Роль Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ Русского централизованного государства: 1448-1539 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Романова, Ирина Валерьевна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Романова, Ирина Валерьевна
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. Грамоты московских митрополитов как предмет исторического исследования.
РАЗДЕЛ II. Деятельность Московской митрополичьей кафедры периода формирования русского централизованного государства.
РАЗДЕЛ III. Нравственные аспекты посланий московских митрополитов и их влияние на формирование духовного облика русского централизованного государства середины XV - первой трети XVI вв.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви2002 год, кандидат исторических наук Абеленцева, Ольга Алексеевна
Религиозно-политические идеи Русской православной церкви и формирование централизованного государства с конца XIV - по начало XVI веков: историографический аспект2005 год, кандидат исторических наук Гребенюк, Алексей Викторович
Государственная защита православной веры и церковной организации в России: X - XVII вв.2004 год, кандидат юридических наук Салтыкова, Светлана Александровна
Взаимоотношения светской и церковной властей в X - XVIII веках: на материалах Ростовско-Ярославской епархии2012 год, кандидат исторических наук Масленников, Александр Владимирович
Общественно-политические взгляды митрополита Московского Филарета (Дроздова): проблемы теории и практики2008 год, кандидат исторических наук Панская, Юлия Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ Русского централизованного государства: 1448-1539 гг.»
Как известно, долгое время Православная Церковь в России была главной наставницей государственности. Наши предки верили, что построение государства Российского шло не только, а иногда, быть может, не столько по воле человеческой, сколько по воле Божией, ведущей русских князей и царей путями Промысла. И именно Церковь была тем проводником Божественной благодати, который позволял совершаться процессу созидания нашей государственности. Так что наша историческая государственность - это «древо взращенное святыми» и, в свою очередь, давшее святых в качестве своих плодов. Многие ли народы могут сказать о себе, что их, в определенный момент истории, направляла целая плеяда святых - святитель Алексий, святой благоверный князь Димитрий Донской, преподобный Сергий (Радонежский), святитель Киприан.
Сегодня мы видим, что наше государство не вполне самостоятельно в выборе своего духовного и цивилизационного пути. Слишком зависимо от новомодных идеологических и философских поветрий, привносимых в нашу жизнь из-за рубежа и не сопряженных с исконными ценностями нашей национально-исторической традиции. В этой связи становится понятно, что главная задача государства на сегодняшний день - это восстановление полноты суверенитета, не связанного никакими внешними ограничениями и навязанными извне обязательствами, концентрация исторической и духовной силы для государственного строительства, для охранения внутренней и внешней свободы страны и народа. При этом следует подчеркнуть, что укрепление России должно быть совместной задачей и Церкви и государства. Ибо дальнейшее успешное развитие российского общества возможно лишь на путях гармонизации национальных базисных ценностей жизни, сформированных при определяющем влиянии восточного христианства,
Православия, главными из которых являются ценности духовно-нравственные, и светской морали. В связи с этим, изучение роли Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ русского централизованного государства на базе новых научных достижений имеет большую социальную и общественную значимость.
Актуальность исследования, таким образом, обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, и государство, и общество должны сегодня признать, что уровень качества гражданского общества характеризуется, прежде всего, ответственностью граждан за свое нравственное состояние. Такой подход основывается на уважении к историческим традициям России, к ее духовности и культуре. Миссия Церкви на данном этапе состоит в том, что она оказывает непосредственное или хотя бы косвенное влияние на формирование каждой личности, до которой доходит ее проповедь. Формируя духовно нравственную личность, Церковь создает все необходимые условия для повышения качества общественной структуры, для нравственного, экономического и социального благополучия гражданского общества. Поэтому разработка данной темы, научные выводы и обобщение плодотворного опыта Московской митрополии по формированию духовно-нравственных основ Русского централизованного государства будут способствовать формированию исторического сознания граждан нашей страны, а также содействовать процессам социальной гармонизации и гражданского миротворчества;
Во-вторых, изучение проблем взаимодействия светской и духовной властей в период построения новой российской государственности позволит ввести в научный оборот новые, неизвестные еще научной общественности церковно-исторические документы. Это существенно дополнит источниковую базу по проблеме государственно-церковных отношений, позволит объективно представить деятельность московских святителей по созиданию духовнонравственных основ Русского православного государства. Все это бесспорно обеспечит приращение исторических знаний в рассматриваемой области;
В-третьих, и для России, и для всего мирового сообщества на сегодняшний день на первое место выходят вопросы социальной стабильности в обществе. Академик РАН В.И. Жуков совершенно справедливо утверждает, что «существенной характеристикой современного развития цивилизации является радикальное изменение картины мира, его крайняя социальная, экологическая и духовная неустойчивость, что при определенном стечении негативных факторов может ввергнуть человека в масштабную катастрофу»1. Это делает одной из первоочередных задач общественного развития выработку базисной системы «основополагающих ценностей, определяющих пути возможного развития человеческого общежития»2. Принципиально важно деятельное участие в этом процессе Церкви, ибо «исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь содействует улучшению духовно-нравственного состояния окружающего мира», помогает людям «сохранять верность богоданным нравственным нормам, подвигает их к миру, согласию и благоденствию»3. Выступая на встрече с участниками Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 3 февраля 2011 года Д.А. Медведев сказал:
Русская Православная Церковь является крупнейшим и наиболее авторитетным общественным институтом современной России.
Власть (и, может быть, впервые в истории нашего государства в целом, впервые за более чем тысячелетнюю историю нашего государства и Православия на Руси) не вмешивается в деятельность религиозных организаций
1 Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография // Под. общ. ред. В.И. Жукова. - М., 2000. - С. 3-4. у
Курский край: антология социальной работы. Деятельность Русской Православной Церкви. Т. 1.-М., 2001. - С. 8.
-5
Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2000. и при этом признаёт вклад Церкви в становление российской государственности, в развитие русской национальной культуры и утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе. .Церковь на протяжении всей своей истории была хранительницей наших основных ценностей, фундаментальных ценностей, таких, как любовь к ближним, терпимость, мир между людьми, справедливость, которая особенно почиталась на Руси.
В целях укрепления общественной стабильности сегодня, может быть, как никогда прежде нам необходимо действовать сообща. Именно духовно-нравственное воспитание, просвещение всегда были основным заслоном для 4 зла, противодействием ненависти».
Поэтому анализ содержания деятельности Церкви по духовно-нравственному воспитанию через призму исторического опыта может стать одной из социокультурных и идеологических составляющих в процессе дальнейшего развития «соработничества» церковных и государственных структур в современной России;
В-четвертых, исторический опыт взаимодействия Церкви и государства по формированию духовно-нравственных основ Русского централизованного государства до сих пор мало изучен. Его особая ценность для наших дней состоит в том, что общественный диалог, направленный на поиск путей гармонизации традиционных религиозных ценностей и светских основ жизни общества, должен развиваться с участием представителей Церкви, поскольку тотальная секуляризация общественного сознания воспринимается как реальная угроза вере и традиционному образу жизни, а значит - провоцирует конфликт ценностей. Представленная диссертация поможет лучше понять значение того, что ни при каких условиях не должно разрушаться в результате политической
4 Выступление Д.А. Медведева на встрече с участниками Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 3 февраля 2011 года деятельности, но что должно лежать в основе жизни и общества, и государства.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1448 года, со времени поставления митрополита Ионы, при котором Русская Церковь обрела относительную самостоятельность, и состоялось ее окончательное разделение на две митрополии, до свержения и отречения митрополита Даниила в 1539 г., когда процесс централизации государства в основном был завершен.
Рассмотрение вышеуказанного периода в исторической последовательности дает возможность на научной основе обобщить и проанализировать роль Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ Русского централизованного государства, позволяет извлечь необходимые исторические уроки и сделать научные и практические выводы, направленные на дальнейшее развитие взаимодействия светской и духовной властей.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение работ по данной проблематике показало, что проблема влияния Московской митрополии на формирование духовно - нравственных основ Русского централизованного государства относится к числу наименее разработанных в отечественной историографии.
Основываясь на анализе научной литературы, автор условно выделяет три периода в историографии вопроса.
Первый - дореволюционный период - с начала XIX века до 1917 г.
Светские историки этого периода - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, касаясь в своих исследованиях вопросов взаимодействия государства и Церкви, особо подчеркивали роль государства в развитии и преобразовании российского общества5, в то время как церковные исследователи - Е.
5 Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. - М., 1994; Соловьев М.С. История России с древнейших времен. - М., 1962.
Голубинский, A.B. Карташов, В. Сокольский - посвящали свои труды, главным образом, истории Церкви6. При этом Церковь рассматривалась ими как вторая власть в государстве.
Митрополит Платон в своей «Краткой церковной истории» обращает внимание на то, что власть митрополитов до начала поставления патриархов была достаточно свободна от влияния великокняжеской власти, но постепенно митрополиты теряют свою самостоятельность7.
Митрополит Макарий (Булгаков) в работе по истории Русской Церкви, рассматривая вопросы церковного и государственного устройства, приходит к выводу, что во взаимоотношениях Церкви и государства, главенствующую роль играло государство8.
Вопросы взаимодействия светской и церковной властей затрагиваются в работах Н.И. Костомарова9, С.Ф. Платонова. Последний, оценивая соотношение власти Церкви и государства, делает вывод о том, что «в нашей истории Церковь никогда не подавляла и не становилась выше государства», отдельные ее представители «пользовались только нравственной силой»10. В.О. Ключевский напротив подчеркивает, что Русская Церковь создала «особое общество, параллельно государственному», которое включало в себя духовенство, начиная от митрополита, кончая нищими11.
Большое внимание в дореволюционной историографии уделялось двум направлениям русского монашества того времени, речь идет о так называемом
6 Голубинский Е. История Русской Церкви. Т.1. - М.,1904. Т.2. - М.,1917; Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. - М.,1991; Сокольский Вл. Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце XV и первой половине XVI вв. - Харьков, 1902.
7 Краткая российская церковная история, сочиненная Платоном митрополитом Московским. -М., 1805.-С. 100-101.
8 Макарий, митр. История Русской Церкви. Т. 10. - СПб., 1902. - С. 5-7.
9 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1995. -Кн.1-2.
10 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 1993. - С. 405.
11 Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинение в 9 томах. Т.1. - М., 1987. - С. 272. споре заволжцев и иосифлян. В центре дискуссий встал вопрос не только о положении монастырей в государстве, но и о самой сущности отношений между Церковью и государством. Так, Н.М. Карамзин, объясняя явление нестяжательства, рассматривал его как реакцию «наиболее нравственной части
19 русского монашества» на злоупотребления монастырских «стяжаний» . В трудах В.О. Ключевского обращалось внимание на социально - экономическую
1 ^ основу конфликта между двумя внутрицерковными направлениями .
Дьяконов М.А., рассматривая вопросы общественного и государственного строя в Древней Руси, справедливо полагал, что вплоть до конца XV века великокняжеская власть, нуждаясь в союзе с Церковью, покровительствовала росту ее землевладений, но с усилением центральной власти при Иване III огромные размеры церковных землевладений явились препятствием на пути дальнейшей централизации14.
Как видно, в большинстве работ духовное противостояние заволжцев и иосифлян трактовалось как отражение социально - экономических и политических противоречий между Церковью и государством.
Второй - советский период — с 1917 до середины 1980-х гг. В этот период разработка проблем формирования Русского централизованного государства была продолжена. При этом особое внимание было обращено на социально-экономический и политический аспекты проблемы15.
В работах A.A. Зимина, А.И. Клибанова, Я.С. Лурье, Н.М. Никольского
12 Карамзин Н.М. История государства Российского Т. VI. - СПб.,1819.
13 Ключевский В. О. Курс русской истории. Сочинение в 9 томах. Т.2. - М., 1987.
14 Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя в Древней Руси. - СПб., 1912.
15 Борисов Н.С. Русская Церковь в политической борьбе Х1У-ХУ вв. - М., 1986; Рамм Б.Я. Папство и Русь в X - XV вв. - М.-Л, 1959; Русское православие: вехи истории // Науч. ред. Клибанов. А.И. -М., 1989. определенное освещение получила история еретических движений16. Изучая политическую историю периода становления сословно-представительной монархии в России, A.A. Зимин пришел к выводу о том, что светская власть, вмешиваясь в деятельность церковных учреждений, поставляла их себе на службу, подчиняя тем самым Церковь своему контролю17.
Работы H.A. Казаковой, Р.Г. Скрынникова были посвящены наиболее
18 ярким представителям Церкви . Последний отмечает всестороннее влияние Церкви на политическое развитие государства через личности ее виднейших представителей19.
Вопросы влияния Церкви на государство нашли отражение в трудах историков русского зарубежья - Д. Оболенского, Д. Меендорфа, О.Р. Грамми .
Проблема взаимоотношений государственной и церковной власти была л 1 поднята в работах Н.С. Борисова . Исследовав наиболее важные события в истории Церкви XIV-XV веков, автор пришел к выводу, что после образования централизованного государства началось «сращивание духовной иерархии с формирующимся государственным аппаратом».
Как видно, в работах большинства историков этого периода роль и место Церкви в процессе централизации государства определялось тем, что она
16 Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. - М., 1982; Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XII - первой половине XVI вв. - М.,1960; Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв. - M.-JL, 1955; Никольский Н.К. История Русской Церкви. - М., 1930.
17
Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. Очерки социально-политической истории. - М., 1982.
1 R
Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. - M.-JL, 1960; Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. - M., 1991.
19 Скрынников Р.Г. Государство и Церковь на Руси XIV-XVI вв. - М., 1991; Скрынников Р.Г. Святители власти. - JL, 1990.
Оболенский Д. Византийское содружество. Восточная Европа 500-1453. 1971; Meyendorf J. «Bizantium and the rise of Russia». 1981. Grummey O.R. «The formation of Moscovy 1304-1613» London and N.York, 1987.
21 Борисов Н.С. Русская Церковь в политической борьбе XIV-XV вв. - М., 1986; Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси. - М., 1988. рассматривалась как политический институт, освещающий устои классового общества.
Третий - постсоветский период - с середины 1980-х гг. по настоящее время.
Проведенный автором анализ исторических материалов показал, что проблемы взаимоотношения Церкви и государства в период образования Русского централизованного государства специально не исследовались. Тем не менее, исследователями написан ряд диссертационных работ, раскрывающих гугу отдельные аспекты этой проблемы в русле своих тем исследований .
Таким образом, актуальность проблемы, ее социальная значимость, общественная востребованность, недостаточная изученность стали побудительным мотивом избрания ее для научного исследования.
Объект исследования - история развития Московской митрополии в период 1448 - 1539 годов. Именно в этот период произошло разделение Русской Церкви на две митрополии, Московскую и Литовскую, и деятельность московских святителей способствовала процессу созидания русской государственности.
Предмет исследования - определение места и роли Московской митрополии в общественной жизни России, в формировании духовно-нравственных основ российской государственности.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения архивных материалов и других исторических источников дать анализ деятельности Московской митрополии в период 1448 - 1539 годов по созиданию Русского православного государства.
22 В.В. Шапошник Церковно - государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века: автореф. докт. дис. - СПб., 2003; А. И. Алексеев Церковь и государство на Руси в XV - начале XVI вв. (ранний этап иосифлянства и нестяжательства): автореф. канд. дис. - СПб., 1998; А.Ю. Климова Влияние греческого номоканона на русское светское законодательство в русле церковно - государственных отношений конца XII - середины XVII вв.: автореф. канд. дис. -М., 2006.
Научной задачей при этом является обобщение опыта Московской митрополичьей кафедры по укреплению Московской Руси с целью совершенствования государственно-церковных отношений в современных условиях. А также формулировка научно обоснованных выводов, уроков и разработка практических рекомендаций, вытекающих из результатов исследования.
Основные задачи исследования:
- оценить степень научной разработанности проблемы и дать характеристику источниковой базы исследования;
- проанализировать исторические условия, в которых осуществлялась деятельность Московской митрополичьей кафедры и ее святителей в рамках рассматриваемого периода;
- разработать концепцию определения роли Церкви и государства в деле построения национальной государственности в исследуемые годы;
- выявить духовно-нравственные аспекты митрополичьих грамот, определить роль посланий и поучений московских митрополитов в формировании духовно-нравственных ориентиров государственного развития в обозначенный период;
- исследовать и обобщить исторический опыт по формированию духовных основ русской государственности;
- сделать научные выводы, извлечь уроки и разработать рекомендации по использованию опыта взаимодействия Церкви и государства в деле построения национальной государственности с учетом современных требований.
Методологические основы исследования. Исследование проблемы осуществлялось с помощью основных принципов исторической науки. В первую очередь автор руководствовался принципами историзма, научной объективности и социального подхода. В исследовании были использованы такие методы как классификационный, актуализации и периодизации, а также проблемно-хронологический подход, изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории и методологии исторической науки23. При написании работы автор опирался на традиции отечественной медиевистики, а также традиции исторической школы «Анналов»24.
В работе была использована комплексная методология исследования, включившая в себя:
- обзор источников и их систематизацию;
- исторический анализ событий;
- ценностный подход к оценке событий;
- сравнительный анализ оценки событий с точки зрения участия в них разных религиозных деятелей того времени;
- герменевтический анализ основных нравственных категорий христианского учения;
- системный подход и сопряжение исторических и философских методов исследования.
Основываясь на анализе материала по теме исследования, автор выдвигает концепцию проблемы диссертации. Автор считает, что процесс формирования Русского централизованного государства сопровождался формированием единой системы нравственных ценностей. При этом светской власти отводилась роль деятельного начала, церковной власти учительствующая роль. Митрополиты, обращаясь к пастве с активной проповедью христианских основ жизни, объективно способствовали единству и социальной стабильности общества. Поскольку русские земли первоначально
23 Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - 2-е изд., испр. // Отв. ред. Ю.В. Бромлей. - М., 1987; Иванов В. В. Методологические основы исторического познания. - Казань, 1991; Ковалъченко И.Д. Методология исторического исследования. - М., 2004; Санцевич A.B. Методика исторического исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. // отв. ред. Ф.П. Шевченко. - Киев, 1990 и др.; Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие // И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М., 1998.
24 Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». - М.,1993. формировались на основе разнородных племенных союзов, которые были, скорее, способны к вражде, чем к объединению, подобная проповедь была значима. Таким образом, Церковь создала духовные предпосылки, способствовавшие объединению княжеств в единое централизованное государство.
Источниковую базу исследования составили грамоты московских митрополитов второй половины XV - первой трети XVI веков, летописные своды, а также различные публицистические произведения. Грамоты характеризуют взаимоотношения Московской митрополичьей кафедры с великими князьями, послания церковных иерархов дают представление о той роли, которую играла Московская митрополия в жизни Русского государства.
В основном грамоты по исследуемому периоду сосредоточены в трех сборниках — «Актах исторических, собранных и изданных археографическою комиссиею», «Русской исторической библиотеки» и «Русском феодальном архиве».
Впервые ряд грамот был опубликован в «Актах исторических». В более позднем сборнике «Русской исторической библиотеки» грамоты соотносятся с теми, которые были изданы ранее. Перед каждым посланием дается краткий обзор первоисточников, при этом указывается является ли это компиляцией из разных источников или послание вошло в сборник полностью из одного источника.
Большой материал собран в современном сборнике документов «Русском феодальном архиве». Особенностью сборника является то, что в нем опубликованы грамоты, не издававшиеся ранее. Также публикуются материалы, вышедшие в более ранних сборниках, но уточняются даты посланий и имена участников событий25.
25 РФА. Вып. I. № 71 и РИБ. Т.6, № 64; РФА. Вып. I. № 35 и АИ. Т.1, № 44 (а); РФА. Вып. I. № 62 и АИ. Т. I. № 50; РИБ. Т. 6. № 70.
Документальный материал о деятельности митрополита Даниила собран в
1/ исследованиях В. Жмакина и В. Дружинина . Однако многие «послания не представляют данных ни для приурочения их к известным лицам, ни для
27 определения времени их написания» . Поэтому собранный материал весьма спорен.
Подробный перечень документов русских митрополитов дается в сборнике И.У. Будовниц28. Однако, в него вошли не все материалы «Русского феодального архива».
Необходимо отметить, что наряду с грамотами московских митрополитов существовали другие письменные источники, которые составляют литературную канву этого периода. Среди них летописи, а также послания о тех или иных исторических событиях. Следует отметить, что в летописях и посланиях события освещались по-разному. Послания были публичными выступлениями и обнародовались, т.е. о них было известно не только адресату, но и его окружению. Летописи были попыткой формирования у потомков должного взгляда на исторические события. Это был официальный взгляд власти. Сопоставительный анализ посланий и летописей дает возможность выявить скрытые тенденции эпохи.
Следующим видом источников являются жития святых. Во второй половине XV века пишутся жития Варлаама Хутынского, митрополита Алексия, Кирилла Белозерского, Сергия и Никона Радонежских, Федора Ростиславича. В ряде случаев жития посвящались не какому-то лицу, а конкретному историческому событию и писались на заказ. Таково, например, житие Федора Ростиславича, заказанное митрополитом Филиппом и великим
Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. - М., 1881; Дружинин В.Г. Несколько неизвестных памятников из сборника XVI века. - СПб, 1909.
27См.: Дружинин В.Г. Несколько неизвестных памятников из сборника XVI века. - СПб, 1909.
- С. 27. князем Иваном III. В 1463 г. Ярославское княжество присоединяется к Москве и создание жития связано с историей этого события.
Важную группу источников составляют Слова учительные или различные публицистические произведения, содержащие критику определенных сторон жизни средневекового общества. Так, например, «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню» было направлено против Флорентийского собора. Митрополит Феодосий, пребывавший на Московской кафедре с 1461 по 1464 гг., в своем послании к новгородскому архиепископу Ионе писал о незаконно пребывающем на митрополичьей кафедре киевском митрополите Григории30. Ряд посланий был связан с борьбой против новгородско-псковских еретиков и новгородско-московской ереси. Это грамота митрополиту Геронтию тверского епископа Вассиана31, послания новгородского архиепископа Геннадия32, послание «на жидов и на еретики» инока Саввы33.
Немаловажным источником является переписка церковных и светских исторических деятелей, позволяющая увидеть сложный механизм разрешения, например, дипломатических вопросов. Это прежде всего письма Василия III к псковским наместникам и М. Мунехину34, к которому старец псковского Елизарова монастыря Филофей направил свое послание «против звездочетов и латинян» с обоснованием теории «Москва - третий Рим».
Как видно, представленные в работе исторические источники позволяют увидеть взаимосвязь различных исторических событий, уловить точки соприкосновения взглядов, выдвигаемых теорий, мотивов поведения людей.
29 ДРВ. Ч. 6. - С. 48-70.
30 РИБ. Т. 6. № 95.
31 РИБ. - СПб, 1880. Т. 6. № 109.
32 АИ. - СПб., 1841. Т. 1 № 104; РИБ. СПб., 1908. 2-е изд. Т. 6. № 113, 119; Казакова H.A., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв. - М.-Л., 1955. № 12,13, 16, 18,19, 22.
Послание инока Саввы на жидов и на еретики // предисл. С.А. Белокурова // ЧОИДР. 1902. Кн. 3, отд. II. - С. 1-94.
34 Памятники дипломатических сношений. - СПб., 1851. Т. 1. Стб. 196, 211; Сборник имп. Русского исторического общества. - СПб., 1886. Т. 53. - С. 71, 120-121, 148, 157-158.
Научная новизна исследования состоит в следующем.
Во-первых, в данной работе впервые проанализирована роль Московской митрополии в формировании единых духовных ориентиров Русского централизованного государства в период 1448-1539 гг.;
Во-вторых, на основе конкретно-исторического подхода рассмотрен опыт деятельности Московской митрополичьей кафедры и ее святителей по формированию единства и социальной стабильности общества;
В-третьих, в свете современных требований к исторической науке дано определение уровня научной разработанности темы исследования, изложена научно обоснованная периодизация историографии проблемы с учетом качественных и количественных характеристик изданной литературы;
В-четвертых, в работе представлена авторская концепция о месте и роли Церкви в формировании духовных предпосылок создания единого государства в рассматриваемые годы, раскрывается ее сущность и содержание.
В-пятых, по результатам исследования автором разработаны некоторые научно-практические рекомендации, которые позволят по-новому взглянуть на перспективы изучения данной темы, что, несомненно, будет способствовать приращению исторических знаний по вопросам отечественной истории, поможет обогатить ее изучение новыми фактами и аналитикой.
Исходя из содержания и научной новизны диссертации, на защиту выносятся следующие положения:
- Московская митрополия создавала духовные предпосылки, которые способствовали объединению княжеств в единое государство;
- Церковь являлась источником нравственного учения, основанного на идеалах христианства;
- В общественном сознании сложилось представление о необходимости взаимодействия Церкви и государства в вопросе построения государственности; светская власть понималась в своей основе как деятельное начало, церковная власть как учительное;
- Митрополиты выступали с проповедью единых идеалов. Поскольку русские земли первоначально формировались на основе разнородных племенных союзов, которые были, скорее, способными к вражде, чем к объединению, проповедь милосердия, терпимости, христианской нравственности явилась тем цементирующим раствором, который давал возможность к объединению с наименьшей болезненностью;
- Процесс формирования русского централизованного государства сопровождался вырабатыванием русской модели духовного опыта, формированием единой идеологии и системы нравственных ценностей.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в углублении понимания процессов русской истории, ее духовных источников. Научно-теоретические положения, выводы и практические рекомендации, сформулированные диссертантом на основе проведенного исследования, могут быть применены:
- в учебном процессе: при проведении уроков истории и краеведения;
- в научно-исследовательской и учебно-методической работе: при разработке спецкурсов по истории государственно-конфессиональных отношений, тематики научных конференций, «круглых столов», направленных на дальнейшее изучение данной проблематики, при написании научных трудов по отечественной истории; при выборе направлений, форм и методов сотрудничества Православной Церкви и государства в сфере государственного строительства применительно к условиям современного мира.
Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами исследования и показывает, на каких главных проблемах автор сконцентрировал свое внимание. Она включает: введение, три раздела и
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Религиозные аспекты политики московских князей во второй половине XV-первой трети XVI вв.2007 год, кандидат исторических наук Тарасов, Аркадий Евгеньевич
История Японской Православной Церкви в 1912-1970 гг.: вехи на пути к автономии2008 год, кандидат исторических наук Суханова, Наталья Анатольевна
Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв.: Историко-правовое исследование1999 год, кандидат юридических наук Арсеньева, Галина Витальевна
Развитие концепций царства, святости и войны за веру в трудах московских книжников XV века2003 год, кандидат исторических наук Байковский, Константин Юрьевич
Русская Зарубежная Церковь: создание, взаимоотношения с московской церковной властью и внутренние разделения в 1920 – 1938 гг.2012 год, доктор исторических наук Кострюков, Андрей Александрович
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Романова, Ирина Валерьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Научное изучение роли Московской митрополии в формировании Русского централизованного государства во второй половине XV - первой трети XVI веков показало, что создание и укрепление русской государственности имело прочную духовно-нравственную основу и опиралось на достаточно развитые религиозные чувства народных масс.
Проведенный авторский анализ источников и литературы с использованием расширенной информационной базы, а также благодаря применению современных подходов и методов исследования позволяет сделать ряд следующих выводов по диссертации:
Во-первых, изучение документальных источников показало, что от посланий Древней Церкви грамоты московских митрополитов отличает их социальная направленность, что свидетельствует о тесных контактах духовной и светской власти на Руси.
Послания личностны, они доносят образ того или иного митрополита, но проявляется он не в индивидуальном стиле письма, а в том, по какому поводу пишутся грамоты, и какие пути разрешения конкретных ситуаций предлагаются.
Во-вторых, анализ грамот московских митрополитов позволил выявить отношения Церкви и государства, соотнести внутренние процессы их становления, а также установить некоторую выявляющуюся закономерность взаимоотношений светской и церковной власти. Выражается она в том, что митрополиты начинают выступать и обращаться с посланиями в периоды критического напряжения в обществе. Общественная активность московской митрополии усиливается во время ослабления центростремительных тенденций в государстве, в периоды борьбы за власть и является ответом на нестабильную ситуацию в стране. В относительно стабильном обществе московская митрополия в основном обращается к вопросам церковного строительства.
В-третьих, изучение источников и литературы по теме показало, что в деятельности московской митрополичьей кафедры наблюдалось три особенности.
1) С одной стороны, митрополиты всемерно способствовали созданию русского централизованного государства и поддерживали московских князей в их внутренней и внешней политике.
2) С другой, как предстоятели церкви они не менее активно занимались ее внутренним устройством, следили за чистотой веры.
3) И как пастыри Божьи, московские митрополиты постоянно заботились о нравственном состоянии общества, об «окормлении своей паствы духовным светом».
В-четвертых, материалы исследования свидетельствуют о том, что взаимоотношения Церкви и государства не ограничивались только политическими контактами, как это часто представлялось. Церковь играла более глубинную роль, она явилась учительной властью по отношению к рождающемуся русскому государству.
В-пятых, проделанная при подготовке диссертации работа позволяет также сделать следующие историософские выводы.
1. Исследование подтвердило актуальность идеи Л.В. Красавина: «Во всякой эпохе существует свой, наиболее плодотворный и единственно правильный для понимания ее подход»238. Таким подходом при рассмотрении середины XV - первой трети XVI века может быть концепция «симфонии», т.е. согласного взаимодействия Церкви и государства. Церковь и государство рассматриваются в ней как два начала, они неслиянны и нераздельны, но существуют один в другом.239. Государство должно просвещаться Церковью.
2. Социальная активность митрополитов вызвана христианским пониманием истории как поприща для созидания своей души. Церковь выступает как поборница единства государства, но по сути эта внешнеполитическая деятельность обусловлена внутренними задачами.
238См.: Красавин Л.В. Философия истории. - СПб, 1993. - С. 276.
239См.: Каноны или книга правил. - Монреаль, 1974. - С. 14.
Церковь внутри государства, но не для государства, а для человека. Государство - чрево, церковь - душа. Задача ее одухотворять все процессы, текущие в многосложном социально-психологическом бытие. Роль Церкви, как воспитателя народа - экзистенциальна. Уместно здесь будет привести евангельский образ Марфы и Марии. Он являет нам два типа служения -созерцательный, духовно-феноменологический и деятельностный. Здесь в посланиях митрополитов мы видим, как переплетаются две эти линии, но вторая никогда не становится главенствующей.
3. Середина XV - первая треть XVI вв. - это завершение эпохи рождения теократического государства на славянских землях. Указания на это мы встречаем уже в послании митрополита Зосимы. «И ныне же. прославил Богь. иже в православии пропавшаго, благовернаго и христолюбиваго великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, новаго царя Константина новому граду Констянтину - Москве, и сей русской земли и
240 инымъ многимъ землямъ государя.» .
Но на рубеже ХУ-ХУ1 веков земному бытию придается экзистенциальное значение. Отсюда пафос посланий, что роднит митрополитов с ветхозаветными пророками, которые издревле являлись воспитателями народа.
4. Русская государственность оказалась как бы рожденной изнутри силой русской церкви. Ведь никакое объединение силой не жизнеспособно и неминуемо придет к своему распаду. Не забудем, что различные русские земли формировались на основе 12 племенных союзов, которые имели каждый свою политическую структуру и традиции власти, культовые и культурные особенности быта, что делало их скорее способными к вражде, чем к объединению. Принятие христианства, по словам В. Соловьева вдохнуло душу в мертвое, а точнее разбитое на части, расчлененное тело, которое должно было
240См.: РФ А. Вып. I. № 118. - М., 1986. - С. 798-799. стать единым государством. Именно в это время идет заключительный процесс формирования нации, который совпадает с процессом образования государства.
5. XV век - это век собирания духовных сил Русской Церкви, выполнение заветов преподобного Сергия, который выражается в образовании множественных монашеских обителей аскетических подвигах монашествующих и мирян, небывалом расцвете русской иконописи, храмостроительстве, как особой формы русского образного богословия. Центростремительные силы, накопленные в Церкви, достигают своего предела и переходят в центробежные, способные уже воздействовать на историческую реальность. Теперь уже они вызывают центростремительные созидающие силы в зарождающемся государстве. Таким образом, русская Церковь являлась мощнейшим стимулом к объединению государства. Примечательно, что после того как государство было объединено, общественная и социальная активность церкви значительно снижается.
6. Данное исследование выявило интересную тенденцию. Период расцвета государственного строительства идет параллельно с периодом активного церковного устроения.
Обращаясь к пастве с нравственными проповедями, митрополиты строили Богочеловеческое сообщество.
Митрополиты выступают с активной проповедью христианских основ жизни. Нравственное общество достигается не насилием, а личным просвещением каждого. Но по учению христианства христианская нравственность явилась тем цементирующим раствором, который давал возможность к объединению с наименьшей болезненностью. Здесь перед нами открывается некоторая феноменологическая реальность. На протяжении очень небольшого исторического отрезка времени различные народности радикально меняют свою культовую и, вытекающую из нее нравственную ориентацию и тем самым обретают единую экзистенциально-бытийную платформу. Защита народных верований хотя и имела место быть, но все-таки отступила перед новой реальностью.
7. Особенно важно и поучительно для нашего времени то, что в рассматриваемый в диссертации период на основе православного христианства происходит мировоззренческое единение людей. Христианское понимание истории отличается от языческого. Оно эсхатологично, т.е. утверждает, что мир имеет начало, несколько исторически засвидетельствованных точек откровения и движется к своему историческому концу. История есть процесс конечный, поэтому личное бытие и приобретает экзистенциальное и феноменологическое значение.
Проведенное исследование и выводы, сделанные по нему, дают возможность извлечь следующие уроки.
Урок первый. Нельзя недооценивать роль духовного фактора в процессе государственного строительства. Восприятие духовно - нравственных ценностей объективно способствует стабильному развитию общества.
Урок второй. В годы борьбы за власть усиление активности Церкви является ответом на нестабильную ситуацию в стране и служит консолидации общества и укреплению государства, обеспечению его внутренней и внещней безопасности.
Урок третий. Роль Церкви, как воспитателя народа - экзистенциальна. Именно Православная Церковь на протяжении всей истории показала, что она способна формировать высочайшие духовно-нравственные основы жизни русского народа, являющиеся основой прочного Русского (Российского) государства. Отсюда вытекает возрастающая роль РПЦ в жизни нашего государства и общества.
Изложенные выше выводы по диссертации и вытекающие из них уроки позволяют представить ряд рекомендаций и предложений теоретико-методологического и практического характера.
- Выйти с ходатайством в Федеральное собрание РФ о принятии Постановления, в котором рекомендовать Министерству печати и массовых коммуникаций организовать регулярные публикации в федеральных печатных органах и электронных СМИ материалов, правдиво отображающих историю России и способствующих формированию исторического сознания граждан РФ, а также раскрывающих православные традиции нашего народа;
- выйти с рекомендацией Министерству образования и науки РФ разработать комплекс мероприятий по противодействию искажениям и фальсификациям истории Отечества. Принять меры к расширению фактографической базы исторических событий, публикации новых архивных документов, духовной литературы, мемуаров и справочных пособий, серий книг духовно-патриотической направленности;
- усилить комплектацию библиотек духовной литературой в субъектах
РФ;
- изучить и обобщить опыт работы административных округов РФ, центров по духовно-патриотическому воспитанию, молодёжных православных организаций, экспериментальных площадок по организации православного и патриотического воспитания молодого поколения;
- распространить практический опыт работы ветеранских организаций с воспитателями молодежи, полнее использовать их богатый жизненный опыт и духовный потенциал для содействия преемственности духовных и культурных традиций Отечества;
- рекомендовать Министерству образования и науки РФ совместно со Священным Синодом РПЦ разработать систему рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию молодежи, предусматривающую формирование и развитие у нее духовных ценностей, глубокого понимания православных традиций, развитие высокой культуры и образованности. По мнению диссертанта, органам государственного управления и общественным организациям следовало шире использовать средства массовой информации и коммуникации для воспитания молодых граждан в духе уважения к
Конституции страны, нормам общественной жизни, привития молодежи чувства гордости, глубокого уважения и почитания исторических святынь Отечества.
3. В качестве теоретических предложений диссертант считает желательным, для исторической науки: а) разработку тем деятельности региональных митрополий по духовно-нравственному воспитанию граждан в различные периоды Отечественной истории; б) провести на базе ГБОУ Педагогический колледж №4 в ноябре-декабре 2012 г. научную конференцию на тему: «Роль Русской Православной Церкви в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодежи».
Знание и учет исследуемого в диссертации исторического процесса позволит приоткрыть малоизвестные страницы нашего прошлого, будет способствовать формированию исторического сознания граждан нашей страны, а также их духовному единению на пути укреплению государственности в РФ.
Проведенное исследование и сделанные выводы в определенной степени должны способствовать совершенствованию и дальнейшему развитию отечественной исторической науки, так как расширяют знания по роли РПЦ в один из самых сложных и противоречивых периодов истории России.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Романова, Ирина Валерьевна, 2012 год
1. Акты социально экономической истории северо-восточной Руси. Т. 1 -3,М., 1952,1958,1964.
2. Акты исторические, собранные и изданные археографическою комиссией. СПб., 1841. Т. 1
3. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи
4. Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. Т. 1-4.
5. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв. М., 1951 .Т. 1
6. Великие минеи четьи, собранные митрополитом Макарием. Сентябрь 1-19. СПб., 1868.
7. Вкладные и записные книги Иосифо Волоколамского монастыря XVI в. Изд. А.А.Титов. М., 1906.
8. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого монастыря. М., 1993.
9. Вкладная книга Троице Сергиева монастыря. М., 1987.
10. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борнео Глебского монастыря в XV, XVI, XVII, XVIII вв., изд. A.A. Титовым. Ярославль, 1881.
11. Ю.Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М. JL, 1949.
12. Голубиная книга. М., 1991.
13. Горбунов А.Н. Льготные грамоты, жалованные монастырям и церквям в XIII, XIV и XV веках / Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. Кн. 1, СПБ., 1860.
14. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976.
15. Н.Дружинин В.Г."Несколько неизвестных памятников из сборника XVI века". СПб, 1909.
16. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV XVI веков. М.-Л., 1950.
17. Житие Варлаама Хутынского в двух списках. СПб. 1881. (ОЛДП. №41).
18. Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881.
19. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969.
20. Иоасафовская летопись, изд. A.A. Зимин. М., 1896.
21. Книга хожений. Записки путешественников XI-XV веков. М., 1984.
22. Кормчая книга. Репринт. СПб., 1997.
23. Записки отделения Русской и славянской археологии ими. Русского археологического общества. Т.1 2.СПб.,1861.23 .Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. 1985. Л., 1987.
24. Написание вдового попа, Георгия Скрипицы, из Ростова града о вдовствующих попах. / ЧОИДР, 1848, год 3-й, №6, отд. 4.
25. Новгородские летописи. СПб., 1879.26.0писание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергеевой лавры. М., 1879.
26. Памятники русского права. Т. 1- 2. М., 1952-1954.
27. Памятники литературы Древней Руси XIV середина XV в. М., 1981.
28. Памятники дипломатических сношений. СПб., 1851. Т.1.
29. Памятники старинной русской литературы. СПб., 1860. Вып.1.
30. Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 3-4.
31. Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева // ПС, 1863, ч.З.
32. ПСРЛ. Т. 1, Л., 1926. Т. 2, М., 1962. Т. 11, СПб., 1908. Т.12; 23; 28, М. 1963.
33. Послание инока Саввы на жидов и на еретики. / ЧОИДР., 1902. Кн.З, отд. II.
34. Преподобного Нила Сорского предание ученикам своим о жительстве скитском. СПб., 1889.
35. Просветитель или обличение ереси жидовствующих: Творение преподобного Иосифа, игумена Волоцкого. Казань, 1882.
36. Российское законодательство X XX вв. Т. 2 Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985.
37. Русская историческая библиотека. СПб, 1880, Т.6.
38. Русский феодальный архив. М. 1986-1992, Вып. 1-У.1. Литература:
39. Алексеев А.И. Церковь и государство на Руси в XV начале XVI вв. (ранний этап иосифлянства и нестяжательства): Автореф. дис. канд. ист. наук. СПб., 1998.
40. Алексеев В.И. Роль церкви в создании русского государства. СПб., 2003.
41. Архангельский A.C. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. СПб., 1882.
42. Батюшков Ф.Д. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. СПБ., 1891.
43. Бахтин М. К философии поступка / В сборнике "Философия и социология науки и техники", М., 1986.
44. Белякова Е.В. Устав пустыни Нила Сорского / Литература Древней Руси. Л., 1988.
45. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV веков. М., 1986.
46. Бицилин П.М. Элементы средневековой культуры. М., 1995.
47. Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. М., 1996.
48. Ю.Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М. 1994. т.1-4.
49. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М.-Л., 1947.
50. Будовниц И.У. Словарь русской, украинской, белорусской письменности и литературы XVI века. М., 1962.
51. Гальперин Г.Б. Форма правления Русского централизованного государства XV-XVI вв. Л., 1964.
52. М.Голубинский Е. История русской церкви, т. 1, М., 1904; т.2, М., 1917.
53. Горский A.B. Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского монастырей в XVI в. / Прибавления к изданию творения святых отцов в русском переводе. Ч. 10, М.,1851.
54. Гумбольт В.Ф. Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства. В кн.: Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
55. Дмитриевский Д. История Православной Христианской Церкви. М., 2003.
56. Дьяконов М.А. Власть московских государей. / Рецензия С.М.1. Шпилевского. СПб., 1892.
57. Дьяконов М.А. Власть московских государей. СПб., 1889.
58. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя в Древней Руси. СПб., 1912.
59. Ефремова H.H. Судоустройство и процесс по Судебнику 1497 г. // Судебник 1497 г. в контексте истории русского и зарубежного права XI XIX вв. М., 2000.22.3амалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. JL, 1987.
60. Зимин A.A. Россия на пороге нового времени. М., 1972.24.3имин A.A. Россия на рубеже XV-XVI столетий. М., 1982 г.
61. Знаменский П.Ф. История Русской Церкви. М.2002.
62. Зуев М.К. Хроника Российской истории. М, 1995.
63. Иловайский Д.И. История России. T.III. М., 1890.
64. Иловайский Д.И. О причинах возвышения Московского княжества. СПб., 1851.
65. Исаев И.Л. История государства и права России. М., 1996.
66. Иосиф, иеромонах. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифамонастыря в библиотеку Московской Духовной Академии. М., 1882.
67. Кадлубовский А.П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902.
68. Казакова H.A. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.-Л., 1960.
69. Казакова H.A. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970.
70. Казакова H.A., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси Х1У-нач.ХУ1. М.-Л., 1955.
71. Казакова H.A. Борьба против монастырского землевладения на Руси в конце XV- начале XVI вв. // Ежегодник музея религии и атеизма. Т. 2, М., 1958.
72. Казакова H.A. Когда началась полемика нестяжателе с иосифлянами // Из истории феодальной России. JL, 1978.
73. Казакова H.A. Проблемы русской общественной мысли конца XV- первой трети XVI в. в советской истриографии. / Вопросы истории, 1987. N 1.
74. Каноны или книга правил. Монреаль, 1974.
75. Каптев Н.Ф. Светские архиерейские чиновники в древней Руси. М., 1874.
76. Каптерев Н.Ф. Царь и церковные московские соборы XV XVII столетий. Сергиев Посад, 1906.
77. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI и XVII столетиях. М., 1885.
78. Карамзин Н.М. История государства Российского Т.5. СПб., 1819.
79. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.
80. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви, в 2-х тт. М., 1991.
81. Каштанов С.М. Социально-политическая история России конца XV-первой половины XVI вв. М.,1967.
82. Каштанов С.М. К изучению формуляра великокняжеских духовных грамот конца XIV начала XVI вв. / Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1979.
83. Каштанов С.М. Церковная юрисдикция в конце XIV- начале XVI вв. / Церковь, общество и государство в Феодальной России. М., 1990.
84. Каштанов С.М. Из истории русского средневекового источника. Акты XXVI вв. М.,1996.
85. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в ХП— первой половине XVI вв. М., 1960.
86. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.
87. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Спб., 1871.
88. Ключевский В.О. Боярская Дума Древней Руси. М., 1993.
89. Конт Ф. Хронология российской истории. М., 1994.
90. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М., 1985.
91. Кожинов В.В. Двуединый свет. Размышления о преподобных Иосифе Волоцкого и Ниле Сорском / Русская литература, 1995.
92. Концевич И.М. Стяжание Духа святого в путях Древней Руси. М., 1994.
93. Красавин Л.В. Философия истории. СПб, 1993.
94. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV— начала XVI века. М.— Л.1960.
95. Лурье Я.С. Борьба церкви с великокняжеской властью в конце 70-х -первой половине 80-х гг. XV в. /ТОДРЛ, Т. 14, М,- Л., 1958.
96. Лурье Я.С. Вопрос об идеологических движениях конца XV- начала XVI вв. в научной литературе / ТОДРЛ, Т. 15. М. -Л., 1958.
97. Лурье Я.С. Две истории России XV в. Л., 1994.
98. Лурье Я.С. Русская публицистика конца XV начала XVI вв. / Истоки русской беллетристики. Л., 1970.
99. Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. Л., 1988.
100. Мавродин В.В. Образование русского национального государства. М., 1941.
101. Макарий (Булгаков) История русской церкви. Т. VI, Спб., 1870.
102. Малинин В. Старец Елизарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.
103. Мансуров С. Очерки из истории церкви. М. 1994.
104. Медведев И.П. Правовая культура византийской империи. Спб., 2001.
105. Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном иисторическом развитии Восточной Европы в XIV в. / ТОДРЛ, Т. 29, Л., 1974.
106. Мейедорф И.Ф. Византия и Московская Русь. Париж, 1990.
107. Мейедорф И.Ф. Флорентийский собор: причины исторической неудачи / Византийский временник, Т. 52, М.,1991.
108. Мейедорф И.Ф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997.
109. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. II, СПб., 1897.75 .Моисеева Г.Н. "Валаамская беседа" памятник русской публицистикисередины XVI в. М. Л., 1958.
110. Назаров В.Д. К истории церковных соборов и идейно-политической борьбы в России первой половины XVI в. / Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990.
111. Неволин К.А. О собраниях и ученой обработке церковных законов в Греции и России. Поли. Собр.Соч., Т. VI., СПб., 1859.
112. Неволин К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого. СПб., 1847.
113. Никольский Н.К. Исторические особенности в постановке церковно-учительного дела в Московской Руси / Христианское чтение, 1901, Ч. 1.
114. Никольский Н.К. История русской церкви. М., 1930.
115. Никольский Н.К. Материалы для истории древне-русской духовной письменности. СПБ., 1907.
116. Никольский Н.К. Сборник церковно-учительских чтений на дни страстной седмицы. М., 1900.
117. Оболенский Д. "Византийское содружество. Восточная Европа. 500 -1453". 1971.
118. Очерки истории СССР XIV- начало XV вв. Гл. 1,11,III. М., 1953.
119. Очерки истории ССС конец XV начало XVII вв. Гл. 1,11. М., 1955.
120. Павлов J1.C. Заметки о греческих рукописях канонического содержания в московской синодальной (бывшей патриаршей) библиотеке. Одесса. 1874.
121. Павлов A.C. Исторический очерк скуляризации церковных земель в России. Соч. А.Павлова. 4.1. Одесса. 1871.
122. Павлов A.C. Книги законные. СП6.Д885.С.92. Павлов A.C.: Курс церковного права. Св. Троице Сергиева Лавра, 1902.
123. Памятники старинной русской литературы. СПБ., 1860. Вып. I.
124. Пашута В.Т. "Москва "Третий Рим": история политических идей Русского государства XIV -XVI вв. Международный семинар "От Рима к "Третьему Риму": 21—23 апреля 1981 г., Рим.
125. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПБ., 1905.
126. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПБ., 1995.
127. Покровский Н.М. "Москва Третий Рим". В сборнике "Религия и церковь в истории России". М., 1975.
128. Полонский Л.В. Православная Церковь в истории России. М., 1995.
129. Пушкарев С.Г. "Обзор русской истории". М., 1991.
130. Православие: Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви. СПб.: РХГИ, 2001.
131. Православие: Словарь атеиста / Под общ. ред. Н. С. Гордиенко. -М. Политиздат, 1998.
132. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.
133. Репринцева С.М. Наука и духовность. Заметки православного ученого. Минск, 2004.
134. Русское православие: Вехи истории / Науч. ред. А. Клибанов. М: Политиздат, 1989.
135. Россия 2000. Современная политическая история (1985-1999 гг.). Т. 1, Хроника и аналитика. М., 2000.
136. Рябов О. В., Карманова Д. А. Философия патриотизма: к проблеме аспектизации // Философское осмысление социально-экономических проблем: междунар. сб. науч. трудов. Вып. 10. Волгоград, 2006.
137. Религия и церковь в истории России. М., 1975.
138. Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985.
139. Рыбаков Б.А. "Стригольники". М., 1993.
140. Ю4.Сергий (Троицкий) иеромонах. Почему пал Константинополь? // Церковь и государство. Пермь, 2003.
141. Ю8.Стеллецкий Н. С. Патриотизм при свете христианского мировоззрения. Киев. Свято-Владим. Братство., 1908
142. Ю9.Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. Владимир, 1996.
143. Н.Тихонравов Н. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1862. Отд.2.
144. Топоров В. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1: Первый век христианства на Руси. М.: Генезис, 1995.
145. Пб.Троицкий Е.С. Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. М.,1996
146. Федотов Г.А. Стихи духовные. М., 1991.
147. Феннел Д. "Кембриджская новая история", 1958.
148. Феннел Д. "Кризис средневековой Руси",М. 1989.
149. Флоровский Г., протоиерей. Догмат и история. М., 1998.
150. Фриз Г. Церковь и власть: Политический спектакль//3нание сила.-М.,1991.-№2.
151. Арх. Филарет (Гумилевский). "История русской церкви", М., 1888.
152. Флоровский Г. "Пути русского богословия". Вильнюс, 1991.
153. Хорошев А. Политическая история русской канонизации (XI XVI вв.). М., 1986.
154. Христолюбивое воинство. Православная традиция Русской Армии. Российский военный сборник.- Вып. 12.Составители: Савинкин А.Е., Домнин И.В.Белов Ю.Т. Русский путь. М., 1997.
155. Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.): Критический очерк.- М.: Наука, 1967.
156. Церковь и Время. М., 1999. -№ 1- (8).
157. Швейцер А. "Благоговение перед жизнью". М. 1992.
158. Шмеман А. "Исторический путь православия". Нью—Йорк, 1954. Imka— Press, Paris, 1985.
159. Шпаков А .Я. "Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества. Княжение Василия Васильевича Темнаго". 4.1. М.,1897.
160. Шабатин И. Н Русское православное духовенство в Великой Отечественной войне 1812 года / Московский Журнал Патриархии.- №5.1944.
161. Шапошник В .В. Церковно государственные отношения в России в 3080-е годы XVI века. Автореф. дис. д. ист. наук. СПб., 2003.
162. Шестун Г. Православная педагогика. М., 2001.
163. Шестун Г. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект): Автореферат дис. д. педагог, наук. Казань, 2006.
164. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
165. Grummey O.R. The formation of Myscovy 1304-1613. London and N.York. 1987.
166. Meyendorf J. Byzantium and the rise of Russia. 1981.
167. Воспоминания, дневники, письма
168. Архимандрит Иран (Крестьянкин).Опыт построения исповеди.- Псково -Печерский монастырь, 1992.
169. Амвросий (А.М.Гренков).Письма покойного старца Оптиной Пустыни,-М.,1991.
170. Иоани (Кронштадский). Моя жизнь во Христе.-М., 1893.
171. Макарий (Булгаков). Православно догматическое богословие. СПб., 1851.
172. Филарет (Дроздов). Слова и речи. М., 1848.
173. Церковное прославление Святителя и Чудотворца Иоасафа, епископа Белгородского по воспоминаниям очевидцев и современников. -Белгород: Тип. А. Вейнбаум, 1916.1. Периодические издания
174. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Через религиозное образование к православному образу жизни // Журнал Московской Патриархии. - 1999. - №10. - С. 61-69.
175. Православное информационное агентство. Русская линия. Патриархия . Ru.
176. Журналы заседания Священного Синода РПЦ. Журнал №142-143.
177. Тамбовские губернские ведомости. 1903. 18 - 29 июля.
178. Тамбовские епархиальные ведомости. 1903. № 12.-22 марта. С. 4-5.
179. Тамбовские епархиальные ведомости. 1903. № 33. 20 авг. - С. 3-5.
180. Церковный вестник. 1903. Июль. №28-31.
181. Чудеса при открытии мощей преподобного Серафима Саровского. Репринт, изд.-М.: Скит, 1991.
182. Чудеса Святителя Иоасафа. / Сост. товарищ обер-прокурора Святейшего Синода Князь Николай Жевахов. Репринт, изд. СПб.: Б. и., 1998.
183. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря/ Сист. архимандрит Серафим (Чичагов). Репринт, изд. М., 1991.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.