Компьютерная графика в экранных искусствах рубежа XX - XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Селезнев, Артем Евгеньевич
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат наук Селезнев, Артем Евгеньевич
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Компьютерная графика в контексте художественной культуры XX века
1.1 История возникновения и использования компьютерной графики в экранных произведениях
1.2 Особенности развития компьютерной графики в России
1.3 Субъекты-создатели технологий компьютерной графики
Выводы по I главе
ГЛАВА II. Компьютерная графика как средство выразительности
2.1 Компьютерная графика: эффекты, технологии и их применение
2.2 Композитинг в создании современного кинопроизведения
2.2.1 История возникновения и применения композитинга
2.2.2 Особенности применения композитинга в современном кинопроизведении
Выводы по II главе
ГЛАВА III. Практические особенности применения компьютерной графики в создании художественного произведения
3.1 Супервайзинг: технологии и перспективы
3.2 Художественно-эстетические аспекты применения компьютерной графики в современном искусстве
Выводы по III главе
Заключение
Библиография
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Влияние компьютерных спецэффектов на процесс смыслообразования в современной экранной культуре2014 год, кандидат наук Запрудин, Андрей Григорьевич
Художественная специфика цифрового искусства (на примере творчества художника кино)2016 год, кандидат наук Некрасов Дмитрий Юрьевич
Эстетические и технологические аспекты развития художественной формы российских анимационных фильмов 1990-х - 2020-х гг.2024 год, кандидат наук Зайцев Алексей Яковлевич
Художественное пространство экранного произведения: типология, образность, стилистика2012 год, кандидат наук Седловский, Анатолий Анатольевич
Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств2005 год, кандидат искусствоведения Монетов, Виктор Мартынович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Компьютерная графика в экранных искусствах рубежа XX - XXI веков»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Происходящие в развитии современной культуры и искусства процессы во многом детерминированы колоссальной эволюцией научно-технической сферы. Научно-технический прогресс нашел свое отражение и как тема, образ в искусстве, но, пожалуй, самое главное, что его достижения связаны с обогащением и расширением диапазона средств выразительности современного искусства. К числу таких относится компьютерная графика в экранных искусствах рубежа ХХ-ХХ1 веков.
Компьютерная графика, широко используемая в бытовой сфере, военных и космических технологиях, медицине и, безусловно, в искусстве, позволяет человеку увидеть и даже создать иллюзию прикосновения (ЗБ) к явлениям, которые могут быть в реальности не доступны, но зато в виртуальном мире вполне достижимы. Для искусства рубежа ХХ-ХХ1 столетий характерно, по нашему мнению, изменение его сущностных свойств, в том числе и природы художественного образа как его, искусства, неотъемлемого компонента посредством компьютерной графики, что нашло свое выражение в изменении онтологических, эстетических и аксиологических аспектов искусства и художественного творчества. Появление новых технологий съемки - технических средств, различных материалов и способов ее обработки - содействовали появлению новых экранных выразительных средств, и, как результат, появлению «новой эстетики» экранных искусств, основными направлениями которой становятся совершенствование технического качества цифрового изображения, усовершенствование средств обработки отснятого изображения и создание абсолютно нового, виртуального, изображения.
Видоизменение эстетических параметров, которое широко наблюдается в последнее время в аудиовизуальных произведениях разных
жанров, не сводится к изменению изображения и пространственно-
3
временных характеристик фильма или мультимедийного произведения. Интерактивные технологии, многокамерная съемка, технические возможности изменения изображения создают новые монтажные и драматургические приемы. Однако, несмотря на наличие значительного практического опыта в использовании компьютерной графики в киноискусстве и на ее роль в создании новых художественных образов и произведений искусства, она не становилась объектом специального искусствоведческого исследования в отечественной науке.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется малоизученностью заявленного феномена, необходимостью выявления и глубокого анализа его историко-культурных предпосылок возникновения и особенностей развития как художественно-эстетического явления, что в итоге позволит:
- систематизировать и расширить имеющиеся знания об этом художественном явлении культуры рубежа ХХ-ХХ1 веков с точки зрения искусствоведения;
- исследовать и выявить специфику данного художественного феномена в пространстве массовой культуры рубежа ХХ-ХХ1 веков.
Степень разработанности проблемы. В отечественной научной литературе практически не представлено работ, посвященных истории и специфике компьютерной графики как феномена синтеза научно-технической и художественной мысли. При исследовании автор опирается на научные труды по общей теории и истории искусств, на научно-техническую литературу, чтобы выявить историко-культурные, художественно-эстетические, научно-технические предпосылки возникновения компьютерной графики, проанализировать и систематизировать этапы ее развития в исторической ретроспективе, определить теоретико-методологические подходы к решению поставленных задач.
Исследованию художественной культуры XX века и значимости ее
изучения для понимания закономерностей эволюции искусства и развития
4
общества посвящены труды: М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, С.Т. Махлиной, H.A. Хренова, Т.Е. Шехтер и других. Так, например, М.С. Каган отмечает огромную роль научно-технического прогресса в жизни современного общества: «Во второй половине века проблема раздвоения культуры на элитарную и массовую приобрела новые аспекты, ибо благодаря небывалому развитию техники последняя получила возможность оказывать на художественную культуру такое влияние, какого не могла иметь в прошлом веке, когда она казалась антиподом искусства.. .»1.
Значимыми для решения задач, поставленных в данной работе, стали искусствоведческие и культурологические исследования Р. Арнхейма, В.И. Михалковича, Е.Г. Соколова и других. Так, Е.Г. Соколов подчеркивает, что «массовая культура ... ее природа, связана с урбанизацией, индустриализацией.. .»2.
В контексте понимания взаимосвязи и взаимовлиянии духовных и технических факторов художественного творчества важное значение имеет мысль русского философа H.A. Бердяева, который обращает внимание на то, что «техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви» . Это обстоятельство, безусловно, находит свое подтверждение во всех аспектах развития экранных искусств.
Современная гуманитарная наука исходит из положения, что эволюция культуры и искусства в XX веке во многом детерминирована развитием научно-технического прогресса и массового внедрения его достижений в жизнь современного человека.
В диссертации обобщены теоретические выводы (искусствоведов, гуманитариев, философов, культурологов, практиков и других) о взаимосвязи
1Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. - СПб.: Петрополис, 2003.-С. 277.
2Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 49-50.
3Бердяев H.A. Человек и машина. (Проблема социологии и метафизики техники) // Путь. -Париж, 1933. - № 38. - С. 3-38.
и взаимовлиянии художественных идей с технологическими достижениями, способствовавших пополнению изобразительных приемов экранных искусств. Это работы А. Базена, О.В. Грановской, Н.И. Дворко, Е.В. Дукова, Я.Б. Иоскевича, Л. Муссинака и других, в которых особое внимание уделено выразительным средствам экранного искусства. Исследователи отмечают, что «современные компьютерные технологии выступают в роли универсального посредника для многих форм творчества, позволяющего развить и расширить само понятие искусства»4. Кроме того, значимой для данного исследования стала мысль авторов О.В. Грановской, Е.В. Дукова, Я.Б. Иоскевича и других о том, что «современные компьютерные технологии выступают в роли универсального посредника для многих форм творчества, позволяющего развить и расширить само понятие искусства»5. Кроме того, значимым для данного исследования явился тезис, согласно которому «экранная культура ... становится основным механизмом формирования и трансляции норм, обычаев, традиций и ценностей, составляющих основу как отдельных культурных сообществ, так и массовой культуры. Именно технические возможности новых средств аудиовизуальной коммуникации инициировали процессы глобализации культуры»6.
Также, важное значение для исследования проблем использования компьютерной графики как средства выразительности имели научные труды, монографии: Б. Балаша, Т.И. Васильевой, В.П. Демина, В.Н. Ждана, В.И. Железняков, Я.Б. Иоскевича, Д. Лоусона, В.И. Михалковича и других, посвященные теоретическим вопросам взаимодействия техники и искусства. Ученые, анализируя данный вопрос, приходят к далеко неоднозначным выводам. Так, одни считают, что техническая сторона создания экранного
4Дворко Н.И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы: Автореф. дис. ... д-ра. искусствоведения. - М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2004. - С. 21.
5Дворко Н.И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы: Автореф. дис. ... д-ра. искусствоведения. - М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2004. - С. 21.
6Новые аудиовизуальные технологии: Учебное пособие I Грановская О.В., Дуков Е.В., Иоскевич Я.Б.; Под ред. Разлогова К.Э. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - С. 15.
6
произведения носит исключительно функциональный характер, то есть является инструментом, как кисть художника или карандаш. А другие отмечают, что «использование технических средств - это постоянный творческий поиск приемов и способов подачи художественного, документального, публицистического материала в ходе развития сюжета, создании образа события, образа обстоятельства и другие, умелая концентрация и расстановка смысловых и эмоциональных оценок,
7
психологических нюансов и ассоциативных моментов» .
Значимыми для данного исследования стали также фундаментальные труды по исследованию экранной культуры и искусства: Р. Арнхейма, Б. Балаша, Ю.М. Лотмана, JL Муссинака и других, уделивших особое внимание понятию художественного языка фильма. «Понимание языка фильма - лишь первый шаг к пониманию идейно-художественной функции кино - самого массового искусства XX века»8. Исследователи киноискусства отмечают, что этот вид искусства воссоздает реальность в особой художественной форме, где немаловажную роль играют новейшие технологии, в частности изобретение цифровых технологий способствовало появлению так называемой виртуальной реальности.
Особое значение для разработки положений исследования имели труды ученых, касающиеся феномена виртуальной культуры и ее значения в жизни современного общества (И.В. Бурлаков, A.B. Говорунов, Н.Б. Маньковская, В.М. Розин, Т.Е. Шехтер и другие).
Виртуальная культура стала своеобразным символом времени и развития современной культуры в целом. Так, исследователи отмечают, что виртуальная культура является неотъемлемой частью современного общества. Например, И.И. Югай определяет ее как «совокупность жанров, погружающих зрителя в концептуально новое пространство произведения
1 Васильева Т.Н. Технические средства в художественно-зрелищном мероприятии. - СПб.: СПбГИК, 1992. - С. 22.
%Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Т.: Ээсти Раамат, 1973. - С. 56.
посредством использования интерактивности, технологий» 9. В.М. Розин характеризует виртуальную реальность как «специфический вид символических реальностей»10, созданных при помощи компьютерных технологий. Т.Е. Шехтер обращает внимание на то, «... что искусство ныне и в будущем будет существовать в реальном и виртуальном измерениях. Последнее достигает совершенства, способного воплотить не только лицезрение, но и ощущение иного мира, созданного художественной фантазией творцов. Проблемой же станет преодоление двойственности и расширение эмоционального восприятия за счет новых возможностей. И тогда художественной задачей будет преодоление грани между двумя этими состояниями искусства и расширение мира человеческого восприятия»11.
Также особое значение для решения задач диссертации сыграли труды по психологии восприятия искусства (Б. Балаш, Л.С. Выготский, 3. Кракауэр, А. Моль и другие), в том числе искусственно создаваемой виртуальной реальности (П. Борсюк, К.Э Разлогов и другие). Ученые в своих работах подробно анализировали формы и специфику воздействия искусства на человека.
Появление на рубеже ХХ-ХХ1 столетий феномена виртуальной реальности и особенности ее восприятия на психофизическом уровне, как свидетельствуют исследования, имеют свои особенности. Так на пример П. Борсюк, отмечает, что «задача любого художника - передать другим людям свое ощущение мира, свою радость, а иногда и боль. Технологии виртуальной реальности дают невиданные доселе средства для творческого самовыражения, они позволяют зрителю не просто пассивно воспринимать
9Югай И.И. Компьютерная игра как вид художественной практики // Известия российского государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2007. - № 14 (37). - С. 367. юРозин В.М. Технологии виртуальных реальностей // Традиционная и современная
технология (Филос.-методол. анализ) // РАН. Ин-т философии / Отв. ред. В.М. Розин. М., 1999.-С. 163.
11 Шехтер Т.Е. Процессы маргинализации в современной художественной культуре. Дис. ... д-ра филос. наук. - СПб.: СПбГУ, 1998. - С. 302-303.
8
произведения искусства, а стать непосредственным участником созданного художником фантастического мира»12.
Не меньшее значение для данной работы имели труды и различные интернет-источники13, которые пользуются высокой популярностью среди людей профессионально занимающихся компьютерной графикой и посвящены непосредственно проблемам специфики технологических аспектов работы с компьютерной графикой: Р. Бринкман, A.B. Керлоу, Ф. Легрензи, С. Цыпцын и других. Особое внимание данные ученые обращали на технологические проблемы создания определенных эффектов (фотореалистичный рендеринг, отражений и другие) посредством компьютерной графики. Например, A.B. Керлоу в своей работе пишет следующее: «Технические достижения оказывают глубокое воздействие на рабочие реалии цифрового производства, поскольку определяют множество навыков, необходимых для выполнения проекта»14.
Практическими источниками для некоторых результатов исследования стали научно-популярные работы, посвященные особенностям производства знаковых кинокартин с применением компьютерной графики: Д. Бресман «Искусство „Звездных войн: Эпизод первый: Скрытая угроза"» (1999); О.
l2Borsuk P. Virtual reality and art. - M.: Silicon Graphics, Inc., 1997. URL: http://www.sgi.ru/articles/4_96/borsuk/ (дата обращения: 02.11.2009).
13Цыпцын С. Понимая Maya. - М.: Арт Хаус Медиа, 2007 - С. 16; Legrenzi F. VRay-The complete guide.3Dtotal, 2008, -РЛ)8;Мо/?озДИсториякомпьютерногокинематографа.иКЬ: http://www.3dnews.ru/editorial/lcinema/; Wayne E.C. CGI Historical Timeline. URL: https://design.osu.edu/carlson/history/timeline.html; ЭнциклопедияВикипедия. URL: http ://e n:wikipedia. org/wiki/Timeline_of_computer_animation_in_film_and_television/; КомпьютернаяграфикавРоссии. URL: http:// www.graphicon.ru/ru/russia/history/; Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус. URL: http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=3&e_dept_id=5&e_chrdept_id=2&e_chr_id =416&chr_year=1993/; Портал профессионалов компьютерной графики. URL: http://www.cgtalk.ru(;(axa обращения: 02.11.2009);имногиедругие.
14Керлоу A.B. Искусство 3D анимации и спецэффектов. Перев. с англ. Е.В. Смолиной. -М.: ООО «Вершина», 2004. - С. 68.
Голднер и Дж. Тернер «Создавая „Кинг Конга"» (2010); Дон Шей «Создавая фильм „Парк Юрского периода"» (1993)15.
Вышеназванные источники явились важным вкладом в исследование истории и специфики развития компьютерной графики от научно-технического элемента в медицине и военной промышленности до средства художественной выразительности и способа создания художественного образа в современном искусстве. Следует обратить внимание, что данная литература не переводилась на русский язык и мало известна отечественному киноведению, но имеет широкую популярность среди специалистов, работающих в сфере компьютерной графики.
Целый ряд диссертационных исследований отечественных ученых приобрел особое значение для разработки теоретических положений данной работы. Так, например, в работе H.JT. Соколовой «Популярная культура в эпоху „новых" медиа: социальный анализ культурных практик» автор рассматривает подробно значение и влияние современных веб-технологий на развитие современной культуры; подробно останавливает внимание на влиянии новых медиа в рамках поп-культуры в пространстве интернета; отмечает, что «стремительное распространение „новых" (цифровых) медиа затронуло многие стороны культуры, изменило жизненное пространство современного человека»16.
Большое значение для нашего исследования имело диссертационное исследование В.Ф. Познина «Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты»17, в котором подробно анализируются выразительные средства экранных искусств - звук, видео, компьютерная графика и другие. Автор особо отмечает, что «экранное
15The Art of Star Wars : Episode 1: The Phantom Menace; 1999; Orville Goldner's Skull Island Slideshow: Creation (1931-2) and King Kong (1933),2010; All the King's Men: volume 1: The Orville Goldner Interviews, 2011; The Making of Jurassic Park, 1993.
1вСоколова Н.Л. Популярная культура в эпоху «новых» медиа: социальный анализ культурных практик: Дис. ... д-ра. филос. наук: 09.00.11. - Самара, 2010. - С. 7. 11Познин В.Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты: Дис. ... д-ра. иск-ния: 17.00.09. -СПб.,2009.
10
искусство имманентно связано с техникой, и вся история развития кино, телевидения, мультимедиа показывает, что изменение эстетики аудиовизуальных произведений объясняется не только лишь воздействием перемен в обществе и в культурной среде, но и является результатом процесса взаимодействия творческих идей с идеями техническими»18, что послужило одним из основных аспектов для разработки положений данной диссертации.
Также существует целый ряд диссертационных работ, которые так или иначе затрагивают изучение компьютерной графики в рамках современного искусствоведения. Так, например, В.М. Монетов в диссертационном исследовании «Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств» особое внимание уделяет применению компьютерной графики в телевидении, в веб-технологиях и полиграфии, а вот исторический аспект раскрыт недостаточно полно, и сам автор отмечает это в своей работе: «... кратко прослеживается влияние технологии и материалов искусства на средства выразительности в исторической перспективе»19.
А в диссертационном исследовании Е. А. Попова «Анимационное
20
произведение: типология и эволюция образных средств» особое внимание уделяется изучению «анимационных образных средств, их типология и пути развития», а компьютерная графика затрагивается как один из способов создании анимации. В научно-исследовательской работе М.А. Степановой «Компьютерные спецэффекты на материале голливудского кино последнего десятилетия XX века» рассматривается графика в исторической ретроспективе, но за небольшой временной период, что, на наш взгляд, требует дальнейшего раскрытия этого вопроса для отражения более полной
пПознин В.Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты: Дис. ...д-ра. иск-ния: 17.00.09. -СПб.,2009. - С. 24.
19Монетов В.М. Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств: Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.03. -М., 2005. -С. 31.
20Попов Е. А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств: Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.09,- СПб., 2011. - С. 4.
И
картины развития компьютерной графики и влияния ее на экранные искусства. Как и отмечает сам автор: «Целью данной работы является выявление общих черт и закономерностей развития компьютерных спецэффектов на материале голливудского кино последнего десятилетия XX века»21.
Также для нашего исследования особый интерес представляет работа М.Р. Ханаи «Анимация и современное игровое кино (К проблеме использования новейших компьютерных технологий)», в которой «речь идет
о том, чтобы выделить для исследования ту часть новых технологий, которая
~ 22
связана с анимациеи» .
Диссертационные работы целого ряда отечественных ученых, связанные с развитием технологий и их значения в развитии видов и жанров современного искусства представляли для данного исследования несомненный интерес. Особое значение для разработки теоретических положении данной диссертации работа C.B. Хлыстуновой «Специальные эффекты в художественном пространстве фильма. История, современное состояние, перспективы». «Главный интерес автора сосредоточен на возможности выявить закономерности влияния развития технологии созданияспецэффектов на развитие жанровой палитры кинематографа, в особенности зрелищных его видов»23. Автор дает типологию спецэффектов, которая стала важной отправной точкой для разработки положений нашей диссертации. Однако спецэффекты, создаваемые средствами компьютерной графики, в ее работе практически не рассматриваются.
В диссертационном исследовании И.И. Югай «Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже XX-XXI веков»
21Степанова М.А. Компьютерные спецэффекты на материале голливудского кино последнего десятилетия XX века: Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.03. -М., 2005. - С. 25.
22Ханаи М.Р. Анимация и современное игровое кино (К проблеме использования новейших компьютерных технологий): Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.03. - М.,2003. - С. 5.
23Хлыстунова C.B. Специальные эффекты в художественном пространстве фильма:История, современное состояние, перспективы: Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.09. -СПб., 2005. - С. 3.
рассматривается компьютерная игра как жанр художественного творчества; основное внимание автор сосредотачивает на «определении специфики компьютерной игры как жанра виртуальной художественной культуры и так
24
далее» .
В современной литературе существует ряд научно-популярных исследований, касающихся отдельных аспектов истории развития компьютерной графики и персоналий, например, исследования Б. Г^гегш, К.Вппкшапп и других. Однако их работы освещают исключительно технологические аспекты истории развития компьютерной графики. В них приводятся данные о тех, кто имел непосредственное отношение к созданию рассматриваемых технологий; эти сведения явились важным источником информации для некоторых аспектов нашего исследования.
Как показал анализ диссертационных работ, целостного системного исследования компьютерной графики с искусствоведческой точки зрения не было, рассматривались лишь отдельные аспекты влияния компьютерной графики на киноискусство.
Системное изучение истории, специфики возникновения и развития компьютерной графики как художественно-технического феномена, рассмотрение ее в контексте развития современных экранных искусств почти отсутствует, таким образом исследование вышеназванных аспектов компьютерной графики является в высшей степени актуальным.
Объект исследования: компьютерная графика в экранных искусствах ХХ-ХХ1 веков.
Предмет исследования: компьютерная графика как средство художественной выразительности в экранных искусствах ХХ-ХХ1 столетия.
24Югай И.И. Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.09. -СПб.,2008. - С. 6.
Целъ исследования: теоретическое и практическое осмысление компьютерной графики как средства художественной выразительности в экранных искусствах ХХ-ХХ1 столетия.
Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- определить понятие «компьютерная графика» с искусствоведческой точки зрения;
- проанализировать культурно-исторические и научно-технические предпосылки формирования и развития компьютерной графики как средства выразительности в современном киноискусстве;
- выявить особенности вклада зарубежных и российских субъектов-создателей в разработку и применение компьютерной графики в произведениях киноискусства;
- исследовать эффекты, технологии компьютерной графики как средства выразительности в создании художественного образа в киноискусстве;
- проанализировать значение технологий композитинга в создании художественных произведений;
- рассмотреть практическое значение использования компьютерной графики в создании выразительных художественных образов, сцен, эпизодов в произведениях современного киноискусства;
- определить роль супервайзера в постановке современных картин с использованием компьютерной графики;
- выявить художественно-технологические этапы создания, реализации и художественно-эстетические аспекты применения компьютерной графики в произведениях киноискусства ХХ-ХХ1 веков.
Логика поставленных целей и задач определила специфику структуры диссертации.
Теоретико-методологическим основанием данного исследования
стали научные труды по специфике художественной культуры XX века, по
14
философии культуры, истории и теории искусства, психологии его восприятия, технологии компьютерной графики, основными положениями которых являются:
- понимание специфики художественной культуры XX века как духовно-творческой и научно-технической целостности (Н.И. Дворко, М.С. Каган, С.Т. Махлина, H.JI. Соколова, H.A. Хренов, Т.Е. Шехтер и другие);
- социально-психологическое исследование и обоснование процессов художественного восприятия (Р. Арнхейм, JI.C. Выготский, О.В. Грановская, Я.Б. Иоскевич, К.Э Разлогов и другие);
- компьютерная графика как средство выразительности в современном экранном произведении (Р. Бринкман, О.И. Дворниченко, С. Цыпцын и другие);
- экранные искусства как важнейший фактор современной массовой культуры (Р. Арнхейм, Б. Балаш, В.И. Михалкович, Ж. Садуль, Е.Г. Соколов и другие);
- рассмотрение особенностей компьютерной графики, спецэффектов и анимации в контексте эволюции экранных искусств (A.B. Керлоу, Ф. Легрензи, В.В. Монетов, Е.А. Попов, М.А. Степанова, М.Р. Ханаи, C.B. Хлыстунова и другие);
- особенности визуальных технологий как фактора воздействия на восприятие зрителя в киноискусстве (JI.B. Кулешов, A.A. Тарковский, С.М. Эйзенштейн и другие).
Методы исследования. В ходе исследования были применены:
- культурно-исторический метод способствовал выявлению историко-теоретических аспектов возникновения и развития компьютерной графики как художественно-технического феномена;
- методы описания и сопоставления применялись в исследовании произведений искусства с использованием компьютерной графики;
- сравнительно-исторический и художественно-аналитический методы
позволили выделить преемственные связи между художественными и
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Художественно-выразительные средства компьютерных игр: типология и эволюция2011 год, кандидат искусствоведения Мошков, Никита Алексеевич
Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств2011 год, кандидат искусствоведения Попов, Евгений Александрович
Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты2009 год, доктор искусствоведения Познин, Виталий Федорович
Российское кино как культурная индустрия в контексте развития цифровых медиа2023 год, кандидат наук Ляо Яньни
Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий2009 год, доктор искусствоведения Кривуля, Наталья Геннадьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Селезнев, Артем Евгеньевич, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Адорно Т.А. Социология музыки. СПб.: Университетская книга, 1998. -445 с.
2. Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Иностранная литература, 1960. - 206 с.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -386 с.
4. Артюх А. Киборги большие и малые // Искусство кино. - 2000. - №7. -84 с.
5. Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972. - 373 с.
6. Балаш Б. Искусство кино. М.: Госкиноиздат, 1945. - 203 с.
7. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - 608 с.
8. Бердяев H.A. Человек и машина. (Проблема социологии и метафизики техники). - Париж.: Путь, 1933. №38. - 3-38 с.
9. Бурлаков И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр. М.: Класс, 2000. — 142с
10. Васильева Т.И. Технические средства в художественно-зрелищном мероприятии.СПб.: СПБбГИК, 1992. - 83 с.
11. Вендерс В. Логика изображения. Эссе, тексты, интервью. СПб.: Б&К, 2003.-432 с.
12. Геленджинус Ю. Интервью от 07 июля 2010г. Начальник отдела композитинга, студии «Пространство Идей».
13. Говорунов A.B. Человек в ситуации виртуальной реальности. // Информация, коммуникация, общество. СПб., 2000. - 15 с.
14. Головня А.Д. Мастерство кинооператора. М.: Искусство, 1965. - 240 с.
15. Громов Е.С., Маньковская Н.Б. Постмодернизм: теория и практика. М.: ВГИК, 2002. - 135 с.
16. Дворко Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология. СПб.:СПБГУП, 2005. - 176 с.
17. Дворко Н.И. Профессия - режиссер мультимедиа. СПб.: СПБГУП, 2004.-160 с.
18. Дворко Н.И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы: Автореф. дис. ... докт. искусствоведения. М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2004. - 334 с.
19. Дворко Н.И. Роль компьютерных технологий в расширении выразительных возможностей экранных искусств. // Ученые записки факультета искусств. СПб., 2000. - 88 с.
20. Дворниченко О.И. Гармония фильма. М.: Искусство, 1982. -200 с.
21. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 1994. - 570 с.
22. Жанры кино: Сб. статей / Отв. Ред. В. И. Фомин. М.: Искусство, 1979. -319 с.
23. Ждан В.Н. Введение в эстетику фильма. М.: Искусство, 1972. - 327 с.
24. Ждан В.Н. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982. - 375 с.
25. Железняков В.Н. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. М.: ВГИК, 2000. - 240 с.
26. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. СПб.: Петрополис, 2003. - 320 с.
27. Каган М.С. Философия культуры. Учебное пособие. СПб., 1996 - 415с.
28. Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. СПб.: Алетейя, 2000. - 432 с.
29. Кандинский В.В.О духовном в искусстве. М.: Искусство, 1992. - 110 с.
30. Керлоу А.В. Искусство ЗБ анимации и спецэффектов (пер.с английского Е.В. Смолиной). М.: ООО «Вершина», 2004. -481 с.
31. Кино: Методологические исследования. // Сб. науч. работ. Составитель и научный редактор В.М. Муриан. М.: ВГИК, 2001. - 210 с.
32. Кинословарь: В 2т. / отв.ред. Юткевич С.И. М.: Совет, инцикл., 1970. Т.2. - 1424 с.
33. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. -424 с.
34. Кулешов JI.B. Статья. Материалы./ Составитель A.C. Хохлов. М.: Искусство, 1979. - 240 с.
35. Курт У. Супервайзер визуальных эффектов. // «Cinefex», - 2010. - июль-август. - С. 9, 13-14, 88.
36. Лихачёв Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С.74 - 78.
37. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин.: Ээсти Раамат, 1973. - 68 с.
38. Лоусон Д.Г. Фильм - творческий процесс. М.: Искусство, 1965. - 468 с.
39. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: КАНОН-пресс-», 2003. -464 с.
40. Мартен М. Язык кино. М.: Искусство, 1959. - 292 с.
41. Марш Э.У. Титаник Джеймса Кэмерона. М.: Слово, 1998. -178 с.
42. Массовые виды искусства и современная художественная культура./Отв. Ред. и сост. В.П. Демин. М, 1976. - 272 с.
43. Махлина С.Т. О синергетическом анализе художественного произведения//Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М. С. Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 301 с.
44. Махлина С.Т. Язык искусства. Ленинград.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1990.-88 с.
45. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб.: СПбГАК, 1995.-216 с.
46. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986. - 223 с.
47. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. - 352 с.
48. Монетов В.М. Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств: Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.03. М., 2005.- 181 с.
49. Муссинак JI. Избранное. М.: Искусство, 1981. - 278 с.
50. Негодаев И.А. Информатизация культуры. Ростов-на-Дону.: ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.
51. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст (компьютерные журналы). T. VI. СПб.: Сеанс, 2004. - 78 с.
52. Новые аудиовизуальные технологии. Грановская О.В., Дуков Е.В., Иоскевич Я.Б. / отв. ред. Разлогов К. Э. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 488 с.
53. Познин В.Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты: Дис. ... д-ра иск-ния: 17.00.09. СПб., 2009. -345 с.
54. Познин В.Ф. Изобразительное решение аудиовизуального произведения. Курс лекций. СПБ.: СПБГУ, 2007.-136 с.
55. Попов Е. Е. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств: Дис. ...канд. иск-ния: 17.00.09. СПб., 2011. - 181 с.
56. Потемкин C.B. Влияние эстетики видео и специфики телеискусства на эволюцию киноязыка: Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.03. М., 2007. - 190 с.
57. Прохоров А.В, Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. М., 1989. №6. - 71-74 с.
58. Разголов К.Э.Искусство экрана: проблемы выразительности. М.: Искусство, 1982. - 158 с.
59. Разголов К.Э.Экранное искусство в эпоху новых технологий // CLOSE UP. Историко-теоретический семинар во ВГИКе. Лекции. 1996-1998. М, 2001.-100 с.
60. Розин В.М.Технологии виртуальных реальностей // Традиционная и современная технология (Филос.-методол. анализ) / РАН. Ин-т философии / Отв. ред. В.М. Розин. М, 1999. - 216 с.
61. Савицкая Т.Е. Культура XXI, новые мутации на рубеже тысячелетий.// Культура в современном мире. Выпуск-3. М.: Изд. РГБ. 1999.-3-28 с.
62. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Искусство, 1975. Т.4. К.1. - 528с.
63. Сапунов Б.М. Культурология телевидения: Учебное пособие. М.: Айыына, 2001. - 298 с.
64. Селиванов В.В. Искусство XX века: эстетические теории и художественная практика. Л.: Знание, 1991. - 126 с.
65. Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 280 с.
66. Соколова Н.Л. Популярная культура в эпоху «новых» медиа: социальный анализ культурных практик: Дис. ... д-ра. филос. наук: 09.00.11. Самара, 2010.-183 с.
67. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992. - 544 с.
68. Степанова М.А. Компьютерные спецэффекты на материале голливудского кино последнего десятилетия XX века: Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.03.М., 2005. - 215 с.
69. Тарковский A.A. Уроки режиссуры. М.: ВИППК, 1992. - 92 с.
70. Теплиц Е. История киноискусства. 1895-1927 гг. М.: Искусство, 1968. -134 с.
71. Теракопян М.Л. Влияние компьютерных технологий на современный кинопроцесс: Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.03. М., 2007. - 175 с.
72. Турлюн Л.Н. Компьютерная графика как особый вид современного
искусства: Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.04. Бийск, 2006. - 203 с.
151
73. Ханаи М.Р. Анимация и современное игровое кино (К проблеме использования новейших компьютерных технологий): Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.03.М., 2003. - 114 с.
74. Хлыстунова C.B. Специальные эффекты в художественном пространстве фильма.: История, современное состояние, перспективы: Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.09. СПб.,2005. - 171 с.
75. Хренов H.A. Психология города и взаимодействие зрелищ и публики в конце XIX- начале XX века // Художник и публика, сборник научных трудов. / Ред. Е. Хваленская. Л.: ЛГИТМиК, 1981. - 70-72 с.
76. Цыпцын С. Понимая Maya, M.: Арт Хаус Медиа, 2007. - 1428 с.
77. Шехтер Т.Е. Искусство как реальность. Очерки метафизики художественного. СПб.: Астерион, 2005. - 258 с.
78. Шехтер Т.Е. Процессы маргинализации в современной художественной культуре: Дис. ... д-ра филос. наук. СПб.: СПБГУ, 1998. -347 с.
79. Шикин Е.В., Боресков А. В. Компьютерная графика. Динамика, реалистические изображения. М.: Диалог-МИФИ, 1995. - 288 с.
80. Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства / Под ред. Е. Я. Басина. М.: Смысл, 2002. - 335 с.
81. Югай И.И. Компьютерная игра как вид художественной практики // Известия российского государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб, 2007. -№ 14 (37). - 367-372 с.
82. Югай И.И. Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже XX-XXI веков: Дис. ... канд. иск-ния: 17.00.09.СПб.,2008. - 226 с.
83. All the King's Men: volume 1: The Orville Goldner Interviews.: Luminary Press, 2011.-162 p.
84. Aumont J. Aesthetics of Film.: Austin, 1992. -212 p.
85. Bizony P. Digital Domain: The Leading Edge of Visual Effects.: Watson-Guptill Pubs, 2001. -256 p.
86. Brinkmann R. The Art and Science of digital compositing.: Morgan Kaufmann, 1999. - 426p.
87. Giannetti L., Eyman S. Flashback: A Brief History of Film.: Prentice Hall, 2000. - 614 p.
88. Goulekas K.E., Kaufmann M. Visual Effects in A Digital World: A Comprehensive Glossary of over 7000 Visual Effects Terms. 2001. - 616 p.
89. Königsberg I. The Complete Film Dictionary.: Penguin, 1998. - 480p.
90. Legrenzi F. VRay-The complete guide.: Borgosatollo, 2008. - 1050p.
91. Lippman W. Public Opinion / With a new introduction by Michhael Curtis. New Brunswick, 1997. -288p.
92. Menster M., Aronowitz S. On Cultural Studies, Science and Technology in Stanley Aronowitz, Barbara Martinsons and Michael Menser (eds.) Technoscience and Cyberculture. New York.: Routledge. 1996. - 323 p.
93. Mitchell W. The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-photographic Era. Cambridge, Mass.: The MIT Press. 1992. -283 p.
94. Nichols B. Representing Reality: Issues and Concepts in Documentary.: Bloomington. 1991. - 313p.
95. Orville Goldner's Skull Island Slideshow: Creation (1931-2) and King Kong (1933). 2010,- 126p.
96. Popper F. Visualization, Cultural Mediation and Dual Creativity in Leonardo.: France, 1994. - 405p.
97. Richard A. Projecting Illusion; Film Spectatorship and the Impression of Reality.: Cambridge . 1995. - 188p.
98. Rickitt R. Special Effects: The History and Technique. L.: Watson-Guptill Pubs, 2000. - 320 p.
99. Robertson B. Building a better mouse // Computer Graphics World. Volume: 22 Issue: 12 1999. Dec.-31, 44 p.
100.Robertson B. Crowd Control // Computer Graphics World. 1998. February. -79 p.
101. Sutherland I. Sketchpad: A Man-Machine Graphical Communication System. New York.: Garland Publishers, 1980. - 176p.
102.The Art of Star Wars: Episode 1: The Phantom Menace.:Del Rey, 1999. - 50
P-
103.The Making of Jurassic Park.:Ballantine Books, 1993. - 195p.
104.White T. The animators workbook: Step-by-step Techniques of Drawn Animation.:Watson-Guptill, 1988. - 160 p.
105.Williams R. The Animator's Survival Kit: A manual of Methods, Principles, and Formulas for Classical, Computer, Games, Stop Motion, and Internet Animators.:Faber & Faber, 2002. - 342 p.
106.Wise R. Multimedia: A Critical Introduction, London.:Routledge, 2000. -228p.
Электронные ресурсы:
107.A Critical History Of Computer Graphics And Animation. URL: https://design.osu.edu/carlson/history/lessonl4.html (дата обращения: 12.05.2011).
108. A Critical History of Computer Graphics and Animation. URL: https ://design.osu.edu/carlson/history/lesson5 .html (дата обращения: 18.10.2011).
109.An Encyclopedia Britannica Company. URL: http://www.merriam-webster,com/dictionary/century?show=0&t= 1302512649(дата обращения: 18.04.2009).
110.Borsuk P. Virtual reality and art. - M.: Silicon Graphics, Inc., 1997. URL: http://www.sgi.ru/articles/4_96/borsuk/ (дата обращения: 02.11.2009).
111.Building Information Modeling. URL: http://dcom.arch.gatech.edu/chuck/ (дата обращения: 28.10.2011).
112.CGI history timeline. URL: http://sr789.wordpress.com/2007/ll/22/cg-timeline (дата обращения: 23.01.2010).
113.Digital art museum. История развития компьютерной графики. URL:
http://paintertut.hl2.ru/other/cghistory.html (дата обращения: 02.01.2010).
154
114.Digital Creatives. URL: http://digitalcreatives.ru/home.html (дата обращения: 29.02.2010).
115.Flueckiger, В. History of visual effects VFX, Computer Graphics, Computer Animation. URL: http://www.zauberklang.ch/timeline.php (дата обращения: 02.01.2010).
116.Graphics and Visualization Center. URL: http://www.cs.brown.edu/stc/ (дата обращения: 29.10.2011).
117.High-Tech Productions. The history of film. Television and video. URL: http://www.high-techproductions.com/historyoftelevision.htm (дата обращения: 30.08.2010).
118.History of computer graphics. URL: http://hem.passagen.se/des/hocg/hocg_1990.htm (дата обращения: 02.01.2010).
119.History Of Projection Screens. URL: http://www.projectionscreen.net/history#axzzlibySvaIp (дата обращения: 19.07.2010).
120.Inside LucasFilm. Company History. URL:
http://www.lucasfilm.com/inside/history/ (дата обращения: 18.10.2011).
121.Match Moving.URL: http://cgfrosty.com/cgfrosty/matchmoving (дата обращения: 19.07.2010).
122.Match Moving. URL: http://cgfrosty.com/cgfrosty/matchmoving/ (дата обращения: 29.07.2010).
123.Match Moving. URL: http://cgfrosty.com (дата обращения: 29.08.2010).
124.Matchmoving introduction. URL: http://www.slideshare.net/cgfrosty/ matchmoving-introduction (дата обращения: 19.07.2010).
125.Matte Paint. URL: http://mattepaint.org/showthread.php?t=422&langid =1 (дата обращения: 29.08.2010).
126.Matte Paintings URL: http://mediasapiens.tv/archives/tag/matte-painting/ (дата обращения: 10.06.2010).
127.Matte paintings. URL: http://valiko.in.ua/tag/matte-paintings/ (дата обращения: 10.06.2010).
128. Visual Effects & Computer Graphics Production URL: http://mrpost.ru/ru/index.htm (дата обращения: 01.09.2009).
129. University research labs evolve to investigate CG issues. URL: https://design.osu.edu/carlson/history/lesson5.html (дата обращения: 28.10.2011).
130.Wayne E.C. CGI Historical Timeline. URL: https://design.osu.edu/carlson/ history/timeline.html(flaTa обращения: 28.10.2011).
131. Wayne E.C. CGI Historical Timeline. URL: https://design.osu.edu/carlson/history/lesson9.html (дата обращения:28.10.2011).
132. Wayne E.C. CGI Historical Timeline. URL: https://design.osu.edu/carlson/history/lesson4.html (дата обращения:28.10.2011).
133. Wayne E.C. Computer Graphics Timeline. URL: http://sophia.javeriana.edu.co/~ochavarr/computer_graphics_history/historia/( дата обращения: 02.11.2009).
134. Wayne E.C. Computer Graphics Timeline. URL: http //design.osu.edu/carlson/history/timeline.html (дата обращения: 06.10.2009).
135.Арнхейм P. Искусство среди предметов. URL: http://photo-element.ru/analysis/arnheim-3/arnheim-3.html (дата обращения: 19.05.2010).
136.Вельтмандер П.В. Вводный курс компьютерной графики. URL: http://bourabai.kz/graphics/01.htm (дата обращения: 02.07.2009).
137. Визуальные эффекты «Начала». URL: http://film-effects.ru/index.php/films/266-inception.html (дата обращения: 08.06.2011).
138.Ильин Ю. Российское кино и компьютерная графика - роман с препятствиями. URL: http://www.mir3d.ru/articles/230/ (дата обращения: 18.10.2009).
13 9. Ильин Ю. Эволюция трехмерной графики в кино: все только начинается. URL: http://www.mir3d.ru/articles/73/ (дата обращения: 28.10.2011).
140.Искусство MattePaint. URL: http://hdcollection.ru/interesnoe-pro-kino/rabota-xudozhnikov-v-kino.html (дата обращения: 19.07.2010).
141.История компьютерной графики. URL: http://shynok.com.ua/faq/grf/66-grafomania.html (дата обращения: 05.02.2010).
142.Как делают мультфильмы - история жанра. URL: http://ulin.ru (дата обращения: 28.10.2011).
143. Как делают мультфильмы - история жанра. URL: http://ulin.ru/whatshow.htm (дата обращения: 28.11.2011).
144.Как снимать Видео? Легко! Эффективный видеомонтаж, монтаж видео дома. URL: http://montag-video.ru (дата обращения: 29.02.2010).
145.Кеинг. URL: http://www.videographer.su (дата обращения: 18.04.2009).
146.Книги по истории создания и развития компьютерной графики. URL: http://www.cgtalk.ru/forum/archive/index.php/t-24393.html, перспективы развития КГ. URL: http://www.render.ru/forum/viewtopic.php?post_id= 119513 (дата обращения: 02.07.2009).
147.Комбинированные съемки. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/ 976326 (дата обращения: 28.10.2011).
148.Композитинг. URL: http://3dyuriki.com/2010/03/ll/kompoziting-compositing-slovar/ (дата обращения: 29.08.2010).
149.Композитинг. URL: http://artgonavt.ru (дата обращения: 18.04.2009).
150.Компьютерная графика. URL: http://chookey.narod.ru/ (дата обращения: 02.07.2009).
151.Компьютерная графика. URL: http://forums.playground.ru/software/ graphics/566780(flaTa обращения: 18.10.2010).
152.Компьютерная графика. URL: http://kartina55.narod.ru/kompgrafic.html (дата обращения: 10.11.2009).
153.Компьютерная помощь. URL: http://www.computerer.ru/?p=l 300489106 (дата обращения: 02.11.2009).
154.Куликов А.И., Овчинникова Т.Э. Алгоритмические основы современной компьютерной графики. URL: http://www.intuit.ru/department/graphics/ graphalg/1/2.html (дата обращения: 02.06.2010).
155.Ладейщикова Е.М. Компьютерная геометрия и графика. URL: http://artem221287.narod.ru/komp_graf.htm/(flaTa обращения: 02.07.2009).
156.Лещенко Ю. Компьютерная графика. Векторная и растровая гpaфикa.URL: http://otherreferats.allbest.ru/programming/00129198_0.html (дата обращения: 08.06.2011).
157.Лещинский В. Наш кинематограф не видит шире, чем затирка тросов. / Известия (Москва), № 240, 30.12.2005. URL: http://webground.su/rubric/2009/12/30/iskusstvo_izobrazitelnoe/retro (дата обращения: 18.10.2009).
158.Мороз Д. История компьютерного кинематографа. URL: http://www.3dnews.ru/editorial/lcinema/ (дата обращения: 02.11.2009).
159.На съемочной площадке «Начала». URL: http://film-effects.ru/index.php/moduls/265-filming-inception.html (дата обращения: 08.06.2011).
160.Немного о спецэффектах в кино. URL: http://artdepartment.yvision.kz/blog/106352.html (дата обращения: 28.10.2011).
161.Обзор медиаотрасли. В состоянии спецэффекта. URL: http://www.ostankino.ru/news/tvnews/text-2411 .Ы:т1(дата обращения: 18.10.2009).
162. Обучение книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики. URL: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/ 2c0b65635a2ac78b4c43a88421316c37_0.html (дата обращения: 02.12.2009).
163.Оператор Уолли Пфистер и его работа в фильме «Начало». URL: http://film-effects.ru/index.php/fxpersona/271 -wally-pfister.html (дата
обращения: 08.06.2011).
164. Основы компьютерной графики. URL: http://library.sredaboom.ru/ar51.html (дата обращения: 07.11.2009).
165. Портал профессионалов компьютерной графики. URL: http://www.cgtalk.ru (дата обращения: 02.11.2009).
166.Программы для композитинга и создания визуальных эффектов. Часть 1 .URL: http://mozhenko.blogspot.com/2009/02/blog-post_22.html (дата обращения: 29.02.2010).
167.Программы для композитинга и создания визуальных эффектов. Часть 2. URL: http://mozhenko.blogspot.com (дата обращения: 29.08.2010).
168.Программы для композитинга и создания визуальных эффектов. Часть 2. URL: http://snimifilm.com/statyi/mikola-mozhenko-programmy-dlya-kompozitinga-i-sozdaniya-vizualnykh-effektov-chast-2 (дата обращения: 29.08.2010).
169.Российское кино и компьютерная графика - роман с препятствиями. URL:http://www.mir3d.ru/articles/230 (дата обращения: 18.10.2009).
170.Соколов В. Компьютерная графика под лупой. URL: http://www.digitalvideo.ru/archiv/994/99446.htm (дата обращения:02.07.2009).
171.Спецэффекты. Терминатор 4, Часть 2. URL: http://www.terminatorium. com/fx4_2.htm (дата обращения: 15.06.2010).
172.Хренов H.A. Зрелища в эпоху восстания масс. М.: Наука, 2006. URL: http://www.russiskusstvo.ru/books/new/al476/Cn,aTa обращения: 12.11.2009).
173. Энциклопедия Википедия. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Timeline_of_ computer_animation_in_film_and_television/ (дата обращения: 02.11.2009).
174.Энциклопедия Википедия. URL: http://m.wikipedia.org/wiki/%CA%EE% EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0%ED%E0%FF_%E3%F0%E0%F4%E8%EA
%Е0 (дата обращения: 02.11.2009).
159
175.Энциклопедия Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90% D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BC%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82 %D1%80 (дата обращения: 12.10.2009).
176.Энциклопедия Википедия. URL: http://en.wikipedia.org/wikiAVorld_of_ Warcraft (дата обращения: 02.01.2010).
177. Энциклопедия Википедия. URL: http://ra.wikipedia.org/wiki/KoMnb-ютерная_графика (дата обращения: 02.07.2009).
178.Энциклопедия Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/SPFX (дата обращения: 08.10.2011).
179.Энциклопедия Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/MHoroKpaT-ная_экспозиция (дата обращения: 28.10.2011).
180.Энциклопедия Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Matte_ Painting (дата обращения: 28.10.2011).
181.Энциклопедия Википедия. URL: http://ш.wikipedia.org/wiki/Пpeктивнaя_ геометрия (дата обращения: 19.07.2010).
182.Энциклопедия Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/CynepBaii3ep (дата обращения: 18.04.2009).
183. Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус. URL: http://www.russiancinema.ru/template.php ?dept_id=3&e_dept_id=5&e_chrde pt_id=2&e_chr_id=416&chr_year= 1993/ (дата обращения: 28.10.2011).
184.GraphiCon. Компьютерная графика в Pocchh.URL: http://www.graphicon. ru/ru/russia/history (дата обращения: 02.07.2009).
185.Digital art museum. История развития компьютерной графики. URL: http://paintertut.hl2.ru/other/cghistory.html (дата обращения: 02.01.2010).
186.MatchMoving: Первое знакомство. URL: http://cinefex.ru/articles/detail. php?ID=1592 (дата обращения: 29.07.2010).
187.MattePaintings: высокое искусство в кино. URL: http://www.mir3d.ru/ vfx/975/ (дата обращения: 28.10.2011).
188.MattePaintings: высокое искусство в кино. URL: http://www.nikoare.ru/ speceffekty-old/539 (дата обращения: 10.06.2010).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.