Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Богатырев, Александр Иванович
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Богатырев, Александр Иванович
Введение
I. ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА: РАЗВИТИЕ
ПРИНЦИПА ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
1.1. Биография С.И.Гессена: принцип индивидуального призвания
1.2. Аксиология: принцип конкретной целостности образования
1.3. Антропология: принцип конкретного индивидуализма
1.4. Эпистемология: принцип конкретного идеализма 81 Выводы
II. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ"
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА: принцип автономии личности (Философско-педагогический анализ проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» Института «Открытое общество» в Екатеринбурге в 1996-1997 гг.)
И. 1. Аксиологический аспект: природа-общество-культура (мир)
II.2. Антропологический аспект: индивид-личность-индивидуальность (человек)
II.3.Эпистемологический аспект: естественные-гуманитарные-философские науки
II.4. Методическая модель профессионального и личностного самосовершенствования учителей истории в современных условиях Выводы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Учение о ценностях С. И. Гессена2000 год, кандидат философских наук Пургина, Елена Ивановна
Оптимизация процесса формирования личности студента в системе подготовки учителей начальных классов2005 год, доктор педагогических наук Головнева, Елена Вениаминовна
Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века2001 год, кандидат педагогических наук Седова, Елена Евгеньевна
Теоретико-методологические основы информационного обеспечения профессиональной подготовки будущего учителя в вариативном образовании2001 год, доктор педагогических наук Прасолова, Елена Лазаревна
Формирование и развитие духовности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе2001 год, доктор педагогических наук Макарова, Валентина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории»
Актуальность исследования. В 1995 году впервые после долгих лет забвения на родине в России была издана книга «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950), изданная в Берлине в 1923 году. С.И.Гессен известен в мировой педагогике как теоретик и практик образования, как сторонник философской педагогики, как методист. Сын известного русского ученого-юриста и политического деятеля, издателя «Архива русской революции» Иосифа Владимировича Гессена С.И.Гессен получил прекрасное образование: сначала в знаменитой 1-ой Санкт-Петербургской гимназии, затем на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета и, наконец, в лучших университетах Германии (Фрейбург, Гейдельберг). До революции 1917 года С.И.Гессен был одним из редакторов журнала «Логос», издававшегося с целью установления диалога российских и европейских деятелей культуры (1910-1914). В годы первой мировой войны, революции и гражданской войны началась деятельность С.И.Гессена как теоретика и практика педагогики. Особенно плодотворным в творческом отношении оказался для него период работы на историко-филологическом факультете Томского университета (1917-1921), когда в основном сформировалась его философско-педагогическая и методическая концепция. С 1921 года и до конца жизни (1950 год) жизнь и деятельность С.И.Гессена происходила за рубежом: сначала в Берлине (1921-1923), затем в Праге (1923-1934), и, наконец, в Варшаве и Лодзи (1934-1950).
Оценивая эволюцию своих философских взглядов, С.И.Гессен определял в их развитии три этапа: этап неокантианства, этап кантианства, этап платонизма. В соответствии с философскими взглядами формировалась и педагогическая концепция С.И.Гессена: аксиологический тгап - исследование взаимосвязи образования и человека, эпистемологический этап - исследование взаимосвязи образования и науки. Методическая концепция С.И. Гессена как практическое приложение его идей прошла в своем развитии три этапа: содержательный этап - исследование взаимосвязи истории и культуры; организационный этап - исследование взаимосвязи истории и личности; технологический этап - исследование взаимосвязи исторической науки и исторического образования.
С.И.Гессеном поставлены и оригинально решены многие важнейшие проблемы педагогики, такие как: философия и педагогика (педагогика как прикладная философия), образование и культура (теория нравственного и научного образования), образование и обшество (теория национального образования), образование и природа (теория физического воспитания) и т.д. В целом, выделяя четыре типа педагогических теорий (натурализм, социологизм, культурологизм, теологизм), С.И.Гессен причислял себя к педагогам культуры, а культура для него была тождеством гуманизма. В истории педагогики изучение философско-педагогического и методического наследия С.И.Гессена еще только начинается. Эволюция философско-педагогических взглядов С.И.Гессена рассматривается в трудах П.В.Алексеева, А.Валицкого,
B.В.Зеньковского, Н.ОЛосского, Б.В.Яковенко. Реконструкция биографии
C.И.Гессена предпринимается в статьях Е.Г.Осовского, В.В.Сапова, В.Филатова, Б.В.Емельянова и В.В.Кулйкова, А.А.Ермичева, М.В.Безродного,
B.А.Владыкина, И.В.Сабенниковой, А.В.Мудрика. В целом же биография
C.И.Гессена остается мало изученной как с точки зрения фактологического установления основных этапов его жизни, так и с точки зрения теоретического анализа основных этапов развития его философско-педагогической и методической концепции.
Обращение к философско-педагогическому и методическому наследию С.И.Гессена обусловлено практическими и теоретическими потребностями современной российской и мировой педагогики. Формирование постиндустриального общества и соответствующей ему культуры постмодернизма (аксиологический аспект) по-новому ставят проблему человека, его сущности, смысла его существования в современных социокультурных условиях (антропологический аспект), обусловливающих новое содержание его жизни и деятельности, а значит и новое содержание образования (эпистемологический аспект).
Из сопоставления современной педагогики и философско-педагогической и методической концепции С.И.Гессена вытекает основное противоречие исследования - это противоречие между потребностями современной педагогики в решении аксиологических, антропологических, эпистемологических проблем образования, методики обучения истории и возможностями их решения в творчестве С.И.Гессена Указанное общее противоречие конкретизируется в следующих частных противоречиях:
- между самооценкой С.И.Гессеном своего места в истории педагогики, методике обучения истории и оценкой его в современной педагогике, методике обучения истории (биографический аспект);
- между внутренней культурой личности и внешней культурой общества на разных этапах истории(аксиологический аспект);
- между целостным и частным подходом к проблеме человека в истории философии, педагогики и методики обучения истории (антропологический аспект);
- между традиционным и развивающим обучением в философии, педагогике, методике обучения истории (эпистемологический аспект).
Выявленные противоречия и анализ научной литературы свидетельствуют о существовании проблемы изучения развития философских, педагогических и методических взглядов С.И.Гессена в современной педагогике. Данное обстоятельство определило выбор темы исследования «Развитие идей С.И.Гессена в современной педагогике и методике обучения истории».
Объект исследования: историко-педагогическое наследие С.И.Гессена и его развитие в современной педагогике, в теории и методике обучения истории.
Предмет исследования: развитие принципа целостности воспитания с точки зрения: а) единства философии, педагогики, теории и методики обучения истории; б) единства аксиологического, антропологического, эпистемологического аспектов историко-педагогического наследия С.И.Гессена; в) единства теоретического и практического подходов к его развитию в современной педагогической науке, в теории и методике обучения истории.
Цели исследования: теоретическое осмысление философско-педагогической и методической концепции С.И.Гессена с точки зрения принципа целостности воспитания; практическое применение указанного принципа для философско-педагогического и методического анализа Проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» Института Открытое Общество (Фонд Дж. Сороса).
Гипотеза исследования: философско-педагогическое и методическое наследие С.И.Гессена является жизнеспособным в современной педагогике, теории и методике обучения истории, если получают дальнейшее развитие его идеи, относящиеся к взаимосвязи образования и культуры (аксиологический аспект), образования и человека (антропологический аспект), образования и науки (эпистемологический аспект).
Задачи исследования:
1. Систематизация биографической информации о формировании философско-педагогической и методической концепции С.И.Гессена (исторический аспект).
2. Теоретический анализ развития аксиологических, антропологических, эпистемологических идей С.И.Гессена в современной педагогике, теории и методике обучения истории (логический аспект).
3. Практическое приложение методологических идей С.И.Гессена к разработке региональной модели профессионального и личностного самосовершенствования учителей истории в Проекте «Переподготовка учителей-гуманитариев» (практический аспект).
Теоретическая и методологическая основа исследования: биография:
- принцип индивидуального призвания С.И.Гессена
- историко-педагогическая концепция В.В.Зеньковского, историко-философская концепция Б.В.Яковенко, Н.О.Лосского, А.Валицкого, П.В.Алексеева; биографические исследования Е.Г.Осовского, В.В.Сапова, В.Филатова, Б.В.Емельянова и В.В.Куликова; А.А.Ермичева, М.В.Безродного, В.А.Владыкиной, И.В.Сабенниковой, А.В.Мудрика; аксиология:
- принцип конкретной целостности С.И.Гессена
- деятельностная концепция культуры В.М.Межуева, Э.С.Маркаряна; культурно-историческая концепция деятельности В.В.Давыдова; теория диалога культур В.С.Библера; цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса Г.Б.Корнетова, З.И.Равкина, И.А.Тагуновой; аксиологические концепции О.Г.Дробницкого, В.П.Тугаринова, Т.В.Любимова; взаимосвязь аксиологии и образования З.И.Равкина, А.А.Орлова, Б.С.Гершунского, Н.С.Розова, М.В.Богуславского; антропология:
- принцип конкретного индивидуализма С.И.Гессена.
- теория свободы Ж.-Ж.Руссо, И.Канта, А.Бергсона; теория национального образования К.Д.Ушинского, И.Г.Фихте; теория дошкольного образования Ф.В.А.Фребеля, М.Монтессори, С.Г.Холла, Дж.Дьюи; теория школьного образования И.Г.Песталоцци, Дж.Дьюи, Г.Кершенштейнера, Н.И.Пирогова, П.П.Блонского; Я.А.Коменского, П.Наторпа, Ф.Д.Ферстера; теория послешкольного образования Платона; принцип целостности воспитания Д.С.Милля, Г.Спенсера; философская антропология Б.Т.Григорьяна, В.С.Мерлина, Э.В.Ильенкова и др.; философско-педагогические концепции уральских педагогов Л.М.Андрюхиной, В.С.Безруковой, А.С.Белкина, А.И.Лучанкина, Б.Г.Матюнина, В.Д.Семенова; деятельностная концепция личности Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Л.И.Анциферовой, А.В.Петровского, А.Г.Асмолова, В.В. Давыдова, А.А.Бодалева и др.; зарубежная педагогическая антропология М.Шелера, Г.Плесснера, Ф.Больнова, В.Лоха, неогуманистическая педагогика и психология К.Роджерса, А.Маслоу, Ф.Грина, К.Г.Паттерсона, Г.Коля, Б.Кларка, З.Барта, А.Комбса, А.Монтегю, Ф.М.Этсона, Д.Брандеса, П.Гиниса; эпистемология:
- принцип конкретного идеализма С.И.Гессена, антиномия теоретического и эмпирического в научном познании В.С.Швырева; анализ типов научной рациональности В.С.Степина; теория образования Г.Спенсера, П.Ф.Каптерева, П.Наторпа; классификация наук Платона, Д.Конта, Г.Спенсера, В.Вундта, Г.Когена, П.Наторпа, Г.Риккерта, Г.Мюнстерберга; теория эпизодического курса И.Г.Песталоцци, теория систематического курса И.Ф.Гербарта, П.П.Блонского, Г.Винекена; теория научного курса Ф.В.И.Шеллинга, Н.И.Новикова, Л.И.Петражицкого; взаимосвязь науки и учебного предмета А.М.Матюшкина, М.Н.Махмутова, М.Н.Скаткина, Г.Н.Щукиной, Н.Ф.Талызиной, В.П.Бсспалько, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина, А.А.Зака, Л.В.Занкова; классификация дидактических теорий М.А.Холодной и Э.Г.Гельфмана, О.Г.Хомерики, М.Н.Берулавы, А.В.Брушлинского; теория социального опыта И.Я.Лернера, В.В.Краевского, М.Н.Скаткина; теории развивающего обучения В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, И.Н.Ильясова, М.И.Махмутова, В.С.Библера; гуманистическая парадигма образования (см. выше), рационалистическая парадигма образования Р.Ф.Блума; традиционно-консервативная парадигма образования Р.Е.Эбла, Н. Постмэна, Дж.Кавелти; взаимосвязь логики и педагогики Г.П.Щедровицкого, В.В.Давыдова, В.С.Швырева; методология педагогики Б.С.Гершу некого, В.М.Розина, И.А.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского; принцип автономии личности С.И.Гессена:
- диалектика субъекта и объекта К.Н.Любутина, Д.В.Пивоварова; идея новой педагогической компетентности Е.Д.Розановой, А.А.Муравьевой; исследование профессионального самосовершенствования педагога М.А.Чошанова, Ю.К.Бабанского, Г.П.Зинченко, Г.И.Саранцева, Н.В.Кузьминой, Е.В.Бережковой; проект «Переподготовка учителей-гуманитариев И.А.Гиниатуллина, А.И.Богатырева, И.Б.Мельник, П.В.Мещерякова, В.С.Третьяковой.
База исследования: Институт развития регионального образования Свердловской области (г.Екатеринбург), проект «Переподготовка учителей-гуманитариев» (Институт «Открытое общество», Фонд Дж.Сороса) в г.Екатеринбурге. В исследовании приняли участие руководители и участники названного проекта (общая численность - 175 человек).
Методы исследования: историко-логический анализ; теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической, исторической литературы; изучение нормативной документации по изучаемой проблеме, анкетирование; моделирование и метод экспертных оценок.
Этапы исследования: исследование проведено в течение 1994-1998 гг. и состояло из трех этапов:
На первом этапе (1994-1995 гг.) проводился теоретический анализ философской, исторической, психолого-педагогической, методологической литературы, посвященной изучению философско-педагогического наследия С.И.Гессена.
На втором этапе (1996-1997 гг.) осуществляется практическое применение философско-педагогических и методических идей С.И.Гессена для разработки содержания, технологии, организационных форм Проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев».
На третьем этапе (1998 г.) осуществляется синтез теоретического анализа и практического применения философско-педагогических и методических идей С.И.Гессена, оформляются материалы диссертации.
Научная новизна исследования:
1 Систематизирована биографическая информация о развитии философских, педагогических и методических идей С.И.Гессена.
2 Осмыслен принцип целостности воспитания у С.И.Гессена как единство философии, педагогики, теории и методики обучения истории; как единство аксиологического, антропологического, эпистемологического аспектов образования, как единство теории и практики, теории и методики обучения истории.
3 Исследовано практическое приложение методологических идей С.И.Гессена в современной педагогике и методике обучения истории.
4 Сформулированы предложения по совершенствованию системы подготовки и переподготовки учителей истории.
Практическая значимость исследования: теоретический анализ философско-педагогической и методической концепции С.И.Гессена позволяет определить его место в истории российской и мировой педагогики, в теории и методике обучения истории, показать жизнеспособность его аксиологических, антропологических, эпистемологических идей при разработке таких проблем современной педагогики, теории и методики обучения истории, как образование и культура, образование и человек, образование и наука; раскрыть методологическое значение философии и педагогики при анализе конкретной методики обучения истории.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1 Изучение биографии С.И.Гессена и определение его места в истории российской и мировой педагогики показывает жизнеспособность его философско-педагогической и методической концепции в современной педагогике, теории и методике обучения истории.
2 Теоретическое осмысление принципа целостности воспитания в педагогическом и методическом наследии С.И.Гессена дает возможность решения аксиологических, антропологических, эпистемологических проблем современной теории и практики образования, теории и методики обучения истории.
3 Практическое приложение педагогической концепции С.И.Гессена к анализу конкретного педагогического опыта доказывает методологическую значимость взаимосвязи философии и педагогики в современной науке и методике обучения истории.
Достоверность выводов исследования обеспечивается теоретической и методологической основой исследования, подтверждается опытом применения философско-педагогической и методической концепции С.И.Гессена при разработке, реализации и оценке результатов Проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» независимой экспертизой.
Апробииия результатов исследования осуществлялась в процессе практического применения результатов исследования в методико-консультативном отделе ИРРО Свердловской области, в отделе аттестации Департамента образования Свердловской области, в Проекте «Переподготовка учителей-гуманитариев» Института «Открытое общество» (Фонд Дж.Сороса). Основные положения работы прошли апробацию на международном семинаре Совета Европы «Подготовка учителей и развитие системы повышения квалификации в области преподавания истории в средней школе» (г.Екатеринбург, 30.03-1.04.1998), на научно-практических конференциях «Образование и нравственность» (Екатеринбург, 1996), «Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии» (Екатеринбург, 1998), «Вариативная модель переподготовки учителей в современных условиях» (Москва, 1998), на областных педагогических чтениях по проблемам теории и практики регионального образования (Екатеринбург, 1995, 1997); в реализации Проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» (Екатеринбург, 1996-1997); в материалах по итоговой аттестации педагогов и учащихся ИРРО (Екатеринбург, 1995-1997).
Структура и объем диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Объем - 196 с. Список литературы включает 270 наименований, из них 10 на иностранных языках. Приложения даны на Щ с.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование методологической культуры учителя1997 год, доктор педагогических наук Ходусов, Александр Николаевич
Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя2000 год, доктор педагогических наук Артамонова, Екатерина Иосифовна
Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена: 1887-19502004 год, кандидат педагогических наук Жулина, Наталия Викторовна
Гуманистическая система начального образования В. П. Вахтерова, 1853-1924 гг.2002 год, кандидат педагогических наук Симакова, Юлия Ивановна
Ценностные ориентации профессионально-личностной подготовки учителя в России: Вторая половина XIX в. - 90-е гг. XX в.2004 год, доктор педагогических наук Широких, Оксана Богдановна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Богатырев, Александр Иванович
Выводы:
1. Вторая глава «Профессиональное и личностное самосовершенствование педагога: принцип автономии личности (философско-педагогический анализ проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев Института «Открытое общество» в Екатеринбурге в 1996-1997 гг.) раскрывает принцип автономии личности как разрешение антиномии образования и самообразования. Участие автора диссертации в реализации Проекта позволило решить две задачи: 1) практически применить некоторые идеи С.И.Гессена к разработке содержания и организации Проекта (логика: теория-проект-практика); 2) теоретически использовать эвристический потенциал концепции С.И.Гессена для философско-педагогического анализа Проекта (логика: практика-проект-теория).
2. Аксиологическая проблематика проекта отражает целостную систему ценностей учителя истории в соответствии с концепцией С.И.Гессена, что проявляется в содержательных блоках проекта и принципах их реализации: экология, ва-леология - природа - природосообразность; словесность-культура-культуросооб-разность. Изложенные аксиологические принципы содержания проекта организационно решались через мастерские: 1) мастерская общепрофессиональной проблематики (I); 2) мастерская общепрофессиональной и предметной проблематики (И); 3) мастерская межпредметных связей; 4) мастерская профессионального и личностного самосовершенствования педагога (IV); 5) мастерская школьных «команд» (V); 6) проблемные группы (VI).
Философский. анализ аксиологического аспекта проекта выявляет содержание ценностей обшествознания (истории) среди различных предметных областей (объектные ценности) и содержание различных личных ориентаций (субъектные ценности). Содержание аксиологического аспекта проекта реализует принцип целостности в формировании и развитии ценностей через равновесие (меру) следующих противоположностей (антиномий), согласно концепции С.И.Гессена: I. между объектными и субъектными ценностями; 2. между предметными и надпредметными ценностями; 3. между индивидуальными и коллективными ценностями.
Педагогический анализ аксиологического аспекта проекта выявляет не его цели (философский анализ), а его средства, т.е. технологию и организацию реализации указанного аспекта.
Содержание ценностей учителя истории усваивается через ценностно-ориентационные технологии, построенные на принципах: 1) деятельностного подхода; 2) интерактивных форм взаимодействия участников; 3) профессионально и личностно значимого нового опыта. Принятые орггруппой технологии позволяли учителям истории самоактуализироваться в учебной деятельности, творчески реа-лизовываться, постоянно обогащаться не только содержательно, но и новыми технологиями обучения.
Ценностно-ориентационные технологии являются средством развития участников (потребности-мотивы-цели-задачи-средства-способы деятельности) и средством управления их деятельностью.
Ценностно-ориентационные технологии реализуют принцип целостности технологии через разрешение антиномии: 1. между репродуктивной (преемственность) и креативной (направленность) деятельностью; 2. между индивидуальными и коллективными формами общения; 3. между профессиональными и личными ценностями.
Антиномия между содержательной (гуманизм) и технологической (прагматизм) сторонами ценностного аспекта реализации проекта разрешается в организационной стороне его обеспечения, построенной на следующих принципах педагогического управления: 1) планирование деятельности участников на основе выявления их профессиональных и личных потребностей; 2) организация деятельности на субъект - субъектной основе взаимодействия; 3) контроль и оценка деятельности практико-ориентированного типа с установлением реального соотношения цели и результата.
3. Цель Проекта - новая педагогическая компетенция - в антропологическом аспекте конкретизируется в задачу: добиться более действенного осознания участниками значимости и реальной эффективности профессионально-личностного самовыражения педагога в новых условиях, поддержать мотивацию профессионально-личностного саморазвития, помочь учителям овладеть его деятельностным инструментарием, сформировать у них определенный позитивный опыт такого самосовершенствования. Задачи реализуются через личностно-ориентированное содержание Проекта во всех мастерских (см. выше).
4. Философский анализ антропологического аспекта Проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» выявляет возможность разрешения следующих антиномий профессионального и личностного самосовершенствования педагога: 1. между объектным и субъектным подходом к профессии педагога; 2. между общим (социальным) и особенным (индивидуальным) подходом к личности педагога; 3. между профессиональным (прагматическим) и личностно-ориентированным (гуманистическим) подходом к самосовершенствованию педагога.
Содержание антропологического аспекта Проекта реализуется на основе лич-ностно-ориентированной технологии, основанной на конкретных принципах педагогического подхода: 1) принцип само-деятельности; 2) принцип само-отношения; 3) принцип само-сознания.
Технологии, личностно ориентированные на профессиональное и личностное самосовершенствование учителя истории, разрешают следующие педагогические антиномии: 1. между гетерономной (внешней) и автономной (внутренней) деятельностью;
2. между индивидуализацией и социализацией личности; 3. между сознанием (общественные нормы) и самосознанием (индивидуальные) нормы личности.
Личностно-ориентированной является организация Проекта с точки зрения планирования, межличностного взаимодействия, контроля и оценки процесса профессионального и личностного самосовершенствования педагогов-участников Проекта. Результатом этого процесса является само-организация самосовершенствования учителей истории.
Личностно ориентированная организация Проекта с точки зрения антропологического аспекта позволяет обнаружить подход к решению следующих педагогических антиномий: 1. между экстернальным (внешним) и интернальным (внутренним) подходом к планированию своей деятельности; 2. между авторитарным и демократическим типом коммуникации в общении; 3. между оценкой (внешний фактор) и самооценкой (внутренний фактор) личности.
Если аксиологический подход к анализу проблемы профессионального и личностного самосовершенствованию учителя истории является системой, реализующей принцип целостности образования и самообразования, то антропологический и эпистемологический подходы являются его подсистемами с точки зрения соотношения формы (антропологический подход) и содержания (эпистемологический подход), что показывает возможность теоретико-методологического потенциала философско-педагогической концепции С.И.Гессена.
Философский анализ эпистемологического аспекта Проекта рассматривает конкретизацию общей цели Проекта (новая педагогическая компетенция) в эпистемологической составляющей задач - расширить, углубить, систематизировать знания и представления учителей истории - участников Проекта в связи с актуальными проблемами для школьного гуманитарного образования в условиях становления нового открытого демократического общества, сформировать у участников положительный опыт профессиональпо-аналитической и профессионально-практической деятельности.
Поставленная задача реализуется через эпистемологическое содержание сессий-мастерских (см. выше). В эпистемологическом аспекте профессионального и личностного самосовершенствования учителя истории разрешаются содержательные антиномии: 1. между содержанием образования и самообразования; 2. между общими и частными образовательными технологиями; 3. между предметными и надпредметными методиками обучения истории.
Принцип целостности науки истории при рассмотрении эпистемологического аспекта проекта реализуется не только через содержание (философский аспект), но и через технологию (педагогический аспект), в которой указанный принцип (общий уровень) конкретизируется в технологических принципах (частный уровень): 1) сочетание предметной и надпредметной деятельности, 2) сочетание предметных и надпредмет-ных форм взаимодействия участников проекта, 3) сочетание предметных и надпред-метных форм контроля и оценки деятельности и отношения.
Технология проекта, отражая принцип целостности научного образования, может быть названа культурно-ориентированной, а не предметно-ориентированной, предлагая решение сложнейшей педагогической антиномии наука - учебный предмет через разрешение частных педагогических антиномий: I. между учебной деятельностью (целое) и отдельными видами (части), 2. между педагогическим общением (целое) и отдельными его видами (части). 3. Между личностным контролем и оценкой (целое) и отдельными ее видами (части).
Не рассматривая подробно организацию проекта с точки зрения ее научного, а не предметного аспектов, можно указать разрешение эпистемологической антиномии наука - учебный предмет через частные антиномии: 1. между планированием науки и планированием учебного предмета, 2. между взаимодействием на научном и предметном уровнях, 3. Между научными и предметными оценками результатов образовательного процесса.
5. Проект «Переподготовка «Учителей-гуманитариев» реализует принцип целостности исторического образования как проблему профессионального и личностного самосовершенствования педагога в следующей логике: 1. Аксиологический аспект как системообразующий фактор проекта, синтезирующий его содержание и форму через понятие ценность. 2. Антропологический аспект как формообразующий фактор проекта, отражающий формальную сторону проекта через понятие человек. 3. Эпистемологический аспект как содержательно образующий фактор проекта, отражающий содержательную сторону проекта через понятие наука.
6. В конкретной методической модели показывается практическое приложение идеи профессионального и личностного самосовершенствования учителя истории в современных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В философско-педагогическом наследии С.И.Гессена поставлены вечные проблемы педагогики: образование и культура, личность и общество, образование и наука. Предметный аспект указанных проблем состоит в рассмотрении их аксиологических, антропологических и эпистемологических параметров в их теоретическом и практическом отношении.
Исходя из основых противоречий и условий их разрешения в проблемном поле образования, определена цель и задачи ее достижения в трех аспектах и на двух уровнях: 1. Аспекты достижения цели: а) аксиологический, т.е. ценностные ориентиры современного образования и современной культуры, которая является основанием и формированием содержания образования; б) антропологический, т.е. тип личности современного человека, и характер его взаимоотношений с обществом; 3) эпистемологический, т.е. уровень взаимосвязи науки и образования и характер их взаимодействия в современную эпоху. 2. Уровни достижения цели: а) теоретический, т.е. исследование принципа целостности воспитания через деятельностно-антропологический подход к его пониманию, проявляющийся в трех выше указанных аспектах; б) практический, т.е. конкретизация принципа целостности воспитания и его применение при философско-педагогическом анализе Проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» Институт «Открытое общество» (Фонд Джорджа Сороса).
В соответствии с целью и задачами исследования определены основные направления достижения поставленной цели и решение определенных задач В теоретическом плане исследован один из вечных принципов педагогики - принцип целостности воспитания и раскрыт на основе метода деятельности, что в конкретном выражении получило отражение в логике параграфов теоретической главы, раскрывающей актуальность проблем современной педагогики, их постановку С.И.Гессеном и их развитие в условиях современной образовательной ситуации. Аксиологическая проблематика диссертации выстроена в логике гуманистической педагогики (по определению С.И.Гессена) и отражает так называемую «педагогику культуры», в которой содержание образования идентично содержанию культуры как системы ценностей «образованности» (науки, культуры, религии, морали), «цивилизованности» (техники и экономики), «гражданственности» (государства и права). В этом параграфе показаны два пути выхода из культурного кризиса эпохи: 1) путь отрицания культуры (аскетизм, опрощение), 2) путь утверждения культуры (культурный синтез современности). Так же здесь показана и философия целостности воспитания, представляющая собой единство ценностей природы (натурализм Руссо), общества (социологизм Толстого), культуры (гуманизм Канта), религии (христианство, буддизм и т.д.). Система ценностей (аксиология) определяет по С.И.Гесссену форму и содержание образования, причем формальным, т.е. активным началом является личность (антропологический подход), а содержательным, т.е. пассивным началом, является наука (эпистемологический подход). В педагогической антропологии С.И.Гессена выявлены два этапа: 1) этап конкретного идеализма, соответствующий гуманистическому этапу в аксиологии и предлагающий разрешение антиномии между личностью и обществом; 2) этап целостности личности, отражающий понимание человека как природного (натурализм), социального (социологизм), культурного (культурологизм, гуманизм), духовного (тео-логизм) существа. В педагогической эпистемологии С.И.Гессена выявлены философские предпосылки современной дидактики, в которой традиционное (реальное) и формальное (развивающее) обучение соответствуют философской гносеологии эмпиризма и рационализма, антиномия которых была последовательно разрешена в трансцендентальной философии Канта и до сих пор сохраняет свое теоретическое и практическое значение. Во главе, посвященной практическому приложению философской концепции С.И.Гессена, показаны возможности его философии при теоретико-методологическом анализе Проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев».
Параграф первой главы, посвященный биографии С.И.Гессена, написан на основе принципа индивидуального призвания, отражающего специфику биографического метода, разработанного автором «Основ педагогики».
В целом диссертация ставит и решает в первичном приближении проблемы аксиологии, антропологии, эпистемологии как конкретное выражение принципа целостности воспитания в теории и практике современной педагогики.
Решение поставленных в диссертации задач определяет дальнейшие перспективы исследования философско-педагогического наследия С.И.Гессена: 1. в биографическом аспекте - изучение источников формирования его концепции, уточнение его роли в русской и мировой педагогике первой половины XX века, перевод на русский язык его основных трудов, изданных за рубежом и издание их в России; 2. в аксиологическом аспекте - углубление и расширение теоретического изучения проблемы ценности и образование с точки зрения взаимосвязи ценностей гражданственности, цивилизованности и образованности, более детальное изучение проблемы личность и современная культура; 3. в антропологическом аспекте - переход от антропологии культуры, развитой в «Основах педагогики» к антропологии целостности человека, развитой в «Философии воспитания»; 4. в эпистемологическом аспекте - теоретический анализ взаимосвязи философии и педагогики и осмысление философских моделей педагогики в истории образования; 5. в практическом аспекте - разработка проблем теории и культуры педагогики с точки зрения единства природы и культуры, культуры и образования, образования и педагогики, педагогики и философии; 6. в аспекте методики обучения истории - реализация и развитие основных идей, выводимых из опыта реализации Проекта.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Богатырев, Александр Иванович, 1999 год
1. Автономова H.С. Рассудок. Разум. Рационализм. -М.: Наука, 1988.-286 с.
2. Алексеев П.В. Живой источник: педагогическая концепция С.И.Гессена. // С.И.Гессен. Основы педагогики. Введение в прикладную философию./ Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.- 447 с.
3. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. -164 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977. -380 с.
5. Андрюхина Л.М. Дизайн-образование. // Иное образование: региональные практики. Материалы научно-практической конференции «Образование и региональная политика».( Екатеринбург, 6-7 апреля 1994 г.). Ч.Н.Екатеринбург: УРО РАН ИнКОТ, 1996.-270 с.
6. Андрюхина JI.M. Культура и стиль: педагогические тональности. Екатеринбург: ИРРО. 1993. -188 с.
7. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука. 1981. 365с
8. Арсеньев A.C., Библер B.C., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия.-М.: Наука, 1967.-439 с.
9. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.- М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
10. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. // Вопросы психологии. 1981. N1. С.53-54.
11. П.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985.-208 с.
12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Сов.писатель, 1963. -363 с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979.-423 с.
14. Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. - 152 с.
15. Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед.спец./ Свердловский Обл.ИРРО. 1994.-340 с.
16. Белкин A.C. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). -Екатеринбург: Сократ, 1995. -152 с.
17. Белозерцев Е.П. На пути к русскому образованию // Педагогика. 1997. N2. С.39-42.
18. Бергсон А. Время и свобода воли. -М.: Русская мысль, 1910.- 239 с.
19. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. 1996. N5. С. 14-18.
20. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. 1996. N5. С. 23-27.
21. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. -304 с.
22. Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. N6. С J1-43.
23. Библер B.C. Мышление как творчество. -М.: Политиздат, 1975. 399 с.
24. Библер B.C. От наукоучения -к логике культуры. -М.: Политиздат, 1991. -412 с.
25. Библер B.C. Школа «диалога культур» // Сов. педагогика. 1988. N11; С. 2934.
26. Бим-Бад Б.М. Педагогические взгляды И.Канта // Сов. педагогика. 1982. N 10. С. 102-105.
27. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. N1. С. 3-8.
28. Блонский П.П. Трудовая школа. -М.: Госиздат, 1919. 63 с.
29. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века // Педагогика. 1996. N3. С. 72-75.
30. Бодалев A.A. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика. 1990. N5. .С.77-80
31. Бодалев A.A. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. 1989. N6. С. 74-81.
32. Бодалев A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Сов. педагогика. 1990. N12. С. 65-71.
33. Бодалев A.A. Психология личности. -М: Изд-во МГУ, 1988. 187 с.
34. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.-464 с.
35. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1979. N2. С. 47-57; N 4. С. 23-36.
36. Бондаревская Е.В. Ценностные ориентиры личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. N4. С. 29-36.
37. Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? / Постмодернизм и культура. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1993. N3. С.1-24.
38. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. N2. С. 3-8.
39. Валицкий А. Предисловие к публикации. / С.И.Гессен. Мое жизнеописание // Вопросы философии. 1994. N 7-8. С. 150-178.
40. Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в система образования США // Педагогика. 1996. N2. С.102-108.
41. Владыкина В.А. И в изгнании учить любви к Родине // Педагогика, 1995. N3. С. 47-51.
42. Волков Г,Н. Парадокс Василия-Сухомлинского // Педагогика. 1993. N5. С. 95-99.
43. Воспитывать «человека культуры» (обсуждение статьи В.С.Библера «Школа «диалога культур») // Сов. педагогика. 1989. N11. С. 57-68.
44. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО. 1977. -288 с.
45. Вундт В. Система философии. -СПб.: Изд. Л.Ф.Панталеева, 1902. -436 с.
46. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966.-476 с.
47. Гальперин П.Я. Талызина Н.Ф. Предисловие // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. -М.: 1968. 238 с.
48. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т.1. -М.: Учпедиздат, 1940.-292 с.
49. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. N5. С. 56-64.
50. Гершунский Б.С. Философия образования для .XXI века (в поисках практика-ориентированных образовательных концепций ).- М.: Совершенство, 1998. -605 с.
51. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. N5-6. С. 3-13.
52. Гессен С.И. Мое жизнеописание // Вопросы философии. 1994. N7-8, С. 150188.
53. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с.
54. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, Книгоиздательство «Слово», 1923. 419 с.
55. Гессен С.И. Свобода и дисциплина. -Пг.: 1917. 17 с.
56. Гессен С.И. Судьба коммунистического идеала образования // Педагогика. 1993. N6. С. 59-84.
57. Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Сов. педагогика. 1991. N9. С. 46-50.
58. Гордин Л.Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания // Сов. педагогика. 1991. N8. С. 45-51.
59. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. -М.: Мысль, 1986. 222 с.
60. Гуссерль Э. Логические исследования. Т.1. СПб.: Образование, 1909. 224 с.
61. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). -М.: 1972. 423 с.
62. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. -М.: 1989. -280 с.
63. Давыдов В.В. Научно-исследовательская деятельность Российской академии образования // Педагогика. 1993. N5. С. 3-11.
64. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
65. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Рос. Академия образования. Психол. инст. Междунар. Ассоц. «Развивающее обучение», 1996.-544с.
66. Данилкж А .Я. Эмпирическое и теоретическое в отечественной педагогике // Педагогика. 1997. N5. С. 42-46.
67. Дидактика средней школы / Под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. -333 с.
68. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. -М.: Просвещение, 1982.-319 с.
69. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. -М.: Политиздат, 1967. 351 с.
70. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. -М.: Наука, 1977. 333 с.
71. Дьюи Дж. Психологи и педагогика мышления.- М.: Т-во «Мир», 1919. -222с.
72. Дьюи Дж. Школа и ребенок. -М.: Госиздат, 1922. 61 с.
73. Емельянов Б.В., В.В.Куликов. Гессен Сергей Иосифович // Русский мыслители второй половины XIX-начала XX века. Опыт краткого биобиблиографического словаря. Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 1996.
74. Ермичев A.A. Трансцендентализм «Логоса» и его место в истории русского идеализма начала XX века // Вестник ЛГУ. 1986. Серия 6. Вып.З. С. 28-36.
75. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке.- М.: Педагогика, 1990.164 с.
76. Журавлев И.К. Учебник вчера, сегодня, завтра // Сов. педагогика. 1990 N 7. С. 44-49.
77. Загвязинский В.И. Развитие индивидуального творчества учителей. М.: О-во «Знание» РСФСР. 1986. - 40 с.
78. Занков Л.В. Дидактика и жизнь.- М.: Просвещение. 1968. -175 с.
79. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. - 148 с.
80. Зеньковский В.В. История русской философии. Том II. Часть 1. Ленинград: «Эго», 1991. 256 с.
81. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке // Педагогика. 1997. N2. С. 73-87.
82. Зиммель Г. Том 2. Созерцание жизни. -М.: Юрист. 1996. Том 2. -607 с.
83. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. N5. С.3-16.
84. Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Сов. педагогика. 1991. N1. С. 81 -86.
85. Змеев С.И. Андрологика: становление и пути развития // Педагогика. 1995. N2. С. 64-67.
86. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. -М.: Изд-во Акад наук СССР, 1960. 285 с.
87. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. -М.: Политиздат, 1984. 320 с.
88. Ильенков Э.В. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991. -462 с.
89. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. -М.: МГУ, 1993. -163 с.
90. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. -М.: МГУ, 1994. -186 с.
91. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика. 1984. - 144 с.
92. Ильясов И.И. Структура процесса учения. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 198с.
93. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Феномен человека: комплекс социо-природных свойства // Вопросы философии. 1988. N7. С. 29-37.
94. Кант И. Критика практического разума. Сочинения. Т. 1-6. М., 1963-66. Т.З -799 с.
95. Кант И. Критика чистого разума. Сочинения. Т. 1-6. М., 1963-1966. Т.4. 4.2. -478 с.
96. Кант И. Метафизика нравов.Сочинения. Т. 1-6.М.,1963-66. Т.4, 4.1.-504 с.
97. Кант И. О педагогике II Кант И. Трактаты. М.: Наука, 1980. 709 с.
98. Кант И. Основы метафизики нравов. Сочинения. Т. 1-6. М., 1963-66. Т.4, 4.1 -544 с.
99. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. -М.: Петроград: Земля, 1915.-746 с.
100. Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К.Маркса о науке будущего. -М.: Мысль, 1985.-543 с.
101. Кедров Б.М. Обобщение как логическая операция II Вопросы философии. 1965. N 12. С. 46-58.
102. Кемеров В.Е. Проблема личности: Методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат. 1977-.256 с.
103. Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. Спб: Школа и жизнь, 1911. -139 с.
104. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Рига. 1995. -176 с.
105. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. N 2. С. 14-21.
106. Кларин M.B. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. 1998 . N 1. С. 34-39.
107. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
108. Конт О. Курс положительной философии. Полный перевод с последнего 5-го франц. изд. под ред. с примеч. и статьями проф. С.Е.Савича и других. В VI-ти т. Т I. Философия математики Спб. 1900. - 302 с.
109. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. N 3^. С.11-19.
110. Корнилов C.B. Кантовское обоснование педагогики // Сов.педагогика. 1989. N U.C. 102-105.
111. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. N6. С. 24-31.
112. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический аспект). -М.: Просвещение. 1977. 264 с.
113. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 1996. С. 6.
114. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: Итоги, направления, прблемы. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. - 191 с.
115. Кумбс Ф.Т. Кризис образования в современном мире: Системный анализ (пер. с англ.). M.: Прогресс, 1970. - 261 с.
116. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
117. Кутырев В.А. Экологический кризис постмодернизма и культура // Вопросы философии. 1996. N 11. С.23-32.
118. Леонтьев А.H. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. -М.: Педагогика. 1975. -392 с.
119. Лернер И.Я. Базовое содержание общего образования // Сов. педагогика. 1991.N U.C. 15-21.
120. Лернер И.Я. Болевые точки процесса обучения // Сов. педагогика. 1991. N 5. С. 24-29.
121. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64 с.
122. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 183 с.
123. Лернер И.Я. Развивающее обучения с дидактических позиций // Педагогика. 1996. N 2. С. 7-11.
124. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Сов. педагогика. 1989. N 11. С. 10-17.
125. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика. 1992. N 9-10. С. 13-20.
126. Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики // Педагогика. 1997. №6. С.21-26.
127. Лихачев Б.Т. Цели воспитания личности // Сов. педагогика. 1991. N 4. С.65-69.
128. Личность и коллектив: поиск гармонии // Педагогика. 1992. N 1-2. С.42.
129. Лобок A.M. Вероятностное образование // Иное образование региональные практики. Материалы научно-практической конференции.
130. Образование и региональная политика» / Екатеринбург, 6-7 апреля 1994 г. Ч. II. Екатеринбург: УрО РАН, ИнКоТ, 1996. 270 с.
131. Лосский Н.О. История русской философии. М.: «Высшая школа», 1991. С.405-410.
132. Лосский Н.О. Основные вопросы гносеологии: Сб. ст. Пг.: Наука и школа, 1919.-247 с.
133. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. -Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 1993. 412 с.
134. Майор Ф., Тангян С. Высокий образовательный замысел // Педагогика. 1996. N6. С. 3-13.
135. Малинин В.И. Самообновление как путь воспитания истины // Педагогика. 1996. N 5. С. 122-124.
136. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология). -М.: Аё Мафпет, 1995. 548 с.
137. Манифест педагогики сотрудничества // Учительская газета. 1986. 18 октября.
138. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-284 с.
139. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер.с англ. Спб.: Евразия, 1997.-430 с.
140. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ.-ML: Рефл-бук., Киев: Ваклер, 1997.-304 с.
141. Матюнин Б. Личность или индивидуальность? // Педагогика. 1993. N 3. С. 122-123.
142. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
143. Международная конференция «Философия естествознания XX в.: Итоги и перспективы // Вопросы философии. 1997. N 10. С. 132-156.
144. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. -199 с.
145. Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии. 1997. N 12. С.3-14.
146. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности, (учеб.пособие для слушателей ИПК, преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов) М.: Просвещение. 1985. - 319 с.
147. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.-253 с.
148. Милль Дж.Ст. Система логики. Сочинения Джона Стюарта Милля. С 5-го доп.лонд.изд. пер. Ф. Резенером. изд.2-е. Т. 1-2. М.: Изд. тип. М.О.Вольфа, 1878. Т.1,1878. - 522 е.; Т.2, 1878. - 507 с.
149. Мильдон В.И. Природа и культура (Опыт философии безнадежности) // Вопросы философии. 1996. N 12. С.62-75.
150. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. -М.: Работник просвещения, 1922. 200 с.
151. Мудрик A.B. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. Т.1. M.: Научное издательство "Большая российская энциклопедия», 1993. 607 с.
152. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. Т. 1-2. М.: Русский книжник, 1924.-136 с.
153. Мюнстерберг Г. Психология и учитель / рус. пер. А.Громбаса. СПб., 1910.-320 с.
154. Наторп П. Социальная педагогика / рус. пер. А.Громбаха. СПб, 1911. -360 с.
155. Наторп П. Философия как основа педагогики /рус. перевод с предисл. Г. Шпета. М.: Изд-во Н.Н.Клочкова,1910. - 107 с.
156. Наука и учебный предмет.// Сов. педагогика, 1965. N7 . С.3-25.
157. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. 1990. N9. С. 41-47.
158. Новое педагогическое мышление. / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика 1989.-280 с.
159. Обухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика, 1992. N 3-4. С. 53-57.
160. Орлов A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. N 6. С.63-68.
161. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психологических факультетов. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1995.-224 с.
162. Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. 1993. N 4. С.21-26.
163. Осипов Г.В. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. 1997, N 10. С. 3-13.
164. Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья//Педагогика, 1995. N3.C.41-46.
165. Осовский Е.Г. С.И. Гессен: странности судьбы // Педагогика. 1993. N6. С. 57-59.
166. Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем // Педагогика. 1995. N 3. С. 60-64.
167. П.В.Копнин: Философ и человек // Вопросы философии. 1997. N 10. С.77-95.
168. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Основы православного образования в России // Педагогика. 1995. N 3. С.74-81.
169. Педагогика и логика. М.: Касталь: ТОО «Междунар. журнал «Магистериум»», 1993. - 412 с.
170. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.1-2. -М.: Педагогика, 1981.Т1-336 с. Т2-416 с.
171. Петровский A.B. Вопросы истории и теории психологии. М.: Педагогика, 1984.-271 с.
172. Петровский A.B. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. N 2. С.40-47.
173. Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике // Педагогика. 1993. N 6. С. 97-102.
174. Пилиповский В .Я. Рационалистическая модель школы и процесса обучения на Западе // Педагогика. 1993. N 6. С. 107-111.
175. Пилиповский В.Я. Традиционно-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // педагогика. 1992. N 9-10. С. 106-112.
176. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Избранные педагогические сочинения. -М.: Изд-во Акад. пед.наук. РСФСР, 1951. 704 с.
177. Постмодернизм и культура. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1993. N 3. С.3-24.
178. Проблема ценностей в философии. M.-JI.: Наука, 1966. - 261 с.
179. Психология развивающейся личности. / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1987. - 238 с.
180. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -365с.
181. Равкин З.И. Развитие образования в России: Новые ценностные ориентации (концепция исследования) // Педагогика. 1995. N 5. С. 87-90.
182. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М.: Политиздат, 1984. - 141 с.
183. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. - 196 с.
184. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. Пер.со 11-го нем. изд. Г. Шпета. Киев: Изд. В.А. Просяниченко, 1904.-260 с.
185. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб.: Изд-во Е.Д.Кусковой, 1903.-622 с.
186. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. / рус., пер. М.Е.Зангера. СПб: Образование, 1911. 196 с.
187. Риккерт Г. Философия истории. / рус. пер. С. Гессена. СПб, 1908. -154с.
188. Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. М.: Соцэкгиз, 1960. -478 с.
189. Розин В.М. Философия образования: Предмет, концепция, направления изучения // Alma Mater: Вестник высшей школы. 1991. N1.С 48-58.
190. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума / Эскиз геополитической и социокультурной стратегии России для XXI века) // Вопросы философии. 1997. N 10. С. 13-29.
191. Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с обшей педагогикой. 2-е изд. М., 1913. -594 с.
192. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологи. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
193. Румянцев В.М. Гармонизация свободы и дисциплины // Сов. педагогика. 1990. N8. С.24-31.
194. Руссо Ж.Ж. Избр. соч. в 3 т. М.: Гослитиздат, 1961. Т.З. - 727 с.
195. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М.: Полиграфкнига, 1938. -124 с.
196. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. - 703 с.
197. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании./ Пер. с фр.- М. 1912. 489 с.
198. Сабенникова И.В. Русская эмиграция в Чехословакии: Образование, наука, просвещение // Педагогика, 1995. N 3. С. 51-55.
199. Сапов В.В. Гессен Сергей Иосифович // Русская философия. Словарь. / Под общей редакцией М.А.Маслина. М.: Издательство «Республика», 1995. 655с.
200. Сапов В.В. Сергей Гессен русский философ // Вестник Российской Академии наук. 1993. N 6. С.267-270.
201. Саранцев Г.И. Познавательная самостоятельность будущего учителя // Педагогика. 1995. N 4. С.63-66.
202. Саранцев Г.И. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. N 6. С.55-63.
203. Семенов В.Д. Педагогическая идея: специфика и пути реализации // Трава на асфальте. Избранные педагогические статьи. 1963-1995 гг. -Екатеринбург, ИРРО, 1996. 188 с.
204. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. -Екатеринбург, ИРРО, 1995. 127 с.
205. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. -359 с.
206. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1984. -95 с.
207. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971.-206 с.
208. Слово Святейшего Патриарха Алексия по случаю его избрания академиком Российской Академии образования // Педагогика. 1993. N 3. С. 3-4.
209. Смирнов М.И. Психология и социализация личности // Сов. педагогика. 1990. N 12. С. 142-144.
210. Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. 1993. N 2. С. 28-32.
211. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
212. Соловьев B.C. Русская идея // В сб. «Русская идея». М.: Республика, 1992.494 с.
213. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное, физическое. СПб., 1889.-294 с.
214. Спенсер Г. Основные начала / Под ред. Н.А.Рубакина. СПб.: Издатель, 1899.-337 с.
215. Стенин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: 1992.191 с.
216. Степашко JI. Перспективы не ясны // Сов. педагогика, 1991. N 3. С. 156158.
217. Тагунова И. А. Международные исследовательские проекты в образовании: проблемы совместимости // Педагогика. 1993. N 5. 105-109.
218. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. 1993. N 2. С. 38-41.
219. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 343 с.
220. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96 с.л
221. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. -М.: Педагогика, 1989. -316 с.
222. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. -М.: Педагогика, 1983. -352 с.
223. Толстой Л.Н. Воспитание и образование. Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 16. Публицистические произведения. 1855-1886 / Коммент. Л.Д. Окульской. М.: Худож. лит., 1983. 447 с.
224. Толстой Л.Н. О народном образовании. Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 16. Публицистические произведения. 1855-1886 / Коммент. Л.Д. Окульской. М.: Худож. лит., 1983. 447 с.
225. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1968. - 124 с.
226. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч., т. 1-11. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-52. Т. 1-11.
227. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый. Собрание сочинений. Т. 1-11. Изд-во Академии пед. наук. РСФСР. М.-Л., 1950. Т.8. 776 с.
228. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. - 206 с.
229. Ферстер Ф.В. Школа и характер. -М.: Кн. изд.К.Тихомирова, 1910.-158 с.
230. Филатов В. Гесссен Сергей Иосифович// Русская философия. Малый энциклопедический словарь. -М.: Наука. 1995. 624 с.
231. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика. 1996. N 6. С. 35-40.
232. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-839 с.
233. Фихте И.Г. Назначение человека. СПб.: 1906. - 133 с.
234. Фихте И.Г. О назначении ученого. М.: Полигрфкнига, 1935. -138 с.
235. Фишер М.И. Преодоление неопределенности в российском образовании // Педагогика. 1993. N 6. С. 18-22.
236. Формирование личности: проблема комплексного подхода к воспитанию.- М.: Педагогика. 1983.- 256 с.
237. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. -М.: Просвещение, 1987.-223 с.
238. Хазард Дж., Вершловский С.Г. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика. 1992. N 3-4. С. 102-107.
239. Хесле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. - 202 с.
240. Холл С.Г. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития.- Спб.: Школа жизни, 1913. 88 с.
241. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика. 1988. N 1.
242. Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения // Педагогика, 1993. N 2. С. 41-45.
243. Цветкова А.Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей // Педагогика. 1997. N 1. С. 56-58.
244. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. N2. С. 21-29.
245. Чудновский В. Л.И.Божович // Сов. педагогика. 1989. N 3. С.125-128.
246. Чучин-Русов А.Е. Образование и культура //Педагогика. 1998. N 1 .С.9-17.
247. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978.-382 с.
248. Шевандрин Н.И. Психосемантическая парадигма в гуманистически ориентированном образовании // Педагогика. 1992. N 9-10. С.28-32.
249. Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с нею предметов. / Соч. в двух томах. Т.2. М.: АН СССР, Институт философии. Издательство Мысль, 1989. С. 86-158.
250. Шепель В.И. Поиск новой парадигмы воспитания // Сов. педагогика. 1991. N7. С. 53-58.
251. Шлезингер A.M. Циклы в американской истории. М.: Прогресс. 1992. 685 с.
252. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи.- М.: Русская мысль. 1911. 390 с.
253. Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. N 2. С. 43-50.
254. Шубинский B.C. «Полюсно-полевая» теория существования человека и развитие педагогики // Новые исследования в педагогических науках. М.: 1990, N2. С. 6-10.
255. Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории // Сов. педагогика. 1990. N 12. С. 60-65.
256. Шубинский B.C. Человек как цель воспитания // Педагогика. 1992. N 3-4. С. 37-43.
257. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) // Педагогика и логика. М.: Касталь: ТОО «Междунар. журнал «Магистериум»», 1993. С. 16-200.
258. Barth R. Run schools run. Cambridge. (Mass.), Harvard University Press, 1980.-XVIII, 268 p.
259. Bloom B.S. Human Characteristics and School Learning. Bloomington (Ind.), University Press, 1975. 324 p.
260. Brandes D., Ginnis P. A guide to student-centered learning. Oxford, 1986. -208 p.
261. Clark B. Growing up gifted: Developing.tile potential of children at home and at school. Columbus (Ohio), 1979. - 448 p.
262. Jakovenko B. DKjiny ruske filosofie. Praha, 1939. Цит. по: А.Валицкий. Предисловие к публикации. С.И.Гессен. Мое жизнеописание // Вопросы философии. 1994. N 7-8. С. 150-187.
263. Joyce В., Weil М. Social models of Leaching. Englewood Cliffs (N.Y.): Prentice Hall, 1980. - X, 245 p.
264. Lookas C. Schooling and Social order.- Englewood Cliff (New Jersey). Prentice Hall, 1984; 438 p.
265. Patterson C.H. Humanistic education.- Englewood Cliffs (N.Y.), 1973.-438 p.
266. Raeff M. Russia abroad: History of culture of Emigration. 1919-1939,. NY 1990-296.
267. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80-s. Columbus-Toronto-London Sydney: Ch.E.Merrill Pabl. Company, A Bell & Howell Company, 1983 312 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.