Психологический анализ структуры музыкально-педагогических способностей (на примере студентов-педагогического факультета) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Цыгульская, Татьяна Федоровна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации Цыгульская, Татьяна Федоровна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1. Проблема способностей в советской психологии.
1.2. Теоретические аспекты исследования музыкальной одаренности.
1.3. Состояние проблемы педагогических способностей в литературе.
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ . 33V
2.1. Методы исследования музыкальных способностей. . 32*:'
2.2. Методы исследования педагогических способностей
2.3. Методики исследования личностных свойств
2.4. Методики исследования свойств нервной системы
2.5. Характеристика объекта исследования. Статистические методы обработки данных
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Музыкальная одаренность как компонент структуры профессионально важных качеств будущего учителя музыки.
3.2. Подструктура педагогических способностей будущего учителя музыки
3.3. Влияние особенностей структуры музыкально-педагогических способностей на профессиональную успешность и индивидуальный стиль деятельности студентов музыкально-педагогического факультета
3.4. О практических путях использования результатов исследования при отборе и обучении студентов музыкально-педагогического факультета.
ВЫВОДЫ.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности2003 год, кандидат педагогических наук Павлова, Елена Владимировна
Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки: на материале работы в концертмейстерском классе2009 год, кандидат педагогических наук Печерская, Александра Борисовна
Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки2006 год, кандидат педагогических наук Ломова, Лариса Алексеевна
Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки1986 год, доктор педагогических наук Арчажникова, Людмила Григорьевна
Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки1998 год, кандидат педагогических наук Егорова, Светлана Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологический анализ структуры музыкально-педагогических способностей (на примере студентов-педагогического факультета)»
3 В В Е Д Е Н И Е Формирование нового человека и всестороннее его развитие программная цель Коммунистической партии, одно из основных условий построения коммунистического общества. "Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, записано в Программе КПСС, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры, Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения" 3 с.117/. Программа коммунистического воспитания подрастающего поколения в качестве одной из первоочередных задач предусматривает совершенствование эстетического воспитания учащихся, в том числе и музыкального, как неотъемлемого компонента гармонического развития личности. Д.Б.Кабалевский говорил, что "главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность" /67, с.21/. Музыкально творческое развитие человека зависит от того, насколько полноценно начинается процесс музыкального воспитания в школе, осуществляемый учителями музыки. Учитель музыки центральная фигура в системе школьной музыкально-просветительской работы, чья профессиональная квалификация решает судьбу музыкального воспитания в школе. Он призван формировать у детей высокие художественные вкусы, разносторонние эстетические интересы. Педагог-музыкант должен быть хорошим специалистом в области хорового пения, уметь интонационно чисто петь и добиваться верной интонации от своих воспитанников, хорошо владеть игрой на инструменте, методикой преподавания предмета, быть музыкально высоко образованным. Успешное разрешение этих требований зависит от того, насколько учитель может организовать, заинтересовать, увлечь детский коллектив. Для этого ему надо обладать всеми качествами, необходимыми учителю вообще, и специальными музыкальными способностями. Школа нуждается в педагогах-музыкантах с широким кругом знаний и умений, разносторонне одаренных и подготовленных специалистах. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" подчеркивается, что "главное внимание высшей школы должно быть сосредоточено на всестороннем улучшении качества профессиональной подготовки и идейно-политического воспитания специалистов" 4 с.6/. Однако, уровень профессионального мастерства значительной части педагогов-музыкантов пока не полностью удовлетворяет требованиям современной школы, что во многом обусловлено качеством подготовки выпускников музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов. Практика показывает, что далеко не все выпускники этих факультетов выходят из стен вузов достаточно подготовленными к работе в школе. Одну из причин, на наш взгляд, следует искать в структуре и уровне развития способностей /профессионально важных качеств/студентов Знание и учет этих особенностей в учебно-воспитательной работе указывают пути дифференцированного подхода к студентам. Структура профессионально важных качеств должна включать в себя прежде всего музыкальные и педагогические способности. Проблема музыкальных способностей получила широкое освещение в литературе музыкальной, методической, психологической /21, 36, 76, 117, 152, 161, I7V» Большое внимание педагоги и психологи уделя5 ЮТ также педагогическим способностям /37, 48, 85, 137, 180/. Исследователи, как правило, указывают на важную роль природных предпосылок, задатков в развитии указанных способностей, в качестве которых в большинстве случаев называют типологические особенности высшей нервной деятельности /ВНД/. Наряду с этим экспериментальному изучению влияния свойств нервной системы на музыкальные и педагогические способности посвящено сравнительно мало работ, результаты которых во многом противоречивы /108, I7k; fO, I3S/, Исследователями проводится мысль о связи способностей С личностными свойствами, ибо способности являются частью структуры личности. Поэтому интерес представляет выяснение роли личностных свойств Б ансамбле профессионально важных качеств /ПБК/ учителя музыки. Вопросы, связанные с изучением структуры ПБК учителя музыки, музыкально-педагогических способностей относятся к числу малоисследованных. Вместе с тем, успешность профессиональной деятельности выпускников музыкально-педагогического факультета зависит от развития всей структуры их ПБК, включая музыкальные, педагогические способности, личностные и нейродинамические свойства. В соответствии с имеющимися представлениями о структуре психики, указанные свойства занимают в ней различное иерархическое положение /112, 139, 177/. Следовательно, в качестве основного методологического инструмента исследования оправданным будет применение системного подхода, ценность и необходимость которого для психологических исследований показана в ряде работ ведущих ученых /99, 139/. Указанный подход позволяет исследовать системные /интегральные/ качества, к числу которых относятся музыкально-педагогические способности. П р е д м е т о м исследования избрана структура музыкаль6 но-педагогических способностей /профессионально важных качеств/ будущих учителей музыки. Цель исследования состояла в том, чтобы путем изучения индивидуальных различий в профессионально важных качествах студентов музыкально-педагогического факультета обосновать психологическую структуру музыкально-педагогических способностей как одного из.факторов повышения эффективности профессионального отбора в пединституты, Нами была выдвинута гипотеза о том, что музыкальнопедагогические способности представляют собой специфическое интегральное качество, включающее в себя ряд специальных компонентов музыкальных и педагогических способностей и общих компонентов способностей, которые предстоит выяснить в ходе экспериментального исследования. Своеобразие структуры музыкально-педагогических способностей отражается на успешности профессиональной деятельности и индивидуальном стиле музыкально-педагогической деятельности студентов. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе решались следующие задачи: I/ провести теоретическое исследование проблемы музыкальных и педагогических способностей; 2/ на основании экспериментального изучения индивидуальных различий в профессионально важных качествах /ПВК/ студентов музыкально-педагогического факультета дать психологический анализ структуры музыкально-педагогических способностей будущих учителей музыки; 8/ выявить влияние структуры музыкально-педагогических способностей на профессиональную успешность и индивидуальный стиль музыкально-педагогической деятельности будущих учителей музы7 ки в зависимости от основных свойств нервной системы; V определить пути психологической диагностики компонентов структуры музыкально-педагогических способностей. Для решения поставленных задач мы сочли целесообразным исследовать: а/ музыкальные способности с помощью методов экспертных оценок педагогов по профилирующим музыкальным дисциплинам, экспериментальных методик для исследования музыкального слуха, наблюдения за деятельностью студентов при усвоении ими специальных дисциплин, бесед с педагогами по специальным дисциплинам; б/ педагогические способности с помощью экспериментальных бланковых методик /ОП, БН/, анкетного опросника /KOC-I/ для определения коммуникативных и организаторских способностей, экспериментальной методики аудиторского анализа для изучения перцептивных способностей, оценок студентов по педпрактике, наблюдение за деятельностью студентов во время педпрактики; в/ личностные свойства: психодинамические /свойства темперамента/ и характерологические с помощью личностного опросника 16 РР Р.Б.Кэттелла, нейродинамические с помощью аппаратурных методов для диагностики силы и лабильности н.с. по отношению к процессу возбуждения /"градиент силы" звуковой и световой варианты, КЧМ/. Все примененные методические приемы были подчинены основной цели исследования и взаимно дополняли друг друга. Научная новизна работы заключается в том, что с позиций системного анализа исследована структура музыкально-педагогических способностей будущих учителей музыки. Определено влияние индивидуальных различий в структуре музыкально-педагогических способностей на профессиональную успешность и индиви8 дуальный стиль музыкально-педагогической деятельности студентов. Обосновано положение о целесообразности применения дополнительных методов психологической диагностики музыкально-педагогических способностей студентов. Т е о р е т и ч е с к о е значение работы состоит Б том, что в ходе системного исследования выделены специальные музыкально-педагогические способности, отличающиеся по своей структуре от музыкальных и педагогических способностей, рассматриваемых в отдельности. На основании содержательного и статистического анализа выявлены взаимосвязи между отдельными профессионально важными качествами студентов, а также взаимосвязи между подструктурами музыкальной одаренности и педагогических способностей, в результате чего определена целостная структура музыкально-педагогических способностей и ее связь с профессиональной деятельностью, В диссертации выносятся на защиту следующие положения. 1. Структура музыкально-педагогических способностей включа- ет в себя две основные подструктуры музыкальную одаренность и педагогические способности. Ядро структуры состоит из музыкальности и исполнительских способностей, входящих в подструктуру музыкальной одаренности, а также перцептивных,коммуникативных и организаторских способностей, относящихся к подструктуре педагогических способностей. 2. Каждую из указанных способностей можно рассматривать как отдельный компонент в структуре музыкально-педагогических способностей, который в свою очередь имеет сложную иерархическую микроструктуру 3. Взаимосвязь между подструктурами музыкальной одаренности основные 9 и педагогических способностей осуществляется за счет их более общих компонентов, в качестве которых выступают особенности психических процессов, в частности, точность и скорость восприятия, общие для микроструктур музыкального слуха и перцептивных способностей, а также логическое и образное мышление, общие для микроструктур музыкального мышления, музыкального воображения и организаторских способностей, 4. Особенности структуры ПВК оказывают влияние на профессиональную успешность и индивидуальный стиль музыкально-педагогической деятельности будущих учителей музыки, П р а к т и ч е с к о е з н а ч е н и е заключается в использовании полученных результатов для разработки рекомендаций по отбору абитуриентов на музыкально-педагогические факультеты и психолого-педагогических рекомендаций для улучшения подготовки будущих учителей музыки в вузе с учетом их индивидуальных различий, По материалам исследования разработан спецкурс "Психология музыкально-педагогических способностей", который читается студентам музыкально-педагогического факультета Кировоградского пединститута им,А.С.Пушкина. А п р о б а ц и я работы. Результаты исследования обсуждены на Всесоюзном симпозиуме /Пермь, 1982/, на Всесоюзной конференции /Симферополь, 1983/, на республиканском семинаре-совещании /Одесса, 1980/, республиканских конференциях /Киев, 1980, I98I/, научных конференциях, проводимых в Кировоградском пединституте, изложены в лекциях, прочитанных на областных и городских семинарах учителей музыки и музыкальных школ Кировограда и области,
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Влияние профессиональной мотивации на развитие педагогических способностей у студентов-музыкантов1998 год, кандидат психологических наук Разовская, Ирина Наумовна
Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки2001 год, кандидат педагогических наук Шишкина, Светлана Владимировна
Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки2002 год, доктор педагогических наук Медведева, Ирина Александровна
Профессиональная подготовка учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников1999 год, кандидат педагогических наук Палагина, Татьяна Антониновна
Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки2003 год, кандидат педагогических наук Войтлева, Нафисет Адалгериевна
Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Цыгульская, Татьяна Федоровна
- 127 -ВЫВОДЫ
1. Описана структура музыкально-педагогических способностей будущих учителей музыки общеобразовательных школ, включающая: подструктуру музыкальной одаренности, в которую входят музыкальность, состоящая из музыкального слуха, музыкально-ритмической способности, эмоциональной отзывчивости на музыку /импрес-сивной эмоциональности/, музыкальной памяти, музыкального воображения и музыкального мышления; и исполнительские способности -артистичность /экспрессивная или исполнительская эмоциональность/, триада психомоторных способностей /дирижерские, "инструментальные", вокальные/; подструктуру педагогических способностей, состоящую из перцептивных, коммуникативных и организаторских способностей. В подструктурах музыкальной одаренности и педагогических способностей имеются общие компоненты - особенности восприятия /точность и скорость/ и особенности мышления /логическое и образное мышление/, выступающие в роли связующего звена между указанными подструктурами.
2. Особенности структуры музыкально-педагогических способностей влияют на успешность профессиональной деятельности будущих учителей музыки. Так, в группах "более успешных" структуры ПВК отличаются большей целостностью и большим количеством внутри-структурных связей между компонентами, чем в группе "менее успешных". Наибольшее влияние на профессиональную успешность оказывают те способности, которые занимают высокое иерархическое положение в структуре ПВК, что отражается в наибольших по величине коэффициентах корреляции между указанными параметрами.
3. Различия в структурах музыкально-педагогических способностей влияют на выбор индивидуального стиля деятельности. Показано, что для индивидов со слабой нервной системой характерны такие особенности, как большая чуткость и тонкость, устойчивость круга общения, мягкость в обращении /педагогические способности/, эмо-ционашьная отзывчивость, изящество, выбор программной и камерной музыки в репертуар, выразительная мимика /музыкальная одаренность/ "Сильным" присущи легкость установления контактов, непостоянство и широта круга общения, активность и решительность /педагогические способности/, мощь исполнения, приверженность к произведениям крупной формы, выразительность пантомимики /музыкальная одаренность/.
4. По результатам исследования разработан ряд психолого-педагогических рекомендаций для отбора, касающихся методов диагностики музыкально-педагогических способностей, и педагогических рекомендаций для оптимизации процесса обучения студентов музыкально-педагогического факультета с учетом особенностей структуры музыкально-педагогических способностей будущих учителей музыки, показанных главным образом на примере индивидуальных различий в свойствах личности студентов.
Список литературы диссертационного исследования Цыгульская, Татьяна Федоровна, 1983 год
1. Маркс К., Энгельс Ф. Критика гегелевской диалектики и гегелевской философии вообще. В кн.: Из ранних произведений. -М.: Госполитиздат, 1957, с.621-642.
2. Ленин В.И. Либеральный профессор о равенстве. Полн. собр. соч., т.24, с.361-364. 3. Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
3. Акимова М.Н. Формирование скоростных двигательных навыков в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности процесса возбуждения: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. -М.: 1971.
4. Ананьев Б.Р. О соотношении способностей и одаренности. В кн.: Проблемы способностей. - М.: АПН РСФСР,1962,с.15-32.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.
6. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. - 400 с.
7. Арчажникова Л.Г. Формирование музыкально-слуховых представлений как метод развития музыкального мышления учащихся. В кн.: Формирование музыкально-слуховых представлений.-Саратов; Изд-во Саратов, педин-та, 1973, вып.2, с.13-21.
8. Барабошкина А.В., Ляховицкая С.С., Фирсова Л.А. О методике приемных испытаний в детские музыкальные школы /к проблеме музыкальности/. В кн.: Проблемы способностей. - М.: АПН РСФСР, 1962, с.228.
9. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. - 288 с.
10. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика.-Л.: Музгиз, 196I. 60 с.
11. Беленькая Л.Я. Об условных рефлексах на время у музыкантов. ХУШ Международный психологический конгресс. Симпозиум 19.-М.: 1966, с.194-195.
12. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке. В кн.: Проблемы музыкального мышления.-М.: Музыка, 1974, с.303-370.
13. Беркман Т.JI. О подготовке учителей по пению в педагогическом училище. Методическое письмо. М.: Учпедгиз, 1954. - 68 с.
14. Беркман T.JI. Формирование музыкально-слуховых представлений. Известия АПН РСФСР, М.: 1959, вып.100, с.319-367.2Ву^Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г» Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. - 264 с.
15. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. 141 с.
16. Благонадекина Л.В. Психологический анализ слухового представления мелодии. В кн.: Ученые записки московского НИИ психологии. - М.: Изд-во НИИ психологии, 1940, с.151-196.
17. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. М. -Л.: Просвещение, 1964. - 104 с.
18. Блинова М.П. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки, - Л.: Музыка, 1967, вып.5, с.170-190.
19. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности ВНД. -Л.: Музыка, 1974. 144 с.
20. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970. - 135 с.
21. Борисова М.Н. Индивидуальные различия и типологические корреляты простых реакций. В кн.: Типологические особенности ВНД человека, т.1У. - М.: Просвещение, 1965, с.84-94.
22. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению: Автореф.дисс. канд.психол.наук. М.: 1975. - 23 с.
23. Брейтб.ург А. Значение физиологического учения академика
24. И.П.Павлова для музыкальной педагогики и музыкального исполнительства. В кн.: Вопросы музыкознания. - М.: Музгиз, 1954, ■вылЛ, с.108-149.
25. Брыль А.К. Формирование музыкальной памяти-как необходимого условия совершенствования певческой деятельности младших школьников: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М.: 1979.15 с.
26. V34. Бундыч Т.Е. К стандартизации методик исследования лабильности нервной системы. В кн.: Проблемы психологии индивидуальных различий. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1974, с.152-170.
27. Вейс П. Абсолютная и относительная сольмизация. В кн.: Вопросы методики воспитания слуха. - JI.: Музгиз, 1967, с.67-101.
28. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. - 415 с.
29. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 271 с.
30. Воробьева Т.А. Методика определения профпригодности у поступающих в педагогические вузы. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973, вып.I, с.80-92.
31. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя /учебное пособие/. Пермь: Изд-во Пермского педин-та, 1979. - 74 с.
32. Ганенко Д.М. Факторный анализ. Центроидный метод. Метод главных осей. В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии.-М.: Просвещение, 1969, т.У1, с.276-305.
33. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.: АН СССР, 1948. - 84 с.
34. Гарбузов Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. M.-JI.: Музгиз, 1951. - 64 с.
35. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух /Теоретические основы и мето-. дические принципы развития/. В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М.: Изд-во Московского педин-та им.В.И.Ленина, 1970, IP 399, с.3-131.
36. Гейнрихс И.П. Музыкальная память. В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. Ученые записки Московского педин-та им.В.И.Ленина. - М.: 1972, № 406, с.132-163.
37. Гиппенрейтер Ю.Б. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщение П. Экспериментальный анализ моторной основы процесса восприятия высоты звуков. Доклады АПН РСФСР. М.: 1958, Р I, с.47-50.
38. Голубева Э.А., Гусева Е.П. Свойства нервной системы как фактор продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания. -В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Просвещение, 1972, т.УП, с.176-193.
39. Гольдина С.А. Психолого-педагогические проблемы ориентации старшеклассников на профессию учителя: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Новосибирск: 1974. - 25 с.
40. Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. Под ред. М.В.Соколова. М.: АПН РСФСР, 1951. - 156 с.
41. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. -В кн.: Проблемы способностей.-М.:АПН РСФСР, I960,с.244-261.
42. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. - 272 с.
43. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.: Музыка, I9S 8. - 675 с.
44. Дорфман Л.Я. Исследование влияния музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики: Автореф. дисс. .канд. психол.наук, Л.: ЛГУ, 1981. - 15 с.
45. Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. -М.: Экономика, 1978. 133 с.
46. Елмакова В.К. О формировании некоторых профессиональных умений будущих педагогов. В кн.: Психофизиологические основы профессионального отбора. - Киев: 1973, с.45-46.
47. Ермолаева-Томина Л.В. Опыт экспериментального изучения творческих способностей. Вопросы психологии, 1977, й 4, с.74-84.
48. Зинченко П.И., Репкина Г.В. Основные вопросы оперативной памяти .-В кн.: Вопросы психологии. Киев: Радянська школа, 1964,с .59-60.
49. Знаков В.В. Функциональное единство мышления и оперативной памяти в деятельности.-В кн.: Психологическое исследование интеллектуальной деятельности. М.: Iffy, 1979, с.210-217.
50. Иванская Л.Н. О связи идентификации лица со способностями. -В кн.: Личность в системе коллективных отношений. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в Курске. М.: АПН СССР, 1980, с.101.
51. Изюмова С.А. Устойчивые характеристики асимметрии фаз ЭЭГ и их психофизиологические корреляты: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М.: 1972.
52. Изюмова С.А., Аминов Н.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы человека. Вопросы психологии, 1978, № 5, с.128-133.
53. Ильин Е.П. Изучение свойств нервной системы. Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1978. - 93 с.
54. Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей. В кн.: Психомоторика. - Л.: Изд-во Ленингр. гос. педин-та им.А.И.Гер-цена, 1976, с.4-22.
55. Кабалевский Д.Б. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе. В кн.: Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию /ИСМЕ/. - М.: Советский композитор, 1970, с.23-36.
56. Ипполитов Ф.В. Межанализаторные различия по параметру чувствительности-силы /возбуждения/ для зрения, слуха и кожных ощущений. В кн.: Типологические особенности ВИД человека.-М.: Просвещение, 1967, т.У, с.150-167.
57. Калининский Л.П. О связи некоторых способностей к усвоению литературы с общим и специальными факторами. В кн.: Экспериментальные исследования личности и темперамента. - Пермь: Изд-во Пермского гос. педин-та, 1971, с.101-139.
58. Каменский В.О певческих навыках в I и 2 классах. В кн.: Вопросы певческого воспитания. - Л.: Учпедгиз, 1959, с.31-52.
59. Катыгин Ю.А., Умнов В.П., Чунаев А.А. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками. В кн.: Психофизиология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979, с.46-49.
60. Кашин А.П. О.комплексном исследовании психофизиологических особенностей человека: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М.: АПН СССР, 1971. 29 с.
61. Клещов С. ш Волнение на эстраде и методы его устранения. -Советская музыка, 1936, № II, с.61-65.
62. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во
63. Казанского ун-та, 1976. 278 с.
64. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. -391 с.
65. Ковалев А.Г., Мясшцев В.Н. Психические особенности человека. Способности. Л.: Изд-во ЛГУ, I960, т.2. - 304 с.
66. Корнева Т.В. Восприятие эмоциональных характеристик речи в норме и при некоторых психических заболеваниях: Автореф. дис. .канд., психол. наук. Л.: 1978. - 22 с.
67. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.: Музыка, 1966. - 108 с.
68. Костюк Г.М. Способности и труд человека. Киев: 1950. - 43 с. /на украинском языке/.
69. Котляр Г.М. Исследование акустических средств выражения эмоционального состояния в вокальной речи: Автореф. дис. .канд. 'психол. наук. Л.: 1977.
70. Кременштейн Б.Д. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1966. - 220 с.
71. Крутецкий В.А. К вопросу о природе способностей. В кн.: Материалы конференции по проблеме способностей. - М.: 1970, с.3-6.
72. Крутецкий В.А, Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 255 с.
73. Крутецкий В.А. Проблемы формирования и развития способностей.-Вопросы психологии, 1972, № 2, с.3-14.
74. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. 98 с.
75. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. - 183 с.
76. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - Ы4 с.
77. V88. Кузьмина Н.В. Динамика формирования педагогических способностей. В кн.: Возрастная психология взрослых /теоретическая и прикладная/. Тезисы докладов к научной конференции. - Л.: Изд-во ЛГУ, .1971, с.27-33.
78. Лазурский А.Ф. Наука о характерах. Очерк. Пг.: 1918.91.. Левитов Н.Д. Методы изучения педагога в Америке. В кн.:
79. Вопросы изучения учителя. М.: Учпедгиз, 1935, с.151-216.
80. Левитов Н.Д. Личность советского учителя и формирование его авторитета. В кн.: Детская и педагогическая психология.
81. М.: Учпедгиз, I960, с.407-427.
82. Левитов Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей. В кн.: Проблемы способностей. - М.: АПН РСФСР, 1962, с.32-47.
83. Левитов Н.Д. Проблема компенсации в психологии. В кн.: Способности и интересы. - М.: АПН РСФСР, 1962, с.197-231.
84. Левитов Н.Д. Аналитический и синтетический подход к изучению способностей. В кн.: Материалы конференции по проблеме способностей. - М.: 1970, с.9-12.
85. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. Вопросы психологии, I960, № I, с.7-17.
86. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 575. с.
87. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. Вопросы психологии, 1975, № 2, с. 31-45.
88. Мазель Л.А. О мелодии. М.: Музгиз, 1952. - 300 с.
89. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализы музыкальных произведений. Элементы музыки и. методики анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. - 752 с.
90. Майкапар С. Музыкальный слух. Пг.: типография "Якорь",1915.
91. Малков Н.Е. Проявление индивидуально-типологических различий динамики нервных процессов в умственных способностях. В кн.: Вопросы психологии. - Киев: Радянська школа, 1964, с.94-95. /на украинском языке/.
92. Манёров В.Х. Исследование речевого сигнала для определения эмоционального состояния человека: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1975. - 20 с.
93. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966. - 220 с.
94. Масленкова Л. Воспитание вокалиста в классе сольфеджио.
95. В кн.: Вопросы методики воспитания слуха. Л.: Музгиз,1967, с.43-57.
96. Маствилискер Э.И. Психологическая обусловленность форм реагирования и способов действия у детей старшего школьного возраста. В кн.: Типологические исследования по психологии личности. - Пермь: 1967, вып.4, с.136-176.
97. Медянников А.И. Особенности развития звуковысотного и ритмического слуха первоклассников различных типологических групп.-Дис. .канд. пед. наук. -М.: 1974.
98. Мерлин B.C. Очерк теории темп ерш-лента. М.: Просвещение, 1973. - 292 с.
99. Мерлин B.C. Некоторые нервно-физиологические основы специальных способностей в трудовой и учебной деятельности. В кн.: Конференция по проблеме способностей. - Л.:I960,с.14-16.
100. Мерлин B.C. Равноценность свойств общего типа нервной системы и процессы компенсации. В кн.: Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: Педагогика, 1977, с.124-131.
101. Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека. Психологический журнал, 1980, }£ I, с.58-71.
102. Мясшцев В.Н. О связи склонностей и способностей. В кн.: Склонности и способности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1962, с.3-14.
103. Hay?,юнко С.И. Формирование музыкальности у младших школьников: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Киев: 1980. - 26 с.
104. Небылицын В.Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. В кн.: Типологические особенности ВНД человека. - М.: АПН РСФСР, 1959, т.П, с.48-82.
105. Небылицын В.Д. Время реакции и сила нервной системы.- Доклады АПН РСФСР, I960, Р 4 /сообщение I/, с.93-108, Р 5 /сообщение 2/, с.71-75.
106. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. -М.: Просвещение, 1966. 383 с.
107. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М .: Наука, 1976.- - 336 с.
108. Нежинский P.M. К вопросу об определении структуры дирижерских способностей.- В кн.: Обучение дирижированию и оркестровое исполнительство.- М.: Изд-во ин-та им.Гнесиных,вып.42,с.48-70.
109. Николенко Д.Ф., Скрипченко А.В. К вопросу об отборе студентов в педвузы. В кн.: Психофизиологические основы профотбора. - Киев: 1973, с.106-108.
110. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. JI.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 151 с.
111. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений. Психологический журнал, 1982, № 2, с.147-151.
112. Овчинникова О.В. Анализ системного строения восприятия. Сооб. IX. Опыт замещения моторного звена в системе звуковысотного слуха. Доклады АПН РСФСР, I960, № 3, с. 79-85.
113. Олъшанникова А.Е. Показатели утомляющей деятельности и сила нервной системы по отношению к процессу возбуждения. В кн.: Типологические особенности ВНД человека. - М.: Просвещение, 1967, т.У, с. 124-132.
114. Олыданникова А.Е., Александрова Н.И. О надежности показателей двигательной реакции. В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. - М.: Просвещение, 1969, т.У1,с.253-265.
115. Орлов Г. Психологические механизмы музыкального восприятия.-В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музгиз, 1963, вып. 2, с. 181-215.
116. Островский А.Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. Л.: Музгиз, 1952., - 304 с.
117. Островский А.Л. О преодолении инерции при восприятии и интонировании современной музыки. В кн.: Вопросы методики воспитания слуха. - Л.: Музгиз, 1967, с.5-27.
118. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД /поведения/ животных. М.: Медгиз, 1951. - 391 с.
119. Палей И.М., Пенская А.В. Роль некоторых фенотипическихсвойств в ограничении проявления общего типа. В кн.: Доклады на совещании по психологии личности. - М.: АПН РСФСР, 1956., с. 76-79.
120. Петрова Н.И. Некоторые особенности индивидуального стиля учителя на уроке: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л.: 1970. - 20 с.
121. Петровский А.В. Способности и труд. М.: Знание,1966. - 80 с.
122. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.- 216с.
123. Проблемы музыкального мышления. М.: Музгиз, 1974. - 336. с.
124. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя. М.: АПН РСФСР, 1956. - 480 с.l42. Профконсультационная работа со старшеклассниками. Киев: Радянська школа, 1980. - 160 с.
125. Психологический словарь.- Киев: Вища школа, 1982. 107 с.
126. Психологические и психофизиологические особенности студентов.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1977. 281 с.
127. Рамуль К.А. Введение в методы экспериментальной психологии. -Тарту: Госуниверситет, 1963. 329 с.
128. Россолимо Г.И. К физиологии музыкального таланта. М.: 1893. -27 с.
129. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
130. Русалов В.М., Котов Л.Н. К вопросу о нейрофизиологическом содержании свойства лабильности нервной системы. Вопросы психологии, 1980, $2, с. 150-154.
131. Сазонтьев Б.А. Модель равноценной одаренности людей. В кн.: Материалы конференции по проблеме способностей.-М.:1970,с.7-8.
132. Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании. М.: Соцэкгиз, 1962. - 275 с.
133. Сегалин Г.В. Нервно-психическая установка музыкально-одаренного человека. Свердловск: Уралоблрабис, 1927 - 84 с.
134. Серединская В.А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М.: Музгиз, 1962. - 92 с.
135. Синявский В.В. Методика измерения уровня развития коммуникативных. и организаторских склонностей учащихся. В кн.: Тезисы научных сообщений советских психологов к ХХП Международному психологическому конгрессу. - М.: АН СССР, 1981, с. 34-35.
136. Спирин Л.Ф. Профессиограмма как модель личности будущегопедагога. В кн.: Пути совершенствования системы профессионально-педагогической направленности.- Саратов: 1977, вып.5,с.55-65.
137. Страхов И.В. Психологический анализ уроков пения в школе. В кн.: Вопросы музыкального воспитания. - Саратов: Изд-во Саратовского педин-та, 1971, вып. 3, с. 3-10.
138. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. -Саратов: Изд-во Саратовского педин-та, 1972. 72 с.
139. Тарасова К.В. Генезис некоторых компонентов структуры чувства ритма. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М.: 1971, вып. 2, с.40-43.
140. Теплов Б.М. Способности и одаренность. В кн.: Психология. -М.: Учпедгиз, 1948, с. 408-427.
141. Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений. Вопросы психологии, 1957,5, с. 108-130.- 144
142. Теплов Б.М. Некоторые итоги изучения силы нервной системы человека. В кн.: Типологические особенности ВНД человека.-М.: АПН РСФСР, 1959, т.П, с.П-21.
143. Теплов Б.М.Проблемы индивидуальных различий.-М.:АПН РСФСР, 196I, 536 с.
144. Теплов Б.М. Музыкальная память. В кн.: Педагогическая энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1965, т.П, с.886.
145. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий.-Вопросы психологии, 1963, № 5, с.38-47.
146. Токина Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества.- Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1972. 33с.
147. Торичная С.И. Понимание преподавателем музыкальных способностей студента в процессе индивидуального обучения. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. - Л.: 1980. - 17 с.
148. Уткина Н.С. Типологические различия влияния педагогической оценки на некоторые свойства внимания. В кн.: Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда? Пермь: Изд-во Пермского педин-та, 1964, с.113-149.
149. Урбах В.Ю. Биометрические методы. М.: Наука,1964. - 415 с.
150. Ф. ван До. Психологический анализ некоторых сторон педагогических способностей: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М.: 1973. - 15 с.
151. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М.: Советский композитор, 1973. - 158 с.
152. Фейс 0. Генеалогия и психология музыкантов.-М.: I9II. -77 с.
153. V 171. Фрейндлинг Г. Слуховой самоконтроль и методика сольфеджирования. В кн.: Вопросы методики воспитания слуха.- Л.:Музгиз, 1967, с.28-42.
154. Харман Г. Современный факторный анализ.-М.: Статистика,1972.-486 с.- 145
155. Цагарелли Ю.А. Объективные методы измерения уровня эмоциональности. -В кн.: Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1977, с.156-162.
156. Цагарелли Ю.А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: Дис. .канд.психол. наук.-Л.: 1981.
157. Цагарелли Ю.А. Исследование некоторых индивидуальных особенностей студентов в процессе воспитания музыканта.- В кн.:Вопросы профессионального воспитания баяниста. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1980, вып.48, с.4-20.
158. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано.- М.: Изд-во МГПИ им.Ленина, 1975. 706с.
159. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль Изд-во Яросл. ун-та, 1979. - 91 с.
160. V 178. Шарабуров В.И. Методы проверок общемузыкального развития будущего учителя в процессе обучения игре на баяне.-В кн.: Музыкальное воспитание школьников и профессиональная подготовка учителя музыки.- Пермь: Изд-во Пермского педин-та,1978, с.24-32.
161. Юсим Е.Д. Индивидуальные различия в моторной памяти и свойства нервной системы: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. -М.: 1975. 23 с.
162. J 182. Ящишин О.Е. Экспериментальная методика диагностирования уровня развития оперативной памяти старшеклассников, В кн.: Проблемы психологической диагностики развития школьников. -Ереван: Яуис, 1980, с.305-314.
163. Hattwick M.S., Williams H.M. The Measurement of Musical Development II. Iowa, 1932, vol. XI, N 2.
164. Karma K. The Ability to Structure Acoustic Material as a Measure of Musical Aptitude.- 3« Theoretical Refinements. Researc. Bulletin. Institute of Education.- Helsinki, 1976,vol.47.
165. Karma K. The Ability to structure Acoustic Material as a Measure of Musical Aptitude.- 4. Experience with Modifications of the Acoustic Structuring Test.- Research Bulletin. Institute of Education.- Helsinki, 1978, N 51• 51 p.
166. Lundin R. The Development & Validation of a Set of Musical Ability Tests. Washington. The American Psychological Asso-ciasion, 1949, vol. 63, H 10. - '20 p.
167. Micaelis J.U. The Prediction of Success in Student Teaching from Personality & Attitude Inventories. Univ. of California publications in Education, 1954, vol.11, N6. - 66 p.
168. Seachore C.E. The Psychology of Musical Talent. Iowa, Silver, Burdet & Company, 1919. - 297 p.
169. Sopchak A.L. Individual Differences in Responses to Different Types of Music, in Relation to Sex, Mood & Other Variables. -Washington, American Psychological Association, 1955, vol.91, IT 11. 20 p.
170. Stanton H.M. Measurement of Musical Talent. Iov/a city, The University Press, 1935» - 140 p.
171. Wing H. Test of Musical Ability & Appressiation. Cambridge, University press, 1968. - 98 p.- 147
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.