Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству: На примере ДХШ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Старцева, Елена Евгеньевна

  • Старцева, Елена Евгеньевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Орел
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 219
Старцева, Елена Евгеньевна. Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству: На примере ДХШ: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Орел. 2006. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Старцева, Елена Евгеньевна

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ.

1.1 История и современное состояние формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно - прикладному искусству.14

1.2 Психолого-педагогические аспекты системы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно — прикладному искусству.52

1.3 Особенности системы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. .72

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДПИ, ВЛИЯЮЩЕЕ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

2.1 Структура и содержание занятий художественной росписью в процессе формирования познавательного интереса учащихся ДХШ.90

2.2 Методическая система формирования познавательного интереса учащихся ДХШ.130

2.3 Организация, методика проведения и результаты экспериментального исследования (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).157

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству: На примере ДХШ»

Декоративно-прикладное искусство заслуженно относится к наиболее ярким проявлениям современного народного творчества.

Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве коллективов народных мастеров находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного.

Для народного искусства Орловской области всегда была характерна глубокая общность художественных принципов, распространяющихся на самые различные сферы жизни, на самые разные по своему содержанию предметы.

В декоративно-прикладном искусстве Орловского края наблюдается движение, динамика, и это лишний раз доказывает, что перед нами живое творческое явление, которое развивается по законам народного искусства.

В наше время многогранное искусство художественной росписи, этой самобытной области русского народного творчества и уникального явления национальной культуры, получает своё дальнейшее развитие в работах современных мастеров, обогащается новыми темами и направлениями.

Интерес к декоративно-прикладному искусству усиливается из года в год, т.к. это поистине массовое и всеобщее искусство, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам гармонии и красоты свое непосредственное окружение. Процесс освоения отдельных приемов художественного ремесла очень увлекателен.

Он приносит большое удовлетворение. Именно потому, что процесс познания и радость творчества в народном декоративно-прикладном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Учебная деятельность, как и любая другая деятельность, начинается с мотива. На занятиях в художественных школах такой стимулирующей основой может стать знакомство с народным и декоративным искусством.

Необходимо донести до учащихся секреты изготовления изделий народных мастеров, познакомить их с историей развития росписи, подарить радость творчества, научить работать, привить любовь к декоративно-прикладному искусству.

Искусство народных художественных промыслов предстаёт перед нами как сложное по идейно-образному содержанию явление нашей современной российской культуры. Его произведения разнообразны: от маленькой матрёшки до громадных ковров, крупных кружевных панно, детской мебели, сложных уникальных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

И сегодня интерес к художественной росписи не угас. Обычные предметы быта, расписанные руками умелых мастеров, превращаются в настоящее чудо, а секрет его в красоте окружающей природы.

Проблема исследования и ее актуальность.

Проблема исследования состоит в том, что у учащихся общеобразовательных и детских художественных школах зачастую отсутствует интерес к декоративно-прикладному искусству, нет желания знакомиться с этим искусством, изучать его. Наша задача — сформировать познавательный интерес и эстетическое воспитание учащихся в условиях современного образования.

Декоративно-прикладное искусство влияет на становление творческих качеств личности, развивает интеллектуальные способности, формирует у ребенка художественный вкус.

Одной из самых важных задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания учащихся в условиях современных задач гуманизации образования является формирование познавательного интереса. Прекрасным и эффективным средством развития творческих качеств личности является изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство.

Эстетическое воспитание изобразительным искусством является неотъемлемой частью воспитания гармоничной личности. Знакомство с художественной культурой даёт возможность развивать творческие способности, повышать интеллект, формировать высокие эстетические вкусы.

Как известно, ведущим направлением всестороннего, гармоничного развития личности является реализация задач художественного образования и эстетического воспитания: Для этого необходимо совершенствование системы художественного воспитания учащихся. Необходимо не только формирование понимания и эстетической оценки явлений духовной культуры, но и развитие практически значимой деятельности учащихся, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству.

Художественная роспись как вид народного творчества не достаточно используется и плохо развита, поэтому мы ее и взяли к рассмотрению.

Проблема нашего исследования заключается в том, что в процессе обучения декоративно-прикладному искусству не уделяется должного внимания формированию познавательного интереса учащихся детских художественных школ. В результате этого учащиеся мало интересуются занятиями по ДЛИ, в то время как этот вид искусства способен значительно развить художественный вкус, эстетические и творческие способности.

С учетом вышесказанного мы сформулировали проблему исследования: «Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (на примере ДХШ)».

Перед нами встала задача - изучить, обобщить и осмыслить опыт обучения изобразительному, декоративно-прикладному искусству, нашедший свое отражение в учебных программах, методической, научной и теоретической литературе.

В процессе исследования мы опирались на труды ученых-педагогов в области методики преподавания изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства в школе И.И.Зарецкой, С.Е.Игнатьева, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной, С.П.Ломова, Н.Н.Ростовцева, Н.М.Сокольниковой, А.А.Унковского, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, и др.

По вопросам общей и возрастной психологии данное исследование опирается на труды: Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, Е.И.Игнатьева, А.Г.Ковалева, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.Я.Ракицкого, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др.

Большое значение для осмысления роли декоративно-прикладного искусства в художественном образовании имеют исследования ученых искусствоведов, ведущих специалистов в области народного прикладного искусства: В.А.Барадулина, Н.Д.Бартрама, И.Я.Богуславской, С.Н.Новикова, М.А.Рыбакова.

Выявляя значение, влияние и места народного творчества в процессе формирования и развития личности мы обращались к исследованиям С.М.Гаджимурадова, М.К.Даутова, Н.В.Ефремичевой, В.В.Корешкова, М.В.Соколова, Р.У.Тебуева, Т.Я.Шпикаловой и др.

Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Н.Л.Давыдовой, Н.Т.Климовой, Г.С.Масловой, М.А.Некрасовой, Е.И.Прибыльской, И.П.Работновой, Б.А.Рыбаковой, В.А.Фалеевой и др.

Исследования авторов отражают народную, художественную культуру в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и педагогическом аспекте.

Просмотр и анализ научно-теоретических исследований, специальной литературы свидетельствует, что проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (на примере ДХШ) недостаточно исследована.

Актуальность данной проблемы обусловлена значимостью процесса обучения учащихся декоративной деятельности на занятиях в ДХШ по художественной росписи на основе изучения народных традиций Орловской области и других регионов России. Детская художественная школа является одной из важных форм дополнительного образования детей, она приобщает учащихся к декоративно-прикладному искусству, художественной культуре, формирует и развивает художественный, эстетический вкус, творческие способности.

Познавательный интерес стимулирует учеников к овладению любым видом искусства, развивает их творческую деятельность, образность мышления.

Актуальность проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество эстетического воспитания и художественного образования учащихся ДХШ. Изучение традиций декоративно-прикладного искусства родного края с целью формирования у детей положительных качеств личности.

Цель исследования: заключается в решении проблемы формирования познавательного интереса учащихся в процессе использования основ народного и декоративно-прикладного искусства по художественной росписи в условиях ДХШ.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством (на примере ДХШ).

Предмет исследования: педагогические условия преподавания декоративно-прикладного искусства, пути и средства, эффективно влияющие на формирование познавательного интереса учащихся ДХШ.

Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса у учащихся ДХШ на занятиях художественной росписью, будет успешным, если в педагогическом процессе будут учитываться следующие условия:

• Последовательное изучение учащимися ДХШ на занятиях по декоративно-прикладному искусству технологических процессов выполнения художественной росписи, начиная теорией и заканчивая практикой.

• Взаимосвязь процесса формирования умений и навыков у учащихся ДХШ с практическим трудом по выполнению художественной росписи, с использованием опыта предшествующих поколений.

• Использование на занятиях по ДПИ сочетания различных методических приемов, форм и методов, направленных не только на изучение народных традиций и технологических приёмов выполнения декоративной росписи, но и на передачу знаний, умений и навыков, а так же на развитие творческих способностей учащихся.

• Использование форм и методов обучения художественной росписи, соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста.

• Использование наглядных пособий и технических средств обучения, обеспечивающих высокий уровень обучения, формирования познавательного интереса учащихся на занятиях в ДХШ.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования: I

1. Рассмотреть влияние народного и декоративно-прикладного искусства на развитие личности и формирование творческих качеств учащихся художественных школ, изучив его историю.

2. По проблеме проявления интереса учащихся и выявления специфики познавательного интереса осуществить анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы.

3. В процессе занятий - художественной росписью выявить научно-теоретические основы формирования умений и навыков.

4. С учетом изучения национального декоративно-прикладного искусства и народных традиций Орловской области и других I регионов России разработать формы и методы занятий в детской художественной школе.

5. Экспериментально осуществить проверку разработанной методической системы в практике детской художественной школы и предложить рекомендации по совершенствованию обучения учащихся.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды и ведущие положения педагогики, психологии, философии, дидактики, искусствоведения, социологии, декоративно-прикладного искусства, учения о комплексном развитии и взаимодействии воспитания, обучения и развития творческих качеств личности, труды педагогов о краеведении, культуре, постановления и документы в области образования, программное обеспечение процесса преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Методы педагогического исследования:

• Изучение и теоретический анализ педагогической, методологической, искусствоведческой, методической литературы по проблеме исследования, издания и диссертационные исследования (по данной теме).

• Изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавания декоративно-прикладного искусства, школьных программ и учебных пособий.

• Анализ продуктов деятельности учащихся детских художественных школ на занятиях по художественной росписи.

• Естественный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• Научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система формирования познавательного интереса у учащихся детских художественных школ знаний народных традиций своего края, навыков и трудовых умений по художественной росписи.

• Разработаны методические основы использования росписи на занятиях в детской художественной школе, как средство обращения к традициям, обычаям наших предков, знакомства с образцами декоративно-прикладного искусства и влияющие на эмоциональное развитие учащихся.

• Выявлена и экспериментально проверена эффективность методов педагогического воздействия на компоненты мотивационной сферы у учащихся детской художественной школы, учитывающие специфику художественно-творческой деятельности в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства, направленные на развитие познавательного интереса.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении значительной научно-педагогической задачи формирования познавательного интереса учащихся ДХШ в процессе обучения декоративно-прикладному искусству на основе использования I народной художественной росписи.

Практическая значимость результатов исследования:

• Разработанные педагогические условия, направленные на формирование познавательного интереса к художественной росписи, могут быть использованы для повышения эффективности обучения учащихся в ДХШ.

• Предложенная и разработанная методическая система организации занятий по художественной росписи в детской художественной школе направлена на формирование познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству.

• Разработанная техника и технология учебных заданий в процессе формирования познавательного интереса учащихся может быть применена в работе детских художественных школ.

• Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных программ и учебных пособий.

Достоверность исследования обеспечивается методологической опорой на современные достижения педагогики и психологии, на ведущие научно-теоретические положения философских, искусствоведческих исследований, опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях работы детских художественных школ.

Опытно-экспериментальной базой была: Орловская детская школа изобразительных искусств и народных ремесел.

Периоды исследования:

Первый этап - констатирующий эксперимент, проходил в период с 2002 - 2003 год в Орловской детской школе изобразительных искусств и народных ремесел с учащимися 1-х и 2-х классов подготовительного отделения. В ходе этого эксперимента мы проверяли и выявляли уровень знаний, умений и навыков учащихся, подготовленность их к выполнению самостоятельных заданий по ДНИ, конкретизировали критерии оценки.

Второй этап - формирующий эксперимент, проходил в период с 2003 по 2004 год в Орловской детской школе изобразительных искусств и народных ремесел с учащимися 1-х и 2-х классов подготовительного отделения. На этом этапе осуществлялось апробирование программы.

Третий этап эксперимента - контрольный, проходил в период с 2004 по 2005год - мы анализировали результаты проведенного эксперимента, делали дополнения и вносили поправки в нашу программу, оформляли результаты исследования и подводили итоги.

Наше экспериментальное исследование показало, что декоративная роспись положительно влияет на формирование и развитие познавательного интереса учащихся, на становление творческих качеств личности, на интерес к декоративно-прикладному искусству и на активность работы учеников.

В ходе экспериментальной работы был найден и определен ряд положений, использованный нами в ходе занятий с учащимися школ г. Орла, с учителями г. Орла в ходе методических консультаций. Выпускникам ХГФ, работающими в детских художественных школах, в ходе исследования оказывалась методическая помощь, что позволяло более конкретно определить и провести всю экспериментальную работу.

Материалы и результаты исследования, основные выводы периодически докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета, на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете (2002-2005г.).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Методическая система очень эффективна как для развития познавательного интереса учащихся детских художественных 'школ, так и для педагогических условий преподавания декоративно - прикладного искусства, основанных на целенаправленности, системности, систематичности, учете возрастных особенностей.

2. Критерии формирования познавательного интереса учащихся детской художественной школы в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, включающие эмоционально-волевой, операционный и мотивационный компоненты. Для занятий художественной росписью необходимо овладение специальными знаниями, умениями и навыками.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 2-х глав, выводов, библиографического списка и приложения. Работа содержит таблицы, иллюстрирована рисунками и схемами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Старцева, Елена Евгеньевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Результаты проведенного исследования показывают, какую огромную роль играет процесс преподавания декоративно-прикладного искусства, в процессе формирования познавательного интереса учащихся.

Искусство декоративной росписи близко пониманию учащихся благодаря своеобразию его художественного обобщения и условности изобразительных форм.

В ходе разработки методики преподавания декоративно - прикладного искусства, мы делали основной упор на приемы и средства формирования познавательного интереса учащихся. Основу нашей программы составляют основные дидактические принципы: последовательность обучения, наглядность, научность обучения, доступность, системность и последовательность усвоения знаний, умений и навыков, соответствие возрастным и психологическим особенностям. Так же нельзя было забывать и о связи процесса обучения с практикой.

В процессе проведения экспериментального исследования нам удалось проверить эффективность системы формирования познавательного интереса учащихся в зависимости от разных педагогических условий организации процесса преподавания художественной росписи.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что художественно-творческая деятельность является очень эффективным средством формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения ДЛИ.

В процессе исследования мы разработали методические приемы, систему формирования познавательного интереса учащихся с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Процесс преподавания декоративно-прикладного искусства способствует гармоничному развитию творческих качеств личности, а возможность управлять мотпвационной сферой, способствует формированию и развитию познавательного интереса учащихся.

Гипотеза нашего исследования: формирование познавательного интереса у учащихся ДХШ на занятиях художественной росписью, была нами экспериментально проверена и подтверждена. Таким образом, можно считать, что эффективным средством при создании педагогических условий преподавания декоративно-прикладного искусства и развития познавательного интереса учащихся ДХШ, будет успешным, если в педагогическом процессе будут учитываться следующие условия:

• Последовательное изучение учащимися ДХШ на занятиях по декоративно-прикладному искусству технологических процессов выполнения художественной росписи, начиная теорией и заканчивая практикой.

• Взаимосвязь процесса формирования умений и навыков у учащихся ДХШ с практическим трудом по выполнению художественной росписи, с использованием опыта предшествующих поколений.

• Использование на занятиях по ДНИ сочетания различных методических приемов, форм и методов, направленных не только на изучение народных традиций и технологических приёмов выполнения декоративной росписи, но и на передачу знаний, умений и навыков, а так же на развитие творческих способностей учащихся.

• Использование форм и методов обучения художественной росписи, соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста.

• Использование наглядных пособий и технических средств обучения, обеспечивающих высокий уровень обучения, формирования познавательного интереса учащихся на занятиях в ДХШ.

Проведенное нами исследование (теоретическое и практическое) может быть продолжено в разработке и изучении влияния регионального декоративно-прикладного искусства на процесс формирования познавательного интереса.

Наша программа и исследование адресовано преподавателям детских художественных школ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народное декоративно-прикладное искусство — необходимая часть эстетической культуры. Важным средством приобщения детей к декоративно-художественному творчеству и развитию познавательного интереса может выступать художественно-творческая деятельность, основанная на традициях народного декоративно-прикладного искусства.

Основной из форм дополнительного образования детей с приобщением их к народному декоративно-прикладному искусству и творчеству являются детские художественные школы. Стержневой основой занятий в этих учреждениях является интерес школьников к изобразительной деятельности.

Существуют различные педагогические средства для развития познавательного интереса учащихся детских художественных школ, одним из основных является народное декоративно-прикладное искусство, которое позволяет решать вопросы художественного образования и эстетического воспитания одновременно* Познавательный интерес развивает художественно-творческую деятельность учащихся и помогает овладеть любым видом искусства.

В ходе нашего исследования мы получили следующие результаты:

1. Рассмотрено влияние народного и декоративно-прикладного искусства на развитие личности и формирование творческих качеств учеников художественных школ, изучена его история.

2. По проблеме проявления интереса учащихся и выявлена специфика познавательного интереса, осуществлен анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы.

3. В процессе занятий художественной росписью выявлены научно-теоретические основы формирования умений и навыков.

4. С учетом изучения национального декоративно-прикладного искусства народных традиций Орловской области и других регионов России разработаны формы и методы занятий в детской художественной школе. 1

5. Экспериментально осуществлена проверка педагогических условий в практике детской художественной школы и предложены рекомендации по совершенствованию обучения детей.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащимся необходимо показывать изделия народных умельцев, альбомы с фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства, различные пособия, привлекать внимание детей к таким предметам, как расписные игрушки, домашняя утварь, ковры, народные вышивки и пр., рассказывать историю развития различных художественных промыслов, их традиции. Это поможет воспитать в детях уважение и интерес к работе мастеров, вложивших свой труд в эти произведения и желание создавать подобные изделия своими руками.

На уроках по декоративно-прикладному искусству ученики по нескольким образцам самостоятельно смогут составлять различные узоры для украшения различных предметов быта, смогут подобрать в узоре красивые сочетания красок. Занятия декоративным рисованием развивают у школьников художественный вкус, наблюдательность, умение видеть сочетание цветов, как в природе, так и в произведениях искусства. Учащихся необходимо познакомить с неповторимой красотой природы родного края, с его художественными промыслами. Это поможет воспитать чувство прекрасного и любви к родной природе и народным художественным ремеслам.

Свойственная декоративно-прикладному искусству доступность, позволяет многим детям заниматься этим видом творчества. Необходимо привить детям любовь к труду, научить их относиться к нему творчески, развить смекалку, сноровку, привычку трудиться. На уроках по изобразительному искусству при изготовлении и росписи самых различных декоративных изделий, т.е. в процессе труда, вырабатываются такие ценные человеческие качества, без которых невозможно творчество - это умение выбирать работу и доводить ее до конца, усидчивость, самостоятельность, трудолюбие, любознательность, целеустремленность, инициативность, наблюдательность. На занятиях декоративно-прикладным искусством удовлетворяются художественно-творческие потребности, при этом они являются движущей силой развития творческих способностей.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством, его народными традициями и самостоятельная художественно-творческая деятельность призваны обеспечить возможность для развития способностей, интеллекта, формирования высоких эстетических вкусов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Старцева, Елена Евгеньевна, 2006 год

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.-М.: Просвещение, 1979.

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.1994.

3. Альмухабетов Б.А. Эстетическое воспитание учащихся 4-7 классов средствами национального изобразительного искусства. Автореферат.-Алма-Ата.-1990.-20с.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск.: Университетское.-1990.-560с.

5. Амонов Б.В. Народные умельцы.-Ярославль.:Иваново Верхнее Волжское.- 1990.-133с.

6. Амуров М.Д. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства. Автореферат.: М.-1993.-16с.

7. Ангеловский К. Учитель и инновация.-1991.-157с.

8. Антоненко В.В., Третьяк A.M. М.Педагогика для всех.-М.:Книга.-1981.- 47с.

9. Афанасьев Л.С. Народное творчество Орловской области. Орел.-1988.- 227с.

10. Ю.Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа.-1990.-175с.

11. П.Бабанский Ю.К. Научная организация педагогического процесса на основе его интенсификации и оптимизации.-М.: Педагогика, 1988.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы.-М.: Просвещение, 1982.

13. П.Бабанский Ю.К. Педагогика. М.:Просвещение, 1988.-478с.г

14. Н.Бакушинский А.В. Искусство палеха.-М., 1951.

15. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М.: Легпромбытиздат, 1986.

16. Барадулин В.А., Танкус В. Основы художественного ремесла.- М.: Просвещение, 1986.-23 8с.: ил.

17. Барышников А.П., Лямин И.В. Основы композиции.-М.1951.

18. Басин Е.Я. Психология художественного творчества.-М., 1985.

19. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). М.:Искусство. Лига.-1994.-Т.1.-356с.

20. Боголюбов Л.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства. Дис. Канд. пед. наук., М., 1993.

21. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. Л.: Искусство, 1981.-311с. ил.

22. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л.: Советский художник., 1968.

23. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка.-М., 1972.

24. Богуславская И.Я., Графов Б.В. Искусство Жостово. Л., 1979.

25. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.-Л.:Художник РСФСР, 1981.-374с.

26. Бодрова М.Л., Лаврентьева А.Н. Художник, вещь, мода. М.: Советский художник, 1988.-366с.

27. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.

28. Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. -В сб.: Проблемы народного искусства./Под ред. М.А. Некрасовой и К.А. Макарова. М., 1982.

29. Ванцлов В.В., Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство. 1988.

30. Ванцлов В.В. О декоративности. / Творчество. -1972, № 7

31. Василенко В.М. Искусство Хохломы. -М., 1949.

32. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве. М.: Советский художник, 1974.-294с.: ил.

33. Вишневская В.Н. О некоторых особенностях содержания произведений народного декоративного искусства. В кн.: Народныеосновы искусства художественных промыслов: Сб. науч. тр. / НИИхудож. пром-ти. М., НИХП, 1981.

34. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов.-М.: НИИ художественной промышленности, 1985.-128 е.: ил.

35. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству.-М.:Просвещение, 1982.-144с.

36. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. Изд. 2-е.-М.: «Искусство», 1989.

37. Волков Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977.г

38. Волкова Е.П. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М., 1976.

39. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М., 1984.

40. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М, 1972.-174с.

41. Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968.

42. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 3- изд. М.: Просвещение, 1991.

43. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика -пресс., 1996.с

44. Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. С - П.: Союз, 1997.

45. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл искусства. М.: Учебная лит-ра, 1998.

46. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? М.: Галарт, 1998.

47. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

48. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. МГУ, 1982.-319с.

49. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991.

50. Горюнова Т. Педагогическое образование. Сборник статей по современным проблемам педагогического образования. Вып.4,- М.: Прометей, 1991.-149с.

51. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М., 1986.

52. Данчук И.И. Дидактические средства формирования опыта творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения. Автореферат. М, 1988.-16с.

53. Декоративное искусство СССР, 1975.-№3.

54. Декоративное творчество школьника и художественные народные промыслы/Под ред. Т.Я. Шпикаловой. -М., 1973.

55. Детям о традициях народного мастерства./ Под ред. Т.Я. Шпикаловой. -М.: Владос, 2000.

56. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства с собрании Государственного Русского музея. Сб. очерков. Л.:Искусство, 1981.- 311с.: ил.

57. Елатомцев И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Минск: Нар. асвета, 1965 .-145с.

58. Емельянов Т.И. Хохлома. М., 1974.

59. Знаков JT.B. О предмете и методах дидактического исследования. М., АПНРФСР, 1962.-c.81.

60. Игнатьев Е.И. и др. Психология. Пособ. для пед. училищ. М.: Просвещение, 1965.-344 с.

61. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М.: Учпедгиз, 1961.- 223 с.

62. Изобразительное искусство в школе. / Под ред. В.В. Колокольникова. -М.: Педагогика, 1975.

63. Ильина Т. А., Огородникова И.Т. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1978.-320 с.

64. Инновации в школе: характер и результаты Народное образование.-1993.- №6.- С. 16-27.

65. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе. Проблема, опыт, решения. Псков, 1992.-223 с.

66. Инновационное обучение: стратегия и практика. Под ред. В.Я.Лияудис.- М. 1994.-203 с.

67. Искусство и быт. М.: Советский художник, Вып.1, 1963.- 165 е.: ил. Вып. 2, 1964. 179 е.: ил. Вып.З, 1968.-211 е.: ил.

68. Искусство и школа. Сост. А.К.Василевский. М.: Просвещение, 1981.288 с.

69. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. /Под ред. В.Г.Кисунько.-М.: Наука, 1981.-335с.

70. Каган М.С. Художественная культура как система. / Вопросы социологии искусства. Л., 1980.

71. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. -Л.: Художник РФСР, 1961.

72. Казин А.А. Художественный образ и реальность. Л., 1985.

73. Как-Калин В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 142с.

74. Кантор В.И. Искусство и быт. М.: Советский художник, 1961.-38с.: ил.t81 .Канцедикас А.С. Народное искусство. Знание, 1975.-55с.:ил.

75. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства.- М.:3нание,1986.-46с.

76. Канцедикас А.С. Пути возрождения народных художественных промыслов и создания новых производств с использованием ручного творческого труда //НИИХП.-Народные художественные промыслы и современная культура.-М, 1980.-е. 100-159.

77. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графических факультетов в графической деятельности. Автореферат. М,1994.-40с.

78. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. М.: Изобразительное искусство, 1993.-224 е.: ил.

79. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.:Мнемозина,1995.-158с.

80. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.:Столетие, 1998.-140с.

81. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.:Просвещение, 1985.-271с.

82. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.-192с.

83. Корешков В.В.Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореферат.- М, 1994.-37с.

84. Корнилова В.А. Педагогическое образование. Сборник статей по современным проблемам педагогического образования. Вып.1.-М.-: Прометей МГПИ им. Ленина, 1990.-118с.

85. Королева Н.С., Уткин П.И. Народные художественные промыслы. -М.гПросвещение, 1992.-1-59 с.

86. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись М., 1977.

87. Крамаренко А.Г. Декоративно-прикладное искусство. Ленинград.: Художник РСФСР, 1972.-52с.: ил.

88. Крутецкий В.А. Психология. М: Просвещение, 1974.-304с.: ил.

89. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977.-208с.

90. Кузин B.C. Психология. 3-е изд. - М., 1997.

91. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл. — М., 1997., 3-4 кл.-М., 1998.

92. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.З. /под ред. М.В.Гамезо.-М.: Просвещение, 1982.-176 с.

93. ЮО.Лабунска Г.В. Изобразительное творчество детей.-М., Просвещение, 1965.-207 с.

94. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разобрать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1993.-46с.

95. Латынин Л.Ф. Образы народного искусства.-М.: Знание, 1983.-48с.

96. Леонтьев А.Н. Формирование личности. / Психология личности. Тексты. -М., 1982.

97. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994.

98. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.

99. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1996.

100. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Л., 1985.

101. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников Дис. Канд. Пед. наук, М., 1996.

102. Маленькие чудеса.-Л.:Детская литература, 1981.-207 е.: ил.

103. ПО.Маслоу А. Самоактуализация. В сб.:Психология личности. Тексты под ред. Гиппенрейтера Ю.Б. -М.: МГУ, 1982. -с 108-118.

104. Ш.Мелентьева Ю.С. О некоторых теоретических и практических проблемах развития художественных промыслов. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.-Л,1981. с-9.

105. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.-96 с.г

106. Методика трудового обучения Д.А.Тхоржевский, А.И.Бугаев и др. под ред. Д.А.Тхоржевский. 2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1981. -268с.

107. Мосина В.Р. Народное декоративно — прикладное искусство. — М., 1984.

108. Мухина Л.С. Детская психология. — 2-е изд., М.: «Апрель пресс». -1999.

109. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся. / Сост. В.Я. Коровина, Н.И. Кучер. М., 1991.

110. Народные художественные промыслы. / Под ред. О.С. Поповой. М., 1984.

111. Некрасова М.А. Искусство Палеха. — М.: Советский художник, 1996.

112. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983.

113. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. -М.: Сов. Россия, 1983.

114. Некрасова М.А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества. Творческие проблемы развития народныхVхудожественных промыслов.-М., 1981.-С.60-80.

115. Некрасова М.А., Макарова К.А. Проблемы народного искусства.-М.: Изобразительное искусство. 1982.-136с.: ил.

116. Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.-252с.: ил.

117. Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного творчества.-М., 1972.

118. Новиков С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских малокомплектных школ средствами народного декоративно-прикладного искусства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук.-М, 1995.-30с.

119. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высш. шк. 1984.-336с.

120. Орлова JI.B. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству. Автореф. Дис. Канд. Пед. наук., М., 1996.

121. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина, М.:Просвещение, 1981.-175с., ил.

122. Патрошку Д. Я. Определение и формулировка целей урока. Школа и производство. М.:Педагогика.-№12, 1991.-c.5-7.

123. Педагогика. Под ред. Ю.К.Бабанского.-М.:Просвещение, 1983.-608с.

124. Педагогика. Под ред. Г.Нойнера, Ю.К.Бабанского. М.:Просвещение, 1984.-369с.

125. Педагогическая диагностика как условие формирования повышения квалификации. СПБ, 1993 .-21с.

126. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.:Педагогика, 1987.-238с.

127. Петровский А.В. Способности и труд. М.:Просвещение, 1966.-c.13.

128. Полунина В.А. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982.-191с., ил.

129. Попова О.С., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984.-144с.

130. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики. М.,1989. -270 с.

131. Примерные программы факультативов по трудовому обучению. -М., 1979. -101 с.

132. Проблемы народного искусства: Сборник статей. / Под Ред. М.А.Некрасовой и К.А.Макарова., М., 1982.

133. Программы педагогических институтов. Сб.№ 9-М.: Просвещение, 1982.-22с.

134. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9кл./Науч. Рук. В.С.Кузин. -М.: Просвещение, 1994.

135. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 18 кл./ Науч. рук. Т.Я.Шпикалова. М.: Дрофа, 1999.

136. НЗ.Прокина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы XYIII первой половины XIX века. -М.Изобразительное искусство, 1983. —310.: ил.

137. Пространственные представления как средство познания объективной действительности. Сб.трудов.-М.:Просвещение, 1974.-64с.

138. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. Под ред. А.Коссаковского и др. Пер. с нем. М.: педагогика, 1981.-224 е., ил.

139. Разина Т.Н. Русское народное творчество. М., 1970.

140. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М.: Изд.г

141. Московского университета, 1982. -32с.

142. Рогов А. Кладовая радости. М.:Просвещение,1982. -240 е.: ил.

143. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. -206с., ил.

144. Рождественский К.И. Советское декоративное искусство. М.: Советский художник, 1975.-295с.: ил.

145. Розина Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикладного искусства. Эстетика природы ремесла. Народноеискусство и художествейные промыслы. Самодеятельное творчество. —

146. М.: Советский художник, 1985. -190с.: ил.

147. Розина Т.М. Русское народное творчество: Проблемы декоративного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1970. -255с.: ил.

148. Рондепи Л.Д. Декоративно-прикладное искусство. М.:Просвещение, 1984.-144с. : ил.

149. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. —2-е изд., допол. И перераб. -М.: Просвещение, 1980. -229с., ил.

150. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. — М.: Просвещение, 1987.

151. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. / Психология личности. Тексты. М., 1982.

152. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер, 1999.

153. Русское декоративное искусство: в 3-х т. Под.ред. Леонова А.И. -М.: Академия художеств СССР, 1962. -504с.: ил. Т.2, 1963. -695с.: ил, т.З. -М.: Искусство, 1965. -434с.:ил.

154. Русская народная игрушка. Программа курса для ВУЗов культуры и искусства / Сост. С.И. Исенко, М., 1997.

155. Рыбаков Б.А.Русское прикладное искусство X-XII вв.- Л., Аврора, 1971.- 127с.,ил.

156. Сакс Н.И. Рабочее место учителя. Школа и производство. №9.- М.: Просвещение, 1985. -с.29.

157. Салтыкова А.Б. Самое близкое искусство. М.:Просвещение, 1969. -295с.: ил.

158. Сборник нормативных материалов и документов по высшему и среднему профессиональному образованию. Справочное пособие. Под ред. Якуба Ю.А.-М., 1996. -370с.

159. Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. Справочное пособие. Под ред. Якуба Ю.А. -М.,1997. -371 с.

160. Селевко Г.В. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998.

161. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы: Очерки. М.: Советский художник, 1977. -246с.: ил.

162. Семенова Т.С. О сложном единстве народного искусства. / Творчество, 1971, № 1.

163. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве. Киев, 1988.

164. Сиротенко Т.А. Методические основы проведения кружкового занятия по декоративно-прикладному искусству. М.: Педагогика, 1991. №11-с.58.

165. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. М.: Педагогика, 1983. 264с.

166. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М., 1983.

167. Скаткин М.Н.Педагогический поиск. М.:Педагогика, 1988. -541с.

168. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М., 1982.

169. Скопцева М.Й. Технология обслуживающего труда. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. -373с.

170. Сластенин В. А., Подымова JI.C. Педагогика. Инновационная деятельность. — М.:Магистр, 1997. -222с.

171. Смирнова А.А.Психология. М.: Учпедгиз, 1962. -559с.

172. Смолицкий В.Г. Народные художественные промыслы РСФСР. -М.: Высшая школа, 1982. -216с.

173. Современное народное искусство. Вып.1. —JL: Художник РСФСР, 1975. 216с. Вып.2, 1980. -207с.:ил.

174. Соколова М.С. Активизация творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе освоения народных росписей Урала и Приамурья. Автореферат. М.,1996. -17с.

175. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Обнинск, 1996. 4.1. Основы рисунка, ч.2. Основы живописи, ч.З. Основы композиции, ч.4. Краткий словарь художественных терминов.

176. Соломатина Т.Б., Степнова В.И., Неумова Н.Ф. Основы декоративного искусства в школе. — М.: Просвещение, 1981. -175с.: ил.

177. Степанова А. Художник и народные промыслы. /Художник, 1980, №5.

178. Суворов Н.Н. Пути создания художественного образа (Роль воображения в художественном творчестве). М., 1984.

179. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. -М., 1980.

180. Темерина С.М. Прикладное искусство и современное жилище. -Академия художеств СССР, 1962. -205с.: ил.

181. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979.

182. Толмачева С.К. К развитию творческого воображения ребят. / Искусство в школе. 1996, №3.

183. Толстых В.И. и др. Эстетическое воспитание. -М.: Высшая шк.,1979.-288с., ил.

184. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1973.

185. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. -М.: Высшая школа, 1992. -181с.: ил.

186. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось-89,1996. -64с.

187. Федотов Т.Я.Дарите людям красоту. М.: Просвещение, 1985. - 255с., ил.

188. Федь А.А. Воспитание прекрасным. М., 1984.

189. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников. Под ред. Т.Н.Филонова. М.: Педагогика, 1983.-256с.

190. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982.-112с.

191. Фрейд 3. Художник и фантазирование. -М.: Республика, 11995. -398с.

192. Фридман Л.П. Экономическое воспитание учащихся 4-8 (5-9) классов в процессе общественно полезного производительного труда. Автореферат. М., 1986. -17с.

193. Фролов A.M., Новиков С.Н. Приобщение к художественно -прикладному творчеству. Школа и производство. М.: Педагогика, 1992.№№. -с. 13.

194. Фролова Е.Н.Чистый источник. М.: Молодая гвардия, 1990. -206с.

195. Халматов Д.М. Народное искусство в системе профессиональной подготовки студентов худграфоф педвузов. Автореферат. М.,1994. -16с.

196. Хворостов А.С., Хворостов Д.А., Новиков С.Н., Свиридова Н.В. Традиционные промыслы и ремесла. Учебные программы. С.: Родник, 1997.-101с.

197. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1988.-170с.: ил.

198. Хворостов Д.А.Методические основы обучения учащихся технологии художественной обработки материалов в сельской школе: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. М., 1995. -18с.

199. Хомеркин О.Г. Инновации в практике обучения. Педагогика. -1993. -№2- с.41-44.

200. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981. -304с.

201. Человек предмет и среда. М.: Изобразительное искусство, 1980. -256с.

202. Шабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. Кишинев.: Лумина, 1990.-126с.г

203. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985. -128с.

204. Шкаровская Н.С. Народное самодеятельное искусство. Л., 1975.

205. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. - 207с.

206. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. -210с.

207. Шпикалова Т.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 класс одиннадцатилетней школы. 3-егиздание. -М.: Мозаика Синтез, 1997. -73с.: ил.

208. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе.: Автореф. Дис. Докт. пед. наук, М., 1988.г

209. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989.

210. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969.

211. Щукина Г.И. Педагогика школы. — М.: Просвещение, 1997. —383с.

212. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988.

213. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.

214. Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. Сборник научных трудов. М., 1980.

215. Эстетическая культура и эстетическое воспитание./Под ред. Ю.А. Полуянова. М.: Просвещение, 1983. -304с.

216. Эстетическое воспитание школьной молодежи. Под ред. Б.Т.Зальмона. М.: Педагогика, 1981., 272с.

217. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода. / Под ред. Б.Т. Лихачева. — М.: Педагогика, 1980.

218. Якимская И.С. Развитие пространственного мышления школьников.-М.: Педагогика, 1980. -240с.

219. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.