Исповедальность как принцип становления поэтики художественной прозы Ф.М. Достоевского: на материале повести "Записки из подполья" и романа "Подросток" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Честнова, Наталья Юрьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Честнова, Наталья Юрьевна
Введение.
Глава I. Исповеди героев Достоевского как предмет научного осмысления: подходы, проблемы и пути их решения.
1.1. Церковное таинство покаяния и исповедальное слово героев Достоевского (христианские аспекты исповедального начала в художественной прозе писателя).
1.2. Жанр литературной исповеди и художественная проза Достоевского.
1.3. Исповедь как предмет изображения в произведениях Достоевского.
Глава II. Исповедальное начало в повести «Записки из подполья».
2.1. Становление жанрового целого «Записок из подполья»: проблема диалектичности формы.
2.2. Исповедь парадоксалиста: герой и адресаты его слова.
2.2.1. «Фиктивный» читатель парадоксалиста.
2.2.2. Реальный конфидент парадоксалиста.
2.2.3. «Третий» в структуре исповеди парадоксалиста.
2.3. «Книжный» контекст исповедального слова подпольного парадоксалиста.
2.3.1. Исповедь подпольного парадоксалиста: культурные ориентиры.
2.3.2. Литературный слог как стиль слова героя о себе.
2.3.3. Литературный поступок и литературная мечта парадоксалиста.
2.3.4. Безобразное слово и «прекрасное и высокое» в исповедальном дискурсе парадоксалиста.
Глава III. «Подросток»: исповедальность как принцип организации художественного целого романа.
3.1. История становления художественного замысла романа «Подросток» (жанровый аспект).
3.2. Образ адресата исповеди в записках Аркадия Долгорукого: «фиктивный и реальный читатель.
3.3. Исповедальность как принцип организации романного повествования.
3.4. Путь «идеи» и исповедальная установка записок Аркадия Долгорукого.
3.5. Исповедальная ситуация в романе «Подросток» как принцип художественного оформления образов персонажей и формирования образа романного времени.
3.6. Исповедальное слово в романе «Подросток»: культурный контекст.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Роман Ф.М. Достоевского "Подросток": типы и архетипы2007 год, кандидат филологических наук Невшупа, Ирина Николаевна
Речевые черты жанра литературной исповеди второй половины XIX века2003 год, кандидат филологических наук Ракова, Ирина Владимировна
Стихия вопрошания в романе Ф.М. Достоевского "Подросток"2007 год, кандидат филологических наук Конюхов, Александр Фёдорович
Роман Ф.М. Достоевского "Подросток": нравственная позиция главного героя2007 год, кандидат филологических наук Ку Бон Иль
"Подросток" Ф. М. Достоевского как роман воспитания: Жанр и поэтика2001 год, кандидат филологических наук Демченкова, Эльвира Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исповедальность как принцип становления поэтики художественной прозы Ф.М. Достоевского: на материале повести "Записки из подполья" и романа "Подросток"»
Природа исповедального начала в творчестве Достоевского сложна и многопланова. Как известно, идея романа или повести-исповеди неоднократно становилась для писателя зерном художественного замысла будущего произведения (таковы «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Подросток»). Герои Достоевского испытывают особую тягу к откровенным признаниям, часто сами определяют свои монологи как исповеди, и акты произнесения этих исповедальных монологов, как правило, становятся событиями, аккумулирующими в себе идейно-смысловое содержание текста. Таким образом, исповедь для писателя становится не просто приемом изображения внутреннего мира личности, но и органической формой становления художественного бытия его героев, одной из неотъемлемых составляющих поэтики его произведений.
Изображение человека сквозь призму его исповедального сознания обусловлено не только религиозными воззрениями писателя (исследователями отмечено, что исповедальные формы в его творчестве зачастую совершенно не похожи на таинство покаяния)1, но и тем особым видением фигуры современника, человека середины девятнадцатого века, которое было присуще Достоевскому. «По мнению <.> писателя, исповедальная - атмосфера характеризовала всю современную ему общественную жизнь России», - пишет достоевсковед А.Б. Криницын, приводя далее цитату из «Петербургской летописи»: «Современная мысль <.> дошла до возможного своего рубежа и осматривается, роется кругом себя, сама осязает себя. Почти всякий начинает разбирать, анализировать и свет, и друг друга, и себя самого <.> Наступает какая-то всеобщая исповедь (курсив Криницына). Люди рассказываются, выписываются, анализируют самих себя же перед светом, часто с болью и муками».2
1 Криницын А.Б. Формы исповеди в романах Ф.М. Достоевского. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук.
М., 1995. С. 5.
2 Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека. М.: «МАКС ПРЕСС», 2001. С. 17. 4
Актуальность диссертационного исследования определяют следующие тенденции современного гуманитарного знания:
• интерес к исповеди как феномену духовной культуры - в различных ее ипостасях (и светской, и конфессиональной), как к форме «организации хаоса сознания человека»3, имеющей высокое культурно-историческое значение,
• реабилитация категории персонажа в художественном мире, восстановление интереса к человеку как к главному и первостепенному предмету изображения в литературе.
Степень разработанности проблемы. Исповедальное начало в творчестве Достоевского неоднократно становилось предметом научных исследований. Среди крупнейших классических работ следует назвать прежде всего «Проблемы поэтики Достоевского» М.М. Бахтина, работу Л. Гроссмана «Стилистика Ставрогина», а также книгу Н.М. Чиркова «О стиле Достоевского». Ключевым понятие исповеди становится в монографии современного исследователя А.Б. Криницына «Исповедь подпольного человека», в статьях Н.В. Живолуповой, в ее же диссертации «Проблема авторской позиции в исповедальном повествовании Достоевского 60-70-х годов («Записки из подполья», «Подросток»)».
Теоретической и методологической основой исследования являются работы М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, А.Б. Криницына, А.П. Скафтымова.
В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: исповедальность пронизывает художественный текст Достоевского, становясь в той или иной степени поэтикообразующим его элементом.
Научная новизна исследования . определяется тем, что впервые исповедальное начало в творчестве Достоевского рассматривается как поэтикообразующий принцип художественной прозы писателя.
Повесть «Записки из подполья» и роман «Подросток» являются главными объектами нашего исследования. Дело не только в том, что оба произведения представляют собой исповедальные юИ-егеаЫигщ (к таковым можно отнести и рассказы «Сон смешного человека», «Кроткая»), но в том, что их главные герои становятся еще и творчески активными повествователями, своего рода «внутренними авторами» текста. Возникает своеобразный эффект «двойного авторства». Так, в предисловии к «Запискам из подполья» подпольный парадоксалист называется «сочинителем», сам же Достоевский принимает на себя роль издателя «сочинения», неизвестным образом попавшего к нему в руки. Текст романа «Подросток» также полностью является записками главного героя (включая финальные выдержки из письма Николая Семеновича, сделанные самим Аркадием). Свобода «авторства», дарованная героям, выходит за рамки традиционного литературного приема, когда форма исповедальной юЬ-егсаЫш^ становится методом психологического изображения героя и дает возможность передать его субъективное восприятие мира и самого себя4. Записки подпольного парадоксалиста и записки Аркадия Долгорукого пронизаны постоянной «авторской» рефлексией: для обоих героев чрезвычайно важно определить статус их собственных текстов, оба задаются вопросом: «Зачем я пишу?» Очевидно, что активная творческая инициатива героев Достоевского еще не предполагает их полноценной авторской компетентности, их способности создать эстетически завершенное целое. Вспомним замечание из письма Николая Семеновича Аркадию о том, что его «Записки» «могли бы . послужить материалом для будущего5 художественного произведения»6 (отметим едва ли не дословное совпадение с этим высказыванием утверждения Бахтина о том, что самоотчет-исповедь может стать «сырым материалом для возможной эстетической обработки, возможным содержанием возможного
4 Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М.: «Наука», 1964. С. 53.
5 Здесь и далее жирный курсив в цитатах мой - Н.Ч.
6 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т., т. 13. Л.: «Наука», 1972 - 1989. С. 455. Далее ссылки на данное издание будут приводиться в тексте в косых скобках с указанием фамилии цитируемого автора, номера тома (римская цифра) и номера страницы (арабская цифра). 6 художественного произведения» ). Они и сами не мыслят себя писателями, однако испытывают потребность письменной фиксации личного духовного опыта.
Итак, парадоксалист и Аркадий Долгорукий - не просто исповедующиеся герои, они авторы своих исповедей. Это значительно усложняет художественную организацию произведений. «Записки» и «Подросток», отделенные друг от друга десятилетием, опытом трех крупных романов («Преступления и наказания», «Идиота» и «Бесов»), принципиально разные в жанровом отношении, имеют одну общую особенность художественной структуры: оба они производят на читателя впечатление внутренней хаотичности. Источник этой хаотичности, на наш взгляд, кроется именно в особом функционировании исповедального начала в повести и романе, в чрезвычайном его сгущении, обусловленном «авторской» свободой героев-повествователей. По этой причине в нашем исследовании в поле зрения, прежде всего, будет находиться «внутренний автор» художественного текста, обладающий творческой инициативой.
Предметом же исследования будет влияние исповедального начала на формирование художественного целого данных произведений.
Понятие исповедальное начало (исповедальность) требует, на наш взгляд, терминологической конкретизации. Под ним мы подразумеваем:
1) общую исповедальную установку дискурса героя-повествователя;
2) собственно исповеди - акты произнесения особого, сокровенного слова о себе и о мире; о
3) исповедальные ситуации ;
7 Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / Эстетика словесного творчества. М.: изд-во «Искусство», 1979. С. 129.
8 Термин «исповедальная ситуация» объясняется монографии А.Б Криницына «Исповедь подпольного человека» следующим образом: «Важнейшее отличие исповедальной ситуации от прочих моделей общения состоит в специфике взаимоотношений между ее участниками. При исповеди говорящий сосредотачивается на себе, на своих мыслях и воспоминаниях, и в принципе не интересуется личностью слушателей - в данный момент ему важная только их реакция на собственные признания. Таким образом направленность речевой информации оказывается односторонней - принципиально иной, нежели в обычном диалоге». Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека. М.: «МАКС ПРЕСС», 2001. С. 120.
4) неоформленное в событие исповедальное начало, в художественном тексте Достоевского проявляющееся:
4.1) во внутренней установке героя (воплощенной в слове героя о себе) на признание собственной греховности (вины), на чужую нравственную реакцию (следовательно, предполагающую адресата слова) и на единение с .человеческой общностью;
4.2) в особой «маркированности» изображаемого события виной героя, которая может дать импульс исповедальному слову.
Цель работы — выявить, каким образом исповедалъность определяет становление художественного целого повести «Записки из подполья» и романа «Подросток».
Цель определяет задачи работы:
- выделить аспекты исповедальности в текстах «Записок из подполья» и «Подростка»; выявить поэтикообразующие функции исповедальности в художественном пространстве повести; выявить поэтикообразующие функции исповедальности в художественном пространстве романа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Повесть «Записки из подполья» и роман «Подросток» Ф.М. Достоевского представляют собой своеобразные вариации исповедальных юЬ-еггаЫш^: главные герои здесь являются творчески активными повествователями, своего рода «внутренними авторами» текста, что напрямую предопределяет художественную организацию произведений. Процесс становления жанрового целого повести «Записки из подполья» и романа «Подросток» происходит на фундаменте исповедальной формы: по мере становления художественного замысла изначальная жанровая установка трансформируется во внутреннюю исповедальную установку героя-повествователя.
2. Образы адресатов исповедальных дискурсов парадоксалиста и Аркадия Долгорукого обусловлены психологическими особенностями героев. Их функция - оформление исповедального целого записок. Изменение ^ характера обращения к «фиктивному» читателю - знак внутреннего преображения героя.
3. Принцип организации повествования в «Записках из подполья» и «Подростке» напрямую связан с исповедальным началом. Акт создания записок о себе становится для обоих героев событием движения от себя - к другому, от подпольного уединения - к человеческой общности. Последовательность и характер изображения событий предопределяется этим дискурсивным вектором записок, таким образом исповедальное начало становится основой повествовательного принципа обоих произведений.
4. Исповедальные ситуации в «Записках из подполья» и «Подростке» становятся не только приемом раскрытия внутреннего мира человека, но и (в своей совокупности) художественным принципом оформления образов героев.
5. Культурный контекст исповедей героев раскрывает их личное представление об исповеди как форме общения с другим и поэтому во многом предопределяет характер исповедального начала в произведениях. «Книжный» контекст исповедального слова подпольного парадоксалиста обуславливает этические ориентиры его исповеди. В «Подростке» культурный контекст исповедей героев становится основой образа романного времени.
Практическая значимость результатов исследования: результаты исследования могут быть использованы в лекционно-практических курсах по истории русской литературы XIX века, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных творчеству Ф.М. Достоевского.
Апробация работы: Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры литературы Владимирского государственного гуманитарного университета (2008-2010 гг.).
Основные результаты исследования были представлены в виде докладов на международных и всероссийских конференциях во Владимире, Нижнем
Новгороде и Санкт-Петербурге. По теме диссертационной работы опубликовано 6 статей.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Общественно-литературный фон повести "Записки сумасшедшего" Н.В. Гоголя2008 год, кандидат филологических наук Скрипник, Алена Владимировна
Эволюция героя-рассказчика в творчестве Ф.М. Достоевского 1845-1865 гг.1984 год, кандидат филологических наук Гиголов, Михаил Георгиевич
Ф.М. Достоевский в художественном восприятии Ф.Н. Горенштейна2010 год, кандидат филологических наук Чудова, Ольга Игоревна
Евангельская притча в авторском дискурсе Ф.М. Достоевского2008 год, доктор филологических наук Габдуллина, Валентина Ивановна
Мечтатель и его трансформации в творчестве Ф.М. Достоевского2009 год, кандидат филологических наук Косяков, Сергей Алексеевич
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Честнова, Наталья Юрьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исповедальное начало в творчестве Достоевского напрямую связано с его индивидуально-авторским художественным видением человека. Герой, рассказывающий свою историю или излагающий свою идею, у Достоевского всегда совершает признание, требующее особого, зачастую предельного напряжения душевных сил, поскольку это признание мыслится героем как главное слово о нем самом и о мире. Ситуация исповеди в связи с этим становится для писателя зерном художественного замысла ряда произведений, а так же способом его развития. Сами же формы проявления исповедального начала в прозе Достоевского оказываются чрезвычайно многообразными, они не сводятся только к исповедальным диалогам, монологам или отдельным репликам, равно как и их роль не ограничивается только изображением внутреннего мира человека. Анализ этих многообразных форм воплощения исповедального начала позволяет в определенной мере приблизиться к осмыслению художественного целого произведений писателя.
Наше исследование позволяет нам сделать следующие выводы: повесть «Записки из подполья» и роман «Подросток» - произведения, выделяющиеся особой, повышенной концентрацией исповедального начала благодаря фигурам главных героев - творчески активных повествователей, которые создают записки «о себе» и сами же пытаются определить их как исповедь. Несмотря на то, что эта «внутренняя авторская» номинация записок не предопределяет жанрового статуса «Записок из подполья» и «Подростка», она выполняет важнейшую роль в организации художественного целого обоих произведений, воплощаясь в исповедальную установку дискурсов записок Аркадия Долгорукого и подпольного парадоксалиста. Повествование и в повести, и в романе облечено в форму диалога с фиктивным читателем, причем, диалога именно исповедального, предполагающего признания героев в самом сокровенном и ответную нравственную реакцию адресатов. Особую роль в организации художественного целого проанализированных произведений играет также временная дистанция между событием рассказывания и событиями, о которых рассказывается: осмысление героями подлинного смысла произошедшего с ними совершается благодаря повторному переживанию событий прошлого - непосредственно через творческий акт создания записок. Напряжение между временными пластами в «Записках из подполья» и «Подростке» становится важным сюжетообразующим фактором: события прошедшего времени (и предпрошедшего в романе «Подросток») излагаются выборочно и не в хронологическом порядке - их отбор и последовательность предопределяются душевным состоянием героя в настоящем времени, на момент повествования. Среди отбираемых подпольным парадоксалистом и Аркадием событий особенно важными оказываются те, в которых заложен исповедальный потенциал: поступки, слова, мысли, душевные движения, из-за которых герои испытывают чувство вины или нравственной ответственности, ситуации исповедальных монологов и диалогов (только свои - у парадоксалиста, свои и чужие - у подростка), а также события чужой жизни, тем или иным образом связанные с ситуацией исповеди (у подростка). Осмысляемые в записках, эти события начинают резонировать друг с другом, обнаруживают новые для героя смыслы и выстраиваются в новой последовательности - художественной последовательности сюжета.
Первостепенную роль в рассмотренных нами произведениях играет психологический облик героя-повествователя. Оба героя: и парадоксалист, и Аркадий - являются воплощением одного типа - подпольного человека, центрального типа всего творчества Достоевского. Этим обусловлена во многом общность формы и принципа повествования в «Записках из подполья» и «Подростке», о чем говорилось выше. Однако очевидна и значительная разница между героем повести шестидесятых годов и героем романа семидесятых. Жизненный путь парадоксалиста - погружение в подполье, отчуждение от мира. Аркадий - герой, «ищущий руководящую нить поведения», изначально стремящийся к другому - своему отцу Версилову.
Разность героев предопределяет и качественную разность природы исповедального начала в повести и романе.
Парадоксалист не дает другому права рассказывать собственную историю, то есть, по сути, права на исповедь. Нарративное доминирование подпольного исключает возможность разрастания художественной ткани произведения вширь, появления линий других персонажей. Дискурсивное движение повести - это история одной души главного героя. Однако жизненный путь подпольного парадоксалиста и тот духовный путь, который он проходит в процессе создания записок, не совпадают: записки - это движение из подполья, эксперимент над собой, который обнаруживает в душе героя способность к раскаянию. Принцип организации повествования второй части повести, названный нами «кружением памятью», основан на постепенном открытии парадоксалистом присутствия другого в своей жизни. В изображении этого духовного пути героя, становления его исповедального сознания заключалась одна из важнейших художественных задач Достоевского - вывести «потребность веры и Христа». Из несовпадения жизненного пути и его повторного переживания через записки рождается трагическое начало повести: момент сведения двух временных пластов происходит в финале записок - в точке события необратимой «катастрофы».
В романе «Подросток» мы наблюдаем иную ситуацию соотношения жизненного пути героя и повторного переживания его через записки. Аркадий стремится понять прежде всего другого, а не себя - отсюда и доброжелательное отношение к вымышленному читателю, исключающее полемичность дискурса записок (которая у подпольного парадоксалиста оборачивалась «дурной бесконечностью» спора с «господами»), отсюда и возможность развития художественного материала вширь - высвобождение романных линий. Путь осмысления Аркадием Долгоруким дорогого ему другого пролагается им в записках именно через исповедальные ситуации -моменты душевного сближения с отцом и возлюбленной. Версилова и Ахмакову (а наряду с ними и остальных персонажей романа) мы видим, в первую очередь, глазами самого подростка, следовательно, и для читателя их образы раскрываются постепенно - через те же самые событийные точки исповедальных ситуаций.
Особую роль в дискурсе записок Аркадия Долгорукого играет его «идея». Путь «идеи» здесь образует своего рода «подводное течение»: избыток «фактов» складывается в романное повествование, однако важнейшая сторона душевной жизни подростка оказывается скрытой от читателя. Суть «идеи» Аркадия - это «угол», уединение, фактически уход в подполье, отчуждение от другого, следовательно, ее путь в романе становится своеобразной противодействующей силой, подспудно присутствующей в дискурсе записок, некой «антиисповедальной» установкой героя. Подросток не раскрывается перед читателем в полной мере, что объясняется, на наш взгляд, художественным замыслом Достоевского: Аркадий - герой становящийся, «переменная величина». В скрываемой стороне души подростка заложен потенциал для дальнейшего его духовного становления.
Особого внимания при анализе поэтикообразующей роли исповедального начала в произведениях Достоевского требует культурный контекст исповедального слова, поскольку именно он определяет понимание героями самой природы исповеди, а значит, непосредственно связан с поэтикой художественного целого. «Книжное» сознание парадоксалиста порождает в подпольном страсть к «литературствованию» - воображаемому подражанию романтическому герою - и в корне искажает представление подпольного об исповеди, лишает его возможности искреннего раскаяния перед лицом другого. Однако роль литературных и культурных аллюзий и реминисценций в «Записках из подполья» этим не исчерпывается. «Литературствование» становится так же и формой саморазоблачения для подпольного, то есть зародышем подлинного исповедального слова о себе (наиболее ярко в этой функции выступают гоголевские аллюзии). Более того, именно через «книжный» контекст в записках парадоксалиста формируется основной этический и эстетический стержень исповедального дискурса - понятие «прекрасного».
В романе «Подросток» герой-повествователь нарочито отказывается от «книжности» слога, стремясь к стилистической и смысловой первозданности своих записок. Исповедальная установка дискурса Аркадия Долгорукого не предопределена какими бы то ни было литературными стереотипами, она -порыв души юного героя. В качестве носителей «книжного» сознания в романе выступают два героя: Версилов и Тришатов, и именно этих героев Достоевский наделяет не только сильной тягой к признаниям, но и способностью мыслить художественными образами. Их исповеди - «высокие» исповеди; их осмысление собственного жизненного пути непременно сопряжено с осмыслением пути человечество. Сосредоточенные на последних страницах романа, «высокие» исповеди освещают все художественное целое произведения и формируют образ романного времени как особой эпохи, включенной в исторический и мифологический контекст.
Развитие форм воплощения исповедального начала в творчестве Достоевского, безусловно, связано с изменением художественного видения им человека. Становление же поэтики каждого из произведений писателя, как мы видим, напрямую зависит именно этого видения. Таким образом, исповедальное начало становится для Достоевского - одной из основ создания художественного целого, для исследователя же - одним из ключей к его осмыслению.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Честнова, Наталья Юрьевна, 2012 год
1. Августин Блаженный. Исповедь. / Блаженный Августин. М. -1992.-239 с.
2. Байрон Дж. Собр. соч. в 4-х томах. / Дж. Г. Байрон; пер. с англ. И. Бунина. М.: изд-во «Правда». - 1981. - Т. 4. 496 с.
3. Гоголь Н.В. Собрание соч. в 6 т. / Н.В. Гоголь. М. - 1959. - Т.З. -598 с.
4. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах / Ф.М. Достоевский. Л.: Наука, 1972 - 1989.
5. Некрасов H.A. Стихотворения и поэмы. / H.A. Некрасов. М., 1975-631 с.
6. Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной церкви: Опыт новейшей истории. Т. 1: Общий устав совершения исповеди. / А. Алмазов. Одесса, 1884. (репринт — М., 1995). - 596 с.
7. Альми И.Л. К вопросу о психологизме Достоевского / И.Л. Альми // Альми И.Л. О поэзии и прозе. СПб.: Издательство «Семантика-С» совместно с издательсвом «Скифия», 2002. - С. 339 -350.
8. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен / М.С. Альтман. -Саратов. 1975.-309 с.
9. Аскольдов С. Психология характеров у Достоевского / С. Аскольдов // Достоевский. Статьи и материалы. В 2-х т. Сборник 1. М. -Л.: Мысль, 1935.-С. 31-70.
10. Ашимбаева Н.Т. Поэтика двусмысленности и недосказанности и у Достоевского (явное и прикровенное родство героев) / Н.Т. Ашимбаева // Pro Memoria. Памяти Г.М. Фридлендера. СПб., «Наука», 2003.-С. 136- 146.
11. Бахаева A.A. Исповедальная манера повествования и мотив покаяния в повестях Ф.М. Достоевского «Вечный муж» и К.Н.
12. Леонтьева «Исповедь мужа» / A.A. Бахаева // Филология и человек, 2009. №1. - Барнаул: Изд-во Алтайского университета. - С 161 - 167.
13. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества . M .: изд-во «Искусство». - 1979 - - С. 7 - 180.
14. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., «Искусство», 1979. С. 188 203.
15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. -М.- 1979.-341 с.
16. Бахтин М.М. Слово в романе / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: «Худож. лит.». - 1975. - 72 - 233.
17. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи / В.Н. Белопольский. Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 1987. С. 111-118
18. Бем А.Л. Достоевский / А.Л. Бем. Прага: Петрополис, 1938. -192 с.
19. Бем А.Л. Достоевский гениальный читатель / А.Л. Бем // Бем. Л.А. Исследования. Письма о литературе. М.: Языки славянской культуры. - 2001. - С. 48.
20. Бем А.Л. «Скупой рыцарь» Пушкина в творчестве Достоевского / А.Л. Бем // Пушкинский сборник. Прага, 1929. - С. 209 - 244.
21. Бем А.Л. У истоков творчества Ф.М. Достоевского / А.Л. Бем. -Прага, 1936.-214 с.
22. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского / H.A. Бердяев // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994. С. 30 60.
23. Бицилли П.М. К вопросу о внутренней форме романа Достоевского / П.М. Бицилли // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М.-1996. С. 406 - 498.
24. Бочаров С.Г. «Записки из подполья»: «Музыкальный момент» / С. Г. Бочаров // Новый мир, 2007. №2. - С. 161 - 166.
25. Бочаров С.Г. «Ты человечество презрел.» (Об одном тематическом сюжете русской литературы: Достоевский и Пушкин)» / С.Г. Бочаров // Pro memoria. Памяти академика Г.М. Фридлендера. СПб, «Наука», 2003. С. 87 105.
26. Бродский И.А. О Достоевском / И.А. Бродский // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994. С. 373 375.
27. Буланов A.M. «Ум» и «сердце» в русской классике: Соотношение рационального и эмоционального в творчестве И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого / A.M. Буланов. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1992. - 152 е.
28. Булгаков С.Н. Русская трагедия / С.Н. Булгаков // О Достоевском: творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов. - М. -1995.-С. 147-230.
29. Бурсов Б.И. «Подросток» роман воспитания / Б.И. Бурсов // Аврора, 1971.-№ 11 - С. 64-71.
30. Викторович В.А. Роман познания и веры / В.А. Викторович // Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения: Сб. ст. Коломна: КГПИ, 2003. - С. 17 - 27.
31. Викторович В.А. Сюжет и повествование в романе Достоевского / В.А. Викторович // Сюжет и художественная система произведения: межвуз. сб. научных трудов. Даугавпилс: Даугавп. пед. ин-т, 1983. -С. 56-63.
32. Власкин А.П. Идеологический контекст в романе Ф.М Достоевского / А.П. Власкин. Челябинск: ЧГПИ, 1987. - 80 с.
33. Власкин А.П. Искания Достоевского в 1870-е годы: Учебное пособие / А.П. Власкин. Магнитогорск, 1991 - 117 с.
34. Власкин А.П. Творчество Достоевского и народная религиозная культура / А.П. Власкин. Челябинск: Челяб. гос. ун-т; Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1994. - 196 с.
35. Геригк Х.-Ю. Роман «Подросток» в историко-литературной перспективе / Х.-Ю. Гергик // Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения. Коломна: КГПИ, 2003. С. 9-16.
36. Гин М.М. Достоевский и Некрасов. Два мировосприятия / М.М. Гин. Петрозаводск: Карелия, 1985. - 184 с.
37. Гинзбург Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1979. - 223 с.
38. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. Л.: изд-во «Советский писатель». Ленинградское отделение. - 1971. - 464 с.
39. Гроссман Л.П. Достоевский / Л.П. Гроссман. М.: Молодая гвардия, 1962. - 543 с.
40. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики / Г.А. Гуковский. -М.: Худож. Лит. 1965. 355 с.
41. Гус М. Идеи и образы Достоевского. Изд. 2-е. доп / М. Гус. М. -1971.-479 с.
42. Даль В.И. Словарь живаго великорусскаго языка. В 4 Т. Т.2. Второе изд-е / В.И. Даль. СПб.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1881.
43. Демченкова Э.А «Подросток» Ф.М. Достоевского как роман воспитания (жанр и поэтика). Дис. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук / Э.А. Демченкова. Екатеринбург, 2001.
44. Десяткина Л.П., Фридлендер Г.М. Библиотека Достоевского (новые материалы) / Л.П. Десяткина, Г.М. Фридлендер // Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 4. Л., 1980. 262 с.
45. Джакуинта Р. «У нас мечтатели и подлецы». О «Записках из подполья» Ф.М. Достоевского / Р. Джакуинта // Русская литература, 2002, №3. с. 3-18.
46. Джексон Р.Л. Искусство Достоевского. Бреды и ноктюрны / Р.Л. Джексон М.: Радикс, 1998. - 287 с.
47. Джонс Н. М. Достоевский и один из аспектов психологии Шиллера Новые зарубежные исследования о Достоевском / Н.М. Джонс. М., 1982. - С. 107 - 109.
48. Дилакторская О.Г. Петербургская повесть Достоевского / О.Г. Дилакторская. СПб. - 1999. - 348 с.
49. Долинин A.C. В творческой лаборатории Достоевского (История создания романа «Подросток»). / A.C. Долинин Л.: «Советский писатель», 1947. - 173 с.
50. Долинин A.C. Исповедь Ставрогина (В связи с композицией «Бесов») / A.C. Долинин // Литературная мысль. СПб., 1923. № 1.
51. Долинин A.C. Последние романы Достоевского / A.C. Долинин. -М.; Л., 1963. С. 96.
52. Ермилов В.Ф. Достоевский / В.Ф. Ермилов. М. - 1956. - 367 с.
53. Ермилова Г.Г. Христология Достоевского / Г.Г. Ермилова // Достоевский и мировая культура. СПб. 1999. - №13. - С. 32 - 56.
54. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. Том 2 / Ж. Женетт — М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998.— 472с.
55. Живолупова Н.В. Христос и истина в исповеди антигероя (Достоевский, Чехов, Набоков, Вен. Ерофеев) / Н.В. Живолупова // Вестник Нижегородского лингвистического университета им. Лобачевского. 2008. - № 5. - С. 278 - 285.
56. Живолупова Н.В. Внутренняя форма покаянного псалма в структуре исповеди антигероя Достоевского / Н.В. Живолупова // Достоевский и мировая культура. Альманах № 10. М.: Классика плюс, 1998.-С. 99- 107.
57. Живолупова Н.В. Проблема авторской позиции в исповедальном повествовании Достоевского 60-70-х годов («Записки из подполья», «Подросток»). Диссертация на соиск. уч. ст. канд. фил. наук / Н.В. Живолупова. М., 1982.
58. Живолупова Н.В. Характер сюжетной исповедальной прозы Достоевского в 60-х годах / Н.В. Живолупова // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1984. - С. 68 - 75.
59. Живолупова Н.В. Христология Достоевского и Чехова: между антигероем и идеальной человечностью / Н.В. Живолупова // Достоевский и мировая культура. СПб. 2003. - Альманах № 19. - С. 159-178.
60. Живолупова Н.В. Ф.М. Достоевский и Е.И. Замятин. Исповедь парадоксалиста. («Записки из подполья» «Мы») / Н.В. Живолупова // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». - Новгород, 1991. - С. 56 - 60.
61. Жид А. Достоевский; Эссе / А. Жид. Томск: «Водолей», 1994. -288 с.
62. Жиркова М.А. Исповеди в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филологических наук / М.А. Жиркова. СПб., 1997. - 146 с.
63. Жиркова M.А. К проблеме исповедального жанра / М.А. Жиркова // Жанры в историко-литературном процессе: Сборник научных статей. -СПб.: ЛГОУ, 2000.
64. Зандер JI.A. Тайна добра / JI.A. Зандер // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994 С. 316 - 332.
65. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского (типология и поэтика) /
66. B.Н. Захаров. JL: изд-во Ленинградского ун-та, 1985. - 208 с.
67. Зелянская Н.Л. Авторская номинация жанра в эпоху смены эстетической парадигмы / Н.Л. Зелянская // Вестник ОГУ. 2008. - № 11.С. 16-21.
68. Зеньковский В.В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского / В.В. Зеньковский // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.-с. 222-236.
69. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 562 с.
70. Иванчикова Е.А. Автор в повествовательной структуре исповеди и мемуаров (на материале произведе ний Ф.М.Достоевского) / Е.А. Иванчикова // "Русский язык". М.: изд. дом "Первое сентября". 2001. -№39. С. 28-34.
71. Иванчикова Е.А. Как говорят герои Достоевского / Е.А. Иванчикова // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород, 1994. - С. 143 - 152.
72. Иванчикова Е.А. «Подросток»: повествование с лирическим рассказчиком / Е.А. Иванчикова // Вопросы языкознания, 1995. №51. C. 70 76.
73. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского / Е.А. Иванчикова. М.: изд-во «Наука», 1979. - 287 с.
74. Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Опыт построения исповеди / Иоанн (Крестьянкин). -М., 1994.
75. Казаков A.A. Повесть в системе жанров Достоевского / A.A. Казаков // Русская повесть как форма времени. Томск: Томский ун-т, 2002. - С. 200 - 206.
76. Карякин Ю. Достоевский. Очерки / Ю. Карякин. М.: Правда, 1984.-48 с.
77. Касаткина Т.А. Ирония, романтика, цинизм в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» (образ Версилова) / Т.А. Касаткина // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород, 1991. - С. 78 - 83.
78. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского / Т.А. Касаткина. -М. 1996.-335 с.
79. Кашина Н.В. Человек в творчестве Достоевского / Н.В. Кашина. -М.: Художественная литература, 1986. 318 с.
80. Кашина Н.В. Эстетика Достоевского: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Н.В. Кашина. - М.: Высш. шк. (вузы и техникумы), 1989. -288 с.
81. Кирай Д. Поэтика романа Достоевского / Д. Кирай // Acta Litteraria. Budapest, 1982.
82. Кирпотин В.Я. Достоевский в 60-е годы / В.Я. Кирпотин. М.: Художественная литература, 1966. - 560 с.
83. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. Этюды и исследования / В.Я. Кирпотин Второе дополненное издание - М.: Советский писатель, 1983.-471 с.
84. Климова С.М. Проблемы поэтики Достоевского: Розанов -Бахтин / С.М. Климова // Человек. М., 2004. - №3. - С. 53 - 66.
85. Ковалев O.A. Оправдание вымысла как нарративная стратегия / O.A. Ковалев // Филология и человек, 2009. №1. - Барнаул: Изд-во Алтайского университета. - С. 91 - 107.
86. Ковач А. Память как принцип сюжетного повествования. «Записки из подполья» Достоевского / А. Ковач // Wiener Slawistischer Almanach.Band 16, 1985. С. 85-86.
87. Ковач А. Роман Достоевского: Опыт поэтики жанра / А. Ковач. -Budapest: Tankonvynkiado, 1985. 372 с.
88. Кожевникова H.A. Чужая речь в изображении Достоевского / H.A. Кожевникова // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород, 1989. - С. 57 -58.
89. Комарович B.J1. Мировая гармония Достоевского / B.JI. Комарович // Властитель дум: Ф.М. Достоевский в русской критике конца XIX начала XX века. СПб. - 1997. С. 583 - 611.
90. Комарович B.JI. Роман Достоевского как художественное единство / B.JI. Комарович // Достоевский. Статьи и материалы. Сборник 2. JI.-M.: Мысль, 1924. - С. 31 - 70.
91. Комарович B.JT. Юность Достоевского / B.JI. Комарович // «Былое». 1924. №23 - С. 26-47.
92. Константинова Н.В. «Поприщинско е письмо» в нарративных стратегиях Достоевского / Н.В. Константинова // Вестник Удмуртского университета, 2008. Вып.1. С. 27 - 37.
93. Корман Б.О. Лирический герой Некрасова в «Записках из подполья» Достоевского / Б.О. Корман // Некрасов и его время. М. -1975.-с. 99-105.
94. Корман Б.О. Проблема автора в художественной прозе Достоевского / Б.О. Корман // Slavia, Rocnic XLIX, 1980. Cislo 4 - S 383 -396.
95. Косиков Т.К. О принципах повествования в романе // Т.К. Косиков // Литературные направления и стили: сб. ст., поев. 75-летию проф. Т.Н. Поспелова / под ред. П.А. Николаева, Е.Г. Руднева. М.: МГУ, 1996.-е. 65 -75.
96. Косяков С.А. «Книжность» и «жизнь» в «Записках из подполья» Достоевского // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. СПб., 2009. - №119. С. 229 - 232.
97. Косяков С.А. Раздраженная мечтательность: О трансформации героя-мечтателя в «Записках из подполья» / С.А. Косяков // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. №2 - Воронеж: изд-во ВГУ, 2009-С. 61-65.
98. Краснощекова Е.А. «Память жанра» в романе «Подросток» / Е.А. Краснощекова // Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения. Коломна: КГПИ, 2003. - С. 137 - 158.
99. Криницын А. Б. Исповедь подпольного человека / А.Б. Криницын. М.: «МАКС ПРЕСС», 2001. - 371 с.
100. Криницын А.Б. Формы исповеди в романа Ф.М. Достоевского. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук / А.Б. Криницын. М., 1995 -204 с.
101. Лапшин И.И. Эстетика Достоевского / И.И. Лапшин: Берлин: Обелиск, 1923.- 102 с.
102. Летопись жизни и творчества Достоевского. В трех томах. 18211881. Том первый. 1821 1864. - СПб.: Академический проект, 1993. -543 с.
103. Летопись жизни и творчества Достоевского. В трех томах. 1821 -1881. Том второй. 1865 1874. - СПб.: Академический проект, 1994. -586 с.
104. Летопись жизни и творчества Достоевского. В трех томах. 1821 -1881. Том третий. 1875 1881. - СПб.: Академический проект, 1995. -614 с.
105. Лихачев Д. С. «Летописное время» у Достоевского/ Д.С. Лихачев // Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. М., 1981; С. 80 -96.
106. Лихачев Д. С. «Небрежение словом» у Достоевского/ Д.С. Лихачев // Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. М., 1981; С. 60-80.
107. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев. СПб.: «Блиц», 1999. - 192 с.
108. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание / Н.О. Лосский // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994. - С. 291-315.
109. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века / Ю.М. Лотман. Л. - 1974. - 300 с.
110. Лунде И. «Заметки о визуализации в контексте «языковости» романа «Подросток» / И. Лунде // Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения. Коломна: КГПИ, 2003. С. 119120.
111. Лучников М.Ю. «Хищный тип» у Достоевского / М.Ю. Лучников // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород, 1988. - С. 70 - 71.
112. Манн Ю.В. Путь к открытию характера / Ю.В. Манн // Достоевский художник и мыслитель: сб. ст. - М.: Художественная литература, 1972. - С. 284 - 311.
113. Манн Ю.В. Автор и повествование / Ю.В. Манн // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. - С. 431 - 480.
114. Мейер Р., Руди С. Достоевский и Гоголь / Р. Мейер, С. Руди // Новые зарубежные исследования о Достоевском. М., 1982. - С. 117126.
115. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники / Д.С. Мережковский. М.: Республика. - 622 с. (Прошлое и настоящее).
116. Михайловский Н.К. Жестокий талант / Н.К. Михайловский // Литературная критика: статьи о русской литературе XIX начала XX века. - М.: «Художественная литература», 1989. - 606 с.
117. Михнюкевич В.А. Фольклорный репертуар Макара Долгорукого в нравственно-философской концепции романа «Подросток» / В.А. Михнюкевич // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород, 1991. - С. 122- 127.
118. Мочульчский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский / К. Мочульский. М. - 1995. - 607 с. (Прошлое и настоящее).
119. Назиров Р.Г. Автономия литературного героя / Р.Г. Назиров // Проблемы творчества Достоевского. Поэтика и традиции. Тюмень: изд-во ТГУ- 1982.
120. Назиров Р.Г. Проблема художественности мире Достоевского / Р.Г. Назиров // Творчество Ф.М. Достоевского. Искусство синтеза. Екатеринбург. 1991. - 476 с.
121. Николина H.A. Способы выражения нравственно-этической оценки в произведениях Ф.М. Достоевского / H.A. Николина //
122. Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород, 1989. - С. 76 - 77.
123. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Достоевского / В.Г. Одиноков Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1981. - 145 с.
124. Осовский O.E. Скандал как сюжетообразующая категория у Достоевского / O.E. Осовский // Филологические исследования. -Саранск, 2003.-С. 167-171.
125. Плетнев Р.В. Достоевский и Евангелие / Р.В. Плетнев // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994 С. 160 - 190.
126. Панкова Н.И., Шурыгина С. Специфика психологического романа (по произведению Ф.М. Достоевского «Подросток») / Н.И. Панкова, С. Шурыгина // Известия ПГПУ. Гуманитарные науки, 2007, № 4 (8). С. 65-70.
127. Пашкова Г.Р. Особенности развития сюжета в произведениях Ф.М. Достоевского («Записки из подполья» и «Преступление и наказание»). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук / Г.Р. Пашкова. Алма-Аты: Казахский гос. ун-т, 1976. - 24 с.
128. Печерская Т.И. Поэтика повестей Достоевского 1840 1860-х годов. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук / Т.И. Печерская. - Томск: Том. Ун-т, 1989. - 17 с.
129. Побединский Н.Г. Религиозно-нравственные идеи и типы в произведениях Достоевского / Н.Г. Побединский. М., 1899. - 40 с.
130. Поддубная Р.Н. Герой и его литературное развитие (Отражение «Выстрела» Пушкина в творчестве Достоевского) // Достоевский. Материалы и исследования. J1. 1978. - Т.З. - С. 59 - 66.
131. Поддубная Р.Н. Самозванство и двойничество // Достоеский. Материалы и исследования. СПб. 1994. - Т.11. - С. 21 - 40.
132. Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским / Г. Померанц. М.: «Советский писатель», 1990. - 382 с.
133. Порошенков Е.П. Исповедь как средство психологического анализа в творчестве Достоевского / Е.П. Порошенков // Писатель и время. Ульяновск, 1975. - Вып. 1. - С. 113-115.
134. Рабинович B.JI. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991 - 496 с.
135. Рабинович B.J1. Человек в исповедальном жанре // О человеческом в человеке / В.Л. Рабинович. М., 1991. - 137 с.
136. Ракитина Л.М. Сюжетно-композиционное единство романа «Подросток». Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук /Л.М. Ракитина. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1986. 188 с.
137. Савченко Н.К. Сюжетосложение романов Достоевского. Пособие по спецкурсу / Н.К. Савченко. М: Изд. МГУ, 1982. - 125 с.
138. Свительский В.А. Композиция как одно из средств выражения авторской оценки в произведениях Достоевского / В.А. Свительский // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 2. Л.: «Наука», 1976. - С. 11-19.
139. Свительский В. А. Самодостаточность личности и жизненные роли героев Достоевского (от «Записок из подполья» к «Братьям Карамазовым») / В.А. Свительский // XXI век глазами Достоевского: Перспективы человечества. М.: Грааль, 2002. - С. 397 - 406.
140. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского / Ю.И. Селезнев. М., 1980. -376 с.
141. Селезнев Ю. И. Достоевский / Ю.И. Селезнев. М., 1985. - 363 с.
142. Скафтымов А.П. «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского / А.П. Скафтымов // Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 89 - 134.
143. Словарь языка Достоевского. Лексический строй идиолекта. Вып. 1 / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Главный редактор чл.- корр. РАН Ю.Н. Караулов. М.: Азбуковник, 2001.-442 с.
144. Словарь языка Достоевского. Лексический строй идиолекта. Вып. 2 / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Главный редактор чл.- корр. РАН Ю.Н. Караулов. М.: Азбуковник, 2001.-509 с.
145. Слонимский А. «Вдруг» у Достоевского / А. Слонимский // Книга и революция. 1922. - № 8. - С. 9-16.
146. Соина О.С. Исповедь как наказание в романе «Братья Карамазовы» / О.С. Соина // Достоевский. Матриалы и исследования. Т.6. Л.: «Наука», 1985. - С. 129 - 137.
147. Станюта A.A. Постижение человека: Творчество Достоевского 1840 1860-х годов / A.A. Станюта. - Минск: ВГУ, 1976. - 159 с.
148. Стариков М.Ю. Проблема свободы в работах о Достоевском Н. Бердяева, А. Штейнберга, М. Бахтина / М.Ю. Стариков // Новые аспекты в изучении Достоевского. Изд-во Петрозаводского государственного университета, 1994.
149. Степанян К.А. Роман-покаяние (почему роман «Подросток» написан от первого лица?) Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях» / К.А. Степанян. Новгород, 1991.-С. 157-171.
150. Степанян К.А. Трактовка понятия «реализм» в творчестве Достоевского и в русской литературной традиции / К.А. Степанян // Pro memoria. Памяти академика Г.М. Фридлендера. СПб, «Наука», 2003. С. 121.
151. Стожкова А.Л. Роман «Подросток» в свете литературной оппозиции цельного и рефлектирующего сознания / А.Л. Стожкова // Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения. -Коломна: КГПИ, 2003. С. 99 108.
152. Сыроватко Л.В. «Подросток» и подростки / Л.В. Сыроватко // Достоевскиймо. Калининград. - 1995. - С. 124 - 152.
153. Сыроватко J1.B. «Подросток»: роман об идее /JI.B. Сыроватко // Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения. -Коломна: КГПИ, 2003 С. 63 - 81.
154. Тарасов Б. «Тайна человека» или фантастический реализм: Уроки Достоевского / Б. Тарасов // Тарасов Б. В мире человека. М.: Современник, 1986.-С. 150-220.
155. Тарасов П.Г. Истоки исповедального слова в структуре христианского мировосприятия: Августин / П.Г. Тарасов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2007. №3. - Нижний Новгород, 2007. - С. 214 — 222.
156. Творчество Достоевского: Искусство синтеза / Под ред. Г.К. Щенникова, Р.Г. Назирова. Екатеринбург: изд-во Урад. ун-та, 1991. -288 с.
157. Терц А. (Синявский А.). Голос из хора / А. Терц // Абрам Терц (Синявский А.) Собр. соч.: в 2 т. М. - 1992. - Т. 1. - С. 450 - 501.
158. Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий / Б.Н. Тихомиров. СПб.: Серебряный век, 2005. - 472 с.
159. Тихомиров Б.Н. О Христологии Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования / Б.Н. Тихомиров. СПб. - 1994. - Т. 11. С. 112-121.
160. Тихомиров Б.Н. «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского: поэтика целостности / Б.Н. Тихомиров // Историческая поэтика и пути изучения и преподавания русской словесности: Исследования и материалы. СПб.: Изд-во ГРПУ им. А.И. Герцена, 2009. - С. 130-162.
161. Тодоров Ц. «Записки из подполья» / Ц. Тодоров // Новые зарубежные исследования о Достоевском. М., 1982. - С. 88 - 103.
162. Тоичкина А. «Записки из подполья»: слово героя / А. Тоичкина // Достоевский и мировая культура. СПб., № 15. С.49-64
163. Томашевский Б.В. Поэтика / Б.Н. Томашевский. М. - JI., 1928.-409 с.
164. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления / В.Н. Топоров // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М. 1995. - С. 197-218.
165. Туниманов В.А. «Жалкие слова» («Обломов» Гончарова и «Записки из подполья» Достоевского) / В.А. Туниманов // Pro Memoria. Памяти Г.М. Фридлендера. СПб., «Наука», 2003. С. 168 - 177.
166. Туниманов В.А. «Преодоление самоочевидностей» Льва Шестова и подпольные парадоксалисты Достоевского / В.А. Туниманов // Достоевский и мировая культура. Альманах № 16. СПб.: Серебряный век, 2001.-С. 89- 109.
167. Туниманов В.А. Творчество Достоевского. 1851 1862 / В.А. Туниманов. - Л. - 1980. - 231 с.
168. Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь: (К теории пародии) / Ю.Н. Тынянов // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М. -1977.-573 с.
169. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова / М.С. Уваров. СПб.: изд-во «Алетейя». - 1998. - 245 с.
170. Уваров М.С. Текст как исповедь // Язык и текст: Онтология и рефлексия. СПб., 1992.
171. Успенский Б.А. Избранные труды: В 2-х т. / Б.А. Успенский. -М.: Гнозис, 1994. Т.2. Язык и культура. - 668 с.
172. Ф.М. Достоевский и национальная культура / Под ред. Г.К. Щенникова, A.B. Подчиненова. Вып. 1. Челябинск: изд-во Челябинского государственного ун-та, 1994 - 320 с.
173. Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма (к 50-летию со дня смерти Достоевского) // Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов. М.: Книга, 1990. С.396.
174. Фридлендер Г.М. Достоевский в эпоху нового мышления // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород, 1989. - С. 3-4.
175. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература / Г.М. Фридлендер. М.: «Советский писатель», 1979. - 465 с.
176. Фридлендер Г.М. Пушкин, Достоевский, «Серебряный век» / Г.М. Фридлендер. СПб.: «Наука», 1995. - 525 с.
177. Фридлендер Г.М. Романы Достоевского / Г.М. Фридлендер // История русского романа: В 2-х т. Т. 1. M.-JL: АН СССР, 1964. - С. 193-269.
178. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М.: Высшая школв, 1999.-398 с.
179. Хансен-Леве О. Дискурсивные процессы в романе Достоевского «Подросток» / О. Хансен-Леве // Автор и текст: Сб. ст. / Под ред. В.М. Марковича и В Шмида. СПб. - 1996. - С. 34 - 69.
180. Хойнацкий А.Ф. Практическое руководство для священнослужителей при совершении святых таинств / А.Ф. Хойнацкий. М., 1883.
181. Хоц А.Н. Пределы авторской активности в полифоническом «самосознании» героя Ф.М. Достоевского /А.Н. Хоц // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». -Новгород, 1989. С. 96 - 100.
182. Цвейг С. Три мастера. Борьба с безумием. Собрание соч. в 8 т. Т. 6. / С. Цвейг Изд-во «ACT», 2010. - 544 с.
183. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика. Идеи. Образы / Н.М. Чирков. М.: «Наука», 1967. - 304 с.
184. Шабанова H.H. Особенности художественной природы слова в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» /H.H. Шабанова // Цельность литературного произведения и проблемы его анализа. Донецк, 1983. -С. 111-121.
185. Шестов Jl. Достоевский и Ницще / Л. Шестов // Шестов. Л.Сочинения. М.: «Раритет» 1995 - С. 17 - 98.
186. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм / Г.К. Щенников. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. - 352 с.
187. Щенников Г.К. Художественное мышление Ф.М. Достоевского / Г.К. Щенников. Свердловск. - 1978. - 299 с.
188. Щенников К.Г. Целостность Достоевского / Г.К. Щенников. — Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2001. 440 с.
189. Яковлева М.В. Образ души подростка в одноименном романе Ф.М. Достоевского / М.В. Яковлева // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород, 1991. -С. 192-194.
190. Ясенский С.Ю. Искусство психологического анализа в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Андреева / С.Ю. Ясненский // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994.
191. Bernstein M.A. The Poetics of Ressentiment / M.A. Bernstein // Rethinking Bakhtin: Extension and Challenges / Eds. G.S. Morson, C. Emerson. Evanston/ 1989. - P. 45 - 70.
192. Doody T. Confession and community in the novel / T. Doody. Baton rouge; L.: Luisiana state univ. press, 1980. P.8.
193. Mochzuki T. Shame and idea: Dostoevsky's "A Raw Youth" / Т/ Mocizuki // Sub specie tolerantiae. Памяти B.A. Туниманова / Ин-т рус. лит. ХПушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2008. - С. 243 - 256.
194. Schmid, Wolf. Der Textaufbau in den Erzählngen Dostoevskijs / W. Schmid/ München, 1973. - 298 S.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.