наук. Саранск, 1997. 14 с.
77. Розин В.М. Музыка как явление культуры и психический феномен.// Культурология. М., 1998. - С. 298-339.
78. Россия-Европа: контакты музыкальных культур/ под ред. Ходорковской Е.С. СПб., 1994. - 295 с.9 6. Русская мысль о музыкальном фольклоре/ под ред. Соколовой О.И. М.: Музыка, 1979. - 366 с.
79. Серов А.Н. Критические статьи, СПб., 1 892. - Т. 1. - 589 с.
80. Серов А.Н. Музыка. Обзор современного состояния музыкального искусства в России и за границей// Избранные статьи. М.: Музыка, 1957. - Т. 2. - С. 161-172.
81. Серов А.Н. Статьи о музыке. М.: Музыка, 1989. - Вып.5. -347 с.
82. Скотникова Т.В. Национальные традиции художественной культуры и творчество А.И. Скрябина // Стиль и традиции в развитии культуры. JI., 1989. - с. 63-75.
83. Соколова И.В. Музыкальное становление как формирование новой парадигмы культуры// Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков: Материалы международ, конференции. СПб., 1997. - С. 101-169.
84. Сохор А.Н. Развитие музыкальной социологии в СССР// Социалистическая музыкальная культура. Традиции. Проблемы. Перспективы. М., 1974. - С. 47-75.ЮЗ.Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975. - 202 с.
85. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры.// Вопросы философии. 1997. - № 1. - С. 155-165.
86. Ташлыкова Н.Ю. Музыкальное искусство как фактор гуманизации общества. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. -21 с.
87. Тельгарова P.A. Теория музыкально-эстетической культуры личности: проблемы и перспективы// Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. Владимир, 1990. - С. 15-34.
88. Терентьева H.A. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. I IV кл. Программа общеобразовательных учебных учреждений. - М., 1994. - 79 с.
89. Толстых В.И. Искусство и мораль. М., 1973. - 440 с.
90. Традиции в истории культуры/ под ред. Карпашина В.А. -М., 1978. 280 с.
91. Трамбицкий В. Гармония русской песни. Исследование. -М.: Советский композитор, 1981. 222 с.
92. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. -351 с.
93. Уваров М.С. Музыка и исповедь// Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова: Материалы международ, конференции. СПб., 1997. - С. 98-104.
94. Философия и музыка. Диалог противоположностей?/ под ред. М.С. Уварова. СПб.-Тирасполь, 1993. - 299 с.11 б.Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. -М.: Знание, 1982. 1 12 с.
95. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1990. - 175 с.
96. Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки// Ранние формы искусства. Сб. ст. под ред Мелетинского Е.М. М., 1972. - С. 221-275.
97. Холопов Ю.И. Изменяющееся и неизмененное в музыкальном искусстве// Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1984. — С. 52 — 104.
98. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. М., 1972. - 208 с. 121.Человек в мире художественной культуры/ под ред. ФохтБабушкина Ю.И. М.: Наука, 1982. - 143 с.
99. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, 1994. Вып. 2. - 217 с.
100. Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства. Музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - М.: Музыка, 1987. - 187 с.
101. Шиповская Л.П. Социально-философские проблемы развития музыкальной культуры. Автореф. дис. канд. философ, наук.- М., 1995. 20 с.
102. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Московский клуб, 1992. - Т. 1. - 395 с.
103. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. - 663 с.
104. Щученко В.А. К вопросу о культурно-созидающей роли национальных традиций// Стиль и традиции в развитии культуры.- Л., 1989. С. 52-62.
105. Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. М., 1994. - 150 с.
106. Hamel P.M. Durch Musik zum Selbst. Wie man Musik neu erleben und erfahren Kann. München, 1981.
107. Sturzbecher U. Werkstattgesprache mit Komponisten. -München, 1973.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.