Роберт и Клара Шуман: русские пути: к проблеме взаимодействия культур тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, доктор искусствоведения Лосева, Ольга Владимировна

  • Лосева, Ольга Владимировна
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 453
Лосева, Ольга Владимировна. Роберт и Клара Шуман: русские пути: к проблеме взаимодействия культур: дис. доктор искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2012. 453 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Лосева, Ольга Владимировна

Введение.

Глава I. Клара и Роберт Шуман в Санкт-Петербурге и Москве в 1844 году.

Планы и приготовления.

В пути.

Предшественники и соперники.

Концерты (Реклама — Был ли успех? — Репертуар —

Соединение противоположностей»).

Шуман.

Круг общения.

Поездка была [.] не без трудностей, но от начала до конца интересна».

Глава II. Шуман и Елизавета Кульман.

В память о поэтессе».

О «Девичьих песнях» в их сравнении с «Семью песнями Елизаветы Кульман. В память о поэтессе».

Загадки Кульман.

Глава III. Марфа Сабинина и ее воспоминания о Кларе и Роберте Шуман.

Три жизни Марфы Степановны Сабининой.

Воспоминания о Кларе и Роберте Шуман из «Записок» М.С.Сабининой

Глава IV. Некролог как первая биография.

Глава V. «Двадцать лет спустя»: Клара Шуман в России в 1864 году.

Глава VI. К истории первого издания Полного собрания фортепианных сочинений Шумана.

Глава VII. Русский взгляд на оркестр Шумана.

Глава VIII. «Геновефа», «Генофейфа», «Геновева».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роберт и Клара Шуман: русские пути: к проблеме взаимодействия культур»

Актуальность исследования

Проблема взаимодействия культур неизменно привлекала и продолжает привлекать к себе интерес и исследуется в разных ракурсах, на разном материале, в разных отраслях научного знания. Естественно, что в каждой стране эта проблема и тема изучаются прежде всего с точки зрения контактов собственной национальной культуры с другими, зарубежными. Среди них для России одними из самых важных, старых и прочных всегда были культурные, в том числе музыкальные, связи с Германией.

В XIX веке, эпохе активного развития молодых национальных музыкальных культур, к числу которых и принадлежала русская, и их выхода на общеевропейский уровень, присоединения к культурам давно сложившимся, влияние немецких композиторов, педагогов, исполнителей, музыкальных писателей и ученых, издателей, музыкальных деятелей на музыку, музыкальное образование, исполнительское искусство, концертную жизнь России, ее но-тоиздательское дело, музыкальную журналистику и пр. было не просто большим, но во многом определяющим, а двусторонние культурные контакты разветвленными и энергичными как никогда. Этому способствовало и то, что именно в XIX веке Санкт-Петербург и Москва вошли в число крупнейших европейских музыкальных центров и постоянно привлекали музыкантов. Обмен сочинениями, методиками, знаниями, изданиями шел поэтому особенно активно и не ограничивался музыкой, распространяясь на поэзию, литературу и другие искусства.

Обширная тема взаимосвязей русской и немецкой культур в XIX веке на конкретном примере и разрабатывается в данной диссертации. Общеизвестно и не подлежит никакому сомнению, что в России начиная со второй половины XIX века Роберт Шуман был одним из самых почитаемых и горячо любимых композиторов. Признание и известность пришли к нему здесь, с одной стороны, постепенно, с естественным нарастанием, с другой — довольно стремительно, при том, что возникли не на почве музыкально-театральных произведений и не при поддержке собственного блестящего исполнительства, которые как раз и способны обрушить на музыканта успех. Проснуться знаменитым ни в России, ни у себя на родине Шуману было не суждено. И все же переход от почти полной безвестности еще в середине 50-х годов (несмотря на приезд в 1844-м) к настоящей популярности рубежа 60-70-х был неожиданно быстрым. С этого времени и даже несколько раньше началась в России шумановская эра. Мало того, что по количеству исполнений, упоминаний, публикаций Шуман далеко превосходил многих своих современников, что его влияние на русскую музыку было длительным, многосторонним и чрезвычайно сильным, — в тогдашней музыкальной России с противостоянием и открытой борьбой разных художественных партий и групп он, был, кажется, единственным, кого, в отличие, к примеру, от Р. Вагнера, принимали и любили все или, если исключить позднего А. Н. Серова, — абсолютное большинство.

Отсвет признания и уже разгоравшейся любви к Шуману в 1864 году упал на его вдову, гастролировавшую тогда в Петербурге и Москве. Хотя Клару Шуман ценили здесь, конечно же, как самостоятельную музыкальную величину, как первую или одну из первых европейских пианисток, о чем со всей очевидностью свидетельствуют обе ее гастрольные поездки. На их примере в диссертации прослеживается эта важная линия взаимодействия культур. Но не только. С этими гастролями неразрывно связано вхождение музыки Шумана в концертную жизнь Петербурга и Москвы1, поскольку и в 1844 и в 1864 году Клара Шуман исполняла его сочинения, а в первой поездке — в присутствии самого автора, который тогда сопровождал жену в Россию.

Хотя в России в прошлом веке перебывало немало иностранных композиторов, случай Шумана, если рассматривать его в ретроспективе, по-своему

1 Музыкальная жизнь русской провинции в работе специально не рассматривается. уникален. Стасовское выражение «инкогнито», в котором слышится легкий намек на ситуацию гоголевского «Ревизора», как нельзя более точно схватывает самую его суть: великий композитор «неузнанным» появляется там, где впоследствии имя его будет окружено всеобщей любовью и почитанием. Этот «приезд инкогнито» навсегда придал теме «Шуман и Россия» своеобразный оттенок и стал точкой отсчета, «часом ноль» в истории вхождения его творчества в русскую культуру, важнейший этап которого — этап творческого усвоения, наиболее сильного влияния, этап срастания и врастания — завершился на рубеже XIX и XX веков. Два шумановских юбилея (пятидесятилетие со дня смерти и столетие со дня рождения) и революция 1917 года обозначили его верхнюю границу, за которой началась уже во многом иная история.

Судьбы музыкального, а также литературного творчества Шумана в России за это время (включая распространение его музыки: исполнения, издания сочинений), становление и развитие русской шуманианы, история восприятия музыки Шумана и исполнительского искусства Клары Шуман, история их приездов, творческих и человеческих контактов с представителями русской культуры, русский след в творчестве — все это и подразумевает словосочетание «русские пути», вынесенное в название данной работы.

Диссертация основана на систематическом изучении обширного корпуса документов и исследований (отечественных и зарубежных, главным образом немецких), представленных архивными материалами, публикациями в прессе, мемуарной и эпистолярной литературой, научными исследованиями исторического, общеэстетического, культурологического и теоретического характера и является первым фундаментальным трудом, посвященным данной теме, развивающим, не повторяя их, прежние, более локальные отечественные и зарубежные работы, выполненные, как правило, в жанре научных статей или небольших разделов монографий, и разрабатывающим почти исключительно те проблемы и темы, которые ранее не становились предметом специального изучения.

Композиция работы представляет собой не постепенное развертывание повествования, а череду относительно законченных и тематически самостоятельных разделов (глав), напоминая композиторские биографии нового типа, иногда именуемого «монтажным» (например, из серии «композитор и его время», выпускаемой в немецком издательстве «Laaber-Verlag»), или тип новейшего немецкого справочника, посвященного определенному композитору («Handbuch», в сущности — гибрид коллективной монографии и энциклопедии)2, в которых его творчество, жизнь и личность раскрываются в разделах, посвященных отдельным проблемам и темам. Подобный тип композиции использован и Главе I, посвященной гастролям 1844 года.

Такое построение работы позволяет, не нарушая хронологии, создать многомерную картину рассматриваемого явления, которая, подобно музыкальному циклу, складывается из дополняющих друг друга, но очень разных частей. Темы, которые избраны для отдельных глав работы, представляют, с точки зрения автора диссертации, узловые моменты процесса взаимодействия творчества немецкого композитора, исполнительского искусства Клары Шуман и русской культуры. Кроме лежащей на поверхности истории гастрольных поездок, они нащупывались постепенно, по мере погружения в проблематику работы и являются для музыкознания — как отечественного, так и зарубежного — совершенно новыми. Наряду с этими темами, выделенными в главы, в работе есть целый ряд лейттем, к числу которых относятся, например, развитие шумановского репертуара, отечественной литературы о композиторе, его влияний на творчество представителей русской школы и др.

Разработка избранной темы потребовала освоения очень большого корпуса документов, а особая композиция, предполагающая постоянную смену ракурса рассмотрения темы от главы к главе — разные способы и формы использования этих документов в каждой из них. Так, солидное собрание от

2 См., например, семитомную серию «Баховский справочник», включающую в себя «Баховский словарь»: Das Bach-Handbuch / Hrsg. von R. Emans, S. Hiemke und K. Hofmann. Laaber: Laaber-Verlag (к настоящему моменту издано пять томов), или однотомное издание: Schumann-Handbuch / Hrsg. von U. Tadday. Kassel: Bärenreiter, Metzler, 2006. комментированных источников (подавляющее большинство которых ныне принадлежит к труднодоступным или никогда не публиковалось), относящихся к русскому путешествию 1844 года, вынесено в Приложение I. В самой же Главе I, которая посвящена этой поездке, содержится их обобщенный анализ, исключающий обильное цитирование. Несколько иначе решена Глава IV, продолжающая тему гастролей. В ней материал рецензий на концерты Клары Шуман, наоборот, представлен цитатами — и потому, что в целом, в сравнении с подобными текстами 1844 года, менее интересен, и потому, что как бы суммирован в прекрасной и легко доступной современному читателю рецензии Ц. А. Кюи . Документальная же составляющая этой главы вынесена в Приложение II и содержит впервые публикуемые на русском языке и заимствованные из разных немецких публикаций письма Клары Шуман из России и ставший библиографической редкостью важнейший источник информации о поездке — воспоминания Д. В. Стасова. В Главе III документ — фрагменты воспоминаний М. С. Сабининой о ее встречах и творческом общении с Кларой и Робертом Шуман — сделан центром исследования, а авторский текст выполняет функции расширенного комментария (вступительного и постраничного), который только и придает этой публикации ее научный характер. В Главах IV и VII документы «втянуты в текст» в виде развернутых цитат, в Главе VI лишь подробно охарактеризованы, в Главах II и VIII, посвященных сочинениям Шумана, представлены в меньшем объеме (но, подобно тому, как это было сделано в главе V, полный, впервые составленный автором диссертации список рецензий на премьеру оперы «Геновева», относящийся к Главе VIII, дан в Приложении III).

Как и большинство работ, посвященных теме «Шуман и Россия», данная диссертация находится на стыке истории русской музыки, музыкальной жизни и шире — истории русской культуры XIX века — и шуманианы. Отечественная музыкальная наука, как известно, внесла в мировую шуманиану ощу

3 Кюи Ц. А. Клара Шуман в Петербурге // Кюи Ц. А. Музыкально-критические статьи. Л., 1952. С. 3-8. тимый вклад, всегда с благодарностью признаваемый западными учеными4, — и изданием писем композитора, подготовленным Д. В. Житомирским, которое до совсем недавнего времени, когда в Германии начало выходить в свет новое собрание писем композитора5, было самым полным, и его образцовым изданием музыкально-критических статей композитора, его замечательной книгой о Шумане, а также первым в мире собранием воспоминаний о Шумане, составленным, откомментированным и частично переведенным на русский язык автором настоящей диссертации6. На фундаменте этих работ она возникла, их продолжением — продолжением традиций русской шума-нианы — она мыслилась.

Степень научной разработанности темы

Не только неослабевающее внимание к проблеме взаимодействия национальных культур, к творчеству Шумана и к истории русской музыки, но и сам факт существования подробнейших путевых заметок, которые вел сам композитор и по возвращении на родину дополнила своими его жена, всегда подогревали интерес к теме, которую в самом кратком и емком варианте можно сформулировать как «Шуман и Россия». Интерес этот выразился в серии публикаций, отечественных и зарубежных. За единственным исключением, о котором будет сказано ниже, все это были статьи, разделы статей или

4 См., например: Nauhaus G. Tendenzen der Schumann-Forschung // Schumann-Handbuch. S. 1-14. В рус. пер. см.: Наухауз Г. Тенденции шуманианы / Пер. с нем. О. В. Лосевой // Музыкальная академия. 2011. № 1. С. 143-152.

5 Это новое и уже частично опубликованное издание (Schumann Briefedition // Hrsg. vom Robert-Schumann-Haus Zwickau in Verbindung mit der Robert-Schumann-Forschungsstelle Düsseldorf) задумано как издание переписки Шумана с разными корреспондентами, осуществляется совместно Домом-музеем Шумана в Цвиккау и Исследовательским центром Шумана в Дюссельдорфе, научными редакторами издания являются Т. Зиновчик и М. Хайнеман.

6 Шуман Р. Письма / Сост., ред., коммент. Д. В. Житомирского. Т. 1: 1817-1840. М., 1970; Т. 2: 1840-1856. М., 1982; Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собрание статей / Сост., ред., коммент. Д. В. Житомирского. Т. 1. М., 1975; Т. 2-а. М., 1977; Т. 2-6. М., 1979; Житомирский Д. В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. М., 1964; Воспоминания о Роберте Шумане / Сост., коммент., вст. ст., указатели О. В. Лосевой, пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. М., 2000. монографий. Начало положил В. В. Стасов, посвятивший Шуману раздел своей широко известной статьи «Лист, Шуман и Берлиоз в России», впервые п опубликованной в 1889 году , в котором воссоздаются обстоятельства пребывания Шумана в России, оценивается впечатление, произведенное его сочинениями и исполнительским искусством Клары Шуман на русскую публику, и делается вывод о «несвоевременности» этого приезда, о неготовности тогдашних музыкальных «обер-доков» понять уровень композитора и как результат — нежелание способствовать распространению его музыки в России. Эта важная, но весьма тенденциозная статья подробно анализируется в Главе I диссертации.

Все последующие работы по их тематике можно поделить на две группы. В первой, продолжающей линию статьи Стасова и посвященной теме «Шуман в России» доминирует культурно-историческая проблематика и изучение обстоятельств гастролей. В эту линию вплелись раздел книги Б. Лицо мана о Кларе Шуман (1905) , статья Финдейзена под названием, сознательно отсылающим к статье Стасова9, с которой и полемизирует ее автор, а также публикации статей Г. Наухауза: ряд их стал боковым побегом большой работы, которую делал тогда известный немецкий шумановед — подготовки первого комментированного издания дневников русской поездки супругов Шуман, а последняя, в путеводителе для любителей музыки «С Шуманом в пути» (Unterwegs mit Schumann, 2010) в занимательной форме излагала извест

7 Стасов В. Лист, Шуман и Берлиоз в России // Северный вестник. 1889. Кн. 7 и 8. С. С. 85-110.

8 Litzmann В. Clara Schumann: Ein Künstlerleben. Nach Tagebüchern und Briefen. Bd. II: Ehejahre. 1840-1856. Leipzig, 1905. S. 59-74. Разделы или подразделы, посвященные гастролям, содержались и в более поздних монографиях о Кларе Шуман, например в книге американской исследовательницы Нэнси Райх (Reich N. Clara Schumann. The Artist and The Woman. London, 1985. P. 119-121), но ничего принципиально нового в сравнении с Лиц-маном и Стасовым не содержали.

9 Ф[индейзен] Н. Шуман в России // Русская музыкальная газета. 1906. № 27/28: 2-9 июля. С. 622-629. ные к тому моменты сведения, в том числе почерпнутые из ранее опубликою ванных исследовании автора настоящей диссертации .

Если судить по названию, то именно к этой группе примыкает и небольшая книга Д. В. Житомирского «Роберт и Клара Шуман в России» (1962)11. Она выросла из работы по подготовке к публикации путевого дневника Клары Шуман (точнее воспоминаний, написанных в форме путевого дневника по дневнику мужа), который с сокращениями был включен в это исследование и сопровожден тремя очерками: «Петербург и Москва. Год 1844-й», «Во второй половине века», «Шуман и русская школа». Хотя общий обзорный характер очерков, продиктованный их функцией в целом, и сравнительная их краткость препятствовали детальному и всестороннему рассмотрению материала, эта тщательная и в то же время глубокая по мысли работа, основанная на солидном объеме доступных в то время автору источни-12 ков , написанная крупнейшим отечественным шумановедом, была шире заявленной в ее названии темы. Ибо включала в себя и научную публикацию документов, и очерки, относящиеся по тематике ко второй группе, которую можно обозначить как «Шуман и русская музыка» или «Шуман и русские музыканты».

Предметом рассмотрения в работах, принадлежащих этой группе, являлись влияния, созвучности, конкретные (у каждого русского музыканта свои) истории освоения наследия Шумана и контакта с ним, особенности его восприятия, эволюции взглядов на творчество Шумана в целом и отдельные его жанры и стороны и т. д. Этот комплекс вопросов был намечен уже в статье Н. Бернштейна, опубликованной, как и статья Финдейзена, в юбилейном

10 Nauhaus G. Ergänzende Anmerkungen zur Schumann Biographik // Robert-SchumannTage 1986. 11. Wissenschaftliche Arbeitstagung zu Fragen der Schumann-Forschung in Zwickau. Zwickau, [1987]. S. 48-51; Nauhaus G. Die Konzertreisen Clara Schumanns nach Russland 1844 und 1864 // Schumann-Studien 1 / Red. H. J. Köhler. Zwickau, 1988. S. 69-74; Nauhaus G. Reise nach Russland // Unterwegs mit Schumann. Ein Reisebegleiter für Musikfreunde / Hrsg. von I. Bodsch. Bonn, 2010. S. 109-125.

11 Житомирский Д. В. Клара и Роберт Шуман в России. М., 1962.

12 Книга вышла в свет задолго до того, как Г. Наухауз подготовил и выпустил в свет превосходно откомментированное издание путевых дневников Роберта и Клары Шуман.

1906 году и потом отдельные из них развивались в работах М. Мельниковой, Г. Бланка, М. Бялика, М. Фроловой, Г. Л. Головинского, Е. М. Царевой14. В этих в основном небольших по объему статьях был выявлен и проанализирован обширный материал: высказывания о музыке Шумана, перечни исполняемых в разные годы сочинений, творческие заимствования, параллели, отзвуки. Особенно тщательно и глубоко была исследована тема «Чайковский и Шуман», ставшая доминантой и в недавней статье Е. М. Царевой, хотя и не вынесенная в ее название15. В статье же Г. Л. Головинского «Шуман и русские композиторы»16 уже была сделана попытка обобщить и систематизировать этот освоенный отечественным и отчасти зарубежным музыкознанием материал: выстроить, продемонстрировав музыкальными анализами, иерархию влияний Шумана на русскую музыку — от жанровых, образных через стилевые до фонических.

Вопросы о влиянии Шумана на русскую композиторскую школу и восприятия его русскими композиторами и критиками оказались уже в конце прошлого века хорошо разработанными в отечественном музыкознании, а в статьях о Шумане и Чайковском (или Чайковском и Шумане) был предложен алгоритм анализа этой темы на примере отдельного композитора. Тема же, связанная с историей гастролей и обозначенная выше как «Шуман в России»,

13 Бернштейн Н. Шуман и русская музыка // Музыкальный труженик (Москва). 1906. №1: 1.IX.

14 Blank G. Eigenart und Bedeutung des Schaffens Robert Schumanns im Spiegel der Publikationen russischer Komponisten und Musikschriftsteller (Laroche) // Robert-Schumann-Tage 1978. 11. Wissenschaftliche Arbeitstagung zu Fragen der Schumann-Forschung in Zwickau. Zwickau, [1979]. S. 64-72; Bjalik M. Schumann und Tschajkowski // Robert-Schumann-Tage 1986. 11. Wissenschaftliche Arbeitstagung zu Fragen der Schumann-Forschung in Zwickau. Zwickau, [1987]. S. 6-15; Melnikowa M. Schumann und Tschaikowski — eine erneute Wortmeldung // Schumann-Studien 1. Zwickau, 1988. S. 64-68; Фролова M. Шуман и Чайковский // Чайковский. Вопросы истории и теории. Сб. ст. 2 // Сост. и ред. Ю. А. Розановой. Общая ред. А. И. Кандинского. М, 1991. С. 56-64; Bjalik М. Schumann im Urteil russischer Komponisten // Schumann-Studien 3/4. Köln, 1994. S. 211-221; Головинский Г. Jl. Шуман и русские композиторы XIX века // Русско-немецкие музыкальные связи / Ред.-сост. И. И. Никольская, Ю. Н. Хохлов. М., 1996. С. 52-86; Царева Е. Роберт Шуман: штрихи к «русскому портрету» композитора // Музыкальная академия. 2010. № 2. С. 86-90.

15 См. выше примеч. 14.

16 Головинский Г. Л. Шуман и русские композиторы XIX века // Русско-немецкие музыкальные связи / Ред.-сост. И. И. Никольская, Ю. Н. Хохлов. М., 1996. С. 52-85. после выхода в свет книги Д. В. Житомирского получила превосходное продолжение прежде всего в документальном своем преломлении — в комментированном издании путевых заметок Роберта и Клары Шуман, осуществленным в Германии Г. Наухаузом (1987), и подготовленной М. А. Сапоновым публикации первого русского перевода путевого дневника Роберта Шумана с развернутыми и самостоятельными комментариями (2004)17, но продолжилась и в сопутствующих этим публикациям небольших исследованиях этих ученых. Источниковедческий аспект был избран в чрезвычайно важной, но стоящей особняком статье В. Н. Брянцевой «Автографы Роберта и Клары

18

Шуман в советских архивах» .

Другие аспекты темы «Шуман и русская культура» ни в отечественном, ни в зарубежном музыкознании не изучались. И настоящая работа как раз и задумывалась как дальнейшее развитие сделанного путем его углубления и обогащения.

Разумеется, вопросы взаимодействия национальных культур, чаще именно русской и немецкой, изучались музыковедением не только на примере Роберта Шумана. Из отечественных исследований здесь можно назвать сборник «Русско-немецкие музыкальные связи» и документальную книгу М. А. Сапонова19, которые наряду с шумановскими включают в себя статьи и

разделы, посвященные другим композиторам и общим вопросам, книгу

20

Д. Ломтева о немецких музыкантах в России , многочисленные работы, посвященные творческим контактам и гастролям русских и немецких музыкантов. В целом работы, посвященные композиторам, всегда преобладали. В

17 Schumann R. Tagebuch 16 — Reisenotizen VI. 1. Teil : Rußland; Tagebuch 15. 2. Teil — Reisenotizen VI. Teil 1 (Clara Schumann): Rußland // Schumann R/ Tagebücher. Bd. 2. 1836-1854 / Hrsg. von G. Nauhaus. Leipzig, 1987. S. 277-374; Шуман Р. Путешествие в Россию в 1844 году (Дневник) // Салонов М. Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М., 2004. С. 149-196.

18 Советская музыка. 1960. № 6. С. 75-79.

19 Русско-немецкие музыкальные связи / Ред.-сост. И. И. Никольская, Ю. Н. Хохлов. М., 1996; Салонов М. А. Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М., 2004.

20 Ломтев Д. Немецкие музыканты в России: К истории становления руских консерваторий. М., 1999.

России и за рубежом их создавалось немало, чаще всего в жанре статей или разделов монографий. Некоторые композиторы удостаивались и более солидных по объему отдельных исследований. В качестве примера можно привести две книги: Рихард Вагнер и русская культура А. А. Гозенпуда (1990) и

01

Вагнер в России» английской исследовательницы Р. Бартлет (1995) . В обеих избранная тема последовательно — десятилетие за десятилетием, период за периодом — рассматривается на временном отрезке в полтора столетия. Исследование Бартлет богаче документировано, в нем большее внимание уделено политической составляющей в судьбе музыки Вагнера в России и, поскольку автор — литературовед, то особенно скрупулезно исследуются воздействия Вагнера на представителей разных литературно-художественных течений, направлений и стилей. Работа же Гозенпуда по понятным причинам сильнее укоренена в русской почве, больше внимания уделяется в ней музыке и музыкально-критической мысли, хотя узкопрофессиональная проблематика здесь также не затрагивается.

Отдавая должное этим и другим подобным исследованиям, признавая достоинства последовательного освещения предмета, автор данной диссертации, тем нее менее, избрал иное решение, у которого, на его взгляд, есть свое преимущество. Состоит оно в том, что именно этот путь дает возможность, предварительно фильтруя поток информации, выделять из него особенно важные проблемы, в том числе узко специальные, и, не теряя из виду общего направления движения исторического процесса, рассматривать их подробнее, чем это позволяет «повествовательный» тип композиции. Разнообразие же этих проблем, этих ракурсов рассмотрения главной темы, и сообщает ей в исследовании необходимую полноту.

21 Гозенпуд А. Рихард Вагнер и русская культура. Исследование. Д., 1990; Bartlett R. Wagner in Russia. Cambridge Studies in Russian Literature. Cambridge University Press, 1995.

Теоретические и методологические основы исследования

Настоящая диссертация представляет собой комплексное междисциплинарное исследование, и методы, применяемые в нем, принадлежат истории и теории музыки с относящимися к ним дисциплинами и отраслями (источниковедение, история оперы, теория стиля, сравнительный анализ музыкальных произведений, история оркестровых стилей, инструментоведение, историческая реконструкция, история музыкальной критики и отдельных научных и литературных жанров, таких как биография, некролог, и др.), а также эстетике, истории и теории исполнительского искусства, истории восприятия, литературоведению, истории и теории культуры. В зависимости от тематики и содержания отдельных глав меняются и сами методы исследования.

Теоретическая база исследования включает в себя труды по истории России, русской культуры и русской музыки, немецкого романтизма, проблемам взаимодействия культур, монографические исследования жизни и творчества Роберта и Клары Шуман, а также крупнейших русских композиторов и критиков XIX века; источниковедческие, биографические и аналитические работы о Роберте и Кларе Шуман, исследования по теории и истории исполнительского искусства, по истории русской и западноевропейской оперы, истории оркестровых стилей и инструментоведению.

Материалом исследования стали следующие источники:

I. 1. Письма Роберта Шумана и Клары Шуман к разным лицам, их переписка, дневники, воспоминания о Роберте и Кларе Шуман, музыкально-критические статьи Роберта Шумана и публикации в издаваемой им газете «Neue Zeitschrift für Musik», другие документы и исследования их жизни и творчества; 2. опубликованные в русской (в том числе немецко- и франкоязычной) прессе XIX — начала XX века газетные и журнальные объявления, анонсы, рецензии, обзоры и статьи, мемуарная литература, переводы статей и писем Шумана; 3. статьи о Роберте и Кларе Шуман из разного рода справочных изданий; 4. каталоги издательских фирм, 5. немецкие, русские и итальянские издания сочинений Елизаветы Кульман, предисловия и комментарии к ним, принадлежащие Фр. Гросгейнриху; 6. комплект номеров «Русской музыкальной газеты за 1894-1916 годы; 7. биографические и библиографические справочники, указатели содержания «толстых журналов», 8. литература о петербургском и московском некрополях как источник информации о датах жизни и местах захоронения отдельных лиц; 9. музыкально-критические статьи, письма, дневники, мемуары русских композиторов, критиков и музыкальных деятелей.

И. 1. 1. Собрания афиш петербургских театров (Отдел газет РНБ) и московских театров (РГАЛИ); 2. различные документы эпистолярного, биографического и мемуарного характера из личных коллекций Вяземских, Булгаковых, К. Павловой, С. К. Сабинина и других фондов из собраний РГАЛИ, РНБ и РГБ; 3. Собрание рукописей Елизаветы Кульман в РГАЛИ, 4. письма Клары Шуман П. И. Юргенсону (ГЦММК); 5. Авторизированная копия и несколько страниц автографа вокальных циклов Шумана на стихи Елизаветы Кульман ор. 103 и 104 из Архива Музея Генриха Гейне в Дюссельдорфе; 6. различные документы, касающиеся жизни и творчества Роберта и Клары Шуман из Дома-Музея Шумана в Цвиккау.

III. Музыкальные сочинения Роберта и Клары Шуман, а также других композиторов, анализируемые и упоминаемые в исследовании.

Объект исследования — взаимодействие русской и немецкой культур в XIX веке на примере творческих контактов с Россией Роберта и Клары Шуман, истории распространения и восприятия музыки Шумана в России.

Предмет исследования — история двух гастрольных поездок (1844 Клара и Роберт Шуман, 1864 Клара Шуман), первого в мире полного издания фортепианных фортепианных сочинений Шумана, художественное своеобразие двух вокальных циклов Шумана на стихи русской поэтессы Елизаветы Кульман, контакты супругов Шуман с русской пианисткой Марфой Сабининой, анализ некрологов как документов истории восприятия и причин безоговорочного неприятия русскими музыкантами оркестровки Шумана, прослеживание длинной дороги на русскую оперную сцену «Геновевы».

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является изучение творческих контактов Роберта Шумана и его жены, пианистки Клары Шуман, с русской культурой и ее представителями и возможно более полное воссоздание истории вхождения в нее творчества великого немецкого композитора, рассмотренной в разных ракурсах.

Цель эта достигается путем выполнения следующих задач:

1. выявить важнейшие творческие контакты и главные этапы этой истории;

2. определить ракурсы их рассмотрения, позволяющие дать им наиболее полную характеристику;

3. как можно полнее документировать каждую из избранных для восьми глав работы подтем;

4. выверить по источникам, дополнить или восстановить всю фактологию: даты, концертные программы, репертуар, отзывы прессы, хронологию выхода в свет, источники и типы нотных и книжных изданий, историю создания и рецепции сочинений, имена исполнителей и т. д. и т. п., поставив это и дальнейшие исследования на фундамент надежной и точной информации;

5. во всех случаях, идет ли речь о гастролях, сочинениях, мемориальных публикациях, личных контактах или об оценках отдельных сторон творчества, максимально тщательно воссоздавать контекст — как русский, так и немецкий;

6. на всех этапах анализировать изменения русского шумановского репертуара и давать оценку развивающейся отечественной шуманианы в ее связях с немецкой и частично с французской;

7. наряду с русскими широко использовать зарубежные, прежде всего немецкие источники, документы и исследования по теме.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Диссертация представляет собой первый обширный труд, посвященный данной теме, развивающий, не повторяя их, прежние, более локальные отечественные и зарубежные работы, выполненные, как правило, в жанре научных статей или небольших разделов монографий.

2. В научный обиход введены неопубликованные материалы из архивов Музея Генриха Гейне (Дюссельдорф), Дома-Музея Роберта Шумана (Цвик-кау), ГЦММК им. М. И. Глинки, РГАЛИ, Рукописных отделов РНБ и РГБ, Отдела газет РНБ.

3. Переведены на русский язык и введены в научный обиход ряд некрологов Шумана, опубликованных в Германии, статьи и рецензии из немецкоязычных русских газет XIX века, программное пояснение к «Карнавалу» Шумана, принадлежащее его вдове, целый ряд писем разных лиц, в том числе адресованных Кларой Шуман П. И. Юргенсону.

4. Новыми являются уже сами по себе постановка, выявление и исследование проблем, которым посвящены отдельные главы исследования. Большинство из них прежде никогда не становилось предметом специального научного изучения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.

5. В итоге впервые а) в подробностях воссозданы предыстория, история и широкий контекст русских гастролей супругов Шуман 1844 года и Клары Шуман 1864 года; б) всесторонне рассмотрены сочинения Шумана на стихи рано умершей петербургской поэтессы немецкого происхождения Елизаветы Кульман и на основании знакомства с ее рукописями выдвинута гипотеза о сомнительном авторстве некоторых ее сочинений; в) установлены и проанализированы творческий и человеческий контакты Клары и Роберта Шуман с русской пианисткой Марфой Сабининой; снабженные подробными комментариями фрагменты ее «Записок», касающиеся супругов Шуман, пополнили корпус воспоминаний о них и обогатили важными подробностями биографические данные; г) восстановлена история издания первого полного собрания фортепианных сочинений Шумана, выпущенного в 1869-1870 годах П. И. Юргенсоном, а также история контактов русского издателя с вдовой Р. Шумана, выявлена зависимость между этим и подобными контрафактными изданиями и публикациями сочинений русских композиторов; д) предложена и развита на примере Шумана идея о некрологе как первой биографии художника, показана особая важность сведений и оценок, содержащихся в этих документах, еще не скорректированных временем и последующими солидными трудами; е) предметом рассмотрения стала практически единогласная негативная оценка русскими музыкантами XIX века оркестровки Шумана и на основе анализов их высказываний и самих сочинений выявлены ее причины, обусловленные особенностями эволюции русского музыкального искусства; ж) в подробностях воссоздан путь на русскую сцену единственной оперы Шумана «Геновева» и обстоятельства ее петербургской премьеры 1896 года, установлен сам факт и детали салонного исполнения оперы, состоявшегося в 1870 году, и тем самым существенно обогащена история ее рецепции в XIX веке; з) на основе анализа новых изданий, репертуара, публикаций в прессе (прежде всего в «Русской музыкальной газете») проанализированы изменения, которые происходили в восприятии творчества Шумана на рубеже веков.

6. В результате работы над главами почти по каждой из них был практически заново, «с нуля», собран, систематизирован и аналитически освоен большой корпус источников, документов и научных исследований.

7. На основании изучения источников скорректированы сведения, мнения и оценки, содержащиеся как в исследованиях, так и в самих документах. Это касается ряда положений известной статьи В. В. Стасова, художественной ценности поэзии Елизаветы Кульман и оценки ее Робертом Шуманом, авторства некоторых ее сочинений, истории рецепции «Карнавала» ор. 9, отдельных фактов русских гастролей 1844 и 1864 годов и др.

8. Выделены основные вехи, отмечающие этапы вхождения музыки Роберта Шумана в русскую культуру.

9. Детальное изучение русской истории и культуры, жизненных реалий XIX века соединяется в работе с основательным знанием жизни и творчества Роберта и Клары Шуман, почерпнутым прежде всего из немецких первоисточников, документов и важнейших исследований, включая самые новые.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней осуществлено комплексное историко-теоретическое исследование, посвященное теме, которая ранее не разрабатывалась в таком объеме и таких ракурсах, и опирающееся на прочный фундамент документов и научных трудов, связанных как с историей русской культуры, в том числе музыкальной, так и жизнью и творчеством Роберта и Клары Шуман.

Научные положения работы и ее результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях жизни и творчества Роберта и Клары Шуман, истории русской музыкальной и концертной жизни и русской музыки XIX века, в гуманитарных исследованиях сходной тематики, в курсах истории зарубежной и русской музыки, истории и теории исполнительского искусства, инструментовки.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Первое соприкосновение национальной культуры с творчеством большого зарубежного художника может совершиться под воздействием внешних обстоятельств и не оказать существенного влияния судьбу его сочинений в данной стране. Культура оказывается способной воспринять посторонние влияния только если внутренне готова к ним и если эти влияния не противоречат коренным ее свойствам и особенностям на определенном этапе эволюции.

2. Впервые реконструированная предыстория поездки Клары и Роберта Шуман в Россию 1844 года, анализ ее рекламной подготовки и протекания приводят к выводу, что, хотя знакомство России с некоторыми сочинениями Р. Шумана тогда и состоялось, ускорить процесс усвоения его творчества русской культурой гастроли не могли по объективным причинам. Гастроли вдовы композитора 1864 года проходили уже в совершенно иной ситуации.

3. Вхождение творчества Р. Шумана в русскую культуру происходило естественно и по всем возможным каналам. Особенность этому процессу придавало участие жены (потом вдовы) композитора — пианистки Клары Шуман. Важнейшие вехи этого процесса помимо крайних его точек (1844 года и широко понимаемого рубежа веков) — 1856 год, конец 50-х годов, 1864 год, конец 60-х — начало 70-х годов и 1896 год.

4. В самом творчестве Шумана «русская тема» оказалась представлена только двумя вокальными опусами на стихи юной петербургской поэтессы немецкого происхождения Елизаветы Кульман, хотя и опосредованно. Критическое отношение к высокому мнению Шумана о ее стихах и (до недавнего времени) недооценка этих циклов (особенно ор. 104) стали результатом прежде всего незнания контекста ее творчества, к которому настойчиво и последовательно отсылал Шуман. Цикл же дуэтов ор. 103 не был распознан как «детская музыка».

5. Фрагменты «Записок» М. С. Сабининой о ее встречах с Робертом и Кларой Шуман представляют собой единственные подробные «русские» воспоминания о супругах-артистах и содержат важный биографический материал.

6. Некрологи Шуману, появившиеся в 1856 году в русской печати, являются важным историческим документом, впервые очерчивающим для отечественного читателя жизненный путь композитора и его вклад в развитие искусства, а также отражают современное состояние знаний о нем и его творчестве.

7. Первое полное собрание фортепианных сочинений Шумана, выпущенное в свет в Москве П. И. Юргенсоном при жизни вдовы композитора, представляло собой не редакцию, а «просмотренное» редколлегией из четырех видных музыкантов издание, которое было контрафактным и давало возможность Юргенсону публиковать сочинения русских композиторов.

8. Причиной единогласного неприятия русскими музыкантами второй половины XIX века оркестровки Шумана был собственный опыт молодой русской композиторской школы, формировавшейся в этом отношении под иными влияниями.

9. Извилистый и долгий путь на русскую сцену оперы «Геновева» был проложен страстными любителями музыки и высоко ценившими ее представителями профессионального музыкального цеха. Петербургской премьерой в целом закончился длительный этап знакомства русской публики с главными творениями композитора.

Апробация исследования

Диссертация и автореферат обсуждены и рекомендована к защите на заседании Отдела современных проблем музыкального искусства Государственного института искусствознания 22 февраля 2012 (Протокол № 1). Основные положения работы представлены в докладах и обсуждены в ходе дискуссий на международных и всероссийских конференциях (Москва, Дюссельдорф, Цвиккау, Лейпциг, Саарбрюккен, Турнау), опубликованы в статьях разных лет и в монографиях. Общий объем публикаций по теме составляет 70 а. л. За работы по теме диссертации автор в 2000 году удостоен Премии Роберта Шумана (Цвиккау, ФРГ).

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, восьми глав, заключения, списка литературы на русском и иностранных языках, а также трех приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Лосева, Ольга Владимировна, 2012 год

1. А. Элькан. Концерты в Великом посту 1864 года // Музыкальныйсвет. 1864. №5; у. с 33-35.

2. А. М. «Геновева» Шумана. // Свет. 1896. № 85: 1.IV. С. 1; 1896. № 87:3.IV. С. 1.

3. А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост., вст. ст.,коммент. А. П. Зориной. М., 1985.

4. Алмазова. Н. Памяти Марфы Степановны Сабининой // Историческийвестник. 1893. №2. С. 511-517.

5. Аб. Ир. В. Ф. Одоевский. Музыкальный вечер фортепианиста КарлаМейера // Санк-Петербургские ведомости. 1844. № 59: 14.111. Перепечатано: Одоевский В. Ф. Музыкальное наследие / Общ. ред., вст. статья и примеч. Г. Б. Бернандта. М., 1956. С. 212.

6. Аксаков И. С. Письма к родным: 1844-1849 / Изд. подгот.Т. Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1988. (Литературные памятники.)

7. Александр Николаевич Серов (1820-1871). ВоспоминанияФ. М. Толстого // Русская старина. 1874. Т. 9. № 2. С. 339-380.

8. Альбрехт Е. Общий обзор деятельности Высочайше утвержденногоС. Петербургского филармонического общества. СПб., 1884.

9. Амброс A.B. Жизнь и творчество Роберта Шумана / Пер. А. Н. Серова.Текстолог, подгот. и коммент. Вл. Протопопова. М., 1988. (Впервые: Искусства. 1860. № 4-6.)

10. Анискович Л. Марфа Сабинина: Преодоление //http ://lida.deil.ru/marina/stat 15 .htm

11. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны / Ред. ипредисл. Б. М. Эйхенбаума. Л., 1929.

12. Ауэр Л. Среди музыкантов. М., 1927.

13. Булгаков. Ал. Клара Шуман в Москве // Московитянин. 1844. Ч. III.5. С. 166-168.

14. Балакирев М. А. Переписка с нотоиздательством П. Юргенсона / Сост.B. А. Киселева и А. С. Ляпунова. М., 1958.

15. Балакирев. Летопись жизни и творчества / Сост. А. С. Ляпунова иЭ. Э. Язовицкая. Л., 1967.

16. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. В 2 т. Т. 1: 1829-1866.Л., 1957; Т. 2: 1867-1894. Л., 1962.

17. Баренбойм Л. Николай Григорьевич Рубинштейн. М., 1982.

18. Барсуков Н. Жизнь и труды М. П. Погодина. Т. 7. М., 1893.

19. Баскин В. Театральное эхо // Петербургская газета. 1896. № 90: 3.IV.C. 3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.