Роль православно-исламского диалога в духовно-нравственном развитии российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Фарапонова Майя Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат наук Фарапонова Майя Александровна
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования православно-исламского диалога
1.1. Типологические особенности православно-исламского диалога
1.2. Аксиологический базис православно-исламского диалога
1.3. Религиозные аспекты духовно-нравственной жизни общества
Глава 2. Актуализация православно-исламского диалога в аспекте духовно-нравственного влияния на российское общество
2.1. Социально-исторические предпосылки православно-исламского диалога в России
2.2. Роль православно-исламского диалога в духовно-нравственном совершенствовании российского гражданина
2.3. Перспективы развития православно-исламского диалога в условиях
глобализации
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Русская Православная Церковь и исламские организации в современной России: опыт сравнительного анализа социальных доктрин2005 год, кандидат философских наук Фолиева, Татьяна Александровна
Влияние институтов ислама на внутрикорпоративные отношения2012 год, кандидат социологических наук Горбачева, Анна Федоровна
Межрелигиозный диалог в политическом процессе: история и современный контекст2012 год, кандидат наук Оздемир Эрдоган
Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)2016 год, кандидат наук Халиль Мона Абдель Малик
Православие в духовной жизни российского общества: Социально-философский анализ2003 год, доктор философских наук Тришин, Алексей Федорович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль православно-исламского диалога в духовно-нравственном развитии российского общества»
Введение
Актуальность темы исследования. Современный этап развития Российского государства характеризуется его стремлением к обретению достойного места в мировом сообществе на основе национальной идентичности, определяемой совокупным социокультурным наследием народов России. Общность наследия - результат исторического становления российской государственности в ипостаси полиэтнической и поли конфессиональной державы. Самыми многочисленными, исторически-традиционными российскими религиями, оказавшими влияние на формирование государственного устройства и образование российской общности, имеющими культурообразующее значение, являются православное христианство и ислам суннитского направления. В этой связи плодотворный, конструктивный православно-исламский диалог приобретает значительную весомость для стабильного, всестороннего развития российского общества и государства.
Межрелигиозный диалог в современном мире стал неотъемлемой частью цивилизационных отношений, их характерной чертой, при этом формы и содержание диалога определяются конкретными социокультурными факторами. В этом смысле межрелигиозный диалог в России имеет свои специфические национально-культурные коннотации, многократно усиливающие актуальность диалога двух основных религий, исторически укорененных на территории Российского государства и имеющих глубокие внутренние предпосылки для плодотворного взаимодействия.
Проблемное поле российского православно-исламского диалога широко и разнопланово, оно включает поиск ответов на многие насущные вызовы современности: это вопросы сохранения мира, взаимопонимания и сотрудничества между людьми различных национальностей и вероисповеданий, духовно-нравственного, патриотического воспитания, совместной благотворительности, это демографические, экологические проблемы, создание
социальных программ по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, поддержка института семьи и многие другие вопросы и проблемы, в которых межконфессиональное содействие является эффективным механизмом соционормативной регуляции.
Наиболее актуальным и эффективным в настоящее время является православно-исламское содействие в области духовно-нравственного влияния на российское общество. Данное суждение опирается на мнение, как классиков социальной философии, так и современных мыслителей о том, что для политического суверенитета, успешного социально-экономического развития любой страны необходима опора на национальный духовно-нравственный потенциал - идеалы, традиции, нравственные нормы, совместно разделяемые ценности. Для России, пережившей масштабные социальные потрясения XX века и понесшей огромные геополитические, экономические, демографические и культурные потери, проблема возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей и необходимость достижения баланса между динамичностью, инновациями, с одной стороны, и традицией - с другой, становится наиболее актуальной.
Духовно-нравственный потенциал основных российских религий православия и ислама огромен, но, к сожалению, мало реализован, в связи с чем особую актуальность представляет исследование его возможностей и выявление областей социально-практического применения.
Степень разработанности проблемы. Осмысление роли православно-исламского диалога в духовно-нравственном развитии
российского общества предполагает глубокое исследование обширного массива научной литературы в аспектах методологии, аксиологии, религиозной онтологии и гносеологии, социально-исторического анализа, современного взгляда на духовно-нравственную тематику. Так, в методологических целях были рассмотрены концепции классиков философии М. Бубера, М. Вебера, В. Виндельбанда, Э. Гартмана, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, В. Дильтея, Э.Дюркгейма, И.Канта, П. Лапи, Г. Лейбница, Р.Г. Лотце, Ф. Ницше, Г. Риккерта,
Ф. Розенцвейга, А. Швейцера, М. Шеллера, Ф. Шлейермахера и др. Особое значение для диссертационного исследования в аспекте рефлексии над понятиями «личность», «свобода», «предназначение человека», имело творчество русских мыслителей М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, С. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, В.Н. Лосского, B.C. Соловьева, A.C. Хомякова.
На проблему определения статуса межрелигиозного диалога оказали значительное влияние исследования Г.А. Абраамяна, О.Ю. Васильевой,
B.С.Глаголева, A.B. Журавского, В.П.Карсавина, C.B. Мельника,
C.С. Хорунжего, В.К. Шохина и их зарубежных коллег Т. Андре, Ж.П. Габюса, Д. Макдональда, Кл. Жеффре, Дж. Маккуорри, У. Макбрайда, ДЖ. Ньюмена, М. Смита, Дж. Шарпа.
Вопросы религиозной онтологии и гносеологии освещены в трудах З.А. Абдурашидовой, С.Р. Аблеева, Э.В. Ананьева, Ф. Байрама, В.В. Болотова, A.B. Волобуева, О. Давыденкова, А. Зубова, A.A. Ивина, Г.М. Киримова, А. Меня, М. Мутаххари, И.Т. Насырова, М.А. Низаева, С.А. Сергеева, A.B. Смирнова, М.Т. Степанянца, Е.А. Фроловой.
Методологически неотъемлемыми для исследования основ православия и ислама являются тексты священного писания - Библия и Коран, а также труды известных богословов обеих религий. Это святители Василий Великий, Григорий Палама, преподобные Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, митрополит Киевский Иларион, архимандриты Алипий (Кастальский) и Исайя (Белов), архим. Софроний (Сахаров), великий шейх суфизма аль-Араби, известные богословы Дж. ас-Суюти, Тахави, М. аль-Хашими, исламские хадисоведы и правоведы ибн Батта, М. Фарадж.
Важными для проведения исследования относительно возможных форм сотрудничества стали мнения непосредственных участников межконфессионального диалога: патриарха Московского и всея Руси Кирилла, протоиерея В. Чаплина, Ф. Асадцулина, шейха Р. Гайнутдина, М. Магомерзоева.
Современный взгляд на духовно-нравственную проблематику представлен в работах отечественных авторов Е.Г. Балагушкина, О.Т. Богомолова, И.А. Бокачева, С.Ю. Глазьева, Т.В. Душиной, Е.А. Колкуновой, Д.В. Конакова, A.A. Лагунова, П.Ю. Малкова, С.А. Нижникова, C.B. Перевезенцева, А.П. Петрова, О.Н. Петюкова, А.И. Филюшкина.
К исследованию социально-исторических аспектов православно-исламского диалога в России были привлечены труды В.В. Габеева, В.В. Бойкова, О. Губкина, M .Г. Делягина, А. Костерина, Н.С. Кирабаева, Д.С. Лихачева, Ю. Максимова, А. Мельникова, П.И. Новгородцева, А.П. Петрова, O.A. Платонова, A.A. Проханова.
Адекватному пониманию особенностей исламского вероучения и связанного с ним образа жизни мусульман способствовали научные работы современных отечественных и зарубежных авторов М. Аркуна, Ф. Асадулина, Е.Ю. Барковской, Р.Г. Измайлова, П.П. Литвинова, A.B. Малашенко, М. Магомерзоева, С.Х. Насра, М. Садика, М. ас-Сакафа, P.A. Силантьева, Н. Табары и др.
Проведенный анализ классической философской литературы и современных авторских работ показывает, что заявленная тема диссертации на сегодняшний день не представлена в качестве самостоятельной, несмотря на детальную проработку некоторых ее аспектов. Следовательно, существует потребность комплексного социально-философского исследования роли православно-исламского диалога в духовно-нравственном развитии российского общества.
Методологическая и теоретическая основа диссертации. Широко применяемый в исследовании универсальный диалектический метод позволил осуществить авторский подход к осмыслению межрелигиозного диалога, состоящий в сопоставлении противоположных суждений об этом сложном, многогранном феномене и выявлении специфических характеристик российского православно-исламского диалога, являющегося его конкретной социокультурной актуализацией.
При интерпретации понятия духовно-нравственной жизни общества использованы персоналистические идеи самобытных русских философов, рассматривающих укорененную в трансцендентном личность в качестве исходного основания социальных процессов. Персоналистический подход позволил показать обусловленность конкретно-исторических систем нравственности и путей их дальнейшего развития религиозными (или квазирелигиозными) мировоззрениями.
Особое значение для исследования основных субъектов, формирующих нравственное сознание российских граждан, имел системный подход. Его принципы помогли выделить подобные субъекты в общественной системе и проанализировать их взаимосвязь и взаимозависимость. Междисциплинарный характер исследования обусловил необходимость применения компаративистского метода, позволившего выявить общее и особенное рассматриваемых понятий, объяснить их специфику. При выполнении диссертационной работы применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация и типологизация, идеализация и аналогия и
Теоретическую основу работы составили классические и современные труды зарубежных и отечественных исследователей в области социальной философии, социологии, истории, теологии, относящиеся к рассматриваемой тематике, а также правовые и нормативные документы международного и государственного уровней.
Объект исследования: православно-исламский диалог как
социокультурный феномен.
Предмет исследования: православно-исламский диалог в контексте процессов духовно-нравственного развития российского общества.
Целью исследования является осмысление роли православно-исламского диалога в духовно-нравственном развитии российского общества и выявление факторов, способствующих ее наиболее эффективному осуществлению.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих
задач:
- определить специфику российского православно-исламского диалога в рамках классификации организационных форм межрелигиозного диалога;
- исследовать аксиологический базис православия и ислама на предмет возможности их взаимодействия в аспекте духовно-нравственного влияния на общество;
- рассмотреть понятие духовно-нравственного и его связь с теми или иными нравственными представлениями;
- проанализировать социально-исторические предпосылки православно-исламского диалога в российском государстве;
конкретизировать возможности актуализации духовно-нравственного потенциала межрелигиозного диалога в современном российском обществе;
- обозначить перспективы дальнейшего развития православно-исламского диалога в глобализирующемся обществе.
Научная новизна результатов исследования:
- проведена экспликация феномена православно-исламского диалога в рамках классификации основных типов межрелигиозного диалога, аргументирована необходимость для российского общества таких диалогических моделей как «секулярная» (или «социальная», предполагающая совместное решение широкого круга социальных проблем, среди которых наиболее остро стоят вопросы духовности и нравственности) и «человеческая» (или «личностная», как творческий контакт), а также неприемлемость для него моделей «дискурсивной» (настаивающей на общности теологической базы) и «внутренней» (подразумевающей содержательное сходство духовных практик);
- показано, что, несмотря на конфессиональные особенности ценностной иерархии православия и ислама, обе религии имеют и общий аксиологический базис, позволяющий реализовать диалог в духовно-нравственном аспекте;
- уточнено понятие духовно-нравственного, содержательно выражающее не необходимую, но должную корреляцию духовного и нравственного, определяемую в аспекте тех или иных нравственных представлений;
- определены социально-исторические предпосылки, способствующие развитию конструктивного православно-исламского диалога, которые молено обозначить как внешние и внутренние: внешние обусловлены фактом многовекового сосуществования православия и ислама в едином географическом, политическом и культурном пространстве российского государства, к внутренним относятся, прежде всего, мессианская черта русско-православного менталитета, способствующая социальной интеграции народов с различными мировоззрениями, и традиционализм российского ислама с характерной для него толерантностью к иным народам и религиям;
- показано, что фактическая реализация православно-исламского диалога представляет собой совместные действия государственных и конфессиональных институтов по возрождению и упрочению в российском обществе исторически сложившихся традиционных типов духовно-нравственной культуры;
- охарактеризованы перспективы развития православно-исламского диалога в условиях глобализации, заключающиеся в переосмыслении направленности глобализационных процессов в сторону реализации многополярной модели мира, опосредующей консенсус народов мира по основным смысложизненным вопросам при сохранении их социокультурных особенностей.
Перечисленные пункты научной новизны обусловили следующие тезисы, выносимые на защиту:
1. Межрелигиозный диалог является сегодня феноменом мирового значения, что обуславливает интерес к нему многих специалистов. Разработана классификация организационных моделей диалога религий, включающая четыре типа: «дискурсивный», «секулярный», «внутренний» и «человеческий». Межрелигиозный диалог в России, субъектами которого, как правило, являются самые многочисленные отечественные религии - православное
христианство и суннитский ислам, имеет свою специфику. Типы диалога «дискурсивный», предполагающий нахождение единой догматической основы и «внутренний», допускающий тождество мистических практик, для него категорически неприемлемы. Основной причиной неприятия выступает феномен сущности традиционного религиозного сознания с характерной для него парадигмой эксклюзивизма, связанной как с догматикой, так и с мистическим опытом. Что же касается «секулярного» (или «социального») типа диалога, как взаимодействия религиозных структур в социальной области (при неизбежном патронаже государства), то он является важным фактором социокультурной динамики полиэтнического и поликонфессионального российского общества. Тип диалога «человеческий», представляющий собой личностное творческое общение, и, поэтому, называемый также «личностным», рассматривается в составе социального диалога.
2. Аксиологическим основаниям православия и ислама присуща определенная иерархия, в которой предельной верхней точкой является Бог, как абсолютная полнота бытия. Абсолютная ценность (Бог) является неким метафизическим принципом, фундирующим единство, целостность, взаимное соотношение аксиологических компонентов, принципом, формирующим конвергентную мораль этих религий, следовательно, создающим глубинную основу для развития православно-исламского диалога в предлагаемом аспекте. Аксиологический базис диалога составляют и такие производные ценности, как «личность», «свобода», «ответственность», компаративистский анализ которых обнаруживает не только сходства, но и конфессиональные различия. В православии, например, личность понимается как начало, имеющее онтологическое основание в Боге и свободно определяющее образ бытия своей природы, что составляет основу представлений о духовно-нравственном развитии личности. Исламские дефиниции категории «личность» поливариантны, тем не менее, вся история мусульманской мысли свидетельствует об утвержденности в ней представлений о призвании человека к осуществлению заложенного в нем духовного потенциала, поэтому обе религии приходят к идентичному выводу
относительно потребности личности в духовно-нравственном развитии, что также является аксиологической основой межрелигиозного диалога.
3. Понятие духовно-нравственного содержательно выражает не необходимую, но должную корреляцию духовного и нравственного. Долженствование определяется нравственными представлениями, формируемыми в социально-исторической культурной традиции, которая, в свою очередь, обусловливается традиционно-религиозными или квазирелигиозными мировоззрениями. Для России, исторически сложившейся в качестве поликонфессионального государства, особое значение имеют традиционные мировоззрения православия и ислама как доминирующих религий. Однако представления о должном состоянии общества в этих религиях существенно разнятся. Общеизвестное представление об исламе как «образе жизни» детерминируется его преимущественно практической направленностью, не разделяющей общественно-политическое и духовное, в христианстве же области политической и духовной жизни строго разводятся по разным онтологическим уровням. Но все же точки соприкосновения могут быть найдены: христианское учение об антиномичной (богочеловеческой) природе церкви обусловило возможность ее встраивания в общественно-политическую жизнь, причем из двух моделей этого процесса (цезарепапизма и папоцезаризма) для Российского государства оказалась более приемлемой первая, которая со временем модифицировалась от традиционно-византийской «симфонии властей» до фактической узурпации российским государством идеологических функций православной церкви, что в целом способствовало социальной и культурной интеграции российских народов. В настоящее время нивелирование существующих различий в религиозных представлениях о должном также возможно при условии государственного регулирования, осуществляемого посредством определения общественно значимых идей и путей их реализации.
4. Православно-исламский диалог, рассматриваемый в аспекте духовно-нравственного влияния на российское общество, имеет глубокие социально-исторические предпосылки. В православии это мессианство, как фундаментальная
моделирующая структура сознания, обусловливающая социальную интеграцию в православно-русскую культуру элементов инородных культур. В исламе -традиционализм с присущей ему определенной толерантностью к неисламским системам ценностей. В процессе исторического развития Российского государства наблюдалась различная корреляция необходимых и достаточных предпосылок для реализации в обществе духовно-нравственного потенциала диалога, однако их конвергенция возникла только в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Основополагающими причинами этого явления стали: отказ государственной власти от атеистической идеологии и понимание ею прямой зависимости жизнеспособности государства от духовно-нравственных ценностей доминирующих российских религий; восстановление религиозных институтов и усиление их общественного влияния; тяжелые формы аморализма в современной России.
5. Характерной чертой современного российского общества является мировоззренческая и духовно-нравственная дезориентация, что оказывает негативное воздействие на все сферы общества вследствие их неразрывной органической связи. В сложившейся ситуации роль православно-исламского диалога в духовно-нравственном развитии российского гражданина, следовательно, и всего общества, значительно возрастает. При этом на практике диалог религий предстает как совместные действия православных и исламских духовных структур в двух аспектах - законотворческом (под эгидой государства) и исполнительном (на уровне воплощения принятых законов и норм в обществе). В первом случае субъектами диалога будут представители высшего духовенства обеих религий и уполномоченные лица соответствующих комитетов законодательной власти. Субъектами практической деятельности могут быть религиозные структуры разных уровней, реализующие духовно-нравственный потенциал диалога посредством таких социально значимых институтов как семья, образовательная система, СМИ, различные общественные организации.
6. Современные процессы глобализации имеют две противоположные оценки, обусловливающие теоретические модели однополярного и
многополярного мира, которые отвечают формационной и цивилизационной философско-историческим парадигмам. Согласно формационной парадигме, исторически в менталитете различных народов происходит формирование и закрепление единых стандартов жизнедеятельности, основная идея цивилизационного подхода - органическая целостность, неповторимость каждого культурно-исторического типа как творческого потенциала развития человеческой истории. Являясь противоположными сторонами диалектического противоречия, эти парадигмы несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты, требуя синтезирования положительных концептов. Методология решения этой проблемы может основываться на диалогической (и даже полилогической) форме общения, предполагающей взаимодействие равноправных субъектов, стремящихся к нахождению общечеловеческих смыслов и ценностей и в то же время сохраняющих собственные традиции. Поскольку немаловажное значение в традициях народов имеет религиозная составляющая, то основное направление развития православно-исламского диалога в условиях глобализации очевидна: это содействие переориентации глобальной цели от достижения однополярного мира к построению мира многополярного.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в предложенных методологических подходах и выводах, позволяющих по-новому оценить роль православно-исламского диалога в процессе духовно-нравственного развития российского общества. Полученные в работе представления о специфике российского православно-исламского диалога могут быть использованы в междисциплинарных исследованиях феномена диалога религий как важнейшего механизма социокультурной регуляции. Выявление в системе российского общества социально значимых институтов (семьи, образования, государственных структур, СМИ, общественных организаций и т.д.), способствующих наиболее эффективному влиянию межконфессионального диалога, может содействовать формированию государственных и общественных программ, проектов, мероприятий, направленных на оздоровление духовно-нравственной сферы,
определяющей в неразрывной органической связи с остальными сферами общества национальную стратегию развития российского государства.
Материалы диссертации могут быть использованы в образовательных организациях при подготовке базовых и факультативных курсов по философии, социальной философии, культурологии, религиоведению.
Соответствие диссертации паспорту научной
специальности. Отраженная в диссертационной работе совокупность результатов и научных положений соответствуют содержанию специальности 09.00.11 - Социальная философия в следующих пунктах: 21. Общественные отношения как проблема социально-философского анализа; 23. Солидарность и конфликт как проблемы социальной философии; 24. Источники и механизмы социокультурного изменения; 29. Проблемы типологии истории: соотношение цивилизационной и формационной парадигм; 32. Человек и общество. Понятие и типы человеческой личности; 33. Глобальные проблемы современной цивилизации; 34. Исторические судьбы России, перспективы ее развития в XX веке.
Апробация работы. Основные идеи и положения диссертации представлены в 10-ти публикациях общим объемом 8,8 п.л., в том числе в четырех статьях, изданных в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, и в трех главах учебного пособия. Диссертационная работа была рассмотрена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Северо-Кавказского федерального университета. Отдельные положения работы использовались в учебном процессе на лекциях и семинарах для студентов СКФУ. Основные итоги диссертационного исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Духовность как онтологическое основание бытия человека» (Ставрополь, 2009 г.); вошли в сборник материалов конкурса, посвященного Международному дню толерантности «Социально-культурные и исторические аспекты развития региона: история и современность» (Ставрополь, 2014); обсуждались на Международной научно-практической конференции «Время
перемен: проблемы общества - ответы социологии» (Ставрополь, 2015 г.); на Ь Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2016 г.), на II Международной научно-практической конференции «Современные проблемы управления: теория, методология, практика» (Пенза, 2017 г.).
Объем и структура работы. В состав диссертационной работы входит введение, две главы, включающие шесть параграфов, заключение и список литературы, содержащий 205 наименований. Общий объем работы - 176 страниц.
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования православно-
исламского диалога
1.1. Типологические особенности православно-исламского диалога
Проблематика православно-исламского диалога в России предполагает, прежде всего, необходимость определения семантики данного феномена. У большинства отечественных исследователей (Журавского A.B., Глаголева B.C., Васильевой О.Ю. и др.) понятие «православно-исламский диалог» априори коррелирует с понятием «межрелигиозный диалог», сущность которого, при всей неоспоримой актуальности и востребованности, до сих пор остается разноплановой и противоречивой, вплоть до утверждения абсурдности идеи такого диалога в принципе (Шохин В.К., Карсавин В.П., Мельник C.B. и др.). Дистинкция в рамках классификации основных типов межрелигиозного диалога, предложенной известным в этой области исследователем - Э.Дж. Шарпом, позволит определить статус российского православно-исламского диалога.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Исламские ценности в гражданском обществе2008 год, кандидат философских наук Антипова, Аделя Салиховна
Религиозное образование как социальный феномен: философский анализ2015 год, кандидат наук Бигнова Марина Ринатовна
Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России2009 год, доктор философских наук Баширов, Лёма Ахмадович
Православный фактор в культурно-цивилизационной идентичности современной России2020 год, кандидат наук Ткач Николай Николаевич
Православная культура как фактор духовно-нравственного единства российского общества: на материалах Восточной Сибири2015 год, кандидат наук Ногина, Ольга Эдуардовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фарапонова Майя Александровна, 2017 год
Список литературы
1. Абачиев, С.К. Социальная философия: учебное пособие / С.К. Абачиев. -Ростов н/Дону: «Феникс», 2012. - 635 с.
2. Абдигалиева, Г.К. Религиозная этика и аксиология: учебное пособие / Г.К. Абдигалиева. - Алматы, 2003. - 55 с.
3. Абдурашидова, З.А. Религиоведческий анализ мистицизма (на примере исихастской и суфийской традиций) [Электронный ресурс] / З.А. Абдурашидова// URL: http://do.gendocs.m/docs/index-231147.html (датаобращения 13.02.2015).
4. Аблеев, С.Р. История мировой философии: учебник / С.Р. Аблеев. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 414 с.
5. Абраамян, Г.А. Противостояние Запад-Восток как главная цивилизационная ось современности / Г. А. Абраамян // Серия "Symposium", Конференция «Путь Востока», Путь Востока: Универсализм и партикуляризм в культуре. Выпуск 34: материалы VIII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. - С.7-12.
6. Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета / Аверкий (Таушев). - М.: ПСТГУ, 2007. -864 с.
7. Азар, И. Рамзан в помощь. Интервью с настоятелем православного храма в Грозном / И. Азар [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/articles/2013/06/07/pnest/ (дата обращения 16.07.2016).
8. Ананьев, Э. В. Особенности конфессионального понимания роли социальной деятельности религиозных организаций: дис. ... канд. филос. наук: 00.09.13 / Ананьев Эдуард Валерьевич. - М.: РАГС, 2011. - 178 с.
9. Ананьев, Э.В. Социальная программа мусульман: взгляд снаружи и изнутри / Э.В. Ананьев // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. -2010. -№2.-С. 168-170.
10. Анисимов, С. Ф. Введение в аксиологию / С.Ф. Анисимов. - М.: Современные тетради, 2001. - 128 с.
11. Аркун, М. Размышления мусульманина о «новом» Катехизисе / М. Аркун // Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия. - М.: ББИ св. ап. Андрея, 2000. - С. 86-98.
12. Архив новейшей истории России. Серия «Публикации» // Федеральная архивная служба России. Гос. архив Рос. Федерации. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. Журналы заседаний Временного правительства, Март-октябрь 1917 года: в 4-х т. Т. 1 / ред. Б.Ф. Додонов. М.: РОССПЭН, 2001. - 448 с.
13. Асадуллин, Ф. Диалог религий глазами мусульман // Каждому провозвестию - свой черед // НГ Религии, 21.12.2005 [Электронный ресурс] / Ф. Ассадулин. URL: http://religion.ng.ru/problems/2005-12-21/6_dialog.html (дата обращения 04.04.2014).
14. Байрам, Ф. Исламское понимание человека [Электронный ресурс] / Ф. Байрам. URL: http://mvw.posledniyprorok.info/kak-svyashcheimyi-koraii-opisyvaet-obraz-cheloveka (дата обращения 15.01.2016).
15. Балагушкин, Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий / Е.Г. Балагушкин. - М.: ИФ РАН, 2003. - 218 с.
16. Барковская, Е.Ю. Ислам и опыт государственного строительства в Российской империи / Е.Ю. Барковская // Россия и исламский мир: историческая ретроспектива и современные тенденции. - М.: Институт востоковедения РАН, 2010.-С. 408-423.
17. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. - М., «Искусство», 1979. - 424 с.
18. Библия / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 2013. - 1346 с.
19. Библиологический словарь: в 3 т. М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. Т. 3 - 527 с.
20. Баширов, J1.A. Православно-исламские взаимоотношения в современной России: проблемы и перспективы диалога / JI.A. Баширов // Регионология. - 2008. - № 3. - С. 279-287.
21. Бердяев, Н. А. Алексей Степанович Хомяков / H.A. Бердяев. - М.: Изд-во «Оникс», 2011. - 160 с.
22. Бердяев, H.A. Царство Духа, царство кесаря / H.A. Бердяев. Русская идея. Избранные произведения. - М.: Эксмо, 2005. - 832 с.
23. Богомолов, О.Т. Нравственный фактор социально-экономического прогресса / О.Т. Богомолов // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. - М„ 2008. - С. 359-371.
24. Бойков, В.Ф. Судьба и грехи России. Философско-историческая публицистика Г.П. Федотова // Г.П. Федотов. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х Т. Т.1 / В.Ф. Бойков. -СПб, 1991. -38 с.
25. Большинство россиян выступают за государственную цензуру -«Левада-центр» [Электронный ресурс]. URL: http://vladnews.ru/2013/07/28/70542.html (дата обращения 02.08.2016).
26. Булгаков, С. Н. Православие / С.Н. Булгаков. - М.: ACT, 2003. - 365 с.
27. Булгаков, С. Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. Сергиев Посад, 1917 [переизд.: С.Н. Булгаков. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. -М.: Республика, 1994]. - 125 с.
28. Вагапов, Р.Н. Государственно-конфессиональный аспект отношений в деятельности исламских организаций на основе положений социальной программы российских мусульман. [Электронный ресурс] / Р.Н. Вагапов. URL: http://idmedina.ru/books/materials/73464 (дата обращения 16.08.2015).
29. Васильева, О.Ю. Межконфессиональный диалог в современном мире / О.Ю. Васильева // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции, 13-14 сентября
2007 г. Под общей редакцией ЭФН, проф. Егорова В.И. - М.: Изд-во РАГС. -2008. - С. 139-141.
30. Во Всемирной сети все больше цензуры [Электронный ресурс]. URL: littp://www.zakon.kz/87455-vo-vsemirnojj-seti-vse-bolshe-cenzury.html (дата обращения 02.08.2016).
31. Волобуев, А. В. Концепт человека в антропологии ислама: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Волобуев Алексей Викторович. - М., 2012. - 26 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/religio-vedenie/koncept-cheloveka-v-antropologii-islama.html (дата обращения 15.01.2016).
32. Воропай, Т.С. Между глобализацией и масскультурой (несколько фрагментов об идентичности) / Т.С. Воропай // Философские науки. - 2009. - № 10.-С. 11-31.
33. Всеобщая декларация прав человека. Ст. 18 [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения 02.07.2016).
34. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса // Вступ. ст., сост. и коммент. СаповаВ.В. / Б.П. Вышеславцев. - М.: «Республика», 1994. - 368 с.
35. Габеев, В. В. Религии в современной России: византийская интерпретация государственно-конфессиональных отношений: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 00.09.14 / Габеев Валерий Васильевич. - Ростов н/Д.: ЮФУ, 2012.-17 с.
36. Габюс, Ж.-П. Отношение христианства к исламу / Ж.-П. Габюс // Христиане и мусульмане: проблемы диалога. - М.: ББИ св. ап. Андрея, 2000. -С.289-293.
37. Глаголев, B.C. Диалог межрелигиозный [Электронный ресурс] / B.C. Глаголев. URL: http://abuss.narod.rii/Biblio/zabreligio/zab_d2.htm (дата обращения 23.03.2014)
38. Глазьев, С.Ю. Нравственные начала в экономическом поведении и развитии: важнейший ресурс возрождения России / С.Ю. Глазьев // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. - М., 2008. - С. 406-421.
39. Гончаров, Ю.М. Городская семья второй половины XIX - начала XX в.: монография / Ю.М. Гончаров. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - 384 с.
40. Григорий Нисский. Большое огласительное слово. Гл. 6. [Электронный ресурс] / Г. Нисский. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/bolshoe-oglasitelnoe-slovo/ (дата обращения 18.01.2016).
4L Григорий Нисский. Об устроении человека [Электронный ресурс] / Г. Нисский. URL: http://krotov.info/libraty/04_g/gri/gor nissky 06.htm (дата обращения 18.10.2015).
42. Губкин, О. РПЦ под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 гг. [Электронный ресурс] / О. Губкин. URL: http://sir35.narod.ru (дата обращения 13.08.2016).
43. Давыденков, О. В. Догматическое богословие / О.В. Давыденков. - М.: Из-во ПСТГУ, 2013.-622 с.
44. Дворкин, А. J1. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. Издание 2-е, исправленное и дополненное / А.Л. Дворкин. - Нижний Новгород: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. - 924 с.
45. Делягин, М.Г. Русская культура и способ производства / М.Г. Делягин // На пространствах империи: традиция, история, культура. М.: Институт динамического консерватизма, 2012. - с. 61-71.
46. Декреты советской власти. Т.1. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, 20 января (2 февраля) 1918 г. - М.: Гос. изд-во политической литературы, 1957. -624 с.
47. Деяния святых апостолов // Новый Завет. Восстановительный перевод. Анахайм, 1998. - С. 488-624.
48. Декларация Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска [Электронный ресурс]. URL: http://www.kuban.kp.rU/daily/26493.5/3361794/ (дата обращения 23.05.2017).
49. Добрынина, Л.А. Глобализация начала ХХТ века: мегатренды мирового развития / Л.А. Добрынина // Вестник МГИМО Университета. - 2011. - № 1. - С. 270-275.
50. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений в 12-ти томах. Т. 12. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский. - М.: «Правда», 1982. - 542 с.
51. Духовность // Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 02.03.2016).
52. Духовно-нравственное возрождение - как основа национального благосостояния. Статья [Электронный ресурс]. URL:http://chechnyatoday.conVcontent/view/l 804 (дата обращения 04.08.2016).
53. Душина, Т.В. Духовно-нравственная сфера современного общества: актуальные проблемы» / Душина Т В., Бокачев И.А., Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Ставрополь: ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2010. - 137 с.
54. Ефремов, E.H. Богословские аспекты православно-мусульманского межконфессионального диалога в постсоветской России / E.H. Ефремов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - 2012. - № 3 (17). - С. 79-81.
55. Жеффре, Клод. Богословское значение исламо-христианского диалога / К. Жеффре // Христиане и мусульмане: проблемы диалога. - М.: ББИ св. ап. Андрея, 2000. - С. 123-148.
56. Журавский, A.B. Бог и человек в исламе и христианстве / A.B. Журавский // Ориентация - поиск: Восток в теориях и гипотезах. - М., 1992. - С. 24-41.
57. Журавский, A.B. Межрелигиозный диалог: путь к розни или путь к общению [Электронный ресурс] / A.B. Журавский. URL: http://pretre-philippe.livejonrnal.com/117533.html (дата обращения 18.03.2014)
58. Журавский, A.B. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога / A.B. Журавский. - М.: Наука, 1990. - 128 с.
59. Журавский, A.B. Христиане и мусульмане: проблемы диалога / A.B. Журавский. -М.: ББИ св. ап. Андрея, 2000. - 560 с.
60. Журавский, A.B. Представления о человеке в Коране и Новом Завете / A.B. Журавский // Страницы. - 1996. - №3. - С. 139-148.
61. Зайцева, У.И. К вопросу о диалогичности экранных СМИ как существенном факторе воздействия на культурную глобализацию / У.И. Зайцева // Вестник электронных и печатных СМИ. - 2014. - № 20. - С. 128-136.
62. Закатнова, А. Семь шагов Зюганова. Глава КПРФ уверен, что первым коммунистом был Христос / А. Закатнова // Российская газета (Федеральный выпуск) №4849. - 2009. - 13 февраля.
63. Закон СССР от 1 октября 1990 г. № 1689-1 (с изменениями от 4 июня 1991 г. № 2225-1) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 41. - Ст. 813.
64. Зеньковский, В. В. Наша эпоха / Собрание сочинений в 2-х тт. Т. 2 / В.В. Зеньковский. - М.: Русский путь, 2008. - 526 с.
65. Зеньковский, В.В. Принципы Православной антропологии /
B.В. Зеньковский // Русская религиозная антропология. Т. 2. Вып. 3. - М., 1997. -
C. 431-466.
66. Зеньковский В. В. Собрание сочинений в 2-х тт. - М.: Русский путь, 2008. - 526 с.
67. Зубов, А. Круглый стол / А Зубов // Континент. - 2004. - №119 [Электронный ресурс]. URL: htpp://magazines.russ.ru/continent/2004/l 19/isln.html (дата обращения 21. 01.2016).
68. Измайлов, Р.Г. Основные элементы социальной доктрины: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Измайлов Рустам Ганиевич. -М., 2006. - 172 с.
69. Иким, Владимир, архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский. Принципы православно-исламского диалога / В. Иким [Электронный ресурс]. URL: http://www.mission-center.com/islams/vladimir.htm (дата обращения 28.04.2017).
70. Иларион (Алфеев). Актуальность православно-исламского диалога в современном мире (выступление 4 ноября 2011 в РИИ)/И. Алфеев [Электронный ресурс]. URL: http://ortho-lietero.ru/index.php/doc-ecimi/1222 (дата обращения 24.12.2016).
71. Иларион Киевский. Слово о Законе и Благодати / Предисл. Митр. Иоанна (Снычева) / Сост., вступ. ст., пер. В.Я. Дерягина. Реконструкция
древнерусского текста JT.TT. Жуковской. Коммент. В.Я. Дерягина, А.К. Светозарского / Отв. Ред. O.A. Платонов - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 176 с.
72. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А. Ильин. - М.: Эксмо, 2006. - 912 с.
73. Интуиция // Философская энциклопедия [Электронный ресурс].
URL: http://dic.academic.rii/dic.nsf/enc_philosophy/461/ИНТУИЦИЯ (дата обращения 13.01.2016).
74. Иоанн Дамаекин. Точное изложение православной веры. - 3-е изд / И. Дамаскин. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 592 с.
75. Иоанн (Шаховской). Беседы с русским народом / И. Шаховской. - М.: «Лодья», 2004. - 160 с.
76. Исак, Ф. Быть мусульманином // Перевод с англ. яз. Н. Лебедева / Ф. Исак. - М.: ФАИР - Пресс, 2002. - 182 с.
77. Ислам в Российской империи: Законодательные акты, описания, статистика // Сост. и коммент. Д.Ю. Арапов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2001. 367 с.
78. Ислам - «соседняя дружественная религия» / Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. URL: fom.rn/TSennosti/12121 (дата обращения 18.02.201).
79. Ислам: Энциклопедический словарь / Коллектив авторов. - М.: «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1991 -315 с.
80. История арабо-мусульманской философии: Учебник / Под ред. A.B. Смирнова. М.: Академический Проект, 2013. -255 с.
81. История социологии (XIX - первая половина XX века) под общей редакцией Добренькова В.И. - М.: Инфа, 2004. - 592 с.
82. Каган, М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
83. Кант, И. Сочинения. Т. 4. 4.1 -М„ 1965. - 544 с.
84. Карсавин, Л.П. Католичество / Л.П. Карсавин. - Томск, 1997. - 384 с.
85. Керимов, Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности/Г.М. Керимов. - СПб.: «ДИЛЯ», 2012. -512 с.
86. Кирабаев, Н. С. Политическая мысль мусульманского средневековья: монография / Н.С. Кирабаев. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 256 с.
87. Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе от 3.02.2013 [Электронный ресурс]. URL: www.patnarchia.ru/db/text/2772473.html (дата обращения 05.05.2015)
88. Колкунова, К.А. Концепции квазирелигий в современном зарубежном религиоведении: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 00.09.13 / Колкунова Ксения Александровна. - М.: МГУ, 2013. -22 с.
89. Канаков, Д. В. Феномен религиозного догматизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 00.09.14 / Канаков Дмитрий Владимирович. - М.: МГУ, 2012. -24 с,
90. Конституция Российской Федерации: официальный текст [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения 14.10.2015).
91. Конфуций. Луньюй. Изречения / Конфуций. - М.: ACT: Астрель, 2010. -
416 с.
92. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: base.garant.ru> 191961/(дата обращения 19.06.2016).
93. Концепция национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://nvo.ng.rn/concepts/2000-01 -14/7_concept.html (дата обращения 15.07.2016).
94. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 576 с.
95. Коран. Перевод с арабского и комментарии М.-Н. Османова. - СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2010. - 576 с.
96. Костерин, А. Русская мессианская идея [Электронный ресурс] / А. Костерин URL: http://www.proza.rn/2012/08/ll/842 (дата обращения 08.05.2016).
97. Кравченко, Л.И. Демографическая ситуация в России [Электронный ресурс] / Л.И. Кравченко. URL: http://rusrand.ru/forecast/demograficheskaja-situatsija-v-rossii (дата обращения 12.06.2016).
98. Круглый стол. Ислам и христианство: проблемы диалога // Континент. 2004. №119 [Электронный ресурс]. URL:. http://magazines.russ.ru/continent/2004/119/isln.html (дата обращения 28.06.2016).
99. Леонов, В. Основы православной антропологии: Учебное пособие / В. Леонов. - М.: Издательство Московской патриархии РПЦ, 2013. - 456 с.
100. Литвинов, П.П. Государство и Ислам в Русском Туркестане (1865-1917) (по архивным материалам) / П.П. Литвинов. - Елец: ЕГГТИ, 1998. - 319 с.
101. Лихачев, Д.С. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона / Д.С. Лихачев // Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. - М.: Современник, 1979. - С. 33-36.
102. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский. - М.: Республика, 1994. - 432 с.
103. Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / В.Н. Лосский. - М., 2009. - 504 с.
104. Лосский, В.Н. По образу и подобию. Пер. с фран. В.А. Рещиковой / В.Н. Лосский. -М.: издание Свято-Владимирского братства, 1995. - 196 с.
105. Магомерзоев, М. Ислам: основы / М. Могмерзоев. - М.: Эксмо, 2010. -
288 с.
106. Макбрайд, У. Глобализация и межкультурный диалог / У. Макбрайд // Вопросы философии. - 2003. - №1. - С. 80-87.
107. Макдауэлл, Дж. Неоспоримые свидетельства/ Дж. Макдауэлл. Пер. с англ. Бахыт Кинжеев. - М.: Новая жизнь, 1993. - 320 с.
108. Максимов, Ю. Православное религиоведение: Ислам. Буддизм. Иудаизм / Ю. Максимов, К. Смоляр. - М., 2008. - 304 с.
109. Мапашенко, A.B. Исламское возрождение в современной России / A.B. Малашенко. - М., 1998.-222 с.
110. Малашенко, A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа / A.B. Малашенко. - М.: «Гендальф», 2001. - 180 с.
111. Малиновский, Н.П. Очерк православного догматического богословия. В 2-х ч. Ч. Т / Н.П. Малиновский. -М.: ПСТГУ, 2010. - 485 с.
112. Малков, П.Ю. Ведение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви: учебное пособие / П.Ю. Малков. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006,- 198 с.
113. Мельник, C.B. Межрелигиозный диалог: проблема семантики и критика основных стратегий / C.B. Мельник // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. -2012. №2 (16): в 2-х ч. Ч.П. - С. 129-134.
114. Мельников, А. Лента: Религии [Электронный ресурс] / А. Мельников. URL: http://www.rodon.org/relig-090623133419 (дата обращения 12.05.2016).
115. Мень, А. Социальные интерпретации Библии // Библиологический словарь: в 3 т. - М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. - Т. 3. - 527 с.
116. Метлик, И.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / И. В. Метлик, И.А. Галицкая, A.B. Ситников. -М.: ПРО-ПРЕСС, 2012.-264 с.
117. Мутаххари, М. Исламское мировоззрение / М. Мутаххари. - М.: Исток, 2010.-112 с.
118. Наср С.Х. Молодой мусульманин в современном мире / С.Х. Наср. -М.: Посольство Исламской Республики Иран в Москве, 1997. - 70 с.
119. Насыров, И.Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция) / И.Р. Насыров. - М.: Языки славянских культур, 2009. - 552 с.
120. Насыров, И.Р. Пределы духовной практики в исламском мистицизме (суфизме) / И.Р. Насыров // Открытый научный семинар «Феномен человека в его эволюции и динамике», заседание № 22. 13 июня, 2006 [Электронный ресурс] / И.Р. Насыров. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-231142.html (дата обращения 28.03.2015).
121. Насыров, И.Р. Человек, как место самопостижения Бога в процессе Его проявления (таджаллин) в мире / И.Р. Насыров // Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). - М.: Языки славянских культур, 2009. С.360-363.
122. Нижников, С.А. О метафизике и морали: антикантианские рассуждения / С.А. Нижников, A.A. Лагунов // Пространство и время. - 2014. - № 3 (17). - С. 94-107.
123. Низаев, М.А. Понятие «свобода воли» в христианстве и исламе: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 00.09.13 / Низаев Михаил Александрович. -
М., 2009.-23 с.
124. Новгородцев, П.И. Существо Русского православного сознания / П.И. Новгородцев // Православие и культура. Сборник религиозно-философских статей под ред. Зеньковского В В. - Берлин: Изд-во «Русская книга», 1923. - 435
125. Об образовании в Российской Федерации: [федеральный закон №273-ФЗ: принят Государственной думой 29 дек. 2012 г.] [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения 12.07.2016).
126. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: [федеральный закон №436-Ф3: принят Государственной думой 3 июля 1998 г.] [Электронный ресурс] URL: http://MHHo6pHayKH^/dociiments/1705/file/2368/98.07.24-124.pdf (дата обращения 29.07.2016).
127. О свободе совести и религиозных организациях: [закон СССР № 16891: принят 1 окт. 1990 г.: по состоянию на 4 июня 1991 г. № 2225-1] // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 41. -Ст. 813.
128. Основные положения социальной программы российских мусульман // Совет муфтиев России. - Ярославль: ДИА-пресс, 2001. - 45 с.
129. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс]. URL: https://rn.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 08.07.2016).
130. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благовести и к, 2001. - 192 с.
131. Особенности шафиитского мазхаба [Электронный ресурс]. URL: http://www.nado.znate.ru (дата обращения 12.05.2016).
132. Патриарх и Папа: историческая встреча / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3053 от 09.03.2016 г. [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=l 15608 (дата обращения 21.09.2016).
133. Перевезенцев, C.B. Больной хочет выздороветь. О духовно-нравственном состоянии современного российского общества / C.B. Перевезенцев [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?lD=35892 (дата обращения 24.06.2016).
134. Петров, А.П. Мессианство русской культуры: проблема продуцирования социокультурных феноменов архетипичного: автореф. дне. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Петров Андрей Павлович. - Екатеринбург, 2009. - 24
135. Петюкова, О.Н. Влияние религиозного фактора на формирование правосознания современного российского общества в контексте международного права / О.Н. Петюкова // Право и управление. XXI век. - 2008. - № 2. - С. 91-97.
136. Платонов, O.A. Русская цивилизация: история и идеология русского народа / O.A. Платонов // На пространствах империи: традиция, история, культура. -М.: Институт динамического консерватизма, 2012. - С. 33-44.
137. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое, 1713-1719,- СПб., 1830.-Т. 5. - С. 66-67.-№2734.
138. Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание первое: с 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб.: Тип. II Отд-ния собств. Е.И.В. канцелярии, 1830 (57)-48 т. Т.22: 1784-1788,- С. 51-52.
139. Прерывание беременности (аборты) по субъектам РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.Ri/bgd/regHl/bl l_34/TssWWW.exe/Stg/d01/0 l-46.htm (дата обращения 16.06.2016).
140. Проханов, А. А. Потребительство равносильно антирусскости / A.A. Проханов // Кризис России в контексте глобального кризиса. Составители Аверьянов В., Калашников M. - М.: Институт динамического консерватизма, ООО «Центральный издательский дом», 2013. - С. 217-218.
141. Пятьдесят четыре процента россиян одобряют введение цензуры в интернете [Электронный ресурс]. URL: http://www.securitylab.ai/news/459768.php (дата обращения 02.08.2016).
142. Равиль Гайнутдин: богословский межрелигиозный диалог можно начать с обсуждения Корана как «третьего завета» [Электронный ресурс] / Р. Гайнутдин // Благовест-инфо. URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=l 5835 (дата обращения 09.04.2015).
143. Садик, М. Права человека в Исламе / М. Садик, М. Йусйф. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2008. - 288 с.
144. Сакаф, М. Стенограмма проповеди [Электронный ресурс] / М. Сакаф.
URL : http://www. islam.ru/content/veroeshenie/sledovanie-za-prorokoin-
muxammadom-mir-emu-i-blagoslovenie-allaxa (дата обращения 18.01.2016).
145. Северо-Кавказский молодежный форум «Машук» [Электронный ресурс]. URL: http://www.Mainy^opyM^/ (дата обращения 23.12.2014).
146. Сеидова, Г.Н. Глобализация и традиционная мусульманская культура в Дагестане /Г.Н. Сеидова// Век глобализации. -2011. -№ 1. - С. 140-147.
147. Сергеев, С.А. Исламская (суфийская) мистика с точки зрения православного духовного опыта [Электронный ресурс] / С.А. Сергеев. URL: http://mission-center.conVm/traditional/394-islam/8949-isl-suf-mistika (дата обращения 03.06.2015).
148. Силантьев, P.A. Новейшая история исламского сообщества России / P.A. Силантьев. - M.: ИИПК «ИХТИОС», 2006.-632 с.
149. Ситарам, К. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситтирам, Г. Когделл //Человек. - 1992. - №4. - С. 33-41.
150. Смирнов, A.B. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии ибн Араби) [Электронный ресурс] / A.B. Смирнов. URL: http://smimov.iph.ras.ru/win/publictiVvelsh/ch3.htm (дата обращения 20.06.2015).
151. Смирнов, A.B. Каким может быть философское исламоведение9 Универсалистский, цивилизадионный, л огико-смысловой подходы / A.B. Смирнов // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. - М.: Языки славянских культур, 2012. - С. 21-34
152. Соловьев, B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-хТ. Т. 1/B.C. Соловьев.-М.: Мысль, 1988. - 656с.
153. Соловьев, В. С. Собрание сочинений в 2-х тт. Т. 1. -M.: Мысль, 1990. - 892 с,
154. Соловьев, С.М. Чтения и рассказы по истории России / С.М. Соловьев // Сост. Дмитриев С.С. - М.: Правда, 1990. - 768 с.
155. Сорокин, П.А. Современное состояние России / П.А.Сорокин // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М.: Наука, 1994. - С. 418-490.
156. Софронш (Сахаров). Старец Силуан / С. Сахаров. - Изд-во Св,-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011. - 528 с.
157. Статистика бракоразводных процессов в России в 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://molodsemja.ru/soveti/statistika-brakorazvodnyx-processov-v-rossii.html (дата обращения 16.06.2016).
158. Степанянц, М.Т. Философские аспекты суфизма / М.Т. Степанянц. -М., 1987.-192 с.
159. Степин, B.C. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция / B.C. Степин. - М.: Прогресс-традиция, 2010. - 743 с.
160. Суфизм // Философия: Энциклопедический словарь. Под редакцией A.A. Ивина. - М.: Гардарики, 2004 [Электронный ресурс]. URb: http://lib.co.ua/dict/ivina/filosotljaenciklopedicheskiy.jsp (дата обращения 09.06.2015).
161. Суюти, Д. Аль-хави лильфатави фи аль-фикх ва улум ат-тафсир. Т. 2 с. 134. [Электронный ресурс] / Д. Суюти. URL: http://www.sufizm.ru/taiTq/edinenie/7prmt_page (дата обращения 24.06.2015).
162. Сферы жизни общества [Электронный ресурс]. URL: http://\vww.grandars.ru/college/sociologiya/sfera-obshchestva.html (дата обращения 10.04.2016).
163. Табарра, Н. Контекст христиано-мусульманских контактов в Ливане и на арабском Востоке: мусульманская перспектива / Н. Табарра // Христианство и ислам в контексте современной культуры: Межрелигиозный диалог в России и на Ближнем Востоке / Под редакцией Д. Спивака, Н. Табарра. - СПб/Бейрут: ФКИЦ «Эйдос», 2009,- С. 216-224.
164. Тальберг, Н.Д.. История Русской Церкви / Н.Д. Тальберг. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 960 с,
165. Тахави. Акида [Электронный ресурс] / Тахави. URL: http://muhaj ir. netai.net/otpravl enoe2009/akida_tahavi. html (дата обращен и я 14.02.2015).
166. Третий завет Равиля Гайнутдина // НГ Религии [Сайт]. URL: http://\vww.ng.ru/ng_religii/2007-10-03/5_zavet.html (дата обращения 03.04.2015).
167. Тужба, Э.Н. Глобализация: основные измерения и подходы к пониманию / Э.Н. Тужба // Общество: социология, психология, педагогика. -2011. - № 1-2.-С. 13-20.
168. Фарапонова, М.А. Компаративистский анализ понимания личности в православии и исламе /М.А. Фарапонова // Теория и практика общественного развития. -2014. -№19. -С. 156-158.
169. Фарапонова, М.А. Православно-исламский диалог в современной России: основания и возможности / М.А. Фарапонова // Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №1.- С. 141-150.
170. Фарапонова, М.А. Роль государства в Российском православно-исламском диалоге / М.А. Фарапонова // Общество: философия, история, культура. - 2016. - №8. - С. 45-48.
171. Фарапонова, М.А. Свобода личности как основа совершенствования: православная концепция / М.А. Фарапонова // Время перемен: проблемы общества - ответы социологии: материалы Международной научно-практической конференции (ИТ Северо-Кавказские социологические чтения (Ставрополь, 14-15 ноября 2014).-Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015,- С. 101-104.
172. Фарапонова М.А. Фундаментальные основания православно-исламского диалога в России: мессианство и традиционализм / М.А. Фарапонова // Вестник ГТГЛУ. - 2015. - №3. - С. 301 - 309.
173. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения 12.07.2016).
174. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://MHHo6pHayKH^/documents/1705/file/2368/98.07.24-124.pdf (дата обращения 29.07.2016).
175. Федеральный Закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2015).
176. Федотова, H.H. Глобализация и изучение идентичности / H.H. Федотова// Знание. Понимание. Умение. -2011. -№ 1. - С. 72-80.
177. Философия: справочное пособие / С.Я. Подопригора, A.C. Подопригора. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 573 с.
178. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 576 с.
179. Философия: Энциклопедический словарь // Суфизм / Под редакцией A.A. И вина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
180. Философский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/philosophy/Aksiologija-48 (дата обращения 19.09.2015).
181. Филюшкин, А.И. История России с древнейших времен до 1801 г. / А.И. Филюшкин. - М.: Дрофа, 2004. - 336 с.
182. Франк, С. Л. С нами Бог / С.Л. Франк. - М.: ACT, 2003. - 750 с.
183. Фролова, Е.А. История средневековой арабо-мусульманской мысли / Е.А. Фролова [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-178922.html?page=6 (дата обращения 15.06.2015).
184. Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность [Электронный ресурс]. URL: muslem.ru (дата обращения 14.05.2016).
185. Хашими, М. А. Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны / М.А. Хашими // Пер. с араб. Яз. Нирша В. А. - М.: издатель Эжаев, 2003. - 413 с.
186. Хегглунд, Бенгт. История теологии / Б. Хегглунд. Пер. В.Ю. Володина. - СПб.: Изд-во «Светоч», 2001.-370 с.
187. Хэдли, С. Религиозное образование в европейских государственных школах / С. Хедли [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/070208191052.htm (дата обращения 05.07.2016).
188. Хомяков, A.C. «Мы - род избранный..» / A.C. Хомяков // Избранное: Лирика. Трагедии. - Тула: Приок. КН. Изд-во, 2004. - 544 с.
189. Хоружий, С.С. Диалог религий: исторический опыт и принципиальные основания / С.С. Хоружий // Христианство и ислам в контексте современной культуры: Межрелигиозный диалог в России и на Ближнем Востоке / Под редакцией Д. Спивака, Н. Табарра. - СПб/Бейрут: ФКИЦ «Эйдос», 2009. - С. 160-171.
190. Хоружий, С.С. К феноменологии аскезы. Д. Феория // Обожение [Электронный ресурс] / С.С. Хоружий. URL: http://azbyka.ru/dictionary/01/horuzhiy_k_fenomenologii askezy Ol -all. shtml (дата обращения 18.05.2015).
191. Хохлов, A.A. Православие и ислам в России: перспективы и вызовы / A.A. Хохлов // Гуманитарные науки в XXI веке: научный Интернет-журнал. 2015. -№5.-С. 69-78.
192. Чаплин, В. Православие и этические вопросы на повестке дня Всемирного совета церквей / В. Чаплин // Церковь и время. - 2005. - №3. - С. 71193. Человек с точки зрения исламской доктрины // Перевод с перс. яз. Насима Мирзоева. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. - 128 с.
194. Чумаков, А.Н. Язык как средство коммуникации и решения проблем в глобальном мире / А.Н. Чумаков// Вопросы философии. -2015. -№ 12. - С. 5-14.
195. Шмеман, А. Богослужение в секулярный век / А. Шмеман // Собрание статей, 1947 - 1983. - М.: Русский путь, 2011. - С. 72-84.
196. Шохин, В.К. «Диалог религии»: виртуальное понятие и реальное значение // Сборник пленарных докладов VII Международных Рождественских образовательных чтений. -М.: ОРОИКРПЦ, 2000. - С. 20-24.
197. Шохин, В.К. «Диалог религии»: виртуальное понятие и реальное значение [Электронный ресурс] / В.К. Шохин // URL: http://www.gumer.info/bogos1ov_Buks/Relig/Shoch DialRelig.php (дата обращения 12.04.2015).
198. Шохин, В.К. «Диалог религий»: идеология и практика: в 2-х ч. 4.1 / В.К. Шохин// Альфа и Омега. - 1997. -№1 (12). - С. 281-295.
199. Шохин, В.К. «Диалог религий»: идеология и практика: в 2-х ч. 4.2 / В.К. Шохин // Альфа и Омега. - 1997. - № 2(13). - С. 223-240.
200. Элбакян, Е.С. Глобализация в эпоху религии, религия в эпоху глобализации / Е.С. Элбакян // Религиоведение. -2013. -№ 3. - С. 149-163.
201. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Сост-ль Серов В. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/encSlov/15/188.htm (дата обращения 12.12.2015).
202. Basilii Magni Epistola 38 Gregorio fratri de discrimine essentiae et hypostasis //PG. T.32. Col. 332-333.
203. Lotze, R.G. Geschichte der Asthetik in Deutschland. Munch., 1868; в рус. пер. - Основания практич. Философии. СПБ, 1882. Пер. с нем. Я. Огуса //
Юридический вестник: Февраль. Издание Московского Юридического Общества. - М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1883, № 2. - С. 349-356
204. Macquarrie, Jolm. The Mediators. London: SCM Press Ltd, 1995. Pbk. ISBN: 0334026210.- 192 p.
205. Newmen J. Foundations of Religious Tolerance. Toronto: University of Toronto Press, 1982. - 184 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.