Российское кино как культурная индустрия в контексте развития цифровых медиа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Ляо Яньни

  • Ляо Яньни
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 191
Ляо Яньни. Российское кино как культурная индустрия в контексте развития цифровых медиа: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». 2023. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ляо Яньни

Введение

Глава 1. Социокультурные феномены современного медиапространства в гуманитарных исследованиях

1.1. «Цифровые медиа» и «новые медиа»: проблема соотношения понятий

1.2. Культурные (креативные) индустрии как форма эстетической деятельности

1.3. Экранные искусства: становление и трансформации

Глава 2. Кино в семиотическом дискурсе

2.1 Мифообразующая функция кино

2.1 Кинопроизведение как знаковый ансамбль

2.2. Символическая динамика изобразительного языка киноискусства

Глава 3. Новые медиа и киноиндустрия

3.1. Российский кинематограф в условиях цифровизации

3.2. Кино России как культурная индустрия: тенденции развития

Заключение

Список документальных источников

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Российское кино как культурная индустрия в контексте развития цифровых медиа»

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена сразу несколькими обстоятельствами.

Первое - кино с момента своего появления стало самым популярным и любимым зрелищем. За ХХ в. оно из технической развлекательной новинки переросло в новый вид искусства, позаимствовав выразительные средства у других искусств (литературы, театра, художественной фотографии), но и выработав черты собственного изобразительного языка. И весь прошлый век прогресс киноискусства зависел от двух составляющих: творческих достижений киногруппы и технических возможностей киноаппаратуры. Новое искусство прирастало звуком, цветом, объемом, трюками, спецэффектами, возможными в процессе появления и развития новых медиа, пока не появились цифровые медиа, которые оставили в прошлом многое из достигнутого киноискусством. С их помощью цвет, звук, объем, спецэффекты можно моделировать, не выходя из комнаты, иногда и живые актеры не нужны, нет необходимости заниматься поиском локации для съемок - любой пейзаж или интерьер можно создать на хромакее. В таких условиях кинохудожнику необходимо искать и применять новые выразительные средства, а кинофильм становится не просто произведением искусства, но еще и достижением современных технологий. Да и этого мало - сегодня любой новый фильм нужно еще вывести на кинорынок, создав событие, сделать прибыльным. А это уже сфера не столько творческая, сколько индустриальная. Сегодня кино совсем другое, оно и снимается, и воспринимается, и оценивается иначе. Все эти технологические сдвиги и творческие трансформации в сфере кино необходимо детально рассмотреть и осмыслить.

Второе - научно-технологическая революция XX в. привела к развитию коммуникационных технологий, естественных изменений в

большинстве сфер социального бытия, с соответствующей трансформацией информационного пространства и его глобализацией. В этом едином информационно-коммуникационном пространстве посредством IT-технологий осуществляется оперативное внедрение социокультурных моделей, ценностных приоритетов, метаморфоз креативной практики в соответствующий продукт с общим доступом. По сути, инновационные средства коммуникации сформировали новую среду обитания человека, в том числе с выходом за рамки виртуального пространства, став составляющей масштабных социокультурных изменений.

Изменение и расширение форм коммуникативных каналов, основанное на развитии информационных технологий, проникая во все сферы жизни общества, оказывает свое воздействие и на культуру, создавая пространство глобальной культуры. Глобализирующаяся до всемирных масштабов культура подвергается внешнему воздействию при синтезе с другими культурами, а также под влиянием новых цифровых технологий обогащается новыми средствами выразительности, все более подчиняясь элементам мультимедийности. Оба эти фактора влияния на культуру нашли свое отражение в расширении цифровых технологий, так что в данный момент уже не просто имеют свою историю, а прошли стадию от изучения «киберпространства» до создания новых гуманитарных наук Digital Humanities и медиафилософии.

Третье - скорость изменений в современной реальности такова, что не позволяет ученым накопить достаточный опыт для установления точных академически принятых определений и терминов гуманитарных предметов. Тем не менее, для проведения некоторых исследований требуется уточнение и систематическое обоснование некоторых взаимосвязанных феноменов и терминов с необходимостью обращения к иным гуманитарным наукам.

Инновационные технологии способствуют созданию единого медиапространства с соответствующим требованием к формату культурных объектов, поэтому возникает необходимость детального анализа новейшего

социокультурного явления «цифровые медиа» и соответствующего термина в контексте культурной парадигмы.

Искусство и культура, являясь важнейшим инструментом формирования картины мира, переплетаясь с социальной и экономической жизнью общества, постепенно преобразовывая постиндустриальную экономику в «экономику услуг» и «экономику впечатлений», породили еще одно новое явление - культурные (креативные) индустрии. Взяв за основу культуру, креативность и инновации, культурные индустрии стали наиболее растущим сектором в экономической системе как отдельных государств, так и мира в целом, становясь ключевым механизмом культурогенеза. Вполне естественно, что проводятся культурологические исследования данного явления. Тем не менее культурные индустрии изучаются в большей степени с точки зрения экономических и социокультурных аспектов, как правило, оставляя на периферии эстетические.

Кинематограф, анимация, телевидение, являясь частью экранных искусств, представлены отдельными видами культурных индустрий, что усилилось при появлении цифровых медиа, понимаемых как технические средства и коммуникативные каналы. Российский кинематограф, имеющий богатую историю и глубокие традиции, вынужден был перестраивать методы работы, адаптируясь под требования, выдвигаемые к культурным и креативным индустриям. Данный процесс оказывал разностороннее влияние на эстетические черты киноискусства.

Влияние цифровых медиа в данное время только усиливается, а техническая эволюция ускорила свои обороты в последние десятилетия и, возможно, скоро цифровые технология могут стать прошлым, так же как когда-то аналоговые, тем самым ограничивая время для длительных академических исследований.

В этой связи полагаем своевременным и актуальным провести исследования влияния цифровых медиа на российское кино как развивающуюся культурную индустрию.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование теоретических основ цифровых медиа было основано на положениях теорий, ставших классическими и изложенных в работах Т. Адорно, В. Беньямина, Р. Дебре, Ю.М. Лотмана. М. Маклюена, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, С. Холла, а также учтено мнение современных российских исследователей этой проблемы И.В. Жилавской, Л.М. Земляновой, А.Н. Кабацкова, Н.Б. Кирилловой, Е.Н. Кузнецовой, Д.А. Шампурина.

Обоснование эстетических аспектов культурных (креативных) индустрий строится на научных работах по теории культурных индустрий и их влиянии на различные сферы жизнедеятельности А. Лефевра, К. Маркса, Б. Мьежа, Дж. Пайна, Р. Флориды, Д. Хезмондаша, Дж. Хокинса, исследованиях культурных индустрий в области культурологии А.В. Вейнмейстер, Е.В. Зеленцовой, О.А. Лазаревой, И.В. Леонова, М.В. Матецкой, А.Я. Флиера, В.Ю. Яковлева, а также основ эстетики в изложении Ю.Б. Борева, В.В. Бычкова, Г.Г. Гадамера, М.В. Загидуллиной, М.С. Кагана, А.В. Луначарского, Л.З. Мановича.

Рассмотрение эволюции киноиндустрии было построено на работах историков и теоретиков экранных искусств Н.А. Агафоновой, Р. Арнхейма, А. Базена, Д. Гомери, Н.Г. Кривули, Ю.М. Лотмана, А. Монтегю, В.Ф. Познина, К.Э. Разлогова, Д. Робинсона, Д. Хокни, Р.Н. Юренева.

Особое значение для осмысления кинематографа как сложного, многогранного, беспрестанно меняющегося явления имеют размышления создателей кино о своем творчестве и о специфике кинематографа в целом: И. Бергмана, У. Гриффита, Ф. Леже, Ф. Феллини, С.М. Эйзенштейна, В.И. Пудовкина, Дз. Вертова, Ю.Б. Норштейна, А.Н. Сокурова и др.

Анализ истории исследования семиотики кино опирался на концепции Р. Барта, Ж. Делеза, Ю.М. Лотмана, К. Метца, С. Уорта, П. Экмана, У. Эко, Д. Эфрона, который в сочетании с изучением научных работ Л.Д. Бугаевой, Г.В. Денисовой, С.С. Зайченко, А.П. Лободанова, Д.К. Манохина, Н.А.

Хренова, Ю.Г. Цивьян стал основанием обоснования кинопроизведения как знакового ансамбля.

Возможности использования киноискусства для создания и распространения мифов проанализированы с опорой на основополагающие труды Р. Барта, Р. Жирара, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, М. Элиаде, К. Хюбнера и современные российские исследования А. Ю. Ивлева, Л.Г. Интымаковой, Е.А. Кожемякина, Д. К. Манохина, Т.Л. Пантюхиной, И.Ф. Понизовкина, Е.Н. Шапинской, Н.В. Шульги и др.

Выявление закономерностей трансформации средств художественной выразительности киноискусства в историческом ракурсе основывается на работах классиков советского киноискусства С.Д, Васильева, А.Д, Головни, Дз. Вертова, Л.В. Кулешова, теоретиков кино Г.В. Ратникова и О.Ф. Нечай, а также современных исследований по данной проблеме отечественных авторов: Н.И. Быковой, Я.Б. Иоскевича, М.С. Кагана, А.Л. Казина, Л.К. Козлова, Р.Д. Копыловой, Р.В. Коробко, Н.Б. Маньковской, А.В. Мачерета, М.С. Новашиной, Р.М. Перельштейна, К.Э. Разлогова, В.Д. Сошникова, С.А. Филиппова, С.А. Фунтиковой, К.С. Хидировой, Н.А. Хренова, Г.Л. Чахирьяна и др.

Факторы влияния цифровых медиа на российскую кинематографию были выделены на основе анализа кинопроизведений А.Н. Сокурова, Т.Н. Бекмамбетова, Ф.С. Бондарчука, снятых в цифровом формате, и опыта работы с ними, изложенных режиссерами в открытых источниках1 с учетом мнения критиков и теоретиков киноискусства К.Э. Разлогова, А.С. Плахова, Н.А. Цыркун.

Определение тенденций развития российского кино как культурной (креативной) индустрии потребовало анализа данных о технической и художественной составляющей киноиндустрии, основанного на научных

1 Например: История в интерьере. Запись лекции А. Сокурова, прочитанной на фестивале в Локарно // Журнал «Сеанс». - URL: seance.m)https://seance.ru/artides/istoriya-v-interere/?ysdid=l6m05t8e4f405924565 (дата обращения: 15.05.2022).

работах В.Д. Авербуха, А.В. Боковой, И.Г. Даурова, А.С. Диккера, А.В. Дроздовой, А.Е. Колодкиной, М.А. Куртова, И.И. Шигаповой, А.А. Шлядинского.

Надо отметить, что в последнее время интерес к новейшим технологиям в сфере экранных искусств очень возрос. Самым различным аспектам этой темы посвящены диссертационные исследования ХХ1 в.: Худякова Л.А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций (2000), Теракопян Л.М. Влияние компьютерных технологий на современный кинопроцесс (2006), Кемниц Я.Ю. Природа визуальных эффектов: формирование экранного образа (2011), Новиков В.Н. Влияние виртуальных новаций на язык кинематографа XXI века (2019), Родионова М.Н. Сетевая культура в художественной репрезентации современного кинематографа (2021) и др.

Несмотря на столь обширный список исследований разных аспектов развития киноискусства, комплексного изучения превращения российского кино в культурную индустрию и его трансформаций в зависимости от развития цифровых медиа пока не проводилось.

Научная гипотеза. Двойственная (творческая и технологическая) природа кино определяет его одновременно как вид искусства и как культурную (креативную) индустрию. Функционирование в качестве киноиндустрии предполагает конкурентоспособность кинофильмов, их коммерческий успех и яркую событийность при сохранении творческого и эстетического наполнения. Интенсивное развитие цифровых медиа оказывает множественное и вариативное влияние на культурную индустрию кино, и естественным ответом на этот эволюционный процесс являются ее трансформации (жанровые, изобразительные, технологичные и проч.) и расширение функциональных свойств.

Объект исследования - трансформации киноискусства, его содержания и средств выразительности, детерминированные новейшими технологиями.

Предметом данной работы является российское кино как культурная индустрия в контексте развития цифровых медиа.

Цель исследования - обосновать превращение российского кино в культурную индустрию, проследить его трансформации и определить тенденции развития в зависимости от влияния процесса цифровизации.

Для достижения указанной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

- вывести аксиоматику «цифровых медиа» и установить их соотношение с «новыми медиа»;

- рассмотреть культурные (креативные) индустрии как форму эстетической деятельности;

- проследить становление кинематографа в ракурсе эволюции экранных искусств;

- представить мифотворчество в кино как мифотехнологии;

- обосновать кинопроизведение как знаковый ансамбль;

- систематизировать представления о средствах художественной выразительности киноискусства;

- выделить факторы влияния цифровых медиа на эстетическую сторону киноискусства на примере российского кино;

- определить тенденции развития отечественного кино в качестве культурной индустрии в условиях цифровизации.

Теоретико-методологическую базу работы составили концепции следующих авторов: М. Маклюэна с его пониманием синтеза медиа и культурных форм как определяющих человеческую историю, для выделения квалификационного признака всех последующих медиа была использована его межвидовая классификация данного феномена; в основу исследования и выделение эстетических аспектов культурных (креативных) индустрий были положены научные выводы Д. Хезмондалша, содержащиеся в его работе «Культурные индустрии»; анализ терминологических установок экранных

искусств учитывает выводы Н.А. Агафоновой в ее исследовательской работе «Экранное искусство: художественная и коммуникативная специфика», а также концепции зарубежных исследователей Д. Хокни, Л. Мановича, А. Базена; в основе исследования кино как знакового ансамбля положены концепции Р. Барта, Ю.М. Лотмана, Р. Пирса, а также терминологические основы, разработанные А.П. Лободановым в труде «Семиотика искусства: история и онтология».

Сложность предмета исследования, функционирующего в динамичном и постоянно изменяющемся социокультурном и технологическом пространстве, исключала возможность использования какого-то одного метода в его анализе. В связи с этим в работе реализован комплексный междисциплинарный подход, который потребовал применения современных методов, присущих культурологии, философии, социологии: общетеоретического анализа, синтеза, описательный, системный, феноменологический, кросс-культурный, историко-генетический, структурно-семиотический, герменевтический, интегративный.

Научная новизна работы диссертационной работы проявляется как в постановке проблемы, так и в результатах, достигнутых в ходе исследования, и заключается в следующем:

- обоснован подход к осмыслению феномена «цифровые медиа» и сформулировано авторское определение термина;

- найдено соотношение терминов «цифровые медиа» и «новые медиа» с выделением инновационности в качестве главного квалификационного признака;

- культурные (креативные) индустрии представлены как форма эстетической деятельности;

- понятие «экранные искусства» актуализировано в ракурсе коммуникативной функции медиа, на этой основе прослежена эволюция киноискусства;

- в рамках семиотического дискурса обосновано применение мифотехнологий в современном кинематографе;

- кинопроизведение определено как знаковый ансамбль в совокупности символики средств художественной выразительности;

- выделены закономерности влияния цифровых медиа на изобразительный язык киноискусства;

- выявлены тенденции развития российского кино как культурной индустрии в условиях цифровизации.

Положения, выносимые на защиту: 1. Культура непосредственно связана с функционированием медиа, обеспечивающих процесс воспроизводства смыслообразующих понятий. Феномен «медиа» объединил в себе специфические научно-философские, социальные и технологические явления, направленные на обеспечение эффективности коммуникации в обществе и самореализации человека. В исторической перспективе «новые медиа» появлялись в соответствии с инновационностью технологий, характерной для времени своего возникновения: рукописные, печатные, электронные, цифровые.

Под «цифровыми медиа» следует понимать совокупность культурных объектов и технологических инструментов, первые из которых сгенерированы, растиражированы или созданы при помощи вторых, основанных на использовании цифрового формата.

Поскольку основным квалификационным признаком понятия «новые медиа» является инновационность технического средства, обеспечивающего коммуникативность, а сегодня самым прогрессивным (инновационным) является цифровой метод, можно сделать вывод, что понятия «новые медиа» и «цифровые медиа» в настоящий момент совпадают. Конечно, такая ситуация не вечна, и дальнейшая техническая эволюция в какой-то момент «сотрет» между ними знак равенства.

Понятия «медиа», «новые медиа» и «цифровые медиа» в современной науке остаются открытыми с академически неустоявшимися критериями и

градацией, их понимание в системе гуманитарных знаний носит конвенциональный характер. Дополнение и уточнение в данном случае зависит не только и не столько от количества и качества исследований, сколько от выбранного исследовательского «поля» с конкретизацией его цели.

2. Для конкретизации феноменологии киноискусства определено близкое по смыслу (на основе синтеза художественного и технологического) понятие «экранное искусство», под которым понимается «семейство искусств», возникших в результате прогресса технических средств фиксирования и транслирования визуального динамического образа, творчески переосмысливающих реальность и создающих визуальный ряд с использованием экрана в качестве медиа.

Деятельность экранных искусств как культурных индустрий (не только процесс создания символической креативности, но и факт ее тиражирования) - это всегда преобразование действительности на основе эстетических идеалов. Даже простое тиражирование оригинального художественного произведения имеет эстетически важные аспекты массового распространения оригинала как образа высокого искусства для понимания метакатегории эстетики - «эстетическое».

Кино как экранное искусство является одним из средств духовно-практического освоения мира, отраженных в таких эстетических категориях как эстетический вкус, эстетический идеал, и эстетическое чувство, то есть переживание, эмоция с тенденцией побуждения к действию. При этом, с момента возникновения кино имеет все признаки индустрии, основанной на культурном феномене, производящем культурные тексты и таким образом участвует в создании, интерпретации и переработке символов, а с эстетической точки зрения является средством познания и преобразования действительности.

Продукция киноиндустрии является эмоциональным полем, в рамках которого происходит осознание человеком фундаментальных понятий

эстетики: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. Именно кино обладает теми средствами выразительности, которые вызывают специфическое эмоциональное восприятие, переживание, которое осознается и, поднимаясь на рациональный уровень, преобразуется индивидом в эстетическое сознание.

Раскрытие наличия эстетических аспектов функционирования культурных индустрий доказывает возможность создания произведений искусства в рамках этого социокультурного феномена.

3. Киноискусство обладает наибольшим объемом возможностей для создания современных мифов (политических, социальных, культурных, национальных, идеологических и др.), их распространения и оказания наиболее эффективного воздействия, так как кинематограф обладает весьма существенным преимуществом перед классическими искусствами, поскольку аудиовизуальное восприятие, протяженное во времени, определенном форматом кинопроизведения, способствует более глубокому погружению и неотрывному воздействию. В полной мере только кинопроизведение может позволить себе встраивать миф в структуру повествования таким образом, чтобы эту «надстройку» невозможно было заметить. Используя свойство «глубокого погружения» зрителя в иллюзорную реальность, кино выполняет две свои главные функции - мифообразующую и коммуникативную.

В зависимости от целей мифотехнологии в кинематографе отличаются только тем, что в процессе создается «новый мифологический образ» или же используется уже существующий. Но в любом случае современные мифотехнологии активно используют мифотворческую функцию кинематографа и его действенные манипулятивные свойства в этой сфере. Несмотря на то, что кино как культурная индустрия относится и к экономическим сферам, главной оценкой мифотворчества, которое в киноискусстве отражается и как создание новых и оригинальных образов, и как преобразование различного мифологического опыта, является не прибыль от продаж, а наиболее полное духовное удовлетворение

потребителя. Прибыль же является своеобразным показателем массовости получаемого удовлетворения.

4. Киноискусство в рамках семиотического дискурса может быть определено как совокупность знаковых систем, которые синтезируются внутри нее согласно ее правилам и установкам, а кинопроизведение (или кинотекст) - это знаковый ансамбль, то есть устойчивое соединение нескольких знаковых систем (средств художественной выразительности) в пространстве и времени.

Знаковый ансамбль в кино создается посредством синтеза знаков, позаимствованных им из других видов искусства (литературы, театра): письменная и устная речь, материальная среда, костюмы и грим, музыкальное и шумовое сопровождение, актерская игра (мимика, жесты, движения), и специфических средств изобразительного языка кинопроизведения: монтаж, ракурс, кадр, свет, план, панорама, композиция. Соединяясь в различных сочетаниях и используя достижения цифровых медиа, кинопроизведения как знаковые ансамбли обеспечивают коммуникацию, характерную только для киноискусства.

Анализ эволюции средств художественной выразительности, как специфических для кино, так и неспецифических, но применяемых в соответствии с императивами этого вида искусства, позволил установить, что в киноискусстве, где основополагающим является синтез технического и творческого, все эволюционные процессы происходят под влиянием технической стороны, но только после соответствующего художественного (творческого) осмысления новаций.

5. Развитие цифровых медиа, воздействуя на экранное искусство, одновременно сказывается на кинопроизведении посредством трансформации ансамбля средств художественной выразительности и на всей системе кинопроизводства, отражаясь в способах создания и распространения художественных ценностей, превращая его в культурную индустрию. В рамках киноиндустрии главным условием создания

произведения искусства становится сохранение баланса между коммерческой и творческой составляющей. Кинопроизведение сегодня, чтобы быть замеченным, оцененным и востребованным, должно стать «кинособытием» в коммуникационном общественном пространстве.

Более того, особенности развития киноиндустрии в совокупности с синтетической природой кино породили возможность рассматривать в качестве художественного достижения не кинопроизведение в целом, а только его часть, что нашло отражение в присуждении специальных профессиональных призов по номинациям (за спецэффекты, музыку, грим и костюмы и т.д.). Несмотря на такую тенденцию современного этапа функционирования киноиндустрии, особой ценностью обладает фильм, который сумел собрать в единый художественный образ все составляющие и произвести на зрителя общее впечатление, где знаковый ансамбль и синтез искусств настолько крепок, что его эмоциональное восприятие невозможно разделить на «составные части». Так, анализ влияния цифровых медиа на российский кинематограф показал, что если их использование «вплетено» в общую канву повествования и подчинено жанру и стилю картины, то прошедшее «кинособытие» остается в истории кинопроизведением.

Более того, сами кинопроизведения в настоящее время можно назвать цифровыми медиа, поскольку они сгенерированы, тиражированы или созданы при помощи технических средств, использующих цифровой формат, в условиях когда он меняет и расширяет формы коммуникативных каналов, предъявляя соответствующие требования к формату культурных объектов.

6. В развитии российского кинематографа в эпоху цифровизации можно выделить следующие тенденции; культурная индустрия кино влияет на культурную жизнь, расширяя границы восприятия; сохраняет традиции и наследие киноискусства, включая его в синтез с новыми техническими средствами; обеспечивает конкурентоспособность отечественных творческих продуктов; способствует развитию кинематографии и обеспечению его

творческими ресурсами через систему подготовки профессионалов в различных областях кинопроизводства.

Российский кинематограф как культурная индустрия по своим функциям является не только приносящей прибыль отраслью, но, влияя различными способами на культурную жизнь, способствует развитию экранных искусств и культуры общества в целом.

Теоретическая значимость исследования состоит в целостном анализе феноменов современного медиапространства (новых медиа, экранных искусств, культурных индустрий) и в комплексном изучении тенденций развития российского кино и его трансформаций в условиях цифровизации.

Результаты, полученные в ходе работы, способствуют глубокому осмыслению происходящих изменений в культуре и обществе.

Практическую значимость работы определяют научные результаты и выводы, полученные в ходе исследования, которые могут быть использованы на практике, как при оценке деятельности культурных индустрий, так и при создании творческого продукта киноиндустрии. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных и специальных курсах, а также в качестве аналитического материала при подготовке более широких исследований по данной тематике.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ляо Яньни, 2023 год

Список документальных источников

1. Авербух В. Л. Семиотика и основания теории компьютерной визуализации// Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2013. - № 1. - С. 26-41.

2. Агафонова Н.А. Экранное искусство: художественная и коммуникативная специфика. - Мн.: БГУ культуры и искусств, 2009. - 273 с.

3. Адорно Т. Исследования авторитарной личности. М., 2012. - 510 с.

4. Андреев Ю. Наш человек в Голливуде. Ты должен знать его историю // Сайт «iPhones.ru». - URL: https://www.iphones.ru/iNotes/bekmambetov-ben-gur?ysclid=l6m0xmmbo19014699 (дата обращения: 15.05.2022).

5. Анимация и мультимедиа между традициями и инновациями: материалы V Международной научно-практической конференции Анимация как феномен культуры, 7-8 октября 2009 года, Москва / Всероссийский гос. унт кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК). - Москва: ВГИК, 2010. -328 с.

6. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В двух томах. Под ред. С.С. Неретиной. - СПб.: РХГИ, 2001-2002. - Том 1 - 539 с.; Том 2 - 635 с.

7. Аристарко Г. История теорий кино / Г. Аристарко; пер. с итал. Г. Богемского. - М: Искусство, 1966. - 356 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие : [перевод с английского] / Рудольф Арнхейм. - Стер. изд. - Москва : Архитектура-С, 2007. - 391 с.

9. Арнхейм Р. Кино как искусство: [перевод с английского Д. Ф. Соколовой] / Рудольф Арнхейм. - М.: Изд-во иностр. лит., 1960. - 206 с.

10. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства : [Пер. с англ.] / Рудольф Арнхейм; [Науч. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова]. - Москва : Прометей, 1994. - 352 с.

11. Аронсон О. Трансцендентальный вампиризм // Синий диван. - 2010. -№15. - С. 25-46.

12. Артамонов А.Ю., Григорьева А.А. Креативная экономика: сущность, понятие и представление. Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XLI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО», 2017, №1(41). URL: https ://nauchforum.ru/ archive/MNF_social/ 1(41).pdf (дата обращения: 13.10.2019).

13. Архангельская И.Б. Г.М. Маклюэн и его книга «Понимание средств коммуникации: продолжение человека» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 4. - С. 228-232.

14. Базен А. Что такое кино? Сборник статей: пер.с фр./вступ.статья И.Вайсфельда. - М.: Искусство, 1972. - 383 с.

15. Барт Р. Мифология / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - М.: Академический Проект, 2008. - 351 с.

16. Барт Р. Camera lucida: комментарий к фотографии / Ролан Барт; пер. с фр., послесл. и коммент. М. Рыклина. - Москва: Ad Marginem, 2011. - 267 с.

17. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

18. Барт Р. S/Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с.

19. Бектурсунов Т. А. Появление и тенденции развития кинематографа // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. - 2019. - № 2. - С. 337-341.

20. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М., 1996. - 240 с.

21. Битва за байты: Цифровая смерть целлулоида // Сайт «Techinsider» (techinsider.ru). - URL: https://www.techmsider.ru/technologies/8412-bitva-za-bayty-tsifrovaya-smert-tselluloida/ (дата обращения: 15.05.2022).

22. Блаженный Августин Аврелий. О граде Божием. В 4 томах. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.

23. Бокова А.В. Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры: опыт концептуализации: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Бокова Анна Викторовна; Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т. - Томск, 2016. - 19 с.

24. Бондарчук снял кино зрелищное и умное одновременно // Смотрим (smotrim.ru). 0- URL: https://smotrim.ru/article/2233996?ysclid=l6rrh8zkmg29349894 (дата обращения: 15.05.2022).

25. Борев Ю.Б. Эстетика // Библиотека Общественной академии. - URL: http://www.independent-

academy.net/science/library/borev_estetika/esteticheskaya_deyatelnost.html (дата обращения: 18.02.2022).

26. Бугаева Л.Д. Кинотекст: прояснение значения // Мир русского слова. -2011, - № 4. - С. 67-74.

27. Бурдье П. Формы капитала (перевод М.С. Добряковой). Экономическая социология, 2002, Т. 3, № 5, С. 60-74.

28. Быкова Н.И. Эволюция выразительных средств в искусстве кино и проблемы киноэстетики (на примере анализа экранизаций романа Ф. С. Фицджеральда "Великий Гэтсби") // Культура и искусство. - 2017. - № 11. - С. 18-32.

29. Васильев С.Д. Монтаж кинокартины - М.: Теа-кино-печать, 1929. - 96 с.

30. Васнецкий А.А., Зуев С.Э. Культурные индустрии как значимый фактор политики // Власть. 2010. - № 4. - С. 65-69.

31. Вейнмейстер А.В., Иванова Ю.В. «Культурные индустрии» и «креативные индустрии»: границы понятий // Международный журнал исследований культуры. - 2017. - № 1 (26). - С. 38-48.

32. Ветров С.А. Мифотворчество в процессе институциональных трансформаций культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 2. - С. 2-8.

33. Виртуальные реальности. Материалы конф., 10 июня 1998 г. / Ред.-сост. Р.Г. Яновский, Н. А. Носов. - М.: Центр профориентации: Центр виртуалистики, 1998. - 212 с.;

34. Вольфсон А. Малоэкранное кино // Искусство кино. - 1961. - № 5. - С. 85 -97.

35. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве) / Б.М. Галеев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987 - 262 с.

36. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. Послесл. В. С. Малахова. - Москва: Искусство, 1991. - 366 с.

37. Главный визионер российского кино: как Тимур Бекмамбетов бежит впереди трендов // ТАСС (tass.ru). - URL: https://tass.ru/time-out/11739547?ysclid=l6m12mt5c1424912590&utm_source=yandex.ru&utm_m edium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 15.05.2022).

38. Головня А.Д. Мастерство кинооператора. М.: Искусство, 1965. - 239 с.

39. Гук А.А. Медийная культура как техногенный феномен// Международный журнал «MIG». - URL: https://mic.org.ru/vyp/2016/mediynaya-kultura-kak-tekhnogennyy-fenomen/?ysclid=l5ckh4ggff511688403 (дата обращения: 15.03.2022).

40. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению: сложение художественной системы картины кватроченто. - М.: Искусство, 1975. -127 с.

41. Дауров И. Изобразительно-выразительные средства 3D кино и его новые пластические возможности// Сайт «Daurov-stereo» // http://daurov-stereo.ru/page/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-3d-kino-i-ego-novye-plasticheskie-vozmozhnosti (дата обращения: 20.05.2022).

42. Дебре Р. Введение в медиологию / Пер. с франц. Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2010. — 368 с.

43. Делез Ж. Кино / Науч. ред. и вступ. ст. О. Аронсон; пер. с фр. Б. Скуратов. - М.: Ад Маргинем, 2004. - 624 с.

44. Делюк Л. Фотогения кино / Пред. Ю.Потехина. - М.: Изд-во «Новые вехи», 1924. - 165 с.

45. Денисова Г.В. Перевод художественных фильмов: лингвистические и культ урологические аспекты // Вестник МГЛУ, Гуманитарные науки. -2017. - № 10 (783). - С. 158-167.

46. Долинский И.Л. Советское киноискусство второй половины тридцатых годов. (1935-1941 гг.). в 2 т. М. - 1962.

47. Дриккер А.С., Маковецкий Е.А. Генезис искусства и цифровая эра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. - 2020. - № 36 (3). - С. 539-552.

48. Дроздова А.В. Визуализация повседневности в современной медиакультуре: автореферат дис. ... доктора культурологии: 24.00.01 / Дроздова Алла Владимировна; Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). - Москва, 2017. - 46 с.

49. Жилавская И.В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2016. - № 2 (4). -С. 169-175.

50. Загидуллина М. В. Ключевые черты медиаэстетики: ментально-языковые

трансформации //Челябинский гуманитарий. - 2016. - № 2 (35). - С. 4654.

51. Загидуллина М. В. К вопросу о разделении «эстетического» и

«медиаэстетического» // Челябинский гуманитарий. - 2022. - № 1 (58). -С. 37-45.

52. Зайченко С.С. К вопросу о знаковой неоднородности кинодискурса //

Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 2 (293). - С. 96-99.

53. Зайченко С.С. Некоторые особенности кинодискурса как знаковой системы// Грамота. - 2011. - № 4 (11). - C. 82-86.

54. Зеленцова Е.В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: автореферат дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / Зеленцова Елена Валентиновна; Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2008. - 30 с.

55. Зеленцова Е.В., Гладких Н.В. Творческие индустрии: теории и практики. -М.: Классика-XXI, 2010. - 237 с.

56. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англорусский толковый словарь концепций и терминов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 416 с.

57. Зенкин С.Н. Ролан Барт - теоретик и практик мифологии. Вступительная статья // Барт Р. Мифология / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - М.: Академический Проект, 2008. - С. 5-69.

58. Зрителям включили шопинг// Газета Коммерсантъ № 219 (7181) от 02.12.2021. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5101381 ?ysclid=l6m132sr48612929027 (дата обращения: 15.05.2022).

59. Зуев С.Э. В начале был текст. // Отечественные записки. Электрон. журн. 2005. №4 (25). - URL: https://strana-oz.ru/2005Z4/v-nachale-byl-tekst (дата обращения: 17.02.2022).

60. Иванова Е.Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.19 / Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2001. - 16 с.

61. Иванова Е.Б. К вопросу о языке кино // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. науч. тр. ВГПУ - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 151 -161.

62. Иванова Т.Е. «Экономика впечатлений» - инновационная ступень в повышении качества жизни. - URL: http://www.eco-oos.ru/biblio/konferencii/mezhdunarodnaia-nauchno-prakticheskaia-

konferentciia-ustoichivoe-razvitie-ratcionalnoe-prirodopolzovanie-tekhnologii-zdorovia-2011/56/ (дата обращения 15.02.2021).

63. Иванов-Вано И., Бородин Г. Эклер — за и против. Стенограмма доклада «Применение эклерного метода в производстве рисованных фильмов» // Киноведческие записки. — 2006. — № 80. - URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/868/ (дата обращения: 15.03.2022).

64. Ивлева А.Ю. Концепция символических смыслов Р. Барта // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2007. - № 3. - С. 104-111.

65. Ильин В. И. Социология потребления / В. И. Ильин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 433 с.

66. Иностранцы принесли российскому кино 17% сборов // Ведомости (vedomosti.ru). - URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2018/03/01/752374-inostrantsi-rossiiskomu-kino (дата обращения: 17.02.2022).

67. Интымакова Л. Г. Проблема мифологизации и секуляризации сознания в современном обществе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 07. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13568.htm (дата обращения: 15.03.2022).

68. Исмагилов Р.С. Медиафилософия как подход к исследованию медиапространства // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 17 (346). - Вып. 33. - С. 14-16.

69. История в интерьере. Запись лекции А. Сокурова, прочитанной на фестивале в Локарно // Журнал «Сеанс». - URL: seance.ru)https://seance.ru/articles/istoriya-v-

interere/?ysclid=l6m05t8e4f405924565 (дата обращения: 15.05.2022).

70. Йоас Х. Креативность действия. Пер. с нем. - СПб., 2005. - 320 с.

71. Кабацков А. Н. История и теория медиа. - Пермь: ПГНИУ, 2020. - 89 с.

72. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган; Акад. гуманитар. наук и др. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 414 с.

73. Каган М.С. Художественная деятельность как информационная система // Искусство кино. - 1975. - №12. - С. 99-121.

74. Казакова М.В. Культурные и креативные индустрии: границы понятий //Креативная экономика. - 2020. - Том 14. - № 11. - С. 2875-2898.

75. Как цвет становится частью визуального языка кино// Сайт «Contented.media» (contented.ru). - URL: https://media.contented.ru/design/kak-czvet-stanovitsya-chastyu-vizualnogo-yazyka-kino/?ysclid=l6kz95f6bz397058536 (дата обращения: 15.05.2022).

76. Как цифровые медиа влияют на образ жизни и культуру// Платформы электронной коммерции (ecommerce-platforms.com). - URL: https://ecommerce-platforms.com/ru/articles/how-digital-media-is-impacting-lifestyle-and-culture (дата обращения: 15.05.2022).

77. Кинооператор Андрей Москвин. Очерк жизни и творчества. Воспоминания товарищей. - Ленинград: Издательство «Искусство». - 1971. - 230 с.

78. Кинсли М., Кларк К. Креативный капитализм. Чат с Биллом Гейтсом, Уорреном Баффетом и другими бизнес-гуру. - Изд-во: Попурри, 2010. -336 с.

79. Кириллова Н.Б. Аудиовизуальные искусства и экранные формы творчества. - Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2013. - 154 с.

80. Кириллова Н.Б. Медиалогия. - М.: Академический проект, 2015. - 424 с.

81. Кириченко Е.И. Цифровое искусство: способ коммуникации или средство новой художественной образности? // Научное обозрение. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tsifrovoe-iskusstvo-sposob-kommunikatsii-ili-sredstvo-novoy-hudozhestvennoy-obraznosti (дата обращения: 28.03.2022).

82. Кожемякин Е.А, Манохин Д. К. Семиотические аспекты массовой культуры // Культура и текст. - 2013. - № 1 (14). - С. 115-132.

83. Колодкина А.Е. Семантика корпоративного кино в цифровую эпоху// Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. -2018. - № 1 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semantika-korporativnogo-kino-v-tsifrovuyu-epohu (дата обращения: 25.03.2022).

84. Конфедерат О. В. К вопросу о генезисе экранных искусств: Леонардо да Винчи Павел Флоренский Дэвид Хокни // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012 - № 20 (274). - С. 161-165.

85. Коробко Р.В. О пограничности профессиональной культуры кинооператора (на примере творчества Витторио Стораро) // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 3. С. 359-366.

86. Коробко Р.В. Семиотика и синергетика ракурса в контексте творчества кинооператора // Верхневолжский филологический вестник. - 2019. - № 1. - С. 162-170.

87. Косиков Г.К. Идеология. Коннотация. Текс. Вступительная статья // Р.Барт S/Z. / Пер. с фр. 2-е изд., испр. под ред. Г.К. Косикова. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 8-30.

88. Кочевник по натуре: Тимур Бекмамбетов между поисками нового и модернизацией старого// Искусство кино. -URL: https://kinoart.ru/texts/kochevnik-po-nature-timur-bekmambetov-mezhdu-poiskami-novogo-i-modernizatsiey-starogo?ysclid=l7211 gidcl 197027101 (дата обращения: 15.05.2022).

89. Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения. Сборник научных статей студентов и преподавателей НИУ ВШЭ / под общей редакцией Ю.О. Папушиной, М.В. Матецкой. - Санкт-Петербург, «Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2012. - 136 с.

90. Кривуля Н.Г. Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий: диссертация ... доктора искусствоведения: 17.00.03. - Москва, 2009.

91. Кузнецова Е. И., Дорожкин, А. М. Медиа и медиальное: социально-философский анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2008. - Серия: Социальные науки. - № 3. - С. 171-186.

92. Кулева М.И. Трансформация творческой занятости в современной России: на примере сотрудников негосударственных арт-центров Москвы.

Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 2017, №2, С. 50-62.

93. Кулешов Л.В. Азбука кинорежиссуры. М.: Искусство, 1969. - 132 с.

94. Куртов М. Индустрия скуки: к вопросам онтологии кино // Искусство кино. - 2009. - №5. - URL: https://old.kinoart.ru/archive/2009/05/n5-article17 (дата обращения: 20.05.2022).

95. Лазарева О.В. Специфика культурологического анализа культурных индустрий // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2017. - № 3 (32). - С. 42-45.

96. Латино-англо-русский словарь философских терминов// Электронный ресурс. - URL: http://navadhi.narod.ru/el_texts/lat_rus/vocabularium.html (дата обращения: 15.03.2022)

97. Леонов И.В., Лазарева О.В. «Исследовательские горизонты» и типологии культурных индустрий // Международный журнал исследований культуры. - 2017. - № 1 (26). - С. 28-37.

98. Лёвкин В.Е. Экранная культура и смыслообразование в свете

психотехнической методологии // Экранная культура в генезисе смыслообразования / Тюмень, Издательство «Вектор Бук», 2004. - 170 с.

99. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Мысль, 2001. - 558 с.

100. Лизунова И. В. Медиакультура как диалог культур современного общества // Библиосфера. - 2017. - № 4. - С. 30-34.

101. Лободанов, А.П. Семиотика искусства: история и онтология/ А.П. Лободанов. - 2-е изд. - Москва: Издательство Московского университета, 2013. - 680 с.

102. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 2001. - 558 с.

103. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Предисл. С. М. Даниэля, сост. Р. Г. Григорьва. Спб.: Академический проект, 2002. - 543 с.

104. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума. - Москва, 1977. - 243 c.

105. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство, 1998. -7 02 с.

106. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / М.Ю. Лотман. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. - 92 с.

107. Луначарский А.В. Луначарский о кино: Статьи. Высказывания. Сценарии. Документы / Вступ. статья С. С. Гинзбурга. - Москва: Искусство, 1965. -366 с.

108. Луначарский А.В. Основы позитивной эстетики / А. В. Луначарский. -Москва: URSS: Либроком, 2011. - 189 с.

109. Лью Б. де Цифровая кинематография / Бен де Лью; [Пер. с англ. А.В. Леденев]. - Минск : Попурри, 1998. - 173 с.

110. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Классика-ХХ1, 2011. - 399 с.

111. Маклюен М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. - М., 2003. -464 с.

112. Маклюэн М. Понимание медиа/Пер. с англ. В.Николаева. М., Жуковский: КАНОН-пресс-Ц., Кучково поле, 2003. - 464 с.

113. Манифест «Будущее звуковой фильмы». Статья опубликована 7 августа 1928 года в журнале «Советский экран»// URL: https://www.eisenstein.ru/events/calendar/5688.html?ysclid=l5c9owadsq682443 355 (дата обращения: 15.03.2022).

114. Манович Л. Археология компьютерного экрана// Медиабиблиотека. -URL: http://old.mediaartlab.ru/db/tekst.html?id=46 (дата обращения: 15.03.2022).

115. Манович Л. Искусственный интеллект, эстетика и будущее культуры

116. Манович Л. Цифровое кино и история движущегося изображения /пер.В.Чистяковой // Сайт ВШЭ . - URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fwww.hse. ru (дата обращения: 15.05.2022).

117. Манович Л. Язык новых медия [The Language of New Media] / Ред. Е. Орье, О. Мороз, пер. с англ. Д. Кульчитская. - М.: Ад Маргинем, 2018. - 400 с.

118. Манохин Д.К., Стручаев М.В. Философия киноязыка в контексте структуралистской и постструктуралистской семиотики // Наука. Искусство. Культура. - 2019. - № 2 (22). - С. 100-106.

119. Маркс К. Экономическо-философские рукописи (1844 г.)// Marxists Internet Archive. - URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/1844/manuscr/ (дата обращения: 18.02.2022).

120. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. - М., 1994. - 368 с.

121. Масуренков Д, Оптика и изобразительное решение фильма // MEDIAVISION. - URL: - http://mediavision-mag.ru/uploads/09%202012/80-83%2009_2012.pdf (дата обращения: 15.04.2022).

122. Матецкая М.В Культурные индустрии как инновации в культуре, менеджменте, технологиях// Сайт ВШЭ, - URL: https://www.hse.ru/data/2012/01/31/1269679204/Matetskaya_men_2011.pdf7ys clid=l5123gi4wj149083329 (дата обращения: 17.02.2022).

123. Матузкова Е.П. Культурная идентичность: к определению понятия. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2014, Вып. 2, С. 62-68.

124. Мачкарина О.Е., Гайко Ю.В. Рост цифровых кинотеатров и платформ как альтернатива телевидению // Современные технологии управления. - 2022. - № 1 (97). - С. 2. - URL: https://sovman.ru/article/9702/ (дата обращения: 15.05.2022).

125. Медиарынок 2021: иноагенты, онлайн-кинотеатры и омниканальность // Сайт «SOSTAV». - URL: https://www.sostav.ru/publication/mediarynok-2021-51996.html7ysclid=l2u397gaor (дата обращения: 15.05.2022).

126. Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной; науч. ред. А. Черноглазов. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. - 336 с.

127. Метц, К. Кино: язык или речь? / пер. с фр. М. Б. Ямпольский // Киноведческие записки: ист.-теорет. журн. 1993-1994. - № 20. - С. 54-90.

128. Могилевский М.А. Оптика от Леонардо // Наука из первых рук. - 2006. -№5 (11). - С. 30-37. - URL: https://scfh.ru/papers/optika-ot-leonardo/ (дата обращения 26.07.2022).

129. Монтегю А. Мир фильма: Путеводитель по кино. - Ленинград: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1969. - 279 с.

130. Мудрость вымысла [Текст] : мастера мультипликации о себе и своем искусстве / [сост. и авт. вступ. ст. С. В. Асенин]. - Москва : Искусство, 1983. - 207 с.

131. Негус К., Пикеринг М. Креативность. Коммуникация и культурные ценности. - М.: Гуманитарный центр, 2011. - 300 c.

132. Нечай О. Ф., Ратников Г. В. Основы киноискусства/ Под ред. И. В. Вайсфельда.- 2-е изд., перераб. и доп.— Мн.: Выш. шк., 1985.— 368 с.

133. Новашина М. С. «Создание невозможного»: первые эксперименты в киноиндустрии. Психология творчества Д. Вертова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2021.

- № 5 (103). - С. 70-80.

134. Норштейн Ю.Б. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусству анимации. - М.: ВГИК, журнал «Искусство кино», 2005. - 254 с.

135. Огурчиков П. К. Традиции и проблемы экранной культуры в контексте современного коммуникативного пространства // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2010. № 1.

- С. 131-139.

136. Пазолини П. П. Поэтическое кино / пер. с ит. Н. Нусинова // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана: сборник статей. М.: Радуга, 1984. - С. 45-66.

137. Пайн Дж.Б., Гилмор Дж.Х. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес-сцена. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 304 с.

138. Пантюхина Т.Л. Мифотворчество как состояние культуры / Т.Л. Пантюхина // Вестник Курганского государственного университета. -2011. -- № 3 (22). - С. 116-118.

139. Перельштейн Р.М Реальность и игра в киноискусстве XX века: дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.03 / Перельштейн Р.М. - Москва, 2014.

140. Поддержка и развитие креативных индустрий// Сайт «CINEMAPLEX». -URL: https://cinemaplex.ru/2021/10/04/podderzhka-i-razvitie-kreativnyh-industrij.html (дата обращения: 15.05.2022).

141. Познин В.Ф. Экранное творчество: современные тенденции // Вестник Тамбовского университета. - 2008. - Серия: Гуманитарные науки. - № 7. -С. 425-428.

142. Познин В.Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты:дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.09. -Санкт-Петербург, 2009.

143. Понизовкина И.Ф. Семиолог Р. Барт и социальный миф: современное прочтение / И.Ф. Понизовкина // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, - 2017. - № 5 (95). - С. 190-197.

144. Попов Е.А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств: дис. кан.наук: - 17.00.09. СПБ, 2011.

145. Притяжение: Ох, уж это ваше Чертаново // Журнал «Сеанс» (seance.ru). -URL: https://seance.ru/articles/bondarchuk-gravity/ (дата обращения: 15.05.2022).

146. Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе / Г.С. Прожико. - М.: ВГИК, 2004. - 454 с.

147. Путь от плёнки к цифре: как кинотеатры показывают кино// Сайт «Офтоп на DTF». - URL: https://dtf.ru/flood/15543-put-ot-plenki-k-cifre-kak-kinoteatry-pokazyvayut-kino?ysclid=l6nlixbh4l263841659 (дата обращения: 15.05.2022).

148. Разлогов К. Интерактивность в экранной культуре // Киноведческие записки. - 1996. - № 30. - С. 263-27.

149. Разлогов К. Искусство экрана: проблемы выразительности. - М.: Искусство, 1982. - 158 с.

150. Разлогов К. Тусовка аттракционов: «дозоры» Тимура Бекмамбетова — от культуры наркотиков к национальной идее// Искусство кино, 16.09.2020. -URL: https://kinoart.ru/texts/tusovka-attraktsionov-dozory-timura-bekmambetova-ot-kultury-narkotikov-k-natsionalnoy-idee7ysclid=l6urzkwhaz718188710 (дата обращения: 15.05.2022).

151. Русский ковчег приплыл в Россию // Газета Коммерсантъ № 69 (2672) от 21.04.2003 (kommersant.ru). - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3781027ysclid=l6m0b414xm576620840 (дата обращения: 15.05.2022).

152. Савчук В. Неизбежность медиафилософии // URL: http ://mediaphilosophy.ru/biblioteca/ articles/savchuk_inevitability (дата обращения: 21.03.2022).

153. Саид Надиа Ибрахим Мохамед Абделкадер Содержание термина «жест» в поликодовом (кино)тексте // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2022. - № 15 (4). - С. 1247-1251.

154. Свешников А. В. Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведения / А. В. Свешников. - Москва: Университетская кн., 2009. -272 с.

155. Сказка о растерянном времени //Газета Коммерсантъ № 142 (7343) от 08.08.2022 (kommersant.ru). - URL: https://www.kommersant.ru/doc/55017887ysclid46lzpu2ps5327343782 (дата обращения: 08.08.2022).

156. Слышкин Г.Г., Ефремова М.А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). - М.: Водолей Publishers, 2004. - 153 с.

157. Смирнова Л.Н. Моя любовь. - Рига.: Вагриус, 2005. - 292с.

158. Сошников В.Д. Монтаж. Исторический аспект // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 2-1 (56). - С. 106-108.

159. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8-ми т. Т. 3 / Ред. В. Н. Прокофьев; подготовка текста, вступ. статья и примеч. Г. В. Кристи. М.- 1955. - 503 с.

160. Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2008. - Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. - № 7. - С. 98-106.

161. Студия Бекмамбетова выпустит вертикальный зомби-сериал для Snapchat// Искусство кино. - URL: https://kmoart.ru/news/studiya-bekmambetova-vypustit-vertikalnyy-zombi-serial-dlya-snapchat?ysdid=l721646eab809943609 (дата обращения: 15.05.2022).

162. Тарасов В.И. Мультипликация - это эсперанто всего человечества, искусство поколения «next» // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2015. - № 3 (18). -С. 104-108.

163. Теракопян М.Л. Влияние компьютерных технологий на современный кинопроцесс : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.03. -Москва, 2006. - 175 с.

164. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды.

- М.: Институт психологии РАН, 2010. - 228 с.

165. Туровская М.И. На границе искусств: Брехт и кино. - М.: Искусство, 1984.

- 255 с.

166. Уорт С. Разработка семиотики кино / пер. Н. Разлогова // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана: сборник статей. М.: Радуга, 1984. - С. 134-175.

167. Успешный побег от реальности: как Федор Бондарчук стал надеждой российского кино // ТАСС (tass.ru). - URL : https://tass.ru/kino/14553939?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&u tm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 15.05.2022).

168. Фантазия русского человека о Старом Свете. Каким получился фильм "Сказка" // ТАСС (tass.ru). - URL:

https://tass.ru/opinions/15365075?ysclid=l72107aah3171695609&utm_source= yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=ya ndex.ru (дата обращения: 15.08.2022).

169. Федор Бондарчук: «После «Обитаемого острова» я думал, что никогда больше не буду снимать кино» // KP.RU. - URL: https://www.kp.ru/daily/24283.3/477983/?ysclid=l6rrotiy6489236800 (дата обращения: 15.05.2022).

170. Филиппов С.А. «Большой экран» и «малый экран»: общие слова и древняя традиция // Экранные искусства: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ю.Д. Гранина. М.: Академия медиаиндустрии, 2017. - 180 с.

171. Филиппов С.А. Две проекции. Волшебный фонарь и специфика кино // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2014. - № 4. - С. 139-154.

172. Фильм «Он - дракон» стал неожиданным хитом в Китае// Сайт «Kinometro». - URL: https://www.kinometro.ru/news/show/name/On-Drakon_gets_popular_in_China_torrents_8753 (дата обращения: 20.05.2022).

173. Флиер А. Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 3 (май — июнь). - URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/(дата обращения: 15.02.2022).

174. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2011. - 430 с.

175. Фунтикова С.А. Эволюция монтажных принципов в художественном кино: эстетический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 6. - С. 250-254.

176. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы. Исследования относительно категории буржуазного общества. - М., 2016. - 344 с.

177. Хакимова, Е.Р. Креативный кластер как элемент креативного потенциала территории. Актуальные вопросы экономических наук, 2013, №34, С. 121124.

178. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.

— 456 с.

179. Хидирова К.С. Изобразительные и выразительные средства Кинофотоискусства // Oriental Art and Culture" Scientific-Methodical Journal.

- 2019. - № 1 (IV). - 14- 19.

180. Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Классика-XXI, 2011. - 256 с.

181. Холл С. Культурные исследования: две парадигмы // Логос. - 2012. - №1 (85). - С. 157-183.

182. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения: философские фрагменты. М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997. - 310 с.

183. Хренов Н. А. Кинематограф как знаковая система: от эстетики к семиотике // Научно-образовательный и методический журнал «Человек. Культура. Образование». - 2015. - № 2 (16). - С. 132-160.

184. Худякова Л.А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций : дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Санкт-Петербургский гос. - Санкт-Петербург, 2000. -146 с.

185. Целое море цветов: краткая история колоризации // Сайт «FILM.RU». -URL: https://www.film.ru/articles/kmoslovar-kratkaya-istoriya-kolorizacii?ysclid=l6kz59u58a508010800 (дата обращения: 15.05.2022).

186. Цивьян Ю. Г. К метасемиотическому описанию повествования в кинематографе // Труды по знаковым системам: ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1984. - Вып. XVII. - С. 109-121.

187. Цифра стимулирует развитие креативной индустрии // Российская газета. -URL: https://rg.ru/2022/06/15/vyshli-za-ramki.html?ysclid=l4h0p9ty46308193652 дата обращения: 15.05.2022).

188. Цыркун Н. Кочевник по натуре: Тимур Бекмамбетов между поисками нового и модернизацией старого // Искусство кино. 03.09.20. - URL: https://kinoart.ru/texts/kochevnik-po-nature-timur-bekmambetov-mezhdu-poiskami-novogo-i-modernizatsiey-starogo?ysclid=l6us3gakwo424634390 (дата обращения: 15.05.2022).

189. Шамшурин Д.А. Цифровые медиа как фактор культурной глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - № 6-2 (72).

- С. 70-75.

190. Шапинская Е.Н. Практики массовой культуры. Мифы и герои // Электронный журнал «Культура культуры»: Практики массовой культуры. Мифы и герои (cult-cult.ru). - URL: http://www.cult-cult.ru/practice-of-mass-culture-myths-and-

heroes/?ysclid=l60jfwdgu0426946917(дата обращения: 15.05.2022).

191. Шигапова И. И. Экранная культура: творцы и потребители // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2014. -№ 3. - С. 52-55.

192. Шкловский В. За 60 лет: работы о кино. - М.: Искусство, 1985. - 573 с.

193. Школы креативных индустрий станут типовыми // Сайт «CINEMAPLEX».

- URL: https://cinemaplex.ru/2022/04/12/shkoly-kreativnyh-industrij-stanut-tipovymi.html (дата обращения: 15.05.2022).

194. Шлядинский А. А. Компьютерная трехмерная анимация: от спецэффекта в кинематографе к полнометражному анимационному фильму// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2011. - № 6-1. -С. 377-383.

195. Шульга Н. В. Мифотворчество в средствах массовой информации // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - URL: http://ekoncept.ru/2013/13063.htm (дата обращения: 15.03.2022).

196. Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6-ти т. М.: Искусство, 1964. - Т. 2. - 567 с.

197. Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов // Журнал «Леф». - 1923. - № 3. - С. 70-75.

198. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с ит. В. Г. Резник, А. Г. Погоняйло. СПб., 2004. - 544 с.

199. Юренев Р.Н. Краткая история советского кино. - М.: Союз кинематографистов СССР, Бюро пропаганды советского киноискусства, 1979. - 231 с.

200. Яковлев В.Ю. Основания культурных и креативных индустрий как явления современного общества // Международный журнал исследований культуры. - 2017. - № 1 (26). - С. 14-27.

201. «The Blair Witch Project» 10 years later: Catching up with the directors of the horror sensation // Entertainment Weekly. - URL: https://ew.com/article/2009/07/09/blair-witch/ (дата обращения: 15.03.2022).

202. Andy Warhol's Sleep by Gary Comenas// - URL: https://www.warholstars.org/sleep.html (дата обращения: 10.02.2022).

203. Arnheim R. Visual thinking: the psychology of aesthetic intuition. Chengdu: Sichuan Press, 1998. - 634 p.

204. Baldwin C.A. Vanishing Aesthetics: Mediality and Literature after Merleau-Ponty, Virilio, and McLuhan // Dissertation for Ph. D. degree / C.A. Baldwin. -New York: New York University, 1999. - 466 p.

205. Barthes R. Le bruissement de la langue. - Paris: Seuil, 1993. - 439 р.

206. Barths R. Le troisieme sens. Notes de recherches sur quelques photogrammes de S.M. Eisenstein // Cahiers du cinema. - 1970. - № 222. - P. 12-19

207. Barthes R. Réponse à une question sur James Bond // Barthes R. Œuvres complètes en 5 tomes / Ed. E. Marty. Paris: Seuil, 2002. - 1099 р.

208. Brecht B. Bertolt Brechts Dreigroschenbuch : Texte, Materialien, Dokumente / Hrsg. von Siegfried Unseld. - Frankfurt am M.: Suhrkamp Verl., 1960. - 487 с.

209. Hockney D. Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters, 2006. - 336 с.

210. Department for Culture Media and Sport// Сайт Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании. -URL:www.gov.uk/government/publications/creative-industriesmapping-documents-1998 (дата обращения: 10.02.2022).

211. Dziga V., Michelson A. Kino-Eye: The Writings of Dziga Vertov / Translated O'Brien K. Berkeley, University of California Press. - 984. - 408 p.

212. Efron D. Gesture and Environment. N. Y.: King's crown Press, 1941. - 184 p.

213. Ekman P. A., Friesen W. Handbewegungen // Scherer K. R., Wallbott H. G. Nonverbale Kommunikation: For-schungsberichte zum Interaktionsverhalten. Weinheim - Basel, 1979. - P.108-123.

214. Federman M. (2004, July 23). What is the Meaning of the Medium is the Message7 - URL: http://individual.utoronto.ca/markfederman/article_mediumisthemessage.htm (дата обращения: 15.03.2022).

215. Florida R. The Rise of the Creative Class. New York: Basic Book, 2002. - 470 p.

216. Gomery D, Pafo-Ovelton K. The world History of Cinema. - China Film Press, 2016. - 124 p.

217. Huet А.,^п J., Lefebvre А. Capitalismeet Industries Culturelles. 2-ed. Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble, 1991. - 198 p.

218. Kuleva, M. Cultural Administrators as Creative Workers: the Case of Public and Non-governmental Cultural Institutions in St. Petersburg. Cultural Studies, 2018, Vol.32, No.5: pp. 727-746. (In Eng.).

219. Manovich Lev. Digital cinema and the history of moving image // The Language of New Media. MA: MIT Press, 2001. P. 293-308.

220. Manovich Lev. Media After Software // Journal of Visual Culture. - 2013 - № 12 (1). - P. 30-37.

221. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man, 1962. -293 p.

222. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. Cambridge; -London: MIT Press, 1994. - 355 p.

223. McLuhan, E. The Genesis of Laws of Media //The Antigonish Review. - 1988. - № 74-5. - P. 201-204.

224. Mekas J. «Movie Journal» //Village Voice, 2 July 1964, p. 13. - URL: https://www.warholstars.org/sleep.html (дата обращения: 10.02.2022).

225. Miege B. The Logic at Work in the New Cultural Industries// Media, Culture and Society. - 1987. - № 9. - P. 273-289.

226. Neyman, Y. Modern Challenges to Cinematographers with Vittorio Storaro, ASC, AIC // Y. Neyman, V, Storaro. - URL: https://youtu.be/FSCglUui0Xc (дата обращения: 15.05.2022).

227. Rifkin, Jeremy. The Age of Access. Penguin, 2000. - 325 p.

228. Robinson D. George Melies: Father of Film Fantasy. Museum of the Moving Image, 1993. - 60 p.

Приложение

ФИЛЬМОГРАФИЯ (список кино- и анимационных фильмов, указанных в тексте)

1. «Аватар», 2009 г., реж. Дж. Кэмерон.

2. «Александр Невский», 1938 г., реж. С.М. Эйзенштейн

3. «Амели», 2001, реж. Ж.П. Жене

4. «Анна Каренина. История Вронского», 2017 г., реж. К.Г. Шахназаров

5. «Анна Каренина», 1967 г., реж. А.Г. Зархи

6. «Анна Каренина», 2012 г., реж. Д. Райт

7. «Баллада о солдате», 1959 г., реж. Г.Н. Чухрай

8. «Бейб: четвероногий малыш», 1995 г., реж. К. Нунен

9. «Белые росы», 1983 г., реж. И.М. Добролюбов

10. «Бердмэн», 2014 г., реж. А.Г. Иньярриту

11. «Большая семья», 1954 г., реж. В.А. Кочетов

12. «Брат-2», 2000 г., реж. А.О. Балабанов

13. «Броненосец Потемкин», 1925 г., реж. С.М. Эйзенштейн

14. «В бой идут одни старики», 1973 г., реж. Л.Ф. Быков

15. «Ведьма из Блэр», 1999 г., реж. Д. Мирик

16. «Великий Гэтсби» 2000 г., реж. Р. Марковиц

17. «Веселые ребята», 1934 г., реж. Г.В. Александров

18. «Весна на Заречной улице», 1956 г., реж. Ф.Е. Миронер и М.М. Хуциев

19. «Властелин Колец», 2001 г., реж. П. Джексон

20. «Война и мир», 1967 г., реж. С.Ф. Бондарчук

21. «Волга-Волга», 1938 г., реж. Г.В. Александров

22. «Всадник по имени Смерть», 2004 г., реж. К.Г. Шахназаров

23. «Вторжение», 2020 г., реж. Ф. С. Бондарчук

24. «Город грехов», 2005 г., реж. Р. Родригес

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

«Грозовой перевал», 1992 г., реж. П. Козмински «Девчата», 1961 г., реж. Ю.С. Чулюкин «Девушка без адреса», 1957 г., реж. Э.А. Рязанов «Девятаев», 2021 г., реж. Т.Н. Бекмамбетов, С.Ю. Трофимов «Девятая рота», 2005 г., реж. Ф.С. Бондарчук «Дневной дозор», 2005 г., реж Т.Н. Бекмамбетов «Дождь», 1929 г., реж. Й. Ивенс «Долгая помолвка», 2005 г., реж. Ж.П. Жене

«Дом, в котором я живу», 1957 г., реж. Л.А. Кулиджанов и Я.А. Сегель

«Дон Сезан де Базан», 1989 г., реж. Я.Б. Фрид

«Елки», серия фильмов с 2010 по 2021 гг.

«Жесткий романс», 1984 г., реж. Э.А. Рязанов

«Защитники», 2017 г., реж. С.Г. Андреасян

«Звездные войны», трилогия 1977г., 1980 г., 1983 г., реж. Дж. Лукас

«Иван Бровкин на целине», 1958 г., реж. И.В. Лукинский

«Иван Грозный», 2 части, 1945 г., 1958 г., реж. С.М. Эйзенштей

«Иваново детство», 1962 г., реж. А.А. Тарковский

«Ирония судьбы. Продолжение», 2007 г., реж. Т.Н. Бекмамбетов

«Летят журавли», 1957 г., М.К. Калатозов

«Лилию Бельгии», 1915, реж. В.А. Старевич

«Много лет спустя», 1908 г., реж. Д. Гриффит

«Молодой папа», сериал, 2016 г., реж. П. Соррентино

«Москва слезам не верит», 1979 г., реж. В.В. Меньшов

«Мужики», 1981 г., реж. И.Л. Бабич

«Мужчина и женщина», 1966 г., реж. К. Лелуш

«Новый Гулливер», 1935 г., реж. А.Л. Птушко

«Ночной дозор», 2004 г., реж. Т.Н. Бекмамбетов

«Ночь перед Рождеством», 1913 г., реж. В.А. Старевич

«Обитаемый остров», 2 части, 2008 г., 2009 г., реж. Ф.С. Бондарчук

«Он-дракон», 2016 г., реж. И. Джендубаев

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

«Особенности национальной рыбалки», 1998 г., реж. А.В. Рогожкин

«Особо опасен», 2008 г., реж. Т.Н. Бекмамбетов

«Певец джаза», 1927 г., реж. А. Кросланд

«Персона», 1966 г., реж. И. Бергман

«Песнь соловья», 1923 г., реж. В.А. Старевич

«Песня про купца Калашникова», 1909 г., реж. А.А. Ханджонков

«Петра I», в 2 частях, 1937 г., 1938 г., реж. В.М. Петров

«По соображениям совести», 2016 г., реж. М. Гибсон

«Понизовая вольница», 1908 г., реж. А.О. Дранков

«Правила игры», 1939 г., реж. Ж. Ренуар

«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», 1895 г., братья Люмьер

«Притяжение», 2017 г., реж. Ф.С. Бондарчук

«Психо», 1960 г., реж. А. Хичкок

«Путешествие на Луну», 1902 г., реж. Ж. Мельес

«Рейнеке-лис», 1937 г., реж. В.А. Старевич

«Русский ковчег», 2001 г., реж. А.Н. Сокурова

«Светлый путь», 1940 г., реж. Г.В. Александров

«Свинарка и пастух», 1941 г., реж. И.А. Пырьев

«Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 г., реж. Н.С. Михалков

«Сказка», 2022 г., реж. А.Н. Сокуров

«Служебный роман», 1977 г., реж. Э.А. Рязанов

«Солнечный удар, 2014 г., реж. Н.С. Михалков

«Сон», 1964 г., реж. Э. Уорхол

«Спутник», 2020 г. реж. Е. Абраменко

«Сталинград», 2013 г., реж. Ф.С. Бондарчук

«Старик и море», 1999 г., реж. А.А. Петров

«Суворов», 1941 г., реж. В.И. Пудовкин

«Судьба человека», 1959 г., реж. С.Ф. Бондарчук

«Тайм-код», 2000 г., реж. М. Фиггис

«Танцующая в темноте», 2000 г., реж. Л. фон Триер

85. «Тени забытых предков», 1964 г., реж. С.И. Параджанов

86. «Тихий Дон», 1958 г., реж. С.А. Герасимов

87. «Убить Билла», 2 части, 2003 г., 2004 г., реж. К. Тарантино

88. «Убрать из друзей», 2015 г., реж. Л.Р. Габриадзе

89. «Угрюм-река», 4 серии, 1968 г., реж. Я.Л. Лапшин

90. «Фауст», 2011 г., реж. А.Н. Сокуров

91. «Форрест Гамп», 1994 г., реж. Р. Земекис

92. «Франкофония», 2015 г., реж. А.Н. Сокуров

93. «Цирк», 1938 г., реж. Г.В. Александров

94. «Чапаев», 1934 г., реж. братья Васильевы

95. «Человек с кинокамерой», 1929 г., реж. Дз. Вертов

96. «Шинель», в процессе сьемок с 1981 г., реж. Ю.Б. Норштейн

97. «Ширли-мырли»,1985 г., реж. В.В. Меньшов

98. «Эмма», 2020 г., реж. О. де Уайлд

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.