Развитие творческого воображения младших школьников при освоении русского фольклора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Карпова, Елена Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 233
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Карпова, Елена Геннадьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Проблема развития творческого воображения личности в эстетико - педагогических исследованиях и образовательной практике
1.2. Возможности активизации творческого воображения школьников средствами этнокультурных компонентов народного искусства.
1.3. Возрастные психолого — педагогические особенности развития творческого воображения учеников начальной школы.
ГЛАВА II.
ОСВОЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ ОБРАЗНОСТИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ).
2.1. Педагогическая модель освоения образности русского фольклора и активизация творческого воображения учеников начальной школы.
2.2. Опытная реализация педагогических условий освоения образности русского фольклора через развитие творческого воображения младших школьников на учебных занятиях.
2.3 Развитие творческого воображения детей при освоении фольклора в системе дополнительного образования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников1998 год, кандидат педагогических наук Ибрагимов, Гасан Гасанович
Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества1997 год, кандидат педагогических наук Комарова, Галина Николаевна
Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора1999 год, кандидат педагогических наук Солодухин, Владимир Иосифович
Формирование интереса младших школьников к фольклору славянских народов2010 год, кандидат педагогических наук Михайлова, Ольга Степановна
Формирование мировосприятия у младших школьников на интегрированных занятиях искусством2005 год, доктор педагогических наук Шишлянникова, Нина Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческого воображения младших школьников при освоении русского фольклора»
Актуальность темы исследования. Существующие проблемы развития социума в духовных, экономических и научно-технических областях не могут быть решены без полноценной реализации творческих возможностей человека. Современный этап жизни российского общества характеризуется признанием особой остроты задач возрождения и сохранения национальных традиций, самосознания народов России, а также совершенствования сферы культуры и системы образования.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано -«формирование человека и гражданина должно быть интегрировано в современное ему общество и нацелено на совершенствование этого общества». Также отмечается, что «современное содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру». («Закон об образовании Российской Федерации». Статья 14. Общие требования к содержанию образования, 2007, с.9)
Формирование творческой личности ребёнка важно нацелить на углублённое изучение им, прежде всего, культурно-исторических ценностей своего народа. В связи с этим особую значимость приобретает создание педагогических условий, повышающих интерес детей к национальной культуре, способствующих развитию творческого воображения и формированию чувства прекрасного.
Изучение трудов по педагогике и психологии, культурологии, этнокультуре, эстетике и искусствоведению, анализ научной и методической литературы по проблеме воображения, ознакомление с современной образовательной практикой позволяют сделать вывод о том, что для успешного развития и активизации творческого воображения у младших школьников необходим этнокультурный подход. В связи с этим важно целостное и комплексное освоение детьми народного искусства, в частности фольклора.
Ещё на рубеже ХГХ-ХХ вв. обращение к изучению творческого воображения .отражено в работах С.Д. Владыченко, В. Вундта, Э. Меймана, Т. Рибо.
Механизмы и психологические основы развития творческого воображения позднее исследовались такими учёными, как JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, JI.C. Коршунова, О.И. Никифорова, И.М!. Розетт, H.A. Цыпина, Л.И. Шрагина, Д.Б. Эльконин и др. Специфика и структура развития творческого воображения нашла отражение в трудах А. В. Брушлинского, И.Я. Лернера, Я.А. Пономарёва, В.Г. Ротенберга. Анализ данного процесса в детском возрасте представлен в работах Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, Л. С. Выготского, Г.Д. Кирилловой и других. Педагогическое исследование развития воображения учителя при освоении изобразительного искусства принадлежит М. Е. Велтистову, педагогические аспекты этой проблематики рассматриваются Е.С. Рапацевичем.
По мнению педагогов, как ученых, так и практиков, работающих по данной проблеме, органичное освоение этнокультуры в младшем школьном возрасте успешно обеспечивается именно на основе родного фольклора. Необходимость его знания неоднократно подчеркивалась в XIX в. К.Д. Ушинским, в исследовательских работах XX в. В.В. Ануфриевым, Л.М. Бирюковой, Т.С. Бугориной, З.П. Васильковой, Г.Н. Волковым, М. Ю. Новицкой и др. авторами.
На практике преподавание фольклора в начальной школе часто ограничено набором отдельных знаний историко-эстетического характера в рамках одного предмета, что не создаёт предпосылок для формирования целостного его понимания и осмысления, тем самым игнорируется интегративная суть народной культуры, синтезирующей различные виды и жанры.
Анализ показывает, что существуют очевидные противоречия: между общекультурным, духовно-ценностным, педагогическим потенциалом > фольклора и слабой реализованностью в образовании и воспитании личности, школьника, в частности недостаточной реализацией в педагогическом процессе начальной школы его содержательно-образного аспекта;
- между наличием элементов фольклорного знания в школьных дисциплинах гуманитарного цикла и их использованием для развития творческого воображения младших школьников;
- между необходимостью целостного восприятия детьми этнокультурных картин мира и фрагментарным, узко-иллюстративным использованием фольклора в общем и дополнительном образовании.
При исследовании данного комплекса вопросов мы опираемся на сочетание психолого-педагогического, этнокультурологического и эстетико-творческого подходов.
Изучение трудов, в которых затрагиваются некоторые аспекты данной педагогической проблемы, а также ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности диссертанта в течение 20 лет, позволили сформулировать тему исследования: «Развитие творческого воображения младших школьников при освоении русского фольклора».
Освоение младшими школьниками образности фольклора как методический путь активизации творческого воображения определяется в качестве изучаемой проблемы. Выявляется система педагогических условий, направленная на развитие творческого воображения.
Объект исследования: этнокультурное воспитание младших школьников в художественном образовании.
Предмет исследования: активизация и развитие основ творческого воображения младших школьников при освоении фольклора в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать пути обновления содержания этнокультурного воспитания младших школьников на основе активизации их творческого воображения; выявить педагогические условия его развития при обращении к русскому фольклору и методическую систему его освоения через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ философско-эстетических, психолого-педагогических, этно-культурологических трудов по изучаемой проблеме, а также фольклорных источников, с целью уточнения основных понятий в исследования проблемы.
2. Выявить особенности и определить уровни творческого воображения младших школьников в процессе освоения образности русского фольклора.
3. Экспериментально проверить методику реализации разработанных педагогических условий и её эффективность; подготовить методические рекомендации для учителей начальной школы.
Гипотеза исследования: Активизация и развитие творческого воображения младшего школьника в процессе освоения русского фольклора будут успешны при следующих педагогических условиях:
- если этнокультурное воспитание и творческое развитие детей будет основываться, на интегрированное педагогическое пространство предметов гуманитарно-эстетического цикла и занятий в. системе дополнительного образования;
- если построение эстетико-образовательного процесса в начальной школе будет осуществляться на основе освоения детьми ценностей народной отечественной культуры;
- если поэтапная реализация модели развития творческого воображения будет строиться на приобщении учащихся к культурно-познавательной и творческой деятельности, основанной на образности фольклора: вербальной, изобразительной, музыкальной и двигательно-пластической.
Методологическою основу исследования определяют:
- теоретико-методологические положения философии, эстетики, культурологии, психологии относительно творческой сферы человека, его образно-символической деятельности, особенно в сфере искусства (М.М. Бахтин, Г.В.Ф. Гегель, A.A. Гостев, JI.C. Выготский, Э. Кассирер, H.JL Лейзеров, А.Ф. Лосев, H.H. Рубцов, Ф.А. Рубцов, Л.А. Уайт, К. Г. Юнг); этнокультурологический аспект гуманитарных наук психологии, педагогики, филологии, фольклористики, искусствознания, культурологии (В.П. Аникин, Г.Н. Волков, A.C. Каргин, Л.Л. Куприянова, Е.А. Костюхин, Н.П. Лабзенко, Е.М. Мелетинский, Д. Мид, М.Ю. Новицкая, Т.Г. Стефаненко, К.Д. Ушинский, А.Я. Флиер и др.);
- психолого-педагогические концепции педагогики искусства и творческого развития ребёнка, (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В. Вундт, Я.А. Коменский, Ж. Пиаже, А.З. Рахимов), а также творческого воображения в детском возрасте (Л.С. Выготский, В. Вундт, Е.М. Гаврилова, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, Б.И. Долотов, П.Г. Демышев,
A.A. Мелик-Пашаев, Дж. Родари, И.М. Розетт, Д.Б. Эльконин);
- исследования педагогического потенциала интеграции искусства и культуры в образовании, а также концепций эстетического и художественного образования школьников (А.И. Буров, Е.П. Кабкова, И.Э. Кашекова, Л.П. Печко, Л.Г. Савенкова, H.H. Фомина, Б.П. Юсов).
Методы исследования: теоретический анализ работ педагогов, психологов, искусствоведов, эстетиков, культурологов, фольклористов в аспекте проводимого исследования; эмпирические методы — наблюдение, изучение практики работы школ; опытное изучение этнокультурного потенциала образовательной среды гуманитарных дисциплин в современных школах;
- сопоставительный анализ данных, полученных в опытно-экспериментальной работе; анализ педагогической документации, продуктов творческой практической деятельности детей; построение и экспериментально-практическая проверка теоретической модели развития творческого воображения младшего школьника на основе освоения русского народного искусства;
- методы экспертной оценки творческих работ учащихся, тестирование, анкетирование; статистические методы обработки материалов исследования; ретроспективный анализ данных собственного педагогического опыта преподавания искусства в младших и средних классах (20 лет).
Опытно-экспериментальная база исследования в г. Москве включала младшие и средние классы Центра образования «Царицыно» № 548; НОУ Центр образования «Вступление»; младшие классы НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского». Количество школьников, принимавших участие в эксперименте и охваченных наблюдением, составило около 472 человек. В исследовании участвовали 12 учителей начальной школы.
Этапы исследования:
I теоретико-поисковый этап (2001 - 2003 годы) заключался в анализе литературы, формулировании объекта, предмета, целей, задач, методов исследования; определялось начальное состояние уровня творческого воображения младших школьников; обосновывалось построение моделей для каждого года обучения, их реализация в педагогическом процессе.
II экспериментально-опытный этап (2004 - 2007 годы) включал: продолжение анализа теоретического материала; практическое апробирование педагогической модели развития творческого воображения младших школьников в опоре на образность русского фольклора (на уроках гуманитарно-эстетического цикла и в системе дополнительных занятий искусством); разработку и апробирование программы по музыкальному фольклору («Отчего у нас солнце красное»); а также авторской методики освоения видов и жанров фольклора;
III аналитико-обобщающий этап (2008 - 2010 годы) посвящен обработке и систематизации полученных данных; анализу и корректированию результатов экспериментальной работы; оформлению текста диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
- выявлен педагогический аспект содержания термина «творческое воображение» как основы формирования этнокультурной творческой деятельности младшего школьника;
- уточнены функции и цель развития творческого воображения младших школьников в учебно-познавательном процессе непосредственно в русле педагогики искусства, т.е. пространства их культурной образно-творческой деятельности;
- рассмотрена возможность применения понятия* «образность фольклора» в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками; отражена мифологическая фольклорная картина мира, показано её преломление в обрядово-жанровом комплексе;
- с опорой на интегративные связи внутри гуманитарно-эстетического цикла при освоении народной культуры раскрыты особенности уровней творческого воображения у детей;
- определены педагогические условия формирования и активизации творческого воображения детей на основе использования образности фольклора, включающие: а)создание особой эстетической и этнокультурной среды воспитаниями образования в начальной школе через интеграцию предметов эстетико-гуманитарного цикла; б)разработку методов и приёмов освоения детьми образности русского фольклора; в) педагогическую поддержку приобщения школьника к культурно-познавательной и творческой деятельности на каждом этапе освоения русского фольклора.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании раскрыто содержание понятия «творческое воображение» с точки зрения педагогики искусства. Оно рассматривается как свойство психики, позволяющее «свободно общаться с запасом жизненных впечатлений». Благодаря чему «создаются новые образные комбинации». (A.A. Мелик-Пашаев)
Уточнено понятие «творческое воображение» применительно к сфере изучения русского фольклора. Оно рассматривается как возрастной компонент духовно-эстетического проявления национальной ментальности. Исследуются его признаки, характерные для данного« возрастного качества в педагогическом процессе: традиционность (культурно-историческая основа) и коммуникативная направленность (в педагогической реализации).
При изучении развития творческого воображения выявлены такие его критерии как: интегративность, целостность, культуросообразность (в-частности, этнокультурная сообразность), деятельностная реализация ребёнка.
Выделена «образность» как смысловой стержень освоения младшими школьниками русского фольклора.
Охарактеризованы и сопоставлены возрастные особенности развития творческого воображения в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте.
Выявлены теоретические принципы разработки освоения образности русского фольклора для вузовского образования.
Практическая значимость исследования. На основе разработанной системы методических приёмов раскрыты возможности активизации интереса детей к освоению отечественной народной культуры.
Разработана система методов развития творческого воображения для ознакомления младших школьников с русским фольклором: апробирована методика «сюжетных образов»; введен в педагогическую систему «метафорический словарь» (в качестве основы интегрирования этнокультурного знания и художественно-творческой деятельности детей); предложена методика приобщения учащихся к импровизации через освоение системы архаичных ладов русской народной музыки.
Разработана авторская программа по музыке для учащихся начальной школы «Отчего у нас солнце красное», которая может быть использована в учебном процессе для углублённого изучения вербальных и музыкальных элементов фольклора, а также в ВУЗе при подготовке будущих учителей.
Подготовлены методические рекомендации для учителей по развитию творческого воображения младших школьников средствами образности народного искусства. Для педагогов создана система руководства процессом выполнения детьми творческих художественных работ на основе освоения фольклора (1-4 классы).
Обоснованность и достоверность исследования обусловлены научным аргументированием теоретико-методологических позиций; разносторонним анализом проблемы с позиции современных достижений психолого-педагогической науки; разнообразием методов, соответствующих цели, гипотезе и задачам исследования; логикой проведения эксперимента. Выявлена правомерность организации освоения младшими школьниками этнокультурной информации посредством активизации их творческого воображения.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Исследование осуществлялось в практической учебной деятельности в образовательных учреждениях города Москвы: ГОУ ЦО Центр образования «Царицыно № 548» (2000-2004), НОУ СОШ «Вступление» (2002), НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского» (2005-2008г.) Южного округа города Москвы. Результаты исследования апробировались на научно-практических конференциях, «круглых столах»: на Международной конференции по эстетико-культурному образованию детей «Содружество Московских и Минских Детских музыкальных школ и школ искусств в XXI веке» (Москва, 2006 г.) - по инициативе Управления культуры города Москвы; на Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» (Н.Новгород -Саров, 2007г.); на Юсовских научных чтениях в ИХО РАО (2007, 2008, 2009 гг.); на Международных рождественских чтениях (Москва, 2008,
2009 гг.); на методических семинарах по проблеме этнокультурного образования Управления образования и Управления культуры Южного административного округа города Москвы (2001, 2005, 2009 гг.); на заседаниях лаборатории интеграции искусств и МХК в ИХО РАО. (2009,
2010 гг.); на заседании Общественного консультативного совета при Департаменте образования города Москвы «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» (2010); на V образовательных чтениях Центрального федерального округа «Взаимодействие школы, семьи и церкви в духовно-нравственном развитии в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Тамбов, 2010).
На защиту выносятся следующие положения:
- В процессе освоения русского фольклора как самобытного культурного явления наиболее естественно развивается творческое воображение младшего школьника, которое способствует формированию целостного восприятия им «картины мира».
-Педагогическая модель активизации творческого воображения учеников начальной школы обеспечивается разработкой методов и приёмов освоения образности русского фольклора — её визуальных, вербальных, музыкально-слуховых компонентов.
- Система педагогических условий знакомства с русским фольклором способствует развитию творческого воображения и направлена на создание особой эстетической и этнокультурной среды воспитания и образования в начальной школе. Это: а) организация этнокультурного воспитания в младших классах, опирающаяся на интегрированное педагогическое пространство предметов гуманитарно-эстетического цикла и занятий в системе дополнительного обучения; б) поэтапная реализация модели развития творческого воображения учащихся на основе приобщения их к культурно-познавательной и творческой деятельности, базирующейся на словесной, изобразительной, музыкальной и двигательно-пластической образности фольклора; в) педагогической поддержкой рефлексии школьника на каждом этапе освоения фольклорной образности.
Структура исследования: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (281 наименование) и 9 приложений. Объем текста составляет 194 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста1998 год, кандидат педагогических наук Явгильдина, Зилия Мухтаровна
Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора2009 год, кандидат педагогических наук Костышина, Ольга Николаевна
Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства1998 год, кандидат педагогических наук Резанова, Ольга Владимировна
Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора2009 год, доктор педагогических наук Картавцева, Маргарита Тихоновна
Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности школьников 1-2 классов посредством приобщения к русскому религиозному искусству1998 год, кандидат педагогических наук Кликунова, Елена Вячеславовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Карпова, Елена Геннадьевна
190 Выводы.
Обобщая материалы, второй главы, формулируем следующие выводы данного раздела исследования:
1. В ходе опытно-эксперимантальной. работы определены: педагогические условия, при которых развивается интерес младших школьников, к народной художественной культуре и активизируется их фольклорное творческое воображение, включающие в себя: а) создание особой эстетической и этнокультурной среды, воспитания и образования в начальной школе через интеграции* предметов эстетико-гуманитарного • цикла; б) разработку методов и приёмов освоения образности, русского фольклора; в) педагогическую поддержку рефлексии школьника на каждом этапе освоения фольклорной.образности.
2. Констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень развития творческого воображения учащихся, младших классов экспериментальной и контрольной групп. Выявлены следующие уровни развития творческого воображения при освоении ими образности русского фольклора: творческий (высокий), динамически-продуктивный (развивающийся), устойчиво-репродуктивный (средний) и элементарный (недостаточный).
3. Система заданий« формирующего этапа эксперимента направлена на развитие такого свойства детского фольклорного- воображения как индивидуальность. Это происходило благодаря систематической работе с произведениями русского фольклора, обсуждением используемых «сюжетных образов», прослеживанием их развития посредством «образного переноса», развитием индивидуального творческого начала учащихся через импровизацию и создание «метафорического словаря».
4. Контрольный этап эксперимента показал качественный и количественный рост развития творческого воображения вообще и фольклорного воображения у младших школьников, входивших в экспериментальную группу, что подтвердило правомерность экспериментально выделенных педагогических условий: а) организация этнокультурного воспитания в младших классах опирается на интегрированное педагогическое пространство предметов гуманитарно-эстетического цикла и занятий в системе дополнительного обучения; б) построение эстетико-образовательного процесса в начальной школе осуществляется на основе этнокультурных компонентов посредством освоения детьми образности фольклора; в) поэтапная реализация модели развития представлений творческого воображения учащихся строится на приобщении их к культурно-познавательной и творческой деятельности, базирующейся на словесной, изобразительной, музыкальной и двигательно-пластической фольклорной образности. По результатам итогового тестирования большинство учащихся перешло с элементарного и репродуктивного уровней на продуктивный уровень развития творческого воображения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. На основе теоретического анализа философско-эстетических, психолого-педагогических, культурологических трудов по проблеме исследования, фольклорных источников, а также опытно-экспериментального изучения, нами установлено, что активизация и развитие представлений творческого воображения? младшего школьника через освоение народной отечественной- культуры проходит эффективно при следующих педагогических условиях если:
- при построении эстетико-образовательного процесса в начальной школе осуществляется освоения детьми образности фольклора на основе этнокультурных компонентов;
-организация' этнокультурного воспитания в младших классах опирается на интегрированное педагогическое пространство предметов гуманитарно-эстетического цикла и занятий, в системе дополнительного обучения;
-поэтапная реализация модели развития представлений творческого воображения- строится на приобщении учащихся к культурно-познавательной и творческой деятельности, на основе словесной, изобразительной, музыкальной и двигательно-пластической фольклорной образности.
2. Нами определены особенности и уровни представлений фольклорного творческого воображения младших школьников в учебно-воспитательном' процессе. В работе охарактеризована образность русского фольклора как средства развития детей младшего школьного возраста; обосновано педагогическое содержание, методическая система и модель освоения фольклорной образности в условиях интеграции предметов, гуманитарно-эстетического цикла в начальной школе. В исследовании экспериментально, проверена эффективность и пути реализации разработанных педагогических условий' и сформулированы рекомендации для < учителей начальной^ школы. Система педагогических условий знакомства с русским фольклором способствует развитию творческого воображения, и реализуется^ посредством: создания особой-педагогической, эстетической^ и этнокультурной» среды» воспитания и образования-в,начальной школе.-Это осуществляется через интеграцию предметов эстетико-гуманитарного цикла. Разработаны методы и приёмы освоения^ образности русского фольклора; на основе педагогической под держки рефлексии? школьника на каждом этапе освоения фольклорной образности.
3. В ходе опытно-эксперимантальной работы определены: условия; при которых развивается интерес младших школьников к народной художественной" культуре и активизируется их фольклорное творческое воображение; комплексе педагогических условий, связанных с развитием представлений. Выявлены следующие активные уровни» развития, творческого воображения при освоении ими- образности русского фольклора: творческий (высокий); продуктивный (развивающийся).
Уровни' развития творческого воображения учащихся* экспериментальной- группы изменились следующим* образом: элементарный снизился^ на 1,3 %, репродуктивный - на 20,4 %, продуктивный уровень повысился'на 19,4%, творческий уровень - на 4,1% .
У учащихся контрольной группы уровни изменились следующим образом: элементарный и творческий остались прежним, репродуктивный снизился на 3,1%, продуктивный повысился на 3,1%.
4. Нами разработаны методы развития творческого воображения в целях ознакомления младших школьников с русским фольклором («сюжетные образы»); введён в педагогическую систему метафорический словарь» в качестве основы интегрирования этнокультурного знания и художественно-творческой деятельности детей; подготовлены методические рекомендации для учителей по освоению детьми образности русского фольклора; предложена методика приобщения учащихся к музыкальной импровизации через освоение системы архаичных ладов русской народной музыки. Разработана авторская программа по музыке для учащихся начальной школы «Отчего у нас солнце красное», которая может быть использована в учебном процессе для углублённого изучения музыкального фольклора, а также в вузе при подготовке будущих учителей музыки.
Дальнейшее исследование данной проблемы предполагает рассмотрение особенностей развития представлений фольклорного творческого воображения подростков на основе освоения символико-исторического аспекта образности искусства других народов
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Карпова, Елена Геннадьевна, 2010 год
1. Абелюк Е.С. Фантастическая реальность мифа. М.: Школа: Открытый мир, 1996. - 95с.
2. Агапова И.Э. Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М.: 2009.-24с.
3. Агаптов A.A. Школа информационной культуры.// Приобщение детей и юношества к истокам традиционной народной культуры как эффективное средство их воспитания и адаптации в социальной среде. Архангельск, 2001. -320с.
4. Адорно Теодор В. Эстетическая теория М.: Республика, 2001. —526с.
5. Акопян К.З. Диалоги о таинственном ч. 1.Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 2006. 331с.
6. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург: Деловая книга,200- 272с.
7. Алмазова И.Г. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности. Автореферат диссертации канд.пед. наук. Елец -2009-26с.
8. Андреев А. Очерки русской этнопсихологии СПб. Издательство «Тропа Троянова» 2000. 608с.
9. Аникин В. Г. Теория фольклора Курс лекций М. 1996 295с.
10. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретациикультуры. Спб.: Университетская книга, 1997. 728 с.
11. П.Антонова Т.В: Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников 1 (на примере музыкально-ритмической; деятельности). Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М.: 2000. 24с.
12. Арапов О.Г. Сказка и миф: вымышленная реальность и реальность/ТНациональное и общечеловеческое в культуре и образовании. Курск 2000-250с.
13. Артюгина Т.Ю.Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора: Автореферат диссертации. канд. пед. наук: Петрозаводск 2004.-27с.
14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании М.-Л. 1965.- 208 с.
15. Асафьева Н: С. Психологические особенности понимания произведений фольклора детьми младшего школьного возраста. Автореферат диссертации. канд. псих. наук. Спб; 1998-27с.
16. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология в конструировании миров М:- Воронеж 1996. 768с.
17. Афанасьев А. Н: Поэтические воззрения славян на природу Т. 1,2, З.М. 1995
18. Афанасьев А.Н. Древо жизни М.1976.- 214с.
19. Афанасьев А.Н: Живая вода и вещее слово \ Сост. А.И. Баландина.-М.: Советская Россия: 1988.- 155с.20:Баранов С.П. Чувственный опыт ребёнка в начальном обучении М.: Издательство академии педагогических наук,-1963-123с.
20. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности Учебно-методическое пособие. — Спб.: Изд-во РИГУ им. А.И.Герцена,1999. 140с.
21. Басин ЕЛ. Искусство и энергия: психолого-эстетический аспект. БФРГТЗ Слово М:,2010-256с.
22. Басин Е.Я.Искусство и эмпатия. БФРГТЗ Слово М.,2010-294с.
23. Басин Е.Я. Теоретические проблемы искусства: логика, психология, эстетика, социология.М.: КомКнига, 2010-328с.
24. Басина Н.Э., Суслова O.A. Цвет. Звук. Материал: Учебно-методическое пособие к курсу «Введение в язык искусств», Екатеринбург. 2001.-89 с.
25. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Худож. лит., 1990. 120 с.
26. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М. 1979 353 с.
27. Бегунова С.Г. Развитие творческого воображения, мышления и речи детей на ступени персонализации в со-бытийность. Автореферат диссертации. канд. псих. наук. Ижевск 2006 — 27с.
28. Велик A.A. Культурология. Антропологические теории культуры М. Изд-во РГГУ. 1998. 239 с.
29. Белый А. Символизм как миропонимание.М.: Республика, 1994.528 с.
30. Бердяев Н. Смысл творчества М. 2002. — 410 с.
31. Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности. Автореферат диссертации. док. пед. наукМ. 2008, 43 с.
32. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление.М.1993-289 с.
33. Бирлайн Д. Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. М.: Крон-Пресс. 1997. -274с.
34. Блонский П.П. Психология младшего школьника М-Воронеж 1997- 575с.
35. Бляхер Е.Д. Мировое древо и мифологическая картина мира. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. 1996 640 с.
36. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика. 1992. № 5—6.140с.
37. Борев Ю.Б. Эстетика М.: Высшая школа. 2002. .- 511с.
38. Воронина Е.Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. М. 2007-27с.
39. Бутов Александр Юрьевич. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII XIX века): Автореферат диссертации. док-pa пед. наук-Москва-2005
40. Боякова Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшегодошкольного возраста: автореф. дис. .канд. пед. наук М.-2001.-25с.t
41. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. 11-17 века. М.1992.210 с.
42. В мире искусств. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства, Сост. Т.К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев/Ред. А. А. Мелик -Пашаев.-М.:2001. -384с.
43. Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве 14-15 вв. М. 1980 — 340 с.
44. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. М.Искусство. 1993. 255с.
45. Васильев Ю. П. Воспитание у школьников способности к творческой самореализации. Самара 2000. 144с.
46. Велтистов М.Е. Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. М. 2007. -24с.
47. Вергилес Г.И., Раев А. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования//Младпшй школьник: формирование и развитие его личности. Спб.:, 2002. 101с.
48. Вершинина Н.А., Загузов Н.И, Писарева С.А, Тряпицына А.П. Современное диссертационное исследование по педагогике. Оценка качества. Книга для эксперта. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет. 2006. — 288с.
49. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск, 1995. ч.1 240с.
50. Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Сборник тезисов международной конференции. М.,: Институт психологии им. Л. С. Выготского. 2003. 100 с.
51. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб.: Союз. 1997.- 96с.
52. Выготский Л.С. Психология искусства. М.:1987. 573с.
53. Гагай В.В. Когнитивно-личностные факторы развития творческого мышления младших школьников. Шадринск. 1999-90с.
54. Галин А.А.Личность и творчество: психологические этюды. Новосиб. 1989.-3 Юс.
55. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Academia. 1998- 429 с.культуры. Опб.: Университетская книга, 1997! 728 с.
56. П.Антонова<Т.В. Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников (на примере музыкально-ритмической деятельности). Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М.: 2000. 24с.
57. Арапов О.Г. Сказка и миф: вымышленная реальность и реальность//Национальное и общечеловеческое в культуре и образовании. Курск 2000 250с.
58. Артюгина Т.Ю.Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Петрозаводск 2004.-27с.
59. Асафьев Б.В: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании М.-Л. 1965.- 208 с:
60. Асафьева Н. С. Психологические особенности понимания произведений фольклора детьми младшего школьного возраста. Автореферат диссертации. канд. псих. наук. Спб. 1998-27с.
61. Асмолов А.Г. Культурно-историческая, психология в конструировании миров М.- Воронеж 1996. 768с.
62. П. Афанасьев А. Н: Поэтические воззрения славян на природу Т. 1,2, 3: М. 1995
63. Афанасьев А.Н. Древо жизни М.1976.- 214с.
64. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово \ Сост. А.И. Баландина.-М.: Советская Россия. 1988.- 155с.
65. Баранов С.П. Чувственный опыт ребёнка в начальном обучении М.: Издательство академии педагогических наук,-1963-123с.
66. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности Учебно-методическое пособие. — Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,
67. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев: Вища школа. 1990. 326с.
68. Голан А. Миф и символ. М.: Руслит, 1993. 375с.,
69. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи 11- 19 веков. М. 1991.-351с.
70. Гордеева H.A. Саморазвитие творческого воображения студентов. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Саранск, 2006. -25с.
71. Горохов В.Ф. Культурология М.: МИФИ. 2001. 276 с.
72. Григорьев Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века, М 1989- 206 с.
73. Григоровская JI.B. Развитие образного мышления младших подростков средствами музыки. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Киев. 1990.-27с.
74. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России М.: Педагогика, 1994. 270 с.
75. Грязева В.Г. Экологическая психология творчества личности. Обучение в контексте развития личности как субъекта культуры. Челябинск. 2000-103 с.
76. Губин В., Некрасова Е. М. Философская антропология. Учебноепособие для вузов. СПб.: 2000. 240 с.
77. Гуманитарно-художественное образование: проблемы и подходы.Сборник научных статей под ред. Е. Н. Зуйкова. М. Арзамас 2002.- 150с.
78. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению М.: Айрис-пресс. 2003. 384 с.
79. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. -М.: Айрис-Пресс М. 2004 г.- 287с.
80. Давыдова О.В. Развитие творческого воображения учащихся на основе межпредметных связей. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Магнитогорск 2006.- 27 с.
81. Даль В. Пословицы русского народа. В 3-х тт. — М.: Русская книга, 1994-272 с.
82. Денисова A.A. Изучение развития знаково-символической деятельности у младших школьников// Младший школьник: формирование и развитие его личности. Спб. 2002. — 316 с.
83. Дёмин В.П О перспективах развития художественного образования (Доклад на заседании Президиума РА027.01 2010).// Проблемы современного образования 2010 №1 26- 33 c.URL http: //www.pmedu.ru/downlosdsfull-text2010 l.pdf
84. Долотов Б.И., Демышев П.Г. Развитие творческого воображения. Комсомольск-на Амуре 2005. 150 с.
85. Дормашев Ю.Б. Романов В.Я. Психология внимания М.: Тривола, 1995. 347 е.:
86. Дорфман Л., Ковалёва Г. //Творчество в искусстве искусство творчества М. 2000 - 216 с.
87. Дружкова Н.И. Педагогическая концепция Баухауза и ее традиции в современном' художественном образовании. Автореферат диссертации док-р пед. наук наук.2008-с. 59
88. Евскжов В.В. Мифы о вселеннойЛСерия: Из истории мировой культуры: Новосиб. Наука. 1988 - 176с.
89. Есаян Т.С. Начальное эстетическое воспитание детей 5-7 лет как фактор целостного освоения ими действительности. На материалах фольклора. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Ростов-на-Дону 2003- 27с.
90. Жигалова С.К. Русская народная живопись М. 1975. 191с.
91. Жирнова И.В. Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников на материале марийского фольклора. Автореферат. Йошкар-Ола 2005 — 24с.
92. Жукова М.А. Сказки А. Платонова // Начальная школа № 9.2004.-89 с.
93. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. / сост. Апраксина О. А. М.: Просвещение, 1990. —207с.
94. Кабкова Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе: М.: Просвещение. 2005. — 240 с.
95. Каган М. С. Музыка в мире искусств, СПб.: ТЛ. 1998. 231 с.
96. Казакова В.П. Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младшего школьника: Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Чебоксары. 2006. 29 с.
97. Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие. Челябинск,1995 271 с.
98. Каргин А. С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие.- М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997.- 288 с.
99. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство: Учебник для вузов.-Москва: Академический проект-2009.- 480 с.
100. ЮО.Кечерукова П. К. Формирование у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Карачаевск2002.- 27 с.
101. Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление М. :Изд-во Литер.ин-та.1992.- 172с.
102. Клименко Л.П. Словарь переносимых, образных и символических употреблений слов в Псалтири. Нижний М.: Ковчег, 2005. 608 с.
103. Коджаспирова Г. М. Педагогика М.: Гардарики. 2007 527с.
104. Козырева Е. А. Теоретические аспекты интеграции основного и дополнительного образования. / Кабалевский Д. Б. композитор, учёный, педагог: Материалы научной конференции М. 2004- 156с.
105. Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства. М.: Культуры. 1999328 с.
106. Командышко Е.Ф. Педагогический опыт преподавания искусства в старших классах. Пособие для учителя. ч.1. М. 2003 216 с.
107. Командышко Е.Ф. Педагогический опыт преподавания искусства в старших классах. Пособие для учителя.ч.2. М. 2003 — 219 с.
108. Коменский Я.А. Великая дидактика/Избранные сочинения М., Учпедгиз. 1955. 652 с.
109. Константинова С. К. Языковая картина мира этноса сквозь призму одного художественного приёма//Национально и общечеловеческое в культуре и образовании. Курск 2000. 354с.
110. Кордуэлл М. Психология. А-Я. Словарь — справочник. М.: ФАИР-Пресс. 1999 850 с.
111. Коротеева Е.И. Развитие способностей детей к художественно-творческой деятельности.- М.Издательский дом РА0.2005.-334с.
112. Костыпшна О. Н. Развитие творческой самореализациимладших школьников в процессе изучения фольклора; Автореферат дис.кан.пед.наук Елец 2009, с. 23.1131 Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору М.: Дрофа, 2004.-336 с.
113. Краевая Г.В. Влияние эстетического воспитания на развитие воображение младших школьников./ Культура. Образование. Человек. Курск 2001.- 124с.
114. Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя/ под ред. М.Ф. Овсянниковой-М.: Просвещение, 2005,-223с.
115. Кремлёв Ю. А. Очерки по эстетике музыки М. 1972 150с.
116. Круглова Е.А. Развитие образного мышления учащихся посредством иконического моделирования Автореферат диссертации . канд. пед. наук. М; 2002.-27с.
117. Кузьмина О. М: Профессиональная подготовка учителя к преподованию музыкального фольклора. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. М.2006-26с.
118. Кузнецова A.B. Взаимосвязь школьной адаптации и творческого мышления младших школьников. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Сургут 2005.-25 с.
119. Кукушкина B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на -Дону: Феникс, 2000 443с.
120. Культурология. 20 век. Антология. /Сост. Левит С.Я. М.: Юрист. 1995-703 с.122 .Культурология. 20 век. Словарь СПб, Университетская книга, 1997-640с
121. Культурология. 20 век. Энциклопедия Т.1, 2. / Гл. ред. и авторпроекта С.Я. Левит. СПб.: Университетская»книга. 1998.- 447 с.
122. Культурология. Учебное пособие и хрестоматия для студентов.
123. Под науч. ред. Г. В. Драча. -Ростов-н/Д.:Феникс.2000.-509 с.
124. Куприна Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребёнка М.: Академия. 2007 447с.
125. Куприна Н.Г. Педагогические аспекты освоения музыкального стиля будущим учителем. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. М. 1996-26 с.
126. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе. Учебно-методическое пособие для учителя. М.2002 112 с.
127. Кустова Л.С. Национальный характер как результат творчества народа М: Икар, 2003. 164 с.
128. Лабзенко Н.П. Предметное содержание и методы этнокультурного образования.// Этнопедагогика. М: 2004 360 с.
129. Ланкин В.Г., Ланкина Е.Е., Хох И.Р. Музыка и развитие личности ребёнка. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — 116 с.
130. Ларионова А.Г. Этнопедагогическая основа формирования музыкальной культуры младшего школьника. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Якутск. 2000.- с.24
131. Левашова О., Ю Келдыш, А. Кандинский. История русской музыки. Т 1. М. 1972 414с.
132. Леви-Стросс К. Первобытное мышление М.: Республика. 1994.384 с.
133. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа М.: ООО Издательство Астрель. 2000. 527с.
134. Левченко В.В.Интеграция в учебном процессе. СПб.:1. Весь,2002.-128 с.
135. Лейзеров Н. Л. Образность в искусстве. М. Наука. 1974- 208 с.
136. Лелеков Л. А. Искусство Древней Руси и Восток. М.: Советский художник, 1978 .-158 с.
137. Лелюх C.B., Сидорчук Т.А., Хоменко H.H., Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. /Учебное пособие. Ульяновск. 2003. 180 с.
138. Лесной С. Откуда ты, Русь? Ростов-н/Д: Донское слово.1995.340 с.
139. Лопатина А.,Скребцова М. Волшебный мир музыки.М.: Армита-Русь,2009- 304с.
140. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.1984 272 с.142 .Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство М.1976.-367 с.143 .Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.:Изд. полит, лит. 1991.- 528с.
141. Мальцева В.А. Формирование художественной культуры у младших школьников (на материале древнерусского искусства) Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Елец. 2007.- 21с.
142. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности.- Дубна: Феникс, 1999 254 с.под ред. Г. И. Вергилес СПб. 2009. 340с.
143. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Наука. 1976.- 122 с.
144. Неменский Б. М. Педагогика искусства. М.: Просвещение 2007.-255с.
145. Немов P.C. Психология. Т. З.М. М.: Просвещение. 1995. 496 с.
146. Неретина JI. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М.: ВЛАДОС.2004. 224 с.
147. Никитина JI.A. Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культуры. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Самара. 2005.- 24с.
148. Николаева В А. Истоки русской народной педагогики М.- Орёл. 1997.-228С.
149. Новиков A.M. Методология образования.- М.: Эгвес. 2006.488 с.
150. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении М.: Педагогика 1996.-153с.
151. Овчинникова А.Ж. Познание младшими школьниками смысла и значения художественного образа. М:~ Липецк.- 2002.- 6 п.л.
152. Петренко В.Ф„ Митина О.В., Бердников К.В., Кравцова А.Р., Осипова В.С, Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М. 2000.-73с.
153. Петренко O.A. Этнический менталитет и язык фольклора. Курск.-118с.
154. Петров В.М., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей М.:ТЦ Сфера,2000.-142с
155. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии, т. 1 Ростов-на-Дону: Феникс. 1996. — 416 с.
156. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии, т. 2 Ростов-на-Дону. 1996.- 319с.
157. Печко Л.П. Стили искусства: эстетический контекст Елец-Москва. 210.-197с.
158. Печко Л.П. Творческое воображение как аппарат освоения художественной культуры. / Обсерватория культуры № 4, 2004.- с.78-86
159. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий М. 1984,-164с.
160. Поль Д.В: Универсальные образы и мотивы в реалистической эпике М.А. Шолохова. Автореферат дис. доктора филолгических наук.М. 2008 г.
161. Полюдова Е. Н. Педагогические условия становления эстетического опыта подросткков при изучении искусства. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. М. 2007.-24с.
162. Пономарева Л.Д. Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речевой деятельности. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Спб. 2004-27с.
163. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники Спб. 1995-398с.
164. Пропп В.Я.Фольклор и действительность.М.Наука,1989. —233с
165. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В. П. М.: Академия, 1997. 372 с.193 .Психология и педагогика Учебное пособие под ред. Николаенко В. М. М-Новосибирск. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.-384 с.
166. Психология художественного творчества: Хрестоматия, Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест. 2003.- 753с.195 .Психология эмоций. Тексты/ под ред. В.К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер М.: Московкий университет. 1984. 288 с.
167. Психолош-педагогический словарь/сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово.2006. 928с.
168. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1988. 160 с.
169. Рахимов А.З. Педагогическая акмеология Уфа: БашГПИ, 1999.246 с.
170. Раченко И.П. Интегративная психопедагогика. Пятигорск 2000,-173с.
171. Рейнак С. Всеобщая история религии М.1891-595с.
172. Репринцев А. С.Учителю об эстетическом восприятии младших школьников Курск: Изд. КГПУ, 2001. 192 с.
173. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс. 1978.- 123с.203 .Рождественская Е. JI. Образовательные ресурсы этничности. Уфа: Даурия, 2000.-235с. 2000 г.
174. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию М. 1999-178с.
175. Розетт И.М. Психология фантазии. Минск: Изд-во БГУ, 1977.312 с.
176. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потёмкин О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М. 1990.-126с.
177. Российская педагогическая энциклопедия. М. 1999,Том 2,-754с.
178. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. М.:Наука,1991- 176 с.
179. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. М : Молодая гвардия, 1972. 492 с.
180. Ю.Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество. М. : Композитор, 1994. 222 с.
181. Русская идея/ сост. М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. -231с.
182. Русские народные песни/ сост. Варганова В.В. М.: Правда,1988.-192 с
183. Русский космизм: антология философской мысли. / Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993-369с.
184. Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия имоделей школ// Приобщение детей и юношества к истокам традиционной народной культуры как эффективное средство их воспитания и адаптации в социальной среде. Архангельск 2001.- 34-37с.
185. Словарь языка поэзии. Обзорный арсенал русской лирики конца 18-начала 20 века./ H.H. Иванова,O.E. Иванова М. 2004 -666с.
186. Словарь практического психолога /сост. сост. С. Ю. Головин Мн.: Хравест, 2001- 623с.
187. Сметанина Н.В. Развитие литературно-творческого воображения младших школьников. Автореферат диссертации . канд. пед. наук М. 1998- 27с.
188. Смолицкий В.Г. Русь избяная М. 1993. 104с.
189. Собко Н.В., Зиновкина М.М, Развитие творческого воображения. Методические рекомендации для учащихся начальных классов. 1-3 класс. Рославль 2001-56с.
190. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Выпуск 11. Сборник материалов научно-практической конференции. М 2001.
191. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси М. 1992164с.
192. Степанова H.A. Работа по экологии и краеведению.//Начальная школа № 2. 2003. 14-18с.
193. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология М. 2003 -320с.
194. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Избранныетруды. М.1996-296с.
195. Тарасова К.В., Петрова MJL, Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств. М. 1998-592с.
196. Татарников И.Н. Взаимосвязи педагогического и творческого мышления детей 5-11 лет. Автореферат диссертации . канд. псих. наук. Ярославль 2007. -24с.
197. Ткачёв В.Н. Источники развития творческих способностей. М.: Республика. 2000. -175с.
198. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика Екатеринбург:Деловая книга, 2001.- 141 с.
199. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольников.-М., 1998 -220с.
200. Трубецкой E.H. Избранные труды М. 1995-123с.
201. Тургель В.А. Образное и вербальное в процессе отражения произведений живописи младшего школьника//Стратегия развития дошкольника и младшего школьника в 21 веке.73-75с.
202. У сова A.B. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Челябинск. 1997.-26с.
203. Фаминцын А. С. Божества древних славян Спб . 2004- 222с.
204. Федеральный компонент общего музыкального образования// Начальная школа №9,10. 2004.
205. Флиер А.Я. Полетаева М. А. Тезаурус основных понятий культурологи: Учебное пособие. — М.: МГУКИ.2008. — 284с.
206. Чубрик Е.О. Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации. Автореф. дисс. . канд. культоролопга. — Владивосток: ДВТГУ, 2007. 30 с.
207. Чухно А.Г. Творчество в сфере образования. Креативныйпотенциал современного учителя.Ростов-на-Дону : Феникс, 2002-572с.261 .Шелемов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе М.- 124с.
208. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: опыт исследования проблемы. М.,1997.- 89 с.
209. Школяр Л.В. Д.Б. Кабалевский в истории музыкального образования //История художественного образования в России проблема культуры XX века. М.: Изд. дом РАО, 2003.- 412 с.
210. Школяр Л.В. На пути к педагогике искусства//Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе-2008,-№1-с.4-7
211. Шляпников Н.П. Интегрированный подход к формированию мировосприятия младших школьников на уроках музыки. Автореферат диссертации . канд. пед. наук. Абакан. 2001.- 21с.1972,1983i
212. Определение общеэстетической; этнокультурной и фольклорной информированности младшего школьника. Анкета 1. Констатирующий этап.
213. Ходил ли ты в детский сад до посещения школы?
214. Нравится ли тебе учиться в школе?
215. Какие уроки тебе нравятся?4. Любишь ли ты рисовать5: Нравится ли тебе слушать музыку и петь6. Любишь ли ты читать? ■
216. Какие книги ты читаешь (или тебе читают): сказки, про войну; про животных, исторические?
217. Куда тебе больше нравится ходить:в библиотеку; в театр, кукольный театр, музыкальный театр, музыкальный абонемент, на выставки картин, исторические выставки, спортивные соревнования, прогулки в парк, прогулки в лес, в кино?
218. Что ты выберешь, чтобы познакомиться с новым сказочным героем: просмотр мультфильма или чтение книги?
219. Нравится ли тебе создавать интересные поделки? рисунки?
220. Какие книги есть у тебя дома: сказки, книги о животных, познавательные книги?
221. Какие есть музыкальные инструменты дома, и кто на них играет?
222. Чем тебе нравится заниматься вне школы?а) рисоватьб) читать'в) заниматься спортомг) играть в компьютерд) смотреть телевизор
223. Чем бы тебе хотелось ещё заняться?
224. Кто из перечисленных героев тебе знаком?1. Иван Царевич1. Иван Крестьянский Сын1. Василиса Премудрая1. Марья Моревна1. Баба Яга1. Кащей1. Сивка-бурка1. Добрыня Никитич1. Алёша Попович1. Царь Ирод1. Волхвы1. Коляда1. Буратино1. Кот в сапогах1. Кот Баюн
225. Вспомни, откуда ты о них узнал:а) из киноб) из мультфильмовв) из книгг) из компьютерных игр
226. Кто из героев сказок это мог сказать?а) «Несёт меня лиса за синие леса,
227. За высокие горы, за тёмные чащи!»б) «Съел я пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой- и тебя, бык, съем!»
228. Слышал ли ты эти или похожие стихи? Как они называются? а) У кота — воркота колыбелька хороша,
229. А у Вани моего есть получше того, Люля точеная, позолоченная.б) Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.в) Водичка, водичка, умой моё личико,
230. Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. 17. Продолжи эти стихи дальше:а) Скок, скок, поскок.б) Андрей- воробей, не гоняй голубей.в) Божья коровка, полети на небо.
231. Какие из названий тебе знакомы? Масленица, Рождество, Святки, Вертеп18. Кто ты:а) мальчик; б) девочка. Спасибо за ответы!с¿¿11. Схема 1.
232. Образов «наивной» картины мира.д Система Стихии Персонифицированныемироздания мира божества:зооморфнор фаитастические иантропоморфныеобразы
233. В высший мир «Живая Перун, его свита: Сыновьявода» Гром, Град, Дождь.1. О (остров Буян) 1. Воздух Сирин, Алконост,1. Маланья-молния; Стрибог1. Стратим-птица Погода,1. Похвист.
234. Чем бы тебе хотелось ещё заняться?
235. Кто из перечисленных героев тебе знаком?1. Иван Царевич1. Иван Крестьянский Сын1. Василиса Премудрая1. Марья Моревна1. Баба Яга1. Кащей1. Сивка-бурка1. Добрыня Никитич1. Алёша Попович1. Царь Ирод1. Волхвы1. Коляда1. Буратино1. Кот в сапогах1. Кот Баюн
236. Вспомни, откуда ты о них узнал:а) из киноб) из мультфильмовв) из книгг) из компьютерных игр
237. Кто из героев сказок это мог сказать?а) «Несёт меня лиса за синие леса,
238. За высокие горы, за тёмные чащи!»б) «Съел я пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой- и тебя, бык, съем!»
239. Слышал ли ты эти или похожие стихи? Как они называются? а) У кота — воркота колыбелька хороша,п
240. А у Вани моего есть получше того, Люля точеная, позолоченная.б) Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.в) Водичка, водичка, умой моё личико,
241. Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. 17. Продолжи эти стихи дальше:а) Скок, скок, поскок.б) Андрей- воробей, не гоняй голубей.в) Божья коровка, полети на небо.
242. Какие из названий тебе знакомы? Масленица, Рождество, Святки, Вертеп18. Кто ты:а) мальчик; б) девочка. Спасибо за ответы!
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.