Роль системы обучения в развитии национального самосознания студентов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кассихина, Валентина Евгеньевна

  • Кассихина, Валентина Евгеньевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Сочи
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 140
Кассихина, Валентина Евгеньевна. Роль системы обучения в развитии национального самосознания студентов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Сочи. 2002. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кассихина, Валентина Евгеньевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ.

1.1. Национальное самосознание как психолого-педагогический феномен.

1.2. Проблема развития национального самосознания в ^ зарубежных и отечественных исследованиях.

1.3. Состояние развития национального самосознания студентов в современных условиях.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ.

2.1. Характеристика традиционной школы и условия формирования национального самосознания.

2.2. Педагогические условия развития национального самосознания студентов в образовательной гуманистической системе обучения.

2.3. Экспериментальное исследование влияния гуманистической ; системы образования на развитие национального самосознания студентов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль системы обучения в развитии национального самосознания студентов»

Актуальность исследования. В свете многочисленных проблем, которые ставит перед человеком XXI век, образование и воспитание индивидуума является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, демократии, социальной справедливости.

Мир стремится реализовать идеи великих педагогов о гуманистической школе, деятельность которой должна сконцентрироваться на личности молодого человека, создать условия для развития всех его сил и способностей. Без осознания глубинных связей педагогических идей, явлений и факторов в их целостности и взаимодействии в рамках общекультурного процесса эти идеи осуществить невозможно.

Современные реформационные процессы, проходящие в нашей стране, касаются всех сфер развития общества и становятся причинами изменения реалий жизни, переосмысления целей, задач, путей воспитания и обучения в новых социальных, политических, культурных условиях.

Переход к цивилизационной логике развития, ориентация на построение правового государства и последовательное формирование гражданского общества заметно актуализировали проблему национального сознания и самосознания как предмета психологического и педагогического анализа.

Динамизм социальных процессов, обострение противоречий между социальными группами и политическими силами, острота возникающих в обществе кризисных ситуаций ведут к принципиальному изменению интерпретации содержания сознания и самосознания. Важность исследования национального сознания объясняется тем, что нет ни одного политического, общественного и социального вопроса, который можно было бы разработать без учета общечеловеческих ценностей.

Культура межнациональных отношений является особой сферой человеческих отношений, так как они возможны лишь между свободными, равноправными и ответственными индивидуумами. Структура современного мира представляет собой взаимосвязанные аспекты субъектов бытия индивида; они имеют отношение ко всем проявлениям его жизни: процессам становления и развития человека как личности, взаимному притяжению и отчуждению людей, конкретным формам выражения противоречий, обогащению интернационалистических и патриотических чувств. Развитие национального самосознания требует своего решения в контексте с многочисленными психологическими, юридическими и методическими проблемами обучения и воспитания личности, так как подразумевает политическую, нравственную и правовую характеристику личности, её мировоззренческую позицию.

Традиционная педагогика переживает кризис, связанный с тем, что педагогические концепции системы обучения и воспитания личности не соответствуют современному научному знанию о человеке, обществе, мотивах его поведения.

Проблема воспитания и развития национального самосознания нашла отражение в трудах Аристотеля, Гиппократа, Демокрита, Платона, Сократа, Геродота. Мысли об идеальном и разностороннем воспитании граждан нашли новое звучание в педагогических построениях Г. Гегеля, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, 3. Фрейда, И. Канта, И. Фихте, К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Н. Лацаруса, Р. Бернса, Р. Декарта, Т. Кампанеллы, Т. Липпса, Т. Мора, Ф. Рабле, X. Штейнталя, Я.А. Коменского и др.

Проблемы национальных особенностей, национального характера, разные аспекты самосознания изучались в философской, психологической, социологической, педагогической, этнографической литературе (Вызова В.М., Вяткин Б.А., Зинченко В.П., Крупник Е.П., Лебедева Н.М., Леонтьев А.Н., Мамардашвили М.Н., Столин В.В., Сухарев A.B., Тагирова P.A., Хоти-нец В.Ю. и др.).

Обучение и воспитание в контексте конкретной культуры Российского государства ,как изначально многонационального сообщества, в своих трудах рассматривали Ананьев Б.Г., Бердяев H.A., Водовозов В.Д., Острогорский В.П., Новиков Н.И., Гумилев А.И., Пирогов Н.И., Рубинштейн C.JL, Толстой J1.H., Ушинский К. Д., Шпет Г.Г. и др.

В 60-80-е годы двадцатого столетия актуальной становится теория нации и национальных отношений, методологическое обоснование сущности и содержания национальной психологии как явления общественного сознания (Арутюнов С.А., Арутюнян С.М., Баграмов Э.А., Бороноев А.О., Гаджи-ев А.Х., Гнатенко П.Н., Горячева А.И., Даждомиров А.Ф., Джандиль-дин Н.Д., Калтахчян С.Т., Кукушкин В.Н., Кцоева Г.У., Пименов В.В., Поршнев Б.Ф., Старовойтова Г.В., Ядов В.А.). Возрождение национального самосознания тесно связано с проблематикой гуманизации всех сфер жизнедеятельности общества и, прежде всего, обучения и воспитания (Дубровина И.А., Берулава М.Н., Бондаревская Е.В., Зимовина O.A., Никандров Н.Д., Семенов И.Н. и др.).

Рассматривая национальное самосознание как одну из форм общественного сознания, в которой находит отражение жизнь общества, следует отметить, что национальное сознание можно рассматривать и как составную часть целостности (этноса) и одновременно - как относительно автономное самостоятельное образование, которое чаще всего проявляет себя как определенная совокупность психологических (эмоционально-чувственных) образований (Бердяев H.A., Вернадский Г.В., Волков И.П., Дробижева JI.M., Ильин И.А., Караковский В.А., Кузьмин М.Н., Шне^ендорф З.К. и др.).

Различные аспекты национального самосознания рассматривали в своих работах Абдоков С.А., Багдасарова А.Б., Ибрагимова М.А., Иванова С.Ю., Левкович В.П., Мин Л.В., Ратанова Т.А., Шогенов A.A. и другие.

В то же время, практически отсутствуют исследования, посвященные развитию национального самосознания студентов при обучении их в условиях многонациональной среды и в различных образовательных системах. Это и определило выбор темы нашего исследования: «Роль системы обучения в развитии национального самосознания студентов».

Цель исследования: выявить влияние гуманистической образовательной системы на развитие национального самосознания в условиях многонациональной среды.

Объект исследования: национальное самосознание студентов.

Предмет исследования: развитие позитивно-конструктивного национального самосознания студентов в многонациональной среде в рамках гуманистической образовательной системы.

Гипотеза исследования: развитие позитивно-конструктивного национального самосознания студентов, отражающего требования современного общества, будет успешным, если система обучения в вузе будет строиться: с учетом структуры национального самосознания, отражающей целостно-образную, интеллектуально-аналитическую, целенаправленно-деятельностную стороны самосознания; при введении в содержание учебно-воспитательного процесса комплекса знаний об особенностях языка, традиций, культуры общения, направленных на развитие национального самосознания студентов в многонациональной среде; с учетом педагогических условий, влияющих на развитие всех структурных компонентов национального самосознания студентов (регуля-тивно поведенческих, контролирующих, эмоциональных, мотивационных) в процессе обучения студентов в многонациональной среде.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние разработанности проблемы развития национального самосознания в истории зарубежной и отечественной педагогики, выявить приоритетные направления его развития у студентов в условиях традиционной системы обучения;

2. Уточнить определение понятия «национальное самосознание» и его структуру;

3. Разработать педагогические условия развития позитивноконструктивного национального самосознания студентов в гуманистической системе обучения;

4. Экспериментально проверить влияние разработанных педагогических условий на развитие позитивно-конструктивного национального самосознания студентов в гуманистической системе обучения.

Методологическую основу исследования составили: теория гуманизации образования (М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, И.В. Дубровина,

Л' И.А. Зимняя, Е.И. Климов), концептуальные представления о гармонизации межэтнических отношений (И.П. Волков, А.П. Здравомыслов,

B.А. Караковский, М.Н. Кузьмин, Н.Д. Никандров, З.К. Шнекендорф), психолого-педагогический подход к исследованию национального самосознания (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев,

C.Л. Рубинштейн и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психологощ, педагогической литературы; анкетирование; наблюдение; контент-анализ высказываний старшеклассников и студентов разных национальностей; методы математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено понятие национального самосознания как сложного структурного образования, представленного позитивно-конструктивным, индифферентным и деструктивным уровнями. Конкретизированы содержание и структура национального самосознания студента, включающие характеристику знаний об особенностях своих состояний: самопереживание, самоактуализация, положительная или отрицательная идентификация, самонаблюдение, самоанализ, саморефлексия, самовыражение, самоутверждение себя как представителя конкретной национальности в различных системах обучения в условиях многонациональной среды, в процессе национального взаимодействия, профессионального обучения, общения. Разработаны педагогические условия развития позитивно-конструктивного национального самосознания в гуманистической системе обучения, предполагающие учет в развитии национального самосознания студентов институционального знания об особенностях нации и эмпирических знаний и представлений студентов; осознание значимости профессиональной компетентности как необходимого условия роста профессиональной карьеры вне зависимости от национальности личности; понимание особенностей проксемиче-ского поведения у представителей разных национальностей; представление межкультурного общения как социокультурного механизма, обеспечивающего согласие между людьми разных национальностей в процессе их взаимодействия; опору на вариативность национального самосознания, представленного обыденным сознанием, отражающим этнобытовые особенности и традиции повседневной жизни, и институциональным знанием; развитие коммуникативной культуры с учетом национальных традиций и особенностей родного языка; организацию межнациональных молодежных объединений как среды общения с другими нациями; приобщение к ценностям культуры, нормам поведения и взаимоотношений в многонациональной среде; учет национальных особенностей, специфики межличностного общения и взаимодействия; одобрение и поддержку заимствования разных элементов культурного наследования путем взаимообмена ценностями.

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы преподавателями вузов для развития национального самосознания молодежи. Разработаны программа и содержание спецкурса, направленные на развитие национального самосознания, включающие такие разделы, как: "Специфика развития национального самосознания в многонациональной среде", "Понятие и структура национального самосознания", "Культура межнационального общения в молодежных объединениях" и др.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций, их обоснованностью, экспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; корректным использованием методов сбора и проверки материала; системностью обработки экспериментальных данных, включающей качественные и количественные оценки.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Черноморской гуманитарной академии (г. Сочи).

Положения, выносимые на защиту:

1. Современный этап реформирования высшей школы характеризуется г

Т' развитием национального самосознания за счет внешних детерминант межнационального общения; опорой на общие стандарты поведения, требования и нормативы; несформированностью социального опыта культуры межнациональных отношений; искаженным представлением о взаимосвязи профессионального роста и национальности; отсутствием молодежных объединений как среды общения с представителями других этнических групп и национальностей.

V» 2. Национальное самосознание - сложное структурное образование проявляется как позитивно-конструктивное, индифферентное и деструктивное. Национальное самосознание определяет регулятивно-поведенческие и мотивационные компоненты взаимодействия студентов в многонациональной среде. В гуманистической системе обучения развивается позитивно-конструктивное национальное самосознание личности.

3. Национальное самосознание студентов в процессе их взаимодействия в многонациональной среде будет носить позитивно-конструктивный характер в том случае, если будет осуществляться на основании выполнения следующих педагогических условий: учет в развитии национального самосознания студентов институционального знания об особенностях нации и эмпирических знаний и представлений студентов; осознание значимости профессиональной компетентности как необходимого условия роста профессиональной карьеры вне зависимости от национальности личности; понима-«г» ние особенностей проксемического поведения у представителей разных национальностей; представление межкультурного общения как социокультурного механизма, обеспечивающего согласие между людьми разных национальностей в процессе их взаимодействия; опора на вариативность национального самосознания, представленного обыденным сознанием, отражающим этнобытовые особенности и традиции повседневной жизни, и институциональным знанием; развитие коммуникативной культуры с учетом национальных традиций и особенностей родного языка; организация межнациональных молодежных объединений как среды общения с другими нациями; приобщение к ценностям культуры, нормам поведения и взаимоотношений в многонациональной среде; учет национальных особенностей, специфики межличностного общения и взаимодействия; одобрение и поддержка заимствования разных элементов культурного наследования путем взаимообмена ценностями.

4. Гуманистическая образовательная система обучения значительно расширяет возможности для развития позитивно-конструктивного национального самосознания студентов при обучении их в многонациональной среде, которая является пространством взаимодействия, общения, обмена культурными и духовными ценностями студентов.

Апробация результатов исследования: материалы исследования обсуждались на заседаниях лаборатории гуманизации образования при Научно-образовательном центре Российской академии образования в г. Сочи; на заседании кафедры педагогики Института экономики, права и социологии (г. Сочи); на республиканском симпозиуме "Российское образование на пороге XXI века: проблема гуманизации образования" (Сочи, 1997); на всероссийском научном симпозиуме "Роль и место образования в развитии Российского общества" (Сочи, 1998); на всероссийском научном симпозиуме "XXI век - перспективы развития образования: предложения к разработке национальной доктрины" (Сочи, 1998); на международном симпозиуме "XXI век: воспитание личности в свете гуманистической образовательной парадигмы" (Сочи, 2000); на международной конференции "Личность в современном мире" (Сочи, 2001); на "IV всероссийской научно-практической конференции" (Пермь, 2001).

Публикации. По материалам исследования имеется 4 публикации.

Структура диссертации: выполненное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кассихина, Валентина Евгеньевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проведенный анализ педагогической теории и практики свидетельствует о том, что в образовательном пространстве высшей школы практически не учитываются особенности развития национального самосознания студента.

Исследования касались, прежде всего, поиска путей гармонизации межнациональных отношений средствами образования, поощрения двуязычного и межкультурного общения. К основным особенностям развития национального самосознания в традиционной системе обучения следует отнести ориентацию на учет внешних детерминант межнационального общения, опору на общие стандарты поведения, требования и нормативы. Современный этап реформирования высшей школы характеризуется несформированностью социального опыта культуры межнациональных отношений; искаженным представлением о взаимосвязи профессионального роста и национальности; отсутствием молодежных объединений как среды общения с представителями других этнических групп и национальностей. Гуманистический подход утверждает самоценность каждой личности, предполагает развитие у неё механизмов самосознания, самоосмысления, саморефлексии, самоактуализации в условиях удовлетворения межличностных отношений, межличностного общения и признания её национальных, этнобытовых, культурных, языковых особенностей.

2. Национальное самосознание студента является сложным структурным образованием и представлено позитивно-конструктивным, индифферентным и деструктивным уровнями. Анализ особенностей национального самосознания у студентов в начале экспериментальной работы показывает, что 35 % представителей всех национальностей в контрольной и экспериментальной группах наибольшее значение придают самоидентификации себя как представителя определенной нации, около 34 % студентов отмечают приверженность к специфическим формам культуры и национальному языку. Менее 26 % студентов признают необходимым уважение обычаев и традиций людей других национальностей и соответствующее им поведение. Только 13% студентов осознает значимость знания и соблюдения особенностей межнационального общения. 89% студентов указывает на отсутствие социокультурного опыта взаимодействия в многонациональной среде.

В гуманистической системе обучения развивается позитивно-конструктивный уровень национального самосознания личности, который характеризуется: знанием культуры своего народа и осознанием значимости культуры других народов и этнических групп для жизнедеятельности в многонациональной среде; высоким уровнем понимания значимости межнациональной коммуникации и родного языка; осознанием значимости межнационального диалога для гармонизации межнациональных отношений; потребностью в культурном взаимопонимании, стремлении узнать духовный мир представителей других национальностей для расширения духовных связей и контактов; выражением в поведении и взаимодействиях позитивных национальных традиций; контролированием эмоционального компонента поведенческой активности, характерного для данной национальности, и регулированием своих действий и поступков; социальной адаптацией к жизни в многонациональной среде; достаточным самоутверждением себя как представителя определенной нации во взаимодействии с педагогами, сокурсниками, друзьями; осознанием общности и различий культур разных народов; потребностью общения на родном языке в своей национальной среде и на государственном языке при общении в межнациональной среде; высокой степенью выраженности двуязычия, проявляемого в сфере не только межнациональных, но и внутринациональных контактов; самоактуализацией себя как представителя своей нации и своей этнической группы; стабильным характером самоидентификации, потребностью в самоуважении, конструктивным действием механизмов социально-психологической защиты своей национальной принадлежности; осознанием значимости профессиональной подготовки, как базиса профессиональной карьеры и профессиональной компетентности, независимо от национальности; знанием лучших национальных традиций и стремлением следовать им; толерантным отношением к быту, культуре, поведению, обычаям, традициям, общению и другим национальным особенностям представителей разных национальностей.

3. Развитие конструктивно-позитивного национального самосознания студентов будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих выявленных нами педагогических условий: учета в развитии национального самосознания студентов институционального знания об особенностях нации и эмпирических знаний и представлений студентов; осознания значимости профессиональной компетентности, как необходимого условия роста профессиональной карьеры, вне зависимости от национальности личности; понимания особенностей проксемического поведения у представителей разных национальностей; представления межкультурного общения, как социокультурного механизма, обеспечивающего согласие между людьми разных национальностей в процессе их взаимодействия; опоры на вариативность национального самосознания, представленного обыденным сознанием, отражающим этнобытовые особенности и традиции повседневной жизни, и институциональным знанием; развития коммуникативной культуры с учетом национальных традиций и особенностей родного языка; организации межнациональных молодежных объединений как среды общения с другими нациями; приобщения к ценностям культуры, нормам поведения и взаимоотношений в многонациональной среде; учета национальных особенностей, специфики межличностного общения и взаимодействия; одобрения и поддержки заимствования разных элементов культурного наследования путем взаимообмена ценностями.

4. В процессе экспериментального исследования доказано влияние учета педагогических условий на развитие позитивно-конструктивного национального самосознания студентов в гуманистической системе обучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кассихина, Валентина Евгеньевна, 2002 год

1. Адлер А. Индивидуальная психология. // История зарубежной психологии: тексты / Под. Ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан М., 1986.

2. Аксентьев A.B., Аксиев А.З. Современные этнокультурные процессы на Северном Кавказе // Проблемы философии культуры: Сборник статей. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. С.80.

3. Актуальные проблемы гуманизации образования. Оренбург, 1996.

4. Альбуханова-Славская К.А. Психология активности личности в социальной психологии. //Психология личности и образ жизни// Ответственный редактор Шорохов Е.В.- М., Наука, 1987. с. 10-14.

5. Аминов H.A. Социально-психологические предпосылки формирования гуманистического и прагматического стилей. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

6. Арутюнов С.А. Народы культуры: Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989. С.20-21.

7. Арутюнов С.А. Народы культуры: Развитие и взаимодействие. —М.: Наука, 1990.-С.22.

8. Арутюнян С.М. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса// Советская этнография. 1983. №2. С.22-32.

9. Асмолов А.Г. Психология личности. М., Изд. МГУ, - 1990, - 340.С.

10. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национального образования // Педагогика. -2001. -№2. -С.25-32.

11. Бабкин И.О., Пирцхалава З.Р., Хоц А.Ю. Аналитическая информация по результатам социологических исследований проблем межэтнических отношений на Ставрополье // Этнические проблемы современности. Вып.4. Ставрополь, 1999. С.60-79.

12. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». -М., 1973. 128 с.

13. Башиева Ж.А. Основные тенденции развития начальной школы современной Кабардино-Балкарии. -Пятигорск, 2000г. 63 с.

14. Бердяев H.A. Самосознание. -М., 1995г. -С.74.

15. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1988. 98 с.

16. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск, 1996.-64 с.

17. Берулава М.Н. К проблеме гуманизации образования // Индивидуализация обучения как необходимое условие гуманизации учебно-воспитательного процесса: Сб. научных трудов. Сочи, 1998. - С. 11-28.

18. Берулава М.Н. Анализ традиционных моделей обучения //Концепция и программа развития общеобразовательной школы/ Под ред. М.Н. Берулава. -Сочи: СФИТО и РАО, 1998.

19. Берулава М.Н. Берулава Г.А. Концепция работы современной школы в русле парадигмы гуманизации образования. Сочи, -1997. - 52 с.

20. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. — Бийск, 1995.

21. Берулава М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы //Гуманизация образования. 1994. -№ 1.

22. Берулава М.Н. К работе современной школы в контексте гуманизации образования // Гуманизация образования. Ежегодник — Франкфурт-на-Майне; Берлин; Берн; Нью-Йорк; Париж; Вена, 1995.

23. Берулава М.Н. Общепедагогические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. -№5.

24. Берулава М.Н. Основные идеи и понятия теории гуманизации образования // Проблемы индивидуализации обучения. Сочи: СФИТО и РАО, 1999.

25. Берулава М.Н. Особенности интегральной модели обучения, реализуемой в рамках гуманизации образования. //Концепция и программа развития общеобразовательной школы / Под ред. М.Н. Берулава. — Сочи: СФИТО и РАО,1998.

26. Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования //Гуманизация образования. —1998. -№1.- С.24-36.

27. Берулава М.Н. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования // Гуманизация образования. -1994. №2. —С.3-8.

28. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. — М.: Гели-ос АРВ, 2000.-340 с.

29. Бестужев-Лада И. Поворот школы к человеку // Народное образование.- 1995. №4. - С.14-16

30. Бызова В.М Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов // Психологический журнал. 18\984. Т.9., №3.

31. Бюллетень центра содействия развитию и правам расовых, этнических и лингвистических меньшинств. №1, 1999г. Авт. Коробова «Тендерные исследования. Религия, образование.

32. Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сб. научных трудов. М., 1960. -83 с.

33. Всеобщая Декларация прав человека // Права человека, культура мира, демократия. Документы международных организаций по воспитанию и обучению. М., 1998. - С.73-88.

34. Вундт В. Психология народов. -СПб., 1902.

35. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М., 1960.

36. Гасанов З.Т. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе //Педагогика. 1994. №5. С. 12.

37. Гасанов H.H. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. -1997г. №3. С.233.

38. Гладких C.B. Этнические стереотипы и проблемы межкультурного общения. // Этнические проблемы современности. Вып.5. 1999. С.57-65.

39. Горячева А.И. Является ли психологический склад нации признаком нации? // Вопросы истории. 1967. №8. С.91-105.

40. Гребенюк Н.И. Самосознание народа как диалектическое созвучие всего мира. // Этнические проблемы современности. Вып.5. 1999. С.65-68.

41. Даждомиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. 1977. №3. -С.3-14.

42. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. -Алма-Ата, 1974.

43. Дутов A.B. Гуманизация физического воспитания студентов в высших учебных заведениях: Автореф. Дисс.канд. пед. наук. Сочи, 1999.

44. Ермакова Н.М. О некоторых проблемах гуманизации современного образования //Гуманизация образования — императив XXI века /Под ред. И.А. Зимней. Набережные Челны, 1996. Вып.1.

45. Жуковский Н.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе. // Педагогика. 2001. -№3. -С.37-40.

46. Зимовина O.A. Индивидуализация обучения в рамках гуманистической образовательной парадигмы. М: МАГО, 1999. - 87 с.

47. Зимовина O.A. Индивидуализация обучения на основе учета когнитивного стиля. Бийск, 1997. - 77 с.

48. Зимовина O.A. Индивидуализация обучения студентов с учетом доминирующих у них когнитивных стилей. Сочи: Издательство Научно-образовательного центра РАО, 2000 - 254 с.

49. Зимовина O.A. Профессиональное самоопределение молодежи в новых экономических условиях. Бийск, 1993. - 67 с.

50. Зимовина O.A. Психолого-педагогический аспект проблемы когнитивных стилей. М.: НЦС и МО, 1998. - 75 с.

51. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания //Вопросы философии. -1991. -№2.

52. Ибрагимова М. А. О проблемах развития этнической культуры // Этнические проблемы современности. Вып. 5. Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе.: Материалы науч. конференции (14-15 сентября 1999 г.).- Ставрополь, 1999.- С.68-70

53. Ибрагимова М.А. О проблемах развития этнической культуры. // Этнические проблемы современности. Вып.5. 1999. С.68-71.

54. Иванова С.Ю. К вопросу о роли системы образования в процессе гармонизации межэтнических отношений. // Этнические проблемы современности. Вып.6. 2000. С.71-76.

55. История философии: Запад-Россия-Восток (кн. вторая: Философия XV XIX вв.) - М., 1996. - 146 с.

56. Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. —98с.

57. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. — 106 с.

58. Караковский В.А. Воспитай гражданина (Записки директора школы). -М., 1987.-76 с.

59. Караковский В.А. Новикова Л.И. Селиванов Н.Л. Воспитание ? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем.-М., 1996.-72 с.

60. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма //Педагогика . 1998. - №5. - С.21-28.

61. Косенок И.П. Оценка проекта культур: журнал «Народное образование» №3, 1998.

62. Кузнецов В.А., Чеченов И.М. История и национальное самосознание (проблемы современной историографии Северного Кавказа). -Пятигорск, 1998.-С.9.

63. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов. // Психологический журнал. 1986. т.7., №2. С.88-92.

64. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. т.20. №6. С.48-58.

65. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х Т. Т.1, -М.: Педагогика, 1983 г. 227 с.

66. Магомедов Р. Исторический опыт, драматическое настоящее и надежда на будущее говорят одно: нам с Россией по пути // Дагестанская правда. №177. 2 сентября 1999 года.

67. Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. — М., 1977.-Т.1.-112 с.

68. Малышев Ю.Т. Органиционно-педагогические основы управления муниципальной образовательной системы в условиях актуализации новых приоритетов в образовании. // Образование города на пути к XXI веку. -Майкоп, 2000г.

69. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная музыка. -М., 1983г.

70. Международный научный симпозиум: «XXI век: воспитание личности в свете гуманистических образовательных парадигм (27-30 сентября 2000г.). -Сочи. Дагомыс. ИЭПИС, 2000.

71. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. -Пятигорск, 1998г.

72. Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание. -М., 1991.

73. Моисеев H.H. Современные антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии. 1995. №1. С.11.

74. Мудрик A.B. Личностный подход в воспитании // Магистр. — 1991. -№7. С. 10-12.

75. Муртузилаев А.И. Дагестан: размышление педагога над студенческой анкетой. С.51-57.

76. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект). //Народное образование №2, 2000. С.203-210.

77. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика.-1998.- №4. -С. 18-22.

78. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998.- №3. - С.6-10.86. «Образование в РФ», -М.: Госкомстат, 1995г.

79. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941).-М., 1980.- 126 с.

80. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 19611986 г.-М., 1987.- 132 с.

81. Педагогика №6 2001г. «Патриотизм в педагогике», рецензия Круглова Ю.Г. на книгу филолога, д.н. Троцкого В.Ю. «Словесность в школе»- С.3-8.

82. Педагогика: журнал №98, п.4 ст. «К идеалам мира через культуру и образование».

83. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской — М., 1969.- 141 с.

84. Первезенцев C.B. «О смысле бытия и философии образования русского народа». // Педагогика №8, 2001. С.93-98

85. Первезенцев C.B. О смысле бытия и философии образования русского народа. // Педагогика. 2001. -№8. -С.93-98.

86. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. — М., 1965. -98 с.

87. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Избранные педагогические сочинения. -M., 1953.-205 с.

88. Ратанова Т.А, Шогенов A.A. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор кабардино-Балкарии) //Психологический журнал, 2001, том 22, №3. 37-48.

89. Редель А.И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу. //Социологические исследования. -2000. -№12.

90. Российский бюллетень по правам человека. -М., 1991. С.6, 10, 11, 13, 99101.

91. Ростовцева Е.В. Гражданское воспитание учащихся в условиях гуманизации образования. Сочи, -1997. - 24 с.

92. Рубинштейн М.М. Социально-правовые представления и самоуправление у детей. М., 1925. - 128 с.

93. Рубинштейн С.JT. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений мира. М., 1957.-250 с.

94. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959. -С.158

95. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. -М., 1976. С.255-381.

96. Сингер Б.Дж. Демократичное решение проблем этнического множества //Вопросы философии. -1994. №4.

97. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-С. 146.

98. Столин В.В. Самосознание личности. -МГУ, 1984. 136 с.

99. Супрунова Л .Л. «Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе». // Педагогика №5, 2001.- С.30-39.

100. Супрунова Л.Л. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе. // Педагогика. 2001. -№5.- С.30-39.

101. Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям. — Киев, 1977. — 212 с.

102. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971. - 135 с. Ш.Тишков В.А. Социальное и национальное в историкоантропологической перспективе // Вопросы философии. -1990. №12.

103. Толстой Л.Н. Педагогическое сочинения. М., 1953. - 187 с.

104. Троцкий В.Ю. Словесность в школе. // Педагогика. 2001. -№6. С.3-8.

105. Улыбина Е.В. Категория этноцентризма как элемент семантической структуры обыденного сознания. // Этнические проблемы современности. Вып.5. 1999. С.138-145.

106. Усова A.B. Нравственное воспитание подрастающих поколений один из важнейших компонентов гуманизации образования // Гуманизация образования. - 1998. - №1.

107. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Собрание сочинений.-М., 1948.- 121 с.

108. Федеральный закон №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96. г. — М.,1996.

109. Филипов Ю.В. Социализация этносов, 1997г. 98 с.

110. Философский словарь. М., 1991. - 230 с.

111. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М., 1989. 238 с.

112. Харисок Ф. Насущная потребность общества. //Народное образования №6, 1999.-С.28.

113. Холодная М.А. Гельфман Э.В. Интеллектуальное воспитание личности //Педагогика. 1998. - №1.

114. Хоровиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской Федерации. —М.: Наука, 1993. С. 157.

115. Хоц А.Ю. Информационная революция и ее влияние на гармонизацию межэтнических отношений. // Этнические проблемы современности. Вып.5. 1999. С.145-149.

116. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. -М., 1977. — 157 с.

117. Шадце А.Ю. Обычное право и его роль в гармонизации межэтнических отношений. // Этнические проблемы современности. Вып.5. 1999. С. 149153.

118. Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. - №2

119. Шнекендорф З.К. К идеалам мира через культуру и образование //Педагогика. 1998. - №4.

120. Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. — М.,1997.-67 с.

121. Этнические проблемы современности. Вып. 5. Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе.: Материалы науч. конференции (14-15 сентября 1999 г.).- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. 164 с.

122. Этносоциальные проблемы Сибири. Вып.2, -Новосибирск, 1997г. -187 с.

123. Юнг К.Г. Настоящее и будущее // Аналитическая психология: прошлое и настоящее. -М.: Матис, 1995. С.119.

124. Buhler, С. (1969с). Das integrierte Selbst. In: С. Buhler. & F. Masarik, Lebenslauf und Lebensziele. (S.282-299). Stuttgart: Fischer.

125. Flechsigm K.-H.: Einfuhrung in die Interkulturelle Didaktik. O.O. 1996.

126. Golz, R. Probleme des Verglaichs deutscher und russischer Fragestellungen der Padagogik im gegenwartigen Transformationsprozes. :Humanisieung der Bildung. Nr. 1/2000. S.91-122.

127. Hansen, A. (1994). A riot of voices: racial and ethnic variables in interactive oral history interviewing. In E. McMahan and K.Rogers. Interactive oral history interviewing. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Eribaum Associates.

128. Herman, S.N. (1977). Jewish identity: a social psychological perspective. London: Sage.

129. Sisk T.D. Power Sharing and International Mediation in Ethnic Conflict. U.S. Inctitute of Peace Press. 1996. P.l.

130. Tenorth, H.-E.: Konzeptionelle Mogichkeiten (.) In: Böhme, G./Tenorth, H.-E.: Einführung in die Historische Padagogik. Darmstadt 1990.

131. Veblen Th. The Theory of Business Enterprise. -N.Y., 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.