Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Аракелян, Офелия Вазгеновна

  • Аракелян, Офелия Вазгеновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 135
Аракелян, Офелия Вазгеновна. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1997. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Аракелян, Офелия Вазгеновна

Введение.

Глава 1. Полиэтническое общество как социальная реальность

§ 1. Научно-педагогические основы приобщения детей к национальной культуре в полиэтнической школе в условиях современного мегаполиса.

§ 2. Национальное образование в современном полиэтническом обществе.

§ 3. Этнопедагогизация учебно-воспитательной работы в полиэтническом ученическом коллективе.

Глава 2. Национальное образование в полиэтнической школе в условиях современного мегаполиса (Основные положения)

§ 1. Концепция построения образовательно-воспитательного комплекса национальной культуры в полиэтническом обществе.

§ 2. Педагогические условия организации учебно-восиитательного комплекса национальной культуры в г. Москве.

§ 3. Учебно-воспитательный комплекс в условиях полиэтнического поликультурного мегаполиса - модель школы национальной культуры (опыт перспективы).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса»

Вступление Российского государства на путь демократических преобразований привело к стремительному пробуждению национального самосознания населяющих его народов. Это неизбежно выдвинуло на первый план социальные потребности личности, стремление обратиться к национальным истокам своего народа, открыть для себя богатства его традиций, языка и культуры.

Вместе с тем, распад единого геополитического пространства, устранение идеологических догм, формировавших национальную политику, напряженная социально-экономическая ситуация, обусловленная переходом к рыночному хозяйству, остро обозначили в стране проблему межнациональных отношений, породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности.

В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России и ее столицы Москвы важнейшей государственной и социально-политической задачей.

Одним из эффективных средств решения этой зачачи является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе. В таком контексте естественным и закономерным воспринимается организация и успешное развитие в г. Москве общеобразовательных учреждений нового типа -школ с этнокультурным компонентом образования многонациональных школ.

Необходимость дальнейшей разработки теории и практики воспитания культуры межнациональных отношений, критического анализа накопленного ранее опыта и новых подходов к практике с учетом сложившейся ситуации в сфере межэтнических отношений вызвана рядо обстоятельств. Многие формы, методы и средства воспитания нравственной культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, которые в свое время считались эффективными, на современном этапе потеряли свою актуальность: идет интенсивный процесс перестройки этнического сознания людей всех национальностей, что еще в большей степени заостряет вопрос совершенствования личности на принципах гуманизма и воспитания ее на основе тесной взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей. В период кризиса и перестройки общественной жизни обращение к опыту народного воспитания является актуальным.

Долгие годы теория шла вслед за практическими решениями во всех сферах общественной жизни, в том числе и национальной. Поэтому теоретические ошибки в области нравственного социально-этического воспитания фактически следует рассматривать как нарушение принципов гуманистической политики. В период административно-командных методов руководства практика воспитания культуры межэтнических отношений не испытывала особой потребности в теории и методологии.

Практика воспитания культуры национальных отношений, национального самосознания учацихся часто имела двойственную установку: одну для общения с представителями только своей национальности, другую для общения с людьми другой национальности. Это приводило к формированию личности с двойной моралью, чему способствовало и то обстоятельство, чтб этнические знания и навыки не находили понимания со стороны тоталитарной идеологии.

Мы исходим из того, что нравственная культура поведения людей всех национальностей включает в себя не только гражданское согласие в сфере непосредственно материального производства, но и охватывает и всю систему социального бытия как способ жизнедеятельности и показатель уровня развития этико-этнической культуры полиэтнического общества и коллектива, характеризует экономическое и социальное здоровье общества.

Воспитание культуры гуманистических отношений и формирование социально-этических знаний у подрастающего поколения во все времена строилось на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителями разных национальностей. В условиях многонационального коллектива задача формирования у учащихся этнического сознания, культуры нравственных межэтнических отношений может быть решена только на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп.

Нравственные нормы поведения людей на основе национальных и общечеловеческих ценностей формируются в процессе коммуникации с окружающей действительностью. Она включает на современном этапе такие компоненты, как стремление к возрождению этнической культуры и этнической самоиндефикации, социальную обстановку разнонаправленной политизации масс, рост национального самосознания людей всех этносоциумов и др. Все это требует на современном этапе продуманного, взвешенного подхода к организации учебно-воспитательного процесса школьников.

Каков же путь формирования культуры нравственных отношений и норм социально-этического поведения учащихся, способствующих совершенствованию межнациональных межличностных отношений? Ориентироваться лишь на прошлое или судить о состоянии национального вопроса по устоявшимся стереотипам периода тоталитарной идеологии будет не совсем правильным, так как жизни многонационального общества непрерывно создает все новые и новые проблемы, ставит оригинальные, ранее не решавшиеся задачи. Это требует разработки новых более сложных механизмов функционирования многонационального общества и межнациональных отношений.

Для того, чтобы объективно разобраться в актуальности проблемы культуры нравственных отношений учащихся полиэтнического коллектива, необходимо охватить все связи и взаимодействия личности, этнической группы, ниции и человечества в целом. Корректных этнопсихологический подход —это составная

часть научной методологии анализа состояния межнациональных отношений на современном этапе в т.ч. и социально-этноэтического воспитания в делом.

Годы перестройки, демократизация общества способствовали развитию объективных процессов пробуждения самосознания всех этносоциумов многонациональной России. Это явилось следствием того, что в последние десятилетия имела место колоссальная деградация национальных традиций, во многом было утрачено складывающееся веками народное миропонимание. Результатом осуществления изначально порочной идеи возможности существования культуры, национальной лишь по форме, но унифицированной и идеологизированной по содержанию, стало насильственное разрушение вековых традиций, отношений с природой, а также трудовых, бытовых, нравственно-культурных ценностей. Следует заметить, что распад национального самосознания во многом связан с разрушением среды обитания, упадком традиционных видов труда (особенно у малочисленных народов), разрушением и запретом традиционной религиозной культуры. Это привело также к духовно-нравственному отстранению человека от природы, общества, от самого себя. На современном этапе развития общества, когда в сферу межэтнических конфликтов оказываются втянутыми дети и подростки, очено важно соединить в народном образовании высокие гуманистические принципы духовной культуры (добротворчества, веротерпимости, толерантности и т.п.), национальные и общечеловеческие ценности, не растерять гуманистической направленности воспитания растущей личности, максимально учесть этнопсихологические характеристики в обучении и воспитании.

Известно, что, как и все формы общественного сознания, педагогика развивалась на основе преемственности. В этом и состоит актуальность изучения истоков педагогики, коллективного педагогического опыта народа. Народная педагогика позволяет нам воссоздать объективную картину развития педагогики, подлинную ее историю.

К.Д.Ушинский высказал мысль о том, что народ создает сам свою систему воспитания и что наибольшего внимания заслуживают его духовные ценности.

И.Г.Песталоции считал, что личный опыт семейного воспитания узок, ограничен, совершается в пределах одного или нескольких семейств, поэтому для успеха в деле воспитания необходимо всестороннее овладение народным педагогическим опытом.

В нынешних условиях развития нашего общества большие надежды возлагаются на силу народной педагогики. Известно, что в последнее время обострилась тяга в обществе к своим корням, культуре предков. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколения, а "человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем". (Ч.Айтматов).

Народная педагогика, по определению Г.Н.Волкова, - это совокупность представлений, взглядов, суждений, идей, навков и приемов в области воспитания, отраженых в народном творчестве. Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности: ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, искусство, фольклор, игры, музыку, танцы, одежду, изобразительное и декоративно-прикладное искусство и т.п.

В.А.Сухомлинский рассматривал воспитание как постоянное духовное обогащение-обновление человека, педагогический процесс он ставил в зависимость от изучения и освоения сокровищ народной педагогики. Он писал: "О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике. Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа".

Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всех этапах развития многонационального общества проблемы приобщения детей к национальным ценностям во взаимосвязи с общечеловеческими и воспитания культуры межнациональных отношений подрастающего поколения занимали значительное место в трудах видных педагогов: А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Они отмечают исключительную важность этого вопроса. Их труды послужили теоретической основой для дальнейшего исследования данной проблемы учеными различных специальностей, педагогами, психологами, социологами, этнографами и представителями других научных направлений.

В исследовании ученых-педагогов в 70-80-х годах, когда наиболее интенсивно разрабатывалась теория нравственного воспитания, этот процесс рассматривается как педагогическое управление нравственными отношениями учащихся (О.С.Богданова, Б.Т.Лихачев, А. А.Бодал ев и др.); как процесс воспитания в связи с развитием морального сознания личности школьника (В.И.Петрова, И.Ф.Харламов, Ю.К.Бабанский и др.); как нравственное воспитание, анализируемое через совершенствование межличностных отношений учащихся (Н.И.Болдырев, Л.Ю.Гордин, Ю.П.Сокольников, С.В.Мягченков, Н.И.Монахов, Б.З.Вульфов и др.); как формирование нравственно-активной личности через развитие национально-рациональных отношений к окружающей действительности (Л.И.Рувинский, А.В.Зосимовский, М.Г.Тайчинов, Г.Н.Филонов и др.).

Труды современных ученых по социальной этике направлены на выявление сущности, роли нравственности, ее устойчивого ценностного ядра в бесконечном многообразии социально-этнических явлений, свойственных всем историческим типам человечества (С.Ф.Анисимов, Е.П.Белозерцов, В.ГАфанасьев, В.И.Бакштановский, Т.Ильинков, В.Р.Зинченко, А.И.Титаренко, А.К.Уледов и др.).

Обобщение трудов, исследующих проблему воспитания социально-этических норм поведения на национальных и общечеловеческих ценностях, позволяют выделить ряд концептуальных направлений в этой области. Сущность морали как объективного явления, основанного на гуманизме, заключается в том, что оно представляет собой средство регулирования коллективной жизни людей и общества (Ш.А.Амонашвили,

В.М.Коротов, Р.Г.Гурова, В.В.Давыдов и др.). Мораль возникает и развивается в ответ на социальную необходимость управлять взаимоотношениями людей в обществе, сочетая так или иначе индивидуальные интересы с интересами целого (Л.Н.Архангельский, Ю.П.Сокольников, Я.Л.Коломинский); мораль в своей сущности отражает и осуществляет объективную необходимость сочетания интересов личности с интересами общности (Г.Н.Гумницкий); особенностью социально-этических норм поведения является подчинение личного интереса личностно-общественно значимым ценностям (В.В.Давыдов, Л.И.Божович, А.В .Барабанщиков, А.Д.Солдатенков и др.).

В качестве критериев общественно-нравственного прогресса выдвигается уровень гуманизации взаимодействия, столкновения противоположностей добра и зла, взаимоотношения индивида и общества, степень расширения объективных возможностей для выбора социально-этических норм поведения, рост морально-этического национального самосознания во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями и эмоционально-нравственного богатства личности, действенность нравственной культуры поведения, добротворчество, терпимость, следования им, объективная оценка общественного бытия (О.Т.Дробницкий, А.В.Петровский, Ф.И.Титаренко и др.); социально-этические нормы, мораль есть качество общественных отношений, составляющих сущность человека (Л.П.Буева, А.И.Кочетов, П.И.Пидкасистый и др.).

Краткий анализ наиболее распространенных концепций сущности человека в классической и современной философской антропологии показывает, что в одном случае механизм воспитательного прогресса сводится к чисто духовным, религиозным, культурно-идеологическим средствам, в другом - к нормативно поведенческим правилам, в третьем принципиально отвергается возможность и позитивная необходимость общественного влияния на формирование морально психологического облика.

Мы исходим из положений материалистической философии, позволяющих рассматривать личность как результат общественной деятельности и межличностных отношений, активно влияющих на весь облик человека.

Как показывает анализ современной научной литературы, нынешнее состояние межнациональных отношений выдвигает задачи совершенствования воспитания нравственной культуры подрастающего поколения.

Однако, несмотря на то, что все сферы жизни и деятельности многонациональной школы проецируются на межнациональные отношения, педагогические механизмы управления этим процессом исследованы недостаточно. Так, например, не подвергались теоретическому анализу психолого-педагогические проблемы, связанные с формированием у учащихся многонационального коллектива национального самосознания во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями, навыки и умения соблюдения социально-этических норм поведения в сфере межнациональных отношений и межличностного общения.

Происходящие этнические процессы остаются за рамками жизни школы. Это способствует определенному разрыву между семьей и школой. Возможно, включение в общий процесс развития и возрождения национальной культуры поможет избежать этого. Поэтому задача нашего исследования, наряду с формированием национального сознания как части общественного, направлена на поиск путей совершенствования морально-психологической атмосферы в полиэтническом коллективе в процессе приобщения детей к традиционным ценностям этносоциума, которая сформировала бы проявление социально-этических норм поведения, основанных на принципах гуманизма, на национальных общечеловеческих ценностях в условиях совместной деятельности и межнационального общения.

К настоящему времени внимание исследователей направлено на создание систем образования крупных этносов в их титульных республиках. Образовательная система диаспор еще не стала предметом широкого научного исследования. О таких школах имеются лишь отдельные публикации информационного характера. В общей и проблематике национального образования школа этнических диаспор - это самостоятельная проблема. Ее реализация содействует достижению стабильности в обществе. Разработанные рекомендации по содержанию образования в конкретных национальных школах помогут организовать новые учебные заведения по предметному циклу языковой динамики.

Таковы в своей совокупности позиции, которые послужили обоснованием выбора темы исследования. Исходя из недостаточной разработанности теоретической концепции в этом направлении, стали основанием для определения темы исследования "Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса".

Объект исследования - педагогический процесс приобщения детей к национальным традициям и ценностям, формирование у учащихся культуры межнациональных отношений в полиэтническом коллективе школы.

Предметом исследования является целенаправленное формирование социально-этических норм поведения на базе национальных и общечеловеческих ценностей с целью совершенствования культуры межнациональных отношений учащихся в полиэтническом коллективе школьников.

Цель исследования заключается в определении наиболее эффективных условий приобщения детей к национальным ценностям, традиционной культуре своего этносоциума и формирование нравственной культуры учащихся в целях совершенствования межнациональных отношений в полиэтническом коллективе.

Мы исходим из того, что построение этноориентированного учебно-воспитательного процесса с учетом и на основе прогрессивных идей, народных традиций, культур и обычаев всех этнических групп учащихся, целенаправленная их совместная деятельность и межнациональное общение способствуют решению школьниками актуальных проблем этносамоутверждения, этносамовыражения и этносамоопределения, при наличии которых полиэтнический коллектив обладает притягательной силой для проявления нравственной активности каждого своего члена и взаимоотношении между ними.

Выдвигая гипотезу, мы отчетливо осознавали, что достижения ожидаемых результатов в воспитании проектируемых качеств учащихся полиэтнического коллектива зависит от ряда обстоятельств, не связанных со школой. Так, на социально-этическое становление личности школьника оказывает огромное воздействие семья, окружающая среда и др., сфера общения, в т.ч. деятельность по интересам (спорт, музыка, игровая деятельность и т.п.). Поэтому мы предположили, что создание соответствующих условий для формирования проектируемых качеств и деятельности в сфере межнациональных отношений и межличностного общения за пределами школы оказывает воздействие на приобретение нравственного опыта и существенное влияние на развитие культуры межнациональных отношений в полиэтническом обществе.

В соответствии с намеченной целью, были сформулированы следующие задачи:

1) провести теоретический анализ философской, социальной, этнографической, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме;

2) провести социально-педагогическое изучение состояния (опыта) поликультурного образования в многонациональной школе;

3) определить особенности организации поликультурного образования в многонациональной школе в условиях большого мегаполиса;

4) разработать и предложить научно обоснованную концепцию учебно-воспитательного комплекса национальной культуры с изучением языков и истории этносоциумов, представленных в школьном обучении;

5) определить основные условия, содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в многонациональной школе;

6) определить условия этноориентированного построения учебного процесса по гуманитарным предметам;

7) провести разработку и интеграцию моделей национального образования и воспитания, а также восприятия национального языка и культуры подрастающим поколением в условиях многонационального общества.

Методологической основой исследования является учение о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, которое позволяет наиболее полно рассматривать системное взаимодействие и взаимовлияние социальных, экономических, этнокультурных условий жизни и деятельности различных этнических и возрастных групп. О своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов, снятия социально-психологической напряженности в условиях межнациональных отношений, в т.ч. учащихся полиэтнического коллектива; приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, нравственной культуры межнациональных отношений в целях совершенствования всех сторон жизнедеятельности многонационального коллектива и общества.

В современных условиях напряженность межнациональных отношений, возникающая в различных регионах, влияющая на детское этническое сознание, требует от педагогов и родителей осмысленного подхода к этой проблеме: творческое использование опыта нравственного воспитания, культуры межнациональных отношений в условиях полиэтнического общества; его дифференцированности с учетом различных этнических и возрастных групп населения региона, уровня сформированности национального сознания культуры межнациональных и межличностных отношений; активного использоания национальных культурных центров в решении задач совершенствования образовательно-воспитательного процесса на основе прогрессивных традиций, культур и обычаев людей всех этнических групп, проживающих в данном регионе.

При определении методологической позиции мы опирались на теоретические положения психолого-педагогической науки о том, что взаимодействия различных культур типов межличностных взаимоотношений является феноменом действенной групповой эмоциональной этнической индефикации (А.И.Коломенский, А.Н.Папкин, А.В.Петровский и др.) межличностного поведения, в котором реализуются отношения друг к другу, совпадающие по своей направленности с отношением к себе самому и отвечающие нравственно оправданным принципам коллектива общества. При этом мы рассматривает явления социальной среды и нравственно-культурные нормы поведения людей как выражение объективных условий жизни (В.Л.Бодалев, В.М.Соколов, И.С.Кон, В.Э.Чудновский) и их деятельность по социально-экономическим и территориально-пространственным подсистемам общества (А.В.Дмитриев, М.Н.Межевич и др.).

Осознавая себя: "я часть своего этноса", человек идентифицирует себя с окружающей социальной средой, которая воплощает, выражает то, что характерно для своего этноса как коллективного субъекта среди других народов.

Основополагающей идеей в нашем исследовании является принцип комплексного подхода к педагогическому коллективу, направленный на формирование национального самосознания и нравственных форм поведения в сфере межнациональных отношений и межличностного общения. Основой решения задач в многонациональном коллективе является принцип активизации внутренней готовности школьника каждой национальности познать, учесть и тактично отнестись к этническим особенностям человека иной национальности, иной культуры, который требует постоянно отрабатывать нормы социально-этнического поведения, основанные на принципах гуманизма и необходимые для совершенствования межнациональных отношений и межличностного общения.

Методы исследования. Нами использовался комплекс психолого-педагогических методов, адекватных целям и задачам исследования: - анализ литературы по избранной тематике, а также публикации по проблемам этнопедагогизации и этноориентированного образования и формирования культуры межнациональных отношений в процессе усвоения этнокультурных ценностей в условиях обострения конфликтных ситуаций на национальной и этнической почве;

- анализ опыта работы школ по совершенствованию процесса поликультурного образования и воспитания нравственного опыта межэтнических отношений учащихся в многонациональном коллективе;

- анализ учебных планов, программ с позиции нашего исследования;

- анализ педагогического опыта работы автора диссертации в качестве классного руководителя, педагога-воспитателя, директора школы;

- опытно-экспериментальная работа по проверке модели оптимизации поликультурного образования учащихся, включающая: развитие социально-этических норм поведения, особенности проявления качеств гуманизма и дружбы школьников разных возрастных и этнических групп в ситуации межнациональных отношений и совместной деятельности;

- использование в качестве частных методик анкетных опросов, социометрии, сочинении и др. Осмыслению влияния социальных, демографических и этнических факторов на формирование у учащихся многонациональных школ социально-этических норм поведения в сфере межнациональных и межличностных отношений помогли теоретические исследования педагога, социолога В.М.Соколова и этнопедагогов М.И.Стельмаховича, Е.И.Христова и др.;

- изучение и обобщение опыта совместной работы семьи, школы и внешкольных учреждений по приобщению детей к традиционной этнической культуре, и формированию у учащихся социально-этических норм поведения в сфере межнациональных и межличностных отношений;

- использование монографической и независимой характеристики на учащихся, с помощью которой мы получили данные об уровне знания ими традиционной культуры своего этноса, сформированности у них социально-этнических норм поведения, необходимых для гуманизации межнациональных отношений и межнационального общения в условиях большого мегаполиса. Нами было предложено родятелям, педагогам общеобразовательных школ и внешкольных учреждений дать развернутую характеристику об отношения к традиционной этнокультуре, о проявлении социально-этических норм поведения одним и тем же школьником, в т.ч. в сфере межнациональных отношений и межнационального общения в полиэтническом коллективе школы, внешкольных учреждениях и по месту жительства.

Объективная характеристика, полученная от разных источников, позволила разработать научную концепцию образования, а также вариативные этноориентированные учебно-методические материалы.

Мы исходим из того, что этнокультура малочисленных народов, формирование национального самосознания в соответствии с ценностными ориентирами должны иметь стремление к исторической истине и признанию роли других совместнопроживающих и сопредельных народов как спутников исторического пути многонационального общества.

Таким образом, принципы сочетания и последовательности изучения культур в содержании образования должны быть отражены в системе учебно-воспитательной работы, то есть принцип от освоения культуры родного народа к восприятию культуры народов совместного проживания, а затем приближение к мировой культуре - основа образовательной системы.

В необходимых случаях диссертант принимал непосредственное участие в опытно-педагогической работе: проведении открытых классных часов, организации среди учащихся диспута "О национальных традициях"; семинарах для классных руководителей, организаторов внеклассной работы, родителей по проблемам приобщения детей к традционной этнокультуре, формирование у учащихся нравственной культуры межнациональных отношений и соответственных норм поведения в школе, во внещкольных учреждениях и семье.

В процессе работы фиксировались проявления у учащихся тех социально-этических норм, которые были предусмотрены программой. Например, мы включили детей в организацию различных видов совместной деятельности взрослых, которая была направлена на формирование знаний и навыков соблюдения нравственных норм поведения в поликультурном обществе; расширение знаний о культуре совместно проживающих и сопредельных народов, а также о традициях и обычаях людей разных национальностей. Анализ полученных данных позволил разработать методические рекомендации по углубленному изучению традиционной культуры своего этноса и развитию взаимоотношений и межнационального общения на основе терпимости, взаимопонимания, содружества и взаимообогащения различных культур.

Исследования проходили в несколько этапов.

Первый этап (1990-92) был посвящен теоретическому осмыслению избранной темы, изучению и анализу философской, социально-психологической, педагогической литературы; анализу теории и практики использования народной педагогики в воспитании учащихся, разработке принципов осуществления поли культурного образования и приобщения детей к национальной культуре. На этом этапе был собран необходимый эмпирический материал и изучены потенциальные возможности воздействия традиционной этнокультуры на духовное и нравственное развитие учащихся.

Второй этап (1992-94) был посвящен экспериментальной работе в многонациональных школах по исследованию выбранной проблемы в соответствии с разработанной программой. Это позволило уточнить и обогатить гипотезу, обосновать необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность поликультурного образования в многонациональной школе в условиях большого мегаполиса. Проводилась также экспериментальная апробация концепции национального образования на основе традиционной культуры, через введение интегративных этноориентированных курсов, разработки новых учебных планов и программ по вновь введенным учебным предметам школьного варианта.

Третий этап (1995-96) был посвящен анализу, сопоставлению и обобщению материалов экспериментальной работы. В этой связи осуществлялась проверка приемлемости педагогических условий и методов использования традиционной этнокультуры в многонациональной школе, а также разработка рекомендаций и литературное оформление работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые были сформулированы педагогические основы формирования у школьников социально-этических норм поведения, основанных на этнокультурных традициях народа таких как:

- раскрытие особенностей этноориентированного учебно-воспитательного процесса в многонациональной школе с точки зрения определения возможностей изучения традиционной культуры;

- выявление и экспериментальная апробация блока общекультурных и специальных дисциплин, способствующих формированию знаний, понятий и представлений о национальных и общечеловеческих ценностях, историко-культурных традициях своего этносоциума;

- теоретическое обоснование и практическая апробация форм и методов эффективного использования традиционной этнокультуры в образовательной системе;

- определение эффективных педагогических условий совместной деятельности школы, семьи, общественных национальных культурных центров по приобщению детей к национальной культуре и общечеловеческим ценностям;

- обобщение и формулировка научных подходов к проблеме использования традиционной культуры в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся в различной социокультурной ситуации с различным уровнем приобщённости к народным традициям.

Практическая значимость исследования состоит в подготовке и применении научно-методических рекомендаций, программ, учебных пособий по теме исследования, а также осуществлении моделей поликультурного образования в многонациональной школе. Результаты работы дают возможность на основе научно обоснованных рекомендаций использовать традиционную этнокультуры для формирования у детей интереса к этнокультуре и культуре народов совместного проживания во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями. Разработанные материалы могут быть использованы при создании этноориентированных учебно-методических пособий для многонациональных школ.

Выявлена также и научно обоснована система педагогических условий, необходимых для эффективного воспитания гуманного взаимоотношения в многонациональных коллективах учащихся.

Достоверность, обоснованность исследования выявлялась путем выступлений на педсоветах, методобъединениях учителей, межвузовских межрегиональных научно-практических конференциях. Материалы исследования позволили разработать цикл лекций для студентов, учителей, родителей. Методические разработки рекомендованы для внедрения в практику многонациональных школ.

Полученные в ходе работы результаты, выводы, научно-методические рекомендации обеспечивают дальнейшее развитие осуществленных моделей воспитательных систем с использованием традционной этнокультуры в многонациональной школе.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе формирующего эксперимента в многонациональной школе № 1665, полученные данные проверяли в школах №№ 108, 1842, 151 г. Москвы. В рамках исследуемой проблемы опубликованы статьи, тезисы, выступления, разработана модель учебно-воспитательного комплекса национальной культуры с изучением истории языков разных народов.

На защиту выносятся следующие положения: - Выявлены в ходе исследования формы и методы приобщения учащихся к традиционной этнокультуре и возможности их использования в условиях многонациональных, инновационных школ такого большого мегаполиса, как Москва.

- Формы и методы приобщения детей разных национальностей к родному языку, истории, культуре воспитания навыков этики и культуре межнациональных отношений.

- Использование традиционной этнокультуры достигает эффективности при ее осуществлении в воспитательных системах с учетом разных уровней приобщенности учащихся к народным традициям своего этносоциума и при совместной деятельности родителей и общественных национальных культурных центров.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 160 наименований отечественных и зарубежных авторов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Аракелян, Офелия Вазгеновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Москва - многонациональный мегаполис, как и вся Россия. Сегодня в Москве трудно найти не только школу, но и класс в котором не учились бы дети многих национальностей, исповедующих разные религии. Москва как столица многонациональной поликонфессиональной России является как бы его зеркальным отражением. Однако до последнего времени многонациональный и поликонфессиональный характер учащихся школ и вытекающие из этого педагогические проблемы еще не были предметом специального научно-педагогического анализа, организационно-образовательных решений.

Безусловно, многонациональный поликонфессиональный характер населения и учащихся школ Москвы должен быть обязательно отражен в учебных программах, особенно в предметах гуманитарного цикла, и использован в образовательно-воспитательном процессе в целях формирования таких гражданских качеств, как содружество, взаимоуважение и дружба между различными народами, терпимость к иной нации и культуре, умение вести диалог с представителями разных народов и религии. Воспитание у подрастающего поколения чувства содружества, интернационализма должны стать основой образовательной системы Москвы.

В процессе обучения в многонациональной школе ни один ребенок (в т.ч. представители малочисленных народов) не должен чувствовать свою "униженность" или превосходство в зависимости от националього признака. А как добиться этого в условиях мегаполиса? Это архисдожная задача которая безусловно требует цивилизованного решения. Чтобы растущий человек в условиях полиэтнической среды не чувствовал свою "униженность", "ущемленность" он прежде всего должен осознать свое "Я", свои корни, культуру, традиции. Именно через познание своей культуры происходит осознание чувства "Мы", хотя в большом мегаполисе чаще всего происходит ассимиляция (прежде всего на внешнем уровне). Люди любого этноса - армяне, грузины, евреи, украинцы, татары и др. продолжают осознавать себя представителями своего этносоциума, т.е. сохранять этническую идентификацию. Проблема воспитания гармонично-целостной личности, способной предложить обществу себя и свою национальную культуру как часть общечеловеческой является предметом поисков многих ученых.

В качестве решения задачи воспитания личности современного человека, объединяющего в себе свою национальную традиционную культуру и общечеловеческие ценности предлагалось и предлагается много идей и педагогов, и социологов, и политологов, и философов. На наш взгляд, наиболее приемлемый путь решения этой важнейшей проблемы, который мы хотели бы предложить, является идея интегрального обучения.

Национально-культурное развитие (возрождение) народа зависит прежде всего от духовно-нравственного потенциала семьи. Поэтому приобщение детей в семье к традиционной культуре своего этносоциума является наиболее эффективным способом социализации. Обучая ребенка способности отождествляться с родителями, всей семьей с этносоциумом мы тем самым приучаем его к ответственному отношению к миру, обществу, в котором он живет, чтобы он осознал себя, свою роль в сообществе разных народов.

Идеал единства жизнедеятельности разных этносов так или иначе выражен в культуре каждого народа. Специфические особенности национальной культуры не исключают того, что его достижения могут стать примером раскрытия потенциальных возможностей совместно проживающих народов, обогатить общечеловеческую культуру, создать оптимальные условия стабильного развития многонационального общества.

Основа приобщения к традиционной культуре безусловно- это родной язык. Объективно в условиях Москвы многие дети иной национальности не владеют родным языком. Для таких детей должно быть разработано особое содержание учебного материала по родному языку с учетом возрастных, индивидуальных, национально-психологических особенностей детей, а также с учетом уровня владения языком.

Исходя из этого, в нашей школе были разработаны программы для первого года обучения, где акцентировано внимание на материалах разоворных уроков. В методике обучения основным приемом обучения является объяснение-сопоставление факторов русского и родного языка ддя осуществления положительного переноса имеющихся знаний по русскому языку на родную речь (транспозиция). При обучении родному языку необходимо, наряду с усвоением родной речи, воспитать этноличность, знающую свои истоки, культуру, традиции. Изучение своей родной национальной культуры в тесной связи с русской культурой позволяет подрастающему человеку жить как в национальной, так и в русской культурной среде, ощущая их родственные корни и в то же время неповторимые особенности каждой среды. Таким образом, школа способствует созданию комфортной среды для ребенка, развитию его чувства "Я - часть этноса" и "Мы в многонациональном содружестве", помогая ему самоопределиться в полиэтническом сообществе.

В нашем исследовании, посвященном приобщению детей к национальной культуре и на этой основе формированию культуры межнациональных отношений, вопрос рассматривается на трех уровнях: методологическом, теоретическом и эмпирическом.

На методологическом уровне исследования осмысляется проблема реализации национальных ценностей в жизни многонационального коллектива, позволяющая совершениствовать формирование гражданских качеств и культуры межнациональных отношений на основе ценностей национальной культуры. На этом уровне были определены методы исследования.

На теоретическом уровне установлена зависимость между содержанием этнокультурно-ориентированного образования, направленного на совместную деятельность учащихся разных этнических возрастных групп (в т.ч. в сфере межнационального общения). На этой основе были выдвинуты гипотеза и задача исследования.

На эмпирическом уровне изучали объективно существующие закономерности, которые влияют на развитие национального самосознания и формирование культуры межнациональных отношений между учащимися различных этнических групп.

Задача воспитания учащихся многонационального коллектива призвана формировать в растущей личности здоровое чувство национального достоинства без лишнего самолюбования, умение видеть прогрессивное в традициях, культуре, обычаях людей другой национальности.

В воспитании у учащихся социально-этических норм поведения, основанных на национальных ценностях, взаимосвязанных с общечеловеческой культурой, должны оказать большую помощь национально-культурные центры, чья деятельность направлена на решение проблем возрождения прогрессивных национальных культур, традиций и обычаев, направленных на стабилиацию сообщества различных этносоциумов. Механизм обеспечения интеграции воспитательных усилий педагогов, родителей, национально-культурных центров, сочетание традиционных форм, методов и средств с элементами национальной традиции воспитания - основа образовательной системы многонациональной школы.

В многонациональном коллективе учащихся должна быть создана атмосфера терпеливого, дружелюбного, тактичного отношения, функционирование разных языков и культур. "Они" должны быть осознаны как "Мы" - основа формирования культуры многонациональных отношений.

Сложность и многогранность рассматриваемой нами проблемы представляет собой перспективное направление исследования, имеющее большое практическое и теоретическое значение, для государства в целом.

Наше исследование не охватывают весь круг задач этой проблемы. За рамками нашего исследования остались многие вопросы, в частности сравнительный анализ этнических, нравственных традиций в т.ч. религиозных, а также вопросы нравственного воспитания учащихся на народных традициях в условиях утраты национального менталитета.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Аракелян, Офелия Вазгеновна, 1997 год

1. Азбука нравственного воспитания (Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой 3-е изд.). М., Просвещение, 1979

2. Актуальные проблемы развития личности, теория и практика. М.,1994

3. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993

4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! М., 1986, с.209

5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996, с.364

6. Архангельский JI.M. Племя, народность, нация как исторические формы общности людей. М., 1961, с. 190

7. Армянская национальная школа: задачи, размышления, предложения. Ереван, 1990, с.249 (на арм.яз.)

8. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструктирование миров. М, 1996, с.786

9. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Часть 1. М., 1996, с.320

10. Бердяев H.A. Философия свободы: смысл творчества. М., 1989, с.607

11. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1918, с.93

12. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышление социолога. М, Педагогика, 1988, с.256

13. Бим-Бад Б.М. Идеи "педагогической антропологии" в России (конец XIX -начало XX века). Советская педагогика, 1990, №9, с.102

14. Блонский П.П. Как изучить школьника. М., 1929, с.27

15. Блонский П.П. О национальном воспитании. Вестниквоспитания, 1915, №4

16. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979, т.1, с.304

17. Богуславский M.B. Ценностные ориентации Российского образования в первой трети XX века. Педагогика, 1996, №3, с.72

18. Бодалев A.A. Психология общения. М., 1996, с.256

19. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995, с.352

20. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. М., 1979, с.294

21. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с.464

22. Борисенков В.П. Школа России. Прошлое и настоящее. Педагогика, 1993, №4.

23. Борисов А.Этнопедагогика. М., 1982

24. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. М., Педагогика, 1991

25. Бром лей Ю.В. Очерки советского этноса. М., 1983

26. Бром лей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1984

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

28. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.,Нука, 1981

29. Вернадский В.И. Биосфера. Минск, 1967, с.376

30. Волков Г.Н. Созвездие земли. Чебоксары, 1979

31. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть национальной культуры (Родник педагогической мудрости). Советская педагогика, 1989, №1, с.98-103

32. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974, с.230

33. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. М., 1993, с.12

34. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1975

35. В поисках новых путей для воспитания и образования. Из жизни ребят некоторых русских опытных школ. М., 1914, с. 136

36. Вульфов Б.З. Семь пародоксов воспитания. М., Новая школа, 1994, с.77

37. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996, с.500

38. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М., 1960, с.500

39. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. В кн. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л., Гос. уч пед. изд., 1935, с.53-72

40. Города, горожане, цивилизации. М., Росмэн, 1994, с.54

41. Гурова Р.Т. Социологические проблемы воспитания. М., Педагогика, 1981, с.176

42. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972

43. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986, с.230

44. Давыдов В.В. Соотношение конкретных и абстрактных знаний в начальном обучении. Вопросы психологии. М., 1992, №1, с.22-32

45. Демограф перспективы России. М., Республ. информ-изд. центр, 1993, с.59

46. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. Пособие для преподавателей. М., Интер пракс, 1994, с.244

47. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л., 1982

48. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., Мысль, 1977, с.302

49. Дубинин И.И. Динамика обыденного сознания. Минск, 1985

50. Дьячков М.В. Миноритарные языки в полиэтнических (многонациональных) государствах. М., 1996, с.115

51. Дьячков М.В. Проблемы двуязычия (многояз.) и образование. М., 1991

52. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. М., 1992, с.241

53. Закон Российской федерации об образовании. М., 1993, с.43

54. Закон Российской федерации "О языках народов РСФСР". М., 1991

55. Закон Российской федерации "О национальной автономии". М., 1996

56. ЗанковЛ.Х. Дидактика и жизнь. М., 1968, с.176

57. Зотов Н.Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления. М., 1981, с.64

58. Иванов В.Н., Ладодо И.В., Котов А.П. Состояние межнациональных отношений в Москве в оценках и представлениях массового сознания. М., Центр социологии межнациональных отношений, ИСПИРАН, 1994, с.55

59. Ильин B.C. Формирование личности школьников. М., 1984, с.144

60. Каспржак А.Т., Левит М.В. Базисный уч. план и российское образование в эпоху перемен. МИРОС, 1994, с.144

61. Кигматов С.Т. Использование современных традиций в воспитании учащимихя. Казань, 1985, с.70

62. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л., 1979, с.225

63. Ковалев С.М. Формирование социалистической личности. М., 1980

64. Ковалев C.B. Психология современной семьи. М., 1988

65. Ковалевский Д.В. Воспитание ума и сердца. М., 1984, с.905

66. Коган Л.Н. Цепь, смысл жизни человека. М., 1984, с.223

67. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984, с.335

68. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984

69. Кон И.С. Этнография детства. М„ 1983.

70. Концепция государственной национальной политики Российской федерации. М„ 1996.

71. Концепция Государственной программы национального возрождения народов РФ. М„ 1991.

72. Концепция общего среднего образования. М„ 1991, 145с.

73. Конституция Российской Федерации. М„ 1993, 62 с.

74. Концепция языковой пол-ки применительно к школам РСФСР. М„ 1991, 16с.

75. КоротовВ.М.Общаяметодикаучебно-воспитательногопроцесса.М., просвещение. 1983,224 с.

76. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1985,255 с.

77. Красная книга языков народов России. Энцикл. словарь справочник. М., Институт языков народов России., 1994, 120с.

78. Кузьмин М.Н., СусоколовАА., Бацын В.К., Ешич М.Б. Концепция национальной школы, цели и приоритеты содержания образования. М., ИНПО, 1994,57с.

79. Культура общественной жизни. "Мысль"., 1976,218 с.

80. ЛеонтьевА.Н.Деятельность,сознание;шчность. М., 1976.

81. ЛеонтьевА.Н.Деятельность/сознаниедичность. М., 1976 .

82. Лихачев Б.Т. Педагогика, М„ 1993, 526с.

83. Лихачев Б.П. Философия воспитания. М„ 1996,207 с.

84. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М -Л., 1946.

85. Логвинов И.И. О реформе школы педагогической науки заботах народа и просвещения. М., 1990.86. "Малых народов не бывает". Мол. гвардия.) М.) 1991.

86. Международные материалы по правам меньшинств. 1992, 52с.

87. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М„ 1996,448 с.

88. Мимохов П.Н. Очерки по истории русской культуры (в 3-х томах). М., 1994.

89. Монахов И.И. Изучениеэффективности воспитания. М„ 1981, 144с.

90. Мухина B.C. Детская психология. М„ 1985,270с.

91. Мясищев В.Н. Психология отношений. М„ 1995, 356 с.

92. Народы России. Энциклопедия. М., БРЭ„ 1994,480с.

93. Независимые школы Москвы. Справочник. М„ Педагог, объединение1. Радуга"., 1994,136с.

94. Никитин Д.П., Коников Ю.В. Окружающая среда и человек. М., 1980.

95. Нравственное воспитание, проблемы теории, практики. М., 1977, 170 с.

96. Павлов И.П. Мозг и психика. М„ 1996, 320 с.

97. Педагогика (под ред. П.И.Пидкасистого). М., 1996.

98. Печгей А. Человеческиекачества. М., 1986.

99. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М„ 1980, 240 с.

100. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М„ 1991 15. Российская Педагогическая Энциклопедия., т 1., 0486.

101. Пирогов В.И. Формирование активной жизненной позиции школьников. М., 1981, Просвещение., 142 с.

102. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-ти томах. М., 1957

103. Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы (Под ред. И.С. Марьенко). М., 1984.

104. Развитие нац. образ, в г.Москве. М„ Моск. Деп. образ., 1994, 19с.

105. Ребенок и общество. М„ Наука., 1988.

106. Рерих И.К„ Рерих Е.И. Живая этика. М„ 1992.

107. Рубинштейн CJI. Бытие и сознание. М„ 1957.

108. РубинштейнС.Я. О воспитании привычеку детей. М., 1996,41 с. II 0. РувинскийЛ.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981, 181 с.

109. Руслов Г.В. Права меньшинств в образовании школа этнической диаспоры. М., 1996.

110. Саракуев ЭД., Крыско В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996, 344 с.

111. Сеченов И.М. Психология поведения. М., 1995, 320 с.

112. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие. М„ Просвещение., 1980

113. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М, "Просвещение"., 1993, с.200

114. Сорокин П.А. Цивилизация, человек, общество. М., 1993.

115. Состояние и перспективы развития учреждений национального образования г. Москвы. Выпуск 2., М„ 1995, 103 с.

116. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М, 1972.

117. Стельмахович М.И. Народная педагогика., Киев, 1985, 180 с.

118. Стенограмма заседания "круглого стола" на тему: "Проблемы нац образ в М.". 24 авг. 1995, 74с.

119. Сусоколов A.A. Устойчивость этноса и концепции нац. школ. России. 1994,108с.

120. Суханов И.В. Обычаи тарадиции и преемственность поколений. М., 1976.

121. Сухомов И.В. Обычаи традиции и преемственность поколений. М„ Политиздат, 1976, С.21628.

122. Сухомлинский ВА. Избранные произв. М, 1980.

123. Сухомлинский В А. Обычаи традиции и преемственность поколений. Избр. пед. соч. тЗ„ М„ 1981 1.

124. Сухомлинский ВА. Родительская педагогика. Избр. пер. соч, т.З,М, 1981.

125. СухомлинскийВА.Сердцеотда10детям. Киев, 1973,с.175.

126. Тайчинов М.Т. Воспитание и самовоспитание школьников, М, 1982, 160с.

127. Тайчинов М.Т, Кобзарь B.C. Личность и ее становление. Киев, 1990, 156с.

128. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание. Педагогика, М,1993, с 38-40.

129. Толстой JI.H. Плн. собр. соч. М. 1951, т.ЗО.

130. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сб. ст.АН СССР., Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая., Л„ Наука., 1988,252с. ИЗ.Тубогло М.Н. Переломные годы. T.I., Мобилизированный лингвицизм., М., РАН., 1993, 303с.

131. УанеА. Национальный и родной язык (курьер ЮНЕСКО). 1990, сентябрь.

132. Ушакова В. Развитие нац. образ, в Москве. Пед вестник., №6/22, июнь, 1995.

133. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Педаг. соч. тл .2., М., 1988.

134. Ушинский КД. Собр. соч. М. т.2,6.

135. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. Педагогика., М. 1990, с. 160.

136. Фролов И.П. Перспективы человека. М„ 1983, 350 с.

137. Ханбиков Л.И. Из истории педагогической мысли Татарии. Казань, 1967.

138. Харитонов М.Г. Этнографические классы в профессионально-педагогческой ориентации старших школьников. Автореф.канд. дисс. М., 1993.

139. Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. М., 1994, 128 с

140. Христова Е.П. Народная педагогика; историо-графические и теоретические методологические проблемы. М., 1988, 181 с.

141. Христова Е.П. Народная педагогика историо-графические и теоретико-методические проблемы. М., 1988.

142. Хруслов Г.В. Права меньшинств в образовании: школы этническойдиаспоры. М., 1996, 63 с. 146 .ЦсзгиковаО.Б. Нравственная зрелость. М., 1983, 158 с.

143. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М„ 1981, 208 с.

144. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М„ 208 с.

145. Шацкий С.Т. Собрание соч., М„ 1950, т.6 .

146. Шварцман КА.Философия и воспитание. М„ Политлитсратура., 1989. 151 .Шишкин А. Ф.Чсловеческаяприродаинравственность.М., 1979,270с.

147. Шлет Г.Г. Психология социального бытия. М„ 1996,492 с.

148. Шпикалова ТЛ. Воспитание памяти исторической культурной и народной. Начальная школа„№1, 1994, С.49-55.

149. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960, 328с.

150. Эльконин Д,Б. Психология игры. М„ 1978, 105с.

151. Элькониц Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М„ Знание., 1974, 63с.

152. Якобсон С.Т. Психологические проблемы этического развития детей. М„ 1982,140 с.158. Язык и личность. М„ 1989.159. Язык и личность. М„ 1989.

153. Языковые права этнических меньшинства сфере образования. М„ 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.