Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Захарченко, Татьяна Юрьевна

  • Захарченко, Татьяна Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 173
Захарченко, Татьяна Юрьевна. Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Магнитогорск. 2002. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Захарченко, Татьяна Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. теоретические подходы к развитию практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству.

1.2. Особенности организации дополнительного образования в сфере декоративно-прикладного искусства.

1.3. Анализ опыта работы по развитию практических умений учащихся по дпи в учреждениях дополнительного образования.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2.РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Обоснование программы развития практических умений учащихся по дпи в условиях дополнительного образования.

2.2. Реализация технологического подхода в процессе дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.

2.3. Организация творческой мастерской как практико-ориентированной формы дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования»

Актуальность исследования. Новое тысячелетие - «новое измерение» -диктует особые требования к личности, её взаимодействию с общественной средой, когда утверждается приоритет личностных интересов, наблюдается активизация деятельности человека во всех звеньях общественной структуры. В этой связи в России наблюдается, во-первых, заметное изменение общественного сознания, в котором превалирует идея свободного развития личности; во- вторых - социально-экономические изменения, связанные с переходом к рыночным отношениям, что повышает требования к личностным качествам современного человека; в-третьих - интенсификация личностного начала общественной жизни, что приводит к перестройке всей системы обучения, к переориентации целей образовательной и воспитательной деятельности.

Возрастает потребность общества в активной личности, а не в пассивном исполнителе чужой воли, духовно богатой, творчески самостоятельной, действенной, способной выжить в современных условиях. Известное философское изречение о том, что ничего не стоит никакая школа, никакой университет, если нет практического уменья, ведёт к тому, что в педагогической системе дополнительного образования внедряются прогрессивные технологии, творческие проекты, новые идеи, ориентированные на самостоятельность - самообразование, саморазвитие, самореализацию учащихся в практической деятельности.

Проблема развития практических умений учащихся в образовательном процессе находит решение в фундаментальных исследованиях ведущих учёных: Ю.К. Бабанского, Н.А. Лошкарёвой, Н.А. Менчинской, К.К. Платонова, C.J1. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской и др.

Изучению процесса развития практических умений учащихся посвятили свои работы О.М. Звягина, Е.А. Милсрян, И.М. Низамов, А.В. Усова и др.

Важную роль для реализации и развития практических умений учащихся оказывает среда проведения обучающего процесса. В этом случае учреждения дополнительного образования (УДО) являются одной из приоритетных образовательных сфер, где развитие ребёнка происходит в рамках свободного времени, осознанного выбора, учёта интересов и первоначальных практических способностей. УДО - это то место, где ученик от своей деятельности, в данном случае рукотворной деятельности, получает удовольствие. Современная система дополнительного образования постоянно стремится к динамике, она специфична, уникальна, кроме того, наиболее отзывчива на требования современной ситуации.

Значимыми для нашего исследования стали работы классиков педагогики, раскрывающие ценность деятельности учреждений дополнительного образования как сферы развития практических умений учащихся (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий и др.).

На современном этапе существенный вклад в развитие системы дополнительного образования внесли исследовательские труды А.К. Бруднова, В.А. Горского, А.Я. Журкиной, В.И. Казаренка, М.Б. Коваль, С.В. Сальцевой, М.Д. Уг-лицкой, А.И. Щетинской и др.

Образовательная область «декоративно - прикладное искусство» (ДПИ) среди прогрессивных направлений дополнительного образования начинает занимать всё более заметное место.

Декоративно-прикладное искусство - это социально-педагогическое явление, которое рассматривается как часть духовной культуры народа, как фактор развития личности, воссоздания искусства и преобразования мира в целом.

Процессы развития и обучения средствами декоративно-прикладного искусства исследовали учёные: А.В. Бакушинский, В.М. Василенко, И.Я. Богуславская, Г.К. Вагнер, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, Б.В. Нешумова, Н.М. Сокольникова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов, А.П. Яшухина и др.

В диссертационном исследовании мы более углублённо изучали процесс декоративно - прикладного искусства на примере художественной обработки природных материалов (камыша, соломки, бересты, сухоцветов). В связи с этим ценными для нас явились труды 3.J1. Гачева, Э. К. Гульянц, Е.П. Донец, J1.B. Загре-баевой, И.В. Новикова, Ф.П. Филенко и др.

Педагогические процессы развития учащихся, возникающие при работе с использованием природного материала, рассматриваются в современных диссертационных исследованиях И. В. Алексеевой, Е. В. Алексеенко, В.П. Строкова, Т.В. Са-ляевой, JI.A. Трубниковой и др.

В свете технологического подхода процесс развития практических умений учащихся рассматривается как результат творческой деятельности (К.А. Абульхано-ва-Славская, В.И. Андреев, И.П. Волков, Б.Н. Никитин, А.Н. Леонтьев, Ю.П. Платонов, Я.А. Пономорёв, В.П. Ушачёв и др.), как результат внедрения педагогических технологий (В.Г1. Беспалько, В.В. Гузеев, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, Н.Е. Щурко-ва, И.С. Якиманская и др.), как результат обучения (С.И. Архангельский, Ю.К. Ба-банский, М.В. Кларин, С.Д. Поляков, A.M. Сохор, А.И. Уман и др.).

К настоящему времени понятие «практические умения» исследовано в диссертационных трудах Е.А. Милерян, И.М. Низамова и А.В. Усовой. Однако проблема развития практических умений учащихся именно по ДЛИ в условиях дополнительного образования не исследовалась ранее. Это отрицательно сказывается на качестве подготовки учащихся к трудовой жизнедеятельности, существенно сужает возможности применения ими практических умений на практике, не достаточно используется данный процесс для развития личности в целом.

Настоящее диссертационное исследование посвящено восполнению данного пробела в области педагогической науки.

Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью разрешения противоречий между потребностью развивающегося общества в личности инициативной, действующей, самостоятельной и отсутствием научно-методического обоснования процесса развития практических умений у учащихся в системе дополнительного образования; между значимостью дополнительного образования и недостаточной теоретико-методической базой его организации.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему исследования: «Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования».

Цель исследования состоит в разработке и реализации комплекса педагогических условий развития практических умений учащихся по декоративно -прикладному искусству в процессе дополнительного образования.

Объект исследования: процесс дополнительного образования учащихся по декоративно - прикладному искусству.

Предмет исследования: развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству (на примере художественной обработки природных материалов).

Гипотеза исследования: развитие практических умений учащихся по декоративно - прикладному искусству в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если реализуется комплекс педагогических условий:

Г) совершенствуется содержание процесса дополнительного образования учащихся в области декоративно-прикладного искусства;

2) реализуется технологический подход организации дополнительного образования, обеспечивающий выполнение учащимися алгоритмических действий как основы их дальнейшего творчества;

3) используются практико-ориентированные формы и методы организации дополнительного образования по декоративно - прикладному искусству.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить признаки понятия «практические умения по декоративно-прикладному искусству» и особенности их развития у учащихся на основе анализа теории и практики.

2. Разработать содержание программы развития практических умений учащихся по декоративно - прикладному искусству.

3. Обосновать и апробировать технологический подход в процессе развития практических умений по художественной обработке природных материалов /камыш, соломка, лоза, береста, сухоцветы/.

4. Осуществить опытно - экспериментальную проверку эффективности практико-ориентированных форм и методов дополнительного образования в развитии практических умений по ДПИ.

Методологической основой исследования являются - общенаучные труды о значимости деятельности для общего развития личности (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.); современные теории о роли декоративно-прикладного искусства в обучении (И.11. Волков, Г.Г. Григорьева, В.В. Корешков, Т. Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.); концептуальные положения о сущности и особенностях деятельности УДО (М.А. Галагузова, А.К. Бруднов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, А.В. Мудрик, С.В. Сальцева, Б.А. Титов, М.Д. Углицкая и др.); положения об эффективном развитии практических умений учащихся в процессе деятельности (Н.А. Лошкарёва, Н.А. Менчинекая, А.В. Усова); общенаучные груды о творчестве (В.И. Андреев, П.К. Анохин, Ю.А. Гусев и др.); теоретические и практические исследования по осуществлению технологического подхода к обучению (В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина, А.И. Уман и др.).

База исследования. Центр эстетического воспитания детей «Детская Картинная Галерея» и средняя общеобразовательная школа № 10 г. Магнитогорска. В опытно-экспериментальной работе участвовали 184 ученика и 41 педагог.

Исследование проводилось поэтапно с 1998 по 2002 гг.

На первом, поисково-теоретическом этапе (1998 - 1999 гг.) осуществлялся анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике образования; проводилась диагностика деятельности учащихся в процессе дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству; была сформулирована рабочая гипотеза, конкретизированы задачи исследования, намечены пути и средства их решения, выявлены педагогические условия эффективного развития практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в процессе дополнительного образования, требующие дальнейшей проверки в ходе опытно - экспериментальной работы (ОЭР).

На этом этапе были использованы методы изучения и анализа теоретических источников, анализ учебных программ и опыта работы учреждений дополнительного образования, диагностика исходного состояния проблемы, наблюдение, опросы, тестирование, анкетирование педагогов и учащихся в ходе практической деятельности по ДПИ.

На втором, поисково-эмпирическом этапе (1999 - 2000 гг.) проводилась ОЭР по развитию практических умений учащихся в естественных условиях протекания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования; проверялась эффективность выдвинутых в гипотезе предположений, при реализации содержания авторской программы по декоративно-прикладному искусству /художественная обработка природных материалов/ «Природа - мир твоего развития» и методических рекомендаций для руководителей студий ДПИ и народных промыслов в ходе опытно-экспериментальной работы, полученные данные апробировались и анализировались, осуществлялась необходимая коррекция.

Основными на данном этапе были формирующие методы: творческие задания, практические упражнения, создание и защита творческих проектов, творческие мастерские, экспертные оценки и самооценки.

Результаты этого этапа отслеживались в ходе занятий, специфичной для УДО диагностики, включающей развивающие игры и упражнения: «Выложи узор из разноцветных пластин бересты»; «Сплети косички красной девичке» (работа с камышом); «Мастер - кудесник» (основные способы аранжировки цветов); «Юный флорист» (работа с засушенными листьями) и т.д.

На третьем, заключительном этапе исследования (2001 - 2002 гг.) проводились систематизация и обобщение полученного материала. Результаты исследования внедрялись в массовую практику учреждений дополнительного образования с целью проверки достоверности выводов и выработки методических рекомендаций по решению проблемы; осуществлялось оформление диссертационного исследования.

Ведущими методами на данном этапе были результирующие: количественный и качественный анализ результатов исследования; сравнительный анализ и статистическая обработка данных; построение гистограмм и графиков; обобщение и формулировка основных выводов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) обоснованы особенности содержания процесса развития практических умений учащихся в учреждении дополнительного образования на основе технологического подхода;

2) раскрыты педагогические условия эффективности развития практических умений учащихся по декоративно - прикладному искусству в учреждении дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении признаков понятия «практические умения учащихся по ДПИ»; в обосновании использования технологического подхода и практико-ориентированных форм и методов развития практических умений учащихся в учреждении дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что созданы и апробированы программа дополнительного образования «Природа - мир твоего развития» и требования к организации творческой мастерской по художественной обработке природных материалов; разработаны методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и студентов, обучающихся декоративно-прикладным специальностям.

Достоверность результатов обеспечена обоснованностью теоретических положений, лежащих в основе исследования; применением широкого круга теоретических и эмпирических методов адекватных предмету исследования; поэтапным проведением ОЭР на основе выявленных педагогических условий.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в У ДО обеспечивается целевой организацией познания и творчества учащихся, интегрирующей духовно-нравственную и практическую направленность занятий по художественной обработке природных материалов, что позволяет накапливать, сохранять и создавать оригинальные приемы изготовления рукотворных изделий, раскрывает индивидуальную самобытность и активизирует самореализацию учащихся.

2. Реализация технологического подхода в процессе художественной обработки природных материалов учащимися характеризуются следующими аспектами:

- проектирование, организация и проведение занятий происходи! на основе выбора содержания, формы и гемпоритма деятельности учащимися;

- педагогический процесс происходит как поэтапная совместная деятельность педагогов и учащихся по достижению общего продуктивного результата;

- предъявление алгоритма действий и диагностической цели перед учащимися пробуждает в дальнейшем к активизации творчества, характеризующиеся оригинальностью исполнения и новизной образа декоративно-прикладных изделий.

3. Комплекс педагогических условий развития практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству включает:

- совершенствование содержания процесса дополнительного образования учащихся в области декоративно-прикладного искусства;

- реализация технологического подхода организации дополнительного образования, обеспечивающая выполнение учащимися алгоритмических действий как основы их дальнейшего творчества;

- использование практико-ориентированных форм и методов в организации дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.

Апробация внедрения результатов исследования осуществлялась в процессе участия на региональных и между народных конференциях в виде публикаций и выступлений.

Результаты исследования докладывались автором на межвузовской научной конференции «Человечество на пороге XXI века» (Магнитогорск, 1999 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Мир детям через культуру и искусство» (Магнитогорск, 2000 г.); на Российской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей в современном социокультурном контексте» (Москва-Оренбург, 2000 г.); на XXI Всероссийской научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия (Санкт-Петербург, 2000 г.); на Всероссийской научной конференции «Культура и цивилизация» (Екатеринбург, 2001 г.); на региональной научно-практической конференции «Совершенствование непрерывного художественного образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития» (Магнитогорск, 2002 г.). Результаты исследовательской деятельности обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики (Оренбург, 2001 г.).

Опубликованы методические рекомендации «Художественное плетение из камыша» (Магнитогорск, 1998 г.) и программа для реализации в учреждении дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству «Природа -мир твоего развития» (Магнитогорск, 2001 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Захарченко, Татьяна Юрьевна

Выводы по второй главе

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогических условий развития практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования позволяет обосновать и апробировать технологический подход в процессе художественной обработки природных материалов, обеспечивающий самостоятельное выполнение операционных действий по ДПИ как основы их дальнейшего творчества.

Результаты проведённого экспериментального исследования убеждают нас в том, что развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству эффективно при выполнении следующего комплекса педагогических условий:

1) совершенствуется содержание процесса дополнительного образования учащихся в области декоративно-прикладного искусства;

2) реализуется технологический подход организации дополнительного образования обеспечивающий выполнение учащимися алгоритмических действий как основы их дальнейшего творчества;

3) используются практико-ориеитированные формы и методы организации дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.

Эффективность процесса развития практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования достигалась с помощью программы по декоративно-прикладному искусству «Природа — мир твоего развития», которая реализовывалась на основе этапов представляющих взаимосвязь разделов - модулей и носила развивающий характер.

Апробация и внедрение программы по декоративно-прикладному искусству «Природа - мир твоего развития» подтвердила ценность и важность её использования в учреждениях дополнительного образования в целях развития практических умений учащихся.

Реализация технологического подхода в процессе дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству, как центральное условие для эффективного развития практических умений учащихся, строилась в ходе опытно-экспериментальной работы на основе применения алгоритмической системы обучения умениям по декоративно-прикладному искусству, в результате чего учащиеся овладевали практической технологией художественной обработки природных материалов.

Дальнейшая диагностика результативности внедрения технологии по развитию практических умений с использованием разработанных нами критериев: общая осведомлённость о декоративно-прикладном искусстве, практический опыт, мир отношений (к природе, себе, другим людям) позволяет судить, что произошли изменения, в связи с этим повысился качественный и количественный уровень практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству. В следствии этого можно судить о том, что реализация технологического подхода по развитию практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству эффективна.

Использование творческой мастерской как практико-ориентированной формы дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству позволило выстроить процесс обучения в нетрадиционной для образовательной системы обучения форме проведения занятий, где в специально организованной среде выявились дети талантливые, одарённые, способные к творчеству, с присущей им высокой мотивацией к виду деятельности, пониманием и осознанием себя в мире и мира вокруг себя, готовностью к самосовершенствованию. Динамика роста профессионального уровня мастерства свидетельствует об эффективности реализуемых нами педагогических условий развития практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования.

Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу и доказывают правомерность использования педагогами дополнительного образования педагогических условий в целях эффективного развития практических умений учащихся, что открывает новые ориентиры к усовершенствованию педагогической деятельности по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие практических умений учащихся является актуальной проблемой, стоящей перед наукой и практикой. Необходимость практических умений ученику обусловлена возросшими требованиями к личности и потребностью общества в личности самостоятельной, творческой, действенной, её готовности к профессиональной жизнедеятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы и исследование практического состояния проблемы показали, что на современном этапе развития педагогической науки необходим поиск новых эффективных подходов, способствующих совершенствовать процесс дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства по развитию практических умений учащихся.

Целью исследования является обоснование комплекса педагогических условий развития практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования.

Отправная точка исследования - анализ категории «практические умения по декоративно-прикладному искусству», под которым мы понимаем совокупность осуществляемых учащимися операционных действий и процедур по выполнению художественных изделий. К общим практическим умениям относятся: проектирование, планирование, организация работы, анализ и оценка деятельности. Специальные практические умения - это действия по вырезанию, рисованию, плетению, наклеиванию, сшиванию и другие. Такое понимание этой дефиниции позволило выявить особенности организации их развития у учащихся, где основными являются:

1) дополнительное образование как образовательная сфера, где развитие учащегося происходит в рамках свободного времени, осознанного выбора, учёта интересов и потребностей, наличия первоначального практического опыта выстроенных на сочетании познания, творчества и досуга в творческих объединениях, что способствует практической ориентированности дополнительного образования;

2) декоративно-прикладное искусство как социально-педагогическое явление, отражающее мастерство народа по преобразованию окружающей среды жизнедеятельности, связанной с его художественно-эстетической ценностью, воплощением фантазий, творческих замыслов на основе обычаев, привычек, имеющихся у учащихся, что принципиально важно для развития учащихся.

Декоративно-прикладное искусство нами рассматривалось на примере художественной обработки природных материалов (соломка, камыш, береста, сухоцветы).

В процессе исследования было раскрыто «понятие практических умений учащихся по художественной обработке природных материалов», представляющее комплекс операционных действий и процедур, обусловленный наличием практического опыта и специфических знаний о виде деятельности, ориентированное на взаимодействие с природой. Они бывают организационного, информационного, мыслительного, операционного и интуитивного характера.

Как показал теоретический анализ, развитие практических умений учащихся по ДПИ выступает как процесс накопления количественных и качественных изменений в применении учеником операционных действий и процедур по выполнению декоративно-прикладных изделий.

Проведённый нами анализ работы по развитию практических умений учащихся в учреждениях дополнительного образования выявил, что во многих УДО в различных городах нашей страны существует положительное и отрицательное. В целом организация ДПИ в УДО имеет динамику к совершенствованию.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами было разработано содержание программы развития практических умений учащихся по ДПИ в учреждении дополнительного образования «Природа - мир твоего развития», которое выстроено в единстве познания, духовного обогащения и практического исполнения как взаимодополняющих компонентов, сконцентрировавших в себе два основных раздела: образовательный и развивающий.

Опытно-экспериментальная проверка данной программы показала, что использование данной методики на занятиях по ДПИ содействует их развитию. Однако для эффективности этого процесса нами был применён технологический подход, который приучал ученика к алгоритму практических действий. В итоге алгоритм выступал как основа дальнейшего творчества. В рамках исследования процесса нами разработана модель реализации технологического подхода, и уточнена структура технологии развития практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству от цели до результата. В результате апробирования технологического подхода развивались общие практические умения по ДПИ: анализировать учебную задачу, актуализировать необходимые для её решения знания и способы действия, планировать свои действия, контролировать и корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В ходе исследования нами использовалась практико-ориентированная форма в виде творческой мастерской, которая позволяет с большей эффективностью влиять на теоретическое познание о ДПИ, усовершенствование практических навыков ручного труда, духовного обогащения и в целом к развитию практических умений учащихся по ДПИ. Кроме того, занятия проведённые в форме творческой мастерской позволяло в чёткой и последовательной системе отрабатывать учащимися практические действия и операции в практике, и оптимизировало сотрудничество педагога и учащихся в процессе декоративно-прикладной деятельности.

В ходе ОЭР нами был разработан критериально - оценочный аппарат. Основными критериями выступали: осведомлённость о декоративно-прикладном искусстве, наличие практического опыта и позитивная направленность мира отношений (к природе, себе, другим людям), и содержали такие показатели как знания, умения, мотивы, которые определялись полнотой, прочностью и осознанностью.

Комплексом педагогических условий эффективного развития практических умений учащихся по ДПИ являются:

1) совершенствование содержания процесса дополнительного образования по ДПИ;

2) реализация технологического подхода дополнительного образования как основы перехода от алгоритма к творчеству;

3) использование гграктико-ориентированных форм и методов организации дополнительного образования по ДПИ.

В процессе опытно-экспериментальной работы рабочая гипотеза нашего исследования подтвердилась. Было установлено, что учащиеся занимающиеся по данной методике показали более высокий уровень развитости практических умений по декоративно-прикладному искусству по отношению к началу эксперимента.

Исследование не претендует на исчерпывающий характер и предполагает перспективы дальнейшего изучения проблемы: формирование эстетической культуры школьников в сфере дополнительного образования посредством декоративно-прикладного искусства, подготовка будущего педагога к деятельности в учреждении дополнительного образования по художественной обработке природных материалов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Захарченко, Татьяна Юрьевна, 2002 год

1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. -М.: МПИнформполиграф, 1994. - 323 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.- 334 с.

3. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979.- 184 с.

4. Актуальные проблемы развития художественно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования детей. -М.,1999. 105 с.

5. Алексеева И. В. Развитие творческой активности студентов художественно-графического факультета на занятиях художественным плетением: Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: МПГУ,1995. - 24 с.

6. Алексеенко Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: Дис.канд, пед. наук. М., 1994. - 180 с.

7. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.-206 с.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1980.-228 с.

9. Андреев В.И. Педагогическая оценка исследовательских умений старшеклассников и студентов в условиях эвристического програмирова-ния//Современная высшая школа 1978. -№ 1.-С. 21.

10. Ю.Андреев В. И. Проверь себя. Десять тестов. М.: Народное образование, 1994.- 63 с.

11. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: КГУ, 1994. - 246 с.

12. Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга: Материалы XXVIII Международного психологического конгресса. Симпозиум 2.- М., 1966.-С. 3.

13. З.Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Избр. тр. М.: Наука, 1976. - 386 с.

14. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. - 368 с.

15. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. - 367 с.

16. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989. -558 с.

17. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности,- М.: Знание, 1992. 96 с.

18. Бакушинский А. В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981. -351 с.

19. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества.- СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 463 с.

20. Батищев Г. С. Неисчерпаемые возможности и границы применяемости категории деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. - С.21 -34.

21. Бахольская Н.А. Личностная ориентация учебной деятельности как фактор творческой одарённости младшего школьника: Дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. - 160 с.

22. Беджанов Ю.К. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство: Термины и понятия: Учеб. пособие для худож. граф. фак. и отд.пед. вузов и училищ. - Майкоп, 1997. - 177 с.

23. Беликов В. А. Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии»: Методические рекомендации. Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 67 с.

24. Беликов В. А. Теоретические основы решения педагогических проблем: Методическое пособие. Магнитогорск: МаГУ, 1999. - 41 с.

25. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989,- 192 с.

26. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1979.

27. Богоявленский В.В. и др. Психология деятельности. М., 1981. - С.138 - 140.

28. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: Знание, 1959.-287 с.

29. Богуславская И. Я. Проблемы формирования местных художественных особенностей в народном искусстве (Дымковская игрушка): Дис.д-ра пед. наук. -Л., 1986.-410 с.

30. Бойко Е. И. Ещё раз об умениях и навыках. // Вопросы психологии. 1957. -№ 1.

31. Большая Советская Энциклопедия: В 30 Т.- М.: Сов. энциклопедия, 1974 1977. -т.18, 23, 24.

32. Бруднов А.К. Внешкольное дополнительное образование насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) // Воспитание школьников. - 1992. - № 3 - 4.

33. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-96 с.

34. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси.- М.: Искусство, 1993.-225 с.

35. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. -М.: Искусство, 1977.

36. Внешкольные учреждения: Пособия для работников внешкольных учреждений / Под ред. J1. К. Балясиной. М.: Просвещение, 1978. - 256 с.

37. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982.- 144 с.

38. Волков И. П. Цель одна дорог много. - М.: Просвещение, 1990. - 154 с.

39. Волков К.И. Алгоритмизация обучения /В кн. Волков К.И. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981. - С 39-42.

40. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов. художник, 1972.

41. Восприятие и действие / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

42. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 71 с.

43. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344с.

44. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.- М.; Л., 1935.-С. 132- 134.

45. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976.-150 с.

46. Гачев З.Л. Искусство адыгской циновки. Майкоп: Адыгейское отд. Краснодарского кн. изд., 1990. - 127 с.

47. Гильман Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: Дис.д-ра пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 378 с.

48. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 1999. - 344 с.

49. Гольдентрихт С.С. Диалектика и теория творчества. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. - 198 с.

50. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260 с.

51. Горский В.А. Развитие технической самодеятельности учащихся в России в период с 1900 по 1990 годы (история, теория, опыт): Дис.д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 1994.- 337 с.

52. Гузеев В. От методик к образовательной технологии // Народное образование. - 1998. -№ 7.- С. 81 -91.

53. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. М.: Просвещение, 1991. - 173 с.

54. Гурьянова Е. В. Навык и действие // Учёные записки МГУ. М., 1945. Вып. 90.

55. Гусев Ю.А. Познание и творчество. Логико-гносеологические проблемы художественного творчества. Минск: Изд-во «Университетское», 1987. - 253 с.

56. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986. 240 с.

57. Данюшенков В. С. Практические работы учащихся (школ) с позиции педагогической технологии // Педагогика. 1993.- № 3, - С. 29 - 33.

58. Донец Е. П., Рачков П. А. Плетение из лозы и лыка. 2-е изд. М.: РАНКО -Пресс, 1994.- 216 с.

59. Ибрагимова Р.Т. Декоративно прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете: Авто-реф. дис.канд. пед. наук. - М., 1998. -26 с.

60. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.

61. Игнатьев Н. И. Восприятие и воображение. М,: МГПИ, 1963. - 365 с.

62. Игры обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994 .

63. Ильенков Э. В. С чего начинается личность. М., 1979.

64. Инновационные процессы в воспитательной системе внешкольных учреждений. Красноярск, 1991. - 88 с.

65. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. -Владимир, 1972. 264 с.

66. Кабанова-Миллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981.-96 с.

67. Казакова Е.И., Тряпицина А П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века).- СПб.: «Петербург XXI век»: ЗАО «Пресс - Атташе», 1997. -160 с.

68. Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе: Дис.д-ра пед. наук. М., 1994. -382 с.

69. Капошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.

70. Кан Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1981. - 142 с.

71. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.

72. Каргина 3. Значение дополнительного образования, пока не оценивается должным уровнем // Воспитание шк. 2000. № 5. - С.27

73. Кларин М. В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике. М.: Знание, 1989.

74. Климова Т. Е. Педагогическая диагностика: Учеб. пособие Магнитогорск: МаГУ, 2000.- 124 с.

75. Коваль М. Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Дис. д-ра пед. наук. М., 1991. - 340 с.

76. Когда все искусства вместе.// Полихуд. развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя /Под ред. Б.П. Юсова.-М.: ИЦЭВ РАО, 1995. 160 с.

77. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982.- Т. 1.-656 с.

78. Корешков В. В. Формирование личности учащегося в процессе декоративно -прикладной деятельности по художественно- эстетической организации среды: Дис. д-ра пед. наук.- М., 1994. 371 с.

79. Корешков В. В. Эстетическая среда школы и личности учащегося М.: МПГУ им. Ленина, 1994. -75 с.

80. Коротяев Б. И. Ученье процесс творческий. - М., 1989. - 158 с.

81. Конышева Н. М. Трудовое обучение в начальных классах: Программа и методические рекомендации для учителей и студентов педвузов. СПб.: Спец-Лит, 2000. -19 с.

82. Краевский В.В., Высоцкая С.И. Умения и навыки как компонент содержания общего и среднего образования // Советская педагогика. 1981. - № 10. - С. 51-56.

83. Красило А. И. Преодоление объективации в процессе обучения изобразительному искусству как формирование активности субъекта // Мир психологии и психология в мире. 1995. - № 4.- С. 121-134.

84. Кузин В. С. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. - 144 с.

85. Кузнецова Н.Е., Титова И. М. Формирование графических умений у школьников// Советская педагогика 1988. - № 12. - С. 19 - 23.

86. Кузьмина В.Н. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. - 120 с.

87. Кутырёв В. А. Осторожно, творчество! // Вопросы философии. 1994. - № 78. - С. 72-81.

88. Леонова Е. В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2000. - 21 с.

89. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М., 1983, - Т. 1. -С. 348-380.

90. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика,1981. 183 с.

91. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М., 1978.

92. Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир: Книга для занятий по духовному воспитанию. -М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1997. Кн. IV.- 567 с.

93. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. - 368 с.

94. Лошкарёва Н.А. Некоторые вопросы методики формирования общих учебных умений и навыков школьников. М., 1982. - 109 с.

95. Лошкарёва Н. А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников // Российское образование. 1988.- № 5. - С. 51-58.

96. Люблинская А.А. Природа активности и её значение в развитии школьни-ка//Учен. Зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена.- Л., 1967. Т. 300. -С. 6-34.

97. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984.

98. Максимов Ю. В. Родник творчества. М.: Просвещение, 1988.- 124 с.

99. Максимов Ю. В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983. -159 с.

100. Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопросы философии. 1972.- № 10. - С. 13-17.

101. Марков М. Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970.- 239 с.

102. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

103. Мелик Пашаев А. А. Педагогика и творчество. - М., 1981. - 96 с.

104. Менчинская Н.А. Проблемы умения и умственного развития школьника // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 218 с.

105. Мижериков В. А. Психолого педагогический словарь.- Ростов - на Дону: Феникс, 1998.-539 с.

106. Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973.- 300 с.

107. Миловский А. С. Народные промыслы. М.: Мысль, 1994. - 298 с.

108. Монахов В.М. Построение технологической карты // Педагогическийвестник. 1996.- № 8.- С. 17.

109. Моран А. История декоративно- прикладного искусства. М.: Искусство, 1982.-577 с.

110. Мудрик А.В. Учитель, мастерство, вдохновение.- М.: Просвещение, 1986. 198 с.

111. Найн А. Я. Современный словарь справочник нового педагогического мышления. - Челябинск: Челябинский филиал УГНОЦРАО, 2000. - 28 с.

112. Невзорова Н. К. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по художественно прикладным видам работ в процессе трудового обучения в IV - VI классах: Автореф. дис.канд. пед. наук. - М., 1985. - 16 с.

113. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М.: Искусство, 1983. - 334 с.

114. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. ~М.: Просвещение, 1987.

115. Нетрадиционные формы экологического образования: Сборник авторских программ.- М.: ИСАР, 1999. 144 с.

116. Низамов И.М. Методологические основы формирования практических умений школьников в процессе решения физических задач: Дис.д-ра пед. наук. М., 1994.-327 с.

117. Никитин Б. Н. Ступеньки творчества и развивающие игры. М.: Молодая гвардия, 1989.

118. Орлов Н.А. Методика диагностики результативности и диагностики развития знаний, умений и навыков учащихся по трудовому обучению (на примере столярного профиля): Методические рекомендации, М.: Центр развития образования, 1999. -21 с.

119. Основы декоративно- прикладного искусства в школе: Учеб. пособие для студентов в ХГФ пединститутов / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. -М.: Просвещение, 1981.- 175 с.

120. Педагогика развития личности / И.М. Дуранов, М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. Магнитогорск: МГПИ, 1996. - 315 с.

121. Педагогические мастерские / Под ред. И. А. Мухиной, А.Н. Сиваковой.-СПб.: Издательство Корифей., «Новое образование», 2000.- 350 с.

122. Педагогические инновации в образовательно-воспитательных учреждениях // Аннотированный указатель. Челябинск: Глав. У НО, ИУУ, 1992. - 63 с.

123. Петровский А.В. Способности и труд. М.: Знание, 1966. - 80 с.

124. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Рос. пед. агентство, 1996. - 602 с.

125. Платонов К. К. Иерархия подструктур как уровней личности // Проблема способностей. М., 1972.

126. Платонов К.К. Психология. М., 1977. - С. 80-82.

127. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1990. - 181 с.

128. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.,1992. - 120 с.

129. Потапов А. Б. Технология творчества. М., 1992. - 120 с.

130. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломов и др.- М.: Педагогика, 1983. -448 с.

131. Психофизические основы учебного труда и интеллекта деятельности. Средства физической культуры и регулирование работоспособности: Учебник В. И. Ильинича. М., 2000. - 208 с.

132. Разумовский В. Т. Развитие творческих способностей учащихся; М.: Просвещение, 1975.

133. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера.- М.: Владос, 2000. 301 с.

134. Роджерс Н. Творчество как усиление себя//Вопросы психологии. -1990.-№ 1. С. 164-168.

135. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Под ред. В. В. Давыдова." М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.- Т.2. 669 с.

136. Ростовцев Н. Н., Игнатьев С. Е., Шорохов Е. В. Рисунок. Живопись. Композиция М.: Педагогика, 1989. - 204 с.

137. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. СПб., 2000. - 672 с.

138. Рындак В.Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика). М.: Ин-т ТП т МИ, 1994.- 114 с.

139. Сальцева С.В. Интеграция воспитания и дополнительного образования: Муниципальная программа на 2000 2005 гг. г. Гай. - Оренбург, 2000. - 47 с.

140. Сальцева С.В. Социально педагогические условия организации внеучеб-ной деятельности школьников: Методическое пособие. - М., 1998. - 36 с.

141. Сальцева С. В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Монография.

142. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. 151 с.

143. Саляева Т. В. Развитие творческих способностей школьников на занятиях художественной керамикой: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. -211 с.

144. Свиридов А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний: Методическое пособие. М., 1981. - 262 с.

145. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 250 с.

146. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. -96 с.

147. Скульский Р. П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986.- 144 с.

148. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 162 с.

149. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. - 624 с.

150. Словарь синонимов русского языка. -М.: Русский язык, 1999.- 493 с.

151. Словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. Изд. 3-е М., 1953. - 848 с.

152. Смирнов Е. Н. Технологии в обучении. Педагогика: Учеб. пособие. М., -1999.

153. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для пед. вузов.- М.: Изд. центр «Академия», 1999. 368 с.

154. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.

155. Сохор А. М. Объяснение в процессе обучения. Элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. - 124 с.

156. Строков В.П. Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях по художественной обработке древесины (на материале народного декоративно-прикладного искусства Дальневосточного региона): Дис.канд. пед. наук. М., 1992. - 173 с.

157. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю // Избранные произведения: В 5 т. Киев: Рад. Школа, 1970. - Т. 2. - 700 с.

158. Таланчук М. М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагога новатора. - М.: АПН СССР, 1991. - 182 с.

159. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. заведений. 3-е изд., -М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 288 с.

160. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности. М., 1979.

161. Титов Б.А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юношества: Дис.д-ра пед. наук. СПб., 1994. - 332 с.

162. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4-х т. М.: Рус. яз., 1999.-Т.2, 4.-779 с.

163. Углицкая М.А. Формирование профессиональной направленности учреждения в деятельности внешкольных учреждений: Дис.канд. пед. наук. М., 1989. - 174 с.

164. Уман А. И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической подготовке учителя: Автореф. дис.д-ра пед. наук. -М.: МПГУ, 1996. -32с.

165. Уметбаев З.М. Теоретические и методологические основы обучения педагогической технике. Магнитогорск: МГПИ, 1998. - 237 с.

166. Усова А. В. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков.- Челябинск, 1979. 167 с.

167. Усова А. В. Развитие исследований по формированию у школьников учебно познавательных умений. - Челябинск: ЧГПИ, 1992. — 11 с.

168. Усова А. В. Русское народное творчество в детском саду. М.: Педагогика, 1961.- 123 с.

169. Учить студентов мыслить творчески. Пермь: 111'ПИ, 1971. - 116 с.

170. Ушачёв В. П. Эвристика. М.: МГПУ, 1995. - 175 с.

171. Ушачёв В.П. Творчество в системе образования.- М.: Прометей, 1995.- 219 с.

172. Федотов Г. Сухие травы. Основы художественного ремесла. М.: Аст-Пресс, 1999.-205 с.

173. Филенко Ф. П. Природные материалы на уроках труда в начальных классах.-М.: Просвещение, 1971.-143 с.

174. Филенко Ф. П. Поделки из природных материалов: Пособие для учителяМ.: Просвещение, 1976. -110 е., цв. прил.

175. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 911 с.

176. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982. - 110 с.

177. Фрейд 3. Художник и фантазирование.- М., 1995.

178. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981. -173 с.

179. Хибнере В.А. Формирование навыков рисования путём упражнений у учащихся первого класса: Дис. канд. пед. наук.- М., 1969. 359 с.

180. Хрестоматия по педагогической психологии // Сост. А.И. Красило. М., 1995.

181. Чебышева В. В. Психология трудового обучения. М., 1983. - 238 с.

182. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. -М.: Педагогика, 1987. 152 с.

183. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т.- М.: Педагогика, 1980.

184. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Деятельность учителя по формированию системы качеств знаний учащихся как объект внутри школьного управления: Учебное пособие. Москва - Белгород, 1993. - 84 с.

185. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 288 с.

186. Школа ремёсел: Репертуарно- методический сборник. М.: ВЦХТ, 1999.-72 с.

187. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

188. Шпикалова Т. Я. Программы общеобразовательных учреждений: изобразительное искусство, основы народного и декоративно-прикладного искусства. -М.: Мозаика-синтез, 1997.- 94 с.

189. Щетинская А. Я. Педагогическое управление деятельностью учреждений дополнительного образования детей: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1995.

190. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 48 с.

191. Юсов Б. П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1984. - 32 с.

192. Якиманская И. С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.- 141 с.

193. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2.- С. 31 - 42.

194. Яковлев Е. Г. Проблемы художественного творчества. М.:Высшая школа, 1972.-71с.

195. Яковлева Н. М. Теория и практика педагогического творчества: Пособие по спецкурсу. Челябинск: ЧГГ1И, 1987. - 68 с.

196. Якушевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Пер. с польск. О. В. Долженко. М.: Высшая школа, 1986. - 135 с.

197. Geschichte des kunst gewerbus aller Zeiten und volker. Bd. 1. 1928. XII, 394 стр., с ил. 28 л.

198. Will, Ghristoph. Die Korbflechterei und reichtung eines alten Handwerks : Material, Tehcnik, Anwendung.

199. Hofman Josef. Form und Dekor/ Leipzig, Dt.; 1986.- 184 е.: ил.; 24 см -Библиография с. 157-158 Указ.: с. 159-160.

200. Carpentier, Didier, Bachelet, Joel. Vannerie: Yonc, jsier, paille,fibres naturelles et sunthetiques/ Paris, 1980. 64 с, ил., портр.1. АНКЕТА «МИР ИНТЕРЕСОВ»1. Назови свои ФИО1. Дату рождения1. Адрес (телефон)

201. Назови свои лучшие качества (10)

202. Каким ты себя видишь через 5 лет? 10 лет?

203. Как ты проводишь своё свободное время вне школы?

204. Назови, какие качества взрослых тебе нравятся?6. Кто твой лучший друг?

205. Назови твою любимую телепередачу1. Любимую книгу1. Любимого писателя1. Любимого певца

206. Какая у тебя сейчас главная цель в жизни?

207. Что ты собираешься предпринять для её достижения?

208. Что для тебя значит слово «досуг»?

209. Что для тебя значит слово «творчество»?

210. Какой школьный предмет тебе больше нравится?

211. Какой вид занятий тебе нравится?

212. Что для тебя является самой большой ценностью в жизни?

213. Назови три заветных желания?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.