Религия и власть в учении Ибн Таймийи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат философских наук Маточкина, Анна Игоревна

  • Маточкина, Анна Игоревна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 202
Маточкина, Анна Игоревна. Религия и власть в учении Ибн Таймийи: дис. кандидат философских наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Санкт-Петербург. 2011. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Маточкина, Анна Игоревна

Введение.

I. Ибн Таймийа и его эпоха.

1.1 Биография Ибн Таймийи.

1.2 Исторические предпосылки формирования теории Ибн Таймийи.

1.3 Методология Ибн Таймийи.

II. Социально-политические взгляды Ибн Таймийи.

2.1 Теория халифата (имамата) в учении Ибн Таймийи.

2.2 Концепция управления (вилайа) в трактате ас-Сийаса аш-шар'иййа.

III. Ибн Таймийа и движение ас-салафийа.

3.1 Ибн Абд ал-Ваххаб и учение Ибн Таймийи.

3.2 Ибн Таймийа и современные радикальные движения в исламе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религия и власть в учении Ибн Таймийи»

Актуальность темы исследования.

Жизнь человека в мире обусловлена его воспоминаниями о прошлом и предвосхищением будущего. Знание традиций прошлого формирует личность, накладывает определенную ответственность за свое будущее и будущее своих близких. Прошлое составляет фундамент, основу, как для настоящего, так и для будущего. «Человек не может быть человеком, если,он оторван от своей почвы, лишен осознанной истории, продолжительности своего существования»1.

Обращение к историческому прошлому в ходе изучения современных политических процессов на Ближнем Востоке является необходимой предпосылкой для понимания развития религии, философии, политики и права в странах распространения ислама. Традиции мусульманского общества, берущие свое начало в средневековье, тесно переплетены с современными событиями.

Ислам представляет собой многообразие норм и правил, которые вырабатывались на протяжении веков в ответ на вызовы меняющегося времени. История ислама - это постоянный поиск смысла того, что передал Творец своим созданиям в ниспосланном Откровении. Теологи, философы, законоведы различных эпох посвящали свои произведения толкованию священного для мусульман текста Корана. В результате ислам - это собрание всех бывших и настоящих систем и норм, соотнесенных с Кораном и сунной2, в котором при желании можно найти ответ на любой поставленный вопрос. Вместе с тем, богатое наследие порождает некоторую избыточность. Поэтому нормы ислама, которые были выработаны в прежние времена и

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991. С. 323.

2 Игнатепко A.A. Ислам и политика. М., 2004. С. 78. впоследствии преодолены, могут в1 течение долгого времени оставаться невостребованными, а затем вновь стать актуальными.

Духовное наследие средневекового мусульманского законоведа и теолога Таки ад-Дина Ахмада Ибн Таймийи (1263-1328), рассматриваемое в данной работе, на протяжении четырех веков практически не было отражено в трудах общественных и политических деятелей на Ближнем Востоке, однако в XVIII веке его взгляды стали неотъемлемой частью нормативной системы мусульманской культуры.

Осмыслению и пониманию далеких от нас событий истории средневекового мусульманского Востока способствует пристальное внимание к выдающимся людям того времени. Каждой эпохе свойственны определенные типы политических и государственных деятелей. Вызванные к жизни особенностями социально-экономического строя, политической системы, идеологии и культуры того или иного общества, они в свою очередь оказывают немаловажное влияние на весь ход развития этого общества и в первую очередь - на его политическую историю3. Умственные и нравственные свойства человека, играющего более или менее важную роль в социальной жизни, не могут не оказать влияния, на ход событий4. Несомненно, история вершится при определенных условиях, однако влияние особенностей характера той или иной личности не менее значимо. Характер личности является фактором общественного развития в том случае, если ее деятельность допускается общественными отношениями5. Поэтому влияние, оказываемое такими людьми на окружающую их действительность, не вступает в противоречие с жизнью общества, а, напротив, оказывается вполне закономерным.

3 Политические деятели античности, средневековья и нового времени. Индивидуальные и социально-типические черты. Межвузовский сборник. Л., 1983. С. 3.

4 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-ти томах. Т. 2. М., 1958. С.317.

5 Там же. С. 322.

В этом смысле обращение к изучению наследия средневекового мусульманского законоведа Ибн Таймийи не случайно. Шайха6 считают одним из выдающихся представителей- мусульманской истории. С- его именем, как правило, связывают разработку принципов движения салафитов - тех мусульман, которые строго придерживаются религиозной традиции и считают, что вера имеет превосходство над разумом. Взгляды законоведа оказали значительное влияние на радикальные движения в исламе и до сих пор имеют большой вес среди консервативных и радикально настроенных религиозных лидеров мусульманских стран. Достаточная распространенность учения Ибн Таймийи обусловлена его деятельностью, направленной на защиту Божественного закона (шариата) и преодоление кризиса в средневековом мусульманском обществе. Шайх не мог игнорировать духовные и политические изменения, потрясшие некогда единое мусульманское государство, он был вовлечен в религиозную, этическую, правовую, политическую и социальную сферы жизни. Ибн Таймийе удалось внести определенный вклад в каждую из этих областей, но, в первую очередь, в область мусульманского права {фикх). Его взгляды и а поступки были обусловлены событиями, очевидцем которых он стал, это и внешняя угроза со стороны монголов и крестоносцев, и внутренние противоречия мусульманского общества, и «еретические» нововведения в религии. Насыщенная событиями жизнь Ибн Таймийи, черты его характера, исторические и политические изменения того времени - все это наложило отпечаток на поступки шайха и нашло выражение в его работах.

Ибн Таймийа- по сей день является одним из самых ярких представителей ханбалитской школы мусульманского права суннитского толка. Его правовые заключения отличаются оригинальностью и приняты к сведению представителями других школ суннитского ислама. Как защитник Божественного закона (шариата) Ибн Таймийа в своих сочинениях

6 Шайх — почетное наименование видных суннитских и шиитских богословов, знатоков и преподавателей религиозных дисциплин, людей, известных своим благочестием. решительно выступал против внутренних и внешних врагов ислама. Первые для него - это сами мусульмане, допустившие непозволительные нововведения {бид 'а), которые стали, в свою очередь, причиной отступления от истинной веры времен Мухаммада и четырех праведных халифов,' и привели к ослаблению мусульманской общины. В результате этого мусульмане не смогли противостоять угрозе со стороны монголов и крестоносцев. Ибн Таймийа четко отделял верующих от неверующих и стремился восстановить «чистоту» ислама. На протяжении всей жизни он полемизировал со своими многочисленными врагами, а также с теми, кто, на его взгляд, исказил истинный смысл слова Бога. К таким людям, шайх, прежде всего, причислял шиитов, философов и суфиев . Ибн Таймийа проявлял активную жизненную позицию по отношению к испытаниям, выпавшим на долю мусульманского общества. Руководствуясь принципом подкрепления веры действием, он не только вел жесткую полемику с врагами ислама на страницах своих работ, но и боролся с ними на полях сражений. Главную цель своей жизни* шайх видел в, поисках Божественной истины и открытии ее людям.

Степень разработанности проблемы.

Изучение взглядов того или иного выдающего мыслителя или политического деятеля начинается с рассмотрения его личности. Для понимания феномена Ибн Таймийи, влияния его деятельности и его работ на развитие мусульманского мира, необходимо, в первую очередь, обратиться к подробным сведениям из биографии шайха. Стоит отметить, что в. них нет недостатка: существует большое количество материалов об Ибн Таймийи на

•7

Вместе с тем, «при общей оценке политической доктрины Ибн Таймийи важно иметь в виду, что он был ханбалитом-суфием» (Кирабаев Н.С. Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2005 С. 130). Суфизм и традиционализм объединяли такие общие положения как иррационализм и опора на хадисы. Социальным идеалом и тех, и других было Мединское государство Пророка, и их основная теоретическая и практическая.деятельность была связана с призывом вернуться к первоначальной чистоте религии и порядкам первого исламского государства. арабском языке, приведенное в хрониках, монографиях и биографических словарях, которые по своему объему и вниманию к деталям едва ли не превосходят информацию о любом другом средневековом мусульманском Я деятеле, за исключением пророка Мухаммада . В большинстве случаев эти материалы содержат хвалебные отзывы о достоинствах Ибн Таймийи, поскольку биографы были, как правило, сторонниками шайха: либо членами ханбалитского мазхаба9, такие как, например, Ибн 'Абд ал-Хади (ум. 134344) и Ибн Раджаб (ум. 1392-93), либо шафиитами проханбалитских взглядов, как, например, аз-Захаби (ум. 1339) и Ибн Касир (1301-1373).

Наиболее известным биографическим источником является произведение под названием ал-'Укуд ад-дурриййа мин лшнакиб шайх ал-ислам Ахмад нбн Тагшыйа (Жемчужные ожерелья из добродетелей шайх ал-ислама Ахмада ибн Таймийи)10 ученика Ибн Таймийи Ибн 'Абд ал-Хади. Последователи и сторонники Ибн Таймийи подтверждали истинность предоставленных Ибн 'Абд ал-Хади сведений о шайхе, многие из которых он почерпнул в ходе общения с ним. С точки зрения; исследователей, которые занимаются изучением жизни и творчества Ибн Таймийи сегодня, ал-'Укуд обладает ценностью» не только как первоисточник информации, но и как труд, сохранивший: отрывки, из двух других биографий; также написанных современниками шайха, но недоступных для изучения: Авторами этих биографий являются ал-Бирзали (1263-1338) и аз-Захаби. Кроме того, ъ ал-'Укуд приводятся некоторые письма Ибн Таймийи, в которых он дает собственную оценку постигших его испытаний, и мемуары, написанные им,

8 Little D.P. Did Ibn Taymiyya Have a Screw Loose? // Studia Islamica №41 (1975). P. 94.

9 Ханбалиты или ханбалитскгш мазхаб — одна из четырех общепризнанных суннитских богословско-правовых школ в исламе. Основатель мазхаба — имам Ахмад ибн Ханбал — был решительным противником рационального толкования религиозных догматов. Ханбалиты первоначально опирались только на Коран и сунну и лишь спустя некоторое время допустили очень ограниченное применение кийаса (умозаключение по аналогий) и иджма' (единодушное мнение ученых-законоведов по конкретному вопросу). Для этого мазхаба также характерны крайняя нетерпимость к любым «новшествам» в делах веры, строгость в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата.

10 Ибн 'Абд ал-Хади. Ал-'Укуд ад-дурриййа мин манакиб шайх ал-ислам Ахмад ибн Таймийа. Каир: Матба'ат Хиджази, 1938. по всей видимости, во время тюремных заключений. Именно благодаря богатству первичного материала, включающего информацию из двух других источников, этот труд считается наиболее полной и. авторитетной биографией Ибн Таймийи11.

Вторая работа ал-Кавакиб ад-дурриййа фи манакиб ал-имам ал

10 муджтахид ал-ислам Ибн Таймийа (Жемчужные звезды из добродетелей

I п имама муджтахида шайх ал-ислама Ибн Таймийи) составлена на основе тех же источников, что и ал-'Укуд. Написанная в XVII веке знатоком ханбалитского права Мар'и ибн Йусуфом ал-Карми ал-Макдиси (ум.1623), эта биография основана, главным образом, на широко известной работе Ибн 'Абд ал-Хади, упомянутой выше, но дополнена сведениями из биографий двух современников Ибн Таймийи - ал-Умари (ум. 1348)14, известного энциклопедиста XIV века, и Сирадж ад-Дина 'Умара ал-Баззара (ум. 1401)15.

Многочисленные биографические словари или биографические разделы энциклопедий и хроник включали описание жизни и творчества шайха. Поскольку эти словари отличались по содержанию и объему, то изучение этих источников позволяет проследить, насколько значительной для историков была фигура Ибн Таймийи. Так, например, Ибн Раджаб посвятил Ибн Таймийе двадцать страниц в своем биографическом словаре о

16 1 знаменитых ханбалитах , поскольку Ибн Таймийа был самым известным

17 ханбалитом после Ахмада ибн Ханбала (780-855) .

11 Little D.P. The historical and historiographical significance of the detention of Ibn Taymiyya // Journal of Middle East Studies 4 (1973) P.316-317. Ал-Макдиси Мар'и ибн Иусуф ал-Карми. Ал-Кавакиб ад-дурриййа фи манакиб ал-имам ал-муджтахид шайх ал-ислам Ибн Таймийа // ал-Маджму' ал-Муштамал 'ала-д-дурар алатийа. Каир: Матба'ат Курдистан ал-'Илмиййа, 1911'. Р. 137-231 11

Муджтахид - наиболее авторитетный законовед, имеющий право выносить самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам.

14 Ал-Умари. Масалик ал-абсар. 20 тт. Каир: Дар ал-Кутуб. Рукопись 559

15 Ал-Б азз ар Сирадж ад-Дин 'Умар. Ал-А'лам ал-алиййа фи манакиб шайх ал-ислам Ибн Таймийа. Бейрут: Дар ал-Китаб ал-Джадид. 1976.

16 Ибн Радэюаб. Аз-Зайал 'ала табакат ал-ханабила. Т.2 Каир: Матба'ат ас-сунна ал-Мухаммадиййа, 1952. С. 387-408.

17 Little D.P. The historical and historiographical significance of the detention of Ibn Taymiyya. P. 317.

Возможно более существенным показателем значимости фигуры Ибн Таймийи может послужить тот факт, что ас-Сафади (ум.1362), чиновник, воспитанный в традициях адаба'8, в своем словаре, который содержит сведения об известных мусульманах всех эпох19, уделил шайху такое же количество страниц (двадцать).

Кроме того, можно также назвать словарь Ибн Хаджара ал-Аскалани (1369-1448), посвященный известным людям восьмого века по мусульманскому летосчислению, в котором автор отводит Ибн Таймийе четырнадцать страниц20, и словарь биографий выдающихся людей десятого века по хиджре, написанный ученым Ибн ал-Имадом (ум. 1678), который посвятил шайху шесть страниц21.

Среди историков, которые интересовались фактами биографии Ибн Таймийи, и, в частности, его тюремными заключениями, можно выделить группу сирийских ученых, которые были сведущи в религиозных науках, в частности в хадисоведении. Эти историки проявляли интерес к религиозным вопросам и религиозным ученым, поэтому они, естественно, уделяли значительное внимание Ибн Таймийе. В" эту группу, помимо уже названных

22 24 аз-Захаби и Ибн Касира , входили также: ал-Бирзали , ал-Джазари , ал-Иунини и ал

Кутуби (ум. 1363) . Все они жили в Дамаске, были

I о

Адаб - совокупность норм образованности и воспитанной личности, предполагал знание философии, астрономии, математики и определенную модель поведения. В то же время он утверждал независимость умственного багажа адиба (т.е. человека, отвечавшего требованиям, предъявлявшимся по отношению к многостороннее образованной и воспитанной личности) от религии и теологии.

19 Ас-Сафади. Ал-Вафи би-л-вафайат. Стамбул. Топкаписарай. Ахмад III рукопись 29 20, VII.

20 Ибн Хаджар Ал-Аскалани. Ад-Дурар ал-камина фи а'йан ал-Ми'а'л-Самина. 5 тт. Т.1. Бейрут: Дар ал-Джил. 1993. С. 144-160.

9 I

Ибн ал-Имад. Шаджарат аз-Захаб. Т. 6. Каир: Мактабат ал-Кудси, 1932. С. 80-86. " Ибн Касир. Ал-Бидайа ва-н-нихайа фи-т-тарих. 14 тт. Каир: Матба'ат ас-Са'ада. 19321939. Лл-Бирзали. Ал-Муктафа ат-тарих аш-шайх Шихаб ад-Дин Аби Шама. 2 тт. Стамбул. Топкаписарай. Ахмад III. Рукопись 2951.

24 Ал-Джазари. Джавахир ас-сулук. Каир: Дар ал-Кутуб. Рукопись 7575 (рукописная копия Bibliothèque Nationale. Рукопись 6739).

94 » Ал-Иунинк. Дайл мир'ат аз-заман. 4 тт. Хайдарабад: Матба'ат да'ират ал-ма'ариф ал-'Усманиййа. 1954-61. современниками Ибн Таймийи и относились к нему с уважением. Pix летописи содержат приблизительно одинаковую информацию об Ибн Таймийе поскольку они основываются на труде ал-Бирзали или на сочинении ал-Джазари, который, в свою очередь, нередко развивал и дополнял устное описание событий, переданное ал-Бирзали. Все эти историки подробно описывали судебные процессы над Ибн Таймийей и их причины. Их хроники сохранили отчеты о многочисленных обсуждениях, которые проводились как в Каире, так и в Дамаске, информацию об - основных участниках судебных процессов и размышления о мотивах их поступков, а также копии постановлений, изданных султаном на основании этих обсуждений27.

Все вышеназванные историки, вне зависимости от их позиции, профессиональной подготовки и специализации проявляли уважительное отношение к словам и делам Ибн Таймийи. Только в работах аз-Захаби, Ибн

Раджаба и Ибн Хаджара можно найти ряд нелестных отзывов о характере и

28 деятельности шайха . •

Полемичность исследований, посвященных Ибн Таймийе, обусловлена исключительностью характера шайха, в котором сочетались как высшие добродетели, так и многочисленные недостатки, а также рассматриваемыми им вопросами, многие из которых, по-прежнему, остаются предметом- острых дискуссий и споров. Отзывы о деятельности законоведа изобилуют информацией о его гордыне, импульсивности, упрямстве, нетерпимости по отношению к чужим- недостаткам и нетактичности. Многие его высказывания в отношении коллег-улемов29 могли не только не соответствовать действительности, но быть попросту оскорбительными. Ибн Ал-Кутуби. 'Уйун ат-таварих. Т. 12. Каир: Дар ал-Кутуб. Рукопись 949.

27 Little D.P. The historical and historiographical significance of the detention of Ibn Taymiyya. P.314.

28 Аз-Захаби. Ад-Дурар ал-камина. T.l. С. 151; Ибн Раджаб. Аз-Зайал. Т.2. С.394; Ибн Хаджар Ад-Дурар ал-камина. Т.1. С. 153-156.

29 Улемы (улама') - признанные и авторитетные знатоки теоретических и практических сторон ислама.

Таймийа полемизировал с представителями различных школ и течений, многие из которых сохраняют свое влияние и сегодня.

Насыщенная событиями жизнь Ибн Таймийи, его образованность, большое количество-написанных им работ и активная жизненная позиция, казалось, должны были вызывать интерес к нему и различным граням его творчества со стороны западных исследователей. Однако Дональд Литл писал: «Удивительно, что Ибн Таймийа был мало интересен современным ученым; удивительно еще потому, насколько диспропорционально больше внимания было уделено другим мусульманским мыслителям, таким как, например, ал-Газали и ал-Халладж»30. И это при том, что Ибн Таймийа нередко сравнивался с Мартином Лютером: «Как и протестантский христианский реформатор в Европе двумя веками позже, Ибн Таймийа возлагал рациональную ответственность за реформирование и очищение религии на отдельного верующего»31.

Западных ученых, занимающихся изучением наследия Ибн Таймийи-, интересует преимущественно биография законоведа, его доктрина джихада I и ее историческое обоснование, теология шайха, основанная на текстологическом понимании Корана и сунны, критика суфизма, культа святых и народного ислама, а также его роль взглядов Ибн Таймийи в формировании идеологии радикальных движений в исламе. После обращения Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба (1703- 1792) к идеям шайха можно констатировать начало «политического ренессанса» Ибн Таймийи. Многочисленные ссылки на труды- этого законоведа стали причиной того, что средневекового мыслителя провозгласили знаковой фигурой по транснационального движения салафийа , которое вышло за пределы ол

Little D.P. The historical and historiographical significance of the detention of Ibn Taymiyya. P. 320. л «

Krawietz B. Ibn Taymiyya, Vater des islamischen Fundamentalismus? // Theorie des Rechts in der Gesellschaft. Berlin 2003. S.40.

32 Ibid. S .49.

33 Krawietz B. Ibn Taymiyya, Vater des islamischen Fundamentalismus. S. 41.

Салафиййа (салафизм) - направление мусульманской мысли, которое призывает мусульман ориентироваться на пример пророка, его сподвижников и «праведных

Аравийского полуострова и оказало значительное влияние на Южную Азию. Ибн Таймийю цитируют представители различных радикальных группировок в исламе, таких как, например, «Египетский исламский джихад», организовавший покушение на президента Анвара Садата (1918-1981), «Братья-мусульмане», «Международный исламский фронт борьбы против-евреев и крестоносцев» под руководством Усамы бен Ладена (род. 1957). Иными словами, наряду с движениями салафитов и ваххабитов, имя Ибн Таймийи нередко упоминается и в связи с угрозами, возникающими со стороны радикальных, экстремистских и террористических организаций.

Интерес представителей радикальных направлений в исламе к наследию Ибн Таймийи и необходимость борьбы с этими организациями привели к увеличению числа исследовательских работ, касающихся как жизни, так и взглядов Ибн Таймийи, а также способствовали изданию сочинений шайха.

Вместе с тем, наиболее информативным и обширным трудом, посвященным изучению жизни и творчества Ибн- Таймийи по-прежнему остается работа французского ученого Анри Лауста «Исследование социальных и политических доктрин Таки ад-Дина Ахмада ибн Таймийи»34. Это энциклопедический труд об Ибн Таймийе, в^ котором подробно изложена биография законоведа, культурные, социальные и политические условия формирования его мировоззрения, а также проведен критический анализ его доктрины и влияния его наследия на движение ваххабитов, и представителей реформаторских движений XX века в исламе, таких как Мухаммад Абдо (1849-1905) и Рашид Рида (1865-1935). В приложении исследователь предков» (ас-салаф ас-ссипссун). Отличительной особенностью мировоззрения салафиййа является отрицание философских методов в вопросах толкования Божественного откровения. Салафиты не отвергают доводы разума и логики в понимании текстов откровения, но считают необходимым понимать все религиозные аспекты сообразно с традицией сподвижников пророка Мухаммада. Основным догматом их учения является последовательное и бескомпромиссное отстаивание принципа таухида (единобожие).

34 Laoust Н. Essai sur les' doctrines sociales et politiques de Taki-d-Din Ahmad b.Taimiya. Cairo: L'Instituí Francais d'ArcheoIogie Orientale, 1939. Еще две важных в интересующем нас отношении работы: Contribution á une étude de la méthodologie canonique de TakT-d-DTn Ahmad b. TaimTya (1939); Le Traité De Droit Publique D'Ibn Taimiya (1948). приводит ряд отрывков из сочинений Ибн Таймийи во французском переводе.

Работу, посвященную изучению социально-политических и этических . взглядов Ибн Таймийи, написал Виктор Макари. Она называется, «Этика Ибн Таймийи. Социальные факторы»35. В ней автор также анализирует исторические события эпохи Ибн Таймийи, оказавшие влияние на формирование его мировоззрения, и коротко останавливается на последующем развитии реформаторских движений в исламе под влиянием идей законоведа. Основная часть работы посвящена изучению трудов Ибн Таймийи и их анализу. Макари считает необходимым рассмотреть основные доктрины и идеи того времени, чтобы понять, какие из них стали причиной, а какие следствием политической, религиозной и правовой деятельности Ибн Таймийи. 4

36

Книга Камаруддин Хана «Политические взгляды Ибн Таймийи» представляет систематическое и объективное исследование политической философии шайха. В первых главах проводится-анализ политических идей и теорий в исламе. Далее идет рассмотрение политических взглядов Ибн Таймийи на основании оригинальных источников. Исследователь пишет о наиболее значительных работах шайха, в которых можно найти его размышления о политическом устройстве государства, об обязанностях политического авторитета и его подданных, а также критику шиитской доктрины имамата и суннитской теории халифата. В конце работы Камаруддин Хан приводит библиографический список сочинений Ибн Таймийи.

Еще одной интересной работой, посвященной изучению взглядов законоведа как представителя ханбалитской школы права и его влияния на ханбалитов, является книга Абул Хакима ал-Матруди «Ханбалитская школа

Makari V. Ibn Taymiyyah's Ethics. The Social Factor. Chico. California, 1983.

36 Khan Q. The Political Thought of Ibne Taymiyah. New Delhi, 2007. права и Ибн- Таймийа. Конфликт или примирение»37. В ней проводится сравнительный* анализ методологии основателя ханбалитской школы права Ахмада ибн Ханбала и взглядов Ибн Таймийи, а также рассматривается роль Ибн Таймийи в исправлении ряда положений ханбалитской школы права. Несмотря на то, что данная работа посвящена, главным образом, влиянию воззрений шайха на ученых, живших в Х1П-Х1У вв., это исследование является актуальным, поскольку ханбалитская школа права до сих пор существует и способствует формированию современных политических доктрин, в частности, в Саудовской Аравии.

В книге Иона Хувера под названием «Теодицея бесконечного оптимизма. Ибн Таймийи» рассматриваются теологические положения теории шайха. Автор ставит перед собой задачу собрать воедино взгляды законоведа по различным вопросам, относящимся к теодицее и проанализировать их. Он пишет о том, что интерес к социальным и политическим взглядам Ибн Таймийи, обусловленный влиянием его идей на движение ваххабитов и современных реформаторов, таких как, Рашид Рида, способствует изучению того, почему теодицея и теология шайха заимствуются его последователями. Эгалитарный и экзотерический подход Ибн Таймийи к - интерпретации коранического текста, дополненный рационализацией теологических оснований - одна из причин, по которой мусульмане обращаются к его наследию.

Среди современных арабских авторов, занимающихся изучением Ибн Таймийи, стоит выделить работу Абу Захра под названием «Ибн Таймийа: жизнь, эпоха, взгляды и право» , а также труд Абу-л-Хасана ан-Надви

37 Al-Matroudi A.H.I. The Hanbali School of law and Ibn Taymiyyah. Conflict or conciliation. London and New York, 2006.

38 Hoover J. IbnTaymiyya's Theodicy of Perpetual Optimism. Leiden-Boston, 2007.

39 Абу Захра. Ибн Таймийа: Хайатуху ва-'асруху ва-ара'уху ва-фикхуху. Каир: Дар ал-фикр ал 'араби. 1952.

Хафиз Ахмад Ибн Таймийа»40 и сочинение Ибрахима Мухаммада ал-Али «Шайх ал-ислам Ахмад Ибн Таймийа. Реформатор и призыв»41.

Информацию о жизни Ибн Таймийи и краткое изложение его взглядов можно найти в энциклопедических словарях и работах, посвященных исследованию политических концепций в исламе. Это, прежде всего, «Энциклопедия ислама»42, а также работы таких ученых, как Эн Лэмбтон43, Эрвин Роузентал44 и Тилман Нагель45.

Большое количество работ на английском языке посвящено рассмотрению современных радикальных движений в исламе, их идеологии и влиянию на них взглядов законоведов и философов предшествующих поколений, в частности, Ибн Таймийи. К этой группе относятся исследования американских ученых46.

В отечественной науке отдельные вопросы, касающиеся жизни и деятельности Ибн Таймийи рассматриваются, в трудах А.А.Игнатенко47, Н.С.Кирабаева48, Т.Г.Туманяна49, в исследованиях, посвященных

40 Ан-Надви Абу-л-Хасаиа. Ал-хафиз Ахмад Ибн Таймийа. Кувейт: Дар ал-Калам, 1975.

41 Ал-Али Ибрахим Мухалшад. Шайх ал-ислам Ахмад Ибн Таймийа раджул ал-ислах ва-д-да'ват. Дамаск: Дар ал-Калам, 2000.

42 The Encyclopaedia of Islam. Leiden-London, 1913; The Encyclopaedia of Islam. Leiden: EJ.Brill, 1986.

43 Lambton A. State and Government in Medieval Islam. Oxford, 1981.

44 Rosenthal E. Political thought in medieval Islam. Cambridge, 1962.

45 Nagel Т. Staat und Glaubensgemeinschaft im Islam. 2 Bde. В. II. Zürich-München, 1981.

46 Benjamin D., Simon S. The Age of Sacred Terror. New York: Random House, 2002; Heck P.L. Jihad Revisited // Journal of Religious Ethics 32, no. 1 (2004): 95-128; Sivan E. Radical Islam: Medieval Theology and Modem Politics, Enlarged Edition ed. (New Haven: Yale University Press, 1985); Sivan E. Ibn Taymiyya: Father of the Islamic Revolution // Encounter 60 (1983); Carney A. The Desacralisation of Power in Islam // Religion, State, and Society 31, no. 2 (2003).

47 Игнатенко A.A. Зеркало ислама. M., 2004. В приложении II «Арабский язык без метафор» данной работы исследователь рассматривает подход Ибн Таймийи к экспликации коранического текста; Игнатенко A.A. Халифы без халифата: Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке. История, идеология, деятельность. М., 1988; Игнатенко A.A. Ислам и политика. М., 2004.

48 Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья). М., 1987; Кирабаев Н.С. Политическая мысль мусульманского Средневековья. М., 2005.

49 Туманян Т.Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама. СПб., 2009: рассмотрению политических концепции в исламе50, а также в работах по исламскому фундаментализму51.

В трудах отечественных авторов учение Ибн Таймийи рассматривается

52 в связи с деятельностью ханбалитского мазхаба и влиянием взглядов законоведа на идеологию движения ваххабитов. Вместе с тем, на сегодняшний день в отечественной науке нет монографического исследования, посвященного наследию Ибн Таймийи. Поэтому можно говорить о том, что данное диссертационное исследование является первой в отечественной' науке попыткой рассмотрения социально-политических взглядов ученого с учетом исторического и политического контекста его эпохи, что обуславливает научную значимость работы.

Основным источником данного исследования является трактат Ибн г о

Таймийи ас-Сийаса аш-шар'иййа фи 'ислах ар-ра'и ва-р-ра'ийа , не переведенный на русский язык (в приложении дан перевод некоторых глав этой работы), в качестве вспомогательного источника используется труд Ибн Таймийи ал-Хисба ф-л-ислам, переведенный на английский язык и изданный под названием: «Общественные обязательства в исламе: институт хисба»54. Кроме того, с недавнего времени во всемирной информационной сети ■ можно найти перевод как биографии Ибн Таймийи, так и ряда его работ. В частности на сайте www.islamhouse.com размещена краткая биография Ибн

50 Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М., 1982; Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

51 Баширов Л. А. Исламский фундаментализм: генезис, идеология, практика http://religio.rags.ru/journal/anthology4/a416.pdf Публикуется по: Баширов JI.A. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России. М., 2008. Монография. Общее кол-во страниц 236. С. 75-109; Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. Ростов-на-Дону, 2002; Левин З.И. Хранители Слова и блюстители Духа Откровения // Фундаментализм. М., 2003; Мсишшенко A.B. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006. Ханбалиты или ханбалитский мазхаб - одна из четырех общепризнанных суннитских богословско-правовых школ в исламе.

53 Шарх китаб ас-сийаса аш-шар'иййа ли шайх ал-ислам Ибн Таймийа. Шараха ал-аллама аш-шайх Мухаммад ибн Салих ал-Усаймин. Каир, 2007. Далее: Ибн Таймийа. Ас-Сийаса аш-шар'иййа.

54 Ibn Taymiya. Public Duties in Islam. The Institution of the Hisba. Transi, from the Arabic by Muhtar Holland. London,1982.

Таймийи «Лучшие известия из биографии Ибн Теймийи»55, написанная его современником 'Умаром ал-Баззаром, в переводе на русский язык Умму Солих и Абу Абдурахмана ал-Дагестани, а также биографическая заметка Абу Абдурахмана ал-Дагестани под названием «Ибн Теймийя. История преследований. Причины, объективный анализ»56, основанная на оригинальных источниках (Ибн Раджаб, Ибн Касир, Ибн 'Абд ал-Хади, Ибн Каййим ал-Джаузиййа). Во второй работе автор опровергает многочисленные обвинения в адрес шайха. На этом же сайте дан перевод работ Ибн с*?

Таймийи ал-Ибадийа (Богопочитание) и ал-Акида ал-васитийа (Васитское го исповедание веры) . На сайте: http://www.tawhid.ru можно найти целый ряд переводов рассуждений Ибн Таймийи59 по тем или иным вопросам, а также Фатху Роббулъ-бария би талхис алъ-Хамавия (Заметки из Сокращения Хамавийской фетвы). Вместе с тем, имя Ибн Таймийи постоянно упоминается на сайтах, призывающих мусульман^ к вооруженной борьбе с неверными. Таким образом, можно констатировать, что интерес к жизни и взглядам Ибн Таймийи возрастает год от года, а поскольку вокруг его имени существует множество противоречивых мнений, то лишь изучение оригинальных источников и работ авторитетных исследователей может помочь установить истинные взгляды законоведа.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в изучении роли и места религии в социально-политической теории Ибн Таймийи, анализе событий и явлений, оказавших влияние на формирование этой теории, а также выявлении влияния его теории на идеологию современных радикальных движений в исламе.

55 http://www.islamhouse.eom/p/208628 -03.06.10

56 http://www.islamhouse.eom/p/201625 - 03.06.10

57 http://www.islamhouse.eom/p/1849 - 03.06.10

58 http://www.islamhouse.eom/p/1731 - 03.06.10

59 http://www.tawhid.ru/category/iilama/ibn-teimiiva - 03.06.10

Для достижения указанной цели автор ставит перед собой следующие задачи:

1. Рассмотреть влияние образования, воспитания и социально-политической обстановки на формирование взглядов законоведа.

2. Выявить идейно-философские истоки взглядов Ибн Таймийи на проблему соотношения светской и религиозной власти.

3. Проанализировать отношение законоведа к теории халифата (имамата) как единственно возможной модели построения мусульманского государства.

4. Рассмотреть взгляды Ибн Таймийи на государственное устройство и его функционирование.

5. Дать анализ программы реформ Ибн Таймийи в области управления и возможности ее реализации в современных ему условиях.

6. Определить значение учения Ибн Таймийи в формировании идеологических основ ваххабизма и современных радикальных движений в. исламе.

7. Оценить роль теоретического и практического вклада законоведа в преодоление кризиса мусульманского сообщества.

Теоретико-методологическая база исследования.

Методология диссертационного исследования обусловлена необходимостью рассмотрения социально-политических взглядов Ибн Таймийи с учетом историко-культурного контекста их формирования. С этой целью в работе применялись традиционные исследовательские принципы гуманитарного знания. В частности, для сопоставления взглядов законоведа с идеями его предшественников использовались методы сравнительно-исторического анализа, позволяющие рассмотреть представления о власти в мусульманском мире в их внутренней динамике и показать, что политическая концепция Ибн Таймийи является естественным продолжением данных представлений и обусловлена реалиями того времени. При изучении биографии Ибн Таймийи был применен системно-комплексный подход и феноменологический метод. Методы исторической герменевтики использовались в ходе интерпретации основополагающих общественно-политических трактатов законоведа и разработанных им концепций.

Результаты диссертационного исследования.

1. Детально проанализирована биография Ибн Таймийи и исторические события, оказавшие влияние на формирование его социально-политической доктрины.

2. Показан генезис взглядов мусульманских теологов и законоведов на проблему соотношения светской и религиозной власти.

3. Установлено отношение Ибн Таймийи к теории имамата-халифата как единственно возможной модели построения мусульманского государства.

4. Проанализированы взгляды Ибн Таймийи на государственное устройство и его функционирование.

5. Рассмотрена программа реформ Ибн Таймийи в области управления и определена степень ее реализации в эпоху Ибн Таймийи.

6. Определено влияние учения Ибн Таймийи на формирование идеологических основ ваххабизма и современных радикальных движений в исламе.

7. Дана оценка теоретического и практического вклада законоведа в преодоление кризиса мусульманского сообщества.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Религиозно-политические взгляды Ибн Таймийи тесно связаны с историко-социальными реалиями современной ему эпохи. Ряд ключевых обстоятельств жизни законоведа • оказал решающее влияние на трансформацию мировоззрения Ибн Таймийи, а также на характер предлагаемых им изменений.

2. Проблема соотношения религии и власти в исламе связана с вопросом об избрании халифа и его функциях, решение которого оказало влияние на политическую; судьбу мусульманского мира; Пытаясь сохранить единство религиозной и светской власти, мусульманские законоведы были вынуждены приводить разработанную ими конституциональную теорию в соответствие с политическим реалиям, что вело к ослаблению' авторитета шариата и, как следствие, искажению основополагающих религиозных постулатов.

3. Теория халифата, рассматриваемая суннитскими законоведами как необходимое условие сохранения единства мусульманской уммы, не воспринималась Ибн Таймийей как единственно возможная модель политического устройства. Он признавал необходимость сохранения единства религии и государства, не считая халифат обязательным политическим институтом. В дальнейшем политическое единство власти трансформировалось в политический плюрализм.

4. Основой политики и правления в трактатах Ибн Таймийи предстает шариат, который представляет абсолютный авторитет и руководство для мусульман. Значение политического авторитета обусловлено, в первую очередь, необходимостью надлежащего выполнения . шариата,, поскольку основная цель правления состоит в претворении в жизнь Божественных установлений.

5. Поскольку в качестве: главного? критерия учения Ибн Таймийи выступает принцип справедливости, правители и, подданные имеют определенные обязанности по отношению друг к другу: правители повелевают одобряемое и запрещают порицаемое, а подданные подчиняются; правителю в том случае, если его постановления не противоречат нормам шариата.

6. Доктрину о политическом устройстве Ибн Таймийи отличает религиозно-утопический характер. Несмотря на то, что теолог отказывается от классической суннитской теории, он, тем не менее, возлагает на правителя большое число обязанностей. Признавая несовершенство человеческой природы, Ибн Таймийа. считает, что правителям необходимо обращаться за помощью к улемам, как наиболее авторитетным представителям в области религиозного знания и фикха.

7. Взгляды- Ибн Таймийи оказали влияние на формирование идеологии ваххабизма и современных радикальных движений в исламе, поскольку религиозная составляющая предлагаемых им реформ является консолидирующей силой, необходимой для объединения мусульман.

8. В рамках своей социально-политической доктрины Ибн Таймийа обозначил стремление реформировать современное ему общество, руководствуясь религиозной традицией. Таким образом, его взгляды можно назвать как консервативными, так и реформаторскими, что подтверждается востребованностью его идей в современном мусульманском обществе.

Научная новизна. Диссертация представляет опыт монографического исследования творчества Ибн Таймийи. Авторский анализ ряда1 идей Ибн Таймийи связан с изучением тех аспектов его учения, которые прежде рассматривались либо фрагментарно, либо не получили должного научного обоснования.

В работе дается сопоставление взглядов Ибн Таймийи с учением Ибн Абд ал-Ваххаба и рассматривается влияние идей законоведа на формирование идеологии современных радикальных движений в исламе, что позволяет выявить истоки современных политических процессов, происходящих на Ближнем Востоке.

Исследование проведено на основе религиоведческой, философско-антропологической, культурологической и политологической проблематики и является попыткой междисциплинарного синтеза.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертации могут быть использованы исследователями в их научной работе, а также при составлении учебных программ, чтении лекционных курсов и семинаров по социальной философии, истории и культуре ислама, истории политических и правовых учений, культурологии и религиоведению.

Подробное рассмотрение учения Ибн Таймийи представляет практически значимый интерес, поскольку способствует понимаю природы радикальных движений в исламе и их связи с религией.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены на V Международной конференции «Иерархия и власть в истории цивилизаций» (Москва, 2009), на VI Международной научной конференции по востоковедению «Торчиновские чтения» (Санкт-Петербург, 2010), а также на конференции «Стратегии философских традиций в странах Востока», проходившей в рамках научно-культурного форума «Дни Петербургской философии» (Санкт-Петербург, 2010).

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях автора, включая публикации в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ.

I. Ибн Таймийа и его эпоха

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво. Характерным и закономерным процессом становится секуляризация общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Вместе с тем положение религии не является столь однозначным. Она играет заметную роль в жизни общества и способна усиливать свои позиции под влиянием благоприятных для нее факторов60.

Ислам, как господствующая религия в странах Ближнего и Среднего Востока, выступает не только в качестве вероучения, но и как мировоззренческая система, определяющая отношение человека к государству и обществу, политике и культуре. На рубеже XIX-XX веков эта религия превратилась в серьезный фактор, влияющий на политические процессы как в мусульманских странах, так и за их пределами. Исследователи заговорили о социально-политической напряженности в мире, вызванной политизацией ислама61.

В конце 60-х - 70-х годов XX века ислам активно использовался в^ качестве противодействия распространению идеологии социализма и коммунизма в арабских странах. За короткий период был развернут широкомасштабный политический процесс, в результате которого стали создаваться институты межправительственного и неправительственного характера, направленные на реализацию основных идей исламской концепции миропорядка как альтернативы существующему положению вещей. Этот процесс в мировой политике получил название «исламский бум» . Появившиеся религиозно-политические группировки выступали

60 Гараджа В.К Религиоведение. М. 1995. С. 285.

61 Семедов С.А. Причины политизации ислама в современном мире // Государство, религия, церковь. №3 2009. С.230.

Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М. 1991. С. 4. против распространения «левых» идей, а также против возникновения соответствующих организаций, общественно-политических движений и даже государств, таких как, например, Народно-Демократическая Республика Йемен, официальной идеологией которой был научный социализм63. Особенностью этих организаций была их салафитская направленность. Не последнюю роль во внедрении салафизма как иного ислама играла Саудовская Аравия, обладающая избыточным капиталом, полученным от добычи нефти. Эти религиозные группы заложили основы радикальной, экстремистской и террористической деятельности, которая на сегодняшний день вызывает крайнюю напряженность во всем мире. К таким группам относятся «Ал-Каида», египетский «Джихад», палестинский «Исламский джихад» и множество других организаций64.

Подобные процессы обусловлены несколькими причинами. Одна из них связана с глобальными социально-политическими изменениями, затронувшими все страны мира. Речь идет, в первую очередь, о проблеме глобализации, которая побудила этносы, страны и регионы настаивать на собственной идентичности и< приоритете своих интересов. Мусульманский мир также защищается от внешнего воздействия и пытается выработать свой ответ на глобальный" вызов. Ведущая роль в этом вопросе принадлежит течениям, призывающим к восстановлению' первоначальных исламских ценностей, а также предлагающим идеальный вариант устройства общества, а значит и государства, основанного на законах шариата и социальной справедливости. Глава такого государства объединяет в своих руках светскую и религиозную власть и гарантирует социальную справедливость общине, которая, в свою очередь поддерживает сильную справедливую власть65-. Представители подобных течений, решая светские- проблемы обустройства общества, приводят теологические обоснования для разъяснения политических и социальных установок, а также используют

63 Игнатенко A.A. Ислам и политика. М. 2004. С. 81.

64 Там же. С. 220-222.

65 Малашенко A.B. Исламская альтернатива и исламский проект. С. 48. религиозный призыв как средство мобилизации на борьбу за предлагаемые цели66.

Способы преодоления экономических и политических трудностей в исламе всегда' были тесно связаны с религией. В эпоху феодализма социально-классовые противоречия облекались в религиозную оболочку борьбы между различными толками ислама, в частности, между суннитами67 68 и шиитами . Выступления против европейских колонизаторов или угрозы иностранного вторжения также принимали, как правило, религиозную форму. Ислам представлял собой единственную силу, способную объединить и поднять народы на борьбу ради общей цели69. Такое положение вещей обусловлено всеобъемлющим характером ислама, который не проводит различия между государством и обществом, как не проводит различия между религией и государством. Ислам неотделим от политики, которая, в свою

7П очередь, неотделима от морали . Таким образом, ислам не сводится к ритуальной практике и комплексу этических норм, а является духовно-политической идеологией.

На всем протяжении мусульманской истории- ислам был интегрирующим фактором в процессе образования и дальнейшего функционирования государства. Укрепление политического единства Мединского государства осуществлялось за счет религии. Однако в дальнейшем подмена политических функций и задач государства религиозными привела к кризису уммы, обусловленному, в частности, отсутствием в Коране каких-либо предписаний в отношении преемника пророка Мухаммада. «Именно вопрос о главе государства привел к острой

66 Малашенко A.B. Исламская альтернатива и исламский проект. С. 48.

67 Сунниты (полное самоназвание: ахл ас-сунна ва-л-джама'а - люди сунны и согласия общины) - последователи наиболее многочисленного направления в исламе.

68 Шииты (аш-ши'а - «приверженцы», «партия») - общее название различных группировок и общин, признавших 'Али ибн Аби Талиба (зятя и двоюродного брата пророка Мухаммада) и его потомков единственными законными наследниками и духовными преемниками Пророка.

6' Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли (1917-1945). М. 1979. С. 37.

70 Туманян Т.Г. Философия идеальной власти. С.5. борьбе за власть, образованию многочисленных политических партий, которые позднее были доктринально оформлены и стали рассматриваться как религиозные течения, а в конечном'счете привели к гражданской войне, в результате которой произошел распад единого халифата на многочисленные государства»71-.

Раскол в мусульманской общине предсказал еще пророк Мухаммад. В известном хадисе Пророка говорится о 73 сектах: «Раскололись иудеи на 71 секту. И раскололись назреяне72 на 72 секты. И расколется моя умма на 73 секты» . Существует несколько вариантов этого хадиса. На последней странице «Васитского исповедания веры» Ибн Таймийа обращается к известному хадису пророка о том, что после его смерти исламская община расколется на 73 секты, из которых все попадут в огонь кроме одной — состоящей из „«тех, кто держится [точно] того, что я (т.е. пророк Мухаммад) сегодня и мои сподвижники»74.

В качестве отправной точки каждое из новообразующихся направлений в исламе рассматривало общество времен пророка Мухаммада и четырех праведных халифов. Новые деятели религии подвергали критике своих предшественников- за искажение сути ислама и призывали вернуться к его первоначальной «чистоте». Любые реформы- в исламе неизменно связаны^ с прошлым, поскольку представляют . процесс очищения от . ложных толкований; появившихся за прошедшее время. Причем деятели той или иной секты или направления настаивают на том, что именно они способны сохранить традиции идеального прошлого75. Возникновение религиозно-политических группировок в XX-XXI вв., по мнению Игнатенко A.A., также

76 относится к непрерывному процессу сектантского деления в исламе .

71 Кирабаев Н.С. Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2005. С. 71.

ТУ Христиане.

7 о

Цит. по: Игнатенко A.A. Ислам и политика. С. 223.

74 Там же.

75 Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. С. 12.

76 Игнатенко A.A. Ислам и политика. С. 222.

Так или иначе, основною причиной возникновения разнообразных течений и сект стала борьба за политическую власть и различные представления* о природе этой власти.

Историческая практика показала несостоятельность принципа единства светской и религиозной' власти как теоретической основы мусульманского ' государства. Противоречия халифата (имамата) проявились уже в первой гражданской войне, развитии шиизма и хариджизма, в выступлении

77

Аббасидов против Омеййадов и движении му'тазилитов и аш'аритов . Вместе с тем мусульманские улемы и факихи продолжали настаивать на необходимости придерживаться концепции халифата, где, по крайней мере теоретически, халиф (имам) и султан78 являлись одним лицом. В действительности халиф нередко был вынужден считаться с властью султана или амира79, который, как правило, добивался ее в результате военного переворота, но при этом признавал, хотя бы формально, духовную власть и авторитет халифа. Старания законоведов привели к фактической независимости верховной власти от норм шариата, поскольку законоведы были вынуждены поддерживать правителей, пришедших к власти незаконным, с точки зрения шариата, путем. Идеальные нормы шариата не соответствовали политической реальности.

Ибн Таймийа считал, что все усиливавшийся компромисс в политических теориях предшественников становится весьма опасным для

77 Кирабаев Н.С. Политическая мысль мусульманского средневековья. С. 73.

78 В первые века ислама термин «султан» означал только отвлеченное понятие власти. В X в. султаном именовали единоличного светского правителя в противовес духовному правителю - имаму. Благодаря династии Сельджукидов идея султаната, то есть светской власти, отделенной от власти имама, получила дальнейшее развитие и влияние в мире ислама. Рядом с халифом как «имамом», теперь был «султан», власти которого были подчинены все те области, где население признавало аббасидского халифа своим духовным главой. Теперь уже не называли султанами, как в X в. всяких мелких владетелей, султаном мог называть себя только глава независимой династии (Бартолъд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата // Халиф и султан. М. 2002. С.30).

79Амир — официальный титул главы мусульманской общины, первоначально ассоциировался с военным управлением. ислама- и поэтому следует очистить его от всего того, что* несовместимо с Кораном и сунной, и вернуться к чистоте первоначального ислама»80.

Поскольку основная задача факихов состояла в том, чтобы привести идеальные нормы шариата в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями, они искали компромисс во взаимоотношениях халифа и султана для сохранения" института халифата и единства уммы. Ибн Таймийа, живший в условиях внутреннего раскола мусульманского общества и внешней угрозы со стороны монголов, не считал необходимым сохранение института халифата и авторитета халифа как носителя светской и религиозной власти. Он, однако, рассчитывал возродить единство мусульманского общества на основе религиозной солидарности. Для Ибн Таймийи любой носитель власти объединял в своих руках духовную ■ и светскую власть постольку, поскольку он руководствовался шариатом в своем правлении. Таким образом, шайх акцентировал внимание не на несовершенном правителе, а на совершенном законе. Решая актуальные вопросы своего времени, Ибн Таймийа мыслил, в первую очередь, как религиозный деятель. Именно в возврате к истинной религии он видел возможность преодоления кризиса мусульманского общества. В этом отношении- его позиция, может быть охарактеризована как идеалистическо-утопическая. Так же, как и восточные перипатетики, законовед искал способы организации справедливого общества, но если философы ориентировались на веру в разум человека, в возможность реализации человеческой мудрости, то Ибн Таймийа опирался на веру в Божественный закон как идеал, следование которому непременно приведет людей к счастью.

Несомненно, что социальная и политическая обстановка, в которой жил Ибн Таймийа, оказала значительное влияние на формирование его характера и мировоззрения.

Кирабаев Н.С. Политическая мысль мусульманского средневековья. С. 126.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Маточкина, Анна Игоревна

Заключение

OB целом, взгляды Ибн Таймийи на соотношение религии и власти можно считать традиционными. В критическую для истории ислама эпоху законовед пришел к осознанию необходимости нового основания мусульманского порядка. Таким основанием стало возвращение к исламу времен Пророка Мухаммада. Ибн Таймийа не стремился воплотить в жизнь политическое устройство того периода, но он настоятельно рекомендовал мусульманам руководствоваться примером праведных предков. Поскольку Бог - тот, кто создал Вселенную, и он будет последним, на ком завершится мировая история, постольку он является источником любого знания и познание Бога приводит к познанию истины. Действие, согласно этому знанию, должно быть руководством для всех поступков человека. Нет большего блага для творения; чем знание о Творце и Его почитание. Об этом свидетельствуют священные тексты Откровения; которые указывают человеку истинный путь359.

Возведение норм веры в принцип государственности приводит к тому, что государственность может более не олицетворяться с личностью правителя: халифа или имама. Ибн Таймийа не пишет об этом прямо, но в том случае, если человек следует нормам Божественного закона, он в состоянии обойтись без указующего перста правителя, основной задачей которого является поощрение одобряемого и запрещение порицаемого. Человек, как творение Господа, в своем познании зависит только от своего Творца. Если человек это осознает, то он идет по правильному пути. Такая позиция также формирует уверенность в том, что Божественный порядок продолжает существовать вне зависимости от политической ситуации.

Следование рациональным методам- философии и спекулятивной* теологии, по мнению Ибн Таймийи, уводит от целей познания. Законовед

359 Nagel Т. Staat und Glaubensgemeinschaft im Islam. S. 112. пишет: «Принимайте во внимание только пути познания и действия, на которых вы можете отличить путь сторонников сунны и веры от пути (неисламских) нововведений и притворства, путь знания и опыта от пути незнания и отрицания»360.

Шайх указывает на то, что метод праведных предков в деле познания Бога надежнее, тогда как метод более поздних поколений - это метод разума и образованности. Мусульмане первых веков ислама верили тексту Корана и высказываниям пророка Мухаммада. Последующие поколения искали смысл текста Корана при помощи аллегорического толкования и языковых приемов. Первый метод отличается тем, что праведные предки обладали своего рода интуитивным познанием веры, которое отнюдь нельзя считать наивным и примитивным, а скорее осознанным и прочувствованным. Именно к такой форме религиозного знания и хотел вернуться Ибн Таймийа . Он считал, что возврат к интуитивной вере праведных предков восстановит сплоченность мусульманского общества, которая была так необходима для .борьбы с внешним врагом.

• В подобном ключе Ибн Таймийа рассуждал о мусульманском государстве и опасности со стороны многочисленных нововведений, которые искажали истинное представление о порядке. Однако он не игнорировал изменения, происходящие в мусульманском мире. Законовед писал: «Пророк и четверо его правопреемников управляли людьми в их религиозных и мирских делах. Затем функции были разделены. Военачальники (умара' ал-харб) руководили людьми в мирских вопросах и делах внешней формы обрядовости; знатоки наук и Божественного порядка направляли людей, в вопросах знания и Божественного порядка, к которому они должны » обратиться» . Ибн Таймийа сознавал, что управление мусульманскими странами одним человеком (халифом) более невозможно. Кроме того,

360 Nagel T. Staat und Glaubensgemeinschaft im Islam. S. 112.

361 Ibid. S. 114-115.

362 Ibid. S. 118-119. законовед был убежден, что халифат существовал лишь во времена четырех праведных халифов.

Мусульманин, следующий законам, установленным Богом, взаимодействует с другими людьми, что способствует распространению истинных ценностей. Поэтому применение' мусульманских принципов избавляет мир от пороков и невзгод. Идеи Ибн Таймийи, сопряженные с призывом к одобряемым ценностям, которые выступают в качестве объединяющей силы общества, являются основанием мусульманского правления. Все, кто находится у власти, подчиняются универсальным принципам ислама, их полномочия носят лишь временный характер. Никто из них не может утверждать, что является воплощением мусульманского порядка. Божественный закон совершенен. Правитель не может сформировать собственные методы политического управления, которые были бы лучше Божественных установлений. Поэтому при управлении он всегда должен руководствоваться универсальными принципами ислама. Формирование независимых от шариата политических принципов.приводит к страданиям, подобным тем, что постигли: мусульман в XIII веке:. В тот момент мусульмане могли рассчитывать лишь» на то; что- следование-Божественному закону (гиари'а) при политическом управлении (сийаса) дарует им улучшение условий жизни. Поэтому Ибн Таймийа. призывал кг ас-сийаса аш-шар'иййа - управлению на основе шариата363.

Представления Ибн Таймийи о том, что мусульмане, возвратившиеся к истинному понимаю религии, способны оказать влияние на развитие мусульманского сообщества сродни взглядам русского философа, писателя и публициста Ильина И.А. (1883-1954). Он считал, что настоящая религиозность одухотворяет жизнь человека, наполняет ее высшим смыслом. Благодаря ей он приобретает чувство собственного духовного достоинства, а также признание духовного начала в других людях. Религиозность ведет человека к патриотизму, к культу солидарности, к взаимному духовному уважению и доверию. Это значит, что в душе религиозного человека пробуждаются именно те благородные силы, которые необходимы для процветания государственности (Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. О сущности правосознания. Собр. соч. в 10 томах: Т.4. М. 1994). «Истинная религиозность - писал философ, есть стремление к совершенству, попытка воплотить его на земле. Поэтому не может быть разделения между верой и делами человека. Бездеятельная жизнь есть жизнь нерелигиозная» (Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. С. 399). Ибн Таймийа жил, руководствуясь подобными;приципами.

При всем своем стремлении восстановить порядок времен Мухаммада и четырех праведных халифов, Ибн Таймийа признавал, что носители власти способны следовать Божественному порядку до определенной степени. Тем не менее, Божественный закон оставался одним из ключевых принципов мусульманского общества, которому равным , образом следуют все мусульмане, как простые люди, так и политические лидеры. Постоянное подчинение шариату и призыв к одобряемым ценностям с вниманием к общественному благу способны при всей возможной некомпетентности правителя способствовать надлежащему развитию мусульманского общества.

Вклад Ибн Таймийи в развитие мусульманской общественно-политической мысли был всеобъемлющим и имел широкий резонанс. Тот факт, что его влияние сохраняется и по сегодняшний день, свидетельствует о необходимости и востребованности его идей364.

364 Макап V. 1Ьп ТаугшууаЬ'в ЕЙисв. Р. 192-193.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Маточкина, Анна Игоревна, 2011 год

1. Августин Блаженный. О граде Божием. М. 2000.

2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

3. Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М., 1983.

4. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. 4.1. Ислам. М., 1984

5. Бартолъд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.

6. Баширов JI.A. Исламский фундаментализм: генезис, идеология, практика // Публикуется по: Баширов Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России. М., 2008. Монография. Общее кол-во страниц 236. С. 75-109.

7. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.

8. Бертелъс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. Избранные труды. Т.З. М., 1965.

9. Большаков О.Г. История халифата. Т.1: Ислам и Аравия (570-633). М., 1989.

10. Большаков О.Г. История халифата. Т.2: Эпоха великих завоеваний (633656). М., 1993.

11. Большаков О.Г. История халифата. Т.З: Между двух гражданских войн (656-696). М., 1998.

12. Большаков О.Г. История халифата. Т.4: Апогей и падение арабского Халифата (695-750). М., 2010.

13. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII- середина XIII в. М., 2001.

14. Вайсс Б.Дж. Дух мусульманского права. М-СПб., 2008.

15. Васильев A.M. История Саудовской Аравии. (1745 — 1973). М., 1982.

16. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2004.

17. Гараджа В:И. Религиоведение. М., 1995.

18. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего Востока. М., 1966.

19. Грюнебаум Г.Э.фон. Классический ислам: очерк истории (600-1258). М., 1988.

20. Грюнебаум Г.Э.фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.21 .Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии раннего ислама) // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. С. 189-203.

21. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. С. 161-174.

22. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Ленинград, 1989.

23. Давид Р., ,Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

24. Делонг-Ба Н. Дж. Реформы Мухаммада Ибн Абд ал-Ваххаба и всемирный джихад. М., 2010.

25. Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. Ростов-на-Дону, 2002.21 .Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1985.

26. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.

27. Иванов A.A. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия. М., 2007.

28. Игнатенко A.A. В поисках счастья. М., 1989.

29. Игнатенко A.A. Зеркало ислама. М., 2004.

30. Игнатенко A.A. Как жить и властвовать. М., 1994.

31. Игнатенко A.A. Ислам и политика. М., 2004.

32. Игнатенко A.A. Средневековые «поучения владыкам» и проблематика власти // Социально-политические представления в исламе. История и современность. М., 1987. С. 21-44.

33. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. О сущности правосознания. Собр. соч. в 10 томах. Т.4. М., 1994.

34. Кардини Ф. Европа й ислам. История непонимания / Пер. с итал. Е. Смагиной, А. Карловой, А. Митрофанова. СПб., 2007.

35. Керимов Г.М. Позиция мусульманского духовенства в событиях на Ближнем и Среднем Востоке (сокращенная стенограмма лекции). М., 1980.

36. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.

37. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман: ответы Шариата на проблемы современности. М. 2009.

38. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья). М., 1987.

39. Кирабаев Н.С. Политическая мысль мусульманского Средневековья. М.,2005.

40. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / Пер. с англ. М. Г. Романов. СПб., 2004.

41. Кожев А. Понятие власти. М., 2007.44." Левин З.И. Хранители Слова и блюстители Духа Откровения // Фундаментализм. М., 2003.

42. Ле Гоф Ж. Рождение Европы / Пер с фр. А. И. Поповой. СПб., 2007.

43. Лучинская С. И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.

44. Льюис Б. Ислам и Запад. М., 2003.

45. Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1982.

46. Малашенко A.B. Исламская альтернатива и исламский проект. М.,2006.

47. Малышева Д.Б. Ислам в современном мире // Новый Мир №2. 2002. С. 115-128.

48. МецА. Мусульманский Ренессанс. М., 1973.

49. Наумкин B.B. К вопросу о хасса и 'амма (традиционная концепция «элиты» и «массы» в мусульманстве) // Ислам в истории народов Востока (сборник статей). М., 1981. С.40-50.

50. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. СПб., 2007.

51. Пигулевская Н.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский И.П., Строева Л.В., Беленицкий A.M. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Ленинград, 1958.

52. Пиотровский М. Б. Исторические судьбы мусульманского представления о власти // Социально-политические представления в исламе. История и современность. М., 1987. С. 6-20.

53. Пиотровский М. Б. Светское и духовное в практике средневекового ислама//Ислам. Религия. Общество. Государство. М., 1984. 175-188.

54. Платон. Государство // Собр. соч. Т. 3. М., 1971.

55. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-ти томах. Т. 2. М., 1958.

56. Почта Ю.М. Политический ислам в контексте глобализации и роста фундаменталистских движений религиозного и светского характера в начале XXI века // Мир Ислама (Pax Islamica) №2, 2009. С.159-166.

57. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

58. Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина'верховной власти // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. С. 204-211.

59. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

60. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2001.

61. Сагадеев A.B. Восточный перипатетизм. М., 2009.

62. Сагадеев A.B. Калам (Обзор) // Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988. С.47-84.

63. Сайд Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Пер. с англ. A.B. Говорунова. СПб., 2006.

64. Санаи М. Мусульманское право и политика: Учебное пособие. РАН. Ин-т философии. Гос. ун-т гуманитар, наук- М.: 2004. 96 С.

65. Семедов С. А. Причины политизации ислама в современном мире // Государство, религия, церковь. №3 2009. С. 230-239.

66. Семенова JI.A. Салах ад-Дин и Мамлюки в Египте. М., 1966.

67. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М., 1982.

68. Сурделъ Д., Сурделъ Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург, 2006.

69. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

70. Сюкияйнен JI.P. Структура мусульманского права // Мусульманское право. М., 1984. С. 20-37.

71. Тримингем Дж. С. Суфийские ордены в исламе / Перевод с англ. под ред. и с предисловием Акимушкина'О.Ф. М., 1989.

72. Трофимов Д.А. Исламский фундаментализм в арабских странах: истоки и реалии // Восток/Oriens Афро-азиатские общества: история и современность №1. 1992.-С. 112-126.

73. Туманян Т.Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама. СПб., 2009.

74. Уотт М. Влияние ислама на средневековую Европу / Пер. с англ. Н. Терлецкого, М. Резван. М-СПб., 2008.

75. Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750-1517). М., 2008.

76. Фролова Е.А. Арабская философия. Прошлое и настоящее. М., 2010.

77. Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. М., 1995.

78. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., 1983.

79. Хачим Ф.И. Исламские концепции государственной власти. Монография. М., 1999.

80. Хилленбранд К. Крестовые походы., Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива / Пер. с англ. под ред. Матвеева A.C., Федоровского А.Е. М-СПб., 2008.

81. Цвейгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995.

82. Честное И.Л. Краткий очерк основ теории государства. СПб., 1995.

83. Шарль Р. Мусульманское право / Перевод с фр. С.И. Волка. М., 1959.

84. Явич Л.С. Общая теория права. Ленинград, 1976.

85. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

86. Ваххабиты ХУШ-ХХ века. Историческое исследование. Составители: Шумов С., Андреев А. М., 2003.

87. Живая история Востока. М., 1998. •

88. Ислам. Словарь атеиста. Под общ ред. Пиотровского М.Б., Прозорова С.М. М., 1988.

89. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. М., 1998.

90. История крестовых походов. Под ред. Райли-Смита Дж. / Пер. с англ. Дорман Е. М., 1998.

91. История этических учений: Учебник. Под ред. Гусейнова А.А. М., 2003.

92. Ишрак. Ежегодник исламской философии. №1. 2010.

93. Коран. Перевод с арабского М.-Н.О. Османова. 1999.

94. Краткая энциклопедия ислама. Под ред. Ныоби Г. М., 2007

95. Политические деятели античности, средневековья и Нового времени. Индивидуальные и социально-типические черты. Межвузовский сборник. Ленинград, 1983.

96. Политология. Под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. М., 2006.

97. Религия и конфликт. Под ред. Малашенко А. и Филатова С. М., 2007.

98. Религия. История и современность. Под ред. Мунчаева Ш.М. М., 1998.

99. Религиозные традиции мира. Т.2. М., 1996.

100. Фундаментализм. Отв.ред. Левин З.И. М., 2003.

101. Энциклопедия религий. Под ред. Забияко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. М., 2008.

102. Абу Захра. Ибн Таймийа: Хайатуху ва-'асруху ва-ара'уху ва-фикхуху. Каир: Дар ал-фикр ал 'араби. 1952.

103. Ал-Али Ибрахим Мухаммад. Шайх ал-ислам Ахмад Ибн Таймийа раджул ал-ислах ва-д-да'ват. Дамаск: Дар ал-Калам, 2000.

104. Ал-Баззар Сирадж ад-Дин 'Умар. Ал-А'лам ал-алиййа фи манакиб шайх ал-ислам Ибн Таймийа. Бейрут: Дар ал-Китаб ал-Джадид. 1976.

105. Ал-Маварди. Ал-Ахкам ас-султаниййа ва-л-вилайа ад-диниййа. Бейрут. 1966.

106. Ал-Макдиси Мар'и ибн Иусуф ал-Карми. Ал-Кавакиб ад-дурриййа фи манакиб ал-имам ал-муджтахид шайх ал-ислам Ибн Таймийа // ал-Маджму' ал-Муштамал 'ала-д-дурар ал-атийа. Каир: Матба'ат Курдистан ал-'Илмиййа, 1911.

107. Al-Matroudi A.H.I. The Hanbali School of law and Ibn Taymiyyah. London and New York, 2006.

108. Ан-Надви Абу-л-Хасана. Ал-хафиз Ахмад Ибн Таймийа. Кувейт: Дар ал-Калам; 1975.

109. Arabi О. Contract Stipulations (Shurut) in Islamic Law: The Ottoman Majalla and Ibn Taymiyya // International Journal of Middle East Studies. Vol.'30; №1 (Feb., 1998), pp.29-50.

110. Barr E.A. The Shaykh al-Islam: the Legacy of Ibn Taymiyya in 20th Century Political Islam // Islamic Tradition December 2004.

111. Bori C. A new source for the biography of Ibn Taymiyya // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 67/3, Londres, 2004. pp.321-348

112. Büttner F. The fundamentalist impulse and the challenge of modernity

113. Law and state. A biannual collection of recent german contribution to these fields. Volume 55. Tübingen, 1997.

114. Doran M. The Pragmatic Fanaticism of al Qaeda: An Anatomy of Extremism in Middle Eastern Politics // Political Science Quarterly. Vol. 117, №2 (Summer 2002). pp. 177-190.

115. Jackson S.A. Ibn Taymiyyah on trial in Damascus // Journal of Semitic Studies XXXIX/1 Spring 1994. pp. 41-85.

116. Jaques R.K. Fazlur Rahman: Prophecy, the Qur'an, and Islamic Reform // Studies in Contemprary Islam 4 (2002). pp. 63-83.

117. Haque S. Ibn Taimiyyah // Islamic philosophy and theology. Volume IV London and New York, 2007. pp. 97-121.

118. Heck P.L. Jihad Revisited//Journal of Religious Ethics 2004. pp. 95-128.

119. Hoover J. Ibn Taymiyya's Theodicy of Perpetual Optimism. Leiden-Boston, 2007.

120. Ибн 'Абд ал-Хади. Ал-'Укуд ад-дурриййа мин манакиб шайх ал-ислам Ахмад ибн Таймийа. Каир: Матба'ат Хиджази, 1938.

121. Ибн Касир. Ал-Бидайа ва-н-нихайа фи-т-тарих. 14 тт. Каир: Матба'ат ас-Са'ада. 1932-1939.

122. Ибн Раджаб. Аз-Зайал 'ала табакат ал-ханабила. Т.2. Каир: Матба'ат ас-сунна ал-Мухаммадиййа, 1952.

123. Ибн Хаджар Ал-Аскалани. Ад-Дурар ал-камина фи а'йан ал-Ми'а'л-Самина. 5 тт. Т.1. Бейрут: Дар ал-Джил. 1993.

124. Ibn Taymiya. Public Duties in Islam. The Institution of the Hisba. / Trans, from the Arabic by Muhtar Holland. London, 1982.

125. Khan Q. The Political Thought of Ibne Taymiyah. New Delhi, 2007.

126. Krawietz B. Ibn Taymiyya, Vater des islamischen Fundamentalismus? // Theorie des Rechts in der Gesellschaft. Berlin, 2003. pp. 39-62.

127. LambtonA. State and Government in Medieval Islam. Oxford. 1981.

128. Landau-Tasseron E. «Non-Combatants» in Muslim Legal Thought // Research Monographs on the Muslim World. Series №1, Paper №3. December 2006.

129. Laoust H. Essai sur les doctrines sociales et politiques de Taki-d-Din Ahmad b.Taimiya. Le Caire, 1939.

130. Little D.P. Did Ibn Taymiyya Have a Screw Loose? // Studia Islamica №41 (1975). pp. 93-111.

131. Little D.P. The historical and historiographical significance of the detention of Ibn Taymiyya // Journal of Middle East Studies 4 (1973). pp. 311-327.

132. LufG. Grundfragen der Rechtsphilosophie. Teil III. 1997/1998.

133. Makari V. Ibn Taymiyyah's Ethics. The Social Factor. Chico. California. 1983.

134. Nagel Т. Staat und Glaubensgemeinschaft im Islam. 2 Bde. Zürich-München, В. II. 1981.

135. Rosenthal E. Political thought in medieval Islam. Cambridge. 1962.

136. Shahab A. Ibn Taymiyyah and the Satanic Verses // Studia Islamica №87 (1998) pp. 67-124.

137. Siddiqi M.N Recent Work on History of Economic Thought in Islam. , A Survey // Research series in English №12. Jeddah. 1982.

138. Sivan E. Ibn Taymiyya: Father of the Islamic Revolution // Encounter 60 (1983). pp. 41-50.

139. Шарх китаб ас-сийаса аш-шар'иййа ли шайх ал-ислам Ибн Таймийа. Шараха ал-аллама аш-шайх Мухаммад ибн Салих ал-Усаймин. Каир, 2007. •

140. The Encyclopaedia of Islam. Leyden-London, 1913.

141. The Encyclopaedia of Islam. Leyden. EJ.Brill. 1986.

142. Ahmad ibn Hanbal (Makers of the muslim world). Oxford. 2006.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.