Роль морали в духовном обновлении современного российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ибрагимова, Василя Раиловна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ибрагимова, Василя Раиловна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРАЛИ КАК СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОГО ФЕНОМЕНА
1.1 Сущность морали как социально-духовного образования.
1.2 Социальные функции морали.
ГЛАВА II. ЭТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ДУХОВНОГО СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
2.1 Социокультурные реалии российского общества и их влияние на нравственную практику.
2.2 Роль этического просвещения и нравственного воспитания в оздоровлении современной духовной жизни.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Роль морали в развитии и реализации прав человека: Социально-философский анализ2002 год, кандидат философских наук Шайхисламова, Индира Исрафиловна
Роль морали в формировании культуры семейных отношений2008 год, кандидат философских наук Юлдыбаев, Буранбай Радмирович
Профессиональная мораль журналиста как социокультурное явление2009 год, кандидат философских наук Ахмадиев, Фарит Вафиевич
Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях2000 год, кандидат педагогических наук Романова, Ангелина Сергеевна
Нравственные основания современного российского права2004 год, доктор юридических наук Цыбулевская, Ольга Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль морали в духовном обновлении современного российского общества»
Актуальность темы исследования. Интерес к моральной философии, этическому измерению социальных и духовных процессов, обозначившийся как в зарубежной, так и в отечественной философской мысли в эпоху постиндустриальных обществ не случаен и обусловлен как глобальными факторами, так и кризисом и трансформацией духовных ценностей современного человека, его отчуждением от моральных императивов, регулирующих отношения людей друг к другу, к обществу, природе, на планетарном уровне.
Современное российское общество, находящееся в эпицентре социально-экономических преобразований, переживает глубокий мировоззренческий и ценностный кризис. Радикальные общественные новации, противоречивые и сложные обновленческие процессы, либерализация и демократизация по преимущественно западным стандартам обернулись многочисленными духовными проблемами: разрушением традиционной духовности и нравственности, возрастанием морального и социального зла, ценностной дезориентацией, особенно молодых поколений, распространением таких социальных недугов, как рост нетерпимости, нигилизма, преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, разрушение семейных ценностей и т.д., одними из причин которых являются факторы морального порядка: дефицит добра, человечности, безответственность, отчуждение из человеческих взаимоотношений принципов справедливости, долга, смысложизненных целей и т.д. Человек нашего времени все больше ощущает утрату былой прочности, основательности порядка жизни, теряет чувства стабильности, гарантированности, опорности своего бытия. Разразившийся мировой финансовый кризис обусловил еще более значительный рост социальных и духовных болезней, разрушение культуры и разложение духовности в современном российском обществе. Именно поэтому мораль рассматривается сегодня не просто как специфический феномен духовной жизни наряду со многими другими, а особо выделяется из этого ряда в качестве жизненно важного для жизни общества и конкретного человека механизма, который обеспечивает присутствие добра и справедливости в экономике, политике, праве, науке, системе образования, любой профессиональной деятельности. Мораль представляет собой сердцевину духовной жизни, является неразрывной составляющей личностной и общественной духовности как единства добра, истины и красоты. Необходимость обращения к духоформирующим возможностям морали обусловлена и тем, что в современных условиях духовное здоровье личности и общества может стать судьбоносным механизмом в достижении успеха проводимых реформ. Позитивные общественные перемены невозможны без духовной состоятельности современного человека. Более того, в современных условиях проблема нравственного воспитания и этического просвещения молодого поколения — это важное звено в формировании и развитии духовности современного общества, основанного на гуманизме и справедливости, и заинтересованного в своем надежном настоящем и уверенном будущем. Накопление теоретического материала по исследуемой проблеме имеет большое значение для целенаправленного практического использования гуманистического потенциала морали в духовном обновлении современного российского общества.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема духоформирующего потенциала морали всегда была в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей самых различных направлений. В современной исследовательской (социально-философской, этической, культурологической, педагогической и др.) науке представлены различные подходы к определению духовной природы, специфики и функционирования морали как социодуховного феномена в рамках познавательных задач каждой области.
Начиная с Нового времени моральная философия и проблемы духовности разрабатывались в трудах европейских мыслителей: Т.В.Адорно, Г.В.Ф.Гегеля, И.Канта, Дж.Мура, Ж.-Ж.Руссо, А.Шопенгауэра и др.1 Особый интерес в этом плане представляют исследования русских философов-моралистов: Н.А.Бердяева, Ф.М.Достоевского, И.А.Ильина, Н.О.Лосского,
B.С.Соловьева, Л.Н.Толстого, С.Л.Франка, П.А.Флоренского, Л.ИЛИестова и др.2, которые акцентировали свое внимание именно на духоформирующей природе морали и ее значении в духовном оздоровлении личной и общественной жизни.
В отечественной этико-философской литературе можно выделить ряд исследований, освещающих генезис, природу и особенности морали как духоформирующего феномена, среди которых можно назвать работы
C.Ф.Анисимова, Р.Г.Апресяна, В.И.Бакштановского, Е.В.Беляевой,
B.А.Блюмкина, В.А.Василенко, А.Г.Власкина, Ю.Д.Воробьева, В.Т.Ганжина, Г.Н.Гумницкого, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, Е.Л.Дубко, Е.В.Золотухиной-Аболиной, В.Ф.Зыбковца, В.А.Канке, Н.Н.Крутова,
C.А.Кучинского, Г.Г.Матюшкиной, В.Н.Назарова, Р.В.Петропавловского, А.В.Разина, Н.В.Рыбаковой, Ю.И.Сидоренко, П.П.Степанова, Ю.В.Согомонова, А.И.Титаренко, И.В.Фотиевой, А.Г.Харчева,
1 См.: Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М., 2000; Гегель Г.В.Ф. Философия духа.- ЭФН. Т.З. М., 1977; Кант И. Основы метафизики нравственности / Соч. Т.4,4.1. М., 1965; Мур Дж. Природа моральной философии. М., 1999; Руссо Ж.-Ж. Педагогические произведения в 2-х тт. Т.2 . М., 1981; Он же. Эмиль, или о воспитании. Избр. произв. Т.1. М., 1961; Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. М., Мн., 2005 и др.
2См.: Бердяев Н. О назначении человека. М., 1993; Он же. Философия свободного духа. М., 1994; Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Серия «Школа классики»-ученику и учителю / Ред.-сост. Т.А.Касаткина. М., 1999; Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера. Новосибирск, 1991; Соловьев B.C. Оправдание добра// Соч.: В 2 т.-М., 1988. Т.1.; Он же. Смысл любви. Киев, 1991;Толстой JI.H. История вчерашнего дня / Собрание сочинений в 22т. Т.1. М., 1978; Франк C.J1. Духовные основы общества. М., 1992; Он же. Реальность и человек. СПб., 1997. Флоренский П.А. Иконостас // Избр. труды по искусству. М., 1996.; Шестов Л.И. Достоевский и Ницше: философия трагедии и др.
•J
В.Н.Шердакова, М.А.Шишкина, Ф.Н.Щербака и др. Проблемы нравственного измерения духовности, ее смысловое и функциональное содержание, вопросы формирования духовной сферы современного российского общества и др. нашли всестороннее осмысление в работах таких отечественных исследователей, как Р.И.Александрова, Л.П.Буева, А.А.Возьмитель, Е.В.Золотухина-Оболина, А.А.Какурин, С.Ю.Колчигин, Г.М.Конобеев, В.А. Кутырев, В.А.Лекторский, Р.Л.Лившиц, И.В.Силуянова, Л.Н.Смирнова, В.Г.Федотова и др.4
3 См.: Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2001. №6. С.26-36; Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. 2006. №5. С.3-17; Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В.Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социол. исслед. 2003. №5. С.10-16; Беляева Е.В. Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности. Минск, 2007; Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н. Что такое мораль? М., 1988; Василенко В.А. Мораль и общественная практика. М., 1983; Власкин А.Г.Мораль и традиции. Л., 1981; Ганжин В.Т. Этика и формирование нравственности. М., 1978; Гумницкий Г.Н. Основные проблемы теории морали. Иваново, 1972; Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988; Он же. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. 2003. №3. С.3-12; Он же. Этика и мораль в современном мире // Вестник Моск. ун.-та. Сер.7. Философия. 2001. №1. С.20-25; Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. труды / сост. Р.Г.Апресян. М., 2002; Дубко Е.Л. Мораль как предрассудок // Вестник Моск. ун.-та. Сер.7. Философия. 2001. №1. С.60-65; Золотухина-Оболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей // Философские науки. №4, 1987; Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., 1974; Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М., 2003; Крутов Н.Н. Нравственные потребности личности. М., 1981; Кучинский С.А. Человек моральный. М., 1987; Матюшкин Г.Г. Нравственные отношения: сущность, специфика, противоречия, особенности развития. М., 1997; Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении // Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Философия». 1989. №12; Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности. М., 1978; Разин А.В. Идея гуманизма в Западной философии // Философия и общество. 1998. №5. С.155-176; Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук, Л., 1974; Сидоренко Ю.И. Философия морали: новый подход. Кострома, 2005; Степанов П.П. Мораль и этика: вопросы истории и теории. М., 1999; Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М., 1974; Фотиева И.В. Мораль в современной философско-научной картине мира. Барнаул, 2003; Она же. Проблемы онтологического статуса морали // Вестн. моек, ун.-та. Сер.7. Философия. 2003. №3. С.101-109; Харчев А.Г. Этика и мораль. Предмет и система этики. М.-С., 1973; Шердаков В.Н. Иллюзия добра: Моральная ценность и религиозная вера. М.,1982; Шишкин М.А. Биологическая эволюция и природа нравственности // Общественные науки и современность. 2004. №1. С.126-134; Щербак Ф.Н. Мораль как духовно-практическое отношение. Методологический аспект. Л., 1986 и др.
4 См.: Александрова Р.И. Перестройка: духовно-нравственный потенциал. Саранск, 1990; Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996.
Осмыслением различных аспектов проблематики морали, нравственного измерения духовности, формирования нравственной культуры современной личности и духовного потенциала морали активно занимались и занимаются представители этико-философской школы Республики Башкортостан: Б.Г.Акчурин, А.М.Багаутдинов, О.С.Беленкова, Д.Ж.Валеев, З.Р.Валеева, А.Я.Канапацкий, Н.А.Канапацкий, О.М.Иванова, Л.А.Иткулова, А.А.Кулыева, А.В.Лукьянов, З.Я.Рахматуллина, А.Я.Фаткуллина и др.5
Современные жизненные реалии российского общества, находящегося в условиях радикальных социокультурных преобразований, актуализируют проблему значимости морали в духовном обновлении личной и общественной жизни и перемещают в некоторой степени акцент в ее теоретическом исследовании в сторону более широкого рассмотрения, в
2. С.3-9; Возьмитель А.А. Духовная безопасность: социологический анализ // Мир России. Т. XV. №2. М., 2006; Золотухииа-Оболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей // Философские науки. 1987. №4; Иванова О.М. Проблема гармонизации факторов здоровья современного человека в контексте антропоэкологии // Экономика, экология и общество России в 21 столетии. СПб., 2005; Какурин А.А. Теория духовности. СПб., 1997; Колчигин С.Ю. Духовность как смысл человеческого развития // Философия в XXI веке. Онтология, творчество и гуманизм: Материалы Международной научной конференции. Том 2. Уфа, 2008; Конобеев Г.М. Духовность и власть в трансформации российского общества// Философия образования. 2007. 3(20)'. С.209-218; Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2001. №8. С.56-65; Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. №2. С.31-35; Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997; Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека// Философские науки, 1990. №12. С.100-104; Смирнова Л.Н. Духовность как социально-философская проблема// Духовно-культурные процессы в современной России. М.,1998. С.37-38; Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1992 и др.
5 См.: Акчурин Б.Г. Человеческая телесность: трансцендентальная сущность и социальные аспекты ее идентификации. Уфа, 2005; Багаутдинов A.M. Становление духовной культуры молодежи. Уфа, 2005; Он же. Нравственная культура студенчества в условиях духовного обновления российского общества. Уфа, 1998; Беленкова О.С. Этика —учение о морали: история и теория. Уфа, 2006; Валеев Д.Ж. Потенциал морали. Уфа, 1999; Валеева З.Р. Нравственное отчуждение (социально-философский очерк). Уфа, 2007; Иванова О.М. Проблема гармонизации факторов здоровья современного человека в контексте антропоэкологии // Экономика, экология и общество России в 21 столетии. СПб., 2005. С.28-33; Иткулова Л.А. Нравственный выбор в башкирской сказке (философско-мировоззренческий анализ). Уфа, 2002; Канапацкий А.Я., Канапацкий Н.А. Теоретические аспекты исследования феномена человеческой духовности. Уфа, 2008; Кулыева А.А., Рахматуллина З.Я. Духовная личность: портрет современника. Уфа, 2007; Лукьянов А.В. Трансцендентальное в морали. Уфа, 2009; Рахматуллина З.Я., Фаткуллина А.Я. Человеческий мир: этическое измерение. Уфа, 2009 и др. частности, выявления коррелятивной связи состояния личной и общественной морали с духовным состоянием общества.
Объектом исследования выступает мораль как социодуховный феномен. Предмет исследования - взаимообусловленность морали и духовной сферы современного российского общества.
Цель исследования - определить роль морали в духовном оздоровлении личной и общественно-национальной жизни в современной России. С учетом поставленной цели решались следующие задачи: -раскрыть сущность морали как социально-духовного образования; -определить и охарактеризовать социальные функции морали в современном обществе;
-проанализировать взаимообусловленность духовного состояния российского общества и современной нравственной практики и выявить возможности морали в оздоровлении личной и общественно-национальной жизни;
-определить роль этического просвещения и нравственного воспитания в оздоровлении духовной жизни и обозначить круг требований к их организации в современных условиях.
Методологическая и теоретическая база диссертации. Методологической основой исследования является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы аксиологического, философско-антропологического и диалектического подходов.
Эмпирическая база исследования. Для обоснования идей диссертации привлекалась современная научно-гуманитарная периодика, на страницах которой поднимаются и обсуждаются актуальные проблемы социального и духовного бытия человека, формирования нравственной культуры личности и ее духовного мира, духовно-нравственного состояния российского общества, а также результаты социологических исследований, проведенных
Институтом гуманитарных наук Тюменского нефтегазового университета под руководством В.В.Гаврилюка и В.В.Маленкова.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором: -определены сущность морали как духоформирующего феномена и ее гуманистический потенциал;
-в условиях роста в современном российском обществе бездуховности и этического релятивизма, ослаблении моральных механизмов упорядочения личной и общественной жизни, установлены специфические функции морали (запрещающе-сдерживающая, духоформирующая);
-доказаны взаимообусловленность противоречивых социокультурных процессов, протекающих в современном российском обществе, и реальной нравственной практики, необходимость использования гуманистического потенциала морали в духовном совершенствовании личной и общественной жизни;
-определены роль и место нравственного воспитания и этического просвещения в духовном оздоровлении современного российского общества, обоснованы новые подходы к пониманию их сущности, целей и задач с учетом совокупности изменений в духовно-нравственной, социальной сферах современной общественной жизни в условиях ее радикальных преобразований.
Теоретическое и практическое значение диссертационной работы. Теоретическая значимость диссертации состоит в философском осмыслении роли морали в духовном совершенствовании современного российского общества, что дает возможность выработать новые, отвечающие современным реалиям концептуальные положении о значении морали в духовном оздоровлении личной и общественной жизни.
Практическое значение работы заключается в том, что ее идеи и выводы могут быть использованы в практической работе при преподавании социально-гуманитарных дисциплин в разработке вузовских курсов по философии, этике, культурологии, спецкурсов по дискуссионным вопросам современной этической науки, по проблемам духовного воспитания и просвещения подрастающего поколения.
Апробация исследования. Результаты и основные положения диссертационного исследования были апробированы на научно-практических конференциях и семинарах, в том числе: «Духовное воспитание: опыт и проблемы» (Уфа, 2008), «IV Садыковские чтения» (Уфа, 2008), «Этнография, история и культура народов Башкортостана» (Уфа, 2008), «V Садыковские чтения» (Уфа, 2009), «Технико-экономические и социально-правовые аспекты развития особо охраняемого региона» (Ессентуки, 2009), «Духовный мир современного человека: проблемы экстремизма в молодежных субкультурах» (Уфа, 2009), «Философское наследие и современность» (Уфа, 2009), «Проблемы социокультурного бытия и идея диалога: глобальное, национальное, духовное измерения» (Уфа, 2009), «Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов» (Уфа, 2009); «Особенности политического процесса в Республике Башкортостан» (Уфа, 2009); «Молодежь столицы: проблемы, опыт, перспективы развития» (Уфа, 2009) и др.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы (221 наименование). Объем диссертации - 155 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социокультурный анализ нравственных регулятивов в трансформирующемся российском обществе2005 год, кандидат социологических наук Обаева, Елена Викторовна
Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие: Социально-философский анализ2003 год, кандидат философских наук Кортунов, Вячеслав Николаевич
Этико-педагогическая система формирования социально-нравственной ориентации подростков2006 год, доктор педагогических наук Аскарова, Гульнара Бейсеновна
Курс этики как основа духовного и нравственного становления личности: На примере преподавания в общеобразовательной школе по экспериментальной авторской программе2002 год, кандидат педагогических наук Кузьмина, Людмила Николаевна
Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике второй половины XIX-начала XX века: 1861-1917 гг.2004 год, кандидат педагогических наук Рада, Наталия Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ибрагимова, Василя Раиловна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итоги исследования данной проблемы, можно подчеркнуть следующее:
1. Сущность морали как социально-духовного образования заключается в том, что- она пронизывает сферу духовную, где утверждается как совокупность нормативов, идеальных образцов поведения, образующих кодекс должного, морально положительного поведения» (сферу должного) и сферу социальную, где моральные нормы и принципы получают свое практическое воплощение в отношениях и деятельности людей (сфера сущего). Под моралью мы понимаем социальный институт, нормативно-оценочную систему, регулирующую деятельность индивидов во всех областях общественной жизни посредством свободного и осознанного выбора субъектом между добром и злом в целях достижения гармонии между личным и общественным.
2. Мораль выполняет в обществе целый ряд социально значимых функций (регулятивную, нормотворческую, оценочную, гносеологическую, гуманизирующую, воспитательную), которые способствуют гармонизации личного и общественного, духовному совершенствованию человека и общества и обеспечивают гармоничное функционирование общественного организма. Мы также выделяем следующие специфические функции морали, обусловленные гуманистической природой данного» феномена: духоформирующую и запрещающе-сдерживающую функции.
3. Социокультурные реалии современного российского общества и те негативные процессы, которые в нем происходят, заключают в себе деструктивное и деморализирующее содержание. Бездуховность современного российского общества проявляется в насильственном разрушении системы высших гуманистических ценностей, определяющих главные цели, идеалы и смысл как общественного, так и личного бытия. Она проявляется в обесценивании человеческой личности, ее совести, чести и достоинства, в насаждении нигилистического отрицания своего прошлого и т.д. Такая направленность угрожает сохранению элементарной стабильности в социальном пространстве.
4. В настоящее время в сфере государственной политики ведется огромная работа в укреплении морального статуса российского общества, разрабатываются специальные государственные, региональные и другие программы по духовному оздоровлению молодого поколения, организации их досуга и образовательной деятельности. Современному российскому обществу предстоит длительный путь к демократическому, правовому, социально ориентированному государству, и морали в этих процессах принадлежит особая роль.
5. В условиях радикальных общественных преобразований, обостривших многие социальные и духовные проблемы, формирование духовности личности и общества во многом зависит от качественно организованных процессов этического просвещения и нравственного воспитания. Путь к этическому просвещению лежит через стремление к нравственному идеалу, к свободе и социальной- справедливости. Целью этического просвещения и нравственного, воспитания являются совершенствование. социального поведения личности-, формирование человека, который бы не только следовал принятым в обществе нормам, правилам, обычаям, но и в соответствии с ними сознательно осуществлял свободу выбора поведения, критически относился к окружающей действительности и к своим поступкам, противостоял социальному и моральному злу.
Бесспорно, что данное диссертационное исследование не претендует на полное и всестороннее осмысление поставленной проблемы и не исчерпывает всей ее сложности и многоаспектности. В данной работе основной акцент сделан на рассмотрение гуманистического потенциала морали в духовном обновлении современного российского общества.
Выявление значимости морали в формировании духовности современного, российского общества имеет не только социально-практическое значение для качественного улучшения духовной сферы в российском обществе, но и определенную теоретическую ценность. В то же время, на наш взгляд, есть некоторые аспекты данной темы, требующие дальнейшего, более углубленного рассмотрения. На наш взгляд, ждут более детализированного изучения вопросы соотношения морали и права, морали и политики в духовной сфере российского общества, движущегося к правовому, демократическому государству. Особый, интерес, как мы считаем, представляет дальнейшее, более углубленное исследование выявления роли религии и религиозной морали в духовном обновлении' современной российской действительности. Не меньшего внимания заслуживает проблема формирования духовно-нравственной культуры современной молодежи, которая стала «заложником» ложных идолов «фаустовской культуры», разрушающих не только ее духовное, но и физическое здоровье.
Представляется также существенным осмысление проблемы сравнительного анализа духовного состояния современных российского и западного обществ, моральные аспекты глобализации и т.д.
Думается, что углубление анализа намеченных вопросов позволит обрисовать более развернутую картину функционирования морали в обществе и ее влияния на духовное здоровье современного человека и общества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ибрагимова, Василя Раиловна, 2010 год
1. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. 239с.
2. Айер А.Дж. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. 1991. №1. С. 120-136.
3. Акчурин Б.Г. Человеческая телесность: трансцендентальная сущность исоциальные аспекты ее идентификации. Уфа: Гилем, 2005. 255с.
4. Алейникова О.С. Влияние культурного кризиса на проявление социального одиночества в современной России // Человек постсоветского пространства: Сборник материалов конференции. Выпуск 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. С.69-75.
5. Александрова Р.И. Перестройка: духовно-нравственный потенциал. Саранск: Мордовское книжное изд., 1990. 142с.
6. Анисимов С.В. Духовные ценности: производство Hi потребление. М.: Мысль, 1988. 172с.
7. Анисимов С.Ф. Мораль как деятельность и свойство поведения // Что такое мораль? Под ред. Петропавловского Р.В. М., 1988. С.5-12.
8. Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой» духовности//Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2001. №6. С.26-36:
9. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии №5, 2006. С.3-17.
10. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: Изд-во ИФРАН, 1995. 348с.
11. Апресян Р.Г. Природа морали // Философские науки. 1991. №12. С.53-65.
12. Апресян Р.Г. Развитие этического образования в высшей школе. http://www/ethicsscenter/ru/ed/ed/html/
13. Апресян Р.Г. Этическая эволюция А.А.Гусейнова // Облики современной морали. В связи с творчеством академика РАН
14. А.А.Гусейнова. Материалы международной конференции. М.:МАКС Пресс, 2009. С.3-6.
15. Архангельский JI.M. Моральное сознание и нравственные отношения // Структура морали и личность. М.: Мысль, 1977. С.55-61.
16. Багаутдинов A.M. Нравственная культура студенчества в условиях духовного обновления российского общества. Уфа: Изд-е Башкирского ун-та, 1998. 132с.
17. Багаутдинов A.M. Нравственный способ существования человека // Философия в XXI веке. Онтология, творчество и гуманизм: Материалы Международной научной конференции. Том 2. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. 266с.
18. Багаутдинов А.М. Проблема взаимосвязи духовности и нравственности в историко-философской ретроспективе // Вестник БашГУ, №3.2001. С.60-64.
19. Багаутдинов A.M. Становление духовной культуры молодежи. Уфа: РИО БашГУ, 2005. 256с.
20. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв.ред. Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003.448с.
21. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983. 224с.
22. Бакштановский В.И. Этика как «практическая философия»: традиционные образы и современные подходы/ Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Этика». №7. М.: Знание, 1983. 64с.
23. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В.Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социол. исслед. 2003. №5. С.10-16.
24. Барлыбаев Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. М.: Издание Государственной думы, 2003. 336с.
25. Башкирское народное творчество. Т.5. Бытовые сказки. Уфа: Башк. книж. изд-во, 1990. 496с.
26. Беленкова О.С. Этика — учение о морали: история и теория. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2006. 269с.
27. Беляева Е.В. Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности. Минск: Экономпресс, 2007. 464с.
28. Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 382с.
29. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480с.
30. Бикбулатова А.Р. Культура мира и этика ненасилия. Уфа: РИО БашГУ, 2003. 116с.
31. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н. О понятии морали // Что такое мораль? М., 1988. С. 12-23.
32. Богомолов О.Т. Экономика и культура // Культура и глобальные вызовы мирового развития: 5 Международные Лихачевские чтения. СПб., 2005. С.10-11.
33. Бронский М.В. Взаимодействие политического и морального сознания. М.: Знание, 1985. 64с.
34. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. Самара: АГНИ, 1997. 286с.
35. Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Пер. с итал. К.: Новый Акрополь, 1996. 288с.
36. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. 173с.
37. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. №2. С.3-9.
38. Булгаков С.Н. Исследование о природе общественных идеалов. Т.1. М., 1911.303с.
39. Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? // Книга о Владимире Соловьеве. М.: Совет, писатель, 1991. 512с.39.г Булгаков С.Н.Свет невечерний. М.: Республика, 1994: 414с.
40. Бунин И.А. Материалы к биографии / Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. М.: Олимп; ООО «Фирма Издательство ACT», 2000. 640с.
41. Валеев Д.Ж. О нормативности как объективном свойстве культуры и специфике социальных норм // Нормативные основы культуры. Сб. статей. Уфа, 2001. 157с.
42. Валеев Д.Ж. Потенциал морали. Уфа: Восточный университет, 1999. 152с.
43. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд. Сар-го университета, 1981. 168с.
44. ВалееваЗ.Р. Нравственное отчуждение (социально-философский очерк). Уфа: РИД БашГУ, 2007. 112с.
45. Валеева 3:Р. Облики современной морали: вернуть утерянное доверие к морали // Проблемы социокультурного бытия и идея диалога: глобальное, национальное, духовное измерения. Уфа: РИЦ'БашГУ, 2009. С.88-92.
46. Валеева З.Р. Парадигмы этического мышления // Облики современной• морали. В связи с творчеством академика РАН А.А.Гусейнова.
47. Материалы международной конференции. МГУ имени М.ВЛомоносова, 16-19 марта 2009г. М., 2009. С.11-14.
48. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. М.: Изд. МГУ, 1983. 176с.
49. Вегас Х.М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма. СПб.: Изд. СПб. Ун-та, Изд. Рус. христ. гуманит. акад., 2007. 224с.
50. Ви Куанг Тхо. Духовная жизнь личности. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Москва, 1991. 132с. s
51. Власкин А.Г.Мораль и традиции. JL: Знание, 1981. 36с.
52. Возьмитель А.А. Духовная безопасность: социологический анализ // Мир России. Т. XV. №2. М., 2006. С.147-159.
53. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования, 2007. №4. С.44-50.
54. Ганжин В.Т. Этика и формирование нравственности. М.: Знание, 1978. 64с.
55. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.З. / Отв. Ред. М.М.Розенталь. М.: Мысль, 1972. 374с.
56. Гегель Г.В.Ф. Философия духа / ЭФН. Т.З. М.: Мысль, 1977. 471с.
57. Гегель Г.В.Ф. Философия истории / Сочинения. Т.8. М.: Госиздат, 1935. 470с.
58. Геккель Э. Мировые загадки. М.: Наука, 1937. 157с.
59. Гендин A.M. Предвидение и цель в развитии общества. (Философ.-социол. аспекты социального прогнозирования). Красноярск, 1970. 436с.
60. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1983. С.105-120.
61. Глезерман Г. Воспитание и самовоспитание личности / Структура морали и личность. М.: Мысль, 1977. С.133-143.
62. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сост. Л.И Василенко, В.Е.Елмоляева. М.: Прогресс, 1990. 495с.
63. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. 478с.
64. Гоббс Т. Сочинения в 2т. Т.1. / Пер. с лат. с англ.; Сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В.В.Соколов. М.: Мысль, 1989. 6222.с.
65. Гумницкий Г.Н. Еще раз о структуре морали // От теории морали к практике. Методологические проблемы. М., 1986. С.78-85.
66. Гумницкий Г.Н. Основные проблемы теории морали. Иваново: Ивановский гос. пед. ин.-тим. Д.А.Фурманова, 1972. 196с.
67. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Республика, 1995. 271с.
68. Гусейнов А.А. Истоки нравственности. М.: Изд.-во «Знание», 1970. 34с.
69. Гусейнов А.А. Мораль и насилие// Вопросы философии. 1990. №5. С.127-136.
70. Гусейнов А.А. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. 2003. №3. С.3-12.
71. Гусейнов А.А. Перестройка: новый образ морали,// Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения. М.: Политиздат, 1990. С.5-13.
72. Гусейнов А.А. Этика и мораль в современном мире // Вестник Моск. ун.-та. Сер.7. Философия. 2001. №1. С.20-25.
73. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. №3. С.72-81.
74. Даллмар Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм» «партикуляризм»// Вопросы философии. 2003. №3. С.13-29.
75. Денисов В.В. Диалектика политики и морали // Философия и общество. 1999, №3. С.117-131.
76. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Изд.2-е. Л.: Дет. лит., 1978. 256с.
77. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Серия «Школа классики»-ученику и учителю / Ред.-сост. Т.А.Касаткина. М.: Олимп; ООО «Фирма «Изд-во ACT», 1999. С.15-570.
78. Дробницкий О.Г. К вопросу о специфике морали. М.-София, 1973. 234с.
79. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. труды / сост. Р.Г.Апресян. М.: Гардарики, 2002. 523с.
80. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии. 1972. №2. С.31-42.
81. Дробницкий О.Г. Моральное сознание. М., 1969. 167с.
82. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Ист.-критич. Очерк. М., 1974. 390с.
83. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1997. 226с.
84. Дробницкий О.Г. Философия и моральное воззрение на мир / Философия и ценностные формы сознания. М., 1978. С.86-156.
85. Дубко Е.Л. Мораль как предрассудок // Вестник Моск. ун.-та. Сер.7. Философия. 2001. №1. С.60-65.
86. Духовное возрождение России: теория и практика. Монография /Обухов В.Л. и др. СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2006. 164с.
87. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. М.: Наука, 2003. 456с.
88. Зинченко В.П. Культура и духовность // Вопросы философии. 1996. №2. С.9-10.
89. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2002. №2. С.119-136.
90. Золотухина-Оболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей // Философские науки. 1987. №4. С.11-18.
91. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1974. 126с.
92. Ильин И. С.95. Для русских. Избр. Смоленск, Посох, 1995. 416с.
93. Ильин И:А. Аксиомы религиозного опыта: Исслед. В 2 тт. М.: Рарогъ, 2002. 448с.
94. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера// Соч. в 10 тт. Т.7. Новосибирск, 1991. 591с.
95. Иткулова Л.А. Нравственный выбор в башкирской сказке (философско-мировоззренческий анализ). Уфа: РИО БашГУ., 2002. 136с.
96. Иткулова Л.А. Роль норм-запретов в процессе происхождения морали // Облики современной морали. В связи с творчеством академика РАН А.А.Гусейнова. Материалы международной конференции. МГУ имени М.В.Ломоносова, 16-19 марта 2009г. М., 2009. С.119-122:
97. Какурин А.А. Теория духовности. СПб., 1997. 40с.
98. Камю А. Бунтующий человек. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990. 411с.
99. Камю А. Творчество и свобода: Ст., эссе, записные книжки. М.: Радуга, 1990/602с.
100. Канапацкий А.Я., Канапацкий Н.А. Теоретические аспекты исследования феномена человеческой духовности. Уфа, 2008. 113с.
101. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: Логос, 2003. 352с.
102. Кант И. Критика практического разума / Соч.в 6т. Т.4.Ч.1. М.: Мысль, 1965. 544с.
103. Кант И. Основоположение метафизики нравов // Сочинения в 6 т. Т.4. М.: Изд-во «Чоро», 1994. С. 153-246.
104. Кант И. Основоположение к метафизике нравов / Соч.в 6т. Т.4. 4.1. М., 1965. 544с.
105. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 712с.
106. Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. М.: Изд-во МГУ, 2004. 496с.
107. Карпец И.И. Уголовное право и этика. М.: Юрид. Лит-ра, 1985. 256с.
108. Кобляков В.П. Мораль и мировоззрение. JL: Знание, 1981. 36с.
109. Кобляков В.П., Коновалова JI.B. Принцип единства логического и исторического в этическом познании // Предмет и система этики. М.-С.: Наука и искусство, 1973. С.226-246.
110. Козлова О.Н. Социология духовной жизни. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004. 197с.
111. Колчигин С.Ю. Духовность как смысл человеческого развития // Философия в XXI веке. Онтология, творчество и гуманизм: Материалы Международной научной конференции. Том 2. Уфа, 2008. С.42-47.
112. Конобеев Г.М. Духовность и власть, в трансформации- российского общества // Философия образования. 2007. 3(20). G.209-218.
113. Котов Л.И. Методологические проблемы нравственного прогресса. Свердловск, 1974. 163с.
114. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. 479с.
115. Кропоткин П.А. Этика / Общ. Ред. сост. и предисл. Ю.В.Гридчина. М.: Политиздат, 1991. 493 3.с.
116. Крутов Н:Н. Нравственные потребности личности (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика») №2. М.: Знание, 1981. 63 с.
117. Кулыева А.А., Рахматуллина З.Я. Духовная личность: портрет современника. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. 114с.
118. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2001. №8. С.56-65.119: Кучинский С.А. Человек моральный. М.: Политиздат, 1987. 270с.
119. Ландесман П.А., Согомонов Ю.В. Мировоззренческие основания морального сознания//Вопросы философии. 1979. №11. С.113-126.
120. Лаптенок Л.С. Нравственная культура общества: преемственность и новации. Мн.: НИОД999. 202с.
121. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание молодежи России: комплексное решение проблемы. М.:«Планета 2000», 2003. 63с.
122. Лекторский В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход к образованию // Вопросы философии. 1997. №2. С.3-5.
123. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. №2. С.31-35.
124. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд. Уральск, ун-та, 1997. 152с.
125. Локк Дж. Избр. Филос. Произв. T.l. М.: Соцэкгиз, 1969. 543с.
126. Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т.З. М.: Мысль,1988. 668с.
127. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала // Оборотная сторона зеркала. Сб. М.: Республика, 1998. С.244-257.
128. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. С.250-315.
129. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. С. 136-289.
130. Лукьянов А.В. Проблема духовного «Я» в философии И.Г.Фихте. Уфа: Изд. БашГУ, 1993. 190с.
131. Лукьянов А.В. Трансцендентальное в морали. Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. 284с.
132. Мамардашвили М.К. «Возможный человек» // Человек в зеркале наук (Труды методологического семинара «Человек»). Л., 1991. С.6-18.
133. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700с.
134. Материалисты Древней Греции: собр. текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура. М.: Госполитиздат, 1955. 239с.
135. Матюшкин Г.Г. Нравственные отношения: сущность, специфика, противоречия, особенности развития. М., 1997. 214с.
136. Милль Дж.Ст. Утилитаризм. О свободе. Пер. с англ. А.Н.Неведомского. 3-е русск. изд. СПб.: И.П.Перевозников, 1900. 427с.
137. Митрошенков О.А. Духовно-нравственные детерминанты и ценностные ориентиры социальной работы // Философия и общество. 1997. №6. С. 142-159.
138. Моральные ценности и личность/Под. ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаичева. М.: Изд. МГУ, 1994. 176с.
139. Моральный выбор / Под. общ. ред. А.И.Титаренко. М.: Изд.-во Моск. ун.-та, 1980. 344с.
140. Мур Дж.Э.Природа моральной философии / Предисл. А.Ф.Грязнова и Л.В.Коноваловой; Пер. с англ., сост. и прим. Л.В.Коноваловой. М.: Республика, 1999. 351с.
141. Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении // Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Философия». 1989., №12. М.: Знание, 64с.
142. Океанов А.А. Лекция о нравственном воспитании. М.: Знание, 1984. 64с.
143. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.:ЭКСМО, «Алгоритм», 2004. 560с.
144. Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну//Вопросы философии. 1998. №7. С.3-13.
145. Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности. М.: Наука, 1978. 275с.
146. Платон. Федон / Сочинения в 3 тт. Т.2. М.: Мысль, 1970. 611с.
147. Разин А. Нравственный мир человека. М.: Академический проект, 2003. 432с.
148. Разин А.В. Идея гуманизма в Западной философии // Философия и общество. 1998. №5. С.155-176.
149. Рахматуллина З.Я. Этическое просвещение и нравственное воспитание: современные подходы // Духовное воспитание: опыт и проблемы. Сборник научных статей. Уфа, 2008. С.120-130.
150. Рахматуллина З.Я., Фаткуллина А .Я. Человеческий мир: этическое измерение. Уфа: РИО БашГУ, 2009. 156с.
151. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд. Новосиб. ун-та, 1995. 5341.с.
152. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Избр. произв. Т.1. М.: Знание, 1961. 620с.
153. Руссо Ж.-Ж.Педагогические произведения в 2-х тт. Т.2 / Под ред. Г.Н.Джибладзе; Сост. А.Н.Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 363с.
154. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л.: Изд-во Ленин, ун-та, 1974. 120с.
155. Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление?// Вопросы философии. 1989.№8. С.34-51.
156. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1994. №1. С. 100-104.
157. Рязанов В.Е. Глобализм и основные проблемы духовной жизни российского общества // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. №1. М., 2007. С.75-89.
158. Ряписов А.Г. Приоритетные стратегии воспитания в условиях модернизации российского образования // Философия образования. 2007. 1(18). С.195-203.
159. Сартр Ж.-П. Воображение//Логос. 1992. №3. С.98-116.
160. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1998. С.319-344.
161. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966. 576с.
162. Сидоренко Ю.И. Философия морали: новый подход. Кострома: Изд. во Костромской ГСХА, 2005. 464с.
163. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки, 1990. №12. С.100-104.
164. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона.-6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. 447с.
165. Словарь-справочник по нравологии / Сост. А.З.Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 2000. 299с.
166. Смирнова Л.Н. Духовность как социально-философская проблема // Духовно-культурные процессы в современной'России. М.,1998. С.31-39.
167. Смыслообразующий феномен воспитания (Под ред. Аплетаева М.Н.) // Этическое воспитание. 2008. №3. С.5-9.
168. Соболь К.И., Кузнецова Г.В. Мораль и гуманизм. Горький: Волго-Вят. книж. изд-во, 1979. 110с.
169. Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. 478с.
170. Соловьев В.С.Смысл любви. Киев: Лыбидь-АСКИ, 1991. 63с.
171. Соммэр Д.С. Мораль XXI века. М.: Научная книга; 2007. 446с.
172. Сорокин П.А. Нормативна ли наука этики и может ли она ею быть? // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990. С.327-348.
173. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск: Современный литератор, 1998. 1407с.
174. Спиноза Б. Этика. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. 336с.
175. Степнов П.П. Мораль и этика: вопросы истории и теории. М.: Изд-во РАГС, 1999. 178с.
176. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М.: Ренессанс СП «ИВО-СиД», 1992. 116с.
177. Тейяр де Шарден П. О счастье // Человек. 1991. №2. С.108-115.179: Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Mi: Наука, 1987.240с.
178. Титаренко: А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. 278с.
179. Титаренко А.И., Карвацкая Г.Ф., Титов В.А. Этика проблемы и перспективы. - Филос. науки. 1972. №4. С. 145-155.
180. Титаренко А.И., Согомонов Ю.В. Марксистско-ленинская этика. Лекции по курсу. 4.6. М:: Изд-во МГУ, 1978. 84с.
181. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом-истории: Сб. / Пер. с англ. И.Е.Киселевой, М.Ф.Носовой. М.: СПб.: Прогресс: Культура: Ювента. 1996. Д771.с.
182. Толстой Л.Н. История, вчерашнего дня / Собрание сочинений в 22т. T.I. Ml: Художественная литература, 1978. С.343-361.
183. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные. аспекты (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. №1. С.9.
184. Фаткуллина А .Я. Смысложизненные парадигмы башкирской мифологии: нравственные уроки. Уфа: РИО БашГУ, 2009. 147с.
185. Федоров Ю.М. Универсум морали; Тюмень, 1992. 418с.
186. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // О России нерусской философской культуре. М:, 1990. С.450-462.
187. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1992. 136с.190:.Философский энциклопедический^словарь; М. ИНФРА, 2009. 570с.
188. Флоренский П.А. Иконостас // Избр. труды по искусству! М.: Изобразительное искусство, 1996. С.73-198.
189. Фотиева И.В. Мораль в современной философско-научной картине мира. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. 200с.
190. Фотиева И.В. Проблемы онтологического статуса морали // Вестн. моек, ун-та. CepJ. Философия; 2003. №3. С. 101-109.
191. Фотиева И.В. Современная концепция морали: проблемы; онтологии. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. 96с.
192. Франк С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 510с.
193. Франк С. Реальность и человек. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института. 1997. 440с.
194. Фромм Э. Человек для себя. Исследования психологических проблем. Пер. Л.А.Чернышевой. М.: ACT, 1992. 253с.
195. Харчев А.Г. Этика и мораль. Предмет и система этики. М.-С., 1973. 211с.
196. Хэар Р. Как решить моральные вопросы рационально? // Мораль и: рациональность. М:: Изд-во ИФРАН, 1995. С.9-21.
197. Циолковский К.Э. Причина космоса. Воля вселенной. Научная этика: Предисл. М.Н; Белгородского. М.: Космополис, 1991. 90с.
198. Чернышевский Н:Г. Избранные педагогические сочинения. Mi: Педагогика, 1983. 335с.
199. Чижов П.Г. Интернациональное и национальное в духовности человека и общества // Кантовские чтения в КРСУ. Общечеловеческое и национальное в философии. Бишкек, 2004. С.308-312.
200. Шемшурин А.А. О современных целях воспитания // Этическое воспитание. №7, 2008. С.5-9.
201. Шердаков В.Н. Иллюзия добра: Моральная ценность и религиозная вера. М.: Политиздат, 1982. 287с.
202. Шестов Л.И. Достоевский и Ницше: философия трагедии. М.: Грааль, 2001. 159с.
203. Шишкин М.А. Биологическая эволюция и природа нравственности // Общественные науки и современность. 2004. №1. С. 126-134.
204. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики / Пер. с нем. Ю.И.Айхенвальд. М.: ACT, Мн.: Харвест, 2005. 512с.
205. Щербак Ф.Н. Мораль как духовно-практическое отношение. Л.: Изд. Лен. ун., 1986. 176с.
206. Эйнгорн Н.К. Специфика морали, ее отражение в основных свойствах нравственного воспитания // Специфика морали и нравственного воспитания личности. Сб. науч. трудов. Свердловск: Изд. УрГУ, 1983. С.3-16.
207. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995. 281с.
208. Эфроимсон В.П. Родословная, альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир. 1971. №10. С.193-213.
209. Юлдыбаев Б.Р. Культура семейных отношений: этическое измерение. Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. 148с.
210. Юлдыбаев Б.Р. Мораль как социокультурный феномен: сущность и специфика // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12, №4. С.139-141.
211. Ясин Е. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики. 2003. №4. С.18-31.
212. Ясперс К. Речь памяти Макса Вебера / М.Вебер. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 702с.
213. Henslin J.M. Social Problems. 3rd ed. New Jersey: Prentice Hall. 1994. 380p.
214. Rodger A. The spiritual in values education // J. of moral education. Abington, 2000. Vol. 29, №4. P.463-475.
215. Sean Fagan S.M. Does morality change? Gill&Macmillan Ltd Goldenbridge Dublin 8, 1997. 216p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.