Разработка технологии декорирования поверхности халцедона с целью повышения эстетических свойств объектов дизайна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Пономарева Ксения Сергеевна

  • Пономарева Ксения Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 203
Пономарева Ксения Сергеевна. Разработка технологии декорирования поверхности халцедона с целью повышения эстетических свойств объектов дизайна: дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна». 2020. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пономарева Ксения Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

1 ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТНОГО КАМНЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЯХ

1.1 Типология изделий из камня

1.2 Применение минералов группы халцедона в ювелирных и художественных изделиях

1.3 Выводы по главе

2 РАЗРАБОТКА РЕЖИМОВ ГЕММОПОЛИХРОМИИ ХАЛЦЕДОНА

2.1 Природные разновидности минералов группы халцедона

2.2 Технологии изменения цвета халцедона

2.2.1 Исследование процессов дегидратации халцедона

2.2.2Технология изменения цвета халцедона методом

термообработки

2.2.3Технология крашения халцедона методом

пропитки

2.3 Исследование цветовых характеристик коллорированного халцедона

2.4 Выводы по главе

3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ НАНЕСЕНИЯ ТЕКСТУРЫ И ФАКТУРЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ ХАЛЦЕДОНА

3.1 Исследование текстурных особенностей минерала

3.1.1 Природные разновидности текстуры халцедона

3.1.2 Технология создания текстуры на поверхности халцедона

3.2 Применение фактуры для декорирования изделий из халцедона

3.2.1 Разновидности каменной фактуры

3.2.2 Исследование шероховатости поверхности халцедона

3.3 Выводы по главе

4ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ДЕКОРАТИВНОСТИ

МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ ХАЛЦЕДОНА

4.1 Алгоритм процесса проектирования изделия из камня

4.1.1 Применение базы данных «Декоративные характеристики халцедона»

4.1.2 Реализация результатов исследования

4.2 Экспертная оценка декоративности халцедона

4.3 Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение А. Применение каменного материала

Приложение Б. Оптико-петрографическое исследование шлифов серого

халцедона

Приложение В. Методика окрашивания халцедона методом пропитки.... 159 Приложение Г. Количественные характеристики искусственного

изменения цвета халцедона

Приложение Д. Карты оценки шероховатости поверхности образцов

халцедона

Приложение Е.Экспертная оценка декоративности халцедона

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка технологии декорирования поверхности халцедона с целью повышения эстетических свойств объектов дизайна»

ВВЕДЕНИЕ

При изготовлении объектов дизайна из камня с целью экономии природных ресурсов используются синтетические аналоги минералов или камнесамоцветное сырье с низкими декоративными свойствами. Для повышения эстетических характеристик изделий из сырья низкого качества применяются методы геммополихромии. Выбор конкретного камня при производстве изделий осуществляется в зависимости от декоративных свойств самоцвета. Под обобщающим показателем «декоративность» принято подразумевать совокупность внешних оптических свойств, а именно цвет, текстуру, фактуру. Поэтому применение методик для повышения эстетических характеристик художественных изделий из камнесамоцветного сырья является перспективным направлением при производстве объектов дизайна.

В настоящее время технологии декорирования камнесамоцветных материалов в художественных и ювелирных изделиях требуют глубокого изучения. Благодаря чему формирование базы, обеспечивающей моделирование объектов дизайна из камня и управление декоративными свойствами материала является актуальной задачей. Изучение и уточнение декоративных характеристик самоцветов на примере минералов группы халцедона позволит систематизировать свойства и сформировать базы данных для дальнейшего их использования в создании современных изделий из камня. Разработка методики модернизации внешнего вида дизайн-объектов из самоцветов за счет применения вариативных композиционных комбинаций цвет-фактура будет способствовать расширению номенклатуры художественных и ювелирных изделий и повышению конкурентоспособности камнерезных изделий. Декорирование поверхности халцедона может быть использовано при проведении реставрационных работ по замещению утраченных фрагментов каменными вставками с заданными эстетическими показателями поверхности.

Обработка камня является традиционным российским видом декоративно-прикладного искусства, имеющим мировое значение. Применение разработанной методики декорирования камнесамоцветных материалов на уровне проектирования художественных изделий из самоцветов позволит повысить качество продукции на российском и мировом рынках, что подтверждает актуальность данной работы.

При формировании методики декорирования поверхности художественных изделий из камня, был проведен анализ следующей литературы:

- по свойствам камнесамоцветного сырья: Шуман В., Банк Г., Рид П., Буканов В. В., Киевленко Е. Я., Солодова Ю. П., Корнилов Н. И., Годовиков А. А., Сомина И. Я., Платонов А. Н., Лобацкая Р. М. и др.;

- по истории обработки камня, технологии создания художественных и ювелирных изделий из него: Бируни А., Моран А., Ферсман А. Е., Синкенкес Дж., Келлер Е. Э., Белицкая Э. И. и др;

- по художественному проектированию и вопросам декорирования при разработке дизайна художественных изделий: Марков В., Иттен И., Домасев М.В., Останина П. А., Медведев В. Ю., Михайлов, С. М., Жукова Л. Т., Ерцев В. П. и др.

Результаты анализа мировых источников литературы по технологии декорирования каменных изделий выявили, недостаточное описание технологических особенностей геммополихромии самоцветов, методов создания фактуры на поверхности камня; отсутствие исследований о влиянии финишной обработки камня на качество его поверхности.

Диссертационная работа выполнена в рамках Паспорта научной специальности 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн» ВАК Минобрнауки РФ и соответствует следующим его пунктам:

1. Способы осуществления процессов художественного проектирования изделий из металла, древесины, стекла, керамики, камня, ткани, трикотажа, кожи, и других видов материалов.

5. Разработка методов производства малоотходных и экологических изделий.

15. Способы декорирования и реставрации художественных изделий.

Цель и задачи исследования

Целью работы является разработка технологии декорирования халцедона для улучшения эстетических свойств объектов дизайна и повышения конкурентоспособности камнерезных изделий.

В соответствии с поставленной целью были определены и решены следующие задачи:

- анализ применения халцедона в художественных и ювелирных изделиях в исторической ретроспективе;

- исследование декоративных свойств природного халцедона и их систематизация;

- установление взаимосвязи технологических параметров геммополихромии халцедона с цветовыми характеристиками самоцвета;

- определение технологических параметров механической обработки для создания фактуры на поверхности камня;

- исследование влияния финишной обработки халцедона на качество поверхности халцедона;

- создание алгоритма проектирования изделий из халцедона с применением методов геммополихромии;

- разработка методов, экспертной оценки декоративных характеристик поверхности халцедона.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является процесс декорирования поверхности халцедона в изделиях дизайна.

Предметом исследования являются качественные и количественные характеристики изменения цвета халцедона, его фактуры и текстуры.

Научная новизна

1. Установлены технологические параметры процесса геммополихромии халцедона для получения заданного цвета.

2. Систематизированы виды фактурной обработки художественных изделий малой пластики из самоцветных камней в зависимости от технологии ее нанесения.

3. Установлена зависимость технологических режимов финишной обработки халцедона на качество поверхности.

4. Разработаны способы создания локального рисунка на поверхности камня с целью сокрытия природных дефектов и повышения эстетических характеристик объекта дизайна, в том числе с помощью лазерных технологий.

5. Предложен алгоритм проектирования художественных изделий из халцедона с использованием методов геммополихромии.

6. Разработан метод оценки эстетических характеристик халцедона в зависимости от способа декорирования его поверхности.

7. Систематизированы и структурированы сведения о декоративных свойствах природного и облагороженного халцедона, позволяющие повысить качество разрабатываемых изделий из камня.

Практическая значимость работы

1. Разработанный метод изменения декоративных свойств поверхности халцедона позволяет расширить ассортимент художественных и ювелирных изделий и снизить их себестоимость за счет использования низкокачественного сырья с последующим улучшением его свойств.

2. Разработанная технология декорирования халцедона может быть применена как для изготовления индивидуальных эксклюзивных изделий, так и при серийном производстве.

3. Предложена методика геммополихромии халцедона для выполнения реставрационных работ по воссозданию утраченных фрагментов, позволяющая придать им необходимые декоративные, в том числе цветовые характеристики, что актуально в связи с исчерпаемостью природных ресурсов на каменных месторождениях.

4. Создана база данных по цветовым характеристикам, фактуре и текстуре поверхности халцедона для визуализации и проектирования объектов дизайна из халцедона.

5. Предложен перечень рекомендаций по внедрению разработанного метода декорирования халцедона в процесс производства камнерезных изделий.

Результаты исследований приняты к внедрению в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Материалы диссертации используются в учебных и научных целях в СПбГУПТД по направлению «Технология художественной обработки материалов и ювелирных изделий» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

В качестве методологии исследования применялся системный подход, предполагающий комплекс мер по изучению предмета исследования.

Получение количественных характеристик искусственного изменения цвета халцедона обеспечивалось методом спектрофотомерии с использованием спектрофотометра Color I-5 (Gretag Macbeth Spectroeye, Швейцария).

Исследование шероховатости поверхности халцедона проводилось с помощью оптического профилометра фирмы ZeScope (Zemetrics, США), с точностью 0,0001 мкм.

Измерение блеска поверхности халцедона произведено прибором Блескомер ФБ-2 (Россия) при углах освещения 45 ° и 90 точность метода составляет ± 4 %.

Минералогический анализ халцедона производился на шлифах оптико-петрографическим методом в проходящем свете при помощи поляризационного оптического микроскопа Olympus BX-53 (Япония), с увеличением х 100 и 500.

Оценка декоративности проводилась методом Дельфи (метод экспертных оценок). Результаты экспертной оценки обрабатывались методами математической статистики, с применением компьютерной программы Statistica.

Положения, выносимые на защиту

1. Искусственное изменение цвета натурального халцедона с целью увеличения спектра колористических характеристик.

2. Виды и методы создания различных видов фактуры на каменных изделиях, зависимость их выбора от назначения изделия, его размера и разновидности камнесамоцветного сырья.

3. Формирование узора на поверхности художественного изделия из камня.

4. Методика проектирования дизайн-объектов из халцедона с использованием методов геммополихромии.

Достоверность полученных результатов и обоснованность основных положений и выводов диссертационной работы обеспечивается применением современных методов исследования, обработкой и обобщением экспериментальных и статистических данных по изучаемой проблематике, публикациями и докладами, практическим участием в международных и всероссийских конференциях и выставках, положительными результатами апробации в производственном и учебном процессе, получением патента на базу данных.

Апробация результатов работы была осуществлена на научных конференциях и семинарах, где получила положительную оценку. Материалы диссертационного исследования опубликованы в 22 печатных работах, среди них 7 статей в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных результатов диссертаций, 1 статья в международной базе данных Scopus и Web of Science, а также 1 свидетельство на базу данных.

Работа поддержана грантом ректора СПГУТД (СПб, 2009, 2010).

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованных источников из 120 наименований, 6 приложений. Текст работы изложен на 203 страницах, содержит 30 рисунков, 19 таблиц.

1 ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТНОГО КАМНЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ИЗДЕЛИЯХ

1.1 Типология изделий из камня

Камень имеет важное значение в истории и культуре развития человечества. Особенно в материальной культуре, поскольку в силу своих свойств камень является трудноразрушаемым материалом. Следовательно, до наших дней дошло многообразие каменных изделий, представляющих собой культурную ценность многих стран.

Применение камня для художественных изделий известно с древности, и представляет собой предметы самого разного характера: от монументальных сооружений до ювелирных украшений [1]. Для каждой конкретной группы, а также в зависимости от страны, производящей эти изделия существуют свои характерные виды камней, использующиеся для конкретных целей. Само понятие камень является собирательным термином и не отражает конкретной видовой характеристики применяемого материала. Существует ряд классификаций каменных материалов. Для дальнейшего исследования видов использования камня в художественных изделиях необходимо рассмотреть классификацию данного материала по назначению [2]. По вышеупомянутой классификации камни разделяются на четыре большие группы: строительные и облицовочные, декоративные, ювелирные и коллекционные. Однако большинство камней нельзя однозначно отнести исключительно в определенную группу. Тем не менее, к группе строительных камней наиболее часто относят горные породы. В качестве декоративных камней могут наблюдаться те же горные породы или поделочные камни. Группа ювелирных камней, подразделяется на три больших подгруппы: драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни [3]. А к коллекционным камням относят в основном кристаллические минералы классической или оригинальной формы строения, которые зачастую непригодны для обработки.

Таким образом, применяется большое многообразие камнесамоцветного сырья, использующегося для различных целей и видов работ в зависимости от их физико-химических, механических, технологических и декоративных свойств, но отсутствуют исчерпывающие данные о систематизации их применения. В данной главе приведена систематизация использования камня.

Формы использования камня в произведениях искусства

В силу своей распространенности и долговечности камень использовался в архитектурных сооружениях, начиная с древних времен: в качестве религиозных сооружений, а позже и для строительства. Применение камня в архитектуре существует по двум направлениям: как строительный материал, и как материал для декоративной отделки. Декоративная отделка выражается облицовочными работами, объемной скульптурой, рельефом, ажурной резьбой и др. Существуют частые примеры использования декоративной скульптуры для украшения утилитарных функций здания: водостоки, замки сводов.

Выбор каменного сырья зависит от географического региона, наиболее часто применим в архитектурных строительных работах мрамор, песчаник, известняк, гранит, туф, базальт. В качестве декоративно-строительного материала, камень служит для изготовления лестниц, подоконников, каминов. Использование каменных плит в качестве облицовочного материала появляется позже с точки зрения исторической ретроспективы. Для данных изделий основной характеристикой выбора каменного сырья является его цвет, текстура, способность принимать полировку, т. к. облицовочные плиты в основном, не декорируются какой-либо резьбой или фактурой. Здесь помимо вышеупомянутых разновидностей камней, применяются более твердые породы: лабрадорит, мраморный оникс, кварцит, кварцы, яшмы, порфир и др.

Отельным видом применения камня в оформлении архитектуры являются разнообразные мозаики, которыми декорируются: полы - римская мозаика, различные наборные полы также имеют схожесть с мозаичным набором; стены, своды - византийская мозаика, римская; колонны - русская мозаика.

Схожей областью применения камня является садово-парковое оформление, которое представлено различными строениями (павильоны, беседки), фонтанами, осветительными приборами, вазами, станковой скульптурой. Также камень исторически используется для мощения дорожек и тротуаров. Сорта камня здесь аналогичны использованию камня в архитектуре, т. е. мрамор, гранит, кварцит, известняк и др. Необходимо отметить, что важными свойствами при выборе камня для экстерьерных изделий служат водостойкость, водопоглощение, пористость, трещиноватость и др. характеристики, которые значительно влияют на устойчивость материала к атмосферным факторам.

В мебели, применяющейся, для интерьерных помещений и открытых пространствах часто встречается каменный материал. Существуют примеры изготовления мебели для внутренних пространств, полностью состоящие из камня, но наиболее часто - это инкрустация деревянной мебели камнем, наряду с металлом и органоминеральными веществами, в частности перламутром. Крупногабаритные каменные части мебели представлены, в основном, столешницами. Причем в данном виде изделий камень может применяться в качестве монолитного элемента (основным материалом является мрамор, порфир), или же представлен мозаичным оформлением. Основной вид мозаики для украшения мебели - флорентийская. Помимо вышеупомянутого использования, панно в технике флорентийской мозаики инкрустируются различные бюро, шкафы, стеновые панели. В декорировании каминов часто встречается микромозаика. Мебель для экстерьера представлена столами, скамейками, креслами, нацело состоящими из камня (мрамор и гранит).

Применение камня в качестве посуды большой популярности не приобрело, встречается в основном у древних народов и носит минимальный декоративный характер. Это чаши и тарелки из нефрита в Китае, [4] египетские сосуды, кубки из мягких пород камня. В эпоху Возрождения были популярны кувшины, преимущественно из горного хрусталя и других твердых разновидностей поделочного камня богато украшенные резьбой. Сегодня изготавливаются ступки из камня, а также подарочные бокалы.

Обширной областью использования камня являются художественные предметы, которые относятся к декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство является видом искусства, направленным на создание высокохудожественных изделий, которые помимо эстетических функций зачастую носят утилитарный характер. Данная группа является многочисленной и вариативной. Здесь используется большое разнообразие материалов. Из камней мягкой и средней твердости популярны: селенит, мрамор, мраморный оникс, алебастр, змеевик, лиственит, малахит и др. Но в данных изделиях особую роль играют твердые минералы, большинство которых являются поделочными камнями: яшма, порфир, родонит, нефрит, группа кварцев и халцедонов, лазурит, обсидиан и др. В данных изделиях также наблюдается большое разнообразие способов обработки материалов: рубка, резьба, токарная обработка, фрезерование, огранка, инкрустация.

Данную группу изделий можно разделить на две подгруппы: декоративную скульптуру и функционально-прикладные изделия.

Декоративная скульптура:

• скульптура малой пластики;

• вазы, чаши.

Функционально-прикладные предметы:

• канделябры, подсвечники, торшеры;

• кабинетные принадлежности: письменные приборы, визитницы, печати настольные, аксессуары курильщика, и др. мужские аксессуары;

• игральные принадлежности [5]: кости, шахматы, домино, футляры для карт и др.;

• приборы: часы, оптические инструменты (лупа, бинокль, калейдоскоп и др.); метрологические инструменты (термометр, компас и др.);

• женские аксессуары: шкатулки, табакерки, бонбоньерки, пудреницы, несессеры, зеркала, гребни для волос и др.

Другой группой изделий с применением камня являются ювелирные украшения. Ювелирное искусство - наиболее ранняя область применения камня.

Еще в каменном веке человек украшал себя ракушками и галтованными в море окатышами. Поэтому многообразие и формы применения камня в украшениях многочисленно и встречается во всех видах ювелирных изделий и элементах одежды. Необходимо отметить, что форма использования камней с течением развития техники трансформировалась: вначале, как было сказано выше, это был необработанный человеком, камень, потом оставляется его природная форма, но поверхность приобретает шлифовку или полировку; далее появляется понятие огранки кабошоном; и лишь через столетия появляются примитивные виды фацетной огранки. В древних государствах появляется опыт резьбы на камнях для украшений, наиболее известным примером являются античные геммы.

Специфика применения камня также зависела от месторождения минералов в конкретной стране и культурных особенностей региона. Если в Египте наблюдается применение камней зелено-синих тонов в сочетании с золотом, которые представляют яркую, но спокойную гамму, то культура, например, Индии, на протяжении всего своего развития изобилует пестрыми красками - сочетание красного и зеленого в золоте и т. д. Для ювелирных изделий чаще применяются прозрачные или полупрозрачные минералы, относящиеся к драгоценным и полудрагоценным минералам, это: берилл, корунд, алмаз, турмалин, топаз, кварц, сердолик, жадеит, опал и др. Помимо декоративных характеристик для использования камнесамоцветного сырья в украшениях значительную роль играют его физико-механические свойства для достижения высоких прочностных показателей при производстве мелких деталей, для сохранения полировки объекта дизайна и др. Сегодня основное использование камня в украшениях это вставки в металлическую основу ограненных фасетами камней, однако, не теряет своей актуальности использование резных элементов, как в реалистичном, так и в абстрактном жанре.

Отдельным подвидом ювелирного искусства является использование камня как символа власти. Например, для создания печатей правителей: круглые печати, инталии и т. д. Инкрустация корон, скипетра, державы и т. д.

Богата история применения камня в оружии. Не только в отделке рукоятей ножей, эфесов шпаг, прикладов ружей (резной камень, инкрустация огранкой). Но и в изготовлении самих лезвий: например, древним человеком изготавливались лезвия из камней образующих острую кромку при скалывании (кремень, обсидиан, кварцит), таким образом, получали наконечники стрел и копий, сегодня с каменным лезвием создают ножи для вскрытия бумажных конвертов.

Отдельным направлением применения камня являются ритуальные предметы, которые встречаются у многочисленных народов. Это различные саркофаги, надгробия украшенные резьбой; погребальные урны; погребальная мебель. Предметы малой пластики с применением драгоценных и полудрагоценных камней, например, мозаичные погребальные маски. С развитием христианства появляется значительное количество ритуальных предметов из металла, инкрустированных камнем: оклады, кресты, потиры, реликварии и т. д.

Помимо использования камня в художественной области данный материал активно используется для технических целей: в составе пигментов красок и строительных смесей, в качестве абразивного материала, для деталей механики, оптики, лазера и пр.

Таким образом, применение камня весьма разнообразно - начиная от строительства и заканчивая ювелирными и декоративно-прикладными предметами, что представлено на рисунке 1 и в Приложении А. Камень, в художественных изделиях может применяться как индивидуально, так и в сочетании с другими материалам. Наиболее частая комбинация материалов -камень-металл: для крупногабаритных изделий это бронза, для ювелирной пластики - драгоценные металлы. Наблюдается сочетание в изделии нескольких сортов камней для достижения эффекта полихромии объекта дизайна и его композиционной выразительности. Выбор каменного сырья определяется конструктивными характеристиками и условиями эксплуатации изделия, физико-механическими свойствами конкретного камня, экономическими и географическими показателями, модными предпочтениями на конкретный самоцвет.

архитектура

художественные изделия

декоративная скульптура

1-С

функционально-прикладные изделия

скульптура малой пластики

вазы, чаши

женские аксессуары

(бонбоньерки, пудреницы, несессеры, зеркала, гребни)

кабинетные принадлежности

(письменные приборы, визитницы)

элементы интерьера

(канделябры, подсвечники)

игральные принадлежности

(кости, шахматы, домино, футляры для карт)

риборы

мебель

целостные предметы из камня (скамейки, столы)

отдельный элемент из каменного блока (столешница)

инкрустация камнем отдельных элементов

символика власти

К

инкрустация скипетра, державы

ювелирные изделия

каменные печати

целостные изделия из камня (кольца, браслеты)

резные элементы

фацетная

кабошон

оружие

1-С

малые строения

мощение

статуарная скульптура, вазоны

рукояти

посуда

ритуальные предметы

технические цели

|{

4

столовая

ступки

инкрустация крестов, потиров, реликварий, окладов

надгробия

детали оборудования

пигмент красок

абразивный материал

Рисунок 1 - Типология изделий из камня

1.2 Применение минералов группы халцедона в ювелирных и художественных изделиях

Во всем многообразии видов каменных объектов - от архитектуры и до ювелирных, и технических изделий наблюдается частое использование минералов группы халцедона. Причин тому несколько - это его твердость и как следствие способность выдерживать тонкий рельеф, полировку и прочностные нагрузки; долговечность; широкий цветовой диапазон и разнообразный внешний вид, территориальная распространенность. Месторождения того или иного минерала халцедоновой группы существуют в разных странах. На территории России это: Забайкалье, Сибирь, Карелия, Крым, Кавказ и др. Таким образом, интерес к агатам и халцедонам присутствует продолжительное время, в разных странах европейского и восточного мира, в частности и в России.

Минералы халцедонового семейства с исторической точки зрения имеют наиболее долгую историю применения у человека и встречаются с Доисторических времен. Первоначальным использованием данного минерала являлись не художественные изделия, а орудия труда - копья, стрелы, ножи, топоры (каменный век). Наиболее популярным камнем для указанных изделий являлся кремень, однако часто встречаются образцы орудий из серого халцедона. Древний человек использовал несколько техник обработки твердого камня для орудий труда: раскалыванием посредством удара, обтесыванием, надавливанием, разламыванием посредством огня [6]. Несмотря на грубость вышеуказанных техник, древнему человеку удавалось управлять режимами и добиваться тонкой поверхности камня и заданной формы изделия. В неолите было достигнуто умение пилить, сверлить, шлифовать и полировать твердый камень. С развитием металлургии каменные орудия труда заменяются на металлические, а камню отводится другая роль - он становиться материалом для строительства и украшения.

Украшения для тела древний человек изготовлял из органоминеральных материалов, а также из камней, в частности из кремния и халцедона. Одним из

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пономарева Ксения Сергеевна, 2020 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абакумова, Н. Б. Цветные камни, минералы и руды в музеях Ленинграда / Н. Б. Абакумова, Д. П. Григорьев. - Л.: Наука, 1982. - 83 с.

2.Нижибицкий, О. Н. Художественная обработка материалов / О. Н. Нижибицкий. - СПб.: Политехника, 2007. - 208 с.

3. Куликов, Б. Ф. Словарь камней-самоцветов / Б. Ф. Куликов. - Л.: Недра, 1982.- 159 с.

4. Моран, А. История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней /А. де Моран, Ж. Гассио-Табло, Г. А. Есипова. - М.: Издательство В. Шевчук, 2011. - 672 с.

5. Веселовский, А. Необходимые вещи / А. Веселовский // Сизиф № 1. - СПб.: 2007.-С. 7- 11.

6. Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня: В 2 т. Т2 / А. Е. Ферсман. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб. 2003. - 336 с.

7. Мавродина Н. М. Искусство русских камнерезов ХУШ-Х1Х веков / Н. М. Мавродина. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2007. - 560 с.

8. Халцедоны Северо-Востока СССР / В. И. Гончаров, М. Е. Городинский, Г. Ф. Павлов, Н. Е. Савва, А. П. Фадеев, В. В. Ворцепнев,Э. В. Гунченко. - М.: Наука, 1987. - 200 с.

9. Бируни, А. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия) / Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни //пер. с араб. А. М. Беленицкого // 2-е изд., доп. и испр. - СПб.: Петербургское лингвистическое общество, 2011. - 600с.

10. Груаль, С. Драгоценные камни / С. Груаль. - М.: Эксмо, 2009. - 304 с.

11. Ювелирные изделия / ред. группа: А. Русакова, Т. Евсеева, С. Тихомиров. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. - 184 с.

12. Сребродольский, Б. И. Загадки минералогии / Б.И. Сребродольский. - М.: Наука, 1987.- 160.

13. Теофраст. О камнях / пер. с англ. Б.Ф. Куликов. Сост. В. В. Бобылев. - М.: Издательский Дом МСП, 2004. 256 с.

14. Сомина, И. Я. Секреты секреций. Халцедон и его семья / И. Я. Сомина. - СПб., 2011.-60 с.

15. Сокровища Французской короны. Из собрания Лувра. М.: ИПЦ «Художник и книга», 2004. - 84 с.

16. Античные камеи в собрании Эрмитажа. Каталог - Л.: Искусство, 1988. -191 с.

17. Baiuer, J. u. A. Edelsteine / J. u. A. Baiuer- Praga: Artia, 1966. - p. 143.

18. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей /Д. Гейдова, Я. Дурдик, Л. Кибалова, М. Мудра, Д. Стара, Л. Урешова, К.-Г. Клингенбург. -Прага: Артия,1982. - 496 с.

19. De Lapidibus II Trattato delle pietre di Giuseppe Antonio Torricelli a cura di Anna Mfria Massinelli. Italia, Sillabe. 2019. - 119 p.

20.Сокровищница Медичи. - M.: Музеи Московского Кремля «АзБука», 2011. -480 с.

21. Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня. Т. 1/ А. Е. Ферсман. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2003. — 304 с.

22. Кабинет драгоценностей Августа Сильного. Из собрания Зеленых Сводов, Дрезден. — М.: ИПЦ «Художник и книга», 2006. — 112 с.

23. Келлер, Е. Э. Каменная симфония Петербурга / Е. Э. Келлер. - СПб.: «Невский ракурс», 2010. - 197 с.

24. Петерсъ, Г. Что говорят камни?/Г. Петерсъ Г.//пер. с нем. с доп. А. П. Нечаева. - СПб.: Издание А. Ф. Девр1ена, 1899 г. - 468 с.

25. Шуман, В. Драгоценные и полудрагоценные камни / В. Шуман. М.: ЗАО «БММ», 2010.-304 с.

26. Смит, Г. Драгоценные камни: пер. с англ. / Г. Смит 3-е изд. доп. М.: ООО «Издательство ACT» ООО «Издательство Астрель», 2002. - 511с.

27. ГОСТ 15519-70. Агат и халцедон технические. Технические условия. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1999. - 4 с.

28. Баженова, О. К. Изделия из цветного камня второй половины XVIII XX вв. В собрании ГМЗ «Павловск» Гос. музей-заповедник «Павловск» / О. К. Баженова // T. XIII. - СПб.: ГМЗ «Павловск», 2013. 196 с.

29. Зискинд, М. С. Декоративно-облицовочные камни / М. С. Зискинд. - Л.: Недра, 1989г.-215 с.

30. Перфильева, И. Ю. Русское ювелирное искусство XX века в контексте европейских художественных тенденций. 1920 - 2000-е годы. / И. Ю. Перфильева. - М.: Прогресс-Традиция, 2016. - 512 с.

31. Лютоев, В. П. Структура и спекторскопия халцедона / В. П. Лютоев. -Екатеринбург: УрО РАН, 2004. - 115 с.

32. О'Доноху, М. Кварц / М. О'Доноху //пер. с англ. - М.: Мир,1990. - 136 с.

33. Солодова, Ю. П. Определитель ювелирных и поделочных камней: справочник / Ю. П. Солодова, Э. Д. Анреенко, Б. Г. Гранадчикова. - М.: Недра, 1985.-223с.

34. Барсанов, Г. П. Минералогия поделочных и полудрагоценных разновидностей тонкозернистого кремнезема / Г. П. Барсанов, M. Е. Яковлева. -М.: Наука, 1984. 144с.

35. Лагутенков, А. А. Драгоценные камни. Большой иллюстрированный гид / А. А. Лагутенков. М.: Издательство ACT, 2019. - 89 с.

36. ГОСТ 30629 - 99 Материалы и изделия облицовочные из горных пород. Методы испытаний. - М.: ГУП ЦПП, 2000.

37. Ферсман, А. Е. Цвета минералов / А.Е. Ферсман. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1936. - 158 с.

38. Жукова, Л. Т. Макияж камня (к проблеме цветообразования в художественной обработке камня): монография / Л. Т. Жукова, В. П. Ерцев. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006. - 276 с.

39. Звягинцева, Е. В. Некоторые геохимические особенности кварц-халцедоновых образований Кузбасского магматического ареала / Е. В. Звягинцева, H. Н. Борозновская // Геммология: Сборник статей - Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2017.-С. 44-48.

40. Жукова, JI. Т. Исследование колористических свойств минералов группы халцедона / Л. Т. Жукова, К. С. Пономарева // Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 2 (27) - СПб.: СПГУТД - С. 54 56.

41. Корнилов, Н. И. Ювелирные камни / Н. И. Корнилов, Ю. П. Солодова. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Недра, 1986. - 282 с.

42. Цветные камни Крыма: монография / П. Н. Баранов, М. Л. Кравец, О. П. Баранова и др. - Симферополь: Н. Ор1анда, 2016. -172 с.

43. Путлова, Л. С. Самоцветы и цветные камни / Л. С. Путлова. - М.: Недра, 1991. - 192 с.

44. Декоративные разновидности цветного камня СССР / под. ред. проф. Е. Я. Киевленко. - М.: Недра, 1989. - 272с.

45. Agates from Morocco / Drs. Dumanska-Slowik, Natkaniec-Nowak, Mr. Gawe, Prof. Lankosz, Mr. Wróbel a Ph.D., Dr. Weselucha-Birczyn'ska // Gemological Characteristics and Proposed Origin / Gems & Gemology, Fall 2013, Vol. 49, No. 3

46. Годовиков, А. А. Агаты / А. А. Годовиков, О. И. Рипинен, С. Г. Моторин. -М.: Недра, 1987.-386 с.

47. Пономарева, К. С. Природный и искусственный агат в ювелирных, художественных и галантерейных изделиях / К. С. Пономарева, Л. Т. Жукова // Дизайн. Материалы. Технология. СПб.: СПбГУПТД. 2016. №4 (44). С. 20-26.

48. Войнич, Е. А. Проблема исследования поверхностей металлических и камнецветных материалов в дизайне ювелирных изделий / Е. А. Войнич, О. В. Каукина, В. П. Наумов // Дизайн. Материалы. Технология. - СПб.: ^!—|^|~i~y|~|2016 JN^4 (44) ^ "У2

49. Олдершоу, К. Атлас драгоценных и декоративных камней: Идентификация, свойства и применение / К. Олдершоу // пер.с англ. 3. Зимчук. - СПб.: Амфора, 2010.-239 с.

50. Волуев, Н. В. Энциклопедия камня / Н. В. Волуев. TI. - М.: 2006. - 720 с.

51. Беликов, Б. П. Облицовочный камень и его оценка / Б. П. Беликов, В. П. Петров. - М.: Недра, 1977. - с.138

52. Бабинцева, Е. В. Сравнение различных технологий окрашивания агатов / Е. В. Бабинцева, О. Ю. Перфилова // Молодежь и наука: сборник материалов X Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края - Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2014. -С. 51-53.

53. Жукова, Л. Т. Геммополихромия (к проблеме цветообразования в художественной обработке камня): монография / JI. Т. Жукова, В. П. Ерцев. -СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006. - 166 с.

54. Шелементьев, Ю. Как продавать облагороженные камни / Ю. Шелементьев, И. Екименкова, М. Викторов // Ювелирное обозрение. - М. -2012 (04). -С. 24.

55. Супрычев, В. А. Крымские самоцветы / В. А. Супрычев - Симферополь: «Таврия», 1973. - 71с.

56. Банк, Г. В мире самоцветов / Г. Банк // пер. с нем. Т. Б. Здорик, И. И. Пастушенко, JT. Г. Фельдмана по ред. и с послесл. А. И Гинзбург. - М.: «Мир», 1978.-300 с.

57. Астахова, И. С. Облагораживание и синтез камнесамоцветного сырья в лабораториях института геологии КомиНЦ УрО РАН/ И. С. Астахова // Геммология: сборник статей - Томск, Томский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2013. - С. 7-10.

58. Платонов, А. Н. Природа окраски самоцветов / А. Н. Платонов, М. Н. Таран, В. С. Балицкий. - М.: Недра, 1984. - 196 с.

59. Балицкий, В. С. Синтетические аналоги и имитации природных камней / В. С. Балицкий, Е. Е. Лисицына. - М.: Недра, 1981. - 158 с.

60. Пыляев, М. И. Драгоценные камни / М. И. Пыляев // Репринтное воспроизведение издания 1888 г. - М.: Совместное советско-австрийское предприятие «Х.Г.С.», 1990. —404 с.

61. Анисимова, А. Изменение окраски агатов / А. Анисимова, А. Сайдяшева, Л. Иванова // Ювелирное искусство и материальная культура: тезисы докладов. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2005. С. 9 - 11.

62. Собчак, Н. Энциклопедия минералов и драгоценных камней / Н. Собчак, Т. Собчак. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. 479 с.

63. Плиний Старший Естествознание. Об искусстве / изд. подгот. Г. А. Тароян. — М.: Ладомир, 1944. - 941 с.

64. Ферсман, А. Е. Занимательная минералогия /А. Е. Ферсман. СПб.: ООО «Издательство «Пальмира»; ООО «Книга по Требованию», 2017. - 255 с.

65. Ахметова, Г. Л. От авантюрина до яшмы / Г. Л. Ахметова, С. Ф. Ахметов. -М.: Знание, 1990.- 176 с.

66. Николаев, А. Г. Методы синтеза и облагораживания ювелирных камней / А. Г. Николаев, О. Н. Лопатин. - Казань: Казанский университет, 2011. - 40 с.

67. Рид, П. Геммология. Пер. с англ. / П. Рид. - М.: Мир: ООО «Издательство АСТ», 2003.-366с.

68. Ахметшин, Э. А. Разработка метода импрегнирования природных опалов с целью улучшения качественных характеристик / Э. А. Ахметшин, И. А. Билалова, Е. В. Жариков, Е. П. Мельников // Художественное материаловедение. Природный камень. Дизайн. Технологии: Сборник статей XIII Всероссийской научно-практической конференции и смотра-конкурса работ студентов и аспирантов (с международным участием) по специальности «Технология художественной обработки материалов». - М.: МГГУ, 2010. - С. 82 - 90.

69. Пономарева, К. С. Исследование процессов дегидратации камня, на примере халцедона, с целью дальнейшей окраски материала/ К. С. Пономарева // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. №3.-2017.-С. 46-49.

70. ГОСТ 896-69 Материалы лакокрасочные. Фотоэлектрический метод определения блеска. М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

71. Пономарева, К. С. Анализ систем аттестации цвета драгоценных камней/ К. С. Пономарева, Жукова Л. Т.// Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского

университета технологии и дизайна: в 3 вып. Вып. 3: Искусствоведение и дизайн.

- СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2012. - С. 209-214.

72. СТО 45866412-16-2014, Драгоценные камни. Термины и определения. -Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве Финансов Российской Федерации. - 2014. - 35 с.

73. СТО 45866412-10-2008, Рубины природные необработанные (в сырье). Технические условия. - Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве Финансов Российской Федерации. - 2008. - 16 с.

74. Коваленко Н. Н. Интерпретация показателей цветовых координат RGB для объективной оценки окраски голубых топазов/ Н. Н. Коваленко//Сборник тезисов докладов конгресса молодых ученых, Выпуск 2. - СПб: Университет ИТМО, 2014.

- С. 209.

75. Юстова, Е. П. Белизна - это не яркость, а цвет / Е. Н. Юстова, JI. М. Сумин, И. А. Казиев. - СПб.: Политехника, 2005. 36 с.

76. Остороумов, М. Н. Амазонский камень: Минералогия, кристаллохимия, типоморфизм / М. Н. Остроумов, А. Н. Платонов, В. А. Попов. СПб.: Политехника, 2008. - 255 с.

77. Медведев, В. Ю. Цветоведение и колористика / В. Ю. Медведев — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. — 116 с.

78. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. - М.: Изд. Д. Аронов, 2018. - 96 с.

79. Домасев, М. В. Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения / М. В. Домасев, С.П. Гнатюк. СПб.: Питер , 2009. - 224 с.

80. Уваров, В. Д. Текстура и фактура поверхности ткани / В. Д. Уваров. - М.: МГТА, 1998.-41 с.

81. Алиева, О. О. Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приёмов (на материале Урала). Специальность 17.00.09 теория и история искусства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Екатеринбург, 2016. - 293 с.

82. Пономарева, К. С. Методология нанесения текстуры на поверхность изделий малой пластики из халцедона / К. С. Пономарева // Дизайн. Материалы. Технология 3(47) 2017. - С. 35-37.

83. Пономарева, К. С. Текстурирование поверхности изделий малой пластики из ювелирно-поделочных камней при разработке их дизайна / К. С. Пономарева //Геммология: сборник статей. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2017. - С. 112-117.

84. ГОСТ 10484-78. Кислота фтористоводородная. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.

85. Боровский, Г. В. Современные технологии обработки материалов / Г. В. Боровский, С. Н. Григорьев, А. Р. Маслов. - М.: Машиностроение, 2015. -302 с.

86. Пономарева, К. С. Лазерная обработка камне самоцветного сырья / К. С. Пономарева, В. П. Сенников// Развитие современного искусства в области технической эстетики и дизайна: матер. VII междунар. науч.-практ. конф. вузов России/ СПбГУПТД. - ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. - 150 - 157 с.

87. Марков, В. Фактура. Принципы творчества в пластических искусствах/ В. Марков. - М.: Издательство В. Шевчук, 2002. - 69 с.

88. ГОСТ 9480-2012 Плиты облицовочные из природного камня. Технические условия. - М.: Стандартинформ, 2013. - 14 с.

89. Казарян, Ж. А. Природный камень в строительстве: обработка, дизайн, облицовочные работы / Ж. А. Казарян. - М.: ООО НИПЦ «Петракомплект», 2008. -282 с.

90. Капустинская, И. Ю. Материаловедение в дизайне. Часть 1. Свойства материалов. Материалы на основе древесины. Природные каменные материалы. Материалы на основе металлов: учебное пособие / И. Ю. Капустинская,

М. С. Михальченко. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. -100 с.

91. Останина, П. А. Фактура в дизайне/ П. А. Останина. Ижевск: Издательство ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2017. - 252 с.

92. Борисов, И. В. Каменное ожерелье Ладоги / И. В. Борисов Сортавла, 2015.-300 с.

93. ГОСТ 9480-89 «Плиты облицовочные пиленые из природного камня» - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003 5 с.

94. Белицкая, Э. И. Художественная обработка цветного камня - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 200 с.

95. Синкенкес, Дж. Руководство по обработке драгоценных и поделочных камней / Дж. Синкенкес - М.: Мир, 1989. - 423с.

96. ГОСТ 23342-91Изделия архитектурно-строительные из природного камня. Технические условия - М.: Издательство стандартов, 1992 - 12 с.

97. Профессиональный алмазный инструмент [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ridder-tula.ru (дата обращения 19.09.18).

98. Якуничев, Н. Г. Методы дизайна на современном этапе организационных изменений предметной среды / Н. Г. Якуничев // Дизайн. Материалы. Технология. 2(54), 2019.-С. 5-8.

99. Галанин, С. И. Особенности дизайн-проектирования современных ювелирных изделий / С. И. Галанин, К. Н. Колупаев // Дизайн. Материалы. Технология. 2 (54), 2019. - С. 9 - 13.

100. Медведев, В. Ю. Сущность дизайна / В. Ю. Медведев — СПб.: СПГУТД, 2004. — 79 с.

101. Михайлов, С. М. Основы дизайна С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева -Казань: Новое знание, 1999. - 240 с.

102. Жуков, В. Л. ВКИДС информационного хаба предметной области образов объектов дизайна на основе принципов квазиголографии в развитии цифровых

технологий / В. Л. Жуков, А. М. Смирнова // Дизайн. Материалы. Технология. 1 (53), 2019. -С. 102-110.

103. Юрков, В. Ю. Формализация процесса разработки эскиза костюма на основе теории построения систем пропорционирования / В. Ю. Юрков, Ж. А. Фот, И. И. Шалмина/УДизайн. Материалы. Технология 3(47) 2017. - С. 5 - 9.

104. Бакка, Н. Т. Облицовочный камень. Геолого-промышленная и технологическая оценка месторождений: справочник / Н. Т. Бакка, И. В. Ильиченко. М.: Недра, 1992. - 309 с.

105 ТУ 117-4.2099-2002, Бриллианты. Технические требования. Классификация. 2002. - 40 с.

106. СТО 45866412-06-2008, Рубины природные обработанные (ограненные вставки). Технические требования. - Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве Финансов Российской Федерации. -2008. -35 с.

107. СТО 45866412-17-2015, Бриллианты облагороженные. Классификация. Технические требования. - Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве Финансов Российской Федерации. - 2008. - 19 с.

108. Гадиятов, В. Г. Цветные камни Якутии и их месторождения/ В. Г. Гадиянов, В. К. Маршинцев - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. - 328 с.

109. Буканов, В. В. Цветные камни и коллекционные минералы. Энциклопедия / В. В. Буканов - М.: 2014. - 464 с.

110. Самсонов, Я. П. Самоцветы СССР: Справочное пособие/ Под. ред. В. И. Смирнова/ Я. П. Самсонов, А. П. Туринге. - М.: Недра, 1985. - 335с.

111. Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Ювелирно-поделочные камни. - М., 2007. - 32 с.

112. Требования промышленности к качеству минерального сырья. Природные облицовочные материалы. - М.: Недра, 1965. 53 с.

113. Ахметшин, Э. А. Технология облагораживания ювелирных камней и материалов. Химическое крашение/ Э. А. Ахметшин, А. Г. Чередниченко. - М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2017. -123 с.

114. Евдокимов, И. М. Лазерные технологии / И. М. Евдокимов, А. В. Федин -СПб.: Балтийский государственный технический университет, 2015. - 96 е..

115. ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики. -М.: Стандартинформ, 2005. - 7 с.

116. ГОСТ 25142-82. Шероховатость поверхности. Термины и определения. -М.: Стандатинформ, 2018. - 16 с.

117. Дизайн из натурального камня Antolini. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.antolini.com/ (дата обращения 01.02.19).

118. ГОСТ Р 52663-2006 Материалы лакокрасочные. Метод определения блеска лакокрасочных покрытий, не обладающих металлическим эффектом, под углом 20, 60 и 85. М.: Стандартинформ, 2007.

119. Ачкасова, Н. А. Колорирование гидрофобных субстратов. Специальность 05.19.03 - технология текстильных материалов, 05.17.06 - технология и переработка пластических масс и стеклопластиков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Ленинград, 1988. - 167 с.

120. Рожков, H. Н. Квалиметрия и управление качеством. Математические методы и модели / H. Н. Рожков. СПб. СПБУПТД . 2007. - 185 с.

Применение каменного материала

АРХИТЕКТУРА

Известняк

Садово-парковый ансамбль

МЕБЕЛЬ

ПРЕДМЕТЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Нефрит

и др.

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Агат

Ритуальные предметы

Символы власти

Светские украшения

Корунды и др.

Оптико-петрографическое исследование шлифов серого халцедона

а б

Рисунок Б 1 -Образец 1, агрегат серого халцедона с проявленной вкрапленностью окислов железа: а - николи параллельны; б - николи скрещены.

а б

Рисунок Б 2 - Образец 2, агрегат серого халцедона с проявленной тонкой рассеянной вкрапленностью углистого вещества: а - николи параллельны;

б - николи скрещены.

Методика окрашивания халцедона методом пропитки

Способ А

Геммополихромия халцедона синтетическими промышленными красителями

В емкость с водой комнатной температуры 100 мл загружают предварительно взвешенный краситель 20 г. Краситель перемешивают стеклянной палочкой до его равномерного растворения в воде.

После этого в раствор погружают камень (заранее вырезанной формы, доведенный до нужного качества поверхности и прошедший стадию дегидратации).

Емкость закрывается и ставится в сушильный шкаф при температуре 90 ± 2 °С. Выдерживают камень в красящем растворе в течение 7 суток, периодически помешивая раствор, с целью растворения формирующегося осадка.

Окрашенные образцы извлекают пинцетом и промывают первоначально проточной водой в течение 1 - 2 мин, после чего производится промывка изделия в теплом мыльном растворе при помощи волосяной щетки. Далее производится сушка изделия в естественных условиях.

Способ Б

Геммополихромия халцедона солями металлов

В емкость с водой комнатной температуры 100 мл загружают предварительно взвешенный краситель 20 г. Краситель перемешивают стеклянной палочкой до его равномерного растворения в воде.

После этого в раствор погружают камень (заранее вырезанной формы, доведенный до нужного качества поверхности и прошедший стадию дегидратации).

Емкость закрывается и ставится в сушильный шкаф при температуре 90 ± 2 °С. Выдерживают камень в красящем растворе в течение 7 суток, периодически помешивая раствор.

Окрашенные образцы извлекают пинцетом и промывают проточной водой в течение 1 - 2 мин.

Описанным ранее способом и в аналогичной концентрации подготавливается вторая емкость с раствором, после чего в нее погружается камень из предыдущего раствора. Емкость закрывается и ставится в сушильный шкаф при температуре 90 ± 2 °С. Выдерживают камень в красящем растворе в течение 7 суток, периодически помешивая раствор.

Окрашенные образцы извлекают пинцетом и промывают первоначально проточной водой в течение 1 - 2 мин, после чего производится промывка изделия в теплом мыльном растворе с волосяной щеткой. Далее производится сушка изделия в естественных условиях.

Способ В

Геммополихромия халцедона солями металлов с последующей термообработкой

В емкость с водой комнатной температуры 100 мл загружают предварительно взвешенный краситель 20 г. Краситель перемешивают стеклянной палочкой до его равномерного растворения в воде.

После этого в раствор погружают камень (заранее вырезанной формы, доведенный до нужного качества поверхности и прошедший стадию дегидратации).

Емкость закрывается и ставится в сушильный шкаф при температуре 90 ± 2 °С. Выдерживают камень в красящем растворе в течение 7 суток, периодически помешивая раствор.

Окрашенные образцы извлекают пинцетом и промывают первоначально проточной водой в течение 1 - 2 мин, после чего производится промывка изделия

в теплом мыльном растворе с волосяной щеткой. Далее производится сушка изделия в естественных условиях.

После этого происходит обработка образца в муфельной печи. Для этого обработанный минерал погружают в подготовленную песчаную смесь и ставят в остуженную печь. Производят нагрев печи и минерала и их остужение. Динамика нагрева и охлаждения печи - 10 град/ч.

Обработанные образцы извлекают пинцетом и промывают в теплом мыльном растворе с волосяной щеткой. Далее производится сушка изделия в естественных условиях.

Результаты крашения:

- при реализации разработанных рецептур получены образцы колорированного халцедона, соответствующие заданному цвету;

- однородность окраски поверхности - хорошая;

- обеспечивается воспроизводимость требуемого тона и цвета при соблюдении условий геммополихромии.

Количественные характеристики искусственного изменения цвета халцедона

аблица Г 1 - Измерение цвета халцедона после модификации цвета методом термообработки

Номер образца

1

Наименование цвета

оранжевый

коричневый

Температура, ° С

350

350

Продолжительность обработки, ч

5

12

Номер измерения

1

а

а

Координаты цветности (X, х, у) и светлоты (У)

Изображение

X, нм

593,0

587,0

593,0

592,0

590,0

591,0

584,0

578,0

590,0

583,5

595,0

586,1

х

0,51

0,46

0,51

0,49

0,48

0,49

0,46

0,33

0,42

0,44

0,32

0,39

0,38

0,39

0,38

0,38

0,39

0,38

0,41

0,34

0,36

0,40

0,32

0,48

У

3,54

7,24

3,56

3,46

4,78

4,52

5,65

1,62

1,72

4,62

6,94

4,11

4*

белый

350

20

черный

100

0, 08

0,31

0,33

14,97

0,38

0,33

15,83

0,31

0,33

15,18

0,34

0,29

14,52

0,31

0,32

15,15

а

0,33

0,32

15,13

0,31

0,33

1,37

0,34

0,36

1,51

0,32

0,34

1,56

0,32

0,31

1, 52

0,31

0,33

1,48

а

0,32

0,33

1,49

"Обработка образца производилась в СВЧ печи

2

3

4

5

2

1

2

3

4

5

3

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Таблица Г 2 - Измерение цвета халцедона после модификации цвета методом пропитки

й а

Ю О

Он

и

о Д

й н и и а

<и К К а ю о К <и

К

й д

красный

коричне вый

коричне вый

I этап геммополихромии

р

о в т с а

рм

железо окись III

хромоксид IV

марганцовок ислый калий

О

а р

¡?

р

е п м е

н

90

90

90

с о н ь л е т

и

* Я

лр о ю д о

оь рь

С н

170

170

170

II этап геммополихромии

р

о в т с а

Рн

О

а р

£ р

е п м е

н

200

90

с о н ь л е т

и

*

лр о ю д о

оь рь

С Н

48

«

и н

е р

е ем

з

и р

е м о

д

а

а

а

Координаты цветности (X, х, у) и светлоты (У)

580,0

589,0

579,5

581,5

575,0

581,0

591,0

588,0

585,0

587,0

586,5

587,5

580,0

582,5

582,5

576,0

582,5

580,7

х

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.