Герой в современной газетно-журнальной периодике в контексте кризиса идентичности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Никитина, Ольга Александровна

  • Никитина, Ольга Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 196
Никитина, Ольга Александровна. Герой в современной газетно-журнальной периодике в контексте кризиса идентичности: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Санкт-Петербург. 2006. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Никитина, Ольга Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРАБОТКЕ

КАТЕГОРИИ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАУКЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ.

1.1. Историко-теоретические взгляды на проблему идентичности.

1.2. СМИ как институт социализации.

1.3. Возможности журналистики в преодолении кризиса идентичности.

Глава II. ГЕРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНОЙ

ПЕРИОДИКЕ.

2.1. Понятие героя в гуманитарных науках и журналистике.

2.2. Мифотворчество в создании образа героя.

2.3. Портрет героя в современных газетах и журналах: проблема соотношения установки автора и ожиданий читателя.

Глава III. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ И ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ

ОБРАЗА ГЕРОЯ.

3.1. Поиск героя в журналистском творчестве.

3.2. Портрет как форма воплощения характера героя в журналистских произведениях.

3.3. Образ героя в различных жанрах журналистики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Герой в современной газетно-журнальной периодике в контексте кризиса идентичности»

Актуальность исследования.

Состояние современного общества характеризуется учеными как кризис идентичности1, обусловленный рядом объективных причин: ^становление информационного общества и научно-технический прогресс способствуют не только порождению и распространению огромного количества информации, но и возникновению информационных шумов, которые дезориентируют людей в многообразном мире; 2) процессы глобализации затрудняют процесс формирования национальной идентичности; 3) секуляризация культуры и падение авторитета христианской веры влекут за собой крушение базовых сакральных ценностей, без которых человеку сложно приспособиться к внешнему миру.

Особую актуальность проблема кризиса идентичности приобретает в российских условиях. Прежде всего, это связано с кардинальным изменением общественного строя, в результате чего страна пошла по пути построения не только рыночной экономики, но и свободного демократического общества.

Экономические и политические изменения повлекли за собой перемены в социальной и духовной сферах жизнедеятельности людей. В результате резкого социального расслоения общества, изменения условий жизни большинства россиян, поставленных в ситуацию экономического выживания, а также кардинальной смены не только идеологических, но и духовных ценно-i стей, в обществе произошла смена приоритетов во всех областях деятельности. Все эти процессы нашли свое отражение в СМИ.

1 См.: Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д, 1999; Сикевич 3. В. Расколотое сознание. СПб., 1996; Кара-Мурза А. А. Кризис идентичности в современной России: возможности преодоления // Реформаторские идеи в социальном развитии России. М., 1998. С. 113-131; Тишунина Н. В. «Традиционная» и «интеграционная» культуры в контексте современных глобализационных процессов // Проблемы самоопределения современной культуры: глобальное, региональное, национальное в современных социокультурных процессах: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. Н. В. Тишуниной. СПб., 2004. С. 60-74; Федотова Н. Н. Кризис идентичности в условиях глобализации //http://courier.com.ru/homo/ho0603cont.htm: Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности //Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112-123 | и др.

В сложившейся социально-экономической и политической ситуации, когда люди ждали ответов на многие основополагающие вопросы, многие СМИ, сами оказавшись на грани выживания, начали конкурентную борьбу за аудиторию, расширение информационного рынка, за рекламодателя. Журналистика стала выполнять в основном информирующую и развлекательную функции, а такие функции, как просветительская и воспитательная, отошли на задний план. На этой волне особую популярность приобрела желтая пресса, ориентирующаяся на удовлетворение низменных потребностей аудитории.

Смена героев, пропаганда иных ценностей и идеалов на страницах современных газет и журналов явились следствием общественной трансформации. В то же время то, что читатели и зрители перестали воспринимать персонажей журналистских материалов как представителей своих референтных групп или образцы, достойные подражания, является одним из факторов утраты доверия аудитории к СМИ.

В настоящее время исследователи отмечают, что аудитория устала от журналистики катастроф и сенсаций, слухов и скандалов из жизни «звезд» и других VIP-персон. Сейчас та газета, которая не обратилась к «человеческому фактору», к «удивительному рядом», теряет читателей. Те же издания, которые вовремя почувствовали новые тенденции, выиграли и в тиражном, и в творческом аспектах1. Особенно это касается изданий, придерживающихся в своей деятельности гуманистической направленности.

Как известно, журналистика по своей природе призвана отражать те процессы и тенденции, которые наблюдаются в социуме. Одна из ведущих тенденций, нашедшая отражение в изданиях гуманистической направленности, касается преодоления кризиса национальной, религиозной и личностной идентичности.

1 Олешко В. Ф. «Последний герой» - кто он? // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. / Под ред. В. И. Конькова. СПб., 2003. С. 63.

Поэтому столь актуально для современной журналистики понимание феномена идентичности, ее структуры, генезиса, видов и условий становления. Данные проблемы имеют не только теоретическое, но и практическое значение как в плане достижения личной и социальной идентичности, личностного роста, самопознания и духовности, так и для реализации эвристических целей журналистского поиска в ситуации кризиса общественных систем, а также интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации1.

Одним из приоритетных направлений для ученых стало изучение проблемы национальной идентичности. Распад СССР привел к тому, что, с одной стороны, произошел кризис идентичности советского народа; с другой стороны, произошел подъем национального самосознания, обострилась борьба за национальное самоопределение, а проявления патриотизма стали зачастую восприниматься как проявления национализма. Проблемы национальной идентичности обострились и вследствие процесса глобализации, кол торый не снимает, а усугубляет их .

Большое значение в современном российском обществе имеют и вопросы религиозной идентичности. Россия является многонациональной страной, на ее территории существуют различные религиозные конфессии, доминирующей религией традиционно является православие. Следствием того, что в течение более чем 70 лет советской власти формировалось атеистическое сознание, стало затруднение многих граждан, испытывающих потребность исповедовать какую-либо религию, в частности, православную, отнести себя к какой-либо религиозной конфессии.

Сегодня на рынке российских СМИ появляются периодические издания, позиционирующие себя как православные, которые ставят перед собой цель помочь своей аудитории утвердиться в самоидентификации «Я право

1 Идентичность: Хрестоматия / Сост. JI. Б. Шнейдер. М.; Воронеж, 2003. С. 4.

2 Федотова Н. Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // http://courier.corri.ru /homo/ho0603cont.htm славный». Как правило, в таких изданиях, а также в некоторых других, без приукрашивания и идеализации создается образ русского человека, что способствует формированию положительной национальной идентичности. Данные издания могут быть отнесены к гуманистической журналистике1. Изучение и последующее использование опыта изданий, несущих гуманитарную миссию, представляется нам наиболее актуальным.

Степень разработанности темы. Понятия идентичности и героя являются ключевыми для нашего исследования. Обусловлено это тем, что мы рассматриваем портрет героя в современной газетно-журнальной периодике в условиях кризиса идентичности и возможности персонажей журналистских публикаций повлиять на обретение читателями идентичности. Отметим, что к проблеме идентичности ученые обращались с древнейших времен.

В философии под идентичностью понимается тождество личности, осознание ею единства сознания в разное время и в разных местах, сохранение единства деятельности в ходе изменения деятельности или поведения, что тесно связано с памятью. Данные вопросы рассматривали такие великие мыслители, как Аристотель, Д. Локк, Д. Юм, Р. Декарт, И. Кант, М. Хайдеггер, Э. Фромм и другие2.

В психологии феномен идентичности подробно исследовал американский психоаналитик Э. Эриксон, который в 60-е годы XX века ввел понятие идентичности в научный оборот. Под идентичностью Э. Эриксон понимал многоуровневое образование, которое состоит из осознания человеком собственной временной протяженности (индивидный уровень), ощущения собственной неповторимости (личностный уровень) и отражения внутренней

1 В данном случае под гуманистической журналистикой подразумевается такой вид журналистики, в задачи которого входит формирование высоконравственной личности, поддержание общественно-полезной деятельности, стремление разобраться в стоящих перед личностью и обществом проблемах. (См.: Вартанова Е. JI. Современная медиаструктура // Средства массовой информации постсоветской России: Учеб пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2002. С. 31.)

2 Аристотель. Категории. М., 1939; Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1985; Юм Д. О тождестве личности // О человеческой природе. СПб., 2001; Декарт Р. Размышления о первой философии//Соч.: В 2 т. Т. 1.М., 1989; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989 и др. солидарности человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами, помогающего процессу «Я»-категоризации. Также Э. Эриксон подробно исследовал формирование и кризис идентичности в юношеском возрасте1.

Большое значение для развития представлений об идентичности имеет учение 3. Фрейда. Фрейд использовал понятие социальной идентификации, понимая под ней эмоциональное уподобление с человеком или группой, происходящий на основе усвоения присущих им свойств, стандартов, ценностей, социальных установок и ролей2.

В социологии проблема идентичности восходит к символическому ин-теракционизму, данное направление разрабатывалось У. Джеймсом, Д. Мидом и Ч. Кули. Для социологов также предпочтителен термин «идентификация», которая рассматривается как важнейший механизм социализации личности, состоящей из принятия индивидом социальных ролей, усвоении социокультурных образцов и моделей поведения.

Начиная с 1970-х годов XX века, категория идентичности активно разрабатывается и в филологической науке. В 1977 году во Франции выходит коллективная монография «Идентичность» - результат работы семинара, посвященного данной проблеме и объединившего представителей различных областей знания от этнологии и лингвистики до литературной критики; позже подобная книга выходит в Германии3.

В последние годы появилось много работ, посвященных исследованию идентичности и кризиса идентичности. Анализу понятия «идентичность» посвящены работы М. В. Заковоротной, Е. Г. Турбиной, В. Хёсле, В. С. Малахова, С. А. Баклушинского и Е. П. Белинской, К. Крылова,

1 Эриксон Э. 1) Идентичность: юность и кризис. М., 1996, 2) Молодой Лютер. М., 1996; Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

2 Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Тбилиси, 1991.

3 Benois J.-M. (ed.). L'identite. Seminaire interdisciplinaire dirige par Levi-Strauss. P., 1977.

С. Б. Переслегина, И. С. Кона1.

В теории журналистики доминирует социологическое понятие идентичности как результата идентификации. Изучение роли СМИ в процессе социализации и, следовательно, формирования идентичности, присутствует в работах В. И. Кузина, Г. С. Мельник, А. М. Сосновской, Е. Е. Прониной, Н. Б. Кирилловой. Многие исследователи отмечают, что современные российские СМИ функционируют в условиях кризиса идентичности .

Однако очень мало внимания уделяется идентификации как механизму социализации, одним из главных агентов которой сегодня выступают СМИ.

Большую роль в формировании идентичности имеет значимый другой - человек, с которым можно идентифицироваться и таким образом усваивать принятые в обществе нормы и ценности. Значимым другим могут выступать герои журналистских материалов.

Образцом для подражания может стать герой — человек, совершающий подвиги во имя высшей цели, на благо общества. Данное понимание героя связано с эстетической категорией возвышенного, с архетипом культурного героя3. Таким предстает герой советской периодики, совершающий подвиги в годы Великой Отечественной войны, а затем в мирное время.

1 Заковоротная М. В. Указ. соч.; Турбина Е. Г. Персональная идентичность как социально-философская проблема: Автореф. докт. дис. Екатеринбург, 1996; Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 43-53; Баклушинский С. А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» П Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования / Под ред. В. С. Собкина. М., 1998. С. 64-85; Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978; Переслегин С. Б. О возможном подходе к понятию «идентичность» // http://okh.nm.ru/materials/black/PerIdent.htm и др.

2 Кузин В. И. 1) Психологическая культура журналиста: Учеб. пособие. СПб., 2004; 2) Социализация и самоидентификация в журналистике // Журналистика и социология. Россия, 90-егоды: Монография, сб. статей /Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2001. С. 86-107; Мельник Г. С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния: Дисс. докт. полит, наук. СПб., 1998; Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2003; Кириллова Н. Б. Ме-диасреда российской модернизации. М., 2005, Сосновская А. М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб., 2005.

3 Гегель Г. Ф. В. Закономерности исторического развития, роль личности в истории // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3. М., 1971. С. 361-364; Карлейль Т. Люди и герои //Там же. С. 657659; Средний Д. Д. Основные эстетические категории. М., 1974; Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 2000.

Созданию портрета современника на страницах газетно-журнальной периодики посвящены исследования В. П. Вершель, Л. Э. Варустина, В. Ф. Олешко и других ученых1.

Описанию современного культурного героя, спасающего мир — Супермена, посвящены монографии Ю. В. Шичаниной, М. Кравцовой, его описания встречаются в работах и других исследователей2.

Объектом исследования являются современные журналы гуманистической направленности, в которых особое внимание уделяется вопросам нравственности, изображению духовного мира человека: «Чудеса и приключения», «Град духовный», «Фома», а также ряд массовых газет, таких, как «Комсомольская правда», «Труд», «Аргументы и факты».

Данные издания были выбраны нами с целью сопоставительного анализа образов героев, представленных в изданиях с гуманистической направленностью, и персонажей массовой прессы.

Предметом исследования являются социальные и психологические характеристики героев журналистских публикаций, восприятие читателями героев публикаций, а также возможность их влияния на формирование идентичности личности читателей в условиях кризиса идентичности. Новизна данной работы заключается в том, что: - автором рассмотрены роль и значение гуманистической журналистики в социализации личности, в формировании идентичности, в воспитании духовности в современных социально-экономических условиях;

1 Вершель В. П. Тема рабочего класса в современной советской публицистике. Л., 1985; Варустин Л. Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. Л., 1987; Рабочий класс на страницах местной печати, в передачах телевидения, радио и кино: Материалы областной науч.-практ. конф. (1-2 февраля 1972 г., Свердловск). Свердловск, 1972; Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991; Олешко В. Ф. 1) «Последний герой» — кто он? // СМИ в современном мире. Петербургские чтения: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. / Под ред. В. И. Конькова. СПб., 2003. С. 62-64; 2) Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2002.

2 Шичанина Ю. В. Феномен иномерности в современной культуре. Ростов н/Д, 2004; Кравцова М. Илья Муромец против супермена. М., 2003; Капралов Г. А. Западный кинематограф - супермены и люди. М., 1987; Толокнова Ю. В. Мифомышление как код культуры XX века и «мифы массового сознания» // Проблемы самоопределения современной культуры: глобальное, региональное, национальное в современных социокультурных процессах. С. 96-119.

1 - выявлены возможности гуманистической журналистики в преодолении кризиса идентичности;

- впервые поднимается проблема идентичности героев публицистических произведений современникам в ракурсе преодоления кризиса идентичности;

- систематизированы основные средства создания и формы воплощения образа героя в гуманистической журналистике.

Цель исследования: систематизация методов и приемов создания портрета героя современной газетно-журнальной периодики и выявление его роли в формировании идентичности личности читателей.

Для достижения поставленной цели диссертант ставит перед собой следующие задачи:

- рассмотреть понятие идентичности и кризиса идентичности в современной науке и журналистике;

- выявить роль журналистики в формировании идентичности и пути t преодоления кризиса идентичности с помощью средств массовой информации, в частности, используя возможности гуманистической журналистики;

- рассмотреть понятие героя с точки зрения эстетической категории героического в гуманитарных науках и журналистике;

- выявить ожидания читателей относительно персонажей журналистских материалов; определить методы и приемы создания образа героя в различных жанрах журналистики.

Теоретико-методологическая база исследования.

Работа выполнена в рамках филологической науки и опирается на фундаментальные труды таких ученых, как Ю. М. Лотман, М.М.Бахтин,

Д. С. Лихачев, в частности, на работы данных ученых о человеке и создании образа героя, приемах портретизации1.

В основу нашей работы также легли труды по журналистике, посвященные функционированию СМИ в современном обществе, проблемам публицистического творчества, текстообразования .

Большое значение для настоящего исследования имеют новейшие ис

•5 следования в области жанрообразования .

Методы исследования. В ходе исследования применялся междисциплинарный подход, что обусловлено спецификой феномена идентичности, и, соответственно, методологический инструментарий гуманитарных наук: филологии, философии, социологии, психологии, культурологии, литературоведения, теории журналистики, имиджелогии.

Использовался системный подход, так как кризис идентичности предстает системным явлением, метод сравнительно-исторического анализа позволил рассмотреть данное явление в его развитии.

С целью составления портрета героя современной газетно-журнальной периодики и выявления установок журналистов и ожиданий читателей, автор применял методы конкретно-социологических исследований: контент-анализ, экспертное интервью, стандартизированное интервью.

1 Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998; Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2001; Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси //Избр. работы: В 3 т. Т. 3. Л., 1987.

2 ВарустинЛ. Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987; Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004; Корконосен-коС. Г. Основы теории журналистики: Учеб. пособие. СПб., 1995; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999; Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001; Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века). СПб., 2002; Стюфляева М. И. Человек в публицистике: Методы и приемы изображения и исследования. Воронеж, 1989; Юрков А. А. Этика журналистского творчества. СПб., 2003; Яковлев И. П. Современные теории массовых коммуникаций: Учеб. пособие. СПб., 2004.

3 Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004; Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров: Учеб. пособие. СПб., 2004; Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: Учеб. пособие. СПб., 2003; Жанры в журналистском творчестве: Материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (19 марта 2003 года, Санкт-Петербург) / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2004; Кривоносое А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб., 2001; УченоваВ. В., ШомоваС. А., Гринберг Т. Э., Конаныхин К. В. Реклама: палитра жанров. М., 2000.

Эмпирической базой исследования послужили ежедневные и еженедельные выпуски массовых газет: «Комсомольская правда», «Труд» за

2004 год, еженедельная массовая газета «Аргументы и факты» за первое полугодие 2005 года; ежемесячные специализированные - православные — журналы: «Фома», «Град духовный» за 2004 год и за первое полугодие

2005 года - и литературно-художественный журнал-альманах приключений, путешествий, научных гипотез и фантастики «Чудеса и приключения» за 2003-2004 годы, а также результаты проведенных диссертантом экспертного и стандартизированного интервью, законы РФ и корпоративные нормативные акты журналистского сообщества.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в том, что в нем обобщены методологические подходы и выявлены принципы гуманистической журналистики в изображении человека.

Результаты данного исследования будут полезны журналистам-практикам, а также могут быть использованы при разработке лекционных курсов «Основы творческой деятельности журналиста», «Теория и практика СМИ» для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика».

Положения, выносимые на защиту:

1. Влияние СМИ на сознание людей может проявиться как в усугублении кризиса идентичности, так и в его преодолении. Особое значение в преодолении такого кризиса принадлежит гуманистической журналистике, ориентированной на духовное самопознание и возрождение личности.

2. В настоящее время в журналистике наметилась тенденция в постановке проблемы формирования идентичности читателей с помощью персонажей журналистских произведений. Данный подход подразумевает поиск положительных героев, совершающих подвиги во имя спасения других людей и достойных быть образцом для подражания.

3. Эффективное воздействие на формирование идентичности читателей оказывают удачно выбранная журналистом жанровая форма и присущие ей выразительные средства. К таким жанрам можно отнести очерк, интервью, житейскую историю, в основе которых может лежать форма повествования от лица героя.

Апробация работы. Положения и результаты исследования были апробированы автором на научно-практических конференциях: «СМИ в современном мире. Молодые исследователи» (СПбГУ, 2002, 2003, 2004 годы), «СМИ в современном мире. Петербургские чтения» (СПбГУ, 2002, 2003, 2004 годы), межвузовских студенческих научных конференциях «Весна-2002», «Весна-2003» (Кировский филиал Московского гуманитарно-экономического института), научно-практических семинарах: «Журналистика и социология», «Периодическая печать в контексте современных коммуникативных процессов» (2004 год).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 224 источника, и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Никитина, Ольга Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной диссертационной работе рассмотрены проблемы создания портрета героя в современной газетно-журнальной периодике и его роль в формировании идентичности личности читателей, преодолении кризиса идентичности. В ходе предпринятого междисциплинарного исследования было проанализировано становление и развитие феномена идентичности; значение СМИ в формировании человеческой идентичности; выявлены возможности гуманистической журналистики в преодолении кризиса идентичности; рассмотрено понятие героя с позиции эстетической категории героического; определены методы и приемы создания образа героя в различных жанрах журналистики.

В результате изучения различных теоретических концепций автор приходит к выводу, что понятие человеческой идентичности включает в себя два аспекта. Личный аспект характеризуется представлением человека о своем «Я», чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности. Социальный аспект означает отождествление человеком самого себя с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой).

Большую роль в соотнесении индивидом себя с референтными (эталонными) группами, которые служат для индивида своеобразным стандартом, системой оценки себя и других в свете тех или иных коллективных норм и ценностных ориентаций, играют СМИ. В результате такой идентификации и формируется идентичность человека.

Ни одна из рассмотренных теорий как ограниченного, так и неограниченного влияния СМИ на сознание и поведение людей (теория магической пули, социального обучения, социального сравнения, культивации) не отрицает такое влияние. Вследствие этого сделан вывод, что образы героев журналистских произведений являются эффективным средством воздействия на аудиторию и могут, на наш взгляд, помочь читателям преодолеть кризис идентичности. Как показало исследование, читатели верят в возможности персонажей журналистских материалов быть образцом для подражания, повлиять на выбор человеком жизненного пути, переоценку ценностей, помочь преодолеть какой-либо кризис. Однако полученные результаты, возможно, заслуживают дальнейшего осмысления -в свете того, что в настоящее время уровень доверия населения к СМИ определяется социологами как очень низкий.

Особое значение в преодолении кризиса идентичности принадлежит гуманистической журналистике, ориентированной на духовное самопознание и возрождение личности. Диссертантом выявлены возможности гуманистической журналистики в преодолении кризиса идентичности, оздоровлении общества, распространении духовных ценностей. Ввиду коснувшегося и журналистики процесса дегуманизации современного общества, гуманистическая журналистика рассмотрена как самостоятельная категория, противопоставленная меркантильной и манипуляционной журналистике. В задачи гуманистической журналистики входит формирование высоконравственной личности, поддержание общественно-полезной деятельности, стремление вместе со своей аудиторией разобраться в стоящих перед обществом и личностью проблемах, найти средства и способы их решения.

Автором предложено относить к гуманистической журналистике и православные СМИ, подразумевая под гуманизмом гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям, вследствие того, что философские идеи гуманизма, на которые опирается гуманистическая журналистика, не тождественны христианским.

В качестве примеров реализации принципов гуманистической журналистики рассмотрены журналы «Чудеса и приключения», «Фома», «Град духовный», так как на страницах данных изданий поднимаются главным образом мировоззренческие вопросы, что способствует поиску человеком своего «Я», своего духовного пути. Герои публикаций изображаются без излишнего пафоса и вызывают скорее не восхищение, а уважение. Целью данных изданий является формирование и укрепление положительной национальной, а также религиозной, а именно православной идентичности.

Автором выявлена тенденция в постановке проблемы формирования идентичности читателей с помощью персонажей журналистских произведений. Данный подход подразумевает поиск и показ журналистами положительных героев, совершающих подвиги во имя спасения других людей и достойных быть образцом для подражания. В связи с этим на основе фундаментальных работ отечественных и зарубежных ученых диссертантом исследовано понятие героя с позиций эстетической и этической категории героического, означающей мужественные, требующие подвига и самоотверженности дела и поступки отдельной личности или народа во имя высоких ценностей. Автором сделан вывод, что такое понимание героя может быть использовано современной журналистикой в благоприятной реципиентной среде, представители которой, прежде всего молодые люди, нуждаются в формировании положительной национальной идентичности, что подтверждает анализ редакционной почты таких изданий, как «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты».

В то же время на основе проведенного стандартизированного интервью и контент-анализа опубликованных в прессе рейтингов выявлено, что на страницах сегодняшних печатных СМИ в качестве персонажей преобладают политики, «звезды» шоу-бизнеса, представители преступного мира, бизнесмены. Также выявлено, что практически во всех рейтингах упоминаются имена одних и тех же людей. Нельзя забывать, что преобладание в прессе таких персонажей является результатом ньюсмейкинговых технологий пиарменов.

Одним из распространенных приемов создания образа героя в тексте в настоящее время является обращение к мифу, мифологическому сознанию человека. Наиболее часто миф используется при создании имиджа политиков и «звезд» эстрады, однако автор полагает, что данный прием может эффективно использоваться и при создании положительных образов так называемых простых людей, не известных широкой публике, но заслуживающих внимания аудитории своим образом жизни и мировоззрением, людей, исповедующих вечные — нравственные — ценности.

Автор заключает, что в процессе поиска положительного героя журналисты наиболее часто прибегают к помощи читателей путем прямых обращений с просьбой рассказывать об интересных людях, живущих рядом с ними. Источником информации о настоящих героях, достойных быть примером для подражания, эталоном идентичности, может также стать выявление таких героев с помощью мероприятий, подобных награждению знаком гражданского мужества. В любом случае, в процессе поиска таких героев журналист должен руководствоваться прежде всего нравственными критериями.

Наиболее эффективное воздействие на формирование идентичности" личности читателей оказывают удачно выбранная журналистом жанровая форма и присущие ей выразительные средства. Выявлено, что наиболее удачной формой воплощения характера героя выступает также портрет, в публицистическом творчестве обозначающий не только описание внешности, но и внутреннего мира героя, раскрыть который журналисту помогает применение методов психологии.

К жанрам, способным оказать наиболыпе воздействие на формирование идентичности, относятся очерк, интервью, житейская история, особенно в тех случаях, когда в основе произведений, созданных в данных жанрах, лежит форма повествования от лица героя. Не случайно в исследованных диссертантом журналах «Фома» и «Град духовный» преобладают лирические очерки (исповеди героев) и интервью-монологи, в которых наиболее полно раскрывается характер, мировоззрение, жизненные установки персонажа.

Житейская история выступает как элемент текста, так и как самостоятельный жанр, с героями которой, такими же простыми людьми, читатели легко идентифицируют себя как с представителями своей референтной группы. К тому же в текстах массовой прессы данные группы никак не обозначены конкретно, что облегчает идентификацию.

Однако настораживает тот факт, что многие житейские истории в развлекательной прессе являются вымышленными, но тогда необходимо вести дискуссию о том, относить ли данные произведения, публикуемые в специально издаваемых журналах и газетах, к журналистике, в основе которой лежат документальные факты.

В целом, на основе предпринятого исследования, видимо, можно говорить о больших познавательных и воспитательных возможностях гуманистической журналистики, ориентированной на духовное развитие личности, на показ положительных героев, которые могли бы стать эталоном идентичности и, таким образом, способствовать преодолению кризиса идентичности в современном обществе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Никитина, Ольга Александровна, 2006 год

1. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение: Учебник. М., 1970.

2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

3. Аграновский А. А. Избранное: В 2 т. Т. 2. М., 1987.

4. Аристотель. Категории. М., 1939.

5. Бакина О. В. Теория и практика православной журналистики. Киров, 2002.

6. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарным наук. СПб., 2000.

7. Беневоленская Т. А. Портрет современника. Очерк в газете. М., 1983.

8. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

9. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

10. Варустин Л. Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987.

11. Введение в литературоведение: Учебник / Под ред. Г. Н. Поспелова. М., 1988.

12. Вершель В. П. Тема рабочего класса в современной советской публицистике. Л., 1985.

13. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и Public Relations. СПб., 1998.

14. Вниз по вертикали: Первая четырехлетка Путина глазами либералов: Сб. статей /Ред.-сост. А. Р. Курилкин, А. В. Трапкова. М., 2005.

15. Волкогонов Д. А. Феномен героизма: О героях и героическом. М., 1985.

16. Гадамер Г. Истина и метод. М., 1988.

17. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1979.18,1920,21,22,23,24

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.