Роль публицистики в формировании и сохранении национального самосознания палестинского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Исса Махмуд Исса

  • Исса Махмуд Исса
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 202
Исса Махмуд Исса. Роль публицистики в формировании и сохранении национального самосознания палестинского народа: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2006. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Исса Махмуд Исса

Введение

Содержание

Глава I. Особенности формирования палестинской публицистики: история и современное состояние.

1.1. Условия возникновения палестинской публицистики.

1.2. Проблемы эволюции палестинской публицистики.

1.3. Вклад писателей в развитие палестинской публицистики.

Глава II. Публицистика как фактор национального объединения палестинского народа.

2.1. Культурные и языковые особенности, оказавшие влияние на становление палестинской печати.

2.2. Творчество палестинских публицистов как фактор общенациональной палестинской консолидации.

Глава III. Роль публицистики и документального кино в формировании национального палестинского самосознания.

3.1. Палестинские СМИ на оккупированных территориях и в странах изгнания.

3.2. Документальные фильмы как инструмент идейно-идеологической пропаганды.

3.3. Общие черты СМИ и документального кино.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль публицистики в формировании и сохранении национального самосознания палестинского народа»

Ветка Палестины

Скажи мне, ветка Палестины., Где ты росла, где ты цвела? Каких холмов, какой долины Ты украшением была?

М.Ю.Лермонтов

Актуальность темы исследования. Палестина в мировой истории с давних пор привлекала внимание ученых, писателей, религиозных и культурных деятелей многих стран мира. Сегодня, в XXI веке, Палестина вновь находится в центре внимания мирового сообщества, как «горячая точка» региона Ближнего Востока, как очаг длящегося уже боле полувека арабо-израильского конфликта, дестабилизирующе воздействующего не только на положение в данном регионе, но и на всю систему современных международных отношений. Имея в виду эту особенность палестинской проблемы, английский историк А. Тойнби в одной из своих работ дал такую глубокую характеристику этой проблемы: «Палестинская трагедия - это не локальная трагедия; это трагедия всего мира, поскольку - это несправедливость, которая угрожает всему миру».

Следует подчеркнуть, что палестинская проблема многоаспектна. Один из аспектов этой трагедии, которая в первую очередь сказывается на положении народа Палестины, прогресса его культуры, экономического и социального развития, является длящаяся в течение полувека борьба палестинцев за реализацию национальной идеи - создание палестинского государства. Это государство должно быть создано в соответствии с решением Организации Объединенных наций, принятом еще в 1947 году. В решении ООН определены и границы государства. Длительная борьба, многократно перераставшая в военные столкновения, привела к тяжелым последствиям во многих отношениях, если говорить об интересах палестинцев и других народах этого ^ региона. Но для палестинского народа одним из тяжелейших последствий, угрожающим самому существованию арабского народа Палестины, оказалась необходимость бороться за сохранение и развитие своего национального сознания, своего единства и существования как самостоятельного этноса. В условиях «рассеяния» палестинского народа, вызванного непрекращающимися военными столкновениями и внешней агрессией, задача сохранения национальной самоидентичности приобрела, безусловно, острый характер. В этом историческом контексте представляется особенно необходимым ® осмысление и изучение всех возможных путей сохранения национального самосознания и самоидентичности арабского народа Палестины.

Вероятно, одним из наиболее надежных инструментов в условиях сложившейся ситуации являются средства массовой информации и, в более широком смысле, арабская публицистика как инструмент развития и утверждения национальной идеи и самосознания арабского народа Палестины. Изучение взаимодействия средств массовой информации и искусства, в том числе кинопродукции и документального кино, приобретает особую значимость. Еще рельефнее эта значимость проявляется, если учесть, что не только рассеянному палестинскому народу, но и многим государственно Ф оформившимся небольшим народам приходится сохранять свое национальное самосознание в условиях непрекращающейся агрессии в системе массовой информации из-за рубежа, нацеленной на разложение национального самосознания, в условиях борьбы за новый международный информационный порядок, против засилия мировых информационных центров.

Все это делает проблему изучения публицистики арабского народа Палестины крайне актуальным, научно интересным и значимым не только для арабского народа Палестины, но и для других народов мира.

Цели и задачи исследования.

Теоретический объект исследования - публицистика как один из ^ инструментов формирования и сохранения национального самосознания народа.

Эмпирический объект исследования - публикации ведущих газет и журналов Палестины в период 1970-2005 годов, документальные фильмы, в которых нашло отражение положение палестинского народа не только в Палестине, но и в зоне рассеяния народа, вопросы взаимодействия средств массовой информации с общественными и государственными структурами.

Предметом исследования стало творчество палестинских публицистов и ® кинодокументалистов, влияние средств массовой информации на формирование общественного сознания палестинского народа, а также взаимодействие между публицистикой и национальной культурой с учетом особенностей арабского менталитета.

Целью диссертации является проведение комплексного анализа палестинских СМИ в условиях непрекращающейся агрессии и «рассеяния» палестинских арабов в регионе Ближнего Востока и других стран мира, что ограничивает возможность системного подхода. Соподчиненной целью является изучение влияния палестинской публицистики на менталитет народа Палестины в контексте арабо-израильского конфликта в целом. Ш Достижение поставленной цели осуществлялось поэтапным решением задач:

1. рассмотрение особенностей творчества ведущих публицистов Палестины;

2. определение круга проблем, возникших при развитии публицистики;

3. изучение взаимодействия СМИ, документального кино и литературы;

4. обобщение уже известных сведений о национальной специфике палестинских СМИ на новом уровне с учетом возрастающей роли культуры;

5. определение роли всей совокупности средств массовой коммуникации в контексте арабо-израильского конфликта и их влияния на самосознание палестинского народа.

Методика исследования: систематическое наблюдение печатного журнального листа, а также других информационных потоков; традиционный содержательный анализ информационных текстов и документальных лент палестинского производства; статистический анализ, ориентированный на получение данных о количественном присутствии публицистических текстов в палестинских СМИ и соотношение их качественных разновидностей.

В процессе исследования и подготовки диссертации автор руководствовался принципами объективности, историзма, системности, единства теории и практики, что в совокупности позволило изучить всю проблему во всей ее сложности и многообразии, как процесс.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. В рамках работы впервые предпринята попытка обобщить публицистическую деятельность работников печати, радио и документального кино, которое в условиях отсутствия государства играло роль наиболее эффективного СМИ - телевидения.

2. Представлена масштабная картина современной палестинской публицистики, выявлены характерные черты ее развития, обозначены проблемы функционирования и условия, необходимые для ее дальнейшего развития.

3. Соотнесены публицистические и эстетические параметры указанных СМИ, в частности, рассмотрено соотношение слова и изображения в документальных фильмах, посвященных национальной борьбе палестинцев.

В научный оборот вводятся наблюдения и мысли виднейших практиков палестинской публицистики.

Научно-практическое значение исследования заключается в возможности использования его материала и основных положений с целью дальнейшего изучения истории, теории и практики палестинской журналистики, публицистки вообще и писательской в отдельности, а также при создании учебных пособий и методических указаний. Выводы и рекомендации данной диссертационной работы могут быть использованы непосредственно журналистами и начинающими писателями для повышения своего литературного мастерства, а также широким кругом специалистов, изучающих становление и развитие арабской цивилизации и истории. Результаты работы окажутся полезными для улучшения координации работы различных видов СМИ, понимания проблем арабской кинематографии и определения путей их преодоления.

Апробация исследования. Значительная часть результатов исследования была изложена в публикациях автора, напечатанных в альманахе кафедры теории и истории журналистики РУДН 1 . Основные положения диссертационной работы излагались автором на практических конференциях, которые проходили в Союзе арабских писателей и журналистов в 2003 и 2004 годах. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры массовых коммуникаций филологического факультета РУДН, одобрена и рекомендована к защите.

Рукопись данного диссертационного исследования запланирована издательством Союза писателей Палестины (г. Рамалла) к изданию отдельной

1 "Журналистика и общество". Сборник научных трудов - М., РУДН, 2006. №6, - 278 с. книгой для последующего распространения непосредственно на оккупированных Израилем арабских территориях и в других арабских странах.

На основании результатов исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Палестинская публицистика, будучи составной частью искусства и средств массовой информации, должна рассматриваться как единое целое в системе социокультурных реалий современной эпохи.

2. Палестинская публицистика является самым выразительным жанром- в средствах массовой коммуникации благодаря: а) единству освещаемого конкретного материала; б) единству целей и задач, вытекающих из общественно-политической ситуации; в) единству пафоса, авторских позиций, тем и жанров.

3. Борьба палестинского народа в условиях тяжелого и постоянно осуществляемого информационного давления из-за рубежа, которое имеет целью деморализовать и расколоть национально-освободительное движение народа, вылилась в борьбу всего прогрессивного арабского мира за утверждение принципов независимости и свободы каждого народа.

4. Палестино-арабская публицистика обнаружила удивительную жизнестойкость в условиях многолетней борьбы народа за освобождение и право иметь свою государственность.

5. Она стала одним из важнейших инструментов объединения арабского народа Палестины, оказавшегося не только под гнетом оккупации, но и разбросанного в качестве эмигрантов по разным государствам.

6. Печать, радио и телевидение, а также документальное кино в прошедшие десятилетия дали образцы высокого публицистического творчества, сохраняющего и развивающего в сознании каждого палестинца национальную самобытность и утверждающего веру в конечную победу палестинского народа.

7. Несмотря на длительную разобщенность палестинцев и отсутствие возможностей готовить кадры журналистов на национальной основе, палестинская публицистика выдвинула целый ряд выдающихся имен, которые составляют гордость не только палестинского народа, но и всех арабоговорящих стран.

8. Произведения кинодокументалистов стали одним из самых существенных сегментов палестинской публицистики периода оккупации и борьбы палестинского народа за свободу и независимость.

Состояние и степень научной разработанности проблемы.

В процессе работы над диссертацией автор изучил значительный круг научных трудов, составивших методологическую базу исследования. Среди них сочинения известных российских и зарубежных ученых: Аль-Фадх Ясир. Современная арабская пресса и ее перспективы. - Дамаск, 1980; Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. - М., РУДН, 2002; Боголов В.Н. Социальная психология радио, печати и телевидения. - М., МГУ, 1991; Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. - М., Знание, 1983; Грабельников А.А. Общественное самоуправление и массовая коммуникация. - М., 1992; Кузнецов Г.В., Цвик B.JL, Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. - М., Высшая школа, 2002; Лоусон Д. История кино. - М., Искусство, 1968; Мартыненко Ю.Я. Проблемы теории документального фильма. Учебное пособие. - М., ВГИК, 1976; Нечай О. Основы киноискусства. Учебное пособие для студентов пединститутов; Прохоров Е. Введение в теорию журналистики.- М., МГУ, 1993; Сафронов В.В. Новая арабская литература. - М., 1996; Ученова В.В. Публицистика и политика. - М., Политиздат, 1979; Шагаль В.Э. Арабизация на современном этапе: социально-политические последствия и перспективы//Культура и политика в странах Азии и Африки, - М., 1986; Аль-Аккад Лейла. Введение в теорию телевидения. - Дамаск, 1989; Аль-Аккад Лейла, Ассуд Низар. Социология СМИ. Основы изучения информации.

Дамаск, 1985; Аль-Факх Ясир. Современная арабская пресса и ее перспективы. -Дамаск, 1980.

Степень изученности проблемы к настоящему времени остается пока ^ невысокой, хотя существует научная периодизация, типологизация и подробные характеристики отдельных изданий, представленные в трудах таких российских и арабских ученых, как Ю.Галустов, Я.Засурский, А.Ибрагимов, Ю.Кашлев, Ю.Е.Прохоров, А.Шахов, а также Касем Хаваль, Хусейн Аль-Одат, Анвар Ас-Сибаи, Аль-Фахд Ясир, Юсеф Хури, Али Абдулла и других. Особенностью работ арабских исследователей является слабо представленная аналитическая и теоретическая база. Арабские ученые, рассматривая данную проблему, чаще всего подчеркивают пропагандистскую функцию СМИ и ® искусства, оставляя вне поля зрения значение эстетической функции, необходимость культурного взаимодействия. В русскоязычных источниках проблемы взаимодействия СМИ и литературы, как и проблемы взаимосоотнесенности коммуникационных и культурных факторов в общественной жизни, рассматриваются часто, но весьма редко с привлечением материалов палестинских СМИ (Бореев В.Г. Культура и массовые коммуникации. - М., Наука, 1986; Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. -Тбилиси, Ганатлеба, 1989; Ганиханова Е. Махмуд Дервиш// Писатели Азии и Африки за мир и социальный прогресс. - Ташкент: Фан, 1990; Дробашенко С.В. Феномен достоверности. Очерки теории документального кино. - М., 1972; 9 Ерасов Б. Культурное развитие стран третьего мира и проблема традиции//

Модели культуры. - Смоленск, 1993; Мартыненко Ю.Я. Документальное киноискусство. - М., 1979; Нечай О. Основы киноискусства. - М., 1989; Суменов Н. Документальные фильмы сражаются// Документальный экран в борьбе.-М., 1984).

Изучение кинодокументалистики находится на начальном этапе. О ней написано пока немного (Абу Али М. Семинары о палестинском синематографе. - Бейрут, 1978; Абу Ганима Хасан. Палестина глазами кино. - Бейрут, 1981;

Аль-Одат Хусейн. Кино и палестинская проблема. - Дамаск, 1982; Хаваль Касем. Три фильма о палестинской проблеме. - Бейрут, 1972; Хаваль Касем. Палестинское кино. - Бейрут, 1979). Среди литературы на русском языке необходимо упомянуть следующие работы. Будяк JL Кино стран Азии и Африки. - М., 1983; Катунин А. Сражающийся кинематограф. Заметки о палестинской кинодокументалистике// Искусство кино, 1979, №11. - С.27-39; Шахов А. Палестина: кинематограф, рожденный в борьбе// Молодая гвардия. 1984, № 7. - С. 234 - 244). Заслуживают упоминания работы арабских исследователей Касема Хаваля и Хусейна Аль-Одата. Более основательна книга последнего «Кино и палестинская проблема», в которой много конкретных наблюдений, но нет системного рассмотрения этого явления, отсутствует глубокий анализ кинопроизведения, что не дает основания для аргументированных обобщений.

Основное содержание диссертации

Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Исса Махмуд Исса

Заключение

В результате проведенного исследования автор диссертации пришел к следующим выводам.

1. СМИ объединяли палестинцев в самые трудные годы. Периодическая печать и документальное кино стали, вероятно, главными духовными ценностями, носителями информации о стране. Интеллектуальным центром этой культурно-информационной деятельности были газеты, журналы и документальное кино.

2. Рассмотрение истории и современной практики публицистики ^ Палестины позволяет сделать ряд обобщающих наблюдений, касающихся не только проблем публицистики, но и проблем всего информационного комплекса Палестины.

3. Обзор тенденций в развитии национальной культуры Палестины убеждает в неразрывной связи политических и собственно культурных процессов. Пропаганда и контрпропаганда являются ядром идеологической работы СМИ и всей культуры нашего народа.

4. Арабская культура вносит свой вклад в идейное воспитание человека, живущего в условиях общественно- экономического подъема, в условиях быстрого распространения знаний, роста духовных связей, культурного

• взаимодействия между различными странами. Формируясь в районе одной из древнейших культур мировой цивилизации, арабская (в том числе - и палестинская) пресса опиралась и опирается на глубинные традиции -религиозные, этнические, эстетические, этические, предопределенные характером развития арабской национальной культуры в целом, ядром которой и сегодня остается исламская традиция.

5. Подводя итоги рассмотрению проблем публицистики Палестины, можно заключить, что:

1. Палестинская публицистика, будучи составной частью искусства и средств массовой информации, должна рассматриваться как единое целое в системе социокультурных реалий современной эпохи.

2. Палестинская публицистика, является самым выразительным стилем в средствах массовой коммуникации: а) единством освещаемого конкретного материала; б) единством целей и задач, вытекающих из общественно-политической ситуации; в) единством пафоса и авторских позиций, тем и жанров.

6. Отмечается тесная связь информационно-хроникальных фильмов с информационными жанрами печати (заметка, репортаж, отчет и т.п.), связь агитационных жанровых форм в печати и в документальном кино, а также связь проблемно-образных («концепционных») жанров с аналитическими и художественно-публицистическими газетными жанрами (очерк, зарисовка, портрет).

7. Уровень информационной службы в Палестине весьма высок, несмотря на исключительно сложные исторические обстоятельства. На современном этапе особую роль играют журналы "Фалестын ас-Саура", "Аль-Хадаф" и "Аль-Офок", в которых сосредоточены лучшие журналистские силы q Палестины. Аналитические журнальные публикации служат идеологической основой культурной политики ПДС, направленной на достижение долгожданного мира на Ближнем Востоке.

8. Рассмотрение тематики и жанровых особенностей газетно-журнальных публикаций позволяет нам сделать вывод о том, что пресса сегодня - самый массовый вид СМИ, пользующийся наибольшей популярностью среди палестинских читателей.

§

9. Документальное кино Палестины, развивая идеи газетно-журнальной публицистики, сыграло значительную роль в истории культуры последних десятилетий. Палестинская кинодокументалистика - интересный и практически неизученный культурный и информационно-агитационный феномен. В жанровом репертуаре палестинских кинодокументалистов мы выявили четыре принципиальные группы жанровых форм: информационные, очерковые, размышления (аналитические и поэтические) и художественно-документальные. Жанры репортажа, зарисовки, очерка в кино базируются на моделях СМИ, существовавших задолго да появления кинематографа. Общность жанров и взаимопомощь газет и фильмов проистекает из их идеологических и социально-мировоззренческих функций. Хотя документальное кино не сводится к публицистике, но многие функции этого вида искусства и части СМИ обусловлены его агитационно-внушающими и убеждающими возможностями.

10. СМИ и палестинская публицистика выполняют важнейшую просветительскую функцию, напоминая целому народу о ресурсах, которые следует использовать для того, чтобы не исчезнуть с лица Земли. Публицистика как один из жанров журналистики дает художникам редкую возможность собирать рассеянные массы в единое целое, сплачивать отдельных людей в нацию.

11. Аналитическое рассмотрение опыта и практики палестинской публицистики в годы оккупации Израилем земель Палестинского государства и борьбы палестинского народа против оккупантов позволяет сделать ряд выводов, значение которых имеет не только национальный характер, но и выходит далеко за рамки национальных интересов палестинского народа.

Во-первых, прошедшее полустолетие борьбы палестинского народа за выживание и сохранение своего государства показало, что эта борьба может дать позитивные результаты. В условиях «многополярного» мира даже такой относительно небольшой народ, как палестинцы, может успешно бороться против оккупантов.

Во-вторых, борьба палестинского народа в условиях тяжелого и постоянно осуществляемого информационного давления из-за рубежа вылилась в борьбу всего прогрессивного арабского мира за утверждение принципов суверенной независимости и свободы каждого народа.

В-третьих, в результате исследования приходим к выводу, что палестинско-арабская публицистика обнаружила удивительную жизнестойкость в условиях многодесятилетней борьбы народа за освобождение и право иметь свою государственность.

В-четвертых, палестинско-арабская публицистика стала одним из важнейших инструментов объединения арабского народа Палестины.

В-пятых, несмотря на длительную разобщенность палестинского народа и отсутствие возможностей готовить кадры журналистов на национальной основе палестинская публицистика выдвинула целый ряд выдающихся имен, которые составляют гордость не только для палестинского народа, но и для публицистики всех арабо-говорящих стран.

В-шестых, произведения кинодокументалистов, творцов палестинского кинематографа стали одним из самых существенных сегментов палестинской публицистики периода оккупации и борьбы палестинского народа за свободу и независимость.

Автор исследования не сомневается, что палестинский народ добьется освобождения, построит свою государственность и войдет в семью народов мира со своей культурой, частью которой является палестинская журналистика и публицистика в самом широком понимании этого термина.

Таким образом, заключая работу, можно сказать, что характеристика палестинской публицистики объективно не может быть сегодня полной. Но анализ уже имеющегося в нашем распоряжении материала позволил сделать ряд важных выводов. Несмотря на все трудности, палестинские мастера языком книг, газет и кино слагают сегодня песнь любви и скорби, которую обязан услышать весь мир. За все годы творческой деятельности публицистами были достигнуты серьезные успехи, хотя им предстоит пройти еще более славный путь.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Исса Махмуд Исса, 2006 год

1. Научная литература.

2. Аганина JT.A., Челышев Е.П. К проблеме типологических схождений в литературах развивающихся стран Востока //Современные литературы стран Азии и Африки. М,: 1988. С.9-21.

3. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития.-М,: 1990.-382с.

4. Аль-Атум хусам Мустафа. Газета Ад-Дастур в системе ежедневной печати Иордании/ Основные направления информационной деятельности, жанрово-стилитическое своеобразие/. М.:МГУ, 1992.-23с.

5. Александров Г. Эпоха и кино. М.: Политиздат, 1983.- 336 с.5 . Алестин А. Палестина в петле сионизма. Преступники, жертвы, сидетели, судьи.-М.:Юридическая Литература, 1988.-304с

6. Арбатов Г. Идеологическая борьба в современных международных отношениях. М. Лол итиздат, 1970.-351 с.

7. Афансьев В.Г. Идеологическая борьба в современных международных отношениях.М.: Политиздат, 1970.-351с.

8. Абу Али М. Семинары о палестинском кинематографе. Бейрут, 1978,с 150

9. Аз-Заид Мамуд. Волны интифады захлестывают весь мир// Аль-Офок. -№182. 1988-С. 7.

10. Аль-Фадх. Плюсы и минусы арабской прессы, Дамаск:, 1986.с200

11. Аль-Фадх Ясир. Современная арабская пресса и ее перспективы. Дамаск:, 1980, с. 170.

12. Аль- Хайати Хумаис. Палестинское кино-зеркало революции М: 1985-172190

13. Баскаков В. Сражающийся экран. М.:Просвещение, 1985.-209с

14. Бердников А. Сердюк Е. Современное искусство арабского народа Палестины. М.: 1986.-С. 198.

15. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М.: изд. РУДН, 2002.- 183 с.

16. Боголов В.Н.Социальная психология радио, печати и телеведения. М.: МГУ, 1991.-128с.

17. Бобров В. На перекрестке цивилизаций. М.:, 1975. — 223 с.

18. Борев В.Ю. Коваленко А. Культура и массовая коммуникация.- М.: Наука, 1986.-301 с.

19. Борющийся экран. Материалы кинофестиваля. Ташкент: издательство литературы и искусства, 1984.-142с.

20. БудякЛ. Кино стран Азии и Африки. М.:, 1983.-103с.

21. Вайсфельд И. В. Кино как вид искусства. М.,:3нание,1983.-144с. 1983.

22. Власов А. В конфликте с реальностью. М.:, 1972.

23. Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. Тбилиси: Ганатлеба, 1989 -671 с.

24. Вачнадзе Г. Антенны направлены на Восток. М.: Политиздат, 1977, 239 с.

25. Вачнадзе Г. Агрессия против разума: информационный империализм. -М.: Политиздат, 1988.

26. Ганиханова Е. Махмуд Дервиш // Писатели Азии и Африки за мир и социальный прогресс.- Ташкент: Фан, 1990. — С.206-217.

27. Гассан Канафани. Полное собрание сочинений в 7-ми томах, т. 2, Бейрут:, 1983.

28. Герлингхауз Герман. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени.М: Радуга, 1986.-358с.

29. Григорьев Г. Мои аргументы. Размышления о фильмах. Уш сборник Мосфильма. М.: Искусство, 1980

30. Грачева А., Ермошкин И. Идеологические диверсии империализма. М., 1983.

31. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. Статьи разных лет.- М.: Наука, 1981,- 318 с.

32. Дмитриев Е. Палестинская трагедия.М,: Международные отношения, 1986.-157с.

33. Дробашенко С.В. Феномен достоверности. Очерки теории документального кино. М, Наука, 1872.-184с. М.:,1972, —112с.

34. Дербишева JI.H. Киносюжет документальная миниатюра. М, ВГИК, 1981.-59с.

35. Дзэконова Л.И. Как экспортируется информационный империалиализм// Вестник московского университета. Серия журналистика.М.: МГУ, 1986. №4.

36. Дробашенко С.В. Пространство экранного документа. М.: Искусство, 1986. -320 с.

37. Документализм и современное кино. Сборник научных трудов./ Редактор Н.Вольман.Л.: ЛГИТМИК, 1985.-155с.

38. Документальный экран в борьбе. Сборник статей. М.:Искусство,1984.-224с. -М., 1984.-211с.

39. Долинина А. Очерки истории арабской литературы Нового Времени. Египет и Сирия. Просветительский роман. 1870 1914 гг. М.: Наука, 1973. 272 с.

40. Долинина А. Очерки истории арабской литературы Нового Времени. Египет и Сирия. Публицистика. 1870 -1914 гг. М.: Наука, 1969.-144 с.

41. Журналистика. История и современность.- М.: РУДН, 1993.- 187 с.

42. Зарубежная печать. Справочник.- М.: Изд-во политической лит-ры, 1986.

43. Ерасов Б. Культурное развитие стран третьего мира и проблема традиции //Модели культуры. Смоленск, 1993. С.111-117.

44. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982.- 286 с.

45. Ефимов Э.М. Искусство экрана. Исток и перспективы. М, Искусство, 1983.-254с.

46. Ибрагимов А. Коммунистическая и революционно-демократическая печать освободившихся стран Азии и Африки (становление и основные этапы развития).-М.: МГУ, 1988.-217 с. ® 47. Ибрагимов А.Х. средства массовой информации арабских стран.// вестник

47. МГУ, серия Журналистика. М:, 1987, №1.-С.49-62.

48. Ибрагимов А.Х. Печать в развивающихся странах Азии И Африки: социально- классовая характеристика и фнукции// протокол конференции. Лейпциг, 1974.-с335-339.

49. История стран Азии и Африки в новейшее время. М: МГУ, 1979.часть п/ 1945-1977гг./.-414с.

50. Исламский фактор в международных отношениях в Азии. М.:, 1987. 218с. G 51. Зарубежная печать. Краткий справочник. М.: Политиздат, 1986.-526с.

51. Катунин А. Сражающийся кинематограф. Заметки о палестинской документалистике//Искусство кино. 1979, №11.-С. 151-161.

52. Караганов А. Киноискусство в борьбе идей. М.:Политиздат.- 1982-239с.

53. Кашлев Ю. Массовая информация и международные отношения. М.: Политиздат, 1981.-256с.

54. Кейзеров Н.М., Ножин Е.А. Идеологическая борьба: вопросы и ответы. М,:1. Политиздат, 1987.-256с.

55. Кинематография развивающихся стран : история и современность. Сборник научных трудов/ Ответственный редактор Л.М.Будяк. М.: ВНИИ киноискусства, 1986.-180с. -М.:, 1986.-358с.

56. Кино: энциклопедический словар/ Редактор С.И. Юткевич. М: Советская энциклопедия, 1987.-627с.

57. Киноисовременная культура. Сборник научных трудов. / Редколлегия : А.Л.Казин идр./Л.: ЛГИТМИК. 1988.-147с.

58. Красинский А.В. кинодокумент т образ времени. Минск: Наукаи техника, 1980.-168с.

59. КривенкоБ.Язык массовой коммуникации: лексико- семиотический аспект. Издательство воронежского универиситетата:,1993.с66

60. Киселев А.П. Неоколониализм и печать. М:., «Наука», 1971, с.55.65 .Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. -М.: изд. «Высшая школа», 2002, 300 с.

61. Кузьмина. И. Кинематограф как средство массовой коммуникации/ Кино и современная культура: Сб. науч. тр. Л., 1988. -С. 68.

62. Культурное достояние палестинского народа (сост. Шахр аль-Шариф). М.: Радуга 1985.-246 с.

63. Культура и политика в странах Азии и Африки.М;.1986.-225с.

64. Культурное наследие народов востока и современная идеологическая борьба. М.:,1987.-413с.

65. Литман А., Челышев Е. Проблемы культуры и классического наследия народов развивающихся стран // Народы Азии и Африки. 1976.- N 6. С. 17-19.

66. ЛоусонД. История кино. М. Искусство, 1968.-218с

67. Макаров Д. Исламское двежение в Израиле// Арабский мир в конце XX века. С. 18-24.

68. Малашенко А. В поисках альтернативы. Арабские концепции путей развития.- М.: Наука, 1991.- 236 с.

69. Мартыненко Ю. .Я. Документальное киноискусство. М.: Знание, 1979.112с.

70. Международный форум кинематографистов. Ташкент:Издательство литературы и искусства:, 1987.-119с.

71. Медведко JI. Этот Ближний бурлящий восток. Документальное повествование. М.: Политиздат, 1985.-335с.

72. Мартыненко Ю. .Я.Проблемы теории документального фильма. Учебное пособие .м.:Вгик, 1976.-77с.

73. Махмуд Нехад. Зарождение и становление периодической печати Палестины( 1876-1948гг.).Ростов-на-Дону:, 1996.96с

74. Махмуд Нехад. Система колониального контроля над прессой Палестины. Период османского владычества и британской оккупации. Ростов -на Дону, 1996. 53с

75. Мир Философии .Книга для чтения .Т.2.-М: Политиздат, 1991.-623с.

76. Наумкин В.В. Ближневосточный конфликт (1957-1967) из документов Архива внешней политики российской федерации. М: МФД,2003-704с.

77. Наумкин В.В. Ближнивосточный Конфликт (1947-1956)из документов Архива вншней политики российской федерации ,М: МФД,2003-608с.

78. Нечай О. Основы киноискусства. Учебное пособие для студентов пединститутов. М.:Просвещение,1989.-288с.

79. Новейшая история арабских стран Азии. М.: Наука, 1988. С. 237-242.

80. Наумова, Т. Н.Роль Публицистики в функционировании гражданского общества канд. дисс. М., 2004.

81. Омран Джихад Мухаммед. Сирийская публицистика 1990-х гг. как часть национальной культуры // Акценты. Альманах.- Воронеж:, 1997.- С.68-76.

82. Омран Джихад Мухаммед. Сирийский толстый журнал сегодня//Современные СМИ: истоки, концепции, поэтика. Тезисы научно-практической конференции. Воронеж, 1994.- С. 130.

83. Осипов А.И. США и арабские страны. 70-е начало 80-х годов. М.: Наука, 1983.-225с.

84. Палестинская проблема: Документы ООН, Международных организаций и конференций. М: Международные отношения:, 1984.- 239с.

85. Пензин С. Кино в системе искусств. Проблема автора и героя. Воронеж: Издательство ВГУ:, 1984.-222с.

86. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтике. Сборник статей. М.: МГУ, 1983.-275с.

87. Примаков Е.М. Новейшая история арабских стран Азии. М.: Политиздат, 1988.-380с.

88. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М.: Мысль, 1978.-374с.

89. Пырлин Е.Д. ЮОлет противоборство генезис эволюция соврем. Состояние и перспективы решения палестинской проблемы М:, 2001

90. Проблемы теории печати. -М.: МГУ, 1973.-231 с.

91. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М.: МГУ, 1993.- 138 с.

92. Революционно-демократическая журналистика освободившихся стран: Сборник научных трудов под ред. Я,Н.Засурского.-М: изд-во Ун-та дружбы народов:, 1987.-150с.

93. Революционный процесс на востоке. История и современность. Отв.ред. Р.А.Ульяновский. -М: Наука, 1982.-392с.

94. Репортажи с линии огня. Сценарии документальных фильмов. М.: Политиздат, 1986.-176с.

95. Рихтер Ганс. Борьба за фильм. М.,: 1981.-159с.

96. Сердце женщины. Повести и рассказы современных арабских писателей. Пер. с араб, яз., 1988. 321с.

97. Современная газетная публицистика.- Л.: ЛГУ, 1987.-119 с. 126.Семенов Н.Документальные фильмы сражаются. / Документальный экран в борьбе,-М:, 1984.-С.20-24.

98. ЮЗ.Соден Г. Палестина и ее истории. Пер. с нем.- М.:, 1909, с. 13.

99. Соболев Р.П. , Тенейшвили О.В. Кинематография развивающихся стран.

100. М.: Искусство, 1985.-247с.

101. Современная художественная культура в странах Азии и Африки. М: Наука, 1986.-391с.

102. Спиржин А. Основы философии. М:., 1988.44-45с

103. Социология журналистики.- М.: МГУ, 1981.- 232 с.

104. Сафронов,В.В.Новая арабская литература-М: мгу.1996.-128С.

105. Стрельников Р. В плену телеспрута. М., 1985.20-22с

106. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1976.-150с.

107. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики -М.: Флинта: Наука , 2004.

108. Суменов Н. Документальные фильмы сражаются// Документальный экран в борьбе. М., 1984.

109. Тенденции развития массовых информационных процессов.- М: РУДН, 1991.-81с.

110. Тихонова Т. Светская концепция арабского национализма Саты аль-Хусри. М:Наука,1984.-131с.

111. Тураджиев в. Палестина- Израиль. Противостояние // Азия и Африка сегодня. 1990, №6.-с8-13.

112. Ученова В.В. Публицистика и политика. М.: Политиздат, 1979. - 271 с.

113. Шагаль В. Арабизация на современном этапе: социально- политические последствия и перспективы// Культура и политика в странах Азии и Африки.-М: Наука-1986.-с87-93.

114. Шарбатова А. Литературный язык и диалекты в арабской художественной литературе.//Народы Азии и Африки. 1982:, N2.-C. 102 105.124. .Шахов А. Палестина: кинематограф, рожденный в борьбе. //Молодая гвардия. 1984:, №7. -С. 234-244;

115. Шевченко М. Палестина в огне. М :2001-48с.

116. Эстетика.Словрь.-М:Политиздат:,1989.-395с.

117. Хайло М. Новый международный информационный порядок в контексте нового политического мышления: Канд. дисс. -М:., 1990.

118. Литература на арабском языке128 .А.Массад , Н.Массад. Введение в палестино- израильский конфликт Саратов:,2002, 23 с

119. Аль-Хатиб .Палестинская пресса .Рамаллах :,2001, 150 с

120. Ассаф,Х. . Роль женщины в развитии палестинской прессы. Палестина: 2001,200с

121. Аль-Хинди.Н. Женчина и пресса в Палестине : Аль -Кармиль:. 1995. 198с

122. Аббас И. Традиции в современной национальной культуре // Арабское будущее. 1983.-N3.-C. 18-25.

123. Аббас и др. Г. Канафани литератор, мыслитель, человек. Бейрут:, 1975 200с

124. Абдель Вахаб Кайяли. История современной Палестины. 1981.,259с

125. Абдулла Ахмет Али. Положение палестинской печати на оккупированных землях. 1967-1987гг. Издание опп.: 1989.-192с.

126. Абдулькадеф Ясин. Печать и политическая жизнь в Палестине. Кипр:, 1990.91с.

127. Абу Али Мустафа. Семинары о палестинском кинематографе. Бейрут:, 1978.- 151 с.

128. Абу Ганима Хасан. Палестина глазами кино. Бейрут:, 1981. 280 с.

129. Абу Замиль Абдул-Рахман. Кризис средств информации в арабском мире.: Дахран. -1985. 170 с.

130. Абу Фахр А. Сирийская журналистика: теория и практика.- Дамаск:, 1985.-189с.

131. Абу-Зейд Фарук. Эмигрантская печать. Каир:, 1975.- 235 с.

132. Абу-Зейд Фарук. Система журналистики в арабском мире.- Каир: Мир книг, 1986.-460 с.

133. Абу Сейф Салах. История кино. Багдад:, 1986.- 183 с.

134. Адеб Юсеф. Средства информации и социальное развитие. Роль информации в развивающихся странах:. Дамаск, 1969.-479 с.

135. Азар Зафар генри. Взгляд на современное кино Азии, Африки и арабских стран. Бейрут:, 1987.-566 с.

136. Азми М. К истории палестинской прессы. Бейрут:, 1981. -- 115с.

137. Аккад JT. Введение в теорию телевидения.- Дамаск:, 1989.- 126 с.

138. Ал-Джунди А. Параметры современной арабской литературы.-Бейрут:, 1964.- 110с

139. Али Ахмед Абду Аллах. Положение палестинской прессы на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Триполи:, 1989. 103с.

140. Аль-Аккад Лейла, Ассуд Низар. Социология СМи. Основы изучения информации. Дамаск:, 1985. 86.

141. Аль-Ахуани Ахмед Фуад. Воспитание и ислам.- Каир: Мир книг:, 1968.-236с.

142. Аль-Гуль Омар Хельми. Интифада декабрьская революция: достижения и перспективы. Дамаск:, 1989. - 544 с.

143. Аль-Иса Рима, Абу Ганима Хасан. Другая сторона киноискусства. Бейрут:, 1975.- 124.

144. Аль-Касан Ж. Сирийское кино за 50 лет. Дамаск;, 1978. — 125с.

145. Аль-Масмуди М. Новый информационный порядок. Кувейт:, 1985. 283с.

146. Аль-Манасра Изеддин. Замечания о сионистской кинематографии. Дамаск:, 1989.-110 с.

147. Аль-Нашишиби Н. Моя жизнь в прессе. Амман:, 1983. 140с.

148. Аль-Одат Хусейн. Кино и палестинская проблема. Дамаск:, 1982. 147 с.

149. Аль-Фахд Ясир. Современная арабская пресса и ее перспективы. Дамаск:. 1980.-213с.

150. Аль-Фахед Ясир. Плюсы и минусы арабской прессы. Дамаск:, 1986.- 210 с.

151. Аль-Фахед Ясир. Современная культурологическая журналистика в Аш-шаме.-Дамаск:, 1995.-252с.

152. Ашибани Махммед Атуми. Высшее образование в условиях исламской цивилизации.- Триполи: Ливия:, 1982.-156с.

153. Документальный фильм. Основные понятия и направления. Каир:, 1982.- 120 с.164. .Аль-Худейди Мона. Документальное кино в Египте и арабском мире. Каир:, 1983.-200c.195

154. АльЭксан Жан. Сирийское кино за 50 лет. Дамаск, 1978.-376 с.

155. Айар Фарид. Арабские информационные агентства. Багдад:, 1973.-23 с.

156. Анвар Ас-Сиваи. Пропагандистское планирование. Дамаск,: 1971.-17 с.

157. Зарзур Аднан. Гуманизм палестинской культуры. Дамаск:, 1980.-316с.

158. Ибрагим Абу-Лаэд. Евреизация Палестины. Бейрут, 1972.250с.

159. История развития иорданско-сирийской журналистикики.- Дамаск:, 1978.-212с.

160. Иосиф Идрисс. Незабываемые встречи с Гассаном. «Наша Палестина», 22 июля 1992.

161. Мировая культура. Кувейт:, 1988. 201 с.

162. Монех Аль-Солх. Профессионализм Гассана Канафани. «Наша1. Палестина», 22 июля 1992

163. Общие черты арабской культуры. Сб. статей. Тунис, 1990. 191с.

164. Омран Камиль Мухаммед. Развитие и планирование в арабском мире. Дамаск:, 1984.-288 с.

165. Роу Вильям. Арабская пресса /Перевод с англ, языка Аль-Келяне М. -Амман: Центр Иорданской книги, 1987. 276 с.

166. Русти Джейхан Ахмед. Система средств массовой информации в развивающихся странах. Каир:,-1977.

167. Рудва Ашур. Путь к другой палатке. 1977.

168. Сада Жорж. Возникновение арабской прессы. Бейрут:, 1960. - 526 с.

169. Салех Абу-Изба. Палестина в арабском романе. Бейрут:, 1975.401с.

170. Сомми С. Гассан Канафани и палестинская литература и журналистика. «Арабы и мировое мышление», №1, 1988 .

171. Суйад Мухаммед. Фильмы о гражданской войне в Ливане. Бейрут:, 1986.-200 с.

172. Фарук Вади. Три знака в палестинском романе. Бейрут: 1981-210с.

173. Хаваль К. Моя жизнь и фильмы. //Фильмшпигель. 1975, N12. С.267-284.

174. Хаваль Касем. Три фильма о палестинской проблеме. Бейрут, 1972. 96 с.

175. Хаваль Касем. Палестинское кино. Бейрут:,. 1979.- 130 с.

176. Хаватма Наиф. Пресса на марше. Бейрут:, 1979.- 156 с.

177. Хайкаль Мохаммед Хасанин. Между журналистикой и политикой.- Бейрут:, 1984.-452с.

178. Хиджаб Муххамед Мунир. СМИ и прогресс. Каир:, 1998. 230с.

179. Хуссейн Аль-Аудат. Кино и палестинская проблема. Дамаск:, 199с.

180. Хусейн Бассам. СМИ и общественные отношения. Дамаск:, 1985.- 189 с.

181. Шашиб Самих. Партия арабской независимости в Палестине. Бейрут:, 1981.-148 с.

182. Юсеф Юсеф. Проблемы Палестины в арабском кинематографе. Бейрут:,1980.-350 с.

183. Литература на английском языке

184. Ghanem Shihab М A 20th century poetry from palestint- Sharioh qepartment of culture and unfarmation 2001-75s

185. Journalist: Status, Rights and Responsibilities /K.Nordenstreng and Hiffzi Topuz. Prague, 1989.-182 p.

186. Said E. Orientalism. N.-Y., 1979. - 180 p.

187. The question of Palestine. N.Y.I 979, c. 31.

188. Статьи из журналов и сборников

189. А.Д.Эпштейн, О.А.Зайцева Дважды на периферии дилеммы идентичности арабов- граждан Израиля, М. 2004)

190. А.Д.Эпштейн. Средства массовой информации и политические перемены в Израиле. Ближний Восток и современность. М, 2001, № 12

191. Р.Г.Ланда. Политическая культура и население в исламском мире Ближний Восток и современность, №23. М, 2004, с. 306

192. Бржестовский Д.С. Особенности современной информационной войны между Израилем и Палестиной. Вопросы германской истории сборник научных трудов М.2002, 296с.

193. Ашихмина П. Герои рассказов Рашада абу Шавира. Сборник Воспоминания о прошлых днях. Ташкент, 1986 с.60-65

194. Ашихмина П. Некоторые особенности развития палестинской литературы. Ташкент 1973, с.68 -74

195. Ашихмина П. О палестинской прозе сопротивления бОх годов. Ташкент, 1982, с 78-87• II. Периодические изданияа) на арабском языке:

196. Аш-Шуара, Раммаллах 2000-20042. Аль-Кахира,Каир,19953. Аль-Ахрам, Каир, 1972.4. АльАям, 1990-2000.5. Абир. Иерусалим, 188-1990

197. Алеф-ба.багдад, февраль 1990.№1118

198. Аль-Баядр альАдаби. Иерусалим, 1989-1990.

199. Аль-Баядр ас-Сияси. Иерусалим, 1984-1990.

200. Аль-Беляд. Никосия, 1987-1992. Ю.Аль-Вахда. Париж-Рабат, 1987, №37-38.

201. Аль-Катип, Иерусалим, 1978, № 83, 1987, № 89.12.Аль-Кармель, 1985-1995.

202. Аль-Кодс. Иерусалим, 1970-2000.

203. Аль-Офок. Никосия, 1988, № 182 .

204. Аль-Фаджр. Иерусалим, 1990-1992.• 16. Аль-Хадаф.-Дамаск, 1984-1992.17.Аль-Хуррия. 1984-1992.

205. Ал -Усубу ал Араби. Бейрут, 1972.19.Анба Моску, 1982, 1983.20.Арабский мир, 1998.21.Армандж, 1972, №8.22.Ас-Саура, 1971 -1989.23.Ас-Сафир, 1986.

206. Ассахра. Кувейт, 1985-1988.

207. Асура. Бейрут, 1978, № 1, 1979, № 1-4.

208. Ат-Талия. Иерусалим, 1984-1991.• 27.Ат-Тарин. Бейрут, 1980, №№3-4, 1988,№4.

209. Аш-Щааб. Иерусалим, 1989-1991.

210. Аш-Шира. Бейрут, 1986, №4.30.Саут аль-Ватан. -1990.31.Саут ассаура. 1970-1992.

211. Фалестын ас-Саура. Никосия,1970 1992.33.Фаластын ляна, 1992.34.Фани. Бейрут, 1986-1990.• 35.Фунум. Дамаск, 1984-1989.

212. Хаятак. Бейрут, 1989, № 51.

213. Шуун-Фалестыния. Бейрут, 1972-1982.б) на русском языке:

214. Народы Азии и Африки. 1980-1990.

215. Азия Африка сегодня. 1985-2000.40. ближний восток и современность сборник статей,. 1996-2004 в) на английском языке:• 41. Jerusalem times/1998-2001/ 42. Deule stap / 1972.1. Авторефераты диссертаций

216. Аль- Матни Анис. Советская литература и развитие сирийской прозы 1950-х гг.//Автореф.дисс. уч.ст. канд. Филол. наук. И, 1982.—16с.

217. Аль-Хатиб Набил Абульхаб. Современная палестинская патриотическая печать// Автореф.дисс. уч.ст.канд.филол.наук. Минск,: 1990.—16с.

218. Аль-Хатиб Набиль Абдульухаб. Современная палестинская патриотическая печать //Автореф. дисс. уч. ст. канд. филол. наук. Минск:, 1990. 16

219. Бадр аль дин Аль-Хасан. Печать партии арабского социалистического возрождения в Сирии ( тенденции развития и современное состояние)// Автореф. дисс. уч.ст. канд филол.наук. М, 1982.-21с

220. Аль-Атауна.Салем. Жизненный и творческий палестинского поэта Тауфика Зайада (1929-1994). Автореферат кандидатской дисс.М:2004-28с.

221. Абдулла Иса. Средства художественной выразительности арабской новой поэзии вторая половина 20 в. Автореферат кандидатской дисс. М., 2001, 26 с

222. Дробышевская Н.Н. Художественная публицистика советских писателей в русской периодике 1941-1945гг: Автореферат Кандидатской дисс М:.2003

223. Зильберт Б.А. Системно-функцональное исследование текстов массовой информации и пропаганды -прессы- радиовещания- телевидения , Автореферат кандидатской дисс. 1987

224. Галустов. Ю.Л. : Печать палестинского движения сопротивления и ее место в борьбе палестинского народа за свой национальные права (1965-1980) Автореферат кандидатской дисс. МГУ, 1986

225. Котов А.А. Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах СМИ. Автореферат кандидатской дисс. М, 2003

226. Нух Мустафа Мухаммед. Эволюция героя в романистике Абдас- Салема аль-Уджейли и Ханы Мины//Автореф.дисс.уч.ст.канд.филол.наук.М: 1988.-15с.

227. Омран Джихад Мухаммед. Сирийская социокультурная публицистика 1980-х -1990-х годов (на примере публикаций в журнале "Аль-Марифа"). Дисс. на соискание уч. степени кандидата филологических наук. Воронеж:, 1998.

228. Бадр аль Дин аль-Хасан. Печать партии арабского социалистического возрождения в Сирии ( тенденции развития и современное состояние Автореферат кандидатской дисс.М:. 1982

229. Раменская М. Критика буржуазной концепции "свободного потока" информации: канд. дисс. М:., 1988.

230. Рашед Ахмед. Интифада новый этап в национально-освободительной ® борьбе палестинского народа. Автореферат кандидатской дисс. М.:, 1992.

231. Сафа Махмуд Альван.А.С. Пушкин и Арабский восток// Автореф.дисс.уч. ст. канд. филол. наук.- Воронеж:, 1985.-е 15с

232. Саади Саад Али. Палестинский журнал "Аль-Хадаф" в условиях интифады. 1987-1991 гг. (Основная проблематика материалов, формы и методы редакционной работы) //Автореф. дисс. уч. ст. канд филол. наук. М:., 1992. — 17с.

233. Сенук З.В. Публицистика как фактор развития политической культуры , Автореферат кандидатской дисс., Екатеринбург, 1993

234. Фатен аль- Наджар Творчество современных палестинских поэтов Самихааль- Касима и Махмуда Дарвиша .Автореф.дисс.насоиск.уч.ст. канд. Филол наук. Спб:,1999.

235. Хайсам Бодерхан. Арабский политический роман 70-х 80-х гг. XX в. //автореф.дисс.уч.ст.канд.филол.наук.-М: 1995.-15с

236. Шкляр В. Публицистика и художественная литература: продуктивно Ш творческая интеграция// Автореф. уч.ст. докт.филол .наук-Киев:,1989-38с.

237. Щелкунова Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: Специфика и Функционирование . Автореферат кандидатской дисс. Воронеж: Родная речь,2004.

238. Шматенко A.IO. Газетный текст как источник национально культурной информации. Автореферат кандидатской дисс М.1989

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.