Атеистическое воспитание в системе сознания и поведения личности (на материалах туркменского села) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Аннауров, М.
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 134
Оглавление диссертации Аннауров, М.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ И ПРИЧИНЫ СОХРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. 13
§ I. Социалистические преобразования в духовной жизни села, их особенности.
§ 2. Причины сохранения тэелигиозных пережитков на селе и формы их проявления.
§ 3. Роль социалистического труда в преодолении религиозных догм среди сельского населения
ГЛАВА П. РОЛЬ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ТИМ ЛИЧНОСТИ.64
§ I. Прогрессивные изменения в сельском хозяйстве и их влияние на атеистическое воспитание.
§ 2. Атеистическое воспитание личности в сельском трудовом коллективе. Средства и методы атеистической работы среди сельской молодежи.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Особенности атеизации сознания сельского населения Узбекистана в период развитого социализма1984 год, кандидат философских наук Сайдуллаев, Панжи
Социальная активность женщин как фактор преодоления их религиозности (на материалах Киргизской ССР)1984 год, кандидат философских наук Джаныбаева, Раиса Мамбеталиевна
Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии1983 год, кандидат философских наук Омурова, Толкун
Роль атеистического воспитания в формировании нового человека1983 год, кандидат философских наук Гусейнов, Камал Гашам оглы
Деятельность партийных организаций Нижней Волги по атеистическому воспитанию трудящихся в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.)1985 год, кандидат исторических наук Силинов, П.М.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Атеистическое воспитание в системе сознания и поведения личности (на материалах туркменского села)»
Воспитание всесторонне развитой личности - актуальная потребность советского общества. На ХХУТ съезде КПСС подчеркивалась необходимость большой работы "по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека"Уделяя первостепенное внимание формированию нового человека, КПСС считает атеистическое воспитание составной частью этого процесса. Воспитание личности, свободной от пережитков прошлого, в том числе и религиозных, выступает необходимым условием дальнейшего совершенствования советского общежития. В нашей стране ликвидированы социальные корни религии. Однако религиозные пережитки продолжают бытовать среди населения, особенно живучи они в среде сельского населения.
Вред религиозных пережитков в социалистическом обществе проявляется иначе, чем при эксплуататорском строе. В социалистическом обществе религиозное верование и суеверие сохраняют влияние на образ жизни верующих, колеблющихся, отчасти и неверующих. Особенно живучи религиозные пережитки в быту.
Религия проповедуя пассивность, унижает человеческую личность, порождает у верующих частнособственническую психологию, препятствует их духовному росту, снижает социальную активность.
Для искоренения пережитков прошлого, в том числе и религиозных необходимо взаимодействие объективных и субъективных факторов воспитания для утверждения коммунистических идеалов. Человек, лишенный религиозных предрассудков, более активен, целеустремлен.
I Материалы ШТ съезда КПСС. - М., 1981. - с.64.
Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу"1. С этой точки зрения, проблема атеистического воспитания личности в процессе преодоления религиозных пережитков весьма актуальна. На необходимость "активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди о наснления, уделять больше внимания атеистическому воспитанию" .
Эффективность атеистического воспитания в условиях социалистического общества невозможна без глубокого изучения характера, общих и единичных причин религиозных пережитков, их существования и влияния на верующего и колеблющегося. Глубокое знание форм проявления религиозности дает возможность правильно объяснить причины сохранения религиозных пережитков в сознании и поведении личности, наметить пути их успешного преодоления, сделать атеистическую пропаганду конкретной и целеустремленной, повысить ее научно-щцейный уровень.
На атеистическое воспитание личности в первую очередь влияют объективные условия: материально-технический уровень развития социалистического общества, повышение жизненного уровня трудящихся. Кроме того,'на "воспитательный процесс существенно воздействуют субъективные факторы: развитие культуры, образования, совершенствование общественных отношений. Диалектическая взаимосвязь объективных условий и субъективных факторов повышает эффективность атеистического воспитания личности в процессе преодоления религиозных пережитков. В этом процессе немаловажная роль принадлежит трудовым коллективам, в которых личность развивает индивидуальные способности на благо общества. Анализ природы труда при социализме позволяет показать коренные изменения, происходящие в образе жизни личности. Только
1. Материалы Ш съезда КПСС. - М., 1976. -с.77.
2. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г.- М.,1983.-с.72-73. при социализме раскрывается реальная сущность труда каз-с.' средства гармонического развития личности.
Нами исследованы трудовые коллективы сельских местностей Туркменской ССР. Этот выбор не случаен, так как в срвде сельского населения на современном этапе еще не изучены пережитки исламской религии, в большинстве случаев воспринимаемые как национальные традиции и обряды. Имея национальную окраску, религиозные предрассудки сохраняются в сознании и поведении большинства сельского населения.
Диссертация посвящена исследованию общих закономерностей и особенностей формирования научно-материалистического мировоззрения личности в условиях совершенствования развитого социализма, а также проблемам атеистического воспитания.
Для повышения эффективности этого процесса необходимо взаимодействие партийных, общественных организаций - Совета старейшин, женсоветов, трудовых коллективов с культурно-просветительскими учреждениями. Учитывая, что атеистическое воспитание нельзя рассматривать только как процесс преодоления религиозных пережитков в сознании и поведении личности, нами разработана и уточнена система воздействия атеистического воспитания, включающая и борьбу со всевозможными религиозными суевериями, и перестройку сознания колеблющихся и верующих на научно-материалистической основе, и соблюдение коммунистической нравственности. Таким образом, атеистическое воспитание в системе сознания и поведения личности, является неотъемлемой частью воспитания нового человека, требует отбора и внедрения в жизнь всего передового и противодействия тому, что сдерживает поступательное движение советского общества.
Теоретическими и методологическими основами исследования служили труда классиков марксизма-ленинизма, где рассматривали^ общие проблемы критики религии и атеистического воспитания личности, формирования нового человека в процессе преодоления религиозных пережитков. В диссертации использованы материалы ХХУ -ХХУ1 съездов КПСС, а так же ХХП съезда КП Туркменистана, постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, другие партийно-правительственные документы, речи и статьи руководителей Коммунистической партии и Советского государства, Конституции СССР и Туркменской ССР. Использованы также материалы центральной, республиканской и областной печати, сборники и документы, посвященные вопросам религии и атеистического воспитания личности, проанализированы Коран, некоторые фетвы духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДОМ) о модернизации ислама в современном обществе, проповеди имамов официальных мечетей Байрам-Али, Иолотани, Ташауза и Ильялы (ТССР). При изучении причин сохранения религиозных пережитков и определении атеистической убежденности личности нами проводились конкретно-социологические исследования в Ашхабадской, Чарджоуской областях, а также наблюдения, собеседования с людьми по разным вопросам религии и атеизма в Красноводской области, впоследствии обобщенные.
Учитывая, что в сельской местности проживает основная масса коренного населения (52$ населения ТССР составляют жители сельской местности)1, исследованы в основном сельские жители Туркменистана. При выборе объекта исследования учитывались производственные и
I. Народное хозяйство СССР за 60 лет.- М., 1977.- с.44. историко-географические условия тех или иных областей, а также наличие действующих мечетей, "святых мест", состояние атеистической работы в исследованных регионах. Перед опросом велись беседы с партийными, комсомольскими, советскими работниками, в результате которых приобретались сведения о характере и формах проявления религиозных пережитков, деятельности духовенства в том или ином регионе, об участии молодежи в религиозных обрядах и праздниках. Методом анкетирования и наблюдения выявлялись верующие молодые люди, посещаемость ими "святых мест" во время религиозных праздников, степень их религиозной активности. Использованы также материалы уполномоченного по делам религии при Совете Министров ТССР. Таким образом, по методу выборочного обследования в 1977-1982 гг. нами изучены 8 объектов и получены 714 ответов от сельского населения. Достоверность выводов о состоянии религиозности в районах, где проводились конкретно-социологические исследования, собранных материалов и предварительных обобщений проверялась на научно-теоретических конференциях, коллоквиумах, на которых они анализировались.
Автор благодарен за практическую помощь сотрудникам Отдела философии и права АН ТССР, районным партийным, профсоюзным и комсомольским работникам, содействовавшим проведению указанных исследований.
Нами использована научная литература по избранной и смежным с ней проблемам, которую можно условно разделить на несколько групп:
- работы, посвященные теории и истории современного атеизма, советского исследования: А.Абдусамедова, Н.Аширова, А.Базарова, Дж. Базарбаева, Г.М.Керимова, Л.И.Климович, Н.К.Кулиева, И.П.Петрушев-ского, М.Умарова, У.Шакирова и других;
- труды, в которых исследуется философские проблемы атеистического воспитания личности, в частности, Н.П.Андрианова "Атеизм и личность" - 1978; М. А. Попоюй;Е. И. Фижпповой "Духовный мир личности и атеизм". - М., 1979; М.Г.Писманика "Личность и религия". -М., 1976; М.П.Пнсманика "Индивидуальная религиозность и ее преодоление". - М., 1984; П.Ф.Колбницкого "Атеизм и формирование личности". -М., 1975; Г.В.Фартуховой"Социальная ответственность личности и атеизм". - М., 1980; Е.И.Шехтерман "Человек, религия, атеизм". - Алма-Ата, 1975; а также кандидатские диссертации С.А.Боро-хова "Религиозная община и личность верующего". М., 1973; А.П.Го-менюка "Особенности формирования научно-материалистического мировоззрения сельской молодежи". - М., 1974 и другие;
- исследования, связанные с проблемами формирования всесторонне развитой личности: Е.А.Ануфриева, Л.П.Буевой, С.М.Ковалева, И.С.Кона, К.К.Платонова, Г.Л.Смирнова и других;
- работы, посвященные формированию научно-атеистического мировоззрения молодежи: Й.Н.Акинчица, А.А.Алимбаева, В.К.Арнаута, В.К.
Арсенкина, Й.А.Галицкон, Ю.С.Гурова, С.Н.Иконникова, М.Ф.Калашникова и других;
- труды по общим проблемам формирования научно-материаяис ти-ческого атеистического мировозрения тружеников в целом: Н.П.Алексеева, Н.Байрамсахатова, Х.М.Маджидова, И.А.Макатова, А.Д.Сухова, В.Д.Тимофеева, Д.М.Угриновича, Э.Г.Филимонова, В.А.Черняк.:, И.Н. Яблокова и других.
Степень разработанности проблемы. Советской философской наукой достигнуты несомненные успехи в разработке проблем атеистического воспитания и преодоления религиозных пережитков в сознании и поведении личности. Тем не менее ряд аспектов этой проблемы освещен не достаточно полно и глубоко. Проблема формирования всесторонне развитой личности нередко рассматривается без учета общих и специфических причин сохранения религиозных пережитков в сознании и поведении личности. В исследованиях, посвященных атеистическому воспитанию личности, не всегда в достаточной мере учитывается диалектика объективных условии и субъективного фактора в процессе формирования нового человека. Недостаточно применяется метод типоло-гизации личности по отношению к атеизму и религии.
В постановлении ЦК КПСС от 16 икшя 1971 года "Об усилении атеистического воспитания населения" отмечалось, что "отдельные коммунисты и комсомольцы стоят в стороне от борьбы с религиозными предрассудками, а иногда сами принимают участие в отправлении религиозных обрядов"*. Результаты конкретно-социологического исследования показали, что неверующие и колеблющиеся составляют основу: сельского населения. Это свидетельствует о'примиренческих позициях большой части населения в вопросах религии и недостаточном внимании к атеистическому воспитанию индифферентной и колеблющейся части населения, наиболее многочисленной.
Большое значение в решении поставленных вопросов имеют работы, в которых рассматриваются общетеоретические проблемы формирования научно-материалистического, атеистического материализма личности. Большой вклад в разработку различных аспектов указанной проблемы внесли работы В.К.Арнаут, В.К.Арсенкина, А.Артыкова, А.Базарова, Р.Г.Балтанова, Л.А.Баширова, И.А.Галицкой, М.Ф.Калашникова, П.В.Коже никова, П.В.Колоницкого, Б.Н.Коновалова, П.К.Курочкина, С.Ш.ЭДусли-мова, А.Д.Сухова, Д.М.Угриновича, В.А.Черняк, И.Н.Яблокова и других. Однако отдельные аспекты многогранной проблемы формирования научно-материалистического лшровоззрения личности в достаточной мере не изучены, в частности, вопросы становления и формирования
I. КПСС о формировании нового человека. Сборник документов и материалов (1965-1976).-М.,1976,-0.122. научно-атеистического мировоззрения личности в сельском трудовом коллективе и семейной жизни. Нет специальных обобщающих работ, в которых на основе социологических исследований раскрывалась бы система факторов формирования личности в процессе труда и образе жизни семьи.
Цель и задачи исследования. Предусматривается на основе марксистско-ленинской методологии определить роль атеистического воспитания в условиях совершенствования развитого социалистического общества:
-на основе конкретно-социологических исследований ряда районов ТССР выявить причины сохранения религиозных пережитков в сознании , местного населения, исследовать характер и степень религиозности сельского населения в некоторых районах Туркменистана, проанализировать причины различий в уровне религиозности населения отдельных районов республики;
- на основе полученных результатов разработать практические рекомендации, внедрение которых повысит эффективность идейно-воспитан тельной работы, поможет реализовать принцип комплексного подхода к коммунистическому воспитанию, что в свою очередь ускорит формирование научно-материалистического мировоззрения личности;
- рассмотреть некоторые особенности атеистического воспитания по преодолению религиозных пережитков во взаимосвязи с другими воспитательными процессами.
Учитывая важность атеистического воспитания личности в преодолении религиозных предрассудков нами поставлены следующие задачи:
- определить значение социалистических преобразований на селе, влияние научно-технической революции на формирование мировоззрения личности;
- проанализировать роль трудового коллектива и семьи в становлении и формировании мировоззрения личности, дать оценку в этом процессе атеистическому общественному мнению;
- вскрыть общие и специфические причины сохранения религиозных пережитков на селе, причины преобладания религиозных пережитков в быту, определить степень влияния этих пережитков на сознание и поведение личности;
- разработать наиболее важные и необходимые формы и методы атеистической работы с учетом особенностей различных слоев и групп сельского населения.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые с методологических и практических позиций анализируются и выявляются принципы и система воздействия атеистического воспитания на сознание и поведение личности, учитывается своеобразие сельского образа жизни и его влияние на формирование мировоззрения ^личности.Предпринята .попытка определить отношение ислама к основным вопросам современного общества, прежде всего трудовым и нравственным, выявить особенности воздействия общественного мнения села на формирование научно-атеистического мировоззрения личности.
Предусматривается разработка вопроса о механизме взаимодействия и взаимовлияния образа жизни трудового коллектива и семьи с целью выяснения их участия в искоренении религиозных и других пережитков прошлого.
Разработаны наиболее важные формы и методы атеистической работы с учетом особенностей различных слоев и групп сельского-населения, предложены критерии определения эффективности средств, методов атеистического воспитания.
Процесс формирования атеистической убежденности личности раскрывается во взаимосвязи с изменениями, влияющими на сознание и поведение личности.
Практическая значимость исследования. Анализ общих закономерностей и особенностей атеистического воспитания личности в процессе преодоления религиозных пережитков имеет немаловажное значение в формировании научного мировоззрения. Выявление причин существования мусульманских и домусульманских религиозных пережитков обеспечит совершенствование атеистического воспитания. Особое значение будет иметь обоснованные выводы о необходимости атеистической пропаганды не только против влияния ислама, но и суеверий, распространенных в семейном быту. Результаты исследования, выводы и рекомендации мозтут быть использованы в практике атеистического воспитания с целью повышения его эффективности. Положения диссертации могут быть использованы при организации атеистической работы в условиях сельских трудовых коллективов республики, в идеологической, массово-политической работе с целью оптимального воздействия атеистического общественного мнения в производственных коллективах, а также способствовать переходу на позиции научно-атеистического мировоззрения кадцой формирующейся личности.
ШАБА I. ОСОБЕННОСТИ С0Щ1АЖСТШЕСК0Й ДУХОВНОЙ ШЗНИ И ПРИЧИНЫ СОХРАНЕНИЯ РЕ-ЛИШОЗНЫХ ПЕРЕЖИТКОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Научно-техническая революция как фактор преодоления религиозных предрассудков в СССР1984 год, кандидат философских наук Бойко, М.С.
Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы1985 год, кандидат педагогических наук Бедиров, Медетхан Надирович
Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма )1984 год, кандидат философских наук Дударенок, Светлана Михайловна
Сущность отождествления религиозного и национального в сознании современных верующих (на материалах Узбекской ССР)1984 год, кандидат философских наук Нурматова, Сания Рузиевна
Взаимодействие школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков1984 год, кандидат педагогических наук Брит, Надежда Михайловна
Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Аннауров, М.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Атеистическое воспитание - одно из важнейших в воспитании личности - предусматривает преодоление религиозных пережитков, суеверий, предрассудков в сознании, поведении и образе жизни человека. Всесторонне развитая личность характеризуется прежде всего последовательным научно-материалистическим мировоззрением, тоесть цельной, основанной на научно-материалистическом понимании действительности системой философских, социально-политических, нравственных взглядов. В настоящее время задача атеистического воспитания заключается не только в том, чтобы прививать всем членам трудового коллектива и семьи научно-атеистические взгляды, но и в том, чтобы превратить их в твердые убеждения, определяющие поведение человека во всех сферах жизни. В современных условиях научно-атеистическая работа, охватывающая все слои, группы населения, усложняется и дифференцируется.
В процессе формирования нового человека изживаются пережитки духовного наследия прошлого и в том числе религиозные убеждения, суеверия, обычаи и обряды, но не автоматически, а в процессе огромной воспитательной работы. Формирование мировоззрения нового человека стало возможным благодаря социалистическим преобразованиям созданию и упрочению местных партийных и советских органов, созданию широкой сети учебных заведений, культурно-просветительных учреждений, распространению среди сельского населения основ марксистско-ленинской теории об атеизме и религии, глубочайшим преобразованиям в общественной жизни села, преобразующей деятельность сельских тружеников, целенаправленной научно-атеистической пропаганде.
Опираясь на марксистско-ленинское учение, вч'ражакмее • коренные интересы трудящихся, указывающие путь к освобождению личности от религиозного дурмана и иллюзиорных представлений, труженики села. ведут активную борьбу за коммунистические идеалы. В этой борьбе наиболее верно проявляются такие черты нового человека, как убежденность, гуманность, солидарность, добросовестность, честность, нетерпимость к грубым проявлениям пережитков прошлого.
Нами на основе анализа объективных и субъективных факторов выявлялись их влияние на формирование нового человека.
Социальные, экономические и духовные изменения туркменского села привели к формированию нового типа сельского труженика, перешедшего от ограниченных национальных религиозных представлений к научному мировоззрению, социалистическому интернациональному сознанию, от частнособственнической психологии - к коллективному и взаимопомощи, от религиозных обрядов-к новым общесоветским и трудовым праздникам. Однако религиозные пережитки еще полностью не преодолены и атеизм в сознании части крестьян пока еще не восторжествовал над религией. Однако в результате преобразований сельского уклада жизни большинство религиозных идей, обычаев, обрядов утратили свое значение.
Конкретно-социологическими исследованиями в Чарджоуской области установлено, что 62% молодежи считают себя неверующими, Ашхабадской - 43,8$, соответственно активно неверующими и просто неверующими - 30; 32% и 23,8; 20% почти одинаковое число активно неверующих и просто неверующих, отрицающих религию и не распространяющих своих взглядов. В связи с этим особую важность приобретают атеистическое воспитание личности в трудовом коллективе и семье, рост числа активных атеистов, распространяющих атеистические взгляды, внедряющих новые советские гражданские обычаи и обряды.
В условиях социалистического преобразования появляются новые возможности для расширения и углубления атеистического воспитания личности в трудовом коллективе и семейной жизни. Массовость контактов и в определенной степени миграция молодежи из села в город собствуют ослаблению влияния не только религиозного общественного мнения села, но и семьи. Консерватизм религиозного общественного мнения, особый авторитет стариков (аксакализм) в семье и вне ее, с одной стороны, и социально-экономические, духовные и нравственные преобразования с другой, принудили духовенство активно использовать и пропагандировать авторитет старших, прежде всего отца в семейном воспитании. Эти традиционные обычаи среднеазиатских семей в большинстве случаев способствуют сохранению традиций и привычек, тормозят духовное, социальное развитие сельского населения.
Современное мусульманское духовенство,стремясь сохранить влия ние среди женщин и молодежи, приспосабливает исламскую идеологию к новым условиям, отождествляет идеи коммунизма и ислама, в частности в трудовой деятельности человека. Модернизация ислама - защитная реакция духовенства на происходящие в обществе социальные преобразования. Будучи не в состоянии отрицать значение труда в жизни человека, ислам связывает социальное и имущественное неравенство с божественным предопределением, а трудовую деятельность личности - с потусторонним миром, утверждает, что добросовестный труд обеспечивает райское блаженство, тем самым проповедуя покорность, терпение. Поэтому в атеистической работе' следует вскрывать противоречивость трактовки ислама трудовой деятельности человека, его частнособственническую сущность.
Современное духовенство туркменского села, не противопоставлял религию научному коммунизму, наоборот стремится отождествить принципы социалистического разделения результатов труда, социальной справедливости с религиозными, утверждая, что ислам и марксизм заботится о всеобщем человеческом благосостоянии. Не выступая открыто против существующего в нашей стране строя, проповедники ислама хотят законсервировать религиозную веру в сознании местного населения. Модернизация религиозной идеологии, культов, обычаев и обрядов, совершенствование средств воздействия на психологию личности, специализация проповедей в различных вопросах (о труде, морали и семье), стремление привлечь молодежь к соблюдению религиозных обычаев и обрядов - способствует сохранению религиозных пережитков, воздействует на сознание колеблющихся, а нередко и пассивно неверующих. Активизация местными общественными организациями атеистической пропаганды в период религиозных праздников не оправдана, так как в "этот период усиливается защитная реакция верующих. Б связи с этим в атеистической работе важное значение приобретает умелое решение вопросов, связанных со стимулированием духовного развития, критикой несостоятельности религиозных воззрений на мир, смысл человеческой жизни, трудовую деятельность.
Эффективности атеистического воспитания содействует и дифференцированный подход к верующей части сельского населения, учет специфики проявления ее религиозности, а также возрастных, психологических и профессиональных особенностей. В индивидуальной работе в трудовом коллективе необходимо уделять особое внимание выявлению причин религиозности, нейтрализации религиозного группового мнения, а в дальнейшем использовать активные формы атеистического воспитания.
Большое внимание в атеистическом воспитании сельской молодежи должно уделяться пропаганде научных знаний, атеистической интерпри-тации, вопросам материального единства мира, вечности и бесконечности материи, закономерности развития общественно-экономических формаций.
Серьезное внимание в воспитательной работе среди женщин уделяется дифференцированному подходу. Верующие женщины по-разному относятся к религиозному воспитанию, соблюдению обычаев и обрядов. Многие из них не навязывают религиозных взглядов своим детям, однако сами соблюдая обычаи и обряды по традиции, они тем самым способствуют созданию религиозной обстановки, вредно влияющей на подрастающее поколение. Поэтому целесообразно проводить разъяснительную работу среди женщин по проблемам воспитания детей, о правах и обязанностях женщин, новых гражданских и семейных обычаях и обрядах, вовлекать в общественно-трудовую деятельность.
Таким образом, объектом научно-атеистического воздействия должны быть не только группы населения с религиозными убеждениями, но и люди, индифферентные к религии, не имеющие прочных атеистических убеждений. Атеистическое воспитание должно охватывать все слои сельского населения.
Для более эффективного воспитательного воздействия на сознание и поведение личности целесообразно создавать опорные пункты атеизма в селах, где имеются действующие мечети, "святые места", то есть сильно религиозное общественное мнение.
Для полного искоренения религиозных пережитков необходима последовательная и целенаправленная атеистическая пропаганда.
1. В атеистической работе следует учитывать особенности сельских трудовых коллективов, где проводится атеистическая работа. Необходим комплексный подход к атеистическому воспитанию. В колхозах, где трудовые ресурсы используются нерационально, сильны частнособственнические настроения, способствующие оживлению религиозного мировоззрения, успешная атеистическая работа во многом завшшт от рационального использования трудовых ресурсов.
В туркменском селе еще не полностью решен вопрос о рациональном использовании трудовых ресурсов, особенно женщин, что снижает воспитательную роль трудовых коллективов. В настоящее время рациональное использование трудовых ресурсов будет содействовать воспитанию сельского населения в коммунистическом духе.
2. Социалистические преобразования на селе- уровень социально-экономического развития, улучшение материального положения трудящихся - определяющие условия изживания религиозных пережитков. Однако в этом процессе немаловажную роль приобретает субъективный фактор. Только при правильном сочетании объективных условий и субъективного фактора можно получить желаемые результаты в атеистическом воспитании сельского населения.
3. Конкретно-социологические исследованиями в сельских трудовых коллективах Ашхабадской и Чарджоуской областей установлено, что большинство сельского населения - просто неверующие и колеблющиеся между верой в бога и неверием. Колеблющихся и верующих в Ашхабадской области больше, чем в Чарджоуской. Это объясняется слабой политико-воспитательной работой в колхозах и совхозах Ашхабадской области. В атеистической работе необходимо учитывать религиозные особенности республики.
В воспроизводстве религии большая роль принадлежит религиозной семье. Для внутрисемейных отношений характерны постоянство контактов, эмоциональность и традиционный авторитет старших. Верующие - старшие члены семьи, соблюдая религиозные обычаи и обряды, пропагандируют религиозную идеологию как духовную ценность. Наиболее часто проявляются пережитки ислама в поведении личности и быту: канонические похороны, обрезание, шариатский брак, ношение религиозных атрибутов, хранение Корана, религиозных книг, молитвенных принадлежностей в виде реликвий. В таких случаях более эффективна индивидуальная научно-атеистическая работа.
4. Религиозные пережитки проявляются в доисламской и исламской формах, тесно переплетающихся мусульманским духовенством как исламские и доисламские пережитки, придается национальная окраска. Учитывая, что отождествление религиозного и национального содействует оживлению религиозных обрядов, традиций и праздников среди населения, необходима кропотливая, повсеместная работа идеологических работников по разоблачению таких тенденций.
5. Сельский трудовой коллектив - основное звено в атеистическом воспитании личности. В сплоченных трудовых коллективах, характеризующихся единством взглядов, общностью интересов, добросовестным трудом на благо общества, товарищеской взаимопомощью, уважением, доверием не остается места пессимистическим настроениям, сознании и поведении каждой личности. Выявлено положительное влияние трудового коллектива на повышение общеобразовательного, профессионально-технического уровня личности. В трудовом коллективе личность получает признательность и авторитет.
Неверующие и колеблющиеся группы молодежи наиболее многочисленны. Чтобы эти группы молодежи заняли четкую научно-материалистическую атеистическую позицию, необходимо вовлекать их в активную трудовую и общественную деятельность. Высокий уровень политической образованности, квалифицированности членов трудового коллектива обеспечивает изживание религиозных пережитков в сознании личности. Молодые люди, идущие от религии к атеизму, сначала отвергают некоторые пережитки прошлого в трудовом коллективе, затем в семейно-бытоЕНХ отношениях. .Трудовые коллективы должны всесторонне содействовать внедрению новых трудовых обрядов, интересоваться семейной жизнью каждого члена трудового коллектива, способствовать внедрению прогрессивных семейных обычаев и обрядов. С целью создания атеистического общественного мнения в трудовом коллективе и семье нужно нейтрализовать религиозное общественное мнение. В связи с этим необходима координированная деятельность партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и общественных организаций, в частности совета старейшин, женских клубов.
Правильно налаженная работа первичных партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций активизирует процесс отхода от религии пассивно неверующих и колеблющихся членов трудового коллектива, особенно молодежи.
6. Планомерный переход сельскохозяйственного производства на индустриальную основу создает условия для формирования человека, свободного от суеверий, следовательно ведет к торжеству научно-атеистического мировоззрения в сознании сельских тружеников. Переход сельского хозяйства на рельсы индустриализации имеет важное 'значение. Индустриализация сельского хозяйства, с одной стороны, облегчает чрезмерно трудоемкие процессы, с другой, у тружеников села появляется много свободного времени, которое должно использоваться для духовного обогащения, а не религиозного удовлетворения. Учитывая, что религиозные праздники, обряды, проводимые с особой эмоциональностью, торжественностью и серьезностью, не допускают у верующих отклонений от общепризнанных религиозных правил, при внедрении в жизнь новых обычаев и обрядов, связанных с трудовой славой каждого коллектива, семейными обрядами, необходимо уделять большое внимание их оформлению. Колхозным и совхозным руководителямI необходимо позаботиться о строительстве в сельских местностях домов бракосочетаний, где торжественно отмечалось бы образование каждой новой семьи, регистрировались новорожденные, устраивались торжества в честь достигших совершеннолетия и получивших паспорт гражданина СССР.
Комиссии по внедрению новых обычаев и обрядов при Совете Министров ТССР предстоит решить немало задач, связанных со строительством культурно-бытовых зданий. Эта комиссия должна всесторонне изучить и проанализировать общегражданские обряды и обычаи совместно с секторами этнографии Института истории им.Ш.Батырова АН ТССР и научного атеизма Отдела философии и права АН ТССР, своевременно принять меры по совершенствованию новых советских обычаев и обрядов как духовной ценности социалистического общества.
7. Учитывая, что в течение многих лет в ТССР основное внимание уделялось борьбе с идеологией ислама, значительно меньше значения придавалось борьбе с религиозными пережитками в бытовом укладе, особенно сельского населения, для успешного преодоления религиозности в быту сельского населения необходима правильная эффективная организация деятельности культурно-просветительных учреждений, активное функционирование службы быта. Семейный быт, семейная жизнь, семейное воспитание не всегда соответствует духовной жизни социалистического общества. Еще не искоренены многие элементы прошлого отрицательно влияющие на эволюционные процессы семьи. Например, слишком большая загруженность сельских женщин домашним хозяйством, сохранение консервативного отношения старших, низкий уровень бытового обслуживания обуславливают отношение к женщине как домохозяйке, ее неравное положение по сравнению с мужчиной принижают роль женщины общественно-полезном труде.
8. В настоящее время целесообразно увеличить группы квалифицированных лекторов по научному атеизму в районах, областях, в целом по республике. Отделу философии и права АН ТССР, Республиканскому обществу "Знание", вузам необходимо активизировать работу по подготовке квалифицированных лекторов по научному атеизму, тесно связанных с тружениками сельских районов республики.
9. Без полного преодоления пережитков духовного наследия прошлого, религиозных обычаев и обрядов невозможно формирование всесторонне развитой личности. Атеистическое воспитание личности -не стихийный результат самовоспитания, а последовательная атеистическая воспитательная работа, в процессе которой следует вскрывать сущность каждого религиозного обычая, обряда, уделяя особое внимание критике религиозных обычаев и обрядов как национальных традиций.
Республиканское радио и телевидение должны увеличить количество атеистических передач. Научно-атеистическое воспитание сельского населения требует последовательного, комплексного и дифференцированного подхода, взаимодействия всех форм атеистической пропаганды: лекций и выступлений в печати, по радио и телевидению, проведения конференций, совещаний и семинаров по научному атеизму и внедрения новых социалистических обрядов в быт сельской семьи, использование средств агитации по научному атеизму.
Реализация этих предложений позволит искоренить религиозные пережитки, укрепить научно-атеистическое мировоззрение сельских тружеников.
Список литературы диссертационного исследования Аннауров, М., 1984 год
1. Маркс К. Критические заметки к статье "Пруссака", "Король прусский и социальная реформа". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1.-с.430-448.
2. Маркс К. Капитал. Процесс труда и процесс увеличения стоимости.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23.-с.188-290.
3. Маркс К. Людвигу Кугельману. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.32.-с.460-462.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или Критика критической критики против Бруно Бауэра и компании,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2. с.3-230.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З. - с.7-544.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К Энгельс Ф. Соч., т.4. - с.419-459.
7. Маркс К., Энгельс Ф. О молодежи. М.: Молодая гвардия, 1972.-с.463.
8. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1. - с.572-597.
9. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4. - с.322-339.
10. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. -с.5-326.
11. Ленин В.И. Политическая агитация и "классовая точка зрения".-Полн.собр.соч., т.6. с.264-270.
12. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12. - с.142-147.13
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.