Формирование умений импровизации и сочинения музыки у будущих учителей в процессе профессиональной вузовской подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Иофис, Борис Романович
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Иофис, Борис Романович
Введение
Глава 1. Импровизация и сочинение как формы музыкально-композиционной деятельности
1.1. Характеристика понятий «импровизация и сочинение музыки».
1.2. Музыкально-композиционная деятельность как разновидность собственно музыкальной деятельности.
Глава 2. Учебно-творческие умения импровизации и сочинения музыки как педагогическая проблема
2.1. Жанрово-стилевые композиционные модели как средство формирования учебно-творческих умений музыкально-композиционной деятельности.
2.2. Характеристика жанрово-стилевых композиционных моделей.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию у будущих учителей умений импровизации и сочинения музыки
3.1. Выявление исходного уровня умений импровизации и сочинения музыки на констатирующем этапе эксперимента.
3.2. Формирование учебно-творческих умений импровизации и сочинения музыки в процессе освоения жанрово-стилевых композиционных моделей.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции2004 год, кандидат педагогических наук Гладышева, Ольга Олеговна
Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя музыки2007 год, кандидат педагогических наук Бондаренко, Татьяна Ивановна
Метод музыкального моделирования в преподавании музыкально-теоретических дисциплин: на материале курса гармонии в музыкально-педагогическом училище/колледже2008 год, кандидат педагогических наук Чумак, Татьяна Григорьевна
Джазовая импровизация в структуре профессиональной подготовки учителя музыки2000 год, кандидат педагогических наук Сродных, Наталия Леонидовна
Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования2001 год, кандидат педагогических наук Мун, Людмила Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование умений импровизации и сочинения музыки у будущих учителей в процессе профессиональной вузовской подготовки»
Актуальность исследования определяется потребностью современной школы в учителях, умеющих импровизировать и сочинять музыку, что является необходимым условием успешного музыкально-творческого развития учащихся.
На основе изучения ряда исследований (99, 126, 129, 130, 131 ) можно утверждать, что сегодня главным препятствием для широкого распространения музыкально-композиционной деятельности детей на уроках музыки не только в Российской Федерации, но и в других странах является отсутствие должной теоретико-методической подготовки учителей.
Отсутствие соответствующего раздела методики в системе подготовки учителей отмечал Д.Б. Кабалевский (73). К сожалению, спустя тридцать лет, подобное положение дел не изменилось. И несмотря на то, что некоторые талантливые педагоги своей практической деятельностью доказали наличие у детей способностей к импровизации и сочинению музыки, позволяющих организовывать учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие творческого потенциала личности ребенка (30, 87, 91, 120), их опыт не вышел за рамки авторских методик. Главная проблема на сегодня заключается в том, чтобы подготовить к этой работе учителя.
Степень научной разработанности проблемы.
Наиболее разработанными являются исторический и культурологический аспекты рассматриваемой проблемы. Вопросы взаимодействия импровизации и композиторского творчества в разные эпохи, начиная со Средневековья и заканчивая современной художественной практикой, являются предметом изучения во многих исследованиях (28,39, 44,45,48,55,56, 86, 88,112, ИЗ).
В настоящее время общетеоретические проблемы импровизации как вида художественной деятельности и композиторского творчества отражены в исследованиях А. Алексеева (3), М. Арановского (5), JI. Глухова (27),
Ю. Глущенко (28), В. Коваленко (44, 45), С. Мальцева (55, 56), А. Мухи (62), Н. Найко (64, 65), Е. Орловой (72), В. Харькина (101), А. Шевеля (112, 113) и других. В научных трудах этих авторов представлены разные аспекты этой темы.
Большое внимание уделяется также психологическому аспекту проблемы творчества (13, 15, 18, 19, 20, 24, 43, 56, 74, 75, 76, 95, 97). В ряде исследований рассматриваются вопросы механизма композиторского творчества и импровизации, предлагаются различные модели этих процессов (5, 55, 62, 64, 65).
Музыкально-теоретический аспект исследуемой проблемы в связи с изучением практики генерал-баса и некоторых техник композиции XX века получил освещение в трудах Н. Гуляницкой (32), Э. Денисова (33), В. Коваленко (44,45), Ю. Холопова (103) и др.
Проблемы соотношения творчества композитора и исполнителя в музыкальном искусстве рассматривали Г. Цыпин (108), И. Ямпольский (121, 122) и другие исследователи.
Историко-педагогический аспект проблемы анализируется в основном в контексте эволюции и смены исторически обусловленных систем обучения импровизации и сочинению (3, 9, 28, 43,44, 45, 55, 56, 86, 124).
Вопросы импровизации и сочинения на уроках музыки в общеобразовательной школе, а также в учреждениях дошкольного и дополнительного образования освещали П. Бернард (Burnard P.), JI. Выдрина, В. Говор, К. Делла Пьетра (Delia Pietra С.), Д. Заринь, Г. Каганович, М. Калугина, Ю. Козырев, П. Кэмпбелл (Campbell Р.), Р. Макмиллан (McMillan R.), JI. Мун, В. Никишин, В. Усачева, П. Уэбстер, П. Халабузарь, М. Хоффман (Hoffman М.), Г. Шевченко, Б. Шеломов (21, 34, 35, 39, 53, 54, 60, 61, 66, 67, 71, 80, 99, 114, 123, 125, 127, 130, 132) и др. В этих исследованиях и методических разработках дается обоснование необходимости включения импровизации и сочинения в процесс музыкального воспитания и обучения детей как актуальной общественной потребности, а также предлагаются различные модели организации педагогического руководства этой деятельностью.
Вопросы обучения импровизации и сочинению музыки студентов вузов искусств и культуры находил отражение в работах О. Блоха (14), В. Коваленко (44,45), учебных и методических пособиях Т. Бершадской (12), Ю. Холопова (103) и др.
Проблемы формирования умений музыкально-композиционной деятельности у студентов музыкальных факультетов педагогических вузов исследовались в работах Б. Бекмухамедова, И. Одиноковой, Н. Терентьевой, Ю. Шмалько и др. (10, 41, 69, 98, 115, 116, 126). Эти умения формируются как дополнительные к основным профессиональным качествам будущих учителей музыки и рассматриваются как средство формирования музыкального мышления, воспитания творческой индивидуальности, развития творческих сторон личности студента, как необходимые для осуществления учителем различных видов деятельности в области музыкального искусства.
Следует также отметить учебные пособия и исследования И. Бриля, Н. Сродных, Ю. Чугунова, Е. Шпаковской и другие (16, 93, 94, 110, 117), посвященные формированию умений в такой локальной области, как джазовая импровизация.
В настоящее время реально существует противоречие между осознанной, научно обоснованной общественной потребностью в учителях, обладающих на уровне имеющихся индивидуальных музыкальных способностей умениями импровизировать и сочинять музыку как одним из основных профессиональных качеств - и отсутствием «объективированной» методики, направленной на формирование соответствующих умений.
Цель исследования - разработка теоретико-методических основ формирования у будущих учителей учебно-творческих умений импровизации и сочинения музыки.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки учителя музыки в вузе.
Предмет исследования - теоретико-методическая модель овладения будущим учителем музыкально-композиционной деятельностью. Задачи исследования:
1. Изучить литературу по исследуемой проблеме.
2. Охарактеризовать сущность понятия «сочинение музыки» и «музыкальная импровизация» применительно к музыкально-композиционной деятельности, осуществляемой учителем.
3. Выявить педагогические условия, необходимые для эффективного формирования учебно-творческих умений импровизации и сочинения музыки у будущих учителей.
4. Разработать теоретико-методическую модель овладения будущим учителем музыкально-композиционной деятельностью.
5. Осуществить опытно-экспериментальною проверку целесообразности и эффективности созданной модели.
Гипотеза исследования сводится к следующему:
Успешное формирование учебно-творческих умений импровизации и сочинения музыки у будущих учителей возможно при наличии следующих педагогических условий: а) понимания импровизации и сочинения как двух сторон единого процесса создания художественных текстов на языке музыки; б) ориентации на разработанные нами критерии учебно-творческой музыкально-композиционной деятельности в соотнесении продуктивного и репродуктивного компонентов; в) опоры на теоретико-методическую модель овладения будущим учителем музыкально-композиционной деятельностью.
Теоретико-методическая модель овладения будущим учителем музыкально-композиционной деятельностью предполагает:
• овладение комплексом умений, направленных на придание художественному тексту на языке музыки качеств выразительности, логичности, завершенности, жанрово-стилевой и образной определенности;
• последовательное освоение необходимого и достаточного количества жанрово-стилевых композиционных моделей, являющихся единством схемы-описания на уровне сознания и образа-установки на бессознательном уровне.
• формирование у студентов понимания содержания музыкально-композиционной деятельности как симультанной реализации функций создания, исполнения, восприятия художественного текста.
Методологическая основа исследования: философские и эстетические системы, направленные на решение онтологических и аксиологических проблем в области искусства - Р. Ингарден (38), Т. Чередниченко (109) и др., исследования в области психологии художественного творчества, природы музыкальных способностей и закономерностей творческого процесса композитора (15, 18, 19, 20, 24, 43, 68, 74, 75, 76, 95); теории интонации и процессуальное™ музыкальной формы (7, 57, 63, 84); типология сфер музыкального творчества, разработанная В.Конен (48); музыковедческие работы, посвященные вопросам стиля, музыкального мышления, музыкальной логики (5, 57, 63, 85, 88, 89,107). Методы исследования:
• анкетирование и тестирование;
• наблюдение за деятельностью студентов в процессе обучения;
• анализ фиксированных результатов творчества студентов (письменных работ, аудиозаписей);
• педагогический эксперимент;
• обработка результатов исследования.
Положения на защиту.
1. Музыкальная импровизация - форма музыкально-композиционной деятельности, детерминированная необходимостью синхронизации в реальном времени процессов создания художественного текста, включая его квазивременную структуру1 и представления результата в непосредственно воспринимаемом виде. Сочинение музыки - форма музыкально-композиционной деятельности, детерминированная возможностью произвольной организации во времени процесса работы над художественным текстом независимо от его квазивременной структуры, и выбора конкретного вида представления результата. Таким образом, импровизация и сочинение музыки - это две формы музыкально-композиционной деятельности, содержанием которой является создание художественного текста на языке музыки с одновременным подключением функций его исполнения и восприятия.
2. Теоретико-методическая модель овладения будущим учителем музыкально-композиционной деятельностью включает в себя: цель и задачи этой деятельности; две основные ее формы как единого процесса; состав необходимых для осуществления музыкально-композиционной деятельности умений; последовательность их формирования; критерии ценности художественного текста музыкального произведения, присущие профессиональному, условно-профессиональному и непрофессиональному типам музыкально-композиционной деятельности.
3. Процесс освоения учебно-творческой музыкально-композиционной деятельности будущего учителя музыки характеризуется осознанием и корректировкой сформированных на основе предыдущего опыта образов-установок посредством изучения педагогически ориентированных описаний композиционных моделей.
1 Термии Р. Ингардена, означает предопределенность порядка следования разделов произведения, существующих в физическом времени одновременно.
4. Для осуществлений учебно-творческой музыкально-композиционной деятельности требуется комплекс умений, направленных на создание выразительного интонационно-тематического материала в соответствии с нормами определенной жанрово-стилевой системы, развития материала на основе заложенной в нем логики, а также выстраивания формы с учетом музыкального образа как завершенного и упорядоченного целого.
5. Формирование умений, необходимых для музыкально-композиционной деятельности, должно происходить в следующей последовательности: 1) знакомство с описанием модели и примерами из музыкальной литературы, представляющими ее конкретные интонационные воплощения; 2) актуализация музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; 3) коллективное сочинение музыкальных фрагментов на заданные тему или поэтический текст под руководством преподавателя; 4) сочинение и запись пьесы или песни в соответствии с заданной моделью; 5) групповое и коллективное сочинение музыкальных фрагментов под руководством одного из студентов; 6) индивидуальная импровизация на заданную тему или поэтический текст.
6. Критериями ценности художественного текста музыкального произведения, созданного в условиях учебно-творческой деятельности будущего учителя музыки, являются: выразительность интонационно-тематического материала и целого; логичность развития интонационно-тематического материала; завершенность формы и музыкального образа как показателей целостности музыкального произведения; наличие жанровой основы; соответствие нормам определенной стилевой системы; обязательность сохранения целостности квазивременной структуры текста в процессе музыкальной импровизации; проработанность деталей в конечном продукте процесса сочинения.
Организация и этапы исследования:
Первый этап (1994-2000 гг.) - изучение и анализ музыковедческой психологической, педагогической, культурологической, и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и разработка понятийно-категориального аппарата (гипотезы, цели, задач, методологической основы, положений, выдвигаемых на защиту, методов исследования и др.); проведение педагогического наблюдения и бесед со студентами и преподавателями; обобщение передового педагогического опыта с целью выявления объективной картины состояния изучаемой проблемы в теории и практике.
Второй этап (2000-2004 гг.) - разработка методики диагностики умений, необходимых для осуществления музыкально-композиционной деятельности; проведение констатирующего эксперимента, в процессе которого фиксировался исходный уровень исследуемых умений; создание теоретико-методической модели формирования умений импровизации и сочинения музыки у будущих учителей.
Третий этап (2004-2006гг.) - проведение формирующего эксперимента, целью которого явилась апробация разработанной модели подготовки учителя к руководству музыкально-композиционной деятельностью учащихся; проверка организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию умений, относящихся к музыкально-композиционной деятельности; обработка, систематизация, анализ и обобщение полученных данных опытно-экспериментального исследования; формулировка выводов; оформление результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Выявлено содержание музыкально-композиционной деятельности и сформулированы определения двух ее основных форм — «музыкальная импровизация» и «сочинение музыки»: содержанием музыкально-композиционной деятельности является реализация субъектом приоритетной функции создания художественного текста на языке музыки с одновременным подключением функций его исполнения и восприятия; музыкальная импровизация» как форма музыкально-композиционной деятельности детерминирована необходимостью синхронизации в реальном времени процессов создания художественного текста, включая его квазивременную структуру, и представления результата в непосредственно воспринимаемом виде; сочинение музыки» как форма музыкально-композиционной деятельности детерминирована возможностью произвольной организации во времени процесса работы над художественным текстом независимо от его квазивременной структуры и выбора конкретного вида представления результата;
2. Создана теоретико-методическая модель овладения будущим учителем музыкально-композиционной деятельностью, включающая в себя ее цель, содержание, две основные формы, структуру необходимых для ее осуществления умений, последовательность их формирования.
3. Определен комплекс умений, необходимых для осуществления музыкально-композиционной деятельности (умения создавать выразительный интонационно-тематический материал; развивать интонационно-тематический материал в соответствии с заложенной в нем логикой; выстраивать форму в соответствии с музыкальным образом, как завершенное и упорядоченное целое; создавать интонационно-тематический материал с заданной жанровой основой; создавать интонационно-тематический материал в соответствии с нормами определенной стилевой системы; добиваться выразительности в отдельном мотиве; импровизировать строго в соответствии с квазивременной структурой текста с задуманными или заданными музыкальным образом и формой).
Теоретическая значимость исследования:
1. Определена последовательность формирования умений музыкально-композиционной деятельности студентов (знакомство с описанием модели и примерами из музыкальной литературы, представляющими ее конкретные интонационные воплощения; актуализация музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; групповое и коллективное сочинение музыкальных фрагментов на заданные тему или текст под руководством преподавателя; сочинение и запись пьесы или песни в соответствии с заданной моделью; групповое и коллективное сочинение музыкальных фрагментов под руководством одного из студентов; индивидуальная импровизация на заданную тему или поэтический текст.
2. Сформулированы критерии ценности художественного текста музыкального произведения в учебно-творческой деятельности: а) основные (выразительность интонационно-тематического материала и целого; логичность развития интонационно-тематического материала; завершенность формы в соответствии с музыкальным образом как показатель целостности музыкального произведения; наличие жанровой основы; соответствие нормам определенной стилевой системы); б) дополнительные (обязательность сохранения целостности квазивременной структуры создаваемого текста в процессе музыкальной импровизации; проработанность деталей в конечном продукте процесса сочинения);
3. Определены требования, предъявляемые к жанрово-стилевой композиционной модели.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1) внедрение его результатов в систему вузовской подготовки будущего учителя музыки будет способствовать:
- овладению теоретическими знаниями о музыкально-композиционной деятельности и ее организации в общеобразовательной школе на уроках музыки;
- формированию умений, необходимых для успешного осуществления музыкально-композиционной деятельности;
2) содержащийся в диссертации теоретический материал может быть востребован в учебных заведениях общеобразовательного типа, учреждениях дополнительного образования детей, в учреждениях повышения квалификации учителей.
Достоверность результатов исследования обеспечена соответствующей методологической базой, включающей в себя фундаментальные научные разработки в области музыкальной психологии, педагогики, музыкознания, культурологии, методики и теории музыкального образования; применением комплексной совокупности методов, соответствующих целям и задачам исследования; анализом качественных и количественных результатов опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки; использованием методов математической обработки и статистической значимостью экспериментальных данных.
Внедрение результатов исследования осуществлялось: а) в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на музыкально-педагогическом факультете МПГУ, опытной работы по результатам исследования в ВГПУ им. П.И. Лебедева-Полянского, Мурманском ГПИ, Башкирском государственном педагогическом университете.
Апробация основных теоретических положений диссертационного исследования осуществлялась в ходе выступлений на II Международной научно-практической конференции «Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки» (Москва, МПГУ, 1994 г.); на III Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век» (Москва, МПГУ, 1996 г.), на IV Международной научно-практической конференции «Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее» (Москва, МПГУ, 1998 г.), на V Международной научно-практической конференции
История музыкального образования как наука и как учебный предмет» (Москва, МГТГУ, 1999 г.), на VII Международной научно-практической конференции «Методолого-методическая подготовка учителя музыки» (Москва, МПГУ, 2002 г.), на VIII Международной научно-практической конференции «Музыкально-педагогическое образование на рубеже XX-XXI веков» (Москва, МПГУ 2004), на Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Наследие О.А. Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке» (Москва, МПГУ, 2006 г.); при обсуждении диссертации на заседании кафедры методологии и методики преподавания музыки МПГУ, на заседаниях методического совета по музыкально-теоретическим дисциплинам Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы; через публикации научно-методических материалов автора.
База исследования: музыкальный факультет МПГУ.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Фортепианная музыка Чайковского в учебном процессе музыкальных факультетов педагогических вузов2000 год, кандидат педагогических наук Захаренкова, Елена Ивановна
Методика освоения музыкальных стилей в процессе теоретической подготовки учителя музыки2003 год, кандидат педагогических наук Клочкова, Тамара Ивановна
Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования2007 год, доктор педагогических наук Красильников, Игорь Михайлович
Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации: На материале учеб. работы в кл. фортепиано1998 год, кандидат педагогических наук Шмалько, Юрий Васильевич
Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков2011 год, доктор искусствоведения Урванцева, Ольга Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Иофис, Борис Романович
Заключение
Исследование подтвердило исходную мысль о том, что импровизация и сочинение музыки, являясь важными творческими процессами учителя, в условиях специальной вузовской подготовки доступны ему в пределах имеющихся музыкальных способностей и приобретенных умений.
Теоретико-методическая модель подготовки учителя музыки к овладению необходимыми умениями для музыкально-композиционной деятельности, включает в себя: цель и содержание этой деятельности; две основные ее формы как единого процесса; комплекс необходимых для осуществления музыкально-композиционной деятельности умений; последовательность их формирования; критерии ценности художественного текста музыкального произведения, присущие для учебно-творческой музыкально-композиционной деятельности будущего учителя музыки.
Выявлено содержание и две основные формы музыкально-композиционной деятельности учителя: а) содержанием музыкально-композиционной деятельности является создание художественного текста на языке музыки с одновременным фоновым подключением функций его исполнения, восприятия; б) музыкальная импровизация как форма музыкально-композиционной деятельности детерминирована необходимостью синхронизации в реальном времени процессов создания художественного текста, включая его квазивременную структуру, и представления результата в непосредственно воспринимаемом виде; в) сочинение музыки как форма музыкально-композиционной деятельности детерминирована возможностью произвольной организации во времени процесса работы над художественным текстом независимо от его квазивременной структуры и выбора конкретного вида представления результата.
Процесс освоения учебно-творческой музыкально-композиционной деятельности будущего учителя музыки характеризуется осознанием и корректировкой сформированных на основе предыдущего опыта образов-установок посредством изучения педагогически ориентированных схем-описаний, соответствующих определенным требованиям.
Разработан следующий комплекс умений, необходимых для осуществления учебной музыкально-композиционной деятельности: создавать выразительный интонационно-тематический материал; развивать интонационно-тематический материал в соответствии с заложенной в нем логикой; выстраивать форму в соответствии с музыкальным образом, как завершенное и упорядоченное целое; создавать интонационно-тематический материал с заданной жанровой основой; создавать интонационно-тематический материал в соответствии с нормами определенной стилевой системы; добиваться выразительности в отдельном мотиве; импровизировать строго в соответствии с квазивременной структурой текста с задуманными или заданными музыкальным образом и формой.
Выявлена следующая последовательность формирования умений музыкально-композиционной деятельности студентов: 1) знакомство с описанием модели и примерами из музыкальной литературы, представляющими ее конкретные интонационные воплощения; 2) актуализация музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; 3) коллективное сочинение музыкальных фрагментов на заданные тему или текст под руководством преподавателя; 4) сочинение и запись пьесы или песни в соответствии с заданной моделью; 5) моделирование фрагмента урока с привлечением однокурсников в роли учащихся; 6) индивидуальная импровизация на заданную тему или поэтический текст.
Определены следующие критерии ценности художественного текста музыкального произведения, созданного в процессе в учебно-творческой деятельности будущего учителя музыки: выразительность интонационнотематического материала и целого; логичность развития интонационно-тематического материала; завершенность формы и музыкального образа как показателей целостности музыкального произведения; наличие жанровой основы; соответствие нормам определенной стилевой системы; обязательность сохранения целостности квазивременной структуры текста в процессе музыкальной импровизации; проработанность деталей в конечном продукте процесса сочинения.
Последующий этап исследования предполагается нацелить на изучение специфики и содержания педагогической деятельности учителя, направленной на формирование умений импровизации и сочинения музыки у детей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Иофис, Борис Романович, 2006 год
1. Аббасов А.Дж. Мугам. // Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. Келдыш. Т. 3. - М., 1976, - стлб. 719 - 720.
2. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004,- 336 с.
3. Алексеев А.Д. Импровизация как основа исполнительского искусства XVI XVIII веков. // Алексеев А.Д. Клавирное искусство. Очерки и материалы по истории пианизма. - M.-JI., 1952. - с. 8 - 10.
4. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада. (На материале якутской народной песни). Исследование. М., 1976. - 288 с.
5. Арановский М.Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора.//Методологические проблемы современного искусствознания, вып 1-Л., 1975-с. 127- 141.
6. Асафьев Б.В Избранные труды, т. 5 М., 1957. - 388 с.
7. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов) Музыкальная форма как процесс. М., 1930.- 191 с.
8. Бабкина М.П. Индийская музыка. // Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. Келдыш. Т. 2.-М., 1974,-стлб. 511-518.
9. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию Л., 1979. - 352 с.
10. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. 2-е, доп. изд. Л., 1985 - 238 с.
11. Бершадская Т.С. Нетрадиционные формы письменных работ по гармонии в консерваториях. Л., 1982. - 71 с.
12. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности-Л., 1974. 144 с.
13. Блох О. А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02, 13.00.08. М., 2004. 625 с.
14. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002. - 320 с.
15. Бриль И. Основы джазовой импровизации на фортепиано. Учеб. -метод, пособие для муз. училищ. М., 1976 75 с.
16. Брюсова Н.Я. Музыка в школе // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка» / Сост. О.А.Апраксина.- М., 1987-с. 15-18.
17. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1991.-90 с.
18. Выготский JI.C. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное. М., 2001. - 366 с.
19. Выготский JI.C. Психология искусства. СПб., 2000. 413 с.
20. Вязкова Е. О некоторых закономерностях творческого процесса Бетховена. // Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Вып. 5. -М, 1983.-с. 154- 174.
21. Гастев Ю.А. Модель (в науке) // БСЭ (в 30 томах), т. 16. М., 1974. -с. 399-340.
22. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965.-с. 43-456.
23. Гилярова Н.Н. Импровизация как форма первичной музыкальной деятельности. Освоение начальных элементов музыкального языка // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика М., 2003 -с. 220-225.
24. Глинка М.И. Записки. //М. Глинка. Литературные произведения и переписка. Том I. М., 1973. - с. 211-350.
25. Глухов J1.B. Основы импровизации: Практ. Курс. Пермь, 2002. - 70 с.
26. Глущенко Ю.П. Импровизация как категория музыкального исполнительства: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения: 17.00.02 Киев. Консерватория-Киев, 1990. 17 с.
27. Говор В.Н. Импровизационная деятельность средство гармонизации личности: Антропометрический подход: (Музык.- творч. развитие в нач. кл. фортепиано ДМШ) : Програм.-методол. разраб. - СПб., 199962 с.
28. Головская К.В. Детское музыкальное творчество как метод музыкального воспитания // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка»/Сост. О.А.Апраксина.-М., 1987 с. 53-59.
29. ГольдшмидтГ. Франц Шуберт. Жизненный путь.-М., 1968.-450 с.
30. Гуляницкая Н.С. Введение в современную гармонию: Учеб. Пособие. -М., 1984.-256 с.
31. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986, - 207 с.
32. Заринь Д.В. Использование импровизации в процессе освоения игры на фортепиано Пед. эксперимент в нач. классах общеобразоват. шк. Метод, рекомендации для студентов муз.-пед. отд-ния. Даугавпилс, 1982.-90 с.
33. Земцовский И.И. Народная музыка. // Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. Келдыш. Т. 3. М., 1976, - стлб. 887 - 904.
34. Импровизация и обучение игре на фортепиано (Метод, рекомендации) М-во культуры БССР, Респ. метод, каб. по учеб. заведениям искусств; Каганович Г. П..-Минск, 1980 88 с.
35. Ингарден Р. Исследования по эстетике. Пер. с польского. М., 1962. -572 с.
36. Калугина М.Е. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: Метод, пособие для ДМШ / Предисл. авт. М., 1989. - 119 с.
37. Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 03.07.00 -Музыкальное образование. М., 2005. - 303 с.
38. Карнаухова Т.И. Формирование умений подбора по слуху и транспонирования в процессе инструментальной подготовки учителя музыки: Автореф. Дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Пед. Наук. 13.00.02 Моск.пед.гос.ун-т им. В.И.Ленина. М., 1990 - 16 с.
39. Келдыш Ю.В. Классицизм. // Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. Келдыш. Т. 2. М., 1974.- стлб.862 - 868.
40. Коваленко В.Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности : Историко-культурный и дидактический аспекты: Автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 Ростов. Консерватория. Ростов-на-Дону, 1995.-24 с.
41. Коваленко В.Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности Ист.-культ. и дидакт. аспекты: Дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02 Ростов н/Д, 1995.- 173 с.
42. Козырев Ю. П. Импровизация путь к музыке для всех // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. -М., 1985 - с. 252-271.
43. Козырев Ю. П. Учебно-методическая разработка по основам музыкальной импровизации для преподавателей : В 3 вып. / Ю. П. Козырев ; Всесоюз. метод, каб. по учеб. заведениям искусств и культуры; Вып. 1. -М., 1987. 112 с.
44. Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке. 2-е изд., доп. М., 1976, -480 с.
45. Крюкова И.А. Методы формирования импровизационных умений студентов в процессе концертмейстерской подготовки // Вопросы фортепианной педагогики (Сб. науч. тр. МГПИ)/ Под ред. доц. Ю.М.Гохфельда. М., 1980.-е. 124-131.
46. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве.-Спб. 1998,-с. 13-285.
47. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М., 1972 - 616 с.
48. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: Учеб. Пособие. -М., 1986.-528 с.
49. Маклыгин А.Л. Импровизируем на фортепиано: Учеб. пособие для музыкальной школы. Вып. I. Элементарная гармония. М., 1997 - 33 с.
50. Маклыгин А.Л. Импровизируем на фортепиано: Учеб. пособие для музыкальной школы. Вып. II. Фактурные рисунки. М., 1999. - 32 с.
51. Мальцев С.М. Музыкальная импровизация как вид творческой деятельности Теория, психология, методика обучения : Дис. . д-ра искусствоведения : 17.00.02. СПб., 1993.- 382 с.
52. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации М., 1991. -85 с.
53. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. // Восприятие музыки. / Ред., сост. В. Н. Максимов. М., 1980.-е. 178- 195.
54. Милка А.П., Шабалина Т.В. Занимательная бахиана (выпуск 2): О знаменитых эпизодах из жизни Иоганна Себастьяна Баха и некоторых занятных недоразумениях. СПб., 2001, - 304 с.
55. Михайлов Дж.К. Рага. // Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. Келдыш. Т. 4. М., 1978, - стлб. 516-518.
56. Мун JI. Импровизация младших школьников на уроках музыки // Искусство в школе. -2003. -№ 1. с. 44-51.
57. Мун J1.H. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования. Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. М., 2001.-171 с.
58. Муха А.И. Процесс композиторского творчества: (Проблемы и пути исследования). Киев., 1979.-271 с.
59. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982309 с.
60. Найко Н.М. Отражение проблем творческого процесса в литературном наследии русских композиторов XIX первой половины XX века : Автореф. дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02- Новосибирск 2003.-24 с.
61. Найко Н.М. Отражение проблем творческого процесса в литературном наследии русских композиторов XIX первой половины XX века: Дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02. - Новосибирск, 2003 - 242 с.
62. Никитин А.А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов. Хабаровск, 1978 - 85 с.
63. Никишин В. Мы пишем музыку на свои стихи : Развитие творчества учащихся на уроках музыки: Из опыта работы авт. ст. // Нар. образование. -1995. Технология пед. труда. -№ 1 1995- с. 105-107.
64. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., 1984 - 87 с.
65. Одинокова И.Н. Развитие творческих сторон личности студента в процессе обучения элементам композиции: (На материале сочинения аккомпанемента к школьной песне): дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.02 Моск. пед. гос. ун-т -М., 1985. 163 с.
66. Онеггер А. О музыкальном искусстве: пер. с фр. / Коммент. Александровой В.Н., Быкова В.И. JL, 1979 - 264 с.
67. Опыт обучения детей гармонии и импровизации: Метод, разраб. / Санкт-Петербург, гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Фак. повышения квалификации, Каф. педагогики и методики; Сост. С. М. Мальцев, Г. А. Шевченко.; Вып. 1. СПб., 1991. - 57 с.
68. Орлова, Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность. М., 1984,-302 с.
69. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б. Кабалевского. -М., 2004.-с. 5-18.
70. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997, - 384 с.
71. Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990.-с. 13-37.
72. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976, 280 с.
73. Пуленк Ф. Я и мои друзья. Л., 1977. - 159 с.
74. Раджабов И.Р. Маком. // Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. 10. Келдыш. Т. 3. М., 1976, - стлб. 407 - 409.
75. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 2004. - 604 с.
76. Родионова Т. Учитесь импровизировать! М., 1999. - 131 с.
77. Ройтерштейн, М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Муз. образование» М., 2001 - 111 с.
78. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. М., 1994. - 222 с.
79. Русские народные песни Красноярского края. Вып. 2. / под ред. Аксюка С.В.-М., 1962.-243 с.
80. Ручьевская Е.А. Интонационный кризис и проблема переинтонирования // «Советская музыка», №5, 1975.-е 129-134.
81. Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма: Учеб. по анализу. -СПб, 1998-265с.
82. Салонов М.И. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке Средних Веков и Возрождения. М, 1982.- 77 с.
83. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. (Сборник статей. Пер. с нем.) Под ред. JI.A. Баренбойма. JI, 1970. - 160 с.
84. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М, 1974.-448 с.
85. Соколов А.С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества: Исследование. М., 1992. - 227 с.
86. Соссюр Ф.М. де. Курс общей лингвистики, пер. с франц. М, 1933. -272 с.
87. Сочинение и импровизация мелодий Метод, разраб. для преподавателей дет. муз. и шк. искусств М-во культуры РСФСР, Респ. метод, каб. по учеб. заведениям искусств и культуры; /Авт.-сост. Г. И. Шатковский М, 1989. - 86 с.
88. Способин И.В. Музыкальная форма. Учеб. общ. курса анализа. -М„ 2002-398 с.
89. Сродных H.JI. Джазовая импровизация в структуре профессиональной подготовки учителя музыки Дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. -Екатеринбург, 2000. 134 с.
90. Сродных H.J1. Джазовая импровизация в структуре профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000 - 19 с.
91. Старчеус М.С. Слух музыканта. М., 2003- 640 с.
92. Стравинский И.Ф. Хроника. Поэтика сост., ред. пер., коммент., указ. и заключит, ст.: С. И. Савенко. ; [пер. с фр. JI. В. Яковлевой-Шапориной и др.]. М., 2004.-365 с.
93. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M.-JI., 1947335 с.
94. Терентьева Н.А. Основы творческого музицирования Учеб. пособие-СПб., 1995.-59 с.
95. Усачева В.О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей:Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук : 13.00.02. / Ин-т художеств, образования Рос. акад. образования. М., 2002. - 34 с.
96. Фраенов В.П. Музыкальная форма: курс лекций М., 2003 - 197 с.
97. Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! М., 1997.-286, с.
98. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988. - 511 с.
99. Холопов Ю.Н. Задания по гармонии М., 1983. - 287 с.
100. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие для музыковедов консерваторий. В 2-х ч. Ч. 1 Музыкальное произведение как феномен. /МГДОЛК им. П.И.Чайковского.-М., 1990 140 с.
101. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие для музыковедов консерваторий. В 2-х ч. 4.2.Содержание музыкального произведения. /МГДОЛК им. П.И.Чайковского. М., 1991.- 122 с.
102. Хороводные и игровые песни Сибири. / Сост. Болонев Ф.Ф., Мельников М.Н. Новосибирск, 1985. - 246 с.
103. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Общ. принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. Учебник ист.-теорет. и композит, фак. муз. вузов. М., 1980. - 296 с.
104. Цыпин Г.М. Музыкальное исполнительское искусство: Теория и практика. Спб., 2001. - 318 с.
105. Чередниченко Т.В. К проблеме художественной ценности в музыке. // Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Вып. 5. М., 1983. -с. 255-295.
106. Чугунов Ю.Н. Гармония в джазе: учебно-методическое пособие. М., -1980.- 152 с.
107. Шайхутдинова Д.И. Основы импровизации и подбор аккомпанемента Практ. учеб. пособие для учащихся муз. шк. и гимназий Рец. A.M. Кубагушев и др.; Предисл. изд-ва Уфа :Тип. изд-ва Башкортостан, 1997.-40 с.
108. Шевель А.В. Импровизация в художественном творчестве Дис. . канд. филос. наук : 09.00.04. М., 1998.- 144 с.
109. Шевель А.В. Импровизация в художественном творчестве:Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук: 09.00.04. / Моск. гос. ун-т культуры. М., 1998 - 20 с.
110. Шеломов Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. Методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ. СПб, Композитор, 1997. 223 с.
111. Шмалько Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации: На материале учебной работы в классе фортепиано: Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.02 Моск. пед. ун-т. М., 1997.- 20 с.
112. Шмалько Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации На материале учеб. работы в кл. фортепиано: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 М., 1998.- 134 с.
113. Шпаковская Е. Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, -СПб., 2002.-21 с.
114. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей в двух томах. Т. II-Б.-М., 1979.-294 с.
115. Этингер М.А. Раннеклассическая гармония. М., 1979 - 310 с.
116. Яворский Б.Л. Тезисы доклада «О принципах построения учебных планов и программ в профессиональной музыкальной школе» 2 мая 1921 г. // Из истории советского музыкального образования: Сб. материалов и документов за 1917 -1927 гг. Д., 1969 - с. 40-45
117. Ямпольский И.М. Импровизация. // Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. Келдыш. Т. 2. М., 1974, - стлб. 508 -509.
118. Ямпольский И.М. Исполнение музыкальное. // Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. Келдыш. Т. 2. М., 1974, - стлб. 583-591.
119. Delia Pietra C., Campbell P.S. Bridling Their Rhythmic Energies: The Development of 'Enactive Listening' in Secondary School Students // The 14th ISME Research Seminar, July 18 24, 1992 Nagoya, Japan 1992 p. 162-177.
120. Hoffman M. K. Using Tonebars and Computers in Elementary Music Composition/Music Education: Sharing Music. ISME, Seoul, Korea. -Seoul, Korea, 1992. p. 73 - 76.
121. Kratus J. The Ways Children Compose // Musical Connections: Traditions and Change. ISME, Tampa. 1994. - p. 128-141.
122. McMillan R. Sing my song the importance of a personal voice // Musicianship In The 21st Century: Issues, Trends and Possibilities edited by Sam Leong. - Sydney, Australia 2003. - p. 186-195.
123. McMillan R. The Teaching and Learning of Musical Improvisation: Creative Concept in World Music // Music Education: Sharing Music. ISME. Seoul, Korea, 1992.-p. 255-259.
124. McPherson G. Improvisation: Past Present and Future //The 14th ISME Research Seminar, July 18-24,1992. Nagoya, Japan, 1992. - p. 154-162
125. Nilsson В. "I Can Always Make Another One!" Young Musicians Creating Music with Digital Tools//Musicianship In The 21st Century: Issues, Trends and Possibilities edited by Sam Leong. - Sydney, Australia, 2003.- p. 204-218.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.