Развитие креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Потапов, Дмитрий Александрович

  • Потапов, Дмитрий Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 181
Потапов, Дмитрий Александрович. Развитие креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2008. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Потапов, Дмитрий Александрович

Введение.

Глава I. Теоретические основы развития креативности личности ребенка в процессе обучения музыке.

1.1. Развитие креативности личности ребенка как психолого-педагогическая проблема.

1.2. Педагогический потенциал обучения музыке в развитии креативности личности.

1.3. Педагогическая технология обучения сочинению музыки.

Глава II. Эмпирическое исследование развития креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки»

Актуальность исследования. В современных условиях, при высоких темпах общественного развития, обусловленных научно-техническим прогрессом, развитием коммуникационных средств, массовой информатизацией сознания, предъявляются повышенные требования к социализирующейся личности.

Для демократического, стремящегося к прогрессу государства важно, чтобы люди были адаптированы к жизни в сложных, меняющихся условиях и могли в них самореализоваться. В настоящее время в значительной степени возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в ее социальном, профессиональном и личностном значении. Современная ситуация, в которой происходит становление молодежи, характеризуется особой сложностью и неоднозначностью, обусловленных целым рядом причин. Данное обстоятельство требует пересмотра и научного обоснования содержания, форм и методов в различных областях образования.

В официальной концепции непрерывного образования ЮНЕСКО основной акцент сделан на развитии у человека способности профессиональной и социальной адаптации в постоянно обновляющейся жизни, а это предполагает на наш взгляд, развитие творческих качеств личности. Акцент современного общества на человеческом факторе, а также осознание им в последние годы потребности в творческой элите, как двигателе прогресса, способствовало созданию благоприятных условий для работы с одаренными и талантливыми детьми, что отражено в Федеральной целевой программе «Одаренные дети», Президентской программе «Дети России» и других законодательных актах. С 1975 г. существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию незаурядных детей. В международной Конвенции о правах ребенка акцентируется значение реализации индивидуальности формирующейся личности: «. образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме».

Гуманизация и гуманитаризация образования, личностно-ориентированная парадигма современной педагогики дают мощный стимул для использования всей полноты психолого-педагогических возможностей обучения. Современная ситуация в обучении предоставляет значительную свободу в использовании новых подходов, разработке педагогических технологий, способствующих развитию креативности обучающихся, как важнейшего источника личностного роста и саморазвития.

Изучение творчества (творческой личности, творческих способностей, творческого процесса) имеет богатую традицию в философских, психолого-педагогических, культурологических и искусствоведческих исследованиях. В то же время, в исследованиях творчества накопились и обозначились определенные противоречия между:

- нормативностью учебной деятельности и потребностью в творческих личностях, как потенциале общественного развития;

- социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью психолого-педагогических технологий развития креативности — как общей способности к творчеству;

- естественным стремлением ребенка к творческой активности и системой ограничений, запретов со стороны педагогов и социального окружения;

- значительным потенциалом в развитии креативности, которым обладает музыкальное искусство и преобладанием репродуктивных форм обучения музыке.

В области научных теорий творчества также отсутствует единое определение понятий творчество, креативность, и методов идентификации общей способности к творчеству, прогнозирования ее развития. Как следствие этого, многие теоретические представления о креативности носят предположительный характер, и в то же время, результаты многочисленных эмпирических исследований весьма противоречивы. Указанные противоречия и обусловливают актуальность исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Попытки понять и объяснить феномен творчества предпринимались мыслителями с древнейших времен (Платон, Сократ, Аристотель и др.). Творчество трактовалось философами как «космический принцип мира, имманентный человеку» (В.С.Соловьев), «просветление и преображение мира» (Н.А.Бердяев), «высшая форма деятельности человека» (И.Кант), «сущность человеческого бытия» (К.Маркс). Современные философские исследования (В.С.Библер, М.С.Каган и др.) позволяют определить творчество как высшую и наиболее сложную форму человеческой деятельности, предполагающую мобилизацию всех физических, духовных сил и опыта человека, порождающую нечто новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

В трудах выдающихся отечественных (К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и др.) и зарубежных педагогов (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, А.Дистервег и др.) рассматривались различные аспекты становления творческой личности.

Значительный опыт изучения творчества накоплен в отечественных (Л.С.Выготский, Б.М.Кедров, А.Н.Лук, Б.С.Мейлах, В.А.Моляко, Я.А.Пономарев, В.Н.Пушкин, И.М.Розет, В.С.Ротенберг, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.) и зарубежных (Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, Р.Крачфилд, К.Мартиндейл, С.Медник, Р.Стернберг, П.Торренс и др.) психолого-педагогических исследованиях.

В нашей стране выполнены фундаментальные работы Д.Б.Богоявленской (концепция творческих способностей); В.Н.Дружининым (концепция общих способностей и креативности); Н.С.Лейтесом (концепция возрастной одаренности); А.А.Мелик-Пашаевым (способности к художественному творчеству); А.И.Савенковым (развитие детской одаренности); Е.Л.Яковлевой развитие творческого потенциала личности) и др.

Проблемы детского творчества исследовали Л.С.Выготский,

B.Н.Дружинин, О.М.Дьяченко, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, Н.Н.Поддьяков, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и др. Представляют интерес выполненные в последние годы диссертационные исследования, посвященные развитию творческой активности (Н.Ф.Вишнякова, Р.А.Гильман,

C.А.Коновалова и др.); творческих способностей (Е.В.Мстиславская, О.В.Ощепкова, Г.В.Терехова и др.); креативности (Н.В.Бибикова, И.М.Кыштымова, О.Ю.Михалева и др.); творческой направленности (В.А.Дмитриев); творческого мышления (Т.В.Дроздова); творческого потенциала (И.В.Курышева, А.И.Санникова и др.) в различных видах деятельности.

Вопросы музыкального творчества, творческого развития личности в процессе обучения музыке рассматриваются в работах отечественных (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, В.Г.Ражников, Г.М.Цыпин, Г.И.Шатковский, Б.Л.Яворский и др.) и зарубежных (Б.Барток, Э.Виллемс, Э.Жак-Далькроз, А.Лехнер, К.Орф и др.) педагогов.

Принципиальное значение для нас имеют работы, посвященные творческому музицированию (Э.Сайклер, В.К.Чуреев, Г.И.Шатковский и др.); импровизации (В.Г.Коваленко, С.М.Мальцев, Л.Н.Мун и др.); сочинению музыки (М.Ф.Гнесин, О.Е.Евлахов, Е.И.Месснер, А.И.Муха и др.). Различные аспекты обучения музыкальной композиции рассмотрены в диссертационных исследованиях И.Н.Одиноковой (сочинение аккомпанемента к песне); В.О.Усачевой (элементы импровизации и сочинения в начальных классах); О.О.Гладышевой (обучение композиции студентов - будущих учителей музыки); Б.Р.Иофиса (обучение импровизации и сочинению музыки будущих учителей).

Несмотря на то, что в последние годы интерес к творческому развитию личности усиливается, проведенный анализ позволил констатировать недостаточную разработанность условий развития креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки. Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки? Выделенные противоречия и сформулированная проблема позволяют определить тему диссертационного исследования: развитие креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки.

Объект исследования: процесс обучения сочинению музыки.

Предмет исследования: развитие креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки.

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Провести анализ литературы по проблеме развития креативности личности ребенка.

2. Уточнить содержание понятия «креативность личности», неоднозначно определяемого в научной литературе, выявить и обосновать его структуру.

3. Рассмотреть современные концепции музыкального образования с позиций направленности на развитие креативности личности ребенка.

4. Разработать и апробировать педагогическую технологию обучения сочинению музыки, включающую систему творческих и технологических заданий.

5. Разработать методику оценки креативности по результатам музыкального творчества.

Гипотеза исследования: Развитие креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки будет эффективным при выполнении следующих условий:

- понимания креативности как интегрального качества личности в единстве творческих способностей, мотивационного и интеллектуального компонентов;

- создания педагогически ориентированной креативной образовательной среды, обеспечивающей мотивацию к творческой деятельности и характеризующейся проблемностью, безоценочностью, принятием;

- разработки и использования педагогической технологии обучения сочинению музыки, основанной на теории планомерного формирования умственных действий, включающей выявление и формирование необходимых на начальном этапе обучения умений и действий, составляющих деятельность сочинения музыки, и использование оригинальной системы творческих и технологических заданий.

Методологическую основу диссертационного исследования составили философские положения о ценности, уникальности, неповторимости каждого человека; о духовном и творческом развитии личности; о роли деятельности в этом процессе; о свободе творчества; о сущности искусства и природе художественного творчества (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев П.А.Флоренский и др.). Взгляды педагогов-гуманистов на всестороннее развитие личности обучающихся (Я.А.Коменский, Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и др.).

Автор опирается на положения о роли деятельности в развитии личности, сформулированные в трудах отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); принципы развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.); принципы творческого развития личности (Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев, Е.Л.Яковлева и др.); принципы проблемного обучения (И.Л.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов и др.); принципы теории планомерного формирования умственных действий

П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

Общенаучная методология исследования ориентирована на целостный, деятельностный, индивидуально-творческий подходы (Ю.К.Бабанский, А.Н.Леонтьев, В.А.Сластенин и др.).

Исследование имеет гуманистическую направленность, опирается на личностно-ориентированную парадигму современного образования.

Конкретно-научная методология опирается на положения психологии и педагогики творчества (Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев, Дж.Гилфорд, Р.Стернберг, П.Торренс и др.); концепции музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Г.М.Цыпин, Б.Л.Яворский; Б.Барток, Э.Виллемс, Э.Жак-Далькроз, А.Лехнер, К.Орф и др.); исследования творческого процесса композитора (М.Г.Арановский, А.И.Муха, Е.В.Назайкинский, А.С.Соколов и др.); опыт преподавания композиции (М.Ф.Гнесин, О.А.Евлахов, Е.И.Месснер и др.).

Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс теоретических (анализ, синтез, сравнение, обобщение, теоретическое моделирование и др.) и эмпирических (наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности, опытно-экспериментальная работа, обобщение собственного опыта работы) методов.

Базы исследования: Московский гуманитарный педагогический институт, Детская школа искусств им. А.Н.Верстовского г. Химки Московской обл., Детская музыкальная школа № 1 г. Владимира, Городская экспериментальная площадка «Развитие креативности детей и молодежи г. Москвы с учетом сензитивных периодов в условиях непрерывного образования».

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1999 по 2008 гг.

На первом этапе (1999-2001 гг.) изучались философские, психолого-педагогические, музыкально-педагогические, музыковедческие работы по проблеме исследования; осуществлялось наблюдение за процессом обучения сочинению музыки в музыкальных учебных заведениях начального, среднего и высшего звена; проводились беседы с преподавателями композиции различных учебных заведений, студентами-композиторами, профессиональными и самодеятельными композиторами; определялись теоретико-методологические основы исследования, формулировалась его цель, задачи, гипотеза.

На втором этапе (2001-2004 гг.) разрабатывалась педагогическая технология обучения сочинению музыки, направленная на развитие креативности личности ребенка (были выявлены умения и действия, входящие в деятельность сочинения музыки; составлены учебные карты; разработана система творческих и технологических заданий); выявлялись критерии оценки уровня развития креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки; проводилось анкетирование студентов МГПИ, ранее обучавшихся в ДМШ и ДШИ. На третьем этапе (2004-2008 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа. Ее целью была проверка эффективности разработанной педагогической технологии обучения сочинению музыки в развитии креативности личности ребенка. Опытно-экспериментальная работа включала: 1) констатирующий этап - определение исходного уровня развития креативности учащихся ДМШ; определения уровня подготовки по музыкально-теоретическим дисциплинам; анализ опыта импровизации и сочинения музыки; 2) формирующий этап - реализацию разработанной педагогической технологии обучения сочинению музыки; 3) контрольный этап - определение уровня развития креативности после экспериментального обучения.

На этом этапе осуществлялось обобщение и оформление результатов; публикация материалов исследования; внедрение результатов исследования в практику деятельности образовательных учреждений; разработка методических рекомендаций по развитию креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки.

Всего в эмпирическом исследовании участвовало 158 человек. Из них учащихся ДМШ № 1 г. Владимира - 17 человек, учащихся ДТТТИ им. А.Н.Верстовского г. Химки Московской обл. - 6 человек, студентов МГПИ - 28 человек, преподавателей различных учебных заведений, композиторов — 12 человек и 95 человек - участников ГЭП «Развитие креативности детей и молодежи г. Москвы с учетом сензитивных периодов в условиях непрерывного образования».

В исследовании использован опыт работы автора в качестве преподавателя детской музыкальной школы, школы искусств, старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии МГУКИ, кафедры психологии МГПИ.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Уточнено содержание понятия «креативность личности», неоднозначно определяемого в научной литературе, выявлена ее структура, включающая творческие способности, мотивационный и интеллектуальный компоненты.

2. Обоснован интегрированный характер музыкальной деятельности (в том числе сочинения музыки), которая требует не только умения создать ценное содержание художественного образа, но и умение воплотить это содержание в адекватной форме. Таким образом, технологичность является неотъемлемым условием творчества, что требует сознательного и активного усвоения технологических знаний и умений в процессе обучения сочинению музыки.

3. Выявлены условия создания педагогически ориентированной креативной образовательной среды, включающие положительную мотивацию к творческой деятельности, проблемность, безоценочность, принятие, обеспечивающие гуманистическую направленность обучения.

4. Разработана на основе теории планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина педагогическая технология обучения сочинению музыки; выявлены умения и действия, входящие на начальном этапе обучения в состав деятельности сочинения музыки, определены ориентировочные признаки и состав действий для каждого умения; разработана оригинальная система творческих и технологических заданий.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизированы и расширены существующие в психолого-педагогической области знания представления о сущности, основных направлениях, психолого-педагогических условиях развития креативности личности ребенка в процессе музыкального образования; выявлены умения и действия, входящие на начальном этапе обучения в состав деятельности сочинения музыки (умение сочинить мелодию, аккомпанемент к мелодии, умение сочинять по модели, свободное сочинение на основе усвоенных умений); выделены творческая и технологическая составляющие процесса обучения сочинению музыки; разработана авторская методика оценки креативности по результатам музыкального творчества, включающая следующие критерии: эстетическая (художественная) ценность; логичность и завершенность в целом; принадлежность к жанру, стилю; выразительность, своеобразие мелодии; разнообразие ритмического рисунка; логичность гармонизации; выразительность фактуры; оригинальность музыкального языка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработаны и внедрены методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДТТТИ по организации процесса обучения сочинению музыки, обеспечивающего эффективное развитие креативности личности ребенка;

- материалы исследования нашли отражение в подготовленном автором практикуме «Психодиагностика креативности» для студентов художественных специализаций вузов культуры и искусств и внедрены в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств;

- материалы исследования включены в учебный комплекс (рабочая программа) для студентов педагогических вузов «Психология индивидуально-творческого развития личности ребенка», разработанный диссертантом (в соавт.) и внедрены в учебный процесс

Московского гуманитарного педагогического института;

- результаты диссертационного исследования используются в деятельности образовательных учреждений Северного округа г. Москвы, в т. ч. входящих в Городскую экспериментальную площадку «Развитие креативности детей и молодежи г. Москвы с учетом сензитивных периодов в условиях непрерывного образования»;

- разработанная методика оценки креативности личности ребенка по результатам музыкального творчества может быть использована в процессе общего и специального музыкального образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, задачам, логике исследования, опытно-экспериментальной работой автора исследования, сопоставлением результатов с имеющимися в педагогической практике.

Апробация результатов исследования осуществлялась в научных докладах и сообщениях на заседаниях кафедры педагогики и психологии МГУКИ (1999-2002 гг.), кафедры психологии МГПИ (2002-2008 гг.), научно-практических конференциях, семинарах и круглых столах «Актуальные проблемы образования в сфере культуры и искусства на современном этапе» (М.: МГУКИ, 1999 г.), «Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты» (М.: МГУКИ, 2000 г.), «Науки о культуре: шаг в XXI век» (М.: НОЦ РИК МК РФ и РАН, 2001 г.), «Профессиональное воспитание: актуальность, проблемы, перспективы» (М.: МГПИ, 2004 г.), «Совершенствование психологической подготовки будущего педагога» (М.: МГПИ, 2008 г.), «Опытно-экспериментальная работа в условиях единого образовательного пространства на муниципальном уровне: от детского сада до вуза» (М., 2008), в проведенных автором семинарах по проблемам развития креативности личности ребенка для руководителей и сотрудников учреждений-партнеров Городской экспериментальной площадки ««Развитие креативности детей и молодежи г. Москвы с учетом сензитивных периодов в условиях непрерывного образования» и др.

- в 9 публикациях по теме исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержание понятия креативность, определяемое как интегральное качество личности, проявляющееся в трех контекстах: процессе, результате (продукте творческого процесса), характеристиках (свойствах) личности, включает следующие компоненты: творческие способности, мотивационный и интеллектуальный, что обусловливает необходимость для ее развития формирования этих компонентов в условиях педагогически ориентированной креативной образовательной среды, развития мотивации к творческой деятельности, усвоения технологических знаний и умений.

2. Педагогическая технология обучения сочинению музыки, разработанная на основе теории планомерного формирования умственных действий, включающая выделенные умения и действия, входящие в состав деятельности сочинения музыки на начальном этапе обучения (умение сочинить мелодию, сочинить аккомпанемент к мелодии, сочинение по модели, свободное сочинение на основе усвоенных умений), ориентировочные признаки и состав действий для их выполнения, оригинальную систему творческих и технологических заданий.

3. Авторская методика оценки креативности по результатам музыкального творчества, включающая следующие критерии: эстетическая (художественная) ценность; логичность и завершенность в целом; принадлежность к жанру, стилю; выразительность, своеобразие мелодии; разнообразие ритмического рисунка; логичность гармонизации; выразительность фактуры; оригинальность музыкального языка.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 7 приложений. Основной текст составляет 159 страниц, включая 10 таблиц и 4 рисунка. Список литературы включает 208 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Потапов, Дмитрий Александрович

Заключение

Выполненное теоретико-эмпирическое исследование в соответствии с поставленными задачами позволяет сделать следующие выводы.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе не существует однозначного определения креативности. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых креативность понимается как: 1) тип интеллектуальной способности, творческий стиль деятельности, как результат творческих достижений личности (П.Торренс, Е.Г.Олгетри, Ю.Фостер и др.); 2) свойство или комплексная характеристика личности (В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, К.Роджерс и др.); 3) особенность интеллекта или высший уровень интеллектуальной активности мышления (Д.Б.Богоявленская, О.К.Тихомиров и др.). При всем многообразии подходов к определению креативности, в ее суммарной характеристике подчеркиваются продуктивность, гибкость, оригинальность в создании нечто нового (идеи, продукта). Научная «многоликость» креативности позволяет рассматривать ее в широком смысле как самостоятельный феномен, а в узком понимании - как общую способность к творчеству, которая проявляется и развивается в процессе творческой деятельности. Креативность проявляется в трех контекстах: процессе, результате (продукте творческого процесса), характеристиках (свойствах) личности. Применительно к задачам нашего исследования, мы рассматриваем креативность как интегральное качество личности в единстве творческих способностей, мотивационного и интеллектуального компонентов.

Развитие креативности представляет собой одну из центральных линий личностного развития. Творчество позволяет человеку проявить свою индивидуальность и уникальность. Проведенный теоретический анализ позволил выявить основные компоненты комплекса психолого-педагогических условий развития креативности:

- обучение требует создания креативной среды;

- включения в содержание обучения системы творческих задач;

- активизации интеллектуальной, эмоциональной, волевой и мотивационной личностных структур;

- сотворческого взаимодействия.

Проведенный в ходе исследования анализ различных музыкально-педагогических систем и технологий обучения музыке показал, что все авторы отмечают важность занятий художественным творчеством для развития личности, ее креативности. При всем многообразии современных подходов к музыкальному образованию их объединяет одно - большое количество заданий по развитию музыкально-творческих способностей детей. При этом в качестве важнейших условий развития креативности в процессе обучения музыке должны быть следующие: целенаправленная, систематически организованная творческая музыкальная деятельность, включающая все ее виды (восприятие, исполнение, сочинение); дифференцированный подход - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; специальные занятия сочинением музыки как средство развития креативности учащихся.

Креативность развивается в процессе творческой деятельности, а творческая деятельность в условиях обучения - это деятельность, которая направлена на нахождение способов или новых комбинаций уже известных способов решения творческих задач. Основным признаком продукта творческой деятельности учащихся является субъективная новизна.

Поиски учеными путей развития креативности привели к утверждению мысли о том, что именно художественное творчество является наиболее оптимальным видом деятельности. Занятия искусством с его культивированием индивидуального взгляда, личностного, субъективного отношения рождает творческую направленность личности, которая, обладая свойством широкого переноса, проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

Относительно креативности, как общей способности к творчеству, необходимо отметить, что творчество не существует само по себе в чистом виде, оно обязательно связано с какой-либо конкретной деятельностью. В процессе музыкального творчества креативность получает свое максимальное раскрытие.

Применительно к обучению сочинению музыки, проведенный анализ позволил выделить следующие условия, способствующие развитию креативности: создать обстановку, благоприятствующую разнообразным проявлениям творчества; поощрять подражательное, интуитивное сочинительство; развивать первичные импровизационно-творческие навыки; использовать в процессе обучения сочинению музыки два типа заданий: творческие и технологические.

Проведенный теоретический анализ, позволил выявить, что педагогические технологии не имеют однозначного понимания современными авторами. В литературе, рассматривается понимание педтехнологии как педагогической системы, реализуемой на практике (В.П.Беспалько); педагогического процесса, имеющего цель, задачи, содержание, формы, методы и результат (А.Г.Казакова); как упорядоченной совокупности действий, операций и процедур (В.А.Сластенин). Подчеркнем, что эта совокупность методов, приемов и т. д. подобрана не случайно, а направлена на единую цель — получение конкретного результата. Применительно к задачам исследования, мы остановились на понимании педагогической технологии как способе реализации содержания обучения и воспитания, представляющем собой систему форм, методов и средств, обеспечивающих наиболее эффективное достижение цели (Савельев А .Я.).

Разрабатывая педагогическую технологию обучения сочинению музыки, мы обратились к теории планомерного формирования умственных действий (ТПФУД) П.Я.Гальперина, которая позволяет управлять становлением деятельности в процессе самой деятельности. Усвоив состав деятельности, учащийся не только может сочинять музыку в соответствии с усвоенным порядком действий, но и самостоятельно сочинять музыкальные произведения, то есть имеет определенную свободу.

Для обучения сочинению музыки мы использовали выделенные в указанной теории принципы управления становлением любой деятельности: выделение задач, которые предстоит решать обучаемым; выделение состава деятельности для их решения; выделение полной ориентировочной основы каждого действия, входящего в указанный состав; организация процесса поэтапного формирования соответствующих действий.

Использование ориентировочной основы действия второго типа, согласно теории планомерного формирования умственных действий, рассматривающей учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям, позволит более эффективно усваивать необходимые технологические знания и умения в процессе обучения сочинению музыки личности ребенка.

Разрабатывая технологию, мы опирались на основные принципы системы Б.Л.Яворского: соединение в работе трех видов музыкальной деятельности (слушание, исполнение и сочинение музыки), неразрывно связанных между собой; развитие эмоциональной отзывчивости детей; развитие художественно-образного мышления. Применяем ряд приемов, предложенных Л.Г.Дмитриевой: использование специальных форм работы, способствующих созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности; выбор приемов демонстрации образцов творчества в связи с различными видами музыкальной деятельности; разработка серий творческих заданий и наиболее эффективных форм их постановки перед детьми. Учитываем принципы педагогической системы обучения композиции Е.И.Месснера: ориентир на развитие образного мышления; поощрение инициативы учащихся; индивидуальный подход к каждому учащемуся; исключение догматизма в усвоении технологии музыкального искусства.

Разрабатывая педагогическую технологию обучения сочинению музыки, мы опираемся на разработанные в психологии творчества этапы творческого процесса: возникновение замысла, разработка замысла, реализация замысла и доработка. Применительно к процессу обучения сочинению музыки детей, в работе обоснованы следующие этапы: содержательный стимул; творческий замысел (содержание); выбор средств; воплощение замысла; оценка результата.

В разработанной технологии определены внешние и внутренние условия, способствующие эффективному развитию креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки. К внешним условиям относятся: создание творческой среды; включение в содержание обучения системы проблемных, творческих задач; активизация интеллектуальной, эмоциональной, волевой и мотивационной личностных структур; сотворческое взаимодействие. К внутренним - приобретение музыкально-теоретических знаний; развитие музыкально-творческих способностей; обогащение опыта музыкальной деятельности. Применительно к обучению сочинению музыки начинающих музыкантов важное значение имеет развитие у них музыкально-слуховых представлений.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДМШ № 1 г. Владимира (участвовали 17 учащихся 3-5 классов обучающихся по специальности «Фортепиано» в возрасте 10 — 14 лет) и включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Деятельность сочинения музыки на начальном этапе обучения мы ограничили следующими умениями: сочинить мелодию, сочинить аккомпанемент к мелодии, сочинять по модели, и как результат, свободное сочинение на основе усвоенных умений.

В процессе экспериментального исследования выявлены особенности обучения сочинению музыки как творческой деятельности, которая способствует: реализации потребности детей в творческом опыте; формированию интереса к музыке; развитию творческого мышления и воображения.

Для оценки уровня креативности участников на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы мы использовали: субтест «Круги» теста П.Торренса; методики оценки креативности в литературном и художественном творчестве Р.Стернберга; авторскую методику оценки креативности в музыкальном творчестве.

По результатам реализации разработанной педагогической технологии обучения сочинению музыки, согласно мнению группы экспертов, учащиеся в целом научились: добиваться относительной выразительности музыкального текста; учитывать логику интонационно-тематического материала в процессе его развития; компоновать музыкальную форму; создавать интонационно-тематический материал, обладающий жанровыми признаками и определенной эмоционально-образной характеристикой.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет констатировать достаточную эффективность разработанной на основе теории планомерного формирования умственных действий, технологии обучения сочинению музыки, направленной на развитие креативности личности ребенка. Положительная динамика по результатам оценки креативности в художественном и литературном творчестве, свидетельствует о том, что разработанная технология развивает именно креативность личности, а не только музыкально-творческие способности, применительно к процессу сочинения музыки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Потапов, Дмитрий Александрович, 2008 год

1. Абалакина М.А., Абашкина Е.Б. Современные концепции личности в американской гуманистической психологии. // Личность. Общение. Групповые процессы: сборник обзоров АН СССР, ИНИОН. М.: АН СССР, ИНИОН, 1991.-161 с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983.-112 с.

3. Айан Д. Эврика: 10 способов освободить ваш творческий гений: Пер. с англ. СПб.: «Питер пресс», 1997. - 341 с.

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-336 с.

5. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Психологический анализ учебной деятельности. М.:ИП РАН, 1991.С.7—17.

6. Альтшуллер Т.С., Верткин И.М. Жизненная стратегия творческой личности: Грани творчества. — Свердловск: Средне-Урал. изд-во, 1989. 96 с.

7. Анастази А. Психологическое тестирование. / Пер. с англ. М.: Педагогика,1982.-Книга 1.-318 с.

8. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. — Казань: Изд-во Казан, ун — та, 1988.-236 е.: ил.

9. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. 222 е., нот., ил.

10. Ю.Арановский М. Опыт построения модели творческого процесса композитора // Методические проблемы современного искусствознания. Л., 1975. С. 127-141.

11. Арановский М. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора // Вопросы музыкального стиля. Л., 1978. С. 140 — 156.

12. Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. Вып. 130. С.56 -77.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. 111 с.

14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М. Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1965. - 151 с.

15. Бакланова Н.К. К проблеме творческой самореализации личности: на материалах исследования // Культурология: новые подходы Альманах -ежегодник № 2. -М.: МК РФ, 1997. - С. 102 - 110.

16. Бакланова Н.К. Основы обучения выразительному исполнению в музыкальном классе клуба. Учеб. пособие для студентов дирижерско-оркестровых специализаций институтов культуры. М: МГИК, 1978. — 69 с.

17. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов. М.: МГУКИ, 2001. - 222 с.

18. Бакланова Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведения (на примере обучения игре на фортепиано в детской музыкальной школе). Дис. канд. пед. наук. — М., 1975. 156 с.

19. Бакланова Н.К., Бакланов К.В. Шаг к успеху: Психология для вас. Учебно-метод. пособие. М.: Изд - во ИПО Профиздат, 2000. - 144 с.

20. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-335 с.

21. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд., 1979. — 352 е., нот. ил.

22. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб: Изд-во РПТУ им.Герцена, 2002. — 65 с.

23. Басин Е. Двуликий Янус (О природе творческой личности). М.: Магистр, 1996.-172 с.

24. Батищев Г.С. Познание творчества // Природа. 1986. - № 6. - С. 50 - 59.

25. Башич Э. Ребенок — музыка воображение // Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конф. Междунар. об-ва по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) - М.: Сов. композитор, 1973. С. 389 - 391.

26. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. — М.: Искусство, 1994. 542 с.

27. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 304 с.

28. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.

29. Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии // Гений и творчество / Под ред. С.О.Грузенберга. — JL: 1924.

30. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). — М.: Политиздат, 1975. 399 с.

31. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. М.: Музыка, 1974. - 142 с.

32. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1977. — 332 е., с нот.

33. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.-283 с.

34. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1980. - 164 с.

35. Боно Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1976. 143 с.

36. Борзова В.А., Борзов A.A. Развитие творческих способностей у детей. -Самара: Самарский дом печати, 1994. — 315 с.

37. Бычков Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. 120 с.

38. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности.- М.: Прогресс, 1990.-122 с.

39. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982.-136 с.

40. Волков И.П. Учим творчеству / Педагогический поиск. М., 1988.

41. Вольфензон С. Занятия с юными композиторами / Музыка детям. Вып. 2. М.: Музыка, 1975. С. 108-113.

42. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: 1991. — 93 с.

43. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избр. психол. исследования. — М.: Педагогика, 1982. Т. 1. — 487 с.

44. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е издание. М.: Искусство, 1965. -572 с.

45. Галин А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды. Новосибирск: Книжное изд-во, 1989. - 126 с.

46. Гальперин П.Я. Психология мышления и теория о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. -М.: 1966. С. 441 -470.

47. Гемси Де Гайнза В. Значение импровизации в современной методологии // Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конференции Междунар. об-ва по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) М.: Сов. композитор, 1973. С. 204 - 206.

48. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

49. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. - 244 с.

50. Головская К.А. Детское музыкальное творчество как метод музыкального воспитания // Хрестоматия по методике музыкального воспитания / Сост. О.А.Апраксина. -М.: Просвещение, 1987.

51. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. -М.: Музыка, 1975. 416 с.

52. Горюнова JI.B. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 1988. -№2.

53. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки — урок искусства: Книга для учителя (Учеб. пос.). М.: Прометей, 1989. - 104 с.

54. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Просвещение, 1993. — 194 с.

55. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1986. -238 с.

56. Дмитриев Г. Об обучении детей композиции // Ребенок за роялем. — М.: 1981.

57. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей (родителям, воспитателям, учителям). М.: Рос. Пед. Агенство, 1997. - 310 с.

58. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии, 1999. № 2. - С. 101-106.

59. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. (2-е изд., доп.) СПб.: Питер, 2000.-386 с.

60. Евлахов O.A. Проблемы воспитания композитора. Л.: Советский композитор, 1963. — 132 е., нот.

61. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина — М.: Просвещение, 1990. 207 с.

62. Из истории советского музыкального образования / Сб. материалов и документов. / Сост. Л.А.Баренбойм. Л.: Музыка, 1969. — 306 с.

63. Кабалевский Д. Сила искусства. -М.: Молодая гвардия, 1984. 142 с.

64. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

65. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Мысль, 1981.-112 с.

66. Казакова А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей. М.: ИПО «Профиздат», 2000. - 200 с.73 .Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. - 79 с.

67. Калугина М.Е. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: Метод, пособие для ДМШ. М., 1989. - 119 с.

68. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 140 с.

69. Козырев А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Изд-воППИ, 1994.- 184 с.

70. Козырев Ю. Импровизация путь к музыке для всех // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. — М.: Сов. композитор, 1985. С. 252 - 271.

71. Колесов Д.В., Соколов E.H. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. 1992. - Т. 13. - № 6. - С. 43 - 53.

72. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1999. 992 с.

73. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984. - 89 е., нот.

74. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. — М.: Музыка, 1985. — 143 с.

75. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. Пер. с нем. М.: Академия, 2002. - 144 с.

76. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. унта, 1981.-584 с.

77. Лернер И .Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96 с.

78. Лернер ИЛ. Развитие мышления учащихся. — М.: Просвещение, 1992. 192 с.

79. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н.Кулютин, Г.С.Сухобская. СПб.: Изд-во Института образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. — 175 с.

80. Лук А.И. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 128 с. ил.

81. Луппов А.Б. Из опыта преподавания композиции // Музыкальная академия. -2000.-№4. С. 144-147.

82. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музгиз, 1960. - 466 с.

83. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. — М.: Музыка, 1991.-85 с.

84. Мальцев С.М. Раннее обучение гармонии путь к детскому творчеству // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. - М.: Сов. композитор, 1985. С. 179-236.

85. Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии: Учеб. пособие. Рязань: Изд-во «Ярмарка», 1999. - 92 с.

86. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 108 - 117.

87. Матюшкин A.M. Основные направления исследований по психологии мышления и творчества. // Психологический журнал. 1985. - Т. 6. - № 1. -С. 3 -14.

88. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 е.: нот. ил.

89. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. Ярославль: Академия развития. 2002. - 128 с.

90. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. — М.: Искусство, 1985. 318 с.

91. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования // Психология процессов художественного творчества. / Отв. ред. Б.С.Мейлах, Н.А.Хренов. Л.: «Наука», Ленингр. отд., 1980. С. 5 - 23.

92. Мелик-Пашаев A.A. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. - № 5. - С. 11-18.

93. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. 1998. - № 5. - С. 76 - 82.

94. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии.- № 1.-1989.-С. 15-23.

95. Мелхорн Г., Мелхорн X. Гениями не рождаются. — М.: Просвещение, 1989. -160 с.

96. Менчинская H.A. Проблема учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. - 218 с.

97. Месснер Е.И. Основы композиции. Учеб. пособ. М.: Музыка, 1968. — 503 с.

98. Методические рекомендации по ведению класса композиции в музыкальной школе. — М.: Издание метод, кабинета, 1983.

99. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

100. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. - № 5. - С. 86 — 95.

101. Моляко В.А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. -Киев: Родянская школа, 1991. 273 с.

102. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672 е.: ил.

103. Муров А.Ф. Практические советы начинающему композитору. Учеб. пособие. — Новосибирск, 1989.

104. Муха А. Процесс композиторского творчества: Проблемы и пути исследования. Киев: Муз. украша, 1979. - 271 с.

105. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 456 с.

106. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

107. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.- 319 е., нот. ил.

108. Назаретова A.B. Что такое креативность и как ее развивать на уроках // Образование. 2001. - № 6. С. 72 - 78.

109. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 21 - 29.

110. Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного творчества. -М.: МГУ, 1972. 155 с.

111. Новоселова JI.A. Хочу быть композитором // Музыкальная академия. -1998. -№ 1. С. 78-80.

112. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос / Под ред. Е.С.Полат. — М.: Академия, 1999. — 224 с.

113. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России. 1999.-442 с.

114. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. 2001. - Т. 22. - № 2. - С. 75 - 85.

115. Онеггер А. О музыкальном искусстве: Пер. с фр. / Комментарий

116. B.Н.Александровой, В.И.Быкова. Л.: Музыка, 1979. - 264 с.

117. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1998. — 416 с.

118. Островский А.Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. М.: Музгиз, 1954.-303 с.

119. Панов В.И. От развивающего обучения к развивающему образованию // Известия РАО. М.: Магистр-пресс, 2000. - № 2. - С. 60 - 70.

120. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие /

121. C.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др. Под ред. С.А.Смирнова. М.: Академия, 2000. - 512 с.

122. Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Науковедение. 1988. - № 4. - С. 88 - 92.

123. Поддьяков H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект. Волгоград, 1995. — 207 с.

124. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. - Т. 12. - № 1. - С. 3 - 11.

125. Пономарев Я.А. Психология в системе комплексных исследований творчества // Психология процессов худолсественного творчества. / Отв. ред. Б.С.Мейлах, Н.А.Хренов. Л.: «Наука», Ленингр. отд., 1980. С. 24 - 32.

126. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С. 21 - 25.

127. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976.-280 с.

128. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. / Ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара.: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2002. - 672 с.

129. Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. / Сост. и ред. М.Г.Арановский. -М.: Музыка, 1974. 336 с.

130. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М., 1996.-150 с.

131. Психология одаренности детей и подростков. Учеб. пособие. / Ред. Н.С.Лейтес. 2-е изд., пер. и доп. М.: Академия, 2000. — 334 с.

132. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1987. - 227 с.

133. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. / Отв. ред. Я.А.Пономарев. М.: Наука, 1990. - 222 с.

134. Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. - 752 с.

135. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. - М.: Политическая литература, 1967. - 269 с.

136. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской и др. М.: Магистр, 1998.

137. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е изд., испр. М.: ЦАПИ, 1994.- 141 е., ил.

138. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. М.: Наука, 1991. - 179 с.

139. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. Науч. исслед. институт общей и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

140. Резерв успеха — творчество. (Пер. с нем.) В.Калвейт, Г.Нойнер, Ф.Кликс и др. / Под ред. Г.Нойнер. М.: Педагогика, 1989. - 116 с.

141. Рензулли Дж. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей / Основные современные концепции творчества и одаренности . М., 1997.

142. Роджерс К. К теории творчества // Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: 1994.

143. Родионова Т. Учитесь импровизировать. М., 1999. - 131 с.

144. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. Учебное пособие. СПб.: Языковой центр СПбГУ, 1995. 270 с.

145. Розет И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. 2-е изд., испр. и доп. Минск: Университетское, 1991. - 339 с.

146. Ротенберг B.C. Об общих предпосылках творчества. — Л., 1983. 746 с.

147. Ручьевская Л.А. Функции музыкальной темы. Л.: Изд-во «Музыка», Ленинград, отд., 1977. — 160 с.

148. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999.

149. Сайклер Э. Творческое музицирование основная тенденция музыкального воспитания XX века // Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конф. Междунар. об-ва по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) -М.: Сов. композитор, 1973. С. 314 - 317.

150. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

151. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИ ОПП, 1990. - 215 с.

152. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. / Под ред. Л.А.Баренбойма. — Л.: Музыка, 1970. 160 с. с илл. и нот.

153. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. Минск: Харвест, 1997.-800 с.

154. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. — М.: Академия, 1999. 512 с.

155. Советский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1981.

156. Соколов A.C. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. — М.: «Музыка», 1992. 230 е., нот.

157. Спутник учителя музыки / С.С.Балашова, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов и др.; Сост. Т.В.Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.:ил.

158. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. - Т. 19. - № 2. - С. 144 - 160.

159. Стоковский Л. Музыка для всех нас. / Под общ. ред. Г.М.Шнеерсона. М.: Советский композитор, 1959. - 216 с.

160. Столович Л.Н. Жизнь — творчество — человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. — 415 с.

161. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной антологии. -М.: Изд. фирма «Логос», 1992. — 183 с.

162. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. - 558 с.

163. Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня // Вопросы психологии. 1993. - № 1. - С. 92-101.

164. Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий // Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1. Отечественные теории учения / Под ред. Н.Ф.Талызиной, И.В.Володарской. -М.: РИЦ «Помощь», 1996. С. 98 - 137.

165. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: (Психологические основы). 2-е изд., доп. и испр. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 344 с.

166. Тараканов М.Е. Замысел композитора и пути его воплощения // Психология процессов художественного творчества. / Отв. ред. Б.С.Мейлах, Н.А.Хренов. Л.: «Наука», Ленингр. отд., 1980. С. 127 - 138.

167. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. М.: 1986.

168. Творчество в искусстве искусство творчества (монография) / Ред. Л.Дорфман и др. - М.: Наука: Смысл, 2000. - 549 с.

169. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. 328 с.

170. Терентьева H.A. Основы творческого музицирования: Учеб. пособие. — СПб.: Образование, 1995. 60 с.

171. Тихомиров Г.В. Мелодия и аккомпанемент / Беседы с самодеятельными композиторами. — М.: Сов. композитор, 1963.

172. Тихомиров Г.В. Элементы композиторской техники / Беседы с самодеятельными композиторами. — М.: Сов. композитор, 1964.

173. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. - № 4. - С. 123 - 132.

174. Уиллиг С.Дж. Создание музыки и дети // Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конф. Междунар. об-ва по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) М.: Сов. композитор, 1973. С. 231 - 232.

175. Усачева В.О. Уроки сочинения / В кн.: Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта - Наука, 1999. - С. 215 - 242.

176. Учебник гармонии. / И.Дубовский, С.Евсеев, В.Способин, В.Соколов. — Переизд. М.: Музыка, 1987. - 480 е., нот.

177. Флоренский П. Сочинения в 4-х т. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С.Трубачева), П.В.Флоренского, М.С.Трубачевой. Т. 2. — М.: Мысль, 1996.-880 с. ил.

178. Франк С.Л. Непостижимое // Сочинения. М., 1990.

179. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. — М., 1998.-416 с.

180. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. - 400 с.

181. Холодная M.А. О природе творческих способностей // Психологический журнал. 2002. - Т. 23. - № 5. - С. 126 - 127.

182. Художественный тип человека: Комплексные исследования. / Науч. ред. В.П.Морозов и др. Ин-т псих. РАН, МГТС, Межвед. центр «Искусство и наука». М.: МГК, 1994. - 233 с.

183. Хуторский A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М.: ВЛАДОС, 2000. - 420 с.

184. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: 1964.

185. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1988. 384 с.

186. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность и развитие познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - С. 103 - 111.

187. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. 320 с.

188. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход). М.: МГИУ, 1998. - 321 с.

189. Шатковский Г.И. Импровизация и сочинение мелодий (Методика обучения сочинению и импровизации в ДМШ). Омск, 1991.

190. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования / Мин. культ. РСФСР, Центр, науч.-метод. кабинет по учебн. заведениям культуры и искусства. — М.: Музыка, 1986.

191. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха: Учебное пособие. — М.: Музыка, 1996. 184 с. нот. ил.

192. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М.: Педагогика, 1975. 200 с. с нот. ил.

193. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1989. - 638 с. 1

194. Шеломов Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. Метод, пособие для педагогов ДМШ. СПб., Композитор, 1997. - 223 с.

195. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. — 120 с.

196. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. — М.: Тривола, 1995. — 167 с.

197. Энциклопедия профессионального образования. Т. 1. -М., 1998.

198. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, письма: В 2-х т. / Ред. сост. И.С.Рабинович, общ. ред. - Д.Д.Шостаковича. 2-е изд., испр. и доп. Т 1. -М.: Сов. композитор, 1972. - 712 е.: нот.

199. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: МПСИ: Флинта, 1997. 224 с.

200. Sternberg R.J. A three-faset model of Creativity // R.Sternberg (ed.) The nature of creativity. Cambridge, 1998.

201. Sternberg RJ. A Balance theory of wisdom // Review of general psychology. 1998. V. 2. N. 4.

202. Taylor C.W. Various approches and definitions of creativity // R.Sternberg (ed.) The nature of creativity. Cambridge, 1998.

203. Torrance E.P. Growing up creatively gifted // Creative Child and Adult Quaterly, 1980. V 5.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.