Борьба против клерикального антикоммунизма - важное направление идейно-политического воспитания студенческой молодежи ЧССР тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.02, кандидат исторических наук Матернова, Элишка

  • Матернова, Элишка
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.02
  • Количество страниц 136
Матернова, Элишка. Борьба против клерикального антикоммунизма - важное направление идейно-политического воспитания студенческой молодежи ЧССР: дис. кандидат исторических наук: 09.00.02 - Теория научного социализма и коммунизма. Москва. 1984. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Матернова, Элишка

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. КЛЕРИКАЛИЗМ В СИСТЕМЕ АНТИКОММУНИЗМА.

РАЗДЕЛ П. ЭВОЛЮЦИЯ КЛЕРИКАЛИЗМА. И ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ

ДОКТРИНЫ.«.

РАЗДЕЛ Ш. ОСНОВНЫЕ КАНАДЫ ВЛИЯНИЯ КАТОЛИЧЕСКОМ ЦЕРКВИ

НА МОЛОДЕЖЬ.

РАЗДЕЛ ЗУ . РОЛЬ И МЕСТО АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В

ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

РАЗДЕЛ У. РОЛЬ КАФЕДР ОНЦЕСТВЕННЫХ НАУК ВУЗОВ В НАУЧНО- АТЕИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Борьба против клерикального антикоммунизма - важное направление идейно-политического воспитания студенческой молодежи ЧССР»

В современных условиях , когда идейное противоборство двух систем становится более активным, империалистическая пропаганда более изощренной, проблема формирования марксистско-ленинского мировоззрения приобретает особо важное значение в плане идентификации личных жизненных целей и стремлений молодого поколения с целями строительства социализма и коммунизма.

Анализ общественного развития нельзя ограничивать "оцреде-лением линии действия разных классов, не анализируя форм их борьбы" Международный империализм постоянно наращивает масштабы идеологических кампаний против социалистических стран. Противники социализма чернят и извращают все, что происходит в этих странах. Для них самое главное - отвратить людей от социа2 лизма .

Империалистические стратеги пересматривают дискредитировавшие себя доктрины, ищут новые, более гибкие формы идеологического воздействия на массовое сознание. В поисках более эффективных средств достижения своих целей они все чаще образают-ся к услугам церкви. Клерикализм представляет собой сегодня органическую составную часть идеологии антикоммунизма. На это указал июньский (1983г.) Пленум Щ КПСС, в документах которого особо подчеркивается тот факт, что "Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую о направленность" . Специфическая черта клерикализма в настоящее

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т. 17, с.43. р Материалы ХХУТ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981,с.9 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983г. -М.: Политиздат, 1983, с.60* время состоит в том, что он все решительнее выходит за рамки собственно религиозной веры, отправления религиозных обрядов, и активно вторгается в сферу большой политики, решения социальной проблематики» Своеобразием клерикальной разновидности антикоммунизма в идеологическом аспекте является религиозное обоснование борьбы против марксизма-ленинизма, в частности, научного атеизма, с помощью идеологических мифов, призванных замаскировать истинные классовые цели буржуазной идеологии. Клерикализм пытается оправдать капиталистический строй и политические цели империализма. Одно из основных направлений политической деятельности клерикалов - попытка оторвать верующих, прежде всего молодое поколение, от активной революционной борьбы, противопоставить их массам трудящихся, выступающих за преобразование общества на социалистических началах. Именно поэтому деятельность клерикалов представляет серьезную опасность для реального социализма.

Стремясь максимально приспособить к своим классовым целям религию и церковь, политический и идеологический потенциал клерикализма, империализм всячески поддерживает связи теологов с представителями ревизионизма в рабочем движении. Опираясь на идеи "христианского социализма", клерикалы вступают в контакт с "неомарксистами" типа Р.Гароди, М.Маховца, В.Гардавского и др. Попытки "теологизирующего ревизионизма" (оппортунизма, связанного с клерикализмом и теологией) соединить марксизм с христианским социализмом используются антикоммунизмом в целях активизации реакционной политической деятельности церкви и усиления ее воздействия на сознание молодежи, неискушенной в марксизме.

В связи с этим исследование идеологии и разоблачение методов деятельности клерикального антикоммунизма, как составной части контрреволюционных антикоммунистических сил в период событий

-51968- 1969 гг. в Чехословакии не утратило своей актуальности, В идеологических конструкциях "теологизирующих ревизионистов" нашли концентрированное выражение приемы и метода антикоммунистической пропаганды. Идейные противники использовали любое принижение массово-политической работы партии для ослабления ее тет оретических, классовых и интернациональных основ . События в Чехословакии еще более обострили в международном масштабе борьбу между марксизмом и ревизионизмом по проблемам, связанным с переходом от капитализма к социализму, вновь оживили в международном коммунистическом движении дискуссии вокруг вопросов об условиях, путях, средствах и методах социалистического преобразования общества. Именно в этих вопросах проявилась антикоммунистическая сущность "теологизирующего ревизионизма", отрицание им закономерного характера революционного перехода от капитализма к социализму. Поэтому анализ деятельности клерикального антикоммунизма в Чехословакии 60-х гг. представляет не только исторический интерес, но и продолжает оставаться актуальным применительно к практике революционной борьбы и социалистического строительства в ЧССР сегодня.

Под предлогом учета конкретных особенностей развития страны чехословацкие ревизионисты отвергали общие закономерности социалистического развития, национально-особенное противопоставляли интернациональному опыту, вследствие чего происходило сползание на позицию буржуазного национализма, под знаменем которого предпринимались попытки вырвать ЧССР из социалистического содружества, разрушить социалистическую мировую систему. Все эти антикоммунистические действия подкреплялись ревизионистскими концепциями т

См.: Уроки кризисного развития в компартии Чехословакии и в обществе после ХШ съезда КЛЧ. - М.: Политиздат, 1970,с.49-50, поливариантности" марксизма и "моделей" социализма. Ревизионистскую "модель социализма с человеческим лицом" активно поддерживал и клерикальный антикоммунизм. Политические события в Польше в I980-I98I гг. подтвердили выводы КПСС и других братских марксистско-ленинских партий о том, что наши классовые противники учатся на своих поражениях что антикоммунизм был и остается орудием империалистических и реакционных сил не только против коммунис2 тов, но и против других демократов .

Учитывая, что в условиях острого идеологического противоборства социализма и капитализма клерикальный антикоммунизм выступает одним из опаснейших врагов марксизма-ленинизма, автор диссертации в своем исследовании обратился к критическому анализу идеологии и практической деятельности клерикального антикоммунизма, его эволюции. Необходимость такого анализа вытекает из практических задач по обеспечению тесного единства и взаимодействия идейно-политического и научно-атеистического воспитания молодого поколения, как одного из важнейших аспектов комплексного подхода к коммунистическому воспитанию в целом.

Идейно-политическое воспитание заключает в себе большой атеистический потенциал, максимальное использование которого расширяет сферу идейной борьбы с религией и утверждения атеистических взглядов и убеждений. Атеистическое воспитание, в свою очередь, утверждая научное мировоззрение, формируя оптимистическое мироощущение, благодатно влияет на политическое сознание молодых людей, на развитие их общественно-политической активности. Многие аспекты научно-атеистической пропаганды непосредственно связаны с воспитанием коммунистической убежденности, с разъяснением политики х им.: Материалы ХХУТ съезде КПСС.- М.: Политиздат, 1981,с.9. ^ За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе.К итогам конференции коммунистических и рабочих партий Европы.-Берлин, 29-30 июня 1976.- М.,1976, с.32. социалистического государства по отношению к религии, церкви и верующим, принципов социалистической свободы совести, показа их осуществления в СССР и других странах социализма. Единство идейно-политического и атеистического воспитания молодого поколения позволяет эффективнее разоблачить идеологические диверсии наших противников, маскируемые религиозными лозунгами, воспитывать идей-, ную стойкость и непримиримость молодого поколения к буржуазной идеологии и морали.

Вопросам идейно-политического воспитания молодежи в современных условиях посвящен целый ряд теоретических работ в области атеистического воспитания и критики клерикального антикоммунизма, которые в рамках мировоззренческого воспитания помогают раскрыть роль религии в современной идеологической борьбе, разоблачить формы и методы использования религии в целях антикоммунизма реакционными элементами. Разработка общих теоретических вопросов содержится в научных публикациях.70-х-80-х годов чехословацких ученых: Ф. Вашечки, В.Вышоглида, Т.Галечки, И.Годовского. Й.Каролы, Ф.Кубо-вича, Й. Лоукотки, Й. Мужика, М.Матоуша, Ф.Цинолдра и др. труды которых вносят немалый вклад в научный анализ социально-политических и исторических истоков клерикализма в Чехословакии и его кри

I Cinoldr F.Socidlal doktrina f£mskokatolick6 cfrkve v z&klad-n£ch papezekjfch. encyklikdch.- Vyeokd Skola politickd VV Ю5б Praha, 1974; Halefika T.Ateizmue,teologia,revizioniemue.-Bratislava 1977? Hodovskjf I.Aktu&lnf ot&zkyredeckfSho ateizmu.-BratiBlava 1977; Ka-rola J.Ateittmue v obdobf klateb a aggiornamenta.- Praha, 1976; Ku-bovi6 F, Politika evetor^ho katoliciemu a 6SSR v rokooh 1968- 1969 Praha,Horizont 1979? Loukotka J. Vedeck? ateiemue a svetondzorovd v/chova.-Praha,Horizont 1979f Mu2£k J. Komunietick^ nizor a mladd generace.—Praha, J.957; Matoufi M.Sronta bez рНшёН. -Praha, 1979; Va-йебка F.BarZodznf Stdt a c£rkev.-Bratislava,1957; Vyfiohiid V. Pa-pea pro t£et£ tie£cilet£.-Praha,1979. тики в целом. В их публикациях нашли отражение также вопросы, связанные с формированием научно-материалистического мировоззрения и преодоления влияния клерикального антикоммунизма на современном этапе. В Чехословакии в последнее десятилетие был проведен ряд симпозиумов, научных конференций и семинаров, где обсуждались проблемы идеологии и деятельности клерикального антикоммунизма и борьбы с ним. Эти материалы также нашли отражение в диссертации Определенный вклад в исследование данной темы внесли труды советских ученых а также труды марксистов исследователей других стран, в частности, работы известного западно-германского философа, члена руководства ГКП, Роберта Штейгервальда, который на основе марксистского анализа и критики теологических ревизио-т

1973 - Политика и идеология клерикализма в Словакии; 1975-Идеология и политика клерикализма; 1977 - Права и свободы совести в социалистическом государстве; 1979 - Актуальные вопросы научного атеизма; 1980 - Атеизм и религия в современной идеологической борьбе; 1981- Современный мир и клерикализм; 1982 - Атеизм в обществе развитого социализма; 1983- Социалистическое государство и религия. Алексеев А.Н. Руководство атеистическим воспитанием в школе - М.,1965; Арсенкин В.К. Молодежь и атеистическое воспитание.- М., 1973; Андреев М.В. Клерикальный антикоммунизм.- М.,1977; Арсенкин В.К. Атеистическое воспитание молодежи.- М.,1976; Андреев М.В.Ате-изм и церковь в современную эпоху.- М.,1976; Бабий А.П., Гольден-берг М.А. Религия и антикоммунизм.- Кишинев, 1975; Белов А.В., Шилкин А.Д. Диверсия без динамита.- М.,1972; Белов А.В., Шилкин.Западные религиозные центры на службе антикоммунизма.- М.,1976; Белов А.В., Шилкин А.Д. Идеологические диверсии империализма и религия.- М.,1970; Великович Л.Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе.- М.,1970; Великович Л.Н. Послесоборный Ва тикан.- М.,1970; Великович Л.Н. Церковь - идеологическая и моральная опора клерикализма.- М.,1978; Галицкая И.А. Молодежь, религия, атеизм.- М.,1978; Григулевич И.Р. Папство.Век XX.- М.,1978; Канте-ров П.Я. Под натиском времени.- М.,1970; Кантеров П.Я. Клерикальный антикоммунизм.- М.,1979; Колонийкий Д.Ф. Атеизм и формирование нистских кощепций М.Маховца и его единомышленников разоблачил попытку "заполнить внезапно обнаруженные пробелы в марксизме,заимствованными из христианства элементами" и доказать, что будто бы осуществляется конвергенция (на почве единения традиций) христианства и марксизма Несомненно большой вклад представляют исследования, посвященные формированию научного мировоззрения, коммунистической убежденности студентов, выработке у них высокор го уровня политической сознательности . Определенное значение для анализа проблем настоящего исследования имеют некоторые диссертационные работы, в которых раскрываются отдельные аспекты формирования научного атеистического мировоззрения и борьбы КЕН против "теологизирующего ревизионизма", а также анализ идеологических акций клерикального антикоммунизма, направленной против продолжение сноски) - коммунистической личности.- М.,1975; Масло-ва В.А. Гуманизм атеизма.- М.,1981; Мчедлов М.П. Современный католицизм.- М.,1970; Мчедлов М.П. Современная борьба идей и религия.-М.,1979; Никишов С.И. 0 научных основах атеистической пропаганды.-М.,1973; Никишов С.И. Актуальные проблемы пропаганды атеизма в развитом социалистическом обществе.- М.,1982; Щуркан И.М. Социальный прогресс и атеизм.- Кишинев, 1980; Черняк В.А. Формирование научно-атеистического мировоззрения.- Алма-Ата, 1969; Шейн-ман М.М. От Пия П до Павла У1.- М.,1979.

1 Steigervald R. Нагxiemus - religion - gegenvart— Frankfur t/Mein, 1973

2 Sekot A.3ociologick<§ problemy n^bozenetvf.-Praha,Horizont *

1981,-MunIc J. Sociologies aepekty 2ivotnfho zpueobu student vyeoktfch. fikol.-Univerei ta Karlova.Praha,1981; Kfenek F.Socio-logick£ vtfzkumy n£bo2enstv* a vgaeck? ateiemue.- Praha,Horizont, 1980s, ZMrebni. zprdva vyzkumu politickdho vzdgldvdnf ЗЗй.-Prafaa 1981. . '

ЧССР в кризисный период 1968-1969 гг.1.

Вместе с тем, несмотря на значительное количество публикаций по данной теме, задачи критического анализа и разоблачения деятельности политического клерикализма, его новых приемов в борьбе с коммунистической идеологией, методов деятельности политических сил, направленных на "эрозию" социализма в Чехословакии и других братских странах, проанализированы еще в недостаточной мере, прежде всего с точки зрения взаимосвязи политической борьбы против клерикализма и воспитания молодежи в духе марксизма-ленинизма. К тому же, в общественном сознании и даже в некоторых научных трудах, изданных в Чехословакии, все еще оценивается односторонне роль религиозных движений в развитии чешского, словацкого и других народов. Лослесоборная ориентация католической церкви на "аджорнаменто" (обновление), современная "восточная политика" Ватикана и другие направления социальной доктрины католической церкви ставят особенно остро вопрос о разоблачении роли религии и церкви в современной идеологической борьбе и прежде всего в борьр бе за молодое поколение .

В целом можно отметить, что имеющаяся литература свидетельствует об успехах исследования проблемы идейно-политического воспитания, в частности атеистического, а также проблемы борьбы против клерикального антикоммунизма, но вместе с тем и о необходимости ее дальнейшего изучения. Особенно это касается новых форм, мет

Ганачек Й. Принципы свободы совести и его осуществление в ЧССР.- М.,1977; Галечка Т. Атеизмус, теология а ревизионизмус.-Братислава, 1977; Матушка М. Критика клерикального антикоммунизма и проблемы его преодоления.- М. ,1982. р См.: Лисавцев Э.И. Современная идеологическая борьба и религия.- М.,1980. тодов, конкретных путей решения практических задач по формированию научно-материалистического мировоззрения студенческой молодежи и необходимости комплексного подхода к этой проблеме*

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, документы и материалы KIH и КПСС и международного коммунистического движения. В решениях ХЕГАХУ, ХУ1 съездов ШН определены задачи улучшения политико-воспитательной работы, особенно среди молодежи и указано на необходимость критики и разоблачение антикоммунизма, сформулированы направления коммунистического воспитания в целом. В период между съездами Щ КПЧ принял ряд важных решений по этой проблеме на своих пленумах в 1972-1973 гг.; в последнее время эти вопросы были обсуждены на пленуме Щ КШ в 1980 г. В работе подверглись критическому анализу основные документы клерикализма - папские энциклики, церковная печать, в частности чехословацкая, публикации" теологизирующих ревизионистов" и др.

Целью данного исследования является критический анализ идеологии и политики клерикального антикоммунизма, особенности его деятельности в условиях Чехословакии, его связей с внутренними антисоциалистическими силами в этой стране, с международным империализмом и зарубежными клерикальными центрами, разоблачение идеологических акций клерикального антикоммунизма против ЧССР и других стран социализма в современных условиях. Учитывая актуальность критики клерикального антикоммунизма на современном этаI

См.: Sbonrfk dokumentft orgdnft KS5 k ideologic^ a ideovg -vtfchovnd prdcl— Praha, Svoboda, 1979* K'souSaertfa ukolum. vysoltfch 2kol v 6eskoelovenek£ socialistic^ republice.- Stdtni pedagogic-кё nakladatelstvi Praha,1981. пе и недостаточную разработанность некоторых аспектов практической деятельности клерикалов в ЧССР, наделенной на молодое поколение, диссертант ставит перед собой следующие задачи:

- раскрыть сущность и основные формы социальной доктрины католической церкви, выявить их классовые истоки и место клерикализма в системе современного антикоммунизма;

- разоблачить антисоциалистическую деятельность политического клерикализма и его эволюцию в условиях Чехословакии, особенно в кризисный период 1968-1969 гг. Выявить его связь с правым оппортунизмом и "теологизирующим ревизионизмом", проанализировать связь зарубежных клерикальных центров Ватикана с внутренними антисоциалистическими силами, действовавшими в ЧССР в середине 60-х гг., разоблачить их попытки разрушать морально-политическое единство трудящихся масс и оторвать молодежь, прежде всего студенческую, от рабочего класса и КПЧ;

- охарактеризовать деятельность КШ и Социалистического союза молодежи ЧССР в борьбе против клерикального антикоммунизма, а также деятельность этих организаций по преодолению религиозных пережитков среди молодежи ЧССР, в том числе в связи с атеистической пропагандой; .

- на конкретных материалах раскрыть неиспользованные резервы повышения эффективности атеистического воспитания студенческой молодежи ЧССР;

- с учетом опыта чехословацких и советских ученых выделить наиболее эффективные формы и методы идейно-политического воспитания студенческой молодежи.

В работе впервые к анализу данной проблемы привлечены важнейшие документы КПЧ, показано их значение для совершенствования политико-воспитательной работы со студенческой молодежью, и прежде всего для ее атеистического воспитания; с позиций научного коммунизма разоблачаются попытки церкви и религии укрепить свои позиции в ходе исторического развития чехословацкого государства; раскрыта взаимосвязь клерикалов с контрреволюционными силами, пытавшимися подорвать единство чехословацкой молодежи с ШН и рабочим классом; на основе конкретного анализа воспитательной работы в вузах ЧССР исследованы пути повышения эффективности атеистического воспитания как составной части идейно-политического воспитания студенческой молодежи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория научного социализма и коммунизма», Матернова, Элишка

В результате проведенного исследования, диссертант делает вывод о том, что клерикальный антикоммунизм сегодня является ак тивным участником идеологических диверсий империализма против реального социализма и марксистско-ленинской идеологии. Осозна вая незыблемость, политическую и экономическую устойчивость ми ровой социалистической системы, современные клерикалы уже не ре шаются открыто выступить против мирного сосуществования государ ств с различным социально-политическим строем. Поэтому они ис пользуют сегодня более гибкие, утонченные и дифференцированные приемы религиозной антикоммунистической пропаганды. Особые на дежды клерикалы возлагают на проникновение буржуазной и религи озной идеологии в социалистические страны и прежде всего в соз нание молодежи этих стран. На Берлинской конференции коммунис тических и рабочих партий Европы в 1976 г. подчеркивалась необ ходимость мобилизации всех сил для того, чтобы изолировать и победить антикоммунизм, всех тех, кто раздувает враждебные поли тические и пропагандистские кампании против коммунистических партий социалистических стран, против сил социализма и прогрес са . Для полной изоляции антикоммунизма, в том числе клерикаль ного, необходимо разоблачать все его направления, социально-клас совую сущность и политические цели, В документах ХХУ1 съезда КПСС особо подчеркивается, что наши классовые противники "...системати т См.: За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе. К итогам конференции коммунистических и рабо чих партий Европы.-Берлин, 29-30 июня 1976г,- М.,1976.чески проводят враждебные кампании против социалистических стран.Они чернят и извращают все, что происходит в этих странах. Для них самое главное - отвратить людей от социализма" .В условиях острейшей идеологической конфронтации двух об щественных систем встают новые задачи перед идеологической дея тельностью колшартий социалистических стран. Одна из этих задач совершенствование процесса формирования научного мировоззрения молодежи, в том числе студентов. Огромная роль в этой работе принадлежит преподавателям общественных наук, которые должны теснее связывать теорию с практикой ко№1унистического строитель ства, с современной политической и организаторской деятельностью партии, настойчиво добиваться, чтобы каждый выпускник высшей шко лы творчески владел марксистско-ленинской теорией, стремился уг лублять свои знания, применять их к жизни, имел глубокое комму нистическое убеждение, обладал высокими норальными качествами, был горячим патриотом и интернационалистом, активным борцом про тив буржуазной идеологии, за осуществление политики коммунисти ческой партии.Важную роль в коммунистическом воспитании молодежи играют также организации молодежи социалистических стран, в ЧССР - Со циалистический Союз Молодежи.Диссертант, исходя из собственного многолетнего опыта рабо ты с молодежью и преподавания научного атеизма и научного комму низма, также практики работы по коммунистическому воспитанию сту дентов Института марксизма-ленинизма Карлова университета Праги и других вузов Чехословакии обращает внимание на немалые резервы •'• Материалы ХХУ1 съезда КПСС- М.,1981, с.9. • н е повышения эффективности воспитательной, в том числе атеистичес кой , работы с вузовской молодежью в ЧССР. Речь идет прежде всего о ддльнейшем совершенствовании си стемы подготовки идеологических кадров, обладающих способностью оперативно решать актуальные проблемы, касающиеся коммунистичес кого воспитания в целом.Решение задач научно-атеистического воспитания серьезно тор мозит оторванность разработки теоретических проблем от практичес кой жизни, и также то, что результаты научных исследований по те ории воспитания несвоевременно доходят до тех, кто непосредствен но на практике ведет воспитательную работу.Слабым местом является информационное обеспечение кадров, ведущих научно-атеистическую пропаганду, вооружение их научной методикой ведения этой пропаганды.Большую роль в повышении научно-атеистического воспитания молодежи щ)извано сыграть развертывание в широких масштабах рабо ты по изучению общественного мнения, на основе которого можно су дить об эффективности пропаганды научного атеизма, получить реаль ное представление о влиянии буржуазной и клерикальной пропаганды на ту или иную социальную группу населения. Сегодня империалисти ческие, в том числе и клерикальные службы, стремятся проникнуть во все идеологические сферы и для достижения своих целей исполь зовать актуальные проблемы, на первый взгляд не связанные с поли тикой \ См.: Андропов Ю.В. Из выступления на Совете Комитета Государственной Безопасности СССР.- Февраль, 1979.; Избранные речи и статьи.- М.: Политиздат, 1979. Большое значение для улучшения всей работы по научно-ате истической пропаганде и атеистическому воспитанию в ЧССР имеет организация специальных семинаров в системе партпросвещения по линии Социалистической академии и учебы молодежного актива, Повышение эффективности преподавания научного атеизма в вузах предполагает: • усиление внимания к анализу идеологических (философских и политических) основ религиозных взглядов и социальной роли ре лигии; • неуклонное совершенствование методической подготовки пре подавателей научного атеизма; • усиление научно-атеистических аспектов в цреподавании всех учебных дисциплин, влияющих на мировоззрение студенческой мо лодежи и прежде всего в преподавании общественных наук; • активизацию теоретических исследований в области научного атеизма и методики научно-атеистического воспитания; • развитие разнообразных форм активности студентов, способ ствующих решению задач научно-атеистического воспитания на основе теоретической и практической подготовки студентов, в том числе и привлечение их к участию в атеистической пропаганде среди тру дящихся; • использование идейно-политического просвещения студентов в системе молодежного актива ССМ дая подготовки лекторов по на учному атеизму; • использование возможностей студенческого коллектива для вовлечения верующих студентов в активную общественную работу и их перевоспитания; • использование различных форм культурно-массовой работы (бе седы, встречи с деятелями науки и культуры, экскурсии и т.п.);

- активное сотрудничество с организациями Народного Фронта ЧССР для усиления научно-атеистической пропаганды, ]1дя повышения действия атеистического воспитания студен ческой молодежи "Очень важно,- как было указано в документах ХХУ1 съезда КПСС,- чтобы пропаганда не обходила острых тем, не боялась затрагивать так называемые трудные вопросы... если мы не отвечаем на них, то недруги нашей страны постараются восполь зоваться этим для клеветы на социализм .Таковы некоторые из важнейших проблем организации и содер жания работы по совершенствованию научно-атеистического воспита ния студенческой молодежи ЧССР, Решение этих проблем будет спо собствовать формированию активной жизненной позиции будущих спе циалистов, выработке у них стремления защитить и ушюжить завое вания социализма в ЧССР и в рамках социалистического содружества в целом.Материалы ХХУ1 съезда М С С - М.,1981, с.75.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Матернова, Элишка, 1984 год

1. П р о и з в е д е н и я о с н о в о п о л о ж н и к о вм а р к с и з м а - л е н и н и з м а

2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т. 42, с.117.

3. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.Соч. 2-е изд.,т. I, с.414-415.

4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К,, Энгельс Ф. Co4.S-eизд.,т. 3,0,1-4.

5. Маркс К. Немецкая идеология.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т. 3,0.7-544.

6. Маркс К, Коммунизм газеты" Rheinischer beobachter "Соч.2-е изд.,т. 4, с.204-205. 16. ^ кркс К. Критика готской программы.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т. 19, с.30.

7. Маркс К. Капитал, т.1. - Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд.,т.23,с.43-784.

8. Марко К. Критика политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф,Соч. 2-е изд.,т. 46, с.51-508. 19. %ркс К, Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т. 4, с.419-459.

9. Ю.Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т. 2, с.3-230. Святое семейство.- Маркс К., Энгельс Ф.

10. II.Энгельс Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.20,с.5-326.

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии.- Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т. 23,0.43-784* -122

12. Ленин В.И. Социализм и религия.- Поли.собр.соч.,т. 12,с.142-147.

13. Ленин В.И. Что делать? - Полн.собр.соч.,т. 6, с.1-192,

14. Ленин В.И. К оценке русской революции.- Поли.собр.соч.,т.17,0.415-426.

15. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии.- Полн.собр.соч.,т. 17, с.415-426.

16. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии ицеркви.- Полн.собр.соч.,т. 17, с.429-438,

17. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти.- Полн.собр.соч.,т. 36, с.165-208.

18. Ленин В.И. О характере наших газет.- Полн.собр.соч.,т, 31,с.89-91.

19. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн.собр.соч.,т. 18,0.7-384.

20. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи.- Полн.собр.соч.,т.41,с.298-318,

21. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма.- Полн.собр.соч.,т. 45, с.23-33.

22. Ленин В.И. Из письма А.М.Горькому.- Полн.собр.соч.,т. 48,с.226-233.

23. О ф и ц и а л ь н о - д о к у м е н т а л ь н ы ем а т е р и а л ы

24. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи.- М.: Политиздат,1977 , с.351.

25. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи, приветствия, статьи,воспоминания, т.7.- М.: Политиздат, 1979,- 672 с, -123

26. Брежнев Л.И. О коммунистическом воспитании трудшцихся.Речи и статьи.- М,: Политиздат, 1974.- 329 с.

27. Дело Ленина живет и побеждает.- М,; Политиздат, 1970.- 31 с.

28. За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогрессв Европе. К итогам конференции коммунистических и рабочих партий Европы.- Берлин, 29-30 июня 1976г.- М.; Политиздат, 1976,- 47 с.

29. К ПО-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина.Постановление Щ КПСС от 13 декабря 1979г.- М.: Политиздат, 1979.

30. Мовдународные Совещания коммунистических и рабочих партий.Москва, июнь 1969,- Документы и материалы.- М.:Политиздат, 1969.

31. Материалы ХХ1У съезда КПСС- М.; Политиздат, 1972.- 380 с.Материалы ХХУ съезда КПСС- М.: Политиздат, 1976,- 256 с. Материалы ХХУ1 съезда КПСС- М.: Политиздат, I98I.- 223 с.

32. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы.-Постановление Щ КПСС от 26 апреля 1979г.- М.: Политиздат, 1979.

33. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня1983г.- М.: Политиздат, 1983.

34. II.Программа коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 1976,

35. Dokuaenty III. sjezdu SSM. Praha, 1982,- 160 s.

36. Husdk G. Projevy a dokumenty I. Praha, Svoboda, 1973.-506 e.

37. Madcharcfk J, К z;abezpecenf realizace usnt^ eenf sekiretaridtu iS4 KS.5 о Zprdve о ustavech marxismu-leninitjmu na vysok;^ ch Skoldch. V fieskosloveneke republice. Praha,SPH,1981.-430 e.

38. Zprdva tJv SSM о «innosti SSM a PO SSH po XVI. sjezdu stranyna Ill.sjezdu SSM. Praha, pfiloha Made fronty 2.10,1982,30. s. 39. Ateismus ve spolecnosti rozvinuteho eocialismu. Materidlysympozia s mezindrodni u6asti. iJastav vedeckeho ateismu 6AV, Brno, 1982. 4. К H и г и

40. Андреев М.В. Клерикальный антикоммунизм.- М.: Знание, 1977.61 с.

41. Баннов В., Вачнадзе Г. Чужие голоса в эфире.- М.: Молодаягвардия, I98I.- 285 с.

42. Белов А.В., Карпов Д.А. Мистика на службе антикоммунизма*М.: Знание, 1978.- 61 с,

43. Белов А.В., Шилкин А.А. Диверсия без динамита.- М.; Политиздат, 1978.- 181 с.

44. Белов А.В., Шилкин А.А. Западные религиозные центры наслужбе антикоммунизма.- М.; Политиздат, 1974.- 63 с.

45. Калашников М.Ф., Курочкин П.К. Фортлирование научно-материалистического мировоззрения молодежи.- М.:3нание, I98I.-6I с.

46. Кантеров И.Я. Клерикальный антикомглунизм.- М.: Наука,1979,143 с.

47. Кантеров И.Я. Факты против вымыслов.- м.: Политиздат, 1979,77 с.

48. Ковалский Н.А. Эволюция социальной доктрины церкви.- М.:Политиздат, 1974.

49. Маслова А.Г. Х^манизм атеизма.- М.: Политиздат, I98I.- 64 с.

50. Модржинская Е.Д. Ленинизм и современная идеологическая борьба.- М.,1970. -128

51. Мчедлов М.П. Современная борьба идей и религия.- М.;Знание,1977.- 64 с.

52. Никишов С И . Ленинская критика философских основ религии.М.,1968.

53. Никишов С И . Актуальные проблемы пропаганды атеизма в развитом социалистическом обществе.- М,: Знание.-1982.- 64 с.

54. Никишов С И . О научных основах атеистической пропаганды.М.,1973.

55. Сташевский М. Социалистическое государство и религиозныеобъединения.- М.: Политиздат, 1979.- 215 с.

56. Черняк В.А. Формирование научно-материалистического атеистического мировоззрения.- Алма-Ата, 1969.- 369 с.

57. Шейнман М.М. От Пия П до Павла У1.- М.: Наука, 1979,- 175 с.

58. Штайгервальд Р. Марксизм, религия, современность.- М.; Политиздат, 1976.- 189 с. 429. %ркан И.М. Социальный црогресс и атеизм,- Кишинев; Штиинца, 1980.- 181 с.

59. Яблоков Н.И. Кризис религии в социалистическом обществе.-М.,1974.

60. Cinoldr Р. Socialni doktrina finskokatolicke cirkve v zdkladnichpapezekil^ ch encyklikich.-Praha, :Praha,Vysokd Skola politickd ifv KS5 1974..I-II d.

61. Sern:^ P.,Hdjek J. Stdt a cirkev.-Praha 1980.-111 s,

62. Danyi J., Paloeni proroci.-I4atice slovenskd,Vydavatelstvf Obzor,Bratislava,1978.-156 s. 4.34» Grulich J,, Loukotka J. Komunisticky svetovy ndzor a mladd generace. Praha, Horizont, 1974,- 98 s. -129

63. На1вбка I. Ateizmu8,teologia a revizioniemus.-Bratislava,1977.- 189.s.

64. Hrzal L.,MatouS M, Mfrove eou2itl a boj rerizionismu.-Praha,Horizont,1975.- 89 в. 4.57, Hodovakf I. Aktudlne otdzky vedeckeho ateizmu.-Bratislava, 1977.

65. Karola J, Ateismus v obdobi kleteb a aggiornamenta.- Praha,Horizon.t,1976.

66. Karola J, Hektere problemy modernizace soudobeho katolicismu, Praha 1979,SPVC Ж 5SR,6.24.-92 в.

67. KuboviS P. Politika svetoveho katolicisau a 5SSR v rokoch1968- 1969.-Praha,Horizont,1975.- 34 s. 4»41. Kfenek P. Od ndbozenstvi к ateizmu. Praha,Horizont,1980. - 160 s. u

68. Lokotka J. Yedeck^ ateismus a svetondzorov^ vj^chova.-Praha,Horizont,1978.- 360 s.

69. Loukotka J. ^ipitoly z vedeckeho komunismu. Praha,SPVC,MK5SR,1979,c.26.-141 s.

70. Matoue M. Fronta bez pfimeri.- Praha,Svoboda,1974.-360 s,

71. ViSLtaaS M, Aktudlni ot^zky soudobeho ideologickeho boje.Praha,Horizont,1975.- 186 s.

72. Prus^ P., Filler J. Sekularisace a naie spoleenost, Praha,Horizont,1980 6.10. SPVC- 47 s.

73. Sekot A, Sociologicke problemy nabozenstvi.-Praha,Horizont,1981.- 141 S.

74. Sisdkovd o. Psychologia a sucasnd ndbozenskd propaganda.Praha 1979,SPVC MK SSR,6.28.- 61 s. 4.49» Vanek A, Studenti a spoleenost. Praha, 1976.- 231 s.

75. Vanek A.,Mdchova J. M:^ tus elit. Praha, Universita Karlova1973..- 205 s. 4-51. Vase6ka P. Bur2odzn^ stdt a cfrkev. Bratislava, Slovenskd akademie ved, I957,- 305-S.

76. Vysohlid V. Vatikdn ha rozcestf.- Praha,Mladd fronta,1974.- 258 s.

77. VySohlid ¥. Papez pro tfeti tisicileti. Praha,Horizont,1979.- 125 s. -130

78. Актуальные проблемы борьбы с антикоммунизмом.- М.: Прогресс, 1973.- 387 с. (сбор).

79. Актуальни проблемы по атеистична дейност.- София: Партиздат, 1976.- 242 с.(сбор).

80. Аргументы 1980.- зав.ред.Белов А.В.- М.: Политиздат,1980.190 с.

81. Аргументы I98I.- зав.ред.Белов А.В.- М.: Политиздат, I98I.125 с.

82. Атеистическое воспитание в высшей школе/ под ред.ПашковаН.А. - М,: Изд-во Московского университета, 1982.

83. Молодежи атеистическую убежденность.- М.: Молодая гвардия,1977.

84. Партийная организация и атеистическое воспитание.- М.;Политиздат, 1975.- 253 с.(сбор).

85. Теория и практика коммунистического воспитания студентов.М.: Высшая школа, 1977,- 318 с. (сбор.)

86. Вопросы научного атеизма: вып-и 15,22,26,28/ под ред.Окулова А.Ф.

87. Вопросы теории и методов идеологической работы.- М.: ?Дысль,1976,- 310 с.

88. Ideologia а politika klerikaliamu. Zbomik tfstavu marxiemuleninismu l5v KSS. Prakda, Bratislava, 1978,-134 s. 4,65. Sbomfk к teorii i praxi svetondzorove a vedecko-ateisticke vychovy. Brno KHV, KV KS5, KPl5. Brno 1979.- 179. s.

89. Sociologicke aspekty 2ivotniho zpusobu studentu vysokychikol. Praha,Univer2ita Karlova,1981.- 145 s.

90. Proces proti vlastizrddnym biekupom. Bratislava, TATRM,1951.- 223 s. -1315. С т а т ь и

91. Арсенкин В.К. Вопросы совершенствования атеистического воспитания молодежи.- Вопросы научного атеизма, вып.22.- М.: Мысль, 1978.- 199-208 с.

92. Буянов B.C. Марксистско-ленинское образование и формированиекоммунистического мировоззрения молодежи. Вопросы теории и методов идеологической работы, вып.6,- М.: Мысль, 1976,»• 226-238.

93. Брянов В.А. Подготовка молодых пропагандистов атеизма ввузе. Вопросы научного атеизма, вып. 15.- М.: Мысль, 1973, C.I6I-I7I.

94. Вейнгольд Г.Е. Организация и совершенствование семинарскихзанятий по научному атеизму. Вопросы научного атеизма, вып. 15.- М.: Мысль, 1973, c.ISO-137.

95. Гараджа В.И. Современный католицизм и наука.- Католицизм 77.-М.: Политиздат, 1977, с.211-237.

96. Коновалов Б.Н. Комплексный подход в атеистическом воспитании - решающий фактор повышения его эффективности. Вопросы научного атеизма, вып.22.- М.: Мысль, 1978, с.160-177.

97. Новиков М.П, О предмете научного атеизма.- Вопросы научногоатеизма, вып.15.- М.: Мысль, 1973, с.25-37,

98. Лисавцев Э.И. Современная идеологическая борьба и религия.Аргументы 1980.- М.: Политиздат, 1980, с.6-18.

99. Мчедлов М.П. Современный католицизм, новые тенденции, новыепроблемы.-Католицизм 77.- М.: Политиздат, 1977,с.5-22.

100. Нюнка В.Ю. Эволюция социально-политических позиций Ватикана.-Вопросы научного атеизма, вып.22.- М.: Шсль,1981,с.22-41. -132

101. II» Baudys 0. Yyvarovat se chyb b^ r^ 'al^ o^h kateder spole6enek^chved. Hovd mysla,1971,&.5-6.

102. Bilas J. РгоЫёшу eloveka a lidsk;^ ch prdv v encyklice Redemptor hominis.- Ateismus 1981,6.2. s 138-144

103. Cinoldr F. Socidlni doktrina katolicke cirkve,jej£ tHdnfobsah a misto v mezindrodnim tHdnfa boji. Ateiemuo 1974, C.2.- в 145-152

104. Seiko J. Politick^ klerikalismue - sou6ust antikomuniemi,AteiBMue 1974, 6.1, s 46-52

105. Seiko J, Slovensky klerikalismue ve slu2bdch antikomimismu.AteismuB 1973,6.5. s 283-298.

106. Seiko J. К otdzkdm miesta a funkcie klerikalismu v sii6asn^ chcielach antikomuniama. Ateisaus 1975,6*5* s 422-455

107. Hodovsky I. Aktudlni ot^zky vedeckeho ateismu v sou6asnemSeskoslovensku. Ateismus 1976,6.2. s 159-168

108. Некой L. Teoria "elit" a Jejich prejavy v 6eskoslovenskemstudentskem hnutf^ Bratislava, PraVda, 1976. e i^ 5.22, Karola J, Katolicismus po Il.Vatikinskea koncilu. Praha 1979, SPVC ИК 5SR 6. 24. a 3-33 -133

109. LamoS J. Hiektore ot^zky aodernizdcie katolickej socidlnejdoktrihy. Ateismus 1978,6. 6. s 499-591

110. Loukotka J. К nekter^ aspektum lilohy ndbo^enekj^ch ideologifV soudobea antikonunieau. Praha,SPVC Ж 5SR,6.11. в 51- 35.

111. Mudrunka A. К obuzk&a vlivu sovetske cfrkevnf politiky naproces foraovdni marxisticko- leninskeho eL^ eiemu v 6eskoeloтепвкёп proletdfekea hnutf ve dvacdtych letech, Ateismus 1975,6.1. s 58-46

112. Mu2fk J. Vedeck^ svStov^ ndzor a jeho spoleeenskd funkce.Ateisaus 1974^6. 5. я 185-194_

113. Ilu2i!k J, Z^onitost foraovdnl vedeckeho svetoveho ndzoru,Praba, SPVC Ж 5SR 1981,6,44.. в 153-144

114. Mdvrat M. Aktivizace politickeho klerikalisau r krizov^chletech 1968-1969. Praha, SPVC MK 5sR 1980, 5.55. e 55-48

115. Pruedk P. Aktudln^ ukoly ateistickej vychvy na Slovensku po1..z^ jazde KS5. Ateisaus 1977,6.2. в 5-5

116. Sekot A. Sociologicke problemy ndbo2enstv£ a eekularizace*Praha SPVC Ж 5sR,1981, 6.49- s 7-129

117. Vase6ka F. it charakteristice antiklerikdlnfch tradic naSlovensku. Ateismus 1973,6.4. в 249-254

118. VaSecka P. Ideologia a politika klerikaliemu. Ateismus1974,6. 4. s 5-66 Vi2yovd E. Z^pas 0 marxisticko-leninsk^ svetondzor mldde2e. Ateieaus 1981,6.€. e 556-591

119. Vyiohlfd V. Vatikdn na kfizovatce dejin. Praha,SPVC Ж 5SR652. 8 151-164 -134

120. Yesely J, "Modernizace" nibo2enske ideologie a Bou6asndvedecko-ateistickd v;^ chova, Praha,SPVC MK 5SR 6. 25^ в 45 6. Д и с с е р т а ц и и

121. Ганачек Й. Принципы свободы совести и его осуществлениев ЧССР. Дис. ... канд.философ, наук.- Москва, 1977/09.00. 06 - теория научного атеизма. / 7. А в т о р е ф е р а т ы

122. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности присоциализме.- Автореферат. Дис. ... докт.философ, наук.Москва, 1972.- 40 с/ 09,621 - теория научного комглунизма/.

123. Зуб Л.А. Научно-атеистическая пропаганда в системе идейно-воспитательной работы.- Автореф. дис. ... канд.философ. наук,- Москва, 1979, с.24 /09.00.06 - теория научного атеизма/.

124. Кунева В.М. Критика современных попыток ревизии марксистско-ленинской концепции религии. Автореф. дис. ... канд. философ, наук.- Москва, 1973,-20 с. /09.00.06 - научный атеизц/.

125. Саприкин В.А. Проблемы формирования научно-материалистического мировоззрения в условиях социалистического города. Автореф, дис. ... доктора философ, наук.- Москва, 1978.-50с. /09.00.06 - научный атеизц/.

126. Матушка М. Критика клерикального антикоммунизма и проблемыего преодоления. Автореф. дис, ... канд.философ.наук.-Москва, 1982.- 27 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.