Роман Ф.М. Достоевского "Подросток": нравственная позиция главного героя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ку Бон Иль

  • Ку Бон Иль
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 133
Ку Бон Иль. Роман Ф.М. Достоевского "Подросток": нравственная позиция главного героя: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2007. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ку Бон Иль

Введение . 1

Глава 1:

Сын «случайного семейства» .11

Глава 2:

Идея» главного героя как мотив его поведения .60

Глава 3:

Поиск духовного отца .89

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман Ф.М. Достоевского "Подросток": нравственная позиция главного героя»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Многие российские и зарубежные исследователи обошли роман Ф.М. Достоевского «Подросток» молчанием, либо упоминали его вскользь, либо использовали лишь отдельные цитаты из него. Причиной этого послужило то общепринятое мнение, высказанное, например Г.С. Померанцем1, что этот роман является явной неудачей писателя. Некоторые исследователи «Подростка» отказывали этому произведению в должной продуманности и организации сюжета. Показательно в этом отношении мнение Л.П. Гроссмана: «При несомненной яркости отдельных эпизодов и философской значительности многих диалогов, роман "Подросток" как бы растворяется в лихорадочной смене фактов, заслоняющих от читателей контуры его главного замысла».2

Необходимо, однако, иметь в виду, что фабульная усложненность «Подростка» связана с особым свойством этого романа, давно замеченным исследователями. Прежде всего, как считает Т.А. Касаткина, в ней проявилась «"многослойная реальность" этого романа, где сюжетные события заключены как бы в несколько повествовательных

1 См.: Померанц Г.С. Открытость бездне: встречи с Достоевским. М. 1990. С. 127.

2 Гроссман Л.П. Достоевский-художник // Творчество Достоевского. М., 1959, С. 392. рамок».3 Не самоочевиден вопрос о том, кто является главным героем «Подростка». Так, B.J1. Комарович4, К.В. Мочульский5 считали, что Аркадий Долгорукий в процессе написания произведения вытесняется на задний план и заменяется в качестве главного героя Версиловым. В 7 работах других исследователей (Т.А. Касаткиной , Е.М. Мелетинского и др.) отстаивается точка зрения, что главным героем на протяжении всей творческой истории и в самом окончательном тексте романа был и остается Подросток. Ряд авторов, например А.Б. Криницын8, Г.Б. Пономарёва9, обращает внимание на то, что повествование ведётся от первого лица и весь роман написан в форме исповеди Подростка. Разделяя мнения исследователей, которые признают Подростка главным героем романа, мы считаем, что сюжет романа определен прежде всего жизненными устремлениями и поступками Аркадия Долгорукого, что и составляет основную сюжетную линию романа.

3 Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004. С. 275.

4 См.: Комарович B.JI. Генезис романа «Подросток» // Литературная мысль. Альманах III. Л., 1925. С. 379.

5 См.: Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество. Гл. 20 «Подросток» // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

6 См.: Касаткина Т.А. Указ. соч. С. 423-425.

7 См.: Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. М., 2001. С. 134.

8 См.: Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека: К антропологии Ф.М. Достоевского. М., 2001. С. 97-177.

9 См.: Пономарёва Г.Б. Достоевский: Я занимаюсь этой тайной. М., 2001. С. 204— 222.

На рубеже ХХ-ХХ1~го столетий в России стал наблюдаться особый подъём интереса к изучению связей русской литературы с христианскими традициями10, начали переиздаваться труды русских религиозных философов, в том числе о творчестве Достоевского. Были опубликованы также лекции Оскара фон Шульца 11 , переводы

10 посвященных Достоевскому трудов зарубежных авторов — Р. Лаута ,

11

Преподобного Иустина (Поповича) и др. Связь творчества Достоевского с христианским миропониманием наиболее обстоятельно раскрывается в работах Т.А. Касаткиной14, К.А. Степаняна15, Б.Н. Тарасова16, Д. Пачини17, Р. Гуардини18, С. Сальвестрони19. Обширную

10 См., в частности, сборники коллективных трудов: «Достоевский и православие» (М., 1997), «Русская литература XIX века и христианство» (М., 1997), «Евангельский текст в русской литературе 18-20 вв.» (Петрозаводск, 1998) и др.

11 Шульц О. Светлый, жизнерадостный Достоевский. Петрозаводск, 1999. м

Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. Пер. с нем. И. С. Андреевой. М., 1996.

13 Попович Й. Достоевский о Европе и славянстве. СПб., 1998.

14 См.: Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентации. М., 1996; Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле».

15 См.: Степанян К.А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005.

16 См.: Тарасов Б.Н. "Закон Я" и "закон любви": Нравственная философия Достоевского. М., 1991; Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (Христианская мысль и современное сознание). М., 1999; Тарасов Б. группу составляют монографические работы, посвященные христианской антропологии в творчестве Достоевского. В их числе следует прежде всего отметить указанные ранее труды Т.А. Касаткиной, А.Б. Криницына и Г.Б. Пономарёвой.

Изучая поздние романы Достоевского (в том числе роман «Подросток»), с точки зрения осуществления житийного замысла писателя о "великом грешнике", Г.Б. Пономарёва особо останавливает внимание на сути характера Подростка и отмечает, что главной в романе является «тема кровного родства и любви, скрепленной духовно вечной "правдой" как объединяющей, преемственной и вызывающей к подвигу от поколения к поколению», а так/же V усматривает намерение писателя изображать «испытание с выявлением житийной сути героя — в его отцовстве» 20 . Исследовательница приходит к выводу, что «писатель в своей программе "Подростка" <.> говорит о "широкости" как нравственно колебательном состоянии души героя <. .>, но уже не в перспективе житийного преображения человека, а в прямой связи со

Н. Глава о Ф.М. Достоевском // История русской литературы XIX века. 70-90-е годы: Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. М., 2001.

17 См.: Пачини, Джанлоренцо. О философии Достоевского. Эссе. Пер. с итал. М. Д. Зарецкая. М., 1992.

18 См.: Гуардини, Романо. Человек и вера. Брюссель, 1995.

19 См.: Сальвестрони, Симонегга. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб., 2001.

20 Пономарёва Г.Б. Указ. соч. С. 213. случайностью" Подростка».21 Этот подход позволяет проследить процесс испытания Подростка и целостно рассмотреть данный роман. Однако исследовательница, рассмотрев исторический фон романа и духовные качества кровного отца (Версилова), не ставила перед собой задачу обстоятельно изучить «идею» Подростка, одно время служившую мотивом поведения главного героя романа, и личность юридического отца (Макара Долгорукого), встреча с которым изменила направление развития Подростка.

В своей монографии «Исповедь подпольного человека. К антропологии Ф.М. Достоевского» А.Б. Криницын, причисляя Аркадия Долгорукого к "подпольным" героям, описывает зарождение и становление его «идеи» наряду с «идеями» других подобных ему героев.22 В свете поставленных задач исследователь рассматривает Подростка в исповедальной ситуации, показывающей кризисность героя, присущее в исповеди стремление воссоединения с некой людской общностью и соотнесенность исповедального монолога с идеей прощения и покаяния. Освещение романа «Подросток» под таким углом зрения, с одной стороны, дает возможность последовательно объяснить поведения главного героя романа (тем более что, как верно замечает исследователь, «многочисленные ситуативные прощения <.> создают в романе чрезвычайно

21 Там же. С. 221.

22 См.: Криницын А.Б. Указ. соч. С. 44-48,57 насыщенную исповедальную атмосферу» ), а с другой — мешает обстоятельно рассмотреть такой момент, как духовный переворот главного героя, так как возрождение происходит за пределами исповедальной ситуации.

В своей статье «Роман Ф.М. Достоевского "Подросток": "Идея" героя и идея автора» Т.А. Касаткина в значительной степени выявила сущность «идеи» Подростка и глубинное значение "двойного сыновства" Аркадия.24 Но, больше уделяя внимание разъяснению «идеи», она обстоятельно не рассматривала поведение Подростка как представителя «случайного семейства».

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы обусловлена анализом поведения героя «Подростка» в единстве его социальных, нравственных и духовно-христианских мотивов, рассмотренных на фоне острокризисной ситуации в России 60-х-70-х годов. С этой целью в диссертации монографически исследованы основополагающие художественные концепты изучаемого произведения: «случайное семейство», «идея» (героя), «отец» и «сын», человеческое «обособление» и духовное «благообразие».

23 Там же. С. 285.

24 Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». С. 412-437.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Непосредственным предметом исследования является роман Достоевского «Подросток». Вместе с тем в отдельных главах диссертации рассматриваются относящиеся к проблеме категории (персонажи, сцены) романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», а также «Записок из подполья», «Зимних заметок о летних впечатлениях». В сферу исследования вовлекаются также «Дневник писателя», письма Ф.М. Достоевского и историко-философские суждения и характеристики, содержащиеся в публицистических работах и художественных произведениях его современников и предшественников (А.И. Герцена, И.А. Гончарова. Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева и других).

При решении поставленной в работе задачи автор диссертации обращается к трудам русских религиозных философов (H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.В. Флоренского, Г. Флоровского, С.Л. Франка, Л.И. Шестова и других).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются принципы конкретно-исторического и системно-целостного анализа.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в прочтении романа Ф.М.

Достоевского «Подросток» под углом зрения, выявляющим нравственную позицию главного героя в единстве рх! социальных и ^ онтологических граней.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Целью исследования определена приоритетность его следующих задач:

1. Раскрыть соотношение понятия «случайного семейства» и кризисной эпохи России 1860-х-70-х гг.

2. Выявить статус главного героя «Подростка» на бытовом, социальном и онтологическом уровнях.

3. Проанализировать «идею» главного героя «Подростка» как своеобразное, хотя и не лишенное противоречивости, содержательное единство, соотнеся её с «идеями» Раскольникова, Кириллова.

4. Рассмотреть понятие «благообразия» в связи с различными представлениями о человеческой красоте.

5. Раскрыть сущность духовного отца, его роль и значение в «случайном семействе».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в ценности ее итогов для дальнейшего исследования романа «Подросток» и христианских мотивов творчества Ф.М. Достоевского в целом.

Наблюдения и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке специальных лекционных курсов по романному "пятикнижию" Достоевского и роману «Подросток» и при подготовке специальных семинаров по творчеству Достоевского.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Основные положения работы были изложены в выступлениях на конференциях по актуальным проблемам лингвистики и литературоведения, проходивших в 2002 и 2003 гг. в рамках "Дня науки" на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Результаты проведённого исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. По теме диссертации опубликованы 4 статьи.

25 1) Ку Бон Иль. Нравственный поиск главного героя романа Ф.М. Достоевского «Подросток» // Новый взгляд: Сборник научных статей аспирантов-филологов МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. II. М., 2002. С. 16-20. (0, 3 п. л.); 2) Ку Бон Иль. «Случайное семейство» у Ф.М. Достоевского // Голоса молодых ученых: Сборник научных публикаций иностранных и российских аспирантов и докторантов-филологов. Вып. XIII. М., 2003. С. 24-29. (0, 4 п. л.); 3) Ку Бон Иль. Поиск духовного отцовства в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Новый взгляд: Сборник научных статей аспирантов-филологов МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. III. М., 2004. С. 13-26. (0,9 п. л.); 4) Ку Бон Иль. Структура «идеи» главного героя романа Ф.М. Достоевского «Подросток» // Вестник Московского университета. Филология. 2007. № 1.10 стр (0,4 п. л.). Всего 2 п. л. (48 стр.).

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ: Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ку Бон Иль

Заключение

Семидесятые годы (в России XIX в. — Б. К.) были, — по словам прот. Георгия Флоровского, — временем острого религиозно-моралистического возбуждения, на верхах и в низах сразу. <.> "Искание правды", тревога о неправде окружающей и собственной жизни; <.> жажда какого-то решающего поворота или перелома жизни» отличали людей той эпохи". Именно к этому времени относится, по словам Ф. М. Достоевского, его «первая проба» в осуществлении давнего замысла произведения об «отцах и детях». «Я давно уже поставил себе идеалом написать роман о русских теперешних детях, ну и конечно о теперешних их отцах, в теперешнем взаимном их соотношении. <.> А пока я написал лишь "Подростка".» [22, 7], — сообщает Достоевский в первой главе «Дневника писателя» за 1876 г.

В «Подростке» Достоевский с необыкновенной глубиной зафиксировал душевные и духовные изломы и метания юноши, определенные как его статусом незаконнорожденного сына, так и нравственным "хаосом" переходной эпохи. Суть ее состояла в разрушении сословно-патриархального общества и патриархальной семьи в России.

99 Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. С. 401-402.

В первой главе мы рассмотрели, во-первых, понятие «случайного семейства», характерное для творчества Достоевского, и отличие этого семейства от традиционных сословных семейств, которые в своих произведениях изображали И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и др. Духовно-нравственной основой в патриархальном семействе была личность отца, ее абсолютность, святость, восходящая к традиции почитания отцов и дедов, прадедов, которые считались звеньями цепи, связывающей человечество с Началом всех начал. Было исследовано соотношение между «случайным семейством» и острокризисной эпохой в России 1860-х-70-х гг., напряженно искавшей духовно-нравственные основы, на которых могли бы сформироваться новый гармоничный человек и "социальная гармония". Показано, что в романе «Подросток» и в других поздних романах Достоевского «случайное семейство» — явление в той же мере социальное (своего рода семейный мезальянс), как и морально-нравственное. Последнее его качество сказывается и в утрате для детей нравственного авторитета отца, в свою очередь, потерявшего должное чувство ответственности за детей и семью в целом. В конечном счете неблагообразие «случайного семейства» на его бытовом и социальном уровнях коренится в глубочайшем религиозном кризисе, утрате в сознании людей "образа Христова" как посредника между ними и Богом. В «случайном семействе» отсутствует высший авторитет.

Во-вторых, была охарактеризована "случайность" семейства

Андрея Петровича Версилова — отца главного героя «Подростка» — в бытовом, социальном и онтологическом аспектах этой семьи. Семья Версилова создана людьми, принадлежащими не только к далеким друг от друга сословиям: муж — дворянин-помещик, жена — его бывшая крепостная. Версилов и Соня Долгорукова разнятся своими культурными корнями: он — тип русского духовного "скитальца"; она — частица русского "народа-богоносца", чуждая религиозных сомнений христианка. Наконец, в то время как Софья Андреевна естественно человеколюбива, исполнена самоотверженности, Андрей Петрович при высоком личностном самосознании остается человеком эгоцентрическим и безответственным. Переросший уровень сословного индивида, но не обретший живых связей с народом, Россией, Богом, он не способен указать путь к подобному союзу и своему сыну.

В-третьих, мы выявили психологическое и нравственное состояние Аркадия Долгорукого, к которому окружающие подходят с традиционной меркой — сословным критерием человека. А Подросток хочет, чтобы его уважали как неповторимую личность. Показано, что причина нравственных страданий героя заключается в том бесконечном одиночестве, которое не было преодолено и после его встречи с кровным отцом. Сын «случайного семейства» при отсутствии незыблемого авторитета отца не обретает нового нравственного стержня и пытается найти выход из своей "случайности", опираясь на собственную «идею».

Исследование последней во второй главе работы выявило как социально-историческую подоплеку овладевшей Подростком "идеи Ротшильда", так и ее обусловленность индивидуальной историей главного героя. Общий феномен эпохи становления буржуазно-капиталистического общественного уклада, "идея Ротшильда", однако, в сознании Подростка проходит несколько фазисов, связанных с морально-нравственным становлением героя. Поначалу Аркадий Долгорукий видит в ней средство возвыситься над людьми, затем способ достижения абсолютной личностной свободы, удовлетворения гордыни, наконец, компенсацию за годы своего унижения в детстве и юности. Целью развития "идеи Ротшильда" является самоопределение Подростка в его "случайном" положении. Однако подсознательно живущая в душе Подростка потребность в единении с людьми в последнем счете предопределит возрастающую неудовлетворенность героя его «идеей», переходящую в фактическое ее забвение.

Предприняв сравнение «идеи» Аркадия Долгорукого с «идеями» Раскольникова и Кириллова, мы показали, что общим во всех трех "идеологов" является стремление к свободе, в которой обитала бы их деспотическая воля. Но главное — «идея» Подростка отличается от других незрелостью, а потому открытостью, возможностью развиваться, видоизменяться. Несмотря на «идею» у Аркадия по-прежнему сохраняется потребность в людской любви, обновлении отношений между поколениями и в человеческом единении. Герой тянется к людям, особенно к отцу.

Как следует из анализа, проведенного в последней главе, преодолеть свое одиночество в семье и в мире Аркадий Долгорукий смог отнюдь не благодаря своей «идее» и не кровному отцу. Ему удалось сделать это только благодаря встрече со своим юридическим отцом — Макаром Долгоруким, не какой-то теорией, доктриной, той или иной «идеей», а всей духовно-нравственной сущностью своей и поведением среди людей олицетворившим для Аркадия живое представление о человеческом «благообразии».

Имея известное сходство с красотой, «благообразие», преодолевая нравственно искусительную ("дьявольскую") грань красоты, есть красота на базе духовно-нравственной (божеской) доминанты. По Достоевскому, источником «благообразия» в людях является образ Христов.

В полной мере «благообразие» среди персонажей «Подростка» присуще крестьянину-страннику Макару Долгорукому, хотя оно ощутимо и в облике, поведении Сони Долгоруковой. Не ведущий крестьянского хозяйства и не привязанный к определенному местожительству, Макар Иванович по-своему, как и другие персонажи романа, "выпал" из сословных связей, однако стал не "атомизированным" индивидом, а подлинной личностью. Именно в Макаре Долгоруком видит главный герой романа то, что он ищет, — незыблемый, твердый духовный стержень и путь примирения с миром. Через "несение креста грехов близких" Макар Долгорукий обретает в глазах Подростка авторитет, потерянный отцами «случайных семейств». Своим смирением, силою любви Макар Долгорукий сопротивляется духу разъединения и способствует восстановлению общения между людьми.

Общение с Макаром Ивановичем отпечаталось в душе Подростка. В итоге ценою тяжелейших испытаний, "разрываясь" между «благообразием» и страстями, чуть не погибая в светской "грязи", Аркадий Долгорукий находит общий язык с родными и близкими. В конце своих "записок" Подросток, задумываясь о предложении Татьяны Павловны скорее поступить в университет, колеблется: он уже готов действовать, трудиться на благо семьи и брать на себя ответственность. Он перестаёт быть общественным изгоем и одиночкой.

Итак, нравственная позиция героя романа «Подросток» Аркадия Долгорукого в конечном счете заключается в желании объединиться со "скрепленным" новыми нравственными началами человеческим сообществом, в том числе и с нравственно обновленной семьей, а также в поиске своей личностной цельности и сопряженной с личной ответственностью высшей свободы. Они достигаются и благодаря обретенному героем духовному отцу как нравственному руководителю и краеугольному камню "благообразного" семейства — ячейки обновленного же общества, всего человечества. Происходит зарождение и постепенное "выживание"-наживание новых духовно-нравственных "правил" (Достоевский). С формированием их в душе сына «случайного семейства», развращаемого бездуховностью его светской" жизни, но "облагоображенного" встречей с его духовным отцом, перед ним открывается перспектива бытия на подлинно животворных началах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ку Бон Иль, 2007 год

1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

2. Арсеньев Н.С. Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М., 1972.

4. Бахтин М.М. Записи курса лекций по истории русской литературы 1922-1927 // Бахтин М.М. Собр. соч. в 7 т. Т. 2. М., 2000.

5. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского // Бердяев H.A. Смысл творчества. М., 2002.

6. Браун Я. Без пафоса, без формы // Новая Россия. 1926, № 1.

7. Булгаков С.Н. Венец терновый: Памяти Ф.М. Достоевского. СПб., 1907.

8. Бурсов Б.И. «Подросток» — роман воспитания // Аврора. 1971, № 11.

9. Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском. О Льве Толстом. О Ницше. М., 1999.

10. Герцен А.И. Собр. соч. в 30 т. Т.23. М., 1961.

11. Гончаров И.А. Необыкновенная история // Гончаров И.А. Новые материалы и исследования. Литературное наследство. Т. 102. М., 2000.

12. Горичева Т.М. Христианство и современный мир. СПб., 1996.

13. Гроссман Л.П. Семинарий по Достоевскому. Материалы, библиография и комментарии. М., 1922.

14. Гроссман Л.П. Достоевский-художник // Творчество1. Достоевского. М., 1959,

15. Гуардини, Романо. Человек и вера. Брюссель, 1995.

16. Гус М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. М., 1971.

17. Долинин A.C. В творческой лаборатории Достоевского (История создания романа «Подросток»). М., 1947.

18. Долинин A.C. Последние романы Достоевского. М., 1963.

19. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 2002.

20. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. JL, 19721990.

21. Достоевский Ф.М. в воспоминаниях современников. В двух томах. М., 1990.

22. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 18811931 годов. М., 1990.

23. Достоевский и современность. Материалы IX Международных Старорусских чтений 1994 года. Новгород, 1995.

24. Достоевский и мировая культура. Альманах. №№ 10-21. СПб., 1995-2006.

25. Достоевский в конце XX века (сост.: Степанян К. А.). М., 1996.

26. Достоевский и православие. Сборник научных трудов. М., 1997.

27. Достоевский. Материалы и исследования. Т. 15, 16, 17. СПб., 2000, 2001,2005.

28. Евангельский текст в русской литературе 18-20 вв. Сборник научных трудов. Выпуск № 2. Петрозаводск, 1998.

29. Захаров В.Н. Система жанров у Достоевского. Типология ипоэтика. JI., 1985.

30. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х томах. JL, 1991.

31. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1998.

32. Иванов В.И. Достоевский: трагедия — миф — мистика // Иванов В.И. Эссе, статьи, переводы. Брюссель, 1985.

33. Иванов В.И. Достоевский и роман-трагедия // Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994.

34. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

35. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М., 1993.

36. Карамзин Н.М. О древней и новой России: Избранная проза и публицистика. М., 2002.

37. Карякин Ю.Ф. Достоевский в канун XXI века. М., 1989.

38. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М., 1996.

39. Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004.

40. Комарович B.JI. Роман «Подросток» как художественное единство // Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы. Сб. 2. Л., 1924.

41. Комарович В.Л. Генезис романа «Подросток» // Литературная мысль. Альманах III. Л., 1925.

42. Комарович В.Л. «Мировая гармония» Достоевского // Властительдум. Ф.М. Достоевский в русской критике конца Х1Х-нач. XX века. СПб., 1997.

43. Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека: К антропологии Ф.М. Достоевского. М., 2001.

44. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского: событийное, временное, вечное. М., 1991.

45. Кэнноскэ, Накамура. Чувство жизни и смерти у Достоевского. СПб., 1997.

46. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. Пер. с нем. И.С. Андреевой. М., 1996.

47. Лермонтов М.Ю. Собр. соч. в 4-х т. 2-е изд. Т. 1. Л., 1979.

48. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975.

49. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

50. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.

51. Манн, Томас. Достоевский — но в меру // Полн. собр. соч. Т. 10. М., 1961.

52. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. М., 2001.

53. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.

54. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

55. Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIXвека. Становление и жанровая эволюция. М., 1997.

56. Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову. М., 2002.

57. Недзвецкий В.А. Достоевский как художник-мессия // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2006, № 1,2.

58. Пачини, Джанлоренцо. О философии Достоевского. Эссе. Пер. с итал. М.Д. Зарецкая. М., 1992.

59. Померанц Г.С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М. 1990.

60. Пономарёва Г.Б. Достоевский: Я занимаюсь этой тайной. М., 2001.

61. Попович И. Достоевский о Европе и славянстве. СПб., 1998.

62. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989.

63. Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского. М., 1996.

64. Русская идея — в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: в двух томах. Т. 2. М., 1994.

65. Русская литература XIX века и христианство. Сборник статей. М., 1997.

66. Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.

67. Рыцарев К.В. Композиция романа Ф.М. Достоевского «Подросток» // Вопросы русской литературы. М., 1970.

68. Савченко Н.К. Как построен роман Достоевского «Подросток» // Русская литература. 1964, №4.

69. Сальвестрони, Симонетта. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб., 2001.

70. Сараскина Л.И. "Роман высшей напряжённости": А.И. Солженицын о романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Литературная газета. № 1 (5907) 15-21 января 2003.

71. Семенов Е.И. Роман Достоевского «Подросток». Л., 1979.

72. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

73. Смирнова Л.Н. «Мир красотой спасется»: Категория красоты в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. 2004, № 1.

74. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1988.

75. Степанян К.А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского. М., 2005.

76. Страхов H.H. Литературная критика. М., 1984.

77. Сыроватко Л.В. Реализация педагогического потенциала романа Ф. М. Достоевского «Подросток» на уроках литературы в старших классах. Дис. к. п. н. М., 1997.

78. Тарасов Б.Н "Закон Я" и "закон любви": Нравственная философия Достоевского. М., 1991.

79. Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (Христианская мысль и современное сознание). М., 1999.

80. Тарасов Б.Н. Глава о Ф. М. Достоевском // История русской литературы XIX века. 70-90-е годы: Под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. М., 2001.

81. Тарасов Б.Н. Куда движется история?: Метаморфозы людей и идейв свете христианской традиции. СПб., 2001.

82. Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., 2004.

83. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. М., 1995.

84. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем. В 30 т. Изд. 2-е. Соч. Т.1, 7, 10. М., 1978.

85. Тютчев Ф.И. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1984.

86. Флоренский П.В. Собрание сочинений: в 4-х томах. Т. 1. М., 1994.

87. Флоровский Г. (Прот.) Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

88. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

89. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997.

90. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. М., 1985.

91. Фудель С.И. Наследство Достоевского. М., 1998.

92. Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб., 1995.

93. Цвейг, Стефан. Три мастера. М., 1992.

94. Цейтлин А. Работа писателя над образом // Литературное творчество. 1946, № 1.

95. Шестов Л.И. На весах Иова // Шестов Л. И. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1993.

96. Шульц О. Светлый, жизнерадостный Достоевский. Петрозаводск, 1999.

97. Щенников Г.К. Достоевский: Эстетика и поэтика. Челябинск, 1997.

98. Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.

99. XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. Материалы международной конференции, состоявшейся в Университете Тиба (Япония) 22-25 августа 2000 года. М., 2002.

100. Levenson Jon D. Creation and the Persistence of Evil. Princeton University Press, 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.