Развитие среднего специального художественного образования в России во второй трети XIX - начале XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Беляева, Ирина Геннадьевна

  • Беляева, Ирина Геннадьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 202
Беляева, Ирина Геннадьевна. Развитие среднего специального художественного образования в России во второй трети XIX - начале XX веков: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Смоленск. 2012. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Беляева, Ирина Геннадьевна

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1.1. Социально-экономические, политические и идеологические предпосылки возникновения и развития художественного образования в России

1.2. Этапы развития отечественного художественного образования

1.3. Деятельность общественных организаций как важный фактор модернизации в сфере художественного образования

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛЕ XX

ВВ

2.1. Возникновение и развитие Рисовальной школы для вольноприходя-щих при Петербургском обществе поощрения художников (Императорском обществе поощрения художеств) и Московского училища живописи, ваяния и зодчества при Московском художественном обществе

2.2. Организация учебно-воспитательного процесса в Училище живописи, ваяния и зодчества и Рисовальной школе общества поощрения художеств

2.3. Принципы организации Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Рисовальной школы Общества поощрения художеств. Формы и методы, применявшиеся в данных учебных учреждениях художественного образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие среднего специального художественного образования в России во второй трети XIX - начале XX веков»

ВВЕДЕНИЕ

За прошедшие столетия (XIX, XX вв.) значительно изменилось не только само российское общество, направление его развития, но и вместе с тем направление поисков для педагогической науки, предназначенной отвечать на сложные и простые вопросы одновременно. Воспитание, обучение, взаимодействие социальных институтов на каждом новом витке развития общества вынуждены перестраиваться в соответствии с происходящими изменениями. Каждый раз приоритеты в развитии в нашей стране смещаются - религия, монархия, идеологические установки или полная утрата всего перечисленного как новый продукт в иерархии ценностей, а затем опять поиск и формирование новой нравственности. И чем быстрее происходила смена идеологической модели, тем стремительнее отрицался наработанный десятилетиями опыт. Причём временные промежутки становились всё короче.

Не задавая риторического вопроса «Как долго на сей раз?», возможно, предпочтительнее попытаться проанализировать подобную ситуацию на очередной реальной модели как примере исторического сценария, определив основные признаки и установив те отрицательные тенденции, выявление которых позволит в настоящем и будущем избежать ряда ошибок и недочётов. А также, установив в исследовании ряд позитивных характеристик, использовать их в целях оптимизации работы составляющих компонентов системы, в частности, художественного образования сегодня. Такой подход тем более оправдан, что «в XXI веке перспективы развития художественного и эстетического образования в России столь же туманны, сколь они были туманны и в XX веке» [40, 7].

В мировом масштабе стремительно меняются экономическая деятельность, её техническая база и организационные формы, структура, условия и требования к уровню знаний и квалификации человека. Уже в XX веке мир столкнулся с проблемой выбора дальнейшего пути развития. Что выбрать: технологии, нещадное истребление недр планеты или путь гармонии между

человеком и природой? В этих условиях роль культуры и её исторического наследия как благотворного фактора в воспитании подрастающего поколения занимает особое место.

В последнее время значительно возросли роль и значение исторического знания как незаменимого компонента, связывающего современное состояние образования с многовековым историческим опытом. Согласно идее педагогической антропологии К.Д. Ушинского [23, 183], фундамент научного педагогического знания должны составлять законы таких наук, как анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономия и, конечно, история. К истории К.Д. Ушинский относит историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания [23, 183]. На использовании законов истории следует строить фундамент настоящей и будущей педагогической науки.

В России в области художественного образования периода XIX (1830 г.) - начала XX (1917 г.) вв. не только сложились условия для формирования отдельных специальных заведений. Процесс принял целенаправленный характер и как результат был закреплён Положением 1902 г., в котором правительство России определило роль государства в становлении и развитии художественно-промышленного образования [82, 579]. Было положено начало формированию российской школы дизайна XX века, выделившегося позднее в самостоятельную специальность.

Изучение исторических этапов становления указанных заведений необходимо для формирования целостной картины развития теоретической мысли и практической деятельности как отдельных отечественных педагогов, так и общественных художественных организаций. Следует рассмотреть просветительскую, учебно-методическую, благотворительную стороны деятельности Рисовальной школы и Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.

История художественного образования в профессиональном художественном и педагогическом сообществе рассматривается, как правило, либо в контексте истории изобразительных искусств (архитектуры, живописи, скульптуры, ДПИ, школ навыков и традиций), либо в контексте истории развития методик преподавания изобразительных и пластических искусств, а не в рамках истории образования. Кроме того, зачастую игнорируется вклад общественных организаций, которые, наряду с правительством, сыграли выдающуюся роль не только в научном и культурном развитии русского общества, но также в его социальном развитии.

Данное исследование содержит материал системного историко-педагогического анализа периодов становления и оформления художественного образования в нашей стране и развития его как системы на примере исторических этапов развития двух учебных заведений: Рисовальной школы при Санкт-Петербургском обществе поощрения художеств и Московского Училища живописи, ваяния и зодчества при Московском художественном обществе.

Поэтому актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к культурному наследию, сохранения, развития и распространения художественной культуры народов России. Важным является и сохранение единого социокультурного пространства страны на основах формирования российского самосознания и самоидентичности. Решение этих вопросов в немалой степени зависит от эффективности использования в педагогической практике культурно-образовательных традиций.

Понятийный аппарат исследования.

- художественное образование - историко-культурный феномен, условие и результат развития культуры конкретного народа, это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования цело-

стной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства;

- система художественного образования - исторически сложившаяся сеть различных по замыслу, типам и организационным формам художественных образовательных учреждений, находящаяся (до 1917 г.) в ведении Министерства финансов, Министерства торговли и промышленности, Министерства Императорского двора, отражающая политику государства в области культуры и искусства;

- художественные учебные заведения - учебные заведения для подготовки специалистов в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства, художественной промышленности (дизайна), архитектуры и преподавателей художественных дисциплин.

Понятие системы образования раскрыто в Законе Российской Федерации «Об образовании» [28, 10]. Согласно этому документу, в Российской Федерации это понятие представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов:

- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования [28, 10].

Согласно Концепции художественного образования в РФ, утверждённой приказом Министерства культуры РФ от 28 декабря 2001 года № 1403, «Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важ-

нейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства» [88]. В этом же документе прописаны цели, задачи, содержание и основные методологические принципы художественного образования.

Там же раскрыта связь художественного образования с общественными процессами: «содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности [88].

Содержание художественного образования включает:

- формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

- формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

- формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов» [88, электронный ресурс].

Сама Концепция опирается на основополагающий государственный документ «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года [88].

Степень научной разработанности проблемы. Интерес к проблеме становления и развития художественного среднего специального образования в России во второй трети XIX - начале XX века обусловлен прежде всего тем, что обобщающих работ по развитию среднего специального художественного образования, где оно было бы представлено как часть российской системы образования, практически нет.

Исследования и разработки, имеющие отношение к проблеме развития среднего специального образования в России во второй трети XIX - начале XX века, можно разделить на три группы в соответствии со временем: дореволюционные (до 1917 года), советские (1917-1991) и современные (с 1991 года).

Первую группу составляют работы историков, педагогов, искусствоведов и художников XVIII, XIX и начала XX века. В аспекте исторического становления и развития художественных образовательных учреждений и распространении рисования как предмета большой вклад внесли теоретики и практики художественного образования: в XVIII веке - И. Аргунов, И.И. Бецкой, А.К. Головачевский, М.В. Ломоносов, А.П. Лосенко, И.И. Шувалов.; в XIX веке - И.И. Бецкой, А.Н. Бенуа, И.В. Буяльский, А.Г. Венецианов, А. Войцехович, Г.А. Гиппиус, С.К. Зарянко, Н.К. Зарянко, А.Е. Егоров, А.И. Иванов, А.И. Куинджи, А.Н. Оленин, И.Д. Прейслер, Н.К. Рерих, А.П. Сапожников, Н.П. Собко, С.Г. Строганов, Г.И. Угрюмов, П.П. Чистяков, В.К. Шебуев, А.Л. Штиглиц и др.

Проблемы художественного образования представлены в трудах классиков отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической мысли:

- с точки зрения развития творческих сил и эстетического воспитания -Р. Бретон, А. Дистервег, И. Гербарт, И. Кант, Я.А. Коменский, И.Г. Песта-лоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель и др.;

- в области психологии творчества - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Ф. Гартвиг, И.Ф. Добрынин, Л.В. Занков, И.С. Кон, B.C. Кузин, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Ю.А. Полуянов, H.H. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Д.Б. Эльконин и др.

Ко второй группе исследований (1917-1991) по проблемам художественного образования и воспитания можно отнести следующие:

- по теории и методике художественного образования, обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству - работы Г.В. Беда,

Н.С. Боголюбова, H.H. Волкова, B.C. Кузина, С.П. Ломова, Б.М. Неменского, H.H. Ростовцева, Н.М.Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Б.П. Юсова и др.;

- по истории развития художественных учебных заведений России и методов обучения искусству во второй трети XIX - начала XX века -Э.М. Белютина, H.A. Дмитриевой, O.A. Лясковской, Н.М. Молевой, З.И. Фомичевой и др.;

- диссертационные исследования до 1991 года по истории развития художественного образования и художественных обществ: М.Х. Данашев исследовал методическое наследие русской академической школы рисунка в Академии художеств; Степанов М.С. рассматривал среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России; Миро-любова Г.А. - роль Общества поощрения художеств в развитии русской литографии; Вайтенс А.Г. - архитектурное образование во Всероссийской Академии художеств в 1932 - 1941 гг. и др.

К третьей группе научных работ (с 1991 г. по настоящее время) относятся диссертационные исследования по истории развития художественного, художественно-промышленного и архитектурного образования и художественных обществ: И.И. Комаровой «Объединения архитекторов и их роль в общественной и культурной жизни пореформенной России»; В.М. Зубец «Развитие художественно-промышленного образования в России» на примере Строгановского училища; H.H. Манжос «Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX-XX веках: На примере Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова»; Л.А. Кольстет «История архитектурного образования в России»; A.B. Тол-стоуховой «История развития художественного образования в Алтайском крае: Вторая половина XX века» и др.

Изучение соответствующей литературы и её анализ показал, что все исследования и краткие исторические экскурсы в области художественного образования не носили системного историко-педагогического характера, не воссоздавали целостной картины развития системы среднего специального

художественного образования в России во второй трети XIX - начале XX века. В этих работах не рассматривалась деятельность Рисовальной школы Санкт-Петербурга и Московского Училища живописи, ваяния и зодчества как часть педагогической образовательной системы в едином историческом процессе. Во многих исследованиях (Э.М. Белютина, Н.М. Молевой, М.Х. Данашева, H.H. Ростовцева) в качестве центра художественного образования рассматривается Академия художеств, оказавшая наиболее сильное влияние на дальнейшее развитие культуры России как высшее художественное заведение. Кроме того, недостаточно чётко обозначена роль общественных организаций и обществ в формировании системы среднего специального художественного образования России.

Всесторонний анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, архивных источников и педагогической практики позволил выявить ряд противоречий:

- между высоким педагогическим потенциалом художественных образовательных учебных заведений второй трети XIX - начале XX века и неразработанностью теоретических основ и прикладных аспектов ее внедрения в современный учебно-воспитательный процесс;

- между позитивным опытом формирования художественных учебных заведений второй трети XIX - начала XX вв. в области художественного воспитания и образования и реализацией этих идей в практике современной художественной школы (начальной, профессиональной, высшей);

- между существующим опытом и традициями по формированию ценностей художественной культуры личности, накопленными в истории педагогической мысли России, и использованием этого опыта в современной школе.

Исходя из этого проблема исследования состоит в том, чтобы на основе историко-теоретического анализа обосновать направления разрешения противоречия между актуальностью осмысления образовательного процесса в средних специальных художественных учебных заведениях России во вто-

рой трети XIX - начале XX века и недостаточной изученностью этого процесса в соответствии с запросами теории и практики художественного образования в современной России.

Актуальность проблемы, её недостаточная теоретико-методологическая разработанность определили тему настоящего исследования - «Развитие среднего специального художественного образования в России во второй трети XIX - начале XX веков».

Хронологические рамки исследования включают период второй трети XIX века (1830-е гг.) до начала XX века (1917 год): создание Общества поощрения художеств и основание мастерских при Московском художественном обществе, события двух войн XX века (1905 и 1914 гг.) и произошедшей революции 1917 г., изменившей содержание художественного образования.

Цель исследования - разработка, систематизация и формирование целостной историко-педагогической картины становления и развития художественного образования в Российской империи на примере художественных учебных заведений с учётом роли общественных организаций.

Объект исследования - система художественного образования в России.

Предмет исследования - содержание деятельности и основные направления преобразований в художественных учебных заведениях Российской империи на примере Рисовальной школы Санкт-Петербурга и Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.

Сформулированные цель, объект и предмет исследования определили следующие его задачи:

1. Проанализировать основные предпосылки, внешние и внутренние факторы, способствовавшие становлению учебных заведений художественного образования в России: Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Рисовальной школы Общества поощрения художеств.

2. Определить место художественных обществ России в процессе формирования и развития средних специальных учебных заведений - Москов-

ского училища живописи, ваяния и зодчества и Рисовальной школы Санкт-Петербурга.

3. Охарактеризовать этапы развития учреждений среднего специального художественного образования - Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Рисовальной школы Общества поощрения художеств, рассмотреть направления их многогранной деятельности.

4. Раскрыть принципы организации Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Рисовальной школы Общества поощрения художеств, а также формы и методы, применявшиеся в данных учебных учреждениях художественного образования.

Методологической основой исследования являются современные культурологические, философские, исторические, аксиологические, эстетические, историко-педагогические идеи и теории, а также теоретические основы художественного образования и эстетического воспитания. В частности:

• культурологические, философские, исторические труды (Г.В. Драч, В.А. Змеев, И.И. Комарова, Т.С. Кун, Н.С. Розов, А.Д. Тойнби, О.Шпенглер);

• аксиологические исследования (М.В. Богуславский, A.A. Ивин, В.В. Ильин, В.Я. Лыкова, Т. Парсонс, А.П. Сманцер), способствующие пониманию взаимосвязи между ценностями социального и культурного характера и структурой личности;

• труды в области эстетики (Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, B.C. Соловьёв), раскрывающие ценность искусства как особой формы общественного сознания;

• работы по методологии историко-педагогических исследований -Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, С.Ф. Егоров, Е.А.Князев, Г.Б. Корнетов, Н.П. Сенченков и др., способствующие адекватной трактовке процесса развития отечественного художественного образования исследуемого периода;

• результаты и выводы, содержащиеся в трудах о художественном образовании в системе профессионально-педагогической подготовки (Г.Н. Казилов, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, С.Ф. Ломов, P.M. Чумичёва и др.), способствующие формированию методологических подходов к анализу содержания среднего специального художественного образования;

• выводы, содержащиеся в трудах по теории художественного творчества и эстетического воспитания - П.П. Блонский, Л.С. Выготский, И. Кант, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, С.Т. Шацкий и др.

Методы исследования: в ходе исследования применён комплекс методов, нацеленных на изучение процесса развития отечественного художественного среднего специального образования второй трети XIX - начала XX вв.: историко-структурный, конструктивно-генетический, историко-компаративистский, биографический, монографический метод, метод актуализации.

Источниковая база исследования. Спектр источников можно разделить на следующие группы:

- труды по истории педагогики, посвящённые теоретическому осмыслению процесса развития общего образования в России исследуемого периода;

- научные работы по истории искусства, посвящённые анализу педагогического процесса в художественных учреждениях России;

- официальные нормативно-правовые документы, связанные с развитием художественного образования России во второй трети XIX (1830 г.) - начале XX вв. (1917 г.);

- учебные планы, программы и методическая литература по художественному образованию рассматриваемого периода;

- публикации, отражающие развитие специального художественного образования в российской школе и педагогике 1990-х и 2000-х годов;

- официальные документы (постановления, правительственные решения, приказы, законы) - в области художественного образования;

- мемуарные работы, раскрывающие педагогические методы художников-педагогов и состояние художественного образования периода второй трети XIX (1830 г.) - начала XX вв. (1917 г.).

Диссертантом использованы документы десяти фондов центральных архивов: Российского государственного исторического архива (РГИА), ф. 468 (Кабинет Его Императорского Величества МИДВ. От 1715 г.), ф. 789 (Академия художеств), ф. 791 (Общество им. Куинджи. 1909-1930 гг.), ф. 1405 (Министерство юстиции. От 1915 г.); Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), ф. 287 (Петроградское особое городское об обществах присутствие), ф. 400 (Правила рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств), ф. 448 (Всероссийское общество поощрения художеств, г. Петроград); Отдела Рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ), ф. 459, ф. 1154; Научно-библиографического архива Российской Академии художеств (НБА РАХ), ф. 11.

При этом наиболее значимыми для исследования являются документы, находящиеся в Российском государственном историческом архиве, в фонде Академии художеств, где хранятся все данные о её подведомственных учреждениях. Важное значение имеют документы фонда Всероссийского общества поощрения художеств, сохранившиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, недостаточно хорошо изученные. Переписка администрации Московского Училища, членов Московского художественного общества с Академией художеств и письма Президента Академии в канцелярию Министра Императорского Двора, Министерств Торговли и промышленности и Финансов позволяют развёрнуто судить о структуре управления системой художественного образования Российской импе-

рии конца XIX - начала XX века. Эти источники свидетельствуют также о процессах реорганизации системы, пристрастном отношении Министерства Императорского двора к делам художественных заведений в нашей стране.

Комплексное изучение этапов развития двух учебных заведений, представляющих центры среднего художественного образования России в XIX -начале XX века, потребовало от диссертанта междисциплинарного подхода к анализу, использования в том числе искусствоведческого подхода к рассмотрению некоторых аспектов исследования.

Этапы исследования.

Первый этап (2006 - 2007) - поисковый. Проводилось определение исходных методологических и теоретических позиций исследования, необходимого круга источников, подбор адекватных методов исследования, сбор основной содержательной информации. Составление библиографического списка.

Второй этап (2008 - 2009) - теоретический, в течение которого осуществлялась систематизация основного содержания, апробация материалов исследования в публикациях и выступлениях, написание текста диссертационного исследования.

Третий этап (2010 - 2011) - обобщающий. Он включал в себя публикацию статей. Осуществлялись обобщение полученной информации, обработка, анализ и формулирование выводов по результатам исследования, оформление текста диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна:

- художественное образование выделено из контекста истории искусства и представлено как самостоятельная область историко-педагогического знания;

- уточнены этапы формирования и развития учебных заведений дореволюционной системы художественного образования;

- показано, что в условиях промышленной модернизации России в начале XX века сложилась уникальная многоуровневая и доступная для широких слоев населения система художественного образования;

- в педагогический оборот введены неопубликованные архивные материалы и данные о педагогической деятельности, вкладе российских архитекторов, художников в художественное образование;

- впервые сведены воедино и систематизированы разнообразные данные об учебных программах и курсах художественных учебных заведений;

- показана роль и большой личный вклад государственных деятелей, представителей культуры, видных художников, архитекторов и педагогов в реорганизации российской системы художественного образования на примере Московского Училища живописи, ваяния и зодчества и Санкт-Петербургской Рисовальной школы Общества поощрения художеств;

- рассмотрена внеучебная просветительская деятельность художественных учебных заведений и общественных организаций;

- определены значимость и роль общественных организаций - обществ — как особой культурной ниши, повлиявшей на становление учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленная в нем эволюция среднего художественного образования второй трети XIX - начала XX веков значительно восполняет имеющиеся пробелы в характеристике развития отечественного художественного образования рассматриваемого периода, что вносит определённый вклад в создание адекватной историко-теоретической модели процесса развития отечественного среднего специального и высшего художественного образования второй трети XIX - начала XX веков; выделенные в исследовании содержание и методы художественного образования существенно обогащают современную теорию и практику художественного образования; уточнены особенности этапов формирования и развития средних специальных учреждений художественного образования Москвы и Санкт-Петербурга второй трети XIX - начала

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Беляева, Ирина Геннадьевна, 2012 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 С.

2. Беда Г.В. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. -М.: Прометей, 1971. - 195 С.

3. Беспалова С.А. Использование музейной педагогики в преподавании гуманитарных дисциплин. // Социально-гуманитарные знания. - 2007. -№1.-С. 194-195.

4. Богуславский М.В. Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст). Монография. — М.: Научная книга, 2007, —221 С.

5. Борисова Е. Концепция содержания образовательной области: «Искусство» в 12-летней школе. И снова об истинных ценностях. // Искусство,— 2000,—№41, —С. 4.

6. Брокгауз Ф.А. и Эфрон И.А. Художественно-промышленное образование. // Энциклопедический словарь. / Под ред. К.К. Арсеньева и Е.Е. Петрушевского. Т. 74. СПб., 1903. С. 768-769.

7. Брызгов Н.В. Методы обучения цветовой грамоте в истории художественного образования. // Искусство и образование. - 2009. - №4 -С. 98-110.

8. Бутунина Л.В. Педагогическая концепция В.П. Вахтерова: дис... канд. пед. наук. 13.00.01. — Смоленск, 2006. — 182 С.

9. Вальдорфская педагогика: Антология. / Сост. A.A. Пинский и др.; Под ред. A.A. Пинского. - М.: Просвещение, 2003. - 494 С.

10. Вестник Европы. 1887. Кн. 9. - С. 378.

11. Всероссийская Академия художеств. 1939 г. Издание Академии художеств. Комитет по делам искусств при СНК СССР. - Л., 1939.

12. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 С.

13. Выготский JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. - СПб.: Изд-во «Союз» - 1997. - 92 С.

14. Выготский Л.С. Психология искусства. / Л.С. Выготский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 480 С.

15. Высшая школа Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века. Сборник документов. - ЦГИА СПб. СПб.: Лики России, 2007. 341 С.

16. Гальперин П.Я. Введение в психологию. / П.Я. Гальперин. -М.:Изд-во Московского ун-та, 1976. - 150 С.

17. Гиппиус Г.А. Очерки теории рисования как общего учебного предмета. СПб., 1844.-380 С.

18. Грабарь И.Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках. Сост. и комментарии В.М. Володарского. М., 2001. - 356 С.

19. Давыдова С.Д. Проектирование развития художественной культуры личности. // Искусство и образование. - №3 (17) 01 - С. 12.

20. Данашев М.Х. «Методическое наследие русской академической школы рисунка и его использование в подготовке специалистов на художественно-графических факультетах пединститутов». - Дисс... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1982 г. - 161 С.

21. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. Пособие для студ. Педвузов. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.—432 С.

22. Дмитриева H.A. Московское училище живописи, ваяния и зодчества.-М., 1951.- 169 С.

23. Днепров Э.Д. Ушинский и современность. - М., 2008. - 224 С.

24. Доровских Е.М. Культура как фактор национальной безопасности: правовые аспекты. // Журнал российского права. - 2009. - №12. с. 14-21. Локальный ресурс - Гарант Эксперт 2010. (Дата обращения 28.06.2010).

25. Егоров С.Ф. Исследования истории отечественной педагогики: вчера и сегодня. // Педагогика. - 2009. -№ 5. - С. 73-79.

26. Ежегодный календарь. Сравнительная таблица данных об оплате за обучение в различных художественных учебных заведениях России на 1897 год: - Изд-во С.А. Суворина, 1897 г., С. 128.

27. Жданова С.Н. Художественно-эстетическое освоение мира школьниками как социально-педагогическая проблема // Дополнительное образование. - 2001 - № 10. - С. 16.

28. Закон Российской Федерации «Об образовании». - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010. - 64 с. - (Кодексы. Законы. Нормы).

29. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по сост. На 2011 г.: с коммент. К последним изменениям. - М. : Эксмо, 2011. - 240 с. -(Гарант: достоверно и актуально).

30. Змеев В.А. Высшая школа России в годы I мировой войны. // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 3. - С. 180-192.

31. Змеев В.А. Высшая школа России на рубеже XIX - XX вв. // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 1. - С. 207-222.

32. Зубец В.М. Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков: Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 2004. —21 С.

33. Зубец В.М. Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков: Дисс. канд. ист. наук. М., 2004. — 208 С.

34. Зубец В.М. Роль Строгановского училища в развитии художественно-промышленного образования в дореволюционной России. - Искусство и образование. — 2009. —№4. — С. 170-179.

35. История педагогики. Воспитание и образование в России (X -начало XX века): учебное пособие. Д.И. Латышина - М.: ФОРУМ, 1998. -584 С.

36. История педагогики. Учебник для системы послевузовского профессионального образования под ред. М.В.Богуславского. - М.: Гардарики, 2007.-413 С.

37. Катасонова Т.Б. Подготовка научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях России: историко-педагогический анализ. - Мир образования - Образование в мире. - 2009. — № 1. — С. 259-264.

38. Кац Л.И. Художники в Удомельском крае. / Л.И. Кац. - Калинин: Московский рабочий, 1983. 144 С.

39. Кириченко Е.И. Президенты Императорской Академии художеств. - М.: «Индрик», 2008. - 432 С.

40. Киященко Н.И. Художественное и эстетическое образование -фундаментальные основания культуры. // Искусство и образование. № 3, 2001. С. 4-9.

41. Княгиня М.К. Тенишева. Впечатления моей жизни. - Л.: Искусство, 1991.-287 С.

42. Князев Е.А. Смена парадигм: преобразования высшей школы России в XIX - начале XX века. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. / М.: ФИРО, 2008. Вып. 5. - 80 С.

43. Кольстет Л.А. История архитектурного образования в России: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на Дону, 2007.—28 С.

44. Кольстет Л.А. История архитектурного образования в России: Дис. канд. пед. наук. Ростов-на Дону, 2007.—168 С.

45. Коменский Я.А. Великая дидактика.: избранные пед. соч. В 2-х т. Т.1. /Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - С. 242-476.

46. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих: избранные пед. соч. В 2-х т. Т.2. / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - С. 285-469.

47. Коменский Я.А. Педагогическое наследие.: избранные пед. соч. / Я.А. Коменский [и др.] - М.: Педагогика, 1989. - 416 С.

48. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 С.

49. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. / П.Ф. Кап-терев. - М.: Педагогика, 1982. - 704 С.

50. Константинов H.A. и др. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А Константинов, E.H. Медынский, М.Ф. Шабаева. -М.: Просвещение, 1982. - 447 С.

51. Концепция национальной образовательной политики РФ. // Народное образование. - 2007 - № 1 - С. 253-264.

52. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 г. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. №1244-р. - Собрание законодательства РФ от 1 сентября 2008 г. № 35 ст. 4069

53. Коротаев С.Д. Художественное образование сегодня. // Школа. Учитель. Искусство. Сборник научных трудов. М. - Чебоксары- 2005231 С.-С. 76-79.

54. Красильников И. Культуросообразная модель образования. // Искусство и образование. - 2002. - № 4. - С. 9-15.

55. Крыловец Н.Г. Общественно-педагогическая деятельность Санкт-Петербургского педагогического общества. // Педагогика. - 2010.— № 1, —С. 79-84.

56. Культурология. История культуры России. - СПб.: СЗТУ, 2005.

220 С.

57. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под. Научн. ред. Г.В. Драча.—Ростов н/Д: Феникс, 2007.—570 С.

58. Кун Т. Структура научных революций. Логика и методология науки. - М: Прогресс, 1977. - 290 С.

59. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г. - М.: Советский художник, 1983. - 495 С.

60. Лихачёва Т.Л. Социокультурное проектирование моделей образовательных учреждений современной России. / Экономика высшей школы:

Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. / М.: ФИРО, 2010. Вып. 4. 64 С. С. 1-5.

61. Ломов С.П. Становление художественно-педагогической системы в школах России. // Вестник Московского государственного областного университета.—2007. —№ 1. - С. 3-9.

62. Лясковская O.A. П.П. Чистяков. Очерки по истории русской живописи второй половины XIX века. - М.: Государственная Третьяковская Галерея, 1950. - 64 С.

63. Материалы сайта «Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха (СПбХУР)» Историческая справка, [электронный ресурс] -URL: http://rerih.spbhu.ru/. (датаобращения: 30.07.2010).

64. Материалы сайта «Фонд им. Д.С. Лихачёва. Энциклопедия благотворительности Санкт-Петербурга». Императорское общество поощрения художеств. [электронный ресурс] -URL:http://encblago.lfond.spb.ru/showObiect.do?obiect^2815897645. (дата обращения: 30.07.2010).

65. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Концепция образовательной области «Искусство». // Перемены. Педагогический журнал. - 2006. - № 3. -С. 139-148.

66. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. / Под ред. М.В. Захарченко. - Т. 2. СПб.: Але-тейя, 2000 г. - 496 С.

67. Молева Н.М. Выдающиеся художники-педагоги. - М.: Просвещение, 1991. -416 С.

68. Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века, М.: Искусство, 1956. - 519 С.

69. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века, М.: Искусство, 1963. - 576 С.

70. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX-начала XX века, М.: Искусство, 1967. - 389 С.

71. Мун JI. Искусство против технократии. // Искусство. - 2000. -№41,- С. 5.

72. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX - начало XX века. Сборник документов. // ЦГИА СПб.: Лики России, 2000. 359 С.

73. Николаев К. Латгальские дети. - детская тема у Н.П. Богданова-Бельского. // Искусство. - 2004.— №5. - С.71-75.

74. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 С.

75. О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. — 2002. — № 2 — С. 231.

76. Олесеюк Е.В., Говоркова О.Н., Колесников В.И., Сизов В.В., Шулус A.A. Российская высшая школа (этапы развития до 1917 г.). // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 3. - С. 146-158.

77. О необходимости образования для ремесленников и об открытии для них училища рисования в Москве. // Вестник Европы. - 1926 - №8.

78. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. / под ред. Э.Д. Днепрова, С.Е. Егорова. - М.: Педагогика, 1991.-448 С.

79. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания / И.П. Пидкасистый, М.Л. Портнов. -М.: РПА, 1998. - 184 С.

80. Подласый М.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 2000. - кн. 1: общие основы. Процесс обучения. - 576 С.: ил.

81. Политическая история России: Хрестоматия: Ч. II // Сост.:

B.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, E.H. Мощелков. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995,—304 С.

82. Положение о художественно-промышленных учреждениях ведомства Министерства Финансов №21634. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. Отделение первое. СПб., - 1904. Т. XXII.

C. 579-580.

83. Попов Д.Н. Держава Рериха. - М.: Изобразительное искусство, 1994.-446 С.

84. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ. [электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/tramcripts/5979. (дата обращения: 10.07.2010).

85. Постановление Совета Министров СССР «О преобразовании Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР». - Известия. От 10 августа 1947.

86. Потребительская корзина. // Смоленский Вестник. - 1889 г. - 20 августа.

87. Преображенская Н.Г. Особенности системы развивающей направленности обучения черчению в современной общеобразовательной школе: Дисс. докт. пед. наук. Смоленск, 2004. - 517 С.

88. Приказ Министерства Культуры РФ от 28 декабря 2001 г. № 1403. «О Концепции Художественного образования в РФ». Локальный ресурс - Гарант Эксперт 2010. (Дата обращения 20.06.2010).

89. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 ноября 2009 г. №531 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050139 «Изобразительное искусство и черчение», введён в действие с 1 января 2010 г. - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 6. Февраль 2010 г.

90. Прищепа Александр Александрович. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (личностно-ориентированный культуросообразный контекст): Д. д. п. наук. Ростов-на Дону, 2003.—312 С.

91. Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве: современный вектор её общественного развития. // Социально-гуманитарные знания. -2000.-№3.-С. 3-19.

92. Раджабов O.P. Проблема «парадигмы» в научном познании и философской онтологии. // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 5. -С. 303-313.

93. Рамазанов H.A. Материалы для истории художеств в России (отдельные главы перепечатаны в сборнике «Книга для чтения по истории русского искусства» под ред. H .Г. Машковцева). - М., 1863. — С. 176-177.

94. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. №1244-р. Концепция

развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы. Локальный ресурс - Гарант Эксперт 2010. (Дата обращения 28.06.2010).

95. Репин И.Е. Неизданные воспоминания о Репине. Под ред. Н.Э. Грабаря и И.С. Зилберштейна. - М-Л.: Академия Наук СССР, 1949. Т. 2 -470 С.

96. Репин И.Е. Об искусстве. / Сост., авт. Вступит. Ст. и примеч. O.A. Лясковская.— М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1960. - 189 С.

97. Решение Коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 28 января 2008 г. №1 "О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ. 2008-2015 годы" Сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Локальный ресурс - Гарант Эксперт 2010. (Дата обращения: 10.06.2010).

98. Россия и Российская эмиграция в воспоминаниях и дневниках. Аннотированный указатель имён, журнальных и газетных публикаций, изданных за рубежом в 1917 - 1991 гг. - Т. 3. - М.: РОССПЭН, 2004. 623 С.

99. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка.— М.: Просвещение, 1982. - 240 С.

100. Ростовцев H.H. Академический рисунок: Учеб. для студентов ху-дож.-граф. факультетов Пединститутов. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. -239 С.

101. Русская дореволюционная и советская живопись в собрании НХМРБ. - Каталог в двух томах. Т. 1 (А-И), Минск, 1995, 286 С.

102. Симонов В.П. Педагогический менеджмент / В.П. Симонов,- М., 1995,- Гл. 5.

103. Сидоров A.A. Рисунок старых русских мастеров. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 527 С. с ил.; 17 л. ил.

104. Свод законов Российской Империи общий. Министерство Торговли и Промышленности. Отделы Торговли, Промышленности и Учебный. Раздел 1. Том 3. Часть 1. СПб., 1911. С. 266.

105. Свод законов Российской Империи общий. Свод уставов учёных учреждений и учебных заведений Министерства императорского Двора. Раздел 1. Том 10. Часть 1. СПб., 1902. С. 519.

106. Свод законов Российской Империи общий. Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений Министерства императорского Двора. Раздел 1. Том 11. Часть 1. СПб., 1911. С. 461.

107. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин и др.- 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2004 - 512 С.

108. Собрание законодательства РФ от 1 сентября 2008 г. № 35 ст. 4069. Локальный ресурс - Гарант Эксперт 2010. (Дата обращения 20.05.2010).

109. Советская живопись: Кн. Для учителя. Парамонов A.B., Червонная С.М. — М.: Просвещение, 1981,—272 С.

110. Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1987.-288 С.

111. Спирин Л.Ф. Теория и технология педагогических задач / Л.Ф. Спирин,-М., 1997,- С. 19-27; 35-37.

112. Сравнительная таблица данных об оплате за обучение в различных художественных учебных заведениях России на 1897 год. // Ежегодный календарь. Изд-во С.А. Суворина, 1897 г. - С. 128.

113. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия. // Педагогика. № 2, 2000. С. 3-10.

114. Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Под ред. Кондакова A.M., Кузнецова A.A. / Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образованияМ.: Просвещение, 2008. — 39 С,—С. 26-31.

115. Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна. - М.: Машиностроение, 1984. - 192 С.

116. Указ Президента РФ от 21 июня 2007 г. N 796 "О создании фонда "Русский мир" // СЗ РФ. 2007. № 26. Ст. 3166.

117. Учебный план Специальности 030800 «Изобразительное искусство со специализацией 030801 «Композиция». 2009 - 2010 гг. / Смоленский государственный университет им. К. Маркса.

118. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. / К.Д. Ушин-ский // Собр. Соч.: в 6 т. - М.: Учпедгиз, 1956. - Т.6. - 464 С.

119. Философский энциклопедический словарь. / сост. А.Л. Грекуло-ва. - М.: Советская энциклопедия, 1989. 814 С.

.120. Фомичева З.И. А.Г. Венецианов-педагог. - Академия художеств СССР. М., 1952. - 140 С.

121. Художественная культура XX века: Сборник статей под ред. В.В. Ванслова, В.П. Толстого, Д.О. Швидковского. - М.: НИИ PAX, ООО ТИД Русское слово—PC, 2002. - 368 С.

122. Художественное образование в СССР. // Большая Советская Энциклопедия. / Под ред. A.M. Прохорова. Т. 28. — М.: Советская Энциклопедия, 1978 г. —616 С.

123. Художники народов СССР XIX-XX вв. - Биобиблиографический словарь. СПб., Академический проспект, 2002. - 780 С.

124. Художники русского зарубежья. Лейкинд О.Л., Махров К.В., Се-верюхин Д.Я. - Библиографический словарь. СПб.: НОТАБЕНЕ, 2000. -715 С.

125. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. 18321919 гг. Под ред. Молевой Н.М., Белютина Э.М. - М.: Искусство, 1953. -591 С.

126. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. - Полное собрание сочинений. Т. 2. Рецензии и статьи. Гослитиздат, 1949. - 946 С. - С. 5-93.

127. Шарапова ЕЛ. Гуманистическая направленность педагогической концепции Л.И. Поливанова: дис... канд. пед. наук.— Смоленск, 2002. — 205 С.

128. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2т. Т. 2 / С.Т. Шацкий. -М., 1980. - 378 С.

129. Шпала Ф.И. Курс рисования. Часть II. Пособие для общеобразовательной школы. - СПб.-Киев: Сотрудник, 1913. 142 рисунка и 5 цветных таблиц. 147 С.

130. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Элько-нин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 С.

131. Энциклопедический словарь. - Т 2. - Под ред. Б.А. Введенского. М., Советская энциклопедия, 1964. - 736 С.

132. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дисс. Д.п.н. М., 1984. - 32 С.

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ЦГИА СПб - Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга

РГИА - Российский государственный исторический архив ОР РНБ - Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки. НБА РАХ - научно-библиографический архив Российской Академии художеств

Ф. - фонд, Оп. - опись, Д. - дело, Л. - лист. Г. - год.

133. Академия художеств. Личные дела художников с данными о прохождении курса и о художественной деятельности после окончания академии. 1800-1920 гг. Богданов-Бельский Н.П. - РГИА Ф. 789. Оп. 14. Д. 119.

134. Богданов-Бельский Н.П. Академик живописи. Шаляпин Ф.И. Членский билет Общества им. Куинджи, выданный в феврале 1915 г. за подписью председателя Богданова-Бельского Н.П. и секретаря Фролова В.А. -Отдел Рукописей РНБ. Ф. 100. Собр. отд. пост. Ф. 1554. Оп. 2.

135. Богданов-Бельский Н.П., Вышеславцев H.H. Художник. Автографы-записи об искусстве. 6 декабря 1921 г - Отдел Рукописей РНБ. Ф. 459. Оп. 36.

136. Богданов-Бельский Н.П. О приобретении у него картин 1895 г. -РГИА Ф.468. Оп.13. Д.1658.

137. Богданов-Бельский Н.П. О приобретении Николаем II его картины 1895 г. - РГИА Ф.468. Оп.42. Д.1919.

138. Богданов-Бельский Н.П. Об уплате ему за картины, приобретённые императором 1903 г. - РГИА Ф.468. Оп.14. Д. 1268.

139. Богданов-Бельский Н.П. Об уплате ему за портрет императора, заказанный для английского короля 1906 г. - РГИА Ф.468. Оп.14. Д.2224.

140. Богданов-Бельский Н.П. О перемене фамилии, основная - Богданов. - РГИА. Ф.1405. Оп.94. Д. 14993.

141. В комиссию по вопросу о преобразовании Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. Записка Сабанеева Е.А. -ЦГИА СПб Ф.448. Оп. 1. Д.1143. Л.5-11.

142. Всероссийское общество поощрения художеств, г. Петроград -ЦГИА СПб. Ф.448 Оп.1. Д. 1126. Л. 101-101 об.

143. Доклад Н.Н.Дубовского о Московском Художественном Обществе в Совет Академии художеств в октябре 1914 г. - РГИА Ф.789. оп.13. Д.196/в. Л.45 с об.

144. Доклад о деятельности Общества им. Куинджи в Союз Работников Искусств. 1921 г. - РГИА Ф.791. Оп. 1. Д. 1. Лл. 70-71 с об.

145. Доклад о деятельности Общества им. Куинджи. 1929 г. - РГИА. Ф.791. Оп.1. Д.1.Л.120.

146. Докладная записка в Комитет по преобразованию Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. - ЦГИА СПб. Ф.448. Оп. 1. Д. 1143. Л. 16.

147. Журнал заседания комиссии по преобразованию Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств. - ЦГИА СПб. Ф. 448 Оп. 1 Д. 1143. Л. 17.

148. Заключение H.H. Дубовского по проекту Московского Художественного Общества и состоящего при нём Императорского Училища от 31 января 1908г. - РГИА Ф. 789. Оп. 13. Д. 196/а ЛЛ. 180-183 с об.

149. Заключение собрания Академии художеств, подписанное членом Совета Академии художеств 26 сентября 1914 г. - РГИА Ф. 789. Оп. 13. Д. 196/а. ЛЛ. 26 с об.

150. Записка Г. Залемана по поводу преобразования Московской школы живописи, ваяния и зодчества в Высшее художественное училище. О составе программ обучения и распределении учебных часов между общеоб-

разовательным и художественным отделениями. Май 1908 г. -РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 196/а. ЛЛ. 478-483.

151. Записка, подписанная инспектором В.Е. Гиацинтовым по поводу преобразования Московского училища живописи, ваяния и зодчества в высшее учебное заведение. 1908 г. - РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 196/а. Л. 461466.

152. Записка по поводу развития и видоизменений Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. 26 июля 1900 г. - ЦГИА СПб. Ф. 448. On. 1. Д. 1143. Л. 12.

153. Заповедные §§ А.И. Куинджи. 1909 г. - РГИА. Ф.791. On. 1. Д.1.

Л.81.

154. Из отчёта Московского художественного общества и находящегося при нём Училища живописи, ваяния и зодчества за 1910-1911 гг. - РГИА Ф. 789. Оп. 13. Д. 196/в, Л. 270—274.

155. Из отчёта Московского художественного общества и находящегося при нём Училища живописи, ваяния и зодчества за 1914-1915 гг. - РГИА Ф. 789. Оп. 13. Д. 196/в. Л. 139. Вкладка. С. 58.

156. Из письма В.А. Серова и В.Д. Поленова, поданного в Совет академии. — РГИА Ф. 789. Оп. 13. Д. 196/в. - Л. 83.

157. Информация об аттестации работников Рисовальной школы (фрагмент). Сабанеев Евгений Александрович. - ЦГИА СПб. Ф.448. On. 1. Д. 1126. Лл.143-145.

158. Канцелярия попечителя Петроградского учебного округа. -ЦГИА СПб. Ф. 139. On. 1. Д. 7446. ЛЛ. 1-2.

159. Личные дела художников с данными о прохождении курса и о художественной деятельности после окончания академии. - РГИА Ф. 789 Оп. 14. Л. 2, 3. Л. 72.

160. Московское товарищество художников. Устав 1896 г. Общество художников московской школы. Устав. 1904 г. - РГИА Ф. 789. Оп. 13. Д. 196/в Л. 380, Л. 418-422.

161. Московское художественное общество. - РГИА. Ф. 472. Оп. 15. Д. 15;Д. 25.Л. 25.

162. Отзыв об уставе нового Высшего Училища при Академии художеств. - РГИА Ф. 789. Оп. 13. Д. 196/а Л. 190 с об.

163. Переписка между Императорским обществом поощрения художеств и приходским попечительством при Фарфоровской Преображенской церкви по поводу устройства 3-х отделений школы при Академии художеств - ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1126. ЛЛ. 73, 85, 87, 105.

164. Переписка по Московскому художественному обществу и находящемуся при нём Училищу живописи, ваяния и зодчества. Ответ на письмо князя А.Е. Львова. В.Суслов. - РГИА Ф.789. Оп.13. Д. 196/а. Л.245 с об.

165. Переписка по Московскому художественному обществу и состоящему при нём Училищу Живописи, Ваяния и Зодчества. 27 октября 1914г. - РГИА. Ф.789. Оп. 13. Д.196/в. Л.48. - Вкладка.

166. Переписка об устройстве дополнительных классов в Рисовальной школе Общества и устройстве в ней этюдного класса живописи с живой модели. Список дел, назначенных к слушанию в Собрании Императорской Академии художеств на 20-е Апреля 1898 г. - ЦГИА СПб. Ф.448. Оп.1. Д.1076. Л.З.

167. Переписка об устройстве дополнительных классов в Рисовальной Школе Общества, этюдного класса с живой модели. Письмо гр. И.А. Толстого Е.А. Сабанееву от 4 декабря 1897 г. - ЦГИА СПб. Ф.448. Оп.1. Д.1076. Л.2.

168. Письмо А.Г. Венецианова Николаю I от 10 ноября 1827 года. -РГИА. Ф. 472. Оп. 59/894. Д. 1827. Л. 21.

169. Письмо Министру Императорского Двора Президента Академии художеств Великой княгини Марии Павловны от 25 мая 1915 г. - РГИА. Ф.789. Оп.13. Д.196/<?. Л. 41.

170. Письмо Её Императорскому Высочеству Августейшему Президенту Императорской Академии художеств Генерал-адъютанта Гр. Фредери-

ка (фрагмент). Об образовании особой комиссии для преобразования Московского училища живописи, ваяния и зодчества. - РГИА. Ф.789. Оп. 13, Д. 196/е. Л. 43.

171. Письмо к 50-летию Рисовальной школы от 30 марта 1889 г. -ЦГИАСПбФ. 448. Оп. 1. Д. 1126. Л. 101-101 об.

172. Письмо комитета попечительства государыни Императрицы Марии Фёдоровны от 1 июня 1913 г. - ЦГИА СПб Ф. 448 Оп. 1 Д. 1589 Л.4.

173. Письмо Министру Императорского двора Президента Императорской Академии художеств Великой Княгини Марии Павловны от 11 ноября 1914 г. по поводу принятия нового устава Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. - РГИА Ф.789. Оп. 13. Д.196/е. Л. 51.

174. Письмо секретаря Общества Н. Собко императору Николаю II в канун 50-летия школы. 1889 г. - ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1143. Л.169-176.

175. Письмо Репина И.Е. об отказе от присуждённой ему Обществом 1-ой премии и золотой медали. Март 1912 г. - РГИА Ф. 791. Оп. 1 Д.1 ЛЛ. 209-210.

176. Письмо управляющего учебным отделом Министерства Торговли и промышленности. Администрации Рисовальной школы - ЦГИА СПб Ф. 448 Оп. 1 Д. 1589 Л. 77.

177. Порядок занятий в Рисовальной художественно-промышленной школе. Подписан Е.А. Сабанеевым от 20 февраля 1902 г. - ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1143. Л. 101.

178. Правила Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. - ЦГИА СПб. Ф. 400. Оп. 1. Д. 915. Л. 23-28.

179. Правила Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. Устав школы. 1892 г. - ЦГИА СПб. Ф. 400. Оп. 1. Д. 915. Л. 23-26.

180. Правила Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств. О системе преподавания в школе Императорского общест-

ва поощрения художеств. 1892 г. - ЦГИА СПб Ф. 400. Оп. 1. Д. 915. Л. 65 -70 с об.

181. Проекты реорганизации Рисовальной школы. Докладная записка директора Е.А.Сабанеева 1902 г. - ЦГИА СПб Ф. 448. Оп. 1. Д. 1126. Л. 16 с об.

182. Расписание занятий в общеобразовательном отделении Училища Живописи, ваяния и зодчества. - РГИА Ф.789. Оп.13. Д.196/а. Л.45.

183. Сведения о Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (основана в 1820 году, получившая наименование Императорской в 1882 г.) 1889 г. - ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1126. Л. 105.

184. Сведения о Рисовальной школе. Отчёты, программы, правила, переписка. 1899 г. - ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1126. Л. 73, 85.

185. Список дел, назначенных к слушанию в собрании Императорской академии художеств на 24 апреля 1906 года.— РГИА Ф. 789. Оп. 13 Д. 196/а. Л. 141-141 с.об.

186. Устав Московского Художественного Общества и состоящего при нём Училища живописи, ваяния и зодчества. Переписка по Московскому Художественному Обществу и находящемуся при нём Училищу живописи, ваяния и зодчества. - РГИА Ф. 789. Оп. 13 Д. 196/а. Лл. 29 с.об., 30.

187. Черницкая Алёна Юрьевна. Картина и портрет в творчестве Бо-гданова-Бельского Н.П. Дипломная работа. С.-П., 1999 г. - НБА РАХ. Ф.11. Оп.2. Д.5266.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Фасад здания Рисовальной школы на Большой Морской ул., 38

а

1904 г.

2010 г.

Здание архитектурного института 1933 г. (МАРХИ)

1

I

а в I I I . • |¥

—- —• " *

Современный институт им. Сурикова:

•"О' I

•&&Ш1

Ш] 18

д * 11

Факультет живописи, скульптуры и теории изобразительного искусства

Факультет графики

РАЗВИТИЕ ЭТИХ НАПРАВЛЕНИЙ НА РУБЕЖЕ XIX- XX ВЕКОВ ПРИВЕЛО К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСОКОГО СПРОСА НА ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И, КАК СЛЕДСТВИЕ, К НЕОБХОДИМОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

КРУПНЫЕ ЗАВОДЫ ЧАСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ {рост промышленности}

Искусство

(обучение изобразительным видам искусства, подготовка к поступлению в Академию Художеств

Промышленность

(подготовка ремесленного населения,

обучение в мастерских) книгоиздательство, торговля, текстиль, керамика, иконопись, гончарное дело

Педагогика

(подготовка учителей рисования и черчения, живописи, введение этих предметов в курс общеобразовательной школы)

ПОЯВЛЕНИЕ КЛАССА ^--ч КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННИКОВ (Мамонтов, Третьяков, Морозов, Тенишев и др.), которые выступили как меценать(_<-

Благотворительность, распространение культуры, развитие вкуса у населения

(выставочная, музейная деятельность, поддержка молодых талантливых художников издание журналов, брошюр, газет и т.п.)

ОБЛАСТИ, ТРЕБУЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКОВ КАК СПЕЦИАЛИСТОВ

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Московское Художественное Общество (N1X0) основано в 1832г.

СХЕМА 1

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КЛАСС,

основанный при Московском художественном обществе в 1833 г. Преобразованный

Подготовка педагогических кадров для Империи

с 1843 г. в

Задачи Московское Училище Живописи, ваяния и зодчества

Подготовка скульпторов, графиков, живописцев; художников для промышленности, книгоиздательства, торговли; архитекторов с правом руководить строительными работами;

Подготовка поступающих в Академию Художеств (до 1896г.). После 1896г. выпускники были приравнены в правах с выпускниками АХ

Источники:

РГИА Ф. 472, Оп. 15. Д. 15, 25; Оп. 16. А- 11, 21, 23, 26, 30, 32; Оп. 17. Д. 240. Оп. 18. Д. 63, 69; Оп. 19. Д. 36.

Ф. 789. Оп. 13. Д. 196 А. Д. ! 96 Б. Д. 196 В.; Оп. 17; Оп. 33.

Примечания: РГИА - Российский государственный исторический архив

в 1865 г, к нему присоединено Архитектурное _Училище

МУЖВиЗ преобразовано в Высшее учебное заведение с общеобразовательным, художественным и архитектурным отделениями с 1896 г.

ТУ

С1915 г. МУЖВиЗ находилось в ведении Министерства торговли и промышленности

в 1918г. МУЖВиЗ преобразовано во вторые свободные мастерские, позднее реорганизованные в Московский художественный институт им. Сурикова и Московский Архитектурный институт

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ (ОПХ) основано в 1820 г.

СХЕМА 2

Подготовка педагогических кадров для Империи

задачи

РИСОВАЛЬНАЯ ШКОЛА для вольноприходящих

основана в 1839 г. при Министерстве Финансов передана в ведение ОПХ В 1857г.

"Распространять художественное образование среди ремесленников и вообще способствовать развитию вкуса к изящному во всех слоях общества"

Художественно-промышленное направление: Подготовка специалистов для промышленности, книгоиздательства, торговли; ремесленников;

Художественное направление: подготовка художников различных специализаций

Подготовка поступающих в Академию Художеств

Источники:

ЦГИА СПб Ф. 448. On. I. Д. 1076, 1534, 1544

Д. 1537.А.59 (1912 г.); On. 1. Д. 1143. Д. 286,287, 328 (1857-1867 гг.); On. 1. Д. 364. 363, 372, 398, 407, 451, 478, 496,

580,611 (1880-1888 гг.); On. 1. Д. 631. А. 2-14; Д. 852, 853(1889 г.); Оп. 1.Д. 855, 877, 923 (1899 - 1897 гг.); Оп. 1.ДД. 1126, 1174, 1 175, 1243, ¡283, 1413, 1423, 1468, 1488, 1540, 1543, 1544. 1589, 1623, 1631, 1663, 1684, 1704, 1720, 1750а, 1736. А. 101.

Школа переведена в пожалованный Александром II Обществу дом в 1878г.

Школа открыла новые отделения

в пригороде Петербурга на 100 человек каждое с 1889г.

С1898 г. Общество издавало журнал "Искусство и художественная промышленность' с 1901 г. • "Художественные сокровища России"

С1882 г. принят новый Устав ОПХ, закрепивший новое название 'Императорское общество поощрения художеств" и, соответственно "Императорской школы"

ТУ

В1918 г. школу передали в ведение отдела ИЗО Наркомпроса, преобразовав в художественно-

промышленные мастерские; в 1928 г. организована секция гравёров, в 1929 г. - секция акварелистов

Ф. 400. Оп.1. Д. 893. А. 21, 21 об.; Д. 915. Л. 23-26 (1892 г.)

Примечания: ЦГИАСПб - Центральный Государственный архив Санкт-Петербурга

РГИА Ф. 789 Оп. 13. Д. 196/а Л. 3 16 (вкладка) "Из отчёта Московского Художественного общества Училища живописи, ваяния и зодчества за 1906-1907 гг."

Распределение учебных классов в Училище живописи, ваяния и зодчества

кл. Ч а с ы 11 о и е л . В тори. С р е д а Ч S Т Б . П яти. С У б б .

1-й Утром: Зимою от 9 до 2 ч. Летом от 8 до 2 ч. а) рисов, о б)рисо гдельных чаете целых фигур я человечес* человеческо ого тела по о го тела по ор ригиналам игиналам

2-й До обеда: Зимою от 9 до 12 ч. Летом от 8 до 11 ч. Зимою от 9 до 12 ч. Летом 11 до 13 ч. После обеда: От 15 до 17 ч. Летом от 15 до 17 ч. ^ рисои у рисов. С архитектура и орнамент рисов, от г ы и е с л у ч 1 тделышх част< цельных частей а их эс х а м й человечес человеческо! с ИОВ в о в с coro тела с гипс тела с гипс ;х родах >вых моделе» архитектура и орнамент >вых моделей [

3-й До обеда: Зимою от 9 до 12 ч. Летом от 8 до 11ч. Зимою от 9 до 12 ч. Летом 12 до 14 ч. После обеда: От 15 до 17 ч. Летом от 17 до 19 ч. У черчение черчение архитектура и орнамент черчение р и с о в а н и с целых а с целых а! е с э с т а iv ЛИЧНЫХ 1 ТИЧНЫХ ГИПС0В1 II о в в о в < и П С О В Ы X IX фигур iex родах ф и г у р архитектура и орнамен т

4-й Утром: от II до 14 ч. ПОСЛЕ ОБЕДА: От 15 до 17 ч. От 17 до 19 ч. от И) ;ю 11ч. нориисктнни Ж и в о п и с ар.-ш сектура 11 1 1) И |<1 МО! 1 ! рисов; а я и е с нат н и е с и а т у р ы и к о у р ы п и р о в а и и е с карт! архитектура л орнамент н анатомия

йупд..№> УГ

12 ФЕБ-1818

У bi

А

Yj^WriJ^UM-

h А

и ^

■А^Нал ГИлЛл^у^"* ГЧ""

\ ^И-О- ¡^UiVWM- Л'j-sl-Wl I

(Ълеля^о их ißuh, Л^уМ^л^уЯ™

15 Üfl-tW.'Uur^ jjlb

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.