Развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством: на материале национального костюма карачаевцев и балкарцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Хубиева, Зарима Юсуфовна

  • Хубиева, Зарима Юсуфовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 172
Хубиева, Зарима Юсуфовна. Развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством: на материале национального костюма карачаевцев и балкарцев: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Карачаевск. 2009. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хубиева, Зарима Юсуфовна

Введение.

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ средствами декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев.

1.1. Специальные способности как объект психолого-педагогических исследований.

1.2. Развитие художественно-творческих способностей в системе подготовки студентов ХГФ.

Выводы.

ГЛАВАИ. Декоративно-прикладное искусство карачаевцев и балкарцев как средство развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ (на материале национального костюма).

2.1. Из истории развития национального костюма карачаевцев и балкарцев.

2.2. Особенности развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ средствами национального костюма.

Выводы.

Глава III. Экспериментальное исследование процесса формирования художественно-творческих способностей студентов ХГФ.

3.1. Констатирующий этап эксперимента.

3.2. Предлагаемая модель методической системы.

3.3. Сравнительный (контрольный) этап эксперимента.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством: на материале национального костюма карачаевцев и балкарцев»

Государственная политика в сфере образования на современном этапе развития общества направлена на повышение качества профессиональной подготовки молодежи к предстоящей трудовой деятельности. Национальная доктрина образования Российской Федерации указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее способностей и формирования условий ее самореализации.

Формирование и развитие профессионализма, развитие художественно-творческих способностей личности в педагогическом процессе является одной из сложных и актуальных проблем педагогики, ее теории и практики.

Остро стоит и проблема развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов в системе профессиональной подготовки. Решение этой многоаспектной и целостной проблемы требует осмысления процесса развития художественно-творческих способностей и путей его реализации, которые должны качественно повысить профессиональную подготовку студентов в условиях высшего образования.

В настоящее время имеется значительное количество исследований, указывающих на то, что одним из эффективных методов обучения и развития способностей художника-педагога является изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Произведения народного художественного творчества отображают историю, быт, характер и мировоззрение народа, обладают колоссальным воспитывающим и развивающим потенциалом. Знакомство с народным искусством формирует у студентов образные художественные представления, воспитывает художественный вкус, ведет к развитию творческих способностей, обогащает их духовно, формирует нравственные, патриотические чувства и многие другие положительные качества личности.

Важная роль в этом принадлежит национальному костюму как составной части народного декоративно-прикладного искусства, имеющему богатую многовековую традицию. Возрождение и сохранение лучших традиций* художественной обработки ткани и создания костюма, развитие и совершенствование этого искусства — одна из актуальных задач современного образования.

В нашем исследовании мы опирались на труды выдающихся педагогов, психологов, искусствоведов, работы которых имеют немаловажное значение в рассмотрении проблемы комплексного развития личности, ее специальных способностей.

Важные для нашего исследования выводы о сущности и структурных компонентах специальных способностей мы нашли в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, Э.А. Голубевой, В.И. Дружинина, В.А. Крутецкого, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, Н.С. Лейтеса, К.К. Платонова, C.JI. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.

Исследованием художественных способностей занимались Н. Н. Волков, М.С. Каган, В.И. Киреенко, Н.И. Киященко, А.Г. Ковалев, B.C. Кузин,, А.А. Мелик-Пашаев и др.

Значительный теоретический и методический материал о художествен ном образовании и развитии специальных способностей содержится в трудах А.Д. Алехина, А.Г. Алейниковой, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Державина, ЕЖ Игнатьева, З.И. Калмыковой, В.В. Корешкова, В.С.Кузина, А. Маслоу, К. Роджерса, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова; Т.Я. Шпика-ловой и др.

Основополагающими в области теории- учебно-воспитательного процесса являются работы С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Т.В: Кудрявцева, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, М.Н.Скаткина, В.А. Сластенина.

Учебно-воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства разрабатывались такими педагогами как А.В. Баку-шинский, В.А. Барадулин, Г.В. Лабунская, В.Е. Пестель, Е.А. Флерина, Н.М.Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.

Вопросы использования народного декоративно-прикладного искусства в обучении рассматривали Р.А Бардина, Т.С. Комарова, В.С.Кузин, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др.

Разносторонний анализ произведений народного декоративно-прикладного искусства производился П.Г. Богатыревым, Н.Я. Богуславской, В.М. Василенко, B.C. Вороновым, М.А. Некрасовой, А.К. Чекаловым и др.

Значение народного декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей отмечали И.В. Алексеева, П.В. Лосюк, Ю.В. Максимова, В.В. Корешков, Т.С. Комарова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и

ДР

Проблемы формирования профессиональной направленности1 в преподавании специальных дисциплин исследовали в своих работах Ю.Ф. Катха-нова, В.И. Козлов, Р.Г. Ломоносов, А.Е. Терентьев, О.П. Шабанова, Е.В. Шорохов и др.

В вопросах изучения истоков и путей развития народного искусства Северного Кавказа мы опирались на труды историков-кавказоведов Ю.К. Беджанова, С.М: Броневского, Г.Г. Газимагомедова, Б.Е. Деген-Ковалевского, Е.И. Козубского, Е.И. Крупнова, А .Я. Кузнецовой, Д.М. Ма-гомедова, Г.Х. Мамбетова, О.В. Маркграфа, В.И. Марковина, Б.Б. Пистров-ского, Е.Н. Студенецкой, К.М. Текеева, Б.Е. Хижнякова и др.

В последнее время вопросы развития творческой активности,' творческих способностей, эстетического воспитания подрастающего поколения средствами народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев находят широкое отражение в трудах Ю.М. Алиева, А.Р. Алиевой, З.С. Батчаевой, X. Х-М. Батчаевой, М.А.Ершовой, К.Б.Семенова и др.

Но, несмотря на наличие большого количества исследований по проблеме формирования творческой активности и развития творческих способностей и использования народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства в учебно-познавательной деятельности, остро стоит проблема поиска путей и условий развития художественно-творческих способностей и их дальнейшего совершенствования.

Анализ научных исследований и методической литературы показал, что педагогического исследования по развитию художественно-творческих способностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев (на примере национального костюма) не проводилось. В то же время национальный костюм обладает специфическими особенностями, неповторимыми возможностями в развитии художественно-творческих способностей. Работа над костюмом создает определенные условия для выполнения композиции, развития эстетических чувств, пространственных представлений, продуктивного мышления, творческого воображения, для формирования определенных умений и навыков.

Таким образом, актуальность работы определяется недостаточной изученностью вопросов развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладной деятельностью на примере создания национального костюма. Не определена роль творческой деятельности в ходе воплощения художественного образа в национальном костюме, в развитии этих способностей, что и убедило нас в своевременности и актуальности данной работы.

Учитывая изложенное, мы считаем, что проблема исследования состоит в научно-методическом обосновании развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством (на материале национального костюма карачаевцев и балкарцев).

Целью исследования является решение данной проблемы.

Объект исследования: процесс обучения студентов ХГФ основам декоративно-прикладной деятельности в ходе изучения и создания художественного образа национального костюма карачаевцев и балкарцев.

Предмет исследования: педагогические условия развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях народным декоративно-прикладным искусством.

Гипотеза исследования. В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой развитие художественно-творческих способностей в системе профессионального образования будет эффективной, если разработать и внедрить в учебный процесс методическую систему, включающую в себя:

- цели, задачи и содержание учебных предметов;

- дидактические принципы, формы проведения занятий, методические приемы;

- средства обеспечения учебных, воспитательных, развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.);

- анализ и постоянный контроль учебно-творческой деятельности студентов (мониторинг знаний, умений, навыков, участие в конкурсах, выставках).

Проблема, предмет и гипотеза определили следующие задачи, исследования:

- на основе анализа различных подходов к формированию и.развитию способностей изучить проблему развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в системе вузовской подготовки; определить теоретические и практические основы учебно-методической системы, выявить комплекс педагогических условий и дидактических принципов, направленных на развитие художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов;

- выявить специфику национального костюма как объекта творчества и особенности его создания в аспекте значимости для развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в системе вузовской подготовки;

- разработать научно-обоснованную методическую систему, обеспечивающую условия развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в системе вузовской подготовки;

- осуществить экспериментальную проверку разработанной- методической системы преподавания народного декоративно-прикладного искусства и определить ее влияние на развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:

- теоретическое изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы и диссертационных работ по проблеме исследования;

- изучение и анализ, методик, учебных программ и учебных пособий, связанных с проблемой изучения и создания костюма;

- изучение опыта работы преподавателей и студентов ХГФ в процессе обучения композиции, основам теории ДЛИ;

- проведение бесед, анкетирование, студентов;

- педагогическое наблюдение (за работой студентов в процессе работы над костюмом);

- анализ продуктов творческой деятельности (рисунки, эскизы, готовые изделия и т.д.);

- проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды известных ученых в области психологии, педагогики, методики, посвященные проблеме развития способностей и качеств личности в профессиональной учебной деятельности; личностно- ориентированный подход в обучении; фундаментальные работы по методике обучения художественно-графическим дисциплинам в высших педагогических учебных заведениях; положение о взаимосвязи общекультурных и национальных духовных ценностей; идея культурологического подхода.

Исследование проводилось в три этапа в период с 2004 по 2008 гг. на художественно-графическом факультете Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д.Алиева и в Профессиональном лицее № 2 (с.

Первомайское) по специальности - Моделирование-конструирование одежды. В' исследовании -приняли* участие 120 студентов.

На первом этапе (2004-2005 гг.) разрабатывался научный аппарат исследования, осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической и' философской литературы, специальной литературы по костюму, по народному декоративно-прикладному искусству. Проводился констатирующий эксперимент, результаты которого позволили выявить исходный уровень развития специальных способностей студентов и определить, содержательные и методические основы обучения декоративно-прикладной деятельности (на примере национального костюма карачаевцев и балкарцев).

На втором этапе (2005-2007 гг.) - опытно-экспериментальном - разрабатывалось и корректировалось содержание программы «Основы изучения и моделирования национального костюма» с ориентацией на специальную подготовку художника-педагога по народному декоративно-прикладному искусству. В ходе формирующего эксперимента была проведена опытно-экспериментальная деятельность по апробации методики обучения основам декоративно-прикладной деятельности, (на примере национального костюма карачаевцев и балкарцев), были проанализированы результаты исследования. Эксперимент проводился на базе ХГФ КЧГУ им. У.Д. Алиева и в Профессиональном лицее № 2 (с. Первомайское).

На,третьем этапе (2007—2008гг.) были проанализированы, обобщены и систематизированы результаты исследования; написан основной текст работы.

Научная новизна исследования.заключается в:

- постановке и научном- обосновании проблемы- развития художественно-творческих способностей студентов средствами национального костюма;

- выявлении принципов и педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования национального костюма как средства развития художественно-творческих способностей студентов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается:

- внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания — решена значительная научно-педагогическая задача - научно-методическое обоснование развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством (на материале национального костюма карачаевцев и балкарцев;

- в обосновании некоторых особенностей структуры и определении основных мыслительных, практических и личностных компонентов художественно-творческих способностей студентов в процессе продуктивной творческой деятельности;

- в выделении ряда средств, технических приемов, традиции цвета, стилизации, композиции, символики, ритма, мотивов и т.д. народного декоративно-прикладного искусства, в частности национального костюма, развивающих художественно-творческие способности студентов;

- в обосновании национального костюма как объекта творчества, открывающего возможности для развития художественно-творческих способностей.

Практическая значимость результатов исследования заключается в: возможности использования результатов исследования в практике преподавания народного декоративно-прикладного искусства в спецкурсе на ХГФ;

- возможности использования результатов исследования при разработке учебных программ и учебной литературы;

- разработке авторской программы, создающей реальные возможности эффективного развития художественно-творческих способностей.

Достоверность исследования обусловлена опорой на теоретическую и методологическую базу, а также опытно-экспериментальной проверкой предложенной методики, с выявлением, анализом и сравнением динамики развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладной деятельностью.

Положения, выносимые на защиту:

1. методическая система развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в системе вузовской подготовки;

2. авторская программа спецкурса «Основы изучения и моделирования национального костюма», включающая в себя историю возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев, основы формообразования костюма, учебно-творческое проектирование.

Апробация исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на всероссийских и международных научно-практических конференциях, также обсуждались на кафедре методики преподавания художественно-графических дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, сообщались на ежегодных научно-методических конференциях университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Хубиева, Зарима Юсуфовна

Результаты исследования уровней развития художественно-творческих способностей позволили сделать нам следующие выводы:

- студенты недостаточно знают технико-художественные особенности изготовления костюма, принципы формообразования, композиционные закономерности организации костюма;

- в процессе решения поставленной задачи наблюдалось неумелое использование источников творчества, неумение стилизовать изображение, слабое владение графическими приемами;

- в процессе решения поставленной задачи наблюдалось недостаточное использование художественно-творческого потенциала изделий народного декоративно-прикладного искусства;

- существует необходимость поиска новых средств, способов и психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Результаты констатирующего эксперимента стали контрольными для следующего, формирующего, этапа экспериментального исследования.

3.2. Предлагаемая модель методической системы

Результаты констатирующего эксперимента определили разработку научно-обоснованной методической системы развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в системе вузовской подготовки, включающей:

- принципы, группу методов, приемов и форм проведения занятий, направленных на развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ в системе вузовской подготовки;

- средства обучения и обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов, условия развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в системе вузовской подготовки;

- цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Основы изучения и моделирования национального костюма» в системе вузовской подготовки.

В ходе поискового эксперимента была начата разработка рабочей программы учебных занятий по изучению и созданию национального костюма карачаевцев и балкарцев. Апробировались отдельные варианты заданий и упражнений, проверялась эффективность определенных форм, методов и средств обучения в работе со студентами контрольной и экспериментальной групп. При этом уточнялись цели, содержание и объем учебных заданий, направленных на развитие художественных и графических способностей студентов.

С учетом ограниченности возможностей учебных предметов в системе высшего образования по дополнительному введению материалов народного декоративно-прикладного искусства на формирующем этапе нами был разработан и внедрен специальный курс «Основы изучения и моделирования национального костюма».

При разработке программы спецкурса регионального компонента мы опирались на концепцию изучения декоративно-прикладного искусства:

- наличие у каждого народа собственной исторически сложившейся I I культуры, отработанной системы эстетических.и художественных ценностей:

- учет при разработке и практическом применении системьь художественного образования и эстетического воспитания, сложившихся традиций народной педагогики, веками выработанных принципов и стилистических особенностей народного декоративно-прикладного искусства;

- разработку дифференцированной методической системы обучения изобразительному искусству, которая должна учитывать, органически гармонично сочетать обучающие и воспитательные компоненты- федерального уровня с- конкретно-региональными; ассимилировавшимися, вобравшими в, себя многовековые традиции- народного декоративно-прикладного искусства (Ершова М.А, Тамбиев Б.Н.).

Содержание программы спецкурса «Основы изучения и моделирования национального костюма» базируется также на историко-культурных и дидактических принципах, представляющих основу для понимания и освоения традиционного наследия региона, художественных промыслов, в частности, национального костюма: Это:

- принципы организации педагогического процесса'(принципы научности, наглядности, последовательности и системности, единства сознания и деятельности, связи с жизнью и* практикой, гуманистической направленности);

- на принципы управления» и руководства развитием способностей студентов на занятиях декоративно- прикладным искусством (принципы развивающего и воспитывающего-характера обучения, учета индивидуальных особенностей личности, сознательности, творческой активности и самостоятельности, доступности и посильности при достаточном уровне его сложности, прочности усвоения знаний, умений, и навыков, проблемного обучения).

Содержание обучения- опирается на региональные исторические и культурные особенности карачаевцев и балкарцев и тесно связано с такими учебными дисциплинами, как «Основы декоративно-прикладного искусства с практикумом», «Изобразительное искусство Северного Кавказа», «Цветоведение», «Декоративно-прикладное искусство», «Золотое шитье», «Искусство орнамента», «Композиция». Их освоение является условием реализации данной.программы.

Программа спецкурса состоит из теоретической и практической части, и включает три раздела: возникновение и развитие народного декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев, основы формообразования костюма, практическая работа: учебно-творческое проектирование.

В теоретической части рассматриваются история возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев, а также теоретические вопросы средств и закономерностей формообразования костюма.

Лекционные занятия теоретической части направлены на:

- формирование знаний о национальном костюме карачаевцев и балкарцев как одном из видов народного декоративно-прикладного искусства, о его функциональных и эстетических качествах;

- приобретение знаний в области народного декоративно-прикладного искусства художественно-практического и эстетического характера;

- возрождение и дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства и народных промыслов России и региона;

- формирование образно-ассоциативных представлений о форме и конструкции костюма;

- формирование знаний о закономерностях развития структуры костюма в зависимости от законов формообразования в природе и социальных явлениях общества;

- расширение представлений и приобретение навыков создания форм в различных материалах;

- расширение представлений и приобретение умений в области цвето-ведения и декоративной композиции;

- развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях в ходе восприятия и анализа образцов национального костюма.

В процессе проведения практических занятий студенты закрепляют теоретический материал, изучают свойства' обрабатываемых материалов, осваивают технологию макетирования, моделирования и изготовления костюма, овладевают приемами стилизации, композиции, декорирования изделий.

Программа спецкурса «Основы изучения и моделирования национального костюма» предполагает и самостоятельную работу студентов, которая заключается в изучении рекомендованной литературы, в работе с каталогами, в просматривании иллюстративного» материла в альбомах, журналах, книгах, в анализе выполненных работ. Студенты изучают мотивы, элементы орнаментов, их виды, способы и средства формообразования, возможности композиции, разрабатывают варианты эскизных решений и т.д.

Примерный тематический план занятий по спецкурсу «Основы изучения и моделирования национального костюма»

Темы, Лекции (32ч.) Практические занятия Самостоятельная работа

Раздел 1. Народное декоративно-прикладное искусство карачаевцев и балкарцев

1. Национальный костюм карачаевцев и> балкарцев как вид народного декоративно-прикладного искусства 4 2 2

2. История искусств и культуры карачаевцев и балкарцев. Основные народные промыслы 4 2 2

3. Из истории* развития'национального костюма карачаевцев и балкарцев' 2 2 2

4. Виды национального костюма. Функция и декор в изделиях народного декоративного искусства 4 2 4

Раздел II. Основы*формообразования костюма

5. Одежда, костюм, их функции и виды 2 2 2

1 / !1

6. Формы костюма'как отражение стилистики формообразования среды в каждой эпохе. Анализ костюма посредством определения вида симметрии 4 4 6

7. Закономерности композиции костюма. Средства формообразования костюма. Закономерности организации формы. Цвет в костюме. Построение комплекта форм- 4 4 6

8. Проектирование, моделирование и конструирование одежды. Методы проектирования костюма и этапы работы над костюмом 4 4 4

Раздел 3. Практическая работа: учебно-творческое проектирование

9. Анализ художественных форм национального костюма народов Северного Кавказа 6 4

10. Эскизы национального костюма карачаевцев и балкарцев в технике гуаши и аппликации 8 4

11. Традиционные и нетрадиционные приемы обработки текстильных материалов 6 4

12. Экскурсия в мастерские народных мастеров. Решение творческих задач, создание художественного образа костюма, объединяющего формы национального и современного костюма. Макетирование и художественное моделирование изделий 8 4

Итого: часов 32 56 36

Всего: часов 124

Творческая деятельность на занятиях по ДЛИ, способствующая развитию художественно-творческих способностей, предполагает:

- организацию научно-исследовательской и методической работы студентов;

- организацию творческих групп для выполнения коллективных работ;

- организацию выставок творческих работ студентов, участие в общероссийских и региональных конкурсах;

- организацию творческого взаимодействия и обмена опытом между народными мастерами и студентами.

Каждое занятие имеет свою цель и задачи и в основном способствует развитию основных структурных компонентов художественно-творческих способностей: мыслительных, практических и личностных.

В таблице № 6 мы попытались отобразить цели и задачи лекционного курса спецкурса «Основы изучения и моделирования национального костюма», а также предполагаемые знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе обучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хубиева, Зарима Юсуфовна, 2009 год

1. Абульханова - Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А.Абулханова - Славская // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981.-С. 19-44.

2. Активные методы обучения в системе непрерывного образования: межвуз. сб. науч. тр. / ЛТА. - Л.Д991. - 104с.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. - М., 1984.-231с,

4. Алейников А.Г. О креативной педагогике / А.Г.Алейников // Вест. высш. шк. 1989.-№12.-С.7-14

5. Алексеева Е.П. Карачаевцы и Балкарцы древний народ Кавказа/Е.П.Алексеева. - Черкесск, 1963.- 53 с.

6. Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности, дис. ... док. пед. наук / И.В.Алексеева.- Ростов — н/Д., 2005.- 461 с.

7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа/А.Д.Алехин. - М.: Просвещение, 1984.- 160с.: ил.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2т. /Б.Г.Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1980.- Т.2.-571с.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977-380 с.

10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.

11. Арабов И.А. Проблемы развития образования на Северном Кавказе. / А.И. Арабов // Этническая культура и поликультурное образова-ние:сб.науч.тр.-Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998.-С. 13-19.

12. Аристова У.В. Народное искусство (костюм) как средство эстетического воспитания школьников: дис. ... канд. пед. наук / У.В. Аристова,, - М.; 1999.- 170 с.

13. Артемьева Т.И, Проблема способностей: личностный аспект / Т.И.Артемьева // Психол. жур. - : 1984.- 46-55.

14. Арутюнов А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / А.Артюнов. - М.:Наука, 1989,- 345с.

15. Архангельский И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. / И.Архангельский - М.: Высш. шк., 1980. - 368 с.

16. Архангельский В.Г. Очерки по педагогической психологии.- Казань: Ими. Ун-т, 1906.-200С.

17. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. / В.Г. Асеев. - М., 1976.- 243 с.

18. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя / Ю.К.Бабанский // Сов. педагогика. -1987.-№2.- 3-9.

19. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192с.

20. Барадулин В.А., Основы художественного ремесла: в 2т. / В.А. Бараду- лин, О.В. Танкус. - М., 1978-254 с.

21. Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры карачаевцев и балкарцев /В.М. Батчаев. - Нальчик: Эльбрус, 1986 . 151 с.

22. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство / Ю.К. Беджанов. - Карачаевск, 1994.-100с.

23. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования / М.Н. Берулава // Педагогика. - 1994,- №5.-0.31-36.

24. Бесленеев А.Д. Очерки истории хозяйственного быта горцев Кубанской области. Вторая половина Х1Хв. / А.Д.Бесленеев, И.М.Шаманов.- Черкесск, 1972.- 67с.

25. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии / В.П. Беспаль- ко. - М.: Педагогика, 1995. — 85 с.

26. Боголюбов Н.С. Педагогическая технология / Н.С.Боголюбов. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1990. -245 с.

27. Богомолов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: дис. ...док. пед. наук / Н.С. Боголюбов. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1993.- 345 с.

28. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М,: Знание, 1981. - 95с.

29. Богоявленская Д.Б.. Творческая работа - просто устойчивое сочетание / Д.Б. Богоявленская, М.Е.Богоявленская // Педагогика. — 1998. - №3.-С.36-41.

30. Добрых рук мастерство: Произведения нар. искусства в собр. Гос. Рус. музея: сб.очерков / сост. И. Богуславская; науч. ред. В. Пушкарев. - Л.: Искусство, 1976. - 211с.: ил.

31. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы. / Л,И. Божо- вич.- // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. -41с.

32. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и становления гармоничной личности. / Л.И.Божович.- // Психология формирования и развития личности. - М.: ТТаука, 1981. 262-263.

33. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопр, психологии.- 1976. - №6. -С.45-53.

34. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. — Ростов-н/Д, 2000. — 352с.

35. Бордовская Н.В.: Педагогика: учебник для вузов. / Н.В. Бордовская,А.А. Реан. - СПб: Питер, 2000. - 304 с.

36. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. - М., 1979.- 98с.

37. Бромлей Ю.В.,. Человечество - это народы / Ю.В.Бромлей, Р.Г.Подольный. - М.: Мысль, 1990.- 391с.

38. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983 . - 96с.

39. Вакуленко Е.Г. Педагогические условия обучения учаш;ихся народному декоративно-прикладному искусству: автореф. дис. ... канд.пед. наук / Е.Г. Вакуленко. - Краснодар, 1998. -19с.

40. Велева М. Синтез этнических элементов в болгарской народной одежде / М.Велева // Труды VII МКАЭН. - М., 1970. Т.5. 82-88.

41. Вербицкий А.А.Активное обучение в высшей школе / А.А. Вербицкий.- М.: Знание, 1991.-207с.

42. Возрастные возможности усвоение знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1967. — 300 с.

43. Волков И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - М.: Педагогика, 1982.- 86 с.

44. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии: сб. науч. тр. — Черкесск, 1993. 139 с.

45. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский.- под. ред. М.Г. Ярошевского.-М.: Педагогика, 1987.-344с.

46. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский.- М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с.

47. Гальперин П.Я. Психология мышления о поэтапном формировании умственных действий. / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966. - 236-277.

48. Гальперин П.Я. Введение в психологию/П.Я.Гальперин. - М.: Издтво Российского ун-та, 1992. - 208 с.

49. Гальтон Фр. Наследственность таланта, ее законы и последствия / Фр. Гальтон. - Пб., 1875.- 254 с.

50. Голуб А.А. О структуре художественно-образного мышления / А.А. Голуб // Вопросы истории, теории методики преподавания изобразительного искусства. - М.: Прометей, 1996. - 172 с- Вып. 1. 73-75.

51. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям /Э.А. Голубева// Психол. журн.1989.-Т.10.-№4, - 75-86

52. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева.- М.: Прометей, 1993.-306 с.

53. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя //Вопр. психологии.- 1975.-№1.-с. 100-111. -

54. Готсдинер А.А. К проблеме многосторонних способностей / А.А. Гот- сдинер // Вопр. психологии. - 1991.- № 4. - 82-88.

55. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаевского и балкарского народа / М.Б. Гуртуева.-Нальчик:Эльбрус, 1997.-256с..

56. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования / И.И. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.-90 с.

57. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. - М.: Ин- тор, 1996.-544 с.

58. Денисов А.Е.. Дидактические принципы применения средств обучения / А.Е. Денисов, В.М. Казанский. - Киев: Высш. шк; Изд-во Киев, ун-та, 1982.-52 с.

59. Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей / В.Н. Дружинин.-// Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - 55-62

60. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.

61. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева- Томина. — 2-е изд. — М.: Академический проспект: Культура, 2005. — 304 с.

62. Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одеж- дькучеб. Пособие / В.В.Ермилова, Д.Ю. Ермилова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 184 с.

63. Ершова М.А. Национально-региональный компонент в содержании специализации 030815 - «Декоративно-прикладное искусство» на примере золотого шитья горских народов Карачаево-Черкесии: з^еб. Пособие / М.А. Ершова, Б.Н. Тамбиев.- Карачаевск, 2003. - 92 с.

64. Ершова М.А.Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом: УМК / М.А. Ершова. - Карачаевск, 2007. - 31 с.

65. Ершова М.А. Золотое шитье. Программа дисциплины специализации / М.А. Ершова, З.С. Батчаева, Л.М. Чомаева. - Карачаевск, 2002.- 7с.

66. Закон об образовании // Высш. образование в России.- 1996.- №1.-С.З- 36.

67. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. Пособие / И.А. Зимняя.- Ростов-н/Д: Феникс, 1997.- 480с.

68. Зинченко В.П, Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальном этапе обз^ения рисунку: автореф. дис. ...канд. пед. наук / В.П. Зинченко.- М., 1980. - 16 с.

69. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И.Игнатьев. - М.: Знание, 1968. - 32 с.

70. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению //. Пси- хол. журн.- 1987. - №2, - Т. 8.- 37-47.

71. Калмыков И.Х. О культуре и быте народов Советской Карачаево- Черкессии / И.Х. Калмыков. - Черкесск, 1970. - 120с.

72. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения / З.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1979. - 48 с.

73. Кан - Калик В.А., Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандаров. -М.: Педагогика, 1990. - 114с.

74. Канарская О.М. Педагогическая технология. - СПб, 1995. - 121 с.

75. Карачаевцы: Историко-этнографический очерк. — Черкесск, 1978. 310 с.

76. Кипкеев М.Б. К вопросу развития художественных промыслов Карачая и Балкарии / М.Б. Кипкеев // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры: межвуз. сб. науч.тр.- Нальчик. 1996.- с. 300-302.

77. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности детей / В.И. Кириенко. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

78. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. - М . , 1989. - 188 с.

79. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин: - М., 1994. - 12 - 131

80. Корешков В.В. Декоративная деятельность - средство формирования и развития личности / В.В. Корешков // Совершенствование художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе: сб. науч. трудов. -Уфа:Изд-во БашГПИ, 1992.- 5-7.

81. Корешков В.В. Формирование личности 5Д1ащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: дис. ... докт пед. наук / В.В. Корешков.- М., 1994.- 311с.

82. Корзинова Е.И. Интегрированные задания по технической графике как средство развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета: дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Корзинова. - М.: 1992.-196 с.

83. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.- 431 с.

84. Крупнов Е.М. Древняя история Северного Кавказа / Е.М. Крупнов. - М.: Изд-во АН СССР, 1960.-320C.

85. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. - М.: Просвепдение, 1968. - 431 с.

86. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 305 с.

87. Крюкова' Е.А. Личностно-развиваюпдие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: монография / Е.А. Крюкова. -Волгоград: Перемена, 1999. - 196с.

88. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. Пособие / B.C. Кузин.- М.: Просвеп^ение, 1984. . 148 -319 c.

89. Кузин B.C. Психология: учебник / B.C. Кузин. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997.-304 с.

90. Кузнецова А.Я. Народное искусство Карачаевцев и Балкарцев / А.Я. Кузнецова.-Нальчик, 1982. -176 с.

91. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.ВКузьмина. - Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та- М., 1970.- 114с.

92. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обз^ения / Н.В. Кузьмина; ВНИМ проф.-техн. образования. - М.: Высш. шк., 1990.-117 с.

93. Лавров Л.И. Карачаевцы и балкарцы до 30-х годов XIX в. / Л.И. Лавров // Кавказский этнографический сборник.- М.: 1969.- Вып. 4.- 55-120.

94. Леднёв B.C. Содержание образован1м: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. - М . : Высш. шк., 1991. - 224с.

95. Лейтес Н.С Динамическая сторона психической активности и активиро- ванности мозга / Н.С. Лейтес, Э.А. Голубева, Б.Р. Кадыров // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. - М.; 1980.-192 с.

96. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст /Н.С. Лейтис. - М.: Педагогика, 1971.- 259 с.

97. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

98. Леонтьев А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Вопр. Психологии.- I960.- №1-.С. 7-17.

99. Лернер И.Я Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

100. Мамбетов Г.Х. Материальная культура сельского населения Кабардино- Балкарии / Г.Х. Мамбетов. - Нальчик, 1975.-407 с.

101. Мальбахов Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство / Б.Х. Мальбахов. - Нальчик, 1984 . 22- 56.

102. Маркграф О.В. Очерки кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники и производства / О.В. Маркграф. - М,:1882. 248 с.

103. Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.:Изд-во Моск. гос. ун-та 1982. - 108 - 118.

104. Матюшкин A.M. Проблемная ситуация в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. - М: Педагогика, 1'972. - 208 с.

105. Махмутов М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов.- М., 1975. -551 с.

106. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев.- М.: Знание; 1981. - 86 с.

107. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / B.C. Мерлин; под.ред. Е.А. Климова. - Воронеж, 1996.-44бс.

108. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие / под ред. Т.С.Комаровой. - М.: Просвещение, 1991.- 256 с.

109. Мешков П;И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: автореф. дис. ... док. психол. наук. - СПб., 1993. -18 с.

110. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая в XIII - XVIII вв / И.М. Мизиев. -Нальчик: Нарт, 1991. - 190 с.

111. Миллер В. В горских обществах Кабарды / В.Миллер, М.Ковалевский// Вестник Европы. - СПб., 1884. - 582.

112. Михаиленко Л.Б. Формирование мотивации профессионально- педагогической деятельности на факультетах изобразительного искусства / Л.Б. Михайленко // Науч. тр. М Ш У : сер.: гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1995. - 186-189.

113. Мясищев В.Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи / В.Н. Мясищев // Проблема способностей. - М.: АПН РСФСР, 1962.-C.5-15

114. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1987. - 322 с , илл.

115. Об исследовании проблем психологии творчества: сб. ст./ отв. ред. Я.А. Пономарев.- М.: Наука, 1983 .-33 6с

116. Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: тезисы междунар. конгр. - Новосибирск, 1995. - 287с.

117. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В.Ф.Овчинников. - М.,1984.-87с.

118. Очерки общей этнографии. Азиатская часть СССР.- М., I960.- 37-38.

119. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под ред. М. В. ' Буланова-Топоркова. — Ростов-н/Д: Феникс, 2002.- 660 с.

120. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. — М.: Школа — Пресс, 2000.- 512 с.

121. Петровский А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. -Ростов-н/Д: Феникс, 1996. -416с.

122. Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности / В.А. Петровский. - Самара, 1997. — 467с.

123. Педагогика: учеб. пособие. / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. -640 с.

124. Платон. Сочинения: в 3 т.- М., 1968.- Т.1.-С.138.

125. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях / К.К. Платонов // Сов. педагогика. 1963.-№11.-С.98-103.

126. Платонов К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1972.-312 с.

127. Подвойский В.П. Формирование творческого мышления студентов педвуза / В.П. Подвойский // Межвуз. сб. науч. тр.МГПИ им. В.И.Ленина. -М., 1986.-с . 172- 179.

128. Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. - М.: Знание, 1982.-96 с : ил.

129. Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества / Я.А. Пономарев // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. - М., 1990.-С. 13-37.

130. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев-. М.: Педагогика, 1976.-280С.

131. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития / Я.А. Пономарев //Психол. журн. 1994.-Т.-15. - 38-50.

132. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983. - 3-26.

133. Проблемы народного искусства. / под ред. М.А.Некрасовой, К.А. Макарова. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 136с.

134. Психологические исследования творческой деятельности / под ред. O.K. Тихомирова. - М : Наука, 1975. -251 с.

135. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, СИ. Розум. - СПб: Питер, 2000. - 432с.

136. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: книга для учителя / Л.Д. Рондели. -М.: Просвещение,-!984. - 142 с.

137. Рубинштейн Л. Основы общей психологии / Л.Рубинщтейн. - М.: Педагогика, 1990.-289 с.

138. Рубинштейн Л. Основы общей психологии / Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000.-720 с : ил.

139. Рытвинская Л.Б. Основы формообразования костюма (архитектоника): учеб.пособие. / Л.Б. Рытвинская.- М.: Альфа, 2006. - 72с.

140. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя / В.А. Сластенин // Психология труда и личности учителя. - Л., 1976. - 30-46.

141. Сластенин В.А. Педагогика / А.В. Сластенин, И.Ф.Исаев.- М., 2000.- 576 c

142. Смирнов Технологии в образовании / Смирнов // Высш. образование в России.-1999.-№1. - 109-112.

143. Способности и интересы / под ред. Н.Д. Левитова и В.А. Крутецкого. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 307 с.

144. Студенецкая Е.Н. . Одежда народов Северного Кавказа. XVITI - XX вв. / Е.Н. Студенецкая - М., 1989. - 288 с.

145. Столяр А.Д. происхождение изобразительного искусства./А.Д.Столяр. - М., 1985. 151.

146. Страхов И.В. Внимание в структуре личности / И.В. Страхов. - Саратов, 1969. - 19 с.

147. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / сост. И.Е. Богуславская. — Л.: Художник РСФСР, 1981. - 374 с.

148. Текеев К.М. Карачаевские и балкарские узорные войлоки / К.М. Текеев // Сов. этнография.- 1987.- №2.- 107-112.

149. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы / К.М. Текеев.- М.: Наука.- 1989.- 447с.

150. Телегина Э.Д. Психологическая саморегуляция творческой мыслительной деятельности и проблема ее развития в обучении / Э.Д. Телегина // Вопросы познавательной деятельности школьников и студентов. - М.: Прометей, 1988. - 33-53.

151. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т. 1/Б.М.Теплов. - М.: Педагогика, 1985.-328 с.

152. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.

153. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. — М.: Просвещение, 1962. - 230.

154. Теплов Б.М. Способности и одаренность Б.М. Теплов // Психология. 3-е изд. перераб. и доп. - М., 1948. - 224-231.

155. Теплов Б.М, Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. - М. - Л.: Известия АПН РСФСР, 1947.-№ 11. - 75.

156. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - М.: Наука, 1966.-451 с.

157. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М. - Л,: 1931.- Т.П.- 245.

158. Фомина А. Крестьянская промышленность и промысловая кооперация в КЧАО. / А.Фомина // Вестн. промысловой кооперации.- 1925.- № 1. С -64.

159. Хижняков Б.Е. Описание кустарных промыслов национальных областей Северо-Кавказского края -.// Записки. I-II Северо-Кавказский краевой горский НИИ. - Ростов-н/Д, . 1929.- 340.

160. Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Т.М. Хрусталева - Пермь, 1993. - 16 с.

161. Чекалова А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. / А.К. Чекалова.- М.: Изд-во Акад. художников СССР, 1962.- 67 с.

162. Шадриков В.Д. Проблема профессиональных способностей // Психол. журн. 1982. - Т. 3, №5. 13-26.

163. Шадриков В.Д. - Психология деятельностей и способностей человека. - М.: Изд-во. Корпорация МУГО. - 1986.- 320.

164. Шаманов И.М. Хозяйство и хозяйственный быт карачаевцев в XIX - нач. XX вв.: автореф. дисканд. ист... . наук.- М., 1972. 17 с.

165. Шаманов И.И. Карачаевцы / И.И. Шаманов. - Черкесск, 1977.- 487с.

166. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова.-2-е изд.- М.: Просвеш,ение, 1979.- 192с.

167. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. - М.: Изд-во «Книгокопилка», 1926. -402 с.

168. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно- исторической теории Л.С. Выготского) / Д.Б. Эльконин. - М.: Тривола, 1994.-168 c., ил.

169. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И.С. Якиманская // Вопр. психологии. 1994.- №2. - 64-76.

170. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. - М.: Искусство, 1964. - 188 с.

171. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты / В.А. Якунин. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 160 с. Приложения № 1, 3, Ф Комплект женского платья с нательной рубахой и нарукавными подвязками. Конец XIX века. 1^

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.