Роман В.Г. Сорокина "Голубое сало" как гипертекст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Умбрашко, Дмитрий Борисович
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Умбрашко, Дмитрий Борисович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I
Гипертекст романа «Голубое сало».
§1.1 Неоднородная структура романа.
§1.2 Псевдоистория и хронотоп.
§1.3 Интертекст и гипертекст: сходства и различия.
§1.4 Свойства гипертекстовой системы.
§1.5 Классификация гипертекстов.
§1.6 Место гипертекста в эпистеме постмодерна.
§1.7 Трансформация фигуры автора и фигуры читателя.
ГЛАВА II
Художественная природа гипертекста в романе "Голубое сало"
§ 2. 1 Роман "Голубое сало" в контексте литературы новой волны".
§ 2. 2 Концептуальное искусство и роман "Голубое сало".
§ 2. 3 Типы внутритекстовых связей в романе "Голубое сало".
§ 2. 4 Деконструкция "большого нарратива": гниение стиля.
§ 2. 5 Традиции литературы "новой волны" и авангарда в романе
Голубое сало".
§ 2. 6 Мимесис и линеаризация в гипертексте романа
Голубое сало".
§ 2. 7 Ризомная модель "хаотической целостности" романа "Голубое сало".
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Гипертекстуальная природа прозы Владимира Сорокина2003 год, кандидат филологических наук Поздняков, Константин Сергеевич
Языковые особенности манифестации гипертекстовой модели мира: на материале романа Д. Галковского "Бесконечный тупик"2009 год, кандидат филологических наук Максимова, Екатерина Сергеевна
Медиадискурс постмодернистского литературного пространства2009 год, доктор филологических наук Бешукова, Фатима Батырбиевна
Проза Владимира Сорокина 1980-х годов: концептуалистский проект и художественная практика2012 год, кандидат наук Андреева, Наталья Николаевна
Типология и функции цитаты в художественном тексте: На материале романов А. Битова "Пушкинский дом", В. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени2005 год, кандидат филологических наук Смирнова, Татьяна Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман В.Г. Сорокина "Голубое сало" как гипертекст»
Данная часть нашей работы посвящена постановке проблемы гипертекста в рамках поэтики русской литературы второй половины XX века. Для иллюстрации характерных особенностей гипертекста как сложной многомерной системы мы обратимся к роману В. Сорокина «Голубое сало». Поскольку, во-первых, он является достаточно показательным для автора. Во-вторых, в этом тексте, на наш взгляд, достаточно очевидно актуализируются гипертекстуальные связи на уровне структуры романа.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, в отечественной филологии не достаточно глубоко представлена теория гипертекста, ставшая особенно актуальной в последние годы в мировой науке. Поэтому мы полагаем необходимым рассмотреть не только внешние признаки гипертекста, но и историю его появления.
Во-вторых, современная литература осваивает все новые культурные пространства. Так, нам представляется весьма значимым тезис о том, что в 1990-х годах особенно ярко обозначился переход от архивной к телевизионной историографии, что создает контекст для понимания феномена гипертекста в рамках парадигмы постмодерна. Телевизионная историография подразумевает, что происходит мгновенная трансформация любого события в зрелищный 4 симулякр. Исчезает интервал между событием и его архивированием. Интерпретация же симулякра имеет принципиальное значение для современных форм исторического знания, репрезентируемого в художественном тексте.
Кроме того, мы считаем необходимым провести параллели между художественным гипертекстом «Голубого сала» и компьютерной сетью Интернет как самой известной системой гипертекста. Оба объекта, как мы полагаем, являются различными проявлениями одного и того же явления, в котором отразились отмеченные выше трансформации события в симулякр.
Новизна нашего исследования заключается в том, что в рамках данной работы мы попытались представить теорию гипертекста и историю его з появления как единый комплекс, обусловленный ситуацией постмодерна в литературе. Кроме того, среди известных нам отечественных публикаций по теории гипертекста мы можем видеть определенную неоднородность понимания этого феномена. В нашей работе мы попытались не только реконструировать теорию гипертекста, но и определить принципы его реализации в художественном тексте.
Первая глава нашего исследования посвящена определению романа «Голубое сало» как гипертекста и постановке вопроса о природе художественного гипертекста. В этой части работы мы рассматриваем основные принципы организации интертекста и гипертекста, определяем их свойства и рассматриваем показательные, на наш взгляд, классификации.
Во второй главе нашей работы мы обращаемся к художественному контексту «Голубого сала» как принципиально важному элементу романа. Для этого мы рассматриваем принципы функционирования литературы «новой волны» и целый блок тесно связанных с ней категорий, таких как соц-арт, концептуализм и авангард.
В результате этой реконструкции мы приходим к выводу, что поэтика концептуализма нашла свое воплощение в рассматриваемом нами романе на уровне гипертекста, основные особенности которого мы рассмотрели в первой главе. Основным механизмом этого процесса, по нашему мнению, является т. н. «гниение стиля» Сорокина, выражающееся в инверсии эстетических категорий и гипертрофированной актуализации топики материально-телесного низа.
Кроме того, актуальность настоящего исследования непосредственно связана с качественными изменениями, которые претерпела русская литература в конце XX века.
Сравнительно малая изученность прозы Сорокина и, одновременно, актуальность его творчества как у нас в стране, так и за рубежом, порождает целый ряд вопросов, связанных с пониманием своеобразной эстетики этого автора.
Среди наиболее интересных работ в этой области мы можем выделить следующие: Кенжеев Б. [42], Богданова О. В. [10], Вайль П. [13], [131], Генис А. [19], Липовецкий М. Н. [55], Маньковская Н. Б. [63], Скоропанова И. [86], Эпштейн М. [118], Гиллеспи Д. [21], Зиник 3. [34], Лекух Д. [52], Пригов Д. А [72], Смирнов И. П. [89]. Из новейших работ в этой теме можно выделить работы Эллен Руттен (Ellen Rutten, Университет Гронинген, Нидерланды) по материализации метафоры женственности в русской литературе XX века.
С одной стороны, с именем Сорокина связана целая череда скандалов, достаточно вспомнить одиозный процесс, инспирированный движением «Идущие вместе», а с другой - неподдельный интерес к его творчеству. В качестве примера можно привести постановку в Новосибирском театре «Красный факел» пьесы «Dostoevsky-trip».
Научная новизна данного исследования определяется постановкой вопроса о роли и масштабах функций контекста официальной и неофициальной советской литературы в романе «Голубое сало», которые выводят его на новый, гипертекстуальный уровень. Следует уточнить, что изучение данного произведения де-факто тяготеет к изучению контекста (см., например, Вайль П. [131]). Но гипертекстуальный аспект романа остается за рамками известных нам исследований. Внимание же ученых сфокусировалось, главным образом, на определении места Сорокина как писателя в эпистеме постмодернизма. Между тем, ситуация советской литературы, представляя собой ближайшее окружение писателя, не только формирует его отношение к культуре в целом. Она определяет направление и характер апелляций писателя к иным, более далеким культурным пластам. Например, таким, как советское концептуальное искусство второй половины XX века. Нельзя сказать, что до сих пор такого рода гипертекстуальные и интертекстуальные связи романа «Голубое сало» не подвергались рассмотрению. Однако отсылки к ним носили вспомогательный, эпизодический характер, вследствие чего целостный семантический пласт распадался на отдельные, зачастую не связанные друг с другом идеологические элементы. Подробнее об этом см. Богданова [10], Скоропанова [86] и др.
В настоящей работе акцент поставлен на особые формы бытования советской литературной традиции (соцреализм, соц-арт и контекст концептуализма) в романе «Голубое сало», что позволило упорядочить соответствующий материал и впервые дало возможность рассмотреть рассредоточенные в романе Сорокина советские и концептуалистские значения как разветвленную систему, которую мы называем гипертекстом.
В основе исследования лежит рабочая гипотеза: своеобразная эстетика писателя оказывается не просто авторской реакцией на многообразный литературный процесс конца XX века, но и одним из способов создания литературного гипертекста. В свою очередь, оба этих тезиса направлены на преодоление литературных и культурных штампов путем их предельной актуализации и амплификации, приводя к появлению нескольких «горизонтов» восприятия романа.
Цель данной работы заключается в том, чтобы описать смысл и характер функционирования в романе «Голубое сало» элементов гипертекста в свете взаимоотношения писателя с кругом концептуальной школы и культуры того времени. Объектом исследования является роман В. Сорокина «Голубое сало». Предмет исследования составляет пространство взаимоотношений писателя и контекста эпохи, который, по нашему мнению, в неявной форме представлен в интересующем нас романе.
Поставленной целью определяется и ряд конкретных задач диссертации:
Определить понятие «гипертекст» и выявить его отличительные особенности функционирования в романе «Голубое сало», попутно определив точки его пересечения с «традиционной» художественной литературой.
Реконструировать состав идеологической составляющей советской литературной модели в романе «Голубое сало» и выявить параллели и различия между этой моделью и моделью лианозовской школы; б
Выявить способы репрезентации реалий этих литературных традиций вместе с реконструированным авторским подходом к ним, в частности - их деконструкцию средствами гипертекста.
Описать представленный в романе многослойный хронотоп взаимодействия между советской литературной традицией и традицией концептуализма, а также описать его пространственную модель, которая, на наш взгляд, является отражением и манифестацией этих взаимодействий, реализованных средствами поэтики Сорокина и, шире, концептуального искусства вообще;
Описать логику деконструкции советской и антисоветской литературной традиции в рамках интересующего нас романа и реконструировать авторский подход к тексту. Который, как мы полагаем, призывает отказаться от любых идеологий и воспринимать «Голубое сало» как эстетический объект, определив механизмы функционирования гипертекстуальных структур в романе.
Теоретико-методологическую базу диссертации составили труды отечественного и западного направления семиотики, в которых было сформулировано и разработано положение о знаковой природе культуры и эпистеме постмодернизма - Ю. М. Лотмана, Р. Барта, М. Фуко, И. П. Ильина, В. Руднева. Исследование также опирается на работы, посвященные определению и классификациям гипертекста, созданные отечественными и зарубежными исследователями этого явления - О. Вайнштейна, М. Визеля, М. Субботина и др.
Методы исследования. В рамках нашего исследования мы используем сюжетно-фабульный, нарративный и интертекстуальный анализ.
Материалом настоящей работы послужил роман «Голубое сало», а также привлекавшиеся по мере необходимости интервью с автором и мемуарные источники.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения материалов диссертации в учебном процессе, при подготовке основных и специальных курсов по истории русской литературы XX века, в работе спецсеминаров.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры русской литературы НГПУ. Материалы диссертации легли в основу докладов, прозвучавших на Вторых и Третьих филологических чтениях (Новосибирск -2002, 2003). Также на основе отдельных положений диссертации в рамках летней школы «коммуникативные стратегии культуры» была разработана программа курса «Стратегии чтения в ситуации постмодерна» (Новосибирск, 2001). Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В творчестве В. Сорокина находит отражение специфическая модель функционирования отечественной литературы второй половины XX века, явившейся следствием разработки «советского» и «антисоветского» мифа;
2. Реконструируя в своем романе указанные мифы, писатель их корректирует, переставляя акценты вплоть до полной инверсии ценностных доминант, чем дистанцирует себя от упоминавшихся мифологий;
3. Подобное отношение вызвано особой позицией автора, одинаково отдаляющегося от обоих направлений, используя их как своеобразный «строительный материал» для создания своего художественного гипертекста;
4. Семантическое наполнение текста служит индикатором нейтрального авторского отношения к упоминавшимся мифологиям, выражающееся в двух основных тенденциях: с одной стороны -преодоление знака, с другой - дискредитация его средствами деконструкции.
5. Указанные тенденции обусловлены осознанием автора знаковой пустоты симулятивной природы советской литературы, что нашло отражение в рассматриваемом романе.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Абсурдистские тенденции в творчестве В.Г. Сорокина2010 год, кандидат филологических наук Марусенков, Максим Петрович
Гипертекстуальные формы и функционирование их единиц в русской литературе XX - начала XXI века2008 год, кандидат филологических наук Федорова, Наталья Антоновна
А.С. Пушкин в творческом сознании А.Г. Битова2009 год, кандидат филологических наук Толмашов, Игорь Александрович
Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике: 1990-2000-е годы2012 год, кандидат филологических наук Катаев, Филипп Андреевич
Концептуалистская стратегия как жанрообразующая система творчества Д.А. Пригова2010 год, кандидат филологических наук Погорелова, Ирина Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Умбрашко, Дмитрий Борисович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе мы попытались определить некоторые качественные изменения, произошедшие с отечественной литературой за последние два десятилетия XX века. Охватить весь спектр произошедших трансформаций в рамках одного исследования, даже самого подробного, нам представляется довольно проблематичным. Поэтому мы поставили перед собой и решили несколько конкретных задач.
Во-первых, в § 1.6 мы определили понятие «гипертекст» и выявили его отличительные особенности функционирования в романе «Голубое сало», отметив точки его пересечения с «традиционной» художественной литературой.
Во-вторых, мы реконструировали состав идеологической составляющей советской литературной модели в романе «Голубое сало» и выявили параллели и различия между этой моделью и моделью лианозовской школы концептуализма. Этому посвящены § 2.1 и § 2.2.
В третьих, в §2.4 мы выявили способы репрезентации реалий этих литературных традиций вместе с реконструированным авторским подходом к ним, в частности - их деконструкцию средствами гипертекста. Также мы составили таблицу, описывающую представленный в романе многослойный хронотоп.
В четвертых, в § 2.5 мы описали логику деконструкции советской и антисоветской литературной традиции в рамках интересующего нас романа и предприняли попытку реконструировать авторский подход к тексту. Который, как мы полагаем, призывает отказаться от любых идеологий и воспринимать «Голубое сало» как эстетический объект, определив механизмы функционирования гипертекстуальных структур в романе.
Также мы выяснили, что механизмы отрицания и негации - это одни из основных инструментов создания гиперссылки в романе «Голубое сало». Мы полагаем, что две эти категории в своем бытовании используют не столько цитаты, что характерно для интертекста, сколько функции дискурсов различного генеза. За счет этого возникает эффект т.н. «гниения стиля» как способа разорвать автоматизм восприятия и обеспечить основу для создания гипертекста.
В изучении гипертекстовой составляющей романа «Голубое сало» нам представляется чрезвычайно продуктивными холономный подход и актуализация механизма негативной пермутации.
За счет такого подхода мы можем актуализировать исходные элементы, составляющие гипертекст «Голубого сала», на базе которых мы проиллюстрировали наше понимание взаимодействия интертекста и гипертекста (схема 3, с. 132).
Как мы полагаем, гипертекст романа «Голубое сало» состоит из нескольких элементов, реконструированных нами в таблице 1. Связи между ними реализованы через актуализацию категории пустоты, важность которой мы рассмотрели в нашем исследовании.
Внутри же этих элементов, составляющих роман, мы также можем обнаружить наряду с интертекстуальным (Таблица 2, с. 128-129) и гипертекстуальное начало (Схема 3, с. 132), соединяемых друг с другом по принципу ризомы. Обладая этим инструментарием, мы смогли найти один из возможных путей к пониманию функционирования гипертекста романа.
Принимая во внимание вышесказанное, мы делаем вывод, что роман «Голубое сало» обладает выраженными гипертекстуальными свойствами.
Особо отметим, что гипертекст «Голубого сала» опирается на художественный метод концептуализма, направленный на снятие логоцентризма через своеобразный авторский «дискурс молчания».
Практическая значимость нашего исследования определяется возможностью применения материалов диссертации в учебном процессе, при подготовке основных и специальных курсов по истории русской литературы XX века, в работе спецсеминаров. Так, некоторые положения нашей работы
157 были использованы для создания программа образовательного курса «Стратегии чтения в ситуации постмодерна» в рамках летней школы «Коммуникативные стратегии культуры - 2001».
Актуальность данной работы обусловлена сравнительно малой изученностью в отечественной науке категории «гипертекст» и ее несомненной созвучности эпохи информационных технологий, которые проникают (в неявном виде) даже в традиционную «бумажную» литературу, которая осваивает все новые культурные пространства.
Новизна нашего исследования заключается в том, что в рамках данной работы мы предприняли попытку представить теорию гипертекста и историю его появления как единый комплекс, обусловленный ситуацией постмодерна в литературе и качественных изменений, коснувшихся русской литературы на рубеже 80-90 гг. XX века.
Исследования по теории гипертекста
• Баранов О. Гипертекстовая субкультура // Знамя. — 1997. — №7. -С. 202-205.
• Вайнштейн О. Удовольствие от гипертекста. Генетическая критика во Франции // Новое литературное обозрение. — 1995. — №13. — С. 383388.
• Визель М. Гипертексты по ту и эту сторону экрана // Иностранная литература. — 1999. — №10. - С. 169-177.
• Генис А. Гипертекст - машина реальности // Иностранная литература. — 1994. — №5. — С. 248-249.
• Генис А. Иван Петрович умер: статьи и расследования. - М.: Новое литературное обозрение, 1999.
• Ильин И.И. Интертекстуальность // Современное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. - М., Интрада, 1999.
• Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986.
• Субботин М. Теория и практика нелинейного письма // Вопросы философии. — 1993. — №3. — С. 36-45.
• Толковый словарь по вычислительной технике. - М.: Русская Редакция, 1995.
• Эпштейн B.JI. Гипертекст - новая парадигма информатики //Автоматика и Телемеханика. - № 11. — 1991. - С. 12-32.
• Визель М. Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста.
Интернет: http://www.litera.ni/slova/visel.htm.
• Корнев С. Сетевая литература и завершение постмодерна Интернет: http://www.litera.m/slova/kornev/kornev.htm
• Эпштейн М. О виртуальной словесности. Internet: http://www.niss.ru/iournal/netcult/98-06-10/epstvn.htm
• Balasubramanian V. State of the Art Review on Hypermedia Issues And Applications
Интернет: http:/AvwwJsg.sfuxa/uchier/misc/hypertextreview/index.html
• Bush V. As We May Think //Atlantic MontIy.-1945, N.7.-P. 101-108 Интернет: http://\vww.theatlantic.com/unbound/flashbks/computer/bushf.htm
• Carlson P.A. A Way of Incorporating User Feedback into Online Documentation. In E.Barret Ed // Text, ConText, and Hypertext. Writing with and for the Computers. - 1988. P. 1-29. Интернет: http.V/www. seism, sbii.ac.uk/inmandw/revi ew/hypermedia/review/rev16505. html
• Landow George P. Definitions of Hypertext Интернет: http.V/vp.engl.wvu.edu/landow/ht.html
• Nelson, T.N. A file structure for the complex, the changing, and the indeterminate // ACM 20th National Conference - Proceedings Clevelend. Ohio. 1965 pp. 84-100
Интернет: http://elib.cs.berkeley.edu/cgi-bin/pldochome?format=INDEX& collection=DigitalDocuments&id=4&showdoc=yes
• Nelson T. Literary Machines. Интернет: http://www.cse.ucsc.edu/classes/cmpsl83/Spring03/lectures/lecturel.pdf
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Умбрашко, Дмитрий Борисович, 2004 год
1. Аннинский J1. Шестидесятники, семидесятники, восьмидесятники. К Литературное обозрение. — 1991. — №4. — С. 10-14.
2. Арнольд И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики В интерпретации художественного текста: Лекции к спецкурсу. СПб.: Образование, 1995.
3. Баранов О. Гипертекстовая субкультура // Знамя. — 1997. — №7. — С. 202-205.
4. Барт P. S/Z. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика. М.: Прогресс, 1989.
6. Бахнов Л. Семидесятник // Октябрь. — 1998. — №9. — С. 169-175.
7. Бахтин М. Проблемы творчества Достоевского. — Киев: Next, 1994.
8. Бланшо М. Лапицкий В. Ницше и фрагментарное письмо // Новое литературное обозрение. 2003. — №61. — С. 12-29.
9. Бобринская Е.А. Концептуализм. М., Галарт, — 1994. — без пагинации.
10. Богданова О. В. Современный литературный процесс. К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001.
11. Бодрийар Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. — 1994.— №3. С. 38-67.
12. Вайль П., Генис А. Новая проза: та же или «другая» // Новый мир. -1989. —№10. С. 247-258.
13. Вайль П. Консерватор Сорокин в конце века // Литературная газета 1995. — 1 февраля.
14. Вайнштейн О. Удовольствие от гипертекста. Генетическая критика во Франции // Новое литературное обозрение. — 1995. — №13. — С. 383388.
15. Вайнштейн О. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии. — 1993. — №3. — С. 4-18.
16. Визель М. Гипертексты по ту и эту сторону экрана // Иностранная литература. — 1999. —№10. — С. 169-177.
17. Генис А. Андрей Синявский: Эстетика архаического постмодернизма // Новое литературное обозрение. — 1994. — №7. С. 277284.
18. Генис А. Гипертекст машина реальности // Иностранная литература. — 1994. —№5. — С. 248-249.
19. Генис А. Иван Петрович умер: статьи и расследования. М.: Новое литературное обозрение, 1999.
20. Генис А. Лук и капуста // Иван Петрович умер: статьи и расследования. М.: Новое литературное обозрение, 1999.
21. Гиллеспи Д. Гласность и русский постмодернизм: Владимир Сорокин // Русский язык и литература в современном диалоге культур: VIII Международный конгресс МАПРЯЛ Регенсбург/Германия. 22-26 августа 1994 г. Тезисы доклада. -Регенсбург, 1994.
22. Глинский Я. Мифологизированное сознание и тоталитаризм // Радуга (Vikerkaar). — 1990. — №9. — С. 29-31.
23. Гройс Б. Вечное возвращение нового // Искусство. 1989. — №10. — С. 1 -54.
24. Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас // Вопросы философии. — 1993. —№3.-С. 28-35.
25. Гройс Б. Московский романтический концептуализм // Театр. — 1990. —№4.-С. 65-71.
26. Гроф С. За пределами мозга. М.: ACT, 1993.
27. Гундлах С. Персонажный автор // А-Я. 1985. — С. 76-77.
28. Дарк О. Новая русская проза и западное средневековье // Новое литературное обозрение. — 1994. —№8. — С. 287-301.
29. Делез Ж. Представление Захер-Мазоха // Леопольд фон Захер-Мазох «Венера в мехах». М.: Ad Marginem, 1992.
30. Деррида Ж. Шпоры: Стили Ницше // Философские науки. — 1991.2.3.—С. 129-177.
31. Ерофеев Вик. Памятник для хрестоматии // Театр. — 1993. — №1.1. С. 136-139.
32. Жолковский А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. — М.: Советский писатель, 1992.
33. Затонский Д. Модернизм и постмодернизм: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. — Москва-Харьков: Фолио-Аст, 2000.
34. Зиник 3. О В. Сорокине. // Сорокин В. Сборник рассказов. М.: РУССЛИТ, 1992.
35. Золотоносов М. Отдыхающий фонтан // Октябрь. — 1991. — №4.1. С. 167-169.
36. Иванова Н. В полоску, клеточку и мелкий горошек // Знамя. 1999.2. С. 176-185.
37. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. —М.: Текст, 1996.
38. Ильин И.И. Интертекстуальность // Современное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. —М.: Интрада, 1999. — С. 208.
39. Кабаков И. 70-е годы // Новое литературное обозрение. — 1997. — №25. —С. 178-211.
40. Кабаков А. Заметки самозванца // Знамя. — 1991. № 11. — С. 229235.
41. Каган М. Философия культуры. СПб., 1996.
42. Кенжеев Б. Антисоветчик Владимир Сорокин // Знамя. — 1995. — №4. — С. 202-205.
43. Кораблева Н. В. Интертекстуальность литературного произведения.1. Донецк, 1999.
44. В. Коркия Черный человек, или Я бедный Coco Джугашвили // Поэзия новой волны. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного университета, 1991.
45. Кочетов Вс. Братья Ершовы. — М.: Молодая Гвардия, 1959.
46. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 9. Филология. — 1995. — №1. — С. 97-124.
47. Кулаков В. Лианозово. История одной поэтической группы // Вопросы литературы. — 1991. —№3. — С. 3-44 .
48. Курицын В. О сладчайших мирах // Знамя. — 1995. — №4. — С. 192-194.
49. Курицын В. Пригова много // Театр. — 1993. — №1. — С. 136-143
50. Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. — 1995. — № 11. — С. 197-223.
51. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. — 1992. — №2. — С. 225-232.
52. Лекух Д. Владимир Сорокин, как побочный сын социалистического реализма // Стрелец. — 1993. —№1 (71). — С. 38-59.
53. Летцев В. Концептуализм: чтение и понимание // Даугава. -1989. — №8.—С. 107-113.
54. Липовецкий М. Закон крутизны // Вопросы литературы. — 1991. — №11-12.-С. 3-36.
55. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. —Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, — 1997.
56. Липовецкий М. Совок-блюз // Знамя. — 1991. —№9. — С. 227-236.
57. Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах «пост» // Иностранная литература.1994. —№1. —С.57-59.
58. Лиотар Ж.-Ф. Состояние Постмодерна. — С-Пб.: Алетейя, 1998.
59. Лотман Ю. М. Игра (Выдержки из ст. 1967 г. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем») // Материалы к словарю терминов тартуско-московской семиотической школы: Тартуская библиотека семиотики 2 Тарту. — 1999. — С. 92-93.
60. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров СПб.: Искусство. — 2000. -С. 45.
61. Лучанкин А., Сняцкий А. Поэтика провинции. Этюды // Лабиринт-Эксцентр. СПб.-Екатеринбург. — 1991. — №2. — С. 71-87.
62. Мамардашвили М. Литературная критика как акт чтения // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. —М.: Знание, 1990.
63. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.
64. Медведев Н. Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1994.
65. Некрасов В. Как это было и есть с концептуализмом // Литературная газета. — 1990. 1 авг.
66. Новиков Вл. Заскок. Четыре возраста русского модернизма // Заскок. Эссе, пародии, размышления критика. М.: Книжный сад, 1997.
67. Песков А. М. Зачем нам нужны "-измы" // Вопросы литературы. — 1991.— №11-12. — С. 311-317.
68. Подорога В. А. Философское произведение как событие // Вопросы философии. — 1993. — №3. — С.9-12.
69. Постмодернизм. Энциклопедия. —Минск: Интерпрессервис, 2001.
70. Потапов В. На выходе из андерграунда // Новый мир. — 1989. — №10. —С. 250-264.
71. Пригов Дмитрий Александрович Вторая сакро-секуляризация // Новое литературное обозрение. — 1995. —№11. — С. 224-229.
72. Пригов Д. А им казалось: В Москву! В Москву!: о прозе Сорокина // Сорокин В. Сборник рассказов. М.: РУССЛИТ, 1992.
73. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.
74. Приходько Т. Ф. Мениппея // Краткая литературная энциклопедия. -М.,- 1978. Т. 9.
75. Приходько Т. Ф. Мениппея // Литературный энциклопедический словарь. М., - 1987. — С. 217.
76. Пурин А. Между мифом и стилем. Две штудии // Волга. — 1993. — №8, —С. 145-152.
77. Риффатер М. Формальный анализ и история литературы // Новое литературное обозрение. — 1992. №1. — С. 20-37.
78. Руднев В. Заметки о новом искусстве. // Даугава. 1989. - №3. -С.118-121.
79. Руднев В. Заметки о новом искусстве II. "Третья модернизация" // Даугава. 1989. — №5. — С. 120-124.
80. Руднев В. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф. — 1997
81. Руднев В. Прочь от реальности. Исследования по философии текста. М.: Аграф. - 2000.
82. Рыклин М. Террорологики. Тарту, М.: Эйдос-Культура, 1992.
83. Серль Дж. Р. Перевернутое слово И Вопросы философии. — С. 5869.
84. Синявский А. Что такое социалистический реализм? // Литературное обозрение. 1989. —№8. — С. 139-175.
85. Сепир Э. Язык // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993.
86. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. М.: Флинта-Наука, 2001.
87. Смирнов И. П. Порождение интертекста: элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака. -СПб., 1995.
88. Смирнов И. П. О друзьях. пожарищах. // Новое литературное обозрение. 1994. — №7. — С. 285-289.
89. Смирнов И. П. Оскорбляющая невинность (О прозе Владимира Сорокина и самопознании) // Место печати. — 1995. — № 7. — С. 125-147.
90. Солнцева А. Постмодернизм по-советски // Театр. — 1991. — №8.1. С. 62-66.
91. Сорокин В. Голубое сало. — М.: Ad Marginem. — 1999.
92. Сорокин В. Первый субботник. — М.; Ad Marginem 2001. — С. 139148.
93. Сорокин В. Сергей Андреевич И Первый субботник. — М.: Ad Marginem, 1996.
94. Сорокин В. Утро снайпера. М.: Ad Marginem. 2002.
95. Степанян К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. — 1992. — №9. — С. 230-238.
96. Степанян К. Назову себя Цвайшпацирен? // Знамя. — 1993. — №11.1. С. 184-194.
97. Субботин М. Теория и практика нелинейного письма // Вопросы философии. — 1993. — №3. — С. 36-45.
98. Сухотин М. О конкретной поэзии // Иностранная литература, — 1994. — №1. — С. 232-248.
99. Тиханов Г. Будущее истории литературы; Три вызова XXI века Н Новое литературное обозрение. 2003. — № 59. — С. 341-347.
100. Толковый словарь по вычислительной технике. — М., 1995 Русская Редакция. - 1995.
101. Топоров В. Н. Космогонические мифы // Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия. — Т.2.
102. Трубина Е. Г. Постготалитарная культура: "все дозволено" или "ничего не гарантировано"? // Вопросы философии. — 1993. — №3. — С. 2327.
103. ЮЗ.Тюпа В. Парадигмы художественности // Дискурс. — 1997. — №34. —С. 179-188.
104. Успенский Б. А. Анти-поведение в культуре Древней Руси // Семиотика истории. Семиотика культуры. Избранные труды. Т. 1. — М.: Гнозис, 1994.
105. Филиппов А.Ф. Социально-философские концепции Никласа Лумана // Социологические исследования. 1983. -№ 2. — С. 36-44
106. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994.
107. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — С.-Пб.: A-Cad, 1994.
108. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. — 1992. — №4. — С. 40-52.
109. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. — 1994. — №1. — С. 177-201.
110. О.Хансен-Лёве А. Эстетика ничтожного и пошлого в московском концептуализме // Новое литературное обозрение. — 1997. — №25. — С. 215-245.
111. Ш.Хёйзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. — М.: Прогресс, 1997.
112. Чешков М. "Новая наука", постмодернизм и целостность современного мира//Вопросы философии. — 1995. —№4 — С. 26-27.
113. ПЗ.Чупринин С. Нормальный ход. Русская литература после перестройки // Знамя. — 1991. — №10. — С. 221 238.
114. Шпенглер О. Закат Европы. — М.: ACT. — 1998. Т.2.
115. И5.Шмидт В. Слово о Дмитрии Александровиче Пригове // Знамя. — 1994.— №8, — С. 77-80.
116. Пб.Эпштейн В.Л. Гипертекст новая парадигма информатики //Автоматика и Телемеханика. - № 11. — 1991. — С. 12-32.
117. Эпштейн М.Н. Истоки и смысл русского постмодернизма // Звезда.1996. — №8. — С. 166-188.
118. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. —М.: Изд-во Р. Элинина, 2000.
119. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя. — 1991. — №1. — С. 217-230.
120. Эпштейн М. Эпоха универсализма // Эппггейн М. Парадоксы новизны. -М.: Знание, 1988.
121. Эпштейн М. «Поставангард: сопоставление взглядов» // Новый мир.1989. —№12. — С. 222-234.
122. Эпштейн М. Прото- или Конец постмодернизма // Знамя. — 1996.3. С. 196-209.
123. Якимович А. О лучах просвещения и других световых явлениях // Иностранная литература. — 1994. — №1. С. — 177-198.
124. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК Культура. — 1993.
125. Ямпольский М. Постмодернизм по-советски // Театр. — 1991. — №8. — С. 46-52.
126. Яусс X. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. - №12. — С. 123-145.
127. Culler J. On Deconstruction: Theory and Critisism after Structuralism. Cornell University Press.
128. Ducrot O., Todorov T. Dictionnaire encyclo-pedique des sciences du langage. P.: Seuil, 1979.
129. Kristeva J. Semeiotike: Rechcrchcs pour une semanalyse. P.: Seuil, 1969.
130. Бердяев H. А. Кризис искусства Интернет: http://lib.userline.ni/bookinfo.php7idH 1942
131. Вайль П. Похвальное слово штампу, или родная кровь Интернет: http://ww\v.lib.ru/SOROKIN/wajll .txt
132. Визель М. Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста.
133. Интернет: http://www.litera.ra/sIova/viseI.htm.
134. Восковская Т. Насилие над человеком это феномен, который меня всегда притягивал. Интервью с В. Сорокиным
135. Интернет: http://www.rass.ru/joumal/inie/98-04-03/voskov.htm
136. Корнев С. Сетевая литература и завершение постмодерна // Интернет: http://www.litera.ru/slova/kornev/kornev.htm
137. Курицын В. Русский литературный постмодернизм Интернет: http://mvw.guelman.ru/slava/postmod/
138. Эко У. Заметки на полях имени розы Интернет: http://lib.ru/UMBEKO/ekopolo.txt
139. Эпштейн М. О виртуальной словесности.
140. Интернет: http://www.russ.ru/iournal/netcult/98-06-10/epstvn.htm
141. Эппггейн М. Что такое метареализм?
142. Интернет: http://www.russ.ru/antolog/intelnet/pmmetareaIizm.htmI13 9. «Голубое сало 2» Интернет: www.gueIman.ru/slava/saIo-2.htm
143. Balasubramanian V. State of the Art Review on Hypermedia Issues And Applications
144. Интернет: http://www.isg.sfti.ca/uchier/misc/hypertextreview/index.html
145. Bush V. As We May Think //Atlantic Montly.-1945, N.7.-P. 101-108 Интернет: http://www.theatlantic.com/unbound/flashbks/computer/bushf.htm
146. Eco U. From Internet to Gutenberg. Интернет: www.columbia.edu/intemet.htm
147. Landow George P. Definitions of Hypertext Интернет: http://vp.engl.wvu.edu/landow/ht.html
148. Nelson T. Literary Machines. Интернет:http://www.cse.ucsc.edu/classes/cmpsl83/Spring03/lectures/lecturel.pdf149. Интернет:http://blog.exmachina.ru/archives/2002/08/06/nioeaeeeci.html
149. Usenet FAQs Database Интернет: www, faqs. org/pm-faq. htm 1.151 .«My boyfriend came back from the war» Интернет: http .7/myboyfri endcamebackfromth. ewar.ru
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.