Этическая танатология Л. Н. Толстого: Толстовский опыт переживания смерти и его нравственно-религиозный смысл тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Меситова, Светлана Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат философских наук Меситова, Светлана Александровна
Л.Н. Толстого: этические мифологемы смерти. С.
§1 Мифологема «инверсии» жизни и смерти. С.
§2 Мифологема «танатос-амартиа»: страх смерти как осознание греха. С.
§3 Мифологема радостного принятия смерти.
Смерть как освобождение. С.
Глава 2. Религиозно-философские основания этической танатологии Л.Н. Толстого. С.
§1 Танатологический синтез: восточные, античные и христианские мотивы смерти в религиозной философии Л.Н. Толстого. С.
§2 Метафизика смерти в этической танатологии Л.Н. Толстого. С.
§3 Экзистенциализм этической танатологии Л.Н. Толстого. С.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Художественная танатология в творчестве Л. Н. Толстого 1850 - 1880-х гг.: Образы и мотивы2002 год, кандидат филологических наук Семикина, Юлия Геннадьевна
Учение Л.Н. Толстого о смысле жизни2007 год, кандидат философских наук Зорина, Анна Дмитриевна
Осмысление представлений о бессмертии в русской религиозной философии конца XIX века: Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой2007 год, кандидат философских наук Шовина, Елена Николаевна
Танатологические мотивы в художественной литературе2011 год, доктор филологических наук Красильников, Роман Леонидович
Смерть как проблема нравственной философии: На материале русской философской культуры XIX-XX веков2005 год, доктор философских наук Варава, Владимир Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этическая танатология Л. Н. Толстого: Толстовский опыт переживания смерти и его нравственно-религиозный смысл»
Последовательное развертывание танатологической проблематики является знаковым для нашего времени. В течение всей истории религиозно-философской мысли прослеживалась негласная установка на вытеснение темы смерти из сознания людей. Попытка уйти от этой проблемы приводила к тому, что человеческое сознание неизбежно углублялось в «Общественное Бессознательное», где множество архетипов смерти, сглаживающих и смягчающих факт ее неизбежности, помогали не впасть в экзистенциальное отчаяние. Современное общество, лишенное архетипов смерти, десакрализованное по своей сути, становится совершенно беззащитным перед лицом смерти: «У человечества, выброшенного за пределы охранительных стен священных символов, возникла новая проблема перед лицом смерти. Душа современного человека так часто испытывает травмирующее воздействие внешнего мира, что обнаружилась потребность в создании особой науки»1. В связи с этим, в социуме XX века начинает формулироваться идея о том, что «есть возможность рациональными средствами создать некий «естественный завет», который мог бы сравниться с заветом божественным и л заменить его в душах людей» Неспособность науки предложить объективные методики исследования данной проблематики становится причиной отчетливо просматривающейся в культуре уходящего века тенденции к поиску новых, зачастую неэффективных, средств осмысления феномена смерти путем
1 Юнг КГ. Об архетипах коллективного бессознательного//Архетип и символ. -М., 1991. - С. 104.
2 Хея Ю.В. Современные мифы о смерти//Идея смерти в Российском менталитете.- Под ред. Хен Ю.В.-СПб.: РХГИ, 1999. - С.70. создания «новой мифологии». Мифы популярных сегодня мистических сект и эзотерических течений создают иллюзию оградительных стен, защищающих человека от неотвратимой действительности, и предоставляют ему возможности уклонения от общечеловеческого удела, легкие для восприятия современным человеком, поскольку не несут ценностной ориентации. В сложившейся ситуации обращение к духовному наследию тех мыслителей, чье творчество отразило «мифологемное сознание», прежде всего в рамках российского менталитета, может не только оказаться чрезвычайно интересным и плодотворным в исследовательском плане, но и стать весьма своевременным шагом на пути к восстановлению утраченной современным человеком изначальной духовной целостности перед лицом смерти. В ряду подобных мыслителей Л.Н. Толстому по праву принадлежит одно из важнейших мест. В обществе, которое воспитывалось на идеях атеизма и рационализма, проблема этической танатологии JI.H. Толстого становится актуальной в силу рационализма самого учения философа. Поэтому попытка осмысления характера и значимости его философского наследия сквозь призму идеи этического видения смерти приобретает, на наш взгляд, особую актуальность.
Смерть - одна из ключевых категорий нравственной философии Л.Н. Толстого. Мыслитель не создал отдельного трактата о смерти, хотя в трактате «О жизни» смерти посвящены отдельные главы. Одним из главных стимулов творчества Л.Н. Толстого является понятие «опыта смерти», лежащее в основе многих религиозно-философских идей. Тем не менее, вряд ли целесообразно говорить об этике смерти Л.Н.
Толстого как таковой, поскольку последняя предполагает целый комплекс проблем, связанных с подготовкой к смерти, искусством умирания, погребальными обрядами и так далее. Духовный феномен J1.H. Толстого представляет собой, прежде всего, религиозно-нравственные искания и духовный опыт преодоления страха смерти.
Анализ возможностей и пределов распространения критериев морального бытия людей на область танатологии показывает, что, во-первых, в нормативно-ценностной сфере человеческого опыта и деятельности танатологическая проблематика охватывается и прослеживается не в меньшей степени, чем в религии или медицине. Смерть давно рассматривается как аксиологическая категория (В.Н. Ильин, В.III. Сабиров, К.Г. Исупов), как «последняя инстанция», к которой человек обращается в отсутствии иных моральных обоснований3. А, во-вторых, непосредственное перенесение объектов танатологии на моральную почву без надлежащей деструкции мифологем смерти оказывается неадекватным по отношению к истинному смыслу данного духовного феномена (С.Ф. Рашидов), так как далеко не все, связанное с человеческой кончиной и приготовлением к ней, является моральным4 Речь идет о том, что этическая танатология являет собой иной, чем религиозно-мифологический, абсолютный духовный феномен, ориентирующий человека, по отношению к собственной смерти и смерти других людей, на сознательную
3 В.Н, Ильин, Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. Йзд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та. СПб., 2000; Сабиров В.Ш. Этический анализ жизни и смерти. - М., 1987; Исупов КГ. Русская философская такатологияУ/Вопросы философии. 1994, №3.
4 См. об этом: Рашидов С.Ф. Смысл жизни и страх смерти как обнаружение феномена самосознания//Фигуры Танатоса. Символы смерти в культуре/Отв. Ред. А Демичев. - СПб., 1991. - С. 3946; СабировВ.Ш. Этический анализ жизни и смерти. -М., 1987. устремленность к духовному совершенствованию в контексте нравственных идеалов жизни5.
В нашем диссертационном исследовании мы исходим из следующего. 1)Духовньгй опыт смерти Л.Н. Толстого как экзистенциальный источник нравственной философии неразрывно связан с вехами его биографии. В нем JI.H. Толстой осмысляет и синтезирует противоположные подходы к логике осознания смерти: идеи «этического рационализма» и «мистического интуитивизма». 2)Л.Н. Толстой сознательно разграничивает исходную интенцию выработанного им подхода к осознанию проблемы смерти в своих художественных и философских произведениях. В связи с этим, нравственные проблемы смерти, сфокусированные в виде художественных интуиции6 (угадывания архетипов смерти) выражаются в виде мифологем смерти7. В истории культуры художественные интуиции смерти инициируют возникновение мифологем. Смысл мифологем смерти мы рассматриваем как «устойчивое состояние индивидуального или общественного сознания, в котором зафиксированы каноны описания смерти или иных й феноменов и явлений» . Этот философский синтез рационального и мистического осознания смерти как своеобразный философско-логический и методологический фундамент модели толстовской танатологии, проецирующий этические мифологемы смерти как ценностные параметры
5 «Порок танатологии XX века, преодолевается в случае вписывания смерти в систему моральных ценностей, когда ока перестает казаться силой, обессмысливающей человеческое существование, не вызывает у человека панического страха и ужаса». См.: Сабиров В.Ш. Критический анализ философско-этических оснований современной танатологии//Философские науки. 1985, №3. - С. 104,
6 С,Н. Булгаков. Человекобог и человекозверь/ЛШ. Толстой: pro end contra/ Сост., вступ. ст., коммент, и библиогр. К.Г. Исупова. - СПб.: РХГИ, 2000. - С. 601.
7 Назаров В.Н., Меситова С. А. Этические мифологемы смерти. Л Н. Толстой и русская религиозная танатология XX веха. Толстовский сборник-2000. Материалы XXVI Международных Толстовских чтений, - Тула, 2000. - С. 37-45. См.: Справочник аналитической философии: httpi/Ayww.nns.ru/analvtdok/simon 2.html. бытия, придает интенции Толстого форму своеобразного учения о смерти - танатологии9. Базисом толстовской танатологии является утверждение несомненной весомости и ценности ю смерти, как «учителя нравственной жизни» , а также те изменения сознания в виде отношения к жизни и всему живому - нравственная умоперемена, которая необходимо наступает в ходе религиозного духовного опыта и нравственного осознания жизни и смерти - откровения смертип. В силу этого мы используем понятия этическая танатология, этическая мифологема смерти, нравственная умоперемена, духовный опыт смерти в качестве основополагающих категорий сущностного анализа этической танатологии Л.Н. Толстого12
Целью настоящего исследования является реконструкция и анализ этической танатологии Л.Н. Толстого. Ее исходной предпосылкой выступает теоретическое осмысление возможностей и пределов последовательно нравственного обоснования логики осознания смерти, а также допустимость рациональных и иррациональных компонентов в рамках этико-философского анализа проблемы смерти.
В диссертационном исследовании нравственно-религиозный смысл толстовского опыта переживания смерти рассматривается в форме этической модели танатологии на двух уровнях: во-первых, на уровне исходных аксиологических предпосылок, лежащих в сфере философских и культурологических оснований, а, во-вторых, на уровне личного духовно-религиозного опыта нравственного
9 Исупов К.Г. Чары троянского наследия: Лев Л.Н Толстой в пространствах приязни и неприятия//Л.К Толстой: pro end contra. - Указан, изд-ие. - С. 25.
10 Толстой Л.Н. Круг чтения, - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991. Т. 1. - С. 345.
11 Шестов Л. Откровение смертиУ/Шестов Л. Навесах Иова. -М.: Наука, 1993. Т.2. - С. 519.
12 См. Приложение 2,3. переживания смерти Л.Н. Толстым. В первом случае, объектом рассмотрения является проблема смерти как нравственной категории, а во втором, - как субъективной реальности переживаний философа.
Цель диссертационной работы достигается посредством реализации следующих исследовательских задач:
- выявление и обоснование понятий «духовный опыт смерти», «умоперемена», «этическая мифологема» и «этическая танатология» как центральных категорий диссертационного исследования;
- реконструирование этических мифологем смерти на материалах философских и художественных произведений Л.Н. Толстого;
- выявление идейных истоков и важнейших особенностей осознания смерти Л.Н. Толстым посредством выяснения подлинного характера и степени влияния историко-религиозных и философских типов мифологемного мышления (античного, христианского и буддистского);
- выявление критериев феномена смерти как этической ценности, в том числе на основании анализа экзистенциального «страха смерти», как центрального в танатологическом учении Л.Н, Толстого,
- определение места этической танатологии Л.Н. Толстого в рамках традиции русской религиозной танатологии.
В данной работе автор опирается на теоретические исследования, которые можно сгруппировать в два исходных смысловых блока: 1 Исследования, посвященные анализу религиозно-философских представлений Л.Н. Толстого о смерти; 2) современные исследования проблемы смерти в целом и танатологии в частности.
1) Наиболее значительный вклад в постановку и первоначальное осмысление указанной проблемы внесли такие ведущие представители религиозно-философской мысли, как Л. Шестов, С.Н, Булгаков, В.Н. Ильин, Н.А. Бердяев, А. К. Горский, и др 13. В своих работах они акцентировали внимание на таких проблемах учения Л.Н. Толстого о смерти, как экзистенциальный ужас смерти, и попытки его преодоления (В. Ильин), художественные интуиции, духовный опыт смерти и концептуальные основания танатологического экзистенциализма Л.Н. Толстого (Л. Шестов), мистицизм видения смерти Л.Н. Толстым (Н.А. Бердяев).
Дальнейшее осмысление темы смерти в религиозной философии Л.Н. Толстого во многом преломлялось через общую разработку танатологической проблематики. В последнее время, как в отечественной, так и в зарубежной литературе прослеживается тенденция к систематическому анализу темы смерти14 Если изначально под танатологией в начале XX века понимали синтез философского, религиозного, психологического учения о смерти и опыта переосмысления данной проблемы15, то танатология сегодня, по мнению ряда авторов (Ж. Бодрийяр, К.Г. Исупов, П.С. Гуревич, В. Янкелевич и др.), представляет собой сложное многоуровневое
13 Шестов Л. Откровение смерти. - Указан, изд-ие; Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь// Булгаков С.Н. Соч. в 2Т. - М.: Мысль, 1998. Т.2; Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. Указан, изд-ие; Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л.Н. Толстоп>//0 религии Льва Толстого. Сб. 2. - М., 1912; Горский А.К. Перед лицом смерти. Л.Н, Толстой и НФ. Федоров. - Харбин, 1928;
14 Этот факт подтверждается выходом в свет целого ряда альманахов «Фигуры Танатоса» (1992, 1993, 1994 под ред. А.В. Демичева, А.С. Уварова) и статей К.Г. Исупова Исупов КГ. Русская философская танатология//Вопросы философии. 1994, №3.; Исупов К Г. Русская философия смерти//Сб. статей. -Сыктывкар: 1994.
15 Большой энциклопедический словарь. SD: 1999, статья: Танатология. образование. Оно может рассматриваться, во-первых, как культурология смерти {включающая в себя культурно-исторические типы отношений к смерти людей разных эпох)16, во-вторых, как метафизика Танатоса (берущая свое начало в эллинской иммортологии), в-третьих, как специфическая экзистенция, присущая различным формам духовной и практической деятельности и опыта людей (духовные интуиции смерти и опыт ее переживания)17. Причем последний из выделенных нами аспектов танатологии, в свою очередь, заключает в себе два смысловых элемента: а) характеристику целенаправленной человеческой деятельности, соответствующей этическим правилам и жизненной необходимости перед лицом смерти18 и б) характеристику внутренней согласованности творческих устремлений и духовных исканий человека (т.н. религиозный, духовный опыт смерти, предполагающий определенное изменение самой логики осознания смерти). При этом все рассмотренные выше значения не просто определяют один и тот же объект танатологического исследования, но лишь в комплексе выражают его суть, ибо в неразрывном единстве религиозной, метафизической и аксиологической составляющей осмысления феномена смерти, возможно построение методологии и системы танатологии как области знания.
Рассматривая современное состояние разработки проблемы танатологии в творчестве Л.Н. Толстого, необходимо выделить
16 См.: Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М: Прогресс, 1992; Гуревич АЛ. Смерть как проблема исторической антропологии: О новом направлении в зарубежной историографии// Одиссей. Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. -М, 1989, С. 114-135.; Клемен Карл. Жизнь мертвых в религиях человечества/пер. Махов А.Е. -М.: Интрада, 2002; Седов Л. Типология культур по критерию отношения к смерти//Синтаксис. Париж: 1989, № 26. - С- 159-192.
1 Бодрийяр Жан. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000. - С. 272.
18 ЯнкелевтВ. Смерть. - М.: Изд-во литературного ин-та, 1999.-С. 107-113. следующие подходы. Так, попытка психоаналитической трактовки текстов Л.Н. Толстого была предпринята Слитинской Л.И. (1985)19. Проведен этико-философский анализ представлений о смерти в русской танатологии (Сабиров В.Ш (1985), Рашидов С.Ф. (1991), Рязанцев С. (1994)) 20 Охарактеризованы предпосылки и характер русской танатологии и предпринята попытка построения танатологических оснований философии Л.Н. Толстого (Исупов К.Г. (1994, 2000)) 21.
Тема смерти в художественном творчестве и философии Л.Н. Толстого в той или иной степени затрагивается в работах Бермана Б.Н. (1992), Давыдова Ю.Н. (1993), А.Н. Стрижева(1995), Живолуповой Н.В. (1993), Исаева С.А. (1993), Кантора В.К. (1991), Мейлаха Б.С. (1961), Немировской Л.З. (1992), Партэ К. (1991), Никитина В.А. (1980), Семеновой СТ. (1980), Скатова Н.Н. (1978). Проблематики философии смерти в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого касаются работы Калитина П.В. (1998), Мелешко Е.Д. (1999).
Таков спектр сложившихся представлений о природе и смысле толстовской танатологии, крайними позициями которой стали, с одной стороны, сведение представлений о смерти Л.Н. Толстого к «еретическим» или «ветхозаветным умозаключениям» (Н.А. Бердяев, А.К. Горский, И. Шаховский), а, с другой, - отрицание танатологии как проблемы в его
19 Слитшсшя Л.И. Бессознательное психическое и творческий процесс. Психоаналитическая трактовка текстов Л,Н, Толстого//Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. - Тбилиси, 1985. Т.4. -С. 307-317.
30 Сабиров В.Ш., Критический анализ философско-этических оснований современной танатологии. Указан, изд-ие. Рашидов С. Ф. Смысл жизни и страх смерти как обнаружение феномена самосознания. Указан, изд-ие, Рязанцев С. Танатология {учение о смерти). Указан, изд-ие.
21 Исупов К.Г. Русская философская танатология; Русская философия смерти. Указан, изд-ия. Исупов К.Г. Чары троянского наследия: Лев Толстой в пространствах приязни и неприятия. Указан, изд-ие. учении, сведение ее к подверженности философа страху смерти (Ф.А. Степун, И.Н. Янжул, Б.М. Эйхенбаум, Семон Мари)22.
Таким образом, теоретическая проблематизация диссертационной темы осуществляется на стыке двух самостоятельных направлений философско-этических исследований: разработки проблемы этической танатологии и изучения творческого наследия Л.Н. Толстого, посвященного, прежде всего, теме смерти.
Исходной методологической установкой настоящего исследования является танатологический анализ нравственно-философских, художественных и автобиографических текстов Л.Н. Толстого с целью выявления в них базовых этических мифологем смерти, раскрытия их этического содержания, а также, сопоставление выделяемых нами положений с идейным контекстом русской и мировой танатологии. Кроме того, значительное место отводится историко-биографическому подходу с целью вычленения и раскрытия практической значимости нравственного осознания смерти и его влияния на жизненную позицию Л.Н. Толстого.
Наряду с критическим анализом в настоящем исследовании применяются и некоторые приемы сравнительного анализа толстовского варианта этической танатологии и ее основных историко-философских аналогов. Проведение подобного сравнительно-философского исследования имеет своей главной целью выявление и оценку степени и характера влияния восточных, христианских и
22 Речь идет о том, что т.н. «арзамазская тоска», «страх смерти» и стали основным мотивом нравственно-религиозных танатологических исканий Л.Н. Толстого, См. об этом: Semon Marie. Les femmes dans 1'oeuvre de Leon Tolstoi. Paris: Institut dEtudes slaves, 1984; Янжул И.Н. Страх смерти. Разговоры с графом ЯН. Толстым. - СПб.: 1910; Эйхенбаум БМ. О противоречиях Льва Толстого//Литературный современник. 1939, №7-8. - С. 231-250; Степун Ф.А. Религиозная трагедия Льва Толстого//Степун Ф.А. Встречи. - M.: 19S8. и др). античных архетипов смерти на формирование исходных этических установок в танатологии Л.Н. Толстого.
Теоретическая значимость и новизна представленной работы определяется впервые предпринятой в ней попыткой обобщения и систематизации представлений Л.Н. Толстого о смерти (на уровне философско-этического, художественно-интуитивного и личного опыта смерти) в контексте этического рационализма, сформировавшего необходимые установки для системной реконструкции и целостной характеристики этической танатологии философа.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Проблема смерти в философии: Онтологический аспект2002 год, кандидат философских наук Панов, Сергей Владимирович
Смерть как социокультурный феномен1999 год, доктор философских наук Шенкао, Мухамед Алиевич
Принцип неделания в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого2004 год, кандидат философских наук Чэнь Бин
Этический рационализм Л. Н. Тостого2000 год, кандидат философских наук Клюзова, Мария Львовна
Проблема жизни и смерти в религиозно-философской антропологии Л.Н. Толстого2006 год, доктор философских наук Попов, Гарри Анатольевич
Заключение диссертации по теме «Этика», Меситова, Светлана Александровна
Выводы по 2 Главе диссертационного исследования.
1) Этическая танатология Л.Н. Толстого представляет собой религиозно-философский синтез ключевых архетипов истории танатологической мысли, согласно которым смерть рассматривается как иллюзия онтологического зла (античность), как отсутствие смерти (христианство) и как временное явление телесной оболочки (буддизм).
2) Особенности этической танатологии Л.Н. Толстого заключается в попытке преодоления страха смерти, рождаемого данными архетипами. Так античный архетип смерти преодолевается раскрытием способности ограниченного человеческого разума рождаться в разумное сознание и, таким образом, преодолевать страх смерти. Христианский архетип смерти преодолевается нравственной умопеременой, объясняющей разумную веру в благо Любви к ближнему. Буддистский архетип смерти преодолевается нравственными усилиями по практическому воплощению благих дел и поступков во имя отречения от личного блага.
3) Этическая танатология Л.Н. Толстого - оригинальная танатологическая система, которая синтезирует в себе античную и раннехристианскую традиции, вносит характерные элементы рационалистического и экзистенциального представления о смерти.
4) Метафизические основания этической танатологии Л.Н. Толстого характеризуются рационально-логическим подходом, что придает ей строгую и последовательную логику, в которой каждый элемент имеет свое место и выполняет соответствующую ему роль. Смерть рассматривается как центральная категория философской системы, имеющей метафизические и рациональные обоснования, покоящейся на определенных историко-философских традициях.
5) Этическая танатология Л.Н. Толстого - это целостная система учения о смерти, которая сочетает в себе рациональное, духовно-религиозное и художественно-интуитивное постижение смерти. В этом плане Л.Н. Толстой демонстрирует также духовный опыт постижения великой тайны бытия, который высвечивает смерть в «ее целостном видении конкретной полноты бытия и понимания ее в понятиях (Лосский Н.О.)»268.
6) Любовь ко всему живому - есть духовный источник жизни, преодолевающий экзистенциальный ужас перед смертью. Именно одухотворение Живого через Любовь выявляет ценностные характеристики Живого бытия, раскрывает его смысл и значение для разумного сознания.
7) Смерть - есть рубеж бытия, который напоминает человеку о результатах прожитой им жизни. Любовь, таким образом, есть возможность снятия эгоистических ограничений телесной жизни. Принятие Любви как мироощущения жизни предполагает выход за пределы эгоистических интересов. Личность, таким образом, снимает нравственное отчуждение и раскрывается через Любовь к другому, Высшему Абсолюту - Богу.
8) Этическая танатология Л.Н. Толстого - плод его духовного и творческого опыта. Ее истоки восходят к экзистенциальному переживанию смерти, отраженному в знаменитой «Исповеди» гениального мыслителя. Пессимизм перед ликом смерти явился причиной экзистенциальных экспрессивных переживаний смерти J1.H. Толстым, которые выразились в чувстве одинокости, полного отчаяния.
9) В диссертационном исследовании выделяется 4 этапа формирования системы этической танатологии Л.Н. Толстого: от экзистенциальных переживаний смерти до метафизического, рационального исследования и обоснования. В конечном итоге экзистенциальный опыт смерти Л.Н. Толстого преодолевается разумным осознанием смысла жизни, в основе которого нравственная, этическая составляющая, что придает этической танатологии законченный целостный смысл.
248 Я. О. Досский. Л.Н. Толстой как художник и мыслитель (1928у/ЛИ. Толстой: pro end contra. Указан, изд-ие. - С. 670.
Заключение.
Этическая танатология Л.Н. Толстого - целостное оригинальное учение, созданное на основе духовного и художественного опыта, философской моральной рефлексии великого писателя, философа и моралиста. Смерть --самая значительная и великая загадка, тайна, размышлениями над которой пронизано все творчество Л.Н. Толстого.
Смерть, как и жизнь, - основные категории и понятия его религиозно-нравственного учения. Как самые глобальные великие проблемы жизнь и смерть формируют духовное пространство толстовского творчества и позволяют ответить на самые простые и одновременно самые сложные вопросы, касающиеся глубинных проблем человеческого существования: смысла жизни, преодоления смерти и т.д.
Этическая танатология Л.Н. Толстого - стройное и целостное учение, которое высвечивает ложные и истинные стереотипы человеческих представлений (мифологем) о смерти, помогает раскрыть новые горизонты понимания смерти как реалии человеческого бытия, сделать новые шаги на пути преодоления страха смерти, в наш рациональный век сделать попытку рационального объяснения этого феномена.
Этическая танатология Л.Н. Толстого в своих культурно-исторических, религиозно-нравственных и философских основаниях опирается на духовное наследие мудрецов мира, величайших философов. И в этом плане танатология Л.Н. Толстого представляет собой религиозно-нравственный синтез духовного опыта смерти, созданного культурой и личного духовного опыта Л.Н. Толстого, великого экзистенциального философа и художника, обладающего художественной интуицией гения и методичной логикой мыслителя-рационалиста.
Исходя из этого мы можем сделать следующие выводы: Этическая танатология Л.Н. Толстого имеет свои отличительные особенности и характеристики, которые выделяют ее среди культурно-исторических танатологических учений, таких как античная танатология Платона, Западная и Восточная христианская танатология, а также, буддистская танатология.
Этическая танатология Л.Н. Толстого -система категорий, среди которых мы выделяем такие кардинальные понятия как «Этическая танатология», «этическая мифологема», «нравственная умоперемена», «духовный опыт смерти». Все эти категории тесно
269 -о взаимосвязаны и взаимозависимы В последовательности этих категорий заключена логика танатологической системы Л.Н. Толстого.
Важным элементом, выявляющим содержание этической танатологии Л.Н. Толстого является этическая мифологема. В нашем исследовании мы выделяем три основные мифологемы в танатологической системе Л.Н. Толстого: мифологема инверсии жизни и смерти, мифологема страха смерти как осознания греха, мифологема добровольного и
270 радостного принятия смерти .
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Меситова, Светлана Александровна, 2003 год
1. Абрамович Н.Я. Религия Л.Н. Толстого. - М., 1914.
2. Абрамович Н.Я. Христос Толстого//Новое вино. М., 1913. 32. - С.10-12.
3. Алданов Марк (М.А. Ландау). I. Загадка Л.Н. Толстого. -Берлин, 1922.- II. Из записной тетради: Мысли о Ф.М. Достоевском и Л.Н. Толстом//Современные записки. -Париж, 1930. Т. 44. - С. 353-365.
4. Андреевский С.А. Книга о смерти (Мысли и воспоминания), Т. 1-2. Ревель-Берлин, 1922.
5. Арденс Н.Н. (Апостолов Н.Н.). Религиозно-анархические идеи Льва Толстого и современный политический психоз. 2-е изд. Киев, 1919.
6. Арденс Н.Н. (Апостолов Н.Н.). Творческий путь Л.Н. Толстого. М., 1962.
7. Архангельский А.И. Кому служить? Предисл. И. Горбунова-Посадова. М., 1920.
8. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992.
9. Асмус В.Ф. Мировоззрение Л.Н. Толстого//Литературное наследство. Т. 69. Кн. 1. М., 1961.
10. Астафьев П.Е. Учение гр. Л.Н. Толстого в его целом. Критич. Очерк. 2-е изд. М., 1892.
11. Апулей. Метаморфозы или золотой осел. М.: Внешторгиздат, 1993. -256с.
12. Баландин Р.К. Жизнь, смерть, бессмертие//3нак вопроса. 1992, №2.
13. Базаров (Руднев) В.А. «Богоискательство» и «богостроительство»//Вершины. СПб., 1909. - Кн. 1.
14. Бахтин Н.М. Похвала смерти.//Звено. Париж, 1926, №198. - С.5.
15. Бем А.Л. К истории изучения Толстого. 1. Толстовские общества и их издательская деятельность. 2. Обзор библиографических работ о Л.Н. Толстом//Библиографический сборник. Прага, 1916. - Т. 1 Вып.З.
16. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л.Н. Толстого//0 религии Льва Толстого. Сб. 2. -М„ 1912.
17. Бердяев Н.А. Духи русской революции//Вехи. Из глубины. М., 1991. - С. 277-289.
18. Бердяев Н.А. О религиозном значении Л.Н. Толстого//Вопросы литературы. 1989, №4. С. 269-274.
19. Бердяев Н.А. Опыт философского самопознания. М.: ДЭМ, 1990.
20. Бердяев Н.А. О самоубийстве//Психологический журнал, 1992, №1-2.
21. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: ДЭМ, 1990.
22. Бердяев Н.А. О русских классиках. М.: ДЭМ, 1993. - С. 107-224.
23. Бердяев Н.А. Три юбилея: Л.Н. Толстой, Генри Ибсен, Н.Ф. Федоров/Путь. Париж, 1929, №11.
24. Берман Б.Н. Сокровенный Л.Н. Толстой. Религиозные видения и прозрения художественного творчества Льва Николаевича. М.: РПМ, 1992.
25. Библия. М.: Российское Библейское Общество, 1992.
26. Бицилли П.М. Проблема смерти в творчестве Л.Н. Толстого//Л.Н. Толстой: pro et contra/CocT., вступ. ст.,коммент. и библиогр. К.Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 2000. -984с. - (Русский путь). С.437-499.
27. Бирюков П. И. Художественные произведения Л.Н. Толстого как отражение его мировоззрения//Северные записки. 1913, №8.
28. Бодрийяр Жан. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. - 387с.
29. Большой энциклопедический словарь. SD: 1999.
30. Брюсов В. О смерти, бессмертии и воскрешении//Вселенское дело. Одесса, 1914. - Вып. 1.
31. Брянчанинов И. Слово о смерти. М.: «P.S.», 1991.
32. Булгаков В.Ф. Л.Н. Толстой в последний год его жизни. -М.: Художественная литература, 1957.
33. Булгаков С.Н. Друг Жениха. О православном почитании Предтечи. Париж, 1927.
34. Булгаков С.Н. Жизнь за гробом. Изд. 2-е. Париж, 1987.
35. Булгаков С.Н. Моя Родина. Статьи. Очерки. Письма//Новый мир. 1989, №10,
36. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса.// Избранные статьи. М.: Республика, 1993. - Т.2.
37. Булгаков С.Н. Простота и опрощение//0 религии Льва Толстого. Сб. 2. М., 1912.
38. Булгаков С.Н. Свет невечерний// Булгаков С.Н. Сочинения. М.: Республика, 1990.
39. Булгаков С.Н Софиология смерти// Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1998.
40. Бунин И.А. Освобождение Л.Н. Толстого// Бунин И.А. Собр. Соч. в 6т. М.: Художественная литература, 1973. -Т.6.
41. Бусланова Т.П. Вл. Соловьев о Л.Н. Толстом//Из истории русской литературы конца XIX века. М.: Мысль, 1988. - С. 149-160.
42. Васильев Н.А. Логический и исторический методы в этике: (Об этических системах Л.Н. Толстого В л. Соловьева). Киев, 1901.
43. Василиадис Н. Таинство смерти. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.
44. Вебер М. Избранные произведения М.: Прогресс, 1990. С.714-715.
45. Виндельбанд В. История древней философии. СПб., 1893.
46. Высотский А. Религиозно-философское учение гр. Л.Н, Толстого. Симферополь, 1909.
47. Вышеславцев Б.П. Лев Толстой//Русская земля. 1928.
48. Гайденко П.П. Смерть//Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970. - Т. 5. - С. 34-36.
49. Галахов И. Религиозное мировоззрение гр. Л.Н. Толстого. Томск: 1911.
50. Гессен С.И. Лев Толстой как мыслитель//Гессен С.И. Избранные соч. М.: Прогресс, 1999.
51. Гольденвейзер А.Б. В близи Л.Н. Толстого. М.: Советская литература, 1922. - Т. 1-2.
52. Горский А.К. Перед лицом смерти. Л.Н. Толстой и Н.Ф. Федоров. Харбин, 1928. Книга Русского зарубежья в собрании Российской государственной библиотеки 19181991. Библиографический указатель. - СПб., 1997. - 4.1.А.-К. - С. 273.
53. Горский А. К., Сетницкий Н.А. Смертобожничество. Корень ересей, разделений и извращений учения церкви. Догматические очерки// Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения. М.: Раритет, 1995.
54. Гроф С., Халифакс Дж. Человек перед лицом смерти. -М.: Издательство Трансперсонального института «АирЛанд», 1996.
55. Горф С. За пределами мозга. Рождение, Смерть и Трансценденция в Психотерапии. М.: Центр «Соцветие», 1992.
56. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: О новом направлении в зарубежной историографии/Юдиссей. Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М., 1989. -С.114-135.
57. Гуревич П. С., Султанова М.А. Первооткрыватель философии символизма//Философские науки. 1993. № 4-6.
58. Гусев А.Ф. Зависимость морали от религиозной или философской метафизики. М., 1886.
59. Гусев Н.Н. Материалы к биографии Л.Н, Толстого: в 4-х т. М.: Художественная литература. 1954-1970.
60. Гусейнов А.А. Введение в этику. М.: МГУ, 1985.
61. Гусейнов А.А. Мораль и разум//Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб., 1999.
62. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: 1995.
63. Давыдов Ю.Н. Миф о «танатосе», или диалектика субстантивированного «нет»//Идеалистическая диалектика в XX столетии. М.; 1987. - С. 304-326.
64. Давыдов Ю.Н. Страх смерти и смысл жизни. Вступит. статья//Толстой Л.Н. Путь жизни. М,: Республика, 1993. -С. 415-421.
65. Данте Алигьери. Божественная комедия. М.: Просвещение, 1988.
66. Демичев А. В. ОеаШ-нейленд//Фигуры Танатоса: искусство умирать. Под общ. ред. Демичева А.В., Уварова М.С., СПб.: СПб-кий гос. ун-т, 1998.
67. Достоевский Ф.М. Об искусстве. М.: Мысль, 1973.
68. Дубровский Д. И Смысл смерти, и достоинство человеческой личности//Философские науки. 1990. №5. С. 116-120.
69. Духовная трагедия Льва Толстого/Сост. А.Н. Стрижев. -М.: Раритет, 1995.
70. Египетская «Книга Мертвых»//Наука и Религия. 1990. № 1-12.
71. Жало смерти. Сб. под ред. Вяч. Иванова. Рассказы тайновидца//Весы. 1904. № 8.
72. Живолупова Н.В. Смысловой комплекс «жизнь-смерть-бессмертие» в художественном сознании трех русских писателей (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П.
73. Чехов)//Жизнь. Смерть. Бессмертие. Материалы научной конференции. СПб.: СПб. госуниверситет, 1993. - С. 82-83.
74. Жизнь после смерти//под ред. Гуревича П.С. М.: Советский писатель, 1990.
75. Жизнь земная и последующая//сост. Гуревич П.С., Левит С.Я.: пер. с англ. М.: Политиздат, 1991.
76. Заозерский Н.А. Л.Н. Толстой о смысле жизни. М., 1913.
77. Зарин СМ. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Раритет, 1996.
78. Зеньковский В. В. Проблема бессмертия у Л.Н. Толстого//(Сборники «Пути») О религии Льва Толстого. -М.: 1912. Сб. 2. С. 27-58.
79. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: 1991. Т.1 4.2. - С. 195-208.
80. Зиммель Г. К вопросу о метафизике смерти//Логос. М.: 1919, Кн. 2.
81. Иванов-Разумник Р.И. О смысле жизни. СПб., 1998. -С.166.
82. Идея смерти в Российском менталитете//под ред. Хен Ю.В. СПб., РХГИ, 1999.
83. Ильин В.Н. Профанация трагедии. Утопия перед лицом любви и смерти//Путь. Париж, 1933. Т. 40. - С. 54-63.
84. Ильин В.Н. Великая Суббота. О тайне смерти и бессмертия//Путь. Париж, 1938. Т.57. - С. 48-57.
85. Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. Санкт-Петербург: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та, 2000.
86. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 2т. М.: Рарогъ, 1993. - Т.1,
87. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Гл. 24. О смерти// Ильин И.А. Сочинения в 2т. Религиозная философия. М.: Медиум, 1994. - Т.2.
88. Иоанн еп. Тайна смерти//Домашняя Беседа. 1869, №48.
89. Иоанн Кронштадский (И.И. Сергеев). I. Ответ пастыря Церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству». -СПб.: 1903. II. О душепагубном еретичестве гр. Л.Н. Толстого». СПб.: 1905.
90. Иоанн Сан-Францисский. Революция Л.Н. Толстого//Избранное. Петрозаводск: «Святой остров» (Фонд культуры Карелии), 1992.
91. Искоз (А. С. Долинин). Проблема смерти у Л.Н. Толстого//Речь. 1912. 8 ноября.
92. Исаев А.А. Граф Л.Н. Толстой как мыслитель. СПб., 1911.
93. Исупов К.Г. Русская философская танатология//Вопросы философии, 1994. №3.
94. Исупов К.Г. Русская философия смерти//Сб. статей. Сыктывкар, 1994.
95. Исупов К.Г. Чары троянского наследия: Лев Толстой в пространствах приязни и неприятия. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
96. Исаев С.А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. М.: Мысль, 1991.
97. Калитин П.В. Мертвый завет. М., 1998.
98. Калиновский П.П. Переход: последняя болезнь, смерть и после. М., 1993.
99. Кантор В. К. Л.Н. Толстой, «руссоизм», русская культура//Философские науки, №9, 1991.
100. Карсавин Л.П. Поэма о смерти//Религиозно-философские сочинения в 2 т. М.: Ренессанс, 1992. - Т.1.
101. Катихизис Православный. СПб.: изд-во СПб-й митрополии «Православная Русь», 1995.
102. Квитко Д.Ю. Философия Л.Н. Толстого. 2-е изд., доп. -М., 1930.
103. Клемен Карл, Жизнь мертвых в религиях человечества./пер. Махов А.В. М.: Интрада, 2002.
104. В.Л. Величко/Книга о Вл. Соловьеве. Сб., - М., 1991. -С. 30, 32, 37.
105. Концевич И.М. Истоки душевной катастрофы Л.Н. Толстого//Духовная трагедия Л.Н. Толстого. М., 1995.
106. Кросби Э.Х. Л.Н. Толстой и его жизнепонимание. М., 1911.
107. Ксюнин А. Уход Л.Н. Толстого. СПб., 1911.
108. Курдман Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть. 2-е изд. М., 1987.
109. Кураев Андрей, диакон. Соблазн неоязычества. М.: Наука, 1994.
110. Курашов В.И. Философия и русская ментальность: Философская мысль России на пороге XXI века: Учеб. Пособие. Казань: КГТУ, 1999, - 308с.
111. Левенфельд Р. Гр. Л.Н. Толстой: Его жизнь, произведения и миросозерцание. М., 1897.
112. Леви В. Страшнее страха зверя нет//Вечерняя Москва. 1996, №20.
113. Левин С. Кто умирает? Киев: София, 1996.
114. Левицкий С.А. Философия жизни и смерти у Льва Толстого//Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. -М.: 1996.
115. Леонтьев К.Н. Наши новые христиане. Ф.М. Достоевский и гр. Л.Н. Толстой. М., 1882; М., 1912.
116. Леонтьев К.Н. Страх Божий и любовь к человечеству, по поводу рассказа гр. Л.Н. Толстого «Чем люди живы»//Гражданин. 1882. №54-55.
117. Леонтьев К.Н. Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н. Толстого. М., 1911.
118. Леонтьев К.Н. Русское обозрение. 1897, №6. С. 913-914.
119. Линник Ю. Бессмертие: новая иммортология. -Петрозаводск, 1990.
120. Липеровский, Вопросы жизни и смерти в науке и религии//Вестник РХД. 1930 (I IV).
121. Лифтон Р., Ольсон Э. Жизнь и умирание//Реферат Д. Ляликова//Буржуазные психоаналитические концепции общественного развития. Рефер. Сб. М.5 1980, С.64-92.
122. Лосев А.Ф. Бытие имя - космос/Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993. - 958с.
123. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его ближайшее литературное окружение: Вл. Соловьев и Л.Н. Толстой. Вл. Соловьев и Ф.М. Достоевский/АЛитературная учеба. 1987. №3. С. 151164.
124. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. - 288с.
125. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.
126. Лосский Н.О. Нравственная личность Л.Н. Толстого. -М., 1911.
127. Маклаков В.А. Лев Толстой//Современные записки. -Париж: 1928. Т. 36. С. 221-263.
128. Маковицкий Д.П. У Л.Н. Толстого. Яснополянские записки//Литературное наследство. -М.: 1979. Т. 90.
129. М. Мамардашвили. О Прусте. М., 1995.
130. Мангейм К. Идеология и Утопия//Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
131. Мейлах Б.С. Уход и смерть Л.Н. Толстого. М., 1960.
132. Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого. Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999.
133. Мережковский Д.С. Избранное. Кишинев, 1989.
134. Мережковский Д.С. Мистические хулиганы//Свободные мысли. СПб.: 1908. 28 янв., №38, С. 2.
135. Мережковский Д.С. Смерть. Петербургская поэма//Северный вестник. 1891. №3-4.
136. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. М., 1995.
137. Меситова С.А., Назаров В.Н. Этические мифологемы смерти. Л.Н. Толстой и русская религиозная танатология XX века//Толстовский сборник-2000. Материалы XXVI Международных Толстовских чтений. Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000.
138. Меситова С.А. Учение о смерти в русской религиозной философии XX века//Х межвузовские студенческие чтения «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки». Тула: Изд-во ТГУ, 2001.
139. Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. (Анализ исповедей Августина, Руссо и Л.Н. Толстого)/Отв. Ред. М.С. Уваров. СПб., 1997.
140. Минеев В.В., Нефедов В.П. От смерти к жизни. Идеи русского космизма и проблема нового понимания смерти и бессмертия. Эссе. Красноярск, 1989.
141. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. М., 1995.
142. Монах Митрофан. Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти. По учению православной Церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и по выводам науки. Изд. 5. В 4-х частях. М., 1891.
143. Надточий Э.В. Власть насилия над жизнью и смертью. -М., 1989.
144. Назаретян А.П. Беспределен ли человек?//Общественные науки и современность. 1992. № 5.
145. Назаров В.Н Феноменология мудрости. Тула: изд-во ТГПИ им. Л.Н. Толстого, 1993.
146. Назаров В.Н. Л.Н. Толстой и Русская Церковь: метафоры непонимания//Л.Н. Толстой: pro et contra/ Сост., вступ. ст., коммент. и библиогр. К.Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 2000. -984с. - (Русский путь). С.818-821.
147. Назаров В.Н. Л.Н. Толстой и М.В. Лодыженский: христианство и теософия (к публикации статьи Лодыженского «Новые враги христианства)//Назаров В.Н. Введение в теологию русской культуры. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002. - 269с.
148. Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архетектоника личности. М.: Прометей, изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1989.
149. Немировская Л.З. Религия в духовном поиске Л.Н. Толстого. М., 1992.
150. Никитин В.А. Л.Н. Толстой и Н.Ф. Федоров. Богоискательство и богоборчество Л.Н. Толстого//Прометей. 1980. №12. С. 113-138.
151. Никитин В.А. Творчество Л.Н. Толстого: Истоки и влияния//Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995. - С. 297-299.
152. Новикова О.А. К вопросу о восприятии смерти в Средние века и Возрождение//Культура Средних веков и Нового времени. М, 1987. - С. 52-59.
153. О человеческом в человеке. Сб. статей. М.: Политиздат, 1991.
154. О смерти. Мысли разных писателей. Собрал Л.Н. Толстой. М., 1908,
155. О религии Льва Толстого. Сб. (статей) 2-й. М., 1912.
156. Оболенский JI.E. Основные начала философии Льва Толстого//Русское богатство. 1886. № 9.
157. Осипов Н.Е. «Записки сумасшедшего» незаконченное произведение Л.Н. Толстого//Психотерапия. 1913. №3.
158. Паперный В. К вопросу о системе философии Л.Н. Толстого//Проблемы социальной дифференциации познания. (Ученые записки ТГУ. Труды по философии. Т.XXI. Вып. 542). Тарту, 1980. - С.105-128.
159. Партэ К. Метаморфоза смерти у Л.Н. Толстого//Русская литература. 1991. №3. С.107-112.
160. Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. - С. 126.
161. Петерсон Н.П. Н.Ф. Федоров и его книга «Философия общего дела» в противоположность учению Л.Н. Толстого «о непротивлении» и другим идеям нашего времени». -Верный, 1912.
162. Печерин B.C. Замогильные записки//Русское общество 30-х г. XIX в. Мемуары современников/под ред. И.А. Федосова. М., 1989. - С. 149.
163. Платон. Соч.: в 4 т. М.: Издание Института Философии Академии Наук СССР, 1990.
164. Платон. Соч.: в 3 т. М.: Издание Института Философии Академии Наук СССР, 1968.
165. Плеханов Г.В. Л.Н. Толстой и его религия//Плеханов Г.В. Статьи о Л.Н. Толстом. М., 1924. - С. 8-94.
166. Плутарх. Исидаи Осирис. Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1996.
167. Полтавцев А.С. Философское мировоззрение Л.Н. Толстого. Харьков, 1974.
168. Пругавин А.С. Лев Толстой и «богочеловеки»//Русское богословие. 1911. Август. С. 147-165.
169. Псалтирь. М.: Современник, 1991. - С. 185.
170. Радищев А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии/Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия/Сост., библиогр. Статьи и прим. Б.В. Емельянова. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1990. -С.347-387.
171. Рачин Е.И. Философские искания Льва Толстого М., 1993.
172. Рашидов С.Ф. Смысл жизни и страх смерти как обнаружение феномена самосознания//Фигуры Танатоса. Символы смерти в культуре/Отв. Ред. А. Демичев. СПб., 1991.- С. 39-46.
173. Розанов В.В. Вечная тема//Новое время. СПб., 1908. 4/17 янв. № 11427. - С. 3
174. Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь//Розанов В.В. Религия и культура. Т.1. М., 1990.
175. Розанов В.В. По поводу одной тревоги гр. Л.Н. Толстого//Русский вестник. 1895. №8. С. 154-187.
176. Розанов В.В. Уединенное. М.: Изд-во Политической литературы, 1990.
177. Розанов В.В. Святость и смерть//Новый путь. 1903. № 7.
178. Розанов В.В. Смерть. и что за нею//Смерть. Альманах. -СПб., 1910. С. 143-163.
179. Розин В,М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996.
180. Роллан Р. Жизнь Л.Н. Толстого//Роллан Р. Жизни великих людей. М., 1993.
181. Роуз С. Душа после смерти. М: Macau end Co., 1991.
182. Русский православный обряд крещения. М.: Букмэн, 1996.
183. Русский православный обряд погребения. М.: Букмэн, 1996.
184. Руднев В. Культура и смерть//Даугава. 1991. №3/4. -С.169-172.
185. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб.: Восточно-Европейский Ин-т Психоанализа, 1994.
186. Савонарола Дж, Проповедь об искусстве хорошо умирать//Вестник РХД (Париж- Нью-Йорк-Москва). 1981. (III-IV). №135, С. 99-124.
187. Сабиров В.Ш. Критический анализ философско-этических оснований современной танатологии//Философские науки. 1985. № 3. С. 100-107.
188. Сабиров В.Ш. Этический анализ жизни и смерти. М., 1987.
189. Свенцицкий В.В. Смерть. Драма. М., 1909.
190. Свенцицкий В.В. Антихрист. Записки странного человека. Изд. 2-е. СПб., 1908. - С. 42.
191. Светлов П.Я. Любовь и смерть//Киевлянин. 1899. № 132.
192. Светлов П.Я. О страхе смерти//Киевлянин. 1901. № 25.
193. Светлов П.Я. О смысле смерти//Киевлянин. 1901. № 53.
194. Седов Л. Типология культур по критерию отношения к смерти//Синтаксис. Париж, 1989. № 26. - С. 159-192.
195. Семенов-Тяншанский А, Смерть и воскресение Христово//Вестник РХД. 1971. № 100 (И) С. 34-43.
196. Семенова С.Г. Об одном идейно-философском диалоге: Лев Толстой и Н.Ф. Федоров//Север. 1980. №2. С. 115-128.
197. Семина К.А. Археология и социология смерти (Анализ исследований 80-х годов)//Личность и общество в религии и науке античного мира. (Современная зарубежная историография). Рефер., сб. М., 1990. - С. 91-107.
198. Сергеев-Ценский С. Смерть. М., 1908.
199. Сергеенко П. Л.Н. Толстой и Иоанн Кронштадтский//Л.Н. Толстой и его современники. Очерки. М., 1911.
200. Скатов Н.Н. Лев Толстой и Николай Федоров//Огонек. 1978. № 37.
201. Скатов Н.Н. Николай Федоров о Льве Толстом //Литературная учеба. 1989. №3. С. 168-172.
202. Слитинская Л.И. Бессознательное психическое и творческий процесс. Психоаналитическая трактовка текстов Л.Н. Толстого//Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1985. Т.4. - С. 307-317.
203. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории//Соловьев B.C. Соч.: В 2т. М.: Мысль, 1998. Т. 2.
204. Соловьев B.C. Идолы и идеалы. СПб., 1891.
205. Соловьев B.C. Письмо к Л.Н. Толстому о воскресении Христа//Путь. Париж. 1926. № 5. - С.75-77.
206. Сорокин П.А. Л.Н. Толстой как философ//Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912, Вып. 4-5. С. 80-97.
207. Степун Ф.А, Религиозная трагедия Льва Толстого//Степун Ф.А. Встречи. М., 1988.
208. Страхов Ф.А. Искание истины. М.: Посредник, 1911.
209. Струве П.Б, Лев Толстой. I. Смысл жизни. II. Смысл смерти Л.Н. Толстого// Струве П.Б. PATRIOTIKA: Политика, культура, религия, социализм. М., 1977. - С. 291-304.
210. Сухов А.Д. Русская философия. Особенности, традиции, исторические судьбы. Российская академия наук. Институт философии. М., 1995. - 157с.
211. Тайны загробного мира/Сост. Архимандр. Пантелеймон. -М.: «Labvest», 1996.
212. Токарский А. О страхе смерти//Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 40, № 6.
213. Толстая С.А. Дневники. М., 1928-1936. - Т. 1-4.
214. Толстой Л.Н. Анна Каренина. Л.: Художественная литература, 1967.
215. Толстой Л.Н. В чем моя вера? Тула: Приокское книжное изд-во, 1989.
216. Толстой Л.Н. Война и мир. В 4 т. Тула: Приокское книжное изд-во, 1977.
217. Толстой Л.Н. Евангелие для детей. Тула: Посредник, 1991.
218. Толстой Л.Н. О значении религии жизни и религии смерти//ПСС в 90 т. М., 1936. Т.17. - С. 356.
219. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. -М.: Художественная литература, 1992.
220. Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича. Рассказы. Л.: Художественная литература, 1983,
221. Толстой Л.Н. Христианское учение//Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М.: 1992.
222. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993.
223. Толстой Л.Н. Исповедь//Л.Н. Толстой: pro end contra/CocT., вступ. ст., коммент. и библиогр. К.Г. Исупова.- СПб.: РХГИ, 2000. 984с. - (Русский путь).
224. Толстой Л.Н. Записки сумасшедшего//Собрание сочинений в 22 т. Т12. М.: Художественная литература, 1985.
225. Толстой Л.Н. О жизни//Избранные Философские произведения. М.: Просвещение, 1992.
226. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Воронеж. Центральное черноземное книжное издательство, 1977.
227. Толстой Л.Н. Дневники//Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1985. - Т 21, 22.
228. Л.Н. Толстой Круг чтения. В 2т. М.: Политиздат, 1991.- 478с.
229. Толстой Л.Н. и религия. Научные доклады Московского толстовского общества. Вып. 5. М., 1996.
230. Л.Н. Толстой: pro end contra/Соет., вступ. ст., коммент. и библиогр. К.Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 2000. - 984с. -(Русский путь).
231. Трубецкой Е.Н. Свобода и бессмертие/УРусская мысль (Прага-Берлин), 1922. Кн. III, С.167-168.
232. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918. Гл. II.
233. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М.: Росспэн. 1996. - С. 63-89.
234. Успенский. Анафора//Богословские труды. №13. М., 1975.- С. 58.
235. Федоров Н.Ф. Философия общего дела//Сочинения. М.: Мысль, 1982.
236. Федоров Н.Ф. Панегиристу смерти, величайшему лицемеру нашего времени/Новый путь. 1901.
237. Федотов Г.П. Письма о русской культуре//Русская идея. -М., 1992.
238. Фигуры Танатоса: искусство умирать/под общ. ред. А.В.Демичева, М.С.Уварова. СПб.: СПб-й госуниверситет, 1998.
239. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. - М.: Книга и бизнес, 1995.
240. Флоренский П.А. Не восхищение непщева. (Фил. 2,6-8)//Богословский вестник. 1915. Т.2. С. 512-562.
241. Флоровский Г.В. Смерть на кресте. Париж, 1930.
242. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.- С. 286-413.
243. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
244. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997.
245. Франк С.Л. Русское мировоззрение. М., 1996.
246. Фрейд 3. Мы и смерть//Танатология (наука о смерти). Под ред. Рязанцева С. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994.
247. Френкель С.С. Христианство//Религиозные традиции мира в 2 т. Пер. с англ. М.: Крон-пресс, 1996. Т.1.
248. Хейзинг Й. Осень Средневековья. Гл. 9 («искусство умирания»). М.; 1988. - С. 149-163.
249. Ходасевич В.Ф. Уход Л.Н. Толстого//Возрождение. -Париж. 20 ноября, 1935.
250. Храповицкий А.П. (о. Антоний). Нравственное учение в сочинении Л.Н. Толстого «Царство Божие внутри вас» перед судом учения Христова. Изд. 3-е. М., 1902.
251. Цертелев Д.Н. Учение гр. Л.Н. Толстого о жизни//Русское обозрение, 1890. Кн. 7.
252. Чертков В.Г. I. О последних днях Л.Н. Толстого. М., 1911. И. Уход Л.Н. Толстого. - М., 1922.
253. Шестов Л. Откровение смерти (Последние произведения Л.Н. Толстого)// Шестов Л. Сочинения в 2 т. Т. 1. На весах Иова. М.: Наука, 1993.
254. Шестов Л. Добро и зло в учении графа Толстого и Ф. Ницше (Философия и проповедь)//Вопросы философии, 1990. №7. С. 85-93.
255. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. М.: Терра, 1997.
256. Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. М.: Наука, 1971.
257. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к нерушимости нашего существа. М., 1844. Т.2. Гл. 41.
258. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление// Шопенгауэр А. Избр. Произведения. М.: Мысль, 1992.
259. Шперк Ф.Э. О страхе смерти и принципах жизни. СПб., 1895.
260. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет М., 1995.
261. Этика: словарь афоризмов и изречений/Сост. Назаров В.Н., Мелешко Е.Д. М.: АО Аспект-Пресс, 1994.
262. Штейнер Р. Теософия и граф Л.Н. Толстой//Штейнер Р. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997.- С. 103-109.
263. Эйхенбаум Б.М. О противоречиях Льва Толстого//Литературный современник. 1939. №7-8. С. 231 -250.
264. Эйхенбаум Б.М. Толстой и Шопенгауэр (К вопросу о создании «Анны Карениной»)//Литературный современник. 1935. №11. С. 134-149.
265. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
266. Юшкевич П. О современных религиозно-философских исканиях. СПб., 1908.
267. Янжул И.Н. Страх смерти. Разговоры с графом Л.Н. Толстым. СПб., 1910.
268. Янкелевич В. Смерть. М.: Изд-во литературного ин-та, 1999.
269. Литература на иностранном языке.
270. Becher Е. The Denial of Death. N.Y., 1973.
271. Cahiers Leon Tolstoi'. No. 2: Tolstoi philosophe et penseur religieux. Paris: Institut d'Etudes Slaves, 1985.
272. Carse J. Death and Existence: a Conceptual History of Human Mortality. N.Y.: 1980, p.2.
273. Georges Nivat. L'Age d'Homme. Lausanne. 1993.
274. Gustafson R.F/ Leo Tolstoy: Recident and Stranger. A study in Fictions and Theology. Princeton: New Jersi, 1986.
275. Hartshorne Ch. The Acceptance of Death. In: Philosophical Aspects of Thanatology. - N.Y., 1978, vol.1, p.83.
276. Herzog E. Psyche u. Tod. Wandlungen des Todesbildes im Mythos u. in den Traumen heutiger Menschen. Zurich u. Stuttgart, 1960.
277. Hunke S. Morgenland und Abendland Einfliisse aus dem Orient. // Deutschland. Portrat einer Nation. - Gutersloh, 1985. Bd.l. S.81-84.
278. In the Shade of Giant: Essays on Tolstoy. Berkly, Los Angeles, London, 1989.
279. Kastenbaum R. Death, society and Human Experience. -Saint Louis, 1977, p.76-79.
280. Semon Marie. Les femmes dans l'oeuvre de Leon Tolstoi. -Paris: Institut d'Etudes slaves, 1984.
281. Shibles W. Death. An Interdisciplinary Analysis. Wisconsin, 1974, p.374, 108-109.
282. Stepun F.A. Dostojevskij und Tolstoj. Munchen, 1961.
283. Rowe W.W. Leo Tolstoy. Boston, 1986.
284. Weisbein N. devolution religievse de Tolstoi. Paris, 1960.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.