Развитие исторических потребностей и способностей человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Полозова, Валентина Петровна

  • Полозова, Валентина Петровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 153
Полозова, Валентина Петровна. Развитие исторических потребностей и способностей человека: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Нижний Новгород. 2007. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Полозова, Валентина Петровна

Введение.

Глава 1. Потребности и способности как две стороны родовой сущностной силы человека.

1.1. Проблема потребностей и способностей человека в философской литературе.

1.2. Марксово понимание потребностей и способностей человека как методологическая основа для их философского осмысления.

1.3. Потребности и способности человека как выражение его зависимости и свободы.

Глава 2. Сущность исторических потребностей и способностей человека.

2.1. Основные виды потребностей и способностей человека.

2.2. Исторические потребности и способности человека как его собственно человеческие потребности и способности.

Глава 3. Диалектика взаимопорождения исторических потребностей и способностей человека.

3.1. Возникновение исторических потребностей и способностей человека.

3.2. Невозможность существования человечества без неисчерпаемого развития исторических потребностей и способностей человека.

3.3. Невозможность развития исторических потребностей и способностей человека без их принципиально незавершаемого исторического взаимопорождения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие исторических потребностей и способностей человека»

Актуальность темы исследования. В настоящее время вопрос о потребностях и способностях человека и их роли в развитии человечества не перестает быть, несмотря на обилие литературы по этой теме, актуальным. И одна из причин этой актуальности в том, что эта проблема связана с самой глубинной сущностью человека, с ее соотношением с природой человека и ее реализацией в истории.

Роль исторических (именно исторических) потребностей и способностей человека в развитии человечества оказывается пока без должного внимания. К сожалению, в литературе потребности и способности долгое время осмысливались отдельно друг от друга, а не как две стороны одной реальности - родовой сущностной силы человека. А главное, исторические способности и потребности человека как его сущностные силы, которые так же неотделимы друг от друга, как и его естественные, получаемые от природы, не выделялись принципиально как именно исторические потребности и способности, являющиеся продолжением и преодолением природных потребностей и способностей человека (человечества). Это принципиальное различие двух видов потребностей и способностей человека пропадало в распространенных типологиях потребностей (обычно без соответствующих способностей) человека -первичные и вторичные, материальные и духовные, биологические (надо сказать буквально - «биоальные») и социальные. Но если взять такую сущностную силу человека как потребность и способность творить, то её нельзя отнести только к первичным или только к производным, только к материальным или только к духовным потребностям и способностям. Точно так же, чисто «биоальными» у нас остались, возможно, только потребность и способность дышать, все же остальные уже относятся к «надбиоальным» потребностям и способностям, являющимися одновременно и первичными, и производными; и материальными, и духовными.

Человек как существо разумное имеет потребность и способность превращать в условие и средство своего существования любое образование мира и тем самым неограниченно создавать адекватную себе среду обитания. Существование же человечества есть не просто существование, как у остальных существ, а История (подчеркнем: история не как все прошлое, как предмет науки «история», а именно как саморазвертывание сущности человека (= человечества), как высший уровень организации мира, как развитие, выходящее за пределы эволюции жизни и образующее саморазвитие высшего результата эволюции за пределами уже самой эволюции). И без возвышения исторических потребностей и способностей в виде их взаимопорождения существование человека как существа, выходящего за пределы эволюции, невозможно мыслить.

Актуальность заявленной темы, таким образом, можно выразить следующими положениями:

- отсутствием в современной философской литературе более или менее непротиворечивого единого подхода к проблеме потребностей и способностей человека (об этом говорит хотя бы факт наличия множества типологий потребностей, осмысливаемых обычно без способностей), и совершенно недостаточной освещенностью проблемы исторических потребностей и способностей человека именно как специфически человеческих (они растворяются обычно в так называемых биосоциальных или даже социальных потребностях);

- невозможностью более или менее полноценного понимания развития человечества и отдельных человеческих общностей и личностей, их обществ без осмысления развития именно их исторических (в указанном выше смысле) потребностей и способностей;

- условиями современного общества, когда настораживающим фактором является существующая и развивающаяся дальше тенденция манипулирования сознанием человека, навязывание ему фабрикованных манипуляторами потребностей и способностей в экономических, политических и идеологических целях.

Степень разработанности проблемы. Обращение к проблеме потребностей и способностей человека восходит к самым истокам философии. Ещё античные, да и древнекитайские, и древнеиндийские философы обращались к этой проблеме в своих размышлениях, много внимания уделяли этому вопросу Гераклит, Платон, Аристотель; философы средневековья держали в центре внимания вопрос о двойственной природе человека и приходили к выводу, что без или вне надживотных потребностей и способностей человека невозможно адекватное осмысление основ его бытия. Августин, Авиценна, философы периода Возрождения (Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Томас Мор) уже более осмысленно подходят к данной проблеме. Затем тема потребностей и способностей человека оказывается предметом философского осмысления в трудах родоначальников философии Нового времени Ф. Бэкона и Р. Декарта. Философы Нового времени считали, что способности и потребности человека развиваются на основе его природы, и понимали их как основную причину действий субъекта, подчеркивая их роль в деятельности человека. Способности и потребности животных побуждаются инстинктами, а человек, как они считали, определяет их сам.

Влияние человеческих потребностей и способностей на формирование общества изучали материалисты-просветители (П. Гольбах, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер). Изучение потребностей и способностей получило своё продолжение в исследованиях таких великих философов, как И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, J1. Фейербах. Во второй половине XIX и начале XX века к данной проблеме обращаются А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, М. Фуко и др. В России тема потребностей и способностей человека появляется в начале XIX века и находит своё отражение в трудах Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, В. С. Соловьева. Много сделали для осмысления проблемы способностей и потребностей личности, для их типологизации отечественные ученые Б. Г. Ананьев, Н. П. Дубинин, JI. А. Зеленов, П. М. Ершов, А. Г. Ковалев, Е. Г. Куделин А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов А. В. Мялкин, П. В. Симонов, М. В. Тараткевич, Б. М. Теплов, и др. Данной проблеме посвящено немало работ и в Западной философии - Б. Барбер, Д. Белл, X. Ортеги-и-Гассет, Б. Рассел, А. Тойнби, 3. Фрейд, К. Ясперс и др.

Отправной точкой для осмысления проблемы исторических потребностей и способностей человека в нашей стране в советский период стали принципиальные положения К. Маркса, сформулированные им еще в начале своего философского творчества. Именно основоположники марксизма показали, что история человеческого рода - это и есть переход от одних исторических потребностей и способностей человека к другим, в процессе которого происходит их постоянное развитие и возвышение.

Цель и задачи исследования. Цель - выявить и показать диалектику взаимопорождения исторических потребностей и способностей как двух взаимополагающих и взаимоисключающих сторон любой сущностной силы человека и неизбежность их неостановимого возвышения в существовании человечества.

Основная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- проследить историю разработки проблемы потребностей и способностей человека в истории классической философии и выявить значение этой проблемы в современной философской литературе;

- определить основные виды потребностей и способностей человека, выявить их наиболее фундаментальные деления;

- показать неизбежность возникновения и развития исторических потребностей и способностей человека, диалектику их взаимопорождения и невозможность существования и дальнейшего развития человечества без развития его исторических потребностей и способностей.

Объект исследования. Исторические потребности и способности человека вообще.

Предмет исследования. Сущность исторических потребностей и способностей, диалектика их взаимопорождения в процессе развития человеческого общества.

Методологическую базу исследования составляет классическая концепция диалектики, данная в развернутом виде в философии Гегеля, освобожденная от мистики в принципах философии Маркса и раскрытая в трудах его последователей.

Научная новизна исследования диссертационного исследования заключается в следующем:

1) подвергнута специальному философскому осмыслению взаимосвязь развития исторических потребностей и способностей в истории развития человека и человечества;

2) обосновано утверждение о том, что, по Марксу, потребность человека выражает именно его зависимость от определенных условий и средств существования в осуществлении других своих потребностей и способностей, а способность - свободность человека от этих условий и средств существования в осуществлении других своих потребностей и способностей;

3) предложено обоснование того, что наиболее фундаментальным делением потребностей и способностей является их деление на естественные и исторические;

4) выявлена в самом общем виде и показана диалектика взаимопорождения исторических потребностей и способностей человека;

5) показана невозможность существования человека без исторического развития его потребностей и способностей и неизбежность неостановимого саморазвития его исторических потребностей и способностей в его человеческом существовании.

Положения, выносимые на защиту:

1) история изучения проблемы потребностей и способностей человека характеризуется четко различимой направленностью, ведущей от обыденных представлений о потребностях и способностях как обусловленных естественной природой человека, к исторически возвышающимся потребностям и способностям как движущим силам истории;

2) отсутствие четко определенных разграничений человеческих потребностей и способностей в современной литературе в немалой степени вызвано отсутствием четкого деления их на естественные и исторические;

3) наиболее фундаментальным является деление человеческих потребностей и способностей именно на естественные и исторические;

4) исторические потребности и способности человека, как и естественные его потребности и способности, - это две взаимополагающие и взаимоисключающие стороны любой сущностной силы человека, выходящей за пределы естественности и являющейся самосозидающей;

5) но исторические потребности и способности человека - это не естественные потребности и способности его, развивающиеся исторически, а те потребности и способности, которые возникают только вместе с его историей и являются исключительно историческими и исключительно исторически взаимопораждающимися;

6) взаимопорождение исторических потребностей и способностей человека происходит потому, что осуществление любой исторической потребности, являясь освобождением человека посредством соответствующей способности от конечности определенных условий и средств существования, одновременно ведет к возникновению у него другой потребности, вхождению его в зависимость от других конечных условий и средств существования, зависимость от которых ему, человеку, опять приходится преодолевать, и так без конца;

7) невозможно полное удовлетворение конкретной исторической потребности без возникновения новой способности для новой деятельности, и невозможно полное использование конкретной исторической способности без возникновения новой потребности для новой деятельности, отсюда -неостановимость развития исторических потребностей и способностей человека, пока он существует.

Теоретическое и практическое значение работы. Материалы диссертации позволяют во многом по-новому понять место и роль исторических потребностей и способностей человека в возникновении, существовании и развитии человеческого общества, выявить диалектику взаимопорождения исторических потребностей и способностей как обязательное условие саморазвития человека (= человечества). Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания философской антропологии (лучше бы сказать - тоже, конечно, условно -философии антропологии), социальной философии (философии социологии), философии культурологии (ибо какие бы философии нами не выделялись, философия по своей сущности одна, осуществляющая осмысление разных аспектов нашего бытия).

Апробация основных положений работы. Основные положения и результаты представлены автором в материалах, опубликованных в сборниках научных трудов, в выступлениях на научных конференциях.

Материалы диссертации были изложены в выступлениях на конференциях:

- Международные ярмарки идей. Академические симпозиумы (Н.Новгород, 2004 - 2006гг.);

- Нижегородская сессия молодых ученых (Н.Новгород, 2005г.);

-Двенадцатая межвузовская конференция по культорологии

Н.Новгород, 2006г.)

- YII Всероссийская научно-практическая конференция студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов (Н.Новгород, 2006г.).

Публикации. Различные аспекты проблематики диссертационного исследования отражены в следующих 14 публикациях:

1. Полозова, В. П. Игра как потребность и способность человека / В. П. Полозова // Сб. тр. аспирантов и магистрантов / Нижегор. гос. архитектур,-смтроит. у-т. - Н. Новгород, 2006. - С. 49-51.

2. Полозова, В. П. Исторические потребности и способности человека как выражение его одновременной зависимости и свободности в исторически определенном мире / В. П. Полозова // Вестн. Костром, гос. ун-та. - 2006. -№12.-С. 100-103.

3. Полозова, В. П. К проблеме нравственного воспитания в системе высшего образования / В. П. Полозова // Законы научной сферы общества : материалы 10 Междунар. Нижегор. ярмарки идей, 35 академ. симп. - Н. Новгород, 2007. - С. 125-126.

4. Полозова, В. П. Любовь как проявление природы и сущности человека / В. П. Полозова // Сб. тр. аспирантов и магистрантов. - Н. Новгород, 2005. - С. 42-43.

5. Полозова, В. П. О естественности и историчности потребностей и способностей человека / В. П. Полозова // Гуманитарные науки : материалы докл. X Нижегор. сессии молодых ученых. - Н.Новгород, 2006. - С. 184-185.

6. Полозова, В. П. Образование как потребность и способность человека / В. П. Полозова // Сб. тр. аспирантов и магистрантов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. у-т. - Н. Новгород, 2007. - С. 58-59.

7. Полозова, В. П. Обучение иностранному языку в рамках концепции межкультурной коммуникации / В. П. Полозова // Новое в науке XXI века : межвуз. науч. сб. - Н. Новгород, 2006. - Вып. 4. - С. 161-163.

8. Полозова, В. П. Потребности и способности человека в развитии народного творчества / В. П. Полозова // Русские ремесла и художественные промыслы : сб. ст. и докл. 12 межвуз. конф. по культурологии / Нижегор. гос. архитектур.-строит. у-т, Гуманитар.-худож. ин-т. - Н. Новгород, 2006. - С. 3738.

9. Полозова, В. П. Потребности и способности человека в условиях рыночной экономики / В. П. Полозова // Законы экономической сферы общества : материалы 9 Междунар. Нижегор. ярмарки идей, 34 академ. симп. - Н. Новгород, 2006. - С. 125-126.

10. Полозова, В.П. Тождество и различие между естественными и историческими потребностями и способностями человека / В. П. Полозова // Вестн. ННГУ. Сер. «Соц. науки». - Н. Новгород, 2007. - Вып. 2 (7). - С. 7377.

11. Полозова, В. П. Судьба как философская проблема / В. П. Полозова // Сб. тр. аспирантов и магистрантов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. у-т. -Н. Новгород, 2004. - С. 40-42.

12. Полозова, В. П. Человек и природа / В. П. Полозова // Законы экологической сферы общества : материалы YIII Междунар. ярмарки идей, 33 академ. симп. - Н. Новгород, 2005. - С. 296-297.

13. Полозова, В. П. Человек может выбирать между злом и добром / В. П. Полозова // Законы управленческой сферы общества: Матер. YII Международной ярмарки идей, 32 академ. симпоз. - Н. Новгород: Изд-во Гладкова О. В., 2004. - С. 301-302.

14. Полозова, В. П. Ценностные ориентации современного высшего образования / В. П. Полозова // Актуальные вопросы совершенствования преподавания гуманитарных дисциплин: Сб. трудов III Межвузовской научно-практич. конференции препод, вузов, ученых, аспирантов-Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. - С. 66-68.

Структура диссертации определяется целью работы, последовательностью решения поставленных задач и состоит из Введения, трех Глав, Заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 153 страницы стандартного компьютерного текста. Список литературы составляет 195 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Полозова, Валентина Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к проблеме потребностей и способностей человека восходит к самым истокам философии, и в понимании данной проблемы никогда не было единого подхода.

Уже античные философы считали, что человек преобразует мир и себя посредством своих способностей при реализации собственных потребностей. Люди отличаются исторически друг от друга не своей материальной стороной, а потребностью и способностью вести себя по-разному.

В средние века философы пытались найти ответ на вопрос: чем потребности и способности человека отличаются от потребностей и способностей животных? какое соотношение имеют способности и потребности целого и части? что именно делает способности и потребности человека неповторимыми для животных? И все ответы на эти вопросы связывали с Богом. Но главное - в эту эпоху возникает особый духовный мир, отличный от мифологизированного мышления античного человека. Нет еще понимания того, что проявление способностей одного человека непосредственно связано с потребностями других людей, но попытка такого понимания уже есть.

Период Возрождения ознаменован не только обращением к античной культуре, но и более осмысленным пониманием проблем человека. По-прежнему среди философов господствует мысль, что познание как способность и потребность человека возможно лишь при помощи и через Бога, и игнорируется факт самодостаточности развития человеческих потребностей и способностей. Не все средневековые философы связывают способности человека с его потребностями. Делается вывод, что способности животных к выживанию основываются на их свойстве иметь чувства, а у человека его способности к выживанию формируются на основе сопоставления фактов, понимания логики предметного мира. Некоторые философы средневековья понимают формирование потребностей и способностей человека как дар Бога, некоторые видят их основу в механизме их развития.

Понимание потребностей и способностей в философской концепции К. Маркса является отправной точкой их современного осмысления, так как он не только соотнес потребности и способности с человеческой деятельностью, но и заложил основы понимания потребности и способности как двух взаимополагающих и взаимоисключающих сторон любой сущностной силы человека. По Марксу, потребность выражает зависимость человека от условий и средств его человеческого существования, а способность, наоборот, его свободность при них. Сущность человека может быть понята лишь в связи с историей в целом, так как человек - существо историческое, он и творец, и порождение всемирной истории. Осмысливая личность, Маркс показывает, что ее сущность может быть понята только посредством общественных отношений и через эти отношения.

Маркс не отделял человеческую сущность от природы. Человек находится с природой в диалектической взаимосвязи, без которой невозможно понять ни общество, ни личность. Степень освоения природы в каждую эпоху является мерой выражения реализации человеком своей человеческой сущности. А общей связью, взаимодействием между природой и человеком выступает труд. Труд, по Марксу, есть основной и сущностный признак человека.

Итак, потребности и способности, по Марксу, - стороны одного и того же явления - сущностных сил человека, под которыми Маркс понимает проявления того, что делает человека человеком и дается ему от природы в виде задатков, позволяющих ему в обществе себе подобных стать человеком. Человек по своей исторической определенности принципиально ограничен, но по своим возможностям, по своей природе, главное, по своей сущности, вырастающей из этой природы, он принципиально универсален. Без универсальности нет истории человечества.

Потребности и способности человека как две стороны его сущностной силы неотделимы друг от друга. Человек как существо разумное имеет потребность и способность превращать в условие и средство своего существования любое образование мира, и тем самым неограниченно создавать адекватную среду обитания. Поставив себе на службу определенные внешние природные силы и одновременно попадая в зависимость от них, человек освобождается от них при помощи новых средств, опять же попадая в зависимость уже от них, и ищет новые средства для освобождения. Этому процессу нет и не может быть предела. Человек как вечный творец созидает вечно не завершаемую экологическую нишу. В результате люди меняются сами, развивают свои сущностные силы, приобретают новые потребности и способности, выступающие как выражение его одновременной зависимости и свободности в определенном мире.

Неудовлетворительное решение проблемы потребностей и способностей в имеющейся литературе стало причиной отсутствия общепринятой их типологии, что вынудило автора предложить в рамках данной работы свое деление потребностей и способностей человека. Разобрав существующие в литературе деления потребностей и способностей, показав их достоинства и пороки, автор предлагает три их базовых разновидности (от поверхности вглубь):

- индивидуальные и общественные;

- духовные и материальные;

- естественные и исторические.

Специально в данной работе осмысливается последнее деление потребностей и способностей как наиболее фундаментальное.

Естественные потребности и способности - потребности и способности, которые свойственны как человеку, так и животным. Но эти его естественные потребности и способности, оставаясь естественными по своей сущности, становятся истинно человеческими именно и только по мере развития его культуры, по мере исторического развития этих естественных сил.

Исторические потребности и способности - это собственно человеческие потребности и способности, принципиально не доступные животным. Это потребности и способности существ, созидающих историю и созидаемых историей. Исторические потребности и способности играют в жизни людей по мере их исторического развития все более важную роль, чем естественные. Их характерная особенность - их невозможность появления в природе без возникновения разума (без разума и до разума они не могут возникнуть), их собственная самопорождаемость (они порождаются даже при одних и тех же естественных условиях) и их незавершаемость (нельзя завершить взаимопорождение исторических потребностей и способностей на каких-то последних потребностях и способностях). Они, раз возникнув, развиваются и возвышаются беспредельно, побуждая человека и позволяя человеку создавать все новые предметы материальной и духовной культуры.

Диалектика взаимопорождения исторических потребностей и способностей человека как двух взаимополагающих и взаимоисключающих сторон любой сущностной силы человека (= человечества) заключается в том, что человек не может удовлетворить какую бы то ни было одну историческую потребность без возникновения у него соответствующей исторической способности, достигаемой за счет овладения новыми силами природы и вхождения в зависимость от них. Освобождаясь от одной исторической зависимости, человек, таким образом, входит в новую зависимость, от которой тоже приходится освобождаться таким же образом. И нет этому процессу конца.

Историческое развитие человеческого рода это и есть переход от одних исторических потребностей и способностей к другим. Способности и потребности находятся в диалектическом единстве, ведущей стороной которого являются, по мнению одних авторов, потребности, по мнению других, - способности. Ни то, ни другое мнение не может справиться с аргументами противоположного мнения. А это потому, что ведущей является не та или иная сторона, а их незавершенность. Все дело в том, какая из сторон единства является на данном этапе незавершенной - историческая потребность или историческая способность (скажем, пока проблема создания чистой экологии на планете не решена, ведущей остается потребность получить соответствующую способность, и наоборот, после решения этой проблемы ведущей окажется способность сохранять эту проблему решенной посредством все новых средств и приемов; точно так же обстоит дело и с проблемой недопущения полномасштабной войны между сверхдержавами, решаемой пока посредством оружия тотального уничтожения обеих сторон).

Самая фундаментальная особенность исторических потребностей и способностей - их бесконечность, так как нельзя реализовать никакую историческую потребность, не вызвав к жизни новую способность для её реализации. И пока существует Человек, а, следовательно, и бескрайнее поле деятельности для его разума, будет постоянно осуществляться переход от одних исторических потребностей и способностей к другим, более развитым.

Дальнейшее осмысление исторических потребностей и способностей, думается, должно заключаться в установлении, прежде всего, четкого их отношения к индивидуальным и общественным, к материальным и духовным, к неотчуждаемым и отчужденным потребностям и способностям. Но это, конечно, задача совсем других работ и другого масштаба. Мы в этой работе не могли ставить себе такие задачи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Полозова, Валентина Петровна, 2007 год

1. Августин, А. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского / А. Августин. М. : ACT, 2006. - 440 с.

2. Агацци, Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 24-34.

3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. J1. : Изд-во ЛГУ, 1969.-339 с.

4. Андреев, И. Л. Происхождение человека и общества / И. Л. Андреев. М. : Мысль, 1988.-415 с.

5. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. - 576 с.

6. Антропономия. Общая теория человека / под ред. Л. А. Зеленова ; Нижегор. архитектур.-строит ин-т. Н. Новгород : НАСИ, 1991. - 172 с.

7. Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения : в 4 т. / Аристотель ; под общ. ред. А. И. Доватура. М., 1984. - Т. 4. - С. 375-644.

8. Аристотель. О душе / Аристотель // Сочинения : в 4 т. / Аристотель ; ред. В. Ф. Асмус. М., 1976. - Т. 1. - С. 369-449.

9. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Сочинения : в 4 т. / Аристотель ; под общ. ред. А. И. Доватура. М., 1984. - Т. 4. - С. 53-294.

10. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Сочинения : в 4 т. / Аристотель ; ред. В. Ф. Асмус. М., 1976. - Т. 1 . - С. 63-365.

11. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. - 488 с.

12. Асанов, Л. Н. Тайны пещерных людей / Л. Н. Асанов. М. : Вече, 2006. -320 с.

13. Бердяев, Н. А. Духовный кризис интеллигенции / Н. А. Бердяев. М. : Канон+, 1998.-400 с.

14. Бердяев, Н. А. О назначении человека. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев. М. : ACT : Хранитель, 2006. - 637 с.

15. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избр. тр. / Н. А. Бердяев ; Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Флинта, 1999. - 312 с.

16. Бердяев, Н. А. Самопознание : сочинения / Н. А. Бердяев ; Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 639 с.

17. Бердяев, Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. М.: Изд-во Г. А. Лемана и С. П. Сахарова, 1916.-541 с.

18. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. М. : ACT, 2004. -732 с.

19. Бережной, Н. М. Проблема человека в трудах К. Маркса / Н. М. Бережной.-М.: Высш. шк., 1981.- 180 с.

20. Бережной, Н. М. Человек и его потребности / Н. М. Бережной. М. : Форум, 2000.- 159 с.

21. Брандес, Г. Великий человек. (Начало и цель цивилизации) / Г. Брандес ; пер. Н. Эфроса. М.: Изд-во В. М. Саблина, 1905. - 40 с.

22. Бэкон, Ф. О достоинстве и преумножении наук / Ф. Бэкон // Сочинения : в 2 т. / Ф. Бэкон. М., 1977. - Т.1. - С.392.

23. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М. : Прогресс, 1984. -367 с.

24. Волков, Ю. Г. Интегральная природа человека : естественнонауч. и гуманитар, аспекты / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. Ростов н/Д. : Изд-во Рост, ун-та, 1993.-288 с.

25. Волков, Ю. Г. Человек : энцикл. словарь / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. М.: Гардарики, 2000. - 520 с.

26. Вольтер. Философские повести : избр. произведения / Вольтер. М. : Мысль, 1997.-652 с.

27. Вольтер. Философские письма. Статьи из «Философского словаря» / Вольтер. М.: Пушкин, б-ка : ACT, 2005. - 748 с.

28. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии : пер. с нем. В 3 т. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1977. - 532 с. - (Философское наследие).

29. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. М. : Мысль, 1990. -524 с.

30. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 3 : Философия духа / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1977. - 471 с.

31. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 2 : Философия природы / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1975. - 695 с.

32. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. М. : Искусство, 1968.-312 с.

33. Гелен, А. Человек. Его природа и место в мире. Первобытный человек и поздняя культура / А. Гелен // Современная западная социология. М., 1990. -С. 61-62.

34. Гельвеций, К. А. Сочинения. В 2 т. Т. 1 : Записные книжки. Об уме / К. А. Гельвеций. М.: Мысль, 1973. - 647 с.

35. Гельвеций, К. А. Сочинения. В 2 т. Т. 2 : О человеке / К. А. Гельвеций. -М.: Мысль, 1974.-687 с.

36. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер. М. : Наука, 1977. - 703 с.

37. Гольбах, П. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1 : Система природы / П. Гольбах. М.: Соцэкгиз, 1963. - 563 с.

38. Григорьян, Б. Т. Философская антропология / Б. Т. Григорян. М. : Мысль, 1982.- 187 с.

39. Груздева, В. В. Проблемы развития человечества в контексте взаимодействия цивилизации и культуры : метод, аспект : монография / В. В. Груздева. Н. Новгород : Изд-во Нижегор. ун-та, 1996. - 172 с.

40. Гумилёв, Jl. Н. Этносфера. История людей и история природы / JI. Н. Гумилёв. М.: Экопрос, 1993. - 544 с.

41. Гумилёв, JL Н. Энтогенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилёв. М. : ACT, 2005.-548 с.

42. Дильтей, В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопросы философии. 1988. - № 4. - С. 135.

43. Дробницкий, О. Г. Структура морального сознания / О. Г. Дробницкий // Вопросы философии. 1972. - № 6. - С. 51-62.

44. Дробницкий, О. Г. Социальные и биологические факторы развития человека / О. Г. Дробницкий // Вопросы философии. 1972. - № 9. - С. 109125.

45. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. - 221 с.

46. Зеленов, JL А. Методология человековедения / Л. А. Зеленов. Н. Новгород : Нижегор. шк. эффектив. управления, 1991. - 76 с.

47. Зеленов, JI. А. Основы социологии / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров. -М. :ВЛАДОС, 2000.-160 с.

48. Зеленов, JI. А. Становление личности / JL А. Зеленов. Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1989. - 168 с.

49. Ибн, Сина (Авиценна). Избранные философские произведения / С. Ибн (Авиценна). М.: Наука, 1980. - 551 с.

50. Ильенков, Э. В. Что же такое личность? / Э. В. Ильенков // С чего начинается личность : сб. ст. М., 1983. - С. 319-358.

51. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин. М. : Айрис-Пресс, 2005. - 576 с.

52. Каверин, С. Б. Психология потребностей / С. Б. Каверин. Тамбов : Тамбов, гос. ун-т, 1996. - 85 с.

53. Казначеев, В. П. Проблемы человековедения / В. П. Казначеев. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - 352 с.

54. Какабадзе, 3. М. Проблема человеческого бытия / 3. М. Какабадзе. -Тбилиси : Мецниереба, 1985. 309 с.

55. Какабадзе, 3. М. Человек как философская проблема / 3. М. Какабадзе. -Тбилиси : Мецниереба, 1970. 135 с.

56. Камю, А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство / А. Камю. М.: Политиздат, 1990. - 414 с.

57. Кант, И. Об изначально злом в человеческой природе : пер. с нем. Т. 4, ч. 2/И. Кант.-М. : Мысль, 1965.-478 с.

58. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения : пер. с нем. Т. 6 / И. Кант. М.: Мысль, 1966. - 743 с.

59. Кант, И. Критика способности суждения : пер. с нем. Т. 5 / И. Кант. М.: Наука, 1966.-564 с.

60. Кант, И. Критика чистого разума : пер. с нем. Т. 3 / И. Кант. М. : Наука, 1966.- 550 с.

61. Карлфрид граф Дюркхайм. О двойственном происхождении человека / Карлфрид граф Дюркхайм. СПб.: Импакс, 1992. - 160 с.

62. Кассирер, Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Проблема человека в западной философии. М., 1998.-С. 3-30.

63. Ковалёв, А. Г. Психологические особенности человека. В 2 т. Т. 2 : Способности / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. JI. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.-304 с.

64. Ковалев, С. М. О человеке, его порабощении и освобождении / С. М. Ковалев. М.: Политиздат, 1970. - 303 с.

65. Корнеев, П. В. Современная философская антропология: Некоторые проблемы и направления / П. В. Корнеев. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1967. -71 с.

66. Краева, О. Л. Проблема человека в философии / О. Л. Краева, В. И. Табаков. Н. Новгород : НГСХА, 1994. - 49 с.

67. Краева, О. Л. Проблема человека как противоречие его сущности и существования / О. Л. Краева // Человек. Культура. Образование: Мир человека / Нижегор. гос. с.-х. акад. Н. Новгород, 1998. - Вып. 3. - С. 7-22.

68. Куделин, Е. Г. Диалектика производства и потребностей / Е. Г. Куделин. -М.: Политиздат, 1977. 176 с.

69. Куделин, Е. Г. Закон возвышения потребностей и соревнования способностей в историческом материализме : метод, пособие для студентов / Е. Г. Куделин ; Горьк. гос. с.-х. ин-т. Горький : ГСХИ, 1985. - 56 с.

70. Кузанский, Н. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / Н. Кузанский. М.: Мысль, 1979. -488 с.

71. Левенков, Н. В. Новый человек и новое общество : монография / Н. В. Левенков. Н. Новгород : Изд-во Гладкова О. В., 2005. - 403 с.

72. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. М. : Наука, 1983.-205 с.

73. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Т. 1 / В. И. Ленин. М. : Госполитиздат, 1958. - 662 с.

74. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития человеческой психики / А. Н. Леонтьев.-М.: б. и., 1981.-416 с.

75. Ломов, Б. Ф. Психология восприятия / Б. Ф. Ломов // Материалы совет.-норвеж. симп. М.: Наука, 1981. - С. 65.

76. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. - 444 с.

77. Ломов, Б. Ф. Человек в системах управления / Б. Ф. Ломов. М. : Знание, 1967.-48 с.

78. Лопатин, Л. М. Статьи по этике / Л. М Лопатин. СПб. : Наука, 2004. -358 с.

79. Лосев, А. Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. М. : Политиздат, 1988. - 366 с.

80. Лосев, А. Ф. Личность и абсолют : исслед. по философии и психологии мышления / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1999. - 719 с.

81. Лоскутов, Ю. В. О месте формаций и цивилизаций в человеческой истории / Ю. В. Лоскутов // Вестник Пермского университета. Пермь, 2001. - Вып. 1.-С. 5-11.

82. Льюис, Д. Человек и эволюция / Д. Льюис. М.: Прогресс, 1964. - 156 с.

83. Маркович, А. Познание и любовь: вверх по лестнице Иакова / А. Маркович // Регистры риска. California, 2004. - № 12. - С. 10-20.

84. Маркс, К. Из неопубликованных рукописей / К. Маркс // Большевик. -1939.-№ 11.-С. 63-115.

85. Маркс, К. Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. : Госполитиздат, 1956. - 689 с.

86. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - М. : Политиздат, 1984. - 549 с.

87. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 2 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 574 с.

88. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - М. : Политиздат, 1985. - 637 с.

89. Маркс К. Сочинения. В 50 т. Т. 6 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - М. : Политиздат, 1985. - 664 с.

90. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 19 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 550 с.

91. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 21 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. : Политиздат, 1961. - 670 с.

92. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 23 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - М. : Политиздат, 1985. - 601 с.

93. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 25, ч. 2 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. -М.: Политиздат. - 1985. - 495 с.

94. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 27 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 515 с.

95. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 42 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1974.-535 с.

96. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 46, ч. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. : Политиздат, 1968. - 559 с.

97. Маркс, К. Сочинения. В 50 т. Т. 46, ч. 2 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. : Политиздат, 1969. - 618 с.

98. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М. : REFL-book, 1994. -340 с.

99. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб. : Евразия, 1999. -478 с.

100. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. М. : Смысл, 1999.-424 с.

101. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / под общ. ред. М. А. Дынника. М. : Госполитиздат, 1955.-239 с.

102. Михайлов, Н. Н. О потребностях человека, их возвышении и формировании / Н. Н. Михайлов. М.: Знание, 1981. - 64 с.

103. Михайлов, Н. Н. Потребности личности: Проблемы формирования / Н. Н. Михайлов. Челябинск, 1981. - 100 с.

104. Михайлов, Н. Н. Социализм и разумные потребности личности / Н. Н. Михайлов. М.: Политиздат, 1982. - 191 с.

105. Момджян, К. X. Рефлективные парадигмы социальной теории Маркса / К. X. Момджян // Карл Маркс и современная философия. М., 1999. - С. 97.

106. Монтень, М. Опыты. О стойкости, праздности, умеренности и страстях / М. Монтень. М.: ACT, 2003. - 654 с.

107. Мялкин, А. В. Способности и потребности личности: Диалектика формирования / А. В. Мялкин. М.: Мысль, 1983. - 260 с.

108. Обуховский, К. Галактика потребностей / К. Обуховский. СПб. : Речь, 2003. - 296 с.

109. Обуховский, К. Психология влечений человека / К. Обуховский. М. : Прогресс, 1972.- 247 с.

110. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : 70 000 слов / С. И. Ожегов. М.: Рус. язык, 1989.-924 с.

111. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1989. - № 4. - С. 114.

112. Ортега-и-Гассет, X. Запах культуры / X. Ортега-и-Гассет. М. : Алгоритм : Эксмо, 2006. - 384 с.

113. Парсонс, Г. Человек в современном мире / Г. Парсонс. М. : Прогресс, 1985.-427 с.

114. Писарев, Д. И. Исторические эскизы / Д. И. Писарев. М.: Правда, 1989. - 608 с.

115. Платон. Государство / Платон. СПб.: Наука, 2005. - 568 с.

116. Платон. Избранное / Платон. М.: ACT, 2006. - 491 с.

117. Плеснер, X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию : пер. с нем. / X. Плеснер // Проблема человека в западной философии.-М., 1988.-С. 96-151.

118. Подорога, В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию : материалы лекц. курсов 1992-1994 гг. / В. Подорога. М. : Ad Marginem, 1995. - 340 с.

119. Полозова, В. П. Игра как потребность и способность человека / В. П. Полозова // Сб. трудов аспирантов и магистрантов. История. Философия. Культурология. Педагогика / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2006.-С. 49-51.

120. Полозова, В.П. Исторические потребности и способности человека как выражение его одновременной зависимости и свободности в исторически определенном мире / В. П. Полозова // Вестн. Костром, гос. ун-та. 2006. -№12. -С. 100- 103.

121. Полозова, В. П. К проблеме нравственного воспитания в системе высшего образования / В. П. Полозова // Законы научной сферы общества : материалы 10 Междунар. Нижегор. ярмарки идей, 35 академ. симп. Н. Новгород, 2007. - С. 125-126.

122. Полозова, В. П. Любовь как проявление природы и сущности человека / В. П. Полозова // Сб. трудов аспирантов и магистрантов. История.

123. Философия. Культурология. Педагогика / Нижегор. гос. архитектур.-строит, ун-т. Н. Новгород, 2005. - С. 42-43.

124. Полозова, В. П. О естественности и историчности потребностей и способностей человека / В.П. Полозова // X Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки : материалы докл. Н. Новгород, 2006. - С. 184-185.

125. Полозова, В. П. Образование как потребность и способность человека /

126. B. П. Полозова // Сб. трудов аспирантов и магистрантов. История. Философия. Культурология. Педагогика / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2007. - С. 58-59.

127. Полозова, В. П. Обучение иностранному языку в рамках концепции межкультурной коммуникации / В. П. Полозова // Новое в науке XXI века : межвуз. науч. сб.-Н. Новгород, 2006. Вып. 4. - С. 161-163.

128. Полозова, В. П. Потребности и способности человека в условиях рыночной экономики / В. П. Полозова // Законы экономической сферы общества : материалы 9 Междунар. Нижегор. ярмарки идей, 34 академ. симп. Н. Новгород, 2006. - С. 125-126.

129. Полозова, В. П. Судьба как философская проблема / В. П. Полозова // Сб. трудов аспирантов и магистрантов. История. Философия. Культурология. Педагогика / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2004.1. C. 40-42.

130. Полозова, В. П. Тождество и различие между естественными и историческими потребностями и способностями человека / В. П. Полозова // Вестник Нижегородского университета. Сер. «Социальные науки». Н. Новгород, 2007. - Вып. 2 (7). - С. 68-72.

131. Полозова, В. П. Человек и природа / В. П. Полозова // Законы экологической сферы общества : материалы YIII Междунар. ярмарки идей, 33 академ. симп. Н. Новгород, 2005. - С. 296-297.

132. Полозова, В. П. Человек может выбирать между злом и добром / В. П. Полозова // Законы управленческой сферы общества : материалы YII Междунар. ярмарки идей, 32 академ. симп. Н. Новгород, 2004. — С. 301302.

133. Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории / Б. Ф. Поршнев. М. : Мысль, 1974.-486 с.

134. Рассел, Б. Практика и теория большевизма / Б. Рассел. М.: Наука, 1991. - 123 с.

135. Рассел, Б. Человеческое познание: его сферы и границы / Б. Рассел. М. : Терра, 2000. - 464 с. - (Библиотека философской мысли).

136. Роттердамский, Э. Философские произведения / Э. Роттердамский. М.: Наука, 1987.-703 с.

137. Рубинштейн, С. J1. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С. JI. Рубинштейн. М. : Изд-во Акад. Наук СССР, 1957.-328 с.

138. Рубинштейн, С. JT. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1 / С. J1. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989.-485 с.

139. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2 / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. - 322 с.

140. Рубинштейн, С. JI. Принцип творческой самодеятельности / С. JI. Рубинштейн // Вопросы философии. 1989. - № 4. - С. 89-95.

141. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В. Ф. Сержантов. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. - 360 с.

142. Симонов, П. В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты / П. В. Симонов. М.: Наука, 1975. - 175 с.

143. Симонов, П. В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности / П. В. Симонов М.: Ин-т психологии РАН, 1998. - 98 с.

144. Симонов, П. В. Междисциплинарная концепция человека / П. В. Симонов. М.: Знание, 1989. - 63 с.

145. Симонов, П. В. Происхождение духовности / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский. М.: Наука, 1989. - 350 с.

146. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов. М.: Наука, 1984.- 161 с.

147. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981. -215с.

148. Смольянинов, И. Ф. Проблема человека в марксистско-ленинской философии и эстетике / И. Ф. Смольянинов. Л.: Лениздат, 1974. - 64 с.

149. Соловьев, В. С. Избранное / В. С. Соловьев. М.: Совет. Россия, 1990. -491 с.

150. Сэв, Л. Марксизм и теория личности / Л. Сэв. М. : Прогресс, 1972. -582 с.

151. Табаков, В. И. Закон взаимопорождения исторических потребностей и способностей человека / В. И. Табаков // Законы развития человеческого общества : материалы Y Междунар. ярмарки идей, 30 академ. симп. Н. Новгород, 2002. - С. 363-365.

152. Табаков, В. И. К вопросу о материальности и идеальности мира / В. И. Табаков // Законы научной сферы общества : материалы 10-й Междунар. Нижегор. ярмарки идей, 35 академ. симп. Н. Новгород, 2007. - С. 320-326.

153. Табаков, В. И. О смысле жизни человека / О. Л. Краева, В. И. Табаков // Проблема человека в философии / Нижегор. гос. с.-х. акад. Н. Новгород, 1994.-С. 5-45.

154. Табаков, В. И. Русь спасет социзм / В. И. Табаков. Н. Новгород : Изд-во Гладкова О. В., 2004. - 328 с.

155. Табаков, В. И. Человечность и ее осуществление в истории : монография / В. И. Табаков ; Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 1995.- 180 с.

156. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. М. : Политиздат,1989.-573 с.

157. Тараткевич, М. В. Человек. Среда. Потребности / М. В. Тараткевич. -Минск : Беларусь, 1980. 97 с.

158. Тараткевич, М. В. Человек и его потребности / М. В. Тараткевич. -Минск : Беларусь, 1989.-205 с.

159. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека : сб. очерков и эссе / П. Тейяр де Шарден. М.: ACT, 2002. - 553 с.

160. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий : избр. работы / Б. М. Теплов. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 536 с.

161. Тойнби, А. Постижение истории : сборник / А. Тойнби. М. : Прогресс,1990.-731 с.

162. Турен, А. Возвращение человека действующего / А. Турен. М.: Наука, 1998.-204 с.

163. Фейербах, Л. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 2 / Л. Фейербах. М.: Госполитиздат, 1955. - 943 с.

164. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др.. М.: Совет, энцикл., 1983. - 840 с.

165. Финк, Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк // Проблема человека в западной философии. М., 1988. - С. 357-403.

166. Фихте, И. Г. Назначение человека. Основные черты современной эпохи : сборник / И. Г. Фихте. СПб.: Попурри, 1998. - 480 с.

167. Франк, С. JI. Свет во тьме. Духовные основы общества / С. JI. Франк. -М.: Республика, 1992. 504 с.

168. Франк, С. JI. Смысл жизни / С. Л. Франк // Вопросы философии. 1990. -№ 6. - С. 69-131.

169. Франкл, Д. Археология ума / Д. Франкл. М. : Астрель-Аст, 2007. - 254 с.

170. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. -368 с.

171. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М. : Фирма СТД, 2006.-445 с.

172. Фрейд, 3. «Я» и «Оно» / 3. Фрейд. Тбилиси : Мерани, 1991. - 428 с.

173. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М. : Республика, 1998. -447 с.

174. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм.-М. : ACT-ЛТД, 1998.-664 с.

175. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. СПб.: Азбука, 2001. - 224 с.

176. Фромм, Э. Революция надежды / Э. Фромм. М. : Айрис-Пресс, 2005. -334 с.

177. Фромм, Э. Сущность человека, его способность к добру и злу / Э. Фромм // Это человек: Антропология. М.: Высш. шк., 1995. - С. 41-53.

178. Фуко, М. Забота о себе : пер. с фр. / М. Фуко. Киев : Дух и литера : Грунт; М.: Рефл.-бук., 1998. - 288 с.

179. Фуко, М. Нужно защищать общество : курс лекций, прочит, в Коллеж де Франс в 1975-76 уч. г. / М. Фуко. СПб.: Наука, 2005. - 312 с.

180. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. М. •.Прогресс, 1977.-488 с.

181. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствие биотехнологической революции / Ф. Фукуяма. М. : ACT : Люкс, 2004. - 349 с.

182. Хейзинга, И. Homo Ludus. В тени завтрашнего дня / И. Хейзинга. М. : ACT, 2004. - 539 с.

183. Хомский, Н. Язык и мышление / Н. Хомский // Ведение в языкознание : хрестоматия для вузов / А. В. Блинов и др.. М., 2005. - С. 7 - 67.

184. Цанн-Кай-Си, Ф. В. Проблема человека в работах Маркса 40-х годов XIX века / Ф. В. Цанн-Кай-Си. Владимир : Изд-во Владимир, ун-та, 1973. -192 с.

185. Чернышевский, Н. Г. Полное собрание сочинений. В 15 т. Т. 2 / Н. Г. Чернышевский. М.: Правда, 1949. - 528 с.

186. Чешев, В. В. Человек как мыслящее существо, или Оправдание разума / В. В. Чешев. Томск : Изд-во Том. архитектур.-строит. ун-та, 1999. - 203 с.

187. Шелер, М. Положение человека в космосе / М. Шелер. М. : Гнозис,1994.-413 с.

188. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. -Минск : Харвест, 2005. 992 с.

189. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. Т. 1 : Образ и действительность / О. Шпенглер. М. : Айрис-пресс, 2006. -528 с.

190. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

191. Это человек : Антропология / сост. П. С. Гуревич. М. : Высш. шк.,1995.-320 с.

192. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг. М. : Серебряные нити, 1998.-368 с.

193. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М. : Политиздат, 1991.-527 с.

194. Scheler, М. Zur Idee des Menschen / M. Scheler // Vom Umsturz der Welte-Leipzig, 1919.-Bd. III.-S. 330.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.