Развитие художественно-творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Овчарова, Юлия Анатольевна

  • Овчарова, Юлия Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 239
Овчарова, Юлия Анатольевна. Развитие художественно-творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2007. 239 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Овчарова, Юлия Анатольевна

Введение.

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития художественнотворческих способностей в декоративно-прикладном искусстве.

1.1. Психологический аспект развития художественно-творческих способностей личности в сфере декоративно-прикладной деятельности.

1.2 Предполагаемая модель методической системы развития художественнотворческих способностей студентов в процессе создания керамических изделий.

Выводы по первой главе.

Глава 2. специфика художественного образа в декоративно-прикладном искусстве.

2.1. Особенности художественно-пластического языка в декоративно-прикладном искусстве.

2.2. Специфика создания художественного образа в традиционной керамике.

2.3. Особенности художественно-творческих решений в современной керамике.

Выводы по второй главе.

Глава 3. Экспериментальное исследование развития художественно-творческих способностей в.процессе создания художественного образа в керамике;.

3.1 Разработка критериев оценки работ студентов.

Исследование современного состояния преподавания керамики. Констатирующий эксперимент.

2.2. Поиск путей совершенствования методической системы обучения студентов художественной керамике и формирование художественно-творческих способностей.

3.3. Контрольный (сравнительный) эксперимент.

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике»

Проблема исследования и ее актуальность. В настоящее время педагогической наукой ведется активный поиск путей совершенствования профессиональной подготовки педагогов-художников. Важнейшим условием для этого является необходимость формирования у будущих учителей таких качеств, которые позволяли бы решать не только задачи по обучению, воспитанию и развитию личности детей, но и ставить творческие задачи. Постоянное духовное самосовершенствование личности, формирование интеллектуального и культурного потенциалов закладывается с детства, поэтому необходимо уже в школе воспитывать творческого человека, развивать способности не только к трансляции старого, но и к созданию нового, иными словами, необходимо уже с ранних лет учить мыслить творчески.

Поиск новых методов и форм обучения, личностная направленность — основные принципы педагогики сегодня. Внимание к проблемам личности, обусловленное направленностью образовательного процесса на ее развитие, готовность к самостоятельному мышлению и творческому подходу необходимо формировать в процессе обучения.

В современной системе образования применяются различные средства формирования личности, и художественное образование имеет в этом процессе важное значение. Декоративная деятельность, как один из аспектов в его структуре, имеет широкие возможности для развития, индивидуальности, творческих способностей личности, поскольку основывается на многовековом опыте, концентрируя в себе знания и умения многих поколений.

Проблема развития творческих способностей - одна из актуальных проблем в педагогической науке, и декоративно-прикладное искусство (как вид художественного творчества) призвано заниматься поисками решения этой проблемы. В этом плане освоение технологий, методик, технических приемов ремесла в декоративно-прикладном искусстве идет в тесной взаимосвязи с развитием образного, пространственного, ассоциативного мышления и творческого воображения.

В структуре анализа такой связи становится актуальной проблема данного исследования, а именно - определение путей формирования художественно-творческих способностей к передаче художественного образа в работах по керамике.

Учитель, передавая знания и свой опыт учащимся, развивает их творческое начало, воспитывает сознание, умело направляя своих воспитанников на осмысление мира и созидание его новых по содержанию форм. Закладывая основы интеллектуального, нравственного и духовного развития у подрастающего поколения, педагог должен обладать множеством необходимых качеств, однако важнейшим из них является его способность научить творчески мыслить. Важно, чтобы он, обладая ремесленными знаниями, умениями и навыками, обращал особое внимание учащегося на образную сторону произведения декоративно-прикладного искусства, направлял его деятельность на творческий подход к этому виду искусства, не забывал о значимости традиционных народных центров декоративно-прикладного искусства (ДЛИ), которые сегодня заметно возрождаются.

Задача современных педагогов - научить детей творчески относиться к любому делу, а для этого необходимо с малых лет развивать у них творческие способности.

В- системе подготовки художника-педагога к освоению различных видов декоративно-прикладного искусства особое место занимает художественная керамика, специфика которой определяется особенностями и свойствами материалов, разнообразием техник и приемов их обработки. Все это в синтезе позволяет ставить и решать проблемы развития творческих способностей, и в результате создавать художественно-образные произведения.

Снижение общекультурного уровня и духовная пустота ведут к потере самобытности национальной русской культуры. Предметы декоративноприкладного искусства, постепенно утрачивая свою ценность как источник эстетического познания мира, превращаются из самоценных произведении в бутафорские вещи, несущие роль «украшательства быта». В результате происходит духовное обнищание народа, ведь декоративно-прикладное искусство-это целый мир, который предметно окружает человека. Красивая вещь, сделанная с душой, передает ему положительный заряд энергии; воспринимая ее как настоящее произведение искусства, он стремится создавать красоту вокруг себя и дарить ее другим. Человек как индивид неповторим, значит надо стремиться к тому, чтобы у каждого произведения декоративного искусства был свой, неповторимый, образ.

В современном мире, однако, все больше безликих, однотипных вещей. Трудно остановить на чем-то взгляд, насладиться красотой и оригинальностью произведения. Исчезает образность, а ведь именно через-постижение образной, художественной, стороны, произведения человек становится богаче духовно.

Проблема развития творческих способностей различными средствами изобразительного искусства рассматривалась многократно в различных исследованиях. Разработка наиболее эффективных методов формирования и развития художественно-творческих способностей в процессе обучения, с целью создания наиболее благоприятных условий для формирования творческой личности, является постоянным объектом пристального изучения педагогической науки: Некоторые стороны исследуемой проблемы, находили свое отражение в смежных с нею трудах, статьях, диссертациях.

Вопросам способностей посвящены труды психологов B.F. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, J1.C. Выготского, В.Н- Дружинина, A.F. Ковалева; В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, C.JI. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др. В работах этих ученых теоретически обосновываются особенности и закономерности формирования творческих способностей; в частности делается акцент на том, что творческие способности развиваются и совершенствуются под воздействием определенных семейных и общественных условий, проходят определенные стадии в своем развитии, несут на себе отпечаток индивидуальности.

Вопросы художественного творчества и его места в формировании личности, проблема развития художественно-творческих способностей освещаются в исследованиях B.JI. Дранкова, Е.И. Игнатьева,

B.И. Кириенко, B.C. Кузина, Н.С. Лейтеса, А.А. Мелик-Пашаева, Б.С. Мейлаха, A.M. Матюшкина Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др.

Вопросами развития художественно-творческих способностей студентов в процессе занятий по специальным дисциплинам занимались педагоги Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, П.Г.Демчев, С.П.Ломов.; В.К.Лебедко, Е.В. Шорохов, Н.С. Ростовцев, В.П. Строков, А.А. Унковский и др.

Теоретические вопросы активизации творческой деятельности; а также проблема > дидактических основ организации учебных занятий будущих учителей нашли свое отражение в трудах известных ученых-педагогов А.Д. Алехина, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова, В:К. Лебедко, С.П. Ломова, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова и др. В данных работах освещены не только проблемы творческого развития личности, но и проблемы применения декоративно-прикладного искусства в системе образования как средства приобщения к художественному творчеству.

Непосредственно проблемам декоративно-прикладного искусства и его роли в художественной культуре посвящены труды М.С. Кагана,

C.Х. Раппопорта, Б.А. Рыбакова, А.Б. Салтыкова и др.

Освоение и сохранение народных традиций, их творческое переосмысление в свете современного развития искусства все заметнее становятся необходимым компонентом в системе формирования художественно-творческих способностей. Проблемами керамики как национального самобытного искусства серьезно занимались исследователи-искусствоведы И.А. Алпатова, Н.В. Воронов, Л.И. Данилова, К.А. Макаров,

B.А. Малолетков, Е.Н. Хохлова и др. В их работах, в частности раскрываются особенности керамики как вида декоративно-прикладного искусства, и определяются место и роль образа в произведениях художественной керамики.

Проблемой художественного образа и его ролью в произведении искусства занимались философы и эстетики А.А. Андреев,

C.Д. Безклубенко, Г.Л. Ермаш, В.В. Журавлев, А .Я. Зись, C.G. Гольдентрихт, Е.С. Громов и др.

Важное место в формировании художественно-творческих способностей в художественной керамике занимает знание технологий, т.е. грамотное использование в процессе создания образа технологических и технических приемов. Эти вопросы подробно осветили в своих работах по вопросам технологии и производству художественной • керамики А.И. Августиник, А.Ф. Акунова, А.И. Иванов, Г.Е. Лукич, Р.М: Миклашевский, И.П. Уварова, А.И. Поверин и др.

Проблемы развития и формирования творческих способностей посредством декоративно-прикладной деятельности разработаны в диссертационных исследованиях Т.В. Гановой, Н.В. Зарали, Д.А. Кемешева, И.В. Козлова, А.Н. Насыровой, Н.В. Пучковой, Т.В. Саляевой, A.M. Хашхожева. Эти работы в основном посвящены анализу общих методических основ организации занятий по декоративно-прикладному искусству.

Интерес для данного исследования с точки зрения методологии представляли работы, посвященные проблеме формирования творческих способностей и мышления в учебно-творческой деятельности студентов на1 примерах декоративно-прикладного искусства И.В. Алексеевой, P.M. Варцавы, О.Г. Даутовой. Ценность этих работ в том, что в них содержатся в основном практические рекомендации по организации процесса обучения^ студентов декоративно-прикладному искусству, раскрывается роль знаний по технологии изготовления изделий декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-творческих способностей студентов.

Проблеме формирования художественного образа средствами изобразительного искусства как такового посвящены диссертационные исследования А. А. Ворохоба, К.В. Макаровой, имеющие важное методическое значение и для данного исследования.

К настоящему времени специальных исследований в области путей, форм и методов развития художественно-творческих способностей у студентов в практике обучения художественной керамике пока нет. Главное внимание уделяется вопросам организационно-методических основ преподавания, а существующая программа и методическая система, обучения декоративно-прикладному искусству в области художественной керамики направлена в основном на получение студентами знаний, умений и навыков в области технологии изготовления керамических изделий; при этом большое место отводится усвоению специфики различных материалов, из которых изготовляются предметы декоративно-прикладного искусства. Отсутствует, как правило, направленность на сыодержательную сторону художественной керамики, в то время как она является необходимым компонентом в развитии художественно-творческих способностей будущего учителя, которое неотделимо от творческого процесса и воплощения идейно-образного замысла в законченное произведение. В свою очередь, художественный образ, раскрытый в учебно-творческих работах по керамике, как результат синтеза особенного и общего, субъективного и-объективного, позволяет раскрыть индивидуальность учащихся.

Актуальность проблемы развития художественно-творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов обусловлена тем, что на сегодняшний момент качество подготовки, специалистов, будущих учителей изобразительного искусства, начинает в, какой-то мере снижаться, что связано с целым рядом причин, среди которых - недостаточное внимание со стороны педагогов и учителей к проблеме развития художественно-творческих способностей учащихся: С особой остротой эта проблема выявляет себя в декоративно-прикладном искусстве, в связи с тем, что программы по этому виду искусства, как указывалось выше, ориентированы в основном на технологию, и должных ориентиров в этом плане нет ни у высшей, ни у средней школы. В результате недостаточно развитые художественно-творческие способности художника-педагога лишают его возможности в полной мере передать нужный опыт, знания, умения и навыки учащимся.

Настоящее исследование призвано разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методическую систему, обеспечивающую развитие художественно-творческих способностей у студентов на занятиях по керамике, формирующую творческий потенциал и личность высококвалифицированного художника-педагога, способного к эффективному обучению школьников.

Цель исследования таким образом - научно-педагогическое обоснование условий развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике.

Объектом исследования является художественно-творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике.

Предмет исследования - специфика развития, творческих способностей у студентов ХГФ в процессе создания художественного образа в керамике.

Гипотеза исследования: если разработать специальную методическую систему, которая включает в себя цели, задачи, содержание учебного материала, методику развития художественно-творческих способностей, средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов, то можно получить более высокие результаты развития. художественно-творческих способностей студентов. Данная методическая система должна обладать следующими особенностями:

• направленностью методов обучения художественной керамики на личностно ориентированное взаимодействие со студентами и оптимизацию процесса их индивидуально-творческой деятельности;

• наличием образно-творческих заданий и специальных упражнений, направленных на развитие умения соотносить художественно-образные задачи керамики с технологическими, декоративными возможностями материалов;

• активизацией самостоятельной работы студентов, раскрывающей индивидуальные качества творческого, аналитического и исследовательского характера;

• использованием технических средств обучения (ТСО), наглядных пособий, посещением выставок и выставок-отчетов творческих групп художников-керамистов союза художников.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:

• исследовать особенности художественно-пластического языка в декоративно-прикладном искусстве;

• изучить специфику создания художественного образа в традиционной керамике и сопоставить её с современной;

•< исследовать современное состояние проблемы развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов в керамике;

• разработать и теоретически обосновать авторскую модель развития художественно-творческих способностей студентов, направленных на создание художественного образа в керамике;

• определить критерии оценки эффективности использования авторской методики на занятиях по керамике на художественно-графических факультетах;

• экспериментально проверить научно обоснованную методику преподавания художественной керамики, направленную на развитие творческих способностей.

Методологическая и теоретическая основа исследования - труды ведущих специалистов в области психологии, философии, гносеологии, педагогики изобразительного искусства; современные научно-теоретические исследования, раскрывающие возможности традиционного и современного декоративно-прикладного искусства в формировании личности; научные исследования по проблеме художественно-творческой деятельности в системе художественного образования.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

• изучение, анализ и обобщение научно-методический и специальной литературы по проблеме исследования;

• изучение и анализ методических систем и учебных программ по художественной керамике на художественно-графических факультетах, в педагогических и художественных вузах;

• проведение опроса, собеседования и анкетирования студентов в процессе их творческой деятельности;

• наблюдение за творческой деятельностью студентов в процессе выполнения заданий по художественной керамике, педагогов, художников;

• анализ работ студентов, как продукта учебно-творческой деятельности (эскизы, программные, курсовые, дипломные, творческие работы);

• проведение психолого-педагогического эксперимента со студентами с целью выявления оптимальных форм и методов организации учебных занятий;

• обработка полученных данных. Этапы исследования:

Экспериментальная работа проводилась в три этапа: с 2000 по 2006 годы.

На первом этапе (2000-2002 гг.) проводился анализ психолого-педагогической, методической, философской, искусствоведческой литературы, диссертационных работ по проблемам психологии творчества, художественного образования. Выдвигались гипотеза, предмет и задачи исследования. Проведён констатирующий эксперимент с целью определения методологии исследования и требований, позволяющих выработать методическую систему развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях по керамике.

На втором этапе (2002-2004 гг.) анализировались и обобщались результаты изучения научно-теоретических материалов по проблеме исследования. Проводился формирующий эксперимент, позволивший апробировать методы преподавания художественной керамики, скорректировать методическую систему и сформировать наиболее оптимальную структуру содержания курса; проводилась экспериментальная проверка разработанной диссертантом методической системы, выявление ее эффективности.

На третьем этапе (2004-2007 гг.) подводились итоги результатов теоретического и экспериментального исследований, окончательно сформирована и выверена методическая система по курсу «Практикум по декоративно-прикладному искусству (керамика)», проведено оформление материалов диссертации.

Научная новизна заключается в следующем:

Установлена связь между процессом развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях керамикой и методами постановки творческих задач в учебных заданиях, направленных на выявление художественного образа.

Разработана и экспериментально проверена научно обоснованная методическая система, направленная на развитие художественно-творческих способностей в процессе создания художественного образа в керамике. Данная система учебно-творческих заданий и упражнений способствует оптимизации учебно-творческой деятельности студентов.

По результатам анализа учебных работ студентов и творческих заданий разработаны критерии оценки уровня развития художественно-творческих способностей к передаче художественного образа в керамике.

Теоретическая значимость результатов исследования:

Внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания (изобразительное и декоративное искусство), а именно - решена значительная научно-педагогическая задача, связанная с развитием художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике. Разработана программа обучения студентов художественной керамике, комплекс учебно-творческих заданий и упражнений.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по художественной керамике в педагогических учебных заведениях. Материалы исследования могут служить основой для организации факультативных занятий студентов в целях расширения форм образования на художественно-графических факультетах, а также могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических разработках проблемы развития художественно-творческих способностей личности.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической, философской, искусствоведческой литературы по вопросам творческого развития личности, результатами опытно-экспериментальной проверки основных положений данного исследования в условиях обучения на художественно-графических факультетах.

На защиту выносятся:

• разработанная, научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов на занятиях по керамике;

• критерии диагностики уровня развития художественно-творческих способностей студентов;

• экспериментальная учебная программа по художественной керамике. Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Московском педагогическом государственном университете (Mill У), на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства МШУ, публикаций основных положений работы.

Экспериментальное исследование по рассматриваемой в диссертации проблеме осуществлялось со студентами на базе ХГФ Mill У с 2000 по 2007 гг. Основные результаты исследования отражены в научных статьях и внедрены в практику преподавания художественной керамики на ХГФ МПГУ.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложения. Объем диссертации 245 страниц, из них 193 страниц основного текста, 52 страницы приложения. Диссертация содержит 14 таблиц, 3 графика, 5.диаграмм, 90 иллюстраций. Библиографический список содержит 282 источника, из них на иностранных языках 4.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Овчарова, Юлия Анатольевна

Результаты исследования, полученные в ходе экспериментальной проверки, полагают считать состоятельной разработанную методическую систему развития художественно-творческих способностей и возможность использования ее в работе со студентами.

Применение предлагаемой методической системы, несомненно, повышает уровень эмоционально-смысловой наполненности учёбнотворческих заданий, выраженности в них индивидуальности автора, таких качеств как пластичность, стилизация, декоративность, конструктивность формы, колористическое единство, технологичность, грамотное использование материала. Это способствует достижению единства в связи формы и содержания в учебно-творческих заданиях будущих художников-педагогов.

Проведенное исследование не является окончательно исчерпывающим по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ. Материалы нашей работы могут быть дополнены и переработаны в ходе других исследований, и быть применены для дальнейших исследований с целью совершенствования содержания и методов обучения керамики как вида декоративно-прикладного искусства.

Заключение

Художественная керамика занимает особое место среди видов декоративно-прикладного искусства в системе подготовки художника-педагога. Специфика керамики определяется особенностями и свойствами материалов, разнообразием техник и приемов их обработки. Все это позволяет ставить и решать проблемы развития творческих способностей, создавая художественно-образные произведения.

Проведенная научно-исследовательская и экспериментальная работа по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе обучения художественной керамики позволила сделать следующие выводы:

1. Развитие художественно-творческих способностей — актуальная проблема в подготовке художников-педагогов декоративно-прикладного -искусства. Теоретический анализ структуры художественно-творческих способностей с точки зрения психологии позволил выделить следующие-ведущие творческие способности, влияющие' на успешность учебно-творческой деятельности в керамике: образное мышление, зрительная память, художественная наблюдательность, творческое воображение. А также дополнительные - эмоциональное отношение к изображаемому явлению, ассоциативное, абстрактное мышление, оригинальность мышления; сенсомоторные качества, самостоятельность, самокритичность, работоспособность и другие.

2.' Достижение высокого уровня развития художественно-творческих способностей у студентов ХГФ на занятиях художественной керамикой^ возможно, если соотнести- материал и средства технологии в области художественной керамики с художественно-творческими задачами, если разработать комплекс образно-творческих заданий, предполагающий освоение широкого спектра материала керамики, направленный' на активизацию интеллектуальной деятельности студентов. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

• методы, формы и содержание преподавания художественной керамики направлены на личностно ориентированное взаимодействие со студентами, оптимизацию процесса их индивидуально-творческой деятельности;

• использование образно-творческих заданий, направленных на развитие умения соотносить художественно-образные задачи керамики и широкого спектра материалов;

• активизация самостоятельной работы студентов, раскрывающая индивидуальные качества творческого, • аналитического и исследовательского характера

3. Методическими условиями, способствующими формированию и развитию художественно-творческих способностей на занятиях по керамике являются:

• Построение теоретического курса учебного материала неразрывно связано с практической частью;

• культурных центров и современных тенденций в художественной керамике;

• Направленность каждого задания на решение творческих задач

• Постановка учебных задач, направленных на выявление специфики образного языка художественной керамики (формообразование, пространственная композиция декоративность, пластичность, колорит и т.д.);

• Использование наглядного материала в виде готовых изделий, фотографий, каталогов с выставок и т.д.;

• Практическое освоение выразительных возможностей материалов и технологий керамики, позволяющих выявлять специфику ее художественного языка;

• Активизация у студентов потребности в творческом поиске посредством постановки задач проблемного типа;

• Связь методов развития художественно-творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей студентов;

• Применение комплексного подхода при обучении, направленного на приобретение профессиональных художественных, ремесленнических и педагогических знаний, умений и навыков области художественной керамики, необходимых для будущего художника-педагога.

• Изучение истории возникновения искусства керамики, специфики построения керамических форм исторически сложившихся центров.

4. В рамках существующей системы преподавания, художественной керамики на художественно-графических факультетах педвузов задачи формирования и развития художественно-творческих способностей не решаются в необходимом объеме. В связи с этим нами была разработана программа курса «художественная керамика», включающая в себя систему специальных упражнений и учебно-творческих заданий^ направленных на развитие художественно-творческих способностей, необходимых для создания художественно-образных работ в керамике.

5. Проведенная экспериментально-исследовательская работа; основанная на анализе теоретических исследований и практической работы позволила доказать эффективность разработанной целостной методической системы, направленной на развитие художественно-творческих способностей студентов, и как составляющей; ее, программы по курсу «художественная керамика».

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Овчарова, Юлия Анатольевна, 2007 год

1. Августиник А.И. Керамика. М.: Стройиздат, 1975. - 591 с.

2. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. 2-е, испр. и доп. изд. М.: Советский художник, 1986. -326 е., с ил.

3. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий.- М: Высшая школа, 1984. -207 с.

4. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М.: Высшая школа, 1979. - 210 с.

5. Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов в декоративно-прикладной деятельности: Автореферат докт. пед. наук.- М., 2003.- 40 с.

6. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1984.160 с: ил.

7. Алпатова И. А. Проблемы развития керамической мелкой пластики в СССР// Искусство керамики. М, 1970. - с. 132-155.

8. Альгидас Л. Керамика. Каталог выставки, -М.: Советский художник, 1984.- 32 с.

9. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность, восприятия / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева; АПН' СССР. -М.: Просвещение, 1968. 235 с.

10. Ю.Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М., 1962, с. 15-3611 .Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Рос. акад. наук. Ин-т психологии. М.: Наука, 2001. - 277 с: ил. - (Памятники психологической мысли)

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1968. -339 с.

12. Андреев А. Л. Художественный образ и гносеологическая* специфика искусства. М., 1981. - 92 с.

13. Андреева И.Н. Философия и история образования. М.: Педагогика, 1999.- 192 с.

14. Андреева М.В., Антонова Л.В. Чудесные превращения. Глина. Камень. Песок. Л., 1973.- 159 с.

15. Анненкова Л.М. Проблема станковизации советского декоративно-прикладного искусства (Специфика художественной образности): Дис. канд. искусствовед. М, 1987. - 128 с.

16. Арнхейм Р.' Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.

17. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. М.: Советский художник, 1987. - 232 с: ил.

18. Артемьева Т.М. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977. -183 с.

19. Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М, 1975. - 43 с.

20. Астраханцева Т.Н. Искусство гжельской майолики второй половины 20 века (Проблема традиции и современности): Дис.канд. искусствовед. М., 1999. - 234 с.

21. Бабанский Ю. К. и др. Педагогика высшей школы: (Учебное пособие для университетов и пед. институтов). Алма-Ата, 1989.-175 с.

22. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : (Методические основы). М., 1982. - 192 с.

23. Бабурина Н.М. Скульптура малых форм. М., 1982. - 271 с.

24. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция: 2-е изд. -М.: Просвещение, 1981. 240 с.

25. Безклубенко С. Д. Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества // Над чем работают, о чем спорят философы. М.: Политиздат, 1982. -166 с.

26. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192 с: ил.

27. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 176 с: ил.

28. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2002. - 272 с: ил.

29. Блинов Г. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о народной игрушке. -М.: Детская литература, 1977. — 190 с.

30. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного творчества. М.: Искусство, 1971. - 544 с.

31. Боголюбов Н.С. Преподавание с учетом инновационных процессов // Декоративно-прикладное искусство в педвузе и школе: Сб. ст. М.: Век книги, 2002. - С. 3-7.

32. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. М.: Просвещение, 1986. - 127 с.

33. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дис. д-ра пед. наук. М., 1993. - 380 с.

34. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии искусства // Творчество в искусстве искусство творчества / Под. ред Л. Дорфмана и др.- М.: Смысл, 2000.-549 с. С.-186-198

35. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально деятельной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, - 1997. -с.328-348

36. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 320с.

37. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. — М.: Знание. 1981.- 141 с.

38. Богуславская И .Я. Проблемы формирования местных художественных особенностей в народном искусстве (Дымковская игрушка): Дис. докт. искусствовед. Л., 1986. - 527 с.

39. Богуславская И .Я. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975. -29 с.

40. Бубнова Е. А. Конаковский фаянс- М.: Изобразительное искусство, 1978. 232 е., ил.

41. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд.центр. ВЛАДОС, 2003. -272 с: ил.

42. Вайман СТ. Диалектика творческого процесса // Художественное творчество и психология: Сб. ст. АН СССР, ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР / Под ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевского. / -М.: Наука, 1991.- 189 с.

43. Вакуленко Е.Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству: Автореферат дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 1998. - 18 с.

44. Валери Поль Об искусстве: Сборник: Пер. с фр. Изд. подг. В.М. Козловой.-М.: Искусство, 1976- 622 с.

45. Ванислов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М.: Сов. художник, 1966. 118 с.

46. Ванслов В. В. Содержание и форма в искусстве. М, 1956.- 371 с.

47. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. НИИ теории и истории изобразительных искусств. Л.: Художник1. РСФСР, 1975. -228 с: ил.

48. Варцава Р.М. Содержание и методы преподавания (художественной) керамики на художественно графических факультетах педагогических институтов : Дисс. канд. пед. наук. - М., 1989. - 230 с.

49. Васильева Т. А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (индивидуальный подход): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1998. -16 с.

50. Власова А. Из истории керамического факультета Вхутемаса-Вхутеина // Советское декоративное искусство, вып. 9.- с. 212-222

51. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. М., 1989. - 224 с.

52. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. - 86 с.

53. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1988. - 253 с.

54. Волков Н.И. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. -38 с: ил.

55. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. М.: советский художник, 1973. -136 с.

56. Воронина Е.В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.02. Моск. пед. гос. ун-т. М: 2004. -16 с.

57. Воронов Н.В. О дифференциации искусства предметного мира // Человек, предмет, среда. М, 1980.- с. 55-74.

58. Воронов Н.В. Тенденции развития современной керамики // Искусство керамики. Сборник статей / Под ред. Н. С. Степанян. М.: Сов. художник, 1970. - 296с., с.6-55

59. Вронский А.К. Искусство видеть мир. М.: Круг, 1928. -216 с.

60. Ворохоб А.А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры (при использовании различных скульптурных материалов): Дис. канд. пед. наук.- М., 2000.- 233 с.

61. Восприятие и деятельность. /Под ред. А.Н.Леонтьева. М.: МГУ, 1976,-320 с.

62. Выготский JI.C. Психология искусства. /Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344с.

63. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий. Доклады на совещании по вопросам психологии. М.,1954

64. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды / Под ред. А.И. Подольского; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Воронеж, 1998. - 479 с. -(Психологи отечества: Избранные психологические труды: В 70 т.)

65. Гамзатова Г. К. Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников'(на материале республики Дагестан): Дис. канд пед. наук.- Махачкала, 2000.- 196 с.

66. Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.02. Моск. гос. пед. ун-т им. В.И. Ленина-М.: 1994.- 16с.

67. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. М.: Планета, 1989. - 185 с.

68. Гильман Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: Автореферат дис. доктора пед. наук,-Магнитогорск, 2001.-43 с.

69. Гильдебранд Адольф. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей: Пер. с нем. М.: Изд-во МПИ, 1991. -161 с: ил.

70. Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. M.-JL, 1940

71. Голан А. Миф и символ. -М.: Русслит, 1993. -375 е.: ил.

72. Голубева O.JI. К вопросу о закономерностях гармонии художественной формы в пластическом искусстве: Дис. канд. искусствовед.- М., 2000.- 121 с.

73. Голубец О.М. Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х начала 80-х гг.): Дис. канд. искусствовед.-Львов, 1984.-210 с.

74. Гольдентрихт С. С., Гальперин М. П. Специфика эстетического сознания. М.: Высшая школа, 1974.- 101 с.

75. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. Изд. 2.-М.: Моск. ун-т, 1977.-248 с.

76. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М., 1970

77. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. -М. Владос, 2003

78. Григорьева Н. С. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Русского музея. Каталог. JL, 1987. -150 с.

79. Громов Е.С. Художественное творчество. Опыт эстетической характеристики некоторых проблем / Над чем работают, о чем спорят философы. М.: Политиздат, 1970. -263 с.

80. Гузеватова Е.Н. Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства в педагогических вузах: Автореферат дис. канд. пед. наук.- Брянск, 1998.-21 с.

81. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 90 с.

82. Давыдов В.В. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. -448 с.

83. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание в 4-х томах .—М.: ACT, 2001.

84. Данилова Л.И. Камень, глина и фантазия: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1991. -239 е.: ил.

85. Даутова О.Г. Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе: Автореферат канд. пед. наук.- М., 2006.- 16 с.

86. Декоративное искусство в процессе гумманизации образования: Межвузовский сб. научных трудов — М.: Прометей, 1994. 70 с.

87. Декоративное искусство в системе эстетического воспитания (Межвузовский сб. научных трудов).- М, 1990.- 168 с.

88. Декоративно-прикладное искусство Украинской ССР.- М., 1986. -192 с.

89. Джудит Миллер Путеводитель коллекционера. Модерн. М.:АСТ: Астрель, 2005. - 240 е.: ил.

90. Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936.- 109 с.

91. Дранков В.Л. Психология художественного творчества / Учеб. пособие. Л.: ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1991. - 77 с.

92. Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта / Творчество в искусстве искусство творчества / Под. ред. Л.Дорфмана и др.-М.: Смысл, 2000.-549 е., с. 171-185

93. Дружинин В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, - 1997. -с. 161-185

94. Дулькина Т.И. Русская керамика и стекло 18-19 веков: Собрание Гос. Ист. музея. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1978. -326 с.

95. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. Л.: Художник РСФСР, 1986.-245 с.

96. Елисеев В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления / Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А.Пономарева. -М:: Наука, 1983. с.247-266

97. Ерлашова С. М. Керамика и чеканка Грузии. Л., 1975.- 163 с.

98. Журавлев В;В: Мир художественной культуры: Философские очерки. М.: Мысль, 1987. -233 е., с.-З

99. Заболотняя Н.П. Формирование творческих способностей студентов на занятиях живописью в вузе (на примере специальности "народное художественное творчество"): Автореферат канд. пед. наук.-М., 2007.-22 с.

100. Замятин Е.И. Психология творчества. // Художественное творчество и психология: Сб. ст. АН СССР, ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР / Под ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевского. — М: Наука, 1991. 189 с.

101. Занков Л.Б. Наглядность и активизация учащихся в обучении. -Мл Учпедгиз, 1960. 115 с.

102. Запорожец А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская; Под. ред. А.В. Запорожца. М: Просвещение, 1967.-323 с.

103. Зарали Н.В. Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани): Автореферат канд. пед. наук.- М., 2006.- 16 с.

104. Захарченко Т.Ю. Развитие практических умений учащихся по декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования: Автореферат дис. канд. пед. наук.-Магнитогорск, 2002.- 21 с.

105. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: Учеб. пособие / Ростовский-на-Дону гос. пед. инт; Науч. ред. А.П. Яшухин. Ростов-на-Дону, 1987. - 68 с.

106. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком: Автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.02. Моск. пед. гос. ун-т им. В.И.Ленина. М., 1996. - 31 с.

107. Зись А. Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. М., 1975.- 446 с.

108. Иванов В.П. Человеческая деятельность — познание -искусство. Киев, 1977

109. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. психология рисунка и живописи. - М, 1954)

110. Игнатьев Е.И. Восприятие и воображение. М.: МГПИ, 1963. -365 с.

111. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. доп. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

112. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружка): Дис. .канд. пед. наук /МГПИ им. Ленина. М., 1982. - 264 с.

113. Изотова М. Диалог керамики и скульптуры. // Творчество. -1982.- №8.-с 18.

114. Иманов Г.М., Косов B.C., Смирнов Г.В. Производство художественной керамики. Учебник для сред. ПТУ.- М.: Высшая школа, 1985.- 223 с.

115. Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище / Проспект 1912/13. М.: Печатник, 1913. -с. 3-4 с.

116. Интуиция. Логика. Творчество / под. ред. док. фил. наук М.И. Панов. М.: Наука, 1987. - 175 с.

117. Искусство керамики. Сборник статей / Под ред. Hi С. Степанян. М.: Сов, художник, 1970. - 296с.

118. Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарёва. М., 1983.-336 с.

119. Каган М.С. О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории. JL: Художник РСФСР, 1961.- 160 с: ил.

120. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. JL: Изд-во Лен. Ун-та, 1991.-383 с.

121. Калугина Ю.Н. Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов: Автореферат дис. канд. пед. наук.-М., 2000.- 24 с.

122. Кантор К.М. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры. М.: Искусство, 1967.- 279 е. ■'".,. ■ . :

123. Кемешев Д.А. Научно-методические основы организации занятий в кружке художественной керамики в сельской школе: Дис. канд. пед. наук.- М, 1994.- 17 с.

124. Кибрик Е.А. Искусство и художник. М.: Молодая гвардия, 1959. -63 е.: ил.

125. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве / // Вопросы философии. 1966. - №10: -С. 103-113.

126. Киреенко В.Й. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

127. Ковалев А.А. Методика анализа категорий художественного образа в изобразительном искусстве // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сборник статей. -Выпуск 2.- М., «Прометей», 1998: -с.37-45.

128. Ковалев А.А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией: Монография. — М.: «Прометей» МПГУ, 2005. 120 с.

129. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Способности.- П.: ЛГУ, 1957. 27 с.

130. Козлов И.В. Развитие творческих способностей студентов педвузов в процессе обучения художественной обработке металла: : Дис. . канд. пед. наук. М., 1998.-206 с.

131. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.—М., 1955. ,

132. Концепция художественного образования Российской Федерации: Министерство культуры, РФ, 2001.http://www.gnesin.ru/normativy/concept о f art education.html

133. Корешков В.В. Диалектическое единство и взаимодействие содержания и формы в искусстве // Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания: Сб. науч. трудов. -М.: МПГУ, 1990. с. 78-91.

134. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Дис. д-ра. пед. наук. М., 1994. - 371 с.

135. Косминская В.Б., Халезова К.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей,- М., 1981.- 145 с.

136. Костин В.И., Кейдан JI. Источник творчества. М.: Искусство,- 1964.-80 с.

137. Костин В.И. Что такое художественный образ. М.: Сов. Художник, 1962. - 60 с: ил.

138. Краткий понятийно-терминологический словарь и исторические справки по курсу "художественная керамика". -Владимир. ВГПИ, 1991. -16 с.

139. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985, 431 с

140. Краткий словарь по эстетике. Кн. для учителя / Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Просвещение, 1983, - 223 с.

141. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. -М.:Советский художник, 1965.- 192 с.

142. Крутецкий В. А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий их формирования и развития. В. кн.: Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М, 1978.- с. 206-221.

143. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 58 с.

144. Крутиков Р.И. Творчество и память // Интуиция. Логика. Творчество / под. ред. док. фил. наук М.И. Панов. М.: Наука, 1987.- 20-25 с.

145. Крюкова И.А. Русская скульптура малых форм. М.: Наука, 1969. - 150 С.

146. Кузин B.C. Особенности профессиональной подготовки специалистов на художественно-графических факультетах педагогических университетов в современных условиях /B.C. Кузин // Научные труды МПГУ. М: Прометей, 2001.-С.248-250.

147. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов и университетов. М., 1998.-334 с.

148. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. - 144 с.

149. Кузин B.C. Психология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1982. - 256 е., ил.

150. Лебедко В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога : Автореферат дисс. доктора пед. наук-М., 1994. -27 с.

151. Лебедко В. К. Роль фактологического материала в подготовке диссертаций по специальности теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство) / Сб. научных трудов МПГУ.-М.: Прометей, 2005. -814 е., с. 743-745

152. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

153. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-хт.-М.: Педагогика, 1983.- 392 и 320 е., ил.

154. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е, М.: Мысль, 1965. -572 с.

155. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

156. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

157. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1982.-192 с.

158. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

159. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004. - 144 с: ил.

160. Логинов В.М., Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка Гжель. М.: Сварог, 1994. - 191 с.

161. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991. 295 с.

162. Ломов С. П. Изобразительная деятельность школьников. В сб. МПГУ.-М., 1992.- 1,0 п. Л.

163. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 126 с.

164. Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979. - 182 с.

165. Макарова К.В. Формирование художественного образа в академическом рисунке портрета на примере использования выразительных возможностей мягких материалов в системе подг. худ.-пед.: Автореферат канд. пед. наук. М., 2005. - 16 с.

166. Максимов Ю.В. Родник творчества. М.: Просвещение, 1988. -124 с.

167. Малолетков В.А. Керамика. Часть 1 и 2.- М, 2000-2001.- 60 с.

168. Малолетков В.А. Основные тенденции развития керамики России 70-90-х г. 20 в.// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Сб. науч. тр. МГХПУ им. С.Г.Строганова-М., 2005.

169. Малолетков В.А. Основные этапы развития Российской декоративной керамики последней трети 20 века: Автореферат канд. искусствовед.- М., 2006.- 32 с.

170. Малолетков В.А. Три школы в декоративной керамике России 70-90-х 20 в.//Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Сб. науч. тр. МГХПУ им. С.Г.Строганова-М'., 2004.

171. Мамонтов К.В. Формирование художественно-творческих потребностей студентов на занятиях скульптурой: Автореферат канд. пед. наук.- М., 2006.- 16 с.

172. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

173. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного воспитания. М.: Искусство, 1985. - 318 с.

174. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика и творчество. М.: Знание, 1981.-96 с.

175. Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. М.: Олимп: ACT, 1999. - 813 с.

176. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности М.: Знание, 1981.- 96с.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «педагогика и психология»; №1)

177. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. -М.: Искусство в школе, 1995.- 142 е.: ил.

178. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. -Изд. моек, универ., 1986. -126 с.

179. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. -Л.: Издательство литературы по строительству, 1971. 250 с.

180. Миловский А.С. Народные промыслы: встречи с самобытными мастерами. -М.: Мысль, 1994 -398, е.: ил.

181. Мировая художественная культура / уч. издание.- М.: Высшая школа, 2001.-766 с.

182. Митрофанов К.М. Современная монументально-декоративная керамика. -JI.-M., 1967.- 184 с.

183. Михайлова JI.A. О художественной условности. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Мысль, 1970. - 300 е.: ил.

184. Михаленко Л. Б. Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в педагогических институтах: Автореферат дис. канд. пед. наук.-М, 1984.- 17 с.

185. Насырова А.Н. Методические основы обучения художественной керамике на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1993.-210 с.

186. Некрасова-Каратеева О.Л. Это загадочное ДНИ /Анализ и интерпретация произведений искусства. М.; Просвещение: Владос, 1995.-496 с.

187. Неменский Б.М. Мудрость красоты. // Изд. 2-е перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1987. 253 с.

188. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. -М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

189. Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1976.- 343 с.

190. Николаева Н. К проблеме стилизации в декоративном искусстве//Человек, предмет, среда. Сб. статей.- М., 1980.- с. 162201.

191. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Степанова. 3-е изд., перераб. и доп.- М., 1981

192. Основы декоративного искусства в школе (Учебное пособие для студентов худож.-граф. факультетов пед. институтов). /Под ред. НешумоваБ. В., Щедрина Е. Д. М., 1981.- 175 с.

193. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. -М.: Просвещение, 1979. 288 с.

194. Платонов К.П., Голубев Г.Г. Психология. М.:Высш.шк.,1977. -247с.

195. Поверин А.И. Гончарное дело. Чернолощеная керамика. М.: Культура и традиции, 2002.-94 с.

196. Пономарев Д.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -330 с.

197. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. -М., 1967.-263 с.

198. Попова О.С. Русская народная керамика. Гжель. Скопин. Дымково. М.: КОИЗ, 1957. - 131 с.

199. Потапов А.Б. Технология творчества. М.: Радио и связь, 1992.-120 с.

200. Прищепа А.А. Развитие восприятия и воспроизведения трехмерного объема средствами скульптуры малых форм у студентов художественно-графических факультетов: Дис. канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 1995.-220 с.

201. Проблемы развития промыслов художественной керамики. Сб. научных трудов./НИИ художественной промышленности. М., 1987.- 122 с.

202. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 Изобразительное искусство и черчение: Для педагогических университетов и институтов. - М.: Флинта: Наука, 2000.-416 с.

203. Пруслина К.Н. Русская керамика (конец XIX начало XX вв.). -М.: Наука, 1974. - 135 с.

204. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб и доп. М.: Педагогика -Пресс, 1997.-440 с.

205. Психология процессов художественного творчества / Под ред. Мейлаха Б.С. и Хренова Н.А.- М.: Изд-во АПН СССР, 1980. 285 с.

206. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. /Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов СЮ. и др.-М., 1990.-222 с

207. Психология. /Под ред. Б.Ф.Ломова, М.: Высшая школа, 1982, - 256 С.

208. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.П. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

209. Развитие и диагностика способностей. / Отв. ред. В.Н.Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.- 181 с.

210. Раппопорт С. X. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М., 1968.-271 с.

211. Раппопорт С. X. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978.-239 с.

212. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебное пособие для худож.-граф. факультетов пед. институтов. -М., 1980. 240 с.

213. Ростовцев Н. Н.,Терентъев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием : Учеб. пособие для студентов худож.-граф. факультетов пед. институтов. М., 1987. - 174 с.

214. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.-147 с.

215. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т., т. 1 М.: Педагогика, 1989. - 488с.

216. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.-416с.

217. Русская народная керамика. М.: Внешторгиздат, 1979. - 44 с.

218. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X XIII вв. - JL: Аврора, 1971. - 128 с.

219. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М., 1968. - 296^с.

220. Саляева Т.В. Развитие творческих способностей школьников (5-11 классы) на занятиях художественной керамикой: Дис.канд. пед. наук. М., 1998. - 223 с.

221. Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Сов. художник, 1984. - 304 с: ил. - (Искусство: проблемы, история, практика)

222. Скаткин М.Н. Методология и дидактика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. - 151 с.

223. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики М.: Педагогика, 1980. - 168 с.

224. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина: в 2 ч.- М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002.- Ч. 1. -288 с.

225. Современная грузинская керамика. М.,1984.- 201 с.

226. Соколов М.В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством: Дис. д-ра пед. наук: Моск. пед. гос. ун-т. М., 2002. - 437 с.

227. Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. Л.Дорфмана и др. - М.: Наука; Смысл, 2000. - 549 с.

228. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 .536 с.

229. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. Рос. акад. наук. Ин-т психологии. М.: Наука, 2004. - 440 с. -(Памятники психологической мысли)

230. Теплов Б.М. Учение о типах высшей нервной деятельности и психологии. Вопросы психологии, 1955, №1

231. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки Гос. научн.иссед. ин-та психологии. М., 1941 т.2

232. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. - 270 с.

233. Украинская игрушка. Киев.: Мистецтво, 1973. - 57 с.

234. Унковский'А'.А. Живопись: Вопросы колорита: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. ф-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. -126 с: ил.

235. Фаворский В.А. О композиции // ДИ СССР. 1967. - № 1 .-С. 18

236. Федоров-Давыдов А.А. Исаак Левитан. С-Пб.: Аврора «Паркстоун», Бурнемут, 1996

237. Федотов Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. М., 1997.- 144 с.

238. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1999. т 576 с.

239. Хашхожев A.M. Искусство керамики в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативные занятия): Дис. .канд. пед. наук /МГПИ. М., 1984. - 201 с.

240. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -М.: Просвещение, 1988. 176 с.

241. Хохлова Е.Н Керамика Скопина. Рязань, 2000,- 128 с.

242. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики. М.: Легкая индустрия, 1978. - 93 с.г

243. Хохлова Е.Н. Современная керамика и народное гончарство. -М.: Легкая индустрия, 1969, -152 с.

244. Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1998.-197 с.

245. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия / Под ред. М.С. Кагана. С-Пб.: Славия, 1994.-415 е.: ил.

246. Художественная культура: Понятия, термины. М., Знание, 1978.-206 с.

247. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Под ред. Б.С. Мейлаха / 1983, Л.: Наука, ленинградское отд., 1983.278 с.

248. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., 1962.-67 с.

249. Черемных Г.В. Декоративность в художественно-эстетическом образовании / Сб. научных трудов МПГУ.-М.: Прометей, 2005. -814 е., с. 751-753

250. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. Мн.: Харвест, 1999.-312 с: ил.

251. Чумарина В.К. Развитие творческих способностей студентов ХГФ средствами декоративной композиции (художественная обработка металла, техника филиграни): Автореферкт канд. пед. наук.-М., 2007.- 16 с.

252. Шадриков В.Д. Введение в психологию. М.,2001

253. Шадриков В.Д. Способности человека. Воронеж, 1997

254. Шадриков В. Д. Духовность и творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-с. 361-370

255. Шорохов Е.В. Композиция: /Учеб. для студентов худ.-граф. фак. Пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986. -207 е., ил.

256. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М., 1977. - 112 с.

257. Шпикалова Т.Я Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обновление системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис. д-ра пед наук. -М., 1988. 314 с, прил. 30 с.

258. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореферат дис.канд. Пед. Наук. М., 1965. - 19 с.

259. Шульгина Е.Н., Пронина И. А. История Строгановского училища. -М., 2002.- 336 с.

260. Эксперимент: Требования к уровню подготовки выпускников. Обязательный минимум содержания образования: Новое содержание образования: проект/ Рук. Проекта, авт.- сост. В.В.Фирсов; М-во образования Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2001.-272 с.

261. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 554 с. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР)

262. Якиманская И. С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся- М.: Просвещение, 1989

263. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М, 1980.-240 с.

264. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.- 118 с.

265. Joanna Wissinger Metalwork and silver San Francisco, Chronicle Books, 1994 - 64 pages

266. Joanna Wissinger Pottery and Ceramics San Francisco, Chronicle Books, 1994 - 63 pages

267. Mario Bussagli Bronzi Cinesi Milano, Fabbri Editori, 1984 - 154 P

268. Oscar Luzzatto-Bilitz Antiche Giade Milano, Fabbri Editori, 1984 - 155 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.