Понятие о воздаянии в обыденном религиозном сознании христиан и буддистов: общее и особенное тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Левит, Инга Витальевна
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 103
Оглавление диссертации кандидат философских наук Левит, Инга Витальевна
Введение
Глава
Сущность обыденного религиозного сознания и его литературные формы
1.1 .Понятие обыденного религиозного сознания и формы его выражения
1.2 Христианская литература, отражающая обыденное религиозное сознание
1.3 Буддийская литература, отражающая обыденное религиозное сознание
Глава 2. . А.--*
Различие в понятии воздаяния в хрйстйайстве и буддизме. 2.1 Догматическая православная и философская буддийская традиции как источник различий воззрений на воздаяние в обыденном религиозном сознании
2.2. Различия в представлениях о воздаянии в обыденном религиозном сознание, нашедшие отражения в дидактической литературе
Глава 3. Общее в понятии воздаяния в христианстве и буддизме
3.1. Сходные формы и методы воздаяния в христианстве и буддизме
3.2. Сходные литературные формы в христианской и буддийской дидактической литературе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Социальная природа и эволюция религиозных представлений о посмертном существовании1986 год, кандидат философских наук Антоненко, Виктор Захарович
Социальные аспекты сотериологии китайского буддизма2004 год, кандидат философских наук Батоин, Валентина Баировна
Буддизм в социокультурном пространстве России: социально-философский анализ2010 год, доктор философских наук Уланов, Мерген Санджиевич
Буддийские идеи в религиозности русских Забайкалья2013 год, кандидат философских наук Жукова, Алена Алексеевна
Китайский буддизм и общество в XX в.: История создания и деятельности буддийских объединений в Китае2000 год, доктор исторических наук Горбунова, Светлана Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Понятие о воздаянии в обыденном религиозном сознании христиан и буддистов: общее и особенное»
Актуальность темы исследования Исследование обыденного религиозного сознания и его форм приобретает в настоящее время особое значение. Это вызвано рядом обстоятельств. В современной ситуации, когда в одном культурном пространстве сосуществуют, наряду с мировыми религиями, многочисленные новые религиозные образования, каждый человек получает возможность избрать для себя вероисповедание, отвечающее всем его чаяниям. Если деятельность и сознание представителей новых религиозных объединений активно исследуются, то изучению религиозного сознание верующих, относящих себя к традиционным конфессиям, уделяется меньше внимания. Между тем уникальная ситуация, сложившаяся в нашей стране, а именно: широкий выбор вероучений и отсутствие религиозного образование как в семье, так и в общеобразовательных учебных заведениях, создает уникальную возможность для изучения народной религиозности. Но анализ современной ситуации невозможен вне исторического, культурного и религиозного контекста, а именно, исследования того, в каких формах существовало и выражалось обыденное религиозное сознание верующего большинства в предшествующие периоды.
Особенно актуальным представляется (в свете популярных ныне попыток синтеза из представлений, включающих в себя элементы различных религий) сравнительный анализ религиозного сознания представителей различных конфессий. Носители подобных "синтетических" воззрений могут причислять себя к одной из традиционных церквей, принимая при этом воззрения, чуждые этой церкви (так, часть новообращенных, относящая себя к православной церкви, часто разделяет общеиндийские представления о реинкарнации).
Среди попыток слияния вероучений особенно популярен синтез православия и буддизма и, как частный случай этого явления, например, интеграция в православное вероучение представления о кармическом воздаянии. Эти процессы не затрагивает теологических основ православного вероучения и носят публицистический "бытовой" характер. Проповедь подобных воззрений ставится на коммерческую основу и активно тиражируются.1
Все выше сказанное обосновывает актуальность объекта исследования -обыденного религиозного сознания христиан и буддистов; предмета исследования - понятие о воздаянии у христиан и буддистов и аспекта анализа -сравнительный анализ понятия о воздаянии в обыденном религиозном сознании христиан и буддистов.
Такое исследование поможет существенно расширить представления о процессах, происходящих в сознании современных верующих, исповедующих не только христианство и буддизм, но и другие модификации религии.
Степень научной разработанности темы В современной науке религиозное сознание исследуется с философской, социологической, антропологической и культурологической точек зрения.
Использованная в ходе исследования научная литература может быть разделена на три вида. Первый, в котором предпринят сравнительный анализ христианства и буддизма по различным параметрам. Второй, составляет литература посвященная исследованию религиозного сознания и его форм. Третий, посвящен изучению литературных форм, в которых нашло отражение обыденное религиозное сознание.
Сравнительный анализ буддизма и христианства насчитывает более чем столетнюю историю. Уже в конце XVIII века начали появляться работы, посвященные сравнению онтологии буддизма и христианства и личностей Спасителя. Большинство работ было направлено против попыток сближения буддизма, христианства и инклузивизма, например, С. Келлог2 (67). Эта тенденция сохранилась до начала XX века. Большинство исследований по этому вопросу принадлежали духовным лицам: в частности, В.Н. Ретивцеву (архимандрит Хрисанф) (144), Гурию (иеромонах) (48), B.C. Лесевич (77). Выводы, к которым приходили авторы исследований, находятся в зависимости от их
1 См.: например, Лазарев С.Н., Диагностика кармы, Спб, 1998.
2 Данные в скобках номера соответствуют в данном разделе номерам печатных зданий в списке литературы диссертации религиозных симпатий. Не отказывая буддизму в истинности некоторых этических доктрин, они решительно отвергают взгляд на буддизм, как форму божественного откровения.
Возможным буддийским влияниям на русскую литературу посвящены работы Д.С. Лихачев (78, 79) и В.К Шохин (176) которые отвергают достоверность сколько-нибудь существенных заимствований буддийских сюжетов в русской средневековой литературе.
Методики исследований народной религиозности разрабатываются с начала двадцатого века. Л.П. Карсавиным (65), на материалах средневековой европейской культуры, предложено понятие "религиозного фонда" для членов социальной группы. А.Я. Гуревич (49,50) указал на существование специфических категории, формирующих и развивающих те или иные верования и стереотипы. A.A. Панченко (121) для исследования народного православия предложил использовать функциональный метод, подразумевающий поиск категории и культурных механизмов, имманентных народному православию.
Народный буддизм впервые как мировозренческий историко-культурный феномен был выделен О.О. Розенбергом (145). Среди продолживших исследования народного буддизма можно назвать М.Е. Ермакова (20, 58, 59), А.Н. Мещерякова (93, 106).
В работе Е.А. Торчинова (166) разрабатывается психологический подход к феномену религии, предлагается взгляд на религиозный опыт как на особую психологическую реальность.
Функции пространства и времени в дидактическом жанре средневековой русской литературы исследованы в работах Д.С Лихачев (79) и Ю.М Лотман (83)
Особенностям восприятию загробного мира в народном сознании посвящена работа Г.С. Виноградов (29) и Т.А Новичкова (107)
Исследованию средневековых латинских видений как литературного жанра посвящены работы Б.И. Ярхо (177) и А.Б. Грибанова (44), предложенные Б.И. Ярхо методики применимы и для православных источников.
Предложенная работа не является востоковедческим исследованием, поэтому мы обратились к уже переведенным и прокомментированным источникам. Жанры сяошо и сэцува бунгаку и относящийся к ним жанр буддийского короткого рассказа исследуется как исторический источник, как памятник народного религиозного менталитета и как литературный жанр в работах К.И. Голыгиной (38), В.Н. Горегляда (39), М.Е. Ермакова (58,59), Н.И. Конрада (70,71), Е.М. Мелетинского (89,90,91), А.Н. Мещерякова (106)
Однако ни в одной из упомянутых выше работ не исследованы общее и особенное в воззрениях на воздаяние рядовых христиан и буддистов, их представлений о сути и механизмах воздаяния.
Цель диссертационного исследования
Цель диссертационного исследования, - осуществить сравнительный анализ понятия о воздаянии в обыденном религиозном сознании христиан и буддистов.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: рассмотреть сущность обыденного религиозного сознания и охарактеризовать его литературные формы;
- проанализировать христианскую и буддийскую литературу, отражающую обыденное религиозное сознание;
- проследить различия в понятии о воздаянии и его формах в обыденном религиозном сознании христиан и буддистов;
- выявить общее в понятиях воздаяния в сознании христиан и буддистов.
Теоретическая и методическая основа исследования
Теоретическая и методическая основа исследования заключается в моделировании традиционного религиозного сознания посредством поиска категорий и понятий, имманентных обыденной религиозности, и дальнейшем структурно-функциональном и динамическом анализе этих понятий на основе философского подхода к решению религиозных проблем.
Объектом исследования явилось понятие воздаяния в обыденном религиозном сознании христиан и буддистов. Материалом исследования послужила христианская и буддийская дидактическая литература.
В качестве предмета анализа выбраны воззрения на прижизненное и посмертное воздаяния в обыденном религиозном сознании христиан и буддистов, а также литературные формы, в которых они отражены.
Источниковедческая база исследования
Источниковедческая база исследования включает в себя буддийскую и христианскую дидактическую литературу, посвященную теме воздаяния в обыденном религиозном сознании.
Основными источниками материалов об обыденном религиозном сознании православных послужили работы: Г. Дьяченко Из области таинственного, простая речь о бытиях и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности. (55), М.П. Погодин Простая речь о мудреных вещах. (125), которые создавались авторами как научное исследование религиозных феноменов, но в дальнейшем использовались светскими и духовными авторами как источники сюжетов для душеполезных сборников. Филогенез сюжетов прослежен по сборникам архимандрита Пантелеймона, Тайны загробного мира (119). Из периодических изданий использованы материалы из журналов: "Христианское чтение", "Странник", "Кормчий", "Душеполезные размышления", "Душеполезное чтение". Содержание церковных воззрений на воздаяние взято из работ епископа Сильвестра Опыты Православного Догматического Богословия (151).
Из канонических образцов душеполезного чтения были привлечены Минеи-Четьи (98), Пролог (131), Златоструй (избранные места из поучительных бесед св. Иоанна Златоуста) (62), Златая цепь (выдержки из творений Отцов Церкви разных веков) (63).
Из буддийских текстов использованы: труд монаха Ке:кайя Записки о чудесах дивных воздаяния прижизненного за добрые и злые дела, случившиеся в стране Японии, в переводе и с комментариями А.Н. Мещерякова (106); Ван Яньсю Предания об услышанных мольбах, в переводе и с комментариями М.Е. Ермакова (21), также включенные в этот сборник произведения других китайских авторов; материалы из "Гирлянды джатак" в переводах О.Ф. Волковой (53).
Привлечение меньшего в сравнении с православными числа буддийских источников вызвано использованием уже существующих исследований по буддизму.
Новизна диссертационного исследования.
Научная новизна данного диссертационного исследования определяется тем, что впервые в отечественной литературе осуществлен религиоведческий анализ роли понятия о воздаянии в обыденном религиозном сознании христиан и буддистов.
Автором прослежена эволюция восприятия этого понятия приверженцами христианства и буддизма.
В работе раскрыто наличие не только специфического, но и общего в воззрениях на воздаяние христиан и буддистов.
В исследовании установлены причины и корни общности воззрений на воздаяние рядовых христиан и буддистов.
Практическая значимость исследования
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий по религиоведению и философии религии, в проведении лекционных курсов, специальных курсов и спецсеминаров по философии, социологии и психологии религии, а также при разработке тематических курсов по православию и буддизму.
Полученные выводы могут быть использованы учителями школ при проведении уроков истории и обществоведения, посвященных религиозной тематике. 9
Апробация работы
Основные положения диссертации были изложены выступлениях на "Герценовских чтениях" кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена в 19981999 гг, а также в двух публикациях.
Работа представлялась на конкурс в рамках проекта "Культурная инициатива" и получила стипендию Джорджа Сороса по гуманитарным наукам за 1992-1993 гг.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена в августе 1999 года и была рекомендована к защите.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Печатная пропаганда бурятских религиозных деятелей в контексте развития буддизма в Забайкалье во второй половине XIX-начале XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Шоболова, Светлана Игоревна
Духовные связи российских буддистов с Тибетом в конце XIX-начале XX вв.2007 год, кандидат исторических наук Павлов, Павел Александрович
Гендерные стереотипы в православии и буддизме: Сравнительный анализ2006 год, кандидат социологических наук Чойропова, Татьяна Цыренжаповна
Религиозная ситуация в Монголии: конец 1980-х-1990-е годы2004 год, кандидат исторических наук Сабиров, Рустам Тагирович
Современная этноконфессиональная ситуация во Вьетнаме2000 год, кандидат исторических наук Григорьева, Нина Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Философия религии», Левит, Инга Витальевна
Заключение.
Предлагаемая работа не исчерпывает всей тематики, связанной с представлениями о воздаянии в обыденном религиозном сознании буддистов и христиан. Однако на основании выполненного исследования можно сформулировать ряд выводов.
Народная религиозность, понятая как форма сознания, отличная от архаической мифологии и догматического вероисповедания, абстрагируемая в виде "общего религиозного фонда", присутствует у представителей любой религиозной конфессии, в нашем случае - у христиан и буддистов.
Народная религиозность, существуя наряду с философией в буддизме и богословием в христианстве, образует собственный свод представлений, способных влиять на житейские поступки верующих. Важное место среди этих представлений занимает понятие о воздаянии.
Понятие воздаяния в форме, присущей обыденному религиозному сознанию, сформировалось под влиянием мифологических архетипов и религиозных догматов, с одной стороны, фольклорной традиции и социально-психологических потребностей паствы, с другой. Филогенез представлений о воздаянии, как и других понятий, связанных с "общим религиозном фондом", определен метасоциальной сущностью религии, культурными и социальными факторами, а также универсальными законами мифотворчества.
Воздаяние - вопрос, в котором наиболее тесно взаимодействуют церковь (сангха) и верующий мир. В понимании мирянина, воздаяние является в значительной мере церковной прерогативой, что превращает его из теоретического понятия в фактор регламентации повседневной жизни, наполняя социальным значением. О месте понятия о воздаянии в иерархии представлении рядовых верующих и церкви свидетельствует количество литературных источников, прямо или косвенно касающихся данной тематики.
Буддизм и христианство различают воздаяние по времени, - загробное и прижизненное, и по форме, - награда и наказание. Загробное воздаяние неизбежно для каждого человека, как неизбежен суд, определяющий его меру.
В обыденном религиозном сознании присутствуют элементарные идеологические образования, связанные с воздаянием. Они могут быть сформулированы следующим образом: вера в бессмертие души, вера в потусторонний мир (рай и ад) и загробное воздаяние. На протяжении существования буддийской и христианской дидактической литературы эти базисные установки остаются неизменными.
Филогенез теоретических представлений, на примере представления о воздаянии, может быть описан следующим образом. Понятие о воздаянии формулируется и фиксируется догматической традицией, где и существует как более или менее оформленная философская концепция. Затем через посредника (в форме проповеди или духовной литературы) эта концепция, будучи востребованной аудиторией, попадает в сферу устной коммуникации. Но, оказываясь не адекватной восприятию рядового верующего, концепция воздаяния подвергается их неотрефлексированному влиянию, наполняясь мифологическими и фольклорными чертами. Она утрачивает при этом теоретичность, системность и законченность. Адаптированная концепция воздаяния, при посредничестве ищущих духовного совершенства членов паствы, в форме видений и легенд возвращается в письменную традицию, где и приобретает легальный статус. И уже эти воззрения, не имеющие четких формулировок и определений, неотрефлексированные как самостоятельная категория, но вполне узнаваемые и поддающиеся вычленению, сосуществуют параллельно с догматической концепцией в сфере устного и письменного предания.
Фундаментальные различия буддизма и христианства сохраняют свое значение и на уровне обыденного религиозного сознания, в формировании которого догматика играет существенную роль. Основными различиями в воззрениях буддиста- мирянина и православного мирянина являются понятия о перерождении души, индивидуальных эсхатологических перспективах, взгляд на позицию и роль человека в Универсуме, образно выраженные представления о природе добра и зла, степень личной ответственности человека за свою судьбу.
Однако в обыденном религиозном сознании по целому ряду параметров принципиальные различия между буддизмом и христианством нивелируются, так как в формировании религиозного пласта сознания паствы, существенную роль играют: - мифологические категории, сходные у представителей мировых религий; - универсальные психологические потребности человеческого сознания, удовлетворения которых традиционно связывают с церковью (ожидание чудесного, повествовательно-образное восприятие этических норм, ожидание особых посюсторонних и потусторонних льгот в ответ на веру, требование возможности и эффективности посмертных радений о близких, акцептация церковью "природной" добродетельности и бытовая приемлемость требований веры); - выше названные, базовые идеологемы, присущих сознанию верующих; -интегрированность церкви (сангхи), как социального института, в мир; -универсальность литературных законов; - общность психологических процессов, лежащих в основе специфических психосоматических состояний, сопровождающихся видениями.
Мифологическое время источников, помимо "конечных времен" индивидуального эсхатологического мифа, включает в себя время сна - видения. Оно служит для связи между миром реальным и мифическим, делая возможным коммуникацию между ними. Это время воспринимается как сон (обмирание) в посюстороннем мире и как бодрствование в потустороннем. Но если принять во внимание тот факт, что церковь и сангха ориентируют верующего на "вечные" ценности и считают "Царствие Божие", в случае христианства, и нирвану (термин "нирвана" как синоним вечной жизни имеет, конечно, условный характер) в буддизме единственно истинными, в сравнении с этой временной жизнью, то тогда это состояние, воспринимаемое нами как сон (обмирание), оказывается состоянием духовного бодрствования.
Народные религиозные представления находят свое выражение в различных литературных формах агиографии, видениях потустороннего мира, нравоучительных примерах, чудесных происшествиях, которые составляют содержание дидактической литературы, принадлежащей к популярному богословию.
Популярный уровень богословия не имеет строгой теоретической упорядоченности, ему свойственны фрагментарность, иррационализм, бессистемность, преобладание слепой веры, чувственное восприятие и сверхъестественные фантазии. Он отражает ожидания и несет на себе отпечаток мифологизированного сознания своей аудитории. Тематика воздаяния составляет основу содержания коротких буддийских рассказов и православных повествований, является объединяющей идеей всего сюжетного ряда. Свое предельное выражение воздаяние находит в рассказах о загробном мире, уготованном всему сущему, где за одинаковое прегрешение (добродеяние) следует одинаковое наказание (вознаграждение).
Буддийские и христианские сборники - это пастиш из видений и чудесных происшествий. Каждый из этих жанров имеет ряд определяющих признаков и включает в себя как агиографические, так и нравоучительные повествования.
В жанре видений по содержанию выделяются два основных типа сюжетов: загробные видения или посещения потустороннего мира, и явления из потустороннего мира. По структуре видения делятся на одновершинные и многовершинные. Формальным признаком видения является образ ясновидца, переживающего особое психофизическое состояние.
В чудесном происшествии определяющим является не персонаж, а происходящее с ним событие, которое должно отвечать ряду требований: описываемое событие должно носить чудесный характер; событие должно происходить во времени и пространстве героя; чудо является последствием действий персонажа (молитвы, добродетельной или греховной жизни). Чудесное происшествие имеет простую одновершинную структуру и два основных сюжетных типа.
По смысловому содержанию православные и буддийские повествования можно, поделить на четыре основных сюжетных типа.
I. Моление святым (в буддийских рассказах - бодхисаттве Авалокитешваре)
II. Жития.
III. Посещения потустороннего мира.
V. Сюжеты, посвященные вотивным предметам.
Православный пример состоит из видений и чудесных происшествий. Каждый из жанров имеет собственную устойчивую структуру, набор типичных сюжетов и дидактических приемов. Анализ этих произведений позволяет воссоздать представления о загробном и прижизненном воздаянии верующего большинства православных христиан.
Круг источников, к которым обращается автор, может быть разделен на две категории. Первая - канонические источники, например, Прологи, Златоструй, Четьи-Миней и т.п. Вторая - фольклорная традиция устного околоцерковного предания, тиражируемого посредством периодической печати, реже автор выступает очевидцем событий.
Внешний мир оказывает влияние на повествование через авторов и ясновидца, которые при отборе сюжетов и их структурировании следуют каноническим источникам
Мифологический мир православного примера, наряду с догматически оправданной загробной топографией, создает особые места загробного мира, вне рая и ада (по своим функциям они могут быть сопоставлены с католическим чистилищем), существование которых официальная церковь решительно отвергает. Названные места имеют собственную внутреннюю иерархию, климатические условия этих мест соответствуют степени благостности их обитателей. Основным отличием "особых мест" от мытарств, ада и рая является возможность изменения участи ещё до Всеобщего суда для находящихся там душ.
Жанры сяошо и сэцува несут на себе влияние буддийского религиозного сознания, проповедуя буддийские ценности и приоритеты в форме, доступной массовому сознанию. Сяошо и сэцува включают в себя устойчивый набор жанров и сюжетов, анализируя которые возможно составить представление об обыденном религиозном сознании буддиста-мирянина.
Праведность выступает единственным критерием, определяющим положение героя в буддийском и христианском повествовании. Загробные перспективы героя определены его посюсторонней жизнью, часто последствия добродетельных и дурных деяний настигают героя уже в этом мире.
Необходимость приложения усилий уже в этой жизни для обретения достойного загробного существования служит существенным фактором влияния на верующего.
Присутствие личного, в описываемых переживаниях ясновидца вносит элемент трагедии в христианское и буддийское повествование, приближая и эмоционально привязывая читателя к сюжету.
Прижизненное воздаяние всегда явлено зрителю как чудо. Загробное и прижизненное воздаяния существуют в форме награды за праведность или наказания за грехи. Чудо служит движущим фактором сюжетов и выступает залогом успеха праведности.
Важное место в обыденном религиозном сознании христиан и буддистов (следовательно, и в дидактической литературе) имеет практика манипуляции с личным посмертным и с посмертным воздаянием близких. Народный буддизм, как и народное православие, признает возможность изменения загробной доли человека вне зависимости от его прижизненных заслуг. Априори понятно, что в заботах о посмертной доле нуждаются не самые совершенные члены церкви. Тем не менее, каждый живущий имеет возможность посредством необременительных действий искупить грехи ближнего и даже заработать ему райское блаженство (удачное перерождение).
Несмотря на вышё сказанное, христианство и буддизм убеждают верующего, что хотя настоящая жизнь - лишь этап в сравнении с бесконечностью, (будь то цепь перерождений или вечная жизнь). Но этап, обладающий большим весом для снискания бесценных заслуг, который необходимо использовать с максимальной эффективностью, так как цена каждого поступка необыкновенно высока.
Импликативный принцип повествования позволяет каждому читателю оценить свои потусторонние перспективы.
Исполнение религиозных заповедей возводится буддизмом и христианством в нравственный закон для общества в целом. Их нарушение влечет за собой жестокую кару в загробном или в этом мире для всех, кто нарушал их по злому умыслу или незнанию. Буддизм и христианство для
92 приверженцев своей веры оговаривают ряд преимуществ. Буддистам в загробном мире предоставлены значительные льготы, учитывающие даже почитание Закона в прошлых жизнях. Христианство предоставляет своим последователям исключительное право посмертного суда, которого лишены последователи других вероисповеданий.
Благодаря специфике проведенных исследований и использования различных методов анализа, материалы диссертационного исследования могут быть использованы при составлении и проведении курсов и спецсеминаров по истории, философии и психологии религии.
Материалы могут быть использованы социологами и философами религии, исследующих проблемы религиозного сознания как христиан и буддистов, так и представителей других религиозных конфессий.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Левит, Инга Витальевна, 1999 год
1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, "Наука", 1989.
2. Абаев Н.В. Человек и природа а даосизме и буддизме. // Общественные науки за рубежом. Сер. 9. Востоковеденье и африканистика. М., 1981. № 2, с. 213-217.
3. Аверский. архиеп. Апокалипсис, или Откровение Святого Иоанна Богослова. Спб, "Акция", 1998.
4. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., "Наука",1972.
5. Ад. // "Христианское чтение", III, 1840, с.245.
6. Ад и рай. Издательство Афонского русского Пантелеймонова монастыря. М., 1884.
7. Андронов В.П. Нагораджуна и его учение. М., "Наука", 1990.
8. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. Спб, Типография М.М. Стасюлевича, 1914.
9. АргуэлесХ и М. Мандала. М., "Благовест", 1993.
10. Ю.Барадийный Б.Б. Беседы буддийских монахов. // Сборник музея антропологии и этнографии имени Петра Великого при Академии Наук СССР, т.5 Л., 1917-25. С. 631-656.
11. Барадийныи Б.Б. Буддийские монастыри Монголии и Тибета.// Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. Верхнеудинск. Бурят-монгольское издательство. 1926.
12. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М., "Художественная литература", 1990.
13. Бессмертие. //"Христианское чтение", XVIII, 1825, с.120.
14. Библия. М., "Московская патриархия". 1989.
15. Болотов. В.В. Лекции по истории древней церкви, т.2. СП б. Типография Меркушева, 1907.
16. Бородаев Д. О вечном блаженстве праведников. Купянск. Типография Попова, 1898.
17. Буддизм. Словарь. Под редакцией Абаевой Л.Л. М., "Республика", 1992.
18. Буддийский катехизис. Харьков, Отд. Тип. Жур. "Вера и разум". Типография Полуехтова, 1888.
19. Буддийская философия в средневековой Японии. Отв. редактор Козловский Ю. М„ "Янус-К"., 1998.
20. Вань Янь-сю. Предание об услышанных мольбах. Предисловие, перевод и примечание Ермакова М.Е. Спб, центр "Петербургское Востоковеденье". 1998.
21. Вангьял. Драгоценная лестница. Редакция Андросова. Элиста. Ред-изд. Пред. "Ботхн", 1994.
22. Васильев В. Буддизм, его догматы, история, и литература. Спб, Типография Императорской Академии. Ч 1, 1857; ч. 3, 1869.
23. Василенко Л.И. Краткий религиозно-филосоский словарь. М., Изд. Истина и жизнь", 1998.
24. Васильев Л.С. История религии Востока. М., "Высшая школа", 1983.
25. Васильков Я.В. Буддийские сюжеты в христианской литературе: конфликт мировоззрений (рецензия).//"Восток", 1991, № 3, с. 42-51.
26. Вебер М. Работы по социологии, религии и культуре. Вып. 1 и 2. М., ИНИОН, 1991.
27. Введение в буддизм. Спб, издательство "Лань", 1999.
28. Вержболович. М. Мир таинственных явлений. // "Душеполезное чтение", Декабрь, с 560-567. Апрель 625-661. Июнь 188-198. Июль 418-432. Август 613-634. М., 1901.
29. Виноградов Г.С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири. Иркутск, Тип. Губ ВПО,1923.
30. Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере (предисловие к публикации Сокулер З.А.) //"Вопросы философии". 1998, N 5, с. 120-135.
31. Властовъ Г.К. "Священная Летопись". Спб, Тип. Тов-ва. "Общественная польза", 1875.
32. Всемирное писание. Сравнительная аналогия священных текстов. Общ. ред. Гуревича П.С. М., "Республика", 1995.
33. Главева Д. "Учение Хакуина о "внутреннем взгляде". // "Вопросы философии". 1997. № 10, с. 95-99.
34. Глубоковскиий H.H. "Обращение Савла". // "Христианское Чтение". 1896. I, с. 341.
35. Зб.Глубоковскиий H.H. Учение св. Апостола Павла о грехах, искуплении и оправдании. // "Христианское чтение", 1898, I (CCV), вып. 3, с. 301-343, вып. 4, с. 471-516, вып. 5. с, 629-666, вып. 6, с. 793-840.
36. Глубоковскиий H.H. Учение св. Апостола Павла о загробной жизни и воскресении мертвых. //"Христианское Чтение". 1899. II, (CCCVIII), вып. 6, с. 10741097, вып. 7, с. 3-38, вып. 8, с. 167-204.
37. Голосовкер. Я.Э. Логика мифа. М., "Наука". 1987.
38. Голыгина К.И. Новелла средневекового Китая (Истоки сюжетов и эволюция, XIII -XIV вв.). М„ "Наука", 1980.
39. Горегляд В.Н. Дневники и эссе в японской литературе X XIII вв. М., "Наука", 1975.
40. Гордиенко Н.С. Мистика на службе современного православия. М., "Знание", 1981.
41. Гордиенко Н.С. Православные святые: кто они? Л., "Лениздат", 1979.
42. Гордиенко Н.С. Православие: Словарь атеиста. М., "Политиздат", 1986.
43. Григорьева Т.П. Махаяна и китайские учения (попытка сопоставления) // Изучение китайской литературы в СССР. М., "Наука", 1973, с. 86-111.
44. Грибанов А.Б. Заметки о жанре видений на западе и востоке. // "Восток-Запад". М„ "Наука". 1989, с.65-72.
45. Грехи смертные. //"Христианское чтение", I, 1852, с.563.
46. Гуляка и волшебник. Танские новеллы (VII-IX вв.). Пер. с кит. Соколовой и Фишман, М., "Худлит", 1970.
47. Губин В.Д. Проблема творческой личности в восточной философской традиции "духовного наставничества" // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., Изд. ин-та "Дружбы народов", 1986.
48. Гурий, иеромонах. Буддизм и христианство в их учении о спасении. Казань. "Центральная типография". 1908.
49. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., "Искусство", 1972.
50. Гуревич А.Я Средневековый мир глазами современников. М., "Искусство", 1989.
51. Гусев А. Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству. Спб, Типография Половицкого и К, 1874.
52. Денисов. Жизнь св. Иова Многострадального. М., 1914.бЗ.Джатаки, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы. Перев. и пред. Волковой О.Ф. Спб, "Чернышев", 1993.
53. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. Изд. ж-ла "Русская мысль". М., 1910.
54. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., "Наука", 1990. бб.Дьяченко Г. Из области таинственного, простая речь о бытиях и свойствах души человеческого, как богоподобной духовной сущности. М., Тип. Тов-ва Сытина, 1900.
55. Дымовский Е. Рецензия на книгу Гусева А. "Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству." Спб//"Странник", 1874, ч.1, с. 1-19.
56. Ермаков М.Е. Популярный китайский буддизм I-V вв. (по материалам коротких рассказов сяошо). // Буддизм в переводах. Альманах. Выпуск 2. Спб "Андреев и сыновья". 1993. С 371-385.
57. Ермаков М.Е. Культурно-исторический тип буддийского монаха (по материалам китайского собрания VI.в. "Гао сэн чжуфнь" // Буддизм в переводах. Альманах. Выпуск 2. Спб "Андреев и сыновья". 1993. С. 285-400.
58. Ефрем Сирин. О блаженных обителях. // Творения. Ч.Ш. Сергиев Посад, Тип. Св.-Тр. Сергиевской лавры, 1912.
59. Ефрем Сирин. О блаженных местах. //Творения. Ч.Ш. Сергиев Посад, Тип. Св.-Тр. Сергиевской лавры, 1912.62.3латоструй от златых уст св. Иоанна Златоуста. Назидательные размышления на каждый день месяца. М., Тип. Орлова, 1874,
60. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. М., "Наука.", 1987.
61. Карсавин Д.П. Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ веках, преимущественно в Италии. Пг., Тип. "Научное Дело", 1915.
62. Касевич В.Б. Буддизм картина мира. Спб, центр "Петербургское Востоковедение". 1996.
63. Кашецин Л. Буддизм. Распознание его с точки зрения чистого пессимизма. Лейпциг, Тип. Ф.А.Брокгауза, 18--.
64. КеллогС. Буддизм и христианство. Киев. Тип. Корчак-Новицкого, 1893.
65. Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. М., "Канон 1996.
66. Конрад Н.И. Японская литература. От "Кодзики" до Токутоми. М., "Наука", 1974.
67. Конрад Н.И. Японская литература в образах и очерках. М., "Наука", 1991.
68. Конрад Н.И. Заметки о смысле истории // "Вестник истории мировой культур", 1961, N2, с. 3-31.
69. Краснитский И. Буддизм и христианство. Новочеркаск. Донская Типография, 1893.
70. Кураев А. "Догмат и ересь в христианском предании. // "Вопросы философии". 1994, №9, с.
71. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). Т. 1. Религии без Бога. Т. 2. Христианство без оккультизма. М., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во "Отчий дом", 1997
72. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., Изд. Группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
73. Лесевеч Вл. В. Буддийские легенды и их соотношение с буддийскими догматами. Одесса, Тип. Гальперина и Швейцера, 1900.
74. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., "Наука", 1979.
75. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., "Наука", 1970.
76. Ловягин Е.М. Знают ли святые на небе о наших нуждах на земле. // "Православное Обозрение". 4.1, 1867, с. 41.81 .Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. М., Центр "СЭИ". 1991.
77. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры. // Труды по знаковым системам", т.6. Тарту, 1973. С.227-243.
78. Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах. // Труды по знаковым системам т.2 Тарту. 1965, с.210-216.
79. Лотман Ю.М. О проблеме значений во вторичных моделирующих системах. // Труды по знаковым системам т.2 Тарту. 1965, с.22-37.
80. Макарий, архиеп. О частном суде. // "Христианское чтение". 1852, II, п. 35.
81. Макарий, архиеп. О мздовоздаянии после Частного суда. // "Христианское чтение". 1852, II, п. 59.
82. Марков П. Рассуждение о видениях. // "Христианское чтение", X, 1823, с. 100123.
83. Мейендорф И. Св. Григорий Палама и православная мистика, (перевод с франц.) Библиотека СпбДАиС. 1969.
84. Мелетиниский Е.М. Поэтика мифа. "Наука". М., 1976.
85. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., "Наука". 1983.
86. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., "Наука". 1990.
87. Мень А. История религии: в поисках пути, истины и жизни. На пороге Нового завета. Т. 4. М., Изд. Слово / 81оуо, 1992
88. Мещеряков А.Н. О соотношении кармы с зооморфностью. // Древняя Индия. Историко-культурные связи. М., "Наука". 1982.
89. Мещеряков А.Н. "Христианское столетие" в Японии: проблема культурного отторжения. // "Восток". 1993, N5, с. 46-53.
90. Минаев И.П. Буддизм. Исследования и материалы, т.1 вып. 1-2. Спб, Тип. Императорской Академии наук. 1887.
91. Минаев И.П. Материалы и заметки по Буддизму. // "Записки Восточного Отделения Императорского Археологического Общества". т.1Х. 1895.
92. Минаев И.П. Спасение по учению позднейших буддистов. Спб, Тип. Императорской Академии наук. 1890.
93. Минеи-Четьи св. Дмитрия Ростовского. Жития святых на русском языке. М., Синодальная типография. Кн. 2, 1992, кн. 6, 1905, кн. 8, 1906, кн. 12, 1911.
94. Мистическое Богословие: на основе сочинений Дионисия Ареопагита. Киев. Христ. Благот. Ассоциация "Путь к истине", 1991.
95. Мистика церкви: по сравнению с мистикой католической церкви. В серии "Религиозно-философская библиотека", вып. ХХХУП, Сергиев Посад, Тип. Иванова, 1914.
96. Ю1.Митрофан (Алексеев В.Н.). Загробная жизнь: как живут наши умершие по смерти по учению православной церкви. М., "Скит", 1994.
97. Мысль о смерти не есть мысль мрачная, а светлая. // "Христианское чтение",1., 1850, с.126.
98. ЮЗ.Нагарджуна. "Махаянавимщика, или двадцать строф о махаяне". Введение и перевод Андросова В.П. //"Восток". 1995, N5, с. 149-155.
99. Невинное страдание. // "Христианское чтение", 1826. ч. XXI, с. 115.
100. Палама Григорий. Беседы (Омилии). В 3-х частях. М., "Паломник", 1993.
101. Памятники японской дидактической литературы. (Вступ. ст., пер. и комментарии Кабанов A.M.)//"Народы Азии и Африки". 1986, N2. с.93-103.
102. Пантелеймон, (архим). Тайны загробной жизни. М., "Калужская типография стандартов", 1996.
103. Панченко A.A. Религиозный утопизм русских мистических сект. // Русские утопии. Спб, изд. дом "Corvus", 1995.
104. Панченко A.A. Народное православие. Спб, Изд. Апетейя. 1998.
105. Писаревский H.H. Христианство и буддизм на Западе. // "Христианское чтение", 1898, I (CCV), вып. 7, с. 2-26.
106. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., Тип-литог. т-во Кушнерев и К0, 1911.
107. Понамарев А. Собеседования Григория Великого о загробной жизни в их церковном и историко-литературном значении. Спб, Тип. Добродеева, 1886.
108. Погодин.М.П. "Простая речь о мудренных вещах". 3-е изд. М., Тип.Вильде, 1875.
109. Полидоров П. Замечательный рассказ. // "Странник", 1875. Декабрь. С.150-151
110. Полидоров П. Необдуманное клятвенное слово матери. // "Странник", 1875. Декабрь. С.151-152.
111. Православная богословская энциклопедия. Спб, Синодальная типография. 1900-1912.
112. Православный катехизис. Епископа Александра (Семенов Тян-Шанский), Иркутск, Мал. предпр. "Вост. Обозрение", 1991.
113. Преподобные старцы Оптиной пустыни: Жития, чудеса, поучения. Рига, "Благовест", 1995.
114. Прологи. Изречения из Священного Писания и творения Отцов Церкви. Избранные тексты. Ответственный редактор. Гребешков В.П., М., Акад. Наук СССР, Ин-т мир. Лит-ры. Им. Горького. 1990.
115. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., "Наука". 1969.
116. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., "Наука". 1976.
117. Пу Сунлин. Монахи-волшебники. М., "Правда", 1957.
118. Пу Сунлин. Рассказы Ляо Чжая о необычайном. М., "Худлит", 1988.
119. Пу Сунлин. Рассказы Ляо Чжао о чудесах. М., "Худлит", 1973.
120. Пятигорский A.M. Мифологические размышления. // Лекции по феноменологии мифа. М., "Языки русской культуры". 1996.
121. Пятигорский A.M. Некоторые общие замечания о мифологии с точки зрения психолога. //Труды по знаковым системам. Т. 2, Тарту, 1965, с. 38-47.
122. Пятигорский A.M. Несколько слов об изучении религии. // Избранные труды. М., Школа "Языки русской культуры", 1996, с. 43-53.
123. Рай. //"Христианское чтение", II, 1840, с.84.
124. Радхакришнан С. Индийская философия. М., Изд. "Иностранная литература", 1956.
125. Религиозные традиции мира. В 2-х томах. Пер. с англ. М., "Кронн-пресс", 1996.
126. Реморов И. Христианская кончина. //"Странник", 1875 июль, с.53-56.
127. Ретивцев В.Н. (арх. Хрисанф). Религии древнего мира в их отношении к христианству. В 3-х т. Спб, Тип. дух. жур. "Странник", 1873.
128. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., "Наука". 1991.
129. Розенберг О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Пг., Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. 1919.
130. Русские утопии. Под редакцией Лихачева Д.С. Спб, изд. дом "Corvus", 1995.
131. Свиридов Г.Г. Японская средневековая проза сэцува (структура и образ). М., "Наука", 1981.
132. Семенцов B.C. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы "Бхагаватгиты" // "Восток-Запад". М., "Наука", 1988, с.5-32.
133. Сергеевский H.A. О творении. // "Православное Обозрение", т.1, № 2 с. 187205, №3с. 365-400, 1873.
134. Сильвестр (епископ.) Опыты Православного Догматического Богословия. Т. 5. Киев. Типография Императорского университета св. Владимира. 1897.
135. Синергия: Проблемы аскетического и мистического православия. Ред. Хоружий С.С. М„ ДИ-ДИК, 1995.
136. Смирнов С. Древне-русский духовник. Синодальная типография. М., 1914.
137. Смысл страдания. // "Религиозно-философская библиотека", вып. ХХУ, Вышний-Волочек, М., 1914.
138. Случай весьма поучительный для Неверов, маловеров и раскольников. Из жизни архим. Троицко-Сергиев. Лавры о. Антония. // "Кормчий", 1892 №1, с.9-11, №3, 28-29.
139. Соснин Д. Кончина, какой всякий может желать. // "Христианское чтение", XLVII, 1832, с.141.
140. Сперанский М.Н. Славянские апокрифические Евангелия (общий обзор). М., Тип. Мамонтова, 1895.
141. Спешев H.A. Китайская простонародная литература (Песенно-повествовательные жанры), "Наука", 1986.
142. Стевенборг Эммануил. О небе и аде. (перевод Аксакова) Лпц. 1860.
143. Танские новеллы. Пер. с кит. Фишман О.Л. и Тишкова A.A. Предисл. Фишман О.Л. М., "Гослитиздат", 1960.
144. Тензин Гьяцо (Далай Лама XIV). Мир тибетского буддизма. Спб, "Нартанг". 1996.
145. Тихомиров Е. Загробная жизнь или последняя участь человека. Калуга. "Полиграфист". 1995.
146. Токарчик А. Мифы о бессмертии. М., "Прогресс" "Прогресс-Академия". 1992
147. Толстых Н.И и С.М. О жанре "обмирания" (посещения того света). // Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979. с.63-65
148. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.) М., Школа "Языки русской культуры". 1998.
149. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. Спб, Центр "Петербургское Востоковеденье". 1998.
150. Трубецкой E.H. Избранное. М., Канон, 1995.
151. Трунов А.Н. Понятие крестьян Орловской губернии о природе физической и духовной. // Записи Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Спб, Изд. Импер. Академии. Наук, 869. т.2
152. Тэрнер. В. Символ и ритуал. Пер. с англ. М., "Наука", 1983.
153. Утешение в болезни. //"Христианское чтение", II, 1848, с.125.
154. Хоружий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции. // Вопросы философии. 1998, N3, с.35-118.
155. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., "Наука", 1978.
156. Философские вопросы буддизма. Новосибирск, "Наука", Сибирское отделение. 1984.
157. Человек и мир в японской культуре. Отв. ред. Григорьева Т.П. М., Наука,1985.
158. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М„ ВЛАДОС, 1995.
159. Шохин В.К. Древняя Индия в культуре Руси (Xl-середина XV в.) Источниковедческие проблемы. М., "Наука", 1988.
160. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., "Наука",1988.
161. Яковлев А. Поучение о внимательном слушании церковных служб. // "Христианское чтение". Проповеди и статьи для назидательного чтения при внебогослужебных собеседованиях. Приложение к журналу "Пастырский собеседник", №1, Типо-Литография Ермакова, 1898.
162. Ярхо Б.И. Средневековые латинские ведения // "Восток- Запад". М., "Наука", 1989. с. 21-55.
163. Литература на иностранных языках
164. Aristotle. The Poetics, trans. and commentary by Stephen Halliwell, London. Duckworth, 1987.
165. Barghorn, Adolf, E. Keyssner, H. van der Laan, G. Rudolf und E. Simonis: das Jahr im Erleben des Volkes. Tokyo. 1926.
166. Benl Oscar und Horst Hammitzsch. Japanisch Geistwelt. Baden-Beden 1956.
167. Bohner Hermann. Legenden aus der Fruehzeit des Japanischen Buddhismus. Tokyo, 1934.
168. Bruell Lydia. Die japanische Philosopyie. Darmstadt, Wiss.Buchges., 1989.
169. Bruell Lydia. Ostasisch Philosophie. Neue Wege zur Forschung. In: Saeculum 29\2. 1978.
170. Bruell Lydia. Die traditionelle japansche Philosophie und ihre Probleme bei der Rezeption der abenlaendisch-westlichen. In: Bochum Jahrbuch zur Ostasienforschung. Bochum, 1978.
171. Bruell Lydia. Buddhistische Philosophie. In: Hammitzsch 1984, Spalte 1324-1334.
172. Buddismuss. Das Lexikon. In: W.Goldmann Verlag, Muenchen, 1995.
173. Weber M. Aus den Schritten zur Religionssoziologie. Frankfurt am Main: Schauer, 1948.
174. Brueck, M. von.; Lai, W. Buddhismus und Christentum. In: C.H.Beck' sch Verlagsbuchhandlung, Muenchen, 1997.
175. Glasenapp H. von. Die fuenf Weltreligionen/ Brahmanismus, Buddhismus, chines. Universismus, Christentum, Islam. Duesseldorf, Koeln: Diederichs. 1981.
176. Kranz G. Europas christliche Literatur von 500-1500. Muenchen. Verlag F.Schoeningh. 1968.105
177. Kuroki Mikio. Die Frage nach Gott in der modernen japanischen Philosophie: Nishide Kataro und Tanabe Hajime. // Die Frage nach Gott im modernen Japan. In Ostasien-Institut Bonn, 1976.
178. Mensching Gustav. Budda und Christus: e. Vergl. Stuttgart: Deutsche VerlagsAnstalt. 1978.
179. Obermiller E.E. A Study of the twenty Aspeeeects of Sunyata. "The Indian Historical Quarterly", vol. IX., N1. Calcutta, 1933.
180. Obermiller E.E. A Study of the twenty Aspeeeects of Sunyata. "The Indian Historical Quarterly", vol. X, N2. Calcutta, 1934.
181. Rikkokushi: Die amtlichen reichsannalen Japans. Eingeleitet, uebersetzt und kommentiert von Bruno Lewin. Horst Hammitzsch. Tokyo, 1962.
182. Rosenberg Otto. Die Probleme der buddhistischen Philosophie. Heidelberg, 1924. 201.Schinzinger Robert. Japanisches Denken, Berlin, E.Schmidt, 1983.
183. Suzuki Daisetzu. Die Zen-Lehre vom Nicht-Bewustsein. Muenchen, 1952.
184. Florenz Karl. (Lieber) Japanische Analen (Nihongi) von Suiko-Tenno bis Jito-Tenno. Tokyo 1903.
185. Florenz Karl. Geschichte der japanischen Literatur. Lpz., 1909.
186. Waldenfelds Hans. Faszination des Buddhismus: zum christl.-buddhist. Dialog. Mainz: Matthias-Gruenewald-Verlag. 1982.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.