Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Митус, Ирина Викторовна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 211
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Митус, Ирина Викторовна
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические предпосылки подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
1.1. Сущность и генезис музыкального просветительства как средства эстетического воспитания.
1.2. Профессиональные и профессионально-значимые личностные качества учителя музыки-просветителя: состояние проблемы.
1.3. Подготовка будущего учителя музыки к музыкальному просветительству как педагогическая проблема.
Выводы.
Глава II. Дидактическая модель педагогических условий подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
2.1. Целевой и критериальный аспекты подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
2.2. Содержательный аспект подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
2.3. Процессуальный и методический аспекты подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
2.4. Педагогический эксперимент по реализации дидактической модели подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Воспитание музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв.2005 год, кандидат педагогических наук Валиахметова, Альфия Николаевна
Творчество композиторов ЧУвашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки2002 год, кандидат педагогических наук Иванова, Алла Владимировна
Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности2003 год, кандидат педагогических наук Павлова, Елена Владимировна
Формирование готовности будущего учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы2006 год, кандидат педагогических наук Пикалова, Ольга Николаевна
Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение"2003 год, кандидат педагогических наук Баженова, Евгения Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству»
Актуальность исследования.
На современном этапе развития общества проблема воспитания и развития музыкальной культуры общества в целом и индивидуума в частности, как одного из средств решения задач эстетического воспитания чрезвычайно обострилась в связи с технократизмом и компьютеризацией, резко снизившими возможности гуманистического и интеллектуально-эстетического становления личности.
Музыкальное искусство, являясь одним из важных компонентов эстетического воспитания и обладая огромной силой эмоционального воздействия на духовной мир человека, приобретает все большее значение в структуре образовательного процесса для всестороннего гармоничного развития школьников. Общепризнанно, что приобщение к музыкальному искусству способствует росту музыкальной культуры личности и является средством повышения духовной культуры общества. В этом плане важную роль приобретает учитель музыки, к профессионально-педагогической подготовке которого должны предъявляться особые требования и в частности, к формированию его просветительских умений.
Профессионально-педагогическую подготовку будущего учителя музыки необходимо вести в двух направлениях: овладение системой знаний и умений по обязательным учебным дисциплинам и подготовка к музыкально-просветительской деятельности. Такое требование обусловлено тем, что во многих школах именно музыкальные кружки — сольного, хорового пения, студии — являются центрами музыкально-эстетического воспитания школьников, концентрирующими множество мероприятий и видов деятельности, связанных с музыкальным просвещением учеников и их родителей — прямым или опосредованным.
Долгие годы педагогическая наука не занималась вопросами формирования просветительских умений будущих учителей музыки, направленных на решение задач эстетического воспитания.
Возрождать просветительскую культуру в нашем обществе чрезвычайно трудно. Тем не менее общество, школа, дети испытывают острую нужду в личностях, готовых во внеурочное время решать задачи эстетического воспитания средствами музыкального просвещения.
Решение задач эстетического воспитания средствами музыкального просвещения возможно при условии постоянной и целенаправленной работы, опирающейся на создание системы музыкального просветительства. Для этого школе требуются специалисты не только по проведению уроков музыки, но и организации внеурочной творческой деятельности учащихся в хоровых, вокальных, инструментальных ансамблях, конкурсах, олимпиадах, музыкальных кружков, детского музыкального театра и других формах организации досуга.
Вся история отечественной музыкальной педагогики, начиная со II половины XIX века, опирается на деятельность крупных музыкантов, педагогов, композиторов, в различной степени уделявших внимание практике и теории музыкального просвещения детей и взрослых из различных слоев населения. Обострившиеся на данном этапе развития общества противоречия между ростом прагматизма и вечным стремлением человека к идеальному, возвышенному требует от отечественного музыкального образования возрождения традиций просветительской деятельности учителя музыки.
Особенно важно это в условиях последних десятилетий, когда ярко выражен спад интереса школьников к академической музыке. Отказываясь от общения с подлинным музыкальным искусством, создающим предпосылки нравственного совершенствования, школьники лишают себя его облагораживающего воздействия.
Анализ взаимодействия общественных потребностей с практикой реально функционирующего в обществе музыкально-педагогического образования позволил выявить ряд противоречий между:
- динамикой развития современной музыкальной культуры и отражением этих процессов в музыкальном образовании;
- содержанием учебно-воспитательного процесса подготовки будущего учителя музыки и требованиями к личности учителя общеобразовательной школы, который должен обладать сформированной музыкальной, духовной, художественной и просветительской культурой на основе широкого гуманитарного образования; несоответствием между предполагаемым содержанием художественно-педагогической деятельности учителя музыки и требованиями к уровню его профессионально-педагогической подготовки.
Многолетний анализ просветительской деятельности учителей музыки выявил факт существования еще ряда противоречий:
• между опытом подготовки будущего учителя музыки, основывающемся на узкопредметной профессиональной направленности обучения в ВУЗе и требованием современной гуманистической концепции образования к целостной системе их профессионально-просветительской деятельности;
• между значимостью профессионально-просветительских качеств будущего учителя музыки и недостаточно полной теоретической их разработанностью в музыкально-педагогических исследованиях, отсутствием методик их формирования;
• ролью музыкального искусства в решении задач эстетического воспитания и недостаточностью количества учебных часов, отведенных на музыку учебным планом.
Кроме того, существующие учебные планы, учебники и учебные пособия по методике музыкального воспитания, предназначенные для будущих учителей музыки, очень мало обращаются к историческим аспектам музыкального просветительства, не учитывают их важности и необходимости в деле воспитания учащихся, не обозначают условий и методов формирования у будущих учителей музыки профессионально-просветительских качеств.
На необходимость специальной подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству указывали в своих работах O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, М.П. Картавцева и другие, Г.А. Халикова в кандидатской диссертации "Подготовка студентов музыкально-педагогического факультета к организации внеклассной музыкально-пропагандистской работы". В диссертационной работе Н.К.Беловой "Профессионально-педагогическая подготовка студентов к формированию восприятия музыки школьниками" частично рассматриваются отдельные аспекты данной проблемы. Особенностям музыковедческой подготовки студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской работе в школе посвящена работа Михейченковой E.H. "Формирование готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности в процессе музыковедческой подготовки". В то же время нам не удалось обнаружить работ, посвященных подготовке к музыкальному просветительству именно студентов музыкально-педагогических факультетов, то есть будущих учителей музыки.
Ряд научных исследований освещает частно-методологические вопросы и проблемы профессиональной подготовки будущего учителя музыки, необходимые для осуществления музыкального просветительства: музыкально-педагогических способностей (Л.Г. Арчажникова, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев), активизации творческого мышления музыкантов на основе межпредметных связей, формирования коммуникативных умений студентов-музыкантов (В.А. Ищенко, C.B. Шишкина), артистических качеств будущего у учителя музыки (Л.С. Майковская, О.С. Булатова, Е.К. Ильина).
Однако проблема психолого-педагогических основ подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству не в полной мере решена в этих работах, и в них не в полной мере устраняются указанные противоречия. Это определило тему предлагаемой диссертационной работы, и позволило сформулировать проблему — каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Объект исследования — процесс профессионально-педагогической подготовки будущих учителей музыки в системе высшей школы.
Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Объект и предмет определили цель исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству и экспериментально проверить их эффективность.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой подготовка будущего учителя музыки к музыкальному просветительству будет протекать успешно, если:
• будут определены теоретико-методологические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству;
• в качестве педагогических условий подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству будут определены ее содержательно-целевое, процессуальное, методическое и практически-результативное обеспечение;
• будет разработана концептуальная дидактическая модель подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству, предусматривающая реализацию ее целевого, критериального, содержательного, процессуально-методического и технологического аспектов;
• экспериментально будет проверена эффективность предлагаемой дидактической модели по подготовке будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
• выявить сущность, генезис, формы музыкального просветительства, совокупность профессиональных и личностных качеств учителя музыки-просветителя;
• разработать дидактическую модель подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству, реализующую определенные педагогические условия;
• экспериментально проверить эффективность дидактической модели подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Методологической основой исследования явились положения философии о единстве теории и практики, явления и сущности; положения материалистической диалектики о законах развития природы, человека, мышления и познания; гносеология как учение о сущности, закономерностях и формах познания; эстетика как учение о прекрасном, его законах, нормах и формах.
Методологическими ориентирами исследования явились:
- гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Е. В. Кульневич, А. Маслоу, Е. Н. Шиянов и др.), проявившийся в исследовании обеспечением осознания будущим учителем музыки принципов гуманизма и возможностей их воплощения в профессионально-педагогической просветительской деятельности, а также соблюдением самим исследователем-экспериментатором этих принципов в учебно-воспитательном процессе в вузе;
- феноменологический подход (Е.В. Бондаревская, Э. Гуссерль, P.A. Куренкова и др.), имевший целью обеспечить осознание будущим учителем феномена музыкального просветительства как явления и его сущности;
- системно-структурный подход (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.П. Кузьмин, В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин и др.), ориентировавший на осознание образовательного процесса в целом и профессионально-педагогической подготовки будущего учителя к музыкальному просветительству, в частности, как сложной динамической системы и отсюда осмысление дидактической модели подготовки будущего учителя к музыкальному просветительству.
Теоретическую основу исследования составляют теория деятельностного подхода к формированию и становлению личности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.), теоретические положения о процессе обучения в высшей школе (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, E.JI. Белкин, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин и др.), теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.), концепция подготовки будущего учителя к развивающему обучению (З.К. Меретукова), культурологическая концепция содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), теория методов обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.), концепция воспитания творческой личности (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская и др.), теория проблемного обучения (З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, М.Н. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), теория интеграции образования (О.С. Гребенюк, А.Я. Данилюк, М.В. Кларин, Ю.С. Тюнников и др.), теория целеполагания (Е. Л. Белкин, В.П. Беспалько, Б.Блум, И.Я. Лернер и др.), концепция педагогической культуры (A.B. Барабанщиков, Е. В. Бондаревская, И.Я. Лернер, З.К. Меретукова, С.С. Муцынов, Н.Д. Никандров и др.). Разработка модели и определение структуры профессиональных и личностных качеств будущего учителя музыки для просветительской деятельности основывались на положениях общей и музыкальной педагогики, раскрытых в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, O.A. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина; в трудах психологов А.Н. Леонтьева, В.И. Петрушина, музыковедов Б.В. Асафьева, Л.А. Мазеля, A.M. Цукера, А.Н. Должанского, Б.Л.Яворского, А.Н. Юсфина.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на различных этапах исследования использовались методы:
• теоретические — восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование целостного педагогического процесса, системный анализ изучаемых явлений;
• эмпирические — наблюдение, фиксация, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, беседа, анкетирование, интервьюирование, мониторинг;
• диагностические методы — тестирование, письменные контрольные задания, индивидуальная беседа, мини-сочинение;
• общенаучные методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, исторический и логический методы;
• математические методы обработки экспериментальных данных: определение количественных и качественных показателей готовности будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1999 по 2004 год на базе института искусств Адыгейского Государственного университета и организационно включало три этапа.
Первый этап (1997-1999гг.) — изучение и анализ философской, культурологической, педагогической, музыковедческой литературы, музыкально-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определение проблемы, цели, задач исследования; разработка дидактической модели, включающая систему педагогических условий подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству. Проведение констатирующего эксперимента.
Второй этап (1999-2001гг.) — экспериментально проверялась эффективность дидактической модели, для чего осуществлялись организация и проведение формирующего эксперимента; апробация спецкурса «Просветительская деятельность учителя музыки».
Третий этап — (2001-2004г.) — завершение формирующего эксперимента: математическая обработка и качественный анализ результатов экспериментальной работы, их интерпретация; формулирование выводов и оформление диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музыкальное просветительство - это деятельность, основанная на диалектическом единстве знаний, умений и личностных характеристик, в которой выражена направленность будущего учителя музыки на совершенствование эстетического воспитания.
2. Готовность будущего учителя музыки к музыкальному просветительству определяются критериями: сформированностью просветительских знаний и умений, самостоятельностью в осуществлении музыкального просветительства, эмоционально-ценностным отношением к будущей профессионально-педагогической деятельности в целом и музыкальному просветительству, в частности.
3. Для эффективной подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству необходима дидактическая модель, представляющая собой систему целевого, критериального, содержательного, процессуально-методического и практически-результативного аспектов, представляющих комплекс педагогических условий.
Научная новизна заключается в том, что:
- уточнено содержание понятия «музыкальное просветительство»; определены сущность, генезис и формы музыкального просветительства, совокупность профессиональных и личностных качеств учителя музыки-просветителя;
- предложена концептуальная дидактическая модель, включающая систему педагогических условий подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству; экспериментально проверена эффективность предложенной дидактической модели подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в расширении общедидактического представления о возможностях подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству; теория обучения в высшей школе обогащается системным знанием о педагогических условиях подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству. Разработанные в диссертации теоретические и методические положения подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству позволяют расширить специальную предметную направленность обучения в педвузе и усовершенствовать музыкально-образовательный процесс профессионально-педагогической подготовки специалистов.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенный комплекс педагогических условий позволит повысить эффективность процесса подготовки будущих учителей музыки к музыкальному просветительству. Разработанный и апробированный спецкурс «Просветительская деятельность учителя музыки» и дидактическая модель в целом способствуют решению проблем просветительской направленности деятельности учителя музыки, и может использоваться в практике профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Результаты исследования могут быть внедрены в работу преподавателями разных кафедр — кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания, кафедр фортепиано, народных инструментов и других.
Достоверность полученных в исследовании результатов обеспечивается четкостью исходных методологических позиций; использованием комплекса методов исследования, соответствующих его объекту, цели и задачам; сочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментальной части исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики Адыгейского госуниверситета, отражены в научных статьях и тезисах, в докладах и выступлениях на собраниях Южного отделения РАО (г. Майкоп, 2000 г., г. Нальчик, 2002 г.); международной научно-практической конференции «Гармоника: теория, история, морфология, эргология» (г. Майкоп, 2000 г.); всероссийской научно-практической конференции «Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения» (г. Нальчик, 2001г.); региональной научно-практической конференции «Региональные проблемы многоуровневой системы профессионального музыкального образования» (г. Краснодар, 2001г.); региональной научно-практической конференции «Развитие социокультурной сферы Северо-Кавказского региона» (г. Краснодар, 2002г.); конференции Адыгейского республиканского Института повышения квалификации (АРИПК) в 2003 году.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 7 приложений. В работе содержится 10 таблиц, 2 рисунка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников2005 год, кандидат педагогических наук Фуртас, Татьяна Владимировна
Профессиональная подготовка будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием в классе дирижирования: На примере музыкально-педагогического факультета2003 год, кандидат педагогических наук Савадерова, Анна Витальевна
Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки1998 год, кандидат педагогических наук Егорова, Светлана Викторовна
Подготовка будущих учителей музыки к эстетическому воспитанию школьников в процессе изучения специальных дисциплин2004 год, кандидат педагогических наук Баженова, Евгения Александровна
Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников2006 год, кандидат педагогических наук Сокольникова, Наталья Павловна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Митус, Ирина Викторовна
163 Выводы
Основной целью опытно-экспериментальной работы являлась проверка эффективности разработанной модели подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству. Для осуществления данного вида деятельности необходимы специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие готовность будущего учителя музыки к такой деятельности.
Такими условиями являются:
• содержательное и методическое обеспечение учебных курсов, циклов и отдельных занятий в соответствии с целью эксперимента;
• единство процесса подготовки студентов к профессионально-педагогической и просветительской деятельности;
• единство целевого, критериального, содержательного, процессуально-технологического, методического и практически-результативного аспектов обучения;
• выявление и использование разноуровневых межпредметных связей;
• наличие профессионального образца личности педагога-просветителя; сотрудничество педагогов и студентов в процессе подготовки и проведения музыкально-просветительских мероприятий;
• теоретическая подготовка будущих учителей и практическое закрепление их профессиональных и личностных качеств.
Разработанная критериальная характеристика позволила объективно определить уровень готовности будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Подготовку будущего учителя музыки к музыкальному просветительству необходимо проводить на лекционных, семинарских, практических занятиях и во время прохождения педагогической практики. Организацию данного процесса целесообразно осуществлять в рамках музыкально-педагогических и индивидуально-творческих дисциплин, осуществляя межпредметное взаимодействие по согласованию целей, задач и содержания учебных предметов, направленных на подготовку будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Подготовка и проведение лекций-концертов во время прохождения педагогической практики и в музыкальном лектории способствуют закреплению просветительских знаний и умений и повышению мотивации к осуществлению просветительской деятельности.
Анализ результатов эксперимента показал, что подготовка будущего учителя музыки к музыкальному просветительству является управляемым и необходимым процессом, который можно совершенствовать в определенных педагогических условиях организации образовательного процесса в вузе.
165
Заключение
В последние десятилетия прошлого века в обществе обозначилась проблема между огромными техническими возможностями приобщения к музыкальной культуре и минимальными потребностями в их изучении и превращении их в средство эстетического воспитания. Огромный общемировой опыт, подтверждающий важную роль музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения, дает возможность в использовании музыкальных ценностей в воспитании и обучении, а также в поиске новых форм реализации их образовательного и воспитательного потенциала. Но любые новаторские формы не оказывают необходимого эффективного педагогического воздействия без сформированности профессионально-педагогических и личностных качеств учителя-просветителя. Для этого требуется специальная подготовка к осуществлению функций просветительской деятельности в структуре вузовской подготовки учителя музыки.
Существующая система подготовки в ВУЗе не нацеливает студентов педагогических факультетов, институтов искусств на подготовку к осуществлению музыкального просветительства как социально значимой деятельности учителя.
Проведенный анализ научно-педагогических и методических источников, а также анализ педагогической деятельности позволяет сделать вывод о необходимости активизации целенаправленных поисков путей и средств подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству как фактору, призванному решать проблемы эстетического воспитания. В рамках такого поиска представляли интерес разработка и проверка эффективности предложенной дидактической модели подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Рассматривая музыкальное просветительство как деятельность по распространению знаний музыкального искусства, в исследовании выявлены критерии готовности будущего учителя музыки к музыкальному просветительству - когнитивный, критерий умения, мотивационный. Для каждого критерия определены показатели с опорой на особенности музыкального просветительства. Выделенные структурные критерии подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству представлены в единстве и взаимосвязи.
Опираясь на структуру общепедагогических функций учителя музыки, в исследовании определена главная особенность учителя музыки-просветителя - просветительское призвание. Составляющими просветительского призвания являются потребность в просветительстве, способности и склонности к просветительству.
В процессе экспериментальной работы получены результаты, свидетельствующие об эффективности разработанной дидактической модели подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству, что является подтверждением гипотезы исследования.
Новизна проведенного исследования определяется тем, что уточнено содержание понятия «музыкальное просветительство»; определены сущность, генезис и формы музыкального просветительства, совокупность профессиональных и личностных качеств учителя музыки-просветителя; предложена концептуальная дидактическая модель педагогических условий подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству, включавшая отбор и структурирование содержательного аспекта подготовки студентов к музыкальному просветительству, что в практическом плане выразилось в разработке спецкурса и системы дидактических заданий, предполагавших формирование практических умений, критериально-целевое обеспечение процесса подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству, процессуально-методическое и практически-результативное обеспечение подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству. Эффективность предложенных педагогических условий экспериментально проверена и подтверждена.
Расширение общедидактического представления о возможностях подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству; обогащение теории обучения в высшей школе системным знанием о педагогических условиях подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству определяют теоретическую значимость диссертационного исследования. Разработанные в диссертации теоретические и методические положения подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству расширяют специальную предметную направленность обучения в педвузе и способствуют усовершенствованию музыкально-образовательного процесса профессионально-педагогической подготовки специалистов.
Предложенный комплекс психолого-педагогических условий повысил эффективность процесса подготовки будущих учителей музыки к музыкальному просветительству. Реализация дидактической модели, включающая и разработанный спецкурс «Просветительская деятельность учителя музыки», способствовала осуществлению просветительской направленности в практике профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Результаты исследования внедрены в работу преподавателями разных кафедр Института искусств Адыгейского • государственного университета — кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания, кафедр фортепиано, народных инструментов, что подтверждает его практическую значимость.
Поставленные в диссертационном исследовании задачи решены. В перспективном плане можно сформулировать ряд вопросов, которые могут стать предметом дальнейшего исследования: эмоционально-психологическая подготовка будущего учителя музыки к осуществлению музыкального просветительства, подготовка будущего учителя музыки к осуществлению музыкального просветительства в различных музыкально-образовательных учреждениях, подготовка будущего учителя музыки к формированию у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами музыкального просветительства, что свидетельствует о возможностях продолжения исследования данной проблемы.
169
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Митус, Ирина Викторовна, 2004 год
1. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Дис. на соиск. учен. степ, доктора пед. наук: (13.00.08)/Э.Б. Абдуллин. М., 1991.-433 с.
2. Адоевцева И.В. Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук: (13.00.02, 13.00.08)/И.В. Адоевцева. Кострома, 2001.-22 с.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/Ю.Б. Алиев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 336 с.
4. Алиев Ю.Б. Подросток музыка - школа/Ю.Б. Алиев//Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М.: Музыка, 1975. — С. 71115.
5. Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс/В.И. Андреев. Казань, Изд-во Казанского университета, 1993.-250 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности/В.И. Андреев. — Издательство Казанского университета, 1988. — 237 с.- 7. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания/О.А. Апраксина. М.: Музыка, 1984. - 245 с.
7. Апраксина ' O.A. Музыкальное воспитание в русской образовательной школе/О.А. Апраксина. — М.: Музыка, 1948. — 189 с.
8. Апраксина O.A. Современные требования к школьному учителю-музыканту/О.А. Апраксина//Музыкальное воспитание в школе. -Вып. 15. М.: Музыка, 1982. - С. 32-43.
9. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика/М.Г. Арановский/ЯТроблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 90-128.
10. Арчажникова Л.Г. Профессиональные качества учителя музыки в системе высшего педагогического образования/Л.Г. Арчажникова/Юсновы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. Сборник научных трудов. Вып. 3. Саратов,1997. - С. 3-13.
11. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки/Л.Г. Арчажникова. -М.: Музыка, 1984. — 118 с.
12. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения/ С.И. Архангельский. -М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
13. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы/ С.И. Архангельский. М., Высшая школа, 1980.-124 с.
14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/Б.В. Асафьев. — М.- Л.: Музыка, 1965. 276 с.
15. Ахияров К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К.Ш. Ахияров//Педагогика. 2002. - № 3. - С. 50-54.
16. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/Сост. М.Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
17. Баскакова А.Н. Педагогические условия становления творческой личности преподавателя в современной школе: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/Баскакова А.Н. — М., 2001.— 171 с.
18. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
19. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие/Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 1986. - 120 с.
20. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя/Т.Г. Браже//Педагогика. 1993. - №2. - С. 70-75.
21. Брюсова Н. Массовая музыкально-просветительская работа в первые годы после Октября/Н. Брюсова//Советская музыка. — 1947. № 6. -С. 48-50.
22. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/О.С. Булатова. М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 240 с.
23. Буракова Р.Ю. Просветительская деятельность в работе музыканта/Р. Ю. Буракова//Фортепьянное исполнительство и педагогика. Астрахань, 2000. - С. 42-43.
24. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. — М.: Издат. Центр «Академия», 2000. — 208 с.
25. Введенская Л.А. Культура и искусство речи/Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1995. — 576 с.- 30. Волков A.A. Структура лекции/А.А. Волков. М.: Знание, 1986. -81 с.
26. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. — М., Педагогика, 1991. 265 с.
27. Глебов И. Антон Григорьевич Рубинштейн/И. Глебов. М., Музыка, 1969.-187 с.
28. Гольденштейн М.В. В концертном зале — дети/М.В. Гольденштейн// Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1983, —С. 435-470.
29. Гончарова Г.И. Некоторые аспекты формирования художественной вкуса будущих учителей музыки на основе изучения древнеадыгского вокального искусства//Проблемы музыкального искусства. Вып. 1. Майкоп, 1994. - С. 24-32.
30. Горлова И.И. Региональный аспект информационной культуры специалиста//Кубань: проблемы культуры и информатизации. — 1996. — №3. С. 5-8.
31. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться?/И.Н. Горелов, В.Ф.Житников, М.В. Зюзько, Л.А. Шкатова. — М.: Просвещение, 1991. — 144 с.
32. Горская Е.С. Чтобы было интересно слушать музыку/Е.С. Горская//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. — М., 1989. С.
33. Горюнова Л.В. Урок музыки Урок искусства/Л.В. Горюнова. — М.:МГПИ, 1989.-114 с.
34. Гостева Д.Р. Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.08)/Д.Р. Гостева. -М., 2001.-180 с.
35. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку/Н.Л. Гродзенская. -М.: Просвещение, 1969. 77 с.
36. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки/Р.И. Грубер. М.: Музыка, 1960. - 467 с.
37. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/В.В. Давыдов. -М.: Просвещение, 1981. —80 с.
38. Данилевич JI.B. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны/JI.B. Данилевич. М.: Музыка, 1976. - 327 с.
39. Данилюк А .Я. Теория интеграции образования/А.Я. Данилюк. — Ростов-на-Дону, Изд-во Рост. Пед. ун-та, 2000. 440 с.
40. Должанский А.Н. О лекторском труде/А.Н. Должанский//Избранные статьи. JI.: Знание, 1973. — С. 199-209.
41. Дуков Е.В. Музыкальная пропаганда в СССР: состояние и перспективы/Е.В. Дуков//Советская музыка. — 1989. № 2 - С. 45-50.
42. Дуков Е.В. О лекторской практике/Е.В. Дуков//Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 3. 1981.-ЖЗ. - С. 27-32.
43. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания учителя. Учебное пособие/С.Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 228 с.
44. Ерастов Н.П. Психолого-педагогические основы лекторской деятельности/Н.П. Ерастов. М.: Знание, 1987. — 93 с.
45. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования/ В.И. Загвязинский. М., Педагогика, 1982. - 160 с.
46. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений/В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
47. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация/ В.И. Загвязинский. М.: Academia, 2001. - 201 с.
48. Загузов Н. И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие/Министерство общего и профессионального образования РФ. М.: Издат. Дом Ореол-Лайн, 1998. -192 с.
49. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/И.А Зимняя. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
50. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи/Г.Н. Иванова-Лукьянова. — М.: Знание, 2002. — 197 с.
51. Ильина E.K. К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки/Е.К. Ильина//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. — 1986. -С. 67-70.
52. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений/ И.Ф. Исаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
53. Ищенко В.А. Проблемы профессионального самовоспитания будущего учителя музыки/В.А. Ищенко. — М.: Музыка, 1991. — 178 с.
54. Кабалевский- Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя/Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1987. - 206 с.
55. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья/Д.Б. Кабалевский. — М.: Молодая гвардия, 1977. 192 с.
56. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1989.- 193 с.
57. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе / Д.Б. Кабалевский. -М.: Молодая гвардия, 1984. -189 с.
58. Кабалевский Д.Б. Ровесники. Беседы о музыке для юношества/Д.Б. Кабалевский. М.: Музыка, 1987. — 125 с.
59. Кан-Калик A.A. Педагогическое творчество/А.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
60. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика/Ю.В. Капустин JL: Музыка, 1985. - 160 с.
61. Картавцева М.П. Пути повышения эффективности развития обучающихся в процессе изучения музыкально-теоретических предметов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.02)/М.П. Картавцева. — Саратов, 1993. — 19 с.
62. Коннова А. О лекторском труде/А. Коннова/УИзбранные статьи. -М., 1973.-С. 199-209.
63. Коннова А. Почему мы потеряли публику?/А. Коннова/УСоветская музыка. 1986. - № 9. - С. 91-96.
64. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования/А.И. Кочетов. — Мн.: Ред. журн. «Адукация i выхаванне», 1996. — 312 с.
65. Краевский В.В. Методология педагогического исследования/
66. B.В. Краевский. Самара, 1994. - 123 с.
67. Кудаев М.Р.Методология и методика педагогических исследований: Учебное пособие. Часть 1./М.Р. Кудаев. — Майкоп, Изд-во АГУ, 2003.-168 с.
68. Кудаев М.Р. Проблема формулирования целей обучения в дидактике/М.Р. Кудаев//Вестник АГУ. Майкоп, 1998.-№ 2. - С.82-87.
69. Кузин Ф.А. • Методика написания, правила оформления и порядок защиты диссертаций по педагогике. Практическое пособие. 4-е изд., доп. М.: «Ось-89», 1999. - 208 с.
70. Кульневич C.B. Воспитательная работа в современной школе /
71. C.B. Кульневич, Т.П. Лакоценина. М. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. — 192 с.
72. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. М.: Высш. шк., 1986. - 368 с.
73. Курцман А. На ниве музыкального просвещения / А.Курцман // Музыкальная жизнь. 1998.- № 3. — С. 35-36.
74. Леонтьев A.A. Психологические особенности деятельности лектора / A.A. Леонтьев. -М.: Знание, 1981. 80 с.
75. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981.— 186 с.
76. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей/И.Я. Лернер. — М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
77. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения/ И.Я. Лернер//Сов. Педагогика. 1989. -№1. - С. 10-17.
78. Лозовская Р.И. Духовная культура учителя музыки: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:( 13.00.08)/ Р.И. Лозовская. — Ростов-на-Дону, 2000. 208 с.
79. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе/ Д.Л. Локшин. — М., Музыка, 1957. -215 с.
80. Лысенко В.Г. Формирование музыкально-просветительских умений учителя начальных классов: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.08)/В.Г. Лысенко.-М., 1989.- 178 с.
81. Лысенко В.Г. Учить слышать музыку/ В.Г. Лысенко // Музыка в школе. 1989.- № 1. - С. 27-34.
82. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки / Л.А. Мазель. — М.: Музыка, 1991.-79 с.- 89. Майковская Л. С. Артистизм учителя музыки / Л.С. Майковская. М.: МГПИ, 1999. - 65с.
83. Маров В.Н." Композиция лекции/ В.Н. Маров. — Алма-Ата: Знание, 1987.-20 с.
84. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, H.H. Мельникова. М.: ВЛАДОС, 2001.- 122 с.
85. Махмутов М.И. Проблемное обучение/ М.И. Махмутов. М., Педагогика, 1975.-368 с.
86. Машошин В.Г. Роль эмоционального фактора в лекции/ В.Г. Машошин. — Алма-Ата: Знание, 1985. 17 с.
87. Медушевекий В.В. О закономерностях и средствах художественного восприятия музыки/ В.В. Медушевекий. М.: Музыка, 1976.-254 с.
88. Методическая подготовка учителя музыки: Хрестоматия/ Сост. Э.Б. Абдуллин. -М.:МИРОС, 1992. 56 с.
89. Методологические проблемы современной педагогической науки и практики// Сборник научных трудов. — Челябинск, ЧПИ, 1988. -125 с.
90. Методы педагогического исследования// Учеб. пособие. М., Просвещение, 1972. — 97 с.
91. Меретукова З.К. Методологическая культура основа научного исследования/ Меретукова З.К.// Студенческий научный журнал AB OVO, № 2. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. - С. 68-71.
92. Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования: Учебное пособие для студентов и аспирантов//З.К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. - 268 с.
93. Меретукова З.К. Педагогическая культура как категория педагогической науки/ З.К. Меретукова//Вестник АГУ. — Майкоп: Изд-во АГУ, 1998.-С. 26-27.
94. Меретукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал: Учеб. пособие для студентов и аспирантов / З.К. Меретукова. -Майкоп: АГУ, 1999.—160 с.
95. Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения / З.К. Меретукова. — Майкоп, Изд-во АГУ, 1994. 228 с.
96. Меретукова З.К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению / З.К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 1997. -244 с.
97. Меретукова З.К. Условия формирования мировоззрения будущего учителя/. З.К. Меретукова// Совершенствование профессионально-деятельностной подготовки учителя. Майкоп, 1989. — С.16-17.
98. Митус И.В. Из опыта музыкального просвещения учащихся хорового кружка как средства профессионально-педагогической подготовки будущего учителя музыки/ И.В. Митус //AB OVO. Майкоп, АГУ, 2002. -№ 3. - С. 199-205.
99. Михневич А.Е. От монолога к диалогу / А.Е. Михневич. — Минск: Знание, 1979. 22с.
100. Михневич А.Е. Языковые средства речевой выразительности /
101. A.Е. Михневич. Минск: Знание, 1976. - 19 с.
102. Мозгот В. Г. Формирование художественного вкуса личности /
103. B.Г. Мозгот. Ростов-на- Дону, 1992. - 160 с.
104. Мозгот В.Г. Формирование музыкально-эстетических вкусов школьников в ходе педагогической практики / В.Г. Мозгот // Совершенствование профессионально-деятельностной подготовки учителя. Майкоп, 1989. - С.98 -100.
105. Мозгот В.Г. Музыкальное образование студенческой молодежи в условиях национального региона / В.Г. Мозгот // Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Пятигорск, 1998. - С. 71-76.
106. Музыкальная энциклопедия. В 6-и т. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.5.-М.: Советская энциклопедия, 1981.— 1056 с.
107. Музыкальное образование в школе. Учеб. пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Под. ред. JI.B. Школяр. М.: Academia, 2001. - 230 с.
108. Музыкальный Петербург. XVIII век. Энц. словарь. В 3-х томах/ Ответств. ред. АЛ. Порфирьева. Т. 1. С-Пб.: Композитор, 2001.-414 с.
109. Муцмахер В.И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки: Автореферат дис. на соиск. учен. степ, кандидата пед. наук:( 13.00.08) / В.И. Муцмахер. — М., 1988. -19 с.
110. Немов P.C. Психология / Учебник для студентов вузов. В 3-х кн. 2-е изд.//Р.С. Немов. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - Книга 2. -496 с.
111. Никольская С.Т. Техника публичной речи / С.Т. Никольская. — М.: Знание, 1980.-64 с.
112. Оболенская Е.Ф. Готовим учителя музыки в школе / Е.Ф. Оболенская // Начальная школа. 1999. -№ 3. - С. 41-45.
113. Оконь В. Введение в общую дидактику/ В. Оконь. М.: Высшая шкапа, 1990.-382 с.
114. Основы педагогики высшей школы: Учебное пособие/Под ред. ЕЛ. Белкина / МТИПП. М., 1989. - 102 с.
115. Основы педагогики и психологии в высшей школе/Под ред. A.B. Петровского. М., Педагогика, 1986. - 326 с.
116. Паналов С.А. История культурно-просветительской работы в СССР/ С.А. Паналов, Т.И. Чернявский, А.П. Виноградов- М.: Политпросвещение, 1983.- 187 с.
117. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. заведений/ С.А. Смирнов,
118. И.Б. Котова, E.H. Шиянов, Т.Н. Бабаева и др. — М.: Издат. центр «Академия», 1998. 512 с.
119. Петелин A.C. Музыкальное образование и воспитание: от истоков до современности. Учебное пособие / A.C. Петелин. — Воронеж, 1997.-246 с.
120. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя / Г.А. Петрова. Казань, Издат. Казанского университета, 1976. — 199 с.
121. Петрова Э.А. Культура речи в искусстве устной пропаганды. Учебное пособие / Э.А. Петрова. JL: Знание, 1988. - 72 с.
122. Петрова Э.А. Живое слово лектора / Э.А. Петрова. — JI.: Знание,1988. 18 с.
123. Петрушин В.И. Музыкальная пропаганда: принципы и методы /В.И. Петрушин // Советская музыка. 1990. - № 7. - С.53-58.- 130. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие / В.И. Петрушин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
124. Персимфанс/Музыкальная жизнь.- 1974.-№9. — С. 19-20.
125. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. — М.: Педагогическое общество России, 1997. — 176с.
126. Попова C.B. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных мероприятий: Автореф. дис. на соиск. учен степ. канд. пед. наук:(13.00.01) / C.B. Попова. М., 1998. — 21с.
127. Попков В.А. Дидактика высшей школы /Учеб. пособие /В.А. Попков, A.B. Коржуев. — М.: Издат. центр « Академия», 2001. 136 с.
128. Португалов К.П. Серьёзная музыка в школе /К.П. Португалов. — М.: Просвещение, 1987. 144 с.
129. Просветительство // Большой толковый словарь русского языка. Сост. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2000. - С. 1023.
130. Просветитель // Словарь русского языка. III том. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989.-С. 518.
131. Просвещение // Советский энциклопедический словарь. М., 1985.-С. 1066.
132. Просвещение // Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон (репринтное издание 1890 г.) М., 1992. - С. 469.
133. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-544 с.
134. Пэн-Чернова Г. Уметь слышать музыку /Г. Пэн-Чернова // Музыка — детям. № 4. — М.: Музыка, 1981. - С.65-73.
135. Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке / О.П. Радынова. — М.: Владос, 2000. 88 с.
136. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки /Л.А. Рапацкая. М.: Педагогика, 1991. - 193 с.
137. Рахимбаева Л.А. Фортепианная подготовка учителя музыки / Л.А. Рахимбаева. Саратов, 2000. - 110 с.
138. Рахимбаева И.М. Художественно-педагогическое проектирование: Учеб.пособие / И.М. Рахимбаева, Л.В.Горина. — Саратов: 2002.-144 с.
139. Рева Г.В. Формирование акмеологической направленности личности учителя: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:( 13.00.08)/ Г.В. Рева. Волгоград, 2002. -198 с.
140. Революция искусство — дети. Материалы и документы: 19171923. - М.: Музыка, 1987. - 237с.
141. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Учеб. пособие/ П.Е. Решетников. М.: Издат. центр Академия, 2000. - 304 с.
142. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. — 608 с.
143. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. Т. 2. — 672 с.
144. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии/ СЛ. Рубинштейн.- М., 1940.-594 с.
145. Румянцева З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-просветительской деятельности в школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:(13.00.08) / З.В. Румянцева. М.: МГПИ. 1987.-15 с.
146. Рыбин С.Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусства: Диссертация на соиск. учен степ. канд. пед. наук (13.00.08) / С.Ю. Рыбин.1. М.,2001. — 172 с.
147. Савкова З.В. Творческое самочувствие лектора: Пособие / З.В.Савкова. -JL: Знание, 1986. 15 с.
148. Саркитов Н.Д. Беседы о популярной музыке в средней школе / Н.Д. Саркитов // Воспитание музыкой. М.: Молодая гвардия,1991. — С. 173-193.
149. Серов А.Н. Критические статьи. Т.1/ А.Н. Серов. М.: Музыка, 1978.-317 с.
150. Симонов А.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателей/ А.П. Симонов. — М.: Пед. общество России, 1995.-160 с.
151. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешск./Я. Скалкова и коллектив. М.: Педагогика, 1989.-224с.
152. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований/М.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1991. 173 с.
153. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики /. М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984- 95 с.
154. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения/М.Н. Скаткин. М., Педагогика, 1971. - 208 с.
155. Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя/ В.А. Сластенин, А.И. Мищенко// Советская педагогика. 1991 .-№ 10. - С. 79-84.
156. Словарь иностранных слов/ 7-е изд. — М., Русский язык, 1980. —1. С.248.
157. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности/ С.Д. Смирнов.— М., Педагогика, 1989 126 с.
158. Современная дидактика: теория практике. Под. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М.: изд. ИТПиМИО РАО, 1993. -288 с.
159. Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека / В.П.Созонов// Педагогика. -1993. № 2. - С. 28-32.
160. Соленко М.А. Преемственность музыкально-исторической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. на соиск. учен степ. канд. пед. наук: ( 13.00.02) / М.А. Соленко. М.,2000. - 23 с.
161. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А.Н. Сохор. Л.: Советский композитор, 1983, —304 с.
162. Сохор А.Н. Музыка и общество / А.Н. Сохор. М.: Знание, 1972.-148с.
163. Старков В.В. Диалог с аудиторией / В.В. Старков. Алма-Ата, Знание, 1 987.-15 с.
164. Стародубцева Т.Е. Психолого-педагогические условия развития креативности у будущих учителей музыки. Автореф. дис . на соиск. учен, степ. канд. пед. наук: (13.00.08) /Т.Е.Стародубцева.- Воронеж, 2001.— 22 с.
165. Сто великих композиторов: Справочник/ Автор-состав. Д.К. Самин.-М.: Вече, 2001.-624с.
166. Стотыка A.B. Творческая деятельность студентов музыкально-педагогического факультета в процессе их подготовки к эстетическомувоспитанию учащихся: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:(13.00.08) / Стотыка A.B. М., РАО. 1993. - 23с.
167. Тарасова JI.M. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дис. на соиск. учен степ, доктора пед. наук:( 13.00.08) / JI.M. Тарасова. М., 1997. - 52 с.
168. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Изб. труды / Б.М. Теплов. М.: Музыка, 1985. - 223 с.• 176. Терентьев H.A. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию/Н.А.Терентьев // Педагогика. 1992.-№ 1-2. — С. 66-74.
169. Туравец Н.Р. Региональный компонент музыкально-педагогического образования: методология, теория и практика: Монография/ Н.Р. Туравец. Краснодар, 1998. - 179 с.
170. Тюнников Ю.С. Культурологическая подготовка будущего учителя: системное проектирование процесса формирования у студентов культурологических умений/Ю.С. Тюнников, Ю.А. Юрченко. — Сочи: РИО СГУТиКД, 2001.- 140 с.
171. Ульянова JI.A. Психолого-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.08) / JI.A. Ульянова. Калуга, 2001. - 178 с.
172. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
173. Фридман Э.М. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы/ Э.М. Фридман. М., Владос, 2000. — 238с.
174. Халабузарь П. В. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие/ П.В.-Халабузарь, B.C. Попов. — Л.: Педагогика, 2000. — 224 с.
175. Халикова Г.А. Подготовка студентов музыкально-педагогического факультета к организации внеклассной музыкально-пропогандистской работы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. пед. наук:( 13.00.02 )/Г.А. Халикова. Ташкент, 1979.- 17с.
176. Хоруженко К. М. Культурология: Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 640 с.
177. Хусаинова Н.Ю. Целеполагание в педагогических процессах/ Н.Ю. Хусаинова. Казань, Изд-во КГУ, 1996. - 31 с.
178. Целковников Б.М. Подготовка будущих учителей к творческому отбору музыкального материала для школьного урока: Дис. на соиск. учен. степ. пед. наук:( 13.00.02 ) / Б.М. Целковников. М., 1988. -186 с.
179. Цукер А. М. Перспективы и формы / A.M. Цукер // Советская музыка. -1987. -№ 9. С. 65-70.
180. Цыпин Г.М. О чтении с листа в практической деятельности учителя музыки общеобразовательной школы/ Г.М.Цыпин // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16. -1987. - С. 65-74.
181. Чекарева С.Н. Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе. / С.Н.Чекарева. — М.: Пед. общество России, 1999.-237с.
182. Чунин О.В. О просветительской роли русских народных инструментов в школе / О.В. Чунин // Музыкальное образование в контексте культуры. Вып. 1.-М.: Музыка,1994.-С. 143-149.
183. Шабашов JT. В. Цели, содержание и проведение музыкальных праздников в школе / Л.В. Шабашов//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16. М.: Музыка, 1985. - С . 49-54.
184. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования. Автореферат дисс. на соиск. учен степ, доктора пед. наук:( 13.00.01) / Ю.В. Шаронин. Майкоп, 1999. - 38 с.
185. Шацкая В. Н. Революция искусство — дети. / В.Н. Шацкая. — М.: Молодая гвардия , 1988. — 176 с.
186. Шишкина C.B. Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:(13.00.08) / Ç.B. Шишкина. Саранск, 2001.-179 с.
187. Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с.
188. Шолкина И.Н. Теоретические основы процесс приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:(13.00.01/ И.Н. Шолкина.-М., 2001.- 179 с.
189. Шувалова Е.Е. Педагогические особенности развития музыкального образа у младших школьников в условиях взаимодействия искусств: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: ( 13.00.01) / Е.Е. Шувалова. -М., 1995. 16 с.
190. Щукина Г.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Г.Н. Щукина.-М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
191. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина/ Н.Е. Щуркова // Педагогика. 1993. - № 2. — С. 66-70.
192. Энциклопедический музыкальный словарь/Ред. К. А. Жабинский.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-289 с.
193. Эпштейн Е. Быть просветителем обязан! / Е.Эпштейн //Музыкальная жизнь. 1990.- № 8. - С. 8.
194. Эстетика. Словарь / Под. общ. ред. A.A. Беляева, Л.И. Новикова, В.И. Толстых. — М.: Политиздат, 1989. 447 с.
195. Юсфин А. Слышишь ли ты меня? / А. Юсфин // Советская музыка. 1986. - № 9. - С. 97-102.
196. Яворский Б.Л. Избранные труды. В 2-х т. Ред. Д.Д. Шостакович/ Б.Л. Яворский. — М.: Советский композитор, 1987. 366 с.
197. Яркина Л.В. Педагогические условия формирования эмоционального воздействия хормейстера в групповых занятиях. Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук :(13.00.01) / Л.В. Яркина. Липецк, 2001. - 18 с.
198. Аристархова Л. О чем и как говорит музыка//История музыки. -2002 Электрон. ресурс. (Рус.)- -http://www.nlib.ru/Musik/History.html.
199. Дергачев Е.В. Музыкальная культура петровской эпохи//История музыки. 2002 Электрон, ресурс. - (Рус.). — http://www.lseptember.ru/Musik.html
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.