Религиозная танатология: сравнительное исследование генезиса религиозно-философских учений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Прихотько Валерия Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 466
Оглавление диссертации кандидат наук Прихотько Валерия Александровна
Оглавление
Введение
Глава 1. ТАНАТОЛОГИЯ РАННЕГО БУДДИЗМА
§1. Представление о смерти в религиозно-философской системе Индии
§1.1. Космогонические представления Древней Индии и их связь с ритуальной
практикой погребения
§1.2. Феномен смерти в гимнах Ригведы и Упанишадах
§2. Раннебуддийское осмысление смерти в проблематике пересемантизации
раннеиндийских мифологических идей
§2.1. Истоки представления о смерти в буддийском учении о мироздании
§2.2. Осознание смертности в буддизме как способ противостояния природе
непостоянства
§3. Танатология в первоисточниках раннего буддизма
§3.1. Учение о нирване и ее видах в контексте идеи об освобождении
§3.2. Основное предназначение психотехнической практики в танатологии
раннего буддизма
§4. Общее и особенное в буддийском и христианском осмыслении смерти
Глава 2. ТАНАТОЛОГИЯ РАННЕГО ВОСТОЧНОГО ХРИСТИАНСТВА
§1. Осмысление феномена смерти в раннем восточном христианстве
§1.1. Ветхозаветное и новозаветное учение о смерти
§1.2. Особенности восприятия смерти и их отражение в раннехристианском
мировоззрении
§2. Танатология в восточной патристике на примере доникейских
рассуждений
§2.1. Танатология в христианском мировидении мужей апостольских
§2.2. Танатология в христианских воззрениях апологетов
§3. Танатология в восточной патристике на примере наследия посленикейского
периода
§3.1. Танатология посленикейского периода в восточной патристике в
письменных творениях монашествующих
§3.2. Танатология в восточной патристике: воззрения отцов-капподокийцев на
природу смерти
3
§4. Общее и особенное в христианской и мусульманской трактовках
смерти
Глава 3. ТАНАТОЛОГИЯ РАННЕГО ИСЛАМА
§1. Влияние древнеаравийских верований на формирование представлений
о смерти в исламской религиозно-философской традиции
§1.1. Представления о смерти в Древней Аравии
§1.2. Вопрос о заимствовании идей о посмертном существовании из зороастризма,
иудаизма, христианства
§2. Феномен смерти в исламском мировоззрении
§2.1. Мусульманское вероучение о смерти
§2.2. Истоки атеистических настроений и проблема бессмертия в Коране
§3. Связь религиозности и обрядовой практики в мусульманской
похоронной традиции
§3.1. Значение ритуала в исламском осмыслении смерти
§3.2. Погребальный культ как долг уммы перед умершим
§4. К вопросу о сопоставлении буддийских и исламских представлений
о смерти
Заключение
Список использованных источников и литературы
4
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Этическая танатология Л. Н. Толстого: Толстовский опыт переживания смерти и его нравственно-религиозный смысл2003 год, кандидат философских наук Меситова, Светлана Александровна
Смерть как социокультурный феномен1999 год, доктор философских наук Шенкао, Мухамед Алиевич
Экологический аспект общественного сознания: Анализ религиозно-философских концепций2001 год, доктор философских наук Алилова, Калимат Мухтаровна
Проблема смерти в биоэтике и Православной традиции2007 год, кандидат философских наук Низова, Анна Владимировна
Русская религиозная танатология XIX-XX веков: аксиологический аспект2019 год, кандидат наук Орленко Ольга Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозная танатология: сравнительное исследование генезиса религиозно-философских учений»
Введение
Актуальность темы исследования. В XX‒XXI веках феномен смерти
получил новое осмысление в танатологии1 благодаря распространению идей
хосписного движения и практикоориентированной паллиативной помощи 2. Среди
самых крупных центров отметим национальные объединения и ассоциации
хосписной и паллиативной помощи: NHPCO (США), IAHPC (США), EAPC
(Италия), Help The Hospices, Российско-Британская Ассоциация хосписов, сеть
паллиативной помощи (APHN) в странах Тихоокеанского региона (Австралия,
Бангладеш, Япония, Монголия, Пакистан с центром в Сингапуре (SHC)).
Принимая во внимание культурное многообразие стран, перенимающих
передовой опыт, авторы документов, например, Европейская ассоциация
паллиативной помощи (ЕАПП), на современном этапе предлагают стандарты,
рекомендуя сохранять специфические особенности3, подчеркивая неизменность
идеологического базиса: уважение автономии и достоинства пациента,
необходимость осуществления им индивидуального планирования и принятия
решений, холистический подход к оценке его состояния. Предполагается, что при
оказании паллиативной помощи персонал принимает во внимание личностные,
культурные, религиозные ценности человека, а также законы, действующие
в стране его проживания. Всем участникам команды необходимо быть
нацеленными на устойчивое состояние страдающего при использовании
имеющихся у него ресурсов. В настоящее время отечественной системе
здравоохранения4 передается опыт англо-американской танатологической
1
Танатология включает не только изучение причин, механизмов и признаков смерти, но и процесса реагирования
на приближение ухода из жизни. См.: Горин А.А. Религиозная танатология. Конспект лекций. Казань : Казанский
(Приволжский) федеральный университет. Кафедра религиоведения философского факультета, 2014. С. 6.
2
Паллиативная медицинская помощь ‒ это подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов (детей и
взрослых) и их семей, столкнувшихся с проблемами, связанными с опасным для жизни заболеванием, путем
предотвращения и облегчения страданий за счет раннего выявления, тщательной оценки и лечения боли и других
физических симптомов, а также оказания психосоциальной и духовной поддержки. Определение ВОЗ, подробнее
см.: Паллиативная помощь взрослым и детям: организация и профессиональное обучение. Сборник документов
ВОЗ и ЕАПП. М. : Р. Валент, 2014. С. 11.
3
«Европейские нормы оказания помощи должны быть увязаны с определенными демографическими и
культурными характеристиками различных стран и регионов». Там же, с. 29, п. 2.3.
4
Законопроект № 592287-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи» (срок представления
поправок в тридцатидневный срок со дня принятия постановления; 14.02.2019) [Электронный ресурс].
5
традиции5. Актуальность темы исследования связана с поднимаемыми
паллиативным движением6 вопросами о ценности жизни7 и естественности
смерти, предоставляющими человеку возможности для личностного роста и
реализации своего потенциала, а также востребованностью профессионально
подготовленных специалистов, оказывающих духовную поддержку лицам,
страдающим от угрожающего жизни заболевания, «помощь в конце жизни»8 или в
период тяжелой утраты. Согласно междисциплинарной и
мультипрофессиональной концепции паллиативного подхода, круг компетентных
лиц должен включать представителей разнообразных направлений подготовки,
среди которых особо выделяются специалисты, осведомленные в вопросах
религии9. Нам представляется, что данный сегмент могли бы обслуживать
религиозные танатологи10, способные адаптировать предлагаемые западные
программы к российским условиям с учетом многонационального характера
государства, а также проводить компаративный анализ танатологических учений.
Объем представлений человека о смерти не поддается точной верификации по
причине связи с культурными корнями определенного народа, он включает в себя
восприятие, осмысление феномена, а также формирование мировоззрения,
поведения, выработку системы ценностей. Идея обретения бессмертия в разных
религиозных системах трактуется по-разному: гены потомства (иудаизм), вечное
Официальный сайт: «Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной
системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество»)» Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации. URL : http://sozd.duma.gov.ru/bill/592287-7 (дата обращения: 11.02.2019).
5
Последнее десятилетие на территории РФ в качестве факультативов для повышения танатологической
компетентности студентам медицинских училищ, колледжей и вузов предложены специальные курсы, например:
«Танатология и медицина», «Биоэтика», «Этические вопросы судебно-медицинской танатологии» – примеч. авт.
В.А. Прихотько.
6
Прихотько В.А. Появление и становление биоэтики в контексте проблем современной медицины // Актуальные
проблемы современной науки. № 4. М. : Издательство «Компания Спутник+», 2003. С. 81–83.
7
Прихотько В.А. Медицинские проблемы инкурабельных пациентов как фактор возникновения мысли о
самоубийстве и эвтаназии // Аспирант и соискатель. № 4. М. : Издательство «Компания Спутник+», 2003. С. 170–
171.
8
См.: Паллиативная помощь взрослым и детям: организация и профессиональное обучение. Сборник документов
ВОЗ и ЕАПП. М. : Р. Валент, 2014. С. 35. П. 3.4.
9
Рекомендации по разработке образовательных программ по паллиативной медицине в европейских медицинских
вузах. П. 3. Психосоциальные и духовные аспекты. См.: Паллиативная помощь взрослым и детям: организация и
профессиональное обучение. Сборник документов ВОЗ и ЕАПП. М. : Р. Валент, 2014. С.135.
10
Возможны разные варианты обозначения, например, В.В. Варава предлагает название «терминальные
антропологи». См.: Варава В.В. Современная российская танатология (опыт типологического описания) // HOMO
MORTALIS ‒ ЧЕЛОВЕК СМЕРТНЫЙ : альманах / сост. С. Роганов. М. : ООО «Печатные традиции», 2009. С. 95‒
113.
6
сохранение тела, мумификация (древнеегипетская теория), растворение тела и
духа умерших во Вселенной, «…вхождение их в космическое «тело», в вечный
круговорот материи» (восточные учения)11. Исследование ранних устойчивых
представлений о проблеме умирания в мировых религиях, а также решение
вопроса о возможности их сопоставления необходимы современному обществу,
так как дают информацию об изменении отношения к феномену в разной
культурной среде, социальном измерении индивидуальной смерти. Отношение
к конечности существования – критерий оценки не только жизни конкретного
индивида, но и жизнеспособности религии, пытающейся объяснить
происхождение жизни и ее значение для конкретного человека. Все мировые
религии так или иначе осмысляют этот феномен. Схожесть взглядов заключается
во мнении, что факт прекращения существования требует глубокого осмысления,
это источник мудрости и нравственного сознания, тем не менее, различия,
проявляющиеся в способах реагирования на данное событие, существенно влияют
на каждую традицию, делая ее неповторимой. Так как в основе паллиативной и
хосписной помощи лежат ценности западных христианских (католических и
протестантских) танатологических представлений, своевременное изучение (в том
числе решение вопроса о возможности сравнительного анализа) буддийского,
восточного христианского и исламского учений способно внести корректировки
в аксиологическое осмысление проблематики взаимодействия культур и
ликвидировать обозначенные пробелы.
Степень научной разработанности проблемы. Смерть представляет собой
феномен, отсутствующий в личном прижизненном опыте, являющийся
имманентным по отношению к жизни в индивидуальном и социальном опытах.
При исследовании данного явления возникает проблема непознаваемости
предмета на индивидуальном уровне, так как пережить факт собственной смерти
невозможно. Каждый из ученых, размышлявших данную на тему, предлагал свой
способ изучения осмысления человеком конечности существования. С позиции
Третьяков А.В. Танатология // Энциклопедия религий / под. ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян.
11
М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2008. C. 1231−1233.
7
социологии, различных направлений структурного функционализма феномен
смерти рассматривался учеными: Э. Дюркгеймом12, Б. Малиновским13, А. ван
Геннепом14. Попытка обращения к природе явления осуществлена
основоположником психоанализа З. Фрейдом15. Критика танатологической
концепции З. Фрейда прослеживается в работах философа и литературоведа
Р. Жирара16. Для изучения общего и особенного в восприятии разными народами
завершения существования нам необходимо обратиться к составляющим
архаической ментальности, имеющей многослойную структуру, как к глубинному
источнику мотивации. О значении изучения национального менталитета
рассуждали такие ученые, как М. Блок, Л. Леви-Брюль, Ж. Ле Гофф17. Научная
методология танатологии получила свое развитие в рамках историографического
подхода школы «Анналов» (Л. Февр и Ф. Арьес18). Тема связи сущности
менталитета и духовности раскрывается в работах современных отечественных
авторов: А.А. Королева19, Г.М. Васильевой20, А.А. Еромасовой21. Осмысление
менталитета как в большей степени религиозного феномена, нежели
исключительно национального, базируется на концепции Н.М. Ракитянского22,
созданной на основе взглядов А.Ф. Лосева и его ученика В.В. Можаровского о
12
Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / пер. с франц. ; изд. подготовил Вал. А. Луков. СПб. : Союз,
1998. 496 с.
13
Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии /
сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М. : Аспект-Пресс, 1996. С. 263–277.
14
Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / пер. с франц. М. : Издательская фирма
«Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.
15
Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения; Я и Оно; Неудовлетворенность культурой. СПб. : Алетейя, 1998.
С. 42. Также см.: Фрейд З. Влечения и их судьба ; ил. Ганса Грюндига, Пауля Клее, Анри Матисса, Пабло Пикассо,
Павла Филонова. М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. С. 138.
16
Жирар Р. Насилие и священное / пер. с франц. Г. Дашевского. М. : Новое литературное обозрение, 2000. 400 с.
17
Левинсон К.А. История ментальности в Европе. Очерки по основным темам / под ред. Динцельбахера // История
ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М. : РГГУ, 1996.
255 с.
18
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / пер. с франц. ; общ. ред. Оболенской С.В. ; предисл. Гуревича А.Я. М. :
Прогресс, 1992. С. 5–32.
19
Королев А.А. Этноменталитет: сущность, структура, проблема формирования : научная монография. М. : Изд-во
Моск. гуманит. ун-та «Социум», 2011. 68 с.
20
Васильева Г.М. История европейской ментальности : учеб. пособие. Новосибирск : НГУЭУ, 2011. 228 с.
21
Еромасова А.А. Русский менталитет: антропо-культурное своеобразие: на материалах Дальнего Востока : дис. …
доктора философских наук. Южно-Сахалинск, 2011. 391 с.
22
Ракитянский Н.М. Теоретический и методологический потенциал понятия «менталитет» // Социально-
психологические проблемы ментальности / менталитета : сборник научных статей XII Международной научной
конференции. Вып. 12 / под ред. К.Е. Кузьминой, И.В. Морозиковой, Н.П. Сенченкова ; Смоленский
государственный университет. Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2016. С. 210‒218.
8
догматическом переосмыслении религиозного откровения23. А.Я. Гуревич24
является разработчиком русской философской танатологии, дисциплины,
изучающей смерть как коллективный феномен. В своих трудах25 автор отмечает,
что изучению особенных черт народа способствует выявление его отношения
к феномену смерти. Т.В. Чумакова26 одной из первых ученых поставила
глубинный вопрос о возможном совмещении моделей времени в древнерусской
культуре, «круговой» (выраженной русской архаикой в идее о перевоплощении) и
«линейной» (появившейся в процессе христианизации), повлиявших на
формирование некоторой двойственности в восприятии конца существования.
Данную научную традицию иллюстрируют работы Л.А. Софроновой27,
посвященные изучению взаимодействия смысловых коннотаций категорий жизни
и смерти, Л.Н. Виноградовой28, рассматривающей эти противоположности как
бинарные оппозиции. Представления о смерти в народной культуре ‒ это
специфический пласт знаний о традиционном мировоззрении, поэтому имеет
значение восприятия факта смерти индивида обществом в контексте ощущения
времени. Например, Р. Сулима29 в славянской культуре видит протяженный во
времени символический переход от одного пространства к другому. В то же время
изучение текстов восточнославянских народов дают основание Л.В. Лившуну30
считать, что в православном каноническом мировосприятии биологическая
23
Согласно данной интерпретации, психоментальным образованием является концепт, замещающий в процессе
мышления некоторое количество предметов одного и того же рода, представляющий собой
сложноструктурированный феномен, состоящий из понятийной, перцептивно-образной и ценностной
составляющих. Категории жизни и смерти, а также осмысление достоинства по отношению к данным эпизодам
картины мира ‒ это базовые концепты миропонимания любого этноса – примеч. авт. В.А. Прихотько.
24
Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной
историографии // Одиссей. Человек в истории : альманах. 1989. М. : Наука, 1989. С. 114–135.
25
Гуревич А.Я. Новая историческая наука во Франции: достижения и трудности (критические заметки медиевиста)
// История и историки. М., 1985. С. 122–123.
26
Чумакова Т.В. Смерть и бессмертие в древнерусской культуре // Философский век : альманах. Вып. 10.
Философия как судьба: Российский философ как социокультурный тип / отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин.
СПб. : Санкт-Петербургский Центр истории идей, 1999. С. 256‒265.
27
Софронова Л.А. Предисловие // Категории жизни и смерти в славянской культуре. Сборник статей. М. :
Институт славяноведения РАН, 2008. С. 3‒6.
28
Виноградова Л.Н. Смерть хорошая и плохая в системе ценностей традиционной культуры. Категории жизни и
смерти в славянской культуре // Категории жизни и смерти в славянской культуре. Сборник статей. М. : Институт
славяноведения РАН, 2008. С. 48‒57.
29
Там же.
30
Левшун Л.В. Оппозиция жизнь / смерть в произведениях восточнославянской книжности XI‒XVII веков //
Категории жизни и смерти в славянской культуре. Сборник статей. М. : Институт славяноведения РАН, 2008. С.
196‒211.
9
смерть мыслится как граница в случае смертности тела индивида и бессмертия
его духа, но не между двумя мирами ‒ земным и небесным. Различные модели
осмысления характерны для каждой культурной среды, могут быть вариативны
в определённой религиозной традиции. С.В. Рязанцев в своей книге
«Танатология»31 предлагает рассматривать проблему смерти в историко-
культурологическом аспекте. Известные российские мыслители: А.В. Демичев,
Л.А. Седов, И.Н. Лаврикова – внесли свой вклад в исследование этой темы.
А.В. Демичев в диссертации32 поднимает проблему осознания индивидом
собственной аутентичности через осмысление конечности своего существования.
В.Ш. Сабиров в своем исследовании33 предлагает изучать и учитывать
религиозный опыт при решении проблем, связанных с жизнью и смертью. Для
осуществления анализа автор предлагает схему, в которой присутствуют
критерии: трактовка смерти и смертности человека (онтология смерти); оценка
смерти (аксиология смерти); представление о бессмертии (метафизика смерти);
моральные императивы (нормативная этика смерти). В одном из своих трудов34
В.Ш. Сабиров ставит вопросы о глубине постижения феномена «смерть» и
целостности его восприятия западной танатологией. В других статьях35 автор
обращается к вопросу о происхождении танатологии как научного знания,
полагая, что она оказалась во власти позитивистской методологии, из-за чего
концепт «смерть» в ней рассматривается отдельно от жизни. Данную проблему
изучает И.С. Изотова36, рассуждая о медицинской танатологии и отмечая факт
особого сосредоточения в XIX–XX вв. на биологических механизмах умирания
в рамках появившихся критериев научности (формирование методологии,
31
Рязанцев С. Танатология – наука о смерти. СПб. : Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. 381 с.
32
Демичев А.В. Философские и культурологические основания современной танатологии : автореф. дис. … докт.
философских наук : 09.00.13. СПб., 1997. 36 с.
33
Сабиров В.Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие // Человек. 2000. № 5. С. 9–17; Сабиров В.Ш. Жизнь. Смерть.
Бессмертие // Человек. 2000. № 6. С. 36–49.
34
Сабиров В.Ш. Проблема страха смерти в современной танатологии // Философский анализ явлений духовной
культуры: Теоретический и исторический аспекты. М. : Наука, 1984.
35
См.: Сабиров В.Ш. Концепция человека в современной западной танатологии // Школа Мысли. Альманах
гуманитарного знания. Новосибирск, 2006. С. 29–35; Сабиров В.Ш. О мировоззренческих основах современной
западной танатологии // Человек. Вып. 5. М., 2002. С. 99–111.
36
Изотова И.С. Научное осмысление смерти: историография проблемы // Гуманитарные исследования на Дальнем
Востоке и в Восточной Сибири (ГИСДВ). Владивосток : Издательство ДВГУ. 2010. №3(11). С. 264–273.
10
утверждение существования объективного знания). Ю.М. Сердюков подробно
анализирует состояние NDE (Near Death Experience) и его причины, среди
которых изменение под воздействием кислородного голодания и повышения
концентрации углекислого газа функций различных отделов коры больших
полушарий, а также таламуса, одного из самых древних образований головного
мозга. Исследователь указывает на постепенную деградацию функций головного
мозга: «…по направлению от самых молодых (кора больших полушарий)
к филогенетически более древним образованиям (мозговой ствол, мозжечок),
а также деградации и дезинтеграции психики, которая характеризуется
аффективно-протопатическим сдвигом»37. Ю.М. Сердюков считает «поток
переживаний» термином, наиболее близко отражающим описание
околосмертного опыта38. Сравнительный анализ осмысления смерти и
посмертного состояния разными религиями осуществлен современными
авторами. Например, О.А. Макарова39 предлагает в качестве заключения
пространные выводы. Так, сходство в осмыслении смерти мировыми религиями,
по мнению автора, заключается в работе над страхом смерти, что достигается
моделированием перехода из одного состояния человека в другое. Более
подробное исследование Н.В. Ганиной40 посвящено проблеме общей эволюции
представлений о загробном мире в культурах мира. Автор рассматривает
особенности циклической концепции, линеарных представлений о посмертном
существовании души на основе сакральных текстов41, отмечая, что в XX веке в
рамках танатологии разрабатывались различные ракурсы этой проблемы, однако
37
Сердюков Ю.М. Основания веры в «иной мир» // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке.
Хабаровск : Дальневосточный государственный университет путей сообщения. 2015. № 4 (48). С. 71–77.
38
Автор идеи выражает уверенность в существовании «иного» («загробного») мира, представляющего собой
некую субъективную реальность, обусловленную клинической смертью и ее составляющими. По мнению ученого,
данный околосмертный опыт, возникающий в терминальном состоянии сознания, является основой картины
загробного мира, элементы которой стали частью устных преданий и сакральных текстов. Подробнее см.:
Сердюков Ю.М. Основания веры в «иной мир» // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке.
Хабаровск : Дальневосточный государственный университет путей сообщения. 2015. № 4 (48). С. 71–77.
39
Макарова О.А. Сравнительный анализ отношения к смерти и посмертному состоянию в мировых религиях и
иудаизме // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. № 2. С. 111–115.
40
Ганина Н.В. Эволюция представлений о загробном мире (религиозно-мифологический аспект) : автореф. дис. ...
канд. Культурологии : 24.00.01. М. : МГУКИ, 2005. 23 с.
41
Речь идет о следующих книгах: Библия, Коран, Авеста, Веды, Пополь-Вух, Бардо Тходол, Египетская книга
мертвых – примеч. авт. В.А. Прихотько.
11
мифологический аспект был исследован недостаточно. А.С. Иванова42 обращается
к изучению танатологии индуизма, выделяя проблему смерти в индуистском
решении как неразработанную, в которой исследователей интересуют прежде
всего идеи реинкарнации, чаще встречающиеся в упрощенном виде. Автор
поднимает проблему некорректности использования понятий, что нередко
приводит к искажению результатов. Например, исследователь отмечает, что
немногие авторы используют буддийское понятие «нирвана», четко
разграничивая его с концепцией мокши в индуизме. В ее работах43 изучается
содержание мифологического образа божества смерти в индуизме. Смерть, по
выводам автора, представляет собой нечто запретное, оскверняющее, грешное,
второстепенное, мешающее развитию и спасению, не имеющее четких
дефиниций, чаще всего метафорически воспроизводимое понятие. И.В. Вишев44
рассматривает аспекты триединства «жизнь – смерть – бессмертие» с точки
зрения философской антропологии и религиоведения. По оценке Л.А. Седого45,
смерть становится узловым пунктом в общей системе представлений людей
определенной культуры. Ю.В. Орлова46 предлагает анализ данных, полученных
в ходе психологического исследования феномена «смерть». И.Н. Лаврикова47
выделяет и представляет в виде классификации три основные формы духовной
защиты от страха смерти, обоснованные в философии в ходе ее развития. За
основу классификации автор принимает отношение к идее вечности
человеческого «Я», предлагая, таким образом, три формы: 1) теолого-
мистическую, основанную на признании вечности человеческой
42
Иванова А.С. Танатология индуизма в отечественной науке: основные направления исследований и проблемы.
[Электронный ресурс]. URL : http://religiopolis.org/religiovedenie/7963-v-kontekste-induizma.html (дата обращения:
15.03.2015).
43
Иванова А.С. Особенности изучения индуистской танатологической проблематики в отечественном
религиоведении // Гуманитарное пространство. Т. 4. 2015. № 5. С. 869–875; Иванова А.С. Танатологические
аспекты индуистской мифологии [Электронный ресурс]. URL : http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/133887/1/61-
69.pdf (дата обращения: 01.12.2017).
44
Вишев И.В. Проблема бессмертия человека: философско-антропологический и религиоведческий аспекты.
Проблемы иммортологии // Вестник ЮУрГУ. Вып. 7. 2006. № 17(72). С. 219–222. (Серия : «Социально-
гуманитарные науки»).
45
Седов Л.А. Типология культур по критерию отношения к смерти // Синтаксис. № 26. Париж, 1989. С. 159–192.
46
Орлова Ю.В. Смысловые установки личности в понимании феноменов «жизнь» и «смерть» : автореф. дис. ...
канд. псих. Наук : 19.00.01. СПб., 2007. 30 с.
47
Лаврикова И.Н. Поиск бессмертия как лекарство от страха смерти (становление представлений о смерти и
бессмертии в истории культуры) // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 1. С. 179–184.
12
индивидуальности (Платон, Плотин, Августин); 2) форму, основанную на
признании конечности «Я», окончательности смерти; при этом принимаются идеи
биологического и творческого бессмертия человечества (Л. Фейербах, Г.В.Ф.
Гегель); 3) нейтральную форму: подготовку к акту смерти без апелляций
к вечности – индивидуальности (Сократ, Эпикур, М. Монтень). В курсе лекций
А.А. Горина48 по религиозной танатологии большинство тем посвящено
сравнительному анализу, труд данного автора особенно ценен обращением
к танатологии религий Дальнего Востока.
Для исследования танатологии раннего буддизма49 нами исследованы
Сутта-питака тхеравады (Никая), состоящая из пяти никай, или «собраний»,
в частности ее первый раздел Дигха никая («Длинное собрание»), к которому
относятся «Сутра запуска колеса проповеди»50 (Самьютта никая LVI.2.1), «Малая
сутра о Малункье»51 (Мадджхима никая 63), «Махапариниббана-сутта» («Сутра о
великой кончине»). Для более точного прочтения текстов, посвященных вопросу
ухода в нирвану, мы обращались к четвертому разделу Никаи – Ангуттаре.
Рассмотрение феномена смерти считаем возможным на основе текстов второго и
восьмого разделов Кхудака никаи («Собрание кратких поучений»):
«Дхаммапады» («Стезя Дхаммы») – собрания популярных дидактических стихов
и «Джатак» («Истории рождения»). При работе с текстами ценность
представляют комментарии Буддхагхоши, жившего в IV–V вв. н.э., составившего
пять комментариев к Сутте, три комментария – к Абхидхамме, прославившегося
своим трактатом «Висуддхимагга», или «Путь очищения». Проблема
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Трансформация феномена культа в контексте отечественной танатологии2004 год, доктор культурологии Мордовцева, Татьяна Васильевна
Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К.Д. Бальмонта2005 год, кандидат филологических наук Цыкунова, Галина Владимировна
Понятие о воздаянии в обыденном религиозном сознании христиан и буддистов: общее и особенное1999 год, кандидат философских наук Левит, Инга Витальевна
Гуманность в контексте культурных традиций Востока и Запада2011 год, доктор философских наук Швачкина, Людмила Александровна
Непостижимость смерти как этико-философская проблема2016 год, кандидат наук Слепокуров, Алексей Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Прихотько Валерия Александровна, 2020 год
Список использованных источников и литературы
1. Aнгуттара Никая IX. 36 Джхана Сутта (в переводе с англ.
Д. Ивахненко по переводу с пали Тханиссаро Бхикху) [Электронный ресурс]. –
Режим доступа : http://dhamma.ru/canon/an/an9-36.htm
2. Абдуллоев, Д. Зороастрийские реликты / Д. Абдуллоев // Культуры
степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. – Кн. 2. – CПб.
: ИИМК РАН, Периферия, 2012. – C. 561–564.
3. Абдуллоев, Д. Этапы перехода к мусульманскому погребальному
обряду в Средней Азии / Д. Абдуллоев // Записки ИИМК РАН. – Вып. 5. – СПб. –
2010. – С. 200–210.
4. Абрахам, К. Становление психоаналитической концепции мифа :
сборник / К. Абрахам, О. Ранк, Г. Закс, К. Густав, Ф. Зигмунд ; пер. с нем.; сост.
В. Менжулин – М.: Совершенство, 1998. – 512 с.
5. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного
Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Апостол / архиеп. Аверкий (Таушев). –
М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. – 848 с.
6. Авеста: Избранные гимны / пер. с авест. и коммент. проф. И.М.
Стеблин-Каменского ; предисл. проф. В.А. Лившица. – Душанбе : Адиб, 1998. –
176 с.
7. Авеста в русских переводах (1861–1996) / сост., общ. ред. и
справочный раздел И.В. Рака. Видевдат, 19:29–30 ; пер. К.А. Коссовича. – СПб. :
Журнал Нева ; РХГИ, 1997. ‒ 480 с.
8. Адаменко, Н.А. Изменение отношения к смерти как один из
критериев воцерковленности / Н.А. Адаменко // Альманах Свято-Филаретовского
православно-христианского института. – Вып. 1. – М. : Свято-Филаретовский
православно-христианский институт, 2007. – С. 143‒164.
9. Ажимов, Ф.Е. Метафизические проблемы взаимоотношения
философии и литературы / Ф.Е. Ажимов // Гуманитарные исследования в
Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2010. – №3. – С. 56–62.
205
10. Азизова, Н.Р. Сравнительная характеристика мусульманских и
еврейских кладбищ: региональный компонент / Н.Р. Азизова // ASPECTUS. – №3.
Краснодар : Издательство «Светочь». – 2014. – № 3. – С. 57–60.
11. Алексеев, И.Л. Аллах / И.Л. Алексеев // Энциклопедия религий / под
ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М. : Академический Проект :
Гаудеамус, 2008. – С.56–57.
12. Алексеев, И.Л. Казанское миссионерское исламоведение и проблема
восприятия ислама в русском обществе / И.Л. Алексеев // Религиоведение. – 2001.
– № 2. – С. 84–97.
13. Алексеев, И.Л. Ислам / И.Л. Алексеев, А.В. Коротаев // Энциклопедия
религий / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М. :
Академический Проект : Гаудеамус, 2008. – С. 545–553.
14. Альтшулер, М.С. Русские похоронные причитания. Виды, формы,
генезис, бытование : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Марина
Сергеевна Альтшулер. – М., 2007. – 26 с.
15. Андросов, В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное
истолкование древних текстов / В.П. Андросов. – М. : Восточная литература РАН,
2001. – 326 с.
16. Андросов, В.П. Происхождение буддизма (к методике и теории
изучения). Религии Древнего Востока / В.П. Андросов. – М. : Изд-я фирма
«Восточная литература» РАН, 1995. – 344 с.
17. Антипов, М.А. Страх как форма отношения человека к смерти / М.А.
Антипов // Известия ПГПУ. Общественные науки. Социологические и
политологические науки. – 2006. – № 2(6). – С. 5–9.
18. Антоний, митр. Сурожский. Беседа о притчах / митр. Сурожский
Антоний // Труды. – М. : Практика, 2002. – С. 617– 626.
19. Антоний, митр. Сурожский. Оживший из мертвых / митр. Сурожский
Антоний // Человек. – 1996. – № 6. – С. 88–104.
20. Антоний, митр. Сурожский. Смерть / митр. Сурожский Антоний //
Труды. – М. : Практика, 2002. – С. 57–80.
206
21. Антонов, К.М. Каппадокийцы / К.М. Антонов // Религиоведение :
энцикл. слов. / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М. :
Академический Проект, 2006. – С. 487–488.
22. Аравия. Материалы по истории открытия / пер. с нем. ; предисл. А.Г.
Лундин ; отв. ред. Г.М. Бауэр. – М. : Наука. Главная редакция восточной
литературы, 1981. – 368 с.
23. Арага, Карма Чагме. Путь через врата Смерти. Наставления к
«Тибетской книге мертвых» / Карма Чагме Арага. – Улан-Удэ : Кундролинг, 1999.
– 136 с.
24. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес // пер. с фр. ; общ.
ред. С.В. Оболенской ; предисл. А.Я. Гуревича. – М. : Прогресс, 1992. – 528 с.
25. Атхарваведа: Избранное / пер. Т.Я. Елизаренковой. – М. : Наука.
Главная редакция восточной литературы, 1976. – 406 с.
26. Афанасий Александрийский, свт. Слово на слова от Мф. 11, 27 / свт.
Афанасий Александрийский // Христианская библиотека [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://mystudies.narod.ru/library/a/athanasius/mt.htm
27. Башарин, П.В. Зороастризм / П.В. Башарин // Энциклопедия религий /
под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М. : Академический
Проект : Гаудеамус, 2008. – С. 463–466.
28. Башкиров, В., прот. Смерть человека в истории религиозной мысли и
святоотеческом предании / прот. В. Башкиров // Труды Минской духовной
академии. – 2014. – № 11. – С. 26–67.
29. Башкиров, В., прот. Смерть человека в истории религиозной мысли и
святоотеческом предании / прот. В. Башкиров // Труды Минской духовной
академии. – 2015. – № 12. – С. 45–93.
30. Беляков, А.О. Генезис и основные тенденции развития буддизма в
Приамурье (философско-религиозный анализ) : дис. … канд. филос. наук :
09.00.14 / Алексей Олегович Беляков. – Благовещенск : АмГу, 2011. – 171 с.
31. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по
социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. − М. : Медиум, 1995. − 323 с.
207
32. Бессмертные ли дух и душа человека? Жизнь после смерти.
[Электронный ресурс]. Христианский портал «Апологетика». – Режим доступа :
http://apologetica.ru/kniga/15-2.html
33. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета
канонические. – СПб. : Христианское общество «Библия для всех», 1997. – 1317 с.
34. Бойс, М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / М. Бойс ; пер. с англ.
И.М. Стеблин-Каменского ; послесл. Э.А. Грантовского. – М. : Главная редакция
Восточной литературы изд-ва «Наука», 1987. – 303 с.
35. Буддизм. Четыре благородных истины. – М. : ЗАО Изд-во ЭКСМО-
Пресс ; Харьков : Изд-во Фолио, 2001. – 992 с. – (Серия : «Антология мысли»).
36. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н.
Булгаков. – М. : Республика, 1994. – 415 с.
37. Бэшем, А.Л. Чудо, которым была Индия / А.Л. Бэшэм. – М. :
Восточная литература, 2000. – 614 с.
38. Варава, В.В. Современная российская танатология (опыт
типологического описания) / В.В. Варава // HOMO MORTALIS ‒ ЧЕЛОВЕК
СМЕРТНЫЙ : альманах / сост. С. Роганов. – М. : ООО «Печатные традиции»,
2009. ‒ С. 95‒113.
39. Вартаньянц, О.Р. Философские и духовные аспекты старения.
Психологический контекст феномена «смерть» / О.Р. Вартаньянц, О.С. Васильева
// Психология зрелости и старения. – М. : Центр Геронтолог. – 2010. – №1 (весна).
– С. 37.
40. Василиадис, Н. Таинство смерти / Н. Василиадис. – Сергиев Посад :
СТЛ, 1998. – 591с.
41. Васильева, Г.М. История европейской ментальности : учеб. пособие /
Г.М. Васильева. ‒ Новосибирск : НГУЭУ, 2011. ‒ 228 с.
42. Василий Великий, свт. Предначертание подвижничества
[Электронный ресурс] / свт. Великий Василий. – Режим доступа :
http://mystudies.narod.ru/library/b/basil_gr/prednachert.htm
208
43. Василий Великий, свт. Творения : в 2 т. – Т. 1: Догматико-
полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы / свт. Василий
Великий. – М. : Сибирская Благозвонница, 2009. ‒ С. 695 ‒696.
44. Васубандху. Учение о карме / Васубандху. ‒ СПб. : Петербургское
востоковедение, 2000. ‒ 368 с.
45. Вебер, М. Социология религии (типы религиозных сообществ) /
М. Вебер // Избранное. Образ общества / пер. с нем. – М. : Юрист, 1994. – 704 с.
46. Виноградова, Л.Н. Смерть хорошая и плохая в системе ценностей
традиционной культуры. Категории жизни и смерти в славянской культуре / Л.Н.
Виноградова // Категории жизни и смерти в славянской культуре : сборник статей.
‒ М. : Институт славяноведения РАН, 2008. ‒ С. 48–57.
47. Вишев, И.В. Проблема бессмертия человека: философско-
антропологический и религиоведческий аспекты. Проблемы иммортологии /
И.В. Вишев // Вестник ЮУрГУ. – Вып. (7). – 2006. – № 17 (72). –– С. 219–222. –
(Серия : Социально-гуманитарные науки).
48. Вопросы Милинды // Восточная философия: Вводный курс.
Избранные тексты / М.Т Степанянц. – М. : Восточная литература РАН, 2001. ‒
С. 163–173.
49. Выписки из святых отцов о смерти. Смерть – избавление от дурной
бесконечности греховной жизни падшего человека [Электронный ресурс]. Сайт
Церкви Иоанна Богослова. – Режим доступа :
http://www.omolenko.com/biblio/death.htm
50. Гайденко, П.П. Смерть / П.П. Гайденко // Новая философская
энциклопедия : в 4 т. – Т. 3 / Ин-т Философии РАН ; Нац. общ.-научн. фонд ;
научн. ред. Совет : предс. В.С. Степин ; заместители предс. : А.А. Гусейнов,
Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М. : Мысль, 2001. – С. 517–573.
51. Ганина, Н.В. Эволюция представлений о загробном мире (религиозно-
мифологический аспект) : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 /
Наталья Викторовна Ганина. – М. : МГУКИ, 2005. – 23 с.
209
52. Геннеп, А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов
/ А. ван Ганнеп ; пер. с франц. – М. : Издательская фирма «Восточная литература»
РАН, 1999. – 198 с.
53. Геродот. История : в 9 кн. / Геродот ; перев. Г.А. Стратановского. –
М. : Ладомир ; ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 752 с.
54. Голикова, С.В. Похоронные обряды русских Урала середины XIX –
начала XX века / С.В. Голикова // Вестник археологии, антропологии и
этнографии / Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения
Российской академии наук. – 2012. – № 4 (19). С. 118–122.
55. Голубцов, А.П. Из чтений по Церковной Археологии и литургике
(археология места молитвенных собраний история церковной живописи)
[Электронный ресурс] / А.П. Голубцов. – Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golubcov/iz-chtenij-po-tserkovnoj-arheologii-i-
liturgike-arheologija-mesta-molitvennyh-sobranij-istorija-tserkovnoj-zhivopisi/
56. Горин, А.А. Религиозная танатология : конспект лекций / А.А. Горин.
– Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет. Кафедра
религиоведения философского факультета, 2014. – 89 с.
57. Грантовский, Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии /
Э.А. Грантовский ; Институт востоковедения РАН. – 2–е изд., испр. и доп. –
М. : Вост. Лит., 2007. – 510 с.
58. Грибанова, Н.С. Похоронно-поминальная обрядность русского
населения с. Васильевка Усть-Калманского района: традиции и современность /
Н.С. Грибанова, Т.С. Проскурина // Полевые исследования в Верхнем Приобье и
на Алтае. 2008 г.: Археология, этнография, устная история. – Вып. 5: Материалы
V регион. науч.-практ. конф. 4–6 дек. 2008 г. / под ред. М.А. Демина, Т.К.
Щегловой, А.Н. Телегина. – Барнаул : АлтГПА, 2009. – С. 92–100.
59. Григорий Богослов, свт. Слово 35. В память мучеников и против
ариан / свт. Григорий Богослов // Собрание творений : в 2т. – Т. 1. –
М. : Сибирская Благозвонница, 2010. – 898 с.
210
60. Григорий Нисский, свт. Аскетические сочинения и письма / свт.
Григорий Нисский; издание подготовлено Т.Л. Александровой ; под общ. ред.
А.Г. Дунаева. – М. : Издательский Совет русской Православной Церкви, 2007. –
336 с.
61. Григорий Нисский, свт. Избранные творения / свт. Григорий Нисский
; сост. свящ. Александра Гумерова. – 3-е изд. – М. : Изд-во Сретенского
монастыря, 2014. – 384 с.
62. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека / свт. Григорий
Нисский // Творения иже во святых отцах нашего Григория, Епископа Нисского :
в 8 ч. – Ч. 1 – М., 1861. – С. 76–222 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://mstud.org/library/g/greg_nyss/ustroen/content.htm
63. Григорий Нисский, свт. Против учения о судьбе [Электронный
ресурс] / свт. Григорий Нисский. – Режим доступа :
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/protiv_ucheniya_o_sudbe/
64. Гришков, А.М. Онтология погребальной культуры в контексте
развития танатологических представлений : автореф. дис. ... канд. филос. наук :
09.00.01 / Александр Матвеевич Гришков. – М. : МГУ, 2003. – 27 с.
65. Гроф, С. Человек перед лицом смерти / С. Гроф. ; пер. с англ.
А. Неклесса. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 239 с.
66. Гуревич, А.Я. Новая историческая наука во Франции: достижения и
трудности (критические заметки медиевиста) / А.Я. Гуревич // История и
историки. – М., 1985. – С. 122–123.
67. Гуревич, А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о
новом направлении в зарубежной историографии / А.Я. Гуревич // Одиссей.
Человек в истории : альманах. – М. : Наука, 1989. – С. 114–135.
68. Гуревич, А.Я. Филипп Арьес: Смерть как проблема исторической
антропологии / А.Я. Гуревич // Ф. Арьес. Человек перед лицом смерти. –
М. : Прогресс, 1992. –С. 5–32.
69. Гусев, Д.В., Эсхатология и ожидание будущего в мифологическом
мышлении / Д.В. Гусев, И.В. Желтикова // Ученые записки Орловского
211
государственного университета №1. Орловский государственный университет. –
2010. – С. 62–68.
70. Давыденков, О., иер. Догматическое богословие : в 4 ч. – Ч. 3 / иер.
О. Давыденков. – М. : Изд-во ПСТБИ, 1997. – 292 с.
71. Давыдов, И.П. Гностицизм / И.П. Давыдов // Религиоведение : энцикл.
слов. / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. –
М. : Академический Проект, 2006. – С. 240–242.
72. Давыдов, И.П. Григорий Богослов / И.П. Давыдов // Религиоведение :
энцикл. слов. / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. –
М. : Академический Проект, 2006. – С. 255.
73. Давыдов, И.П. Григорий Нисский / И.П. Давыдов // Религиоведение :
энцикл. слов. / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. –
М. : Академический Проект, 2006. – С. 255–256.
74. Давыдов, И.П. Секты монофизитские / И.П. Давыдов //
Религиоведение : энцикл. слов. / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова,
Е.С. Элбакян. – М. : Академический Проект, 2006. – С. 972–973.
75. Давыдов, И.П. Секты раннего христианства / И.П. Давыдов //
Религиоведение : энцикл. слов. / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова,
Е.С. Элбакян. – М. : Академический Проект, 2006. – С. 973– 974.
76. Дандарон, Б.Д. Мысли буддиста. «Черная тетрадь» / Б.Д. Дандрон. –
СПб.: Алетейя, 1997. – 280 с.
77. Дашковский, П.К. К дискуссионным аспектам изучения религиозно-
мифологической системы кочевников Горного Алтая пазырыкского времени /
П.К. Дашковский, А.А. Тишкин // Известия Алтайского университета. – Вып. 4/2.
– 2008. – С. 46–59.
78. Дворецкая, М.Я. Интегративная антропология: учеб. пособие /
М.Я. Дворецкая. – Санкт-Петербург : Институт практической психологии, 2003. –
611 с.
212
79. Дворкин, А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви :
курс лекций / А.Л. Дворкин. – 4-е изд., испр. – М. : Христианская библиотека,
2012. – 935 с.
80. Демичев, А.В. Дискурсы смерти. Введение в философскую
танатологию / А.В. Демичев. – СПб. : ИНАПРЕСС, 1997. – 144 с.
81. Демичев, А.В. Философские и культурологические основания
современной танатологии : автореф. дис. …докт. философских наук : 09.00.13 /
Андрей Витальевич Демичев. – СПб., 1997. – 36 с.
82. Денисенко, А. В начале было убийство: бессмертный Рене Жирар и
преодоление секулярного / А. Денисенко // Страницы: Богословие. Культура.
Образование. – Вып. 20:1. – М. : ББИ, 2016. – С. 113–120.
83. Денисова, Т.Ю. Смерть – предельное одиночество? / Т.Ю. Денисова //
Человек. – 2008. – №5. – С. 105–118.
84. Джатаки, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы / пер. с санскрита А.
Баранникова и О. Волковой. – СПб. : Издательство Чернышева, 1993. – 192 с.
85. Дигха Никая 16. Махапариниббана-сутта. Великое окончательное
освобождение [Электронный ресурс] / ред. на основе палийского оригинала Д.А.
Ивахненко ; пер. с английского Ешея Дорже по переводу пали сестры Ваджиры и
Френсиса Стори. – Режим доступа : http://dhamma.ru/canon/dn/dn16.htm
86. Душа и бессмертие в текстах Библии: противоречия интерпретаций
[Электронный ресурс]. Сайт Библиотеки РГУ им. С.А. Есенина. – Режим доступа :
http://library.rsu.edu.ru/archives/6629
87. Дхаммапада // Буддизм. Четыре благородных истины. – М. : Изд-во
ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 25–90.
88. Дьяконов, М.М. Очерк истории древнего Ирана / М.М. Дьяконов. –
М. : Издательство восточной литературы, 1961. – 444 с.
89. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд / пер. с франц. ;
изд. подготовил Вал. А. Луков. – СПб. : Союз, 1998. – 496 с.
90. Елизаренкова, Т.Я. Язык пали / Т.Я. Елизаренкова, В.Н. Топоров. – 2-е
изд. – М. : Вост. лит., 2003. – С. 229–237.
213
91. Елютина, М.Э. Ритуальные похоронные практики: содержательные
изменения / М.Э. Елютина, С.В. Филиппова // Социологические исследования. –
2010. – № 9. – С. 86.
92. Ерм, ап. Пастырь. Видение третье. Строение Башни, изображающей
Церковь [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/3
93. Ермакова, Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей
XIX – первой трети XX в. (Россия и сопредельные страны) / Т.В. Ермакова. –
СПб. : Наука. 1998. – 344 с.
94. Еромасова, А.А. Русский менталитет: антропо-культурное
своеобразие: на материалах Дальнего Востока: дис. … доктора философских наук
: 09.00.13 / Александра Анатольевна Еромасова ; [Место защиты: Рос. гос. пед.
ун-т им. А.И. Герцена]. – Южно-Сахалинск, 2011. ‒ 391 с.
95. Евсюков, В.В. Мифы о мироздании. Вселенная в религиозно-
мифических представлениях / В.В. Евсюков. ‒ М. : Политиздат, 1986. ‒ 110 с.
96. Жирар, Р. Насилие и священное / Р. Жирар ; пер. с франц.
Г. Дашевского. – М. : Новое литературное обозрение, 2000. – 400 с.
97. Журавский, А.В. Иисус в Коране / А.В. Журавский // Мир Библии. –
Вып. № 4. – 1997. – С. 89–95.
98. Забияко, А.П. Ведическая религия / А.П. Забияко // Энциклопедия
религий / под. ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. −
М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2008. − C. 260–261.
99. Забияко, А.П. Веды / А.П. Забияко // Энциклопедия религий / под. ред.
А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. − М. : Академический Проект :
Гаудеамус, 2008. − C. 261–262.
100. Забияко, А.П. Загробный мир / А.П. Забияко // Религиоведение :
энцикл. слов. / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. –
М. : Академический Проект, 2006. – С. 348–349.
214
101. Забияко, А.П. Похоронная обрядность маньчжуров: генезис, история и
современное состояние / А.П. Забияко, Чжан Линьбэй // Религиоведение. – 2013. –
№ 1. – С. 60–84.
102. Забияко, А.П. Происхождение религии: дискуссия между З. Фрейдом
и Брониславом Малиновским (с приложением «Первобытного мифа об инцесте» в
изложении Б. Малиновского) / А.П. Забияко // Религиоведение. – 2015. – № 4. –
С. 160–169.
103. Зарин, С.М. Мученичество и аскетизм (этико-исторический этюд) /
С.М. Зарин // Странник. – № 3. – СПб., 1911. – С. 413–414.
104. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан – и меног –
и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты / изд. подг.
О.М. Чунаковой. – М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. –
352 с.
105. Ибрагимова, К.А. Идеология иранского общества эпохи
Ахеменидской державы [Электронный ресурс] / К.А. Ибрагимова // Пространство
и время : альманах : электронное издание. – Т. 5. – Вып. 1. – 2014. – Ч. 2.
106. Иванов, В.Г. История этики Средних веков / В.Г. Иванов. – СПб. :
Лань, 2002. – 464 с.
107. Иванова, А.С. Танатологические аспекты индуистской мифологии
[Электронный ресурс] / А.С. Иванова. – Режим доступа :
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/133887/1/61-69.pdf
108. Иванова, А.С. Особенности изучения индуистской танатологической
проблематики в отечественном религиоведении / А.С. Иванова // Гуманитарное
пространство. – Т. 4. – 2015. – № 5. – С. 869–875.
109. Иванова, А.С. Танатология индуизма в отечественной науке:
основные направления исследований и проблемы [Электронный ресурс] /
А.С. Иванова. – Режим доступа : http://religiopolis.org/religiovedenie/7963-v-
kontekste-induizma.html
110. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти / свт. Игнатий
(Брянчанинов) // Собрание сочинений. – Т. 3. – М. : Благовест, 2001. – 448 с.
215
111. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский, сщмч. Послание к
магнезийцам [Электронный ресурс] / сщмч. еп. Антиохийский Игнатий
Богоносец. – Режим доступа : http://predanie.ru/lib/book/67544/#toc22
112. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский, сщмч. Послание к смирнянам
[Электронный ресурс] / сщмч. еп. Антиохийский Игнатий Богоносец. – Режим
доступа : http://predanie.ru/lib/book/67544/#toc58
113. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский, сщмч. Послание к траллийцам
[Электронный ресурс] / сщмч. еп. Антиохийский Игнатий Богоносец. – Режим
доступа : http://predanie.ru/lib/book/67544/#toc72
114. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский, сщмч. Послание к
филадельфийцам [Электронный ресурс] / сщмч. еп. Антиохийский Игнатий
Богоносец. – Режим доступа : http://predanie.ru/lib/book/67544/#toc86
115. Игнатий Богоносец, свт. Послания / свт. Игнатий Богоносец //
Памятники Древнехристианской письменности. – М. : Храм святых
бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2005. – С. 177–
179, 193–195.
116. Игнатий Богоносец, свт. Послание к римлянам [Электронный ресурс] /
свт. Игнатий Богоносец. – Режим доступа :
http://mystudies.narod.ru/name/i/ignatius/romans.html
117. Изотова, И.С. Научное осмысление смерти: историография проблемы
/ И.С. Изотова // Гуманитарные исследования на Дальнем Востоке и в Восточной
Сибири (ГИСДВ). – Владивосток : Издательство ДВГУ, 2010. – №3 (11). С. 264–
273.
118. Ильин, И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний / И.А. Ильин. –
М. : Даръ, 2016. – 320 с.
119. Ильясов, Ф.Н. Феномен страха смерти в современном обществе /
Ф.Н. Ильясов // Социологические исследования. – 2010. – № 9. – С. 80–86.
120. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры / преп.
Иоанн Дамаскин. – М. : Сибирская Благозвонница, 2010. – 476, [4] с.
216
121. Иоанн Златоуст, свт. Беседа о воскресении мертвых / свт. Иоанн
Златоуст // Полное собрание творений : в 12 т. – Т. 2. – Кн. 1. – Репринт. изд. 1899
г. – М., 1993. – С. 465–481.
122. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Евреям (4,4)
[Электронный ресурс] / свт. Иоанн Златоуст. – Режим доступа :
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_12_1/index.html
123. Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений : в 2 т. – Т. 1 / свт. Иоанн
Златоуст. – М. : Отчий дом, 2012. – 592 с.
124. Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений : в 2 т. – Т. 2 / свт. Иоанн
Златоуст. – М. : Отчий дом, 2012. – 736 с.
125. Иоанн Златоуст, свт. Иже во святых отца нашего Иоанна
архиепископа Константинопольского Златоустого. Избранные творения. – Т. 4 /
свт. Иоанн Златоуст. – М. : Посад, 1993. – С. 395.
126. Иоанн Лествичник, преп. Лествица, возводящая на небо / преп. Иоанн
Лествичник. – М. : Правило веры, 1999. – 671 с.
127. Ипполит Римский, сщмч. О философских умозрениях или обличение
всех ересей [Электронный ресурс] / сщмч. Ипполит Римский. – Режим доступа :
https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/o-filosofskih-umozrenijah-ili-oblichenie-
vseh-eresej/
128. Ириней Лионский, свт. Нелепость учения о переселении душ. Души
помнят о содеянном ими в теле и бессмертны (Главы XXIII – XXIV)
[Электронный ресурс] / свт. Ириней Лионский. – Режим доступа :
http://txt.drevle.com/lib/irinei_lionskiy-protiv_eresei.html#h233
129. Ириней Лионский, свт. Пять книг против ересей. Обличение и
опровержение лжеименного знания [Электронный ресурс] / свт. Ириней
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.