Развитие средств массовой информации Палестины в контексте национальной культуры, 1970-е - 1990-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Кайс Абу Айяш

  • Кайс Абу Айяш
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 167
Кайс Абу Айяш. Развитие средств массовой информации Палестины в контексте национальной культуры, 1970-е - 1990-е гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Воронеж. 2000. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кайс Абу Айяш

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Основные этапы эволюции палестинской печати. Социально-культурные традиции и обстоятельства, сформировавшие палестинские средства массовой информации.

1. Культура Палестины и формирование модели национальной печати.

A) Проблемы развития палестинской культуры и история национальных СМИ. 17 Б) Национальная культура и политика в зеркале палестинских СМИ

B) Культурные традиции и современность.

2. Значение палестинской литературы для сплочения нации в годы вооруженного противостояния.

ГЛАВА II. Документальное кино как часть культурно-информа ционного комплекса и национальных СМИ Палестины.

1. Становление документального кино в годы арабо-израильского конфликта. Его идейно-тематические характеристики. 99 2. Язык документального кино и коммуникативноэстетические аспекты палестинского кинематографа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие средств массовой информации Палестины в контексте национальной культуры, 1970-е - 1990-е гг.»

Актуальность исследования*

Палестина - это родина нескольких народов. На этой земле веками сосуществовали разные племена. Филистимляне, ханаанеи, иудеи, арабы определили этническую структуру этой области в Западной Азии. Естественно, что и культура этого региона очень многообразна. Ее воздействие на палестинские средства массовой информации не вызывает сомнения, как не вызывает сомнения и тот факт, что СМИ на современном этапе являются важнейшей частью любой национальной культуры. Однако существует множество конкретных проблем, порожденных спецификой функционирования СМИ в условиях изменчивого социально - политического и культурного пространства, которые не стали еще предметом отдельного разговора. Важен анализ функционирования СМИ с позиций социокультурного метода исследования, предполагающего комплексное рассмотрение развития масс - медиа в контексте духовно - эстетического развития народов, характеристику процесса «взаимопомощи» культуры и журналистики, а для темы данного исследования актуально изучение развития СМИ в условиях этнических и межнациональных конфликтов. Рассмотрение публицистики как части культуры палестинцев предполагает обращение к истории и текущему моменту одновременно. 1

1 Хиджаб Муххамед Мунир. СМИ и прогресс. Каир, 1998, (на араб, яз. ) .

В русскоязычных источниках проблемы взаимодействия СМИ и литературы, как и проблемы взаимосоотнесенности коммуникационных и культурных факторов в общественной жизни, рассматривались часто, но почти никогда на материале палестинских СМИ. 1 Арабские ученые, рассматривая данную проблему, чаще всего подчеркивают пропагандистскую функцию СМИ и искусства, иногда забывая о значении эстетической функции, о необходимости культурного взаимодействия со всем миром. Комплексных исследований по теме нашей диссертации фактически нет. Этим объясняется актуальность темы исследования.

Многообразие культур приходит сегодня в противоречие с унифицирующей сутью масс-медиа. Научно-технический прогресс определил эволюцию средств массовой коммуникации как на Западе, так и на Востоке. «Вес-тернизация» в последние десятилетия превращает многие арабские газеты и телепередачи в копии европейских или американских. Современные арабские журналисты с тревогой пишут об утрате национального колорита как в жизни, так и в искусстве и СМИ.

Газеты стремятся к единым стандартам, утрачивая при этом свою национальную специфику, что не означает, конечно, их полной стандартизации и унификации. 2 Изучение этих процессов требует обновления исследо

1 Борев В. , Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. — М.: Наука, 1986. 250 с. Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. -- Тбилиси: Ганатлеба, 1989. 672 с. Ганиханова Е. Махмуд Дервиш //Писатели Азии и Африки за мир и социальный прогресс -- Ташкент: Фанг 1990. Ерасов Б. Культурное развитие стран третьего мира и проблема традиции //Модели культуры. Смоленск, 1993.

2 Омран Джихад Мухаммед. Сирийская публицистика 1990-х гг. как часть национальной культуры //Акценты. Альманах.- Воронеж, 1991.-С. 68-76. вательских методик. Известно значение интеграционного междисциплинарного подхода к СМИ. Изучение палестинских СМИ с точки зрения их социокультурного функционирования является актуальным по целому ряду причин. Во-первых, изучение взаимодействия СМИ и искусства, в первую очередь литературы и кино, важно сегодня - в период перехода журналистики Палестины от политической «конфронтационной» пропаганды к отражению текущей жизни, приобретающей мирные черты. Во-вторых, рассматривая комплексно национальную печать в ее взаимодействии с другими видами массовой коммуникации, нельзя не видеть, что газета порой утрачивает свою роль основного канала передачи информации.1 Общественное мнение формирует сегодня не только печать, хотя телевидение в нашей стране лишь начинает формироваться как система информирования и развлечения зрителей. Как и десять лет назад, когда палестинцы с оружием в руках боролись за право на существование, в условиях мирного урегулирования огромнейшую роль играет кино, особенно - документальное. Это заставляет еще раз обратиться к теме «документальное кино в системе СМИ».2

Сразу же надо напомнить несколько фактов, подтверждающих актуальность выбранной темы. Палестинское Движение Сопротивления (НДС) с первых дней своего существования уделяло огромное внимание агитационным возможностям искусства и литературы. После израильской агрессии

1 См.об этом: Революционно-демократическая журналистика освободившихся стран: сб.науч. тр. Под ред. Я.Н.Засурского М. : Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987.

2 См.: Культурное достояние палестинского народа. М. ,1985.Алани Сайд Махмуд Документальное кино в системе СМИ Палестины, дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук.Воронеж, 1992; Хуссейн Аль-Аудат. Кино и палестинская проблема, Дамаск, 1988. (на араб. яз.).

1967 года сотни деятелей культуры Палестины предложили свои услуги ПДС и другим близким организациям. Например, активно сотрудничали с Народным фронтом Освобождения Палестины (НФОП), возглавляемым Жоржем Хабашем, палестинские кинематографисты. Художественный комитет Народного Фронта Освобождения Палестины был основан в 1970 году вслед за организацией движения Народного Фронта. Вначале он занимался театральной деятельностью, впоследствии внутри этого комитета было решено создать кинообъединение, принадлежащее Центральному информационному комитету Народного Фронта. Внутри комитета выделились следующие отделы: кино, театра, фотографии, изобразительного искусства и фольклора. Затем эти отделы были преобразованы в независимые отделения. Все они компенсировали отсутствие телевидения и недостаток газет. Кино смотрели тысячи арабов - грамотных и неграмотных. Оно было важнейшим новостным каналом. Фактом является и то, что без самоотверженной поддержки арабских деятелей культуры у палестинцев не было бы такого мощного чувства национальной солидарности. Не было бы и таких популярных лидеров, как Арафат или Хабаш.

Цель работы - проанализировать особенности функционирования палестинских СМИ в условиях перехода от вооруженного противостояния Израилю к ситуации мирного сосуществования двух народов в одном регионе, рассмотреть деятельность палестинских публицистов в аспекте взаимодействия СМИ и арабской культуры. В задачи работы входит обобщение уже известных сведений о национальной специфике палестинских масс-медиа с учетом возрастающей роли культуры в социальных отношениях. Следует также показать культурный фон функционирования национальных СМИ на современном этапе, уделив особое внимание проблемам взаимодействия печати и документального кино, печати и литературы и т.п. Одной из задач данной работы был анализ проблем взаимосвязи СМИ и культуры в Палестине в период урегулирования арабо-израильского конфликта, при этом предполагалось рассмотрение всей совокупности средств массовой коммуникации в контексте социокультурных перемен 1970-х -1990-х годов, а также выявление факторов и причин поворота от публицистики ненависти к публицистике «осторожного диалога».

Объектом исследования стали публикации в ведущих газетах и журналах Палестины 1970 - 1990 -х годов, а также документальные фильмы, в которых прямо или косвенно освещались значительные социокультурные вопросы, особенно вопросы взаимодействия СМИ и политики. Предмет исследования - факты и проблемы взаимодействия национальной культуры и палестинских СМИ, а также - особенности арабского менталитета, проявившиеся в писательской публицистике и кинодокументалистике последних десятилетий. Особо говорится о роли кино как мощного пропагандистского оружия.

Эмпирической базой работы послужили статьи и художественные произведения крупнейших палестинских писателей, критиков и кинематографистов (М.Дарвиша, Г.Канафани, Э.Хабиби, Х.Касема, X. Джаухурии, М. Абу Али, Фейсала Дарража и других). Особо следует упомянуть о работах палестинского культуролога Хумаиса аль Хайати, который первым проанализировал процесс взаимодействия палестинского кинематографа и национальных средств массовой информации.

Писатели и журналисты, работавшие и работающие в таких изданиях, как "Аш-Шааб" ("Народ"), "Аль-Кодс" ("Иерусалим"), "Аль-Хадаф" ("Цель"), "Аль-Кармель" ("Гора"), "Аль-Биляд" ("Страна") и др., внесли большой вклад в сплочение арабских сил в годы открытого столкновения. Об этом вкладе неоднократно писали арабские историки и теоретики СМИ - в частности Хусейн Бас-сам в книге "СМИ и общественные отношения" (Дамаск, 1987) и Аль-Гуль Омар Хейми в книге "Интифада — октябрьская революция" (Дамаск, 1989). 1 Все названные авторы поддерживали курс руководства ООП, часто разделяли социалистические взгляды. Сегодня идеалы социализма не являются важными, но идеал независимого государства не ушел в прошлое. 1990-е годы не стали таким резким поворотным периодом у нас, как это случилось в России. В связи с этим необходимо сохранить историю СМИ без той переоценки, которая имеет место в случае с публицистикой России.

Особенно актуальной и малоисследованной представляется задача выявления роли деятелей культуры в самоопределении нации в период мирных переговоров 1980-х - 1990-х гг. Заместитель министра обороны Израиля генерал М. Снэ сказал недавно: «Взаимоприемлемый исход переговоров с палестинцами самым коренным образом изменит обстановку в районе. Не только позиции палестинцев укрепятся, но и наши позиции. Возникнет новая стратегическая ситуация, чрезвычайно важная для дальнейшего развития событий в нашей части мира». 2 Роль искусства в процессе мобилизации всех

1 См. также: Аль-Фахд Ясир, Современная арабская пресса и ее перспективы. Дамаск. 1980.- С. 20-21. (на араб, языке); Махмуд Не-хад. Зарождение и становление периодической печати Палестины (1876-1948 гг.). Ростов-на-Дону, 1996; Культурное достояние палестинского народа (сост. Шахр аль-Шариф), М. , 1985.

2 Известия. 28 марта 2000. - С. 7. сил в период войны уже достаточно известна. Об этом писали многие русские, европейские и арабские исследователи. 1 О роли деятелей культуры в годы мирных переговоров, как и о значении масс - медиа для успеха самих переговоров последних лет, сказано еще недостаточно.

При написании диссертации использовались документальные данные, содержащиеся в трудах преподавателей российских университетов, а также Л иные источники. В первую очередь следует назвать упомянутые выше диссертации Махмуда Нехада и Омрана Джихада Ферраса, а также диссертации Хамдана Субхи Мустафы ("Гассан Канафани — выдающийся публицист Арабского Востока". Минск, 1994), Набиля Аль-Хатиба ("Современная палестинская патриотическая печать". Минск, 1990) и другие. Использованны и самые последние исследования, например, автореферат Фатена аль - Наджа-ра «Творчество современных палестинских поэтов Самиха аль-Касима и и Махмуда Дарвиша», 3 Следует отметить, что роль литературы в урегулирова

1 См.: Новейшая история арабских стран Азии. М. , 1988. - С. 237-242. Бакер Неман Абдалла, Газета "Ан-Нида" и проблема урегулирования ближневосточного кризиса //Автореф. дисс. уч. ст. канд. филол. наук. - М, , 1994.- 15 с. Бадр аль дин Аль-Хасан. Печать партии арабского социалистического Возрождения в Сирии (тенденции развития и современное состояние) //Автореф. дисс. уч. ст. канд филол. наук. М. г 1982.- 21 с. Омран Джихад Мухаммед. Сирийская социокультурная публицистика 1980-х — 1990-х годов (на примере публикаций в журнале "Аль-Марифа"). Дисс. на соискание уч. степени кандидата филологических наук. Воронеж, 1998.

2 Магомбе П. Литературная журналистика Уганды: развитие и особенности функционирования. Автореф. дисс. . уч. ст. канд филол. наук. Л., 1990.

3 Фатен аль-Наджар Творчество современных палестинских поэтов Самиха аль-Касима и и Махмуда Дарвиша.Автореф. дисс. на соиск. уч. ст канд. филол наук. СПб, 1999. нии межнационального конфликта в этой работе оценивается с тех же позиций, что и в диссертациях большинства палестинских исследователей, к которым необходимо присоединиться.

Теоретической и методологической базой исследования стали труды видных культурологов и теоретиков СМИ. Прежде всего следует назвать имена Г.Грюнебаума, Г.Вачнадзе, В.Борева, С.Дробашенко, Б.Ерасова, Я.Засурского, Е. Корнилова. Г.Антюхина, выдающихся арабских теоретиков Мустафы аль-Масмуди, Хуссейна аль-Одата, Ясира аль-Фахда, Адеба Юсефа, Фаруха Абу-Зейда и других. Разобраться в идейных течениях арабской мысли и публицистических спорах помогают работы А.В.Малашенко ("В поисках альтернативы. Арабские концепции путей развития" - М., 1991), Г.Э. фон Грюнебаума («Основные черты арабо-мусульманской культуры» - М.,1981), Аль - Кутба Сайда ({(Ислам и социальная справедливость» - Бейрут, 1975, на араб, яз.) и другие.

Публикации в газетах и журналах Палестины последних лет убеждают в том, что процесс переориентации общественного сознания проходил очень тяжело. Наступил раскол в умах не только политических лидеров и интеллигенции, но и простых людей. Когда Ясир Арафат заговорил о создании государства (13 ноября 1988 г. он произнес историческую фразу: «Именем Бога и арабского палестинского народа провозглашаем государство Палестину на палестинской земле»), многие люди не верили в реальность этого плана. Политика Арафата-дипломата подвергалась резкой критике и слева и справа. Особенно жестоким было сопротивление израильских политиков (находящихся под влиянием масс израильтян-переселенцев, над которыми нависла угроза возврата земель), но и в рядах Организации Освобождения Палестины не было единого взгляда на пути построения национального государства.

Резко критиковал Арафата, подписавшего 13 сентября 1993г. договор с Иц-хаком Рабином, бывший сирийский президент Хафез Асад.

Не секрет, что переговоры между Израилем и палестинцами проходили и проходят крайне сложно. Летом 2000 года состоялся еще один раунд переговоров в Кэмп - Дэвиде, показавший глубину противоречий. Характерно. что миротворцем выступают США, а не Россия. Сравнительно недавно немецкий ученый Герхард Концельман утверждает, что в начале 90-х гг. Россия потеряла свой статус надежного партнера арабов на мирных переговорах. «Партнерство с Москвой окончательно прекратилось»— считает Г.Концельман. 1 Думается, что ученый преувеличивает конфликт между арабами и Россией в эти годы. Тысячи студентов-арабов, которые обучались в СССР и в России, знают, что Москва всегда сочувствовала больше жертвам сионистской агрессии и помогала многим беженцам.

Новизна исследования заключается в том, что впервые для изучения был взят значительный по объему целостный поток политической и „социокультурной" информации, причем эта информация рассматривается как составная часть быстро меняющегося культурного ландшафта. Исследуя социокультурные процессы в Палестине 1970-х - 1990-х годов, автор диссертационной работы сосредоточил внимание на трех моментах: а) взаимосвязи писательского публицистического творчества и политической пропаганды, б) роли документального кинематографа в условиях практического отсутствия национального телевидения, в) эволюции взглядов арабских журналистов, живущих в условиях войны и мира.

1 Концельман Г. Ясир Арафат. От террориста к человеку мира. Ростов-н-Дон, 1997. - С. 460; См. также: Hart A. Arafat. А political biography. Bloomington, 1989. - 453р.

Новизна работы заключается и в том, что впервые поставлен вопрос о влиянии палестинской религиозно-литературной традиции на современную журналистику, рассматривается соотношение слова и изображения в документальных фильмах, посвященных национальной борьбе палестинцев, дается обзор современной палестинской культурной жизни в связи с возрастанием роли СМИ в социальной жизни.

Публицисты Палестины всегда подчеркивали свою связь с традиционной арабской культурой и литературой. Характерно, что ведущие публицисты становились известными писателями, авторами злободневных рассказов и романов. В 1990-е гг. работа политическая особенно активно подкреплялась работой культурной, так как было необходимо сохранить и развить культуру "рассеянного" по большой территории народа, для которого ассимиляция стала реальностью. В этих условиях арабский язык стал средством культурного выживания. Сочетание арабского литературного языка и диалектов становится важным признаком в произведениях писателей Палестины. Аналогичная ситуация складывается и в кино, в театре. В редакционных коллегиях журналов работали и работают видные писатели и журналисты, внесшие огромный вклад в развитие национальной публицистики.1

На защиту выносятся следующие положения:

1. Палестинская журналистика, будучи частью арабских масс-медиа и культуры в целом, формировалась и эволюционировала в 1960-е -1990-е гг. преимущественно как агитационно-политическая, не отвергающая однако многовековые эстетические традиции.

1 Саади Саад Али. Палестинский журнал "Аль-Хадаф" в условиях Интифады, автореф. дисс. М. , 1992. -- С. 16.

2. В реализации идеи воссоединения народа, рассеянного по странам Ближнего Востока, историческую роль сыграло документальное кино - важнейшая часть национальных СМИ.

3. Писательская публицистика, представленная именами Г. Канафани, М. Бсису, М. Дарвиша, С. Барраката, С. Калифи, С. Касема и др., стала выразителем и воплощением национальной идеи, сплотившей "рассеянный народ ". Кинодокументалистика, как и писательская публицистика, отразила мучительные процессы поиска своего места и переосмысления культурных традиций. Творчество X. Джаухар-рийя, М. Абу-Али, А. Мдената ,К. Аз-Зубейди и др. сделало палестинскую идею известной не только в арабском мире.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена остротой социально - политических процессов, протекающих на арабском Ближнем Востоке, она обусловлена и интересом ученых к самобытному движению наций к свободному и счастливому сосуществованию, которое может быть обеспечено лишь с учетом жизненных интересов других народов. Без понимания этой истины этнические конфликты будут и впредь сотрясать планету. Рассмотрение этого вопроса имеет серьезное теоретическое и практическое значение.

Социокультурные аспекты функционирования СМИ подразумевают взаимодействие журналистов и читателей (зрителей). Учет особенностей арабской аудитории в свою очередь подразумевает анализ культурных интересов прежде всего образованных палестинцев. Именно уровень знаний и духовных потребностей грамотных людей и художественной интеллигенции в первую очередь позволяет, на наш взгляд, правильно оценить историю и современное состояние палестинских СМИ.

Значимость работы объясняется и острой нуждой в кадрах, которую сегодня все еще испытывают национальные СМИ Палестины. Материалы, собранные в диссертации, позволяют более полно осветить принципиальные вопросы взаимодействия духовной культуры и масс-медиа в современном мире, а это в свою очередь дает исследователям арабского Востока и палестинских СМИ путеводную нить в поисках конкретных ответов на конкретные вопросы. Сравнивая художественные произведения и публицистику палестинских писателей, публицистику в газете и в кино, легко заметить единство идеологических принципов в работе очень многих авторов, сплоченных общим делом. Их опыт, освещенный в данной диссертации, вошел в историю. Его надо распространять. Все это будет полезно для преподавателей и студентов, специализирующихся в области арабских СМИ, для журналистов, работающих в палестинской прессе.

Кроме глобальных вопросов национального развития палестинцев, о которых иногда забывают в горячих спорах о деталях, в работе были рассмотрены и конкретные вопросы функционирования палестинских СМИ 1980-х - 1990-х годов в контексте эволюции национальной культуры, которые являются принципиальными и значимыми в условиях создания независимого палестинского государства.

Апробация работы. Результаты исследования рассматривались на заседаниях кафедры истории журналистики ВГУ, на ежегодных научных конференциях в Воронежском университете, также они отражены в трех статьях и тезисах.

Структура работы определялась ее задачами и необходимостью распределить материал по двум (условным) направлениям - печать и документальное кино. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе речь идет о соотношении культуры и СМИ (на материале печати), о воздействии культуры и СМИ на общественное сознание в период противостояния двух наций и во время переговоров, а во второй - о взаимодействии документального кино и других видов СМИ и особенностях данного вида массовых коммуникаций. В заключении сделаны выводы о роли культуры и искусства в становлении независимых СМИ моей родины, о значении палестинской журналистики в годы установления добрососедских отношений между Израилем и Палестиной. Нами подчеркнута роль документального кино как особого вида массовых коммуникаций, основанного на хронике реальных событий, что было особенно важно в 1970-е—1980-е годы, когда информация о событиях в ближневосточном регионе была очень противоречива.

В «Списке литературы» указаны только наиболее значительные работы по теме исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Кайс Абу Айяш

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение средств массовой коммуникации Палестины в широком социокультурном контексте убедило нас в актуальности обобщающего подхода к арабской журналистике последних десятилетий. Обзор тенденций в развитии национальной культуры Палестины убеждает в неразрывной связи политических и собственно культурных процессов. Палестинские СМИ в последние десятилетия развивались в строгой зависимости от политической ситуации на Ближнем Востоке и в мире в целом. Влияние культурной традиции на СМИ стало более заметным лишь в последние два десятилетия. До этого фактически единственной явной и постоянной темой всей национальной культуры и масс-медиа был арабо-израильский конфликт, о котором шла речь выше.

Многолетняя война сделала конфликт одним из самых жестоких в мировой истории, что не могло не повлиять на развитие СМИ. Палестинские журналисты всегда были политически ангажированными. Исследователи арабской печати также давно отметили пропагандистский характер палестинской публицистики . Сегодня, когда конфликт еще не разрешен, важной задачей работников СМИ является поиск справедливого решения вопроса о земле и мире. Автономия не дала еще государственной целостности Палестины, а переговоры идут с большим трудом. Об этом, в частности, свидетельствовала атмосфера определенной секретности на встрече в Осло в начале ноября 1999 г.

Непосредственные переговоры между Израилем и арабскими странами позволили избежать большого кровопролития, хотя и не обеспечили выполнения известных резолюций ООН. Выявляется явная поляризация мнений в ходе дискуссий и консультаций по Ближнему Востоку. Особенно полярные мнения высказывают израильские и арабские газеты, защищающие либо право евреев на "землю обетованную", либо право арабов на создание государства в Палестине. Думается, что компромисс возможен, но журналисты обязаны сделать язык диалога общим. Чтение палестинских газет и журналов 1990-х годов убеждает в укреплении данной тенденции.

Необходимо вновь и вновь анализировать истоки и эволюцию идеологической конфронтации в газетах, с тем, чтобы уяснить возможности СМИ не только в психологической воине, но и в ускорении мирного культурного диалога. Живучесть клише идеологической войны позволяет дать рекомендации работникам СМИ по вопросам переговорного процесса, которые могут помочь найти «общий язык» и способствовать снижению идейного противостояния в СМИ. Эта сторона журналистики особо актуальна в эпоху отказа от конфронтации, то есть в наше время, когда новый международный информационный порядок, пережив кризис, может дать новый импульс сотрудничеству и разрядке напряженности.

Надо отметить, что роль СМИ в решении одного из самых сложных конфликтов XX в. трудно переоценить. Десятилетиями СМИ создавали "образ врага", 1 а сегодня задача публицистов — мирить людей, а не сталкивать их. Большинство палестинских журналистов выступает за мир с Израилем, но какой ценой? Об этом шел спор в наших газетах и журналах 1990-х годов.

Мы выделили четыре основных этапа в истории печатных палестинских СМИ. Последний этап завершается на наших глазах. Как только будет провозглашено Палестинское Государство, начнется следующий этап в истории на

J Галустов Ю. Террор за фасадом "свободы" //Демократический журналист. 1986, N6. - С. 10-14; См.: Ибрагимов А.Х. Средства массовой информации рабских стран. //Вестник МГУ, сер. "Журналистика". М., 1987, N1.- С. 49-62. циональной культуры и национальных СМИ. Было подчеркнуто, что ведущие издания Палестины («Фалестын ас-Саура», «Аль-Кодс», «Аль-Аям», «Аль-Офок», «Аль-Кармель», «Аль-Хадаф» и другие) сыграли огромную роль в укреплении национального самосознания и культурной самоидентификации нации.

Типологически история развития палестинских СМИ совпадает с эволюцией прессы любой развивающейся страны. Но есть одна особенность, которая выделяет прессу этого региона на фоне аналогичных изданий Азии, Африки, Латинской Америки. Формируясь в районе одной из древнейших культур мировой цивилизации, арабская (в том числе - и палестинская) пресса опиралась и опирается на глубинные традиции - религиозные, этнические, эстетические, этические, предопределенные характером развития арабской национальной культуры в целом, ядром которой и сегодня остается исламская традиция. СМИ Палестины тесно связаны с культурным наследством прошлого. Это обстоятельство дополняется тем, что современные средства массовой информации Палестины, кровно заинтересованные в создании независимого национального государства, черпают в прошлом качества, столь необходимые сегодня. Борьба за укрепление национального достоинства невозможна без широкого привлечения творческой интеллигенции к работе в СМИ. Роль художника, творца в современном палестинском обществе возрастает многократно: в условиях разъединенности народа (палестинцы проживают сегодня в Ливии, Иордании, Израиле, Сирии и других странах региона) функцию нравственно-духовного объединителя нации берет на себя не столько человек с ружьем, сколько мастер, вооруженный кино- и видеокамерой, микрофоном, блокнотом, портативным компьютером. Обращение к национальным традициям - одна из ведущих тем современных палестинских СМИ. Связь этих традиций с актуальными задачами дня пронизывает большинство текстов дня пронизывает большинство текстов газет и журналов, а также кинопублицистики. Следует подчеркнуть, что социокультурный подход не является сугубо конъюнктурным - он выполняет важнейшую просветительскую функцию, напоминая целому народу о ресурсах, которые следует использовать для того, чтобы не исчезнуть с лица Земли. И одновременно этот подход служит напоминанием Западу, мировому сообществу о необходимости бережного отношения к культуре самых различных наций и народностей в целом.

Народ, лишенный временно собственного государства, не перестает быть национально дееспособным. За его плечами - огромный исторический опыт, опирающийся на культурные традиции. Разговор об этих традициях ведут со страниц палестинских СМИ писатели, актеры, музыканты, живописцы. Писательская публицистика играет здесь ведущую роль.

Уровень палестинских СМИ достаточно высок, чтобы активно участвовать в переговорном процессе и в развитии культуры. Просветительская функция газетно-журнальной публицистики выражалась в 1990-е годы в пропаганде идей всеобщей грамотности и высшего образования, о чем писали недавно Фейсал аль-Хусейни, Э. Сайд и другие аналитики.1

Культурно-информационная политика ООП во многом базировалась на агитационных возможностях документального кино. Учитывая факт слабости или полного отсутствия телевидения в секторе Газа и на Западном Берегу, можно говорить о «заместительной» функции данного вида искусства, ставшего частью национальных СМИ.

Хотя документальное кино не сводится к публицистике, однако надо признать, что многие функции этого вида искусства и части СМИ обусловлены его агитационно-внушающими и убеждающими возможностями. Если сравни

1 WWW. Arabcvlture. About.com. вать документальное кино с телевидением, то здесь мы видим много общего: экранное изображение, зависимость от научно-технических открытий, синтез жанров и форм, связь с искусством (театр, литература, музыка и т.д.), возможность воздействовать на неграмотного потребителя информации и т.д. Однако есть и существенные различия. Кино призвано воздействовать на большую группу людей, сидящих в зале. Это не мелочь, если учесть психологические особенности восприятия. Телевизор тоже сплачивает массы, выступая в роли интегратора и распространителя современной информации и мифологии, но кино способно сделать группу случайных зрителей коллективом, порождая дополнительные реакции в зале, увеличивающие внушающий эффект.

Арабская культура вносит свой вклад в идейное воспитание человека, живущего в условиях общественно- экономического подъема, в условиях быстрого распространения знаний, роста духовных связей, культурного взаимодействия между различными странами. Палестинская культура тесно связана с историей, сохранение традиций предков является главной задачей сегодня. При этом необходимо воспитывать уважение к культуре других народов, развивать контакты, опираясь на решения ассамблеи ЮНЕСКО.

Анализ статей в газетах и журналах показал, что восточная культура, основанная на мусульманских ценностях, может сотрудничать с западной культурой, не преклоняясь перед ней. Восток и в XX веке отстаивал свой идеал в полемике с "модернизацией". 1 Как и коллеги в России, журналисты в Палестине стремятся укреплять диалог культур. То, что в русских университетах много палестинцев, свидетельствует о продолжении многолетней дружбы между нашими народами.

1 Зарзур Аднан. Гуманизм палестинской культуры. Дамаск, 1980. ( на араб, яз.)

В западной печати время от времени появляются материалы, авторы которых заявляют о том, что Россия и арабские страны "отдаляются друг от друга", что у СССР, в состав которого входил ряд среднеазиатских союзных республик, было больше "точек соприкосновения" с арабским миром. Факты, однако, показывают, что это и так, и не так. О повышении роли России на Востоке свидетельствует, например, увеличение числа дипломатических встреч и визитов. Во встрече, которая состоялась в египетской столице в конце 1999 года, приняли участие видные политические и общественные деятели Российской Федерации и арабских государств - Алжира, Египта, Бахрейна, Иордании, Ирака, Йемена, Катара, Кувейта, Ливана, Марокко, ОАЭ, Омана, Палестинской национальной автономии. Саудовской Аравии, Сирии, Судана, Туниса, а также дипломаты, ученые, деятели культуры, журналисты, представители различных религиозных конфессий.

Знаковыми событиями в укреплении связей россиян и арабов, стали визиты в Москву в 1997 - 1999 годах президента АРЕ X. Мубарака, главы Палестинской автономии Я. Арафата, президента Сирии X. Асада. Ускорение научно-технического прогресса способствовало расширению культурных связей, обмену информацией. Сегодня многие палестинцы говорят по-русски. Они посещают те культурные места в Израиле, где можно встретить выходцев из России.

Больших успехов достигли палестинцы в сфере образования. Это одна из причин, которая объясняет быстрый рост числа читателей в Палестине. Чтение газет и журналов становится в последние годы не только формой отдыха, но и формой самообразования всех слоев населения. Можно утверждать, что СМИ объединяли палестинцев в самые трудные годы. Периодическая печать стала одним из главных носителей духовных ценностей уже потому, что она была главным носителем информации о стране, которой официально не существовало. Не издавались книги, но писатели сотрудничали в газетах и журналах. Не было своих кинотеатров, но кинорежиссеры и операторы приезжали в лагеря беженцев и на белой скатерти демонстрировали свои фильмы. Не было ТВ, но работали радиостанции, театральные передвижные труппы, фольклорные ансамбли. Интеллектуальным центром этой культурно- информационной деятельности были газеты и журналы. В 1980-е и 1990-е годы журналисты Палестины старались не спорить о лучших путях развития, а учиться у западных специалистов издавать свои газеты и журналы. Философские споры "о своем пути" стали темой научных дискуссий, темой статей в "толстых" журналах. В разных арабских столицах палестинцы создавали свои периодические издания, на деле доказывая силу арабского национализма., который стал в этот период важнейшей духовной ценностью, стал синонимом таких понятий, как "родина", и "свобода", и "жизнь".

Об успехах палестинской журналистики свидетельствует тот факт, что в апреле 2000 года палестинскому журналисту Дауду Куттабу было присвоено звание героя прессы Международным институтом Прессы, действующим под эгидой ООН. В числе других 50 героев Дауд Куттаб, директор института современных СМИ в университете Аль-Кодс, получил 3 мая 2000г. награду из рук генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Характерно, что вместе с палестинским журналистом награду получил репортер ежедневной израильской газеты, выходящей на территории Палестины, «Хаарец».

Особую положительную роль в сближении когда-то враждующих народов играет гуманистическая публицистика писателей Палестины, рисующая образ палестинца-изгнанника., страдающего человека, отца голодных детей. А не террориста, как его изображали совсем недавно. Смысл писательской публицистики еще и в том, что она помогает тем палестинцам, которые по воле случая оказались в других странах. Беженцы и эмигранты читают газеты и журналы не только ради новостей. Их культурные интересы обусловлены не только социальными, но и этническими и даже биологическими факторами. Принадлежность к арабской умме еще не дает чувства полного национального родства или полного психологического комфорта. Мало быть арабом. Надо еще быть палестинцем или иорданцем, сирийцем или йеменцем, не говоря уже о религиозных различиях.

Последние годы дали палестинской журналистике новый импульс к распространению идеалов мировой культуры. В газетах активно сотрудничал палестинец, живущий на Западе, доктор Эдвард Сайд. Весной 2000 года он опубликовал в газетах «Аль-Аям», «Аль-Кодс», «Ан-Нахр» и других ряд статей о перспективах изучения арабской культуры на Западе. Он справедливо утверждал, что нет хороших переводов на английский язык таких известных авторов, как Махмуд Дарвиш, Адонис, Taxa Хуссейн, Наджиб Макфуз. Палестинцы тоже плохо знают западную литературу.

Э. Сайд отметил, что культурный диалог Запада и Востока сейчас осуществляется с помощью кино и журнальных материалов. По мнению видного культуролога, увеличение числа арабов в США и Европе будет способствовать «.расширению опыта арабских художников».1

Развитие палестинских СМИ в контексте противоречивого становления самостоятельного государства является важнейшей социокультурной проблемой: в условиях затянувшейся «автономии» культура является одной из основных составляющих национальной идеи. Арабский язык, мусульманские ценности составляют фундамент объединительной работы палестинского руково

1 См.: WWW. amin. Org./pages/pgen.htm дсгва во главе с Ясиром Арафатом. Образ Ясира Арафата также становится в последние годы символом национального единения.

Завершая исследование, хочется выразить уверенность, что палестинцы обретут свое государство, и СМИ будут еще активнее участвовать в решении культурных и хозяйственных задач.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кайс Абу Айяш, 2000 год

1. Периодические изданияа) на арабском языке:1. Ан-Нахр. 1995-1999.

2. Аль Баядер ас-Сияси. 1984-1990.3. Аль-Аям. 1990-2000.4. Аль-Кармель. 1985-1995.5. Аль-Кодс. 1970 2000.6. Аль-Хадаф.-1970- 1989.7. Аль-Хуррия. 1989.8. Ан-Нида, 1983-1993.9. Ас-Саура.- 1971.-198910. Сауг аль-Ватан. 1990.

3. Фалестын ас-Саура. 1970-1992б) на русском языке:

4. Азия и Африка сегодня. 1985-2000.

5. Демократический журналист. 1976—1988.14. Известия. 1970-2000.

6. Народы Азии и Африки. 1980-1990.16. Эхо планеты. 1980-1995.в) на английском языке

7. Jerusalem Times. 1997-2000.

8. Palestinian Times. 1992-2000.1. П. Научная литература.а) на русском языке:

9. Аганина Л.А., Челышев Е.П. К проблеме типологических схождений в литературах развивающихся стран Востока //Современные литературы стран Азии и Африки. М., 1988, С.9-21.

10. Алани Сайд Махмуд. Документальное кино в системе СМИ Палестины //Автореф. дисс. . уч. ст. канд. филол. наук. М., 1992. — 15 с.

11. Аль-Матни Анис. Советская литература и развитие сирийской прозы 1950-х гг. // Автореф. дисс. . уч. ст. канд. филол. наук. М., 1982. ~ 16 с.

12. Аль-Хайати Хумаис. Палестинское кино зеркало революции/ЛСультурное достояние палестинского народа. М., 1985. - С. 172-190.

13. Аль-Хатиб Набиль Абдульухаб. Современная палестинская патриотическая печать //Автореф. дисс. . уч. ст. канд. филол. наук. Минск, 1990. ~ 16 с.

14. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития.- М., 1990. 382с.

15. Бадр аль дин Аль-Хасан. Печать партии арабского социалистического Возрождения в Сирии (тенденции развития и современное состояние) //Автореф. дисс. уч. ст. канд филол. наук. М,, 1982. 21 с.

16. Бакер Неман Абдалла. Газета "Ан-Нида" и проблема урегулирования ближневосточного кризиса // Автореф. дисс. . уч. ст. канд. филол. наук.- М., 1994. 15 с.

17. Бахшалиева Г. Абд ас-Салам аль-Уджейли. Очерк жизни и творчества.- Баку: Элм, 1989. 105 с.

18. Бердников А. Сердюк Е. Современное искусство арабского народа Палестины. М. 1986. -- С. 198,

19. Бобров В. На перекрестке цивилизаций. М, 1975. — 223 с.

20. Бовин А. Начало восьмидесятых. М., 1984.- С. 13.

21. Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация,- М.: Наука, 1986.-250 с.

22. Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. ~ Тбилиси: Ганатлеба, 1989 — 672с.

23. Галустов Ю. Террор за фасадом "свободы" //Демократический журналист. 1986, N6.- С. 10-14.

24. Ганиханова Е. Махмуд Дервиш // Писатели Азии и Африки за мир и социальный прогресс.- Ташкент: Фан, 1990. — С.206-217.

25. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. Статьи разных лет.- М.: Наука, 1981.- 318 с.

26. Документальный экран в борьбе. М., 1984. - 211с.

27. Долинина А. Очерки истории арабской литературы Нового Времени. Египет и Сирия. Просветительский роман. 1870 1914 гг. М.: Наука, 1973,- 272 с.

28. Долинина А. Очерки истории арабской литературы Нового Времени. Египет и Сирия. Публицистика. 1870 1914 гг. М.: Наука, 1969.- 144 с.

29. Дробашенко С. Феномен достоверности. -М„1972. —.112с.

30. Ерасов Б. Культурное развитие стран третьего мира и проблема традиции //Модели культуры. Смоленск, 1993. — С.111-117.

31. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982.- 286 с.

32. Журналистика. История и современность,- М.: УДН, 1993.- 187 с.

33. Зарубежная печать. Справочник.- М.: Изд-во политической лит-ры, 1986.

34. Ибрагимов А. Коммунистическая и революционно-демократическая печать освободившихся стран Азии и Африки (становление и основные этапы развития).- М.: МГУ, 1988.- 217 с.

35. Ибрагимов А.Х. Средства массовой информации рабских стран. //Вестник МГУ, сер. "Журналистика". М„ 1987, N1,- С. 49-62.

36. Имангулиева А.Н. "Ассоциация пера" и Михаил Нуайме.- М.: Наука, 1975.147 с.

37. Исламский фактор в международных отношениях в Азии. М., 1987. 218с.

38. Караганов А. Киноискусство в борьбе идей. М., 1979. 244с.

39. Катунин А. Начало биографии. Заметки о палестинской кинодокументалистике// Документальный экран в борьбе. -- С.27-39.

40. Катунин А. Сражающийся кинематограф. Заметки о палестинской документалистике//Искусство кино. 1979,№11.-С. 151-161.

41. Кинематография развивающихся стран Азии и Африки, М., 1986. -- 358с.

42. Концельман Г. Ясир Арафат. От террориста к человеку мира. Ростов-н-Дон, 1997. 315 с.

43. Крачковский И.Ю. Из арабской печати Египта // Мир ислама.- М., 1912.-С.492-509.

44. Кривенко Б. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект. Издательство Воронежского университетата, 1993.

45. Культура и политика в странах Азии и Африки. М., 1986. 225с.

46. Культурное достояние палестинского народа (сост. Шахр аль-Шариф). М., 1985.-- 246 с.

47. Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М., 1987.-413с.

48. Литература и публицистика. Проблемы взаимодействия / Тр. по русской и славянской филологии. Тарту: ТГУ, 1986.- Вып.88.- С. 150-161.

49. Литман А., Челышев Е. Проблемы культуры и классического наследия народов развивающихся стран//Народы Азии и Африки. 1976,- N 6. — С. 17-19.

50. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.

51. Магомбе П. Литературная журналистика Уганды: развитие и особенности функционирования. Автореф. дисс. . уч. ст. канд филол. наук. Л., 1990.-18с.

52. Макаров Д. Исламское движение в Израиле //Арабский мир в конце XX века. -С. 18-24.

53. Малашенко А. В поисках альтернативы. Арабские концепции путей развития.- М.: Наука, 1991,- 236 с.

54. Мартыненко Ю. Документальное киноискусство. М., 1979.

55. Махмуд Нехад. Зарождение и становление периодической печати Палестины (1876-1948 гг.). Ростов-на-Дону, 1996.

56. Махмуд Нехад. Система колониального контроля над прессой Палестины, (период Османского владычества и британской оккупации). Ростов-на-Дону, 1996.

57. Мир философии. Книга для чтения. Т.2.- М.; Политиздат, 1991. — 623 с.

58. Новейшая история арабских стран Азии. 501с.

59. Новейшая история арабских стран Азии. М., 1988. С. 237-242.

60. Нух Мустафа Мухаммед. Эволюция героя в романистике Абд ас-Салема аль-Уджейли и Ханны Мины //Автореф. дисс. уч. ст. канд. филол. наук. М., 1988,- 15 с.

61. Оз Амос. Мир, компромисс, любовь //Иностранная литература, 1996, №2. -С.226.

62. Омран Джихад Мухаммед. Сирийская публицистика 1990-х гг. как часть национальной культуры // Акценты. Альманах,- Воронеж, 1997.- С.68-76.

63. Омран Джихад Мухаммед. Сирийская социокультурная публицистика 1980-х — 1990-х годов (на примере публикаций в журнале "Аль-Марифа"). Дисс. на соискание уч. степени кандидата филологических наук. Воронеж, 1998.

64. Омран Джихад Мухаммед. Сирийский толстый журнал сегодня //Современные СМИ: истоки, концепции, поэтика. Тезисы научно-практической конференции. Воронеж, 1994,- С.130.

65. Онгора Джером Боний. Пресса Уганды: становление, развитие, типологическое своеобразие (1980-1990-е годы) //Автореф. дисс. . уч. ст. канд филол. наук. М., 1996.- 19 с.

66. Основы режиссуры документального фильма. Труды ВГИК. Вып.У. М., 1972. -- С.45-49.

67. Примаков Е.М. Новейшая история арабских стран Азии. М.: Политиздат, 1988.-380 с.

68. Проблемы теории печати,-М.: МГУ, 1973.-231 с.

69. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М.: МГУ, 1993.- 138 с.

70. Революционно-демократическая журналистика освободившихся стран: сб.науч.тр. Под ред. Я.Н.Засурского. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987.- 150 с.

71. Революционный процесс на Востоке (История и современность). Отв.ред. Р.А.Ульяновский,- М.: Наука, 1982. 392 с.

72. Саади Саад Али. Палестинский журнал "Аль-Хадаф" в условиях интифады. 1987-1991 гг. (Основная проблематика материалов, формы и методы редакционной работы) //Автореф. дисс. . уч. ст. канд филол. наук. М, 1992, -- 17с.

73. Сафа Махмуд Альван. А.С.Пушкин и Арабский Восток // Автореф. дисс. уч. ст. канд. филол. наук,- Воронеж, 1985.- 15 с.

74. Сейранян Б. К вопросу о создании политической биографии Ясира Арафата //Арабский мир в конце XX века. М., 1996. С. 62-68.

75. Семенов Н. Документальные фильмы сражаются./ Документальный экран в борьбе, М., 1984. - С. 18-25.

76. Сердце женщины. Повести и рассказы современных арабских писателей. Пер. с араб, яз., 1988. 321с.

77. Современная газетная публицистика.- Л.: ЛГУ, 1987.- 119 с.

78. Социология журналистики.- М.: МГУ, 1981.- 232 с.

79. Строение фильма. М., 1984. ~ 356 с.

80. Спофляева М.И. Поэтика публицистики. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1976.-150с.

81. Темкин Г. Удивительные донумы. М.; Наука, 1987.- 189 с.

82. Тенденции развития массовых информационных процессов,- М.; УДЫ, 1991 .-81 с.

83. Типология периодических изданий.- Ростов-на-Дону: РГУ, 1984. 146с.

84. Тихонова Т. Светская концепция арабского национализма Саты аль-Хусри. М.: Наука, 1984.- 131 с.

85. Ученова В.В. Публицистика и политика. М.: Политиздат, 1979. - 271 с.

86. Фатен аль-Наджар Творчество современных палестинских поэтов Самиха аль-Касима и Махмуда Дарвиша.Автореф. дисс. на соиск. уч. ст канд. филол наук. СПб, 1999.

87. Философские проблемы массовых информационных процессов,- М., 1990.

88. Философский словарь (под ред. И.Фролова).- М.: Политиздат, 1987. --559с.

89. Философский энциклопедический словарь,- М.; Сов. энциклопедия, 1983. -839 с.

90. Философское наследие народов Востока и современность.- М.: Наука, 1983.- 244 с.

91. Хайсам Бодерхан. Арабский политический роман 70-х 80-х гг. ХХв. // Автореф. дисс. . уч. ст. канд. филол. наук.- М., 1995.- 15 с.

92. Хамдан Субха Мустафа. Гассан Канафани выдающийся публицист Арабского Востока // Автореф. дисс. . уч. ст. канд. филол. наук,- Минск, 1994,- 16 с.

93. Черепахов М. Проблемы теории публицистики. М.: МГУ, 1973.- 164 с.

94. Шагаль В. Арабизация на современном этапе: социально-политические последствия и перспективы // Культура и политика в странах Азии и Африки.-М.: Наука,- С.86-92.

95. Шарбатова А. Литературный язык и диалекты в арабской художественной литературе.//Народы Азии и Африки. 1982, N2.-С.102 105.

96. Шахов А. Палестина: кинематограф, рожденный в борьбе. //Молодая гвардия. 1984, №7.-С. 234-244;

97. Шкляр В. Публицистика и художественная литература: продуктивно-творческая интеграция // Автореф. . уч. ст. докт. филол. наук.- Киев, 1989,38 с.

98. Эстетика. Словарь.- М.: Политиздат, 1989.- 395 с.б) на арабском языке

99. Аббас И. Традиции в современной национальной культуре // Арабское будущее. 1983.-N3. С. 18-25.

100. Абдулькадеф Ясин. Печать и политическая жизнь в Палестине. Кипр, 1990. 91с.

101. Абу Фахр А. Сирийская журналистика: теория и практика.- Дамаск, 1985.189 с.

102. Абу-Зейд Фарук. Система журналистики в арабском мире.- Каир: Мир книг, 1986.-460 с.

103. Азми М. К истории палестинской прессы. Бейрут, 1981, — 115с.

104. Аккад JI. Введение в теорию телевидения.- Дамаск, 1989.- 126 с,

105. Ал-Джунди А. Параметры современной арабской литературы.- Бейрут, 1964,- 110 с.

106. Али Ахмед Абду Аллах. Положение палестинской прессы на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Триполи, 1989. 103с.

107. Аль-Ахуани Ахмед Фуад. Воспитание и ислам.- Каир: Мир книг, 1968 -236с.

108. Аль-Касан Ж. Сирийское кино за 50 лет. Дамаск, 1978. — 125с.

109. Аль-Масмуди М. Новый информационный порядок. Кувейт, 1985. 283с.

110. Аль-Нашишиби Н. Моя жизнь в прессе. Амман, 1983. 140с.

111. Аль-Фахд Ясир. Современная арабская пресса и ее перспективы. Дамаск. 1980.-213с.

112. Аль-Фахед Ясир. Плюсы и минусы арабской прессы. Дамаск, 1986 210 с.

113. Аль-Фахед Ясир. Современная культурологическая журналистика в Аш-Шаме.- Дамаск, 1995.- 252 с,

114. Ашибани Мухаммед Атуми. Высшее образование в условиях исламской цивилизации,- Триполи; Ливия, 1982.- 156 с.

115. Два семинара по теме палестинского кино /Ред. Х.Джаухария. -- Шуун Фа-лестыния. -- Бейрут, 1972, -№ 10. -С.75-81.

116. Зарзур Аднан. Гуманизм палестинской культуры. Дамаск, 1980.-316с.

117. История развития иорданско-сирийской журналистикики.- Дамаск, 1978.212 с.

118. Мировая культура. Кувейт, 1988. — 201 с.

119. Общие черты арабской культуры. Сб. статей. Тунис, 1990. 191с.

120. Омран Камиль Мухаммед. Развитие и планирование в арабском мире. Дамаск, 1984.-288 с.

121. Роу Вильям. Арабская пресса /Перевод с англ. языка Аль-Келяне М. Амман: Центр Иорданской книги, 1987. - 276 с.

122. Саада Жорж. Возникновение арабской прессы. Бейрут, 1960. - 526 с.

123. Хаваль К. Моя жизнь и фильмы. //Фильмшпигель. 1975, N12. ~ С.267-284.

124. Хайкаль Мохаммед Хасанин. Между журналистикой и политикой,- Бейрут, 1984. -452 с.

125. Хиджаб Муххамед Мунир. СМИ и прогресс. Каир, 1998. 230с.

126. Хуссейн Аль-Аудат. Кино и палестинская проблема. Дамаск, 1988. 199с.в) на английском языке

127. Abdur Rauf. Renaissance of Islamic Culture and Civilization Lahore, 1964. -326 p.

128. Hart A. Arafat. A political biography. Bloomington, 1989. 453p.

129. Journalist: Status, Rights and Responsibilities /K.Nordenstreng and Hiffzi Topuz. Prague, 1989.-182 p.

130. Said E. Orientalism. N.-Y., 1979. - 180 p.

131. WWW. amin. Org./pages/pgen.htm

132. WWW. al ayyam.com. 14.04.2000.

133. WWW. Arabculture. About.com.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.