Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, доктор педагогических наук Медведева, Ирина Александровна

  • Медведева, Ирина Александровна
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 327
Медведева, Ирина Александровна. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки: дис. доктор педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2002. 327 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Медведева, Ирина Александровна

введение.

Глава I. Научные предпосылки исследования

1.1. Исторический анализ основных взглядов на проблему мышления в отечественной и зарубежной психологии.

1.2. Процессуальный и личностный аспекты мышления.

1.3. Природа и сущность художественного мышления.

1.4. Художественный образ и механизм его становления.

Глава II. Психолого-педагогические особенности формирования художественного мышления в процессе профессиональной деятельности и подготовки учителя музыки

2.1. Интонационная природа музыкального мышления.

2.3. Профессиональная направленность художественного мышления учителя музыки.

2.3. Активизация художественного мышления будущего учителя музыки.

Глава III. Условия повышения эффективности формирования художественного мышления учителя музыки.

3.1. Анализ процесса обучения на музыкально-педагогическом факультете в аспекте формирования художественного мышления студентов на современном этапе.

3.2. Принципы и организация опытно-экспериментальной работы по формированию художественного мышления студентов.

3.3. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию художественного мышления студентов и динамика его развития.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки»

Актуальность исследования. Стратегическая цель учебно-воспитательного процесса современной высшей школы заключается в формировании полноценной творческой личности, способной приумножить накопленные предыдущими поколениями духовные ценности, создавая культуру XXI века. В этих условиях особое значение приобретает совершенствование качества подготовки учительских кадров, для того, чтобы школа как социальный институт могла оказывать решающее воздействие на развитие общества. Произошедшие в России преобразования в идеологической, социально-экономической и духовной сфере обусловливают необходимость нового подхода к оценке профессионального уровня подготовки школьных педагогов. Он предусматривает развитие у учителя творческого мышления, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, что, в свою очередь, служит признаками высокого профессионального мастерства.

За последние годы активизировалось решение проблемы совершенствования подготовки учителя музыки. Подтверждением тому можно считать диссертации не только кандидатского, но и докторского уровня, посвященные как формированию личностных и профессиональных качеств учителя музыки, так и обоснованию различных методик его подготовки (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, И.Н.Немыкина, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин, В.Л.Яконюк и др.). Анализ научной литературы свидетельствует, что проблема формирования и развития художественного мышления не нашла достаточного решения в научных исследованиях. В том числе художественное мышление рассматривается как категория, характеризующая деятельность создателя художественных ценностей, произведений искусства (композитора, художника и т.д.). Являясь познавательным процессом, художественное мышление выступает необходимой предпосылкой всякой другой психической деятельности музыканта, поскольку эта психическая деятельность есть его свернутый и переработанный результат (Я.А.Пономарев). Оно предполагает такие формы интеллектуальной деятельности (процессы художественного восприятия, осмысления, оценки и т.д.), на которые музыкант должен опираться в решении новых сложных задач. Сказанное в полной мере касается учителя музыки, деятельность которого, будучи творческой, в каком-то смысле сродни деятельности композитора или художника. Именно художественное мышление стимулирует дальнейший рост творческого потенциала личности учителя музыки; в силу сочетания интеллектуального и чувственного начал оно служит основой для формирования системы профессиональных качеств (восприятие, память, речь, коммуникабельность, эмоциональность и т.д.) будущего педагога.

Однако в музыкальной педагогике роль художественного мышления чаще рассматривают в рамках музыкального мышления, характеризующего лишь одну из сторон профессиональной деятельности учителя музыки. Как показывает анализ опыта музыкально-педагогических факультетов вузов Саратова, Волгограда, Костромы, Екатеринбурга и др., в частности, проведенное нами обширное анкетирование, существует ряд причин, препятствующих полноценному формированию художественного мышления у будущих учителей-музыкантов: часто в обучении не учитывается специфика дальнейшей профессиональной деятельности студентов; в недостаточной мере осуществляется взаимодействие теории и практики в процессе вузовской подготовки; не всегда используется включение студентов в различные виды деятельности для мобилизации их творческого потенциала; слабо реализуется дифференцированный подход к студентам разного уровня подготовленности. Исходя из этого можно утверждать, что еще не до конца определено значение художественного мышления для педагогической деятельности учителя, его роль как значимого качества личности в системе профессиональной подготовки студентов-музыкантов, не решена также проблема его формирования и развития.

Вышесказанное позволяет определить проблему исследования. Она состоит в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать пути преодоления имеющегося в настоящее время противоречия между возрастающими требованиями к качеству профессиональной подготовки учителя на музыкально-педагогических факультетах педвузов и недостаточным вниманием к процессу формирования важнейшего для учителя музыки профессионального качества - художественного мышления.

В соответствии с проблемой формулируется цель исследования: научное обоснование концепции профессионального художественного мышления учителя музыки, разработка и экспериментальная проверка методики его формирования как профессионально-значимого качества.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на музыкально-педагогическом факультете.

Предмет исследования: процесс формирования художественного мышления будущего учителя музыки в ходе его профессиональной подготовки.

В соответствии с указанными целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать пути изучения мышления как психологической категории, выявить содержание понятия «художественное мышление» с позиций философии, психологии, музыкознания.

2. Раскрыть сущность и структуру профессионального художественного мышления учителя музыки.

3. Установить реально существующие в учебно-воспитательном процессе вуза причины, сдерживающие процесс формирования профессионального художественного мышления будущих учителей в вузе.

4. Определить дидактические принципы, направленные на эффективную организацию процесса формирования художественного мышления как важнейшего профессионального качества будущего учителя музыки.

5. Разработать методику формирования профессионального художественного мышления будущего учителя музыки и экспериментально проверить ее эффективность в процессе преподавания дисциплин дирижерско-хорового цикла.

6. Выявить комплекс условий, направленных на формирование профессионального художественного мышления студентов в процессе обучения на музыкально-педагогическом факультете.

Гипотезой исследования является предположение о том, что теоретическое обоснование и системная разработка процесса формирования художественного мышления будущего учителя музыки, возможны при условии понимания профессионального художественного мышления как многоаспектного явления. По мнению автора, это

- целостная система общего и музыкального развития личности;

- профессиональное качество учителя, интегрирующее в себе весь комплекс знаний и обеспечивающее его реализацию в педагогической деятельности;

- синтез музыкального и педагогического видов мышления, где приоритет второго определяет профессиональную направленность мыслительной деятельности учителя-музыканта.

Частные гипотезы включают следующие положения:

- определение художественного мышления, с одной стороны, как деятельности, а с другой, как профессионального качества учителя музыки,требует учета двух аспектов его функционирования: процессуального (развитие, целенаправленность к результату через действия) и личностного (приобретаемые личностью устойчивые психические свойства);

- формирование художественного мышления учителя музыки как профессионально-значимого качества обусловливает необходимость определения его сущностной характеристики, каковой является проблемностъ, лежащая в основе как музыкального, так и педагогического компонентов деятельности;

- организация процесса формирования профессионального художественного мышления будущего учителя музыки обеспечивается благодаря учету важнейших дидактический принципов;

- значительная активизация процесса формирования профессионального художественного мышления достигается при условии включения в содержание и ход занятий по различным дисциплинам проблемно-поисковых методов на всех этапах обучения;

- повышение эффективности формирования профессионального художественного мышления будущего учителя музыки в вузе возможно при соблюдении комплекса условий, касающихся как организации учебно-воспитательного процесса, так и изменения его содержательной основы.

Методологическую основу исследования составили важнейшие положения философской мысли о взаимодействии деятельности и человеческого сознания, его отражательной функции; учение современной психологии о происхождении и сущности человеческого мышления.

Общенаучная методология ориентирована на системный подход (И.В.Блауберг, Б.Г.Юдин и др.) , обеспечивающий целостное рассмотрение формирования художественного мышления как многогранного процесса. В качестве соподчиненных системному определены целостный, деятельностный и личностно ориентированный подходы.

Научная методология исследования основывается на положениях современных ученых (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.) о сущности и структуре художественного мышления как творческой деятельности; включает принцип историзма и теорию причинной обусловленности явлений и фактов в педагогике (В.М.Кларин, Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Г.Плохова, З.И.Равкин и др.); опирается на концепцию интонационной природы музыкального мышления (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Б.Л.Яворский и др.), на принцип педагогической направленности целостного процесса обучения (Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Н.В.Кузьмина,

Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.), на дидактические условия оптимизации образовательного процесса (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Д.Зверев, В.Н.Максимова, М.Н.Скаткин и др.).

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов. К первым относятся метод анализа и синтеза, теоретическое моделирование, обобщение передового педагогического опыта. Ко вторым - педагогическое наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, статистическая обработка результатов, анализ учебно-методической документации, опытно-экспериментальная работа, экспресс-диагностика, педагогический эксперимент.

Исследование проводилось с 1992 по 2001 годы, опытно-экспериментальной работой было охвачено около 950 специалистов в области музыкального образования, учителей музыки и студентов музыкально-педагогического факультета.

На первом этапе (1992-1994 г.г.) изучалось состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории, ее научные предпосылки в философии и психологии; анализировалась практическая деятельность учителей музыки в отдельных школах гг. Ярославля, Мелитополя, Чебоксары, Новочебоксарска; велось наблюдение за подготовленностью к практической деятельности студентов музыкально-педагогического факультета ЧГПИ им.И.Я.Яковлева в условиях педагогической практики в школах Чувашской республики. В то же время велся поиск путей совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей через формирование отдельных профессионально-значимых качеств, выявляемых в ходе курсовых экзаменов и государственной аттестации. Намечался общий замысел исследования (цель, задачи, гипотеза).

На втором этапе исследования (1995-1999 г.г.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование. Оно включало:

- опытно-экспериментальную работу в ЧГПУ им. И.Я.Яковлева по формированию профессионального художественного мышления будущих учителей музыки в процессе преподавания дирижерско-хоровых дисциплин на очном и заочном отделениях. Использовались методы: анализ учебной документации, учебно-методической литературы; педагогическое наблюдение; экспериментальное обучение;

- наблюдение за уровнем развития художественного мышления студентов в ходе педагогической практики в общеобразовательных школах №№ 9, 24, 42, 49, 54 г.Чебоксары, №№ 1, 16 г. Новочебоксарска; использование отдельных методических заданий в ходе подготовки фрагментов государственной аттестации по «Хормейстерской подготовке», касающихся вокально-хоровой работы с детским коллективом; изучение проблем формирования профессионального художественного мышления в других вузах, анализ возникающих в этой связи вопросов у практикующих учителей музыки, а также диагностика понимания студентами сущности и содержания профессионального художественного мышления. Использовались методы: анкетирование, беседа, интервью, которыми были охвачены преподаватели педагогических вузов Саратова, Волгограда, Екатеринбурга, Костромы, Чебоксар, учителя музыки школ Чувашской республики, студенты выпускных курсов очного и заочного отделений музпедфакуль-тета Чувашского госпедуниверситета им. И.Я. Яковлева.

Теоретическое исследование на данном этапе включало разработку проблем формирования художественного мышления учителя в процессе профессиональной подготовки и путей их решения: выявление сущности и структуры художественного мышления учителя музыки, профессиональной направленности его функционирования в учебном процессе школы, определение условий его активизации; внедрение проблемно-поисковых методов, способствующих формированию художественного мышления у студентов, в процесс обучения по специальным дисциплинам.

Результаты этого этапа: основные идеи автора нашли отражение в двух учебно-методических пособиях для студентов (1996; 1998) очного и заочного отделений, выпущенных в рамках спецкурса «Практикум по школьному песенному репертуару», ряде статей.

На третьем этапе (2000-2001 г.г.) продолжалось эмпирическое исследование. Оно включало следующие направления:

- анализ целостного процесса подготовки будущего учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете ЧГГТУ им.И.Я.Яковлева к профессиональной деятельности в аспекте формирования у него интегрального качества - художественного мышления. Использовались методы: анализ учебно-методической документации, процесса обучения и результатов деятельности, беседа;

- конкретизация специфических для музыкального образования принципов обучения, построение на их основе занятий специальных музыкальных дисциплин (дирижирование, хоровой класс, практикум по школьному песенному репертуару);

- опытно-экспериментальная работа со студентами музыкально-педагогического факультета по корректировке методики формирования художественного мышления и ее внедрение в блок дирижерско-хоровых дисциплин, начиная с первого курса;

- апробация творческих заданий спецкурса «Практикум по школьному песенному репертуару» на педагогической практике студентов 4 курса с целью усиления профессиональной направленности в формировании художественного мышления будущих учителей музыки.

Одновременно шло обобщение и оформление результатов исследования. В исследовании использован опыт работы автора в качестве преподавателя фортепиано детской музыкальной школы г. Северодвинска Архангельской области, учителя музыки в г.г. Самара, Ярославль, преподавателя кафедры хорового дирижирования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (1982-2001 гг.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке совокупности теоретических и методических положений, определяющих основы концепции формирования художественного мышления как профессионально-значимого качества будущего учителя музыки. К ним автор относит:

• изучение художественного мышления как целостной системы общего и музыкального развития личности будущего учителя музыки;

• выделение двух аспектов художественного мышления: процессуального и личностного, где под первым подразумевается динамичность, изменчивость процесса мышления и наличие в нем всех компонентов деятельности (цель, результат, действия, операции и т.д.), а под вторым - психические свойства личности, приобретаемые ею в ходе мыслительной деятельности (способности, потребности и т.д.) и являющиеся отправной точкой в дальнейшем развитии;

• определение сущности художественного мышления учителя музыки как профессионально-значимого личностного качества, обуславливающего успешность его музыкально-педагогической деятельности и заключающегося в согласованном взаимодействии профессиональных знаний, способов их реализации на практике в соответствии с конечной целью деятельности и творческим своеобразием личности педагога;

• характеристику структуры профессионального художественного мышления учителя, включающую два взаимосвязанных в процессе его развития уровня (ситуативный, стратегический), а также взаимодействующие между собой музыкальный и педагогический виды мышления с доминированием второго над первым, что отражает профессиональную направленность мышления учителя музыки.

В ходе опытно-экспериментальной работы установлены нерешенные проблемы, касающиеся содержания и организации учебно-воспитательного процесса вузе и препятствующие эффективному формированию художественного мышления студентов-музыкантов, разработаны пути их решения:

• конкретизированы принципы обучения (педагогической направленности целостного процесса обучения; интонационного освоения действительности; комплексной, универсальной профессиональной подготовки; единства обучения, воспитания и развития; связи обучения с жизнью; проблемности в обучении; индивидуального подхода), стимулирующие процесс формирования и развития художественного мышления, выявляющие его профессиональную направленность;

• разработана методика формирования профессионального художественного мышления у студентов музпедфакультета, в ходе апробации которой доказана эффективность использования проблемно-поисковых методов (метод расширенного освоения учебного материала, метод интонационно-образного погружения, метод эмоционально-смыслового моделирования) в преподавании дисциплин дирижерско-хорового цикла;

• сформулированы условия оптимизации процесса формирования профессионального художественного мышления учителя музыки в системе его профессиональной подготовки в педагогическом вузе, касающиеся организации учебно-воспитательного процесса (вовлечение студентов во всевозможные виды деятельности; увеличение количества дисциплин для специализации, например, методика преподавания фольклора в школе, ритмика и хореография, психология и т.д.; координация учебно-методической работы дисциплин различных блоков через создание учебно-методической комиссии, введение в рабочий учебный план межкафедральных аттестационных мероприятий; углубление связей с общеобразовательной школой), а также изменения его содержательной основы (обогащение музыкального материала произведениями, используемыми в школьной практике; теоретическое прогнозирование трудностей образовательного процесса и путей их разрешения на основе усвоенных знаний и умений; усиление роли научно-исследовательского и творческого компонентов занятий).

Практическая значимость исследования:

- материалы диссертации нашли отражение в учебных пособиях «Организация научно-исследовательской работы студентов на музыкально-педагогическом факультете (в аспекте формирования профессионального мышления студентов)» и «Профессиональное художественное мышление учителя музыки» (2000; 2001) и внедрены в учебный процесс Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева, Канашско-го и Чебоксарского педагогических колледжей; основные идеи исследования изложены в монографии «Теоретические основы формирования художественного мышления будущего учителя музыки», предназначенной для специалистов в области музыкального образования, преподавателей музыкальных факультетов педагогических вузов и колледжей, и широко применяются на практике;

- идеи, рекомендации исследования использованы в разработке рабочей учебной программы спецкурса «Практикум по школьному песенному репертуару» и внедрены в учебный процесс ЧГПУ им.И.Я.Яковлева;

- материалы исследования служат основой для методических заданий в ходе педагогической практики студентов в школах Чувашии, используются педагогами дирижерско-хоровых дисциплин для корректировки процесса формирования художественного мышления;

- основные положения исследования могут применяться для совершенствования организации образовательного процесса в средних учебных заведениях педагогического профиля, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров; в лекционных курсах по музыкальной психологии и методологии музыкально-педагогических исследований.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту, задачам, логике исследования, статистической определенностью экспериментальных данных, сопоставлением результатов с имеющимися в педагогической практике.

Определяя положения, выносимые на защиту, автор исходит из следующего убеждения: решение проблемы формирования художественного мышления у будущих учителей музыки может существенно повысить эффективность профессиональной подготовки специалистов в педагогическом вуза. Являясь профессионально-значимым качеством, художественное мышление предопределяет результативность дальнейшей музыкально-педагогической деятельности студентов, поэтому процесс его формирования должен находиться в центре учебно-воспитательного процесса как всего факультета, так и отдельных дисциплин.

На защиту выносится концепция формирования художественного мышления учителя музыки как профессионально-значимого качества, представляющего собой целостную систему.

I. Ключевой идеей данной концепции является изучение профессионального художественного мышления как постоянно развивающейся целостной системы:

- представляющей собой единство общего (общенаучные представления, профессиональные, псйхолого-педагогические знания, умения) и музыкального (музыкальная культура, исполнительские и методические знания, умения, навыки) развития личности будущего учителя;

- имеющей профессиональную направленность, выражающуюся в приоритетном значении педагогического начала в решении образовательных и воспитательных задач;

- определяющей результативность музыкально-педагогической деятельности учителя музыки.

II. Концепция представляет собой систему теоретических положений о сущности, структуре, основном факторе развития профессионального художественного мышления, уровнях его функционирования в деятельности учителя музыки.

1). Сущность профессионального художественного мышления как интегрального качества личности учителя музыки заключается в синтезе профессиональной направленности его знаний и действий, их творческого своеобразия в сочетании с высокой духовностью конечной цели. Деятельность учителя музыки включает взаимосвязанные педагогическую, художественно-творческую и организаторскую деятельность и предусматривает полноценную реализацию как эмоциональных, так и рациональных компонентов мышления. Одновременно, любой из этих видов деятельности разворачивается в двух аспектах мышления: процессуальном (анализ, обобщение, абстрагирование и т.д.) и личностном (мотивы, установка, эмоции, чувства и т.д.), обеспечивая их результативность.

2). Структура профессионального художественного мышления учителя музыки как целостной системы включает несколько взаимосвязанных в процессе его функционирования уровней (ситуативный, стратегический) и видов (музыкальное, педагогическое) мышления. Развитое художественное мышление предполагает закономерное движение от ситуативного уровня мышления, когда учителем решаются текущие, актуальные на данный момент задачи, к стратегическому уровню, основанному на видении перспективы педагогического процесса (развитие культуры учащихся, разворачивание тематизма программы и т.д.). Наличие музыкального и педагогического в структуре художественного мышления обусловлено особенностями его функционирования в профессиональной деятельности, где музыкальное начало актуализирует достигнутый учителем уровень специальной подготовки, а педагогическое - служит делу реализации творческого потенциала школьников.

3). Успешное функционирование художественного мышления учителя осуществляется на основе проблемности, которая рассматривается как качественная характеристика и, одновременно, как фактор развития музыкальной и педагогической сторон его мышления, где в обоих случаях движение осуществляется от неосознанного предчувствия-предвидения (противоречия, интонационного развития) через осознание-восприятие (проблемы, интонации), постановку задачи - выбор средств воплощения, к действию (педагогическому, исполнительскому). Реализация проблемности как качественной характеристики мышления учителя музыки осуществляется: на межличностном уровне «учитель - ученик - коллектив», на уровне «учитель - музыкальное произведение», на уровне взаимоотношений «ученик - музыкальное произведение».

III. Концепция содержит совокупность положений о формировании профессионального художественного мышления и условиях организации этого процесса.

1). Большое значение для успешного формирования профессионального художественного мышления имеет реализация принципов организации учебно-воспитательного процесса, в котором наряду с общеизвестными дидактическими присутствуют принципы, отражающие специфику деятельности учителя музыки: педагогической направленности целостного процесса обучения; интонационного освоения действительности; комплексной, универсальной профессиональной подготовки учителя музыки; единства обучения, воспитания и развития; связи обучения с жизнью; проблемности в обучении; индивидуального подхода к обучающемуся. Воплощение данных принципов в учебную практику подразумевает интенсификацию учебного процесса за счет комплексного охвата всех видов работы студента, начиная с первого курса.

2). Условия повышения эффективности формирования художественного мышления у будущих учителей музыки включают:

- расширение спектра различных видов деятельности студентов (учебная, концертно-исполнительская, научно-исследовательская, культурно-массовая, шефская и др.);

- введение специализации по ряду дисциплин, отражающих современные потребности школы, региональные особенности и представляющих собой дополнительную образно-понятийную основу развития художественного мышления личности;

- изменение содержания и репертуара отдельных дисциплин (вокал, гармония и др.) в сторону их приближения к школьным реалиям, что выявляет профессиональную направленность формируемого мышления;

- координацию дисциплин музыкально-теоретического, исполнительского и психолого-педагогического блоков в деле профессионализации художественного мышления студента;

- усиление роли научно-исследовательской работы, способствующей укреплению творческо-поисковой направленности мышления студентов;

- дифференцированный подход и корректировка процесса развития художественного мышления с учетом довузовской подготовки студентов;

- включение в структуру учебных занятий проблемно-поисковых методов обучения, моделей педагогических ситуаций, прогнозирование возможных трудностей и путей из разрешения - как средств активизации художественного мышления будущих учителей;

- организация постоянного взаимодействия на уровне «школа - вуз» для определения перспектив повышения эффективности развития профессионально-значимого качества, каковым для учителя музыки является художественное мышление.

Апробация результатов исследования осуществлена:

- в процессе целенаправленных педагогических наблюдений, проводившихся автором с 1995 по 2001 год, в ходе преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, в разработке спецкурса для студентов «Практикум по школьному песенному репертуару»;

- в научных докладах и сообщениях на Международных, Всероссийских, межвузовских научно-теоретических, научно-практических конференциях, семинарах в 1993-2000 гг.: в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я.Яковлева, Ярославском государственном университете, Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П.Гайдара, Мелитопольском педагогическом институте (Украина); - в 41 публикации по теме исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Медведева, Ирина Александровна

Выводы по III главе

В данной главе был предпринят анализ некоторых сторон учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете с позиций его нацеленности на формирование и развитие профессионального художественного мышления будущих учителей музыки. Выявлены упущения и недостатки, определены пути их преодоления.

В соответствии с этим обозначены задачи экспериментальной части исследования, ее содержательные принципы и методы, включающие в себя как общепедагогические, так и отражающие специфику музыкального обучения и воспитания.

Результаты анкетирования свидетельствуют, что художественное мышление ассоциируется у респондентов со всем спектром музыкально-педагогической деятельности учителя музыки. А проблема разрывагтеории и практики в подготовке будущего учителя музыки существует и в других педагогических вузах, где междисциплинарная разобщенность, слабая практическая направленность в обучении, недостаточно активное использование методов развивающего обучения существенно тормозят процесс развития важнейших профессиональных качеств, таких как художественное мышление, у будущего учителя. Этим озабочены не только преподаватели, но и работающие учителя, а также студенты

Вместе с тем, как убедительно показала проведенная нами опытно-экспериментальная работа, внедрение в процесс обучения проблемно-поисковых методов, направленных на формирование и развитие художественного мышления студентов (эмоционально-смыслового моделирования, интонационного погружения, расширенного и углубленного освоения материала), а также приближение учебной ситуации к реальным школьным условиям помогает студентам ощутить необходимость приобретаемых знаний для конкретной практической работы, стимулирует их дальнейший творческий рост, активизирует как педагогическую, так и музыкальную стороны профессионального художественного мышления будущего учителя музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование посвящено рассмотрению феномена художественного мышления, раскрыты его природа й сущность, особенности проявления в музыкально-педагогической деятельности учителя музыки, выявлены условия и методы активизации этого важнейшего для профессиональной деятельности качества у студентов музыкально-педагогических факультетов.

Проблема формирования и развития художественного мышления у будущих учителей музыки настолько же сложна, насколько многогранна их деятельность в школе, об этом свидетельствуют многочисленные обращения к феномену художественного мышления психологов, философов, педагогов-исследователей. Без опоры на научные достижения прошлого, без понимания того, какими путями шла наука в изучении мышления как личностного свойства и как процесса, невозможно разрешение проблемы его развития в отдельно взятой профессиональной деятельности. Поэтому было изучено становление взглядов на мышление в отечественной и зарубежной психологии. Среди всех направлений, так или иначе рассматривавших мышление, наиболее адекватным современному уровню развития науки можно считать системно-структурный подход, предполагающий изучение явления или процесса в его целостности, в совокупности и взаимодействии всех составляющих данной структуры. (В мышлении педагога - это все его стороны и уровни во взаимодействии)

Выделены два аспекта мышления: процессуальный и личностный, с разных сторон характеризующие его проявления. Так, под процессуальной стороной мышления подразумеваются его проявления в действиях, операциях (для учителя это, прежде всего, педагогические действия); а под личностной - уровень активности мыслительной деятельности личности, ее способность к решению проблем в конкретной ситуации (на уроке в школе - это цепь педагогических ситуаций).

Установлено, что философские подходы к изучению художественного мышления определяются диалектикой бытия и сознания, где общественно-историческая практика является для творческой личности, с одной стороны, предметом познания, а с другой, - сферой ее художественной деятельности, благодаря которой она воздействует на сознание людей; в условиях обучения - это воздействие преподавателя на учащегося.

Выделенная в эстетике форма выражения художественного мышления -художественный образ, его характерные особенности (метафоричность, ассоциативность, многозначность и др.) отражают специфику профессионального мышления учителя музыки, от уровня развития которых в определенной степени зависит успешность его музыкально-педагогической деятельности.

Проанализирована профессиональная направленность мышления учителя музыки с двух сторон: педагогической и музыкальной, представляющих своего рода сплав. Выявлены их значение, взаимосвязь и особенности функционирования в музыкально-педагогической деятельности, обнаружена определяющая роль педагогической стороны, позволяющей видеть в любом музыкальном явлении его педагогическую сущность, будь то исполнение музыкального произведения, беседа о музыке, разучивание песен и т.д. Это видение дает учителю представление о перспективе, конечной цели его деятельности, учит ставить и решать конкретные профессиональные задачи.

Доказано значение базового фактора развития художественного мышления, каковым является проблемностъ, пронизывающая как музыкальный, так и педагогический компоненты деятельности учителя. Рассмотрены уровни функционирования художественного учителя музыки: ситуативный и стратегический; где ситуативный выражается в решении текущих, актуальных в данный момент вопросов, а стратегический требует от педагога умения видеть, представлять дальнейшую перспективу развития учащихся и собственной деятельности.

Выявлен ряд нерешенных проблем в деле формирования профессионального художественного мышления будущих учителей музыки, актуальных для многих педагогических вузов (Кострома, Саратов, Волгоград, Екатеринбург, Чебоксары). Это, прежде всего, недооценка возможностей межпредметных связей в образовательном процессе, отсутствие четкой корреляции между теоретической и практической подготовкой студентов, недостаточное использование принципа проблемности в обучении, слабое использование методов развивающего обучения в преподавании ряда дисциплин. Перечисленные недостатки существенно снижают эффективность подготовки студентов, усложняют процесс развития профессиональной направленности их художественного мышления.

Определены дидактические принципы, учитывающие специфику подготовки будущих учителей и включение которых в систему обучения на музыкально-педагогическом факультете способствует успешному формированию профессионального художественного мышления студентов. Таковы принципы: педагогической направленности целостного процесса обучения; интонационного освоения действительности; комплексной, универсальной профессиональной подготовки учителя музыки; единства обучения, воспитания и развития; связи обучения с жизнью; проблемности в обучении; индивидуального подхода к обучающемуся.

В рамках опытно-экспериментальной работы установлены критерии сформированное™ художественного мышления у студентов музыкально-педагогического факультета, предполагающие наличие у них комплекса знаний, умений, навыков: психолого-педагогических, музыкально- теоретических, методических, исполнительских. Разработана методика формирования художественного мышления студентов и осуществлена ее апробация в преподавании цикла дирижерско-хоровых дисциплин. В обучающем эксперименте по спецкурсу «Практикум по школьному песенному репертуару» использована система творческих заданий, основанных на проблемно-поисковых методах, эффективность которых для развития художественного мышления подтверждена контрольными срезами. Более того, поисковый характер использованных методов позволяет рекомендовать их к использованию в модифицированном виде на других занятиях (музыкально- теоретического и психолого-педагогического блоков) с целью формирования и активизации профессионального художественного мышления будущего учителя музыки.

Выделен комплекс условий, направленных на оптимизацию процесса формирования художественного мышления студентов в системе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе, касающихся организации учебно-воспитательного процесса (вовлечение студентов во всевозможные виды деятельности, увеличение дисциплин для специализации, координация учебно-методической работы дисциплин различных блоков, введение в рабочий учебный план межкафедральных аттестационных мероприятий, углубление связей с общеобразовательной школой), а также и изменения его содержательной основы (обогащение музыкального материала произведениями, используемыми в школьной практике; теоретическое прогнозирование трудностей образовательного процесса и путей их разрешения на основе усвоенных знаний и умений; усиление роли научно-исследовательского и творческого компонентов занятий).

В результате цель, поставленная в диссертации, была достигнута, а задачи ее решены. Опытная работа подтвердила гипотезу исследования. Таким образом, можно утверждать, что художественное мышление является для учителя музыки одним из важнейших качеств, имеющим четко выраженную педагогическую направленность, и интегрирует в себе как личностные, так и профессиональные достоинства специалиста. От того, насколько эффективно и целенаправленно будет решаться проблема его формирования в педагогических вузах, зависит в дальнейшем духовное благополучие нашего общества. Вместе с тем, предлагая один из путей решения, автор не рассматривает его как единственно возможный, имея в виду сложность и многогранность данной проблемы. Следуя за развитием науки и общества, она будет требовать новых подходов и решений.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Медведева, Ирина Александровна, 2002 год

1. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие.- М.: МГПИ, 1982. - 134с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования.- М.:Прометей, 1990.- 188 с.

3. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя,- М.: Просвещение, 1990,- 141 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М., 1980.

5. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления //Когнитивная психология: Мат. финско-советского симпозиума.- М.,1986.- С. 154-173.

6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М., 2000.336 с.

7. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы,- Л., 1974.

8. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей.-М., 1962.

9. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.- Л., 1961.

10. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы.- М., 1981.

11. Андронова Т.Л. Формирование у студентов педвуза умения анализировать педагогические явления: Автореф. дисс.канд. пед. наук.- М., 1980.

12. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы.- М., 1980.

13. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем /Избранные труды.- М., 1978.

14. Апраксина O.A. Современные требования к школьному учителю-музыкантуТ

15. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе.- М., Просвещение, 1983.- 222 с.

16. Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов // Музыка в школе, 1983, N1.- С. 30-35.

17. Аристотель Об искусстве поэзии, ГИХЛ,- М., 1957.

18. Аристотель О душе. Соч.: В 4-х т.- М., 1975, т. 1.

19. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства.- М., 1994.

20. Аронов P.A. Об интеллектуальном компоненте интерпретации музыкального произведения //Вопросы философии,- 1996. №11.- С. 143-147.

21. Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки// Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего заочного образования.- М., 1980.

22. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования //Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки.- М., 1980.- С. 4-12.

23. Арчажникова Л.Г. К вопросу построения профессиограммы учителя музыки //Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе,- Саратов, 1982.- С.27-35.

24. Арчажникова Л.Г. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки //Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя музыки в условиях высшего педагогического образования.- М., 1982,- С. 5-15.

25. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки.- М., 1984. 110 с.

26. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. . докт. пед. наук,- М., 1986,- 36 с. ■

27. Арчажникова Л.Г. Основные направления в совершенствовании подго28

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.