Психологические условия и механизмы формирования нравственно-экологического сознания студентов педагогических специальностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Гришин, Андрей Владимирович
- Специальность ВАК РФ19.00.07
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Гришин, Андрей Владимирович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Нравственно-экологическое сознание и его формирование как предмет педагогической психологии.
1.1. Подходы к изучению и формированию нравственно-экологического сознания личности.
1.2. Проблема психологических загрязнений нравственно-экологического сознания личности.
1.3. Психологическая устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и ее психологические механизмы.
1.4. Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. Диагностическое исследование нравственно-экологического сознания студентов.
2.1. Требования к программе диагностического исследования.
2.2. Методика диагностического исследования нравственно-экологического сознания психологической устойчивости студентов.
2.3. Результаты диагностического исследования и их психологический анализ. Первичная проверка исходных гипотез.
2.4. Выводы по результатам диагностического исследования.
ГЛАВА 3. Формирование нравственно-экологического сознания студентов - будущих педагогов в авторской программе психологической подготовки.
3.1. Обоснование и общее описание структуры программы.
3.2. Содержание программы по основным блокам психологической подготовки.
3.3.Результаты контрольной сравнительной диагностики. Основная проверка исходных научных гипотез.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Психологическое сопровождение здорового образа жизни студентов педагогических специальностей2011 год, кандидат психологических наук Бабушкина, Ирина Олеговна
Формирование психологической устойчивости студентов к негативному влиянию интернет-технологий2008 год, кандидат психологических наук Андреев, Игорь Витальевич
Психологическая подготовка будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся2008 год, кандидат психологических наук Горбачева, Татьяна Михайловна
Психологические условия развития вторичной языковой личности преподавателя-лингвиста2007 год, кандидат психологических наук Плехов, Антон Николаевич
Психологические механизмы формирования личностной значимости студентов педагогических специальностей2008 год, кандидат психологических наук Абыденова, Надежда Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические условия и механизмы формирования нравственно-экологического сознания студентов педагогических специальностей»
Актуальность исследования постановка проблемы. Сегодня с особой остротой ставится вопрос об удовлетворении потребностей людей в нормальных, не вредящих условиях жизни. К ним относятся не только потребности в нормальной пище, воде, воздухе, жилище, но и потребность в нормальном духовно-нравственном климате. Пренебрежение экологией вещественной ведет к нарушению телесного здоровья. Игнорирование законов и требований психической, духовной экологии - к моральной, культурной, а затем интеллектуальной деградации. Сегодня со всей очевидностью стоят проблемы экологизации сознания людей, формирования экологической культуры и становления экоцелостной личности (Э.М. Андреев, Э.В. Гирусов, В.И.Горовая, В.И. Медведев, Ю.В. Олейников, Р.З. Хакимов и др.). Это предполагает: изменение направленности сознания людей с антропоцентрического на экоориентированное, с более адекватным отражением состояния внешней среды в ценностных установках, потребностях и деятельности людей; выработку моделей экологически целесообразного поведения; системное оздоровление образа жизни; формирование психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям внешней среды; профилактику и преодоление психологических нарушений сознания и личности (A.A. Алдашева, В.И. Бондаренко, В.А. Игнатов, И.Д. Зверев, В.И. Медведев, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др.).
Достижение этих целей обусловлено рядом факторов, среди которых выделяются в качестве наиболее важных: а) осознание людьми экологических проблем, кризисов и катастроф; б) экологическое образование и воспитание; в) изменения в системе ценностей и нравственных установок людей. Имеющиеся в данные (В.И.Горовая, O.A. Линенко, Н.В. Соловьева, Н.С. Соломина и др.) свидетельствуют о явной недостаточной изученности этих факторов. Качество экологического образования оторвано от реалий лавинообразных информационных процессов и пока еще не осознано в поле глобалистики. Ноосферогенез и экология часто ставятся рядом, но воспринимаются они в практике образования как чужеродные понятия. Например, для преподавателя-биолога экологичность тождественна природосообразности, для химика или технолога экологичность - это чистота и замкнутость технологических процессов. Случается, что экологичность и вовсе теряет свое содержание, превращаясь в синоним чего-то очень хорошего, противопоставленного чему-то очень плохому — неэкологичному.
Для того чтобы "навести порядок в головах" людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека, необходима, прежде всего, эффективная система образования и просвещения. Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, рассмотреть варианты выхода из • неблагоприятной ситуации и предложить свою точку зрения. Духовно-нравственный человек - свободный, способный отречься от удовлетворения прагматических потребностей, способный проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и; придет освобождение от диктата потребления (В.М. Назаренко, В. Хесле).
Сегодня необходима смена этических парадигм. Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании мотивационно-психологически важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.
Таким образом, стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика, поскольку без духовно-нравственной основы в человеке знания или мертвы, или могут стать огромной разрушительной силой. Тактической целью образования можно считать формирование духовных потребностей (Б.С. Братусь, В.М. Назаренко, В.А. Пономаренко и др.). Современное экологическое образование должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития. И хотя здесь наметились некоторые качественные изменения, все еще не осознано, что сегодня уже недостаточно иметь определенный объем экологических знаний, необходима нравственно-экологическая позиция, соответствующая ей деятельность человека и его образ жизни. Согласно точке зрения Б.С. Братуся, человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, самодостаточным) и, одновременно,'" личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, удовлетворяться суррогатными; ^ ценностями. Нормальное развитие ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого раз-,:-, вития являются: отношение к другому человеку как самоценности, олицетворяющей в себе бесконечные потенции рода (центральное и системообразующее отношение); способность к децентрализации, самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному во-лепроявлению, возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни (Б.С. Братусь, И.А. Ильин, Б.В. Ничипоров, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков и др.). Человек, который соответствует данным критериям, является личностно здоровым.
Рассмотренные положения выявляют основную проблему исследования, обусловленную, с одной стороны, остротой создавшейся и продолжающей оставаться острой и неблагоприятной экологической ситуацией в обществе и в различных его сферах - природной, психологической, духовной, образовательной, а с другой стороны - отсутствием сколько-нибудь ясного понимания сущности, значимости и путей разрешения экологических проблем в этих сферах. Что представляет собой нравственно-экологическое сознание? Какова его психологическая структура? Какие факторы в наибольшей мере влияют на его формирование? В чем состоит оптимизация экологического сознания и экологической культуры личности? Каковы могут быть последствия этого процесса относительно экологической ситуации в обществе и его взаимоотношений с окружающей средой - экосом, нашей землей, домом, в котором мы живем? Решение данных вопросов представляется сегодня чрезвычайно актуальным и значимым как в теоретическом, так и особенно, в практическом планах. И особенно применительно к профессиональной подготовке будущих педагогов.
Цель исследования - выявить сущность, условия и механизмы развития нравственно-экологического сознания личности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов.
Объектом исследования выступают психологические особенности личности студентов и их образа жизни, определяющие их нравственно-экологическое сознание и психологическую устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Предмет исследования - сущность, содержание и структура нравственно-экологического сознания как основы построения образовательно-воспитательных программ формирования здорового образа жизни, экологической культуры и психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Предполагается, что нравственно-экологическое сознание личности представляет собой сложную структуру взаимосвязанных когнитивных, мо-тивационных, эмоциональных, волевых, ценностных, духовно-нравственных и рефлексивных характеристик личности, выражающих ее отношение к окружающей среде и самой себе на основе соответствующих знаний, ценностей и мотивационных установок и определяющих: формирование экологически здоровых и нравственно оправданных потребностей, мотивов и привычек поведения; соблюдение здорового образа жизни; преодоление психологических загрязнений сознания и выработку устойчивости к неблагоприятным воздействиям среды; формирование экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно-экологической ответственности личности.
В качестве научной гипотезы в работе изучаются и проверяются в теоретическом и экспериментальном планах следующие предположения относительно обозначенного предмета исследования:
- нравственно-экологическое сознание формируется во взаимосвязи личностных характеристик студента и обретает свою целостность, действенность и устойчивость благодаря ценностно-нравственному стержню лично- - } сти, являющемуся психологическим механизмом этого процесса;
- основными психологическими условиями формирования целостного, 1 -действенного и устойчивого нравственно-экологического сознания являются: а) организация образовательно-воспитательной работы со студентами в виде г специальной психологической подготовки и сопровождения их профессионального развития; б) направленность психологической подготовки на целостную личность в совокупности интеллектуальных, мотивационных, волевых, эмоциональных, духовно-нравственных, ценностных и рефлексивных характеристик; в) последовательная оптимизация этих характеристик через системное оздоровление образа жизни студентов.
Таким образом, предполагается, что в результате целенаправленной психологической подготовки будет формироваться экоцелостная личность будущего педагога, представляющая собой систему мотивационных, эмоциональных, волевых, рефлексивных и ценностно-смысловых личностных свойств, среди которых доминирующую роль играют ценностно-смысловые и нравственные ориентации личности, определяющие содержание экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственноэкологической ответственности личности будущего педагога.
Основными задачами исследования, вытекающими из определения цели, предмета и гипотез, являются следующие:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования экологического сознания, экологической культуры и экоцелостной личности в психолого-педагогической литературе с целью построения концепции и психологической модели нравственно-экологического сознания личности.
2. Разработать и реализовать программу диагностики свойств личности и характеристик образа жизни студентов, составляющих структуру нравственно-экологического сознания, выявить в диагностическом исследовании уровни их развития и описать их типичные проявления в поведенческих характеристиках и параметрах образа жизни студентов.
3. На основе теоретической модели и с учетом данных диагностики разработать и реализовать программу образовательно-воспитательной работы (психологической подготовки) по формированию целостного и действен- •; ного нравственно-экологического сознания, оптимизации параметров образа жизни и психологической устойчивости студентов к неблагоприятным воз- * действиям среды.
4. По результатам экспериментального исследования осуществить комплексный анализ психологических условий и механизмов формирования нравственно-экологического сознания и экоцелостной личности студента -будущего педагога.
Методологической основой исследования явились идеи о социально-психологической природе психики, личности и образа жизни человека, формирующихся под влиянием факторов социальной действительности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.); концепция и идеи экологического гуманизма, экологизированной идеологии (Э.М. Андреев, A.B. Миронов, Ю.В. Олейников, П. Сорокин и др.); исследования по проблемам экологизации сознания, формирования экологической культуры и экоцелостной личности (В .И. Бондаренко, A.A. Вербицкий, Э.В. Гирусов, В.П. Казначеев, Э.С. Маркарян, Н.Ф. Реймерс и др.); продуктивные идеи личностно ориентированных подходов в обучении, воспитании и развитии личности в процессе социализации (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); современные взгляды на роль духовно-нравственных и ценностно-смысловых факторов в формировании сознания, образа жизни человека и его личности (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, В.А. Пономаренко, В.В. Рыжов и др.). В теоретическом анализе использованы современные труды по экологии общения и личности, здорового образа жизни.
В исследовании использовались следующие методы: теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по проблеме, теоретическое моделирование структуры нравственно-экологического сознания, образа жизни и психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям среды; эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование когнитивных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных, ценностно-смысловых и духовно-нравственных характеристик личности студентов, составляющих структуру нравственно-экологического сознания и описывающих образ жизни испытуемых; качественный анализ данных; в качестве формирующих использовались методы моделирования поведения и образа жизни, образовательно-воспитательная работа со студентами в соответствии с теоретической моделью нравственно-экологического сознания и соответствующих характеристик личности; математико-статистические: критериально-уровневый, дисперсионный и корреляционный анализ данных.
Научная новизна исследования определяется следующими основными результатами, полученными автором в теоретической и экспериментальной работе: разработано новое для педагогической психологии понятие нравственно-экологического сознания, определены его психологическое содержание и сущность, предложена его теоретическая модель во взаимосвязи когнитивных, мотивационных, эмоционально-ценностных, нравственно-духовных характеристик личности будущего педагога;
- выявлена внутренняя взаимосвязь отношения личности к окружающей среде, характеристик образа жизни, устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям среды и состояния ее нравственно-экологического сознания (экологическое мышление, экологическое мировоззрение, нравственно-экологическая ответственность);
- выработаны новые представления о психологическом загрязнении (повреждении) сознания и психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям окружающей среды;
- определена совокупность психологических условий формирования нравственно-экологического сознания во взаимосвязи с качествами экоцело-стной личности, ее образа жизни и психологической устойчивости к неблагоприятным воздействия окружающей среды;
- в качестве основного условия и психологического механизма выявлена доминирующая роль ценностно-смысловых и духовно-нравственных ори-ентаций личности в специальной программе образовательно-воспитательной работы со студентами.
Теоретическую значимость исследования, помимо этих инновационных положений, имеющих теоретическое значение, определяют также следующие результаты исследования:
- выработаны и уточнены научно обоснованные и обобщающие определения основных научных понятий изучаемой области — нравственно-экологическое сознание, экоцелостная личность, экологическое мышление, экологическое мировоззрение, нравственно-экологическая ответственность, психологическая устойчивость личности к негативному влиянию среды, психологические загрязнения сознания, ценностно-смысловые ориентации личности, здоровый образ жизни;
- предложена типология психологических загрязнений (повреждений) сознания личности в интеллектуально-когнитивной, коммуникативной, эмоциональной, волевой, ценностной и нравственно-духовной сферах; определена и описана структура психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям окружающей среды в совокупности когнитивных, мотивационных, эмоциональных, волевых, ценностно-смысловых и рефлексивных составляющих; разработаны и теоретически обоснованы диагностическая программа и программа образовательно-воспитательной работы со студентами по формированию нравственно-экологического сознания, оздоровлению образа жизни, формированию психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям среды; показана и подтверждена экспериментальными данными ведущая роль ценностно-смысловых и нравственно-духовных факторов в этом процессе и таким образом обоснован принцип духовности в формирования эко-целостной личности будущего педагога.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных в диссертации результатов и сделанных по ним выводов в оптимизации нравственно-экологического сознания, оздоровлении образа жизни и формировании экологической культуры личности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Разработанные в исследовании диагностическая и формирующая программы практически используются в консультировании студентов в рамках работы психологической службы вуза. Полученные в исследовании данные используются в лекционных курсах и семинарах для студентов по психолого-педагогическим дисциплинам, используются студентами при подготовке курсовых и дипломных работ, проведения научно-исследовательской деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на надежную научную методологию, логичностью исходных теоретических позиций, использованием комплекса взаимодополняющих и уточняющих методов, адекватных поставленным задачам, личным участием автора в проведении экспериментальной работы, корректной обработкой данных с использованием надежных, в том числе математических процедур.
Положения, выносимые на защиту:
1. Нравственно-экологическое сознание личности представляет собой структуру взаимосвязанных когнитивных, мотивационных, эмоциональных, волевых, ценностных, духовно-нравственных и рефлексивных характеристик личности, выражающих ее отношение к окружающей среде и самой себе на основе соответствующих знаний, ценностей и мотивационных установок и определяющих формирование экологичных и нравственно оправданных потребностей, мотивов и привычек поведения; соблюдение здорового образа жизни; преодоление психологических загрязнений (повреждений) сознания и выработку устойчивости к неблагоприятным воздействиям среды; формирование экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно-экологической ответственности личности, что характеризует экоцело-стную личность будущего педагога.
2. Нравственно-экологическое сознание будущего педагога формируется -во взаимосвязи личностных характеристик студента и обретает свою целостность, действенность и , устойчивость через доминанту ценностно-нравственных и духовных ориентаций личности, составляющих психологический механизм этого процесса.
3. Основными психологическими условиями формирования целостного, действенного и устойчивого нравственно-экологического сознания личности будущего педагога являются: организация образовательно-воспитательной работы со студентами в виде специальной психологической подготовки и сопровождения их профессионального развития; направленность психологической подготовки на целостную личность в совокупности интеллектуальных, мотивационных, волевых, эмоциональных, духовно-нравственных, ценностных и рефлексивных характеристик; последовательная оптимизация этих характеристик через системное оздоровление образа жизни студентов. Названные факторы выступают внешними условиями формирования нравственно-экологического сознания студентов.
4. Результатом целенаправленной психологической подготовки и психологического сопровождения является экоцелостная личность будущего педагога, представляющая собой систему мотивационных, эмоциональных, волевых, рефлексивных и ценностно-смысловых личностных свойств, среди которых доминирующую роль играют ценностно-смысловые и нравственные ориентации личности, определяющие содержание экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно-экологической ответственности личности будущего педагога. Названные характеристики выступают внутренним условием профилактики и преодоления психологических загрязнений (повреждений) сознания личности и выработки ее психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось со студентами педагогических факультетов на базе лаборатории'^ профессиональной подготовки Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ им. H.A. Добролюбова) и студентами педаго--гических факультетов московских вузов на базе межрегиональной общественной организации содействия творческому развитию молодежи и студентов "Поколение" (Москва). В диагностическом исследовании (первичном и контрольном) участвовали все студенты изучаемой выборки (200 человек) -будущих педагогов, формирующая работа проводилась с экспериментальной группой студентов НГЛУ им. H.A. Добролюбова (ЭГ, 80 человек) в виде семинаров, конференций, групповых дискуссий и тренингов, занятий учебно-тренировочных групп (УТГ).
Исследование в целом осуществлялось в период 2003-2010 годов в несколько этапов. На I этапе (2003-2004) были определены теоретические позиции исследования, осуществлялся анализ литературы по теме. На II этапе (2005-2006) разработана и реализована на всей выборке студентов программа психологической диагностики личностных свойств, составляющих структуру нравственно-экологического сознания, параметры психологической устойчивости и особенности образа жизни студентов, осуществлен анализ результатов диагностики. На III этапе (2006-2008) сформированы экспериментальная (ЭГ- 80 человек) и контрольная (КГ - 120 человек) группы студентов. Для студентов ЭГ разработана и реализована комплексная программа образовательно-воспитательной работы. На IV этапе (2008-2010) осуществлено контрольное сравнительное диагностическое исследование свойств студентов ЭГ и КГ, проанализированы общие результаты эксперимента и оформлены итоги и выводы всего исследования.
Апробация работы. Теоретические идеи, основные положения и выводы исследования представлялись на III Международной научной конференции "Гуманизм духовность в образовании" (Нижний Новгород, 2005); на III Национальной научно-практической конференции "Психология образования: Культурно-исторические и правовые аспекты" (Москва, 2006); Всероссийской научно-практической конференции "Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы - Артемовские чтения" (Пенза, 2008); Международной научной конференции "Учитель XXI века" (Ижевск, 2010); заслушивались на заседании кафедры педагогики и психологии и лаборатории "Психология подготовки профессионала" НГЛУ им. H.A. Добролюбова. Материалы исследования нашли отражение в 11 публикациях автора, в том числе 2 статьях в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК, и учебном пособии.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (238 наименований, в том числе 24 на иностранных языках). Работа иллюстрирована таблицами, графиками, диаграммами, схемами.
Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Психологические условия и сопровождение развития эмоциональной креативности студентов педагогических специальностей2013 год, кандидат психологических наук Голубева, Маргарита Витальевна
Формирование экологической компетентности будущих дизайнеров в профессиональной подготовке2009 год, кандидат педагогических наук Глазачева, Алина Олеговна
Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов2009 год, кандидат психологических наук Горбачев, Алексей Леонидович
Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов специальности "социальная работа"2009 год, кандидат психологических наук Надюк, Руслан Иванович
Психологическое сопровождение развития творческой личности педагога-лингвиста2012 год, кандидат психологических наук Лушичева, Евгения Григорьевна
Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Гришин, Андрей Владимирович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о достижении поставленной цели и решении сформулированных задач. Это позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Получили подтверждение основные положения, лежащие в основе научных гипотез исследования: показано, что нравственно-экологическое сознание формируется во взаимосвязи личностных характеристик студента и обретает свою целостность, действенность и устойчивость благодаря ценностно-нравственному стержню личности, являющемуся психологическим механизмом этого процесса; подтверждено, что основными психологическими условиями формирования целостного, действенного и устойчивого нравственно-экологического сознания являются; организация образовательно-воспитательной работы со студентами в виде специальной психологической подготовки и сопровождения профессионального развития личности; направленность психологической подготовки на целостную личность в совокупности интеллектуальных, мотивационных, волевых, эмоциональных, духовно-нравственных, ценностных и рефлексивных характеристик; последовательная оптимизация этих характеристик через системное оздоровление образа жизни студентов.
Таким образом, в результате целенаправленной психологической подготовки формируется экоцелостная личность будущего педагога, представляющая собой систему мотивационных, эмоциональных, волевых, рефлексивных и ценностно-смысловых личностных свойств, среди которых доминирующую роль играют ценностно-смысловые и нравственные ориентации личности, определяющие содержание экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно-экологической ответственности личности будущего педагога.
2. Результаты диагностического исследования выявили наличие ряда негативных особенностей развития ценностно-смысловой, нравственно-духовной, рефлексивной, мотивационной сфер личности студентов, что существенно проявилось в неблагоприятных показателях экологического сознания будущих педагогов. Данными диагностики обоснована необходимость целенаправленного формирования этих сфер личности.
3. Результатами корреляционного анализа показана взаимосвязь экологического сознания личности и ее ценностно-смысловой и нравственно-духовной сфер.
4. Результаты эксперимента подтвердили ведущую роль духовно-нравственных факторов в развитии экоцелостной личности будущего педагога, а также в формировании его психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, прежде всего информационного пространства.
5. Полученные в исследовании данные подтвердили высокую эффективность разработанной программы психологической подготовки и через это релевантность предложенной модели нравственно-экологического сознания и процесса его формирования, что позволяет рекомендовать данную программу для расширенного внедрения в процесс профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы видятся в разработке более обширного методического инструментария для изучения и формирования экологической культуры личности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Гришин, Андрей Владимирович, 2011 год
1. Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский A.M., Костин А.К. Лицей эколого-информационных технологий. Иркутск, 1998.
2. Агаджанян H.A. и др. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия. М., 1995.
3. Агаджанян H.A., Торшин В.И. Экология человека: Избранные лекции. М.: Издательская фирма "Крук",1994.
4. Александрова P.A., Смолянов A.B. Экология и мораль. М., 1984.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев.-М.: Наука, 1977.
6. Андреев Э.М., Миронов A.B., Шефель СВ. Социально-философские основания концепции формирования экоцелостной личности (в контексте идейного наследия П. А.Сорокина) // Социально-гуманитарные знания.- 2003,-№1.-С24.
7. Андрущакевич, A.A. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: Медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования / A.A. Андрущакевич. Н.Новгород, 2001. - 280 с.
8. Аронсон, Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление/ Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис СПб.: Прайм Евро-знак, 2002.-384 с.
9. Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. — С. 203-257.
10. Ахутин A.B. Понятие "Природа" в античности и в новое время. М.:Наука, 1988.
11. Баранова В.И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. М., 1989. - С. 76-80.
12. Басина, Е.В. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: дис. канд. психол. наук. / Е.В. Басина. М., 1985.
13. Бганба-Церера В.Р. Экология души: ненасилие путь в грядущее.-СПб., 1994.
14. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики: проблемы иперспективы. М., 1992.
15. Беляева, В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития учителя в советской и православной педагогической культуре: автореф. дис. . докт. пед. наук / В.А. Беляева. М., 1999. - 28 с.
16. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества/ H.A. Бердяев. -М., 1989.-С. 293-325.
17. Бердяев, Н. А. О назначении человека / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1993. -382 с.
18. Бердяев, H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев H.A. О назначении человека. -М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998. 384 с. - (Библиотека философской мысли)
19. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1994.-479 с.
20. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра/ И.В. Бестужев-Лада. -М. Мысль, 1986.
21. Биджиева Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: Дис. . канд. философ, наук/ Р.У. Биджиева. -М., 1981.
22. Болотова, Л.И. Концепция программы воспитания духовности, целомудрия и альтруистического поведения / Л.И. Болотова // Школа духовности. — 1997 № 2 — 60-63.
23. Борейко, В.Е. Постижение экологической теологии/ В.Е. Борейко-Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2000.
24. Борейко, В.Е., 1999-6, Прорыв в экологическую этику/ Е.В. Борейко-Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1999. -128 с.
25. Бородина, Н.К. Онтология духовности: сущность и понимание: Автореф. дис. докт. филос. наук. / Н.К. Бородина. Волгоград, 2000. - 24 с.
26. Братусь, Б. С. Нравственное сознание личности / Б. С. Братусь. М.: Знание, 1985.-64 с.
27. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросыпсихологии. -1997. № 5. - С. 3-20.
28. Братусь, Б.С. От гуманитарной парадигмы в психологии к парадигме эсхатологической: Материалы круглого стола "Психология и новые идеалы научности" / Б.С. Братусь // Вопросы философии. 1993. № 5. - С. 3-43.
29. Буева, Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л.П. Буева // Вопросы философии. 1996. №2. - С. 3-9.
30. Буева, Л.П. Сакральность духовного пространства человека / Л.П. Буева // Педагогика. 1995. №5. - С. 25.
31. Бухвалов В.А., Богданова Л.В. Введение в антропоэкологию. М., 1995.
32. Вернадский В.И. Биосфера/ В.И. Вернадский М.: Наука, 1965.
33. Вернадский В.И. Живое вещество/ В.И. Вернадский. М.: Наука, 1978.
34. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере/ В.И. Вернадский // Научная мысль, как планетарное явление. М, 1991. - С. 235—244.
35. Вернадский В.И. Современность/ В.И. Вернадский. -М.: Наука, 1986.
36. Вронский В.А. Прикладная экология/ В.А. Вронский. Ростов-на-Дону, 1996.
37. Гавриловец, К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: книга для учителей / К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская. 2-е изд. - Минск: Народная асвета, 1989. - 168 с.
38. Галеева, Н.Л. Экологическая мини-энциклопедия на столе учителя/ Н.Л. Галеева// Экология и жизнь. 1999.-№ 4.
39. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космопсихологос / Т.Д. Гачев. -М., 1995.
40. Генисаретский, О.И. Процепция и виртуальность в возможных жизненных мирах / О.И. Генисаретский // Виртуальные реальности. М., 1995. - С. 63-79.
41. Герье, В. Франциск Ассизский, Вестник Европы, 1982, июнь. .-С. 519 545.
42. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию/ Дж.
43. Гибсон.-М.:Прогресс, 1988.
44. Гиренок, Ф.И. Экология, Цивилизация. Ноосфера/ Ф.И. Гиренок. -М.: Наука, 1987.
45. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры/ Э.В. Гирусов // Экология, культура, образование-М, 1989.
46. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии / Э.В. Гирусов. М., 1998.
47. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. М., 1989.
48. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии/ Дж. Голд. -М., 1990.
49. Горичева, Т. Святые животные / Т. Горичева. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1999. - 56 с.
50. Горовая В.И. Экологизация сознания в контексте культурологического подхода и концепции экоцелостной личности / В.И. Горовая, O.A. Линенко // Вестник университета. 2009. -№ 4. - С. 41-44.
51. Город, природа, человек: проблемы экологического воспитания /Под ред. академика А. В. Сидоренко. М.: Мысль, 1982. - 231 с.
52. Грот, Н.Я. Устои нравственной жизни и деятельности/ Н.Я. Грот// Смысл жизни в русской философии. СПб., 1995. — С. 17-39.
53. Грэбер, JL Дикая природа как священное пространство/ JI. Грэбер. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1999. — 56 с.
54. Гришин A.B. Экологическое сознание и развитие нравственно-психологических свойств личности Текст. / A.B. Гришин, В.В. Рыжов // Вестник университета (Государственный университет управления).- 2009. -№ 16-С. 28-31.
55. Гришин A.B. Экологические проблемы и психология Текст. / A.B.
56. Гришин, B.B. Рыжов// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб.науч. тр. Вып. 10. - Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2007.- С. 13-33.
57. Гришин A.B. Отношение к природе и нравственное воспитание личности Текст./ A.B. Гришин// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб.науч. тр.-Вып. Ю.-Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2007.-С.157-166.
58. Гришин A.B. О разработке системы формирования экологического сознания учащихся Текст./ A.B. Гришин// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб.науч. тр.-Вып. 11.-М.: Изд-во Русско-американского института, 2008. С. 85-94.
59. Гришин A.B. Экология личности и психологические загрязнения Текст./ A.B. Гришин// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб.науч. тр.-Вып. 12.-М.: Изд-во Русско-американского института, 2008.-С.117-125.
60. Гришин A.B.Формирование нравственно-экологического сознания студентов педагогических специальностей: учебно-методич. пособие/ A.B. Гришин, В.В. Рыжов.-М.: Изд-во Русско-американского института, 2010.-107 с.
61. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Второй международной научной конференции/ Под ред. проф. В.В. Рыжова. Нижний Новгород, 2000.-292 с.
62. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Третьей международной научной конференции/ Под ред. проф. В.В. Рыжова. Н.Новгород, 2004. -240 с.
63. Гумилев JI.H. Биосфера и импульсы сознания/ JI.H. Гумилев //Природа. 1978. - №12. - С. 97-105.
64. Гусейнов A.A. Природа как ценность культуры/ A.A. Гусейнов // Экология, культура, образование. — М., 1989. С. 5-11.
65. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. — М.: Русский язык, 1981. Т. 1. - 700 с.
66. Дежкин В.В. Беседы об экологии/ В.В. Дежкин. М.: МНЭПУ, 1998.
67. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания/ С.Д. Дерябо. М., 1999.
68. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. Ростов на Дону, 1996.
69. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере/ H.B. ? Добрецова. М., 1988.
70. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. М.: Наука, 1993.-432 с.ъ
71. Доржигушаева, О. Буддийская мысль и экологическое мировоззрение / О. Доржгаушаева. Бюллетень Московского ИСАР, №10,2000. - С. 34-38.
72. Духовность человека: педагогика развития: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Михалковича. Минск: Тесей, 2006. - 400 с.
73. Железнов Ю.Д. Природа человека и общество/ Ю.Д. Железное. -М.:МНЭПУ, 1996.
74. Захаров A.A. Религия и экологический кризис/ A.A. Захаров. М., 1990.
75. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования/ А.Н. Захлебный. М., 1991.
76. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы исредства обучения/ И.Д. Зверев. М., 1993.
77. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования/ И.Д. Зверев. М., 1980.
78. Здоровье и окружающая среда/ Под ред. Дж. Ленихена и У. Флетчера. М.: Мир, 1979.-232 с.
79. Зеньковский В.В. Основы христианской философии / В.В. Зеньковский. -М.: Канон+, 1997. 560 с.
80. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ В.В. Зеньковский / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев М.: Школа-Пресс, 1996. -272 с.
81. Зеньковский, В.В. История русской философии; в 2т. / В.В.Зеньковский. Л.: Эго, 1991.
82. Зинченко, В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии/ В.П. Зинченко, Е.Б.Моргунов. -М.: Тривола, 1994.
83. Знаков, В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры/В.В. Знаков// Вопросы психологии.- 1998.- № 3,- С. 104-114.
84. Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании/ Т.В. Иванова // Вопросы психологии. 1999. - № 3. - С. 83-88.
85. Ильин, И.А. Собрание сочинений в 10 т. / И.А. Ильин. М.: Русская книга, 1993.
86. Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис. . канд. пед. наук/ А.Н. Ильина.-М., 1998.
87. Инэда К. Экологическая проблематика в контексте буддизма / К. Инэда // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М. :Прогресс, 1999. С. 289 -307.
88. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. М.: Наука, 1991.
89. Калмыков, A.A. Психология виртуального со-бытия / A.A. Калмыков// Первая Российская конференция по экологической психологии.- М, 1996.- С.75.77.
90. Калмыков, A.A. Введение в экологическую психологию: Курс лекций / A.A. Калмыков.-М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.- 128 с.
91. Келлер A.A., Кувакин В.И. Экология здоровья: Введение в медицинскую и военно-медицинскую экологию. СПб, 1997.
92. Киселева, Н.Ю. Экологические элементы сознания и религия / Н.Ю. Киселева. Нижний Новгород, 1993.
93. Китаев-Смык, JI.A. Стресс и психологическая экология/ JI.A. Китаев-Смык// Природа.-1989. -№ 7. С. 98-105.
94. Колдашова, Т.Ю. Формирование экологической культуры питания как базового компонента здоровьеформирования старших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Т.Ю. Колдашова. Нижний Новгород, 2009.
95. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон М.: Мысль, 1984.
96. Кочергин, А.Н. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования/ А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев. Новосибирск: Наука, 1987.
97. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.
98. Круть, И.В. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества / И.В. Круть, И.М. Забелин. М.: Наука, 1988.
99. Кряж И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений/И.В. Кряж// Вопросы психологии. 1998. - №1.-С. 65- 75.
100. Культура и экология: поиск путей становления новой этики. М., 1992.
101. Кэлликотт Б. Природоохранные ценности и этика / Б. Кэлликот. Гуманитарный экологический журнал, 2000, т.1, №2. - С. 40-68.
102. Лемешев М. Я. Природа и мы/ М.Я. Лемешев. М.: Советская Россия, 1989.-272 с.
103. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А., Боев Б.В. Закат цивилизации или движение к ноосфере (экология с разных сторон). М., 1997.
104. Лихачев Б.Т. Философия воспитания/ Б.Т. Лихачев. М., 1995.
105. Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания/ Б.Т. Лихачев// Педагогика. — 1995. — № 1.
106. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. -М.: Наука, 1984.
107. Лосев A.B., Провадкин Г.Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 312 с.
108. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология, Культура / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во политической литературы, 1991.
109. Лосский В.Н. Догматическое богословие/В.Н. Лосский.-М.: Мысль, 1991.
110. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра/ Н.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. - 367 с. - (Библиотека этической мысли).
111. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты/ Н.О. Лосский. М.1994.
112. Лосский, Н.О. Чувствительная, интеллектуальная и мистическая интуиция/ Н.О. Лосский // Учение о душе и душевных явлениях.- М., 1995.
113. Мак Ги Р. Поиск значимости/ Р. Мак Ги. М.: Логос. 1994 - 112 с.
114. Максимова Л.В. Опыт выявления каркаса основных понятий общей ан-тропоэкологии/ Л.М. Максимова // Эволюционная и историческая антропо-экология. -М., 1994. С. 77-88.
115. Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. М., 1991 - 1994.
116. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация/ М.К. Мамардашвили // Природа 1998.-№ И.
117. Мамедов Н.М. Теоретические основы экологического образования/ Н.М. Мамедов // Экологическое образование и устойчивое развитие. М.,1995.
118. Мантатов В.В., Доржигушаева О.В. Экологическая этика: буддизм и современность / В.В. Мантатов, О.В. Доржигушаева. Улан-Удэ, ВСГТУ,1996.- 155с.
119. Маралов, В.Г. Педагогика ненасилия / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров- М., 1993.
120. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ/ Э.С. Маркарян —М.: Мысль, 1983.
121. Маркович Д.Ж. Социальная экология/ Дж. Маркович. М., 1991.
122. Медведев В.И., Алдашева A.A. Экологическое сознание. М,2001.
123. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7т. -М., 1991.-T. 1.-С. 85-104; 121-130.
124. Мифы народов мира. Энциклопедия.— Т.1, т.2 М.: Советская энциклопедия, 1991
125. Моисеев, H.H. Человек, среда, общество: Проблемы формализованного описания/H.H. Моисеев. -М.: Наука, 1982.
126. Моисеев, H.H. Восхождение к разуму: Лекции/ H.H. Моисеев.- М.: Из-дАТ, 1993.
127. Моисеев, H.H. Устойчивое развитие и экологическое образование/ H.H. Моисеев // Философские аспекты социальной экологии. М., 1996. - С. 1-12.
128. Моргунов, Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах/ Е.Б. Моргунов. -М.: Тривола, 1994.
129. Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис. . д-ра пед. наук/ В.М. Назаренко. -М., 1994.
130. Назаренко, В.М. Будущее экологического образования: Некоторые предположения/ В.М. Назаренко// Экология и жизнь 1997 — № 2.
131. Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов М.:1. Наука, 1995.
132. Несмелов, В.Н. Наука о человеке / В.Н. Несмелов. Казань: Тан-Заря, 1994.-418 с.
133. Ничипоров, Б.В. Введение в христианскую психологию / Б.В. Ничипо-ров. -М.: Мир, 1994.
134. Носов, H.A. Психологические виртуальные реальности / H.A. Носов. — М.: Изд-во ин-та Человека РАН, 1994.
135. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV XVII вв.) / Сост., вступ. статьи и комент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 400 с.
136. Олейников Ю.В. Экологическая обусловленность мировоззренческих трансформаций/ Ю.В. Олейников // Философия экологического образования. -М., 2001.
137. Осипов, А.И. Духовно-нравственное воспитание в системе современного образования / А.И. Осипов // Наука и образование на пороге III тысячелетия. Минск, 2000.
138. Отношение школьников к природе/ Под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Сураве-гиной.-М., 1988.
139. Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе/ Т.Н. Павлова. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1998. - 128 с.
140. Переписка В.И. Вернадского и П.А. Флоренского// Новый мир 1989. №2.
141. Попов, В.А. Августин Аврелий и его духовно-образовательная педагогика / В.А. Попов // Гуманизм и духовность в образовании: Труды второй международной научной конференции. Н.Новгород, 2001. - С. 57-63.
142. Психология личности и образ жизни/ Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, Ин-т психологии РАН, 1987.
143. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом1. БАХРАХ-М", 2003. 672 с.
144. Раудсеп, М. Экопсихология как наука о поведении человека в социальной среде/ М. Раудсеп// Человек в социальной и физической среде / Под ред. X. Лийметса и др.- Таллинн, 1983.
145. Рац М. Что такое экология, или Как спасти природу (предложения к государственной экологической программе) // Человек и проблемы природопользования. М.: Знание, 1990. - 96 с. — (Нар. ун-т. "Человек и природа»; № 2)
146. Реймерс, Н.Ф. Популярный биологический словарь/ Н.Ф. Реймерс. — М., 1991.
147. Реймерс, Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология / Н.Ф. Реймерс.- М.: "Россия молодая", 1992.
148. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы)/ Н.Ф. Реймерс. М., 1994.
149. Ролстон Ш. Холмс. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. С. 258-288.
150. Рыжов В.В. Информационные технологии и личность/ В.В. Ры-жов//Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Третьей международной научной конференции. — Нижний Новгород, 2005.
151. Рыжов В.В. Проблемы экологической психологии в образовании / В.В.Рыжов // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Научные труды НФ УРАО Вып. 2 - Нижний Новгород, 2002 - С.7-27.
152. Рыжова И.М. Экология души и личности/ И.М. Рыжова// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. енауч. тр.- Вып 6.-М.: Изд-во Русско-американского института, 2005 С. 134-138.
153. Савченко, Е.А. Диагностика нравственного развития личности школьника: Учебное пособие / Е.А. Савченко, Л.В. Макаренко. Минск, 2002.
154. Сафронов И.П. Формирование экологической культуры учителя: Дис. канд. философ, наук/И.П. Сафронов. -М., 1992.
155. Семенов, В. Е. Искусство как межличностная коммуникация / В.Е. Семенов. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. - 200 с.
156. Ситаров, В.А. Пустовойтов В.В.Социальная экология: Учебное пособие для студентов высш. пед. уч. заведений/В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов.-М.: Академия, 2000. 280 с.
157. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии/ А.П. Ситников. М.: ТШБ, 1996.
158. Сластенина Е С. Экологическое образование в подготовке учителя/ Е.С. Сластенина. М., 1984.
159. Словарь по этике/ Под ред. А. А. Гусейнова и И.С. Кона. — 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989.
160. Современные проблемы экологии. М., 1997.
161. Соловьев, B.C. Полное собрание сочинений и писем / B.C. Соловьев. -М.: Наука, 2000.
162. Соловьев, B.C. Оправдание добра: нравственная философия Электронный ресурс.http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovvO 1 .htm
163. Соловьев, B.C. Смысл любви ГЭлектронный ресурс! / B.C. Соловьев // http://www.vehi.net/soloviev/smysl lubvi.html
164. Соловьева Н.В. Экологическая культура как показатель образа жизни современного общества: Автореф. дис. .канд. филос. наук/ Н.В. Соловьева Казань: КГУ, 1994.
165. Соломина С.Н. Мировоззренческие и идеологические аспекты экологического воспитания/ С.Н. Соломина // Образование по вопросам окружающей среды-Минск, 1980.
166. Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы/ С.Н. Соломина. -М., 1982.
167. Сухомлинский, В.А. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).
168. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. M., 1987. - С. 133 -186.
169. Тровард, Т. Эдинбургские лекции по ментальной науке/ Т. Тровард.-Тамбов.: Изд-во "Аттика", 2000. 92 с.
170. Уайт JI. Исторические корни нашего экологического кризиса/ Л.Уайт// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. С. 188— 202.
171. Уолш, Р. Основания духовности / Р. Уолш; пер. с англ. М., 2000.
172. Ушинский, К.Д. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амо-нашвили, 2001. -224 с. - (Антология гуманной педагогики).
173. Федосенко, Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: Монография/ Е.В. Федосенко. СПб.: Речь, 2008.- 191 с.
174. Федотова, В.Г. Духовность как фактор перестройки / В.Г. Федотова // Вопросы философии. 1987. №3. - С. 42-49.
175. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях/ П.А. Флоренский.- М., 1993.
176. Флоренский, П.А., Иконостас Электронный ресурс. / П.А. Флоренский //http://www.vehi.net/florensky/ikonost.html
177. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. М.: Республика, 1992.
178. Франк, С.Л. Реальность и человек / С.Л. Франк. М., 1997.
179. Франк, С.Л. Смысл жизни Электронный ресурс. / С.Л. Франк // http :// www.vehi .net/frank/sm y s lzhi .html
180. Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет/ И.Т. Фролов-М.: Политиздат, 1989.
181. Фромм Э. Иметь или быть?/ Э. Фромм. М., 1990.
182. Фрэзер, Д. Золотая ветвь / Д. Фрэзер. М.: Политиздат, 1980. - 832 с.
183. Хакимов Р.З., Егоров Н.В., Смирнов Г.С. и др. Методологические основы формирования экологического сознания // Образование по вопросам окружающей среды. Кн. 1.-Иваново, 1984.
184. Хассен, С. Освобождение от психологического насилия/ С. Хасеен. — СПб.: прайм ЕВРОЗНАК. 2001.
185. Хесле В. Философия и экология/ В. Хесле. М., 1993.
186. Христианство и экология: Сб. статей. СПб.: Изд-во РГХИ, 1997. - 352 с.
187. Хоружий С.С. К проблеме динамики ноогенеза/ С.С. Хоружий // Учение В.И. Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности. Ч. 1. Тез. докл. Всесоюз. конф. (Москва, 30-31 мая 1988 г.). М.: Моск. физ.-техн. ин-т, 1988. -С. 94-97.
188. Цветочки святого Франциска Ассизского. Брюссель, 1993. - 175 с.
189. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной/ К.Э. Циолковский // Очерки о Вселенной. -М., 1992.-С. 151-153.
190. Черноушек М. Психология жизненной среды/ М. Черноушек- М.: Мысль, 1989.
191. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь/ А.Л. Чижевский. М., 1976.-С. 24-51.
192. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособие для студентов вузов / В. Д. Шадриков. -2. изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2001. -294 с.
193. Шаронов, В.В. Основы социальной антропологии /В.В. Шаронов. -СПб., 1997.
194. Швейцер А. Благоговение перед жизнью/ А. Швейцер. М., 1992. - С. 216-229.
195. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. / Н.И. Шевандрин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
196. Шевченко, Г.П. Духовное развитие учащихся / Г.П. Шевченко // Сов. педагогика. 1989, №8.
197. Шемшурина, А. Этические диалоги со старшеклассниками / А. Шем-шурина // Воспитание школьников. 1998. №2. - С. 2-6.
198. Шеффер, Ф. Он здесь, и Он не молчит: Избранное / Френсис Шеффер —
199. Пер. с англ. СПб.: Мирт, 2002. - 351 с.
200. Шилин К.И. Экософии религии и этноса/ К.И. Шилин. М., 1997.
201. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию/ Г.Г. Шпет- СПб.: Алетейя, 1996.
202. Шрейдер, И.А. Лекции по этике / И.А. Шрейдер. М.: Мирос, 1994.
203. Штайнер, Р. Духовное обновление педагогики / Р. Штайнер. М.: Пар-сифаль, 1995.-251 с.
204. Штенбах Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека/ Х.Э. Штенбах. СПб., 1997.
205. Штильмарк Ф.Р. Таинство заповедания/ Ф.Р. Штильмарк// Гуманитарный экологический журнал 1999, т.1, №1- С. 35-46.
206. Экологическое и эстетическое воспитание школьников/ Под ред. Л.П. Печко. -М.,1984.
207. Экологическое образование школьников/ Под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. М., 1983.
208. Экология и религия/ Сост. H.A. Трофимчук.-М.:РАУ Луч, 1994 409 с.
209. Экология человека: Словарь-справочник/ Авт.-сост. H.A. Агаджанян, И.Б. Ушаков, В.И. Торшин и др./ Под общ. ред. H.A. Агаджаняна.- М.: ММП "Экоцентр", Издательская фирма "Крук", 1997.- 208 с.
210. Экотеология. Голоса севера и юга. М.: Испо-Сервис. 1997. - 368 с.
211. Элиаде М. Трактат по истории религий/ М.Элиаде. СПб.: Изд-во "Алетейя", 1999.-414 с.
212. Левин В.А., Дерябо С.Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга/ В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо// Школа здоровья. — 1995, №2.
213. Ясвин В.А., Дерябо С.Д. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии / В.А.Ясвин, С.Д. Дерябо // Психологический журнал. 1996. -Т. 17, №6. - С. 4-18.
214. Abbot Herman. Natures Tuneful Choir// The Ortodox word, vol. 32, № 6 (191), 1996, pp. 263-289.
215. Albanese C. Nature religion in America. —Chicago, University of Chicago Press. -1990.
216. Barlow C. Because it is my religion // Wild Earth, 1996, pp. 5-10.
217. Bratton S. The original desert solitaire: early christian monasticism and wilderness// Environmental ethics, 1988, №1, pp.31-53.
218. Callicott B. American indian land wisdom? Sorting out the issues// Olson P.(ed.). Mankind on the move Lincoln, University of Nebraska Press. -1988.
219. Christianity and ecology/ Ed. E.Breuilly, M.Palmer.- WWF, New York, 1992.-118 p.
220. Cooling, Trevor. Science and Religious Education Conflict or Cooperation? // British Journal of Religious Education. - 1990. - V.13(l). - P. 35-42.
221. Degenhardt, M. The Ethics of Belief and Education in Science and Morals // Journal of Moral Education. 1986. - V.15(2) - P. 109-118.
222. Eliade M. The sacred and the profane: the natura of religion New York, Harpet Torch Book, 1961.-220 p.
223. Environmental' ethics. Readings in theory and application/ Ed. Pojman L. -Jones and Bartlett Publishers, Boston London, 1994. - 504 p.
224. Erricker, Jane. Teachers Developing Spiritual and Moral Education // Teacher Development. 1999. - V. 3(3). - P.383-396.
225. Ethics, religion and biodiversity/ Ed. L. Hamilton, The White Hors Press, Cambridge, 1993. 125 p.
226. Fisher S., Jane T. Living in virtual world // Byte, 1990, July, pp. 215-221.
227. Fowler, James W. Stages of Faith: The Psychology of Human Development and the Quest for Meaning / -San-Francisco: Harper., 1981.
228. Hamit F. Virtuality and the exploration of cyberspase. Carmel Indiana Sums Publishing, 1993. - 346 p.
229. Hughes D, Swan J. How much of the Earth is sacred space?//Environmental ethics/ Ed. L. Pojman, Jones and Bartlett Publishers. Boston-London, 1994, pp. 172-180.
230. Hughes D., -Francisk of Assisl and the diversity of creation// Environmental
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.