Межрелигиозный диалог в политическом процессе: история и современный контекст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат наук Оздемир Эрдоган
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат наук Оздемир Эрдоган
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ И
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
§ 1. Диалог как теоретическая парадигма
§2. Межрелигиозный диалог как политическая проекция диалоговой
парадигмы
§3. «Мединское соглашение» как политическое оформление
межрелигиозного диалога: историческая призма
§4. Межрелигиозный диалог в историко-политической перспективе
Глава И. МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРАНИ
ПРОБЛЕМЫ
§1. Политическая институционализация современного межрелигиозного
диалога
§2. Межрелигиозный диалог в политическом пространстве Турции
§3. Религиозные авторитеты как символы и акторы межрелигиозного
диалога: Фетхуллах Гюлен
§4. Православно-мусульманский диалог в России: концептуальные и
политические грани проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции2011 год, доктор политических наук Мчедлова, Мария Мирановна
Классификация видов межрелигиозного диалога2022 год, доктор наук Мельник Сергей Владиславович
Социально-философский анализ диалогичности религиозного сознания2014 год, кандидат наук Излученко, Татьяна Владимировна
Религиозный фактор современного политического процесса2012 год, доктор политических наук Станкевич, Галина Викторовна
Политический ислам в Турции: 70-е гг. XX-начало XXI вв.2005 год, кандидат исторических наук Буянов, Николай Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межрелигиозный диалог в политическом процессе: история и современный контекст»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За последние годы в потоках информации и новостных сообщений мы почти каждый день можем заметить две, казалось бы, противоречащие друг другу тенденции: попытки установления диалога между различными религиями, религиозными течениями и религиозными организациями с одной стороны, и непрекращающийся рост религиозного экстремизма, с другой.
Плохо коррелируются друг с другом активизация деятельности представителей политических, общественных и религиозных лидеров, направленная на упрочнение связей между различными сегментами как внутри общества, так и между обществами разных стран и культурно-цивилизационных пространств с усилением влияния религиозных лидеров экстремистского толка, а также религиозных экстремистских движений, чья популярность в современном мире во многом обуславливается социальными противоречиями и поисками различными обществами и отдельными индивидами социальной справедливости.
Не случайно всплеск достаточно широкого интереса к религиозным учениям с экстремистской составляющей коренится в углублении политических, экономических, социальных и духовных проблем современного мира, причем охватывающих не только страны т.н. «Третьего мира», но и развитые державы. Среди этих проблем особенно выделяются такие процессы, как глобализация, диспропорции в экономическом развитии, борьба за ресурсы, социальные противоречия, миграция и отмирание традиционных духовных ценностей и норм, наиболее болезненно воспринимаемых в обществах неевропейского цивилизационного ареала.
В условиях углубления межцивилизационных контактов нехватка
знаний о другйх культурах, непонимание и давление стереотипов,
порождающих страх перед «Другим», имплицируют необходимость поиска
политических механизмов снятия деструктивности. С другой стороны,
з
стремление вступающих в контакт социокультурных и политических сообществ сохранить свою идентичность в условиях современных амбивалентных тенденции - глобализации и фрагментации - приводят к настойчивому поиску опоры в нормах, традициях и наиболее устойчивых критериях идентичности, прежде всего религии. Зачастую это приводит к тому, что духовные лидеры и политические акторы религиозного характера используют религиозные и конфессиональные особенности в качестве целей, легитимации и идеологического сопровождения своей политической деятельности.
Диссертант делает попытку проанализировать данную проблему, рассмотреть межрелигиозный и межцивилизационный диалог как один из важнейших механизмов ее решения, а также изучить исторические примеры, в которых возможно искать модели мирного взаимодействия между различными этническими и религиозными общностями в рамках одного государства или принадлежащим к различным политическим образованиям.
О важности межрелигиозного диалога сейчас говорят и религиозные, и политические деятели. Так, патриарх Кирилл считает, что «межрелигиозный диалог должен стать сегодня важной частью общих усилий, направленных на построение мирных, справедливых отношений между народами, людьми разных национальностей, религиозных и политических взглядов»1. В свою очередь муфтий Равиль Гайнутдин говорит о «совместном противостоянии основных и традиционных российских религий проявлению духовно-нравственного нигилизма и агрессивности материалистической масс-культуры; а также о вкладе социального служения всех религиозных традиций России в преодолении кризисных явлений в обществе, в том числе демографического кризиса»; он подчеркивает принципы «братского
Патриарх Кирилл намерен развивать межрелигиозный диалог для построения справедливых международных отношений // Интерфакс. 22.07.2009. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=31170 (3.04.2012).
4
партнерства всех религиозных традиций России в деле отстаивания общих духовно-нравственных ценностей в многонациональной России» .
Данная диссертация актуальна как для Турции, имеющей сложный политический опыт в выстраивании на своей территории межрелигиозного и межнационального диалога, так и для России, специфика политического процесса которой во многом определяется параметрами взаимодействия приверженцев различных конфессий.
Для России актуальность диссертации объясняется еще и тем, что она исторически складывалась как полиэтническое и полирелигозное государство, которое имеет опыт мирного сосуществования в рамках него всех национальностей и религий на благо их самих и всей России. Однако с момента распада СССР и интеграции России в единое мировое пространство, проблемы межрелигиозных и межнациональных противоречий не обошли ее стороной, а угрозы экстремизма и терроризма являются болезненной действительностью последних десятилетий новой России. «Реальность сегодняшнего дня - рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества» .
Все вышесказанное демонстрирует актуальность диссертационного исследования, его своевременный характер, как для Турции - родины диссертанта, так и для России, т.к. на данный момент ощущается нехватка фундаментальных исследований вопроса о роли межрелигиозного диалога в политическом процессе, что отрицательно влияет на развитие межрелигиозного диалога, который мог бы способствовать укреплению гражданского общества в обеих странах.
2 Межрелигиозный диалог как фактор мира и взаимопонимания в обществе // Совет муфтиев России. URL: http://www.muslim.rU/l/cont/20/37/708.htm (3.04.2012).
3 Путин В. В. Россия: национальный вопрос // 2012 О Сайт Владимира Путина. 23 января
2012. URL: http://www.putin2012.ni/#article-2 (3.04.2012).
5
Степень научной разработанности проблемы. Роль межрелигиозного диалога в обществе и его влияние на политические процессы в современной России, стали предметом исследования не только политологии, но и социологии, юриспруденции, истории, философии, богословия.
Осмысление идеи диалога нашло выражение в трудах многих российских и зарубежных авторов. В России это, прежде всего, труды В. С. Соловьева, М. Бахтина, П. Флоренского, С. Л. Франка.
На Западе освещению феномена диалога религий посвящены труды К. Барта 4 , М. Бубера 5 , Г. Марселя 6 , Ф. Эбнера 7 , Ф. Розенцвейга 8 , О. Розеншток-Хюсси9 и др., где диалог рассматривается в его теологическом аспекте.
О феномене диалога как средства достижения коммуникативных целей писали Э. Левинас 10 , Э. Гуссерль 11 , А. Шюц 12 , П. Фрейре 13 , Д. Бом («бомовский диалог»)14 и др.
4 См.: Барт К. Барменская декларация // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX в. (Переводы) - М.: Наука, 1994.
5 См.: Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995 // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова. URL: http://lib.ru/FILOSOF/BUBER/ihunddu2.txt (3.04.2012); Бубер М. Проблема человека. - М.: ИНИОН , 1992.
6 См.: Марсель Г. Быть и иметь / Перевод И. Н. Полонской. - Новочеркасск: Сагуна, 1994; Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. - М., 1995.
7 См.: Эбнер Ф. Слово и духовные реальности: (Фрагменты) // От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. - Минск, 1997.
8 См.: Розенцвейг Ф. Новое мышление // Махлин В. JI. «Я и Другой» (истоки философии «диалога» XX в.). - СПб., 1995.
9 См.: Розеншток-Хюсси О. Бог заставляет нас говорить. - М.: Канон+«Реабилитация», 1998.
10 См.: Левинас Э. Время и другой = Le temps et l'autre; Гуманизм другого человека = Humanisme de l'autre homme / Пер. с фр. А. В. Парибка. - СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998.
11 См.: Гуссерль Э. Избранные работы / Сост.: В. В. Анашвили и др; сост. т. В. А. Куренной. - М.: Территория будущего, 2005. (Университетская библиотека Александра Погорельского. Серия «Философия»),
12 См.: Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ.: В. Г. Николаев и др.; сост.: Н. М. Смирнова; общ. и науч. ред., послесл. Н. М. Смирновой. - М.: РОССПЭН, 2004.
13 См.: Фрейре П. Педагогика угнетенных. - Нью-Йорк: Continuum, 1993; Фрейре П. Образование для критического сознания. - Нью-Йорк: Continuum, 1973.
6
Среди исследований о роли религии в общественно-политической жизни и о межрелигиозном диалоге как политической стратегии обращают на себя внимание работы Р. А. Абдулатипова, А. А. Нуруллаева, А.Р. Балаяна, М. П. Мчедлова, Л. М. Дробижевой, А. В. Логинова, М. М. Мчедловой, Ю. А. Гаврилова, А. Г. Шевченко, Е. Н. Кофановой, И. И. Ворониной, В. С. Глаголева15.
Проблемы взаимодействия приверженцев различных конфессий и политического оформления сосуществования приверженцев различных конфессий представлены в многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов, а также в ряде коллективных трудов16.
Исламом и исламо-православным диалогом занимаются, А. В. Авксентьев, С. Е. Бережной, Л. А. Баширов, В. О. Бобровников, А. В. Логинов, А. Г. Шевченко, Ю. А. Гаврилов, Д. В. Макаров,
14 См.: Böhm, D.; Factor, D. and Garrett, P. Dialogue - A proposal // The informal education archives. 1991; Böhm, D. On dialogue. - New York: Routledge, 1996.
15См.: Абдулатипов P. Г. Управление этнополигическими процессами: вопросы теории и практики. - М.: Славянский диалог, 2001; Логинов А. В. Российская философия XIX века о православно-мусульманском цивилизационном взаимодействии // Россия в современном диалоге цивилизаций / Отв. ред. А. В. Логинов. - М.: Культурная революция, 2008. С. 1768; Логинов А. В. Евразийская концепция славяно-тюркского суперэтнического синтеза: диалог православия и ислама // Там же. С. 69-98; Нуруллаев А. А., Нуруллаев Ал. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2003. № 4; Глаголев В. С. Христианские и секулярные аспекты социально-психологической категории «терпение» // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия "Symposium". Выпуск 5. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
16 См.: Россия в современном диалоге цивилизаций. - М.: Культурная революция, 2008; Россия: многообразие культур и глобализация / Отв. ред. И. К. Лисеев. - М.: «Канон+» РООГ «Реабилитация», 2010; От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции / Ред. С. С. Сулакшина. - М.: Научный эксперт, 2006; Диалог и партнерство цивилизаций: межконфессиональное и кросскультурное измерения / Колл. авт.; рук. серии - академик РАО и РАЕН Сухейль Фарах / Под общ. ред. академика О. А. Колобова - М. - Бейрут. -Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2010; Семедов С. А. Ислам в политике. Идеология и практика. - М.: Экон-информ, 2009; Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска / Ред. Ю. П. Зинченко, А. В. Логинов. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011.
7
Д. Б. Малышева, А. В. Малашенко, Ал. А. Нуруллаев, К. И. Поляков, К. М. Ханбабаев17 и др.
Терроризм на религиозной почве как политическую стратегию
18
исследуют В. Соболев, В. Е. Петрищев, Ф. Н. Ильясов и многие другие.
Международный терроризм как инструмент и порождение глобализационных процессов обстоятельно анализируется Ю. И. Авдеевым, Ю. М. Антоняном, О. А. Бельковым, Е. П. Кожушко, Б. С. Крыловым, В. Н. Кудрявцевым, Л. А. Лазутиным, У. Лакером, Е. Г. Ляховым, В. В. Лунеевым, В. Е. Петрищевым, К. Н. Салимовым, Л. В. Скворцовым, А. К. Субботиным, М. П. Требиным, К. Хиршманом19.
17 См.: Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь: Кн. изд-во, 1984; Бережной С. Е. Исламский фундаментализм на Юге России: Политологический анализ. Автореферат диссертации... кандидата политических наук: 23.00.02. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 2004; Бобровников В. О. Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): Мифы и реальность // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Московский Центр Карнеги. Под ред. А. Малашенко и М. Б. Олкотт. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001; Макаров Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. - М.: ЦСиПИ, 2000; Малышева Д. Б. Конфликты на Кавказе: Региональное и международное измерение. - М: ИМЭМО, 1996; Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Московский Центр Карнеги.
- М: Гендальф, 2001; Нуруллаев А. А., Нуруллаев Ал. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2003. № 4.
18 См.: Ильясов Ф. Н. Терроризм - от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 78-86.
19 См.: Авдеев Ю. И. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е. И. Степанова; РАН. Институт социологии. Центр конфликтологии. - М.: Эдиториал УРСС, 2000; Авдеев Ю. И. Терроризм как социально-политическое явление // Там же; Авдеев Ю. И. Типология терроризма // Там же; Антонян Ю. М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М.: Щит-М, 2001; Бельков О. А. Международный терроризм слова и смыслы // Власть. 2002. № 2; Кожушко Е. П. Современный терроризм: анализ основных направлений / Под общ. ред. А. Е. Тараса. - Минск: Харвест, 2000; Крылов Б. С. Проблема разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. - М.: ИЗиСП, 1995. С. 43-54; Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. - М.: Юристъ, 2003; Кудрявцев В. Г. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. - М.: Изд. дом «Форум»: ИНФРА-М, 1998; Лазутин Л. А. К вопросу о понятии и формах проявления международного терроризма // Российский юридический журнал. Екатеринбург, 2000. № 2; Laqueur, W. No End to War: Terrorism in the Twenty-first Century.
- Continuum International Publishing Group, 2004; Лунев В. В. Глобализация и преступность // Государство и право. 2003. № 6; Лунев В. В. Организованная преступность, уголовный терроризм в условиях глобализации // Социологические исследования. 2002. №5;
8
В турецком обществознании следует отметить разработку проблемы диалога в исламской религии и межрелигиозного диалога в политических координатах, что нашло отражение в трудах Бекир Карлыага (Bekir Karliga), Хайреттин Караман (Hayrettin Karaman), Салих Туг (Salih Tug), Рещит
Хайламаз (Re§it Havlamaz), Эргун Чапан (Ergun £арап), Ибрагим Джанан
20
(Ibrahim Canan), Мухаммед Эбу Захра (Muhammed Ebu Zahra) .
Важно подчеркнуть, что большую работу по изучению межрелигиозного диалога и связанных с ним круга проблем проводят Ватикан, протестантские деноминации, исламские организации, международные и межгосударственные организации и фонды21.
Лунев В. В. Политическая, социальная и экономическая несправедливость в мире и терроризм // Общественные науки и современность. 2004. № 3; Лунеев В. В. Терроризм и организованная преступность // Высокотехнологичный терроризм: Материалы российско-американского семинара. - М.: РАН, 2002; Лунев В. В. Терроризм и организованная преступность: национальные и транснациональные аспекты // Организованная преступность, терроризм, коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах. 2003. №2; ЛяховЕ. Г. Терроризм и межгосударственные отношения. - М.: Международные отношения, 1991; Ляхов Е. Г., ПоповА. В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1999; Петрищев В. Е. Заметки о терроризме. - М.: Эдиториал УРСС, 2001; СалимовК. Н. Современные проблемы терроризма. - М.: Щит-М, 2000; Скворцов Л. В. Общество и насилие // Октябрь. 1997. №1; Скворцов Л. В. Современный терроризм: состояние и перспективы. - М., 2000; Субботин А. К. Некоторые аспекты мирового развития и терроризм в условиях глобализации // Актуальные проблемы Европы. 2003. № 1; Требин М. П. Терроризм в XXI веке Минск: Харвест, 2003; Хиршман К. Меняющееся обличье терроризма. Международный терроризм и право: Реферативный сборник. - М.: ИНИОН РАН, 2002.
20 См.: Bekir Karliga. Açiliç Konuçmasi. Kultiirlerarasi Diyalog Sempozyumu; Kting, H.; Kuschcl, K.-J. Evrensel Bir Ahlaka Dogra (trcm. Nevzat Y. Açikoglu). - Ankara: Gun Yayincilik, 1995; Karaman, H. Dinlerarasi Diyalog Nedir? - Istanbul: Ufuk Kitaplari, 2005; Tug, S. Islam Ulkelerinde Anayasa Hareketleri. - Istanbul: îrfan Yaymevi, 1969; Hamidullah, M. ïslâm Peygamberi \ Çev. S. Tug. - Istanbul: îrfan Yayinevi, 1981; Haylamaz, R. Gôntil Tahtimizm E§siz Sultani Efendimiz sav. Içik Yayinlan, îzmir, 2007. S. 613-616. II.Tom. 6-e издание; Çapan, E. îslama gôre terôr ve intihar saldmlan, îzmir, 2004; Canan, î. Hadis Asiklopedisi Kiitub-i Sitte. T. 17. - Istanbul, 1992; Muhammed Ebu Zahra. îslamda savaç kavrami (Понятие войны в исламе) / Çev. C.Karaagaçli. - îstanbul: Fikir yayinlan, 1976.
21 См., например: Pontifical Council for Inter-religious Dialogue // Vatican. URL: http://www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/interelg/ (3.04.2012); Зайцева Ю. Межрелигиозный диалог. В Москве прошла конференция, посвященная межрелигиозному диалогу // Protestant.ru. Миру о протестантах. Протестантам друг о друге. 29.04.2010. URL: http://www.protestant.ru/news/politics/inrussia/article/65011 (3.04.2012); International Coalition for Religious Freedom. URL: http://www.religiousfreedom.com/ (3.04.2012); International Religious Liberty. Association (IRLA) (Международная ассоциация религиозной свободы
9
Необходимо отметить, что диссертант использовал большое количество первоисточников на турецком языке, им была проведена достаточно обширная переводческая работа по теме диссертации. Это является немаловажным вкладом в исследование данной темы в России, а также позволяет увидеть взгляд на данную проблему со стороны Турции, что пока не очень освещено в российской науке, но является интересным направлением в связи с рядом особенностей, сближающих Россию и Турцию, о которых много сказано в диссертации. Таким образом, можно говорить о том, что это делает работу более всесторонней и подчеркивает ее новизну.
Основной целью работы является выявление механизмов межрелигиозного диалога, обеспечивающих в политических координатах возможность преодоления межрелигиозных, межнациональных и межцивилизационных конфликтов.
Цель диссертации предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
1) уточнить понятие «межрелигиозный диалог» как политической стратегии на основании анализа основных социально-политических концепций и подходов;
2) исследовать роль диалога в политическом пространстве на примерах реальности успешного сосуществования в рамках одного государственного образования различных этнических и религиозных общностей;
(МАРС)). URL: http://irla.org/ (3.04.2012); Совет Муфтиев России. URL: http://www.muslim.ru/ (3.04.2012); International Council of Christians and Jews (ICCJ), United Communities of Spirit (UCS), Inter-religious Coordinating Council (ICCI), Association of Interfaith Ministers (AIM), Council for a Parliament of the World's Religions (CPWR), Institute for Christian and Jewish Studies (ICJS), Inter Religious Federation for World Peace (IRFWP), Institute for Ecumenical and Cultural Research (IECR), Association of Interfaith clergy, Religious Organizations and Spiritual Institutions, Interfaith Center of New York (ICNY), The Interfaith Council of Greater New York, Interfaith Family, Interfaith Voices (IFV), Interfaith Ministries for Greater Houston (IMGH), International Association for Religious Freedom (IARF), International Fellowship of Christians and Jews (IFCJ), Anti-Defamation League (ADL), Three Faiths Forum, World Congress of Faiths (WCF), World Conference of Religions for Peace (WCRP), Worldwide Faith News (WFN), World Scripture (WS); Мир религий. URL: http://www.religio.ru (3.04.201.2).
3) рассмотреть пути институционализации политического диалога;
4) изучить возможности политических, общественных и религиозных лидеров как субъектов межрелигиозного диалога на примере одного из авторов идеи межрелигиозного понимания, зародившейся еще в 80-х гг. XX века, Фетхуллаха Гюлена22;
5) проанализировать функции межрелигиозного диалога как политического инструмента противодействия экстремизму и терроризму;
6) продемонстрировать опыт турецкого и российского обществ как примеров сохранения государственности на основе концепции «единства в многообразии».
Объект исследования - политические процессы, связанные с выстраиванием межрелигиозного диалога в истории и современности. Предмет исследования - межрелигиозный диалог как политическая стратегия и технология политического взаимодействия в условиях религиозного многообразия.
Хронологические рамки исследования широко раздвинуты автором и составляют многовековой временной период, начиная с момента выработки Мединского соглашения в 622 г. н.э. и до сегодняшнего дня. Однако важно отметить, что автор не рассматривает весь этот период, а лишь ретроспективно обращается к некоторым историческим аспектам для иллюстрации существования в истории человечества успешного опыта межрелигиозного диалога.
Теоретическую базу исследования составляют работы российских и европейских авторов, посвящавших свои работы осмыслению идей диалога и его межрелигиозной проекции в политическом процессе, а также материалы,
22 Фетхуллах Гюлен - крупный авторитет мусульманского мира, ученый-богослов, проповедник из Турции, известный как один из основателей политики межрелигиозного понимания, заложивший основы исламского отношения к межрелигиозному диалогу как политической ценности. Неоднозначность оценки личности Ф. Гюлена, связанная с политическими предпочтениями и трактовками его деятельности, не умаляет его усилий по установлению межрелигиозного диалога.
публикуемые международными и государственными религиозными организациями и фондами, в т.ч. российскими, турецкими и западными. Особая роль отведена теоретическим работам, затрагивающим религиозное измерение современного политического развития в параметрах межрелигиозного диалога. Автором в полной мере были использованы концептуальные положения и методологические подходы теоретических наработок Исследовательского Центра «Религия в современном обществе»
23
Института социологии РАН .
Методологической базой исследования выступил комплекс методов, эвристически и гносеологически оправданных целями и задачами диссертационной работы: совокупность общелогических и общенаучных методов дедукции и индукции, восхождения от абстрактного к конкретному, анализа и синтеза, позволивший обеспечить корректное соотношение аргументов и выводов, а также обеспечить концептуальную логику исследования.
Диалоговый подход явился теоретико-концептуальным основанием рассмотрения межрелигиозного диалога как политической стратегии. Методологическая констатация инверсии политических и неполитических сфер в современности послужила основой обоснования политического измерения межрелигизного диалога. Метод содержательной реконструкции феноменов позволил выявить принципы и особенности межрелигиозного
23 См.: Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. / Отв. ред. М. П. Мчедлов. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Культурная революция, 2009; Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах / Отв. ред. М. П. Мчедлов. - М.: Институт социологии РАН, 2008; Россия в современно диалоге цивилизаций / Отв. ред. А.В.Логинов. - М.: Культурная революция, 2008; Мчедлова М. М., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Религия и общество в России: межконфессиональные отношения и противодействие экстремизму // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 8. / Отв. ред. М. К. Горшков. - М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 343-356; Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Мусульманство в истории и культуре народов России: исламская составляющая российской цивилизации. -М.: Институт наследия, 2007; Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Ислам и православно-мусульманские отношения в России в зеркале истории и социологии. - М.: Культурная революция, 2010.
диалога как политической стратегии применительно к Мединскому соглашению и инициативам Второго Ватиканского Собора. Методы соотношения исторического и логического позволили вычленить общее и особенное в политических проекциях межрелигиозного диалога в различные исторические периоды и в различных политических традициях. Социокультурный и цивилизационный подходы были использованы при анализе места и роли межрелигиозного диалога в современном политическом процессе в России и Турции.
Эмпирическую и источниковую базу исследования составляют нормативные документы, материалы конференций и круглых столов, доклады и заявления религиозных, политических и общественных деятелей, научные исследования специалистов, аналитические статьи, официальные сайты общественных и религиозных организаций, другие интернет-ресурсы, словари, а также материалы на иностранных языках.
Перечисленные материалы подразделяются на следующие группы:
1. официальные документы, законы24, резолюции и декларации25, устанавливающие и регулирующие принципы межрелигиозного диалога;
24 См.: Федеральный закон от 26 марта 2000 года № 45-ФЗ «О внесении изменений в пункт 4 статьи 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"» // Российская газета. 30.03.2000. № 62; Федеральный закон от 21 марта 2002 года № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (с изменениями и дополнениями)» // Российская газета. 26.03.2002. № 53 (вступает в силу с 1 июля 2002 года); Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, пп. 10, 20, 82. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (3.04.2012).
25 См.: Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // ООН. Декларации. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (3.04.2012). Статья 1; Каирская декларация прав человека. Каир, 5 августа 1990 года // Викитека. Свободная сетевая библиотека на русском языке. URL: Ь«р://ги^к1зоигсе.о^^к1Жаирская_декларация_прав_человека (2.04.2012); Диалог высокого уровня по поощрению межрелигиозного и межкультурного взаимопонимания и сотрудничества на благо мира. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН // ООН. URL: http://daccess-dds-ny.un.0rg/doc/UNDOC/GEN/NO6/510/53/PDF/N0651053 ,pdf?OpenElement (4.02.2012); Декларация мирового этоса / Парламент религий мира. 4 сентября 1993, Чикаго, США / Пер. Е. В. Середкиной /У Антропология. Web-кафедра философской
13
2. материалы конференций, круглых столов, доклады религиозных, политических и общественных деятелей, в которых рассматриваются проблемы, возникающие на пути политической институционализации межрелигиозного диалога, а также делаются попытки поиска путей урегулирования существующих межрелигиозных противоречий;
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Проблемы борьбы с религиозным экстремизмом в Ферганской долине в условиях глобализации2009 год, кандидат политических наук Козукулов, Тимур Алимбекович
Личностная модель межрелигиозного диалога: на примере православия и хасидизма Хабад2013 год, кандидат наук Мельник, Сергей Владиславович
Религиозный экстремизм в современной России: проблемы теоретической интерпретации и политической практики2010 год, кандидат политических наук Плужников, Евгений Николаевич
Исламский фактор в Турции и его влияние на вступление в Европейский Союз: политологический анализ2009 год, кандидат политических наук Разливаев, Антон Алексеевич
Политизация ислама как фактор современного политического процесса: на материалах Северного Кавказа2010 год, кандидат политических наук Зинченко, Максим Сергеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Оздемир Эрдоган, 2012 год
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты, декларации и резолюции международных и государственных организаций
1. Декларация мирового этоса / Парламент религий мира. 4 сентября 1993, Чикаго, США / Пер. Е. В. Середкиной // Антропология. Web-кафедра философской антропологии. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/documents/weltethos.html (2.04.2012).
2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // ООН. Декларации. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (3.04.2012).
3. Диалог высокого уровня по поощрению межрелигиозного и межкультурного взаимопонимания и сотрудничества на благо мира. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН // ООН. URL: http://daccess-dds-ny ,un.org/doc/UNDOC/GEN/N06/510/53/PDF/N0651053 .pdf?OpenElement (4.02.2012)
4. Заседание президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия. Уфа, 11 февраля 2011 года // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/news/10312 (2.04.2012).
5. Каирская декларация прав человека. Каир, 5 августа 1990 года // Викитека. Свободная сетевая библиотека на русском языке. URL: http://ru.wikisource.org/wiki/Kaиpcкaя_дeклapaция_пpaв_чeлoвeкa (2.04.2012).
6. Путин В. Выступление на открытии Всемирного саммита религиозных лидеров. 3 июля 2006 года // Президент России. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2006/07/03/2108_type63374type63376type82634 _108152.shtml (2.04.2012).
7. Путин В. В. Россия: национальный вопрос// 2012 © Сайт Владимира
Путина. 23.января 2012. URL: http://www.putin2012.ru/#article-2 (3.04.2012).
136
8. Резолюция // От террора к планетарной этике: Религии и мир. Международный форум. Москва, 7-8 июня 2005 г. С. 104-105.
9. Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Совет безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (3.04.2012).
10.Федеральный закон от 21 марта 2002 года № 31-Ф3 «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (с изменениями и дополнениями)» // Российская газета. 26.03.2002. № 53.
11. Федеральный закон от 26 марта 2000 года № 45-ФЗ «О внесении изменений в пункт 4 статьи 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"» //Российская газета. 30.03.2000. № 62.
12.ЮНЕСКО развивает межкультурный и межрелигиозный диалог // Бюро ЮНЕСКО в Москве. 10.10.2007. URL: http://www.unesco.org/new/ru/moscow/about-this-office/single-view/news/unesco_promotes_intercultural_and_interreligious_dialogue/ (3.04.2012).
Книги, статьи и проповеди религиозных деятелей, религиозные
сайты
13.Введение из специального выпуска журнала "The Muslim World" // Fethullah Gülen. 7.09.2006. URL: http://ru.fgulen.com/content/view/2198/16/ (2.04.2012).
14.[Гюлен Ф.] 1996. Хроника жизни // Fethullah Gülen. URL: http://ru.fgulen.com (3.04.2012).
15. Джихад // Blox. Дгги Адама. URL: http://childrenofadam.blox.ua/html/1310721,262146,14,15.html?3,2011 (2.04.2012).
16.Джордж Морович и сопутствующая ему делегация нанесли визит Гюлену // Fethullah Gülen. Хроника жизни. 21.11.1997. URL: http://ru.fgulen.c0m/c0ntent/view/l 816/20 (3.04.2012).
17.Журнал "The Muslim World" (Мусульманский мир) // Fethullah Gülen. URL: http://ru.fgulen.com/content/categoiy/307/312/16/ (2.04.2012).
18. Зайцева Ю. Межрелигиозный диалог. В Москве прошла конференция, посвященная межрелигиозному диалогу // Protestant.ru. Миру о протестантах. Протестантам друг о друге. 29.04.2010. URL: http://www.protestant.ru/news/politics/inrussia/article/65011 (3.04.2012)
19.Каждая истинная культура представляет собой диалог // Радио Ватикана. 25.05.2010. URL: http://www.radiovaticana.org/rus/articolo.asp?c=395515 (2.04.2012).
20.Кондрусевич Т. Доклад митрополита Тадеуша Кондрусевича на тему «Декларация "Nostra Aetate" и развитие межрелигиозного диалога» на конференции «Ислам и христианство: на пути к диалогу», 24 ноября 2005 г. // Портал-Credo.Ru. 25.11.2005. URL: http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=38378 (3.04.2012).
21. Коран. Пер. И. Ю. Крачковского. -М.: АНС-ПРИНТ, 1990. -512 с.
22.КуртцЛ. Р. Парадокс Гюлена: сочетание приверженности с терпимостью // Fethullah Gülen. 12.12.2006. URL: http://ru.fgulen.com/content/view/2204 (2.04.2012).
23.Межрелигиозный диалог и современность // Мир религий. URL: http://www.religio.ru/relisoc/161_save.html (3.04.2012).
24.Межрелигиозный диалог как фактор мира и взаимопонимания в обществе // Совет муфтиев России. URL: http://www.muslim.rU/l/cont/20/37/708.htm (3.04.2012).
25. Межрелигиозный диалог и современность // Мир религий. 2001. URL: http://www.religio.ru/relisoc/161_save.html (2.04.2012).
26.Мир религий. URL: http://www.religio.ru (3.04.2012).
27.Митрополит Иларион (Алфеев). URL: http://hilarion.ru/ (3.04.2012).
138
28.Мичел Т. Фетхуллах Гюлен как просветитель и религиозный учитель // The Fountain. 2000. С. 101-113. Цитируется по: КуртцЛ. Р. Парадокс Гюлена: сочетание приверженности с терпимостью // Fethullah Giilen. 12.12.2006. URL: http://ru.fgulen.com/content/view/2204 (2.04.2012).
29.Мусульманину вручен орден русской православной церкви // Русская линия. Православное информационное агентство. 10.04.1999. http://rusk.ru/newsdata.php?idar=704742 (2.04.2012).
30.Муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Биография. История. Жизнь. URL: http://www.ravilhazrat.ru/ (3.04.2012).
31. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. 12.09.2005. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (3.04.2012).
32. Парламент религий в Австралии // Iran Radio Islam. Irib World Service. 19.01.2010. URL: http://russian.irib.ir/radioislam/2010-08-31-12-33-40/2010-01 -13-15-03-15/item/1463 88-парламент-религий-в-австралии (2.04.2012).
33.Религиозные основы межконфессионального диалога в Исламе // Kurman.ru. 06.07.2008. URL: http://www.arminerussia.ru/islam/print:page, 1,280-religioznye-osnovy-mezhkonfessionalnogo-dialoga-v.html (3.04.2012).
34.Сарытопрак 3. Введение из специального выпуска журнала «Мусульманский мир» // Fethullah Giilen. 07.09.2006. URL: http://ru.fgulen.com/content/view/2198/16/ (3.04.2012).
35.Совет Муфтиев России. URL: http://www.muslim.ru/ (3.04.2012).
36.Сюкияйнен Р. Л. Религия, право и исламская мысль в Современной Турции // Fethullah Giilen. 12.01.2009. URL: http://ru.fgulen.eom/content/view/2268/l 8/ (2.04.2012).
37.Declaration on the Relation of the Church to Non-Christian Religions Nostra Aetate Proclaimed by His Holiness Pope Paul VI on October 28, 1965 // Vatican. Url:
139
http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_decl_l 9651028_nostra-Aetate_en.html (3.04.2012).
38.Ecclesiam Suam. Encyclical of Pope Paul VI. August 6, 1964 // Vatican. URL : http ://www. Vatican. va/holy_father/paul_vi/encyclicals/documents/hf_p-vi_enc_06081964_ecclesiam_en.html (3.04.2012).
39.Fethullah Giilen. URL: http://ru.fgulen.com (3.04.2012).
40.îmam E§-§atibi. El-Î'tisam. Çev. Ahmet îyibildiren. - Istanbul: Kitap Dunyasi Yayinlan, 2011. - 704 c.
41. International Coalition for Religious Freedom. URL: http://www.religiousfreedom.com/(3.04.2012).
42.International Religious Liberty Association (IRLA). URL: http://irla.org/ (3.04.2012).
43.IOCC Delivers Emergency Food Supplies to Children in Gaza // IOCC. International Orthodox Christian Cherities. 09.01.2009. URL: http://www.iocc.org/news/1 -09-09gaza.aspx (3.04.2012).
44.Major Religions of the World. Ranked by Number of Adherents. 9 August 2007 // Adherents.com: National & World Religion Statistics - Church Statistics - World Religions. URL:
http://www.adherents.com/Religions_By_Adherents.html (2.04.2012).
45.Pontifical Council for Inter-religious Dialogue // Vatican. URL: http://www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/interelg/ (3.04.2012)
46.Muhammed Ebu Zahra. ïslamda savaç kavrami (Понятие войны в исламе) \ Çev. С. Karaagaçli. - Istanbul: Fikir yaymlari, 1976. - 133 с.
Исследования российских и зарубежных ученых
47. Абдулатипов Р. Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. - М.: Мысль, 2002. -317 с.
48. Абдулатипов Р. Г. Управление этнополигическими процессами: вопросы теории и практики. — М.: Славянский диалог, 2001. - 479 с.
49. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Пер. И. Г. Ясавеева. Под ред. С. А. Ерофеева. - М.: Экономика, 2004. - 620 с.
140
50. Авдеев Ю. И. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е. И. Степанова; РАН. Институт социологии. Центр конфликтологии. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - С. 157-176.
51. Авдеев Ю. И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е. И. Степанова; РАН. Институт социологии. Центр конфликтологии. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 36-54.
52. Авдеев Ю. И. Типология терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е. И. Степанова; РАН. Институт социологии. Центр конфликтологии. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 54-72.
53.Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1984.-287 с.
54.АнтонянЮ. М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М.: Щит-М, 2001. - 279 с.
55. Арбатов А. Куда летит «птица-тройка»? // Слово не воробей [Текст] / Ред. Ю.Т.Шилов. - М.: Панъинтер, 2001. (100 откровений современной российской элиты). Т. 1. С. 97-102.
56. Армстронг К. Мухаммад: История Пророков / Пер. с англ. - М.: София, 2008. - 448 с.
57.Баранов X. К. Арабско-русский словарь. - М.: Изд. Валерий Костин, 2007. -944 с.
5 8. Барт К. Барменская декларация // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX в. (Переводы). -М.: Наука, 1994. С. 45-53.
59.Баширов Л. А. Исламо-Православный диалог: состояние и перспективы развития // Мир и Согласие. 2008. № 1 (34). С. 32-48.
60.Баширов Л. А. Учение ислама о войне и мире / Власть. 2010. № 10. С. 102-105.
61.Бельков О. А. Международный терроризм слова и смыслы // Власть. 2002. №2. С. 17-24.
62.Бережной С. Е. Исламский фундаментализм на Юге России: Политологический анализ. Автореферат диссертации... кандидата политических наук: 23.00.02. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 2004. — 22 с.
63.Бизнес на Северном Кавказе: трудно, но может быть выгодно // РиаНовости. 01.04.2010. URL: http://www.rian.ru/economy/20100401/21768137Lhtml (2.04.2012).
64.Бобровников В. О. Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): Мифы и реальность // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Московский Центр Карнеги. Под ред. А. Малашенко и М. Б. Олкотт. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001. - 320 с.
65. Бой с гидрой. Кто придёт на смену Сайду Бурятскому //Время новостей. 10.03.2010. URL: http.7/www.vremya.ru/2010/38/4/249175.html (2.04.2012).
66. Большая Российская Энциклопедия / Председатель научного редакционного совета Ю. С. Осипов. - М.: БРЭ, 2007.
67. Борисов О. С. Проблема институализации религиозного сознания в культуре. - СПб.: ООО «Издательство "Диалог"», 2006. - 404 с.
68.Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 462 с. // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова. URL: http://lib.ru/FILOSOF/BUBER/ihunddu2.txt (3.04.2012).
69.Бубер М. Проблема человека. - М.: ИНИОН , 1992. -146 с.
70. Булач А. Мединское соглашение // От террора к планетарной этике: Религии и мир. Международный форум. Москва, 7-8 июня 2005 г. С. 67-68.
71.ВайдлихВ. Социодинамика: Системный подход к математическому моделированию в социальных науках / Пер. с англ. С. JI. Котлярова. Под ред. Ю. С. Попкова, А. Е. Семечкина. 3-е изд. - М.: Едиториал УРСС, 2010. -480 с.
72. Василенко И. А. Политическая глобалистика. - М.: Логос, 2000. -
360 с.
73. Васильева О. Совет по делам религий возрождаться не должен -эксперт // Интерфакс. 16.06.2009. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=30636 (3.04.2012).
74.В Дагестане застрелили религиозного деятеля // Интерфакс, 28.10.2011. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=42818 (2.04.2012).
75.В Дагестане убит имам сельской мечети, возбуждено уголовное дело // Newsru.com. 16.09.2011. URL: http://www.newsru.com/religy/16sep2011/daiziev.html (2.04.2012).
76.Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Работы М. Вебера по соци ологии религии и культуре. Вып. 1. - М.: ИНИОН, 1991. С. 4-24.
77.Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. / Отв. ред. М. П. Мчедлов. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Культурная революция, 2009. - 400 с.
78. Воронина И. И. Идентичность и толерантность в многоукладности российской культуры // Толерантность в культуре и процессе глобализации / Учреждение Российской академии наук Институт философии РАН, Академия гуманитарных исследований. - М.: Гуманитарий, 2010. - 488 с.
79.Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Ислам и православно-мусульманские отношения в России в зеркале истории и социологии. - М.: Культурная революция, 2010. - 312 с.
80.Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Мусульманство в истории и культуре народов России: исламская составляющая российской цивилизации. - М.: Институт наследия, 2007. -475 с.
81. Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Православно-мусульманский диалог - неотъемлемый элемент российской идентичности // Россия в
современном диалоге цивилизаций. - М.: Культурная революция, 2008. С.168-202.
82. Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Русское мусульманство: история формирования идентичности // Религия в самосознании народа (Религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М. П. Мчедлов. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 126—160.
83. Гаджиев К. С. Введение в геополитику. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Издательская группа УРСС, 2000. - 432 с.
84. Гаджиев К. С. Геополитические горизонты России: контуры нового миропорядка. - М.: Экономика, 2007. - 750 с.
85. Гараджа В. И. Социология религии. - М.: ИНФРА-М., 2005. - 344 с.
86. Гидденс Э. Социология. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 627 с.
87.Глухова А. В. Политические конфликты: основания, типология, динамика: теоретико-методологический анализ. Изд. 2-е. -М.: УРСС, 2010. — 277 с.
88. Гринин J1. Е. Государство и исторический процесс: политический срез исторического процесса. Изд. 2-е. - М: УРСС, 2009. - 260 с.
89.Гуссерль Э. Избранные работы / Сост.: В. В. Анашвили и др. - М.: Территория будущего, 2005. - 458 с. (Университетская библиотека Александра Погорельского. Серия «Философия»).
90.Диалог и партнерство цивилизаций: межконфессиональное и кросскультурное измерения / Колл. авт.; рук. серии - академик РАО и РАЕН Сухейль Фарах / Под общ. ред. академика О. А. Колобова - М. - Бейрут. - Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2010. - 318 с.
91. Диалог // Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная он-лайн энциклопедия. URL: http://www.kmgosvet.ru/enc/gumanitamye_nauki/lingvistika/DIALOG.html (2.04.2012).
92. Дробижева Jl. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 373 с.
93. Ешилова X., Унал С. Фетуллах Гюлен: очерки перспективы, мнения / Пер. с англ. и тур. - М.: Новый Свет, 2006. - 157 с.
94. Журавский А. Ислам на II Ватиканском соборе // Религии мира: история и современность: Ежегодник / АН СССР. Институт востоковедения. Редкол.: И. Р. Григулевич (пред.) и др. - М.: Наука, 1986. С. 113-126.
95.Иванов А. Н. Развитие идеи диалога в западноевропейской философии // Знание. Понимание. Умение. 2008, №4. С. 238-236. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2008_4/Ivanov.pdf (3.04.2012).
96. Ильич Рамирес Санчес (Шакал Карлос) // Encyclopedia Terroristica. 05.11.2007. URL: http://terroristica.info/node/277 (2.04.2012).
97.Иноземцев В. Меняющийся облик международного терроризма // Le Monde. Май 2007. С. 20-21.
98. Иоанн Павел II / Биографический справочник // Хронос. Всемирная история в Интернете. URL: http://hrono.ru/biograf/bio_i/ioann_pavev2.php (3.04.2012).
99. Ирхин Ю. В. Политология: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Политология» / Россифская академия государственной службы при Президенте РФ, Российский университет дружбы народов. - М.: Экзамен, 2007. - 894 с.
100. Ислам и христианство: на пути к диалогу. К 40-летию принятия декларации Nostra Aetate / Под ред. А. Журавского / Серия «Диалог». - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 75 с.
101. Кётт А. Религия как контингентное решение общественной проблемы // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2006. №2. Реферативный журнал «Социальные и гуманитарные науки», серия 11
«Социология», Москва, 2006. С. 38-44.
145
102. Климович Jl. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М.: Политиздат, 1986. — 269 с.
103. КожушкоЕ. П. Современный терроризм: анализ основных направлений / Под общ. ред. А. Е. Тараса. - Минск: Харвест, 2000. - 448 с.
104. Крылов Б. С. Проблема разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. - М.: ИЗиСП, 1995. С. 4354.
105. Кторова А. Золотой ключик (В стране райской жизни и надежды) // Вестник. 12 мая 1998. №10(191). URL: http://www.vestnik.com/issues/98/0512/win/ktorova.htm (2.04.2012).
106. Кудрявцев В. Г. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. - М.: Изд. дом «Форум»: ИНФРА-М, 1998.-214 с.
107. Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. - М.: Юристъ, 2003.-349 с.
108. Лазутин Л. А. К вопросу о понятии и формах проявления международного терроризма // Российский юридический журнал. Екатеринбург, 2000. № 2. С. 54-66.
109. Левинас Э. Время и другой = Le temps et l'autre; Гуманизм другого человека = Humanisme de l'autre homme / Пер. с фр. А. В. Парибка. -СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998. -264 с.
110. Лифинцева Т. П. Философия диалога Мартина Бубера. - М.: Институт философии РАН, 1999. - 131 с.
111. ЛогиновА. В. Евразийская концепция славяно-тюркского суперэтнического синтеза: диалог православия и ислама // Россия в современном диалоге цивилизаций / Отв. ред. А. В. Логинов. - М.: Культурная революция, 2008. С. 69-98.
112. Логинов А. В. Российская философия XIX века о православно-мусульманском цивилизационном взаимодействии // Россия в современном диалоге цивилизаций. -М.: Культурная революция, 2008. С. 17-68.
113. ЛогиновА. В., МчедловаМ. М. Введение // Россия в современном диалоге цивилизаций. - М.: Культурная революция, 2008. С. 513.
114. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Парадигмы воспитания: от «войны тезаурусов» к «диалогу тезаурусов» // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2007. № 1. С. 68-72.
115. Лунев В. В. Глобализация и преступность // Государство и право. 2003. №6. С. 115-118.
116. Лунев В. В. Организованная преступность, уголовный терроризм в условиях глобализации // Социологические исследования. 2002. № 5. С. 6076.
117. Лунев В. В. Политическая, социальная и экономическая несправедливость в мире и терроризм // Общественные науки и современность. 2004. № 3. 81-88.
118. Лунев В. В. Терроризм и организованная преступность // Высокотехнологичный терроризм: Материалы российско-американского семинара. - М.: РАН, 2002. С. 58-72.
119. Лунев В. В. Терроризм и организованная преступность: национальные и транснациональные аспекты // Организованная преступность, терроризм, коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах. 2003. № 2. С. 21-39.
120. Ляхов Е. Г. Терроризм и межгосударственные отношения. - М.: Международные отношения, 1991. - 213 с.
121. ЛяховЕ. Г., ПоповА. В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1999.-340 с.
122. Мавляутдинов И. С. Трудовая этика ислама: региональные особенности Татарстана // Власть. 2009. Вып. 12. С. 95-97.
123. Макаров Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. - М.: ЦСиПИ, 2000. - 84 с.
124. Малашенко А. Заключение // Религия и глобализация на просторах Евразии [сборник] / Московский Центр Карнеги. Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. -М.: Неостром, 2005. С. 332- 338.
125. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Московский Центр Карнеги. - М: Гендальф, 2001. - 180 с.
126. Малышева Д. Б. Конфликты на Кавказе: Региональное и международное измерение. - М: ИМЭМО, 1996. - 37 с.
127. Мануйлова Д. Е. Социальные функции религии. - М.: Знание, 1975. -64 с.
128. Марсель Г. Быть и иметь / Перевод И.Н.Полонской. -Новочеркасск: Сагуна, 1994. - 159 с.
129. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. - М., 1995. - 187 с.
130. Мельников А. Где есть конфликт между США и мусульманскими странами, там как грибы растут школы Гюлена. «Майдан» для Анкары // Институт религии и политики. Источник: НГ-религии. 06.02.2008. URL: http://i-r-p.rn/page/stream-event/index-17891 .html (2.04.2012).
131. Мусульмане помогают восстанавливать в России храмы, а православные - мечети // Newsru.com. Религия и общество. 10.12.2010. URL: http://www.newsru.eom/religy/10dec2010/abbasov.html (3.04.2012).
132. Мусульмане .СНГ создают Консультативный совет // Интерфакс. 17.06.2009. URL: http ://www.interfax-religion.ru/typ/?act=news&div=30672 (2.04.2012).
133. МчедловМ. П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. -М.: Научная книга, 2005. - 447 с.
134. МчедловаМ. М. Диалог цивилизаций и эвристические возможности цивилизационной теории: новые оттенки понятий для новых явлений // Россия в современном диалоге цивилизаций. - М.: Культурная революция, 2008. С. 117-138.
135. МчедловаМ. М. Религиозность и политические изменения в России и Европе // V Всероссийский конгресс политологов. Тезисы докладов. - М., 20-22 ноября 2009. С. 301.
136. Мчедлова М. М., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Религия и общество в России: межконфессиональные отношения и противодействие экстремизму // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 8 / Отв. ред. М. К. Горшков. - М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 343-355.
137. Мюллер А. История ислама: от доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов / Пер. с нем. - М.: Астрель, 2004. - 211 с.
138. Мюллер А. История ислама: от мусульманской Персии до падения мусульманской Испании / Пер. с нем. - М.: Астрель, 2004. -893 с.
139. Новая философская энциклопедия. В 4 томах / Институт философии; Национальный общественно-научный фонд; Ред. совет
B. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов и др.- М.: Мысль, 2010.
140. Новикова А. Евразийский экономический союз могут создать к 2015 году // Известия. 19.10.2011. URL: http://www.izvestia.ru/news/504415 (2.04.2012).
141. Нуруллаев А. А. Межконфессиональный диалог как фактор гуманизации межрелигиозных и межнациональных отношений // Библиофонд. Библиотека научной и студенческой информации. URL: http .V/bibliofond.ru/view.aspx?id=106980 (3.04.2012).
142. Нуруллаев А. А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Политология. 2000. № 2.
C. 60-68.
143. Нуруллаев А. А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2001. № 3. С. 28-35.
144. Нуруллаев А. А., Нуруллаев Ал. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2003. № 4. С. 83-92.
145. Осипова Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма. - М.: ИСПИ РАН,
2000. - 303 см.
146. От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции / Ред. С. С. Сулакшина. -М.: Научный эксперт, 2006. - 175 с.
147. Папа Римский: Католики продолжат работу по возведению мостов дружбы с другими религиями // Российская газета. 17.09.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/09/17/papa-benedikt-anons.html (2.04.2012).
148. Парканский H. Россия как форпост Пан-Европы. Архитекторы ЕС видят его перспективы в формировании единого пространства от Владивостока до Ванкувера // Независимая. 22.09.2001. URL: http://www.ng.ru/ideas/2001-09-22/7_post.html (2.04.2012).
149. Патриарх Кирилл намерен развивать межрелигиозный диалог для построения справедливых международных отношений // Интерфакс. 22.07.2009. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=31170 (3.04.2012)
150. Петрищев В. Е. Антитеррористическая стратегия // Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом / Сост. В. JI. Шульц; Центр исслед. проблем безопасности РАН; Науч. совет при Совете Безопасности РФ. - M.: URSS, 2006. - 238 с.
151. Петрищев В. Е. Заметки о терроризме. - М.: Эдиториал УРСС,
2001.-288 с.
152. Петров В., ЗавражинК. Муфтии зовут на выборы. Дмитрий Медведев встретился с представителями мусульманского духовенства //
Российская газета. 21.11.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/ll/21/muftii.html (2.04.2012).
153. Продюсер: Мусульмане финансируют создание православных фильмов // Росбалт. Федерация. 02.11.2011. URL: http://www.rosbalt.ru/federal/2011/11/02/908116.html (3.04.2012).
154. РадугинА. Введение в религиоведение // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/radug/05.php (3.04.2012).
155. Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах / Отв. ред. М. П. Мчедлов. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 415 с.
156. Религия и глобализация на просторах Евразии [сборник] / Московский Центр Карнеги. Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. - М.: Неостром, 2005. - 343 с.
157. РозенцвейгФ. Новое мышление // МахлинВ. JI. «Я и Другой» (истоки философии «диалога» XX в.). - СПб., 1995.
158. Розеншток-Хюсси О. Бог заставляет нас говорить. - М.: Канон+«Реабилитация», 1998. - 286 с.
159. Романенко JI. М. Лики российской толерантности (Размышления участницы симпозиума) // Полис. 2002. № 6. С. 175-181.
160. Россия в современном диалоге цивилизаций / Отв. ред. А. В. Логинов. - М.: Культурная революция, 2008. - 400 с.
161. Россия: многообразие культур и глобализация / Отв. ред. И. К. Лисеев. - М.: «Канон+» РООГ «Реабилитация», 2010.
162. Руло Э. Добро, зло и «терроризм // Le Monde. Май 2007. С. 18-19.
163. РуткевичЕ. Д. Изменение мира и десекуляризация Запада: усиление роли американского евангелического протестантизма // Россия в современном диалоге цивилизаций / Институт Национальной Славы России, Институт социологии РАН, Центр «Религия в современном обществе». - М.: Культурная Революция, 2008. URL:
http://www.isras.ru/files/File/Publication/Izmenenie_mira_Rutkevich.pdf
(3.04.2012).
164. Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. - М.: Щит-М, 2000.-215 с.
165. СемедовС. А. Ислам в политике. Идеология и практика. - М.: Экон-информ, 2009. - 271 с.
166. Силаев Н. Банда сильнее рода // Эксперт. 11 августа 2008. № 31 (620). URL: http://expert.ru/expert/2008/31/banda_silnee_roda/ (3.04.2012).
167. Скворцов JL В. Общество и насилие // Октябрь. 1997. № 1.
168. Соболев В. «Терроризм беспощаден. Государства должны отвечать террористам тем же» // Индекс безопасности. 2006. № 1 (81). Т. 13. С. 25-32 / ПИР-Центр. Центр политических исследований России. URL: http://www.pircenter.org/data/publications/sirus 1/Sobolev.pdf (3.04.2012).
169. Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е. И. Степанова; РАН. Институт социологии. Центр конфликтологии. - М.: Букинист, 2000. - 240 с.
170. Субботин А. К. Некоторые аспекты мирового развития и терроризм в условиях глобализации // Актуальные проблемы Европы. 2003. № 1. С. 60-80.
171. Сюкияйнен JI. Р. Религия, право и исламская мысль в современной Турции // Турция на рубеже XX-XXI веков / Сост. и отв. ред. И. В. Зайцев и Н. Ю. Ульченко. - М.: Институт востоковедения РАН, 2008. С. 198-216.
172. ТребинМ. П. Терроризм в XXI веке. - Минск: Харвест, 2003. -
816 с.
173. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска / Ред. Ю. П. Зинченко, А.В.Логинов. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. -608 с.
174. Фрейре П. Образование для критического сознания. - Нью-Йорк: Continuum, 1973.
175. Фрейре П. Педагогика угнетенных. - Нью-Йорк: Continuum, 1993. -164 с.
176. ХабермасЮ. Вера и знание. Цит. по Шаповал Ю.В. Постсекулярное общество: полифония веры и разума http://www.rusnauka.eom/l 3 .DNI_2007/Philosophia/21343 .doc.htm (2.04.2012).
177. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. Под ред. Д. В. Скляднева, Б. В. Маркова. - СПБ.: Наука, 2000. -380 с.
178. Хамидуллах М. Ислам (Inition a I'lslam). Пер. с турецкого: А. Урмано, С. Муталов. 1-е изд. - М.: ООО «Издательская группа "Сад"», 2008. - 304 с.
179. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. С 33-48.
180. Хиршман К. Меняющееся обличье терроризма // Международный терроризм и право: Реферативный сборник. - М.: ИНИОН РАН, 2002. -С. 26-36.
181. Чадаев А. Путин. Его идеология. - М.: Европа, 2006. -230 с.
182. ШутовА. Межконфессиональные отношения в г.Москве: диагностика ситуации // Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.-аналит. Информ. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч-информ. исслед. - М., 2007. С. 10-23.
183. ШюцА. Избранное: мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ.: В. Г. Николаев и др.; сост.: Н. М. Смирнова; общ. и науч. ред., послесл. Н. М. Смирновой. - М.: РОССПЭН, 2004. - 1056 с.
184. Эбнер Ф. Слово и духовные реальности: (Фрагменты) // От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. - Минск:, 1997. - 513 с.
185. ЭкоУ., Мартини K.M. Диалог о вере и неверии / Пер. с итальянского. (Серия «Диалог»). 2-е изд. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. — 119 с.
186. Abd al-Malik Ibn Hishäm; Ishaq, I.; MuDammad Ibn IsDäq; Guillaume, A. The Life of Muhammad (Hardcover). A Translation of Ibn Ishakq's, Sirat Rasul Allah. - Oxford University Press, 1967. -813 p.
187. Akdag, M. Движение Фетхуллаха Гюлена // FPS Research Center. Центр изучения внешней политики и безопасности. URL: http://ru.forsecurity .org/движение-фетхуллаха-гюлена (2.04.2012).
188. Akiner, S. Sovyet Müslümanlari / Qev. Tufan Buzpmar, Ahmet Mutu. - Istanbul: insan Yayinlari, 1995. - 400 s.
189. Alpert, H. Emile Dürkheim and His Sociology. - New-York: Columbia University Press, 1939.
190. Aydm, M. S. Islam'in Evrenselligi. - istanbul: Ufiik Kitaplan, 2000. -
199 s.
191. Ban§ Köprüleri. Dünyaya A^ilan Türk Okullan 1. / Ed. Ortayli, I., Ate§, T. - istanbul: Ufuk Kitaplan, 2005. - 320 s.
192. Baubärot, J. Avrupa Birligi Ülkelerinde Dinier ve Laiklik. £ev. Fazli Arabaci. - istanbul: Ufuk Kitaplan, 2003. - 356 s.
193. Berger, P. L. Kutsal §emsiye. Dinin Sosyolojik Teorisinin Ana Unsurlan / Qev. Ali Co§kun. - istanbul: Ragbet Yayinlari, 2005. - 269 s.
194. Böhm, D. On dialogue. - New York: Routledge, 1996.
195. Böhm, D.; Factor, D. and Garrett, P. Dialogue - A proposal // The informal education archives. 1991.
196. Canan, i. Hadis Asiklopedisi Kütüb-i Sitte (Энциклопедия хадисов Пророка. В 18-ти томах). Т. 17. - Istanbul: Ak?ag Yayinlari, 1992.
197. £apan, E. intihar saldirilari ve islam // Islama göre terör ve intihar saldinlan / Ed. E. (>pan. - istanbul: I§ik yayinlan, 2004. S. 121-139.
198. Davutoglu, A. Stratejik Derinlik. Türkiye'nin Uluslararasi Konumu. Istanbul: Küre Yayinlari, 2004. - 584 s.
199. Ebü Süleyman. E§'as es-Sicistani. - Beyrut: Sünenu Ebi Davud, 1971.
200. Ergene, M. E. Gülen Hareketinin Analizi. Gelenegin Modern Qaga Tanikligi. - istanbul: Yeni Akademi Yayinlan, 2005. - 402 s.
201. Esposito, L. J. Islam Tehdidi Efsanesi / £ev. Omer Baldik, Ali Köse, Talip Kü?ükcan. - Istanbul: Ufuk Kitaplan, 2002. - 455 s.
202. Esposito, L. J.; Voll, O. L. Islamiyet ve Demokrasi / £ev. Ahmet Fethi. - istanbul: Sarmal Yayinevi,1998. - 320 s.
203. Giddens, A. Tarihsel Materyalizmin £agda§ Ele§tirisi / £ev. Ümit Tathcan. - istanbul: Paradigma Yayinlan, 2000. - 286 s.
204. Giddens, A. Ulus Devlet ve §iddet / £ev. Cumhur Atay. - istanbul: Devin Yayincilik, 2005. - 487 s.
205. Gultasli, S. Uzlasmada birlesmeliyiz // ZAMAN. 26.02.1998. URL: http://arsiv.zaman.com.tr/1998/02/26/guncel/dunya/!.html (3.04.2012)
206. Gumilyev, L. N. Kavimlerin Türeyi§i ve Yeryüzü Üzerindeki Ya§am Bölgeleri. Etnogenezis ve Yeryüzü Biyosferi / Qev. Nuri Eyüpoglu. - istanbul: Ötüken Ne§riyat A.§, 2001. - 532 s.
207. Günay, Ü. Din Sosyolojisi. - istanbul: insan Yayinlan, 2005. - 677 s.
208. Hamidullah, M. islam Peygamberi \ £ev. Salih Tug. - Istanbul: irfan Yayinevi, 1981. В 2-х томах. - 1142 с.
209. Hürriyet. URL: http://www.hurriyet.com.tr/anasayfa/ (3.04.2012).
210. islama göre terör ve intihar saldmlari / Ed. E. Qapan. - istanbul: I§ik yayinlan, 2004. - 190 c.
211. Karaman, H. Dinlerarasi Diyalog Nedir? - istanbul: Ufuk Kitaplan, 2005. - 103 s.
212. Karaman, H. islam ve Türkiye. - Istanbul: Ufuk Kitaplan, 2003. - 307
s.
213. Kaya, I. Взгляды Фетхуллаха Гюлена // FPS Research Center. Центр изучения внешней политики и безопасности. URL: http://ru.forsecurity.org/взгляды-фетхуллаха-гюлена (2.04.2012).
214. Кош, F. Tarihi bulu§ma (Историческая встреча) // ZAMAN. 8.04.1996. URL: http://arsiv.zaman.com.tr/1996/04/08/kose/gundem/index.html (3.04.2012).
215. Kose, A. Sekiilerizm Sorgulamyor. 21. Yuzyilda Dinin Gelecegi. -istanbul: Ufuk Kitaplan, 2002. - 246 s.
216. Kting, H.; Kuschcl, K.-J. Evrensel Bir Ahlaka Dogru (trcm. Nevzat Y. A§ikoglu). - Ankara: Giin Yaymcilik, 1995. - 136 s.
217. Laqueur, W. No End to War: Terrorism in the Twenty-first Century. -Continuum International Publishing Group, 2004.
218. Luckmann, T. Goriinmeyen Din. Modern Toplumda Din Problemi / gev. Ali Co§kun, Fuat Ay dm. - istanbul: Ragbet Yayinlari, 2003. -Ills.
219. Marshall, G. Sosyoloji Sozliigu. £ev. Osman Akinhay, Derya Komurcii. - Ankara: Bilim ve Sanat Yaymlan, 1999. -917 s.
220. Meric, C. Sosyoloji Notlan ve Konferanslar. - istanbul: ileti§im Yaymlan, 1993.-411 s.
221. Muslim World Dergisi Roportaj ve Makaleler Sagduyu £agrisi / Ed. S. N. Erkal- istanbul: I§ik Yaymlan, 2006. - 280 s.
222. Peters, E. F. Muhammad and the origins of Islam. - N.-Y.: State University of New York, 1994.
223. Re§it Haylamaz. Gonul Tahtimizin E§siz Sultam Efendimiz sav. -izmir: I§ik Yaymlan, 2007. T. 2. S. 613-616 (6-е издание).
224. Roy, O. Kiireselle§en islam / Qev. Haldun Bayri. - istanbul: Metis Yaymlan, 2003. - 194 s.
225. §ahin, F. ilk Islam Humanistleri. ihvam Safa Toplulugu ve insan Felsefesi. - istanbul: Onbir Eyliil Yaymlan, 2002. - 255 s.
226. Sezen, Y. Sosyoloji Afismdan Din. Dinin Sosyal Miiesseseler Uzerindeki Tesirleri. - istanbul: M.U. ilahiyat Fakiiltesi Vakfi Yaymlan, 1998. -247 s.
227. Taylor, С.; Appaiah, K.A.; Haberma, J.; Rockefeiler, S. C.; Walzer, M.; Wolf, S. / Ed. Gutmann A. Çokkûltûrcûlûk. Tanmma Politikasi. -Istanbul: Yapi Kredi Kültür Sanat Yaymcilik, 2005. -158 s.
228. Tug, S. islam Ülkelerinde Anayasa Hareketleri. - îstanbul: îrfan Yaymevi, 1969. - 343 s.
229. Türkdogan, O. Osmanlidan Günümüze Türk Toplum Yapisi. -îstanbul: Çamlica Yaymlan, 2002. - 790 s.
230. Uluengin, H. Hocaefendi ve Papa // Hürriyet. 11.02.1998. URL: http://hurarsiv.hurriyet.com.tr/goster/ShowNew.aspx7id~5996 (3.04.2012).
231. Vedâ Hutbesi // Diyanet ïçleri Baçkanligi. URL: http://www.diyanet.gov.tr/turkish/hutbe/vedahutbesi.asp (2.04.2012).
232. Wellhausen, J. Reste Arabischen Heidentums (1897). - State of Arizona: Kessinger Publishing, LLC, 2009. - 260 s.
233. Yelken, R. Cemaatin Dönü§ümü Genç Modern Dönemde Cemaat Sosyolojisi. - Ankara: Vadi Yayinlan, 1999. - 276 s.
234. Yilmaz, B. Goethe ve îslamiyet. - îstanbul: Tima§ Yayinlan, 1996. -
157 s.
Материалы симпозиумов и конференций
235. Глаголев В. С. Христианские и секулярные аспекты социально-психологической категории «терпение» // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия "Symposium". Выпуск 5. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 15-18.
236. 24 сентября 2009 года в Москве в Колонном зале Дома Союзов состоялась Международная конференция «Россия и Исламский мир: партнерство во имя стабильности» // Совет муфтиев России. Официальный сайт. URL: http://www.muslim.ru/l/cont/8/44/1823.htm (2.04.2012).
237. Китсикис Д. Роль религий в формировании мира в условиях глобализации // От террора к планетарной этике: Религии и мир. Международный форум. Москва, 7-8 июня 2005 г. С. 48-49.
157
238. Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Материалы международной конференции. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 13-16 сентября 2007 года / Под ред. В. К. Егорова. - М.: Издательство РАГС, 2008. - 848 с.
239. МухетдиновД. Новый многополярный мир XXI века: Ислам обосновывает принципы договора и совета // Диалог цивилизаций: мировой общественный форум. VI ежегодная сессия, остров Родос, Греция, 10 октября
2008 г. Секция 4. Религиозное сотрудничество как потенциал предотвращения цивилизационных и социальных конфликтов.
240. V Всероссийский конгресс политологов «Изменение в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября
2009 г. Тезисы докладов. - М: Российская ассоциация политической науки, 2009. - 544 с.
241. Руководящие принципы ответственного распространения религиозных взглядов и убеждений. Выработаны на конференции экспертов Международной ассоциации религиозной свобод / Религии мира. 2000 // Российское объединение исследователей религии. 15.06.2010. URL: http ://www.rusoir.ru/index_print.php?url=/ archiv/2010/06/15/ (3.04.2012).
242. Сюкияйнен JI. Р. Государственная политика в отношения ислама в странах СНГ: проблемы и перспективы // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. - М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007. С. 450-455.
243. Karliga, В. A?ili£ Konu§masi // Kültürlerarasi Diyalog Senipozyumu. - Istanbul, 25 ocak 2005. S. 14. (Выступление на симпозиуме по вопросам о межкультурном диалоге в Стамбуле 25 января 2005 г. профессора Кардыага Бекира.)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.