Основные факторы формирования условий атеистического воспитания в ВУЗах Венгерской Народной Республики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Ковач, Яношнэ
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ковач, Яношнэ
Введение
Глава I.' Факторы становления нау ч но-,via те риал пс т ич е ско го мировоззрения у студенческой молодежи ВНР
§1, Воплощение в жизнь маркеистско-ленинских прин-цшов свободы совести и отношения партии к религии и развитию атеизма в условиях социалисти-• ческой Венгрии
§2 Роль культурной револющш в становлении научно-материалистического мировоззрения в новых поколениях венгерского общества
§3. Исследования в области атеизма - создание научной базы атеистического воспитания в высшей школе ВНР
Глава П. Становление научно-атеистических идей в деятельности высшей школы в период строительства социализма в ВНР
§1; Борьба ВСРП за внедрение марксистско-ленинских идей и воспитание и обучение в высшей школе
§2. Становление и развитие научно-атеистического воспитания в высших учебных заведениях Венгрии III Заключение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Единство гуманизма и атеизма. Методология и практика1984 год, доктор философских наук Маслова, Алла Гавриловна
Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР)1984 год, кандидат философских наук Фобелова, Даниела
Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся (1928-1937 гг.)1984 год, кандидат исторических наук Власова, Ольга Ефимовна
Борьба против клерикального антикоммунизма - важное направление идейно-политического воспитания студенческой молодежи ЧССР1984 год, кандидат исторических наук Матернова, Элишка
Научно-атеистическое воспитание студенческой молодежи в высших педагогических учебных заведениях1984 год, кандидат педагогических наук Хачидзе, Важа Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Основные факторы формирования условий атеистического воспитания в ВУЗах Венгерской Народной Республики»
На ХШ съезде КПСС и Ш съезде ВСРП были рассмотрены важнейшие теоретические аспекты созидания нового общества, дальнейшего совершенствования общественного бытия социалистического общественного строя и социалистического общественного сознания,' Значительное внимание, как и на предшествующих съездах, было уделено вопросам идеологии. Это особое внимание, естественно, вытекает из марксистско-ленинского характера братских партий, из задач, выдвигаемых строительством развитого социалистического общества, В отчетном докладе ЦК ВСРП Ш съезду говорится: " Венгерская социалистическая рабочая партия, вооруженная теорией маркеизма-гленинизма, опирающаяся на мировоззрение диалектического материализма и исполь-зущая в своей деятельности его научные методы, всегда рассматривала в качестве непременного условия строительства социализма идейную, идеологическую работу, повышение культурного уровня общества, формирование и развитие норм социалистической нравственности ж образа жизни"Следовательно, формирование социалистического сознания, борьба за гегемонию марксистско-ленинского мировоззрения -краеугольный камень идеологической работы Венгерской социалистической рабочей партии.
За минувшее 35-летие в ВНР достигнуты огромные успехи в экономической, политической и идеологической областях. Свержение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации и феодальных пережитков вызвали коренные изменения и в сознании нашего народа. Установление власти рабочего класса и построение основ социалистического общества повлекли за собой и изменения в образе мышления.'
Позитивное воздействие на общественное сознание оказало и то,
ШМ? XII. , - Ш^о-^и: ШкьМг, ШО( р. /Ю£. что достигнутые нашей страной созидательные успехи, прочные связи со странами социалистического содружества и, прежде всего, с I
Советским Союзом изменили и международное положение ВНР;' Расширился кругозор нашего народа, способность теперь более реально оценивать мир и место, занимаемое в нем нашей страной. Эти досттения не в последнюю очередь обусловлены тем, что за последние десятилетия идеи социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма стали идеями миллионов трудящихся.
Тов. Янош Кадар в отчетном докладе ХГ1 съезду ВСРП отмечал: "Сегодняшнее сознание нашего общества глубоко определяют те позитивные перемены, которые произошли в мышлении нашего народа. Это справедливо, хотя мы и знаем, что этот процесс не был лишен противоречий, не лишен он их и сегодня. Наша практика и опыт подтверждают ту старую марксистскую истину, что сознание общества, мышление людей развиваются медленнее, чем изменяются условия их жизни. Однако это мы не можем считать оправданием для непоследовательности в нашей общественной практике, для просчетов в воспитательной работе, как и для того, что в нашей идеологической деятельности мы еще не можем дать удовлетворительного ответа на многие вопросы. Возросшие требования к идеологической работе предъявляет и обострение идеологической классовой борьбы в международных масштабах."1.
Социалистическое сознание вырастает на почве реально существующих общественных условий. Диалектика бытия и сознания действительна и при социализме, поэтому формирование социалистического общественного сознания является не просто -идеологической деятельностью, но вместе с тем предполагает и последовательное, постоянное укрепление социалистического характера имеющихся политических, экономических и общественных отношений, В то же время обратное воз
I М ХП. /п^Ы^ш^. -рёо^'- 'Щ р. действие сознания на политические и общественно-экономические процессы на этапе развитого социализма сильнее, чем в предшествующие периоды; теория, можно сказать, быстрее и эффективнее претворяется в материальную силу, чем это было прежде^'
Партия призывает к тому, чтобы сделать идеи маркеизма-ленинизма господствующими во всех областях общественной жизши Естественно, что осуществить это сразу в мышлении всего общества невозможно, но можно выделить целый ряд областей общественной и государственной деятельности, которые играют в формировании сознания решающую роль. В этих областях наряду с идейно-политическими имеются и организационные средства, при помощи которых в перспективе можно было добиться того, что мировоззрение рабочего класса стало основой и определяющим фактором мышления, нравственности и культуры всего общества. Такими областями являются прежде всего партия, система партийной учебы, все сферы теоретической деятельности партии; общественные науки и книгоиздательская сеть; партийная печать; система государственного среднего, специального и высшего образования. Процессы, происходящие в последнем, как раз и являются объектом нашего исследования.
В нашем обществе наибольшее воздействие идей маркеизма-ленинизма проявляется в сфере политического сознания. Вместе с тем, это, социалистическое по своему характеру политическое сознание, оказывает еще не достаточно глубокое влияние на личные и семейные жизненные устремления, образ жизни и все мировоззрение определенной части членов общества.' На жизненный уклад значительного количества людей большое воздействие оказывают, наряду с прочими идейными течениями, религиозные представления.
Товарищ Я.Кадар на сессии Всевенгерского Совета Отечественного Народного Фронта говорил: "Не изобрели еще такой машины -хоть сегодня существует уже чрезвычайно сложная вычислительная техника, - которая помогла бы нам определить, например, сколько ' в Венгрии атеистов, людей, верующих постольку-поскольку, и верующих,- В душу человека не заглянешь. Но все же мне кажется, что верующих людей в нашей стране немало".*
Политическая борьба между церковью и государством в нашей стране исчезла.' Церковь поддерживает строительство социализма, однако несомненно и то, что, опираясь на добрые отношения с государством, церкви стремятся не только сохранить, но и по возможности расширить позиции религиозного мировоззрения, пытаются сделать "приемлемыми" его положения и для социализма. Тов.Кадар в цитированном выше выступлении подчеркивал: "Общеизвестно, что коммунисты являются приверженцами идей марксизма-ленинизма, материалистами по мировоззрению, и за эти принципы борются, эти взгляды распространяют. Цель, провозглашаемая нами, в том , чтобы венгерское общество было едино не только в политическом отношении, но пришло бы к единству и в идейных, мировоззренческих вопросах. К этой цели с самого начала мы стремился приблизиться таким образом, что в нашей повседневной работе популяризируем марксизм, идеи коллективизма,- социализма и коммунизма, в учебных заведениях обучаем естественно-научным представлениям^ Вот что мы считаем о нормальным решением адеологических задач. .
Эта цель и вытекающие из нее задачи обуславливают важность и необходимость повышения эффективности идеологической работы в высших учебных заведениях, в частности в области научно-атеистического .воспитания.
Из всего круга идеологических проблем для настоящего исследования выбраны некоторые проблемы становления научно-материалис
I ЛабоУь Л а - Ы/Щ^. тического мировоззрения в студенческой среде в ВНР,'
Актуальность теш исследования
Современная идеологическая борьба - это борьба за души и сердца людей, за их убеждения, политическую ориентацию, за направленность их общественных, нравственных и эстетических идеалов, за их мировоззрение. Высшее образование не может стоять в стороне от этой борьбы.
Марксизм-ленинизм уделяет большое внимание коммунистическому воспитанию масс, формированию нового, социалистического типа личности. Практика революционного строительства социализма, развернутое строительство коммунизма в ВНР неуклонно создавали и создают необходимые условия для воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и преданность идеалам социализма.4
Становление и утверждение научно-материалистического мировоззрения в высшем образовании всегда занимало и занимает важное место в идеологической деятельности ВСРП. За годы социалистической Венгрии выросло новое поколение людей, воспитанных в духе коммунистических идеалов. Преданность этим идеалам присуща и нынешней молодежи.
Однако существует и религиозное влияние на студентов в той или иной мере. Некоторая часть студенческой молодели еще не может четко определить свою позицию в отношении к религии, пассивно относится к религиозным предрассудкам в своей среде; у части молодежи отсутствует мировоззренческий и психологический барьер против проникновения в. ее сознание религиозны:?: идей;'
Углубляющийся кризис религии заставляет ее апологетов изыскивать новые средства, способные привить определенной части людей, в особенности молодежи, религиозное мировоззрением Церковники хорошо понимают, что будущее зависит от того, сумеют ли они наладить воспроизводство религии'в новых поколениях;' Их заботит завтрашний день. И во имя этого завтрашнего дня они стремятся сделать все возможное, чтобы сохранить и расширить свое влияние на шло день.
Вот поэтому партия постоянно обращает внимание на совершенствование системы марксистско-ленинского атеистического воспитания, особенно в среде молодежи в высших учебных заведениях, которое должно противодействовать религиозному влиянию.
С развертыыаением научно-технической революции, с превращением науки в непосредственную производительную силу специалисты высшей квалификации - активные созидатели и деятели науки, культуры, а также организаторы и непосредственные руководители производства играют особую роль, их общественная ответственность возрастает, и в связи с этим растет значение их сознательности и теоретической подготовленности. А ведь нынешние студенты высших учебных заведений - это завтрашние специалисты, они должны быть готовы к этой деятельности.
Вот почему воспитанию научно обоснованного, действенного мировоззрения у студентов, в частности, усвоению марксистского атеизма студентами, принадлежит важная и значительная роль.
Предает исследования.
Научно-атеистическое воспитание в высшей школе - это сложный процесс, он обусловлен внешними и внутренними для нее обстоятельствами. Он определяется, прежде всего, общим уровнем идеологической работы в стране, степенью влияния на него объективных предпосылок формирования научно-материалистического мировоззрения у всего народа, состоящем в экономическом и политическом развитии венгерского социалистического общества. В нашем исследовании эти вопрооы не рассматриваются.5
Весьма важным обстоятельством, влияющим на ход научно-атеистического воспитания в высшей школе, является последовательное осуществление ленинской политики по отношению к религии и церкви. Поскольку претворение в жизнь маркеистско-ленинских принципов свободы совести непосредственно затрагивают интересы молодежи, этому вопросу в диссертации посвящен § I главы I,'
Каждое новое поколение, вступающее в жизнь в социалистической Венгрии, ныне воспитывается в условиях торжества культурной революции, которая способствовала постановке на службу народу науки, образования, культуры и искусства. Поэтому отдельный раздел главы I посвящен рассмотрению роли культурной революции в становлении научно-материалистического мировоззрения у новых поколений венгерского общества.
Наконец следует сказать о том, что атеистическое воспитание в высшей школе может быть подлинно научным только при условии наличия высокого уровня атеистических исследований. Они имеют в нашей стране традиции в передовой венгерской общественной мысли, но активно начали развиваться только после освобождения Венгрии от фашизма; Эти исследования являются научной базой атеистического воспитания в высшей школе ВНР и поэтому мы считали необходимым кратко рассмотреть их в настоящем исследовании.
Такова группа внешних обстоятельств осуществления атеистического влияния в высших учебных заведениях нашей страны.
Круг внутренних обстоятельств тоже весьма широк и он не может быть охвачен одним исследованием." Они могут быть проанализированы с точки зрения педагогической, методической, политико-воспитательной и многих других. Руководствуясь маркеистско-ленин-ским положением о необходимости единства идеологической и организационной работы, мы сочли необходимым проанализировать деятельность ВСРП в области внедрения марксистско-ленинских идей в воспитание и обучение в высшей школе, а затем конкретно рассмотреть становление и развитие на,учно-атеистического воспитания в высших учебных заведениях Венгрии, обратив внимание на организационный аспект.
Исходя из исследованного материала»следует обратить внимание на устранение недостатков в атеистическом воспитании в высшем образовании как в теоретическом, так и в практичеком плане.'
Степень разработанности проблемы.' В последние годы уделяется значительное внимание разработке проблем научно-материалистического мировоззрения и его функционирования у широких слоев населения, особенно в высшем образовании и науке
Глубокие характеристики идеологической, мировоззренческо-воспптательной деятельности, ее актуальные задачи в проблемы на современном этапе содержатся в материалах ХХУ и ХХУ1 съездов
Т 9
КПСС1, в постановлениях ЦК КПСС , в материалах XI и ХП съездов о
ВСРП , а также в решениях пленумов ЦК ВСРП по вопросам идеологи
Материалы Ш съезда КПСС,1 - Политиздат, 1976, с.' 7180; Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М., Политиздат, 1981, с.62-63, 67, 75-78.' • р
См.: 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы.' Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года;' М., Политиздат, 1979; 0 дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений ХХУ1 съезда КПСС.' Постановление ЦК КПСС от 26 мая 1981.года.1 - В кн.':'0 дальнейшем улучшении идеологической,- поли-Тикб-воспитательной работы. Сборник материалов;' - М., Политиздат, 1981, с. 48-56.' и, т*, г. яч^оь' ^ »имр ™ ъоу м. ческой и политико-воспитательной работы /декабрь 1973, ноябрь 1978, март 1974, май 1974, октябрь 1976, июнь 1977, апрель 1978 года.'1
Большой вклад в развитие марксистско-ленинской теории мировоззрения внесли советские обществоведы. В их работах анализируются такие ванные общефилософские, методологические проблемы, как сущность и содержание понятий "мировоззрение", "коммунистичес о кое мировоззрение", их структура, оснозные черты.
I IM^ZMP (¿¿¿¿ofOf/a/^fa* OL 'to'kbi' Lbau^ di^l
MJ^^^o1 i O^J tf^^f^Unt^'flOn' AO.taPiQzcU- qJfP^ojMMljxJi / a MW^Wi /¿itob?; ocl ■ ^лбЫшЖ^' i^^'jyuuii^jlku. ¡¿¿¿о ~ /e^u^'cu-ttv^, <h.> dafan'hot: M i'HUMP АаЖэлжхiL fiuc/of?^:
3 ^p, C3£-£UQI £77-С gof 76 7- ; J ¡¿Уг/рЬэ^
M XI. Uf^eM /fitotnJl&oi 4, 0.¿Ah/ ¿¿J'cxJoJc^'tiO-f. -/OA
Jz2uxJjL) fl/° g. p. з-ло. См.: Диалектическим и исторический материализм - суилошоская основа коммунистического мировоззрения. - РСиев: Наукова думка, 1977; Федосеев П.Н. Философия, мировоззрение, наука.Проблема мира и социализма, 1978, Js 12, с.63-70; Платонов Г.В.Картина мира, мировоззрение и идеология. - М.: Знание, 1972; Спиркин В.Г. Мировоззрение, его структура, шазненный смысл и пути формирования.-- В. кн.:Молодежь, интересы, идеалы.1 М.: Молодая гвардия, 1969; Спиркин В.Г. Сознание и самосознание. - 1л.: Политиздат, 1972; Танчер В.К. мировоззрение первобытного общества. - Наука и религия, 1982, ill, с.23-25; Танчер В.К. Мировоззрение религиозное. - Наука и религия, 1932, J5 2, с.23-26; Танчер В.Pi. Научно-материалистическое мировоззрение. - Наука и религия, 1982, й 3, с.21-23; Шинкарук В.И. Категориальная структура научного мировоззрения. - Философская думка, 1980, J& 2, с.16-24 /на укр. яз./; Шинкарук В.И. Философия, наука, мировоззрение. - В кн.: Диалектический и исторический материализм - философская основа коммунистического мировоззрения. - Киев: Наукова думка, 1977; . Шинкарук В.Р1.1 Диалектический материализм - методологическая основа научного.-атеизма. - В кн.: Атеизм и религия в современной борьбе идей. - Киев: Политиздат Украины, 1975, с.53-69 и др.
Отношение между государством и религиозными объединениями имеет важное общественное и политическое значение и в нашей стране.' Поэтому следует обратить внимание на работы венгерских специалистов,^ которые рассматривают взаимоотношения между социалистическим государством и религиозными объединениями, конкретное осуществление на практике в нашей стране марксистско-ленинского учения о свободе совести.
Атеистическое воспитание в венгерской высшей школе, формирование у студенческой молодежи научно-материалистического мировоззрения является важным аспектом многогранной проблемы по коммунистическому воспитанию венгерской молодежи. Венгерские ученые в своих научных работах последних лет, написанных на теоретическом, социологическом и психологическом материале, осветили вопросы, связанные с определением характера, особенностей проявления и путей преодоления религиозности в молодежной среде, раскрыли вопросы
См.: Абель Т.' Становление взаимоотношений социалистического государства и церкви в Венгерской Народной.Республике, -г Вопросы научного атеизма, выпуск 21.' - М.: Мысль, 1977, с.1236-255; Котелеш Е, Религия и церковь в Венгерской.Народной Республике."; -Проблемы мира, и социализма, 1960, # 10, с,33-41; Миклош И;' Венгрия, государство и церковь. - Наука и религия,'1981, $ 4, с.56-59ЛигУ. О^ы^-Л ЬЮСп&Ш"^ ¿¿/оьл. ^ а^ ^/А^1 ^¿ароьоъ-^/а^лсЬ V0 /<0, р. бо^вог- $аг/о и*, МсОЬ.-УСЫЛи /963 р. ^ СЬ^^ в. ^ШокЫ^ Аш^сЛаЛ.
1тэГеяе! *
СП/ОАЬ.-КЬ****, Г",?- 0п^х ■
Л ¿Ма^. -ЪЛсри*: Г: Л32 'л *>эффективности различных форм, методов и средств-атеистического, воздействия на сознание и поведение студенческой молодежи.' Часть
I 2 этих работ опубликована в СССР, значительное количество в ВНР.
Пели и задачи исследования:
- выявить пути становления непосредственных объективных условии для формирования научно-материалистического мировоззрения у венгерской студенческой молодежи;
См.: Варга И.; Процесс секуляризации среди,в енгерской молодежи,
- Вопросы научного атеизма, выпуск 5.; - М.: Мысль, 1968, с.96-106; Коня И. Из опыта атеистического воспитания в университетах Венгрии. Сб.: Атеистическое воспитание студенческой молодежи^-М.: Высшая жола, 1977, с. 147-156; Мураньи М. Психологические. проблемы атеистического воспитания студенчества. - Вопросы научного атеизма, выпуск 21. - М.: Мысль, 1977, с.170-180;
Лукач Й.' Некоторые методологические проблемы марксистской критики религии в университетском преподавании.1 Сб.: Атеистическое воспитание студенческой молодежи. - М.: Высшая жола, 1977, с.156-166. , (
2 ЪaJ-On J-j С^'уоА J ¿UOX&^/CL (Х^Л^М^Л а ÖU^law,. - m<2, 1Г 7-<?j р. cu/о/, с j ъомЛЪи^Ь^ ^^'¿Jhö/ü'puttvoh /W . - ^dohJ^J^' Juu-Js-, f
З^-ЗЦд • сбш Z. ^ а£ил$1, ta^JeL JlMoOM-i.
- 11 №G, ¡Vй 9, f>. M-M] iJufcx* ff .
W oTbbJ^j^.-r^k^, wsr, »**,/*' JCUfMO^X/o .
V 3f
Подробная библиография дана в списке литературы.
- в рамках процесса строительства социализма показать1^ насколько повлияли на повышение атеистической убежденности студентов, во-первых, последовательная политика партии по отношению к религии и церкви, во-вторых, налаживание взаимоотношений между государством и церковный, в-третьих, победа культурной революции, в-четвертых, последовательное развитие научных исследований в области атеизаяа;
- определить в процессе строительства социализма основные этапы развития изучения научного атеизма в вузах;
- сформулировать насущные задачи повышения эффективности научно-атеистического воспитания в вузах.
Методологическая основа исследования¿Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились труды основоположников маркеизма-ленинизма, Программа КПСС, положения и теоретические выводы, содержащиеся в документах партийных съездов и постановлениях ЦК КПСС, в материалах съездов и пленумов ЦК I
ВСРП, работы и выступления Я ¿Кадара^ труды других партийных и государственных руководителей Советского Союза и Венгрии. В своей работе автор опирался на исследования советских и венгерских ученых, философов, социологов, психологов и педагогов, занимающихся проблемами становления и укрепления научно-материалистического мировоззрения в высшем образовании и науке в ВНР.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- сделан обзор развития становления взаимоотношений между государством и церковью в процессе строительства социализма, диссертант выдвинул свою концепцию периодизации этапов этого развития;
- впервые в советской литературе введено в научный оборот большое число венгерских марксистских исследований по научному атеизму;
- осуществлен анализ научной разработки теоретических проблем атеизма и религиоведения в ВНР за 1945-1980 годы;
- обобщена практика работы по изучению научного атеизма в вузах ВЕР и определены дальнейшие задачи ее совершенствованиям
Практическая значимость исследования
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях для разработки мероприятий по усовершенствованию курса научного атеизма, в частности, для изучения техмы "Воплощение в жизнь марксистско-ленинских принципов свобода совести и отношение партии к религии".
Чтобы правильно организовать атеистическое воспитание в высшем образовании, необходимо прежде всего улучшить атеистическую подготовку учителей, педагогов. В этом отношении предстоит большая работа по совершенствованию школьных и вузовских учебников, программ, методических пособий, чтобы они оказывали действенную помощь в организации атеистического воспитания в школе. Данная диссертационная работа может вполне оказать методологическую помощь в достижении этих целей.
Создание действенной системы атеистического воспитания студенчества должно быть предметом постоянной заботы партийных и молодежных организаций вузов. Поэтому диссертация, в частности, может послужить при разработке и совершенствовании партийного и молодежного просвещения.
Диссертант сделал вывод, что перед высшим образованием в ВНР стоят задачи решительного улучшения научно-атеистической работы, которая должна:
- преодолеть остатки религиозного влияния на студенческую молодежь;
- преодолеть индифферентность по отношению к научному атеизму и к религии;
- укрепить научно-материалистическое мировоззрение;
- формировать у нее активные атеистические позиции воинствующего атеизма;
- подготовить студентов к активной пропагандистской деятельности.'
Для этого необходимо в вузах улучшить преподавание научного атеизма и осуществить ряд внеучебных атеистическо-воспитательных мероприятий.'
Апробация работы .'Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на столичной научно-теоретической конференции работников народного просвещения и библиотекарей "Развитие критики религии в ВНР на различных этапах строительства социализма" /Будапешт, 1979 г./; на республиканской научно-теоретической конференции преподавателей марксистско-ленинской философии и научного атеизма "Научно-атеистическое воспитание в вузах СССР" /на материалах Киевского государственного университета им.Т.Г.Шевченко/ /Будапешт, 1980 г./; на столичной научно-теоретической конференции политработников и пропагандистов "Развитие пропаганды научного атеизма в Венгрии с 1945 по 1980 гг." /Будапешт, 1981 г./; на конференции политработников райкома партии "Формирование политики венгерского государства по отношению к церкви с 1945 по 1980 гг." /Будапешт, 1982 г./.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях;
1. Проблемы марксистской типологии религии. /На укр.яз./. -"Людина i cbit", 1980, В 5, с.56-59.
2. 0 распространении марксистско-ленинской идеологии, отношении государства к церкви, союзной политике на основе трудов, выступлений первого секретаря ЦК ВСРП Я.Кадара. /На венгерском языке/.' - : Р
3. Развитие издания научно-атеистической литературы в Венгерской Народной Республике с 1945 по 1960 гг. /На венгерском языке/.' -ЪюрО^сщ/йьЯси/теоретический журнал ВСРП/, 1982, гё 5, с Л30-182.'
4. Воплощение в жизнь марксистско-ленинских принципов свободы совести в Венгерской Народной Республике. /На украинском языке/. - Людина I св1Т, 1982, № 12, с.60-62.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века1984 год, кандидат философских наук Красюк, Владимир Федорович
Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи1984 год, кандидат философских наук Захарова, Наталья Сергеевна
Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма )1984 год, кандидат философских наук Дударенок, Светлана Михайловна
Атеизм в системе формирования всесторонне развитой личности1984 год, кандидат философских наук Глушак, Анатолий Степанович
Роль атеистического воспитания в формировании нового человека1983 год, кандидат философских наук Гусейнов, Камал Гашам оглы
Заключение диссертации по теме «Философия религии», Ковач, Яношнэ
3 АКЛЮЧЕНИЕ
Венгерская социалистическая рабочая партия, развивая марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании, в последние годы выдвинула ряд важнейших положений, которые состоят в требованиях повышения качества и эффективности идеологической работы в целом и, следовательно, научно-атеистического воспитания как одной из ее составных частей.
В венгерском обществе, приближающемся к отношениям развитого социализма, научное материалистическое мировоззрение, а следовательно и научный атеизм, все глубже проникает в общественное сознание. Происходит секуляризация общественного сознания. Значительно возрастает индифферентизм к религии, среди верувдих падает догматическая религиозность, уступая место формализму религиозной жизни.
Чем дальше продвигается венгерский народ по пути строительства социализма, тем очевиднее становится несоответствие религиозного образа мыслей и действий всему укладу нашей жизни. Наука день за днем разрушает религиозные мифы, а экономические и политические успехи страны убедительно показывают, что подлинным творцом своего счастья на земле является сам человек - труженик. Материалистическое мировоззрение стало господствующим в нашей стране. Кризис религиозной идеологии в наше время налицо. Религиозные организации вынуждены признать этот факт. Они пытаются различными способами преодолеть кризисное состояние, "вписаться" в современную обстановку, сохранить, а если удаст-ся и укрепить свои расшатанные позиции. Вот поэтому деятельность религиозных организаций ныне характеризуется повышенной активностью.
Религиозные направления особенные усилия прилагают для привлечения к религии молодежи и особенно студенческой. Церковники хорошо понимают, что будущее религии зависит от того, сумеют ли они наладить воспроизводство религии среди новых поколений.
История социалистического общества убедительно свидетельствует о том, что одних благоприятных условий для преодоления религиозных пережитков недостаточно. Только сочетание этих условий с последовательной, хорошо организованной атеистической работой позволяет успешно решать задачу преодоления религиозных пережитков и формирования научного мировоззрения масс.
Поэтому коммунистическая партия постоянно обращает внимание. на совершенствование системы марксистско-ленинского атеистического воспитания, особенно среди студенческой молодежи.
В данном исследовании рассмотрены основные факторы становления научно-материалистического мировоззрения у студенческой молодежи в нашей стране, в частности: воплощение в жизнь марксистско-ленинских принципов свободы совести и отношение ВСРП к религии и развитию атеизма в условиях социалистической Венгрии; роль культурной революции и становление научно-материалистического мировоззрения новых поколений венгерского общества; исследования в области атеизма - создание научной базы атеистического воспитания в высшей школе. Также подвергнут анализу процесс становления и развития научно-атеистического воспитания в высшей школе в ВНР, как в системе марксистско-ленинского образования, так и в преподавании научного атеизма.
Сложившаяся в нашей стране система атеистического воспитания постоянно обогащалась опытом качественной перестройки мировоззрения тысяч - и тысяч бывших верующих, она продолжает совершенствоваться, растут кадры способных пропагандистов научного атеизма, лекторов, ученых.
Но вместе с тем в настоящее время стали особенно заметными и некоторые недостатки в атеистической работе, в частности среди молодежи.
Сейчас стало совершенно очевидным то обстоятельство, что содержание атеистической пропаганды вообще и особенно среди студенческой молодежи нельзя сводить только к исторической критике религии и показу отрицательной роли религии и религиозных организаций в истории общества, нельзя ограничиваться научной критикой религиозной картины мира и мировоззренческих основ религии.
ВСРП уже в первые годы после освобождения от фашизма Венгрии, на примере СССР, требовала выступать не только с критикой религии, но и прилагать усилия к формированию у самых широких масс молодежи научного мировоззрения, удовлетворять ее духовные и культурные зацросй.
От атеистической пропаганды в вузах в наши дни требуется, чтобы она максимально духовно обогащала молодежь, заменяя религиозное миропонимание научными знаниями, религиозные нормы нравственности - принципами коммунистической морали, извращенное религиозное мироощущение - оптимистическим, жизнеутверждающим мироощущением, Атеизм не только отрицает бога, йо и утверждает бытие человека.
Организация атеистического воспитания студенческой молодежи в высшей школе не может ограничиваться лишь определением его идейно-теоретического содержания, методов, форм его постоянного совершенствования. Не менее важно обеспечить внешние оптимальные соотношения и взаимосвязи атеистического воспитания со всеми другими областями коммунистического воспитания, то есть, в каждом случае найти место, определить роль борьбы с религиозными пережитками в системе всей идеологической работы.
Вполне понятно, что атеистическая убежденность студенческой молодежи формируется в процессе преподвания всех общественных наук и профилирующих дисциплин. Для обеспечения высокой эффективности атеистического воспитания студенчества необходимы совместные, хорошо скоординированные усилия преподавателей всех кафедр вузов.
Воспитание молодого поколения в духе воинствувдего атеизма является одной из важнейших составных частей атеистического воспитания в целом, поскольку оно обуславливает перекрытие каналов воспроизводства религиозности, значительно сужает возможности ее распространения. Это связано не только с тем, что в высшей школе практически завершается становление мировоззрения молодых людей, но и с тем, что вузы готовят специалистов для различных отраслей народного хозяйства, которым предстоит вести воспитательную работу на тех участках, куда они будут направлены после окончания вуза.
Чтобы успешно решить поставленную партией задачу перед венгерскими специалистами, высшие учебные заведения должны не только вооружить людей специальными знаниями, но и подготовить их к выполнению воспитательной работы, работы пропагандиста и агитатора.
Учитывая сложность созидания нового общества, В.И.Ленин предупреждал партию коммунистов, что "авангард лишь тогда выполняет задачи авангарда, когда он умеет не отрываться от руководимой им массы, а действительно вести вперед всю массу. Без союза с некоммунистами в самых различных областях деятельности ни о каком успешном коммунистическом строительстве не может быть и речи"*. Поэтому коммунисты, занимая принципиальные позиции в идейных спорах, стремятся не к разъединению, а к объединению трудящихся,
1 Ленин В.И. Полн. соб. соч., т.45, с.25. укреплению их единства действий во имя общей цели завершения строительства развитого социализма в Венгрии, когда все осознают, что "личное процветание возможно только вместе с процветанием общества"*.
Человек - продукт общественных отношений, определенной среды, культуры и истории. Зная это, мы не можем в то &е время забывать, что общественный человек сам создает свою историю, являясь не только ее объектом, но и субъектом. Его важнейшая задача заключается в том, чтобы сознательно управлять собственным развитием, предвидеть объективные последствия своей познавательной и созидательной деятельности и в соответствии с этим предвидением строить ее. В этом заключается главная функция коммунистического мировоззрения, выступающая как существенный фактор исторического прогресса, его важнейшего показателя - расцвета личности, коренные интересы которой требуют бескомпромиссного противоборства с ложными мировоззренческими, в том числе религиозными, концепциями. Марксистско-ленинский подход к вопросам преодоления религии ориентирует на использование различных, но во всех случаях последовательно демократических и гуманных средств борьбы с ней, на аргументированное развенчание этой формы идеалистического мировоззрения. Важная особенность идеологической борьбы марксизма-ленинизма с
С» О о о религиеи - тактичность, спокойный и уважительный тон, исключающий какое бы то ни было оскорбление чувств и личности верующего; марксизм-ленинизм борется не с верувдими, а за них, за преодоление в их сознании ложных, иллюзорных представлений, цринижапцих их достоинство, мешающих их всестороннему развитию, духовному богатству, реальному счастью. кЬсьоиЫз^ с>1 МХХМР хп. ТгэьрмъШ**^---^ ЙИИР
Следовательно, как указывал Б.И.л енин, атеистическая работа может рассчитывать на успех только при условии, если она будет опираться на прочный философский фундамент, на естествознание, проникнутое идеями воинствующего материализма, если ее содержание будет связано с жизнью, с коммунистическим трудом, а ее организация, методы и формы будут научно обоснованы. В этом сущность ленинского требования ".борьбу с религией поставить научнее"*.
В своих трудах В.И.Ленин дал образец именно такого научного подхода к преодолению религии. Осуществлять атеистическое воспитание масс на основе неукоснительного соблюдения ленинских принципов означает:
- сочетать идейную борьбу против религии с укреплением единства верующих и неверующих;
- не выпячивать вопросы борьбы с религией на первый план, преодолевать религиозные пережитки в процессе и на основе осуществления основных задач коммунистического строительства;
- научно-материалистически, с учетом исторических, социальных, культурных и эмоционально-психологических факторов объяснять причины сохранения религиозности;
- распространять научные знания среди народа;
- не допускать ни отказа от идейной борьбы с религией, ни попыток административного запрета религии, "не впадать ни в абст
О и О II в* рактныи, словесный, на деле пустой "революционаризм" анархиста, ни в обывательщину и оппортунизм мелкого буржуа или либерального интеллигента, который трусит борьбы с религией, забывает об этой 2 своей задаче, мирится с верой в бога." .
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.54, с.440.
2 Там же, т.17, с.421.
По нашему мнению, в интересах достижения этих целей настоящее диссертационное исследование может послужить теоретическим и методологическим пособием для разработки вузовских учебных программ, для повышения квалификации идеологических работников в сети партпросвещения, в области общественных наук для выработки перспективных планов развития научных исследований по данной теме и для составления планов, касающихся издания соответствующей научной литературы.
Чтобы успешно решить поставленную партией перед венгерскими высшими учебными заведениями задачу, по мнению диссертанта, следует рекомендовать выполнение следующих мероприятий:
- создать на философских и исторических факультетах отделения по подготовке преподавателей "Основ научного атеизма" и "Основ научного мировоззрения", на которых особое внимание обратить на атеистическую подготовку будущих преподавателей этой дисциплины;
- ввести в венгерских вузах на всех факультетах и отделениях курса научного атеизма объемом в 32 часа с обязательным зачетом или экзаменом;
- при изучении курса научного атеизма добиваться от студентов глубокого изучения произведений классиков марксизма-ленинизма и выдающихся мыслителей-атеистов, постановлений ВСРП по идеологическим вопросам;
- исходя из того, что атеистическая убежденность студенческой молодежи формируется в процессе преподавания всех общественных наук и профилирующих дисциплин, обеспечения высокой эффективности атеистического воспитания студенчества необходимы совместные, хорошо скоординированные усилия преподавателей всех кафедр в вузах;
- црактиковать подготовку студентами курсовых и дипломных работ по атеистической проблематике;
- организовать атеистическую информацию для всех преподавателей вузов, создавать теоретические семинары по научному атеизму для преподавателей, проводить соответствующие научные конференции;
- совершенствовать конкретные социологические исследования в области атеизма и религии, использовать результаты этих исследований в преподавательской практике в высшей школе;
- шире практиковать привлечение преподавателей и студентов к научно-атеистической пропаганде среди трудящихся;
- создание действенной системы атеистического воспитания студенчества должно быть предметом постоянной заботы партийных и Коммунистической молодежной организации вузов. Поэтощ его всегда нужно тесно увязывать с политическим, нравственным, военно-патриотическим; и интернационалистским воспитанием,с пропагандой среди молодели научных и технических знаний.
Атеистическое воспитание молодежи - важнейший участок идеологической работы партии по формированию нового человека. Борьба с религиозными идеями, еще мешающими отдельным вузовским юношам и девушкам жить полнокровной жизнью нашего общества, должна вестись постоянно и на высоком уровне. Речь ведь тут идет о битве идей, о битве за души людские, а в таких случаях коммунисты всегда были и будут непримиримы. При этом, разумеется, в атеистической работе необходимы не только высокая идейность и партийная страстность, но и высочайшая гуманность, задушевность и сердечность, умение дойти не только до разума, но и до сердца каждого молодого человека. Этому нас учил Б.И.Ленин, к этому нас призывает наша коммунистическая партия.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ковач, Яношнэ, 1983 год
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.
3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.1-4.
4. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.194-203.
5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I.- МарксtK.f Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.1-784.
6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Предисловие к первому изданию. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, Q.5-II.
7. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41-174.
8. Запись беседы Маркса К. с корреспондентом тазеты- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.45, приложение, с.467-477.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.
10. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. - М.: Госполитиздат, 1955, т.2, с.83-106.
11. Энгельс Ф. Эдуарду Бернитейну. Июль 1884. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.36, с.161-162.
12. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1,с.125-346.
13. Ленин В.И, Что делать? Полн.собр.соч., т.6, с.1-192.
14. Ленин В.И. Задачи революционной молодежи. Полн.собр.соч., т.7, с.341-356.
15. Ленин В.И. Письмо А.А.Богданову и С.И.Гусеву. 29 января 1905 г. Полн»собр.соч., т.9, с.244-248.
16. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12, с.142-147.
17. Ленин В.И. Кризис меньшевизма. Полн.собр.соч., т.14, с.149-172.
18. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр.соч., т.17, с.415-426.
19. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. -Поли.собр.соч., т.17, с.206-213.
20. Ленин В.И. Л.Н.Толстой. Полн.собр.соч., т.20, с.19-24.
21. Ленин В.И. Спорные вопросы. Полн.собр.соч., т.23,с.65-88.
22. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Учение о понятии. Полн.собр.соч., т.29, с.77-218.
23. Ленин В.И. 0 значении воинствующего матераилизма. Полн. собр.соч., т.45, с.23-33.
24. Ленин В.И. Ученики каприйской школы. 30 августа. Полн. собр.соч., т.47, с.194-202.
25. Официально-документальные материалы.
26. Брежнев Л.И. Учиться, работать и бороться по Ленину. Речь на Всесоюзном слете студентов. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.'З. - М.: Политиздат, 1972, с.424-433.
27. Брежнев Л.И. Исторический рубеж на пути к коммунизму. -Ленинским курсом. Речи и статьи, т.6. М.: Политиздат, 1978, с.622-641.
28. Брежнев Л.И. Речь на ХУШ съезде Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 25 апреля 1978 г. Ленинским курсом. Речи, приветствия, статьи, воспоминания, т.7. - М.: Политиздат, 1978, с.283-301.
29. Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. В 2-х томах. М.: Политиздат, 1978, т.1, с.631, т.2,с.606.
30. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.:1. Политиздат, 1976, с.144.
31. Материалы XXIУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971, с.320.
32. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, 256 с.
33. Материалы ХХУ съезда Коммунистической партии Украины. Стенографический отчет. Киев: Политиздат Украины, 1976,494 с.
34. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.
35. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1978, 62 с.
36. Об усилении атеистического воспитания населения. Постановление ЦК КПСС. В сб.: Об идеологической работе КПСС. -М.: Политиздат, 1977, с.309-310.
37. О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве. Постановление ЦК КПСС. В сб.: Об идеологической работе КПСС. -М.: Политиздат, 1977, с.457-470.
38. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В сб.: Об идеологической работе КПСС. - М.: Политиздат, 1977, с.512-521.
39. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979г. М.: Политиздат, 1979, 16 с.
40. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Вестник высшей школы, 1979, № 8, с.3-8.
41. Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М.: Политиздат, 1977, 639 с.
42. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 197-7 года. -М.: Политиздат, 1978, с.425-446.
43. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля1982 г. М.: Политиздат, 1982, 31 с.
44. Kädar Jänos beszämologa az KSZI'IP KII. kongresszusän a tu-doraany, az oktatäs, a közmüvelödes es a müveszet helyzete-röl, a szocialista tudatrol. Budapest: Kossuth, 1930,p.5^-56, 106-114.
45. ICadar Jänos beszede a buclapesti pärtaktivaertekezleten. 1979. szopt.25. Csepel. Budapest: Kossuth, 1979, p.22.
46. Kädä-r Janos. Л fejlett szocialista tärsadalom epitesenek utgän. Beszedek, nyilatkozatok. Budapest: Kossuth,1975» Р.55-57, 191., 134-141., 137-188., 192-193., 201-202.
47. Kädar Janos. Л szocialista Mag^ojrorszägert. Beszedek es cikkek. 1968-1972. Budapest: Kossuth, 1972, p.11-17, 4044., 83-, 88., 113., 119., 135., 171., 179-180., 135., 209., 215., 229-232., 339-340., 354., 359., 362., 399., 44-9-, 481., 530-531.
48. Kädar Jänos. A szocializinusert a bekeert. Beszedek es cikkek. 1972-1978. - Budapest: Kossuth, 1973, p.120-122., 404-405., 468., 474-475., 532-533., 585-535., 596-597., 642-643.
49. Kádár János. A haz afinan; és internaclonalizmus. Budapest: Kossuth, 1968, p.58-59., 99-101., 120-121., 192-193-, 350351.
50. Kádár János. Tovább a lenini uton. Beszédek. Budapest: Kossuth, 1964, p.40., 62-63., 88-89., 90., 237«, 303-304., 305-30?., 316.2.2o. Kádár János. A szocializmus teljes gyflzelméért! Beszédek, cikkek. Budapest: Kossuth, 1962, p.119-121., 294.
51. Kádár János. Válogatott beszédek és cikkek. 1957-1973. -Budapest: Kossuth, 1974, p.8., 29., 171.» 185-205., 214r, 218-219.
52. Aczél Gyôrgy. Szocialista kultura kozosségi ember. - Budapest: Kossuth, 1974. - 358 p.2.29« Aczél Gyorg^. Eszméink erejével. Budapest: Kossuth, I97O.- 272 p.,
53. Aczél Gyorgy. Folytatás és megujulás. Budapest: Gondolât, 1980. - 498 p.231. Óvári I-íiklós. Tórténolem, ideología, kultura. Budapest: Kossuth, 1980. - 410 p.
54. Az ÎISZÎ-P XII. kongresszusa. Budapest: Kossuth, 1980, p.54-55., 106-114., 180-184.
55. Az MSZKP KB ápr. 19-20. határozata a XI. kongresssus ota végzett munkáról és a párt feladatairól. 'Társadalmi Szera-le, 1978, 5, p.3-20.
56. Az í'ISZi-ÍP KB ¿un. 22-i ulésének határozata a marxizmus-le-niniznus proT^agandá.jáx'ól. Budapest: Kossuth, 1977. - 40 p,
57. A pártpropaganda soronlevfl feladatai. As HSZHP KB 1975. okt. 26-i iilése. Budapest: Kossuth, 1975. - 60 p.
58. Az HSZMP XI. kongresszusának határozata a párt munkájáróles a tovabbi £eladatokrol. 1975. marc. 31, Ideologiai fe-ladatok. Az MSZMP hatarozatai es dokumentumai. 1971-1975. - Budapest: Kossuth,. 1979, p.955-936.
59. Az MSZMP KB hatarozata a kozmtivelfldes fe^jlesztesenck fela-datairol. 1974. marc. 19-20. Az MSZMP hatarozatai es dokumentumai. 1971-1975- - Budapest: Kossuth, 1979, P.677-690.
60. Az MSZMP KB Agitacios cs Propaganda Bizottsaganak allas-foglalasa, a t!udomanypo 1 itikai iranyelvek megvalositasanak helyzeterfll 1973- dec. 11. Az MSZMP hatarozatai es dokumentumai. 1971-1975- - Budapest: Kossuth, 1979, p.636-649.
61. Az HSZMP IS Agitacios es Propaganda Bizottsaganak hataro-zata a "Vilagossag" cimfi folyoirat munkajarol. 1970. apr. 14. Az HSZMP hatarozatai 6s dokuraentumai. 1967-1970. -Budapest: Kossuth, 1974, p.579-586.
62. Az HSZMP KB allasfoglalasa ifjusagpolitikai kerdesekben. 1970. febr. 18-19. Az ifjusag erkolcsi, politikai es vi-lagnezeti allapota. Az ifjusag vilagnezetere, magatarta-sara hato nehany fontos tenyeziJ. - A KB hatarozata. - Az
63. IS ZIP hatarozatai es dokumentumai. 1967-1970. Budapest: Kossuth, 1974, p.490-495., 495-500., 514-524.
64. Az MSZHP KB hatarozata a csaladi Jellegii szertartasok foj-leszteserfll. 1969. szept. 9. Az MSZriP hatarozatai es do-lainenturaai. 1967-1970. - Budapest: Kossuth, 1974,p.376-380.
65. Az HSZMP KB tudomanypolitikai iranyelvei 1969. jun. 2?. -Az MSZKP hatarozatai es dokuraentumai. 1967-1970. Budapest: Kossuth, 1974, p.335-368.
66. Az KSZIIP ICQ hatarozata a tudomanyos kutatomunka helyzete-rfll 6s a legfontosabb tennivalokrol. 1966. febr. 1. Budapest: Kossuth, 1968, p.273-279.
67. A -partdokuirientumok az ideologiai es kulturalis munkarol. -Budapest: Kossuth, 1962, p.5-61., 199-224.
68. Az KSZKP nehany idflszerii ideologiai feladata. A KB irany-elvei. 1965. marc. 11-13. Az KSZKP hatarozatai es dokumea tumai.1963-1966. - Budapest: Kossuth, 1968, p.125-164.
69. A filozofia lenini partossagarol. Tezisek, Tarsadalmi Szem-le, I960, aug.-szept. A marxisto.-leninista vilagnezet propaganda,.'arol. Az KSZKP hatarozatai es dokumentumai. 1956-1962. - Budapest: 'Kossuth, 1964, p.450-452.
70. Az KSZI-IP mfivelfldesi politikajanck iranyelvei. 1958. ¿ul. 25. A kulturalis nunka fi3 feladatai. Yilagnezeti neveles. Az KSZKP hatarozatai es dokumentumai. 1956-1962. Budapest: Kossuth, 1964, p.247-252.
71. Az KSZKP KB hatarozata a vallasos vilagnezet elleni harc-rol, a vcllasos tomegek kozotti felvilagosito es nevelii-munka feladatairol. 1958. ¿jul. 22. Az KSZKP hatarozatai es dokumentumai. 1956-1962. - Budapest: Kossuth, 1964,1. P.142-143.
72. Az KSZKP Ideiglenes KB 1956. dec.-i hatarozata. A part te-veken(ysegonek elmeleti es politikai alapja. 1956. dec. 5»-Az KSZKP hatarozatai es dokumentumai. 19.56-1952. Buda1.74 •pest: Kossuth, 196/!-, p. 20.
73. Материалы съездов, конференций, симпозиумов.
74. Комплексный подход к идейно-воспитательной работе среди студенческой молодежи. Тезисы докладов на республиканской научно-методической конференции. Львов: Вища школа. Изд-во при Львов.ун-те, 1978. - 160 с.
75. Материалы Всесоюзного совещания заведующих кафедрами общественных наук вузов. М.: Политиздат, 1977. - 142 с.3.3« Belenyi Gyula, Hagy banjos. A XIII. О TDK marxizmus-leniniz-mus-szekciojanak tapasztalatai. Tajckoztato, 1978, 2,p. 143-151.
76. Park as Dezs5, Judi Istvan. Tudomanyos tanacskozas az egye-temi liallgatok kommunista nevelenerfil. Tajekoztato, 1974,1. V 5, p.145-151.
77. Keri Elemer. Konferencia a tortenelmi materializmus oktata-sarol. Vilagossag, 1967, V 2, p.126-12?.
78. Konya Istvan. A marxizraus-leninizmus tudomanyos diakkori konferencia nehany tapasztalata. Felsfloktatasi Szemle, 1973,d 10, p.593-598.
79. Szocializmus 6s a vallas. Az ПТА Pecsi Bizottsaganak rende-zeseben 1976. okt. 25-27-en tartott tudomanyos konferencia elSadasabol. Vilagossag, 1977,Vl, p.1-36.4. Книги.
80. Асриев Б.Г. Атеистическое воспитание советского студенчества. М.: НИИ проблем высшей школы, 1976, - 68 с.
81. Атеистическое воспитание студентов. /Проблемы методики/. -Минск: изд-во БГУ, 1978. 128 с.
82. Атеистическое вомпитание студенческой молодежи. Сборник трудов ученых социалистических стран. М.: Высшая школа,1977. 220 с.
83. Байкова В.Г. Идеологическая работа КПСС в условиях развитого социализма. М.: Мысль, 1977. - 2М с.
84. Бражник И.И. Функции атеистического воспитания студенчества и критерии его эффективности. Вопросы атеизма. Киев: изд-во при КГУ издат.объединения "Вища школа" - вып.15, 1979, с.11-18.
85. Бычатин В.Е., Приходько P.C. Теоретические и методологические аспекты чтения курса "Основы научного атеизма". В кн.: формирование научно-атеистического мировоззрения у студенческой молодежи. Тезисы докладов.Ивано-Франковск, 1977,с.13-15.
86. Войтко В.И. Психология и идеология. Киев.: об-во "Знание", 1977, - 48 с.
87. Вопросы атеизма. Республиканский межведомственный научный сборник. Киев: изд-во при КГУ издательского объединения "Вища школа" - вып.15, 1978. - 144 с.
88. Вопросы методики преподавания научного атеизма в высших учебных заведениях. М.: изд-во Моск.ун-та, 1978. - 284 с.
89. Галицкая И.А. Молодежь, религия, атеизм. М.: Наука, 1978, - 112 с.
90. Глезерман Г.Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. Изд-во 2-е, доп. М.: Политиздат, 1973. - 352 с.
91. Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер К. Современный верующий. Социально-психологический очерк. М.: Политиздат, 1970. -176 с.
92. Ерышев A.A. Советский образ жизни основа массового атеизма. - Киев: Об-во "Знание" УССР, 1979. - 47 с.
93. Коммунистические идеалы и становление личности студента. -Харьков: Вища школа, 1977. 203 с.
94. Курочкин П.К. Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы. М.: об-во "Знание", 1980. - 64 с.
95. Научный атеизм. Учебник для вузов. М. : Политиздат, 1978, - 288 с.
96. Онищенко A.C. Социальный прогресс, религия, атеизм. Киеь: Наукова думка, 1977. - 344 с.
97. Пасько Н.И. Социологические проблемы коммунистического воспитания студенческой молодежи. Киев: Вища школа, 1977. -191 с.
98. Танчер В.К. Единство идейно-политического и атеистического воспитания. Киев: об-во "Знание" УССР, 1979. - 48 с.
99. Balogh István. Vallas és egyhás a mai Magyarországon. -Budapest: Kossuth, 1974, 106 p.
100. Baranyai Arpad. Л hitctlenség apológiáj'a. Az ateizmus vé-delme os föbb katolikus dogmák rövid cáfolata. Budapest: Kossuth, - 13° p.
101. Beszélgetések a Bibliáról. Hitossok, és legendák a Bibliá-ban. Budapest: KDV-Hinerva, 1978. - 311 p.
102. Л Biblia világa. A í-Iagyar Radió müvelüdéstortóncti sorozata. Budapest: BTV-Minerva, 1972. ~ 315 p.
103. Eldadasok а vallas és az ateizmus tört-'netoröl. 1-У. -Budapest: Tankonyvkiadó, 1961. 1025 p.4.2,5. A filozófia és a vallas. Tanulmányok. Budapest: Kossuth, 1977, - 331 p.
104. Fßldi Pal. Egyházpolitika és valláskritika. Budapest: Kossuth, 19Г75. - 106 p.
105. Geese Gusztav. Bevezetes a vallastortenetbe. Jegyzet as riSZI-IF i-Iarxizinus-Leninizmus Esti Egyetemek szakosito tan-folyam hallgatoi reszere. I.evf. l.felev. Budapest: Kossuth, 1970. - 325 P.
106. Geese Gusztav. Eldad'isok a vallaskritika korebfll. Budapest: Kossuth, 1977. - 295 P.
107. Geese Gusztav. Kerdesek a vallasrol. Budapest: Mora,1975, 228 p.
108. Geese Gusztav. TSrtenelem es keresztenyseg. Egyseg-es dog-raatorteneti tanulmunyok. Budapest: I-lagvettf, 1977.-572 p.
109. Geese Gusztav. Vallastorteneti szoveggyiijtemeny. Az MSZII? Marxismus-Leninizmus Esti Egyetemek szakosito tagozatanak tanagyaga. Budapest: Kossuth, 1970. - 3o3 p.
110. Geese Gusztav. Vallaskritikai ssoveggyUjtemeny. I.ress.
111. Az IISZMP Karxizmus-Leninizmus Esti Egyetemek szakosito tagozatanak tananyaga. Budapest: Kossuth, 1972. - 256 p. 4.33» Geese Gusztav. Van-e tulvilag? - Budapest: Kossuth, 1963, - 217 p.
112. Gondolatok a vallasrol. Antologia. Budapest: Kossuth, 1964. - 227 p.4.35« <Jori Janos. A vallas kialakulasanak kezdetei. Budapest:
113. Lukacs Jozsef. Igent raondani az emberre. Vallaselmeleti, vallaskritika! tanulmanyok, esszek. Budapest: I-lagvetd),1973. 554- P.
114. Lukacs Jozsef. Istenek utjai. A keresztenyseg eliJzmenyei-nek tipologiajahoz. Budapest: Kossuth, 1975. - 34-9 p.
115. Lukacs Jozsef. Tortenelern, filozofia, vallasossag. Budapest: Gondolat, 1979. - 459 p.
116. Matrai Laszlo., Szigeti Jozsef., Czegledi Karoly. Eltfada-sok a vallas es az ateizmus torteneterdJl. Budapest: Kossuth, I960-, - 101 p.
117. Matrai Laszlo. A kultura tortenetisege. Valogatott tanulmanyok es cikkek. Budapest: Gondolat, 1977. - 4-17 p.
118. Muranyi Kihaly. Vallas es illuziok. A vallaspszichologia nehany f8bb kerdese. Budapest : Kossuth, 1974-. - 311 p.
119. Egyhaz es allam. A katolikus egyhaz es az allam viszonyai-nak rendezese.1945-1950. Budapest! Kossuth,1962. - 232 p.
120. Szoveggyiijtemeny az ateizmus tortenetenek tanulmanyozasa-hoz. Budapest: Kossuth, 1970. - 235 p.
121. Irenes6nyi-Waldapfel Imre. Vallastorteneti tanulmanyok. -Budapest: Akademiai, 1959. 534 p.
122. A vallas es a tudomany 0. vilagrol. Budapest: Kossuth,1966. 437 p.
123. Vallaskritika. Jegyzet az MSZMP Marxiziaus-Leninizmus Esti Sgyetemek szakosito tanfolyam hallgatoi reszere. II.evf.1.f6lev. Irtak: Geese Gusztav, Lugosfalvi Ervin stb. Budapest: Kossuth, 1971. - 263 p.
124. Vallaskritika. Jegyzet az I-1SZMP Mar:cizmus-Leninizmus Esti
125. Egvetemek szakosito tanfolyam hallgatoi reszere. Il.evf. 2.fol6v. Irtak: Geese Gusztav, Haruzs Jozsef. Budapest: Kossuth, 1971. - 292 p. 4-.52. Vallaskritikai szoveggyttjtemeny. - Budapest- Kossuth, 1971. - 2S5 p.
126. Zoltai Denes. Vilagnezeti neveles 6s vallasos vilagnezet.
127. Budapest: Tankonyvkiado, 1963, kot. 2, 265 p. 5. Статьи.
128. Алексеев Н.П. Сотрудничество кафедр вузов в атеистическом воспитании студентов. Вопросы научного атеизма. - М.: Мы сл ь - вып.15, 1973, с.95-102.
129. Гуданов Н.И. 0 понятии "система атеистического воспитания". Вопросы научного атеизма. - М.: Мысль - вып.9, 1970,с.23-37.
130. Федосеев П.Н, Философия, мировоззрение, наука. Проблемы мира и социализма, 1978, № 12, с.63-70.5Л. Танчер В.К. Мировоззрение первобытного общества. Наука и религия, 1982, К I, с.23-25.
131. Танчер В.К. Мировоззрение религиозное. Наука и религия, 1982, № 2, с.23-26.
132. Танчер В.К. Научно-материалистическое мировоззрение. Наука и религия, 1982, К 3, с.21-23.
133. Шинкарук В.И. Методологические аспекты формирования научно-атеистического мировоззрения. Вопросы философии, 1974,5, с.79-89.
134. Шинкарук В.И. Категориальная структура научного мировоззрения. ф1лософська думка, I960, № 2, с. 16-24.
135. Aczcl Gyo'rgy. Л ко г, amelyben elimk. Kritika, 197S, IT б,
136. Aczél Gyórgy. Mvelflwéspolitikánk a rnarxizmus hegemoniéjá-ért. Társadalini Szcrale, 1970, IT 11, p.9-24.
137. Aczél Gyórgy. A nzocialista állam és az egyházak Magyaror-szágon. Világosság, 1976, IT 10, p.601-607.
138. Bailó István. A Magyar Népkóztársaság egyliázpolitikája. -Filozófiai Kózleményelc, 1965, IT 1, p.6-28.
139. Bailó István. A Kagyar ITéplcóztársaság egyházpolitikájának néhány kérdése. Világosság, 1969, IT 2, p.65-71.
140. Balogh Géza. A tudatos világnézet kialakulásának esélyei. -Kritika, 1978, IT 7, p.7.5.19« Balogh Sándoi*. A fakultativ vallásoktatás kérdése és az egyházak.1947 tavasza. Századok, 1973, IT 4, p.906-939.
141. Bálint B. András, Gecse Gusztáv. Vallásos emberek a szoci-aliznusban. Propagandista, 1978, IT 2, p.40-57.
142. Bán ICároly. A narxizmus-leninizmus esti egyetemrül, -Társadalmi Szemle, 1973, IT 2, p.94-97.
143. Bánlaky Pál. Vallásosság és gyakorlati magatartas. Világosság, 1965, IT 12, p. 758-763«
144. Bartha István. Tanítójeloltek és a vallas. Tájékoztató, 1966, IT 6, p. 210-218.
145. Bátai Lajos, Czirják JÓzsef. A marxista ateizmus a filozóf i ao k tatásb an. Felsüoktatási Szemle, 1976, IT 7~8,p.416-422,
146. Bence László. Szocialista Gzakernberképzés os a világnézeti nevelés. Világosság, 1976, IT 8-9, p.1-2.
147. BenkO Károly. Szocialista únnepek, koznapi gondok. Vilá-gosság, 1963, IT 9, p.568-571.
148. Berenc János. Valláslélektan, valláskritika, ateista nevelés. Egri Tanárképz6 Ffliskola Lapja, 1964, IT 6, p.1-46.
149. Berenc János. Valláspszichológia és valláskritika. Vilá-gosság, 19.53, 7-8, p.476-480.
150. Berencl T. István. Változások az óletkorúlményekben a fel-ssabadulas ota. Társadalmi Szemle, 1970, IT 4, p. 68-71., 73-80. ■
151. Birta István, Kende János, Az egyházak harca az ifjuságért I-II.r. /1945-1947/. Világosság, 19&5, IT 2, p.78-83; Világosság, 1965, IT 4, p.218-225.
152. Csapó- Zoltán. A marxi zmus-1eninizmus oktatásának hatékony-sága. Pártílet, 1979, IT 4, p.34-37.
153. Csizmadia Andor. Eétoldalu szerzíklések. Az Sllam és az egy-házak kapcsolatainak jogi rendezése. Világosság, 1977,1. 3, p. 120-134.5.33» Csulók Hihály. A világszemlélet váljon személyes problémá-vá. Kóznevelés, 1974, IT 3, p.6-12.
154. Daróczy Sánclor. Világnézeti nevelésunk és a vallas. Vilá-gosság, 1968, IT 4, p.207-214.5.35« Az egyetemek jellegének figyelembevétele a marxizmus-leni-nismus oktatdsában. Sájékoztató, 1961, IT 6, p.3-10.
155. Fábián Imre,Foldesi Tanás. 25 éves a marxista-leninista fi-lozóíia-oktatás Hagyarországon. Tájékoztató, 1976, IT 1, P»5-21.537. barago Jend. A szokások kényszercvel szemben. Pártélet,1973, IT 12, p. 29-35.
156. Póldi Pál. Egyházpolitikánk és a világnézeti harc mai kér-dései. Propagandista, 1973, IT 4, p.84-98.
157. Pukász Gyorgy. Marxizmus-1enini zmus oktatás néhány idflsze-rü problémájaró 1. Eelsfloktatási Szernle ,1963, IT 9,P»535-541.
158. Fukász Gyorgy, Vukovics Arnold. A marxiznus-leninizmus fel-stffokú oktatásának kialakulása és feóldklése a felszabadu-lás ota. Pels<üoktatási Szernle, 1965, " 4, p. 197-205.
159. Fuves Odón. A világnézeti noveles szubjektív oldala: a meggy5zés. P e 1 s 5 o k tatási Szernle, 1961, IT 7-8, p. 454-456.
160. Gecse Gusztá.v. A marxista valláskritika fü kérdései. G?á-jékoztató, 1975, IT 1, p. 88-91.
161. Gutter Jozsef. Egy felmérés tanulságai a Sárospataki 'Tamí-tóképz¿3 Intézet hallgatóinak világnézeti és politikai fej-Ifldésérai. Pels3okto.tási Szernle,1964, iT 9,p. 524-528.
162. Gyflri Imre. Emeljuk a marxista-leninista oktatás és nevóles szinvonalát. Társadalmi Szernle, 1976, N 12, p, 17-34.
163. Hahn István, TÓth Gábor. Az egyeter.ii hallgatók erkólcsi, politikai és ideológiai helyzete. I-II.rész. FelsdJokta-tási Szernle, 1969, N 5,p. 257-262; II 7-8, p. 391-395.
164. Halász Pál. A vallásos világnézet elleni kuzdelem a jogi karon. PelsSoktatási Szernle, 1959, IT 5, p.286-290.
165. Halay Tibor, Ruff Iíihály, Iván Géza. Világnézeti-politikai ncvelflmunka az orvosi szakképzés folyamatában. Felsüok-tatási Szernle, 1974, IT 9, p. 551-558.
166. Ileller Ágnes. Kindennapi élctunk és a vallás. A HIT Or-szágos ITéprajzi Csoport Tájékoztatója.-1972, IT 6, p.64-82.5.4-9. Heller Agnes. A vallas és a mindennapi élet. Világosság, IT 4-, 1968, p.201-206.
167. Horváth JÓzsef. A természettudományok szerepe korunk ideológiai és világnézeti harcaiban. A Politikai Ffliskola Kozleményei, 1975, N 1, p.130-136.
168. Jori János. As erkolcsi ós ateísta neveles néhány kérdése pedagógusképzfl intézményeinkben. Pelsfloktatási Szemle, 1958, I! 7-8, p. 4-50-456.
169. JÓzsa Gyorgy, Pádi Péter. Ideológiai feladatok a XI. párt-kongresszus után. Társadalmi Szemle, 1975, IT 8-9, p.30-"4-.
170. JÓzsa János. Protestantizrnus és szocializmus. Világosság, 1965, IT 7-8, p.403-4-08.5.57« JÓzsa Péter. Ideológiai áramlatok varosi if¿uságunkban. -Világosság, 1979, IT 2, p.100-108; F 3, p.173-181.
171. Kahulits László. A marxista-leninista oktatás színvonalá-nak emeléséért. Pelsdioktatási Szemle, 1976,n 12,p.705-711.
172. ICallós Gábor. Szakdolgozatok a I-larxizmus-Loninizmus Tan-széken. Pelstfoktatási Szemle, 1973, IT 6, p. 34-5-34-9.
173. Kallós Gábor. A valláskritikai speciálkollégium módszer-tani tapasztalatai. FelsdJoktatási Szemle, 1967, IT 7-8, p. 4-4-6—4-^9.
174. Katona Éva. Világnézet, meggyí3zí3dés, iskola. Társaaalmi
175. Szerale, 1963, iT 7, P.52-67.
176. ICéri Elemér. Konferencia a tortónolmi materializmus okta-tásáról. Világosság, 1967, IT 2, p.126-127.
177. ICiss Géza, Laico László. I-larrcista szemléletfejlesztés a szocialista életmód propagandajábnn. Propagandista, 1978, IT L\-, p. 122-136.5.6-'+. Kolin Péter. Társadalmi szerkezet vallási szerkezetek. -Világosság, 1974, IT 12, p.721-730.
178. Konya István. Fejezetek a narxista valláskritikából. Tá-j'koztató, 1975, IT 1, ú.71-74-,
179. Konya István. Jogyan alakult ki Iíagyarország vallási tcrké-pe. Világosság, 1953, IT 7-3, p. 4-4-5-44-9.
180. Konya István. Ideológiai továbbképzésú'nk megjavításáórt. -Felsfloktatási Szerale, 1955, N 9, p.5z!-9-553.
181. Konya István. A marxista-leninista kálvinizmuskutatás po-litikai :'s elméleti jelent¿!sógér¿31. I-!agyar Pilozófiai Szemle, 1973, IT 3-^, p.4-54-4-65.
182. Konya István. A marxizmus-leninizmus tudomái^os aiákkó'ri konferencia néhány tapasztalata. Felstfoktatási Szemle, 1965, IT 9, P.5z¡-9-553.
183. Kornidesz I-ühály. Tudománypolitikai tennivalóink. Társa-dalmi Szemle, 1977, I~ 5,' P. 30-4-7.
184. Ivovács Zoltán. Az ateista nevelés idtfszerü kórdései. -I± jukonmunista, 1976, IT 9, p. 12-1 A'-.
185. Kópeczi Béla. A társadalmi tudat fe¿jl¿Jdése hazánkban as utóbbi másfól évtizcdben. Párttorténeti Kozlemónyek, 1975, IT 3, P. 39-50.
186. Eronstein Gábor. Vallások, egyházak a torténelem órán. -Világosság, 1971, IT 6, p. 333-339.
187. ITulin Gyorgy. A termóo zettudonányok és a mai szocialista ember. Társadalmi Szemle, 1964, IT 6, p.84-36.
188. Xurcz Gyorgy. A budapesti fiatalok és a vallas. Világos-ság, '1955, N 12, p.751-757.
189. Leudvai Ildikó, TÓth Pál. A fiatalok világnézete és müve-ltfclcse. Társadalmi Szemle, 1975, N H, p.92-94.
190. Lukács JÓzsef. Ateizmus és valláskritika. Világosság, 1973, IT 12, p.777-784.
191. Lukács JÓzsef. Egyházpolitika és vallásos világnézet. -líép s z ab ads ág, 1979, IT 146, ¿jun. 25, p.4-5.5.79« Lukács JÓzsef. Egység és különbozöseg A raarxista valláskritika néhány elvi probléraája. - Yilágosság, 1975, IT 12, p.16-22.
192. Lukács JÓzsef. "É10 virágot szakítani". A marxista valláskritika néhány mai problémája. Világosság, 1959, IT 5,p. 257-262.
193. Lukács JÓzsef. Ilarminc esztendö a uagyar valláskritika tó'r-ténetében. Világosság, 1975, F 4, p.201-209.
194. Lukács JÓzsef. Karxizmus, vallásosság, ideológia. Párt-élet, 1973, IT 6, p. 45-51.
195. Lukács JÓzsef. A marxista valláskritikai mai problémái. -Társadalmi Szemle, 1955, IT 1, p.26-44.
196. Lukács JÓzsef. A marxista valláskritika néhány elvi-mód-ssertani problémái az egyetemi oktatásbo.n. Táj'ékoztató, 1975, IT 3, p. 53-64.
197. Lukács JÓzsef. A marxista emberfelfogás és a mai vallási ideológia. Társadalmi Szemle, 1974, I: 2, p.30-33.
198. Lukácx JÓzsef. A marxizmus világnézete és a mai vallásosság. Társadalmi Szemle, 1977, IT 12, p. 27-38.
199. Lukács JÓzsef. Szekularizáció és vallúsonsság a szocializ-musban. Világosság, 1977, 17 1, Helléklet.
200. Lukács JÓzsef. Szocializmus és valláskritika. Világosság, 1952, !T 11, p.1-10.
201. Lukács JÓzsef. Technika, magányosság, vallásosság. Világosság, 1960, IT 1, p. 18-24.
202. Lukács JÓzsef. Tó'rténelem ós felelflsség. Világosság, 1967, IT 6, p. 351-356.
203. Lukács JÓzsef. Tudoraányos haladas és a mai teología. Tár-sadalmi Szerale, 1961, IT 10, p.66-85.
204. Lukács JÓzsef. Vallas és torténelmi tudat. Világosság, N 1, p.3-21; IT 12, p. 2-35.
205. Lukács JÓzsef. Vallás és valláskritika. Világosság, 1973? IT 12, p.751-768.5.94-. Lukács JÓzsef. A vallás és a vallásosság alakulása Magyar-országon 194-5-1970. Tervtanulmány. Magyar Filozófiai Szerale, 1971, N 5-5, p.710-715.
206. Lukács JÓzsef. Vallási elidegenülés és vallási szerkezet. Világosság, 1970, IT 7, p. 3-28, Melléklet.
207. A magiar ¡cultura, a narxizrnus és az egyházak. Kerekasz-tal beszélgetés az egyházi sajtó képviseltfivel. - Kritika, 1980, IT 9, p.3-9.
208. Mai mítoszok. Világosság, 1973, IT p.193-238; IT 5, P.264-277; N 6, p.328-335.
209. Kajtényi László. A vallás és a társadalni haladas kérdései-rfll. Világosság, 1973, IT 8-9, p.577-584.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.