Роль формального в пропедевтическом курсе дизайна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Журавская, Татьяна Михайловна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Журавская, Татьяна Михайловна
ВВЕДЕНИЕ .стр. 4 - И
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ОБРАЩЕНИЯ К ФОРМАЛИЗАЦИИ .стр. 11
1.1. Современное состояние вопроса изучения формализации .стр. 11
1.2. Анализ проблемной ситуации роли формализации в пропедевтическом курсе дизайна .стр.29
1.3. Типология использования формализации в пропедевтическом курсе / анализ исторического опыта отечественных и зарубежных школ дизайна /.стр.33
Выводы гл.1.стр.77
2. ФОРМАЛИЗАЦИЯ И ДИЗАИН-ТВОРЧЕСТВО .стр.78
2.1. Анализ особенностей вмЬционально-художественного воздействия формального.стр.78
2.2. Роль формализации для развития Творческих сторон личности дизайнера .стр.83
2.3. Анализ процесса формализации в пропедевтике дизайна и дизайн-деятельности.стр.94
Выводы гл.2.стр.99
3. ПРОЕКТ НО -ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФОРМАЛЬНОГО .стр. 100
3.1. Анализ специфики принципов формализации в курсе пропедевтики для дизайнеров.стр. "100
3.2. Проектно-педагогическое осмысление роли формализации в курсе пропедевтики дизайна ,.стр.103
3.3. Некоторые аспекты применения формализации в практической деятельности.стр. 166
Выводы гл.З.стр. 172
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Пластическая пропедевтика в обучении архитектора-дизайнера2011 год, кандидат архитектуры Соколова, Марина Алексеевна
Профессионально-пропедевтическая подготовка бакалавров дизайна в высшей школе2011 год, кандидат педагогических наук Новикова, Яна Владимировна
Педагогическая модель дизайн-образования в профессиональном колледже2011 год, кандидат педагогических наук Климова, Лариса Николаевна
Концепции художественного формообразования в архитектурных школах XX века. Развитие творческих идей ВХУТЕМАСа и Баухауза2003 год, доктор искусствоведения Мелодинский, Дмитрий Львович
Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных вузах2010 год, кандидат педагогических наук Соловьева, Анна Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль формального в пропедевтическом курсе дизайна»
Актуальность диссертации
Потребность в активном и действенном политическом, социальном, интеллектуальном и экономическом обновлении общества, проблема преемственности и непрерывности всех уровней образования ставят перед высшей школой задачу всестороннего улучшения качества профессиональной подготовки специалистов,
В процессе обучения идет непрерывный поиск эффективных путей развития творческих сторон личности специалиста наряду с освоением прогрессивных технических средств обучения, призванных обогатить инструментальный арсенал дизайнера.
Рациональное сочетание фундаментальной теоретической подготовки с умением решать практические вопросы является одной из важнейших задач высшей школы.
С целью интенсификации учебного процесса, быстрейшего включения в реальцую практическую деятельность уже на начальной стадии учебного проектирования, повышения информационной содержательности материала, поиска выразительных средств и возможностей достижения эмоционально-психологического комфорта, обеспечения высокого эстетического уровня дизайн-разработок и мобилизации творческого потенциала на всех этапах проектирования, представляется необходимым совершенствование теоретической и практической сторон курса пропедевтической подготовки студента-дизайнера при акценте на роль формального.
Изучение исторического наследия и обобщение накопленного опыта некоторых отечественных и зарубежных дизайнерских школ свидетельствует о неиспользованных резервах в подготовке специалистов.
Благодатной областью творческого поиска и раскрытия этих резервов является формализация в пропедевтике, т.к. в ней содержится потенциал, постоянно раскрывающий творческие возможности личности, дающий прогноз на будущее и постоянный поиск. В пропедевтике часто приходится обращаться к формализации вви,ау необходимости изложить обширные знания в сжатой и короткой форме, т.е. формализовать их. К формализации постоянно обращаются и профессионалы в процессе практической деятельности.
Условия работы в высшей школе, а также во всех звеньях непрерывно развивающегося образования сегодняшнего дня не только предоставляют возможность, но и требуют постоянного поиска новых форм и содержания обучения и осмысления проводимых экспериментов.
Область изучения формального и формализации, некоторое время назад считавшаяся непоцулярной в официальной области исследований, представляет сугубый интерес для раскрытия содержания профессиональных источников и механизмов творческих поисков дизайнеров в процессе обучения и практической деятельности и пото^ особенно своевременна.
Сам термин "формализация" и "формальное" часто употребляется в литературе по вопросам дизайна. Однако, следует отметить, что несмотря на частую употребимость, нет теоретических исследований, которые раскрыли бы значение формализации для дизайнера и, в частности, в пропедевтической подготовке дизайнера.
Над этой проблемой работали: Н.Л.Адаскина, И.Араухо, Р.Арнхейм, Б.Г.Бархин, А.Э.Бринкман, М.Вертгеймер, А.Гиль-дебранд, С.М.Даниэль, Ж.Зейтун, А.В.Иконников, Т.В.Козлова, Л.И.Кириллова, Ф.Кликс, С.А.Малахова, А.Г.Раппопорт, Г.Руу-бер, Н.Г.Салмина. Но почти нет литературы специально посвященной рассмотрению формализации в дизайне и особенно в пропедевтике дизайна, значения формализации для повышения эстетического уровня учебного и практического проектирования в дизайне.
Анализ научных работ подтверждает множественность аспектов и регулярность обращения к формализации в литературе по искусствоведению и психологии, однако это понятие раскрывается только частично и в определенной мере односторонне. Таким образом подтверздается необходимость рассмотрения категории формального со специальной ориентацией на значение формализации в пропедевтическом курсе дизайна.
Цель исследования
Целью исследования является повышение эффективности и интенсификация учебного процесса дизайнеров за счет совершенствования формальных начал творческой стороны деятельности.
Задачи исследования
1. Показать /анализируя теоретический и практический опыт обращения к формализации/ перспективность использования метода формализации в решении проблем преподавания пропедевтики.
2. Дать развернутую характеристику процесса формализации в дизайнерской деятельности на основе общих схем, отличительных признаков и особенностей этого процесса.
3. Выявить специфические выразительные возможности формализации, исходя из особенностей использования формализации в процессе творчества и эстетического осмысления результатов этого процесса.
4. Выявить принципы, предопределяющие своеобразие языка формализации, гармоничное единство внешне-выразительных качеств с комплексом требований, идущих от конкретной ситуации и ценностных ориентаций современной культуры в целом.
5. Раскрыть методологическую основу освоения формализации в пропедевтическом курсе на материале закономерностей, приемов и способов формализации.
6. Показать роль и возможности формализации для получения высоких эстетических результатов и воспитания эстетической ответственности за результаты своего труда у студентов -диз айнеро в.
Объект исследования
Объектом исследования является пропедевтический курс дизайна, который должен быть "сквозным", развивающимся, длящимся от первого до последнего года обучения, а не оторванным от основного курса проектирования, а раздел формального в нем получить теоретическое осмысление и практическое развитие.
Предмет исследования
Предметом исследования является формализация в целях, средствах и процессе преподавания пропедевтического курса. В учебном процессе, в освоении пропедевтического курса можно определить формализацию как форл^у познания, основанцую на мысленном выделении самых существенных, а не случайных свойств и связей объекта изучения.
Методы анализа, привлекаемые научные дисциплины и границы исследования
Научное исследование строится на принципе диалектической методологии.
Методы анализа: а/ аналитико-литературный анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта; б/ методико-педагогический: практическая проверка предложений в педагогической практике; в/ проектно-экспериментальный - обобщение опыта практической проектной работы.
К основным привлекаемым дисциплинам относятся: педагогика, психология, искусствоведение, лингвистика.
Границы исследования определяются особенностью содержания и методикой преподавания пропедевтического курса для студентов-дизайнеров с точки зрения роли и содержательной стороны формального.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Построение курса пропедевтики для дизайнеров должно быть "сквозным", развивающимся как элемент системы общего курса проектирования.
2. Метод формализации рассматривается как неотъемлемая
часть курса пропедевтики и творчества вообще с точки зрения целей, средств и процесса развития творческих сторон личности.
3, Подтверждение роли формального в педагогическом процессе и дизайнерской практике как важной части творческой деятельности дизайнера.
Научная новизна исследования состоит:
1. В определении стихийного присутствия и необходимости управления содержательной стороной формального в педагогическом и проектном процессе. Сложность освоения этого раздела как необходимого для развития творческой стороны профессиональной деятельности можно постоянно видеть в учебной проектной практике. Особенно это ощутимо при проведении комплексных экспериментальных разработок, не имеющих аналогов. N
2. В раскрытии содержательной стороны формального относительно задач дизайна.
3. В проведении анализа экспериментальной работы и выводе о том, что содержательная сторона формального должна постоянно совершенствоваться и развиваться в качестве и во времени, усложняясь как по форме предъявления, так и по методу преподнесения.
4. В утверждении непрерывности роли формального и проникновении методов пропедевтики на всех этапах процесса обучения.
Научный результат, теоретическая и практическая значимость исследования
Научно-практическое значение исследования определяется повышением качественного уровня подготовки дизайнеров и уровня практических результатов проектной работы. К ожидаемым результатам работы относятся:
1. Разработка профессиональной идеологии раздела "Содержание формального" курса пропедевтики. Модульный принцип построения учебных дисциплин на кафедре Информационного дизайна СПВХПУ им. В.ИЛЦухиноЙ /см. ПРИЛОЖЕНИЕ/.
Определение значения и основных требований к процессу формализации в дизайне.
3, Выявление специфики основных принципов формализации на конкретных способах проектно-педагогического осмысления роли формализации.
Апробация и внедрение
По теме научного исследования сделаны доклады и сообщения: на дне художника-конструктора в доме Архитектора /Москва, 1983/, на Ш Всесоюзной конференции "Диалог Человек-ЭВМ" /Протвино, 198d/, УП Всесоюзном симпозиуме "Эффективность, качество и надежность системы "человек-техника"/Тал-лин, 1984/, Всесоюзном совещании-семинаре "Гибкие автоматизированные системы" /Хабаровск, 1985/, Научно-технической конференции /Орел, 1988/, ЗУ учебно-методической конференции "Непрерывное дизайнерское образование" /Москва, 1991/, семинаре-совещании "Пути развития прикладного творчества и системы подготовки его организаторов" /С.-Петербург, 1993/.
По проблематике диссертации имеется 14 публикаций / см. с. 18d - 185 /.
Материалы диссертации были представлены в экспозициях: выставки к внутривузовской конференции "Теория, методика и практика преподавания курса пропедевтики" /Ленинград, 1983/, выставки ЛОСД "Дизайн-образование-проектирование-продукт" /ЛДД, 1988/, Всесоюзной выставки СД СССР "Дизайн-искусство" /Ленинград,1989/, Международной выставки "Дизайн в СССР", раздел "Образование", стенд "Курс пропедевтики на кафедре Дизайна в ЛВХПУ им. В.И.Цухиной" /Индия, 1990/, выставки к международной конференции "Графикон-93" /С.Петербург, 1993/, выставки в Союзе Дизайнеров "Дизайн в школе" /С.Петербург, 1994/.
Основные положения настоящего исследования практически реализованы в СПбВХПУ:
1. Темы НИР 22-00-85 "Исследование и экспериментальная разработка обитаемого объекта с замкнутым пространством", рук, доц.В.А.Кирпичев; НИР 22-00-86 "Разработка унифицированного оборудования рабочих мест операторов", рук, проф. В.А.Сурина; НИР 2.30.41 "Оптимизация художественно-промышленного образования в Российской Федерации", рук. проф. В.А.Сурина.
2. Курс пропедевтики на кафедре Дизайна /1978-1990/, на кафедре Информационного дизайна /1990-1994/.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Условия развития проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе2003 год, кандидат наук Фильчакова, Юлия Александровна
Пропедевтика как дидактическое условие преемственности в системе непрерывного физического образования2001 год, кандидат педагогических наук Потапова, Марина Владимировна
Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму: На материале художественного проектирования школьной одежды2002 год, кандидат педагогических наук Торшина, Ирина Борисовна
Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе2010 год, кандидат педагогических наук Каукина, Ольга Валерьевна
Пропедевтика в непрерывном физическом образовании в школе и педвузе2008 год, доктор педагогических наук Потапова, Марина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Журавская, Татьяна Михайловна
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Пропедевтический курс дизайна должен стать неотъемлемой частью всего цикла обучения, курсом развивающейся, "сквозной" пропедевтики.
2. В процессе освоения развивающегося, "сквозного" пропедевтического курса необходимо обращение к формализации, как к методу познания, который представляет возможность: получать информацию, запоминать, ставить акценты в содержании, выделять главное; декомпозировать, расчленять по отдельным признакам информацию; корректировать предварительно результаты; сопоставлять и сравнивать; устанавливать связи; моделировать /составлять модель процесса/; обобщать; творчески перерабатывать предварительные данные; получать высокие эстетические результаты.
3. Формализация стимулирует появление новых идей, оригинальных предложений и нестандартных подходов к решаемым проблемам.
4. Постоянную тренировку в процессе формализации получают интуиция, фантазия и воображение, способности к ассоциативному образному мышлению, помогающие формированию творческого мировоззрения и эстетическому воспитанию дизайнера.
5. В преподавании пропедевтики для дизайнеров сторона формального должна постоянно совершенствоваться и развиваться в качестве и во времени, усложняясь по форме предъявления и по методу преподнесения.
6. Значение изучения формализации возрастает в связи
- 179 с обращением к вычислительной технике, т.к. ЭВМ является практической реализацией процесса формализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формализация является неотъемлемой частью творческого процесса, учебного и практического проектирования.
Формальная часть представляет собой необходимую сторожу процесса познания пропедевтического курса для дизайнеров.
Пропедевтика, как часть курса проектирования и формальное в пропедевтике должны получить развитие во времени и в содержании, т.е. пропедевтика должна стать "развивающейся", "сквозной".
Часто, анализируя постоянный интерес студентов к пропедевтике, задаются вопросом: на чем базируется этот стабиль ный, из года в год повторяющийся неослабевающий интерес к основам профессиональных знаний и почему этот интерес постепенно угасает по мере продвижения к окончательному этапу обучения? В целом ряде причин, вызывающих и поддерживающих этот интерес, следует отметить главные:
1. Охватываемость пропедевтических знаний. Ведь, несмот ря на их неконкретность, обобщенность, студент всегда в состоянии усвоить эти знания и получить вполне конкретный результат в процессе деятельности, т.к. эти знания всегда "пор ционно дозированы", дается только то, что студент в состоянии охватить в этот момент без посторонней помощи.
2. Большой диапазон возможных решений. В этой ситуации каждому приятно ощущать себя творцом, а не беспомощным подмастерьем. Пропедевтика представляет возможность для творческого поиска.
3. Результативность продвижения по этапам и разделам t обучения, т.к., несмотря на новизцу пройденного, каждый этап дает конкретный результат, который обсуждается, оценивается, имеет определенную эстетическую выразительность.и ценность.
Поэтому необходима развивающаяся по курсам через весь цикл обучения пропедевтика, т.к. она представляет своеобразный "концентрат творчества", который продлевает мотивацию на творчество, часто теряющуюся к старшим курсам.
4. В пропедевтике, наряду с ее прогностическими возможностями и установкой на творчество и постоянный поиск, есть глубокие исторические корни, особенно в разделе изучения композиционного языка дизайна, что дает возможность ощущать культурно-историческую почву, на которой построено пропедевтическое обучение.
В диссертации исследуются исторические корни формализа ции и формального метода, восходящие к Школе формального искусствознания.
Показана роль формализации в пропедевтических курсах дизайна некоторых отечественных и зарубежных школ, представляющих наиболее яркие, отличающиеся друг от друга направ ления, выделены основные тенденции в их преподавании.
В настоящее время остро ощущается дефицит творческого подхода в различных областях деятельности и, в том числе, в дизайне. Использование формализации как метода в дизайнерской пропедевтике представляет возможность целенаправленного развития творческих сторон личности дизайнера. Средством формализации является формализованный язык проектирования.
В диссертационном исследовании делается вывод о том, что пропедевтический курс должен стать неотъемлемой частью всего цикла обучения, а часть формального в нем развиваться и служить органичным переходом от начальных формализованных упражнений к собственно проектированию, обогащая его содержание и делая сам процесс более целенаправленным.
Существующая недооценка значения формализации отрицательно сказывается на учебном проектировании и реальном процессе практического проектирования.
Основные научные положения и результаты исследования внедрены в педагогическую практику преподавания основ дизайна в средней школе и вузе, прошли практическую проверку в течение 3-х лет работы в средней школе /1991-1994/ и 17 лет работы в вузе /1977-1994/ и подтверждают необходимость и возможность непрерывного дизайнерского образования.
В дальнейших исследованиях необходимо внимательное изучение и сопоставление: пропедевтик различных специальностей в других областях деятельности /музыка, медицина, журналистика, кино и т.д./, чтобы расширить комплексность исследования и диапазон включенности в изучение творческих основ других дисциплин, их взаимного влияния и обогащения; изучение роли формализации и формального в вычислительной технике, т.к. электронно-вычислительная машина работает с формализованными данными и является практической реализацией процесса формализации.
В настоящее время, в результате накопленного практического опыта, становится очевидным, что сторона формального, значение и содержание которого раскрывалось выше, должна «постоянно совершенствоваться и развиваться в качестве и во времени, усложняясь по форме предъявления и по методу преподнесения.
Рассмотренные в данной работе проблемы представляют интерес для перспективных теоретических и экспериментальных научных разработок по исследованию формализации в других видах деятельности, роли формализации в вычислительной технике.
На основе полученных в работе результатов возможна разработка автоматизированных обучающих курсов по пропедевтике разного уровня сложности в системе непрерывного
- 178 обучения /для средней школы, для студентов вузов неспециализированного профиля и т.д./
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Журавская, Татьяна Михайловна, 1994 год
1. Адамов Ё.Б., Валуенко Б.В., Кузнецов Э.Д. Книга как художественный предмет. Часть 1. М.: Книга, i988.-382c.
2. Адамов Ё.Б. , Шульц Д., Юрьев Ф.И., Ляхов В.Н., Гончарова Н.А. Книга как художественный предмет. Часть 2. М.: Книга, 1990.-399с.
3. Адаскина Н.Л. Формальный метод в художественной пропедевтике как преломление творческой концепции.//Труды ВНИИТЭ вып. 28.-М.: 1981.- 112 с.
4. Адаскина Н.Л. Формирование дизайнерской концепции Л.С.Поповой. ГВ^ГМ ВХУТЕМАС. 1921-1923.//Труды ВНИИТЭ, вып. 41.-М.: 1983- 86с.
5. Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма.-М.:Наука, 1985.-17с.
6. Араухо И. Архитектурная композиция: Пер. с исп.- М.: Высш.шк., 1982- 208 с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.-М.: Прогресс, 1974.- 392 с.
8. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество.- М.: Советский художник, 1987- 232с.
9. Аронов В.Р. Подготовка художников-конструкторов в Гер мании начала XX века//Труды ВНИИТЭ, вып.4,-М.: 1973.-217с.
10. Архитектурно-строительное пректирование./Под ред. А.А.Гусакова.- М.: Стройиздат, 1986.- ^40с.
11. Банфи А. Философия искусства.-М.: Искусство, 1989.-300с.
12. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция.- М. :Наука, 1986.-263с.- ш id. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. пособие для вузов.- М.:Стройиздат, 198с.-224с.
13. Барташевич А.А., Мельников А.Г. Основы художественно го конструирования: Учеб.пособие вля вузов. Мн. : Высш.школа, 1978.- 216с.
14. Белов А.А., Янов В.В. Художественное конструирование мебели. М. : Лесная пром., 1985.- 216с.
15. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.:Прогресс, 1976.- 138с.
16. Боумен У. Графическое представление информации: Пер. с англ. М. : Мир, 1971.- 228 с.
17. Быков З.Н., Крюков Г.В. , Минервин Г.Б. и др. Художественное конструирование. М.:Высш.школа, 1986.- 239с.
18. Валькова Н.П., Грабовенко Ю.А., Лазарев Ё.Н. и др. Дизайн: очерки теории системного проектирования:/Под ред. М.С.Кагана.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 185с.
19. Вейль Г., Симметрия: Пер.с англ.- М.: Наука, 1986.191с.
20. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ.-М. Прогресс, 1987.- 336с.
21. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся./ Под ред.Якиманской И.О. М.: Педагогика, 1989.- 224с.
22. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы.- М.: Искусство, 1989.- 253с.
23. Волкотруб И,Т. Основы художественного конструирования.- К.: Выща шк. , 1988,- 191с.
24. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте .- М.: Просвещение, 1991.- 93с.
25. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов.-Л.:Изд. Лен. ун-та, 1974,- 152с.
26. Гильдебранд А. Проблемы формы в изобразительном искусстве.- М.: Изд-во МПИ, 1991,- 137с.
27. Голицын Г.А., Петров В.М., Гармония и алгебра живого.- М.: Знание, 1990,- 128с.
28. Горбунова Т.В. Природа художественных идей. Искусство в системе общественного сознания.- Л.: Изд. Лен. ун-та, 1991.- 112с.сЮ. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства: Учеб. для вузов.- М.: Высш.шк., 1989.- 119 с.
29. Грегори Р. Разумный глаз: Пер. с англ. М.: Мир, 1972 - 216 с.
30. Гропиус В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971.- 287с.
31. Грубе Г.Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурнымформам: Пер. с нем.- М.: Стройиздат, 1990.- 216 с.
32. Гулыга А.В. Принципы эстетики,- М.: Политиздат, 1987.- 286с.
33. Даниэль С.'М. , Искусство видеть,- Л.: Искусство, 1990 22зс.
34. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим.- М.: Знание, 1979.- 207с.38. джидарьян И.А. Эстетическая потребность,- М. : Наука, 1976.- 192с.
35. Дизайн красота и польза. Каталог выставки.-Штутгарт, 1986.- 196с.
36. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход: Пер. с польск.- М. : Мир, 1981 456с.
37. Дыко Л. П. Основы композиции в фотографии.- М. :Высш. шк., 1988.- 175с.
38. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре.- М.: Стройиздат, 1984.- 168с.
39. Емельянович И.И. , Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани /проблемы графической организации/.- М.: Легпром бытиздат, 1990.- 224с.
40. Журавская Т.М. Роль сквозной пропедевтики в развитии нестандартного образного мышления.//Техническая эстетика.-1983.- Ш 7. с.7.
41. Журавская Т.М. Теория, методика и практика преподавания основ профессиональных знаний /курса пропедевтики/-СПб. : СПбВХПУ им. В.И.Мухиной.- 1983.- е. 1-4.
42. Журавская Т.М. Роль нестандартного образного мышления дизайнера в проектировании гибких автоматизированных систем//Тез.докл.Всесоюзного совещания-семинара "Гибкие автоматизированные производственные системы".- Ленинград.: ЛИАП.- 1984.- с. 18.
43. Журавская Т.М., Пахомова Л.Н., Сурина В.А. ЗВМ в проо^ессиональной подготовке дизайнеров//Межвузовский сборник научных трудов "диалоговые системы и персональные ЭВМ".-СПб. ЛИАП.- 1987,- с. 118-123.
44. Журавская Т.М., Сурина В,А, Проблематизация новых методов обучения// Методические материалы серии "дизайн*-образование". Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовкидизайнеров в ЛВХПУ им. В.И.Мухиной,- Москва.: ВНИИГЭ.-1990.- с.54-56.
45. Журавская Т.М. Абитуриент студент// Юный художник.- 1991. - № 8.- с.46.57. 3ейтун Ж. Организация внутренней структуры проектируемых архитектурных систем: Пер. с франц.- М.: Стройиздат, 1984.- 160с.
46. Иконников А.В. Искусство, среда, время.- М.: Советский художник, 1984.- 336с.
47. Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. М.: Искусство, 1971,- 224с.
48. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры.-М. : Искусство, 1985.- 175с.
49. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре.- М.: Стройиздат, 1986. 288 с.
50. Интеллектуальная культура специалиста./Отв.ред. И.С.Ладенко.- Новосибирск: Наука, 1988.- 270 с.
51. Искусствознание и психология художественного творчества/ отв.ред. А.Я.Зись, М.Г.Ярошевский.- М. : Наука, 1988.352с.
52. Исследование проблем психологии творчества/ Отв. ред. Я.А.Пономарев,- М. : Наука,' 1983.- 336с.
53. Кандинский В. 0 .духовном в искусстве, Ленинград, 1989.- 69с.- 186
54. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры: Учеб. пособие. М Высш. шк. , 1984. - 104 с.
55. Клике Ф. Пробуждающееся мышление: Пер. с нем. М. Прогресс, 198В. - 304с.
56. Козлова Т.В, Основы художественного проектирования изделий из кожи. М.: Легпромбытиздат, 1987. - 232с.г
57. Кольцова Н. Вопросы худож.-промышл. образования в документальных источниках фонда Отдела ИЗО Наркомпроса1918-1920 гг./ // Труды ВНИИТЭ, вып. 1. М., 1969.- 131с.
58. Ко мацу М. Многообразие геометрии: Пер. с япон. М Знание, 1981. - 208с.
59. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1988. - 128с.
60. Курьерова Г.Г. Феномен дизайн-образования в Италии // Труды ВНИИТЭ, вып.50. М., 1986. - 109с.
61. Костогарова Е.11., Мосулишвили Т.Д., Асанович А.ф
62. Архитектурное проектирование и диалог с ЭВМ. М.: Стройиз-дат, 1990. - 376с.
63. Коган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 440с.
64. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М.: Изд. лит. по стр-ву, 1968. - 168с.
65. Кучинскас Л, Право и дизайн: Монография. Вильнюс Минтис, 1987. - 204с.
66. Лазарев Е.Н. Дизайн машин. Л.: Машиностроение, 1988. - 256с.
67. Лазарев Е.Н. Экспериментальный учебный план подготовки художников-конструкторов // Труды ВНИИТЭ, вып. 13.-М., 1976. 167с.- 187
68. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм.-М.: Изд. Моск. ун-та, 1980. 136с.
69. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве: Пер. с нем. М.: Стройиздат, 1986. - 264с.
70. Логвиненко А.Д. Зрительное восцриятие пространства.-М.: Изд. Моск. ун-та, 1981. 224с.
71. Логвиненко А.Д. "Чувственные основы восприятия пространства. М.: Изд. Моск. ун-та, 1985. - 224с.
72. Любомирова Е.Е. Дизайнерское образование за 20 лет: проблемы и перспективы // Труды ВНИИТЭ, выл.49. М.: 1986.-- 98с.
73. Малахова С.А., 1%равлева Т.А. , Козлова В.Н. и др. Художественное оформление текстильных изделий. М. : Лег-лромбытиздат, 1988. - 304с.
74. Марц Л.В. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНА// Труды ВНИИТЭ, вып.2. М., 1970. - "199с.
75. Минервин Г.Б. Значение пропедевтических курсов для подготовки художников-конструктрров // Труды ВНИИТЭ, вып.З, М.: 1972. 144с.
76. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие / Под ред. Т.С.Комаровой.-М. : Просвещение, 1991. 256с.
77. Методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1983. - 165с.
78. Методические материалы серии "Дизайн-образование". "Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХШ им. В. И.Мухиной." Москва.: ВНИИТЭ. - 1990. - 100с.
79. Методические материалы серии "Дизайн-образование". "Московская школа дизайна: Опыт подготовки специалистов в
80. MBXIF / б. Строгановское/". Москва.: ВНШГЭ. - 1991.- 1В0е
81. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие Пер. с англ. М.: Мир, 1966. - 352с.
82. Мошков В.М. К вопросу о формальных структурах в ком позиции монументально—декоративной росписи // Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве: Сборник
83. Под ред. Е.Н.Лазарева. Л.: ЛВХПУ, 1973. - с. 14-21.г
84. Недошивин Г.А. Из истории зарубежного и отечественного искусства, М.: Советский художник, 1990. - 304с.
85. Йемене кий Б.М. %дрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 19,81. - 192с.
86. Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учеб. пособие. -М,: Просвещение, 1989, 288с,
87. Николаев И.С. Профессия архитектора. М.: Стройиздат, 1984. - 384с.
88. Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. М.: Политиздат, 1976. - 287с.
89. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация.-М.: Наука, 1993. 216с.
90. Объемно-пространственная композиция в архитектуре. / Под ред. А.В.Степанова, М.А.Туркуса. М.: Стройиздат, 1975. - 192с.
91. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для вузов / Под ред. Т.В.Козловой. М.: Легпромбытиздат, 1988. - 352с.
92. Ю1. Пидоу Д. Геометрия и искусство. М.: Мир,1979, 332с.t i
93. Пирадов А.В, Эстетическая культура личности. Л.: Знание, 1978. - 36с,
94. Повилейко Р. П. Архитектура машин. Зап.-Сиб. кн. изд., 1974. - 144с.
95. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. -М.: Машиностроение, 1988. 360с.
96. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. - 366с.
97. Пути и средства эстетического воспитания / Н. И.Кия-щенко, Б.Н.Лайзеров, Б.Н. Абросимов и др. М.: Наука, 1989.-192с.
98. Раппопорт А.Г., Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре. -М.: Стройиздат, 1990. 344с.
99. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие / сост. Н.Н.Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. - 207с.
100. Розенблюм Ё. Художник в дизайне. М.: Искусство, 1974. - 176с.
101. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 288с.
102. Рудер Э. Типографика: Пер. с нем. М.: Книга, 1982. - 286с.
103. Рудик П.А. Психология. Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 239с.
104. Руубер Г.Э. О закономерностях художественного визуtального восприятия. Таллинн: Валгус, 1985. - 344с.
105. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1978. - 263С.
106. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд. Моск. ун-та. "1988. - 288с.
107. Сапего И.Г. Предмет и форма. М.: Советский художник, 1984. 304с.
108. Селье Г. От мечты к открытию. М. : Прогресс,1987. 368с.t
109. Сенешаль М., Флек Дж. Узоры симметрии. М.: Мир, 1980. - 27 1с.
110. Сидоренко В.Ф. Проблема формы в художественном конструировании // Труды ВНИИТЭ, вып.4. М.: 1973. 179с.
111. Сидоренко В.Ф. Структура эстетической рефлексии // Труды ВНШГЭ, вып. 31. М.: 1981. 116с.
112. Сидоренко В.Ф, Модель "опережающего" образования // Труды ВНШТЭ, вып.49. М.: 1986. 98с.
113. Симонов П.В, Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 352с.
114. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987. - 288с.
115. Степанов Т.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л.: Художник РСФСР, 1984. - 320с.г
116. Степанов И.Н. Формы в мире почв. М.: Наука,1986. 192с.
117. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек. М.; Политиздат, 1985. - 415с.
118. Тасалов В.И. Очерк эстетических идей архитектуры капиталистического общества. М.: Наука, 1979. - 336с.
119. Тарасов JI.B. Этот удивительно симметричный мир.-М. : Просвещение, 1982, -176с.
120. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.; Наука,1987. 240с.
121. Теория композиции в Советской архитектуре / Л.И.Кариллова, А.А.Стригалев, С.С.Хан-Магомедов и др.; Под ред.
122. Л.И.Кирилловой; ЦНИИ теории и истории архитектуры. М.: Стройиздат, 1986. - 256с.
123. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учеб. пособие.t
124. М. : Изд. Моск. ун-та, 1984. 270с.
125. Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна: Пер.tс англ. М.: Машиностроение, 1984. - 192с.
126. Фаворский В.А. Литературно-историческое наследие. М.: Советский художник, 1988. 588с.
127. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре.>1. М.: Книга, 1986. 240с.
128. Фольта А.В., Бевз Н.Д., Смолинский Р.Ю., Юрковский Н.В. Основы художественного конструирования. Киев: Вища школа, 1978. - 143с.
129. Фор А. Восприятие и распознавание образов: Пер. сфранц. М.: Машиностроение, 1989. - 272с.
130. Фридман И. Научные методы в архитектуре: Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1983.'- 160с.
131. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек цвет - пространство: Пер. с нем. - М.: Мир, 1973. - 141с.
132. Хан-Магомедов С.О. Проблема динамической формы вгтворческих концепциях 20-х гг.// Труды ВНИИТЭ, вып. 33. -М.: 1982. 100с.
133. Хан-Магомедов С.О. Разработка теоретических проблем художественной композиции во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе /1923-1930 гг./ // Труды ВНИИТЭ, вып.34. М.: 1982. - 90с.
134. Херлберт А. Сетка: Пер. с англ. М. :Книга, 1984.108с.
135. Художественное проектирование: Учеб. пособие / Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина.-М.: Просвещение,1979. 175с14а. Хогарт У. Анализ красоты; Пер. с англ. Л. : Искусство, 1987. - 256с.
136. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение : Пер. с англ. М.:1. Мир,1990. 239с.
137. Что такое язык кино. Редкол.; Е.С.Громов, В.С.Соколов, Л.В. Козлова, М.; Искусство, 1989. - 240с.
138. Шевелев И.Ш, Принцип пропорции. М. : Стройиздат, 1986. - 200с.
139. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат,1990. а43с.t
140. Шорохов Е,В. Композиция : Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1986. - 207с.
141. Шпара П.Э. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. Киев: Вища школа, 1984. - 200с.
142. Шумилин А.Г, Проблемы теории творчества; Монография. М.: Высш. шк., 1989. - 143с.
143. Яблонский В.А. Преподавание предметов "Рисунок" ш "Основы композиции" М. : Высш. шк. , 1989. 78с.
144. Abstracts papers presented of tfve Conference Co-tar IXnamlcs 82~bucLa,pe st, '1982.-118)0.
145. Albreckt H. Far be ats Spracke.-Koln, 1974 ~180p>.
146. Asakura hi. Fanol&mental Problems of Creating In tke Two-pem,en,slonat Space.-Tokyo, Japan, 1993r288jp.
147. Asakura l\l. FancLanaentats of the Compos it ion, of Uqkts/-Tokyo, Japatn, 1990.~240p.
148. Asakura^. Problems of CreaXincj in "Ike Tkree-I)errten,soon,a,l Space. -Tokyo, Japart, 1993 ~Z8Qp.
149. Btrren F. Color, Form, &nd space~NY:ReiпоЫ,196Ы28р.
150. BLrrer/ F. Color perception ш &rtrNX:R&uwldi1976.-&lp.
151. Blrren F. Color and human, re&pouserHY:^einold^9T8rWp.
152. Cdrrungtonhf. Industrial Design in Britain -London,, /1979.- 4Ы p.161. £>es Lgrters DCcttoaary. tns.~be.ri<Sil patterns anxb artUt works.-Tokyo.: Sfxosekt, 499£.-£f2 jb.
153. Egqlestoa J. Development in, design, education -London, 4976.-132 p.
154. Gerard R.Couleur et composition-Paris,№Y8r112p.
155. H^seqawdi 5., Kob&y&slbL S. Japan's Trademarks Logotypes in full color. J<5Lp<stm; 1995.~39Zp.
156. Itten J.Kunst der Farbe -Ravensburg ,4961 -284р.
157. Kuppers H. Die Logtk cter Кагбег-!71ипскеп;1981;Ю0р.\
158. MalcLonadoT. Avanguardta e razionalitarftoma: Qbulio Einaudi, edutore, 49Y8.-178 p
159. Munari B.Design e communicazione visiva, zontributoa una metodotogua, dcdattu:a,-MitmoJi978~^68p.
160. Diagram 6raph.Lcs. Tfie best In qraphs^ckarts, maps and technical illustrd,tion.~TokYo,J<ap&rL,499Z-223p. .
161. Pile J."T. Desegn: Purpose, -form <sl пгеапХ/гд,-- Univ. of Massachusetts press, /l979.~/f27jb.
162. Sotts6L$$ E. Sottsass scrap-bookrfflitmo, -4976.-468 p.
163. Sivik V. The language of colour: Colour соttnotaXionsrBertin, 4980.-139 |b.
164. Susts V. Teptd.s uztvere an kompo7iicijoi.~ Ri да: Zm ig z /ге, 4 9 79. ~ i 27 p.
165. TjatiAC E. A skort Course In Industrial Design,. '-London,-Bosto^9Y9.- 207 p.175. 14/onq W. Principles of tkree (iofTtensLon&ip.176. tfo^ W. Principles of Two-dimensional -form. -NY •'1/dLKi Nostra^ ReLnkolct Company, 1988.-98(o.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.