Развитие художественно-творческого мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях декоративно-прикладным искусством: на примере вышивки национального головного платка карачаевцев и балкарцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Урусова, Музалифа Юсуфовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Урусова, Музалифа Юсуфовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
1.1. Научные основы развития художественно-творческого мышления студентов.
1.2. Педагогические условия развития художественно-творческого мышления студентов ХГФ в процессе изучения НДПИ.
1.3. Народное декоративно-прикладное искусство как часть национальной культуры карачаево-балкарского народа.
ВЫВОДЫ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Реализация экспериментальной программы по развитию художественно-творческого мышления студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством (формирующий этап эксперимента).
2.3. Контрольный и сравнительный этапы эксперимента.
ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством: на материале национального костюма карачаевцев и балкарцев2009 год, кандидат педагогических наук Хубиева, Зарима Юсуфовна
Формирование творческой активности студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев2005 год, кандидат педагогических наук Батчаева, Зумат Сулеймановна
Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов)2011 год, доктор педагогических наук Блимготова, Мадина Ильясовна
Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности2005 год, доктор педагогических наук Алексеева, Ирина Викторовна
Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов: профильных факультетов педвузов2011 год, кандидат педагогических наук Сизова, Ирина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-творческого мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях декоративно-прикладным искусством: на примере вышивки национального головного платка карачаевцев и балкарцев»
Проблема исследования и ее актуальность. Социальные ппоцессы, происходящие в современном обществе, выдвигают новые требования к развитию личности. Настоятельной потребностью времени является проявление творчества, поиск рациональных, нестандартных путей решения задач в любой сфере человеческой деятельности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества, максимальное развитие художественных способностей человека. Главная особенность творческой личности в нестандартном, оригинальном мышлении, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир.
Построение педагогически рационального управления процессом развития творческого мышления учащихся, реализация личностно-дифферсчцированного подхода основываются на принципе самоценности каждого человека, признании и соблюдении личных прав ребенка. Отмеченное предполагает глубокое изучение психологических и педагогических закономерностей учебно-воспитательного процесса в современных условиях, а также повышение психолого-педагогической компетентности учителей и воспитателей.
В связи с этим возрастает потребность современной российской школы в педагогах с «новым» типом мышления, осознающих себя личностью и максимально реализующих не только профессиональные способности, но и свою творческую сущность. Лишь учителя, достигшие в своем развитии творческой индивидуальности, способны развивать личность своих питомцев, оказывать влияние на их жизненные позиции и ценности, стимулировать развитие творческих сил и потребностей детей. Особенно эта проблема актуальна в процессе подготовки специалиста в области художественно-педагогического образования.
В связи с этим в системе образования наряду с традиционными гуманитарными предметами актуализируется значение предметов художественно-эстетического цикла, ориентированных на развитие художественного мышления и формирование творческого потенциала студентов средствами искусства. В наше сложное время, в условиях негативного влияния псевд о кул ьту р l :, ориентиром могут быть подлинные образцы изобразительного и декоративно-прикладного ' искусства, поэтому использование поистине безграничных его возможностей можно считать одним из важных условий создания современной демократической системы образования. Будущие учителя изобразительного искусства — выпускники художественно-графического факультета - могут и должны стать хранителями лучших традиций народного декоративно-прикладного искусства, носителями всего прекрасного в нем, пропагандистами его в жизни и искусстве. Изучение декоративно-прикладного искусства, истории его развития, народной культуры и быта - необходимо рассматривать не только как деятельность студентов, направленную на изучение искусства родного края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание изобразительного искусства и развитие художественно-творческого мышления студентов на конкретном жизненном материале.
Декоративно-прикладное искусство, воздействуя на личность, обогащает ее эмоциональный и практический опыт, формирует интеллектуальный потенциал в целом, способствует воспитанию эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных умений и навыков, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную деятельность студентов, отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации и проявлению личностных качеств, что, в конечном итоге, позволяет интегрировать личность в этнокультурную, общероссийскую и мировую среду.
Проблема развития личности в целом и художественно-творческого мышления, в частности, средствами декоративного искусства рассматривалась многократно в педагогических исследованиях. Объективный подход к этому вопросу предполагает изучение специальной литературы в различных областях знания: психологии, педагогики, современных положений дидактики обучения, научных трудов по развитию личности средствами художественного образования и др.
Вопросы педагогической, общей и возрастной психологии, которые рассмотрены и использованы нами в работе, освещены в трудах JI. С. Выготского,
П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, В.С Кузина, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, Р. С. Немова, А. В. Петровского, JI. В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др.
Проблемой развития мышления, в том числе и творческого, занимались крупные отечественные и зарубежные психологи: К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленская, Э.Боно, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Гилфорд, В.В.Давыдов, В.Н.Дружинин, В.П.Зинченко, А.Н.Кочергин, В.С.Кузин, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, П.Я. Пономарев, С.Л.Рубинпггейн, Р.Стернберг, О.К.Тихомиров, Е.П.Торренс, Д.Б.Эльконин и др.
Д.Брунер, А.В.Брушлинский, Дж.Дьюи, В.Т.Кудрявцев, ИЛ.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь, П.Я. Пономарев, С.Л.Рубинштейн и другие ученые доказывают, что проблемное обучение способствует формированию творческого мышления студентов.
Большую ценность для нашего исследования представляют труды художников-педагогов: Г.В.Беды, В.П.Зинченко, В.К.Лебедко, С.П.Ломова, Н.Я.Маслова, Н.Н.Ростовцева, Г.Б.Смирнова, А.Е.Терентьева, А.А.Унковского, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова, А.П.Яшухина и др.
Анализ научной литературы показывает, что выявлению значения роли и места народного творчества, народной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства и ремесел в процессе формирования и развития художественно-творческого мышления личности посвящены исследования и публикации О.В.Вандышевой, С.М. Гаджимурадова, Герасимовой, Е.Н.Губанова? Е.С. Булатовой, М.К. Даутова, А. М. Кадыровой, А.И. Ковешникова, В. В. Корешко-ва, И.В.Лапчинской, Ю.В. Максимова, С.Н. Новикова, М.В. Соколова, Е.Н.Студенецкой, А.С. Хворостова, П.Э.Хрипунова, Т.Я. Шпикаловой, Л.А. Энеевой и др.
В вопросах изучения истоков и путей развития народного искусства Северного Кавказа в целом и карачаево-балкарского народа мы опира чгсь на труды историков-кавказоведов С.М. Броневского, Е.И. Козубского, Е.И. Крупнова, О.В. Маркграфа, В.И. Морковина, Б.Б.Пистровского, Б.Е. Хижнякова и др.; художников-педагогов Ю.К. Беджанова, М.А. Ершовой, Г.Г. Газимагомедова, А.Я. Кузнецовой, Д.М. Магомедова, Е. Н. Студенецкой, Р.Х. Тебуева и др., где дан анализ народного искусства с точки зрения исторической, этнографической, эстетической, социальной, педагогической, который стал для нашего исследования основополагающим.
Несомненный вклад в разработку проблемы использования декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии в образовательном процессе внесли диссертационные исследования последних лет А.Р.Алиевой, З.С.Батчаевой, М.И.Блимготовой, Н.С.Кириченко, Л.М.Чомаевой и др.
Одним из интереснейших проявлений народного творчества карачаевцев и балкарцев является изготовление национальных платков. Оно является составной частью декоративно-прикладного творчества и рассматривается нами как средство развития художественно-творческого мышления студентов данного региона.
Несмотря на то, что проблема развития художественно-творческого мышления в процессе использования декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе, следует отметить, что специального исследования данной проблемы в процессе изготовления карачаево-балкарских национальных платков не проводилось, о чем свидетельствует почти полное отсутствие литературы по исследуемой теме, что определяет её своевременность и актуальность.
Вместе с тем, сложившиеся в конкретном регионе народные художественные традиции имеют свое историческое развитие, специфические культурно-демографические особенности. Поэтому результаты исследований, касающихся одних регионов страны, нельзя механически переносить на образовательные учреждения других регионов. Данное положение убедило нас в правильности выбора темы «Развитие художественно-творческого мышления студентов ХГФ на основе изучения народного декоративно-прикладного искусства карачаевцев (на примере национального головного платка)».
Цель исследования - научное обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка системы дидактических средств, форм и методов развития художественно-творческого мышления студентов на занятиях по изготовлению национальных карачаево-балкарских головных платков.
Объект исследования — процесс развития художественно-творческого мышления студентов художественно-графических факультетов.
Предмет исследования - педагогические условия, методические приемы и формы учебно-воспитательной работы на занятиях по изготовлению национальных карачаево-балкарских головных платков как средство развития художественно-творческого мышления студентов.
Гипотеза исследования. Развитие художественно-творческого мышления студентов в процессе занятий по изготовлению национальных карачаево-балкарских головных платков будет более эффективным, если: используется методическая система личностно-ориентированных и социально значимых учебно-творческих заданий высокого, но доступного уровня сложности, учитывающая степень подготовленности студента; форма организации занятий непосредственно связана с учебно-познавательной и практической деятельностью, нацеленной на решение проблемных задач;
-в процессе обучения используются инновационные технологии и современные технические средства обучения;
- используется самостоятельное творческое освоение процесса изготовления карачаево-балкарских платков, базируемое на национальных традициях.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи: изучить и проанализировать историко-искусствоведческую и психолого-педагогическую литературу по данной тематике; исследовать и проанализировать природу художественно-творческого мышления в контексте рассматриваемой проблемы; выявить характерные особенности и потенциальные возможности декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев как средства развития художественно-творческого мышления студентов; определить критерии и уровни развития художественно-творческого мышления студентов в процессе занятий по изготовлению национальных карачаево-балкарских платков; выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий развития художественно-творческого мышления студентов на занятиях по изготовлению национальных карачаево-балкарских платков; разработать экспериментальную программу занятий по изучаемому виду НДПИ карачаевцев и балкарцев; опираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации, раскрывающие технологию использования занятий по изготовлению национальных карачаево-балкарских платков как средства развития художественно-творческого мышления студентов.
Для выполнения конкретных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались различные методы исследования:
1. теоретические — анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование;
2. эмпирические - изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; опросно-диагностические (анкетирование, беседы со студентами, тестирование), обсервационные (включенное и невключенное наблюдение), педагогическое моделирование и экспериментальные методы (поисковый, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).
В качестве конкретных методологических принципов исследования были избраны целостный системно-исторический и комплексный подходы к обучению и воспитанию, создавшие необходимые условия для прогнозирования и коррекции уровней художественно-творческого мышления студентов на занятиях по ДОИ.
Теоретическую основу исследования составили ведущие философские и психологические идеи и концепции: концепции системогенеза деятельности (А.В.Карпов, С.Л.Рубинштейн, В.Д: Шадриков и др.); общепсихологическая теория мышления (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.Н.Кочергин, В.С.Кузин, А.Н.Леонтьев, А.М.Матюшкин, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); концепции творчества отечественных и зарубежных авторов (Д.Б.Богоявленская, Э.Боно, Д.Гилфорд, В.Н.Дружинин, П.Я. Пономарев, Р.Стернберг, О.К.Тихомиров, Е.П.Торренс и др.); положения о возможности и необходимости развития художественно-творческого мышления (И.П. Волков, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьев, В.И. Кириенко, Т.С. Комарова, B.C. Мухина) на занятиях по предметам художественно-эстетического цикла в целом и ДПИ, в частности (М.А. Ершова, В.В.Корешков, В.С.Кузин, Ю.В. Максимов, А.С. Хво-ростов, А.К. Чекалов, Т.Я. Шпикалова и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе проделанной работы внесен вклад в теорию и методику формирования и развития художественно-творческого мышления студентов путем создания обоснованной и экспериментально проверенной целостной методической системы, развития художественно-творческого мышления студентов на основе изучения народного декоративно-прикладного искусства (на примере национального головного платка карачаевцев и балкарцев).
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что: определены критерии эффективности развития художественно-творческого4 мышления студентов художественно-графического факультета посредством занятий по изготовлению национальных карачаево-балкарских платков; разработаны научно-методические рекомендации, раскрывающие технологию использования занятий по изготовлению национальных карачаево-балкарских платков как средства развития художественно-творческого мышления студентов. внесён определенный вклад в теорию и методику обучения и воспитания, решена проблема развития художественно-творческого мышления на занятиях ДЛИ.
Практическая значимость результатов определяется тем, что: разработана авторская методическая система развития художественно-творческого мышления студентов на основе изучения народного декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев; разработаны структура, содержание, формы и методы организации занятий по изготовлению национального карачаево-балкарского головного платка с учетом психолого-педагогических особенностей студентов.
Разработана авторская программа «Основы изучения орнаментации и вышивки национального головного платка», используемая в практической деятельности на занятиях со студентами. Результаты исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для совершенствования содержания национально-регионального компонента образования, форм, методов и средств обучения декоративной деятельности в высшей школе. Разработанные в диссертации положения могут быть использованы также в педагогической деятельности преподавателей средних и высших учебных заведений для разработки лекционных курсов, программ, методических пособий. Предлагаемая методическая система способствует развитию художественно-творческого мышления студентов.
Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных его задачам, соответствующих цели исследования; согласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с данными экспериментальных исследований; репрезентативностью выборки количества испытуемых; сочетанием количественного и качественного анализа данных.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе художественно-графического факультета и факультета педагогики и методики начального образования Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д Алиева, а также механико-технологического факультета (отделение художественного проектирования костюма и дизайна среды) Карачаево-Черкесской государственной технологической академии. Общее количество участников эксперимента составило 168 человек. В формирующем и контрольном эксперименте приняло участие 124 студента художественно-графического факультета и отделения художественного проектирования костюма и дизайна среды.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2004-2005) — изучение и анализ научно-теоретической литературы с целью выявления существа проблемы и ее основных задач, разработка исходных позиций и научного аппарата исследования. На основе полученной информации определялись методология и методы использования декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев как средства развития художественно-творческого мышления студентов художественно-графического факультета. (2005-2006) - проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (2006-2007) - проведение формирующего этапа эксперимента, в процессе которого изучались достоверность выдвинутой гипотезы, особенности развития художественно-творческого мышления студентов, эффективность применяемых психолого-педагогических средств.
Третий этап (2007-2009) — проведение контрольного эксперимента, анализ, обобщение, уточнение полученных материалов, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций, написание основного текста диссертации.
Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных его задачам, соответствующих цели исследования; согласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с данными экспериментальных исследований; репрезентативностью выборки количества испытуемых; сочетанием количественного и качественного анализа данных.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные результаты и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания художественно-графических дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета, а также публиковались в материалах научных сессий преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского госпедуниверситета «Алиевские чтения» (Карачаевск, 2000г.), г. Ростов-на-Дону (2001г.), научной сессии преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д.Алиева (2003-2008). Выводы исследования изложены в публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическое обоснование возможности использования на занятиях декоративно-прикладным искусством (на примере национального головного платка карачаевцев и балкарцев) в целях развития художественно-творческого мышления студентов ХГФ.
2. Совокупность педагогических условий развития художественно-творческого мышления студентов на занятиях по изготовлению карачаево-балкарских национальных платков.
3. Авторская экспериментальная программа занятий, направленная на развитие художественно-творческого мышления студентов ХГФ в процессе изготовления карачаево-балкарских национальных платков.
Структура диссертации определялась логикой исследования, поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов на занятиях декоративно-прикладным искусством: на примере использования войлока в одежде2009 год, кандидат педагогических наук Тебуева, Мадина Магомедовна
Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи: На примере народных промыслов России2005 год, доктор педагогических наук Бадаев, Вячеслав Семенович
Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период: XIV - начало XX вв.2003 год, кандидат исторических наук Дотдаев, Рашид Дагирович
Развитие художественно-творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике2007 год, кандидат педагогических наук Овчарова, Юлия Анатольевна
Развитие художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента: на примере занятий декоративно-прикладным искусством в системе художественно-графических факультетов педагогических вузов2010 год, кандидат педагогических наук Ягупова, Татьяна Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Урусова, Музалифа Юсуфовна
Результаты исследования могут быть использованы при составлении и корректировке учебных планов, программ для художественно-графических факультетов вузов, в том числе в системе художественного образования: лицеев, колледжей, кружков; организации спецкурсов и факультативов, а также при разработке учебно-методических пособий. г
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Урусова, Музалифа Юсуфовна, 2010 год
1. Азаматова М.З. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа./ М.З. Азаматова. - Черкесск, 1963.
2. Айламазъян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: Деловая игра: учеб.-метод. пособие для студентов психол. фак. гос. ун-тов./ Айламазъян А.М. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
3. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: автореф. дис. канд. психол. наук./В.А Алексеев — М., 1985.-20 с.28
4. Алиева А.Р. Формирование творческой активности учащихся в процессе занятий декоративно-прикладного искусства (на примере текстильных структур КЧР): дисс. .канд.наук. /А.Р Алиева -М.: 2005
5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. - 184 е.;
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах / под ред. А.А. Бодалева. / Б.Г Ананьев -М.: Педагогика, 1980. -Т. 2
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания»./ Б.Г. Ананьев М.: АПН РСФСР, I960. - 486с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. /Ананьев Б.Г. Л., 1968. -336 с.
9. Антонец Н.П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения (на материале фортепианной педагогики): автореф. дисс. канд. пед. наук. / Н.П Антонец.- М., 1979.
10. Арабов И.А. Проблемы развития образования на Северном Кавказе. / Сб.: Этническая культура и поликультурное образование./ И.А. Арабов Пятигорск: гос. лингв. Университет, 1998. - С. 13-19.
11. Аристова У.В. Народное искусство (костюм) как средство эстетического воспитания школьников: дисс. канд. пед. Наук./ У.В Аристова. М., 1999.-170 с.
12. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. / С.И. Архангельский М.: Высшая школа, 1976,- 200 с.
13. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. Ю.К. Бабанский.- М.: 1987. №2. - С.3-9.
14. Байчоров К.У. Дидактические условия интенсификации процесса формирования профессионально значимых качеств будущих рабочих: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук./ К.У. Байчоров Л., 1988.- 16 с.
15. Байрамуков У.З. Генезис и ономастика «Эпоса Нартов». — Карачаевск, 2001, С.14
16. Бакушинскйй А.В. Художественное творчество и воспитание. / А.В Ба-кушинскйй. М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.
17. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. / Р.К Баландин.-М.: Наука, 1979., С. 190.
18. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология./ Н.В. Басова Ростов Н/Д: Феникс, 1999.-416 с.
19. Батчаева З.С. Формирование творческой активности студентов ХГФ в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев: дис. .канд.наук./ З.С Батчаева.- М.: 2005
20. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты./ Г.В. Беда. М., Просвещение, 1989.—192 с.
21. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов ХГФ пединститутов: дисс, канд. пед. наук Ю.К. Беджанов. М., 1975.-165 с.
22. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство./ Ю.К. Беджанов. Карачаевск, 1994. - 100 с.
23. Безгодова Т.Г. Формирование основ художественного мастерства студентов в процессе обучения живописи на ХГФ педагогических институтов: дисс. канд. пед. Наук./Т.Г. Безгодова. -М., 1974. 202 с.
24. Бесленеев А.Д. Очерки истории хозяйственного быта горцев Кубанской области. Вторая половина XIX в./ А.Д. Бесленеев, И.М. Шаманов. Черкесск, 1972.
25. Библер B.C. Мышление как творчество./ B.C. Библер. М.: Политическая литература, 1975. - 399 с.
26. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. / П.Г. Богатырев.-М.: Искусство, 1971. 287с.
27. Божович Л.И. Этапы формирования личности в отногенезе // Хрестоматия по возрастной психологии. / Л.И. Божович.- М.: Просвещение, 1981. -4.2. С.131
28. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов пединститутов./ Н.И. Болдырев. М.: Просвещение, 1979. - 223с.
29. Болычева Т.В. Развитие образного мышления студентов 4-5 курсов художественно-графического факультета педвузов средствами колористического решения эскиза живописной сюжетной композиции: дисс. .канд. наук. / Т.В. Болычева,- М.: 1998, С. 12
30. Большая Советская Энциклопедия. Т.25, с.ЗЗО.
31. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования./Е.В. Бондаревская. Ростов-Н/Д, 2000. - 352с. 152
32. Борисов В.Н. Логико-методологические аспекты проблемного обучения в вузе // Формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых./ В.Н. Борисов.- Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1987.-С. 24-28.
33. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания./ Ю.М. Бородай. М.: Высшая школа, 1966. - 150 с.
34. Брагина Д.В. Развитие образного мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях композиции (на материале натюрморт): дис.канд.наук. /Д.В. Брагина.- М.: 2006, С.71
35. Браткова Е.И. Народная вышивка. // Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии / Научно исследовательская работа. 1990-1992. Рукопись. Архив КУНИИ.
36. Браткова Е.И. Народная вышивка: традиции и заимствования. В сб.: Современный быт и культура Карачаево-Черкесии, - Черкесск, 1990.
37. Браткова Е.И. Народная вышивка: традиции и заимствованиям/Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии./ Е.И Браткова. -Черкесск, 1990,с. 180-186.
38. Браткова Е.И. Об этнической специфике орнамента / Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Сборник научных трудов. / Е.И. Браткова. -Черкесск, 1993.-C.3-23.
39. Бромлей Ю.В. Этносоциальные проблемы: теория, история, современность./ Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1987. - 333 с.
40. Брушлинский В.П. Проблемы психологии субъекта./ Брушлинский В.П. -М., 1994.-С. 44.
41. Брупшйнский А.В. Психология мышления и кибернетика./ А.В Брушлйнский. М.: Мысль, 1970. - 189 с45.БСЭ. Т.25, с.ЗЗО.
42. Булатова Е.С. Композиция в одежде швейной промышленности. /Е.С. Булатова М.: 1981 .-44 с.
43. Булкин А.А. Развитие художественных потребностей студентов художественно-графических факультетов на занятиях керамикой: дисс:. .канд.наук./А.А. Булкин.-М.: 2002, С. 50
44. Василенко В. М. Народное искусство. Изобразительные труды о народном творчестве Х-ХХ вв./ В. М. Василенко. М.: Советский художник, 1974. -249 с.
45. Вахтомин Н.К. Практика- мышление знание. К проблеме творческого мышления./Н.К. Вахтомин. - М.: Наука, 1978. - 112 с.
46. Веккер JT.M. Психические процессы: В.2-х т. JL: Ленинградский ун-т. / JI.M Веккер.-JI., 1974. T.1,1974. - 334 с. Т.2,1976. - 339 с.
47. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. / С.М. Вишнякова.- М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.
48. Возрождение культуры России: Диалог культур и межнациональные отношения. СПб: Знамя, 1996. - 128 с.
49. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993. -155 с.
50. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. / Л.С. Выготский.- М.: Просвещение, 1967. 93 с.
51. Выготский Л:С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский.- СПб.: Союз, 1997. 96 с.
52. Выготский Л.С. Мышгение и речь. Психологические исследования /Под ред. В.Колбановского. /Л.С. Выготский. М. - Л.; Соцэкгиз, 1934, -524 с.
53. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. M.F. Ярошевского. / Выготский Л.С. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.
54. Выготский Л.С. Психология искусства. / Л.С. Выготский.- М.: Искусство, 1965, с.337.
55. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд. / Л .С. Выготский.- М.: искусство, 1968. -'576 с.
56. Гальперии П.Я. Введение в психологию. / П.Я. Гальперии,- М. 1974. 64 с. • ■ "
57. Гальперйн П.Я. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии./ П.Я. Гальперии,- М.: 1985. №5. - С. 20-24.
58. Горина. Г.С. Народное искусство в моделировании одежды. М., 1974. -182 с.
59. Громов Е. С. Природа художественного творчества./ Г.С. Горина. М.: Просвещение, 1986.-49 с.
60. Грановская Р.М., Крижонская К.С. Творчество и преодоление стереотипов. / Р.М. Грановская., К.С. Крижонская. СПб; 1994, С. 124
61. Гризова И.А. Художественное мьшление и художественный образ: авто-реф. дисс. канд. философ, наук. /И.А. Гризова. Л., 1970. - 20с.
62. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа./ М.Б. Гур-. туева. Нальчик: Эльбрус, 1997. - 256 с.
63. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. / М.Б. Гуртуева М.: Педагогика, 1972. - 423 с.
64. Даутов М.К. Чеканное искусство в средней общеобразовательной школе (факультативные занятия и кружки): дисс. канд. пед. наук./ М.К. Даутов. -М., 1979.-241С.
65. Додгаев Р.Д. Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV начала XX вв.): дисс.канд. пед.наук. / Додтаев Р.Д. - Карачаевск, 2003
66. Ермолаева-Томилина Л.Б. Психология художественного творчества:/ Л.Б. Ермолаева-Томилина.- М., 2003. — 303с.
67. Ермолова-Томина JI.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей //Вопросы психологии./ Л.Б. Ермолаева-Томилина. -М.:1977. №4.с.32
68. Ершова М.А. Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов: дисс. канд. пед. наук./М.А. Ершова. М., 1988, - 189 с.
69. Ершова М.С. Национально-региональный компонент в содержании специализации 03.08.15. ДЛИ на примере золотого шитья горских народов Карачаево-Черкесии. Учебное пособие. / М.С. Ершова, Б.Н. Тамбиев. -Карачаевск,2003,92с.
70. Зайцев А.С. Выразительные и изобразительные возможности цвета: автореф. дис. канд. искусствоведения. / А.С Зайцев. М., 1970. - 22 с.
71. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие /Под ред. А.В.Запорожца. /А.В., Запорожец Л.А Венгер., В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. М.: Просвещение, 1967. - 525 с.
72. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие./ И.А. Зимняя.- Ростов-Н/Д., 1997.
73. Зинченко В. П. Развитие творческих способностей студентов XI1 Ф на начальном этапе обучения рисунку: автореф. дис. канд. пед. наук./В.П. Зинченко. М., 1980.-16 с.
74. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерк российской психологии. / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. - 333с.
75. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека./ Е.И. Игнатьев М.: Знание, 1968. - 32 с.
76. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. / Е.И. Игнатьев М., 1961.-223 с.
77. Интенсификация творческой деятельности студентов. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. — 197с., С. 126.
78. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя1высшей школы: воспитательный аспект. / И.Ф. Исаев. Москва-Белгород, 1992.
79. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы. / И.Ф. Исаев. -М.- Белгород, 1993.-218 с.
80. Казунина И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ класса фортепиано: дис.канд.наук./И.В. Казунина.-М.: 1998. С. 16.
81. Кандинский В.В. О духовном искусстве./ В.В. Кандинский. М.: «Архимед», 1992.-109 с.
82. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество./ В.А Кан-Калик., Н.Д. Никандров. -М.: 1980. 105 с.
83. Карачаевцы: Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. -310с.
84. Кириченко Н.С. Формирование интереса к, традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках тёхнологии: дис. канд. пед. Наук. / Н.С. Кириченко. Карачаевск, 2002.
85. Кданова Н. С. Формирование познавательной активности студентов в процессе решения графических задач с элементами конструирования: дисс. канд. пед. наук. / Н. С. Кданова. М., 1990. - 189с.
86. Князева Н.П. Развитие педагогического одаренности будущих учителейначальных классов в художественно-творческой деятельности: дис. .канд.наук. / Н.П. Князева.- Волгоград, 2005, С.45
87. Козленко В.Н.Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: дис.канд пед. наук./ В.Н. Козленко.- М., 1982.С.30
88. Кокорин А.А. Диалектика материалистический анализ как методологического средство. / А.А. Кокорин.- М.: 1986. — С.314
89. КоменскийЯ.Л. Избранные педагогические сочинения./ Я.Л. Коменский. -М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.
90. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: дис. доктора пед. наук./ В.В. Корешков. М., 1994. - 311 с.
91. Котова И.Б. Идея личности в российской психологии. Дисс. докт, психол. наук. / И.Б. Котова. Ростов-на-Дону, 1994. - 374 с.
92. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. — 2-е изд., испр. идоп./ А.И. Кочетов.- Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. -312с. С.55.34
93. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 1999.-512 е., С. 165.
94. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов-на- Дону: Феникс, 1999. - 512 с.
95. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. / В.А. Крутецкий. -М., 1972. 255 с.
96. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления./ Т.В Ю дрявцев,- М.: Педагогика, 1975. 303 е., С.264-268; Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. -М.: Знание, 1977. — 44с., С.11-12.
97. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд./ Ф.А. Кузин. - М.: «Ось-98», 1998. - 208 с.
98. Кузин. B.C. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальных классах: учеб. Пособие для педучилищ./ B.C. Кузин. М.,1984.-317 с.
99. Кузин. B.C. Психология. / В.С.Кузин.- М., 1982. 256 с.
100. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев./ А.Я. Кузнецова. -Нальчик, 1982. -176 с.
101. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. / Ю.Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985.-128 с.
102. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М., 1972.- 1882 с.
103. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: дис. доктора пед, наук./ И.Я. Лернер. М., 1997.
104. Лурия А.Р. Психология памяти: курс всеобщей психологии./ А.Р. Лу-рия.- М.: МГУ, 1970, С.73
105. Магомедов Д.И. Народные художественны промыслы народов Северного Кавказа: Традиции и современность. / Д.И. Магомедов Махачкала, 1988. С.17,19.
106. Макарова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. / А.К. Макарова,- М.: Просвещение, 1993,192 с.
107. Мамбетов Г.Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии. / Г.Х. Мамбетов. -Нальчик, 1962.- 130 с.
108. Маргграф О.В. Очерки истории кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техник производства. /Маргграф О.В. М., 1882, - 248 с.
109. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика развития познавательной активности // Вопросы психологии. / А.М. Матюшкин. -М., 1982.-№4.-С. 5-17.
110. Махмутов М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения. / М.И. Махмутов.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1971.-63 с. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.-240 с.
111. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. / М.И. Махмутов.- М.: Педагогика., 1975. — 367 с.
112. Миносьянц. А.Г. Использование современных педагогических технологий в учебной деятельности учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие./ А.Г. Миносьянц. Карачаевск: КЧГПУ, 2002.- 90 с.
113. Морозова В.В. Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графического факультета в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре: дис. .канд.наук./ В.В. Морозова.-Курск: 2000,
114. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций. / Под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макаровой. М., 1991,-378 с.
115. Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизна / Проблемы народного искусства. / М.А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1982. - С. 17.
116. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. / М.А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 3 34 с.
117. Немов Р.С. Психология. / Р.С. Немов. М., 1986. - 267 с.
118. Низамов Р.А. Дидактические основы оптимизации учебной деятельности студентов. / Р.А. Низамов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. - 305 с.
119. Новейший философский словарь, /сост.Н.А. Грицанов. — Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998. 896 с.
120. Новиков С. И. Художественная обработка природных материалов: дис. канд. пед. наук. / С. И. Новиков. М., 1989. - 212 с.
121. Об исследовании проблем психологии творчества: Сб.ст. / отв. ред. Я.А.Пономарев М.: Наука, 1983. - 336с.
122. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека./ В.Ф. Овчинников. М., 1984. - 87с.
123. Онина А.А. Художественная культура и развитие личности./ А.А. Они-на. М.: Наука, 1987, 157 с.
124. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся Вопросы обучения и воспитания. / В.И. Орлов. М.: Педагогика. 1998.
125. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. / Ю.М. Орлов. М., 1981.-287 с.
126. Основы педагогики и психологии в высшей школе, /под ред. А.В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. С.129.
127. Основы художественного ремесла. / под ред. Барадулина В.Л., -М., 1979.
128. Педагогика: уч. пос. / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. - М., 2000 - 512 с. - С. 164.
129. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский. -М., 1984.255 с.
130. Петровский В.А. Основы педагогики и психологии в высшей школе / Под ред. А.В, Петровского./ В.А. Петровский. М.: Изд-во МГУ, 1986.
131. Половникова И.А. Народное искусство (костюм) как средство воспитания школьников: дис. канд. пед. наук./ И.А. Половникова. М., 1999. -170 с.
132. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. / В.М. Полонский. М.: Новая школа, 1995. - 256с.
133. Полубабкина Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект): дис. .канд. пед. наук. / Н.И. Полубабкина.- М., 1995.
134. Понамарев Я.А. Психология творческого мышления./ Я.А. Понамарев,-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960, 352 с.
135. Психологический словарь. / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.М.: Педагогика-пресс, 1996. 440 с.
136. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: дис. .канд пед. наук. — М., 1982.
137. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики./ А. Пуанкаре.-М., 1970. Приложение Ш.24
138. Родак И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе / Советская педагогика. -1959. / И.И. Рода.- М., 69-77.
139. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студ. ХГФ пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. / Н.Н. Ростовцев. М., 1980. -239 с.
140. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Т. 2. / C.JI. Рубинштейн. -М., 1989.
141. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976 - 416 с.
142. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. Проблемы социалистического реализма./ Е.И. Савостьянов. М.: Изобразительное искусство, 1970. - 246 с.
143. Сидоренко В. В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов ХГФ на занятиях художественной ковкой: дис. канд. пед. наук. /В. В. Сидоренко. М., 1994. - 178 с.158
144. Скаткйн М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучений. / М.Н. Скаткйн. М., Педагогика, 1965. - С.5.
145. Сластенин В: А. и др. Педагогика. Учебное пособие./ М.Н. Скаткйн. М.: Школа-Пресс, 2000. - 512с.
146. Сластенин В.А. Развитие, воспитание и формирование личности. / В.А. Сластенин. -М., 1981.- С. 28.
147. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.JI. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
148. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности./ С.Д. Смирнов.- М.: 1995, С. 13.
149. Совершенствование самостоятельной работы студентов мсотьемлемое условие улучшения качества подготовки специалистов. Иваново, 1981. -152 с.
150. Солдатова E.JI. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте): дис.канд. психол. наук. / E.JI. Солдатова Санкт - Петербург, 1996., С. 20.
151. Стариченко JI.H. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета: дис.канд.наук. / JI.H. Стариченко. М.: 1984, С.25.
152. Стерберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. — Т. 19. 1998. - №2./ Р. Стерберг, Е. Григоренко.-С. 144-160.30
153. Строков В.П. Система подготовки студентов художественно-графического факультета по декоративно-прикладному искусству с учетом национально-регионального компонента: дис.канд.наук. / В.П. Строков.- М.: 2003.
154. Студенецкая Е.Н. Узорные войлоки карачаевцев и балкарцев. / Е.Н. Студенецкая. -М., 1976.
155. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII -ХХвв./ Е.Н. Студенецкая. -М., 1989.-288с.
156. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. / К.М. Текеев.- М.: Наука, главная редакция восточной литературы. 1989, С. 200.
157. Теоретические основы процесса обучения. / под ред. В.В. Кроевского, И.Я. Лернера. М.: 1989, С. 60
158. Уваров П.С. Могильники Северного Кавказа./ П.С. Уваров. М., 1979.
159. Управление современной школой. Пособие для директора школы. / под ред. М.М.Поташника. М., 1992. - 168 с, С. 40.
160. Фаворский В.А. Литературно -теоретического наследие./ 3.А. Фаворский.- М.: «Советский художник». 1988. — С. 113
161. Фельдиггейн Д.И. Психология развивающейся личности. / Д.И. Фельд-штейн. М.:. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
162. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ класса фортепиано: дис. канд. пед. Наук.-М.:1998.с.16
163. Формирование интереса к учению у школьников. / под ред. А.К. Марковой. М., 1986.50
164. Фрейд З.Д. Основные психологические теории в психоанализе. /З.Д. Фрейд.- М. -208 с.
165. Фридман JI.M. Психологический справочник учителя./ J1.M. Фридман. -М.: Просвещение, 1991.- С. 524
166. Фридман JI.M. Психологический справочник учителя./ JT.M. Фридман, И.Ю. Кулагина.- М.: Просвещение, 1991. 287 с.
167. Фром Э. Иметь или быть. / Э. Фром.- М., 1990. с.26
168. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - С. 196.
169. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд., доп. и пераб. / А.С. Хворостов. М., 1988. - 176 с.
170. Чомаева JI.M. Эстетическое воспитание средствами этнохудожественной культуры карачаевцев: дис. канд. пед. наук./ JI.M. Чомаева.- Карача-евск, 2005.
171. Чудновский В.Э. Одаренность или испытание. / В.Э. Чудновский, B.C. Юркевич.- М.: Знание. 1990. — 80 с. — (новое в жизни, науки, техники. -Сер. «Педагогика и психология»; №12).
172. Шалютин С.М. О сущности творческой деятельности// Творческое мышление и научно-технический прогресс. / С.М. Шалютин.- Курган: Изд-во КГПИ, 1971.
173. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах /Сост. Л.Г. Скаткин и др./ Под ред. Кузина Н.П. / С.Т. Шацкий. М.: Педагогика, 1980. -414 с.
174. Шиянов Е.В. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. / Е.В. Шиянов. -Ставрополь, 1991. - 206 с.
175. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. / Е.В. Шорохов. М.: Просвещение, 1977.-210 с.
176. Шорохов Е.В. Основы композиции./ Е.В. Шорохов. М.: Просвещение, 1979.-502 с.
177. Шорохов Е.В., Козлов Н.Н. Композиция. Учеб.пособие для учащихся педучилищ./Е.В. Шорохов, Н.Н. Козлов. М.: Просвещение, 1978, с. 159
178. Шпикалова Т.Я. Национальное и общечеловеческое // Народное творчество. / ТЛ Шпикалова. -М., 1993. -№5-6. -С.8-9.
179. Штофф В.А. Моделирование в философии. / В.Аю Штофф.- М., 1966. -301с.109
180. Щукина Г.А. Проблемы познавательного интереса в педагогике./ Г.А. Щукина. -М., 1971. -360 с.
181. Эдварде Б. Художник внутри Вас / Пер.с англ. / Б. Эдварде.- Минск., ООО «Попурри», 2000. 256 с.
182. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. / Д.Б. Эльконин. - М.: ВЛА-ДОС, 1999.-360с.
183. Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя./ П. М. Якобсон.- М-Л, 1934; 25.
184. Amabile T.M. Creatine /Manstead A.S.R, Hewstone M. (eds.) The Blackwell encyclopedia of social psychology. / T.M Amabile, MA. Collins. Oxford: Blackwell Publ, 1996.-P. 142—144.
185. Bloom B.S. Develop in talent in young people. N.-Y,: Billeting Books, 1985.-167 p.
186. Feldman D.N. Creativity: dreams, insights and transformation //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. / D.N. Feldman. Cambridge: Cambr. Press, 1988.-P. 271-297.
187. Gardner. Creative Hives and creative works: a synthetic scintific proach //R-Stembci T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. -P.298-324.
188. Gruber R. Devis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolving-sistem approach to creative thinking //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. / R. Gruber, S. Devis. Cambridge: Cambr, Press, 1988. P. 243- 270.
189. Hull C. Exploration and play in children. / C. Hul.- New York: Wiley, 1972.
190. Shostrome E. Personal orientation inventory. RY.: Educat and industrial testing service, 1966. - 188 p.
191. Sleraberg R. Defying the croud: Cultivating creativity in a culture of conformity. / R. Sleraberg. -N.Y.: Free Press. 1995. 289 p.
192. Taylor LA. The nature of the creative process //Creativity /Smith P. (Ed.). -N.Y.: Hastings House, 1959. P.51-82.
193. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.-P.43-75.
194. Torrence, E.P. Growing up creativity gifted: a 22-years longitudinal study // Creative child and adult quarterly, 1980. 5 p.
195. Wallas G. The Art of Thought. N. Y., 1926.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.