Психологизм как методологический компонент журналистского творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Гришанина, Анастасия Николаевна

  • Гришанина, Анастасия Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 203
Гришанина, Анастасия Николаевна. Психологизм как методологический компонент журналистского творчества: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Санкт-Петербург. 2005. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гришанина, Анастасия Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОЛОГИЗМА.

1.1. Психологические модели и методы познания в журналистском творчестве.

1.2. Психологизм как эстетическая категория и образный ресурс.

1.3. Модификация методов познания в журналистике: новая концепция психологизма.

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОРТРЕТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

2.1. Нарратологические модели в изображении человека (на примере публикаций в журналах GEO, «Караван историй», «Вокруг света»).

2.2. Соотношение основных и вспомогательных текстовых средств в психологическом изображении человека. Проявление психологических шаблонов.

2.3. Подтекст и контекст как фоновые составляющие портрета.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологизм как методологический компонент журналистского творчества»

Актуальность исследования. Осмысление личности современника как носителя качеств, которые влияют на выбор жизненного пути, на процессы социализации и гуманизации, которые формируют неповторимость и уникальность индивида, всегда находится в сфере пристального внимания журналистики. Именно поэтому и творческие интенции журналистов чаще всего сосредоточены на выявлении того, что определяет судьбу человека—героя текста СМИ, его жизненные приоритеты и ценностные ориентиры.

К началу XXI века различными науками — антропологией, медициной, философией, этикой, педагогикой — накоплено огромное количество знаний о человеке, которые свидетельствуют о неисчерпаемости этого феномена. Сегодня изучение проблем, связанных с личностью человека, актуализируется еще и потому, что его социальная и соматическая природа рассматривается уже в ином контексте — в контексте процессов глобализации.

Действительно, современный человек оказался погруженным в сложную коммуникативную ситуацию в связи с глобализацией информации, интенсивным распространением мобильной связи, Интернета, с расширением и качественным обновлением мультимедийного пространства. Массовые коммуникационные процессы изменяют не только стиль жизни человека, но и его психотип.

Реагируя на эти изменения, журналисты в процессе познания современника обращаются к психологическому инструментарию, который помогает: а) разглядеть психическую организацию индивида и изменения в его психике под воздействием внешних обстоятельств и внутренних переживаний; б) уловить и сделать очевидным для читателей то, как обнаруживается и реализуется в конкретном человеке — герое журналистского текста — его психическая энергия, чем мотивируются его потребности; в) определить причины эмоционального дискомфорта личности, которые сопровождаются чувствами тревоги, страха и разного рода фобиями.

Знание биопсихосоциальной природы человека, понимание механизма её реализации позволяют пополнять творческие ресурсы журналистов при создании психологического портрета.

Психологический ракурс в портрете современника становится важным средством изображения человека в СМИ, поэтому категория психологизма рассматривается в диссертационном исследовании как одна из составляющих художественного метода изображения человека.

Категория «психологизм» наиболее разработана в филологии (литературоведении и лингвистике), философии и психологии, однако в журналистике остается практически не изученной. В данной работе эта категория рассматривается в системе общенаучных методов познания и отражения действительности1.

Степень разработанности темы. Теоретическую базу исследования составили классические работы по филологии Г. О. Винокура, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана2.

Особый интерес в процессе выдвижения рабочих гипотез и формировании концепции диссертации представляли работы философа Ж. Деррида, антропологов Р. Барта, Ж. Делеза, где журналистский текст анализируется в единстве сфер философии, литературоведения, социологии, истории, культурологии. Автор диссертации опирался также на исследования по теории текста и нарратологии ( М.Я. Дымарский,

1 Ивин А. А. Теория аргументации. М., 2000.

2 Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000; Винокур Г. О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М., 1990; Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.

Б. Я. Мисонжников и др.)»3 где текст изучается как вербальная знаковая система; к монографиям Н. Д. Арутюновой, В.И. Конькова, Д. Серля, С. И. Сметаниной, В. Н. Степанова, в которых текст анализируется как речевое действие в рамках прагматических ситуаций; а также к исследованиям А. А. Леонтьева, И. П. Лысаковой, определяющих текст как речевое поведение участников акта коммуникации.

Особенно важными в рамках выбранного аспекта анализа стали монографии А. В. Левидова, Ю. В. Рождественского, в которых исследуется феномен психологизма в текстах художественной литературы, а также труды по прикладной психологии Л. С. Выготского, А. И. Евлахова, К. Мюнстерберга, Я. А. Пономарева, Н. Хомского и других, касающиеся проблем психологического метода в творчестве. Кроме того, в исследовательских целях привлечены труды филологов по проблемам классификации художественных методов в литературоведении4.

Методологически важными для разработки темы оказались

3 Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб., 1999; Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001.

4 Потебня А. А. Мысль и язык. Харьков, 1892; Розанов М. Современное состояние вопроса о методах изучения литературных произведений. М., 1900; Евлахов А. 1) Введение в философию художественного творчества. Т. I. Варшава, 1910; 2) Введение в философию художественного творчества. Т. II. Методы ненаучные (этический и публицистический). Варшава, 1912; 3) Введение в философию художественного творчества. Т. III. Методы научные, нерациональные — филологический, сравнительный, исторический, . эстопсихологический, эволюционный, биографический. Ростов н/Д., 1917; Плотников И. П. Психологическая школа в языкознании. М., 1927; Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении. М., 1925; Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1925; Фохт У. О психологистах-сочетателях и о сочетаемости вообще. М., 1927. Кн. VI; Добрынин М. К. Против механистов и эклектиков. М., 1931; Осьмаков Н. В. Психологическое направление в русском литературоведении. М., 1985; Колобаева Л. Психологизм как метод художественной литературы // Вопросы литературы. 2002. №1-2; Журналистика: исследования — методология - практика / Под ред. Г. В. Жиркова. СПб., 2004; Смирнов В.Б. Журналистика и литература. Методологические и историко-литературные проблемы. Волгоград, 2005 и др. монографии специалистов в области общей психологии, психологии развития, дифференциальной психологии. Психологизму как творческой составляющей художественного метода уделено значительное внимание в исследованиях отечественной и зарубежной филологии. Ученые

B. фон Гумбольдт, И. П. Минаев, А. А. Потебня, X. Штейнталь занимались изучением проблем психологизма в языкознании. А. Дюркгейм, М. Хайддегер, К. Ясперс исследовали психологизм как метод психологического изображения и познания личности.

Автор диссертации опирается на идеи и общеметодологические положения теоретико-журналистских трудов В. В. Богуславской, Р. Г. Бухарцева, JI. Я. Гинзбург, В. М. Горохова, Г. В. Лазутиной,

C. Г. Корконосенко, Е. П. Прохорова, В. А. Сидорова. Для диссертанта оказались полезными книги В. И. Батова, JI. Р. Дускаевой, М. Н. Кима, Г. С. Мельник, В. Ф. Олешко, Г.Н. Петрова, Е. Е. Пронина, Л. Г. Свитич, М. В. Стюфляевой, В. В. Ученовой 5, в которых предметом научного анализа стали психологические компоненты познания действительности в публицистическом творчестве.

Методологическое значение для данной работы имели монографии, посвященные методу портретирования в литературе,

5 Батов В. И. Анализ и интерпретация личностного в тексте: Автореф. докт. дисс.культурологии. М., 2003; Дускаева JI. Р. Диалогичность современных газетных текстов в аспекте речевых жанров. Пермь, 2004; Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004; Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996; Олешко В. Ф. 1) Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002; 2) Моделирование в журналистике. М., 2003; Петров Г.Н. Средства массовой коммуникации и художественная культура: взаимодействие и синтез. СПб., 2003.Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2003. журналистике и психологии6.

Цель исследования — выявить наиболее оптимальные формы психологического изображения современного человека в журналистском творчестве, а также показать возможности экстраполяции понятия «психологизм» на журналистские тексты.

В ходе реализации поставленных целей решались следующие задачи: определение теоретико-методологических подходов к изучению проблемы психологизма в журналистском творчестве; описание генезиса, динамики, направления и способов психологического портретирования в журналистике, осмысление специфики действия концепции психологизма при создании портрета современника в текстах «глянцевых» журналов; систематизация инструментальных методов построения психологического портрета героя в современной журнальной периодике; выявление методом сравнительного анализа ассортимента творческих приемов при изображении человека с позиции предлагаемой концепции психологизма.

Объектом исследования являются: научная литература по психологическим проблемам журналистики; журналы: научно-популярный «Вокруг света» (2003-2004 гг.), общественный и литературно-художественный «Караван историй» (2002-2004 гг.), международный общественно-познавательный «GEO» (2003-2004 гг.); электронные версии и сайты указанных журналов. Эти издания имеют большой тираж, являются рейтинговыми, рассчитаны на массового читателя. Интерес именно к журнальной периодике обусловлен ростом ее рынка в России.

6 Беневоленская Т. А. Портрет современника (очерк в газете). М., 1983; Вершель В. П. 1) Рабочий: грани социального портрета. JL, 1991; 2) Тема рабочего класса в современной советской публицистике. JL, 1985; Ракитянский Н. М. Портретология власти». М., 2004 и др.

Хронологические рамки исследования определяются теми изменениями, которые произошли в СМИ при переходе к информационному рынку и появлении нового типа журнала. Для изучения журнальной публицистики были отобраны журналы за 2002-2005 гг. В этот период сформировались концепции данных изданий; «GEO» стал выходить не только на английском, но и на русском языке; открылась русская редакция этого издания в России. На информационном рынке журнальной продукции в начале XXI века появился иллюстрированный журнал «Караван историй». В журнале «Вокруг света», наряду с путевыми, появились портретные очерки и интервью-портреты, он изменил формат и стал «глянцевым». Избранные для анализа издания отражают общую тенденцию развития журнального рынка.

Предмет исследования — возможности психологизма как творческого (художественного) метода в познании и изображении человека в журналистском произведении; способы психологической оценки человека, применяемые журналистами в портретировании.

Методы исследования. В диссертационном исследовании применены: общенаучный7, сравнительно-психологический и структурно-функциональный методы. Интеграция научного знания является необходимым условием постижения сложных закономерностей журналистского творчества, поэтому в диссертации используется преимущественно филологические и психологические подходы, а также лингво-психологический метод исследования текстов, эффективный для анализа журналистских произведений.

Научная новизна данной диссертации заключается в исследовании психологизма как важнейшего компонента художественного

Данные методы входят в классификацию методов познания действительности и применимы к любому научному исследованию. См.: Энциклопедический словарь. Методы изучения действительности и классификация методов / Под ред. А. А. Ивина. М, 2004. С. 705. метода в творчестве современного журналиста; обнаружении его генетических источников; выявлении этимологии понятия «психологический портрет» и его аспектных дефиниций; в определении междисциплинарного характера психологического портрета, его функционального многообразия и объектов психологического портретирования в журналистике.

Диссертация является одной из первых работ в отечественной теории журналистики, в которой обозначен потенциал филологических и психологических теорий для построения психологических портретов в СМИ; предложен инструментарий психологического портретирования в журналистском творчестве. Важной особенностью данной работы является сочетание принципов текстологии с принципами психологии творчества.

Теоретическое и практическое значение работы. Результаты, полученные в ходе исследования темы, служат расширению теоретических представлений и аналитических возможностей в области филолого-психологических исследований, объясняющих феномены журналистики. Научное значение имеет выявленный теоретический потенциал и методологические основания психологического портретирования в творчестве журналиста. Разработка проблем психологизма создает основу для построения более содержательных, многомерных и творческих технологий изображения личности в журналистских произведениях.

Реализованный в исследовании подход создает основу для операционализации при создании психологических портретов в журнальной периодике. Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в деятельности журналистов-практиков, в учебном процессе на факультетах журналистики при изучении курса «Основы творческой деятельности журналиста», «Психология журналистики», «Теория и методика журналистского творчества».

Апробация темы. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге — «СМИ в современном мире» (2003-2004 гг.), «300 лет российской журналистке» (2002 г.), «Связи с общественностью: инновационный подход» (2004 г.), «Северо-Западные чтения» (2003-2004 гг.); в Челябинске — «Проблемы массовых коммуникаций» (2003 г.) и других регионах. Данные диссертации были использованы на лекциях, семинарских и практических занятий на факультете журналистики СПбГУ и в Санкт-Петербургской государственной академии сервиса и экономики.

По теме диссертации опубликовано 12 научных работ.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, Приложения, списка литературы (около 200 работ), содержит 203 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Гришанина, Анастасия Николаевна

Выводы. Психологизм как методологический компонент художественного метода изображения человека в творчестве журналиста подвержен изменениям. У него появляются новые тенденции, язык

189 Там же. С. 8.

190 Потапов В. От острова Колчака до дождевых лесов // GEO. 2004. №11. С. 4. развивается по законам общества и отражает все явления эпохи. Творческие шаблоны в журнальных публикациях имеют свою специфику и тяготеют к литературным жанрам. Применение лингвистических клише и штампов позволяют автору находить новые формы подачи произведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Активизация психологической мысли сыграла исключительную роль в изучении феномена человека и его презентации в средствах массовой информации. В современных журналистских произведениях отражается выбор жизненного пути, стратегия поведения, изменение жизненных ситуаций, стиль жизни человека, разные способы его взаимодействия с миром.

В начале XXI века СМИ получили большие возможности для влияния на общественную среду, общественное мнение и создания основ жизнедеятельности человеческого общества. Временное и пространственное развитие событий в мире, мировые информационные процессы и стремительная эволюция общественного сознания вынуждают журналистику переходить от «камерных» профессиональных исследований и наблюдений к более масштабным. Глобализм современной информации расширяет рамки журналистского творчества, а новейшие технологии заставляют исследовать творческие механизмы с позиции других наук.

Трудность и одновременно преимущество творческой деятельности журналиста состоит в одномоментности или прямой взаимосвязи духовного и практического начал. Психологизм как методологический компонент журналистского творчества позволяет создать условия, при которых между журналистом и читателем возникает процесс обратной связи, виртуальный или реальный диалог, способствующий взаимопониманию. Журналист, постигая психологические механизмы творчества, избегает ложного представления о восприятии читателя, слушателя, зрителя, приписывания собственного мировоззрения аудитории.

Анализ творчества авторов журнальных публикаций позволил автору данной работы сделать вывод о том, что психологизм приобретает новые черты. Свойства мультимедийности и клипповости общественного сознания свидетельствуют о появлении нового психотипа человека. Парадокс об «исчезновении» человека означает лишь исчезновение прежних, традиционных представлений о нем. Отсюда - новые черты, воссозданные журналистами в ходе портретирования. Объектом портретирования является сложный объект — личность с ее индивидуально-типологическими и объективными особенностями. Семантические структуры портретирования в этих журналах имеют повествовательный строй. Субъективное самосознание становится решающим фактором новой художественной реальности. Для изображения человека журналист использует нарратологические модели. Авторы портретных интервью, зарисовок, очерков, опубликованных в журналах «GEO» и «Вокруг света», «Караван историй» предлагают множество нарративных моделей (события, истории, презентации нарраций).

Обнаружено влияние социальных технологий на изготовление журналистского продукта. На линии «типичное — отличительное — уникальное» художник заостряет внимание больше на типичном. Ему интересен человек как представитель социума или представитель определенной профессиональной среды. У читателя же, как показывает наше исследование, повышен интерес к единичному, особенному, уникальному. В творчестве журналистов, избирающих портрет как форму представления человека, отчетливо видно влияние имиджмейкинга. Журналисты часто предлагают читателю в виде героя произведения не личность, а ее имитацию, фантом. Образ-представление создается с учетом схем, шаблонов, разработанных как элементы PR-технологии. Имидж складывается из таких компонентов, как лицо, биография, поступок, руководящая идея, элементы харизмы, присутствующие в прототипе. Это нивелирует портреты современников, лишает их индивидуальности и эмоциональной выразительности. Журналисты нарабатывают определенные «шаблоны» творчества, подходящие под формат издания («глянцевый» журнал).

Часто портреты, созданные журналистами, не обладают свойствами непременной достоверности. Поэтому при анализе творчества портретистов возникает необходимость вести изучение по линии соотношений:

• реальность - имитативность;

• истинность - ложность;

• документальность - художественность.

Один из важнейших факторов выбора объекта изображения и способа его презентации на страницах журналов — коммерческий. Необходимость создания того или иного психологического портрета вызвана либо прямым или косвенным заказом, либо целью достижения коммерческого успеха (продажа журнала, в котором публикуются портретные интервью, очерки, зарисовки о людях). В погоне за модной идеей, изысканным оформлением статьи, реализацией конъюнктурной темы, получением коммерческой прибыли авторы забывают об общих законах психологизма творчества.

В последнее время наблюдается тенденция к визуализации журналистских текстов. Данное исследование показало, то фотография и иллюстративный материал становится мощным дополнительным средством создания образа современника. В фотогении коннотативное сообщение заключается в самом образе, приукрашенном благодаря приемам освещения, экспозиции и печати. На страницах изучаемых журналов нередко представлены фотографии из семейных альбомов или мало известные документальные фотоматериалы, сопровождающие словесный портрет. Нынешние технологии позволяют рассматривать исторического человека с позиции современности, а сегодняшнему человеку дать возможность психологически ощутить себя в интерьере прошлой эпохи, «примерить» ее атрибуты), почувствовать преемственность и генетическую связь с историей (проект -фотосессия Е. Рождественской) в журнале «Караван истории». Реальное известное лицо ассоциируется у читателей с персонажем картины прошлого времени, особенности его постановочного костюма позволяют раскрыть визуально личностную направленность современника.

В тенденции наблюдается не возвеличивание, возвышение личности (будь то исторический персонаж или современный), а ее снижение, связанное с развенчанием сакральных ценностей и их утратой в ходе перестроечных общественных процессов. Снижение значимости личности часто достигается языковыми средствами - сарказмом, сатирой, цинизмом, с помощью которых изображается человек.

В качестве негативной тенденции можно назвать отсутствие в современных журнальных очерковых публикациях настоящего исследования журналистом таких феноменов, как душа, дух, духовность. Наблюдается отказ от показа глубинных функциональных механизмов психики человека. Для ряда авторов принцип антипсихологизма становится определяющим. Показ повседневных переживаний героя в таких произведениях не является обязательным, описывается лишь внешняя сторона психологического конфликта (внешнее изображение внутренних переживаний; внешняя мотивировка чувств и поступков).

Наблюдается парадокс: человек в современном мире становится сложнее, потому что с течением времени он больше познает, все больше оказывается втянутым в геополитические события, ему приходится следить не только за личностными изменениями, но и за окружающим миром. Усложняется и мир вокруг него. Жизнь обнажает феномен психологической неопределенности человека, его растерянности. Одновременно происходит «упрощение» массового человека на фоне общего распада традиционного изображения характера. Художественные тенденции в изображении современного человека показывают стремление журналистов к минимизации объема информации о внутреннем мире человека.

В новых концепциях психологизма закладывается принцип символико-стереотипического изображения. В современной публицистике утверждается хронотипический способ выявления психологии героя через его «внутреннее» время. Создается видимое разнообразие образов при отсутствии реального. Очерки, очерковые портреты, путевые заметки строятся по единому шаблону. Психологизм в его прежнем классическом выражении уходит в прошлое. Авторы ищут новые формы выражения и измерения Человека, а также новые формы познания действительности. Журналистика реагирует на это быстрее, чем другие общественные институты.

Вместе с тем, данное исследование показало, что психологизм в журналистике - важный компонент творческого (художественного) метода, позволяющий автору создавать эффективные произведения, сильные по своему воздействию; расширяет возможности журналистики в познании феномена человека и в его изображении. Психологизм проявляется в совокупности авторских приемов и операций познания психологии человека. Использование этого компонента на практике зависит от индивидуального творческого стиля журналиста и специфики инструментальных методов построения психологического портрета, использования репродуктивных и продуктивных приемов. Преимущество психологизма как метода осмысления личности в его соотнесенности с алгоритмами науки и одновременно с эстетическим принцип изображения характера, предполагающим использование системы художественных средств. Применение психологизма определяется целью познавательной или практической деятельности. Психологизм позволяет преодолевать аморфность форм; ярко показывать человека в жизненной ситуации, и в экстремальных условиях, и в состоянии повседневного ролевого социального конфликта, отражать переживания человека в его внутреннем и внешнем конфликте.

Познание современного мира и его отражение в «человеловековедческих» материалах требует от журналиста не просто накопления психологических знаний, но и ломки старых представлений, выхода за пределы привычного круга понятий о современном человеке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гришанина, Анастасия Николаевна, 2005 год

1. XXI век начинается: актуальные вопросы журналистики. Екатеринбург, 2002.

2. Аграновский А. Уроки мастерства. М., 1991.

3. Актуальные проблемы журналистики. Вып. 1. Вопросы функционирования печати и ее эффективности. М.,1981. j

4. Алешин Л. И. Защита информации и информационная безопасность. М.,1999.

5. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. j

6. Анфиногенов А. И. Психологическое портретирование неустановленного преступника. М., 2001.

7. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

8. Барт P. Camera lucida. М., 1997.

9. Барт Р. Фотошоки //Мифологии. М., 1996.

10. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

11. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью: Учеб. пособие. М., 1993.

12. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М. 1994.

13. Бердяев Н. А. Самопознание. Л., 1991.

14. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

15. Берн Э. Введение в психологию и психоанализ. СПб., 1991.

16. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1985.

17. Бехтерев М. П. О внушении. СПб., 1967.

18. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1996.

19. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.

20. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1988.

21. Борецкий P.A., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. Основы профессионального мастерства. М., 1990.

22. Бунин И. Окаянные дни // Собр. соч. Берлин, 1935.

23. Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М., 1985.

24. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности / Пер. с англ. С. Л. Лойко, Ф. Б Сарнова. М., 1990.

25. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

26. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. Ч. 1 СПб., 2002. Ч. 2. СПб, 2003.

27. ВершельВ. П. Рабочий: грани социального портрета. Л., 1991.

28. Виноградов В. Этюды о стиле Гоголя. М., 1924.

29. Винокур Г. Биография биографии: размышления о жанре. М., 1980.

30. Вознесенский А. Н. Классификация методов историко-литературной науки. Минск: «Працы Беларуск. Дзяржаун. Унтвэрс», 1925, № 6-7.

31. Волкова В. В., Газанжиев С. А., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала. М., 2003.

32. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

33. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1994.

34. Выготский Jl. С. Психология искусства. М., 1925.

35. Вышеславцев Б. П. Что я такое сам? К вопросу психологизма в литературоведении.М., 1996.

36. Гегель. Феноменология духа. СПб., 1992.

37. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М., 1970.

38. Горохов В. М. Основы журналистского творчества. М., 1989.

39. Горохов В. М. Газетно-журнальные жанры. М.,1993.

40. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.

41. Грачев Г. В., Ракитянский Н. М. Политическое консультирование. М., 1999.

42. Грилина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург, 1996.

43. Громова Л. П. История русской журналистики XVIII — XIX веков. СПб., 2003.

44. Деннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

45. Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996.

46. Добрынин М. К. Против механистов и эклектиков. М., 1931.

47. Евлахов А. Введение в философию художественного творчества. Т. III. Методы научные, нерациональные — филологический, сравнительный, исторический, эстопсихологический, эволюционный, биографический. Ростов н/Д., 1917.

48. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.

49. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 2003.

50. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX XX веков. М., 2001.

51. Засурский Я. Н. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001.

52. Зильберт Б. А. Социопсихолингвистическое исследование текстов ТВ, радио, газет. Саратов, 1980.

53. Ивашковская Т. В., Павлов В. А. Философия. Конспект лекций СПб., 2000.

54. Ивин А. А. Теория аргументации. М., 2000.

55. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

56. Искусство литературного портрета. М., 1976.

57. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 2000.

58. Кочетков В. В. Психология межкультурных отличий. Саратов, 1998.

59. Каппон Р. Как писать для Ассошиэйтед Пресс. М., 1993.

60. Ким М. Н., Мельник Г. С. Методы журналисткой деятельности. СПб., 2005.

61. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2002.

62. Ким М. Н. Журналистика: методология журналистского творчества. СПб., 2004.

63. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1989.

64. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров: Учебное пособие. СПб., 2004.

65. Корконосенко С. Г. Социология журналистики. М., 2004.

66. Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М.,1998.

67. Коул Н., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

68. Кочетков В. В. Психология межкультурных отличий. Саратов, 1998.

69. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему. Речевые и поведенческие стратегии журналиста. М., 1999.

70. Куликов В. И. Индивидный тест «Словесный портрет». Владивосток, 1988.

71. Культурная антропология: Учеб. пособие. М., 2000.

72. Левидов А. М. Автор-образ-читатель. Л., 1977.

73. Литературный портрет: его функция и типология. Баку, 1986.

74. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.

75. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

76. Лучинская Е. Н. Постмодернистский дискурс: семиотический и культурологический аспект интерпретации. Краснодар, 2002.

77. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1998.

78. Мануйлов М. А. Реклама. М., 1924.

79. Массовая культура XX века. М., 1996.

80. Машкин А. Очерки литературной методологии. Харьков, 1922. № 3.

81. Меликов В. В. Введение в текстологию традиционных культур. М, 1999.

82. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2002.

83. Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

84. Ментальность россиян / Под общ. ред. И. Г.Дубова. М., 1999.

85. Милехин А. В. Социологический мониторинг. М., 1999.

86. Мисонжников Б.Я., Юрков А. А. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. пособие. СПб., 2002.

87. Назлоян Г. М. Портретный метод в психотерапии. М., 2001.

88. Нечипоренко Ю. Нравственность информации: Новые технологии коммуникации и цензура. Москва. 1996. №11.

89. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.

90. Об искусстве портрета. М., 1975.

91. Олешко В. Ф. Социожурналистика: прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996.

92. Олешко • В.Ф. Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002.

93. Ортега-и-Гассет X. Эстетика: Философия культуры. М., 1991.

94. Основы информационной культуры: Учеб. пособие / Редколл. С. В. Смирнов (отв. ред.), Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников. СПб., 1998.

95. Основы творческой деятельности журналиста / Сост. С. Г. Корконосенко СПб., 2001.

96. Осьмаков Н. В. Психологическое направление в русском литературоведении. М., 1985.

97. Панарин А. Философия политики. М., 1996. С. 167.

98. Периодическая печать на пороге электронной эры: Материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (17-18 марта 1999 года, С.-Петербург) / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2000.

99. Петербургская школа PR: от теории к практике. Сб. науч. статей / Редколл.: Д. П. Гавра, А. Д. Кривоносое, М. А. Шишкина. СПб: СПбГУ, 2003.

100. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М, 1988.

101. Петров Г. Н. Средства массовой коммуникации и художественная культура: взаимодействие и синтез. СПб., 2003.

102. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия: проблемы журналистского мастерства и особенности творчества. СПб., 1999.

103. Плотников И. П. Психологическая школа в языкознании. М., 1927.

104. Пономарев Я. А. Психология творчества. СПб., 1997.

105. Потебня А. А. Мысль и язык. Харьков, 1892.

106. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. Киев, 2001.

107. Пресса России: проблемы и перспективы развития / Под ред. И. Д. Лаптева. М., 2002.

108. Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. М., 2001.

109. Проблемы общения в психологии / Отв. ред. Ломов Б.Ф. М., 1981.

110. Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. М., 1980.

111. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.

112. Просецкий П. А., Семиченко В. А. Психология творчества. М., 1989.

113. Прохоров Е П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

114. Психологизм как метод художественной литературы // Вопросы литературы. 2002. №№1-2.

115. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Отв. сек. Я. А. Пономарев. М., 1990.

116. Пую А. С. Журналистика Франции. Плюрализм и этатизм. СПб.: Роза мира, 2003.

117. Ракитянский Н. М. Портретология власти. М., 2004.

118. Рождественский Ю. В. Введение в общую филологию. М., 1979.

119. Розанов М. Современное состояние вопроса о методах изучения литературных произведений. М., 1900.

120. Рощин С. К. Психология и журналистика. М., 1989.

121. Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении, М., 1925.

122. Свенцицкий Л. Психология управления. Л., 1990.

123. Семенов Е.С. Искусство как межличностная коммуникация. СПб, 1995.

124. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. СПб., 2002.

125. Смирнов В.Б. Журналистика и литература. Методологические и историко-литературные проблемы. Волгоград, 2005.

126. Современная журналистика: тенденции развития, противоречия. Екатеринбург, 1994.

127. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1998.

128. Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1886-1887.

129. Старобинский Г. П. Самоучитель по рекламе. М., 1998.

130. Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

131. Таланов В. Л. Психологический портрет Владимира Путина. СПб, 2000.

132. Тепляшина А. Н. Сатирические жанры современной публицистики: Учеб. пособие. СПб., 2000.

133. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

134. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.

135. Узнадзе Д. П. Психологические исследования. М., 1966.

136. Флиер АЛ. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики // ОНС. 2000. № 2.

137. Фохт У. О психологистах-сочетателях и о сочетаемости вообще. М., 1927, кн. VI.

138. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

139. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.

140. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990.

141. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

142. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2001.

143. Хейзинга И. «Homo Ludens» человек играющий. М., 1994.

144. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1968.

145. Хьелл JL, Зиглер Д. Теория личности. СПб., 1997.

146. Чалдини И. И. Психология влияния. СПб., 2003.

147. Человек в мире художественной культуры. М., 1982.

148. Человеческий Фактор в языке: коммуникация, модальность, дейесис. М., 1992.

149. Чернецова Е. М. Искусство. Словарь-справочник. М., 2002.

150. Шеллинг. Философия искусства. М., 1976.

151. Шервашидзе В. В. Литература XX в.: Итоги и перспективы изучения. Мат-лы первых андреевских чтений. Сб. статей / Т. М. Пахсарьян. М., 2003.

152. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

153. Шкловский В. Потебня / Поэтика. М., 1919.

154. Щедровицкий Г. П. Методология игр в мыследеятельности. М., 1997.

155. Элидзе М. Избранные сочинения: Мифы о вечном возвращении: Образы и символы. Священное и мирское. М., 2000.

156. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. Практикум. М., Флинта; Наука, 2003.

157. Юнг К. Г. Архетип символ / Пер. с нем. М., 1992.

158. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1992.

159. Ярхо Б. И. Границы научного литературоведения. М., 1927. № 15-16.

160. Killenberg G.Pablic Affaira Reporting (Covering the News in the Information Age). New York, 1992.

161. Mencher M. News Reporting and Writing. Dubuque, Iowa, 1991.

162. Pflaum, Gunter H. Film in der BRD. Bonn, 1992.1. СЛОВАРИ

163. Большой толковый социологический словарь. М., 1999.

164. Большой электронный словарь //www.Slovar/Bigslovar/161 .html

165. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Изд. 2-е. Т. 3. Вольфа. М., 1988. Ч. 2.

166. Леонтьев А. А. Психологический словарь. М., 1996.

167. Литературный энциклопедический словарь. Направления и течения. М., 1987.

168. Философский словарь / Под. ред. А. А.Ивина. М., 2003.1. Щ'1. СТАТЬИ

169. Абрамов Ф. Будить в человеке человеческое // Литературное обозрение. 1988. № 6.

170. Большаков Ю. Процесс глобализации // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. / Под. ред. В. Ю. Большакова. СПб., 2000.

171. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Аномалии в тексте: проблемы интерпретации // Логический анализ языка: противоречивость и аномальность текста. М., 1990.

172. Воронова М. Портрет и биография: граничная сущность жанров // СМИ в современном мире / Под ред. В. И. Конькова. СПб., 2005.

173. Гайденко П. П. Герменевтика // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

174. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамка. М., 1999.

175. Земская Е. А. Клише новояза и цитации в языке постсоветского времени //Вопр. искусствознания 1996. № 1.

176. Золотусский И. Возвышающее слово // Литературное обозрение. 1988. № 12.

177. Иконникова С.Н. Историческая персонодлогия: социокультурный контекст // Философия культуры и культурология. Материалы круглых столов «Дни Петербургской философии». СПб., 2002.

178. Лазутина Г. Параметры журналистского текста // Журналист. 1997. №8.

179. Мельник Г. С. Проблема «Другого голоса» в культуре, философии и публицистике // Жанры в журналистском творчестве. СПб., 2004.

180. Мельник Г. С. Современная публицистика: смена приоритетов // Акценты: новое в массовой комуикации. 2002. № 2. (Воронеж)

181. Мельник И. К. Проблемы рефлексивного анализа в политической портретистике // Рефлексивные процессы и управление: Тезисы III Междунар. симпозиума 8-10 окт., г. Москва / Под ред. А. В. Брушинского и В. Е. Лепского. М., 2001.

182. Носов Н. В., Цыб А. В. Платонизм и литература // Аукцион: Литературно-философский сборник / Сост. и отв. ред. А. В. Цыб. СПб., 2004.

183. Поляков Л. В. В ожидании героя. Предвыборный триптих с эпилогом. Идеологический портрет. Психологический портрет // НГ. Сценарии. 2000. № 3 (48).

184. Попов М. Ю. Нравственная ресоциализация личности: феномен российской модернизации // Вестн. Моск. ун-та. Серия. Социология и политология. 2004. № 3. С. 20-35.

185. Сидоров В. А. Познание как сущность общественного бытия журналиста // Вестник Санкт-Петерб. ун-т. Сер. Обществознание. История. СПб., 2003. № 2. С.110-116.

186. Столяренко А. М., Черненилов В. И. Понятие, структура и приемы составления психологического портрета // Преподавание юридической психологии и ее практическое применение. Тарту, 1986. Ч. 2.

187. Сухих И. Додумывать до конца. К характеристике современной литературной ситуации // Литературное обозрение. 1988. №6.

188. Сыченков В. В. Интервью-портрет в системе современных публицистических жанров // Вестн. Моск. ун-та. Серия Журналистика. М., 2000. №2.1. Щ'

189. Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама // Новые подходы в издании газет. Воронеж, 2003.

190. Тульчинский Г. Л. Слово и дело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопр. философии. 1999. № 10.

191. Шаповал Е. С. Архаизация принципов журналистики в практике современных СМИ // 300 лет российской журналистике: Материалы научно-практической конференции 11 дек. 2002 г. СПб., 2003.

192. Шаповал С.А. Проблема отбора предметного содержания учебных задач // Русская словесность.2000. №3-4.

193. Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна // Звезда. 1999. №1.1. АВТОРЕФЕРАТЫ

194. Батов В. И. Анализ и интерпретация личностного в тексте: Автореф. докт. дисс. культурологии. М., 2003.

195. Щудря Н. М. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд. дис. филол. наук. Киев, 1985.1. ИСТОЧНИКИ

196. Бехтерева Н. П. Извилистый путь мысли // Аргументы и факты. 2004. №27.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.