Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Захарова, Наталья Сергеевна

  • Захарова, Наталья Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 143
Захарова, Наталья Сергеевна. Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Ленинград. 1984. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Захарова, Наталья Сергеевна

Введение.

Глава 1. Методологические вопросы исследования эстетического идеала и его атеистического потенциала.

§ 1. Специфика эстетического идеала и его соотношение с религиозным

§ 2. Место и роль эстетического идеала в атеистических воззрениях

§ 3. Атеистические-функции эстетического идеала

Глава Л. Эстетический идеал как регулятор атеистического развития молодежи

§ 1. Роль эстетического идеала в преодолении религиозной и развитии атеистической мотивации формирующейся личности

§ 2. Роль искусства социалистического реализма в становлении научно-атеистических убеждений молодежи

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи»

Актуальность темы. Проблема определения места и роли общественного эстетического идеала в развитии научно-атеистического мировоззрения приобретает сегодня особую социально-политическую и практическую значимость, так как в философском плане является частью более широкого и всегда актуального вопроса о взаимодействии между социальными идеалами и исторической действительностью. Это связано в первую очередь с особенностями того этапа, в который вступила наша страна. Товарищ К.У.Черненко в докладе на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС подчеркнул: "Эффективность идеологической работы прямо зависит от того, насколько точно учитываются особенности периода, переживаемого страной. Советское общество вступило в исторически длительный этап развитого социализма, его всестороннее совершенствование - наша стратегическая за-«1 дача'1.

По мере развития социализма, по мере решения выдвигаемых на этом этапе задач и будет происходить постепенный переход к коммунизму, осуществляться все более полное воплощение коммунистического идеала в действительность.

Коммунистическая партия постоянно уделяет большое внимание проблемам формирования и социального функционирования всех видов общественных идеалов. В партийных документах подчеркивается необходимость усиления их роли в деле идеологического воспитания масс. "Надо активней ставить на службу нашим воспитательным целям великую притягательную силу ком Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 144 5 июня 1983 г. ~ М.: Политиздат, 1983, с.30. мунистических идеалов", - отмечал на июньском 1983 г. Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко*.

На исследование этих вопросов нацеливают материалы последних съездов партии, постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" /1979/, и0 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина" /1979/, "О 6(%*й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик" /1982/, "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства" /1982/, "Актуальные вшросы идеологической, массово-политической работы партии" /1983/, "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи" /1984/, "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" /1984/.

Значительное место в этом плане занимает и проблема специфической роли эстетического идеала в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения. Между тем, практическое решение ее все еще отстает от запросов жизни, от потребностей идейно-воспитательной работы в массах, в частI ности, среди молодого поколения нашей страны. Здесь есть, конечно, свои причины прежде всего, на наш взгляд, гносеологического и социально-психологического характера: во-первых, существование у определенной части людей религиозного мировоззрения; во-вторых, слабая психологическая подготовленность ряда людей к сознательной созидательной деятельности во имя Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М. : Политиздат, 1983, с.43. коммунистического идеала;

В-третьих, отдельные проявления недостаточно верного подхода к использованию в практике сегодняшнего дня эстетических средств в атеистическом воспитании масс.

Из сказанного очевидно, насколько важно для выработки истинных взглядов научно-обоснованное понимание всей сложности взаимоотношений эстетического идеала нашего общества и процесса развития научно-атеистического мировоззрения.

Нельзя не учитывать и того, что вопрос о роли эстетического идеала в развитии научно-материалистического мировоззрения оказался в самом центре идеологической борьбы. Буржуазные идеологи пытаются отрицать коммунистический эстетический идеал, социалистическое искусство, их социальные функции. Некоторые философы и эстетики-идеалисты отстаивают концепцию так называемого "чистого искусства", которое якобы по своей природе чуждо проблемам реальной жизни и не должно вмешиваться в сферу идеологии и мировоззрения.

Однако в рамках идеалистической эстетики существует и противоположная точка зрения на соотношение идеала и мировоззрения, искусства и мировоззрения. Эта точка зрения свойственна, в частности, представителям всего христианского богословия и церкви, которые выделяют религиозный идеал и считают, что искусство должно пропагандировать религиозное мировоззрение.

Вот почему правильная постановка вопроса о месте и роли эстетического идеала в процессе развития научно-атеистического мировоззрения имеет первостепенное значение для опровержения буржуазных теорий. В этом сегодня одна из важных предпосылок поступательной пропагандистской и контрпропагандистской работы как внутри страны, так и на международной арене.

Все вышеизложенное не оставляет сомнений в актуальности той проблемы, которая стала темой данной диссертационной работы.

Состояние исследования проблемы» В марксистско-ленинской эстетике и теории научного атеизма за последние двадцать с лишним лет к вопросу о месте и роли эстетического идеала в развитии научно-атеистического мировоззрения обращались немногие исследователи. Однако советскими и прогрессивными зарубежными учеными создан ряд'работ, в которых получили освещение отдельные аспекты изучаемой нами проблемы.

В разделах, посвященных анализу эстетического и религиозного видов сознания, сущности эстетического и религиозного идеалов, специфики их функционирования, роли искусства социалистического реализма в становлении научно-атеистических убеждений личности, автор спирался на труды этих обществоведов.

Прежде всего, это исследования, в которых характеризуется коммунистическая личность и роль научного атеизма в ее формировании. К ним мы относим работы Андрианова Н.Я., Бабосова Е.М., Гордиенко Н.С., Калашникова М. у>., Курочкина П.К., 1

Павлюка В. Б. и др. 1

См.: Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание.- М., 1981; Андрианов Н.П. Атеизм и эмоциональный мир личности. - Л») 1982; Андрианов Н.П«, Павлюк В.В. Атеистическому воспитанию - научные основы.-Л., 1971; Бабо-сов Е.М. Научночгехническая революция и утверждение атеистического мировоззрения.- М., 1982; Гордиенко Н.С. Атеизм и

Особый интерес представляют исследования, где анализируется место эстетического идеала в системе общественного коммунистического идеала, его специфика как социального феномена и роль в развитии общества. К ним мы относим работы Горыня В.й., Громова Е.С., Гуцаленко Л.А., Давидовича В.Е.,

Лармина 0.В., Лифшица М.А., Муриана В.М., Скатерщикова В.К., 1

Столовича Л.Н., Ястребовой H.A. и др. . В них в той или иной степени раскрывается Место эстетического идеала в системе коммунистического воспитания, определяются его социальные функции, уточняются в целом важные стороны гносеологического, исторического и социального характера.

Кроме того, важную роль для написания диссертации сыгрелигия в современной борьбе идей. - Л., 1982; Калашников М.Ф., Курочкин Д.К. Нормирование научно-атеистического мировоззрения молодежи.« М., 1981 и др. См.: Горынь И.В. Общественно-эстетический идеал.-Киев, 1983; Громов Е.С. Эстетический идеал.- М., 1961; Гуцаленко Л.А. Диалектика воплощения прекрасного.- Минск, 1973; Давидович В.Е. Теория идеала.- Ростов-на-Дону, 1983; Давыдов Ю.Н. Эстетический идеал и коммунизм.- В кн.: Вопросы эстетики, вып.7. - М.,1965; Лармин 0.В. Эстетический идеал и современность.- М.,1964; Лифшиц М.А. Карл Маркс: Искусство и общественный идеал.- М.,1979; Муриан В.М. Эстетический идеал.-М., 1966; Скатерщиков В.К. Эстетический идеал и его формирование у подрастающего поколения. - Советская педагогика, 1966, № 5; Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал. - М., 1969; Ястребова H.A. Нормирование эстетического идеала и искусство. - М., 1976 и др. 8 рали исследования по проблеме соотношения эстетического и религиозного видов сознания, позволяющие уточнить их специфику, структурные особенности, определить место эстетического и религиозного идеалов. Прежде всего, это работы Кочетова А.Н., Лоукотки И., Тэнасе А., Угриновича Д.М., Яковлева Е.Г. и др.^ Однако в указанной литературе вопрос о соотношении эстетического и религиозного идеалов затрагивается лишь частично, не получая в целом глубокого и всестороннего анализа. Также в современных исследованиях практически отсутствует анализ атеистических функций эстетического идеала, его конкретной роли в развитии атеистической мотивации и преодолении религиозных представлений.

Еще одну группу интересующих нас работ составляют исследования по проблеме роли искусства социалистического реализма в атеистическом воспитании. Следует отметить, что в литературе по эстетическим и научно-атеистическим вопросам эта проблема ставится и раскрывается достаточно глубоко. О некоторых исследованиях по общим вопросам мы уже говорили раньше. К ним необходимо добавить также работы Букина В.Р., Михнов-ского Д.В., Угриновича Д.М., Яковлева Е.Г. и др., в которых уточняется место искусства в системе атеистического воспитания всех слоев населения, раскрывается связь истории реалистического искусства с историей свободомыслия и атеизма,дается анализ антиклерикальных и антирелигиозных художественных произведений, предлагаются конкретные рекомендации по исполь См.:Кочетов А.Н. Искусство и религия.- М.,1984; Лоу-котка И. О религии и искусстве.- М.,1979; Тэнасе А. Культура и религия.- М.,1975; Угринович Д.М. Искусство и религия.

М.,1982; Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия.- М.,1969 и Др. 1 зованию искусства в атеистическом пропаганде4.

Многие авторы конкретизируют роль каждого вида искусства в процессе развития атеистических знаний, взглядов,убеж--2 дении .

В ряде исследований дается характеристика содержания отдельных произведений и их влияние на атеистическое развитие личности . Однако, на наш взгляд, в большинстве работ не См.: Букин Б.Р. Искусство и общественная психология.-Л., 1976; Букин В.Р. Восхождение к прекрасному. - JI., 1979; Букин В.Р. Изобразительное искусство как средство изучения и преодоления религиозной психологии.- В сб.: Искусство и религия.- Л., 1979; Михновский Д.Б. Значение, современное состояние и основные направления изучения проблемы взаимоотношений искусства и религии.- В сб.: Искусство и религия.- Л., 1979; Михновский Д.В. Искусство в атеистическом воспитании.-Л.,1980; Угринович Д.М. Культура и религия (некоторые теоретические проблемы).- В кн.: Вопросы научного атеизма.- М., 1982; Угринович Д.М. Роль искусства в формировании атеистического мировоззрения.- М.,1983; Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.- М.,1977; Яковлев Е.Г. Проблема взаимодействия искусства и религии в современном буржуазном обществе.-В сб.: Искусство и религия.- Л., 1979 и др.

2 См.: Антонова O.A. Музыка и церковь. - М.,1977; Розен-шильд К.К. Музыкальное искусство и религия.- М.,1964; Чуднов-цев М.й. Церковь и театр. Конец XIX - начало XX в. - М., 1970 и др.

3 См.: Некрасов С.М. Вопросы атеизма на телеэкране.- В сб.: Искусство и религия.- Л.,1979; Русские писатели о религии и церкви./Составитель Гордиенко Н.С.- Л., 1984 и др. акцентируется внимание на то, что искусство есть специфический носитель определенных эстетических идеалов и поверхностно анализируются его энергетические, внутренне заложенные ре-з ервы.

Анализ марксисткой и зарубежной литературы, посвященной вопросам специфики эстетического и религиозного видов сознания, специфики искусства в формировании атеистических убеждений, показывает значительную степень изученности этих проблем, но тем не менее еще недостаточно глубоко исследован вопрос о соотношении эстетического и религиозного идеалов, не выявлены атеистические функции эстетического идеала, его роль в развитии атеистической мотивации личности, а также поверхностно характеризуется роль искусства как носителя атеистически значимых сторон эстетического идеала в формировании атеистических убеждений личности.

Это и определило цель и задачи данной диссертации.

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе марксистско-ленинской методологии раскрыть природу и сущность эстетического идеала, выяснить, какова его роль в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения подрастающего поколения.

Для реализации поставленной цели автор счел необходимым решить следующие задачи:

- охарактеризовать специфику эстетического идеала и его соотношение с религиозным;

- показать место эстетического идеала в системе атеистических воззрений;

- выделить атеистические функции эстетического идеала;

- рассмотреть роль эстетического идеала в преодолении религиозной и развитии атеистической мотивации молодежи;

- раскрыть искусство как конкретизацию эстетического идеала;

- вдавить роль искусства социалистического реализма в формировании научно-атеистических убеждений молодежи.

Предмет ом и с с л е д о вания является эстетический идеал как регулятор процесса формирования научно-атеистического мировоззрения, его внутренняя структура и атеистические функции.

Объектом исследования являются учащиеся 8-10-х классов средних общеобразовательных школ, ГИТУ, студенты, молодые рабочие ряда предприятий г.Перми и Пермской области. Учащиеся этого возраста вполне осознанно подходят к формированию своего мировоззрения, готовят себя к выбору жизненного пути. Именно на этом этапе развития личности важно расширить и углубить формы и методы воздействия на личность, уметь сформировать коммунистическую убежденность, в том числе и научно-атеистическую. В высшей школе продолжается процесс формирования научно-атеистического мировоззрения будущего специалиста. Отсюда вытекает необходимость нахождения специфических средств атеистического воспитания студентов, наполнения их атеистической значимостью.

3 аключа ет ся в том, что в нем впервые в советской исследовательской практике:

- обосновывается и делается вывод о специфической роли эстетического идеала в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения;

- выясняются и анализируются атеистические функции эстетического идеала;

- выявляется специфическая роль эстетического идеала как внутреннего регулятора преодоления религиозной мотивации и развития атеистической;

- анализируются важнейшие направления формирования эстетического идеала в процессе атеистического воспитания молодежи.

Методология и источники исследования. Мет од©логической основой данного диссертационного исследования явились разработанные основоположниками марксизма-ленинизма принципы анализа социальных явлений, а также выводы классиков марксизма-ленинизма о реакционном роли религии и путях ее преодоления.

Первостепенное значение для диссертанта имели указания, содержащиеся в документах Коммунистическом партии Советского Союза и Советского государства, прежде всего, в материалах ХХ.У и ХХУ1 съездов партии, Постановлении Пленума ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", Постановлении Пленума ЦК КПСС от 15 июня 1983 года "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии", в трудах руководителей партии и государства, шределивших ведущие направления повышения уровня политико-воспитательной работы и формирования научного мировоззрения у широчайших слоев населения.

Важную роль в работе над диссертацией играл анализ исследований советских философов, историков, психологов, социологов, в которых рассматривается сущность эстетического идеала, его социальная роль в атеистическом воспитании, соотношение эстетического и религиозного идеалов и анализируются возможности эстетического идеала в преодолении религиозного мировоззрения.

-13

Определенное внимание диссертант уделил критическому анализу богословской литературы. В качестве объекта критики были использованы труды апологетов православия дореволюционного времени и современные издания Московской патриархии: статьи в "Журнале Московской патриархии" и "Богословских трудах". состоит в следующем: полученные результаты дают возможность более дифференцированно подойти к проблеме формирования научно-атеистического мировоззрения молодого поколения, оптимизировав этот процесс и повысив его эффективность. С этой целью в работе исследовано содержание индивидуальных эстетических идеалов школьной и студенческой молодежи, проанализированы взаимосвязи общественного и индивидуальных эстетических идеалов в процессе социализации личности, их влияние на активное творческое освоение окружающего мира, лишенное мистической религиозной окраски.

Исследования проводились на базе проблемной социологической лаборатории кафедры научного коммунизма Пермского государственного педагогического института в 1974-1983 годы. Диссертант принимал в этих исследованиях непосредственное участие.

Материалы, обобщения и теоретические выводы диссертации могут найти применение:

- в процессе преподавания вузовских курсов "Основы научного атеизма" и "Основы марксистско-ленинской эстетики", в частности, в темах: "Атеизм и искусство", "Нравственное содержание атеизма", "Методы, средства и формы атеистического воспитания", "функции искусства", "Специфика эстетическо

- 14 го идеала в системе общественного коммунистического идеала" и др.;

- при составлении программ спецкурсов по вопросам научного атеизма, атеистического и эстетического воспитания, в частности, в темах "Искусство и религия", "Эстетический идеал и его роль в развитии научно«атеистического мировоззрения школьной молодежи", "Эстетика педагогического труда" и др.;

- во внеучебной и научно-исследовательской работе студентов педагогического института: в тематике студенческих докладов и рефератов, а также в лекциях для учащихся средних школ и профессионально-технических училищ;

- в лекционной работе, проводимой обществом "Знание", а также в курсах научного атеизма и марксистско-ленинской эстетики, читаемых для слушателей вечерних университетов марксизма-ленинизма, институтов повышения квалификации учителей.

Материалы диссертации могут быть использованы и для дальнейшей разработки поставленных в исследовании проблем.

Апробация работы. Предложенные результаты исследования вошли в план работы по эстетическому и атеистическому воспитанию Пермского государственного педагогического института. Результаты работы докладывались на Всесоюзной научной конференции "Проблема повышения общественной активности будущего учителя в процессе обучения в педвузе" /Пермь, 1978/; зональном совещании "Духовная культура и социально-профессиональная ориентация молодежи" /Пермь, 1978/; конференции молодых ученых г.Перми /Пермь, 1981/; Всероссийском координационном совещании по проблемам атеистического воспитания молодежи /Пермь, 1984/; научных конференциях преподавателей Пермско

- 15 го государственного педагогического института /1974-1984 годы/; заседаниях кафедры философии Пермского государственного педагогического института. Диссертация обсуждена на кафедре научного атеизма Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена 21 сентября 1984 года и рекомендована к защите. Материалы диссертации отражены в республиканских сборниках научных трудов Пермского государственного педагогического института, тезисах Всесоюзных конференций. По теме диссертации имеется 7 публикаций общим объемом 2,6 печ.л.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Захарова, Наталья Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование научного мировоззрения молодого поколения советского общества рассматривается Коммунистической партией как важнейшая задача всей нашей идеологической, политико-воспитательной работы. Эта задача может успешно решаться только при условии комплексного подхода к постанов1 ке всего дела воспитания , когда используются все средства и методы воспитательного воздействия в их единстве и взаимосвязи.

Эти указания полностью относятся и к такой сфере формирования нового человека, как утверждение научно-материалистических взглядов и атеистических убеждений. Поэтому вопросы, связанные с раскрытием специфической роли эстетического идеала в процессе атеистического развития молодежи, становятся в наши дни весьма актуальными.

Общество на этапе социалистического строительства, формируя и развивая свой эстетический идеал, воплотило в нем самое передовое, прогрессивное, стремясь к достижению поставленных целей.

Будучи особого рода общественно-функционирующим явлением, направленным на уравновешивание, гармонизацию отношений "общество-мир (действительность)", эстетический идеал несет в себе громадный атеистический потенциал. Направляя человечество на познание мира, оценку его, идеал раскрывает перед ним реальные перспективы активного и творческого преобразования мира. Ведя общество к уничтожению религии как регрессивного, мешающего социальному развитию явления, эс

1 См.: Материалы ХХУ съезда КПСС. - М., 1976, с.76.

- 122 тетический идеал вытесняет из сознания религиозное мировоззрение, его ядро - религиозный идеал, формируя при этом научно-атеистические взгляды, знания, убеждения у каждой личности.

Вот почему процесс развития личностного эстетического идеала молодежи становится глубоко общенародным делом, требующим применения эффективнейших средств и методов воспитательной работы. Одним из таких средств является искусство социалистического реализма, раскрывающее конкретные черты эстетического идеала зрелого социализма. Чем совершенней и полнее воплощает в себе искусство эстетический идеал современности, чем активнее работает идеал на уровне искусства, чем глубже проникает он содержательно в индивидуальное сознание, тем эффективнее процесс формирования атеистических убеждений советской молодежи.

Это не раз подчеркивалось и в материалах последних съездов КПСС и в постановлениях Пленумов ЦК КПСС. В Отчетном докладе ЦК ХХУ1 съезду партии отмечалось: ".В том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой, - бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства"*.

В постановлении июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС также определен большой вклад, вносимый искусством социалистического реализма "в обогащение духовной жизни трудящихся, 2 в их воспитание на коммунистических идеалах .

Все эти документы партии и правительства прямо направ

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М., 1981, с. 61. о

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с. 76.

- 123 лены на разоблачение концепций наших идейных противников за рубежом, богословов и защитников религии в нашей стране, пропагандирующих "силу" и "истинность" своего религиозного идеала, а также утверждающих в качестве основы искусства религиозную веру.

Подводя общий итог проделанной работе, обобщая результаты анализа и оценки проблем, связанных с определением роли эстетического идеала в формировании научно-материалистического мировоззрения молодежи, можно сформулировать следующие выводы и практические рекомендации:

1. Эстетический идеал несет в себе громадный атеистический потенциал, направленный на уничтожение религиозного мировоззрения; его ядра - религиозного идеала и развитие научно-атеистического мировоззрения.

Данный вывод, на наш,взгляд, необходимо использовать в работе со студентами, при чтении курсов по диалектическому и историческому материализму, марксистско-ленинской эстетике и научному атеизму, а также в раооте со студенческой лекторской группой, при чтении лекций в ооществе "Знание" по проблемам атеистического и эстетического воспитания;

2. Соотнося эстетический и религиозный идеалы между собой, выявляем противоположность их содержательного наполнения, развития и социального функционирования. Эстетический идеал есть истинный идеал, направляющий общество и личность на познание и преобразование мира. Религиозный же идеал, выдвигая желаемую цель в виде сверхъестественного, заведомо исключает человека из процесса ее достижения, делая его постоянно зависимым от Божества.

Этот вывод следует учитывать при чтении лекций по науч

- 124 ному атеизму и марксистско-ленинской эстетике как в вузе, так и в институте повышения квалификации учителей, а также в работе с лекторами и пропагандистами;

3. В рамках атеистических воззрений домарксовского материализма эстетический идеал был выделен как теоретическая проблема. Атеисты увидели в нем активную силу в воспитании гражданских и человеческих качеств. Вся история развития атеистических учений подготовила предпосылки для освобождения идеала от порабощения мистикой, выделила его роль в становлении человека, преодолевающего гнет-со стороны религии. Но в силу гносеологических причин и социальных условий данные положения не были до конца осознаны и не нашли практической реализации. Только с возникновением диалектического и исторического материализма было научно осознано место и роль эстетического идеала как действующей духовной силы, как двигателя и выразителя настроения и активности масс.

Данный вывод необходимо использовать в курсе лекций по истории атеизма и истории развития эстетической мысли, учитывать в работе с лекторами и пропагандистами;

4. Эстетический идеал обладает рядом атеистических функций. Под ними мы понимаем стороны активного действия идеала в процессе его творческого отношения с реальной дейст вительностью, направленного на отрицание ложности, иллюзорности религиозных ценностей и преобразование общественного и индивидуального сознания на основе высшей содержательной формы организованности мира как меры настоящего и будущего освоения человеком бытия, противостоящей религиозному видению и оценке мира.

Это положение можно раскрыть при чтении лекций на те

- 1 25 ' мы: "Атеизм и искусство", "Специфика эстетического идеала в системе общественного коммунистического идеала", при чтении спецкурса "Эстетический идеал и его роль в развитии научно-атеистического мировоззрения школьной молодежи", а также при составлении программ атеистического и эстетического воспитания в вузах, средних специальных учебных заведениях, ПТУ, школах. Анализ атеистических функций эстетического идеала необходим в практической работе со студенческой и школьной молодежью, при проведении занятий по марксистско-ленинской эстетике и научному атеизму в художественной галерее на темы: "Пермская деревянная скульптура", "Древнерусское искусство Прикамья" и др., в театрах и мастерских художников города;

5. Особенности содержательной наполненности и атеистического функционирования позволяют эстетическому идеалу наполнять мотивационные компоненты личностного поведения атеистическим эмоционально-рациональным содержанием и энергетическим зарядом, делая их из внешне воспринимаемых, внутренне принятыми и реально действующими атеистическими побуждениями, интересами, целями и т.д. Все это позволяет говорить об эстетическом идеале как специфическом регуляторе развития атеистической мотивации формирующейся личности и преодолении религиозной.

Данный вывод следует использовать при чтении лекций по психологии религии, специфике религиозного и научно-атеистического мировоззрения, методам, средствам и формам атеистического воспитания, а также учитывать в практической работе по атеистическому и эстетическому воспитанию советской молодежи.

Искусство, раскрывая конкретные стороны эстетического идеала как носителя прогрессивных черт атеистического осмысления мира и будучи специфическим по содержанию и форме передачи явлением, есть особое средство атеистического развития молодежи.

Это положение, на наш взгляд, рекомендуется учитывать в лекционном материале по проблемам атеистического, эстетического и художественного воспитания молодого поколения, в практике воспитательной работы с молодежью, а также при проведении практических занятий со студентами по теме: "Роль искусства в развитии научно-атеистического мировоззрения школьников" и т.д.

Таковы краткие выводы и практические рекомендации. Автор надеется, что они помогут в дальнейшем совершенствовании атеистического воспитания молодежи нашей страны.

- 127

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Захарова, Наталья Сергеевна, 1984 год

1. Маркс К. К еврейскому вопросу. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т. 1, с. 382-413.

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 414-429.

3. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты"г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 65-185.

4. Маркс К. Греческое восстание. ~ Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т. 10, с. 129-131.

5. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс

6. Ш. Соч. 2-е изд., тЛ9, с. 9-32.

7. Маркс К. Капитал т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-еизд., т.23, с. 43-784.

8. Маркс К. Экономичесжо-философские рукописи 1844 г.

9. Маркс К., Энгельс. Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с. 7-544.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.

12. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.4, с. 41 9459.

13. Энгельс Ф. Фридрих-Вильгельм 1 У, король прусский. Маркс

14. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 487-495. И. Энгельс Ф. Успехи движения за социальные преобразования на континенте. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 525-541. 12. Энгельс Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век.- Маркс- 128

15. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1 , с. 572-597.

16. Энгельс Ф. Принципы коммунизма, Маркс К., Энгельс Ф.

17. Соч.: 2-е изд., т.4, с. 322-342.

18. Энгельс & Крестьянская война в Германии.- Маркс К.,

19. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.7, с. 343-437.

20. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.

21. Маркс К., Энгельс Соч. 2-е изд., т.19, с.306-314.

22. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.-Маркс

23. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с. 185-230.

24. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т.20, с. 5-338.

25. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф.

26. Соч. 2-е изд., т.20, с.339-626.

27. Энгельс Ф. Критика откровения. Маркс К., Энгельс Ф.

28. Соч. 2-е изд., т.21, с. 7-13.

29. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с. 269-317.

30. Энгельс Ф. К истории первобытной семьи (Бахофер, Мак

31. Леннал, Морган). Предисловие к 1У изд. работы "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 214-229.

32. Энгельс Ф« К истории первоначального христианства.

33. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд, т.22, с. 465492.

34. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюютпротив социал-демократов. (Ответ на статьи "Русского богатства" против марксистов). Поли. собр. соч., т.1 , с. 125-346.

35. Ленин Б.й. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе). Полн. собр. соч., т.1, с. 347-534.

36. Ленин В.й. Из экономической жизни России. Полн. собр.соч., т.6, с. 280-292.

37. Ленин В. И. Две тактики социал-демократии в демократической революции.-Полн. собр. соч., т.И, с.1-131.

38. Ленин В. И. Социализм и религия. Полн. собр. соч., т. 12,с. 142-147.

39. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии.- Полн.собр. соч., т.17, с. 415-426.

40. Ленин В.й. Классы и партии в их отношении к религии ицеркви. Полн. собр. соч., т.17, с. 429-438.

41. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции.

42. Полн. собр. соч., т. 17, с. 206-213.

43. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр.соч., т.18, с. 7-384.

44. Ленин В.й. Духовенство и политика. Полн. собр. соч.,т.22, с. 8-81.

45. Ленин В.й. Три источника и три составных части марксизма. -Полн. собр. соч., т.23, с. 40-48.

46. Ленин В.И. Государство и революция. -Полн. собр. соч.,т. 33, с. 1-120.

47. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский.

48. Полн. собр. соч., т. 37, с. 101-110.

49. Ленин В.й. О государстве. Полн. собр. соч., т. 39,с. 1-29.

50. Ленин В. И. 0 значении воинствующего материализма.

51. Полн. собр. соч., т. 45, с. 29-33.

52. Ленин В. И. Письмо к Горькому (13 или 14 ноября 1913 года). Полн. собр. соч., т.48, с. 230-281.

53. Ленин о культуре и искусстве. М.: Искусство, 1956.572 с.

54. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.256 с.

55. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М. : Политиздат, 1981.223 с.

56. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-восп итательной работы. Постановление ЦК КПСС 26 апреля 1979. М. : Политиздат, 1979. - 15 с.

57. О 1Ц0-Й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постановление ЦК КПСС 13 декабря 1979 г. -Справочник партийного работника. Вып. 20. М. : Политиздат, 1980, с. 343-352.

58. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик. Постановление ЦК КПСС 19 февраля 1982 г. Справочник партийного работника. Вып. 23. -М.: Политиздат, 1983, с. 112-127.

59. О творческих связях литературно-художественных журналовс практикой коммунистического строительства. Постановление ЦК КПСС 23 июля 1982 г. Справочник партийного работника. Вып. 23. - М. : Политиздат, 1983, с. 456-459.

60. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.- 131

61. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.

62. Сборник документов и материалов.- М.: Политиздат, 1984. 112 с.

63. О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомоломи повышение его роли в коммунистическом воспитании молодежи. Постановление ЦК КПСС 7 июля 1984 г. -Правда, 1984, 7 июля.•Л

64. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977.- 62 с.

65. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массовое олитичеек ой работы партии.- В кн.: Черненко К.У. Избранные речи и статьи.- М.: Политиздат; 1984, с. 574-601.

66. Черненко К. У. Дело всей партии, долг каждого коммуниста.- В кн.: Черненко К.У. Избранные речи и статьи.-М.: Политиздат, 1984, с. 604-625.

67. Черненко К.У. Идеология революционного созидания и мира.- В кн.: Черненко К.У. Избранные речи и статьи.-М. : Политиздат, 1984, с. 626-642.х хлитиздат, 1980. 255 с.

68. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л.:1. Лениздат, 1974. 171 с.

69. Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическоевоспитание. М. : Политиздат, 1981. - 64 с.

70. Андрианов Н.П. Атеизм и эмоциональный мир личности.

71. Л.: Об-во "Знание" PQSCP, 1982. 16 с.

72. Андрианов Н.П., Павлюк В.В. Атеистическому воспитанию- 132 научные основы. Л.: Лениздат, 1971. - 70 с.

73. Андрианов Н.П., Маркин Л.В. Актуальные вопросы атеистического воспитания. Л.: Об-во "Знание"РС^СР, 1984. - 30 с.

74. Анисимов С.^. Ценности реальные и мнимые. Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры.- М.: Мысль, 1970. 181 с.

75. Анищенко А.И. Структура общественного сознания: Учеб.пособие. М.: Высшая школа, 1973. - 88 с.

76. Антонова O.A. Место и роль музыкального искусства и религии в культурно-историческом процессе. В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 30, Атеизм, религия и культура. - М.: Мысль, 1982, с. 79-94.

77. Антонова O.A. Искусство и православие. М.: Московскийрабочий, 1983, г 94 с.

78. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 157 с.

79. Атеистическое воспитание в высшей школе./Под ред. H.A.

80. Пашкова. М. : Изд-во МГУ, 1982. - 127 с.

81. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и утверждениеатеистического мировоззрения.нМ.:3нание,1982.- 64 с.

82. Балтанов Р.Г. Социологические проблемы в системе научноатеистического воспитания. Казань, 1973.- 249 с.

83. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.1. М. : Наука, 1978. ЗИ с.

84. Букин В.Р. Искусство и общественная психология. Л.:

85. Об-во "Знание"РС£СР, 1976. 40 с.

86. Букин В.Р. Восхождение к прекрасному. Л.: Лениздат,1 979. 1 76 с.

87. Букин В.Р. Атеистическому воспитанию комплексный подход. JI.: Лениздат, 1980. - 47 с.

88. Букин В.Р. Изобразительное искусство как средство изучения и преодоления религиозной психологии. В сб.: Искусство и религия. - Л.: Гос. музей истории религии и атеизма, 1979, с. 59-69.

89. Ванслов В. В. Прогресс в искусстве . М.: Искусство,1973. 256 с.

90. Володин Искусство и мировоззрение. М.: Йзд~во1. МГУ, 1 982. 174 с.

91. Волков И.У?. Партийность искусства и социалистическийреализм. М. : Искусство, 1974. - 168 с.

92. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство,1965. 379 с.

93. Галицкая И.А. К вопросу об изучении религиозности молодежи.- В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. 7,-М.: Мысль, 1969, с. 389-405.

94. Гегель. Лекции по эстетике. Кн. 1-я. Соч., т. ХП.- М.:1. Соцэкгиз, 1938. 471 с.

95. Герцен А.И. Избранные философские произведения. Т.1.

96. Госполитиздат, 1948. 372 с.

97. Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания: Учеб.пособие. М.: Высшая школа,1974. 103 с.

98. Гончаров И.Ф. Взаимодействие искусства и действительности в формировании эстетического идеала. Советская педагогика, 1976, № 5, с. 24-30.

99. Горбачев H.A. Диалектика и проблемы атеизма. Саратов:

100. Изд~во Саратов, ун-та, 1972. 278 с.- 134

101. Гордиенко Н.С. Старое и новое в современном православии. М. : о—во "Знание" РОйСР, 1972. - 24 с.

102. Гордиенко Н.С. Чему учат с амвона.- Л.: Лениздат,1975.~175 с.

103. Гордиенко Н.С. Актуальные проблемы критики современногоправославия. В сб.: Атеизм, религия, современность. -Л.: Политиздат, 1977, с. 82-99.

104. Гордиенко Н.С# Провославные святые: кто они? Л.: Лениздат, 1979. 270 с.

105. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбеидей. Л.: Лениздат, 1982. - 171 с.

106. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80-егоды XX столетия. М.: Знание, 1984. - 64 с.

107. Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Основные особенности эволюции религии и церкви в условиях социализма.- В сб.: Вопросы научного атеизма.- М.: Мысль, 1980, вып. 25, с. 223-244.

108. Горынь И.В. Общественно-эстетический идеал. Киев:

109. Наукова Думка, 1983. 140 с.

110. Гуцаленко Л.А. Диалектика воплощения прекрасного.

111. Минск: Изд-во БГУ, 1973. 184 с.

112. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону: Изд-во

113. Ростовского ун«га, 1983. 183 с.

114. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука,1976. 190 с.

115. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.

116. Части вторая и третья. Свердловск: Ургу, 1971.356 с.

117. Еремеев А.Ф. Искусство как ввд общения.« В сб.: Эстетику в йизнь. Сб.4. Свердловск, УрГу, 1,973,с. 3-13.

118. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формированияубеждений. М. : Изд-во МГУ, 1982.- 120 с.

119. Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. М. : Искусство, 1969. 174 с.

120. Зоц В.А. Духовная культура и атеистическое воспитание.

121. М. : Политиздат, 1978. 119 с.

122. Зоц В.А. Культура. Религия. Атеизм. М. : Политиздат,1 982. 1 58 с.

123. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М. : Политиздат,1968. 319 с.

124. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал: Избр.ст. по философии и эстетике. М. : Искусство,1984. -349 с.

125. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.2.е изд. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 766 с.

126. Калашников М.Ф. Молодое поколение и религия. Пермь:

127. Перм. кн. изд-во, 1977. 312 с.

128. Калашников М.3>., Курочкин П.К. Формирование научно-материалистического мировоззрения молодежи. М.: Знание, 1981. - 64 с.

129. Карпушин И.И. Религиозно-идеалистическое и художественное восприятие действительности.- В сб.: Общественное сознание и вопросы формирования научного мировоззрения. М.: Моск. обл. педаг. ин-т им. Н.К. Крупской, 1977, с. 79-87.

130. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности иатеизма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - 107 с.

131. Коновалов Б.Н. Комплексный подход в научно-атеистическом воспитании. М. : Знание, 1982. - 64 с.

132. Кочетов À.H. Искусство и религия. 2-е изд., доп. М. :1. Знание, 1984. 64 с.

133. Красников Н.Й., Степин К.К. История, культура и атеистическое воспитание. М.:об-во "Знание" РСФСР, 1 981 . - 36 с.

134. Крывелев И.И. История религий. Очерки в 2-х томах.- М. :1. Мысль, 1975, т.1 , 415 с.

135. Крывелев И.И. История религий. Очерки в 2-х томах. М. :1. Мысль, 1976, т.2. 419 с.

136. Кузнецов В.Н. Актуальность атеистического наследияфранцузских материалистов. М.: Знание, 1979.64 с.

137. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе.2.е изд, доп. М. : Политиздат, 1981. - 256 с.

138. Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия.1. М. : Знание, 1971. 45 с.

139. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. М.:

140. Изд-во МГУ, 1964, с. 155. И7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. - 572 с.

141. Лоукотка И. О религии и искусстве. М. : Знание, 1974.64 с.- 137 ~

142. Лифшиц М.А. Карл Маркс: Искусство и общественный идеал.2.е изд. М.: Художественная литература, 1979.471 с.

143. Мануйлова Д.Е. Социальные функции религии. « М.: Знание,1975. 64 с.

144. Михновский Д.Б. Л.Фейербах о соотношении искусства ирелигии. В кн.: Вопросы научного атеизма, этики и эстетики. Т. 413. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1971, с. 15-26.

145. Михновский Д.В. Проблема взаимоотношений искусства ирелигии в трудах К.Маркса, Ф,Энгельса и В.И.Ленина. В кн.: Искусство и религия. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1977, с. И-35.

146. Михновский Д.В. Значение, современное состояние и основные направления изучения проблемы взаимоотношений искусства и религии. В сб.: Искусство и религия. - Л.: Гос. музей истории религии и атеизма, 1979, с. 3-20.

147. Михновский Д.В, Искусство в атеистическом воспитании.1. Л.: Лениздат, 1980. 72 с.

148. Муриан В.М. Эстетический идеал. М» : Искусство, 1966.247 с.

149. Натадзе Р.Г. Восприятие и установка.- В кн.: Познавательные процессы ощущения, восприятия. М.: Педагогика, 1982, с. 80-88.

150. Некрасов С.М. Вопросы атеизма на телеэкране,- В сб.:

151. Искусство и религия. Л.: Гос.муз ей истории религии и атеизма, 1979, с. 69-79.

152. Нестеренко Ю.Л. Основные противоречия религиозногомышления. Противоположность религиозной и художественной фантазии.- В сб.: Искусство и религия.- Л.: Гос. музей истории религии и атеизма, 1979, с.20-32.

153. Новиков М.П. Атеизм в духовной жизни общества.- М.:1. Знание, 1984. 64 с.

154. Никольский Н.М. История русской церкви. 3,-е изд. М. :1. Политиздат, 1983. 448 с.

155. Никитин В.Н. Критика современной религиозной проповеди.- Л.: об-во "Знание" Р05СР, 1971. 40 с.

156. Овсянников М.Ф. Эстетическая теория К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина.- М.: Знание, 1974.- 100 с.

157. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия: Учеб.пособие.- М.: Высшая школа, 1975. 224 с.

158. Парыгин Б.Д. Основы социальночюихологической теории.

159. Пищик Ю.Б. Становление атеизма К.Маркса и Ф.Энгельса.1. М.: Мысль, 1983. 173 с.

160. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.

161. Русские писатели о религии и церкви./ Составление,- 139 послесловие и комментарии Н. С.Гордиенко. — Л*: Лениздат, 1984. 256 с.

162. Рюриков Б.С. Активное, антидогматическое искусство.

163. В сб.: Эстетика и жизнь. Вып. 3. М.: Искусство, 1974, с. 172-201.

164. Салманов Ю.С., Татаринцев В.Г. 0 взаимосвязи социальнойактивности и социального идеала.- В сб.: Философское освоение мира человеком. Л.: ЛГОИ им. А.И.Герцена, 1977, с. 21-28.

165. Силин В.П. Искусство как фактор социализации. В сб.:

166. Человек и общество, вып. 9, Л.: Изд-во ЛГУ, 1971 , с. 118-129.

167. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966.93 с.

168. Спиридонов Л. И. Социализация индивида как функция общества. В сб.: Человек и общество, вып.9. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1971, с. 130-1 НО.

169. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат,1972. 303 с.

170. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. (Философские проблемы исследования). 2-е изд. М.: Мысль,1973. 143 с.

171. Сыпачева Т.Л. Роль эмоционального фактора в атеистическом комплексе. В сб.: Научный атеизм. Проблемы формирования мировоззрения учащейся молодежи. -Пермь: Перм. гос. пед. шн*-т, 1983, с. 85-95.

172. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание,1974. 96 с.

173. Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественныйидеал. Историко-проблемные очерки. « М.: Искусство, 1969. 352 с.

174. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М. : Политиздат, 1972. »-271с.

175. Татаринцев В.Г. О понятии "общественный идеал".- В кн.:

176. XXIX герценовские чтения. Философия и социальная психология,- Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена,1976, с.47-54.

177. Тэнасе А. Культура и религия. Пер. с румын. М.: Политиздат, 1975. 127 с.

178. Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теоретическийочерк). М.: Политиздат, 1983. - 287.

179. Угринович Д.М. Роль искусства в формировании атеистического мировоззрения. М.: Знание, 1983. - 64 с.

180. Ульянов Л.Н. Опыт исследования мотивации религиозногоповедения. В кн.: Вопросы научного атеизма, вып. U. ~М. : Мысль, 1971, с. 219-235.

181. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2томах.- М. : Госполитиздат, 1955, т.1. 676 с.

182. Чернышевский Н.Г. Эстетика. М.: Госполитиздат,1958. 375 с.

183. Чижова В.А. Конкретно-исторический характер эстетического идеала. В сб.: Эстетику в жизнь. Сб. 4. -Свердловск: УрГу, 1973, с. 51-58.

184. Шамаро А.А. Православие и русская культура: церковные притязания и историческая реальность.- М. : Знание, 1980. 64 с.

185. Шамаро А.А. Искусство под эгидой церкви: истина против апологетики. М. : Знание, 1981. - 64 с.

186. Эстетическая культура слветского человека./Под ред.- 141

187. М.С.Каган. Л.: Йзд-во ЛГУ, 1976. - 167 с.

188. Эстетическое развитие и воспитание молодежи /Под ред.

189. О.В.Лармина.- М.: ■ Изд-во Моск.ун-та, 1978.- 326 с.

190. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979.182 с.

191. Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М.: Искусство, 1969. - 176 с.

192. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Искусство, 1977. 224 с.

193. Яковлев Е.Г. Проблема взаимодействия искусства и религии в современном буржуазном обществе.- В сб.: Искусство и религия. Л.: Гос. музей истории религии и атеизма, 1979, с. 32-46.*

194. Яковлев Е.Г. Проблема систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике. М.: Искусство, 1983. -167 с.

195. Ястребова H.A. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. - 296 с.х хминариях по обличию социализма. М.: печатня А.И. Снегиревой, 1912. - 12 с.

196. Антоний /Мельников/, митрополит. Миссия русской православной церкви в прошлом и настоящем. Журнал Московской патриархии, 1982, Ш 5, с. 48-50.

197. Архангельский Г. Поучение к простому народу. СПб.:

198. Изд-во Тулузова И.П., 1904. 368 с.

199. Бажанов В.Б. О вере и жизни христианской. СПб.:

200. Изд-во Тулузова И.П., 1904. 32 с.- 142

201. Белоусов Е. Современная война и русские религиознонравственные идеалы. Церковные ведомости, 1913, Ш 3. Прибавления, с. 213-268.

202. Библия /Ветхий и новый завет/. М. : Изд-во Московской патриархии, 1976. 1360 с.

203. Бетелев А. Царство Божие Богословские труды. Сб.14.

204. М.: Изд-во Московской патриархии, 1975, с.62-76.

205. Воронов Л. Андрей Рублев великий художник Древней

206. Руси Богословские труды. Сб.14. - М. : Изд-во Московской патриархии, 1975, с. 77-94.

207. Волоцкий Иосиф. Просветитель или обличив ереси жидовствующих. Изд И. Казань, 1903. - 287 с.

208. Заболотский Н.А. Церковь и общество. Журнал Московской патриархии, 1974, Ш 11, с. 45-53.

209. Иванов В.В. Эстетика священника Павла Флоренского.

210. Журнал Московской патриархии, 1982, fê 5, с.75-77.

211. Из богословского наследия священника Павла Флоренского Богословские труды. Сб.17, - М.: Изд-во Московской патриархии, 1977, с. 85-248.

212. Иосиф /Пустоутов/, игумен. Православный взгляд на воспитание к миру. Журнал Московской патриархии, 1977, § 5, с. 46-50.

213. К знаменательному юбилею в жизни Русской православнойцеркви: 988-1988 /К 1000-летию крещения Руси/.-Журнал Московской патриархии, 1982, Ш 1, с.5-8.

214. Левицкий Д.С. Премудрость и благость божия в судьбахмира и человека. М.: Тип. Готье,1858. - 448 с.

215. Лосский В.Н. Богословие образа Богословские труды,

216. Сб.14. М. : Изд-во Московской патриархии, 1975,с. 105-113.

217. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности. Богословские труды. Сб.14. М.: йзд-во Московской патриархии, 1975, с. И 4-120.

218. Мест еров М. Социализация по христианскому православному нравоучению. СПб.: Изд-во Тулузова И.П., 1914. - 330 с.

219. Настольная книга священнослужителя. М.: йзд-во Московской патриархии, 1977, т.1. 768 с.

220. Осипов А.И. Иисус Христос объединяет. Присутствие Христа в церкви и миссии церкви в мире. Журнал Московской патриархии, 1975, № 8, с. 59-65.

221. Сергий /Голубцов/ архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева. Богословские труды. Сб.22. - М.: Изд-во Московской патриархии, 1981, с. 3-67.

222. Соколова М.Н. Картина и икона./Лекция, прочитанная в

223. МДА в 1966 г./. Журнал Московской патриархии, 1981, i 7, с. 73-78.

224. Флоренский Павел. Столп и утверждение истины. Опытправославной феодицеи в двенадцати письмах. М.: Путь, 1914. - 176 с.

225. Флоренский Павел. Иконостас. Богословские труды.

226. Сб.9. М.: Изд-во Московской патриархии, 1972, с. 83-148.

227. Флоренский Павел. Моленные иконы Преподобного Сергия. -Журнал Московской патриархии, 1969, В 9, с. 80-90.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.